Вид скульптуры который больше всего предрасположен к рассказу повествованию это рельеф

Арт-словарь: терминология, виды, жанры, стили, направления изобразительного искусства

Рельеф, барельф, горельеф Лапиф сражается с кентавром

Неизвестный скульптор. Лапиф сражается с кентавром. Горельеф из Парфенона. 447-433 годы до нашей эры. Британский музей.

Рельефы: барельефы, горельефы, контррельефы, койланаглифы

Рельеф – это скульптурное произведение, в котором изображение выступает над плоскостью фона. Как правило, у подобной скульптуры всего одна плоскость, из-за чего её следует рассматривать только с фронтальной стороны, что ставит данные произведения в противоположность круглой скульптуре, которую следует рассматривать со всех сторон.
Барельеф – вид скульптурного рельефа, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма изображенного объекта или объектов. Также называется “низкий рельеф”.
Барельеф является одним из весьма распространенных видов украшения для архитектурных сооружений. Считается, что первые барельефы создавались ещё в эпоху палеолита и являлись глубоко высеченным или тёсанным наскальным рисунком.
Часто барельефом украшают постаменты памятников и статуй, стелы, мемориальные доски, монеты и медали.
Горельеф – ещё один вид скульптурного рельефа, отличается от барельефа тем, что изображаемый объект может выступать из фона более чем на половину своего объёма. Также называется “высокий рельеф”.
Изображение на горельефе получается гораздо глубже, объемнее и сложнее чем на барельефе, что позволяет более детально изображать многофигурные сцены и пейзажи.
Контррельеф – это рельеф, изображение на котором идёт вглубь фона. Чаще всего подобные рельефы используют как форму-заготовку для барельефов и горельефов. Некоторые авангардные скульпторы творят и полноценные работы в виде контррельефа.
Койланаглиф – вырезанный на плоскости контур изображения, он не выступает из фона, но и не углубляется в него. Чаще всего койланаглифы применялись в архитектуре Древнего Египта. Плюсом такого вида рельефа считается то, что ему не грозит скалывание и за счёт этого он может сохраняться гораздо дольше.
Сквозной рельеф – это обычный рельеф, главное отличие которого заключается в отсутствующей (полностью или частично) поверхности заднего плана изображения. Как правило, сквозные рельефы чаще всего бывают небольшого размера. Очень редко такие рельефы делаются двусторонними, т.е. их можно обозревать с каждой стороны.

Неизвестный скульптор. Ариадна и Дионис. Барельеф древнеримского мраморного саркофага. 3 век до нашей эры. Лувр.

Неизвестный скульптор. Семья на погребальной стеле. Камень. Национальный археологический музей (Афины).

Неизвестный скульптор. Девата. Рельеф. Ангкор-Ват, Камбоджа. Фото — Marcin Konsek

Неизвестный скульптор. Древний рельеф в храмовом комплексе Гёбекли-Тепе (Пузатый холм). Камень.

Неизвестный скульптор. Теллус между олицетворениями сухопутных и морских ветров. Аллегория. Рельеф. Алтарь Мира. Фото — Manfred Heyde

Неизвестный скульптор. Древний ассирийский рельеф. Камень. 865-860 год до нашей эры. Британский музей.

Неизвестный скульптор. . Египет. 2009. Фото — Иероглифы в техниках койланаглифа и контррельефа, изображённые на стене Карнакского храма. Mmelouk.

Неизвестный скульптор. Контррельеф на станции метро «Luz». Камень. 2011. Фото — Андре Дик (André Deak)

Неизвестный скульптор. Фрагмент фриза апсиды Первого собора. Песчаник. 25х41,5х13. 7 век. Национальный музей (Варшава).

Ниже предлагается информация о других художественных терминах и понятиях

Заслуженный художник РСФСР

Произведения искусства из частных коллекций и собраний художников

Предлагается возможность увидеть, рассмотреть и быстро приобрести произведения изобразительного искусства из частных собраний коллекционеров и авторские картины современных художников.

Картина «Царицынский пруд»

Холст, масло. 80х60. 2022.

Картон 3 мм, масло, акрил. 100х70. 2001.

Оргалит, масло. 60х42. 2020.

