Виды работ с текстом сказок

                                   Работа над сказками

                           на уроках литературного чтения

в начальной школе

Работу выполнила

Щеголева Ирина Марковна,

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №552 Пушкинского района

г. Санкт- Петербурга

                                                     2011г.

Содержание

1.Теоретическая часть

Глава I.    Введение:

-Исторические корни русских народных сказок

— Особенности сказок. Значение сказок в жизни школьников.

— Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Глава II   Методика работы со сказками

Методические рекомендации при работе над сказками в начальной школе.

-Виды работ при чтении сказок

-Принципы работы со сказками

-Схема размышления над сказками и их обсуждение

-Формы работы и задания к текстам сказки

Глава III

-Литературоведческие основы сказки

-Законы «сказочного мира»

Глава IV Заключение

Глава V  Список литературы и источников в интернете

2. Практическая часть

1.КВН по сказкам

2.Игра «Поле чудес» по сказкам

3.Конспект урока

Введение I

-Исторические корни русских народных сказок

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

 Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля. Уже в 1884 году вышел сборник собирателя Д.Н. Содовникова «Сказки и предания Самарского края». В этом сборнике были записаны 72 текста от сказочника Абрама Новопльцева — простого крестьянина из села Повиряськино Ставропольского уезда. В репертуар данного сборника вошли сказки: волшебные, бытовые, сказки о животных.

В советский период начали выходить сборники, представляя репертуар одного исполнителя. До нас дошли такие имена: А.Н. Барышниковой (Куприяниха), М.М. Коргуева ( рыбака из Астраханского края), Е.И. Сороковикова ( сибирского охотника) и др.

В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимашке».

В конце XIX – в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: «Северные сказки», «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914 г.). Тексты сопровождаются пояснениями и указателями.

После Октябрьской революции собирание сказок приняло организованные формы: его вели научные институты и высшие учебные заведения. Они продолжают эту работу и

Особенности сказок. Значение сказок в жизни школьников.

В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку

За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.

Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие имеют сказки на ребят.

В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.

За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, что отметил А.М. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху,  — об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете».

Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

В сказках каждого народа общечеловеческие темы и идеи получают своеобразное воплощение.

В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского языка – все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.

Идейная направленность русских классических сказок проявляется в отражении борьбы народа за лучшее будущее. Передавая из поколения в поколение мечту о свободной жизни и свободном творческом труде, сказка жила ею. Вот почему она и воспринималась до недавнего времени как живое искусство народа. Сохраняя элементы прошлого, сказка не потеряла связи с социальной действительностью.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам.

Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета.

Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью; Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла.

При определении характера «сказочный вымысел» принципиальный характер приобретает вопрос о специфике отражения сказкой действительности. Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных фактов.

В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность.

Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков.

Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного.

Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует.

Как явление фольклора, сказка сохраняет все фольклорные признаки: коллективность, устность бытования и коллективного характера сказочного творчества, является варьированием сказочного текста. Каждый рассказчик сообщает, как правило, новый вариант сюжета.

В вариантах совпадает идея, общая схема сюжета, повторяющиеся общие мотивы, но в частностях они не совмещаются.

Идейно-художественная ценность варианта зависит от многих причин: от знания сказочных традиций, от личного опыта и особенностей психологического склада рассказчика, от степени его одареннсти.

Жизнь сказки – непрерывный творческий процесс. В каждую новую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. Когда оно касается перестановки идейных акцентов, возникает новая сказочная версия. Эта особенность сказки требует внимательного изучения каждого сказочного текста.

В сказке есть величину постоянные, сложившиеся в результате ее традиционности, и переменные – возникшие в результате бесконечных пересказов.

Если судить по записям русских сказок XVIII – XX вв., постоянными величинами являются идейная направленность сказки, ее композиция, функция действующих лиц, общие места, переменными – величины, связанные с индивидуальностью исполнителя. Один и тот же сюжет,услышанный от разных рассказчиков будет восприниматься как новая сказка.

Важнейший признак сказки – особая форма ее построения, особая поэтика. Повествовательность и сюжет, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования – эти признаки встречаются в различных жанрах эпического цикла.

Сказка как художественное целое существует только как совокупность эти признаков. Сказки в целом были одной из важнейших областей народного поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение.

Они формировали устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, были наглядной школой изумительного искусства слова. А сказочная фантастика развивала мыслительные способности народа, возвышая его над миром природ со времен глубокой древности.

Можно сделать вывод, что устное народное творчество —  неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся.

         И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания методики работы над сказкой.

Известно, что сказки бывают авторские и народные.

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы:

  • сказки о животных
  • волшебные сказки
  • бытовые сказки

а)  Сказки о животных

В русском репертуаре примерно 50 сюжетов сказок о животных.

Выделяются несколько тематических групп:

— сказки о диких животных

— диких и домашних животных

— домашних животных

— человеке и диких животных.

Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные.

Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека.

Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то походят  на человека, а чем-то нет.

Здесь животные говорят на человеческом языке.

Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

В книги для чтения включены сказки о животных. Больше всего детей занимает сама история.

Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

Детские сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятии трактовке.

В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику. (Вспомнить, в каких сказках и как показаны животные).

б) Волшебные сказки.

Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла.

Детям младшего школьного возраста нравится волшебная сказка.

Для них привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло.

Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

В каждой сказке герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.

Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.

Показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие.

в)  Бытовые сказки.

В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера.

В сказках говориться о характерах людей, повадках животных.

Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.

Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.

Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость.

Вывод к I главе.

Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.

Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.

Ученики уже с первого класса знакомятся с устным народным творчеством, в том числе и со сказками

Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость.

Глава II  Методика работы над текстом сказки

Методические рекомендации при работе над текстом сказок в начальной школе.

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Из программы видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.

Работа над сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть свои особенности.

Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима.

