Виды фольклорных сказок 6 класс

Виды сказокСказка всегда шла в ногу со временем. Сказка поставила раз и навсегда резкую грань между добром и злом. Она является суровой обличительницей, умея попросту, без обиняков толковать о том, что действительно хорошо, и что, наоборот, достойно беспощадного осуждения. Всю свою любовь и симпатию сказка «отдает» добру, а зло старается уничтожить любыми, доступными ей средствами.

Сказки бывают фольклорные (жанр письменного и устного народного творчества) и литературные.

Литературные сказки имеют одного или нескольких авторов. Персонажи литературных сказок, так же как и фольклорных, вымышленные. Текст сказок такого рода неизменен, зафиксирован в письменном виде.

Фольклорные сказки – это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов.

Народной сказке нередко присущ определенный мерный склад – «и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало». Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трёх раз – повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Героев сказки часто бывает трое – три брата, три сестры.

Какие виды фольклорных сказок существуют?
Волшебные, бытовые, про животных, докучные.

Сказки, в которых преобладают чудесное начало, сверхъестественные события и лица, называют волшебными. В них действующими лицами являются Кощей Бессмертный, Морской царь, Морозко, Баба-Яга, Конь золотогривый, Жар-птица, Сивка-Бурка, Свинка – золотая щетинка. В них мы встречаем также чудесные предметы – живую и мертвую воду, ковёр-самолет, шапку-невидимку, скатерть-самобранку.

Предполагают, что всё это олицетворение сил природы. Так, например, Кощей Бессмертный, сухой и злой старик с белыми волосами, это – зима. Морской царь – море, его дочери – волны морские. Жар-птица – солнце, Сивка-Бурка – конь, от которого земля дрожит, из ушей дым, а из ноздрей пламя пышет – гром и молния. Мертвая и живая вода – дождь, ковёр-самолет – ветер…

Героем волшебной сказки, действующим среди этих существ и предметов, является обыкновенный человек, чаще всего, Иван-царевич, или просто Иванушка. Герой сказки борется с различными силами, страдает, но, в конце концов, выходит победителем, чаще всего ему помогают мифические персонажи.

Герой сказки является часто вначале уничиженным, презираемый другими, слывёт за дурака, но потом он возвышается над пренебрегавшими им. Это уже нравственный элемент в сказке, он, вероятно, появился позднее.

Есть сказки, в которых незаметна нравственная идея. А, например, в сказке о Кощее Бессмертном, похитившем Марью-царевну и заключившем её в стены своего замка, Иван-царевич, жених невесты, побеждает врага нравственными доблестями своими: твёрдостью воли, терпением, добротой.

Нравственное начало видим мы и в сказке о Морозке, наградившем добрую девушку-падчерицу и наказавшем злых дочерей мачехи.

В некоторых сказках, кроме чудесных лиц и событий, встречается изображение современного быта. Так, в сказке о Мальчике с пальчик нарисована крестьянская жизнь: баба занимается хозяйством, мужик в поле пашет. Сын несёт отцу в поле обед и помогает ему пахать. Эта картина земледельческого быта – позднее наслоение в сказке, мифическая основа которой, может быть, сложилась ещё раньше организованного земледелия.

В бытовой сказке чудесные события и персонажи отодвигаются на второй план, а главное место занимает показ человека со всеми его достоинствами и недостатками. Такие сказки относятся к более позднему периоду, чем волшебные сказки. Главное в этих сказках – изображение характеров и нравственная мысль.

Бытовые сказки наиболее приближены к реальной жизни, в ней присутствует некая выдумка, с помощью которой обнаруживаются отрицательные стороны, или, наоборот — показывается смекалка и доброта персонажей. В бытовых сказках мы можем наблюдать картины реальной, повседневной жизни.

Важное место занимают сказки про животных. Эти сказки по происхождению относятся к глубокой древности, к тем временам, когда человек смотрел на животных, как на существ, подобные себе, одаренные разумом и даром слова. До нашего времени эти сказки дошли в довольно неизменном виде. Сказки такого рода – забава для детей, хотя в них и присутствует нравоучительный момент.