Copyright © YAVARDA.RU 2018-2023

МОУ Брызгаловская СОШ

Камешковский район

Владимирская обл.

План-конспект открытого урока ИЗО:

«Объемные изображения в скульптуре»

Учитель ИЗО

Жмурина С.Н.

Пос. им. К. Маркса 2013 г.

Цель: Организовать деятельность обучающихся для обеспечения его личностного роста, самореализации, создания творческой продукции и с её помощью развить компетенции:

  • Личностные: воспитание уважения и интереса к художественной культуре мировой цивилизации; формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно- творческую деятельность; формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении работ. Метапредметные: умение ориентироваться в зрительном материале; проявлять заинтересованное отношение к образованию, интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (зоология, география); умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности; умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого познавательного материала, проливающий свет на предмет изучения, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат; Предметные: осознание роли скульптуры в жизни людей и её выразительных возможностях, знать виды скульптурных изображений, связь объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами; творчески участвовать в обсуждении и выполнении проектов, макетов, (эскизов).

  • Тип урока: урок решения учебной задачи.

Оборудование:

  • Презентация по теме урока «Объемные изображения в скульптуре »

  • Изображения скульптурных форм.

  • Пластилин, баночки с водой, ткань для протирки рук, подкладочные салфетки, ножи для пластилина, стеки, проволока для каркаса, алюминиевая фольга.

  • Демонстрационные таблицы «Приёмы лепки» (раздаточный материал).

  • Макет участка парка.

Словарь: скульптура, лепка, рельеф, барельеф, горельеф, анималистический жанр.

План урока

  1. Организационный момент. Стихотворение В. Коркина «Я и солнышко».

  2. Мотивация.

  3. Актуализация знаний. Презентация по теме урока.

  4. Физкультминутка.

  5. Создание ситуации. Практическая работа.

  6. Выставка детских работ. Защита.

  7. Домашнее задание.

  8. Итог урока. Оценивание. Осознание собственной деятельности.

Ход урока. 1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.

Стихотворение В. Коркина «Я и солнышко» Солнышко ясное встало. — Доброе утро! – сказало. — Доброе утро! – кричу я прохожим, Весёлым прохожим… Но если проснёшься, А дождик в окно Стучит да стучит И без солнца темно, Доброе утро, Друзья, всё равно… Придумано мудро: — Доброе утро!

2. Мотивация. — Ребята, скажите, произведение какого вида искусства вы видите у меня в руке? (скульптура).

— И каждый здравомыслящий человек задаст себе вопрос: для чего нужна скульптура? (для украшения, красоты, эстетического вида). Каждый из нас был в парке возле Дома Культуры. Сейчас там есть волейбольная площадка, зона для концертных выступлений и скамейки, памятник погибшим героям, а вот зоны для отдыха детей нет. Я вам предлагаю украсить эту зону парковой скульптурой животных. Но с условием, что эта площадка будет эстетически радовать взгляд и воспитывать подрастающее поколение. Можно скульптуру разместить на макете. А для этого нам надо систематизировать наши знания о скульптуре. На какие вопросы мы будем отвечать? — Что такое скульптура? — Какая она бывает, т. е. какие её основные виды? — Из какого материала её изготавливают? 3. Посмотрим презентацию. Актуализация знаний. — Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки. Материал предъявляет скульптору свои требования при работе с ним. От материала зависит, каким образом скульптор его будет обрабатывать. Художественное произведение в скульптуре создаётся путём лепки, резьбы, высекания или отливки. Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи. Твёрдые материалы – это различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.

Мудрые мысли: «Тот и не был скульптором. Кто скажет вам: мне всё равно: можно ту вещь исполнить и в мраморе, можно и в бронзе», — писал русский скульптор И. Ефимов.

