Вид сказки лиса и заяц 2 класс

Читательский дневник по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух»

Автор: народ

Название: «Лиса, Заяц и Петух» или «Зайкина избушка».

Число страниц: 7.

Жанр произведения: сказка о животных.

Главные герои: Лиса, Заяц, Петух, Собака, Медведь, Бык.

Характеристика главных героев:

Лиса — хитрая и наглая.

Из-за своей лени и глупости построила ненадёжный дом.

Обманом выгнала зайца с его жилья.

Заяц — добрый и доверчивый.

Не смог сам справиться с захватчицей и попросил помощи у животных.

Трудолюбивый.

Петух — сильный и смелый.

Ловко прогнал лисицу с чужого домика.

Сделал доброе дело для друга.

Бык, собака, медведь — храбрые лишь на словах

Краткое содержание сказки «Лиса, Заяц и Петух»

В одном лесу жили Лиса и Заяц.

Построили они себе на зиму домики.

У зайца дом был лубяной, а лисы ледяной.

Весной ледяной дом растаял. Рыжая плутовка прогнала зайца и поселилась в его избушке.

Заяц плакал и всем рассказывал о беде. Но ни собака, ни бык, ни медведь, не смогли ему помочь.

Лишь храбрый петух запугал лису и освободил избушку.

Стал петух жить с зайцем.

План сказки:

  1. Строительство.
  2. Неудача лисы.
  3. Захват дома.
  4. Собака.
  5. Бык.
  6. Медведь.
  7. Храбрый петух.
  8. Освобождение.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух»

Основная мысль сказки «Лиса, Заяц и Петух»

Главная мысль сказки заключается в том, что необязательно быть сильным, чтобы победить врага.

Основная идея сказки в том, что смелый всегда побежит.

Чему учит сказка

Сказка учит нас быть смелыми, решительными, справедливыми и отзывчивыми.

Учит не поддаваться противнику, даже если он сильнее нас.

Сказка учит нас быть практичными и думать о будущем.

Сказка учит нас быть дружными и благодарными.

Краткий отзыв о сказке «Лиса, Заяц и Петух» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что любого можно напугать словами.

Но только настоящий храбрец докажет свою смелость делом.

Так поступил петух.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней говорится о том, как большие и страшные звери были напуганы маленькой лисой.

А маленький петух сумел не испугаться.

Мне очень понравился петух, потому что он был отважным и мужественным.

Он помог другу и заслужил почёт и уважение.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что важны не слова, а дела.

Не нужно сотрясать воздух звуками, надо просто делать.

Пословицы к сказке

  • Боязливому — по ухо, смелому — по колено.
  • Глаз — трус, сердце — храбрец.
  • Смелость города берёт.
  • Осень хвастлива, весна справедлива.
  • Смелость лучше богатырства.

Словарь неизвестных слов

  • Лубяная — волокнистая.
  • Посечи — порубить косой.
  • Кринка — кувшин.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

– Му-у-у! Пойдём, я её выгоню!

– Нет, Бык, не выгонишь!

Собака гнала — не выгнала, Медведь гнал — не выгнал и тебе не выгнать!

– Да выгоню!

Подошли они к избёнке, Бык как заревел:

– Уходи, Лиса, вон!

А она им с печи:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник русских народных сказок Афанасьева
  • «Волшебная водица»
  • «Курочка Ряба»
  • «Мороз, Солнце и Ветер»
  • «Морозко»
  • «По щучьему велению»
  • «Теремок»
  • Библиотека русских народных сказок пополняется.

Тип урока: Праздник читательских
удовольствий (урок – обобщение).

Тема урока: Виды русских народных
сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о
    русских народных сказках, особенностях их
    построения, языке, героях;
  • Создать эмоциональный настрой на изучение
    произведений устного народного творчества;
  • Продолжать формировать интерес к чтению,
    развивать воображение, наблюдательность, умение
    доказывать свою точку зрения;
  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего
    народа, чувство ответственности, умение
    принимать решения.

Оборудование: плакаты с изображением
сказочных домиков, рисунки героев сказок,
различные сказочные предметы, портрет
сказочницы, карточки с признаками сказок
различных типов, карточки с заданиями,
проигрыватель, пластинка.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы
совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав
загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Учитель:

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем
отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по
вашему мнению есть самый важный, нужный человек
на сегодняшнем уроке?”

