Вид сказки по классификации теремок

Разновидности сказок

Рассказываем о жанре, его истории и приводим примеры произведений.

Сказки — один из фольклорных жанров. Это короткие истории, в стихах или прозе, рассказывающие о волшебных приключениях, героических подвигах или бытовых делах. О других жанрах мы рассказали в этой статье.

В отличие от легенд и былин, сказки не претендуют на историчность. В отличие от мифов, почти не касаются религии и фундаментальных тем. Повесть о сотворении мира или объяснение природных явлений — задача мифов. Сказки толкуют о менее масштабных делах: о том, как звери собрались на зимовье, солдат обманул скупую вдову и сварил себе наваристую кашу, а Иван-Дурак подружился с серым волком, нашел незнамо что незнамо где, получил в награду пару волшебных артефактов, руку принцессы и царство в придачу. История о том, как Прометей украл с Олимпа огонь и принёс людям — миф. История о том, как братец Кролик украл у фермера Сэма бочонок браги и принёс остальным зверям — сказка.

Сказки для взрослых и детей

В зависимости от целевой аудитории, сказки бывают взрослыми и детскими. В наши дни большая часть рассчитана на детей. Как сказал Альберт Эйнштейн:

«Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли ещё умнее, читайте им больше сказок».

Они обучают и развлекают, развивают фантазию, воображение и логику, расширяют словарный запас и помогают адаптироваться к реальной жизни за окном.

При этом исторически большая часть сказок создавалась для взрослых. В оригинальных версиях волк кормит Красную шапочку наваристым супом из её бабушки, Золушка убивает мачеху, а ее злые сестры шинкуют себе ступни, чтобы влезть в злосчастную туфельку, Рапунцель беременеет от принца, а Спящая красавица прежде чем проснуться от вечного сна успевает родить двойню — пробуждение возлюбленной явно было не в приоритете у положившего на нее глаз короля.

Сказочные сюжеты веками передавались в устной традиции, только в начале XIX века фольклористы попытались перенести их на бумагу. Тогда же они принялись «причёсывать» истории, сглаживая острые углы и оставляя за кадром смачные подробности. Причина редактуры — в строгой цензуре того времени, не пропускавшей в печать ничего, что могло бы шокировать нравы благопристойной публики. Далеко не все современники соглашались с подобной адаптацией. Когда в 1854 году британский литератор Джордж Крукшенк подогнал «Золушку» под вкусы викторианской публики, Чарльз Диккенс раскритиковал его поступок и призвал сохранить фольклорные сюжеты неизменными.

Народные и фольклорные сказки

В зависимости от авторства сказки бывают народными (фольклорными) и авторскими (литературными).

Народные вплоть до начала XIX века передавались в устной форме, поэтому найти их конкретного автора нельзя. Многие сюжеты общие у разных культур мира. Согласно исследованиям, некоторые уходят корнями аж в Бронзовый век. Примеры: «Маша и три медведя», «Теремок», «Колобок», «Каша из топора», «Морозко»

Литературная сказка принадлежит перу конкретного автора и прежде не встречалась в устной форме. При этом братья Гримм и Шарль Перро — одни из самых известных сказочников в мире — ничего не сочиняли сами, они были как раз теми, кто на рубеже XVIII—XIX вв.еков собирал образцы народного фольклора и переносил их на бумагу. Хотя Перро одну историю всё-таки придумал сам.
Примеры литературных сказок: Ганс Христиан Андерсон «Снежная королева» и «Русалочка», Александр Пушкин «Золотой петушок», Пётр Ершов «Конёк-Горбунок».

Классификация сказок

В литературоведении есть несколько классификаций фольклорных сюжетов. Самым распространённым считается «Указатель сказочных типов», созданный филологом Антти Аарне в начале XX века и позднее дополненный исследователем Ститом Томпсоном и учёным Хансом Йоргом-Утером. Указатель делит все истории на следующие жанры:

  • Сказки о животных — сюжеты, где главную роль играют животные, а люди или мелькают на заднем плане, или вообще не появляются. Примеры: «Волк и козлята», «Зимовье зверей», «Теремок».