— По форме изображения различают скульптуру круглую и рельефную. Круглая скульптура — это скульптура, осматриваемая с разных сторон и связанная с природным окружением. Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В памятниках проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм. Скульптура может быть предназначена и для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания, «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка. — Есть вид скульптуры, который больше приспособлен к рассказу, повествованию – это рельеф. Изображение в рельефе строится на плоскости, оно выступает над плоскостью или углублено в неё. Рельефная скульптура — это скульптура, в которой изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. — В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, мы можем выделить барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений. Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи. Вспомним приёмы лепки. Основные приёмы у вас лежат на парте. 4.Физкультминутка. 5. Самостоятельная работа детей. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. Для того чтобы получилось произведение искусства, необходимо отображать самое важное и существенное, убрать ненужные детали, что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму. — Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру какого-либо животного. Изображение животных во всех видах изобразительного искусства называют анималистическим жанром. Вам предстоит подумать одну минуту и определить, как вы будите украшать зону детского отдыха парковой скульптурой. В каком материале. Реалистичными или сказочными животными. Проголосуем. Разделимся на группы. Можно скульптуру разместить на макете. Перед работой пластилин нужно разогреть в руках и размять, чтобы он стал мягким, пластичным. Если внимательно посмотреть, то в этом комке можно увидеть намёк на будущее изображение. Обозначить голову, туловище животного, не прилепляя отдельные кусочки, а как бы выдавливая их из целого куска. Посмотрите на особенности строения животных. Вспомните правила безопасности при работе с острыми предметами.

6. Выставка детских работ. Защита своей скульптуры.

7. Домашнее задание. Познакомиться со скульптурными формами нашего края (использовать ресурсы библиотеки и интернета). По желанию: подготовить сообщение, презентацию по теме.

8.Итог урока. Оценивание. Осознание собственной деятельности. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? — Что обозначает слово «скульптура»? — Перечислите виды скульптуры. — Перечислите материалы скульптора.

— Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.

Объёмные изображения в скульптуре

Со скульптурированием сталкивался каждый с самого детства. Снег зимой, пластилин, даже тесто — руки придавали этим материалам новую форму.

К выразительным средствам скульптуры относятся:

  • передача движения и позы изображаемого объекта;
  • светотеневая моделировка;
  • фактура материала;
  • пропорции и силуэт.

Что такое круглая скульптура?

Скульптура — это трехмерные произведения, созданные с помощью разных пластических материалов: глины, гипса, камня, дерева и других. Скульптурой называют и метод создания произведений искусства, и сами предметы искусства. Скульптура создаётся методами лепки, высекания, резьбы. Способ обработки материала диктуется особенностями самого материала — его твердостью, пластичностью.

Характер материала влияет на образ законченного произведения. Скульптура из камня и дерева будет восприниматься по-разному. Гранит или мрамор сохраняют холодность и монументальность исходного материала, а дерево будет обладать некоторой корявостью, составляющей основу выразительности.

Круглая скульптура трёхмерна, то есть её можно рассмотреть со всех сторон. Круглые скульптуры — это статуи, статуэтки, бюсты. Изображают методом объёмной, круглой скульптуры в основном животных и человека.

Виды рельефа

Рельеф — это вид скульптуры, выпуклое изображение, выступающее над плоскостью фона. Рельеф воспринимается только с одной стороны, в отличии от круглой скульптуры. Он больше расположен к повествованию, сюжетному изображению.

Виды рельефных изображений:

  • барельеф — это скульптурное изображение, низкий рельеф, выступающей над плоскостью фона не более, чем на половину объёма;
  • горельеф — высокий рельеф, выступающий над фоном почти на весь объём;
  • контррельеф — не выпуклый, а, наоборот, углубленный в поверхность фона вид рельефа.

Анималистический жанр скульптуры

Анималистическая скульптура — это жанр скульптуры, специализирующийся на изображении животных. Человек начал изображать зверей в скульптуре ещё в первобытные времена. Первобытные скульпторы старались либо повторить анатомически верную форму животного, или изображали их с чертами человека, например, на двух ногах.

Зачастую человек создавал скульптуры священных в своей религии животных. В доисторических пещерах учёные находили рельефные изображения животных, статуэтки и фигурки. Современные скульпторы, работающие в этом жанре, осваивают новые материалы и исследуют новые формы художественной выразительности.

Обновлено: 10.01.2023

РЕЛЬЕФ (фр. relief, от лат. relevare– приподнимать) – один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное станковое значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в него.

Виды рельефа

В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют три вида рельефа: барельеф, горельеф и контррельеф.

