Виды рассказа в педагогике

Автор: Пагнуева Татьяна Федоровна
Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГБПОУ АО «Каргопольский педколледж»
Населённый пункт: г.Каргополь Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Словесные методы обучения в начальной школе

Раздел: начальное образование

Т.Ф. Пагнуева,
председатель предметно-цикловой комиссии
педагогики и психологии, преподаватель
педагогики
ГОУ СПО Каргопольский педагогический
колледж Архангельской области.

Словесные методы обучения.

При подготовке к уроку перед учителем должен решить целый ряд
вопросов, в том числе о том, как донести учебный материал до сознания
учащихся,
как
сделать
процесс
обучения
наиболее
продуктивным,
как
вызвать наибольшую познавательную активность учащихся, какие способы
обучения выбрать, чтобы учащимся было интересно на уроке.
В поиске
ответов на эти и другие вопросы учитель ищет методы обучения, так как
именно
от
правильности
выбора
методов
обучения
во
многом
зависит
эффективность процесса обучения.

С
позиции
И.П.Подласого,
метод-
сердцевина
учебного
процесса,
связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом, и
его роль является определяющей [5,с.470].
Само слово «метод»-греческого происхождения, переводится как путь к
чему-либо. «Метод обучения — способ совместной деятельности учителя и
учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и
навыками, на развитие учащихся и воспитание» [2 ,с.270].
Единой классификации методов обучения не существует, однако, можно
рассмотреть
некоторые
походы
к
их
классификации,
в
основу
которых
положен определённый признак.

1.Классификация методов обучения по назначению (М.А.Данилов,
Б.Е.Есипов) включает следующие методы:
— приобретение знаний;
— формирование умений и навыков;
— применение знаний;
— творческая деятельность;
— закрепление;
— проверка знаний, умений и навыков [5, с.474].
2.Классификация методов по степени проявления поискового характера
деятельности (Ю. К. Бабанский) включает три большие группы методов:
— методы стимулирования и мотивации учения ;
— методы стимулирования учебно — познавательной деятельности;

— методы контроля за эффективностью учебно — познавательной
деятельности [1, с.127].

3.По
основной
дидактической
цели
(Г.И.Щукина,
И.Т.Огородников)
классификация методов включает две группы :
— методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

— методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний[5,
с.477].
4.По степени самостоятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин)
определено пять типов методов обучения:
— объяснительно- иллюстративный;
— репродуктивный;
— проблемного изложения;
— частично- поисковый;
— исследовательский [6,с.319].
5.По источнику знаний ( традиционная) классификация имеет три группы
методов:
— словесные методы;
— практические методы;
— наглядные методы[3, с.239].
Предметом нашего исследования являются словесные методы обучения.
Словесные методы обучения занимают ведущее место в системе методов
обучения. В истории педагогики были периоды, когда они являлись почти
единственным
способом
передачи
знаний.
Прогрессивные
педагоги
прошлого

Я.А.Коменский,
К.Д.Ушинский
и
др.-
выступали
против
абсолютизации
их
значения,
доказывали
необходимость
дополнения
их
практическими
и
наглядными
методами.
В
настоящее
время
их
нередко
называют устаревшими и «неактивными». К оценке этой группы методов
надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший
срок передать большую по объёму информацию, поставить перед учащимися
учебную
проблему,
указать
пути
решения.
С
помощью
слова
учитель
активизирует
воображение,
память,
чувства
учащихся.

В
то
же
время
применение
словесных
методов
требует
от
учителя
владения
словом
на
уровне мастерства и знания ряда методических требований.

Традиционно в группу словесных методов обучения включают
следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с
книгой [6, с.319]. Рассмотрим их.

Рассказ
— метод повествовательного изложения содержания изучаемого
материала
учителем
[4,
с.176];
монологическое
изложение
учебного
материала,
применяемое
для
последовательного,
систематизированного,
доходчивого и эмоционального преподнесения знаний [5,с.486 ].
Этот метод применяется на всех этапах обучения.
Выделяют три основных вида рассказа как метода обучения:
— рассказ- вступление (назначение: подготовить учащихся к восприятию
нового учебного материала, вызвать интерес к новой теме);


рассказ-
изложение
(назначение:
раскрыть
содержание
нового
материала);
— рассказ- заключение (назначение: подвести итог сделанному, изученному,
обобщить, сделать выводы).
К рассказу применяется ряд требований:

— содержание рассказа должно быть направлено на достижение задач
урока, содержать достоверные научно проверенные факты, быть доступным,
включать достаточное число примеров;

— по структуре рассказ должен включать начало, развитие событий,
кульминацию, финал;
— изложение рассказа требует безукоризненной, грамотной речи, передачи
личностного
отношения,
яркости
рассказа,
убедительности,
логики,
достаточной краткости.

Объяснение

это
словесное
истолкование
закономерностей,
существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений [3,
с.240];
словесное
пояснение,
анализ,
доказательство
и
истолкование
различных положений излагаемого материала[4, с.177].

К применению этого метода чаще всего прибегают при изучении
теоретического материала различных основ наук.
Требования к объяснению:
— чёткая постановка цели, познавательной задачи перед учащимися;
— тщательный отбор фактического материала;
— определение стиля рассуждения ( анализ, синтез, дедукция, индукция);

— научность содержания, изложения, организации учения и учебной
деятельности);
— соответствие глубины объяснения уровню развития учащихся;
— получение обратной связи;


речь
учителя
должна
быть
грамотной,
понятной,
уверенной,
убедительной;
— формулировка выводов;
— закрепление материала.