У меня есть один сказочный предмет: вот эта
волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее,
сможет увидеть самого важного и нужного человека
на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам
решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала
нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда
вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть
герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник
прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго
не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.

Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).

Она прислала нам очень важный предмет, без
которого не обходится ни один урок чтения. Это
(…книга, книга сказок). На стенде сборники
русских народных сказок. Именно книга поможет
нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь.
Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.
Клубок как оценка.

Испытание I

На столе заданий капитаны команд берут
конверты с заданиями.

1 группа. Прочитать загадку. Узнать о
какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из
сказки, чтобы дети угадали название и героев

Загадка:

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из сказки.

Оценивают. Понравился ли пересказ?

Вопросы:

  • Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
  • Какие герои встретились?

I группа оценивает, кто быстрей и лучше
ответил на вопросы, передаёт клубок другой
группе.

II группа. Задание: прочитать по ролям
отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Вопросы:

  • Что за сказка?
  • Кто герои?
  • Какой характер у старухи?
  • Какой характер у солдата?

Музыкальная пауза

(Закройте глаза)

– Послушайте две мелодии и угадайте, какая
мелодия к какой сказке подходит?

  • Величальная.
  • Барыня.

1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;

2-я к сказке о топоре.

– Как догадались?

1-я – величавая, спокойная, торжественная.
(Загадочная)

2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.

Учитель:

Каждая сказка, как и человек, имеет свой
характер и настроение. С этим заданием вы тоже
справились.

III группа. Инсценировка отрывков из
сказок.

  • “Лиса, заяц и петух”.
  • “Лиса и волк”.

Оценить игру актеров.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Кто герои?
  • Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?

1-я сценка

“Лисица заяц и петух”

П. – Что ты, зайка, плачешь?

З. – Как же мне не плакать? Была у меня
избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка
растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да
меня и выгнала.

П. – Пойдем, я ее выгоню.

З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали –
не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу
на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!

Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут
клочки по закоулочкам.

П. – Ку-ка-ре-ку…

Л. – Одеваюсь…

П. – …

Л. – Шубу надеваю.

П. – …

Л. – (выскочила и убежала).

– Оцените игру актеров, артистизм, умение
показать характеры героев.

Вопросы к классу:

  • Что за сказка?
  • Какие герои по характеру?

2-я сценка

“Лиса и волк”

(Лиса сидит и ест рыбу.)

В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да
соль…

Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.

В. – Дай мне рыбки.

Л. – Налови сам, да ешь.

В. – Да я не умею.

Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила.
Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в
прорубь, сиди да приговаривай:

“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.

В.(Уходит, садится у проруби, да
приговаривает.)

Оценим игру актеров. Поблагодарим.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем
    отличие?

IV группа.

Получила волшебные предметы и отрывки из
сказок, в которых эти предметы встречаются.
Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки
каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня,
гребень, меч, игла, яйцо).

Сказки:

  • “Кулик” (скатерть).
  • “Баба-Яга” (полотенце, гребень).
  • “Гуси-лебеди” (яблоня).
  • “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).

Оценить.

Испытание “Волшебные домики”

В нашем классе появились волшебные домики.

Терем

Терем

Простая изба

Простая изба

Лесная избушка

Лесная избушка

В каждом из этих домиков особые сказки и особые
герои живут.

Задание: (расселить героев) поселить
увиденные и прочитанные сказки в свой домик.

1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда
пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”,
“Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это
волшебные сказки.

2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша
из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые
сказки.

3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и
петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о
животных).

Испытание III

Каждая группа получает конверт со сказочными
героями.

Задание: Распределить героев из
сказок в свои домики. (Доказать.)

IV группа – определяет свои предметы,
объясняет почему.

Вопрос: Почему так распределили
сказки, героев, предметы?

Дети: Потому что сказки можно
разделить на 3 группы.

  • Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
  • В избе? (Бытовые)
  • В лесной избушке? (Сказки о животных)

(Прикрепляю таблички с названиями видов
сказок)

  • Почему сказки делятся на 3 вида?
  • Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои
    признаки, особенности).

В группах отбирают карточки с особенностями
сказок:

1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о
животных, 4 гр. – проверяет, находит общие
признаки.

