Сравнительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
Для того, чтобы осуществлять квалифицированную читательскую деятельность, необходимо обладать умением вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности. Как методически грамотно провести сравнительный анализ хрестоматийных текстов в начальной школе?
Такую работу целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом. Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.
Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть и специфику литературной сказки.
Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:
- сильнее выражена изобразительность
- образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры
- ярко выражена авторская позиция
- в сравнительно-сопоставительном анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность.
Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Задачи урока:
- Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
- Развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме.
- Совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.
Ход работы
Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми.
В начале урока дети делятся впечатлениями о народной сказке. После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.
Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает: Почему названия сказок размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.
Сказки о животных |
Волшебные сказки |
Бытовые сказки |
«Лиса и тетерев» «Теремок» |
«Сивка-бурка» «Иван-царевич и серый волк» «Хаврошечка» |
«Как мужик гусей делил» «Каша из топора» |
Далее педагог задает вопрос, обобщающий представления учащихся о признаках народной волшебной сказки: Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):
- волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
- волшебное место действия («В тридевятом царстве..», вподводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
- волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
- волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.).
После этого обсуждается сказка «Морозко» по следующим вопросам.
К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? Учащиеся называют признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.
Как заканчивается сказка «Морозко»? Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.
Почему так трагически заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.
Перед чтением сказки «Мороз Иванович» учитель дает задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть» (прием антиципации). Предварительное обсуждение этого вопроса.
Далее следует комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. После чтения – проверка первичного восприятия.
Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?
Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:
- чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
- сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
- волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.
После этого учитель предлагает учащимся ответить на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»? В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:
- волшебный персонаж – Морозко и Мороз Иванович
- героини – резко противопоставляются по характеру
- финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.
«Мороз Иванович» с илл. В.М. Конашевича
В продолжение аналитической работы учитель предлагает вопрос: Чем различаются эти сказки?
Работа с таблицей. Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа, над следующими – самостоятельная работа или работа в парах (в зависимости от уровня подготовленности класса). Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок, поэтому на партах обязательно должны быть их тексты.
Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Падчерица и родная дочь. |
1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья. |
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее. |
2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама. |
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу. |
3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность. |
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо. |
4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознатель-ность. |
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо. |
5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость. |
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает. |
6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана. |
В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
- Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
- Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
- Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
- Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
- Концовкой, гуманной и нравоучительной.
А чем еще сказка Одоевского отличается от народной? Для того чтобы ответить на этот вопрос, учитель может предложить детям игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Педагог или заранее подготовленный ученик задает вопросы по содержанию сказки, а учащиеся должны дать ответ, а затем подтвердить его словами из текста.
Вопросы викторины:
- «Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
- «Почему вода в колодце и летом студеная?»
- «Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
- «Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»
После работы с викториной учащиеся приходят ко второму выводу: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.
На этапе обобщения учитель может рассказать детям об истории создания сказки, в частности: В. Ф. Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной (учитель может напомнить эпиграф и концовку сказки).
Вы можете прочитать и другие статьи по данной теме:
- Фольклорные традиции и специфика литературной сказки
- «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежка» бр. Гримм. Сравним?
- Сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»: проблемное обучение
Вернуться в раздел «Статьи»
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.
Подборка по базе: 3-1 Анализ пищевых и сх товаров.doc, 8класс анализ сор соч русский язык.docx, Моделир. и анализ прогр. обесп. Метод. материалы (1).pdf, Тест Математический анализ (предел последовательности).docx, лингв анализ 1:1.docx, Кр. Учет и анализ ОкружкоМО01.docx, Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия (биология).doc, Задание 8 КОМПЛЕКСНЫЙ эк анализ.docx, Сравнительный анализ деловых культур.docx, Василий III Иванович.pptx
Сравнительный анализ сказок «Мороз Иванович» В.Одоевского и русской народной «Морозко»
Акопян Е.А.
Сходство народных и литературных сказок
Народная сказка | Литературная сказка | |
Сюжет | Вымышленные события. | Вымышленные события. |
Часто встречающаяся тема | Противостояние добра и зла. | Противостояние добра и зла. |
Литературные обороты и выражения | Троекратные повторы, эпитеты. | Троекратные повторы, эпитеты. |
Герои сказки | Деление героев на положительных и отрицательных. | Деление героев на положительных и отрицательных. |
Второстепенные герои | Волшебные вещи и помощники. | Волшебные вещи и помощники. |
Основа сказки | Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость) | Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость) |
Различие народных и литературных сказок
Народная сказка | Литературная сказка | |
Автор | Нет одного автора, писалась целыми поколениями. | Конкретный человек. |
Текст | Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме. | Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. |
Литературное описание | Простое, с использованием общепринятых эпитетов. | Бывает сложное, детальное, неповторимое. |
Композиционные элементы | Присказка, зачин, концовка. | Может не иметь традиционных элементов. |
«Морозко»‘>Краткий пересказ русской народной сказки «Морозко»
Сходство сказок
Обе сказки зимние
Побеждает добро, трудолюбие, зло наказано.
