Лекция: Использование
экологических сказок в работе с детьми
дошкольного возраста
План лекции:
-
Значение
экологических сказок. -
Разнообразие
экологических сказок для дошкольников. -
Особенности
экологических сказок. -
Методика
использования экологических сказок в
работе с дошкольниками. -
Сочинение
экологических сказок с детьми.
Литература
дополнительная:
-
Короткевич О.Г.
Роль сказки в формировании экологической
культуры детей // Экалогія.
– 2008. — № 5, № 7. -
Петрыкевіч
А.А. Выкарыстанне экалагічнай казкі ў
падрыхтоўцы старшых дашкольнікаў да
заняткаў-сустрэч з жывой прыродай //
Новые технологии воспитания и
обучения дошкольников. – Могилев, 1996.
– С. 142-144. -
Приключения
экоколобка (экологические сказки для
детей дошкольного возраста) / Под ред.
Н.А.Ярошевой. – Мозырь, 1999. -
Рыжова Н. А. Не
просто сказки: Экологические рассказы,
сказки и предания. – М., 2002. – 190 с. -
Рыжова Н.А. Сказки
и экологическое образование // Вестник
АсЭкО. – 1995. – Вып. 4(8). – С. 3-10. -
Сказки в экологическом
воспитании младших школьников. –
Витебск, 1999. -
Тихонова А.
Восприятие познавательной сказки //
Дошк. восп. – 1960.- № 6. -
Удовенко А.
Особенности экологической сказки //
Дошк. восп. – 1993. — № 7. -
Удовенко А.
Экологическая сказка. // Дошк. восп. –
1993. — № 3. – С. 32-34. -
Шорыгина Т.А.
Зеленые сказки: Экология для малышей.
– М., 2002 . – 104 с. -
Экологические
сказки. / Под ред. Л.П.Молодовой. – Мн.,
1999.
Экологическая
сказка получила неоспоримое призвание
в дошкольных учреждениях.
Чем объясняется
обращение педагогов к экологической
сказке?
-
Известно, что
форма
сказки наиболее доступна
для дошкольников. -
Сказка увлекает
детей своим действием,
вводит в воображаемые обстоятельства -
Сказка заставляет
переживать
вместе с героями. -
Экологические
сказки требуют определенной точности
и конкретности, поскольку они должны
сообщать детям новые сведения о природе.
Ошибка, неточность в описании факта,
явления может быть воспринята детьми
как правда. Так сказка В.В. Бианки «Как
муравьишка домой спешил» позволяет
познакомить дошкольников с миром
насекомых. Через нее дети получают
научные знания о муравьях и их поведении,
различных видах жуков, клопах (водомерка),
стадиях развития и видах бабочек
(гусеницы листовертки, пяденицы), а
также о паукообразных. Сказка
«Терентий-тетерев» позволяет дать
детям представления о жизни в лесу в
зимний период. При работе с данной
сказкой педагог может познакомить
детей со многими видами зверей и птиц,
которые активны в лесу в зимний период,
рассказать детям о том, где прячутся
животные в зимние холода, чем питаются.
Представления о смене времен года,
образе жизни птиц и зверей, взаимосвязях
в природе дети получают при работе со
сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая
шейка». -
Сказка формирует
бережное отношение ребенка к животным.
Например, сказка К.Д. Ушинского «Слепая
лошадь». Из этого произведения дети
получают также достаточно сведений
об образе жизни лошади, о том, как лошади
помогают человеку. -
Сказка дает новые
представления, которые влияют на
последующие
поступки
детей. Даже слушая сказку, младшие
дошкольники ставят себя в позицию
героя сказки, иногда даже пытаются
вмешаться в ход действия. Старшие
дошкольники пытаются занимать позицию
постороннего наблюдателя. -
Сказка побуждает
умственную
активность ребенка,
заставляет делать выводы, недоступные
для него при других обстоятельствах. -
Чтение экологических
сказок решает в большей степени задачи
формирования
экологических представлений
(о взаимосвязях существующих в природе,
о потребностях объектов природы, об
их приспособлениях к условиям
существования и др.), реже – задачи
формирования нравственного отношения
к природе. Такое одностороннее
использование произведений лишает
ребенка возможности осознать,
почувствовать эстетическую ценность
объектов природы.
Вопрос 2. Разнообразие экологических сказок для дошкольников
Известны разнообразные
классификации сказок.
Различают бытовые
и волшебные; авторские и народные и др.
Существуют разные
подходы к анализу этих произведений,
например, с позиций лингвиста, фольклориста,
литературоведа. Наш анализ показал, что
сказки в большинстве своем «экологичны»:
в них нашло отражение
-
осмысление
человеком окружающего мира, -
изменение
взаимоотношений людей со средой
обитания.
Так, в течение
долгого времени человек
воспринимал природу как нечто враждебное,
таящее опасность, непознанное.
В сказках народов мира леса, болота
обычно населены духами лешими, кикиморами
и прочими «отрицательными персонажами».
Со временем природа
становится все более понятной человеку,
он постигал ее законы, учился использовать
ее богатства.
Теперь он выражает в сказках не только
свою зависимость от окружающей среды,
но и благодарность природе. Например,
земля называется ласково –
матерью-кормилицей. Бережное, уважительное
отношение к природе предполагает, что
она отплатит человеку тем же: удовлетворит
его потребности в пище, крове и т.п.
Чем старше
становилось человечество, тем активнее
оно стремилось
покорить природу, взять у нее
как можно больше богатств, подчинить
своей воле. Сказки впитывали исторический
опыт человечества.
В сказках, как
правило, очень точно подмечены особенности
многих животных, растений, природных
явлений, ландшафтов, описываются
национальные и культурные традиции и
праздники.
Во многих сказках
природа воспринимается именно с точки
зрения ее
житейской пользы для человека.
Отсюда описание сказочных полей, по
которым летают жареные куропатки, и
молочных рек с кисельными берегами.
Часто спастись героям помогают широкие
реки и дремучие леса.
