Цели урока:
- воспитывать любовь к народу, чувство патриотизма; формировать интерес к
русской литературе, к творчеству И.С.Тургенева; - познакомить учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева “Записки
охотника”, обратить внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие
данных рассказов на примере трех произведений (“Бурмистр”, “Бирюк”,
“Певцы”); познакомить учащихся с художниками-оформителями “Записок
охотника”; - совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать
у учащихся логическое мышление, художественное видение, речь и внимание.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиапроектор;
- портрет И.С.Тургенева;
- рассказы “Записки охотника”;
- иллюстрации к рассказам “Записки
охотника”.
План урока.
- Организационный момент.
- Слово учителя.
- Беседа по прочитанным рассказам.
- Работа с текстом.
- Сообщение ученика о художниках-иллюстраторах “Записок охотника”.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Слово учителя (записи
в тетради).
1. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами И.С.Тургенева из цикла
“Записки охотника”. В январе 1847 г. в культурной жизни России и в творческой
судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном номере журнала
“Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Успех его превзошел все
ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием “Записки
охотника”. На причины популярности тургеневкого очерка впервые указал Белинский:
“Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к
народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.
Публикацией “Хоря и Калиныча” Тургенев совершил переворот в художественном
решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы
нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и
становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ
их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев “почву,
хранящую жизненные соки всякого развития”, а значение личности “государственного
человека”, Петра I, он поставил в
прямую зависимость от связи с ней. С такой стороны к крестьянству в конце 40-х
годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с
“толстовской” меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот
общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного
мира романа-эпопеи.
В “Записках охотника” захватывается всероссийский социальный конфликт,
сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая,
мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая –
с другой стороны.
В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею “Записок
охотника”: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я
возненавидел…Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой
моей дали сильней напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный
образ, носил известное имя; враг этот был – крепостное право. Под этим именем я
собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я
поклялся никогда не примириться”. Вот этой ярко сформулированной идее и
посвящены “Записки охотника”.
2. Особенности жанра “Записок охотника”.
Цикл (от греч. “круг”) – группа произведений, сознательно объединенных
автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей.
(Запись в тетради.)
II. Эвристическая беседа.
Дома вы прочитали рассказы “Бурмистр”, “Бирюк” и “Певцы”. Давайте обратимся к
содержанию этих рассказов.
“Бурмистр”, 1847 г.
1. Перескажите содержание рассказа, выделив основные события и образы.
2. Через какие поступки помещика Пеночкина мы узнаем о его истинном
внутреннем мире?
− а) эпизод с лакеем, подавшем неподогретое вино; б) отношение к повару,
которого придавило колесом; в) отношение к семье старика Антипа, к его просьбам.
3. Через какие характерные детали Тургенев показывает отношение Пеночкина к
дворовым людям?
− Тургенев обращает внимание на жесты, мимику, слова, сказанные с
пренебрежительным оттенком.
4. Каково отношение автора к Пеночкину?
− Оно носит отрицательный характер.
5. Видно ли настроение гнева и возмущение у крестьян?
− Проследить по тексу (−Батюшка, Аркадий Павлович, − с отчаяньем заговорил
старик…Просители постояли еще немного на месте, посмотрели друг на друга и
поплелись, не оглядываясь, восвояси.) Тургенев не идеализирует крестьян. В
народной среде автор подметил настроения возмущения и гнева.
“Бирюк”, 1848 г.
1. Перескажите содержание рассказа.
2. Столкнувшись с Бирюком, понимал ли обездоленный мужик, что перед ним тоже
подневольный раб, или же он изливает на Бирюка свой гнев против барина?
− Мужик в данный момент забыл о подневольности Бирюка, он разорен барином до
последней степени и вдруг словно пробуждается и ропщет на жизнь.
3. Какие типичные детали крестьянского быта мы находим в очерке? С какой целью
их приводит автор?
− По тексту – лучина, детская люлька, еда…Он показывает крайнее обнищание
крестьян.
“Певцы”, 1850 г.
1. Перескажите содержание рассказа, отметьте основные черты характеров главных
героев.
2. Где происходит состязание?
− В кабаке.
3. Почему песня Якова Турка произвела более сильное впечатление на слушателей,
чем песня его соперника – рядчика из Жиздры?
– Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в песне Якова. И вот
эта душевность и искренность привлекает в его песне. (Зачитать эпизод: “Не одна
во поле дороженька пролегла”, – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко…Он
пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким,
словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль).
4. Какие черты русского народа ярко выступают в этом очерке?