Барельефом называют низкий, достаточно плоский рельеф, в котором фигуры отступают от плоскости фона меньше чем наполовину, Как правило, барельеф выступает компонентом архитектурного сооружения и играет в нем декоративную и повествовательную роль.
Появление барельефа предшествовало круглой скульптуре. Условные изображения медведей и бизонов, высеченные на скальной поверхности, можно найти в пещерах доисторических людей, живших в ледниковый период. Орнаментальными рельефными мотивами украшены все дошедшие до нас культовые сооружения глубокой древности. Величественные храмы эпохи фараонов целиком покрыты рельефными изображениями, которые, словно страницы рассчитанной на вечность книги, повествуют о происхождении и деяниях египетских богов.

Барельеф используется на монетах и медалях.

GRAYФрагмент фриза Парфенона

Фрагмент фриза Парфенона. Мрамор. 5 век до н.э.

Углубленный рельеф (контррельеф) менее распространен, чем выпуклый рельеф. Изображение такого типа не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Больше всего такой рельеф напоминает строгий рисунок: контуры изображения словно вырезаны скульптором на поверхности камня. Фигуры и предметы остаются плоскими. Эта разновидность рельефа часто

Возможности рельефа.

У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома. Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени.

Живописный рельеф.

Камея Гонзага

Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. В живописном рельефе удаленные предметы изображаются маленькими и более плоскими, а те, которые ближе, наоборот, вылепливаются почти в полный объем. Получается, что скульптор применяет те же законы линейной перспективы, что и художник-живописец. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.

GrayРождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия._cr

Рождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия.460 г. до н.э.

Геммы.

В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.

Врата ада. Роден.

Врата ада. Роден.

Барельефы применяются по ряду причин:

  • Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.
  • При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.
  • Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.

Медальоны арки Константина.

Медальоны арки Константина, Рим.

Существует три основных типа барельефов:

  1. Низкий рельеф (барельеф), в котором элементы скульптуры лишь немного выделяются на поверхности фона.
  2. Высокий рельеф (горельеф), в котором фрагменты более чем на половину выступают над фоновой поверхностью.
  3. Углубленный рельеф (койланаглиф, контррельеф), представляющий собой утопленную ниже уровня фоновой поверхности композицию, не содержащую отступов, характерных для двух других типов.

Рельеф в Ангкор Ват

Рельеф в Ангкор Ват

Пир Ирода. Гиберти.

Пир Ирода. Гиберти.

Рельефы создаются в абстрактном, изобразительном/образном стилях. Абстрактные рельефы, как правило, содержащие геометрические мотивы, создавались в различные времена и различными народами, в том числе греками, кельтами, викингами и т.д. Представителями изобразительного стиля можно считать греков, римлян, мастеров готической эпохи и Возрождения.

Алтарь Зевса. Фрагмент.

Алтарь Зевса. Фрагмент рельефа.

История

Развитие рельефной скульптуры проходило неравномерно. В Греции, например, фигуры, изображаемые в композиции, ограничивались плоскостью фона, в то время как произведения Ренессанса демонстрируют объем и перспективу, построенную на соотношении фигур, глубине проработки. В Египте, некоторых культурах Ближнего Востока и некоторых цивилизациях Древнего мира (3500-600 до н.э.) рельефы обычно создавались на каменных зданиях, в декоративных целях. Популярна рельефная скульптура и в религиозном искусстве. В период 600-1100 годов, в скандинавской, исламской и мексиканской культурах, скульптурами создавались абстрактные рельефы.

Барельеф Александровской колонны

Барельеф пьедестала Александровской колонны

Рельеф с кабаном. Гёбекли Тепе.

Экстаз святой Терезы. Фото.

Экстаз святой Терезы

Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Содержание

См. также

    — декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.