Особое внимание
уделяется животным
– помощникам человека.
Впрочем, помогать людям они начинают
только в определенных условиях (в которые
их поставил человек) – например, чтобы
сохранить свою жизнь или жизнь своих
детей: «Не ешь меня: я тебе еще пригожусь!».
А отношение Емели и Щуки или Старика и
Золотой Рыбки – это уже настоящий шантаж
со стороны человека.
При анализе сказок
можно выделить группу
животных, которых люди считают своими
врагами. Это,
как правило, хищные звери. Например, во
многих народных сказках волк – злой,
явно отрицательный герой. Это связано
с опасностью, которую он представляет
для людей и его хозяйства. В то время
как большинство травоядных животных,
особенно если они симпатичные, пушистые
и вызывают сочувствие, наделяют
положительными чертами.
У многих детей и
взрослых благодаря сказкам формируются
стереотипы: хищные
животные – плохие, злые, им не место
рядом с человеком, волк и крокодил не
нуждаются в нашей защите и помощи.
Дети очень хорошо
усваивают
характеристики животных
– героев сказок: волк–злой, лиса –
хитрая, заяц – трусливый и т.д. Очень
часто эти представления у них остаются
на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что
в таких характеристиках нашли отражение
взаимоотношения людей с животными и
наблюдения за ними во время охоты или
защиты от них домашних животных. Конечно,
у человека более теплое отношение к
корове, дающей молоко, чем к волку,
который может напасть на корову.
Во многих сказках
нашло отражение
деление животных на красивых и безобразных.
Последние,
естественно, не вызывают сочувствия.
Например, отрицательная характеристика
крота и жабы в сказке Г.Х. Андерсена
«Дюймовочка». Такое отношение автора
к персонажам передается и детям. С другой
стороны, Э. Успенский, сделав обаятельным
и симпатичным крокодила Гену, вызвал
тем самым у детей доброе отношение к
этому животному, которое, как правило,
в сказках многих народов выполняет ту
же роль, что волк в русских сказках.
В сказках разных
народов
можно найти сведения о природных
особенностях
тех мест,
которые они населяют. Так, в восточных
сказках часто подчеркивается ценность
воды, ее роль в жизни человека, а в сказках
северных народов – роль солнца. В сказках
североамериканских индейцев отчетливо
ощущается почтительное отношение к
природе – как к живой, так и неживой
(например, к камням, горам, солнцу).
Существует еще
один тип сказок, которые многими
педагогами рассматривается как
природоохранные,
хотя на самом деле также отражают
потребительский подход людей к природе.
Сюжет их строится следующим образом:
сначала дети узнают, как много благ дает
нам природа (например, лес рассматривается
как источник пищи, древесины, как место
охоты), а затем делается вывод о том, что
именно поэтому природу надо беречь.
Такая потребительская
точка зрения прочно укоренилась в нашем
сознании. Особенно она характерна для
произведений, написанных в 1930-1970-ые гг.,
когда в литературе воспевались покорение
и завоевание природы. В этот период
господствовала установка «человек –
хозяин природы», и авторы ряда сказок
воплощали такой стереотип в своих
произведениях. В авторских сказках того
времени, как правило, подчеркивалась
красота природы, описывался сбор букетов
цветов, ловля рыбы или бабочек для того,
чтобы показать их друзьям и вместе с
ними «насладиться» природой.
Несмотря на
разнообразие и многочисленность
авторских сказок, среди них на удивление
мало таких,
которые несут достоверную информацию
о природе (такие
сказки называются познавательные).
Авторские сказки отражают взгляды
авторов на окружающую среду и человека,
уровень знаний авторов о природе. Часто
авторские сказки выполняют лишь
развлекательную функцию и направлены
главным образом на то, чтобы удивить и
рассмешить детей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Консультация для педагогов
«Что такое экологическая сказка?»
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.
Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит вас с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.
Вы знаете, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, добрые, о животных, растениях, неживой природе и предметах, экологические сказки.
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Экологические сказки учат:
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Экологические сказки не должны нарушать некоторые условия:
а) по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила (съесть Волк может Бабушку и Красную Шапочку, но пить не никогда будет чай с вареньем);
б) действия, свойства сказочного персонажа не должны искажаться (персонажа приодеть можно по-разному — на Пчелу можно надеть и шапочку, и штанишки, и что угодно, но конечностей у нее шесть должно быть — шестиногое животное).
в) дать достаточно точную научную информацию. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей.
В сказках русских писателей XIX и XX вв. много повествуется о бережном отношении к природе, о защите природы. Итак, какие писатели уже ознакомили нас с экологической сказкой? П. Бажов «Малахитовая шкатулка», С.Баруздин «Почему рыбы молчат», В. Бианки «Сказки», Б.Заходер «Избранное: стихи, сказки, переводы, пересказы», М. Константиновский «Сказки, М.Пришвин «Кладовая солнца», Л. Толстой Л. «Сказки» , К. Ушинский, «Рассказы и сказки».
Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.
Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Экологические сказки для прочтения
1. «Сохраняя воду, сохраняем жизнь!»
Предыстория
В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было
услышать его грустную песню:
«Я Водяной, я Водяной.
Никто не водится со мной.
В моём пруду – болото,
Пришёл бы ну хоть кто-то
Вокруг меня жестянки,
Бумага, банки, склянки..
Давно я без лягушек —
Покинули подружки.
Эх, жизнь моя…»
Услышали печальную песню дети:
— Как это? Почему в пруду склянки? А куда исчезли лягушки?
Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно. От воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:
— Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.
Жалко стало детям несчастного Водяного.
— Без чистой воды он погибнет, — решили ребята. – Нужно вернуть этому месту былую чистоту и красоту.
А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.
2.История одной Капли (грустная сказка о воде)
Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.
Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.
Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.
Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.
Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.
И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.
Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.
А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.
Всё это было. Но было, кажется, так давно!
За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.
Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.
«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»
3. Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)
Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.
— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…
Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.
— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…
Сильнее стало припекать солнце.
— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…
Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.
Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.
Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.
Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.
Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.
4. Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)
Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.
— Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.
Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.
Надоела жара. А Дождя всё не было.
— Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.
— А ты найди вольный Ветер- ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.
Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.
А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:
— Помогу лужайке и её обитателям!
Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.
Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.
Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг
питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.
А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.
5.История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)
Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.
— Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.
Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:
— Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!
Но никто не отозвался.
— Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!
И он скорчил забавную гримасу.
Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.
— Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.
— Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!
— Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?
— Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок.
А про себя подумал:
— Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!
6. Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)
Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера. Жили уже тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.
Раз пошёл Старик к озеру. Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною. Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором, и было его тут видимо-невидимо.
В третий раз закинул он невод – показалась из воды старая автомобильная шина.
Удивился Старик, испугался: «Тридцать лет я рыбачил и три года, а такого ни разу не лавливал. Раньше-то всё рыбка попадалась».
Хотел уж было Старик воротиться к своей Старухе, да услышал за спиной всплеск слабый. Вновь закинул Старик в воду невод. Пришёл невод с одной Рыбкою. С непростою Рыбкою – еле живою. Как тут взмолится Рыбка!
Голосом молвит человечьим: «Спаси, старче, озеро наше, сохрани живым для потомков».
Задумался Старик: «Жил я у озера тридцать лет и три года и не ведал, что творится у самого моего порога. Уничтожали озеро постепенно, сваливая мусор у берегов, забрасывая его в прозрачную воду и не думая о том, что губят озеро и его обитателей».
Отбросил Старик невод, собрал вдоль берегов банки, бутылки, бумагу и целлофановые пакеты, выкатил из воды автомобильные шины.
Стал он кликать Рыбку. Приплыла к нему Рыбка, но ничего не сказала, хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое озеро.
И с тех пор приходит Старик к озеру, но не рыбачить, а охранять покой Рыбки, ведь очень сильно обидели её люди,
ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.
7. Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)
История этого родника началась очень давно. Ещё в 1827 году.
На пологом берегу Хопра много деревьев наросло, кустарников. И вот одна девчушка набрела как-то раз на кустик, а на нём висела странная дощечка с рисунком. Девочка рассказала о находке местному священнику. Когда люди пришли на берег за дощечкой, её не было на месте. Пропала! Только после молитвы вновь оказалась странная дощечка на месте. И это была не просто дощечка, это была икона Божьей Матери. Иконку назвали Явленной, потому как явилась она людям на радость.
Так гласит легенда.
Но есть у легенды продолжение с тех времён и по сию пору.
На месте находки появился из земли родничок. Он был маленький, но живой. Нашёл он маленькую ямку и наполнил её водой чистой, прозрачной, студёной. Жил родник, радовал путников и паломников, которые часто стали приходить к этому святому месту.
Но не долгим оказалось безоблачное существование родника.
Пришли злые люди, которые завидовали, что есть на земле Хоперской такое чудесное место, засыпали родник землёй, чтобы не посмел на свет показаться. Но пробился упрямый родничок сквозь преграду, показался на радость людям из земли.
Тогда злые люди пришли снова к роднику и заковали его в бетон. Только напрасно. Родничок так любил жизнь, что никакой бетон не удержал его. Просочился через бетон и забил радостным фонтанчиком. Не посмели больше злые люди обижать родник. Ведь оказался он сильнее зла и зависти.
Место у родника стали называть Святым источником – ИСТОЧНИКОМ ВЕРЫ, ЛЮБВИ И ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ.
И сейчас приходят к Святому источнику и стар, и млад, просят Явленную о защите, пьют чистую родниковую воду и верят, что вода эта прибавит им силы и здоровья.
Заключение
Когда детские сказки услышал старый Водяной, он тихо сказал:«Надеюсь, что нынешнее поколение будет мудрее своих предков и сохранит на Земле воду, а значит, сохранит и жизнь!»
8. «Как человек приручил растения»
Давным-давно, когда люди еще не знали, что такое комнатные растения, жил-был Человек. Каждую весну он наслаждался пробуждением растений возле своего дома, каждое лето радовался зеленой листве деревьев и каждой осенью, с грустью наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев и желтеет трава.
Как-то раз, когда лето было уже почти на исходе, Человек понял, что не хочет расставаться с зеленой листвой и решил, что спрячет растения у себя дома, в тепле и уюте.
Пошел Человек к дереву и попросил:
-Дерево, подари мне одну из твоих веточек, я посажу ее у себя дома, и она будет всю зиму радовать меня своими зелеными листочками.
-Бери, — ответило Дерево. – Но помни, что Природа заботится о своих творениях, чтобы они могли радовать тебя, Человек, а сможешь ли ты заменить веточке Природу?
-Я — Человек, я все смогу – ответил Человек, взял веточку и пошел домой.
Пришел Человек домой, выбрал самый красивый горшок, насыпал в него самой лучшей земли, посадил в нее веточку и стал ждать.
Прошел день, другой, но маленькая веточка вместо того, чтобы расти и цвести, стала клониться к земле, увядать и чахнуть.
-Что же с ней такое? – недоумевал Человек. – Что я делаю не так? Пойду, спрошу у Дерева.
Пришел Человек к Дереву.
-Что, Человек, как поживает моя веточка? – спросило Дерево.
-Плохо. Вянет и чахнет веточка. Помоги мне, Дерево. Что я делаю не так? Землю самую лучшую насыпал, горшок самый красивый взял…
-Эх ты, Человек… — вздохнуло Дерево. – Долго мы, деревья, на земле живем и не вянем, потому что Природа сделала так, чтобы облака и тучи, проходя над нами, проливались дождем. Дождь увлажняет почву, питает наши корни, и мы в ответ ему благодарно шелестим листвой.
-Спасибо тебе, Дерево! – сказал Человек и поспешил домой.
Придя домой, наполнил Человек кувшин мягкой водой комнатной температуры и полил свою веточку. Вздохнула веточка, распрямилась и потянулась своими маленькими листочками вверх. Обрадовался Человек, что все сделал правильно.