Беседа
– вопросно — ответный метод обучения, который применяется на
всех этапах процесса обучения[2, с.277]; диалогический метод обучения, при
котором
учитель
путём
постановки
тщательно
продуманной
системы
вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию
нового материала или проверяет усвоенный[4, с.178].
Этот метод имеет широкое назначение: применяется для сообщения
новых знаний, закрепления, повторения и систематизации изученного, для
контроля усвоения материала, для установления связи нового материала с
изученным, установления межпредметных связей, проведения инструктажа и
организации поисковой деятельности.
.

В зависимости от конкретных задач, содержания, уровня творческой
познавательной деятельности учащихся и места беседы в уроке выделяют
несколько видов беседы:
— вводная беседа ( назначение: подготовить учащихся к восприятию нового
материала );

— сообщающая беседа (назначение: сообщение новых знаний с опорой на
имеющиеся знания и опыт учащихся);

— воспроизводящая
беседа
(назначение:
повторение,
систематизация
имеющихся знаний, контроль).

По форме беседа может быть индивидуальной, групповой, фронтальной.
К проведению беседы предъявляются требования:
— формулировка вопросов должна быть чёткой, ясной;
— недопустимы вопросы на угадывание или ответ «да-нет»;
— задаваться вопросы должны в логической последовательности;

— вопрос должен будить мысль ребёнка ( побуждать анализировать,
сравнивать, сопоставлять, припоминать и т.д.;
— от детей требовать полных ответов, учить отвечать аргументировано, ясно,
доказательно;
— при фронтальной беседе- вопрос задаётся всему классу, выдерживается
пауза для подготовки к ответу, потом вызываются ученики для ответа;

— каждый ответ выслушивается внимательно, ошибки предоставляется
возможность исправить самому ученику, потом –дополнения учащихся и
учителя.

Лекция
— монологический способ изложения объёмного материала[3,
с.243], она отличается от других словесных методов обучения более строгой
структурой,
логикой
изложения
материала,
обилием
сообщаемой
информации,
системным
характером
освещения
знаний.
Это
достаточно
сложный метод, поэтому вводится лекция в школе постепенно, применяется
только в старших классах. Достоинство лекции в том, что она позволяет
экономить время и изучить при этом большой объём материала. В дидактике
разработаны условия эффективности школьной лекции [5, с.491]. Рассмотрим
их:
— составление учителем детального плана лекции;
— сообщение учащимся плана, целью и задачами лекции;

— логически стройное, последовательное изложение материала по всем
пунктам плана;
— краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;
— логические связи между частями;
— живость, эмоциональность изложения;
— включение примеров, сравнений, фактов;
— контакт с аудиторией, управление мыслительной деятельностью;
— оптимальный темп изложения;


обеспечение
возможности
делать
записи,
задиктовка
важнейших
положений;
— использование средств наглядности, облегчающих восприятие материала;
— сочетание лекций с практическими и другими занятиями.

Дискуссия


словесный
метод
обучения,
в
ходе
которого
учащиеся
приучаются
аргументировать,
доказывать,
обосновывать
свою
точку
зрения[2,
с.279].Учебная
дискуссия
стимулирует
познавательный
интерес
учащихся, развивает, воспитывает.

Важнейшие
условия
применения
дискуссии
на
уроке:
предварительная
подготовка
учащихся
(
без
знаний
по
теме
дискуссия
беспредметна,
бесполезна);
приучение
детей
к
аргум ент ации,

доказательствам, обоснованиям своей точки зрения; развитие у учащихся
умений ясно, точно излагать свои мысли.

Дискуссия обогащает содержание уже известного учащимся материала,
помогает его упорядочить и закрепить. Полезны дискуссии и воспитательном
плане.
С
их
помощью
легко
диагностировать
особенности
характера,
темперамента,
памяти,
мышления,
исправлять
недостатки
поведения,
общения.

Работа

с

книгой

важнейший
метод
обучения,
используется
в
педагогической практике как метод получения новых знаний и как метод
закрепления, выработки умений и навыков[2, с.279]. Главное достоинство
этого метода состоит в том, что ученик может многократно обрабатывать
информацию в нужном ему темпе и в удобное время.

Умение работать с книгой формируется в течение многих лет. Ученик
должен овладеть общеучебными
умениями:
свободно читать и понимать
прочитанное,
выделять
главное,
пересказывать
прочитанное
(подробно,
кратко, сжато, выборочно), составить план. В начальных классах работа с
книгой
осуществляется
главным
образом
под
руководством
учителя,
а
в
старших
классах-
учатся
работать
самостоятельно
и
осваивают
более
сложные
вид
работы
с
текстом:
конспектирование,
цитирование,
реферирование, составление библиографии, аннотирование, рецензирование,
составление
тезисов,
оформление
структурированного
плана.
Учащиеся
осваивают
приёмы
работы
с
учебником,
справочной
литературой,
энциклопедиями, словарями, таблицами, специальной научно- технической и
периодической литературой.

