Вид сказки по классификации заяц хваста

1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.  Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Смелый приступ – половина победы:  Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5.  Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?

В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост” с русской народной сказкой “Заяц-хваста”. Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.

6.  Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».

Заяц-хваста

Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

 Можно ли назвать Зайца храбрым?

Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

Цели урока:

  • Образовательные: закреплять понятие о
    жанрах произведений; формировать умение
    анализировать характер героя с опорой на план.
  • Развивающие: развивать воображение,
    обогащать словарный запас; учить строить
    собственное суждение, анализировать и делать
    выводы, развивать речь, память, внимание.
  • Воспитательные: прививать интерес к
    самостоятельному чтению; воспитывать умение
    работать в паре, умение слушать товарища.

Ход урока

Орг. момент

Учитель:

— Послушайте цепочку слов, и кто определит общий
признак, сядет на место.

  • стихотворение
  • рассказ
  • повесть

Дети:

— Это жанры произведений.

Обобщающее повторение

Учитель: Какими словами можно продолжить мою
цепочку? Выберите.

Басня сказка персонаж

Дети: Басня, быль

Учитель: Возьмите карточки, прочитайте и
восстановите цепочки слов, связанных друг с
другом, используя стрелки. Работаем в паре. Один
ученик у доски.

Автор Жанр Название
Н. Рубцов сказка “Зайцы”
русский народ стихотв. “ Заяц-хваста”
Л. Толстой рассказ “ Про зайца”
Учитель: Проверяем.
Автор Жанр Название
Н. Рубцов стихотв. “Про зайца”
русский народ сказка “ Заяц-хваста”
Л. Толстой рассказ “ Зайцы”

Учитель: А что обозначает слово персонаж?

Дети: Герой произведения.

Учитель: Как можно назвать слова персонаж и
герой?

Дети: Синонимы.

Учитель: Кто является героями произведений?

Дети: Героем произведений является заяц.

Проверка домашнего задания

Учитель: Откройте учебники и прочитайте
задание, которое выполняли дома.

Дети: с.52 №9

1.

Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого…

2.Выборочно читают предложения

Учитель:

— А какое произведение — “добрым молодцам
урок…”мы скажем в конце урока.

— А сейчас физминутка.

Вышел зайчик погулять, начал ветер утихать (ходьба
на месте)

Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес
зеленый.
И несется меж стволов, средь травы, цветов,
кустов.(прыжки)
Зайка маленький устал, хочет спрятаться в кустах.
(ходьба)
Замер зайчик средь травы, а теперь садимся мы.

Постановка темы и цели урока.

Анализ характера героев.

Учитель:

— Сегодня мы продолжим работу с русской
народной сказкой “ Заяц-хваста” и попробуем
узнать характер героев сказки.

— Что нам в этом поможет?

Дети: Досье на героя.

Учитель: Что такое досье?

Дети: Сбор информации о ком-то или о чём-то.

Учитель: Мы будем собирать информацию на
героев сказки по плану.

1. имя

2. место

3 время

4. предметы

5.действия

6. цель

7. характер

8.результат + —

— Работать продолжим в парах.

Самостоятельная работа

Дети работают в паре, обсуждая героя по плану.
Действия героя помечают в учебнике.

Проверка

Учитель: Итак, проверяем по плану, какое
досье вы составили на героя сказки.

Дети:

-Имя – заяц; место — лес, гумно. Время – зима;
предметов не было. На 1 этапе действия зайца —
жил-был, приходилось ходить, воровать. Поэтому
его цель — выжить зимой. Заяц добился своей цели,
но его могли схватить собаки. Следовательно, заяц
— везучий воришка.

На втором этапе действия зайца: приходит, начал
хвастать, не боюсь, испугался, не буду хвастать.
Его цель — показать зайцам, что он никого не
боится. Следовательно, заяц хвастливый.

Учитель:

-Сейчас мы попадем в мир воображения.
Всмотритесь в мой браслет, пройдите глазками
через камни и закройте глаза. Постарайтесь
увидеть зайца, когда он хвастался. Рассмотрите
его мордочку, в какой позе он стоит, как говорит.

Если вам станет смешно, посмейтесь. Поделитесь
впечатлениями.

— Вы не такого зайца представили? Приложение
1

Дети: Заяц на третьей картинке подходит по
описанию и характеру.