Прошел день, другой… И снова веточка захворала. Человек полил ее водой, но в ответ веточка лишь совсем чуть-чуть шевельнула листочками и продолжала чахнуть.
-Что же опять с ней такое? Пойду, спрошу у Дерева – решил Человек.
И пришел Человек к Дереву.
-Здравствуй, Человек, — сказало Дерево. – Как там поживает моя веточка?
-Плохо. Помоги мне, Дерево, — взмолился Человек. – Я поливаю ее как только высыхает земля, но что-то снова веточка чахнет. Что я делаю не так?
-Эх ты, Человек, — вздохнуло Дерево. – Природа задумала так, что глубоко под землю уходят корни деревьев, и не может попасть к ним воздух и вода, ибо земля слишком плотная. Поэтому Природа подарила нам помощников. Живут под землей дождевые черви и другие существа, которые роют ходы возле корней и тем самым, рыхлят землю, поэтому корни деревьев могут дышать.
-Спасибо тебе, Дерево, — воскликнул Человек и поспешил домой.
Пришел Человек домой, взял палочку и аккуратно, чтобы не повредить нежные корни своей веточки, порыхлил землю. Вдохнула глубоко веточка, распрямилась и зашелестела юными листочками.
Обрадовался Человек.
Так прошла осень и наступила зима. Однажды, в холодное, зимнее утро заметил Человек, что веточка снова загрустила. Человек полил веточку, порыхлил землю, но ничего не помогало.
Пошел Человек к Дереву, но не смог его разбудить, ибо зимой деревья все спят и, наверное, видят самые красивые сны.
Испугался Человек. Неужели погибнет его веточка?
Пришел домой печальный и вдруг слышит тихий голосок:
-Человек, послушай меня…
-Кто это говорит? – удивился Человек.
-Это я, твоя веточка. На улице зима, Человек, а Природа задумала так, что зимой, когда холодно, все деревья, цветы и растения спят.
-Но у меня дома тепло и уютно. Разве это тебя не радует? – спросил Человек.
-Радует, но Природа нам дарит солнечный свет, чтобы все цветы и деревья могли расти.
-Ах вот оно что! – воскликнул Человек. – Теперь я понял!
Взял Человек горшок с веточкой и поставил в самое светлое место в своем доме – на подоконник.
Так и поселилась веточка на подоконнике. За окном зима, а дома у Человека растет и цветет веточка.
Так Человек понял, что именно нужно делать, чтобы цветы могли расти и дома. За ними надо ухаживать, создавать им условия, приближенные к естественным. Надо их поливать, освещать и рыхлить землю. И тогда, даже самой холодной и снежной зимой, будет у Человека дома лето!
9. «Дедушкин огород» (сказку можно сопровождать показом презентации)
Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.
Позвал дед бабку.
— Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать?
— Как что? – отвечает бабка. – Так ведь огород-то свой поливать надо!
Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.
— Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?
— И я не знаю. Давай спросим у внучки.
Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.
-Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?
-Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?
— А где вы эту воду набирали?
— Так это…я в нашей реке воду набрал…
— Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.
Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!
Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.
Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.
— Что звали меня, хозяева?
— Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!
— Так может землю эту порыхлить надо?
Взяла Жучка грабли, начала землю пропалывать, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…
— Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!
Прибежали и Кошка, и Мышка.
— Друзья, посмотрите, сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!
Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. Пришли на помощь им и дети из детского сада. Собрали весь мусор!
Потом ребята из детского сада нарисовали запрещающие знаки «Не мусорить» и «Не засорять», и установили их на земле и возле реки.
А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!
Собрали бабка с дедкой урожай, сделали салат и угостили ребят из детского сада.
А ребята из детского сада рассказывали потом всем историю о том, что надо беречь окружающую среду, чтобы урожай был полезным, не загрязненным и вкусным.
Автор: Иванова Лариса Михайловна
Зам. заведующего МБДОУ д/с “Золотая рыбка” СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СМОЛЕНСКИЙ РАЙОН, с. ПЕЧЕРСК
«Использование экологических сказок в экологическом воспитании дошкольников».
Доклад к презентации на тему «Использование экологических сказок в экологическом воспитании дошкольников».
С.2 Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: “экологическое сознание”, “экологическое мышление”, “экологическая культура”, “непрерывное экологическое образование”и многих других, в том числе и понятия “экологическое воспитание дошкольников”.
С.3 В связи с этим осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей.
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.Передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. В процессе экологического воспитания могут быть использованы различные методы и виды деятельности детей.
Как вы знаете, существуют различные методы экологического воспитания дошкольников:практические,наглядные и словесные.
С.4 Одним из словесных методов экологического образования является использование сказок.
Что же такое сказка?. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях героев.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Но сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит вас с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.
С.5 Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Так Э.В.Померанцева подразделяет их на сказки 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические и 4) бытовые, в то время как В.Я.Пропп делит сказки на 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.
С.6 В качестве главных героев в экологических сказках выступают обитатели животного и растительного мира, явления природы и их взаимоотношения между собой.
С.7 Дошкольники, стремятся к познанию окружающей нас природы. Дошкольный возраст благодатен для формирования экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологичес ких проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
С.8 Экологические сказки учат:
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; · думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
С.9 В основе экологических сказок заложены следующие
принципы:
- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
• в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);
• сказка должна вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано. *И еще одно. Главное в любой сказке – это мораль. Сказка должна учить нравственности, доброте.
В экологических сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.
С помощью таких сказок дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.
В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологи ческие сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правиль ного отношения к природе; интерес к ее познанию. Но в то же время с помощью экологической сказки мы должны дать детям точную, научно-достоверную информацию. В противном случае такие сказки будут выполнять лишь развлекательную функцию. Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы?
С.10 В.П. Сухомлинский писал: «… Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
С.11 «Сказка, по-моему, самый глубинный и неисчерпаемый вид литературы. Сказка для меня лучший способ постижения жизненной правды».