Методические рекомендации

  • Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).
  • Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
  • Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
  • Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных
  • Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.
  • Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.
  • Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.
  • Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка — путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.
  • Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.
  • Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.
  • При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки.
  • После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по    ролям. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
  • В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.
  • Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия  сказки детьми.
  • Уже в I – II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.
  • Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.
  • Сопоставление вариантов сказок, различных «редакций» одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.
  • Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.
  • Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.
  • Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.
  • Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного мира». Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
  • Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с    использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

  • На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа.
  • Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, аудиозаписи.
  • Поставить проблему — каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.
  • Необходима лексическая работа над словами, выражениями, фразеологическими оборотами.

Виды работ при чтении сказок

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

— подготовка к восприятию сказки;

— чтение сказки;

-словарная работа;

— обмен мнением о прочитанном;

— чтение сказки по частям и их разбор;

— подготовка к рассказыванию;

— рассказывание сказки;

— обобщающая беседа (мораль сказки не переводить на человеческие отношения)

— подведение итогов;

— задание на дом.

Методика работы со сказками

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.

 Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

 Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

 Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

 Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного мира». Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

     В учебниках школы представлены все виды сказок:. 
Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов: 
• содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики; 
• определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.); 
• обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки; 
• определение специфики сказки через особенности ее системы образов. 
При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции. Со всеми этими персонажами младший школьник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности.
Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут.

Работа по изучению сюжета состоит из нескольких этапов: 
• уяснение основных мотивов сюжета, обнаружение причинно-следственных связей между ними; 
• определение отдельных функций – действий персонажей, характерных для целого ряда волшебных сказок;
• выделение так называемых «сюжетных вех», или элементов сюжета (завязки, развития действия, переломного момента, кульминации, развязки); 
• соотнесение каждого элемента сюжета с характерами действиями и поступками героев. 
Композиционные особенности волшебных сказок
Существенными для отличия волшебной сказки от сказки другого жанра являются ее композиционные особенности: замкнутость сказочного действия, троекратные повторы, типичные сказочные зачины и концовки, особенное пространственно временное построение и др. Поэтому при изучении волшебных сказок нужно уделить внимание и их композиции. 
Можно выделить следующие основные направления работы с детьми в этом плане: 
• сформировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки, отличающейся условностью и информативной насыщенностью; сформировать умение видеть специфическое начало сказки – «зачин» – и благополучный для положительных героев
 конец – «концовку»; 
• сформировать представление детей о таком характерном приеме в построении сказки, как троекратные повторы; научить их находить повторы в тексте сказки и определять в каждом конкретном случае их функцию и роль в развитии сюжета и образов героев сказки; 
• сформировать представление об условности сказочного пространства и времени (хронотопа волшебной сказки); научить детей видеть пространственно-временные рамки волшебной сказки, определять особенности сказочного пространства и времени в связи с развитием сюжетного действия сказки. 
В работе над зачином и концовкой волшебных сказок дети должны уловить их повторяемость из сказки в сказку и в то же время их варьирование, многообразие. 


Языковые формулы волшебной сказки
Работа над языком сказки не менее важна, чем изучение ее системы образов, сюжета или композиции, так как она способствует раскрытию содержания сказки, наиболее полному восприятию сказочных образов, пониманию точности, яркости и выразительности народной речи, развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, приобщению к художественному творчеству. Следует подчеркнуть, что эта работа не является отдельным этапом урока, но должна органически входить во все виды занятий. 
Исходя из этого положения, а также из специфики изобразительных средств сказки можно выделить несколько направлений работы над элементами языкового оформления сказки: 
• работа над спецификой обрамляющих формул сказки (зачинов, присказок, концовок), отражающих особенности ее сюжетно-композиционного построения; 
• анализ языка сказки в связи с элементами характеристики персонажей; 
• работа над пространственно-временными формулами (долго ли коротко ли; прошел год, другой); 
• анализ языковых средств изображения при подготовке к пересказу и выразительному чтению волшебной сказки. 

Принципы работы со сказками

Принципы

Основной акцент

Комментарии

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Общие вопросы: что происходит? почему это происходит? кто хотел, чтобы это произошло? зачем это было ему нужно?

Задача показать что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Схема размышления над сказками и их обсуждение

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарии

Основная тема

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и прочее.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

Линия героев сказки. Мотивы поступков

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает или сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоление трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям?

Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.

Актуализированные чувства.

Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему?

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.

Образы и символы в сказках.

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов,.

Формы работы с текстом сказки:

Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажу еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.  Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.

Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

 Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

Вопросы и задания:

1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.

3. Показать, что становится объектом насмешки народа.

4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и выделить голосом характерные особенности персонажа.

5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.

6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.

8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.

9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?

10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, «прославляющие» чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.

12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.

13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.

15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.

16. «Эстетические» вопросы. Почему понравилось то или иное описание?

17. «Открытые» вопросы: что вы можете сказать о том-то и ком-то.

18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

20. Расскажите, как и почему изменился характер героя.

21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа).

22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре?

Задания

Можно предложить такие задания:

Похожи ли эти сказки:

«Теремок» А.Н. Толстого и «Теремок» – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;»Терем мышки» – русская народная сказка и «Лесные хоромы» –  С.Михайлова;

«Руковичка» – украинская народная сказка и «Теремок» – С.Я. Маршак;

«Морозко» – русская народная сказка и «Мороз Иванович» – Одоевский

 «Бабушка Метелица» – братья Гримм.        

Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.

Вывод к II главе.

Итак, уже в начальной школе ведется настоящая работа по освоению художественных текстов, а значит, освоению и присвоению учениками нравственных образцов. При верном, профессионально грамотном руководстве учителя этим процессом дети легко, с большим интересом осваивают методику и технологические приемы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребенка

Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.

Самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.

Глава Ш

Литературоведческие основы сказки

Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки?

Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» — осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

Понятие «содержание» включает в себя следующие признаки: специфика фантастики; характеристика персонажей; характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета.

Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педогагическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир».

«Чудесный мир» — это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

В процессе чтения – поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

Законы «сказочного мира»

Законы «сказочного мира» аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому , кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.