Основные дидактические требования при организации работы с книгой
[4,с.179]:


знакомить
с
учебником
по
предмету,
раскрывая
его
особенности,
обозначения, структуру;
— обеспечивать планируемую работу достаточным числом книг;
— отбирать посильный для учащихся материал;

— всякую работу с книгой начинать с обстоятельного вступительного
объяснения учителя;


в
процессе
выполнения
работы
по
заданию
учителю
необходимо
наблюдать
за
действиями
учащихся
и
фиксировать
тех,
у
кого
она
не
получается, помогать преодолевать трудности;
— работа с книгой ни в коем случае не должна занимать весь урок, она
должна сочетаться с другими методами обучения.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов
обучения.
Учитель
находится
в
ситуации
постоянного
выбора
методов
обучения. Выбор методов не может быть произвольным. Данной проблеме
посвящен ряд исследований, в частности,
Ю. К. Бабанский исследовал
иерархию факторов, влияющих на выбор методов обучения [5,с. 508]. Среди
них можно выделить шесть общих условий, определяющих выбор методов
обучения:
— закономерности и принципы обучения;

— содержание и методы науки вообще и предмета, темы в частности;
— цели и задачи обучения;
— учебные возможности школьников;
— внешние условия;
— возможности учителей.
В выборе методов обучения вполне уместен субъективизм учителя, выбирая
излюбленные методы, многие педагоги добиваются высоких результатов за
счёт мастерства и увлечённости делом.
Список литературы.
1.
Бабанский,
Ю.К.
Оптимизация
учебно

воспитательного
процесса:
(методические основы) / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение,1984.- 192с.
2. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие / Т.А.Ильина. —
М.: Просвещение, 1984.- 496с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. Колледжей /
Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. –
640с.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ.
высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. – 3-е изд., испр. И
доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2
кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,1999. – Кн.1: Общие
основы. Процесс обучения. – 576 с.
6. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В.
Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

Словесные методы обучения

Рассказ.
Лекция. Беседа.

Рассказ
– устное повествовательное изложение
учебного материала, не прерываемого
вопросами учащихся. (Рассказ-вступление.
Рассказ-изложение. Рассказ-заключение)
Условиями эффективного применения
рассказа является тщательное продумывание
темы, удачный подбор примеров, иллюстраций,
поддерживающих эмоциональный тонус
изложения.

Учебная
лекция.

Она
отличается большей емкостью, большей
сложностью. Лекция занимает все занятие,
а рассказ лишь его часть. В лекции
излагается план. Ее читают в таком темпе,
чтобы слушатели могли сделать записи.

Беседа

Предполагает
разговор преподавателя с учащимися.
Она организуется с помощью системы
продуманных вопросов. Иногда подготовленные
ребята под руководством преподавателя
сами освещают тему.

Наглядные
методы

Особенность
наглядных методов в том, что они
обязательно предполагают сочетание их
со словесными методами

Практические
методы обучения

– охватывают широкий диапазон различных
видов деятельности учащихся. К этим
методам относят упражнения различного
рода и упражнения на компьютере.

Индуктивные
и дедуктивные методы обучения

Индуктивное
изучение темы полезно в тех случаях,
когда материал носит преимущественно
фактический характер или связан с
формулированием понятий, смысл которых
может стать ясным лишь в ходе индуктивных
рассуждений. Преподаватель излагает
факты, а учащиеся делают выводы, обобщения.

Дедуктивный
метод

способствует быстрому освоению учебного
материала, активному развитию абстрактного
мышления. Здесь преподаватель сообщает
общую информацию, а затем постепенно
начинает выводить частные случаи, более
конкретные задачи, а учащиеся воспринимают
эту информацию, усваивают следствия,
вытекающие из нее.

Репродуктивные
методы
.

Практические
работы репродуктивного характера
отличаются тем, что их учащиеся применяют
по образцу ранее или только что усвоенные
знания. В ходе практической работы
учащиеся не осуществляют самостоятельного
приращения знаний. Они содействуют
отработке практических умений. Одними
репродуктивными методами невозможно
успешно развивать положительные качества
личности.

Продуктивные
методы обучения

Определяются
степенью самостоятельности мышления
учащихся. Чаще всего к ним относят
проблемные методы, частично-поисковые,
исследовательские. В их основе лежит
разрешение определенной проблемы.

Проблемно-поисковые
методы.

Применяются
преимущественно с целью развития навыков
творческой учебно-познавательной
деятельности. Они способствуют более
осмысленному и самостоятельному
овладению знаниями.

Метод
мозговой атаки.

Это
метод коллективного поиска оригинальных
идей, основанный на диалоге, применяется
в основном при изучении нового материала
или как итоговый урок после изучения
большой темы. Для применения этого
метода необходимо применять следующие
правила:

  1. Предлагаемые
    идеи, даже если они абсурдны, не подвергать
    критике.

  2. Можно
    использовать подсказки, а для разрядки
    – шутки

  3. Как
    главное условие необходимо высокое
    мастерство преподавателя.

Метод
синектики
.
(совмещение методов)

Синектика
– это комплекс методов психологической
активности учащихся в процессе обучения.
Этот метод является развитием метода
мозговая атака. Лучше всего этот метод
использовать при проведении проблемной
лекции, но можно и на других видах
занятий. При этом, можно вводить и
элементы игры, т.е. провести занятие в
форме заседания творческих групп и т.д.

Лекция
Средства обучения

План

  1. Роль
    и функции средств обучения в учебном
    процессе

  2. Классификация
    средств обучения

  3. Т.С.О.
    Классификация и функции

  4. Методические
    приемы по применению средств обучения

Для
повышения качества обучения, интенсификации
труда преподавателя существенное
значение имеет уровень развития
учебно-методической и материальной
базы. В процессе передачи знаний и для
организации взаимодействия «преподаватель-
учащийся» включаются посредники, с
помощью которых повышается эффективность
обучении. Для обозначения этих
посредствующих элементов употребляется
термин «средства обучения». Средства
обучения как составная часть педагогического
процесса представляет собой совокупность
компонентов, несущих в себе учебную
информацию или выполняющих тренирующие
функции и предназначенных для формирования
у учащихся знаний, умений и навыков
управления их, что делает сложный учебный
процесс познавательной и практической
деятельности. С помощью средств обучения
предоставляется возможность чувственного
восприятия (слух, зрение) изучаемых
объектов, обучение становится более
наглядным, что делает сложный учебный
процесс более доступным.