Героями сказок про животных являются животные, которые водятся в стране. В наших русских сказках главные действующие лица – лиса, медведь, волк, кот, петух, баран. Сказки такого рода отличаются художественностью, как в языке, так и в обрисовке характеров – каждое животное со своим оригинальным обликом, обрисовано кратко, но часто разносторонне.

Докучные сказки – предмет особого разговора. Они небольших размеров, носят характер прибаутки. Докучные сказки построены на игре слов. В сказках такого рода лёгкий юмор и ирония непременно присутствуют.

Виды сказок


Виды сказок

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 420.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 420.

Сказка – один из жанров фольклора, письменное или устное народное творчество, с помощью которого показывается вымышленный мир и вымышленные персонажи. В данной статье дается ответ на вопрос, какие бывают виды сказок, и каковы их особенности?

Виды сказок

Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Сказка пытается с помощью созданных образов донести до читателя определенную идею. Любая сказка состоит из зачина, середины и концовки. Признаком сказки является то, что в ней всегда имеется мораль, с помощью которой высмеиваются пороки общества или конкретного человека.

Все сказки можно разделить на следующие виды:

  • сказки о животных. В таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью. Эти сказки очень распространены, например, у Л. Толстого. Присутствие человека в таких сказках тоже имеет место быть, но это не обязательное условие.
  • волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы. стоит заметить, что сказки никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивыми.
  • бытовые сказки. Характеристикой бытовой сказки служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.

Также сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы.

Примерами народных сказок могут служить «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д.

Колобок

Рис. 1. Колобок.

У авторских сказок имеется автор.

Популярными авторами сказок являются Ш. Перро, Ф. Гауф, братья Гримм

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать определение слова «сказка», выучить основные виды и типы этого фольклорного жанра. Также здесь перечисляются самые известные авторы этого жанра.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Екатерина Ромах

    5/5

  • Неструева Лиза

    5/5

  • Денис Крец

    5/5

  • Злата Жогина

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 420.


А какая ваша оценка?

Конспект урока технология 6 класс

Сказка как жанр фольклора. Разновидности
сказок

Цель:
ознакомить с понятием сказки как жанра фольклора, разновидностями сказок, их
исполнением и особенностями; развивать интерес к чтению сказок, связную речь учащихся,
умение выражать и обосновывать собственное мнение; воспитывать стремление к
познанию, самосовершенствованию.

Оборудование:
сборник сказок народов мира, иллюстрации к ним; таблица «Виды сказок».

Теория
литературы: народная сказка, ее разновидности.

Ход
урока

1.
Мотивация учебной деятельности школьников


Вряд ли найдется среди нас кто-то, кто бы не любил слушать сказки, читать их,
мечтать о волшебных вещах, сказочных приключениях и чудесах. Только на первый
взгляд, сказка-забава и развлечение для малышей. Но и взрослые могут найти в
народных сказках много поучительного для себя, в чем мы убедимся, ближе
познакомившись с этим видом устного народного творчества.

II.
Объявление темы и цели урока

Актуализация
опорных знаний

1.
Эвристическая беседа

 Произведение
называется сказкой?

 Какие
сказки вы учили в начальных классах или читали самостоятельно?

 О
чем чаще всего рассказывается в сказках?

 Какая
ваша любимая сказка? Почему?

2.
Ответьте на шуточные вопросы

 В
какой народной сказке хитрый и независимый герой от всех бежал, а перехитрила
его только лиса? («Колобок»)

 В
какой сказке рассказывается об овощ, выросший очень большим и этим нанес много
хлопот хозяевам? («Репка»)

 В
какой сказке домашняя птица уладила вред, учиненный домашним грызуном и
обогатила своих хозяев? («Курочка Ряба»)

 В
какой сказке печь служила герою средством для совершения поездки? («По
щучьему велению»)

 Из
земноводных животных в сказке имела титул царевны?
(«Царевна-Лягушка»)

IV.
Восприятие и усвоение нового материала

1.
Самостоятельное чтение (или чтение вслух) статьи учебника

о
народной сказке

2.
Запись определения сказки к литературоведческим словарям

3.
Составление таблицы о видах сказок с приведением примеров

(см.
следующую страницу)

4.
Слово учителя


Сказки о животных считаются древнейшими, потому что раньше люди жили среди
природы, поэтому их существование часто зависело от удачной или неудачной охоты
на диких животных. Иногда животных даже обожали, слагали о них легенды и
сказки. Например, немало сказок сочинено разными народами о Лисе.

