Виды проблем в сочинении

Какие проблемы могут быть в текстах на ЕГЭ по русскому языку?

Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).

Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).

Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в котором живёт; человечество – «болезнь» планеты).

Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение – реальная угроза нашей планете).

Проблема охраны природы (то, что создано природой, — величайшее чудо).

Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).

Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).

Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).

Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам – увлекательное занятие).

Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).

Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).

Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).

Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).

Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).

Проблема развития и сохранения русского языка («слепое» использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).

Проблема канцелярита (канцелярит – опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают «ядро» языка).

Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к языку).

Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).

Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.

Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).

Проблема отсутствия идеологии.

Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).

Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов, погибших во время Вов).

Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).

Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).

Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).

Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).

Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху).

Проблема истинного содержания духовности (не путать с другими понятиями: интеллигентностью, воспитанностью, образованностью – нет, это – сила духа стремление к добру правде красоте).

Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).

Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую жизнь).

Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно очиститься, пройдя через страдание).

Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).

Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие «культурный человек»).

Проблема верности принципам.

Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека: например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).

Проблема совести (что такое совесть).

Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более низкого достатка и служебного положения).

Проблема дружбы (как найти друзей: для этого нужно созреть, самому уметь дружить – тогда и появятся друзья).

Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть недостатки друга, не высмеивать!).

Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение).

Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково несвободны).

Проблема чести (понятие чести – это умение защищать свои жизненные ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).

Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг).

Проблема сохранения лучших качеств души в драматических обстоятельствах (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям, великие классические произведения).

Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это неизбежно).

Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, избавляет от пороков).

Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).

Проблема завышенной оценки своих возможностей (это может привести человека к крушению его планов и неблагоприятно повлиять на судьбы других людей).

Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой).

Проблема роли детства в жизни человека (детство – «сердцевина» человеческой жизни, где проявляется суть человека).

Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные языки; что даёт знание большого количества языков).

Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других народов, познания их культуры).

Проблема места матери в жизни человека (какое место занимает мать; меняется ли это место в течение жизни человека).

Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).

Проблема материнства (в чём суть материнства).

Проблема патриотизма (что такое патриотизм).

Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе (почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии; почему призывники изыскивают способы «откосить» от воинской службы; в чём причина утраты патриотического сознания в российском обществе).

Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.

Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём смысл чтения).

Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).

Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.

Проблема приобщения людей к чтению (какие книги развивают любовь к чтению).

Проблема выбора книги для чтения (трудно ли выбрать книгу; как отличить хорошую, «живую» книгу от «литературного попкорна»).

Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной ценности книги (книга всегда была и будет источником познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека).

Проблема человеческого страха (если осудят невиновного, то тем самым увековечат несправедливость).

Проблема роли страха в жизни человека (страх сопровождает человека с детства; человек, лишённый страха, был бы страшен).

Проблема природы страха (у страха есть своя иерархия; страху подвержен весь животный мир; страх и любовь всегда вместе).

Проблема возвышения человека над страхом (человек может обрести бесстрашие во имя принципов, важных для людей).

Проблема случайности и закономерности в жизни человека, его судьбе (обычный случай может изменить судьбу, но все случайности закономерны).

Проблема воздействия шума на человека (шум, порождаемый человеком, мешает ему жить, оглушает его).

Проблема культуры народа (культура народа – это сумма этических и эстетических ценностей; подлинную культуру может создать только творец, тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни).

Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культура; высокую культуру уничтожают «цивилизованные вандалы» — люди, видящие в культуре лишь предмет зависти).

Проблема сохранения культурного наследия (общество должно бережно относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы эти памятники были сохранены).

Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека (важно сохранить гармонию городского природного ландшафта и архитектуры, именно это вызывает в человеке чувство прекрасного, желание сохранить красоту).

Проблема соответствия природы народу, который живёт на той или иной территории (пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте).

Проблема коммерциализации культуры (обилие дешёвых рекламных трюков для привлечения внимания потенциальных потребителей – свидетельство упадка общей культуры).

Проблема национального менталитета (важнейший ориентир в воспитании – органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры; жажда обогащения и власти никогда не поощрялась русскими).

Проблема национального характера русских (в нашем национальном характере «скрещиваются» противоположные черты, русские склонны к крайностям во всём; несчастье русских – в их легковерии).

