Урок литературы в 5 классе на тему:
Сказка «Журавль и Цапля»
Цели урока:
-
Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
-
Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
-
Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).
-
Сказка складом, песня ладом красна.
-
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
-
Согласие питает, раздор объедает.
Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?
(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).
II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.
1. Знакомство с текстом.
Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.
(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).
2. Особенности русских народных сказок. Повторение.
Какой жанр литературы перед нами, докажите.
(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).
3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.
Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).
Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:
Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.
Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.
(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)
Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.
Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?
(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” — “тяп, тяп”).
4. Вывод.
Чем описание художественное отличается от научного?
(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.
2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).
Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.
А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.
III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.
1. Первичное восприятие текста.
Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:
1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;
2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;
3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;
4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.
(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).
2. Углубление представлений о содержании сказки.
Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?
(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).
Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.
(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)
IV. Вывод.
Перечитаем концовку сказки.
Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?
Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.
Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.
V. Домашнее задание. (Приложение 2).
Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:
-
“Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
-
“Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
-
“Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
-
“Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
-
“Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).
Приложение 1
I. Сравним научный и художественный текст
Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет
90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. Самый маленький
журавль — красавка, самый крупный — австралийский. Высота подвида
G.a.antigone у австралийского журавля, обитающего в Индии, достигает
175 см, что делает его самой высокой летающей птицей в мире. Самым
тяжёлым журавлём считается японский, его вес осенью может достигать 11 кг.
В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство
цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на
аистов, но в отличие от них журавли никогда не садятся на деревья. Голова
маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов
участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые
перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и
пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое.
Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая;
а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв
пропорционально меньше.
Это крупная птица, высота около 115 см, размах крыльев 180—200 см;
вес самца до 6 кг, самки до 5 кг 900 г. Оперение большей части тела
синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди
лесистой местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и
брюхо более светлые. Окончания крыльев чёрные. Передняя часть головы,
подбородок, верхняя часть шеи и уздечка чёрные либо тёмно-серые.
Затылок синевато-серый. По бокам головы имеется белая широкая полоса,
начинающаяся под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На темени
перья почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной
шапочкой. Клюв светлый. Ноги чёрные. У молодых журавлей перья на голове
и шее серые с рыжими окончаниями.
Из сказки «Журавль и Цапля» мы также узнаем, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите (подчеркните), в каком месте научной статьи об этой черте упоминается.
Выпишите из текста сказки «Журавль и Цапля» слова, которые помогают создать внешний облик журавля.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 2
1. Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять:
а). он решил завести хозяйство________________________________________
б). цапля очень нравилась журавлю____________________________________
в). Ему стало невесело, одиноко жить одному___________________________
г). Он любил цаплю всю жизнь________________________________________
3. Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________
Скрыть
5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 40-42
Размышляем о своеобразии сказок о животных
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
Сказка начинается с присказки о сове-веселой голове, а потом идет зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля». Заканчивается сказка не традиционной концовкой, потому что конца у этой сказки нет, так как журавль и цапля не поженились, а до сих пор ходят друг к другу свататься.
В тексте сказки мы встречаем повторы: жили-были, летала-летала, тяп, тяп. Здесь есть повторы в действиях: журавль и цапля дважды ходят друг к другу, их фразы тоже похожи. Постоянные эпитеты в сказке отсутствуют, но есть народные выражения, например, «несолоно похлебал», «болото месил».
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
Сказка «Журавль и цапля» относится к сказкам о животных, в ней, в отличие от волшебной сказки, нет никаких превращений, сказочных героев, волшебства и присутствует юмор. Общее с волшебной сказкой здесь только то, что животные разговаривают и в сказке присутствует присказка, а также есть зачин.
Фонохрестоматия «к Слушаем актёрское чтение »
Сказка «Журавль и цапля»
1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
Сказка начинается с присказки про сову-веселую голову, именного его сказительница произносит громко и нараспев, чтобы все приготовились слушать сказку, чтобы вызвать интерес к тому, что же будет дальше. Присказка про сову, которая летает-летает, сядет, хвостиком повертит, головой покрутит и дальше полетит, очень похожа на саму сказку, где птицы ходят друг к другу, ходят, а договориться так и не могут.