Примечания

Литература

  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М .: Педагогика, 1983. — С. 327. — 416 с. — 500 000 экз.
  • «Архитектурный словарь»

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Рельеф (скульптура)» в других словарях:

Рельеф (скульптура) — РЕЛЬЕФ, вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф, горельеф. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рельеф (значения) — Рельеф: Рельеф (фр. relief, от лат. relevo поднимаю) совокупность неровностей суши, дна океанов и морей. Рельеф (скульптура) вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое … Википедия

Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия

Скульптура Ренессанса — Скульптура Ренессанса один из важнейших жанров искусства Возрождения, достигший в это время рассвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.… … Википедия

Рельеф — (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия

СКУЛЬПТУРА — (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь

Скульптура античная — скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем… … Античный мир. Словарь-справочник.

СКУЛЬПТУРА — (латинское sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Современная энциклопедия

Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а… … Энциклопедия культурологии

Скульптура — (латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рельефная скульптура

Рельефная скульптура — сложная форма творчества, сочетающая в себе черты двухмерного изобразительного и трехмерного скульптурного искусства.

С одной стороны, это практически картина, расположенная на опорной поверхности. С другой стороны, элементы обладают трехмерными свойствами.

Рельеф: скульптура или живопись?

Некоторые типы рельефа очень близки к изобразительным работам. Например, художники Донателло, Гиберти и другие мастера раннего Возрождения в полной мере используют перспективу, которая представляет собой живописный метод реалистичного представления трехмерных пространственных отношений на двухмерной поверхности.

Также чрезвычайно наглядны египетские и большинство доколумбовых американских невысоких рельефов, но по-другому. Используя графическую систему, они переводят трехмерный вид в двухмерный.

Рельефное изображение по существу является плоской поверхностью и не может существовать в трех измерениях. Его скульптурные аспекты — небольшая степень фактического проецирования с поверхности и тонкое моделирование элементов.

Другие типы рельефа, например, классический греческий и большинство индийских, задуманы преимущественно в скульптурных элементах. Фигуры занимают пространство, которое определяется сплошными формами самих фигур и ограничено плоскостью фона.

Эта задняя плоскость рассматривается как конечный, непроницаемый барьер, перед которым существуют фигуры. Он не воспринимается как отступающее перспективное пространство или среда, в которой размещены фигуры, или как плоская поверхность, на которой они размещены. Рельефы, в этом случае, больше похожи на сжатую скульптуру, чем на развернутые картины.

Виды рельефной скульптуры

Главная проблема рельефной скульптуры — сочетание трехмерной твердой формы и пространственных отношений в ограниченном пространстве глубины. Степень, в которой формы проецируются, значительно варьируется, и на этой основе рельефы классифицируются как низкие рельефы (барельефы) или высокие рельефы.

Низкие рельефы (барельефы)

Фото: источник

Одна из самых сложных задач скульптора, занимающегося изготовлением рельефа — представить отношения между формами в глубине доступного ему пространства. Он делает это главным образом, уделяя пристальное внимание плоскостям рельефа.

В резном рельефе самая высокая или передняя плоскость определяется поверхностью плиты, на которой вырезан рельеф. А задняя плоскость — это поверхность, из которой выступают формы. Пространство между этими двумя плоскостями можно мысленно разделить на ряд плоскостей, расположенных одна за другой. В таком случае отношения форм в глубине можно рассматривать как отношения между формами, лежащими в разных плоскостях.

Особенности глубокого рельефа

Глубокий рельеф считается исключительно древнеегипетским видом искусства. Но в то же время ученые обнаружили красивые индийские образцы, выполненные из слоновой кости в Баграме (Афганистан).

В глубоком рельефе наброски дизайна сначала вырезаются по контуру. Затем мастер выполняет резьбу рельефа внутри контура, оставляя окружающую поверхность нетронутой. Таким образом, готовый рельеф погружается ниже уровня краев и очерчен четкой контурной линией с вертикальными стенками.

Такой подход к рельефной скульптуре сохраняет непрерывность исходной поверхности материала и не создает на него проекции. В результате контур проявляется в виде мощной линии света и тени вокруг всего дизайна.

Глубокий рельеф Древний Египет

Фото: источник

Особенности низкого рельефа

Низкий художественный рельеф, как правило, рассматривается скульпторами как чрезвычайно сложный вид искусства. Чтобы придать убедительность трехмерной структуре деталей и поверхности с минимальной степенью проекции, требуется сочетание мастерства рисования и резьбы или лепки высокого порядка.