Две главные героини: одна трудолюбивая, вторая – лентяйка
Волшебные персонажи: Морозко и Мороз Иванович
Героини проходят испытания на свои человеческие качества.
Отличие сказок
Сказка В. Одоевского имеет один вариант (любой источник – 1 текст)
Народная сказка представлена в нескольких вариантах, причем эти варианты имеют отличия (в пересказе Толстого, Афанасьева)
В названии народной сказки Морозко не видно отношение народа к данному герою, в сказке Одоевского он имеет имя и отчество Мороз Иванович, что показывает уважение к персонажу.
В народной сказке героини не имеют имен, просто родная дочь и падчерица. В литературной сказке имена (прозвища) героинь показывает их характеристику: Рукодельница и Ленивица
Отличие сказок
«Морозко» | «Мороз Иванович» | |
1. Падчерица и родная дочь | 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья | |
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее | 2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама | |
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу | 3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность | |
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо | 4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность | |
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо | 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость | |
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает. | 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана |
Вывод
Писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
1.Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
2.Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
3.Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
4.Волшебным персонажем: Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
5.Концовкой, гуманной и нравоучительной.
С помощью вопросов сравни народную сказку «Морозко» и сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».
1) Кто главные героини сказки?
2) Есть или нет в сказках противопоставление героинь?
3) Почему девочки оказались у Мороза?
4) В какой сказке больше событий, испытаний?
5) В какой сказке есть волшебные предметы?
6) У какой сказки более добрый конец?
7) За что получила награду первая девочка?
8) За что была наказана вторая девочка?
9) Какой вывод можно сделать, прочитав каждую сказку?
reshalka.com
ГДЗ Литературное чтение 3 класс рабочая тетрадь №1 Тихомирова. ПРОВЕРЬ СЕБЯ (стр.72-76). Номер №5
Решение
1) Главные героини: в сказке «Морозко» − дочь старика Настенька, в сказке «Мороз Иванович» − Рукодельница и Ленивица.
2) Противопоставления: в сказке «Морозко» −добрая падчерица и злая дочь старухи; завистливая, коварная мачеха и справедливый великодушный Морозко, в сказке «Мороз Иванович» − имена и действия героинь, их поступки.
3) В сказке «Морозко» девочку отвозит в ле отец по велению мачехи, в сказке «Мороз Иванович» девочка спускается в колодец.
4) Испытаний больше в сказке «Мороз Иванович» − труд у Мороза Ивановича.
5) В сказке «морозко» − волшебная говорящая собака, волшебник Мороз, в сказке «Мороз Иванович» − волшебный колодец, говорящий пирожок, золотые яблочки. перина Мороза Ивановича.
6) В финале сказки «Мороз Иванович» Ленивица возвращается домой, но с сосулькой. В концовке сказки «Морозко» дочь мачехи погибает, замёрзнув в лесу.
7) Награду получила девочка: в сказке «Морозко» − за доброту и кроткий характер получила падчерица от Морозко в награду меха да драгоценности; в сказке «Мороз Иванович» − за её трудолюбие наградил деньгами и бриллиантом.
8) В сказке «Морозко» наказывае девочку за ответы ее грубые и непочтительные. В сказке «Мороз Иванович» Ленивицу за её лень » наградил » серебром и брильянтом, которые растаяли, когда девочка вернулась домой.
9) Прочитав каждую сказку, можно сделать вывод: Люди уважают тех, кто хорошо трудится и хорошо к ним относится, они их чтут. А тех, кто ленится, не любит никто.
В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» похож сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей.
Сказки, обработанные писателями, открыли мне новое то, что залогом победы слабых над сильными является не волшебство или чье−то заступничество, не хитрость или удача, а изменение привычной внутренней позиции.
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.)
Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.
Цели:
1) познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;
совершенствовать умение анализировать художественное произведение;
выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;
учить создавать словесные картины к прочитанному;
2) развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;
обогащать словарный запас;
отрабатывать орфографические знания: родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;
3) воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;
Ход урока.