Хочется обратить особое внимание на пять законов:

1. Одушевление предметов и явлений природы;

2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;

3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;

4. Чудесные превращения и обращения;

5. Гиперболизация.

     Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.

Выводы к III  главе

Известно, что народная сказка, и ее сюжеты и герои вдохновили выдающихся художников и музыкантов на создание запоминающихся на всю жизнь картин, иллюстраций, опер, других музыкальных произведений. Сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим учащимся разных возрастов – в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировании, устройства декораций.

Глава IV Заключение

Для себя же поняла, что сказка для детей – это самый любимый и популярный жанр фольклора. Она имеет огромное значение в жизни ребенка.

Действительно, сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышления учащихся. И не случайно сказка включена в программу начальной школы. Однако здесь велика роль и самого учителя. Когда сказка приходит на урок, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребенку приходит умный и талантливый, увлеченный, с большой долей воображения учитель. Если учитель заботится о воспитании вдумчивого читателя с развитым воображением, образной памятью и чувством поэтического слова, то необходимо приблизить ребенка к пониманию подтекста сказки, ее нравственного содержания, помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать не только себя, но и других.

Глава V Список литературы и источников в интернете:

1. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, — М.: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21

2. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, — М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48

3. Курдюмова Т.Ф. Методическое руководство к учебнику хрестоматии «Родная литература» для 5 класса, — М.: Просвещение, 1990г., с.54

http://www.roman.by/r-137401.html        

http://moyazachetka.ru/referaty/302-rabota-nad-skazkoj.html

http://www.referat.freecopy.ru/ref.php?id=25852

                                           2.Практическая часть

Внеклассные мероприятия

1.КВН по сказкам

Цель:

1. проверить знание сказок, познакомить с разными сказками: волшебными, бытовыми.

2. воспитывать добрые чувства.

Ход КВН:

— Сегодня мы проводим КВН по сказкам. И для этого, ребята, нам нужно разделиться на две команды. Болельщики будут помогать своим командам.

1. Разминка для команд

— какую песенку пел колобок?

— Что пела коза своим семерым козлятам?

— Кто сможет правильно позвать Сивку-Бурку?

— Кто может позвать Иванушке сестрицу Аленушку?

2. «Отгадай автора!!»

Следующее задание будет таким. Команды должны назвать автора сказки:

А) «Золушка»;

Б) «Буратино»;

В) «Бременские музыканты»;

Г) «Морозко»

.

3. А теперь пришло время болельщиков. Вам придется немного подумать. Кто из вас больше угадает сказок, принесет своей команде дополнительный балл.

1. … Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать      (Сказка о глупом мышонке)

2. …Ох, ох, ох! Это я Лечея-Плачея. Иду с дальней дороги, ноженьки попритерла, намочил меня дождик. Пусти, дружок, обогреться, хвост обсушить     (Заячьи слезы)

3. Несет меня лиса

За темные леса,

за высокие горы,

в далекие страны!

Котик-братик,

Спаси меня       (Кот, петух и лиса)

4. Терентий, Терентий,

А кто за телегой бежит?

Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!

Жеребенок!     (Лиса и тетерев)

— Молодцы! Вы прекрасно знаете эти сказки.

4. –В следующем задании команды должны угадать, к какой сказке относятся данные отрывки:

1) С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?    (Буратино)

2) Сейчас потолкуем

О книжке другой-

Тут синее море,

Тут берег морской…

О жадной старухе

Рассказ тут пойдет.

А жадность, ребята,

К добру не доведет…

И кончится дело

Все тем же корытом.

Но только не новым,

А старым, разбитым   (Сказка о рыбаке и рыбке)

3) Появилась девочка

В чашечке цветка,

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала

Вот какая девочка,

Как она мала!

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-мальчишку.   (Дюймовочка)

4) Кто-то за кого-то

Ухватился крепко:

— Ох, Никак не вытянуть

— Ох, засела крепко!

Но еще помощники

Скоро прибегут…

Победит упрямицу

Дружный общий труд

Кто засел так крепко?

Может это  (Репка)

5. – Назовите сказки, в которых главные герои (показываю иллюстрации)

А) волк;

Б) заяц;

В) лиса;

Г) петух.

6. Вспомните название сказки, в которых действующие лица:

А) колобок, бабка, дед, внучка, мышка, лиса;

Б) дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка.

7. Ребята, а теперь посмотрим, какая же команда знает больше детских песен? («Кольцовка» )

8. Командам задаются вопросы:

А) В чем хранилась смерть Кощея?

Б) В какой сказке присутствуют все времена года?

Г) В какой сказке для того, чтобы разбудить Царевну, потребуется поцеловать ее?

9. И последнее задание будет таим: какая из команд назовет больше сказок Пушкина (названия сказок команды называют по очереди).

Конкурс капитанов

-Как вы думаете, о каком герое говорится в стихотворении. Нарисуйте его

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок:
Но заснята для кино
И известна всем давно.

( После показа рисунков)

Эта милая мордашка,
Что зовется:.
(Чебурашка)

Блиц-вопросы ( по вопросу каждой команде на обдумывание 5 сек.

-Сказочный кучер с длинным хвостом (крыса)

-Сколько лет жил старик со своею старухою, пока не поймал золотую рыбку? (33)

— Кусал женщин то в нос, то в глаз, да еще и князь? (комар)

 Первая женщина в сказках, совершившая полет? (Баба-яга).

Викторина: «Угадай сказку».

1. Замок, сапоги, поле, осел, шляпа («Кот в сапогах»)

2. Дорога, разбойники, музыка, дружба («Бременские музыканты»)

3. Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чипполино»)

4. Пирожки, лес, дровосеки, веревочка: («Красная шапочка»)

Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, выявляет победителя (поздравления).

Итог:

2. «Поле  Чудес» по сказкам

  • Цели: 
  • обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках, об авторский сказках,
  • развитие коммуникативных навыков, творческих способн6остей, развитие логики, мышления,
  • создание благоприятной эмоциональной среды.