− Тургенев подчеркивает талантливость, душевность русского народа.
5. Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?
− Рассказчик Тургенева – носитель добра.
III. Работа с текстом по вариантам.
Найдите в рассказах пейзажные зарисовки. Зачитайте. Сделайте вывод о связи
настроения рассказчика и восприятия им природы.
− Вывод: пейзаж у Тургенева психологичен, насыщен лиризмом. Лучшие герои
“Записок охотника” не просто изображаются “на фоне природы”, а выступают как
продолжение ее стихии: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим
светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в
“Записках охотника” скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и
реки, человека и леса, человека и степи.
IV.Сообщение ученика “Художники-иллюстраторы
“Записок охотника”.
1. Типы из “Записок охотника” в силуэтах Елизаветы Бем.
Альбом “Типы из “Записок охотника” И. С. Тургенева вышел в свет в 1914 году,
хотя создан он был Елизаветой Бем еще в 1883 году. В этом издании листы
иллюстраций чередуются с листами, на которых среди заставок и виньеток помещены
фрагменты текста. А сами силуэты охотников, рыбаков, нищих, ребятишек
выразительны и необыкновенно точны, ведь все они основаны на многочисленных
натурных зарисовках. Редкое сочетание задушевности и познавательности сделало
эти силуэты привлекательными для нескольких поколений зрителей. Текст в этом
издании скорее вторичен, более важен и значим визуальный ряд.
Сборник “Записки охотника” не был написан специально для детей, но в
некоторых рассказах дети являются главными героями, а природа изображена с таким
глубоким чувством понимания и любви, что эти рассказы, конечно же, стали любимым
детским чтением.
Бем Елизавета Меркурьевна (1843–1914) – русская художница, рисовальщица,
силуэтист. Обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в
Санкт-Петербурге. В совершенстве владела техникой силуэта, одной из редчайших
техник в области иллюстрирования детских книг. Созданный Бем творческий почерк и
стиль отразили эпоху конца XIX – начала XX вв. Она рисовала открытки и
иллюстрировала детские журналы, ее силуэты украшали не только открытки и
альбомы, но и стеклянные и фарфоровые предметы. Альбомы “Силуэты”, “Силуэты из
жизни детей”, “Из деревенских воспоминаний” были очень популярны, а “Азбука”
очаровывает читателя и ныне своим замыслом и его воплощением. Бем
проиллюстрировала сказку “Репка”, басни И. А. Крылова, “Записки охотника” И. С.
Тургенева. За свои работы многократно была награждена на международных и
российских выставках.
2. Б. А. Дехтерев родился 31 мая (13 июня) 1908 года в Калуге. В 1925–1926
годах учился в студии Д. Н. Кардовского, в 1926–1930 годах на живописном
факультете ВХУТЕИНа. Работал в издательстве “Детская литература” (на протяжении
32 лет с 1945 года) главным художником. В 1935–1937 годах – ассистент
профессора А. И. Кравченко в ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 1948 года заведующий
кафедрой графики в МГХИ имени В. И. Сурикова. Можно сказать, “Школа Дехтерева”
определила развитие книжной графики страны. Член-корреспондент АХ СССР. Работал
преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели.
Б. А. Дехтерев умер в 1993 году.
3. Соколов Петр Петрович (1821–1899).
Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, считается общепризнанным,
что на лебедянскую ярмарку по приглашению своего друга И.С. Тургенева приезжал
известный художник Петр Петрович Соколов (1821–1899 гг.), первый оформитель
“Записок охотника”, автор знаменитых иллюстраций к “Бежину лугу” и “Мертвым
душам”.
Страстный охотник и талантливый художник Соколов великолепно знал
анатомическое строение животных, их повадки. В своих работах он использовал
различную технику: гуашь, уголь, карандаш и масло, но больше всего любил писать
акварели. И хотя, считается, что произведения Соколова не отличаются точностью
передачи движения лошади, один из вариантов “Конной ярмарки в Лебедяни”,
родившийся во время работы над иллюстрациями к “Запискам охотника”, на
Международной выставке в Париже получил золотую медаль.
Сын известного российского акварелиста П.Ф. Соколова Петр Петрович Соколов
унаследовал талант и наклонности отца − он также стал художником-акварелистом.
Правда, главная тема его работ не продолжала семейную традицию. П.П. Соколов не
получил законченного систематического образования, хотя в Академию художеств
поступил и даже проучился в ней три года (1840 − 1843 гг.).
Среди его учителей был и знаменитый Карл Брюллов. Но юного Соколова не
увлекли ни учителя, ни мифологические сюжеты, ни каноны академической живописи.