  • Волшебные сказки сохранили остатки еще языческих верований. Они рассказывают о героях, которые добиваются своих целей с помощью чудодейственных предметов или волшебных помощников. Примеры: «Иван-царевич и серый волк», «Гуси-лебеди» и «Лихо одноглазое».

  • Новеллистические (бытовые) сказки — в их основе лежат социальные отношения, а герои решают бытовые проблемы. Примеры: «Каша из топора», «Добрый поп» и «Солдатская шинель».

  • Легендарные сказки основаны на легендах, утративших претензию на реалистичность. Примеры: «Отец и дочь», «Смерть скупого», «Чудесная дудка».

  • Сказки об одураченном чёрте. Примеры: «Батрак», «Беглый солдат и чёрт».

  • Кумулятивные (цепочные) сказки не обладают интересным или увлекательным сюжетом, их смысл сводится к многократному, нарастающему повторению одних и тех же действий или слов. Эти истории зародились еще на заре человечества, внутри довольно примитивного общества. Позже они использовались для обучения детей речи. Фрагменты текста могут повторяться как ограниченное, так и неограниченное количество раз — такие сюжеты называются докучными. Примеры: «Репка», «Петушок подавился», «За скалочку уточку».

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Виды сказок


Виды сказок

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 420.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 420.

Сказка – один из жанров фольклора, письменное или устное народное творчество, с помощью которого показывается вымышленный мир и вымышленные персонажи. В данной статье дается ответ на вопрос, какие бывают виды сказок, и каковы их особенности?

Виды сказок

Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Сказка пытается с помощью созданных образов донести до читателя определенную идею. Любая сказка состоит из зачина, середины и концовки. Признаком сказки является то, что в ней всегда имеется мораль, с помощью которой высмеиваются пороки общества или конкретного человека.

Все сказки можно разделить на следующие виды:

  • сказки о животных. В таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью. Эти сказки очень распространены, например, у Л. Толстого. Присутствие человека в таких сказках тоже имеет место быть, но это не обязательное условие.
  • волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы. стоит заметить, что сказки никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивыми.
  • бытовые сказки. Характеристикой бытовой сказки служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.

Также сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы.

Примерами народных сказок могут служить «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д.

Колобок

Рис. 1. Колобок.

У авторских сказок имеется автор.

Популярными авторами сказок являются Ш. Перро, Ф. Гауф, братья Гримм

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать определение слова «сказка», выучить основные виды и типы этого фольклорного жанра. Также здесь перечисляются самые известные авторы этого жанра.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Екатерина Ромах

    5/5

  • Неструева Лиза

    5/5

  • Денис Крец

    5/5

  • Злата Жогина

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 420.


А какая ваша оценка?

Оглавление

Введение

§1. Понятие о сказке

§2. Классификация сказок

2.1. Сказки о животных

2.2. Волшебные сказки

2.3. Бытовые сказки

2.4. Сказки смешанного типа

§3. Методы и формы работы над сказкой

3.1. Раскрытие смысла понятий «любить сказку» и «знать сказку»

3.2. Умения, вырабатываемые при работе над сказкой

3.3. Характеристика приема: сочинение сказки

Введение

«От ее слов, — вспоминает Горький

о сказках бабушки, — всегда оставалось

до сего дня чувство крылатой радости,

чудеса ее песен и стихов, нянькиных

сказок, возбуждали желание самому

творить чудеса».

М. Горький

К теме «методика работы над сказкой» я обратилась потому, что в наше время проблема отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста является наиболее актуальной. Раньше книга воспитывала начинающего жить человека, а теперь о значении этого учителя и воспитатели забыли.

Причины ослабевающего интереса к книге кроются в однообразии уроков чтения в начальной школе и в недостаточном внимании родителей к своим детям.