Проблема влияния фамилии на отношение к человеку (очень часто фамилия, как одежда, определяет отношение к человеку, который её носит, и должно пройти определённое время, чтобы это отношение изменилось).

Проблема отношения человека к своей фамилии (человек нередко воспринимает свою фамилию как источник бесконечных неприятностей; недоброжелатели могут превратить фамилию в «оружие» против этого человека).

Проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека).

Проблема тоски по родине (какое чувство испытывает человек, оказавшись вдали от родины; что помогает человеку пережить тоску).

Проблема чувства родины (человек всё готов отдать за родину!).

Проблема гуманизма в культуре (должна ли культура быть гуманистической; негуманистической культуры не должно существовать; подлинную культуру надо отличать от псевдокультуры).

Проблема мастерства: в чём его секрет (великое творение не обязательно должно иметь большие размеры; творящему человеку, кроме замысла, ещё и смелость нужна).

Проблема истинности литературного таланта (одна из главных причин появления литературного произведения – потребность что-то сказать людям).

Проблема талантливого человека (каждый человек от рождения наделён каким-либо талантом; талант необходим в любой профессии; талант – дар природы, его нужно развивать).

Проблема творчества и денег (можно творить ради денег).

Проблема уничтожения человечества (человечеству угрожает три опасности – ядерная, экологическая и разрушение культуры; разрушение культуры, т.е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привело к первым двум; мы живём в мире парадоксов).

Проблема обучения в школе (чему надо учить; в школе учащихся лишают возможности совершенствовать речь, мыслить).

Проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки).

Проблема своевременного получения образования (насколько важно получить образование в молодости).

Проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека).

Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит человеку удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах).

Проблема красоты и её воздействия (не хлебом единым жив человек, есть что-то прекрасное, и оно вечно; красота спасёт мир).

Проблема понимания красоты (как увидеть прекрасное: красоту надо уметь видеть и слышать).

Проблема духовной «глухоты» и «слепоты» человека (постоянная смена пейзажа, состояния природы отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально: нужно уметь видеть и слышать).

Проблема человеческой индивидуальности (человек похож на всех остальных и то же время он индивидуален).

Проблема выбора (всегда есть выбор в жизни: поступить по совести или вопреки ей).

Проблема человеческого счастья: в чём его секрет (секрет счастья в умении видеть окружающий нас мир и не забывать о мире внутреннем).

Проблема времени и его быстротечности (нехватка времени).

Проблема использования времени (рациональному использованию времени могут помочь режим дня и его соблюдение).

Проблема нестабильности нашей современной жизни (как сделать нашу жизнь стабильной и предсказуемой).

Проблема познания и его роли в существовании человечества (стремление к познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов; познание доставляет человеку удовлетворение; познание происходит через творчество).

Проблема массовой культуры (из человека можно сделать и человека, и зверя; массовая культура имеет право на сосуществование с классикой).

Проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства).

Проблема роли искусства в жизни человека (произведение искусства заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию).

Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека

( всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека).

Проблема интереса людей к различным передачам (наибольший интерес — развлекательные программы).

Проблема драматической судьбы неординарной личности (умная, искренняя личность в эпоху застоя обречена на непонимание, забвение).

Проблема взросления (не в росте дело, а в ответственности за свои поступки).

Проблема взаимоотношений человека и природы (должен ли человек сохранить природу, беречь её)

Проблема взаимоотношений близких людей (отношения между родными)

Проблема благодарности (умение благодарить людей)

Проблема доверительного отношения к человеку (стоит ли слушать чужое мнение, надо самому научиться доверять людям, оценивая их поступки)

Качество сочинения на государственной аттестации по русскому языку сильно влияет на итоговое количество баллов за экзамен в целом. Чтобы грамотно проанализировать предложенный в задании ЕГЭ текст, необходимо верно сформулировать проблему, которая в нем содержится.
Сейчас существует множество бесплатных инструментов, которые позволяют подготовиться к ЕГЭ и увеличить балл на 40% с минимальными временными затратами.
Наиболее эффективными являются подписки на видеокурсы. Попробовать можно с

компанией Twostu

,
тем более здесь это ничего не стоит.