Он покидает Академию, много путешествует, становится даже свидетелем боевых
действий на русско-турецкой войне. Повсюду делает много зарисовок бытовых сцен,
пишет портреты и иллюстрирует книги. Правда, его все больше привлекают
динамичные сюжеты − бег лошадей, охота на птиц и зверей, взаимоотношения
человека и животных.
В этом увлечении П.П. Соколов достиг замечательного мастерства, которое было
оценено по заслугам. В конце жизни художник удостаивается почетного звания
академика, хотя дело не в академических регалиях − произведения П.П. Соколова
при его жизни были желанными приобретениями художественных музеев и частных
коллекций.
V. Итог урока (слово учителя, запись в
тетрадях).
Антикрепостнический пафос “Записок охотника” заключается в том, что к
гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в
“Записках охотника” – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не
превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и
жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных
характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное
явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.
В “Записках охотника” Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое
художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской
литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от “Записок охотника” идут не только
к “Запискам из мертвого дома” Достоевского, “Губернским очеркам”
Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу “Войны и мира” Толстого.
VI. Задание на дом.
- Прочитать статью учебника стр. 215–222.
- Письменный ответ на вопрос “Как выражено в рассказах авторское отношение к
крестьянам?”
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ произведения Бурмистр
Анализ произведения Бурмистр Тургенева
История создания
Рассказ «Бурмистр» был написан в 1847 году и вошел в сборник И.С. Тургенева «Записки охотника»
Жанр
Произведение написано в реалистическом ключе и его жанровая принадлежность — рассказ
Сюжет и тема
Рассказ, как и весь сборник, посвящен теме крепостничества в России и тяжелого положения крепостных крестьян. Рассказчик, он же охотник, бродит по полям и лесам Орловской губернии, по пути встречает помещиков, крестьян, общается с ними и наблюдает внимательно за их жизнью. В этот раз его рассказ посвящен одному из самых заметных помещиков губернии –Аркадию Павловичу Пеночкину. И дом, и усадьба, и сам хозяин заслуживают похвалы, но только бывать у него рассказчик не любит. Что-то его всегда настораживает. Однако случай привел ему поближе сойтись с соседом, заночевать у него и посетить одну из его деревень. И увидеть крестьянскую жизнь такой, какая она есть на самом деле.
Главные герои
Аркадий Павлович Пеночкин –богатый помещик, бывший военный.
Рассказчик и охотник в одном лице
Софрон Яковлич –бурмистр в Шипиловке, Антип – шипиловский мужик.
Композиция
Всего в пятнадцати верстах от имения охотника проживал достаточно молодой помещик Аркадий Павлович Пеночкин. Он служил, но сейчас в отставке и живет в свое удовольствие, дом у него хорош, сам он завидный жених и гостеприимный хозяин. Имение больше привлекает дичью, которая в изобилии водится в его лесах и болотах. А бывать просто так желания не было, поскольку всегда возникало напряжение и беспокойство, которые трудно объяснить сразу.
Однако случай заставил как-то охотника побывать в гостях у соседа и даже переночевать. За завтраком подавали вино, которое слуга забыл подогреть. Заметив его оплошность, помещик приказал его тут же наказать.
После завтрака хозяин пригласил побывать в его Шипиловке, в которой он ввел оброк. И добавил, что там у него бурмистр молодец, у крестьян нет недоимок. Самого Софрона, бурмистра, не было, встретил сын и проводил в избу. Охотник обратил внимание на то, что при виде барина крестьяне прекращали свои занятия и становились молчаливыми. И сразу становилось неуютно и тревожно.
Расположились в доме бурмистра, он скоро появился и сообщил новость, которая понравилась барину. Нашли мертвое тело на шипиловской земле, но Софрон приказал перенести его на соседскую. Осмотр деревни показал, что и дома крестьян, и они сами выглядят добротно, но какое-то всеобщее уныние было во всем этом. Попутно Пеночкин дает разрешение прикупить еще земли на свое имя.
Ответ на многие вопросы, заинтересовавшие рассказчика, дала встреча с группой крестьян, она ждала помещика у одного из сараев. Самый старший из них Антип стал жаловаться на бурмистра, который сначала из-за размолвки с ним затаил на них злобу, а затем и вовсе разорил семью. Двое старших сыновей уже вне очереди отданы в рекруты, а теперь добрался Софрон и до младшего. Аркадий Павлович обещал разобраться, однако ничего не сказал бурмистру.