В.Бианки
«Нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на местных полянах и болотах, чем отличаются листья берез от листьев осин…, улетают ли на зиму синицы, когда цветёт рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или ясное небо…» К.Паустовский
С.12 Как же можно использовать экосказку в процессе экологического воспитания дошкольников? Н. А. Рыжова, автор экологической программы для дошкольников «Наш дом-природа» предлагает следующие рекомендации по использованию экологических сказок.
С.12 1.Выразительное чтение сказки оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе с детьми и может использоваться как часть экологического занятия, например экспериментирования(Мороз Иванович, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка и т.д.).В ходе беседы о прочитанном особое внимание нужно уделять подборке вопросов, задаваемых детям, так как они помогают выявить то, как дети усвоили суть проблемы, насколько им понятно содержание сказки о природе. Вопросы помогают раскрыть особенности персонажей произведения: их внешний вид, чувства, мысли, действия; оценить поступки героев, выразить своё отношение к ним. Работа с текстом наиболее длительная часть занятия. Необходимо учесть, что вопросов не должно быть много. Беседа по сказкам не должна утомлять ребёнка.
Чтобы дети не утомлялись, чтобы внимание их не рассеивалось, а эмоциональный настрой, который возник в процессе чтения сказки, сохранился, нужно использовать такой приём как повторное чтение отдельных отрывков, использование репродукций к сказкам известных художников, фрагментов музыкальных произведений значительно снижают утомление и стимулируют познавательную деятельность дошкольников.
В работе со сказками можно использовать такие нестандартные формы, как модели и схемы, которые дают положительный результат на экологичес ких занятиях и других видах деятельности. Сказочные эпизоды хорошо сопровождать опорными рисунками, схемами, так называемыми «подвижными иллюстрациями». Берётся рисунок-основа, который изображает какой-либо сюжет сказки. На рисунке делаются прорези, куда и будут в нужный момент вставляться, предварительно готовые аппликации, выпуклые фигуры, коллажи, картинки с рисуночным письмом и пр. Применение «подвижных иллюстраций» – эффективный метод при чтении сказок, позволяющий ребёнку понять, запомнить содержание сказки и суть взаимоотношений героев.
2.Использование сказочных персонажей.
Подмечено, что дети дошкольного возраста с гораздо большим интересом и внимание слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот прием помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей.
Ребята с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, объясняют то, чему научились сами. Практически для любой темы удастся при желании подобрать подходящих сказочных персонажей.
3.Использование сказок для организации игр.
Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания. Так можно предложить «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки.
С.14 4.Сказки и театр.
Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. При работе с детьми 4 – 7 лет хороший результат дают кукольные спектакли, особенно, когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь.
С.15 5.Сказки и изобразительное искусство.
Дети с большим удовольствием иллюстрируют сказки. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны и серии рисунков. На экологических занятиях целесообразно использовать красочные иллюстрации к прочитанным сказкам.
С.16 6.Сочинение сказок
Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми.
… «Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, – значит, можно сказать что он научился мыслить»
Сухомлинский
В.А. Сухомлинский не представлял обучения не только без слушания, но и без создания сказок. Сказка, по его словам, – это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Можно сказать, что придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.
Создание сказок – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Но это произойдет, если педагог будет поощрять любые фантазии, избегать назидательности и поучительности.
Поначалу педагог принимает активное участие в сочинении сказок, направляет ход мыслей детей, объясняет принципы построения сказочных произведений. Со временем роль педагога уменьшается, а активность и самостоятельность детей увеличивается. Тем не менее задача педагога остается очень важной:
- определяет тематику,
- дает слова-подсказки или задает вопросы-подсказки, которые должны помочь детям сочинять сказочные истории
- поощряет фантазию
- помогает придумывать действия внутри сказки, не выходя за рамки
экологической темы
Однако следует помнить, что детские произведения должны включать и уже приобретенный опыт, и новые знания об окружающей среде, оставаясь при этом сказкой, а не рассказом об увиденном.
Придумывая сказки, дети часто выбирают в качестве персонажей экзотических животных, обитающих в далеких странах. Но героями могут стать и обычные, повседневные окружающие нас объекты. Сочинение сказок о живущих на соседнем дереве скворце или растущей за окном березе, об обычной луже или одуванчике может изменить отношение ребенка к окружающему миру, побудить посмотреть на него новым взглядом, поможет почувствовать взаимосвязь человека и окружающей среды.
Алгоритм сочинения экологической сказки
(на основе сказочных функций В. Я. Проппа)
Цель: Формировать умение сочинять сказки на основе алгоритма, творческого
воображения, словесной памяти, связной речи, внимания.
Завязка сказочного сюжета
Запрет
Нарушение сюжета (последствия нарушения запрета)
Появление помощников (солнце, ветер, гриб-боровик, капелька)
Подсказка к способу достижения цели
Преодоление трудностей героем
Одержание победы героем с помощью друзей, смекалки, волшебных предметов
Счастливый конец (присказка).
Варианты сочинения экологических сказок.
- «Бином фантазии»
Дж. Родари сравнивал влияние слова на сознание человека с падением камня в воду. Камень вызывает круги на воде, а слово – определенные ассоциации. Однако для сочинения сказок, по мнению писателя, одного слова недостаточно. Нужно два, причем их сочетание должно содержать в себе противоречие, между ними должна быть определенная дистанция. Такое сочетание писатель назвал «биномом фантазии», поскольку, неожиданная комбинация слов способна пробудить фантазию ребенка.
Толчком к созданию историй может служить любое неправильно сказанное ребенком слово, сложное слово или слово к которому добавили приставку. Например, существует слово «полумесяц», а может ли быть слово «полурека», «полулес»? Можно попросить детей описать такой необычный сказочный персонаж, его поведение, место обитания, приключения.