Запись
в литературоведческие словарики

Странствующие
сюжеты — это общие, одинаковые истории, приключения, которые встречаются в
фольклоре разных народов. Звери в сказках часто олицетворяли человеческие типы
и черты.

Да,
волк-часто жесток и груб, медведь — вайловат, неповоротлив, заяц — труслив, Лис
— хитер, змея — коварна, Осел — упрям и тому подобное.

Аллегорией,
или инакомыслием, называется такой художественный прием, когда какой-то один
обобщенный образ передается посредством другого, конкретного.

5.
Выразительное чтение индийской народной сказке «Крашеный шакал»

(с.
25 по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко)

6.
Обмен впечатлениями о произведении

 Понравилась
сказка? Чем именно?

 Герой
сказки отрицательный или положительный? Заслуживает ли он сочувствия?

Свое
мнение обоснуйте.

 Какие
детали указывают на то, что эта сказка принадлежит индийскому народу?

7.
Выразительное чтение главы из «Романа о Ренара» — «Как Ворон украл у бабушки
творог и как Ренар добыл его от Ворона» (с. 29-31 по учебнику Ю. И .
Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко)

8.
Эвристическая беседа

 К
каким видам сказок относятся прочитанные произведения?

 Какие
черты олицетворяют Шакал, Лис?

 С
какими подобными сказками вы уже знакомы?

 Рассмотрите
иллюстрации учебника и отгадайте героев.

V.
закрепление знаний, умений и навыков

 Прочитайте
зашифрованное изречение известного русского сказочника П. Бажова о значении
сказки (пропущенные гласные звуки)

С
т р К С к п т р б н. Н и б г т т г д г г г г н л г , к к р с н н н и с н д б т
ь с п т м.

(Старая
сказка нужна. В ней много того дорогого прошлого, которое полезно нынче и
понадобится потом.)

VI.
Домашнее задание

Дополнить
примерами таблицу «Виды сказок», прочитать самостоятельно по учебнику
«Панчатантру», «Кто такой Лис Ренар» или иные разделы «Романа о Ренара» по выбору
(с. 22-35 по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; уроки Мудрого Попугая
— по учебнику Есть. Волощук, с. 24-30).

Сообщение

отдельных
учеников (пересказ сказок братьев Гримм, см. урок № 6).

VII.
Подведение итогов урока

Интерактивное
упражнение»микрофон»

Ученикам
предлагается закончить предложение:

 «Самым
интересным на уроке для меня было то…».

Разновидности сказок

Рассказываем о жанре, его истории и приводим примеры произведений.

Сказки — один из фольклорных жанров. Это короткие истории, в стихах или прозе, рассказывающие о волшебных приключениях, героических подвигах или бытовых делах. О других жанрах мы рассказали в этой статье.

В отличие от легенд и былин, сказки не претендуют на историчность. В отличие от мифов, почти не касаются религии и фундаментальных тем. Повесть о сотворении мира или объяснение природных явлений — задача мифов. Сказки толкуют о менее масштабных делах: о том, как звери собрались на зимовье, солдат обманул скупую вдову и сварил себе наваристую кашу, а Иван-Дурак подружился с серым волком, нашел незнамо что незнамо где, получил в награду пару волшебных артефактов, руку принцессы и царство в придачу. История о том, как Прометей украл с Олимпа огонь и принёс людям — миф. История о том, как братец Кролик украл у фермера Сэма бочонок браги и принёс остальным зверям — сказка.