Какими же методами, приемами можно способствовать возрождению утраченного интереса к чтению? Как построить работу учителя, чтобы в душе ребенка зажегся огонек пытливости, любознательности к художественному произведению, чтобы желание обратиться к книге сопутствовало ему всю жизнь, Эти вопросы, волнующие наших учителей, методистов и находящие свое отражение в методической и педагогической литературе, стали объектом изучения моей дипломной работы.

Первыми литературными произведениями, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой разворачиваются события, привлекают герои.

Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказках напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, рассуждающее воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.

И работать в этом направлении сегодня просто необходимо и учителю, и родителям. Поэтому объектом нашего исследования является развитие интереса к чтению сказок у младших школьников.

Предметом исследования является процесс изучения сказок четырех типов — это сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки и сказки смешанного типа. Научной проблемой исследования является обоснование и разработка некоторых методических приемов, способствующих развитию интереса к чтению.

Цели исследования:

1. Раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы;

2. Изучить состояние и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к школе;

3. Выяснить наиболее эффективные методы и приемы работы над сказкой, способствующие развитию у детей интереса к чтению и творческих способностей, проявляющихся в умении и желании сочинять сказки;

4. Провести практическую проверку полученных результатов.

Формулировка гипотезы.

Необходимо воспитывать у младших школьников любовь к чтению через изучение сказок разных типов и интересные задания. Это приведет к тому, что повысится уровень развития речи, воображения, мышления и образной памяти у детей, а также будет воспитываться любовь к книге, чувство ответственности и уважения к старшим.

Задачи исследования:

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования требовалось решить следующие задачи:

1. Определить психолого-педагогические и методические особенности изучения сказок четырех типов.

2. Разработать педагогические приемы и методы изучения сказки как литературного жанра в начальной школе.

3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе.

4. Воспитывать у детей через сказки разных типов стремление быть добрым и честным, уметь сопереживать, желание быть похожим на положительных героев.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— анализ теоретической и методической литературы по данной проблеме исследования;

— наблюдение за процессом обучения чтению в школе;

— педагогический эксперимент;

— качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

§1. Понятие о сказке.

«Сказки — не только радость творчества,

но и орудие в борьбе за существование… сказка давала и дает лишний пай в артели, лишний стакан водки в «беседе», ночлег и ужин. Сказкой же какой-нибудь скиталец-бедняк завоевал право на временное внимание и уважение».

М.К. Азадовский

Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» — рассказывать).

Сказка — весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка — вымысел.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок — старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга.

В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимашке».

Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 — 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля.

В конце XIX — в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: «Севеные сказки», «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914 г.). Тексты сопровождаются пояснениями и указателями.

После Октябрьской революции собирание сказок приняло организованные формы: его вели научные институты и высшие учебные заведения. Они продолжают эту работу и сейчас.

Выделилось два типа сборников: областные и индивидуальные. К областным сборникам относятся «Сказки и предания Северного края», записанные И.В. Карнауховой (1934 г.), «Сказки Красноярского края» — собранные М.В. Красноженовой.

В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников — Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия — победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках — соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность — единство дела, мысли, чувства — противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…».

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема.

Настоящее исследование акцентирует внимание на психологический механизм смыслопожертвования в процессе восприятия и переживания сказки ребенком. По этому поводу не существует единства мнений специалистов.

В.А. Бахтина утверждает, что ребенка может занимать только внешнее повествование, связанное с героем — радость, переживание, страх. Но сама такая возможность сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место потому, что сказка переносит самые невероятные события так, как будто они постоянно имеют место в действительности. И ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.

Интересно мнение немецкого психолога Э.М. Гренелиус по поводу закономерности формирования понятий у ребенка: образ — желание — чувство — мысль /понятие/. Автор указывала, что форма, которая передает для взрослых понятие добра и зла, не является образной. Мысли в такой форме не могут существовать у ребенка, их необходимо формировать образно. Если попытаться это сделать, то получатся те самые образы, которые отражены в сказках.