1 группа 2 группа 3 группа
Волшебство

Герои-злодеи

Герои-помощники

Необычные испытания

Таинственное настроение

Волшебные предметы

Герои – простые люди

Веселое
настроение

Смешные ситуации

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение

Герои-животные

Волшебное условие (животные разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого вида сказок свое
назначение, свое настроение и рассказывать их
надо по-особому. На следующий урок вы подготовите
пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс
сказителей.

Испытание IV

(Последнее – резервное Можно использовать в
виде домашнего задания. Задание на листах для
каждого ученика.)

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
  • Второе название скатерти? (Самобранка)
  • Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои
    полеты? (Ступа)
  • Сколько голов у Горыныча?
  • Исправьте ошибки в названиях сказок:
    – коробок,
    – кепка,
    – трешечка,
    – петушок– золотой пастушок,
    – царевна-индюшка
  • Ошибки в прозвищах героев:
    – Кощей Бесстрашный,
    – Крошечка – Горошечка,
    – Сестрица – Гуленушка,
  • Какие животные – герои сказок спрятались
    внутри слов?
  • – Василиса стрекоза икота баранка.

Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть,
кто же был самым важным и нужным на нашем уроке
(подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на
дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не
состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и
нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее
наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла
такая яблонька. (Открываю доску).

img10.jpg (23020 bytes)

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек.
Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое,
зеленое).

img11.jpg (14434 bytes)

– Если вы считаете, что урок прошел для вас
интересно, вы себя проявили, хорошо работали,
разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите
красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то
проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться, есть
трудности – зеленое, надо немного созреть.

Конспект занятия на тему:

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Цели и задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц»;

-помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец),используя прием вопросов, объяснения незнакомых слов;

-вызывать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и заяц»;

Развивающие:

-развивать связную речь детей; совершенствовать умения отвечать на вопросы по тексту полными предложениями;

Воспитательные:

— воспитывать чувство сопереживания, умение распознавать добро и зло.

Материал: корзинка,игрушка (Лисы,Зайца), две картинки с изображением ледяного и деревянного домиков, картинки по сюжету сказки «Лиса и заяц»,сюжетные картинки сказок(«Колобок», «Теремок», «Курочка –ряба», «Гуси –лебеди» , «Рукавичка» ).

Словарная работа: Объяснение слов: лубяная ,ледяная ,несу косу, на печи, посечи, трусливый, храбрый .

Предварительная работа: Разучивание русской народной колыбельной песни «Баюшки-баю»

Ход занятия:

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку,

Я сегодня в группу шла

И корзиночку нашла.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла около нашей группы. Что это? 

Дети: Корзинка.

Воспитатель: Она не простая, волшебная. А что бы она показала, что в ней находиться, надо сказать, вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете? 

Дети: Пожалуйста, спасибо, добрый день ,добрый вечер, доброй ночи ,приятного аппетита, до свидания ,здравствуйте ,простите, доброго пути

Воспитатель: Молодцы, ребята! (воспитатель показывает лису). Кто это?

Дети:  Лиса.

Воспитатель: А это кто? (воспитатель показывает зайца).

Дети: Заяц.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите послушать сказку об этих животных?

Сегодня мы с вами отправимся в гости к лисе и зайцу, а поможет нам в этом русская народная сказка. Я вам прочитаю русскую народную сказку «Лиса и заяц». Ребята, а кто сочиняет народные сказки

Дети: Народ

Воспитатель: Правильно, русские народные сказки придумал народ. Они передавались от прабабушек, бабушек, а бабушки передавали нашим мамам, так и до нас дошли. Давайте их вспомним.

Дети: («Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Курочка ряба», “Рукавичка” и т.д.)

Воспитатель:(показывает иллюстрации)В: Молодцы, ребята! Много русских народных сказок вы знаете. А сейчас мы послушаем сказку о том, как петух лису победил?

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», показ иллюстраций по сюжету.

Воспитатеь:Вот и сказки конец ,а кто слушал молодец ! Ребята ,вы устали?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте отдохнем !

Физминутка: «Заюшкина избушка»

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).

Песню весело он пел (кивают головой).

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).

Но лисичка постучала (стучат кулачкам о кулачок).

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, разводят руки в стороны).

И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону).

К зайцу нашему подходят (подходят ближе в круг).

И не с чем они уходят (расходятся).