Содержание

  • Что такое проблема текста
  • Виды (категории)
  • Как правильно сформулировать
  • Пример ответа
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое проблема текста

Школьник пишет

Проблемой называют вопрос, который ставится перед читателем автором текста, ключевая тема. Она служит руслом для рассуждений ученика, помогает ему понять, в каком направлении мыслить. Если выпускник верно определяет основную проблему, то тем самым нащупывает нить, на которую в дальнейшем одну за другой нанизывает мысли. Это единственный способ написать структурированное и последовательное сочинение, в котором идеи дополняют друг друга и приводят автора, а вслед за ним и читателя, к определенному логическому заключению.

Виды (категории)

При анализе предложенного на ЕГЭ текста для сочинения ученику следует не только определить главную тему, которая всегда глобальна, но и выявить более узкие ее направления. Основные виды и примеры проблем представлены в таблице.

Виды проблем в сочинении ЕГЭ
Категории Суть Типы Идея
Нравственные Внутренние качества человека и то, как они проявляются в отношениях с окружающими Доброта Доброта делает человека счастливым.
Совесть Уважать себя можно, только живя в согласии с совестью.
Благодарность Умение быть благодарным свидетельствует о благородстве души.
Философские Глобальные вопросы о бытии и месте человека в мире Смысл жизни Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда он ставит перед собой цели и достигает их.
Свобода Свобода отличается от вседозволенности и немыслима без ответственности.
Одиночество Одиночество может быть полезным. Оставаясь наедине с собой, мы начинаем себя слышать.
Социальные Устройство общества Жажда денег В погоне за материальной выгодой мы теряем человеческое в себе.
Художник и власть Когда человек становится чиновником, художник внутри него умирает.
Конфликт поколений Сложности во взаимоотношениях людей разных возрастов неизбежны.
Эстетические Восприятие прекрасного, роль искусства в жизни Чтение Хорошие книги развивают интеллектуально и духовно.
Массовая культура Высокое искусство никогда не станет достоянием толпы, но только оно по-настоящему обогащает культуру.
Воспитание любви к прекрасному Развивая в себе чувство красоты, человек начинает замечать то, чего не видят другие.

Как правильно сформулировать

Первым делом необходимо несколько раз прочитать предложенный для сочинения на ЕГЭ текстовой фрагмент. Подсказкой для поиска проблемы может служить неоднократное возвращение автора к какой-либо мысли. От нее и стоит отталкиваться. Остальные темы обычно лишь дополняют и помогают раскрыть главную. Основная идея формулируется в виде тезиса или вопроса, зачастую риторического. Вокруг него и следует строить размышления в письменной работе – они и будут комментарием, то есть подтверждением того, что обозначенная проблема действительно есть в тексте. Самая распространенная ошибка старшеклассников заключается в неумении найти фундаментальную проблему текста и отличить ее от второстепенных.

Пример ответа

Ниже представлен образец текста из ЕГЭ и сочинения, в котором ученик верно определяет проблему и, комментируя ее, строит свои рассуждения.

Образец текста ЕГЭ

«Чтобы преуспеть в жизни, достаточно одного лишь таланта или трудолюбие тоже необходимо? Именно этот вопрос и ставит перед читателем Николай Михайлов. Его текст посвящен феномену одаренного человека. Автор подчеркивает, что наука пока не в силах отыскать источник гениальности и познать ее природу. В качестве подтверждения приводится феномен так называемых детей индиго. Никто не знает, откуда берется их одаренность: одни считают ее результатом генетических мутаций, другие высказывают совсем уж невероятные предположения о том, что эти талантливые дети – потомки инопланетных существ. Михайлов упоминает о восьмилетней девочке, которая, будучи инвалидом от рождения, проявляет удивительные способности к живописи и изучению языков. Автор задается вопросом: смогла бы она реализовать собственные задатки, если бы родители не занимались ее развитием? А что было бы, откажись она сама учиться и каждый день работать над собой?