Окончательную картину дорисовали крестьяне соседней деревни, которые рассказали о том, что Шипиловка давно принадлежит Софрону, а он превратил крестьян в своих заложников. Стал богатеем, за спиной у своего помещика торгует всем, что попадет ему в руки.
2 вариант
Произведение является одним из тех рассказов писателя, в которых он затрагивает тему российского крепостничества, демонстрируя беспросветное нищенское и бесправное положение крестьянского народа.
Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, который в период увлечения своих хобби — охотой, оказывается в деревенской усадьбе своего приятеля, молодого барина, дворянина Пеночкина Аркадия Павловича, гвардии офицера в отставке.
Помещик представляется писателем в образе рассудительного, образованного человека, имеющего неплохое воспитание, вращающегося в светском обществе. Однако, представляясь окружающим внешне благовоспитанным и скромным мужчиной, Аркадий Павлович весьма жестоко обращается с собственными крепостными, позволяя себе за малейшую провинность подвергать их суровым наказаниям.
В собственности Пеночкина имеется целая деревня под названием Шипиловка, управление которой осуществляется бурмистром Софроном, имеющим неплохую репутацию в глазах барина за своевременный и полный сбор податей с крестьян. При этом Аркадию Павловичу невдомек, что под личиной хорошего управляющего скрывается хитрый, жестокий человек, который своими действиями не только принижает и издевается над крепостными, но и постепенно разоряет помещичье имение.
Бурмистр изображается писателем в качестве бородатого мужика, отличающегося небольшом ростом, широкоплечим, красноносым с маленькими глазами, имеющим собственную семью в лице жены и сына, являвшегося в деревне старостой, таким же грубым и жестоким, как отец.
Рассказчик наблюдает приход к барину мужика Антипа, решившего поведать помещику о бесчинствах бурмистра Софрона, государственного человека, в виде неоправданного направления на рекрутскую службу сыновей мужика, изъятия последнего домашнего скота, а также физического насилия по отношению к женщинам, в том числе жене Антипа.
Аркадий Павлович не желает прислушиваться к жалобам простого народа, видя в этом бунтарские мысли и взгляды, бессердечно отправляя мужика назад домой.
Смысловая нагрузка рассказа «Бурмистр» заключается в изображении безрадостного и бесправного положения крестьян в период крепостного права, полностью зависящих от прихотей барской воли, существующих в тяжелых, нищенских условиях, подвергающихся унижению, издевательствам, физическим расправам, жизненным лишениям.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Бурмистр
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Летний день
Заканчивается свежее утро. Солнце уже высоко поднялось и начинает припекать. Вся роса которая сверкала на траве и цветах постепенно высыхает
- Сочинение Ванюшка в произведении Судьба человека Шолохова (харакутеристика и образ)
В известном произведении Шолохова «Судьба человека» ярким, чистым и непорочным образом является Ванюшка. В годы Великой Отечественной войны у мальчика погибли родители
- План романа Дубровский Пушкина
Кирила Петрович Троекуров – богатый владелец поместья. Он дружил с Андреем Гавриловичем Дубровским. У Троекурова была дочь Маша, она проживала в доме своего отца. Сын Дубровского Владимир жил в Петербурге.
- Остап и Андрий — братья и враги — сочинение для 6, 7 класса
В повести «Тарас Бульба» речь ведется о судьбе казака Тараса Бульбы и двух его сыновьях Остапе и Андрии. На первых же страницах автор знакомит нас с молодыми людьми, которые, наконец, возвращаются в свой родной дом.
- Сочинение по картине Крещение Князя Владимира Васнецова описание
Одним из наиболее существенных событий для всей истории России являлось крещение страны, то есть принятие христианства (в частности православия) как официальной религии
На чтение 8 мин. Опубликовано 26.03.2020
Иван Сергеевич Тургенев прославился как автор сборника рассказов «Записки охотника». В книгу вошли произведения, показывающие жизнь крестьянского населения до отмены крепостного права. Подробного разбора заслуживает рассказ из этого цикла «Бурмистр». Краткое содержание поможет ознакомиться с сутью и подготовиться к уроку литературы, а чтобы ощутить глубину авторского замысла, лучше прочитать произведение целиком.
Содержание
- Главные и второстепенные герои
- Краткое содержание
- Экспозиция и завязка
- Кульминация и развязка
- Анализ произведения
Главные и второстепенные герои
В рассказе Тургенева «Бурмистр» несколько главных персонажей и двое второстепенных. Вот как можно кратко охарактеризовать героев:
- Аркадий Павлыч Пеночкин. Помещик, отставной офицер, живёт по соседству с человеком, от лица которого ведётся повествование. Рассказчик описывает его как мужчину с хорошим воспитанием, рассудительного и спокойного. Аркадий Павлыч — рачительный хозяин, любит принимать гостей, однако соседу не нравится его навещать.