Сказки для взрослых и детей

В зависимости от целевой аудитории, сказки бывают взрослыми и детскими. В наши дни большая часть рассчитана на детей. Как сказал Альберт Эйнштейн:

«Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли ещё умнее, читайте им больше сказок».

Они обучают и развлекают, развивают фантазию, воображение и логику, расширяют словарный запас и помогают адаптироваться к реальной жизни за окном.

При этом исторически большая часть сказок создавалась для взрослых. В оригинальных версиях волк кормит Красную шапочку наваристым супом из её бабушки, Золушка убивает мачеху, а ее злые сестры шинкуют себе ступни, чтобы влезть в злосчастную туфельку, Рапунцель беременеет от принца, а Спящая красавица прежде чем проснуться от вечного сна успевает родить двойню — пробуждение возлюбленной явно было не в приоритете у положившего на нее глаз короля.

Сказочные сюжеты веками передавались в устной традиции, только в начале XIX века фольклористы попытались перенести их на бумагу. Тогда же они принялись «причёсывать» истории, сглаживая острые углы и оставляя за кадром смачные подробности. Причина редактуры — в строгой цензуре того времени, не пропускавшей в печать ничего, что могло бы шокировать нравы благопристойной публики. Далеко не все современники соглашались с подобной адаптацией. Когда в 1854 году британский литератор Джордж Крукшенк подогнал «Золушку» под вкусы викторианской публики, Чарльз Диккенс раскритиковал его поступок и призвал сохранить фольклорные сюжеты неизменными.

Народные и фольклорные сказки

В зависимости от авторства сказки бывают народными (фольклорными) и авторскими (литературными).

Народные вплоть до начала XIX века передавались в устной форме, поэтому найти их конкретного автора нельзя. Многие сюжеты общие у разных культур мира. Согласно исследованиям, некоторые уходят корнями аж в Бронзовый век. Примеры: «Маша и три медведя», «Теремок», «Колобок», «Каша из топора», «Морозко»

Литературная сказка принадлежит перу конкретного автора и прежде не встречалась в устной форме. При этом братья Гримм и Шарль Перро — одни из самых известных сказочников в мире — ничего не сочиняли сами, они были как раз теми, кто на рубеже XVIII—XIX вв.еков собирал образцы народного фольклора и переносил их на бумагу. Хотя Перро одну историю всё-таки придумал сам.
Примеры литературных сказок: Ганс Христиан Андерсон «Снежная королева» и «Русалочка», Александр Пушкин «Золотой петушок», Пётр Ершов «Конёк-Горбунок».

Классификация сказок

В литературоведении есть несколько классификаций фольклорных сюжетов. Самым распространённым считается «Указатель сказочных типов», созданный филологом Антти Аарне в начале XX века и позднее дополненный исследователем Ститом Томпсоном и учёным Хансом Йоргом-Утером. Указатель делит все истории на следующие жанры:

  • Сказки о животных — сюжеты, где главную роль играют животные, а люди или мелькают на заднем плане, или вообще не появляются. Примеры: «Волк и козлята», «Зимовье зверей», «Теремок».

  • Волшебные сказки сохранили остатки еще языческих верований. Они рассказывают о героях, которые добиваются своих целей с помощью чудодейственных предметов или волшебных помощников. Примеры: «Иван-царевич и серый волк», «Гуси-лебеди» и «Лихо одноглазое».

  • Новеллистические (бытовые) сказки — в их основе лежат социальные отношения, а герои решают бытовые проблемы. Примеры: «Каша из топора», «Добрый поп» и «Солдатская шинель».

  • Легендарные сказки основаны на легендах, утративших претензию на реалистичность. Примеры: «Отец и дочь», «Смерть скупого», «Чудесная дудка».

  • Сказки об одураченном чёрте. Примеры: «Батрак», «Беглый солдат и чёрт».

  • Кумулятивные (цепочные) сказки не обладают интересным или увлекательным сюжетом, их смысл сводится к многократному, нарастающему повторению одних и тех же действий или слов. Эти истории зародились еще на заре человечества, внутри довольно примитивного общества. Позже они использовались для обучения детей речи. Фрагменты текста могут повторяться как ограниченное, так и неограниченное количество раз — такие сюжеты называются докучными. Примеры: «Репка», «Петушок подавился», «За скалочку уточку».