Наглядность
становится опорой познания и самостоятельным
источником информации при усвоении
знаний. Использование средств обучения
позволяет разнообразить формы и методы
проведения занятий, повышает
эффективность учебного процесса
.
Применение средств обучение дает более
точную
информацию
об изучаемом объекте или процессе.

Средства
обучения выполняют следующие функции:


обеспечивают адекватное отражение
действительности


служат самостоятельным источником
учебной информации


гарантируют наглядность обучения


дополняют текст или объяснение
преподавателя


возбуждают эмоции и интерес у учащихся

-создают
возможность для возникновения проблемных
ситуаций


направляют самостоятельную работу
учащихся с учетом их индивидуального
стиля работы


позволяют разнообразить процесс обучения


осуществляют контроль и самоконтроль


служат средством управления процессом
обучения


облегчают труд преподавателя и учащегося


повышают доступность обучения


воспитывают научную достоверность
информации.

Классификация
средств обучения

Виды
средств обучения достаточно разнообразны.
В последние годы получили распространение
такие средства обучения как:

-тренажеры


учебное телевидение


автоматизированные обучающие системы


компьютерная техника.

В
зависимости от формы организации
познавательной деятельности учащегося
различают средства:


для индивидуальной работы


для фронтальной (коллективной)

Наиболее
распространенной классификацией средств
обучения является разделение их по
нескольким основаниям:

Материальные
объекты

Знаковые
системы

Логические
регулятивы деятельности.

Материальные
объекты

это учебное оборудование, демонстрационное
оборудование, инструменты. ТСО.

Знаковые
системы – это
учебники
и учебные пособия, дидактический
материал, карточки- задания, инструкционные
карты, опорные конспекты, плакаты,
планшеты, схемы и т. д.

Логические
регулятивы

– правила, методы, методики, практические
действия, операции, приемы.

Наиболее
распространенными являются –
учебно-наглядные пособия.

Учебно-наглядные
пособия

это совокупность средств обучения,
предназначенных для демонстрации
учащимся и обеспечивающих формирование
у них конкретных образов, предметов и
явлений действительности. Все они могут
предъявляться как с помощью ТСО, так и
без их помощи.

ТСО.
Классификация и функции.

Особый
интерес среди средств обучения
представляют ТСО. Их использование
реальный путь повышения качества
подготовки в любом виде деятельности.
В педагогической литературе имеются
данные, что словесный метод обучения
имеет КПД в пределах 10%. Использование
словесного и наглядного повышает уровень
запоминания учебной информации
обучающихся до 65%.

Технические
средства – это непосредственно
технические устрой

ства,
аппараты, кино и диапроекторы, телевизор,
видео, магнитофон, видеокамера и т. п.

А
средства обучения – кинолента, диск,
дискета, слайды и т. д.

Главная
задача ТСО – повышение эффективности
обучения. Решить эту задачу можно только
при условии, что педагогический работник
обладает определенными методическими
знаниями и умениями в применении того
или иного метода ТСО.

Эффективность
применения ТСО на уроке можно определить
с помощью таких критериев, как

Повышение
качества обучения

Сокращение
времени на обучение

Таким
образом, применение ТСО на уроке не
самоцель или мода, это прежде всего
связано с повышением качества обучения.
В связи с этим уже в стадии проектирования
будущих занятий в календарно-тематическом
плане определяется выбор ТСО в реализации
главной цели – повышение эффективности
урока. ТСО необходимо использовать при
решении таких вопросов, когда необходимо
добиться высокого уровня учебного
материала или увеличения его объема за
счет сокращения времени обучения.

Методы
и методические приемы применения средств
обучения.

Средства
обучения рассматриваются как обучающее
звено между деятельностью преподавателя,
направленной на передачу учебного
материала с помощь. СО и деятельностью
учащихся, направленной на познание
учебного материала, воспроизводимого
с помощью СО. В связи с этим рассмотрим
методы применения СО в учебном процессе.

Наглядно-познавательный
метод

Когда
СО используются в качестве основного
источника информации под непосредственным
руководством педагога.

Наглядно-иллюстративный

Здесь
средства обучения используются в
качестве дополнения, иллюстрации к
объяснению, рассказу, лекции преподавателя.
Передаваемая информация носит
вспомогательный характер.

Наглядно-активный
метод

Как
средство обучения используется в
качестве основного источника информации
при косвенном руководстве со стороны
преподавателя. Этот метод может
применяться как на уроке, так и в процессе
самостоятельной работы во внеурочное
время. При использовании ТСО в практике
важно понять, что средства обучения
можно применять только тогда, когда это
методически и дидактически оправдано.
Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб
проработке основных идей изучаемой
темы, приведет к нежелательным результатам.

Подготовить
комплекс средств обучения к уроку
сложно. Методические приемы их
использования широки. Важно, чтобы
преподаватель представлял с какой целью
и для решения каких образовательных
задач он обращается к тем или иным
пособиям. Каждое применяемое средство
обучения обладает определенными
тактическими возможностями и имеет
свою область применения.

Графопроектор

Следует
применять в тех учебных ситуациях, когда
необходимо показать явление или процесс
в статике.

Кинофильм

Обеспечивает
динамический показ изучаемых явлений
и процессов, что недостижимо средствами
статической проекции.

И
т. д.

При
подготовке к уроку с использованием СО
преподавателю надо:


внимательно ознакомиться с содержанием
отобранного материала


провести хронометраж с целью определения
затрат времени


определить с какой целью, для решения
каких задач будет использовано выбранное
экранное, звуковое или иное средство
обучения, в какой части урока целесообразно
показать этот материал :

-для
постановки проблемы в начале урока


в качестве иллюстративного материала
при изложении новой темы


при закреплении нового материала в
целях активизации познавательной
деятельности


при проверке домашнего задания.