Учитель: А посмотрите, как изобразил зайца
художник в книжке. А вы хвастали когда-нибудь или
нет? Расскажите. Попробуем прочитать реплику
зайца, когда он хвастает. ( Дети надевают маски и
они читают.)

Учитель: Еще, какой заяц?

Дети: Трусливый, потому что боится ворону. Он
достиг цели – похвастаться, что никого не боится,
но его натрепала ворона. На третьем этапе
действия зайца — увидел, помочь, выскочил, сел,
ушёл. Его цель — помочь вороне. Поэтому он
заботливый, догадливый, храбрый. Заяц добился
цели, но его могли схватить собаки.

Учитель: Назовите мораль сказки.

Дети: Кто хвастать любит, тот
наказан будет. Кто другим помогает, тот удачлив
бывает.

Учитель: Выберите пословицы, которые
подходят к поступкам героев.

  • Хвастовство до добра не доводит.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Одна голова хорошо, а две лучше.

Дети: Хвастовство до добра не доводит. Сам
погибай, а товарища выручай.

Учитель: Прочитайте досье на ворону.

Дети: имя – ворона, место —
забор, лес. Время – зима. Предметов нет. Действия —
пошла, разыскивать, нашла, потрепала. Цель —
наказать зайца за хвастовство. Значит ворона
справедливая. Она сидела, встретила, говорит.
Цель — поблагодарить зайца. Значит она
благодарная.

Учитель:

— Как надо прочитать слова вороны? Читаем.

— Назовите мораль сказки.

Дети: Не держи зла на того, кто тебя проучил.

Учитель: Ребята, составление досье на героев
нам помогает их лучше узнать и выразительно
прочитать их роли. Попробуем прочитать сказку по
ролям. Обратите внимание на ударение в словах:
усищи, лапищи, зубищи.

Обобщение.

Учитель: Итак, какие черты характера
осуждается в сказке?

Дети: Хвастовство.

Учитель: А какие поощряются?

Дети: Храбрость, взаимопомощь.

Учитель.

— Дома вам предлагается задание научиться
выразительно читать сказку по ролям.

— Когда вам на уроке было легко, а трудно?

— Какая из пословиц подходит к нашей работе на
уроке?

Дети: Одна голова хорошо, а две лучше.

Учитель:

— Поблагодарите друг друга за работу в паре.

— Урок окончен.

2.   Постановка учебной задачи
Словесный метод: ответы на вопросы.

Устная фронтальная работа.


5 мин

— Выразительное чтение рассказа Л.Н.Толстого «Зайцы» или устное выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова « Про зайца».

-Как объясняет автор, почему заяц запутывает свои следы? Для чего он это делает?

-Кто главный герой Толстого и Рубцова?

-А кто помнит сказки, в которых главный герой заяц? Назовите их.

-Отгадайте, из какого произведения эти отрывки?.

1) «Жили – были лиса  да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная…» (Заюшкина избушка)

2) «А Зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти – то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли?» (У страха глаза велики)

-Каков жанр этих произведений?(сказка)

-Вы можете сказать с каким произведением мы будем работать?

-Как вы думаете эта сказка авторская или народная?

И так, какая наша тема урока? – Сегодня мы познакомимся с произведение «Заяц- хваста».

Какие цели поставим перед собой на уроке ? (Цели: 1.Познакомиться с произведением «Заяц- хваста». 2. Работать над навыком осознанного и выразительного чтения.)

Слушают учителя, анализируют, отвечают на вопросы.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, наблюдают, делают выводы.

Отвечают на вопросы, формулируют цели урока.

Ориентируются на развороте учебника, предполагают на основе названия раздела о следующей теме

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение ставить, формулировать и решать проблемы,

3. Решение частных задач

 Словесный метод: чтение слов.

Словесный метод: ответы на вопросы.

Словесн-практ: изучение слов.

Практический метод: чтение.

Словесно-практический метод:  чтение, ответы на вопросы,

Практический метод: чтение.

Словесный метод: ответы на вопросы.

Физминутка

Наглядно-практический метод: иллюстративный, чтение, анализ.

Словесный метод: ответы на вопросы.

Практический метод: чтение.

Практический метод: чтение.

1) Подготовительная работа. Прочитайте внимательно и целыми словами:

ХОД-ПРИХОД-ПРИХОДИЛ-ПРИХОДИЛОСЬ.

КРЕСТЬ-Я-НАМ – КРЕСТЬЯНАМ.

2)Работа над заголовком.

— Что вам говорит название сказки?