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Какие типы народных сказок. Виды сказок

Содержание

  • 1 Какие типы народных сказок. Виды сказок
    • 1.1 Какие бывают виды детских сказок?
    • 1.2 Виды народных детских сказок
    • 1.3 Виды литературных детских сказок
    • 1.4 Русские народные сказки. Виды сказок и художественные особенности каждого жанра
    • 1.5 Какие типы народных сказок. Виды сказок

Какие бывают виды детских сказок?

Нашу жизнь просто невозможно представить себе без сказок. Мы знакомимся с ними еще в раннем детстве. Из сказок мы впервые узнаем, что на свете есть хорошее и плохое, добро и зло. Сказки будят и развивают воображение, учат маленького человечка отличать хорошее от плохого, думать, чувствовать и сопереживать, постепенно подготавливая его к вступлению во взрослую жизнь. Сначала мама читает нам «Репку» и «Курочку Рябу», потом вводит в волшебный мир сказок Пушкина и Шарля Перро. А там мы уже и сами читаем удивительные сказки Николая Носова, Виталия Бианки и Евгения Шварца. А какие же бывают сказки?

Сказки бывают:

  1. народные, или фольклорные;
  2. литературные, или авторские.

Виды народных детских сказок

Народная сказка пришла к нам из глубины веков. После тяжелого трудового дня или долгими зимними вечерами, при зажженной в избе лучине, люди складывали и слушали сказки. Потом пересказывали их друг другу, упрощая или приукрашивая, обогащая новыми героями и событиями. Так они и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Но сказки складывались не только ради развлечения, в них люди хотели выразить свое отношение к жизни. В народных сказках мы видим веру в разум, добро и справедливость, торжество правды над кривдой, прославление мужества и храбрости, пренебрежение к глупости, ненависть к врагам или насмешку над ними. Народная сказка позволяет ощутить связь с прошлым и дает возможность приобщиться к истокам народной культуры.

Народные сказки, в свою очередь, подразделяются на три вида:

  1. сказки о животных;
  2. волшебные сказки;
  3. бытовые сказки.

Сказки о животных. Животные испокон веков жили рядом с человеком, поэтому не удивительно, что они часто являются главными персонажами народных сказок. Причем в сказках животным часто присущи человеческие качества. Такой сказочный персонаж сразу же становится более понятным читателю. А роль человека в сюжете сказки может быть первостепенной, второстепенной или равноправной. По жанру бывают волшебные сказки о животных и кумулятивные (сказки-повторяшки). Отличительной чертой кумулятивной сказки является многократное повторение единицы сюжета, как, например, в «Репке» и «Курочке Рябе».

Волшебные сказки отличаются тем, что их герои действуют в фантастическом, нереальном мире, который живет и действует по своим особенным законам, отличным от человеческих. Такая сказка изобилует волшебными событиями и приключениями, будоража воображение. Волшебные сказки классифицируются по сюжету:

  • героические сказки, связанные с борьбой и победой над волшебным существом — змеем, людоедом, великаном, ведьмой, чудовищем или злым волшебником;
  • сказки, связанные с поиском или использованием какого-либо волшебного предмета;
  • сказки, связанные со свадебными испытаниями;
  • сказки об угнетенных в семье (например, про падчерицу и злую мачеху).

Бытовые сказки. Особенностью бытовых сказок является отражение повседневного народного быта и обыденной жизни. В них поднимаются социальные проблемы, высмеиваются отрицательные человеческие качества и поступки. В бытовой сказке могут присутствовать и элементы волшебной сказки. В бытовых сказках, как правило, высмеиваются жадные попы и глупые помещики, а герой сказки (мужик, солдат) выходит победителем из всех передряг.