Скульптор должен действовать эмпирически, постоянно меняя направление света и проверяя оптический эффект работы. Он не может следовать никаким установленным правилам или представлять вещи в глубине, просто математически уменьшая измерения.

Формы низкого рельефа обычно соприкасаются с фоном по всему контуру. Если есть небольшое подрезание, его цель состоит в том, чтобы придать акцент с помощью отбрасываемой тени контуру, а не создать впечатление, что формы не зависят от фона. Низкий рельеф включает в себя фигуры, которые проецируются примерно до половины их естественной окружности

Технически, самый простой вид низкого рельефа — рельеф с двумя плоскостями. Скульптор рисует контур на поверхности, а затем обрезает окружающую поверхность, оставляя фигуру поднятой в виде плоского силуэта над фоном.

Эта процедура часто используется на первых этапах рельефной резьбы. Далее скульптор приступает к моделированию или резьбе в приподнятом силуэте, округляя формы и создавая впечатление трехмерности. Однако в двухплоскостном рельефе силуэт остается плоским и практически не изменяется, за исключением добавления деталей поверхности.

Доколумбовые скульпторы использовали этот метод вырезания рельефа, создавая смелые образные и абстрактные рельефы.

Сплющенный рельеф

Сплющенный рельеф — чрезвычайно тонкий тип плоской, рельефной резьбы, часто применяемый скульпторами 15-го века Донателло и Дезидерио да Сеттиньяно. В их работах дизайн частично прорисован тонко выгравированными линиями и частично вырезан рельефно. Техника сплющенного рельефа во многом зависит от того, как материал, взятый за основу работы, реагирует на свет. Важная задача скульптора, работающего в этой технике, показать с помощью освещения самые тонкие линии и изменения текстуры или рельефа.

Детали в горельефе находятся достаточно далеко, чтобы быть в некоторой степени независимым от фона. Т.е. горельеф максимально приближен к реальной скульптуре, настолько, что часто невозможно определить с фронта, действительно ли фигура прикреплена к своему фону.

Горельеф

Фото: источник

Степени проекции в горельефе часто объединяются в одну рельефную композицию. Фигуры на переднем плане могут быть полностью отдельными и полностью круглыми, элементы, расположенные на среднем расстоянии, находятся примерно в половине рельефа. А детали заднего плана исполняются в низком рельефе. Такие эффекты распространены в позднеготической, ренессансной и барочной скульптуре.

Читайте также:

      

  • Участие граждан в поиске лиц пропавших без вести доклад
  •   

  • Сны значение снов доклад по философии
  •   

  • Государственный доклад о состоянии окружающей среды республики коми в 2017 году
  •   

  • Лесная промышленность костромской области доклад
  •   

  • Доклад на тему общие обязанности военнослужащих воинские звания и знаки различия

В основу искусства скульптуры положен принцип осязательности, телесности, весомости и материальных качеств формы. Поэтому, изображать пространство скульптор может лишь косвенно, посредством «говорящих» атрибутов, либо в особых композиционных ситуациях. Сложностей в этом виде искусства есть очень много, однако и эффект его воздействия на зрителей бывает просто ошеломляющим! А что вы знаете о скульпторах и скульптурах? Предлагаем проверить это прямо сейчас…

1 вопрос

  Что такое монументальная скульптура?

Что такое монументальная скульптура?

Варианты ответов:

  • Архитектурная композиция
  • Памятники, которые поставлены в честь великих людей
  • Скульптурное изображение, приближенное к нам так, что мы можем даже взглянуть в лицо

2 вопрос

Что такое камерная скульптура?

Что такое камерная скульптура?

Варианты ответов:

  • Это памятники, поставленные в честь великих людей
  • Скульптурное изображение приближенное к нам и мы можем взглянуть в лицо, почувствовать характер
  • Это фигуры с силуэтами и жестами, размещенные в пространстве

3 вопрос

  Что играет огромную роль в создании образа?

Что играет огромную роль в создании образа?

Варианты ответов:

  • Материал
  • Художник
  • Сколотость каменных граней

4 вопрос

Что станет главной характеристикой портрета, созданного из камня?

Что станет главной характеристикой портрета, созданного из камня?