- Бурмистр Софрон. В переводе с польского burmistr означает «управляющий помещичьим имением». Этот герой работает надсмотрщиком в деревне Шипиловка, принадлежащей Пеночкину. В рассказе бурмистр представлен человеком с бородой, маленькими глазками и красным носом. Софрон мал ростом, зато широк в плечах. У бурмистра есть сын, который служит старостой, и жена.
- Рассказчик. В этой роли выступает сам автор. Иван Сергеевич Тургенев был заядлым охотником. Однажды ему довелось попасть в Шипиловку вместе с Аркадием Павлычем, которому она принадлежала. Там рассказчик стал свидетелем описанных событий.
- Сын бурмистра (староста). Жестокий, неумный, грубый человек. Староста довольно высокий, с копной рыжих волос.
- Жена бурмистра. У дамы такой же несносный характер, как у мужа и сына. О её жестокости свидетельствует такой эпизод: когда рассказчик приехал в деревню, он увидел, как она тайком бьёт женщину, думая, что этого никто не замечает.
- Антип с сыном. Старик и молодой мужик из Тоболеевой семьи. Пришли жаловаться на Софрона Яковлича. Когда старик начал рассказывать, как притесняет их староста, Антон Павлыч прикрикнул, а потом, вспомнив, что рядом с ним рассказчик, заговорил добрее. В итоге просители удалились ни с чем.
- Федосеич. Отставной солдат со странным выражением лица и огромными усами. Глядя на этого человека, можно было подумать, что когда-то он сильно удивился, да так и не пришёл в себя.
- Анпадист. Знакомый рассказчика. В конце произведения он повествует о злодействах Софрона, неоднократно называя того собакой. От Анпадиста автор узнаёт, что теперь мужикам, пришедшим пожаловаться на бурмистра, совсем не будет житья: он их «доедет».
Эпизодические персонажи — камердинеры и повар Аркадия Павловича. По тому, как общается бурмистр со своей прислугой, можно проанализировать его отношение к простому люду в целом. Когда в поездке телега заваливается и придавливает колесом живот повару, хозяина интересует лишь то, целы ли руки.
Отношение к камердинерам тоже оставляет желать лучшего. Барин держится с ними надменно, поминутно придирается и хмурится.
Краткое содержание
Произведение «Бурмистр» наглядно демонстрирует, что приходилось терпеть простым людям в то время, когда крепостное право ещё не было отменено. Пересказ поступков и поведения Аркадия Пеночкина занимает бо́льшую часть сюжета. Это человек, имеющий даже не 2, а 3 обличья:
- с родственниками и приятелями — примерный семьянин, уважительный господин;
- с крестьянами и прислугой — настоящий цербер, жестокий и грубый помещик;
- в глазах посторонних — справедливый хозяин, строгий, но рассудительный и современный.
Пеночкин не забывает о том, кем он был раньше. Служба в армии — почётное занятие. Как отставной офицер, Аркадий старается демонстрировать такие черты личности:
- знание правил этикета;
- безупречные манеры;
- высокий уровень образования;
- выдержку.
Речь Пеночкина пестрит французскими выражениями. По ним окружающие должны понимать, что имеют дело не с простолюдином, а с представителем высшего сословия.
Непосвящённому собеседнику Пеночкин может показаться скромным, но крестьянам известен его истинный нрав. Сначала Аркадий говорит спокойно, но только до того момента, пока ему не почудится неуважение или намёк на бунт.
Экспозиция и завязка
Имение Пеночкина находилось примерно в 15 вёрстах от поместья, где жил автор. Хозяин прославился по всей округе тем, что устраивал торжественные приёмы, имел вышколенных слуг и жил в доме, построенном по проекту французского архитектора. Прислуга была одета на английский манер. Хозяин относился к помощникам строго, но справедливо. Так думали окружающие и он сам.
С «дурным обществом» главный герой не общался. Также о нём было известно, что это завидный жених, не попадавший ни в одну сомнительную историю. Среди всех дворян губернии Пеночкин считался самым образованным, причём он всячески поддерживал это мнение. Рассказчик упоминает, что не любил бывать в гостях у Аркадия. Если бы не дичь, он давно бы «раззнакомился» с помещиком.