Механизм смыслопознания в процессе восприятия и переживания сказки ребенком исследуются А.В. Запорожцем. Он писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения. Под влияния слушания у ребенка возникает сочувствие к герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. В определенных условиях у детей эмоциональные образы начинают предвосхищать то, что должно случиться с героем.

Эмоция образа отражает внутренние изменения, происходящие в глубине сущностных характеристик человека. В детском сознании внешняя картина ситуации, отраженная в сказке совмещается с картиной тех волнений, которые вызывает у ребенка эта ситуация. Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя развернутая действительность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь потом она переходит во внутренний план — план эмоционального воображения. В формировании предчувствия результатов действия другого лица и эмоционального предвосхищения последствий собственных действий большое значение имеют образы словесного описания и наглядного изображения событий, как бы моделирующих их смысл для самого ребенка и близких ему людей. Эти выразительные средства имеют социальное происхождение.

Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем — мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

Этот внутренний переход возможен только тогда: когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого сопереживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаление последствия человеческих действий, почувствовать их смысл для разных людей. Здесь необходимо отметить, что всякая сказка рассказывает об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная ребенку, но именно она позволяет ребенку постичь высоту проявления чувств, их нравственный смысл. Однако, без помощи взрослых в истолковании и освоении последнего нравственный смысл сказочных образов остается «взрослым», недоступным ребенку.

Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется по пути социального наследования.

§2. Классификация сказок.

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и — главное — расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров УНТ до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла. Приведу два определения, принадлежащие специалистам.

Одни считают, что сказки — это эпические, преимущественно художественные прозаические произведения волшебного, авантюрного характера с установкой на вымысел…

Этот основной принцип художественного метода сказки не лишает ее, однако, связи с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования.

По мнению других, не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.

Однако, как это часто бывает в науке, отсутствие классического определения совершенно не отражается на самом явлении и весьма мало влияет на жизнь в общественном сознании. Немецкий фольклорист К.Ю. Обенауэр, например, косвенно утверждал принципиальную неразрешимость проблемы определения сказки и не усматривая в этом трагедии, заметил: «Дети знают, что такое сказки».

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» — что, безусловно, облегчает работу родителей, воспитателя или учителя.

О сказках, входящих в круг чтения младших школьников можно сказать следующее.

2.1. Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

2.2. Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир — это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов. Так, в сказке А.С. Пушкина, князь Гвидон обращается за помощью к своей помощнице и она обращает его то в комара, то в муху, то в шмеля.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

2.3. Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота «бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

2.4. Сказки смешанного типа

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок — о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа — это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки нашей голубой планеты расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

§3. Методика и формы работы над сказкой

Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним. Одним из первых ученых, кто понял ценность сказок, был историк В.Н. Татищев, увидевший в них отражение истории и быта русского народа.

Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в начале девятнадцатого века увидели в них выражение «души русского народа».

С пятидесятых годов девятнадцатого века в России стали появляться первые научные школы, в которых много внимания уделялось изучению сказок. Так называемая мифологическая школа именно в сказке видела необходимый материал для изучения мифов, прямым продолжением которых она считала сказки. Эта точка зрения наиболее точно выражена в трехмерном исследовании А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

Для изучения сказок весьма большое значение имела система исторической поэтики, которую пытался построить А.Н. Веселовский. Он от мифологических воззрений перешел к теории заимствования, а от нее к теории самозарождения сюжетов, взяв то ценное, что было и у мифологической школы и у школы заимствования, не отрицая перехода сюжетов или произведений от народа к народу.

Важное значение для развития изучения сказок имели труды В.М. Жирмунского, особенно его статья: «К вопросу о международных сказочных сюжетах» (1967 года).

Ценным исследованием о сказке является книга Н.В. Новикова «Образы восточнославянских волшебных сказок». Книга посвящена рассмотрению четырех основных типов сказочных героев: герой-богатырь, иронический неудачник, помощник героя, противник героя. Исследование носит сравнительный характер: сопоставляются сказки русские, украинские, белорусские, что дает возможность выделить в них общее и установить отличие друг от друга.