2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
Сказительница к журавлю и цапле в начале сказки относится нейтрально, но потом в интонации можно услышать сочувствие к журавлю, которого так грубо оттолкнула цапля, и к цапле, потому что после отказа журавля в голосе сказительницы чувствуется обида за цаплю и жалость к ней. Но далее, когда и журавль, и цапля постоянно отказывают друг другу, а потом жалеют о сделанном, в голосе сказительницы мы улавливаем иронию по отношению к героям.
3.
Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?
Мне кажется, что музыкальное сопровождение сказки ведут три инструмента: баян (гармонь), ксилофон и гудок. Музыка звучит как раз в момент хождений героев, и кажется, что видишь, как птицы передвигают ногами. Судя по темпу и звукам, делают они это важно, как бы любуясь собой. Уловить самовлюбленность в характере героев мне помогло именно музыкальное сопровождение.
Сегодня
на уроке мы:
·
подробнее
поговорим о бытовых сказках;
·
поговорим
про сказки о животных;
·
рассмотрим
сказки «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».
А
чтобы нам не было скучно, мы опять наведаемся в гости к Косте и его дедушке.
–
А у нас случайно нет больше волшебных сказок? – поинтересовался Костя, роясь в
книгах на полках.
–
А тебе зачем? – спросил дедушка.
–
Просто я тут решил вспомнить детство и перечитать волшебные сказки, – отозвался
Костя. – Особенно героические. Ты рассказал о них так много интересного. И в
них так много волшебства!
Мы
говорили о том, что в героических сказках часто отражалась борьба русского
народа с врагами.
А
вообще-то волшебные сказки отличают тем, что в них есть волшебные превращения,
путешествия героев, колдуны и маги и волшебные предметы.
–
Поэтому читать волшебные сказки так увлекательно, – продолжил Костя. – Так что
все, что у меня было, я уже прочитал. Где бы достать ещё?
–
У нас есть книга, где собраны бытовые сказки и сказки о животных, – заметил
дедушка. – Не хочешь ли заново познакомиться с ними?
–
Но ведь там ни волшебных превращений, ни колдунов, ни сражений… — приуныл
Костя.
–
Но все-таки, эти сказки очень интересны, – улыбнулся дедушка.
–
Давай рассуждать, – предложил дедушка. – Откуда появилось слово «бытовые»?
–
От слова «быт», – уверенно ответил Костя. – Это что-то о том, как живут люди
каждый день. Мне иногда, когда я мою посуду, так и хочется сказать: ох, как мне
надоел этот быт!
–
Верно, — улыбнулся дедушка. – Быт – это повседневный привычный образ
жизни людей.
Быт
не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы,
солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили,
как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те
же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.
В
детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из
топора», и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд»,
и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.
Каковы
особенности в этих сказках? Посмотрим на сказку «Солдатская шинель», чтобы
узнать это.
Сказка
«Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни
приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал
барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.
Барин,
привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему?
Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон
сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять
поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.
Солдат
же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира.
Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда
удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата
показывает сказка.
«Куда как хорошо, – говорит, – на шинели
после походу спится!»
Сказка
смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата.
Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не
только не наказал солдата, но наградил его.
Вся
суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает
солдатскую жизнь:
«Кто
поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на
перине не уснёт!»
Вообще-то,
солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Он появляется в очень
многих сказках: «Солдат и царица», «Солдат и чёрт», «Как
Солдат царевну спас», «Каша из топора» и многие другие. Солдат
всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться
за любое дело.
«Выслушал
это солдат и думает сам с собой: “Дай пойду, счастья попытаю; может, и избавлю
царевну! Царь хоть что-нибудь на дорогу пожалует”. Взял шинель, вычистил
пуговицы мелом, надел и марш во дворец. Увидала его придворная прислуга,
узнала, зачем идет, подхватила под руки и привела к
самому царю».