Однажды рассказчик заночевал у Пеночкина, а утром подали завтрак. Помещик начал придираться к камердинеру, потому что тот не подогрел вино. Он выглядел любезным и как будто не рассердился, позволив слуге уйти. Тут же вошёл другой человек, и барин приказал «распорядиться» насчёт Фёдора. Это означало, что камердинера нужно наказать.
Когда автор засобирался, Аркадий предложил погостить ещё немного, а узнав, что тот едет в Рябово, вызвался отправиться вместе с ним, так как в 5 вёрстах находилась Шипиловка. По дороге Пеночкин рассказал, как хорошо его бурмистр надзирает за деревенскими жителями. Этот «государственный человек» всех держит на оброке. Перевести на барщину невозможно — земли мало.
Когда мужчины подъезжали к деревне, они встретили старосту, а чуть позже увидели крестьян, которые пели. Заметив, что едет помещик, люди примолкли. Рассказчик объясняет это тем, что по деревне, видимо, распространялось «тревожное волнение». Действительно, женщины «в клетчатых паневах» швыряли щепками в собак, мальчишки с воплями забегали в избы, и даже куры хлопали крыльями и разбегались. Было видно, что визитёрам здесь не рады.
Кульминация и развязка
Бурмистр пригласил автора и помещика к себе в дом, где они и расположились. Софрон начал рассказывать о деревенских делах. Недавно произошло событие: нашли умершего человека. Бурмистр подумал, что разбирательства ни к чему, и приказал, чтобы тело перетащили через межу на чужой участок. Помещик порадовался, что бурмистр так ловко придумал. Когда стали готовиться ко сну, Пеночкин с гордостью рассказал, что за всё время, пока Софрон управляет деревней, за крестьянами не водилось недоимок.
Утром помещик и его гость поехали осматривать деревню. Пеночкин уговорил охотника, да рассказчику уже и самому было интересно убедиться, так ли хорош бурмистр, как расхваливает его Аркадий. Проезжая, они видели картину, типичную для русской деревни:
- сараи;
- ветряную мельницу;
- конопляники;
- зеленя;
- овины;
- ригу;
- гумно.
Было видно, что бурмистр действительно заботится о порядке в деревне. Вдоль канав росли кустарники, дорожки были посыпаны песком, а кирпичный скотный двор украшал декоративный элемент, напоминающий греческий фронтон. На нём была неграмотная надпись, извещающая, что сооружение построено «втысеча восем Сод саракавом году».
Вдруг Аркадий и рассказчик увидели, что возле сарая стоят на коленях два мужика, а рядом с ними суетится человек. Это жители деревни решили пожаловаться на бурмистра. Когда-то он внёс за них оброк, а теперь совсем замучил. Двух сыновей старика вне очереди отдали в рекруты, а теперь хотели забрать и третьего. Помещик пообещал разобраться, а потом сердился на бурмистра, пока рассказчик не уехал.
Когда охотник уже был в Рябовке, он встретил Анпадиста — своего знакомого. Мужик сказал, что в действительности Пеночкин и не знает о происходящем в деревне. Фактически всё прибрал к своим рукам бурмистр. Этот человек чем только не промышляет без ведома барина. Анпадист добавил, что теперь жалобщикам совсем не станет житья от управляющего.
Анализ произведения
Произведение отражает жестокость, с которой относились представители высшего сословия к крепостным крестьянам. Тургенев изобразил людей, отличающихся уровнем воспитания, но одинаковых в своём бездушии.
Интеллигентный Аркадий и грубый Софрон в душе мерзавцы, только один это скрывает, а второй действует открыто. Оба лицемеры: один подмигивает гостю, когда вставляет в речь деревенское словцо, а второй хочет угодить Пеночкину и при этом выглядеть барином перед крестьянами. Рассказ позволяет понять, что лицемерие присуще представителям всех высших классов.
Крестьяне находятся в безвыходном положении. Они настолько угнетены, что не имеют возможности побороться за свои права или хотя бы проявить недовольство. В таких обстоятельствах бурмистр наживается на простых людях и беззастенчиво обманывает Пеночкина, заботясь только о своём благополучии. Главное для управляющего — чтобы не было недоимок. Пока народ выкручивается, у Аркадия нет повода придраться.
Тургенев не даёт оценку происходящему, как и во многих других произведениях. Он позволяет читателю самому сделать выводы. Но есть важная деталь: автор выражает отношение к бурмистру словами героя: «мошенник беспардонный, пёс».
Если вдуматься, можно понять, что такова и авторская позиция. Но чтобы оставить читателям пищу для размышлений, рассказчик заканчивает повествование нейтральной фразой. Он пишет: «Мы отправились на охоту». Это своеобразное подведение итогов: ничего нельзя изменить, каждый и дальше будет заниматься своими делами.