Сказка — специфический жанр, любая сказка — это «особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире».

Законы «сказочного мира» аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому , кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.

Хочется обратить особое внимание на пять законов:

1. Одушевление предметов и явлений природы;

2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;

3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;

4. Чудесные превращения и обращения;

5. Гиперболизация.

Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка — благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.

Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

Сопоставление вариантов сказок, различных «редакций» одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.

Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа — надежный путь к осмыслению сказки.

Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного мира». Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

Чтение сказки — не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.

Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.

Пример вопросов и заданий:

1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.

3. Показать, что становится объектом насмешки народа.

4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.

5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.

6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.

8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.

9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?

10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, «прославляющие» чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.

12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.

13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.

15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.

16. «Эстетические» вопросы. Почему понравилось то или иное описание?

17. «Открытые» вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то.

18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

20. Расскажите, как и почему изменился характер героя.

21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа).

22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре?

И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.

Можно предложить такие задания:

Похожи ли эти сказки: «Теремок» А.Н. Толстого и «Теремок» — русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;

«Терем мышки» — русская народная сказка;

«Лесные хоромы» — Михайлов;

«Руковичка» — украинская народная сказка;

«Теремок» — С.Я. Маршак;

«Морозко» — русская народная сказка;

«Мороз Иванович» — Одоевский;

«Бабушка Метелица» — братья Гримм.

Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.

Методика работы со сказками в начальных классах осуществлена качественной неоднородностью этого жанра. Чтобы ученики при чтении сказок усваивали не только фабулу, а глубину содержания «Сказочного мира», его метафоричность, нравственный и социальный смысл, эмоциональный подтекст. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на литературоведческую специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Педагогический институт

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Покидышева Ирина Васильевна

Методы работы над сказкой.

Реферат

Выполнила:   студентка  3 курса  заочного отделения  направления  «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование»

Научный руководитель:  к.п.н., доцент  Гребенникова И.В.

Тамбов 2016

Сказка теремок

Краткое содержание

Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.

Анализ сказки теремок

Кратко план сказки можно представить так:

  1. Существует изначально пустое пространство (кувшин, дом).
  2. В него последовательно заселяются разные животные (от самых маленьких до достаточно крупных).
  3. Последним в «Теремок» приходит Медведь.
  4. Теремок не выдерживает и разваливается.

Сказка учит детей взаимодействовать с окружающим миром. Она повествует о взаимопомощи, о том, что надо терпимо относиться к другим, независимо от того, насколько все отличаются друг от друга. Ведь при желании все могут жить вместе и успешно взаимодействовать друг с другом. Даже враждующие в дикой природе заяц и лиса в Теремке дружелюбно сосуществуют. Однако главная идея — насколько важно обладать чувством меры.

Смысл сказки теремок

Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.

Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.

Главные персонажи

Животные в сказке подобраны неслучайно. Мышка всегда являлась ключевой фигурой в русских сказках. Стоить вспомнить, к примеру, «Курочку рябу» или «Репку». В первую очередь она искатель. Неслучайно именно она находит Теремок и первой заселяется в него. Следующий персонаж — лягушка — символизирует речевую активность (эта характеристика наиболее важна для взаимодействия с окружающим миром). Потом появляется Зайка — он очень подвижен, но при этом не лишен осторожности.

Чему учит сказка теремок

После этого приходят более крупные звери (лисичка, волк). Они по своей природе хищники, однако вполне мирно уживаются на одной территории с маленькими зверюшками. Лиса и волк как бы выводят развитие ребенка на новый уровень взросления, когда его личность становится многогранной (немного хитрой и не такой простодушной, как раньше).

Но главным событием сказки является приход медведя. Он олицетворяет собой ту самую «точку невозврата», когда общий дом уже не может вместить всех желающих и неизбежно ломается.

Анализ сказки «Теремок»

В момент прихода Медведя происходит полная перестройка личности ребенка, после которой он выходит на новый психологически осознанный уровень развития, проведя самоанализ (в этом случае реконструкция жилища, тема постройки нового Теремка).