Необходимо
выяснить:


следует ли использовать при иллюстрировании
свои слова или предложить учащимся
самостоятельно смотреть фильм


сочетать показ со своими словами или
предоставить возможность учащимся
самим комментировать кадры


разбить фильм на порции в соответствие
с характером учебнеого материала, найти
способ реализации каждой порции, форму
сочетания кадров со словами, практической
работой.


подготовить вопрос и задание по каждой
по каждой порции и по всему фильму.

Лекция
Место методики преподавания в
образовательном процессе высшей

Школы.

На
смену трудовому обучению с 1994 года
пришла новая образовательная область
«Технология». Программа по технологии
включает в себя большой раздел, посвященный
различным видам художественной обработки
материалов. В связи с этим в подготовку
учителей данного профиля была дополнительно
введена дисциплина «Декоративно-прикладное
искусство», т.к. ДПИ невозможно без
художественного творчества, также как
невозможно без ремесленных основ
владения технологией обработки тех или
иных материалов.

Методика
преподавания ДПИ, основанного на
традиционной народной культуре,
сравнительно молодой раздел образовательной
области «Технология». Сегодня наряду
с общеизвестными педагогическими
принципами, в нее включены следующие
принципы:


опора на изучаемое ремесло и его каноны

-связь
с теоретическими положениями эстетики


формирование понятийного аппарата


целенаправленное развитие интересов

Рациональный
выбор учебных изделий.

Цель
методики преподавания заключается в
формировании личности учителя – носителя
национальной культуры, способного
передать культуру будущим поколениям.
В ходе творческих и практических занятий
ставятся следующие задачи:


формирование знаний в области методологии
обучения ДПИ


развитие творческого педагогического
мышления


подготовка специалистов, владеющих
современными технологиями обучения

Предмет
Методика преподавания ДПИ представляет
собой организацию учебно-воспитательного
процесса, отвечающего современным
требованиям.

В
процессе изучения этой дисциплины
формируются следующие знания:


история возникновения и развития
различных на ДПИ и развитие детского
творчества

-психологических
основ преподавания ДПИ


форм дополнительного образования в
области ДПИ


содержания образования, принципов и
методов обучения ДПИ


современных требований к уроку ДПИ


структуры образовательных программ
нового поколения


основных аспектов разработки теории и
методики


применять полученные знания в практической
деятельности


планировать занятия ДПИ согласно
современным требованиям


анализировать уроки ДПИ


разрабатывать наглядные методические
пособия, дидактический материал


разрабатывать образовательные программы.

Занятия
ДПИ (в традиционном варианте) и
художественным народным творчеством
имеют много общего. Они развивают у
учащихся умение видеть и активно
утверждать прекрасное в человеческих
отношениях, в труде, в природе, способности
чувствовать и понимать эстетические
начала декоративного искусства,
осознавать единство функционального
и эстетического значения вещи.

Методика
ДПИ неизбежно будет совершенствоваться.
В нее могут войти конкретные приемы и
даже интересные методические пособия
из школьной методики изобразительного
искусства. И конечно обязательно будут
формироваться собственные оригинальные
методы и конкретные приемы, отвечающие
специфике содержания ДПИ в практической
работе.

Лекция
Урок ДПИ, его техника, методика и
составные части.

План

  1. Элементы
    урока:


приветствие


проверка отсутствующих


проверка внешнего состояния помещения


проверка внешнего вида учащихся


организация внимания

2.
Способы объяснения урока и требования
к объясняющему учителю


способ рассказа


лекционный


способ собственного объяснения

3.
Структура урока


вводная часть

-самостоятельная
работа и текущий инструктаж, его
организация


заключительный инструктаж, и его основные
дидактические цели.

Обучение
ДПИ – длительный процесс, складывающийся
из отдельных уроков. Урок как форма
учебной работы существует с XVII
в..

Методика
проведения урока складывается из
следующих элементов. В первый
организационный блок входит : взаимное
приветствие учащихся и учителя, проверка
отсутствующих, проверка внешнего
состояния помещения и внешнего состояния
учащихся, организации внимания.

Взаимное
приветствие – элементарный акт
вежливости. Оно выражает взаимное
уважение, симпатию, настрой на творчество.
Вот почему процедуру приветствия нельзя
проводить небрежно или формально.
Педагог приветствует фразой «Здравствуйте
ребята», а учащиеся вставанием.

Педагог
заинтересован, чтобы каждый ученик по
его предмету успевал. Поэтому 2 задачи
в проверке отсутствующих: 1. Кто именно
отсутствует, 2. По какой причине. Если
немедленное выяснение причины оказывается
невозможным, то педагог не задерживается
на этом, оставляя этот вопрос на внеурочное
время.

Кабинет
– это рабочее место и совсем не безразлично
в каком он состоянии. Помещение тоже
воспитывает. Если оно удобное, уютное,
радует глаз порядком и красотой, то
воспитывается любовь к чистоте, уважение
к рабочей обстановке, а также навыки
дисциплинарного поведения. В такой
обстановке хочется и приятно работать.
И наоборот: где пыльно, грязно, голые
стены у учащихся могут воспитываться
противоречивые качества6 безразличное,
пренебрежительное отношение к чистоте
и уюту. Современный урок должен проходить
в предметном кабинете. Если предмет –
«Живопись», то кабинет должен быть
оборудован мольбертами и др. материалами
для успешного обучения.