Ведущий.

Давным-давно появились на Руси сказки. И происходят в этих сказках чудеса: звери и птицы разговаривают; добрые молодцы и волшебницы защищают слабых и награждают трудолюбивых, побеждая злого Кощея и колдунов. И если мы слышим: «В тридевятом царстве, тридесятом государстве жили-были:», значит, впереди нас ждут увлекательные сказочные события…

Тема 1-го тура «Русские народные сказки»

Первое задание.

Назовите жаркое место рождения Колобка.
(Печь.)

Приглашаем игроков 2-й тройки:

Тема: Авторские сказки.

Задание: Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков?
(Соль.)
 

Приветствуем  3-ю тройку игроков.

Тема: Сказки зарубежных авторов.

Задание:

Имя одной из героинь сказок Г.Х.Андерсена, которая готова была пожертвовать своей жизнью ради спасения жизни любимых. (Эллиза)

Финал.

Задание. Именем какого короля действовал сказочный Карабас Барабас?
(Тарабарского.)

 Суперигра

Какая врачебная специальность была у доктора Айболита?
(Ветеринар.)

Награждение

.

Материал создан из источников в интернете:

http://www.u-skazki.ru/

http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36442.php

http://www.poznanie21.ru/current/4963.php

http://forum.info-deti.ru/

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Лиса и журавль. Русская народная сказка.

Цель: познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”, закрепить знания о видах сказок.

Задачи:

  • познакомить с русской народной сказкой “Лиса и журавль”;
  • развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
  • развивать навык выразительного чтения по ролям;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, учебники. На уроке использовались куклы из набора «Кукольный театр»( возможно использовать картонные игрушки, аппликации.

Ход урока.

1. Приветствие, мотив, настрой

2.Актуализация имеющихся знаний

Что читали дома? (название книги, автор, интересные моменты).

3. Создание проблемной ситуации.

 Как только услышишь слова “Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве…” сразу понимаешь, что дальше будет сказка.

— Ребята мы с вами отправимся сказку.

— А что такое сказка? (Ответы детей)

В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои.

Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку (записано на доске): — Как вы понимаете эти слова?

Сказки бывают разные.

— На какие группы делятся сказки?

1. Народные и авторские.

— У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор — народ.

— Что это значит?

Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили в нашей стране или в какой-то другой., Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек хорошо ее запомнил, еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.

2. Волшебные, о животных, бытовые.

Волшебные или фантастические сказки

— Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

Все в волшебных сказках необыкновенно. предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки?

Бытовые. сказки

-Какова особенность этих сказок? Приведите примеры.

В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..

— Сказки о животных.

Чем характерны эти сказки? А какие бытовые сказки знаете вы?

4. Поиск способа решения проблемы

— Сегодня у нас в гостях Лиса. Опишите ее.                            Слайд 1

— Какие сказки, о лисе вы знаете?

— Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

А еще мы встретимся с большой и красивой птицей-журавлем       Слайд 2

Опишите ее. Чем питается?  Где живет?                              

 5  Чтение сказки учителем..

6.Физкультминутка

7. Проверка первичного восприятия . Обмен впечатлениями

— Понравилась вам сказка? Чем особенно?

— Какая эта сказка?

— Кто является главными героями? (лиса и журавль)                       Слайд 3

— Каков журавль в этой сказке?

-В сказке лиса хочет перехитрить журавля.

Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?

8. Словарная работа.                                                                             Слайд  4

  • Пир — большой званый обед, а также вообще обильное угощение.
  • Потчевать — угощать.
  • Не обессудь — не отнесись строго, не осуди.

Несолоно хлебавши — ни с чем

9. Самостоятельное  чтение сказки учащимися.

10.  Работа с пословицами .                                                                    Слайд 5                                                                    

— Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?

— К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему?

  1. Каков гость, таково ему и угощение.
  2. На что и звать, коли нечего дать.
  3. Не потчуй меня тем, чего я не ем.

11.Управление закреплением

— Какой фразой начинается сказка? Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?

— Какое угощение приготовила лиса журавлю?

— Получился ли званый пир? Почему?

— Почему лиса решила угостить журавля?

— Каким здесь показан журавль?

— О чем думала лиса?

— Что получилось с ее планом?

— Какой урок преподал журавль лисе?

— Почему лиса перестала дружить с журавлем?

— Была ли это настоящая дружба?

12. Характеристика героев (запись на доске и в тетрадях)

Лиса                                                                          

Журавль

Хитрая                                                                      

Доверчивый

Жадная( скупая)                                                      

Добрый

Глупая                                                                        

Умный

13. Чтение сказки по ролям.

14. Инсценировка сказки с помощью кукол.

15. Рефлексия

— Чему учит нас эта сказка?

(Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.)

16. Домашнее задание.

Пересказ. Подготовить иллюстрации к сказке ( по желанию)

План

1. Ознакомление
школьников со сказкой как жанром.

2. Особенности
методики изучения сказок различных
типов.

2.1. Сказки о животных

2.2.Бытовая
сказка.

2.3. Волшебная
сказка

Литература

1. Бибко Н.С.Сказка
приходит на урок. // НШ – 1996 — №9 – с. 31-34

2. Бибко Н.С. Обучение
первоклассников умению читать сказки.//НШ
– 1986 — №4 – с.17-20 (чудесного типа).

3. Бибко Н.С. Изучение
сказок, помещенных в разделе «Устное
народное творчество».//НШ — 1987 — №5 –
с.25-28 (условного типа).

4. Бибко Н.С. Изучение
сказок смешанного типа.//НШ — 1990 — №3 –
с. 29-33

5. Бибко Н.С. Работа
над выразительностью речи и чтения при
формировании умения читать сказки //НШ
– 1991 — №12 – с.20

1. Ознакомление
школьников со сказкой как жанром.

В чтении младших
школьников большое место занимает
сказка.