Виды литературных детских сказок

А что же такое литературная сказка? У литературной сказки есть автор, поэтому её еще называют авторской. Это художественное произведение, которое может быть написано в прозаической или стихотворной форме. Сюжет литературной сказки может быть основан на фольклорных источниках, а может быть исключительно оригинальной задумкой автора. Литературная сказка более разнообразна по сюжету, повествование в ней более насыщено, оно изобилует различными литературными приемами. В ней, как и в народной сказке, тоже есть выдумка и волшебство. Но предшественницей авторской сказки, конечно же, была сказка народная, слишком связана она с породившим ее фольклором. Автор, индивидуальная авторская фантазия, отбор из сокровищницы фольклора только того, что нужно автору для выражения и оформления своих мыслей и чувств — это главное отличие литературной сказки от фольклорной.

Прекрасными примерами литературной сказки являются сказки А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, Е. Шварца, В. Бианки, Дж.Р.Р.Толкиена и многих других замечательных авторов-сказочников.

Несмотря на различие видов и жанров, у всех сказок есть одно объединяющее начало — добро. После всех перипетий и неправды в сказке всегда побеждает добро и справедливость. Не бывает злых сказок. Сказки бывают только добрые. На то они и сказки.

Русские народные сказки. Виды сказок и художественные особенности каждого жанра

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Народные сказки делятся на три группы:

— сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

— бытовые сказки — герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

— волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Сказки о животных.

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, волк жаден и глуп. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих.

Есть среди сказок о животных и довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь — носитель справедливого возмездия. Повествование предоставляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации.

Русские народные волшебные сказки, их особенности.

Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье — к удовлетворению маленьких слушателей.

В сюжете волшебной сказки главный эпизод — это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя.

Русские народные социально-бытовые сказки, их особенности.

Бытовая (сатирическая) сказка наиболее близка к повседневной жизни н даже не обязательно вктючает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п. Даже когда кажется, что герои просто валяют дурака, по-тешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.

Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.

Какие типы народных сказок. Виды сказок

Типы сказок

Принято выделять 6 основных типов сказок, каждые из которых имеют свое предназначение и особое терапевтическое воздействие:

1. Художественная сказка.

2. Народная сказка.

Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.), персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии.

Сюжеты сказок:
Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:

— Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними.

Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.

— Бытовые сказки.
Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе не только с дошкольниками, но и подростками.

3. Авторская художественная сказка.

5. Психокоррекционная сказка.

Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:
• В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
• В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

6. Психотерапевтическая сказка.

Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.

Источники:

http://xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BA
http://lektsii.org/9-5622.html
http://skazka.mya5.ru/tipy-skazok/

Классификация фольклорной сказки

Фольклорная сказка
имеет внутрижанровые разновидности.

  1. Сказки
    о животных, растениях, неживой природе
    и предметах.

  2. Волшебные
    сказки.

  3. Легендарные
    сказки.

  4. Новеллистические
    (бытовые) сказки.

  5. Сказки
    об одураченном чёрте.

  6. Анекдоты.

  7. Небылицы.

  8. Кумулятивные
    сказки.

  9. Докучные сказки.

Многие фольклористы
(В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин,
Т. В. Зуева) различают в составе жанровой
разновидности «Бытовые сказки»
два жанровых образования: новеллистические
и анекдотические сказки. Новеллистические
сказки находятся не только в разделе
«Новеллистические сказки», но и в
разделе «Волшебные сказки». А
анекдотические сказки вбирают в себя
сюжеты из группы «Сказки об одураченном
чёрте», многие сюжеты, отнесённые к
анекдотам, некоторые сюжеты, включённые
в раздел новеллистические сказки, и
некоторые сюжеты, причисленные к
волшебным сказкам.

В сказочном фольклоре
не всегда можно провести чёткую границу
между сказочными жанрами. Так, легендарная
сказка может рассказываться как легенда,
а переделки былин могут быть отнесены
в особую жанровую группу «Богатырская
сказка». Изменение отношения к
действительности носителей фольклора,
изменяет принадлежность повествования
к тому или иному фольклорному эпическому
виду.