Лишь петух ему помог (машут руками вверх-вниз)

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Припеваючи, в ладу (руки по бокам).

Воспитатель: Молодцы ,мы немного отдохнули, а теперь присаживайтесь на места .

Обсуждение с детьми русской народной сказки «Лиса и заяц».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним ,какие герои были в этой сказке ?

Дети: Заяц, лиса, медведь ,бык, петух.

Воспитатель: Какая у зайчика была избушка?

Дети: Лубяная.

Воспитатель: Правильно ,лубяная –она построена из коры дерева .(показ картинки) какую избушку построила себе Лиса?

Дети: Ледяную.

Воспитатель: А как вы думаете ледяная изба из чего построена ?

Дети: Из-за льда.

Воспитатель: Почему Лиса осталась без избушки ?

Дети: Она растаяла.

Воспитатель: А какая беда случилась у зайчика?

Дети : Его лиса выгнала.

Воспитатель: Хорошо ли поступила лисичка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какие звери хотели помочь зайчику выгнать Лису ?

Дети: Собака, волк, медведь ,петух

Воспитатель: Как думаете, волк ,медведь и бык сильнее лисы?

Дети: Да

Воспитатель: А почему эти большие и сильные животные не помогли зайчику?

Дети: Они сильные ,но трусливые. (всего боятся )

Воспитатель: Кто помог зайчику выгнать лису ?

Дети: Петушок.

Воспитатель: А что можно сказать про петушка ,который меньше и слабее лисы?

Дети: петух храбрый (смелый, ничего не боится)

Воспитатель: Да ,петушок мал ,но удал .

Повторить вместе с детьми слова петушка:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон!

Пальчиковая гимнастика: «Серый зайка»

Зайка серенький сидит 
(руки сжаты в кулачки)
И ушами шевелит. 
(разгибают и сгибают кулачки)
Надо лапочки погреть, 
(растирают пальцы и кисти рук)
Зайке холодно сидеть.

Рефлексия:

Воспитатель: Какую сказку мы сегодня прочитали?

Дети: «Лиса и заяц»

Воспитатель: вам понравилась сказка?

Дети: Да

Воспитатель: чем она вам понравилась?

Дети: Как маленький петушок не испугался лисы.

Воспитатель В: чему нас учит эта сказка?

Дети: Доброте ,дружбе.

Воспитатель: Петух оказался храбрым ,поэтому про него можно сказать: мал удалец ,да храбрец.

Воспитатель: Молодцы .Мне зайчик и лисичка говорят, что устали, и хотят спать, давайте споём им колыбельную песню, чтобы они отдохнули. Мы встанем, сложим руки, как будто у нас на руках зайка и лисичка и покачаем их, споем колыбельную «Баюшки-баю».

(дети поют вместе с воспитателем)

Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок, 
Он ухватит за бочок 
И потащит во лесок, 
Под ракитовый кусток. 
Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

(кладет игрушки в корзину и накрывает платком)

Воспитатель: Зайка и лисичка уснули, им понравилось у вас в гостях, но пора уже прощаться. Давайте скажем -До свидания

Дети: До свидания! 

Воспитатель: Вы сегодня все старались отвечать на мои вопросы и внимательно слушали сказку .Спасибо за занятие!

Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

Урок чтения во 2-м классе

Тип урока: Праздник читательских удовольствий (урок – обобщение).

Тема урока: Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Цели урока: 

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;
  • Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
  • Продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: плакаты с изображением сказочных домиков, рисунки героев сказок, различные сказочные предметы, портрет сказочницы, карточки с признаками сказок различных типов, карточки с заданиями, проигрыватель, пластинка.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Учитель:

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”

У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.

Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).

Она прислала нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Это (…книга, книга сказок). На стенде сборники русских народных сказок. Именно книга поможет нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь. Волшебный клубок будет нам показывать дорогу. Клубок как оценка.

Испытание I

На столе заданий капитаны команд берут конверты с заданиями.

1 группа. Прочитать загадку. Узнать о какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из сказки, чтобы дети угадали название и героев

Загадка:

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из сказки.

Оценивают. Понравился ли пересказ?

Вопросы: 

  • Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
  • Какие герои встретились?

I группа оценивает, кто быстрей и лучше ответил на вопросы, передаёт клубок другой группе.