- «Перевирание» сказки
Данный вариант предполагает пересказ известной сказки по-новому. Можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж или привнести новую информацию. Например, можно представить, что в сказке о Красной Шапочке появился представитель общества защиты сказочных героев, а Серый Волк – один из немногочисленных оставшихся в лесу охраняемых видов. Для того чтобы сочинить сказку в новом варианте, дети должны будут активизировать свои знания о причинах исчезновения и необходимости охраны животных, о роли хищников в природе. Другой вариант – Красная Шапочка недавно вступила в общество юных друзей природы.
- «Салат» из сказок
Данный вариант предполагает сведение в новой сказке героев различных произведений. Например, можно представить, что в одной сказке объединились все волки, которые в разных сказках терпели неудачу («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Красная Шапочка»). Как такое событие скажется на обстановке в лесу?
- Продолжение начатой сказки
Используя данный вариант сочинения сказки, педагог составляет начало сказки сам, а дети сочиняют ее продолжение. При этом экологическая сказка должна составляться в рамках изучаемой темы. Сказки без окончания Дж. Родари называл открытыми. Одни могут быть составлены как в соавторстве, т.е. коллективно, так и индивидуально. В первом случае каждый ребенок говорит свою фразу таким образом, чтобы она по смыслу была связана с фразой предыдущего участника сочинения. Одна и та же сказка может иметь разные окончания. Можно разделить детей на подгруппы и предложить одним из них придумать счастливый, а другим печальный конец.
- Сказка в заданном ключе
Этот прием предполагает использование сюжета известной сказки с перемещением ее героев в другое время или пространство. Например, известные персонажи – Водяной, Баба-Яга, Русалка, царь Берендей и др. жалуются на трудности выживания в загрязненной среде, т.е. они перенесены в современные условия.
От жалоб герои сказки переходят к конкретным просьбам о помощи, обращенным к детям (это своего рода исследовательские задания). Такие задания воспринимаются с большим интересом, чем традиционные, полученные на занятии.
- Использование особенностей персонажа для составления сказок
В экологической сказке поведение персонажей и сюжетная линия могут зависеть от свойств материалов из которых эти персонажи сделаны. Например, стеклянный человечек попадает в сказке в иные ситуации, чем соломенный, потому что свойства стекла и соломы различны. Можно придумать с детьми разных человечков и поместить их в разную среду: воздушную, водную, почвенную. Особенности материала, из которых эти герои сделаны, определят, как именно повлияют на них свет, тепло, вода и т.д. Так снежный человечек может растаять под солнечными лучами, каменный в отличие от бумажного тонет в воде и т.п.
- Сказки «наизнанку»
Дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых они знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес, Дж. Родари предлагает как бы вывернуть сказку наизнанку. В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые – добрыми. Изменение их поведения, а, следовательно, и сюжета популярных сказок.
Например, можно вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке, не забывая о проблемах охраны природы. Волк в новой сказке – добрый, т.е. он заботиться об охране окружающей среды.
Лес – это местообитания Волка. Естественно, он стремиться сберечь его в первозданном виде, оберегает от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз, когда идет к бабушке рвет цветы, которых становится все меньше и меньше. Кроме того, Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания на экосистему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны.
Наконец, Волк знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора.
- Герои сказок – игрушки
Любимые игрушки детей могут попасть в различные сказочные ситуации, при этом их вариант экологического поведения может привести к тем или иным последствиям. Например, кукла Карлсон попадает на крышу дома в районе с загрязненным воздухом, от чего и заболевает. Из озорного и веселого героя превращается в грустного. Рассказывая о своих приключениях, Карлсон помогает детям понять, почему загрязненный воздух становится опасным для здоровья.
- Герои сказок – реальные объекты
Героями сказки могут стать любые окружающие ребенка объекты, нужно только посмотреть на них по-новому. В тридесятое сказочное государство может превратиться обыкновенная лужа, в которой есть свои обитатели. Если педагог проводит наблюдение за прорастанием горошины, она может стать героиней истории. Рассматривая на экскурсии кротовины, можно предложить детям сочинить сказку о нем.
- Герой сказки – сам ребенок
Можно «поместить» ребенка в условия, когда он – как герой сказки должен будет верно спланировать свои действия по отношению к природе. И только приобретенные ранее знания помогут ему сделать правильный выбор. Начать такие сказки можно так: «Однажды Саша увидела на асфальте большого червяка, который выполз из своей норки после дождя…» или «Юра захотел, чтобы к Новому году ему прямо из лесу принесли настоящую, живую елку…».
Слушая сказку о себе, ребенок может корректировать собственные действия как персонажа, подсказывая ход повествования взрослому. Данный вариант составления сказки способствует формированию у детей умения прогнозировать свои действия, моделировать различные ситуации.
- Игра-сказка
Джанни Родари приводит пример игры, способствующей развитию логического мышления ребенка. Суть ее состоит в том, что один и тот же предмет может быть рассмотрен с разных точек зрения. Например, любой ребенок-мальчик – это и сын, и внук, и племянник. Все зависит от того, кто именно задает ему вопрос: «Кто ты?» На основе использования этого приема писатель предлагал сочинять сказки.
Такой подход очень важен для формирования экологического сознания. Например, лес с точки зрения мебельщика – источник сырья для производства мебели, с точки зрения туриста – место для отдыха, с точки зрения строителя – источник строительного материала, с точки зрения зайца – место обитания, источник пищи, с точки зрения врача – подходящее место для санатория. Эколог же рассматривает лес как экосистему, важную часть биосферы. К сожалению, в настоящее время преобладают взгляды на лес как источник сырья, точки зрения зайца и эколога учитываются крайне редко.
Описываемый прием помогает понять почему с экологических позиций не следует делить животных на «вредных» и «полезных». Например, гусеница с точки зрения дачника – вредитель сада, хотя бабочка – это уже украшение природы. В глазах биолога гусеница – будущая бабочка, с точки зрения птицы – потенциальная еда, с позиций цветка – будущий опылитель.