Жанровые разновидности сказки Сказка о животных

Сказка о животных
(животный эпос) — это совокупность
(конгломерат) разножанровых произведений
сказочного фольклора (сказка), в которых
в качестве главных героев выступают
животные, птицы, рыбы, а также предметы,
растения и явления природы. В сказках
о животных человек либо 1) играет
второстепенную роль (старик из сказки
«Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо
2) занимает положение, равноценное
животному (мужик из сказки «Старая
хлеб-соль забывается»).

Возможная
классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка
о животных классифицируется по главному
герою
(тематическая классификация).
Такая классификация приведена в
указателе сказочных сюжетов мирового
фольклора, составленного Аарне-Томсоном
и в «Сравнительном Указателе Сюжетов.
Восточнославянская сказка»:

  1. Дикие
    животные.

  • Лиса.

  • Другие
    дикие животные.

  • Дикие
    и домашние животные

  • Человек
    и дикие животные.

  • Домашние
    животные.

  • Птицы
    и рыбы.

  • Другие животные,
    предметы, растения и явления природы.

    Следующая возможная
    классификация сказки о животных – это
    структурно-семантическая классификация,
    которая классифицирует сказку по
    жанровому признаку
    . В сказке о животных
    выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп
    выделял такие жанры как:

    1. Кумулятивная
      сказка о животных.

    2. Волшебная
      сказка о животных

    3. Басня
      (аполог)

    4. Сатирическая
      сказка

    Е. А. Костюхин выделял
    жанры о животных как:

    1. Комическая
      (бытовая) сказка о животных

    2. Волшебная
      сказка о животных

    3. Кумулятивная
      сказка о животных

    4. Новеллистическая
      сказка о животных

    5. Аполог
      (басня)

    6. Анекдот.

    7. Сатирическая
      сказка о животных

    8. Легенды,
      предания, бытовые рассказы о животных

    9. Небылицы

    Пропп, в основу своей
    классификации сказки о животных по
    жанрам, пытался положить формальный
    признак. Костюхин же, в основу своей
    классификации, отчасти положил формальный
    признак, но в основном исследователь
    разделяет жанры сказки о животных по
    содержанию. Это позволяет глубже понять
    разнообразный материал сказки о
    животных, который демонстрирует
    разнообразие структурных построений,
    пестроту стилей, богатство содержания.

    Третья возможная
    классификация сказки о животных является
    классификации по признаку целевой
    аудитории. Выделяют сказки о животных
    на:

    1. Детские
      сказки.

    • Сказки,
      рассказанные для детей.

    • Сказки,
      рассказанные детьми.

  • Взрослые сказки.

    Тот или иной жанр
    сказки о животных имеет свою целевую
    аудиторию. Современная русская сказка
    о животных в основном принадлежит
    детской аудитории. Таким образом, сказки
    рассказанные для детей имеют упрощенную
    структуру. Но есть жанр сказки о животных,
    который никогда не будет адресован
    детям – это т. н. «Озорная» («заветная»
    или «порнографическая») сказка.

    Около двадцати сюжетов
    сказок о животных — это кумулятивные
    сказки
    (Рекурсивная ).
    Принцип такой композиции заключается
    в многократном повторении единицы
    сюжета. Кумулятивную (цепевидную)
    композицию различают:

    1. С
      бесконечным повторением:

    • Докучные
      сказки типа «Про
      белого бычка
      ».

    • Единица
      текста включается в другой текст («У
      попа была собака»).

  • С
    Конечным повторением:

    • «Репка»
      — нарастают единицы сюжета в цепь, пока
      цепь не оборвётся.

    • «Петушок
      подавился
      » — происходит
      расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

    • «За
      скалочку уточку
      » — предыдущая
      единица текста отрицается в следующем
      эпизоде.

    Другой жанровой формой
    сказки о животных является структура
    волшебной сказки (о структуре смотрите
    ниже) («Волк
    и семеро козлят
    «, «Кот,
    петух и лиса
    » ).