Сказка
— один из видов повествовательной
литературы, произведение в прозе или
в стихах, в котором речь идет о вымышленных
событиях, иногда фантастического
характера. Сказки
имеют большое воспитательное значение.

1. Они педагогичны,
так как содержат народную мудрость.

2. Они подкупают
своей идейной направленностью: добрые
силы всегда побеждают.

3. Сильной стороной
сказок является их направленность на
победу, на торжество правды.

4. Велико значение
сказки как средства развития речи. Язык
сказки богатый образными выражениями,
обогащает речь учащихся.

Это прекрасный
материал для формирования навыков
связной речи.

5. Сказки развивают
воображение младших школьников,
пробуждает творческие интересы.

В начальной школе
согласно программе, учащиеся лишь
практически знакомятся с особенностями
сказки как жанра фольклора. Отмечаются
две существенные особенности
сказки: наличие вымысла и композиционное
своеобразие (зачин, повторы, концовка).
В сказке обычно повторяется один основной
эпизод. При этом в последний раз после
повторяющегося эпизода, как правило,
совершается контрастное событие и
следует развязка. Повторы происходят
чаще всего потому, что в сказке появляются
все новые и новые действующие лица или
вносятся новые детали. В каждой сказке
есть своя композиционная особенность.
Поэтому только по повтору учащимся
нельзя делать вывод о том, сказка перед
ними или нет. Важно учить школьников
при распознавании жанра произведения
учитывать совокупность его признаков.

Таким образом,
сказка имеет следующие жанровые
признаки.

  1. Сказка занимательна,
    необычна, с отчетливо выраженной идеей
    торжества добра над злом, жизни над
    смертью, правды над ложью. Все события
    в ней доведены до конца, незавершенность
    не свойственна сказочному сюжету.

  2. Назначение сказки:
    на материале сказки решается
    образовательная, развивающая и
    воспитательная задача.

  3. Сказка восходит
    к действительности, породившей ее
    эпохи, отражает события той эпохи, в
    которую она бытует, но это не прямой
    перенос в сказочный сюжет реальных
    факторов.

  4. Сказочный дидактизм
    пронизывает всю сказочную структуру,
    достигая особого эффекта резким
    противопоставлением положительного
    и отрицательного. В сказках всегда
    торжествует нравственная и социальная
    правда.

  5. Как явление
    фольклора, сказка всегда сохраняет все
    общефольклорные признаки: коллективность,
    устность бытования.

  6. Каждый рассказчик
    предлагает свой вариант сказки. В них
    совпадает идея, сюжет, повторяются
    общие мотивы. Жизнь сказки – непрерывный
    творческий процесс. В каждую новую
    эпоху происходит частичное обновление
    сказочного сюжета.

  7. Важнейший признак
    сказки – особая форма ее построения,
    особая поэтика.

  8. Что же касается
    героев сказки, то ими становятся не
    только мифические персонажи, но и
    обездоленные люди: сироты, нищие и т.
    д. В сказках можно найти мифологические
    элементы.

Рассмотрим
структуру урока работы над сказкой

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего
    задания

  3. Вступительная
    беседа

А) сведения об
авторе сказки, работа с выставкой книг,
проведение викторины;

Б) Жанровые
особенности сказки

  1. Словарная работа

А) язык сказки
(изобразительно-выразительные средства)

Б) объяснение
непонятных слов

  1. Первичное восприятие
    текста сказки с установкой (рассказывание,
    использование фонохрестоматии)

  2. Проверка первичного
    восприятия текста

  3. Чтение по частям
    и анализ прочитанного текста

  4. Составление плана
    прочитанного.

  5. Пересказ

  6. Подготовка к
    чтению по ролям.

  7. Чтение по ролям

  8. Проведение
    различных видов творческих работ.

  9. Обобщающая беседа

  10. Домашнее задание

При анализе сказок
разных типов учитываются некоторые
особенности. На этом вопросе мы
остановимся, рассматривая методику
работы над сказками разных типов.

По сложившейся в
литературоведении традиции сказки
делятся на три группы: сказки
о животных, волшебные и бытовые
новеллистические
.

2. Рассмотрим
особенности методику изучения сказок
различных типов.

2.1. Самый
распространенный вид сказок, который
рано становится известным ребенку, –
сказки о
животных
.
Главные его герои – звери, птицы. Они
ведут себя как люди: строят жилье, делают
на зиму запасы, ходят друг к другу в
гости, разговаривают.

Сказка о животных
по своему характеру похожа на бытовую
сказку. Она доказывает самые прописные
истины: нужно слушаться старших, не
нарушать запреты. Сказки учат ценить
ум выше физической силы, приучают
дорожить дружбой, осуждают предательство.
В сказках этого вида самые элементарные
и в то же время самые важные представления
– об уме и глупости, о доброте и жадности
– ложатся в сознании и определяют для
ребенка нормы поведения.

Сюжет сказок о
животных очень прост. Как справедливо
подметил Ю.М.Соколов, в сюжете сказок о
животных очень широко применяется прием
встреч. С одной стороны, посредством
встреч передаются какие-то элементы
реального. С другой стороны этот прием
дает возможность столкнуть в сюжете
любых животных, наградив их соответствующими
качествами и поступками, передать
фантастическое.

Методика анализа
сказок о животных существенно не
отличается от анализа реалистических
рассказов.

Вначале сказка
анализируется как реалистический
рассказ и все направлено на то, чтобы
учащиеся восприняли конкретное
содержание, правильно представили себе
развитие сюжета, мотивы поведения
действующих лиц, их взаимоотношения.
Только на последнем этапе работы над
сказкой учитель ставит детей в условия
«переноса» вывода сказки на аналогичные
случаи в жизни. Этого вполне достаточно,
чтобы, с одной стороны, сказка для
учащихся осталась сказкой, а с другой
– они обогатили себя знанием определенных
явлений жизни.

Из всего сказанного
можно сделать следующий вывод:

  1. Специфику сказок
    определяет вымысел. Он возникает в
    результате соединения противоположностей
    – человеческого и животного мира – в
    одном пространстве, в одной сфере (петух
    и кот живут вместе).