Кабинет
нужен, чтобы создать условия для
комплексного использования наглядных
пособий и технических средств обучения.
В кабинете должны быть запасные кисти,
краски, бумага и т.д.

Преподаватель
всегда должен обращать внимание на
внешний вид учащихся. Недопустимы
грязные руки в работе с белой бумагой,
тканью тестом. И конечно же обращать
внимание на рабочее место учащегося.

Нельзя
начинать урок, если вы не владеете
вниманием учеников. Достаточно произнести
фразу «Внимание ребята, начнем работу».

Объяснение
материала осуществляется одним из 3-х
способов: способом рассказа, способом
собственного объяснения, лекционным
способом.

Самый
типичный способ – способ собственного
объяснения. Нельзя начинать объяснение,
если ребята заняты своими делами.
Требуется психологическая разрядка,
чтобы заинтересовать их., сделать их
внимание устойчивым. Способы привлечения
внимания могут быть разные:

-демонстрация
заранее приготовленных предметов,
образцов


иногда привлекает внимание сама тема


ребенок по природе любознателен и его
любознательность может быть направлена
на то, что имеет с его точки зрения
жизненно-практическое значение ( подарок,
украшение).

При
объяснении можно создавать проблемную
ситуацию – это значит по-новому показать
учащимся ту же задачу. Мысленный поиск
решения познавательной задачи, разгадка
проблемной ситуации – это приобщение
к творчеству (создать проблему, которая
помогает изучить историю предмета. Для
этого необходимо обратиться к специальной
и популярной литературе.)

К
учителю, объясняющему материал урока,
предъявляются следующие требования:

1.Место
учителя там, где его все видят

2.
Можно сидеть за столом, пока работа не
требует вмешательства, но нельзя сидеть
весь урок.

3.
Нельзя садиться человеку небольшого
роста, т.к. его не видно большинству
учеников.

4.
В сидячем положении грудная клетка
оказывается стесненной, и у кого слабый
голос, он оказывается едва слышимым

5.
Стоять нужно так, чтобы видеть каждого

6.
Нельзя ходить как маятник от окна к
двери и обратно. Ученики вынуждены
менять направление взгляда, а это
утомляет

7.
От голоса зависит многое. Громкий голос
мобилизует. От излишне тихого, монотонного
клонит в сон. Фраза «Я громче не могу»
не оправдана. Извольте заняться
разработкой своего голоса.

8.
Не всегда благополучно обстоит дело с
дикцией. Необходимо научиться не глотать
слова или их окончания, говорить невнятно,
скороговоркой. и т. д.

9.
Темп речи.

Трудную
часть материала следует излагать
замедленным темпом. В целом речь должна
быть спокойной и неторопливой.

  1. Язык.

  2. Нельзя
    объяснять ребятам незнакомыми словами,
    длинными фразами, избегать словесного
    мусора, речевых паразитов

  3. Выделение
    существенных признаков излагаемого

  4. Последовательность
    изложения. «Тему будем изучать по
    следующему плану. Переходим к первому
    вопросу».

  5. Очень
    важна демонстрация учебных пособий,
    раздаточного материала, чертежей,
    эскизов и т. д.

  6. Использование
    технических средств (музыка, компьютер,
    слайды и т. д

  7. Новый
    материал можно изучать и на экскурсии.
    Это коллективный выход на природу, в
    музей с образовательной целью. Экскурсии
    предпринимаются тогда, когда необходимо
    наблюдать явления в их естественной
    обстановке.

СТРУКТУРА
УРОКА

  1. Вводная
    часть

Дает
целевую установку актуализации знаний,
создает ориентировочную основу действий
учащихся. Тему желательно написать на
доске. Заострить внимание на наиболее
сложных и важных приемах работы. Особое
внимание уделить вопросам техники
безопасности, если учащиеся будут
работать с электроприборами, химическими
реактивами.

  1. Самостоятельная
    работа и текущий инструктаж.

Это
основная часть урока, где формируются
у учащихся умения и навыки. Успех
упражнений зависит от многих факторов:

  1. от
    организованного начала, потому что не
    только экономия и бережное отношение
    во времени, но и важнейшее условие
    настроя учащихся на серьезную
    результативную работу в ходе урока.

  2. Организация
    текущего инструктирования – это
    основная форма обучающей деятельности
    преподавателя дополнительного
    образования.

Основными
целями текущего инструктирования
в процессе урока является:

  1. Добиваться
    того, чтобы учащиеся выполняли задания
    с наименьшим количеством ошибок и
    недостатков

  2. Добиваться
    того, чтобы ошибки. в ходе упражнений
    устранялись настойчиво и до конца

Текущее
инструктирование проводится индивидуально.
Основной формой его являются- целевые
обходы мест учащихся. Суть их в том. Что
при каждом обходе педагог ставит
определенную цель инструктирования
(например, проутюжена ли ткань перед
сметкой). При каждом обходе учитель
следит за работой всех учащихся и делает
по ходу необходимые замечания и указания
, исправляет и предупреждает ошибки.
Но у каждого учащегося он проверяет ту
сторону его работы, которая является
целью данного обхода. При индивидуальном
текущем инструктировании применяются
следующие приемы:

  1. Активное
    вмешательство в ход работы учащегося
    в том случае, когда его действия могут
    привести работу к нулевому результату,
    т.е. все придется переделывать сначала.

  2. Советы,
    повторный показ приемов, личный пример

  3. Требования
    и указания способствующие воспитанию
    у учащихся аккуратности, внимания,
    бережного отношения к оборудованию,
    эл. Энергии, самостоятельности,
    настойчивости, ответственности.