- Готовая схема сюжета
Если вы хотите, чтобы итогом творческого сотрудничества детей стала сказка, помогающая усвоить определенный материал, разработайте схему ее сюжета. Например, педагог называет персонажей, а их приключения придумывают дети. Например, вы хотите выяснить, как дети усвоили информацию об обитателях почвы (воды) и их приспособленности к окружающей среде и друг другу. Можно предложить детям придумать сказку, в которой встречаются крот, дождевой червяк, корни растений. Как они будут вести себя, что делать?
С 17 Для детей – как начинающих авторов – важно, чтобы их сказки стали известными. Поэтому важно
– записывать сказки, сочиненные детьми,
– зачитывать (если автор не возражает) на занятиях
– оформлять в самодельные книжки
– рисовать иллюстрации.
Все это послужит стимулом для дальнейшего творчества детей.
С.18 Какие же авторские сказки мы можем использовать в работе с детьми? Много сказок о природе для детей написаны учёными-биологами: Н.М. Павловой («Жёлтый, белый и лиловый» и др.), В. Бианки («Как муравьишко домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и др.), Н. Сладковым.Л. Книги названных авторов представляют собой уникальную энциклопедию, составленную с творческим мастерством художников, хорошо понимающих особенности восприятия природоведческого материала маленькими читателями (слушателями). Они показывают сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всём её многообразии, учит внимательно всматриваться в жизнь растений, животных, явления неживой природы, учит понимать природу, поэтически мыслить и чувствовать.
Научно-популярные, познавательные, художественные экологические сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывают любовь к природе. Они вводят ребёнка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге.
В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать её.
С.19 Много познавательных сказок для дошкольников написано Ларисой Тарасенко. Они очень трогательные и интересные, написаны живым языком. В каждой достаточно полезной и новой информации, которая вплетена в сюжет и легко усваивается. Также очень хорошие, позитивные рисунки.
С 20-21 О природе писали и такие писатели как: Л.Н. и А.К.Толстые, Г.Паустовский,К.Ушинский.М.Пришвин, Е.Чаруши,Г.Скребицкий, Д.Мамин –Сибиряк, П.П.Бажов,Ю.Дмитриев, Г.Снегирёв.В.Сутеев,И.Соколов-Микитов,Б. Заходер, Е.Пермяк,В. Танасийчук, В.Осеева и др. На их произведениях построены многие экологические программы для детей младшего возраста.
22-24 Очень большую пользу приносят и русские народные сказки.Они очень поучительны. Даже в самых простейших сказках, например, “Репка“, мы воспитываем интерес ребенка к тому, что именно на земле может быть посажено и выращено растение, как репка, да не маленькая, а большая-пребольшая, которую посадил дед, да и тащили ее вместе с дедом, бабой и внучкой животные и помогли вытащить репку, т.е. здесь ребенок знакомится и с растительным, и с животным миром.
Или взять, к примеру, другую русскую народную сказку “Колобок“. Здесь также мы обращаем внимание ребенка на то, откуда появился колобок, из чего он испечен, с кем он встречался и где, мы знакомим его с образами – представителями сказочного леса: зайцем, медведем, волком, лисой, и способствуем этим рассказом формированию различных эмоций в отношении к этим сказочным персонажам. Сказки: Морозко, Царевна-лягушка.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка,Лиса и журавль и таких примеров сказок можно привести немало. Сказка является достаточно эффективным средством в повышении уровня экологической культуры и бережного отношения к природе у дошкольников на занятиях в ДОО. Но организованная образовательная деятельность на основе сказочных сюжетов позволяет педагогам приобщить детей не только к экологической культуре, но и сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
С25-27 В настоящее время издано много методической литературы и пособий в помощь воспитателям по экологическому воспитанию дошкольников, в том числе и по использованию сказок. Это: « Учимся по сказкам»Т.Е. Болышевой, «Методика работы по сказкам. Не просто сказки» Н.А.Рыжовой, «Тренинги по сказкам»Т.А. Куликовской, «Сказки фиолетового леса» Т.Г.Харько, «Сказка как источник творчества детей» И.Н. Кольцовой, «Познавательные сказки» Л.Н. Вахрушевой, «Сказка в гости к нам пришла» А.Ф.Брязгун», «Новые разноцветные сказки» Н.В.Нищевой»,«Ребёнок в мире сказок» О.П. Власенко, «Зелёные сказки: экология для малышей»Т.А. Шорыгиной,Пособие «Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок для детей 5-7 лет» – сборник по ФГОС В.В. Бароновой, Пособие «Путешествие по сказкам» Н.Г.Салминой и др.
«Сказка, по-моему, самый глубинный вид литературы. И неисчерпаемый. Сказка для меня лучший способ постижения жизненной правды». В.Бианки
Актуальность. В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры, сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддерживания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны.
До настоящего времени специалисты отнесем к их числу писателей, педагогов, работников библиотеки, по отношению к сказке занимают разные позиции. Одни пишут сказки сами, другие ищут экологическое содержание в уже написанных, третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательной и образовательной деятельности, а некоторые учат сочинять сказки взрослых и детей, но все безоговорочно сходятся в одном – экологическая сказка необходима. Она зачислена в арсенал самых эффективных средств способствующих экологическому образованию и воспитанию детей. И сказка в моей работе стала одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.
Вспомним методы и приемы работы со сказкой, как традиционные, так и инновационные:
чтение и обсуждение сказок;
использование фрагментов сказок;
использование сказочных персонажей;
сказочные вопросы;
использование сказок при организации игр;
сказки и театр;
сказки и изобразительное искусство;
сочинение сказок;
продолжение начатой сказки;
сказка в заданном ключе;
использование особенностей персонажа для составления сказки;
герои сказки – игрушки;
герои сказки – реальные объекты;
герой сказки – сам ребёнок;
игра – сказка;
готовая схема сюжета;
использование газетных заготовок;
анализ сказок с точки зрения героев (фантастический анализ);
«перевирание» сказки;
«салат» из сказок;
сказка «наизнанку».