  2. В сказках о животных
    нет идеализированного героя. Во всех
    сказках ум противопоставлен физической
    силе. Но единого носителя этого качества
    нет. В сказках о домашних и диких животных
    победа всегда за домашними животными.
    Торжествует ум, а не сила (волк боится
    козы и барана).

  3. Не во всех сказках
    о животных благополучный конец, но
    трагедийного звучания в сказке нет.
    Это своеобразное доказательство от
    противного основной идеи (лиса обманула
    старика, потому что он глуп).

  4. Сказки о животных
    обладают потенциальной иносказательной
    возможностью, в них легко угадываются
    человеческие бытовые ситуации (лиса
    угощает журавля кашей на тарелке).

  5. Сюжет в сказках
    о животных не сложен. Чаще всего в них
    разрабатывается мотив встречи.

  6. В конце сказки
    всегда подводится итог, выраженный или
    пословицей, или обобщающей фразой («как
    аукнется, так и откликнется»)

  7. В сказках о животных
    в процессе повествования используются
    традиционные сказочные формулы («и
    теперь живут, хлеб-соль жуют»).

2.2. Рассмотрим
особенности бытовой
сказки
.

Конфликт в бытовой
сказки разрешается в бытовой сфере,
поэтому в отличие от волшебной сказки
вымысел в них не носит ярко выраженного
сверхъестественного характера. Действия
героя и его врага в бытовой сказке
протекает в одном времени и пространстве,
воспринимаются слушателями как
повседневная реальность. Степень вымысла
возрастает в зависимости от нарушения
привычных бытовых пропорций.

В бытовой сказке
социально-бытовые мотивы – основа
сюжета. Они не могут оставаться
неизменными.

Герой бытовой
сказки – фигура активная, он действует
без чудесных помощников. Бытовая сказка
поэтизирует ум, ловкость, смелость,
находчивость. Она стремится к снижению
чудесного.

У бытовой и волшебной
сказки совпадают представления об
идеалах добра и справедливости,
конфликтные коллизии, есть ряд общих
мотивов, но бытовые сказки имеют особую
структуру.

Действие в бытовых
сказках происходит в обычной обстановке.
Однако в них нет героев-животных. А если
животные попадут в такую сказку, то
только в своем реальном виде, не обладая
никакими качествами и признаками
человека. Героями в таких сказках
являются мужик, солдат, работник, а также
предметы, окружающие нас в быту.

Главные темы
бытовых сказок – это или семейные
отношения, или отношения социально-бытовые.

Условия жизни в
бытовых сказках рисуются довольно
реально, конфликты решаются правдивые.
Удивительное в таких сказках то, что в
них вполне реальные персонажи получают
необычную сюжетную реализацию. Таким
образом, бытовая сказка имеет следующие
особенности:

  1. Конфликт разрешается
    благодаря активности самого героя;
    сказка делает героя хозяином своей
    судьбы.

  2. Сказочное
    пространство и время в бытовой сказке
    приближено к слушателю и рассказчику,
    в них важную роль играют моменты
    сопереживания.

  3. Вымысел в бытовых
    сказках строится на алогизме. До
    определенного момента сказка
    воспринимается как бытовой, вполне
    правдоподобный рассказ. Алогизм
    достигается гиперболичным изображением
    каких-либо качеств отрицательного
    героя: глупости, жадности.

  4. Бытовые сказки
    могут иметь различную композицию:
    новеллистические и авантюрные –
    многоэпизодные, комические и сатирические
    чаще всего разрабатывают один эпизод.

2.3. Рассмотрим
особенности
волшебной
сказки

Волшебная сказка
– это художественное произведение с
четко выраженной идеей победы человека
над темными силами зла, с идеализированным
героем, который, выдержав предварительные
испытания, при помощи волшебного средства
достигает желаемого: получает царство,
невесту или то и другое сразу.

Волшебные
сказки
характеризуются всевозможными
превращениями. Характерным механизмом
преобразования сказочных образов
является гиперболизация,
различная по форме. Такова гиперболизация
изменений во времени (например,
герой-ребенок необыкновенно быстро
растет). Другая форма гиперболизации в
пространстве (герои быстро перемещаются);
гиперболизация качеств, присущих
персонажу сказки (например, ковер-самолет).

В волшебной сказке
характеры персонажей, действующие лица
от начала и до конца бывают наделены
определенными добродетелями или пороками

В волшебных сказках
отрицательные персонажи дурны и злы,
положительные наделены комплексом
особенно ценных качеств ума, чувства,
характера. Оба типа персонажей в сказках
этого вида представлены в контрастном
противопоставлении. Герои сказок всегда
остаются верны своим характерам, что
бы с ними не случилось. Функции животных
– в решающий момент они приходят на
помощь герою.

В волшебных сказках
герои прибегают к помощи предметов или
живых существ, обладающих волшебной
силой.

Волшебные сказки
отличает особый характер вымысла. В них
всегда действуют сверхестественные
силы – то добрые, то злые. Они творят
чудеса: воскрешают из мертвых, обращают
человека в зверя или птицу. Здесь и
страшные чудовища: Баба Яга, Змей Горыныч,
и чудесные приметы: ковер-самолет,
шапка-невидимка. Поэтому при анализе
таких сказок специфичным будет выяснение
направленности волшебных сил (кому
помогают и почему, как это характеризует
героев сказки). В остальном анализ сказки
будет осуществляться так же, как и анализ
рассказа.

Специфика
волшебных сказок:

1. Конфликт в
волшебной сказке разрешается всегда
при помощи волшебных сил, чудесных
помощников, при относительной пассивности
героя.

2. В волшебной
сказке действия развертываются в двух
пространственно-временных планах.

3. В волшебных
сказках два типа героев.

Один тип – это
«положительный герой», наделенный от
рождения положительными качествами.
Второй тип – «отрицательный герой». В
конце сказки обездоленный получает
свои права, бедный становится богатым.