Лучше
всего наблюдать за учащимися незаметно,
чтобы они об этом не догадывались, тогда
можно увидеть действительно то, что
есть на самом деле. Наблюдая за работой,
важно правильно определить момент
оказания учащемуся помощи. Не следует
вмешиваться без необходимости, но и
нельзя запаздывать с помощью. Ошибки и
неточности могут развиться и закрепиться.
Большое значение имеет характер указаний
как исправить ошибку. Важно приучать
учащихся к регулярному самоконтролю,
самостоятельному анализу своего труда.

Коллективный
инструктаж

Проводится
в тех случаях, когда в ходе целевых
обходов педагог обнаруживает то, что
большинство учащихся делают одни и те
же ошибки. Наиболее эффективно проводить
коллективный инструктаж в форме беседы,
когда допущенные ошибки анализируются
с учащимися. Проверяя и оценивая работу,
преподаватель должен стремиться
максимально активизировать мышление,
сообразительность учащихся, чтобы они
сами учились определять соответствие
своей работы техническим требованиям,
сумели сами находить допущенные ошибки
и способы устранения.

Заключительный
инструктаж

Это
обязательный структурный элемент урока
ДПИ. Он проводится за 5-10 мин до окончания
урока. Основная дидактическая цель
инструктажа:

На
основе анализа успехов и недостатков
показать учащимся чему они научились.
Что и как нужно делать, чтобы не допускать
недостатков и закрепить успехи.
Заключительный инструктаж – коллективная
форма работы преподавателя с учащимися.
Чем активнее вовлекаются учащиеся в
его проведение, тем эффективнее он
проходит. На заключительный инструктаж
выносятся следующие вопросы:

-сообщение
о выполнении цели урока группой в целом


сообщение оценок


разбор типичных ошибок


сообщение темы следующего урока и выдача
домашнего задания.

Технологические
требования к ведению урока.

  1. Отчетливая
    целенаправленность урока

  2. Организационное
    и материальное обеспечение

  3. Оптимальный
    психологический режим работы на уроке

  4. Оптимальный
    темп и ритм работы

  5. Систематическая
    последовательность и преемственность
    учебных операций

  6. Завершенность
    операций

  7. Экономия
    времени на уроке

  8. Непрерывный
    контроль и самоконтроль

  9. Восстановление
    делового равновесия при его нарушении

  10. Закрепление
    и « отделка» знаний и умений

  11. Непрерывное
    совершенствование учебного процесса

Типы
уроков определяются задачами, разнообразием
содержания и вариативностью способов
организации обучения.

Типы
уроков:

Урок
изучения нового материала

Урок
закрепления и совершенствования умений
и навыков

Комбинированный
урок

Урок
контроля и корректировки знаний

Урок
обобщения и систематизации

Урок-экскурсия,
кино-урок
Урок-лекция, урок-беседа.

Лекция
Формы организации творческой активности
учащихся

План

  1. Ведущие
    формы организации творческой деятельности
    учащихся

  2. Сопутствующие
    формы

  3. Вспомогательные
    формы

Ведущими
формами организации творческой
деятельности являются: кружки факультативы,
индивидуальные занятия в творческих
мастерских.

Работа
кружков направлена на теоретическую,
творческую и практическую деятельность.

Кружки
бывают:
предметно-тематические
(например, предмет – дерево и техника
исполнения)

творчески-конструктивные
(бумагопластика, ее конструкции)


учебно-технические (
когда
кружок входит в структуру учебного
процесса, например, лозоплетение в ПУ,
лицее).

Члены
кружков привлекаются к изготовлению
наглядных пособий, раздаточного
материала, готовят доклады и рефераты.

Чаще
всего кружки организуются при школах.
Существует направление в учебной
деятельности «Кружковая работа».

Сопутствующие
формы организации

творческой деятельности – это

Научно-практические
конференции

Выставки
ДПИ

Массовые
мероприятия (творческие вечера,
мастер-классы, встречи с интересными
людьми)
.

Для
подготовки докладов к конференции,
учащимся необходимо проработать большое
количество литературы, провести
самостоятельное исследование,
сформулировать собственные выводы.

Массовые
праздники как форма организации
творческой деятельности организуется
в виде недель или месячников того или
иного вида ДПИ. Программа предусматривает
.различного рода конкурсы, соревнования

К
вспомогательным формам

обучения предъявляются научно-обоснованные
требования:

1.Они
должны быть научно-содержательными,
идейно-нравственно насыщенными,
способствующие духовному обогащению
творческой деятельности учащихся.

2.
В их использовании необходимо сочетание
обязательности, самостоятельности и
добровольности, в которых увлекательность
является главным моментом и условием
постепенного включения учащихся в
деятельность, как необходимость

3.Введение
элементов игры, романтики во все
творческие задания, обеспечение духа
творческого состязания, соревнования
и взаимопомощи.

4.
Осуществление развития творческих
способностей.

5.
Обеспечение нравственного воспитания,
необходимости коллективности труда
(Пример, Зубарева Т. Н, школа №94)

Все
формы разобрать подробно.

Лекция
Самостоятельная работа учащихся.

План

1.Самостоятельная
работа учащихся как форма организации
учебного процесса , ее цели и задачи.

2.
Значение самостоятельной работы для
учащихся

3.
Виды самостоятельной работы, их
характеристика и особенности

4.
Домашняя работа как основной вид
самостоятельной работы..

Самостоятельная
работа представляет одну из форм
организации учебного процесса и является
его существенной частью. Для ее успешной
организации и выполнения необходимы
планирование и контроль со стороны
преподавателя.

Главной
целью самостоятельной работы является
не только задания, расширение и углубление
получаемых знаний, умений и навыков,
но и самостоятельное изучение и усвоение
нового материала без посторонней помощи.