Варианты ответов:

  • Сколотость каменных граней
  • Его твёрдость и сколотость каменных граней
  • Его твёрдость

5 вопрос

Что такое стеки?

Что такое стеки?

Варианты ответов:

  • Специальные плоские и острые ножики для работы с пластилином
  • Специальные изогнутые и неострые ножики для работы с пластилином
  • Специальные плоские и неострые ножики для работы с пластилином

6 вопрос

Что обычно служит каркасом для скульптурного портрета?

Что обычно служит каркасом для скульптурного портрета?

Варианты ответов:

  • Небольшая коробочка
  • Цилиндрическая банка
  • Деревянная доска

7 вопрос

Что нужно сделать, чтобы получилась общая форма головы?

Что нужно сделать, чтобы получилась общая форма головы?

Варианты ответов:

  • Тщательно облепить каркас
  • Найти соотношение сторон
  • Найти симметрию

8 вопрос

Какую роль играет нижняя часть каркаса?

Какую роль играет нижняя часть каркаса?

Варианты ответов:

  • Выступает в качестве головы
  • Никакую, её потом отрезают
  • Выступает в качестве шеи

9 вопрос

Каков главный принцип работы?

Каков главный принцип работы?

Варианты ответов:

  • Идти от общего к частному
  • Идти от краев к центру
  • Хорошо сосредоточиться

10 вопрос

Что нужно делать, чтобы не потерять выразительность образа?

Что нужно делать, чтобы не потерять выразительность образа?

Варианты ответов:

  • Понять меру обработки деталей
  • Не отвлекаться
  • Тщательно облепить каркас

11 вопрос

 Что обжигалось в печах в древнейшие времена?

Что обжигалось в печах в древнейшие времена?

Варианты ответов:

  • Пластиковые стаканчики
  • Глиняные сосуды
  • Стеклянные скульптуры

12 вопрос

Из какого материала высекали статуи богов, героев и царей?

Из какого материала высекали статуи богов, героев и царей?

Варианты ответов:

  • Из твердого камня
  • Из стекла
  • Из глины

13 вопрос

Что составляет важнейшую характеристику образа в завершенном произведении?

Что составляет важнейшую характеристику образа в завершенном произведении?

Варианты ответов:

  • Характер материала
  • Свет
  • Размер фигуры

14 вопрос

Что составляет важнейшую основу выразительности портрета из дерева?

Что составляет важнейшую основу выразительности портрета из дерева?

Варианты ответов:

  • Неестественность
  • Образ изначального материала
  • Корявость

15 вопрос

В каком случае мастеру необходимо скалывать и убирать лишний материал?

В каком случае мастеру необходимо скалывать и убирать лишний материал?

Варианты ответов:

  • Если он работает с гипсом
  • Если он работает с гранитом
  • Если он работает с глиной

16 вопрос

 Какой характеристикой обладает круглая скульптура?

Какой характеристикой обладает круглая скульптура?

Варианты ответов:

  • Трехмерность
  • Отсутствие объема
  • Существование не в том же пространстве, что и зритель

17 вопрос

Чему в основном посвящены изображения в скульптуре?

Чему в основном посвящены изображения в скульптуре?

Варианты ответов:

  • Человеку
  • Пространству
  • Отношениям

18 вопрос

Какой вид скульптуры больше всего приспособлен к рассказу, повествованию?

Какой вид скульптуры больше всего приспособлен к рассказу, повествованию?

Варианты ответов:

  • Рельеф
  • Круглая скульптура
  • Монументальная скульптура

19 вопрос

  Как называется жанр, изображающий животных?

Как называется жанр, изображающий животных?

Варианты ответов:

  • Антропологический
  • Биологический
  • Анималистический

20 вопрос

Когда человек начал изображать животных?

Когда человек начал изображать животных?

Варианты ответов:

  • В Средневековье
  • В первобытные времена
  • В XII веке

Идет подсчет результатов

10

Нашли ошибку или нарушение?

  • Вид сказок по классификации
  • Взросление пример из жизни для сочинения
  • Вид сказки царевна лягушка 5 класс
  • Вид сказки спящая красавица
  • Вид сказки солдатская шинель 5 класс