4. В волшебной
сказке описание заменяют поэтические
формулы. Обязательный признак формулы
– повторяемость в ряде сказок. Различают
начальную формулу (присказка),
повествовательную, конечную (концовка).

Рассмотрим
методические
рекомендации

к изучению сказок.

При чтении сказок
рекомендуется:

1. Работу над сказкой
вести как над реалистическим рассказом.
Не надо снижать заинтересованность
детей, растолковывав им, что «так в жизни
не бывает», что это вымысел. Дети сами
не верят в существование Бабы Яги и
говорящей рыбки, но детскому воображению
свойственно яркое видение мира,
показанного в сказке, и это приносит им
радость, учит мечтать.

2. Использовать
сказки для составления элементарных
характеристик и оценок, так как персонажи
сказок обычно являются выразителями
каких-то характерных черт, ярко
раскрывающихся в их поступках. Ставятся
такие вопросы: «Почему же яблонька,
печка, река сначала не захотели помочь
девочке, а теперь спасают ее?» — спрашиваем
мы. В ответах дается оценка поведения
девочки, делается вывод о значении
вежливости и скромности

3. Не переводить
мораль сказки в область человеческих
характеров и взаимоотношений. Дидактизм
сказки настолько силен, ярок, что дети
сами делают выводы: «Не послушался
Иванушка сестры — стал козленочком:
надо было потерпеть, выдержать характер».

Если дети придут
к подобным заключениям, то, значит,
чтение сказки достигло цели.

4. Учитывать
специфику произведения необходимо и
при выборе приема для первичного
восприятия. Так, народную сказку как
фольклорный жанр следует детям
рассказывать, в то время как литературная
авторская сказка должна быть прочитана
по книге.

Специфика фольклорной
сказки в том, что она создавалась для
рассказывания. И композиция, и язык
сказки рассчитаны на сказовую манеру
передачи. Поэтому прозаические сказки
пересказываются, и как можно ближе к
тексту.

Рассказывание
сказки проводится на разных этапах
урока. Иногда первичное знакомство со
сказкой идет через выразительное
рассказывание ее учителем. Полезно
использование фонохрестоматии, где
сказки даны в артистическом исполнении.

Сказка детьми
пересказывается и по картинкам, заменяющим
собой план. Своеобразным пересказом
является словесное иллюстрирование
сказки (Д. Мамин-Сибиряк. «Храбрый заяц»;
М. Горький. «Воробьишко»). Обязателен и
подробный пересказ. Хорошим приемом
подготовки к подробному пересказу
является чтение сказки в лицах.

Небольшие сказки
можно драматизировать, разыгрывать в
лицах. Инсценировка сказок во внеклассное
время помогает выражать сказочные
характеры, развивает речь и творческие
способности детей.

5. Сказка используется
и для обучающих работ по составлению
плана, так как она отчетливо членится
на сцены — части плана, а заголовки
легко отыскиваются в тексте сказки. Уже
во II классе дети охотно рисуют картинный
план.

6. Обычно чтение
сказки о животных не требует никакой
подготовки. Но иногда следует напомнить
в беседе о нравах и повадках животных,
с показом чучела или изображения на
картине и припоминанием уже известных
сказок о них. Если читается сказка о
природе, близкой детям, то используется
материал экскурсии, записи в календарях
природы, т. е. наблюдения и жизненный
опыт детей.

7. В связи с чтением
сказки возможно изготовление кукол,
декораций для кукольного театра, фигурок
зверей и людей для теневого театра (на
уроках труда).

8. Следует вести
элементарные наблюдения над особенностями
композиции сказки, так как эти наблюдения
повышают сознательность восприятия
сказки детьми. Уже во II классе дети
встречаются со сказочным приемом
троекратного повтора и замечают, что
это помогает запомнить сказку. В III
классе возможна более углубленная
работа над композицией сказки.

При
работе со сказкой используются те же
самые формы
и приемы

работы с текстом, что и при работе с
рассказом: выборочное чтение, ответы
на вопросы и постановка вопросов
учащимися, словесное и графическое
рисование, составление плана, все виды
пересказа, добавляются такие виды работ
как составление сказки по аналогии с
прочитанной и составление сказка
наоборот.

Тесты и задания
к лекции №10 «Методика работы над
сказкой».

1. Назвать жанровые
признаки сказки (по 1 баллу за правильно
названный признак. Всего 8 баллов).

11. Назвать особенности
сказки о животных (8 баллов), бытовой (4
балла), волшебной сказки (5 баллов)

Русская педагогика ещё более ста лет отзывалась о сказках не только о сказках как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признаёт, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, — ребёнок будет взволнован и потрясён ею». [1,2,3]

Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания школьников, недаром они составляют весомую часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г.Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности». [ 4]

Важную роль сказок в детском чтении К.Д.Ушинский определил уже тем, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д.Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их благотворном воздействии на ребенка-читателя. [c.108]

После 1917 года некоторые педагоги отрицали сказку в развитии личности детей, призывали исключить произведения этого жанра из круга детского чтения, утверждая, что она (сказка) уводит детей в мир фантазий, путает их опыт и представления о реальности, вызывает у детей сочувствие к царевичам и королевичам. В это же время в защиту сказки выступил А.М.Горький, давший исчерпывающие объяснения воспитательной роли сказки и её значения не только в детской, но и во всей художественной литературе. [5]

В.А.Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил своей педагогической практикой, что «сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». [6] По мнению автора, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен опыт В.А.Сухомлинского по созданию в Павлышской школе комнаты сказок, где дети могли не только читать известные сказки и знакомиться с новыми, но и создавать свои, воплощая в них свои мечты (Сборник детских сказок «Павлышские сказки»).

Огромный воспитательный потенциал является основанием для включения различных сказок в круг детского чтения и помещения их в современные учебники-хрестоматии по литературному чтению.

В учебники «Родная речь» (авт. В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) для 2-го класса включены следующие сказки: «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики».