- Организационный момент (психологический тренинг)
— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-
«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.
В мире так много откроешь чудес,
Если сумеешь пораньше проснуться!»
— Я рада вас всех видеть.
— Доброе утро, ребята!
II. Упражнение, направленное на развитие правильности восприятия и понимания текста.
(Отрывок из русской народной сказки «Морозко»).
— Перед вами лежит текст (отдельные буквы, окончания, части слов закрашены белым цветом).
— Воспроизведите текст полностью
— Прочитайте текст глазами. Прочитайте вполголоса своему товарищу (у учащихся на столах карточки с текстом).
(Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой).
Поехал старик … лес, доезжа.. до того места, — … большою ел…ю сидит его дочь, весел…, румян…, в собольей шубе, вся в золоте, .. серебре, и около — коро… с богатыми п…дарками.
Ст..рик обрадова…, положил все добро в сани, посадил дочь, пове.. домой.
— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).
— Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).
— Какие виды сказок вы знаете? Заполните схему.
(На доске появляется схема:
СКАЗКИ
НАРОДНЫЕ
ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ
— К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)
— Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?
- Присказка
- Наличие чудес, волшебства
- Троекратное повторение
- Конец: Добро побеждает зло.
— Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?
(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).
III. Сообщение темы и цели урока.
— Откройте учебники на странице 169.
— Прочитайте название раздела. (Литературные сказки).
-Просмотрите сказки, которые мы будем изучать в этом разделе?
— Как вы думаете, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки и они становятся литературными).
— Так произошло и со сказкой «Мороз Иванович», которую писатель В.Ф. Одоевский написал на основе русской народной сказки «Морозко».
Цель урока: вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?
IV. Работа над новым материалом.
1.
— Можно ли сразу определить вид сказки?
— Прежде чем начать читать, я хотела бы обратить ваше внимание на иллюстрацию, которая дана на странице 173.
— Рассмотрите иллюстрацию. (работа по иллюстрации)
— Для работы над сказками нам пригодится схема- план:
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Главные герои |
|
2. Какие персонажи помогают главным героям? |
|
3. Волшебные предметы |
|
4. Чудеса, превращения. |
|
5. Троекратность (повторы) |
|
6. Автор сказки |
|
7. Твой любимый герой |
|
2. Работа над сказкой.
2.1. Чтение первой части.
(Учитель читает часть сказки, дети глазами следят).
— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.(Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. В одном доме жили. Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей).
В одном доме жили Рукодельница да Ленивица. |
В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка ,надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так ужи не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел. |
— Что вы заметили в этих сказках? (в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).
3. Класс делится на 2 группы.
1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.
Сравнить с падчерицей.
2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.
Сравнить с родной дочерью.
4. Заполнение таблицы (работа в паре).
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Главные герои |
|
Падчерица- неродная дочь |
Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь |
Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
2.2. Чтение второй части.
(Читают подготовленные дети).
В колодце. |
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит: — Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай. Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает: — Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет! Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят: — Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет. Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник. Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар. — А! сказал он. Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел. Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили. Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину. |
2.3. Работа над второй частью, анализ.
— Как можно озаглавить вторую часть? Ваши варианты.
— А теперь подумайте, какой пункт нашей таблицы мы сейчас можем заполнить?
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Главные герои |
|
Падчерица- неродная дочь |
Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь |
Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
2. Какие персонажи помогают главным героям? |
|
3. Волшебные предметы |
|
1. Морозко. |
|
V. Итог урока.
-Можно ли сейчас определить вид данной сказки?
— Вот об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.
— Сегодня вы все хорошо потрудились.
VI. Домашнее задание.
Изобразить любой эпизод (из прочитанного) сказки.
Подготовить описание Рукодельницы и Ленивицы от своего лица (творческая работа: войти в образ).
Урок литературного чтения (2 урок)
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.) Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.
Цели:
познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;
совершенствовать умение анализировать художественное произведение;
выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;
учить создавать словесные картины к прочитанному;
развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;
обогащать словарный запас;
повторить орфографические знания: родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;
воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;
Ход урока.
- Организационный момент (психологический тренинг).
— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-
«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.
В мире так много откроешь чудес,
Если сумеешь пораньше проснуться!»
— Я рада вас всех видеть.
— Доброе утро, ребята!
II. Проверка домашнего задания.
(Дети выступаю в образе Рукодельницы и Ленивицы).