Основную мысль повествования можно выразить так: существующий набор различных активностей преобразуется в стройную осмысленную деятельность, заданную единой целью. В этом случае это постройка нового Теремка. Все животные совместно выстраивают себе новый дом, в котором живут мирно и гармонично.

1.)
Сказки о животных
.
Ученый Пропп выделял 6 групп сказок
этого вида:

1.) сказки о диких
животных;

2.) сказки о диких и
домашних животных;

3.) сказки о человеке
и диких животных;

4.) сказки о домашних
животных;

5.) сказки о птицах
и рыбах;

6.) сказки о прочих
животных, растениях.

Примеры сказок о
животных: «Лиса и Журавль», «Лиса и Рак»,
«Зимовье зверей». В сказках о животных
отразились представления человека о
природе: анимизм, антропоморфизм и
тотемизм. Анимизм – вера в одушевленность
природы, пример: сказка «Крошечка-хаврошечка»,
где из костей убитой коровы вырастает
чудесная яблоня и помогает девушке
выйти замуж. Антропоморфизм выражается
в том, что животные говорят и действуют,
как люди. На животных переносятся
качества людей – ум, хитрость, доброта.
Тотемизм заключается в представлениях
о том, что человек ведет свой род от
животных, возможно рождение человека
от животного, а животного от человека.
Своеобразие образа животного в том, что
черты человеческие в нем никогда не
вытесняют черты животного. Основой
сюжетов является двуплановость. Это не
фантастика, а условность образов. В
сказках о животных, в отличие от волшебных
сказок, нет чудес, мифологических мотивов
и образов. Вымысел присутствует, но не
носит ярко выраженного характера. Герои
– реальные обитатели русских лесов,
сюжеты построены именно на анимизме,
антропоморфизме, тотемизме.

2.)
Волшебные сказки
.
Пропп поделил волшебные сказки на группы
соответственно действующим лицам и
сюжетам:

1.)
борьба героя с чудесным противником;

2.)
поиски и освобождение от плена и
колдовства невесты или жениха
(«Царевна-лягушка»);

3.)
сказки о чудесном помощнике («Сивка-бурка»);

4.)
сказки о чудесном предмете;

5.)
сказки о чудесной силе или умении;

6.)
прочие сказки.

Вымысел в волшебных
сказках играет сюжетообразующую роль.
Вымысел носит характер фантастики.
Удивительное, необычное является
характерной особенностью волшебных
сказок. В волшебных сказках может
присутствовать контаминация – соединение
нескольких сюжетов.

3.)
Бытовые сказки.

Бытовые сказки, как правило, очень
кратки, в центре сюжета – один эпизод,
действие развивается быстро, без
замедлений. Развит комизм. В бытовых
сказках могут преобладать собственно
бытовые мотивы, могут – социальные. В
бытовых сказках можно выделить 2 основные
группы произведений:

1.)
посвящены высмеиванию пороков;

2.)
семейные конфликты.

В сказках широко
используется гиперболизация, часто
особенно преувеличивается глупостью.
Вымысел присутствует, но не носит ярко
выраженного характера.

Билет 10. Сказка о животных: типы сюжетов. Образы героев. Кумулятивная сказка.

Ученый Пропп выделял
6 групп сказок этого вида: 1.) сказки о
диких животных; 2.) сказки о диких и
домашних животных; 3.) сказки о человеке
и диких животных; 4.) сказки о домашних
животных; 5.) сказки о птицах и рыбах; 6.)
сказки о прочих животных, растениях.
Примеры сказок о животных: «Лиса и
Журавль», «Лиса и Рак», «Зимовье зверей».
В сказках о животных отразились
представления человека о природе:
анимизм, антропоморфизм и тотемизм.
Анимизм – вера в одушевленность природы,
пример: сказка «Крошечка-хаврошечка»,
где из костей убитой коровы вырастает
чудесная яблоня и помогает девушке
выйти замуж. Антропоморфизм выражается
в том, что животные говорят и действуют,
как люди. На животных переносятся
качества людей – ум, хитрость, доброта.
Тотемизм заключается в представлениях
о том, что человек ведет свой род от
животных, возможно рождение человека
от животного, а животного от человека.
Своеобразие образа животного в том, что
черты человеческие в нем никогда не
вытесняют черты животного. В сказках о
животных, в отличие от волшебных сказок,
нет чудес, мифологических мотивов и
образов. Герои – реальные обитатели
русских лесов, сюжеты построены именно
на анимизме, антропоморфизме, тотемизме.
Сюжеты: коварный совет, мотив испуга,
столкновение/разница характеров,
повадок; обман.