В государственных требованиях к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу, указывается, что выпускник начальной школы должен различать и сравнивать произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), сказки народные и литературные. [7]

В Программных требованиях к уровню подготовки выпускника 4-го класса по литературному чтению указано, что ученик должен знать и уметь назвать «… не менее 6-7 народных сказок разных видов и пересказать их, уметь отличать народную сказку от других фольклорных форм…»  [7]

Для того чтобы максимально использовать воспитательный и обучающий потенциал сказки, учителю необходимо знать жанровые особенности этих произведений и опираться на них при проведении всех видов работы с текстом сказок на уроках литературного чтения.

Существует ряд общих рекомендаций к работе над сказкой в начальной школе.

  1. При подготовке к чтению сказки важно организовать наглядно-практическую деятельность детей или провести беседу, обеспечивающую адекватное восприятие учениками событий и проблемы сказки. На этом же этапе работы могут быть уместны вопросы проблемного характера, задания на антиципацию и на расширение читательского кругозора («Какие ещё сказки с теми же действующими лицами вам знакомы?» и т.п.).
  2. Поскольку сказка по природе своей предназначена для устного воспроизведения, очень желательно, чтобы учитель использовал свое чтение-рассказывание. При такой подаче текста сохраняется сказочная интонация – интонация разговорной речи, близкая и понятная детям, которая сопровождается ещё и соответствующей интонацией, мимикой, жестами. Может быть использовании и аудиозапись, тем более, что многие современные учебники  литературного чтения обеспечены фонохрестоматиями. Эти приёмы, несомненно, помогут полноценному восприятию сказки учениками.
  3. Чтение-рассказывание сказки необходимо сопровождать обращением к иллюстрациям (в книги или дополнительных, предъявленных, может быть, и с помощью ТСО).
  4. При анализе сказки не следует акцентировать внимание детей на вымысле, иносказании и условности в повествовании, иначе пропадет очарование сказки и исчезнут свойства, делающие сказку сказкой.
  5. При анализе текста уместны вопросы проблемного характера, заставляющие детей размышлять над поступками персонажей, помогающие ученикам определить своё отношение к героям сказки и их действиям.
  6. Анализ языковых особенностей сказки помогает детям в характеристике действующих лиц, более глубокому пониманию текста, готовит учеников  к адекватному выбору интонационных средств для различных творческих работ с текстом – пересказа, чтения по ролям, драматизации.
  7. Пересказ, а правильнее – рассказ  сказки – следует хорошо подготовить, т.к. он должен быть похожим на рассказывание сказки близко к тексту, с использованием свойственных именно этой сказке выражений, устойчивых словосочетаний, порядка слов, интонации.
  8. При рассказывании сказок рекомендуется использовать картинный или словесный план, иллюстрации, опорные слова, некоторые формы групповой работы и др. приемы, помогающие рассказывать сказку.[ 1,2,3]

Русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей детей, их познавательной активности, воспитания личности.

Сказки вызывают особый интерес детей: в равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряжённое с борьбой тёмных и светлых сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, на которых хочется быть похожим, и счастливый конец.

К сожалению, этот потенциал, заложенный в сказках, не раскрывается в полной мере на уроках литературного чтения в начальной школе, поскольку изучение сказок ограничивается многими учителями и сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии. В результате разрушается целостность её художественного мира и от детей ускользает её особое обаяние и самобытность. [ 1,2,3]

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она «складывается», дать представления о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ученику увидеть то главное, ради чего сказка и создана, обратить внимание  на гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту речевых красок, поэзию народного слова, точность сравнений и метафор.

Эти задачи могут быть решены только в процессе комплексного подхода к изучению сказки в начальной школе.

Идеи комплексного подхода к изучению сказки в школе, принцип целостного её анализа пока ещё не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим лишь отдельные интересные наблюдения и рекомендации, касающиеся анализа образа героя, сюжета, языка, указания на эффективность применения тех или иных приёмов её изучения. Однако эти рекомендации остаются разрозненными и пока ещё не могут обеспечить продуктивное продвижение детей по пути становления грамотного читателя. Комплексный анализ позволяет рассматривать сюжет, языковые особенности и художественное своеобразие сказки во взаимосвязи, что способствует более глубокому восприятию детьми идейного содержания изучаемой сказки.

Методические рекомендации предлагают учителю общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным жанровым разновидностям. Однако не всегда в методических советах учитывается качественная неоднородность сказочного жанра, не определяется оптимальный объем читательских умений, которые должны сформироваться у школьников при чтении сказок разного вида.

Выводы по теме.

Обобщая основные методические положения работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе, отметим следующее:

  1. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания школьников, недаром они составляют весомую часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
  2. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный и обучающий потенциал сказки, учителю необходимо знать жанровые особенности этих произведений и опираться на них при проведении всех видов работы с текстом сказок на уроках литературного чтения.
  3. В современных методических рекомендациях определены основные приёмы работы с текстом сказки, направленные на глубокое осмысление нравственных идей, заложенных в её сюжете. Кроме того, при специально организованной работе у младших школьников продолжается формирование и дальнейшее совершенствование навыка чтения.
  4. Учителю необходимо знать о методических особенностях и «технологии» осуществления комплексного анализа текста сказки.

Список литературы

1. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. — М.,1975. – с.135.

2. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. – М., 1993. – с.464.

3. Пропп В.Я.Морфология сказки. — М., 1969. — с.167.

4. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе: Сборник //сост. В.В.Терновская и Н.И.Яшин.- М., 1983. — c.94-115.

5. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». 1864.

6. Сухомлинский В.А. Избр. пед соч. – М.,1979. – Т.1. – с.183.

7. Горецкий В.Г. и др. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь»: Кн.1-4; — М.,1995. — с.140-143.

  • Виды проблем в сочинении
  • Виды присказок в сказках
  • Виды ошибок в сочинении по литературе
  • Виды народных сказок 5 класс таблица
  • Виды народных сказок 5 класс примеры