Конечно же, все эти методы апробировать не удалось. Но в силу своих возможностей с некоторыми из них мы с детьми поработали очень плодотворно. Например:
сочинение сказок
чтение и обсуждение сказок
сказки и театр
сказки и изобразительное искусство
продолжение начатой сказки
герои сказок – сам ребенок
«перевирание» сказки;
«салат» из сказок;
сказка «наизнанку».
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.
Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.
По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, — «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.
В чем особенность экологических сказок?
Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.
Почему они интересны детям?
Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.
Какова их роль?
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
Экологические сказки
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Чему учат экологические сказки?
Экологические сказки учат:
познавать окружающий мир;
воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.
Таким образом, экологические сказки нужно читать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать по прочитанному, сочинять новые. Благодаря такой проводимой работе, дети не только чаще проявляют нормы экологически правильного поведения в природе, но и чувствуют их и запоминают на всю жизнь.
Приложение: рекомендательный список сказок русских писателей XIX и XXвв. о бережном отношении к природе, о защите природы.
В рекомендательном списке вы найдете информацию о сказках русских писателей XIX и XX вв. о бережном отношении к природе, о защите природы.
Бажов П. Малахитовая шкатулка
Смолоду Павел Бажов интересовался уральским фольклором. Ему были знакомы «тайные сказы» – устные предания, в которых сказка причудливо переплеталась с реальной жизнью. Свои литературные произведения Бажов тоже называл сказами.«Малахитовая шкатулка» – это сборник сказов о нелегком труде на горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе. Удивительный мир природы Урала открывают нам сказы: «Огневушка-Поскакушка», «Золотые дайки», «Две ящерки» и другие.
Баруздин С. Почему рыбы молчат
Сказки-притчи Сергея Баруздина помогают ответить на многие вопросы, которые дети задают взрослым: о рыбках, воробьях, черепахах, страусах, улитках и других обитателях планеты.Эти сказки продолжают развивать одну из наиболее актуальных проблем современной детской литературы – тему общения человека с природой. Все они объединяются гуманной мыслью о необходимости добра и дружбы, воспитывают у вас светлое и поэтическое отношение к животному миру.
Бианки В. Сказки
«Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» – в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей.Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. В. Бианки очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого.
Дитрих А. Голубые зеркальца
Веселые сказки, собранные в книге Александра Дитриха, поведают вам о жизни, повадках, приключениях мохнатых и пернатых героев, откроют секреты хитрой лесной грамоты, расскажут о том, что прячут от людских глаз глухие чащи, о том, сколько красоты, сколько радости дарит человеку Природа.
Заходер Б. В. Избранное : стихи, сказки, переводы, пересказы
Прочитав эту книгу, вы познакомитесь с интереснейшим миром живой природы. Бориса Заходера можно отнести к тем особенным людям, которые могли слышать и понимать язык природы и животных и переводить его на язык, «человеческий». Чудесные сказки Б. Заходера помогут вам лучше понять и полюбить окружающий мир, научат бережно относиться к природе.
Зотов В. Лесная азбука : звери, земноводные и пресмыкающиеся : познават. сказки для дошк. и мл. шк. возраста.
«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок детского писателя Владимира Зотова о животном и растительном мире нашего леса.Эти сказки помогут вам, ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей.
Константиновский М. Сказки коапповского леса. «КОАПП, то бишь Комитет Охраны Авторских Прав Природы Основная задача, поставленная перед этой организацией кратко, но исчерпывающе сформулирована в гимне КОАППа «Наш веселый Комитет выдаст каждому патент, защитив приоритет Природы!».Вот так интересно и увлекательно начинается эта книга.
Медюкова Н. Мои роднички.
Надежда Медюкова издала уже третью книгу сказок и сама их проиллюстрировала.Чудные дела творятся в этих сказках. Обо всех необычайных тайнах вы прочитаете в добрых сказках жителей Родничков.
Пермяк Е. А. Русские сказки о природе : сказки : для чтения взрослыми детям.
Детский писатель Евгений Пермяк – один из авторов экологической сказки. Опираясь на сказочные традиции русской народной поэзии, писатель вдохнул в этот традиционный жанр новое, современное содержаниеВ основе сказок Е. Пермяка, как и у Бажова, лежит уральский горнозаводский фольклор, истории о мастерстве и мастеровых людях. Многие сказки можно назвать научно-художественными: они рассказывают о явлениях, механизмах, технологиях
Пришвин М. М. Кладовая солнца : сказка и рассказы для мл. шк. возраста.
В окружающем мире Михаил Пришвин видел особую красоту и развивал в своем творчестве идею взаимосвязи человека и природы. Этой теме посвящена сказка-быль «Кладовая солнца».
Сладков Н. Сказки леса.
Николай Сладков посвятил изучению природы всю жизнь, делился с маленькими читателями своими наблюдениями, пытался им привить любовь к природе родного края. Большой друг и защитник природы и животных, Николай Сладков выступал за полный запрет любительской охоты
Толстой Л. Сказки.
Сказки, созданные Львом Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия, учат рассуждать и делать правильные выводы. Писатель стремился дать доступные сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве.
Успенский Э. Н. Отпуск крокодила Гены.
Нельзя сидеть на месте, если в речке течёт чернильная вода, лягушата стали синими, а туристы глушат рыбу. Поэтому Чебурашка и крокодил Гена забыли про отдых и бросились спасать родную природу от вредителей. И даже старуха Шапокляк решила не выходить на тропу войны и стала им помогать.
Ушинский К. Д. Рассказы и сказки.
Константин Ушинский сочинил сказки о растениях и животных, о птицах, о явлениях природы, о самих детях. Сказки К. Ушинского побуждают присматриваться к родной природе, изучать ее, осмысливать окружающие явления. Его народные сказки очень близки между собой, они словно рассказываются от лица сказочника, который обогащает их народной шуткой. О бережном отношении к природе, т.е. об экологии, люди думали не только в последние десятилетия, но и в далекие времена. Как вы заметили, тема экологии затронута даже в сказках.