— Что вы знаете о зайцах?(Трусливые, меняют шубку, быстрые, сильные задние лапы, длинные уши, короткий хвост, много врагов.)

-Кто такой Заяц-русак? ( Хвост всегда черный, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.)

-А Заяц-беляк?( Летом цвет меха на спине рыжевато-серый с черной рябью, бока белые, брюхо – белое. Зимой беляк надевает белоснежную теплую шубку, только кончики ушей черные).

3) Словарная работа.

А как вы понимаете слово « хваста »?

Хваста – чересчур, слишком восхвалять чего-нибудь свое, своих достоинств

-У вас в тексте встретятся трудные слова.

– Что они обозначают?

Гумно – площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.

Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.

Усищи, лапищи, зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы».

3) Первичное чтение учащимся.

— Докажите, что мы прочитали сказку.

— Кто герои сказки?

— Кто из них больше понравился?

— Какие чувства испытали?

4) Повторное чтение учащимися (про себя).

 — Сейчас сказку вы прочитаете про себя и ответите мне на вопросы.

— Каким заяц предстает в начале сказки? (хвастливым)

— Почему зайцам приходилось ходить на гумно? (прочитайте)

— Как отреагировала ворона на рассказ зайцев? (прочитайте)

— Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»? (трепать – дергать, трясти (приводить в порядок)).

— Зачем ворона его потрепала? (потому что хвастаться не красиво)

— Что однажды произошло с вороной? (прочитайте)

— Как вы понимаете словосочетание « собаки ее подхватили»?  

( подняли, уцепились в нее, кусали ее)

— Как вы понимаете словосочетание «давай мять»? (давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать).

— Как заяц повел себя в этой ситуации? (прочитайте)

— Почему народ не написал «пришел на горку или выбежал», а написал «выскочил»? (Потому, что народ вложил в это слово определенное значение, он хотел подчеркнуть стремительные действия зайца, его желание оказать вороне бескорыстную помощь. Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не задумываясь бросился на выручку вороне)

— Найдите в тексте слова подтверждающие это.

— Заяц бросился на выручку вороне как? (молниеносно, мгновенно)

— Какие качества зайца мы видим в конце сказки?

— Вспомните, каким заяц был в начале сказки и каким мы видим его в конце?

— В чем главная мысль этого произведения? Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»)

— Подберите синонимы к слову храбрец (смелый, отважный, мужественный).

Давайте немного отдохнем.

6) Работа с картинками.

— На слайде вы видите рисунки, расположите их в порядке возрастания сюжетной линии.

— Найдите в тексте сказки образ соответствующий первой картинке (прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).

7) Работа над пословицами.

— На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

1) « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (Не стоит браться за несколько дел сразу, толку будет мало).

2) « Любишь кататься – люби и саночки возить» ( Эта пословица о труде.)

3) «Доброе дело само себя хвалит». Почему так утверждает народ? (Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун.)

— Какое маленькое дело сделал заяц?

8) Чтение по ролям.

Подготовьтесь к чтению второго отрывка в парах по ролям.

(Анализ чтения, выставление отметок)

Читают и запоминают правильное произношение слов.

Отвечать на вопросы.

Расширяют словарный запас.

Читают вслух и про себя, отвечают  на вопросы.

Читают вслух и про себя, отвечают  на вопросы с помощью используемых в тексте выражений.

Выполняют двигательные упражнения.

Проводят анализ, синтез, сравнение.

Читают о с помощью используемых в тексте выражений.

Отвечать на вопросы.

Работать в парах. Отвечают на вопросы.

Развивают умение слушать и понимать речь других.

Строят речевые высказывания.

Развивают умение слушать и понимать речь других.

Осмысленно читают художественный текст, стоят речевые высказывания, строят синтез.

Строят речевые высказывания.

Осмысленно читают, стоят речевые высказывания, строят синтез.

Осмысленно читают упражнение, стоят речевые высказывания, строят синтез.

Анализируют объекты с выделением существенных признаков.

Осмысленно читают выбранный текст.

Развивают умение слушать и понимать речь других, строят речевые высказывания, строят синтез.

Сотрудничать со своим соседом.

  • Взрослая социальная сеть рассказы абдул
  • Взрослая сказка на ночь девушке короткие
  • Взрослая женщина и мальчик 10 лет рассказ
  • Взрослая дочь рассказ на дзен глава 8
  • Вид сказки никита кожемяка