Михайлов приходит к выводу, что хоть гениями и рождаются, проявить талант человек сможет лишь в том случае, если ему помогут родители и педагоги, а сам он будет трудиться в поте лица. С этим можно согласиться. В качестве аргумента хотелось бы привести эпизод из биографии великого Моцарта. Известно, что музыкой он начал заниматься благодаря отцу – скрипачу и композитору придворной капеллы. Именно Иоганн Георг Леопольд и пристрастил сына к игре на клавесине. Впоследствии Моцарт почти без его помощи научился играть еще и на скрипке. Чтобы освоить инструменты и обрести возможность создавать собственные сочинения, Вольфгангу Амадею пришлось приложить колоссальные усилия. Если бы не трудолюбие, в историю бы он вряд ли вошел.

Анализируя текст Н. Михайлова, я пришел к выводу, что заложенная природой гениальность не сможет развиться без труда и помощи извне. Хочется, чтобы все родители старались разглядеть в своих маленьких детях ростки таланта и всеми силами способствовали их развитию.»

На чтение 7 мин Просмотров 32.4к.
Обновлено 13 июля, 2020

Проблема текста: как ее определить с примерами ЕГЭ по русскому языку — об этом наша статья. Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку требует от выпускников написания творческой работы по предложенному тексту. Многих пугает этот вид работы, ведь сначала нужно найти проблему текста, затем прокомментировать ее, приведя два примера из прочитанного текста, не забыть написать несколько слов, устанавливающих взаимосвязь этих примеров, а еще найти авторскую позицию. Но, на самом деле, это проще, чем кажется. Главное в этом деле – усвоить несколько простых правил нахождения проблемы, а остальное станет очевидным само собой.

 Для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку важно уметь определить проблему текста. Она является ключом для успешного выполнения творческого задания. Неверно определенная проблема делает работу неполноценной, а выпускники теряют драгоценные баллы. Поэтому к вопросу нахождения проблемы в тексте нужно подойти крайне серьезно. 

Содержание

  1. Что такое проблема текста?
  2. Разновидности проблем
  3. Нравственные проблемы
  4. Эстетические проблемы
  5. Социальные проблемы
  6. Философские проблемы
  7. Политические проблемы
  8. Экологические проблемы
  9. Как найти проблему текста?
  10. Как сформулировать проблему?
  11. Определим проблему вместе

Что такое проблема текста?

Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.

  • Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
  • Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника. 

Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста. 

Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция. 

Разновидности проблем

Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем. 

Нравственные проблемы

Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.

Примеры проблем:

  • Влияние любви на человека.
  • Что делает человека жестоким?
  • Долг и ответственность в жизни человека.
  • Причины одиночества человека.
  • Нуждаются ли старики в заботе?
  • Проблема нравственного выбора.
  • Истоки непонимания между отцами и детьми.

Эстетические проблемы

Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.

  • Роль красоты в жизни человека.
  • Важна ли внешняя красота?
  • Что делает душу красивой?
  • Роль чтения в жизни человека?
  • Эстетический вкус.
  • Нужен ли интернет школьнику?
  • Проблема восприятия искусства.

Социальные проблемы

Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.

Примеры проблем:

  • Социальная несправедливость.
  • Проблема экстремизма.
  • Место человека в обществе.
  • Влияние компьютера на человека.
  • Что может сплотить людей?
  • Толерантное отношение к окружающим.
  • Проблема воспитания.

Философские проблемы

Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.

Примеры проблем:

  • В чем заключается смысл жизни?
  • Роль мечты в жизни человека?
  • Что делает человека счастливым?
  • Что такое доброта?
  • Когда человек чувствует себя любимым?
  • Выбор жизненного пути.
  • Сила веры.

Политические проблемы

Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.

Примеры проблем:

  • Проблема взяточничества.
  • Ущемление человеческих прав.
  • Нужны ли реформы в государстве.
  • К чему может привести недовольство властью.
  • Роль политики в жизни человека.
  • Проблема бюрократизма.
  • Проблема международных конфликтов.
  • Как избежать политических конфликтов?

Экологические проблемы

Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.

Примеры проблем:

  • Нужно ли беречь природу?
  • Что может сделать человек для сохранения природы?
  • Место человека в природе.
  • Может ли природа повлиять на душу человека?
  • Ответственность за братьев наших меньших.
  • К чему может привести небрежное отношение к природе?
  • Природа как источник прекрасного.