Анализ произведения Бурмистр Тургенева
На чтение 2 мин Просмотров 3
Произведение является одним из тех рассказов писателя, в которых он затрагивает тему российского крепостничества, демонстрируя беспросветное нищенское и бесправное положение крестьянского народа.
Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, который в период увлечения своих хобби — охотой, оказывается в деревенской усадьбе своего приятеля, молодого барина, дворянина Пеночкина Аркадия Павловича, гвардии офицера в отставке.
Помещик представляется писателем в образе рассудительного, образованного человека, имеющего неплохое воспитание, вращающегося в светском обществе. Однако, представляясь окружающим внешне благовоспитанным и скромным мужчиной, Аркадий Павлович весьма жестоко обращается с собственными крепостными, позволяя себе за малейшую провинность подвергать их суровым наказаниям.
В собственности Пеночкина имеется целая деревня под названием Шипиловка, управление которой осуществляется бурмистром Софроном, имеющим неплохую репутацию в глазах барина за своевременный и полный сбор податей с крестьян. При этом Аркадию Павловичу невдомек, что под личиной хорошего управляющего скрывается хитрый, жестокий человек, который своими действиями не только принижает и издевается над крепостными, но и постепенно разоряет помещичье имение.
Бурмистр изображается писателем в качестве бородатого мужика, отличающегося небольшом ростом, широкоплечим, красноносым с маленькими глазами, имеющим собственную семью в лице жены и сына, являвшегося в деревне старостой, таким же грубым и жестоким, как отец.
Рассказчик наблюдает приход к барину мужика Антипа, решившего поведать помещику о бесчинствах бурмистра Софрона, государственного человека, в виде неоправданного направления на рекрутскую службу сыновей мужика, изъятия последнего домашнего скота, а также физического насилия по отношению к женщинам, в том числе жене Антипа.
Аркадий Павлович не желает прислушиваться к жалобам простого народа, видя в этом бунтарские мысли и взгляды, бессердечно отправляя мужика назад домой.
Смысловая нагрузка рассказа «Бурмистр» заключается в изображении безрадостного и бесправного положения крестьян в период крепостного права, полностью зависящих от прихотей барской воли, существующих в тяжелых, нищенских условиях, подвергающихся унижению, издевательствам, физическим расправам, жизненным лишениям.
Картинка к сочинению Анализ произведения Бурмистр
Беликова Ирина
Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ рассказа Бурмистр
Анализ рассказа Тургенева Бурмистр
Повесть была написана в 1847 году, когда к Тургеновому попросили написать несколько рассказов для местной журнальной редакции.
Жанр: рассказ.
Темой рассказа является темой крепостничества в России.
Главные герои:
Аркадий Пеночкин; Софрон Яковлич; Антип; охотник.
Композицией рассказа является действие в течение нескольких дней проживания в деревни.
Сюжет:
Рассказ «Бургомистр» повествует нам о горькой жизни крестьян во времена крепостного права. Автор, со свойственным ему мастерством, описывает читателю образ молодого помещика Аркадия Павлыча Пеночкина. Образ его противоречив – с одной стороны окружение относится к нему замечательно, а с другой, автор повествования выставляет его в негативном ключе.
По мнению общества Аркадия Павлыч человек строгий, и, как часто это бывает, справедливый. Будучи прогрессивным помещиком, герой представляется нам образованным, культурным, воспитанным человеком. Но стоит обратить на него чуть большее внимание, как мы понимаем, что под личиной скромности находятся жестокость и отсутствие сострадания. За малейшую провинность помещик жестоко наказывает крестьян.
Пеночкин делает своих крестьян полностью зависимыми от бургомистра Софрона, который повсеместно известен своей злобностью и беспринципностью. Но Пеночкину на это плевать, ему неинтересно положение простых людей. Ему плевать даже на семью старика Антипа. Единственное, что его волнует, это оброк и отсутствие жалоб. Пеночкин одним своим присутствием взывает среди крестьян панический страх. Рассказчик описывает, что едва завидев помещика, вся деревня на мгновение будто вымирала.
Помещик Пеночкин и бургомистр Софрон различаются во многом. Но их бесчеловечное отношение к крепостным является тем, что их объединяет. Они оба полны цинизма и жестокого эгоизма. Несмотря на показушную доброту и интеллигентность, Пеночкин никоим образом не лучше злого бургомистра. Во всем сборнике не найдется человека с более отрицательными чертами, чем Пеночкин.