Образы животных
служат средством поучения, иногда –
сатиры. Основой сюжетов является
двуплановость. Это не фантастика, а
условность образов. В сказках даны
реалистические образы, показанные через
животных. Нередко сказки о животных
имеют социально-сатирический аспект,
однако основной аспект – моральный.
Распространенная идея сказок о животных
– прославление товарищества, благодаря
которому слабые одерживают победу.
Лиса, если она с другими зверьми выступает,
к примеру, против волка (глупого,
жестокого), то одерживает победу. Если
сама вредит другим зверям – поражение.

Структура сказок о
животных довольно проста. Особенность
строения – нанизывание эпизодов,
например, встречи животных, которые
служат началом еще ряду встреч «Бежала
лисица по лесу, увидела на дереве
тетерева…». Для сказок типична
кумулятивная, цепочная структура –
петух подавился бобовым зернышком,
курица просит помощи у разных людей,
пока не спасает петуха; другой пример
– сказка «Теремок». Пропп выделяли
сказки с кумулятивной композицией в
особую группу сказок. Кумулятивную
(цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным
повторением:

o Докучные сказки
типа «Про белого бычка».

o Единица текста
включается в другой текст («У попа была
собака»).

2. С конечным
повторением:

o «Репка» — нарастают
единицы сюжета в цепь, пока цепь не
оборвётся.

o «Бобовое зернышко»
— происходит расплетание цепи, пока цепь
не оборвётся.

o «За скалочку уточку»
— предыдущая единица текста отрицается
в следующем эпизоде.

Троекратность
ситуаций, диалоги, в сказки вводятся
песни, яркий оптимизм – слабые выходят
из сложных ситуаций.

Литература,
посвященная кумулятивным
сказкам
,
довольно обширна, однако общепринятого
определения этого жанра нет1. Систематизируя
сказанное разными исследователями о
кумулятивной (“цепочной”) сказке,
необходимо выделить ее основной
художественный прием, отличающий ее от
других сказочных жанров. Он состоит “в
каком-либо многократном повторении
одних и тех же действий или элементов,
пока созданная таким образом цепь не
порывается или же не расплетается в
обратном убывающем порядке”. Часто
цель таких сказок — развитие речи у
детей, начинающих говорить, поэтому они
часто являются первыми сказками.
Большинство ученых-фольклористов
склоняется к тому, что создателями
цепевидных сказок были люди с юным
(детским) сознанием, то есть примитивные
общества. Считается, что подобные
цепевидные структуры соответствовали
архаическому типу мышления.

Примерами кумулятивных
сказок изобилует русский фольклор: это
“Репка”, “Колобок”, “Теремок”, (“Терем
мухи”), “Петушок и бобовое зернышко”,
“Разбитое яичко”, “Глиняный парень”,
“Лисичка со скалочкой”, “Мена”,
“Хорошо, да худо” и т. п. Перечисленные
сказки показывают, что в каждой из них,
независимо от системы персонажей, речь
идет о некотором нагромождении, в котором
и состоит весь их интерес и все их
содержание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Вид сказки по классификации заяц хваста
  • Взрослая социальная сеть рассказы абдул
  • Взрослая сказка на ночь девушке короткие
  • Взрослая женщина и мальчик 10 лет рассказ
  • Взрослая дочь рассказ на дзен глава 8