Как найти проблему текста?

Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:

  1. Внимательно прочитать текст, попытаться понять, о чем он. Сформулировать это одним-двумя словами.
  2. Подчеркнуть главную информацию, исходя из темы, которую вы уже определили.
  3. Найти авторскую позицию: что же автор хотел донести до читателей своим текстом, для чего он рассказал об этом?
  4. Задать вопрос к позиции автора. Это и будет являться проблемой текста.

Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три. На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:

  • Находится в центре внимания автора, является основной. Ей буде посвящена большая часть текста;
  • Более подробно раскрыта и прокомментирована автором, примеры из текста не нужно выискивать, они на поверхности;
  • Знакома вам лучше других, вы можете говорить на эту тему свободно. К тому же вам нужно будет выразить свое отношение к авторскому, прокомментировав его примером. Если проблема хорошо знакома, с этим не будет сложностей.

Как сформулировать проблему?

Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац. Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:

  1. Сформулировать самостоятельно. Это можно сделать:
  2. с помощью вопроса (В чем заключается сила любви?);
  3. с помощью одного слова или словосочетания (проблема долга, проблема одинокой старости).
  4. Найти готовую формулировку в тексте. Иногда автор напрямую задает волнующий его вопрос. Если он присутствует в тексте, его можно обозначить следующим образом:
  5. либо процитировать («Почему чтение вытесняется телевидением?» — такой вопрос задает автор текста);
  6. либо указать номер предложения с проблемным вопросом (Проблема, волнующая автора, названа им в предложении 15).

Определим проблему вместе

Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:

  1. В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
  2. Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
  3. Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
  4. Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.

Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.

Ребята, если вы испытываете трудности при определении проблемы текста, который вам задал учитель, обращайтесь к нам. Мы не обещаем вам готовую проблему с комментарием. Но мы поможем разобраться с текстом и найти проблему. Пишите свои вопросы в комментариях, мы обязательно направим вас на верный путь.

Сколько стоит написать вашу работу?

Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку нужно в совершенстве знать правила для решения тестовой части, а также необходимо чётко следовать заданной структуре во время написания сочинения. Для того, чтобы получить за сочинение максимальное количество первичных баллов, нужно в первую очередь определить проблему, которая ставится автором текста.

Формулирование проблемы

Прежде чем приступать к формулировке проблемы, учащийся должен понять, что вообще она из себя представляет. Проблема является вопросом, над которым размышляет автор. При этом автор ставит проблему перед читателем текста. Сформулированная проблема определяет дальнейший вектор мышления экзаменуемого.

Проблему нужно правильно сформулировать. Для этого учащемуся необходимо внимательно и несколько раз перечитать текст. Автор в своём тексте неоднократно может останавливаться на какой-то мысли, вот на неё и нужно обратить повышенное внимание. При этом в тексте могут иметься второстепенные проблемы, которые нужно уметь отличать от первостепенной. Автор нередко задаёт риторический вопрос в тексте, либо же пытается донести какую-то мысль. Именно на это экзаменуемому нужно обратить внимание, чтобы правильно сформулировать основную проблему.

Сформулировать проблему можно по-разному. Существует несколько способов, с помощью которых это можно сделать:

  • Одним из вариантов является формулирование проблемы своими словами. В этом случае выпускник в свободной форме описывает проблему, не придерживаясь каких-то конкретных рамок.
  • Для формулировки проблемы можно использовать риторический вопрос. Его можно использовать вместе с каким-нибудь клише и затем уже опираться на исходный текст для дальнейших рассуждений.
  • Сформулировать проблему можно также при помощи цитирования. Нередко в самом тексте содержится предложение, в котором автор затрагивает какую-либо проблему. В этом случае можно использовать прямую речь, косвенную речь, либо же вводную конструкцию, после которой идёт цитирование.
  • Во время написания сочинения допустимо также ссылаться на номер предложения.

На ЕГЭ по русскому языку может встретиться любая проблема. Примерный круг проблем может выглядеть следующим образом.

Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

Список конкретных проблем, которые могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку выглядит следующим образом:

  • Взаимоотношения между близкими людьми;
  • Сохранение природы;
  • Роль искусства в жизни человека;
  • Человеческое счастье;
  • Трудный выбор;
  • Восприятие красоты;
  • Духовное совершенствование человека;
  • Роль чтения в жизни человека;
  • Роль детства в жизни человека;
  • Конфликт между отцами и детьми;
  • Красота русского языка;
  • Соперничество между друзьями;
  • Опасность безответной любви.

Большую помощь в рамках написания сочинения могут оказать клише. С их помощью учащийся может грамотно сформулировать поставленную проблему и развить свою мысль. Есть несколько разновидностей клише, которые стоит принять во внимание:

  • В своём тексте автор размышляет над проблемой…;
  • Позиция автора такова, что…;
  • Именно эта проблема ставится автором…;
  • Внимание автора привлекла проблема…;
  • В центре внимания автора текста стоит проблема.

Учащийся может самостоятельно придумать собственное клише, здесь нет каких-либо ограничений. Очень важно не злоупотреблять шаблонными речевыми конструкциями и не засорять сочинение, иначе оно потеряет свой логический смысл и не будет отражать исходное содержание текста.

Формулировать проблему лучше всего после небольшого введения. Таким образом учащемуся будет проще выстроить логическую цепочку и выразить свою мысль.

Система оценивания

Учащемуся будет полезно заглянуть на официальный сайт ФИПИ и скачать оттуда демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку. В этом документе нужно обратить внимание на систему оценивания второй части экзамена, а точнее на таблицу.

Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

Как видно из таблицы, в соответствии с авторской позицией можно по-разному сформулировать проблему. При этом может использоваться лексика, отличающаяся от той, которая используется в таблице.

Не лишним будет обратить внимание на критерии оценивания. Если проблема сформулирована правильно и отсутствуют фактические ошибки, связанные с её пониманием, то учащийся получает один первичный балл. При этом допускается формулировка проблемы в любой из частей сочинения.

Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

В том случае, если учащийся не сумел сформулировать проблему, он не получает один первичный балл. Дополнительно по критериям К1-К4 экзаменуемый также не получает ни одного балла.

28.04.2016

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.

Обновлено в 2020 году. АКТУАЛЬНО!

  • Всё что надо знать о сочинении на ЕГЭ
  • План и структура сочинения
  • Как формулировать проблему текста

Как искать проблему текста?

1. Взаимоотношения отцов и детей.

  • Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
  • Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
  • Проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

  • Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
  • Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
  • Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.

  • Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
  • Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
  • Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

  • Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
  • Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
  • Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.

  • Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
  • Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
  • Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
  • Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство.

  • Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
  • Проблема защиты чести и собственного достоинства.
  • Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.

  • Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
  • Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
  • Проблема истинной дружбы.
  • Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
  • Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
  • Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.

  • Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
  • Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека.

  • Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
  • Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
  • Проблема одинокой старости.

10. Человек и искусство.

  • Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
  • Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
  • Проблема восприятия музыки человеком.

11. Отношение человека к миру природы.

  • Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
  • Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
  • Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
  • Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
  • Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12. Бережное отношение человека к языку.

  • Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделён.

  • Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14. Сострадание окружающим.

  • Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
  • Проблема действенного сострадания.
  • Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15. Отношение человека к войне.

  • Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
  • Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
  • Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
  • Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
  • Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Как определить проблему текста?

Проблема – это вопрос или задача, требующие решения.

Как определить проблему предложенного на ЕГЭ текста?

Определите тему текста, то есть о чём данный текст. Для этого внимательно (2-3 раза) прочитайте его.

Определите основную мысль, идею текста – для чего, с какой целью текст написан, что хотел донести до читателей автор.

Основная мысль текста будет высказана вами в разделе «позиция автора».

Только поняв тему текста, его основную мысль, можно сформулировать проблему. Проблема – это мысль (тезис, выказывание), которую можно выразить в виде вопроса (или вопросов). Данные вопросы возникают после прочтения текста и ответы на них являются позицией автора.

Пример.

Тема: загрязнение природы.

Основная мысль, позиция автора: необходимо беречь природу, охранять её, не допускать её загрязнения, ведь от её состояния зависит жизнь человечества.

Проблема: проблема защиты природы (почему так важно сохранять природу? что необходимо сделать для её защиты?).