II группа. Задание: прочитать по ролям отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Вопросы: 

  • Что за сказка?
  • Кто герои?
  • Какой характер у старухи?
  • Какой характер у солдата?

Музыкальная пауза

(Закройте глаза)

– Послушайте две мелодии и угадайте, какая мелодия к какой сказке подходит?

  • Величальная.
  • Барыня.

1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;

2-я к сказке о топоре.

– Как догадались?

1-я – величавая, спокойная, торжественная. (Загадочная)

2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.

Учитель:

Каждая сказка, как и человек, имеет свой характер и настроение. С этим заданием вы тоже справились.

III группа. Инсценировка отрывков из сказок.

  • “Лиса, заяц и петух”.
  • “Лиса и волк”.

Оценить игру актеров.

Вопросы: 

  • Как называется сказка?
  • Кто герои?
  • Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?

1-я сценка

“Лисица заяц и петух”

П. – Что ты, зайка, плачешь?

З. – Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.

П. – Пойдем, я ее выгоню.

З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!

Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.

П. – Ку-ка-ре-ку…

Л. – Одеваюсь…

П. – …

Л. – Шубу надеваю.

П. – …

Л. – (выскочила и убежала).

– Оцените игру актеров, артистизм, умение показать характеры героев.

Вопросы к классу: 

  • Что за сказка?
  • Какие герои по характеру?

2-я сценка 

“Лиса и волк”

(Лиса сидит и ест рыбу.)

В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.

В. – Дай мне рыбки.

Л. – Налови сам, да ешь.

В. – Да я не умею.

Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:

“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.

В. – (Уходит, садится у проруби, да приговаривает.)

Оценим игру актеров. Поблагодарим.

Вопросы: 

  • Как называется сказка?
  • Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем отличие?

IV группа.

Получила волшебные предметы и отрывки из сказок, в которых эти предметы встречаются. Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня, гребень, меч, игла, яйцо).

Сказки: 

  • “Кулик” (скатерть).
  • “Баба-Яга” (полотенце, гребень).
  • “Гуси-лебеди” (яблоня).
  • “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).

Оценить.

Испытание “Волшебные домики”

В нашем классе появились волшебные домики.

Терем


Простая изба


Лесная избушка


В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут.

Задание: (расселить героев) поселить увиденные и прочитанные сказки в свой домик.

1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”, “Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это волшебные сказки.

2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые сказки.

3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о животных).

Испытание III

Каждая группа получает конверт со сказочными героями.

Задание: Распределить героев из сказок в свои домики. (Доказать.)

IV группа – определяет свои предметы, объясняет почему.

Вопрос: Почему так распределили сказки, героев, предметы?

Дети: Потому что сказки можно разделить на 3 группы.

  • Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
  • В избе? (Бытовые)
  • В лесной избушке? (Сказки о животных)

(Прикрепляю таблички с названиями видов сказок) 

  • Почему сказки делятся на 3 вида?
  • Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности).

В группах отбирают карточки с особенностями сказок:

1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о животных, 4 гр. – проверяет, находит общие признаки.

1 группа

2 группа

3 группа

Волшебство

Герои-злодеи

Герои-помощники

Необычные испытания

Таинственное настроение

Волшебные предметы

Герои – простые люди

Веселое настроение

Смешные ситуации

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение

Герои-животные

Волшебное условие (животные разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. На следующий урок вы подготовите пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс сказителей.

Испытание IV

(Последнее – резервное Можно использовать в виде домашнего задания. Задание на листах для каждого ученика.) 

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
  • Второе название скатерти? (Самобранка)
  • Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои полеты? (Ступа)
  • Сколько голов у Горыныча?
  • Исправьте ошибки в названиях сказок:
    – коробок,
    – кепка,
    – трешечка,
    – петушок– золотой пастушок,
    – царевна-индюшка
  • Ошибки в прозвищах героев:
    – Кощей Бесстрашный,
    – Крошечка – Горошечка,
    – Сестрица – Гуленушка,
  • Какие животные – герои сказок спрятались внутри слов?

– Василиса стрекоза икота баранка.

Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).


Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).


– Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

  • Взрослая в 15 лет рассказ другие
  • Вид сказки красная шапочка волшебная или бытовая
  • Вид сказки как иван дурак дверь стерег
  • Вид сказки журавль и цапля 5 класс
  • Вид сказки гуси лебеди 2 класс