Факторы,
определяющие значимость С. Р.:

Во-первых,
самостоятельная работа позволяет
учащимся глубоко вникнуть в сущность
изучаемого материала, основательно в
нем разобраться.

Во-вторых,
самостоятельный учебный труд вырабатывает
у учащихся стойкие идейные взгляды и
убеждения.

В-третьих,
в ходе самостоятельной работы учащиеся
формируют у себя такие ценные качества,
как трудолюбие, организованность,
инициативу, силу воли, дисциплинированность,
аккуратность, целеустремленность,
творческий подход, самостоятельность
мышления.

В-четвертых,
систематическая самостоятельная работа
учащихся повышает культуру их умственного
труда, развивает у них умение самостоятельно
приобретать и углублять знания.

Значение
самостоятельной работы.

Правильно
организованная самостоятельная работа
имеет огромное образовательное и
воспитательное значение. Она является
определяющим условием в достижении
высоких результатов в обучении.
Самостоятельная работа является условием
и того, что учащийся может состояться
хорошим специалистом.

Самостоятельная
работа включает репродуктивные и
творческие процессы деятельности
учащегося. В зависимости от этого и
различают репродуктивный (тренировочный)
и творческий (поисковый) уровни
самостоятельной деятельности учащихся.

Репродуктивная
самостоятельная
работа предусматривает выполнение
работы, связанной с расширением задач,
выполнением таблиц, схем и т. д.
Познавательная деятельность учащихся
проявляется в узнавании, осмыслении,
запоминании, что способствует закреплению
знаний, формированию умений и навыков.

Учащимся
можно предложить самостоятельно
разработать схему, инструкцию, таблицу
по тому или иному виду творчества.

Методы и приемы рассказывания, используемые в педагогической литературе.

Речь ребенка обогащается  быстрее, и его психика развивается разностороннее, если воспитатель ставит его  в такие условия, когда естественная речевая деятельность происходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах  лингводидактики.

Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполненные с целью передачи знаний от одного к другому.

Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).

Методами обучения монологической речи являются пересказ и сочинение (придумывания детьми рассказов и сказок). Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных  и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.

Воспитатель должен овладеть методами обучения монологической речи, а именно: 1) научиться слушать детей, 2) помогать им пересказывать, рассказывать, сочинять. Работа над монологической речью  в средней, старшей и подготовительной группах отличается прежде всего сложностью содержания и размером текста.

Приемом называют  вариант применения данного метода, привнесение в основное действие, составляющее данный метод, побочных действий, подсказываемых характером учебного дидактического материала.

Давая определение методу, А. М. Бородич писала, что «метод обучения  — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий  приобретение детьми знаний, умений и навыков, а каждый метод представляет собой систему приемов, объединенных , общностью задачи и подхода к ее решению. Методические приемы – это элементы метода, составные его части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода. В развитии речи, как и в другой деятельности, иногда один и тот же вид работы (под одним и тем же названием) может выступать и как метод, и как приемы ».

Некоторые совпадения в терминологии (рассматривание картин как метод и прием, чтение  произведения как метод и прием) ничего противоречащего не содержат, необходимо просто понять какая задача в

каждом конкретном  случае  решается и каков основной путь для достижения, каковы элементы этого пути.

В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов:

Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы,

как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы и явления.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы – заучивание наизусть и пересказ.

Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа), и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных героических поступках детей и взрослых).

В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляется крайне редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения  (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию

наглядного объекта в целях отдыха , разрядки  детей (чтение стихов кукле, появление разгадки – предмета и т. п.).

Практические методы. Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) – универсальный

метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом  можно проводить с помощью игры – драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию.

Дошкольников пятого – седьмого годов жизни обучают речи, кроме описанных методов, методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонацией), тренирующего их связную речь.

Метод пересказа состоит в том, что воспитатель читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает им о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии,  или рассказывает «случай из своей жизни» (повествование), или дает словесное описание какого – либо предмета, животного, которого дети не видели, и поощряет их к тому, чтобы они захотели: 1) задать вопросы по ходу рассказа воспитателя, 2) повторить его рассказ (для кого – то из своих товарищей или дома для взрослых). Метод пересказа подобен методу имитации. Различие между этими методами состоит в том, что ребенок имитирует  (повторяет) части текста, которые только что произнес воспитатель; пересказывает же ребенок по возможности законченный текст, который он слышал

накануне; между восприятием текста ребенком и его пересказом должно пройти некоторое время.

В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением  детей с художественной литературой, например: игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.

Наибольшую самостоятельность предоставляет детям – дошкольникам  метод сочинения (рассказывания), который состоит в том, что воспитатель поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание детьми реальных случаев из их жизни, контаминация (смешения) на темы из прочитанной художественной литературы, описание ими картинок, реальных объектов – вещей, животных, растений.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или

навык, творчески переработать усвоенное). Прием – это элемент метода. В настоящее время методика  развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

По обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.
Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей

ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие — план, варианты плана, вопросы — будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным — коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы — ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль. Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.
На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы.

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми.

Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи. Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца

привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять

представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель

подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

В процессе  обучения  монологической речи используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.  

Наиболее интересным приемом рассказывания является моделирование.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства

объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала

модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. Интересный опыт применения подобных схем изложен в статье Т. Ткаченко

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются

конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения  персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по

предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс

обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов.

Таким образом, методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности

  • Виды разговорной речи рассказ беседа и спор
  • Виды работ с текстом сказок
  • Виды проблем в сочинении
  • Виды присказок в сказках
  • Виды ошибок в сочинении по литературе