Вывод:

тема текста– о чём написано произведение;

идея текста– какие мысли автор хочет донести до читателя;

проблема текста— это вопрос, который поднимает автор, на который даёт свой ответ и над которым предлагает читателям задуматься.

В первой части сочинения, называя проблему текста, можно отметить, к какому типу проблем она относится.

Типы проблем.

Нравственные проблемы – о духовном мире человека и общества, о нравственных ценностях, о смысле жизни, назначении человека, о взаимоотношениях людей, о связи поколений, а важности воспитания человека, формирования в нём высоких нравственных качеств, о роли семьи и школы в этом процессе и др.

Эстетические проблемы – о важности красоты в жизни человека, о восприятии прекрасного, о его воздействии на душу человека, о культурных ценностях общества, о внутренней красоте человека, о роли искусства в жизни человека и общества.

Социальные проблемы – это проблемы, возникающие в обществе, в ходе его функционирования: о роли прогресса, о взаимоотношениях представителей власти и общества, о практической направленности научных исследований и ответственности учёных за свои открытия, об опасности национализма, экстремизма, о толерантном отношении представителей различных социальных групп и конфессий и др.

Философские проблемы – о смысле жизни, назначении человека, о правильности выбора, о сущности таких понятий, как счастье, любовь, доброта, вера и др.

Политические проблемы – о политических настроениях и взглядах в обществе, проблемы войны и мира, о значении и направленности политических реформ, об ущемлении прав человека, о негативных явлениях во властных структурах (взяточничестве, коррупции, бюрократизме и др.), о политических конфликтах и путях их решения и др.

Экологические проблемы – о взаимоотношении человека и природы, о необходимости защиты природных богатств, о красоте природы и благотворном её влиянии на человека, об ответственном отношении к животному и растительному миру и др.

Несколько проблем в тексте. Как выбрать проблему?

Во многих предложенных для анализа текстах авторы поднимают несколько проблем, которые, конечно, взаимосвязаны, но могут рассматриваться и как отдельные.

Какую проблему выбрать?

Рекомендации.

Необходимо выбрать такую проблему, которая рассматривается автором на протяжении всего текста, так как анализировать в сочинении нужно весь текст, а не отдельные его фрагменты.

Найдите два аргумента, которые вы сможете проанализировать по данной проблеме.

Наконец, подумайте, а сможете ли вы привести аргументы по проблеме для выражения своей точки зрения.

Именно данные три причины должны лежать в основе выбора проблемы (выбирать нужно не ту проблему, что полегче, а ту, по которой достаточно материала в тексте и по которой вы сможете привести свой пример.

Как сформулировать проблему?

Проблема может быть сформулирована в виде тезиса, который вы будете доказывать, или в форме вопроса, на который вы будете отвечать.

Пример.

Почему люди разных поколений часто не понимают друг друга?

Что лежит в основе конфликта поколений. Именно над этим размышляет автор текста. (ВОПРОСЫ).

Автор текста поднимает проблему конфликта поколений, его причин и последствий. (ТЕЗИС).

Можно совместить обе формы: сначала задать один — два вопроса, а затем сформулировать проблему в виде тезиса.

Пример.

Почему люди разных поколений часто не понимают друг друга?

Что лежит в основе их непонимания друг друга? Именно над этим размышляет автор текстаподнимая проблему конфликта поколений, его причин и последствий.

Можно использовать цитату из текста, в которой содержится проблема.

Пример.

«Почему часто возникают конфликты между представителями разных поколений?». Такой вопрос задаёт автор текста, пытаясь дать свой ответ на него, поднимая извечную социально-нравственную проблему конфликта отцов и детей.

Таким образом, определение проблемы текста – один из самых важных моментов написания сочинения. Не торопитесь, определяя её. Внимательно читайте текст, находите ключевые слова в нём или цитату, которые помогут сформулировать проблему.

Помните, что по критерию № 1 неверно сформулированная проблема приводит к тому, что и по критериям № 2-№ 4 тоже ставится 0 баллов.

За правильно сформулированную проблему ставится 1 балл.

  • Виды присказок в сказках
  • Виды ошибок в сочинении по литературе
  • Виды народных сказок 5 класс таблица
  • Виды народных сказок 5 класс примеры
  • Виды народных сказок 5 класс литература