Про образ Софрона мы узнаем от мнений Рассказчика, крестьянина Анпадиста и Пеночкина. Сам же Пеночкин души не чает в своем бургомистре, для него он лучший управленец. Софрон же всячески льстит своему хозяину, изображая искреннюю любовь и преданность. Но за этим, как читатель понимает, стоят лишь лицемерие и фальшивость.
Слова бургомистра производят впечатление весьма комичное. Софрон то пытается щегольнуть особыми, «барскими» словечками, то старается угодить своему хозяину лестными словами.
Еще одним отрицательным качеством бургомистра является бессмысленная трата денег. Он не интересуется положением крепостных, ему все равно на их положение, он каждый раз берет с них положенное и оставляет подопечных без каких-либо средств к существованию.
Мастерство Тургенева, ему поразительная способность к описанию быта крестьян, особый подход к жизнеописанию, делают «Записки охотника» одним из центральных произведений в русской литературе. И именно поэтому, даже спустя столетия, читатели раз за разом погружаются в рассказы и находят в них нечто свое.
Пересказ
В нескольких метрах от дома охотника проживал богатый человек которого зовут Аркадий Пеночкин. Когда-то он был военным, но сейчас в отставке и сидит в доме. Он является гостеприимным, но к сожалению, до него никто не приходит кроме диких животных и птиц которые водятся в лесу и на болотах.
Однажды охотник побывал у него в гостьях и даже там спал. С утра они выпили вено, и хозяин пригласил его в Шипиловку. Аркадий брал с собой все вещи личного повара. Он сказал, что у него лучший бурмистр, но когда они приехали их встретил только его сын. Охотник увидел, что когда барина увидел крестьян, то они перестают разговаривать и сразу становится тревожно.
Его поселили в доме, который стоял отдельно от всех. Его встретила жена бурмистра которая жила в соседнем доме, также их встречала старика которая низко им поклонялась. Он жил в доме бурмистра хотя там некого не било кроме охотника в доме было очень тревожно. По словам Пеночкина бурмистр был очень хорошим человек, умный не богатый.
На следующее утро он встал очень рано. Приехал какой-то человек которым является бурмистр он приехал и рассказал новость которая барину понравилась. Оказывается, что нашли мертвое тело, но Софрон наказал перенести его в другое место. Жестокость хозяина очень его настораживает, и он подозревает что-то не хорошие. Охотник несколько раз прогуливался по деревни и крестьян казались ему очень добротными и приёмными, но они были очень подозрительными. Крестьяне живут очень бедно, а помещики очень хорошо. Когда они уезжали Аркадий наказал купить еще земли на его имя.
Однажды у охотника была встреча с группой крестьян, которые ждали его в сарае. Подходя к сараю он видит старого человека который был одет очень бедно, в потрёпанных штанах и рубашке. Он просит в помещика, чтобы тот дал ему денег ведь ему уже низано жить, чтобы т защитил его от Софрона. Но Аркадий ничего не сделал, накричал на них, что те как бомжи просят все у него и ушел. Антип, который является самим старшим жалуется на бурмистра. Что он забирает у них все деньги, что однажды они вынесли все из его дома, скотину, не оставив никаких средств для проживания его сыны отданы в рекруты без очереди. Пеночкин обещал, что разберется, но он даже не говорил с бурмистром, он очень разозлился на этих людей.
Он посещал соседскую деревню в которой узнает, что Шипиловка принадлежит Софрону, а крестьян его заложники, рабы которые на него работают. Он стал богатым за спиной помещика, он торгуем всем.
Анализ рассказа Бурмистр
Несколько интересных сочинений
- Придумать сказку про животных (сочинить)
Сочинить сказку о животных
- Сочинение Идеалы семьи Простаковых — Скотининых в комедии Недоросль
Все события комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» происходят в имении Простаковых. Главная в доме и семье госпожа Простакова. У нее склочный, крутой характер. Она способна даже ударить
- Сочинение Мой любимый человек — мама
Для каждого человека его мама самая красивая, но у моей действительно интересная и запоминающаяся внешность. Один из ее дедушек — грек, поэтому разрез маминых глаз как у древнегреческих богинь.
- Сочинение Мое отношение к Чичикову (9 класс Мертвые души)
Главным персонажем в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» выступает Чичиков Павел Иванович. Это достаточно противоречивый персонаж. Его можно считать отрицательным персонажем
- Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль сочинение
В комедии Фонвизина «Недоросль» много показательных персонажей. Несмотря на разнообразие действующих лиц, во главе пьесы встают два героя — недоросль Митрофан и его полная противоположность Софья.