    Ведущее место в сказках
    о животных занимают комические сказки
    — о проделках животных («Лиса крадёт
    рыбу с саней (с воза) , «Волк у проруби»,
    «Лиса обмазывает голову тестом
    (сметаной), «Битый небитого везёт»
    , «Лиса-повитуха» и т. д), которые
    влияют на другие сказочные жанры
    животного
    эпоса
    , особенно на аполог
    (басню). Сюжетное ядро комической сказки
    о животных составляют случайная встреча
    и проделка (обман). Иногда сочетают
    несколько встреч и проделок. Героем
    комической сказки является трикстер
    (тот, кто совершает проделки). Основной
    трикстер русской сказки — лиса (в мировом
    эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают
    волк и медведь. Замечено, что если лиса
    действует против слабых, она проигрывает,
    если против сильных — выигрывает . Это
    идёт из архаического фольклора. В
    современной сказке о животных победа
    и поражение трикстера нередко получает
    моральную оценку. Трикстеру в сказке
    противопоставлен простофиля. Им
    может быть и хищник (волк, медведь), и
    человек, и животное-простак, вроде
    зайца.

    Значительная часть
    сказок о животных занимает аполог
    (басня), в которой выступает не комическое
    начало, а нравоучительное, морализующее.
    При этом аполог не обязательно должен
    иметь мораль в виде концовки. Мораль
    вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации
    должны быть однозначными, чтобы легко
    сформировать моральные выводы. Типичными
    примерами аполога являются сказки, где
    происходит столкновение контрастных
    персонажей (Кто трусливее зайца? ; Старя
    хлеб-соль забывается ; Заноза в лапе
    медведя (льва) Апологом можно также
    считать такие сюжеты, которые были
    известны в литературной басне с античных
    времён (Лиса и кислый виноград ; Ворона
    и лисица многие другие). Аполог —
    сравнительно поздняя форма сказок о
    животных. Относиться ко времени, когда
    моральные нормы уже определились и
    подыскивают для себя подходящую форму.
    В сказках этого типа трансформировались
    лишь немногие сюжеты с проделками
    трикстеров, часть сюжетов аполога (не
    без влияния литературы) выработал сам.
    Третий путь развития аполога — это
    разрастание паремии (пословицы и
    поговорки. Но в отличие от паремии, в
    апологе аллегория не только рациональна,
    но и чувствительна.

    Рядом с апологом стоит
    так называемая новеллистическая
    сказка о животных
    . Новелла в животной
    сказке — это рассказ о необычных случаях
    с довольно развитой интригой, с резкими
    поворотами в судьбе героев. Тенденция
    к морализации определяет судьбу жанра.
    В нём более определённая мораль, чем в
    апологе, комическое начало приглушено,
    либо совсем снято. Озорство комической
    сказки о животных заменено в новелле
    иному содержанию — занимательному.
    Классический пример новеллистической
    сказки о животных — это «Благодарные
    звери». Большинство сюжетов фольклорной
    новеллы о животных складываются в
    литературе, а потом переходят в фольклор.
    Лёгкий переход этих сюжетов связан с
    тем, что сами литературные сюжеты
    складываются на фольклорной основе.

    Говоря о сатире в
    сказках о животных, надо сказать, что
    литература некогда дала толчок к
    развитию сатирической сказки. Условие
    для появлении сатирической сказки
    возникает в позднем средневековье.
    Эффект сатирического в фольклорной
    сказке достигается тем, что в уста
    животных вкладывается социальная
    терминология (Лиса-исповедница ; Кот и
    дикие животные. В XIX веке сатирическая
    сказка непопулярна. Сатира внутри
    сказки о животных — это лишь акцент в
    крайне незначительной группе сюжетов
    о животных. И на сатирическую сказку
    повлияли законы животной сказки с
    проделками трикстера. Сатирическое
    звучание сохранилась в сказках, где в
    центре трикстер, а где была полнейшая
    нелепица происходящего, то сказка
    становилась небылицей.

  • Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

  • Видео включи сказку видео морозко
  • Виды тем итогового сочинения по литературе
  • Видел в живую как пишется
  • Виды рассказов о природе
  • Вид сказки про ленивую и радивую