Какие
же признаки бытовой сказки мы можем выделить?
·
В
центре сюжета – обычная жизнь.
·
Эти
сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.
·
В
сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого
народа.
То
есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.
–
Надо же, как интересно, – удивился Костя. – Эти сказки немного напоминают
сценки-юморески, правда? Те самые, которые можно увидеть по телевизору: там и о
злой тёще, и о глупых богачах…
–
Совершенно, верно, — улыбнулся дедушка.
–
А сказки о животных? – спросил его внук. – На что похожи они? Уж их-то сочиняли
просто для смеха?
–
Нет, – ответил дедушка. – Сказки о животных – это зеркало, которое отражает
жизнь людей.
В
этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это
достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому
животные
в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые
животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он
не примет их к себе:
«Вот пришла зима холодная, стали
пробирать морозы; баран просится у быка:
– Пусти, брат, погреться.
– Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!
–
А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет
холоднее».
При
помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В
таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и
так далее.
«Вот вздумала лиса угостить журавля,
пошла звать его к себе в гости:
– Приходи, куманек,
приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званный пир. А лиса
наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
– Покушай, голубчик куманек, – сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке,
стучал, стучал — ничего не попадает!»
При
этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как
олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь –
неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…
Сказки
о животных – очень древние. И самым частым персонажем в них, конечно, выступает
лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Медведь
и лиса». Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк
и овца», «Коза-дереза», «Медведь и мужик».
–
А вот журавли и цапли в сказках встречаются не так уж часто, – заметил дедушка.
– Поэтому давай на сказку «Журавль и цапля», – предложил Василий
Петрович. – Ты помнишь её?
–
Конечно! – улыбнулся Костя. – Там журавль и цапля всё время ходят сватать друг
друга и никак не могут пожениться.
–
А почему?
–
Не могут найти общего языка.
Именно
непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но
что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?
Каждый
из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга.
Вот
как цапля отвечает на сватовство журавля:
«–
Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам
худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!»
Но
ведь и сватовство было не самым вежливым:
«– Дома ли цапля?
–
Дома.
–
Выдь за меня замуж!»
Да
и жениться они хотят от скуки:
«Журавлю
стало скучно жить одному, и задумал он жениться».
Эти
соседи с самого начала не очень-то хотели часто видеться: их избушки на разных
концах болота, семь вёрст разделяют их.
Какие
черты мы можем увидеть в героях?
Цапля
капризна, судит соседа по внешности и разговаривает с ним грубо:
«…у
тебя ноги долги, платье коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь,
долговязый!»
Журавль
обидчив и тоже груб с цаплей:
«–
Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж.
Убирайся!
Цапля
заплакала от стыда и воротилась назад».
Самолюбие
и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать
семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и
неумение прощать делает ситуацию безвыходной:
«Вот
так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».
Интересно,
что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась,
нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете,
может такое произойти?
Так
какие признаки сказки о животных мы можем выделить?
Основной
признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя
как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.
–
Дедушка! – воскликнул Костя. – А ведь такое и правда могло быть у людей. Даже у
друзей: ходят – ходят и никак не помирятся, хотя и помириться хочется… В
сказках столько всего скрыто!
–
Действительно, – согласился дедушка. – Бытовые сказки и сказки о животных тоже
могут быть поучительными.
–
Согласен, – кивнул Костя. – Сейчас же начну их перечитывать.
Так
что же мы должны сегодня запомнить?
«Солдатская
шинель» – это типичный пример бытовой сказки. Основные признаки бытовой сказки
такие:
В
центре сюжета – обычная жизнь.
Сказка
короткая, она рассказывает об одном-двух эпизодах из жизни.
Обличительная
направленность сказки.
«Журавль
и цапля» – это типичный пример сказки о животных. Основные признаки бытовой
сказки такие:
Главные
герои – животные.
Животные
умеют говорить и ведут себя как люди.
В
сказке в иносказательной форме показываются пороки и вообще черты людей.