— Ребята, а какой образ вам больше хотелось «примерить» на себя? (Рукодельницы)
III. Постановка темы и цели урока.
— Давайте поставим вопросы, на которые мы сегодня должны найти ответы?
1. К какому виду сказок относится сказка «Мороз Иванович»?
2. Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?
Цель урока: вот сегодня, ребята, мы закончим чтение сказки «Мороз Иванович» и ее сравнение с русской народной сказкой «Морозко»; выясним, что же такого нового и интересного открыл нам В.Ф. Одоевский.
IV. Работа над новым материалом.
- Чтение 3-й части сказки учителем (дети следят глазами).
— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.
Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди. |
|
Дом Мороз Ивановича. |
- Работа над 4 частью.
— Подумайте, как можно озаглавить эту часть?
Диковинки Мороз Ивановича. |
Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не от знобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки. — Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь? — Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь. — Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь? — Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета. — А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься? — А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. |
— Ребята, что вы заметили в этой части? (Рукодельница три раза задает вопросы).
— Давайте попробуем заполнить таблицу.
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Главные герои |
|
Падчерица- неродная дочь |
Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь |
Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
2. Какие персонажи помогают главным героям? |
|
3. Волшебные предметы |
|
1. Морозко. |
|
4. Чудеса, превращения. |
|
5. Троекратность (повторы) |
|
Морозко три раза задавал вопросы. |
|
— Ребята, а какие вопросы задает Рукодельница?
— Прочитаем первый вопрос.
-Как Мороз Иванович отвечает?
— Имеет ли это место в нашей жизни? То есть что можно сказать, это не вымысел, то научный факт.
— Читаем второй вопрос.
— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.
— Читаем третий вопрос.
— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.
— Какую информацию сообщает нам автор сказки? (научную).
— В какой части нам встретилась еще научная информация? (в первой: фильтрование воды).
- Работа над 5 частью.
(Чтение хорошо подготовленных детей).
— Подумайте, о чем идет речь в этой части? (Служба у Мороз Ивановича. Награда для Рукодельницы).
Награда для Рукодельницы. |
Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель. Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала. Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: — Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать. Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий. |
4. Работа над 6 частью.
— Подумайте, о чем идет речь?
— Как можно озаглавить эту часть? (Возвращение домой).
Возвращение домой. |
Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал: Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки! Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила: — Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало. |
V. Обобщение.
— Что нового внес в сказку В.Ф. Одоевский?
— Какую информацию несет эта сказка? (научную)
— Давайте попробуем определить вид этой сказки.
— Так как это сказка художественная и несет научную информацию, если объединить эти два слова , то получится: научно- художественная сказка.
— Заполнение таблицы:
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Главные герои |
|
Падчерица- неродная дочь |
Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь |
Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
Морозко |
Мороз Иванович |
2. Какие персонажи помогают главным героям? |
|
Морозко |
Мороз Иванович |
3. Волшебные предметы |
|
1. Морозко. |
|
4. Чудеса, превращения. |
|
Падчерица- панья |
Пирожок говорит |
Яблоня говорит. |
|
5. Троекратность (повторы) |
|
Морозко три раза задавал вопросы. |
|
6. Автор сказки |
|
Народ |
В.Ф. Одоевский |
7. Твой любимый герой |
|
***
Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко. Падчерицу Мачеха заставляла все делать. Морозко одарил девочку сундуком с богатством. |
Героини – рукодельница да ленивица. Главный герой – Мороз Иванович. Есть героиня – нянюшка. Автор много говорит о трудолюбии девочки-рукодельницы. Ее никто не заставлял работать, она сама искала дело. Девочка много беседует с Морозом Ивановичем. Он одарил девочку ведерком с серебром и бриллиантиком. М.И. в речи употребляет пословицы, поговорки. |
Вывод: В.Ф. Одоевский у твердил в литературе для детей новый вид научно- художественной сказки.
VI. Подведение итога урока.
— Заполните схему:
СКАЗКИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАРОДНЫЕ
НАУЧНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СКАЗКА ВОЛШЕБНАЯ БЫТОВАЯ О ЖИВОТНЫХ
VII. Домашнее задание.
Закончить чтение сказки самостоятельно, подумать, на какие части можно разделить. Подобрать пословицы о труде.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 31 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Часть 2
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Классификация сказок
- Сравнительный анализ сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»
- Творчество В. Ф. Одоевского в детской литературе
Глоссарий
Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Волшебная сказка –это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Сказка о животных – это сказка, в которой главными героями выступают животные.
Бытовая сказка — это сказка, в которой все действия происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях.
Ключевые слова
Сказка; виды сказок; волшебная сказка.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
Мы узнаем об особенностях волшебной сказки
Научимся сравнивать волшебные сказки
Сможем дать характеристики героям сказок
Основное содержание урока
Сказки «Морозко» и «Мороз Иванович» относятся к волшебным сказкам, т.к. имеют следующие особенности:
— волшебные сюжеты;
— троекратные повторы;
— положительные и отрицательные герои;
— волшебные помощники;
— чудесные превращения;
— добро побеждает зло
Приведём сходства и различия народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» в сравнительной таблице, послушав аудиозаписи.
Таким образом, Владимир Одоевский при написании сказки использовал элементы народных сказок (печка, яблоня). Литературная сказка «Мороз Иванович» отличается от «Морозко» следующими особенностями:
— сюжетом;
— местом действия (сказочный дом Мороза Ивановича) ;
— волшебным персонажем (Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя);
— характеристикой героинь (автор подробно раскрывает характеры героинь, благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем);
— концовкой ( гуманной и нравоучительной).
Сделаем вывод: в сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной «Морозко» сильнее выражена изобразительность, образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры, ярко выражено отношение автора к героям сказки.
Владимир Фёдорович Одоевский много сделал для развития детской литературы.
Для произведений Одоевского, адресованные детям, характерны естественность и научность содержания, увлекательность повествования. Он очень серьёзно интересовался проблемами воспитания детей. Писатель призывал воспитывать нравственного гуманного человека. Одоевский считал, что лишь книга сможет пробудить ум и сердце ребёнка.
Творчество Одоевского разнообразно, философской и нравственной направленности. Творчество Одоевского до сих пор ценят и взрослые, и дети.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Расположите на ленте времени последовательно части сказки «Морозко»
Мачехину дочь везут в лес
Грубость девицы
Возвращение замерзшей девицы
Вежливость Падчерицы
Пророчество собаки
Дед и мачеха
Падчерицу везут в лес
Морозко
Богатые дары
Правильный ответ:
Части располагаются в последовательности:
Дед и мачеха
Падчерицу везут в лес
Морозко
Вежливость Падчерицы
Богатые дары
Пророчество собаки
Мачехину дочь везут в лес
Грубость девицы
Возвращение замерзшей девицы
Разбор типового контрольного задания
1 вариант
Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом
Волшебная сказка |
это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. |
Сказка |
это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. |
2 вариант
Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.
Сказка о животных |
это сказка, в которой все действия происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях |
Бытовая сказка |
это сказка, в которой главными героями выступают животные. |
Ответ
1 вариант
Волшебная сказка |
это повествовательное , обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях |
Сказка |
это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. |
2 вариант
Сказка о животных |
это сказка, в которой все действия происходят в обычных жизненных ситуациях. |
Бытовая сказка |
это сказка, в которой главными героями выступают животные. |
Страница 42 из 42
1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…
Ответ:
Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны. Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.
2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:
Ответ:
3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
3. Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?
Ответ:
На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.
4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.
Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Смелый приступ — половина победы: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.
5. Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?
Ответ:
Эти сказки очень похожи по сюжету, потому что авторы писали свои сказки на основе аналогичных народных. Отличаются авторские сказки большей детализацией образов и событий, наличием художественных изобразительных средств (сравнения, эпитеты, метафоры), наличием авторской оценки и морали.
Сравнение сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»
Общее: в сказках «Морозко» и «Мороз Иванович» похожи волшебные персонажи – Морозко и Мороз Иванович; героини резко противопоставляются по характеру; в финале одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.
Различия:
«Морозко»
1. Падчерица и родная дочь
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.«Мороз Иванович»
1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья
2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама
3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность
4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность
5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость
6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
Сюжетом — писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича.
Местом действия — в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича.
Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
Концовкой, гуманной и нравоучительной.Сравнение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста»
Автору понравилась сказка, он взял ее, добавил своих героев, закончил по-своему.
Общее:
Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы.Различия:
В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.
В русской народной сказке ворона говорит: “Ну ты молодец. Не хваста, а храбрец”. Сказку можно продолжить. У Мамина – Сибиряка сказка закончена. Баю – баю — баю…Ребята, у нас нет в наличии рабочей тетради. Так что, если вам нужна заполненная таблица, прикрепляйте скан пустой таблицы из тетради к комментариям в вк.
В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.
Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста». Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.
6. Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Заяц-хваста
Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.Можно ли назвать Зайца храбрым?
Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.