Виды рассказов о природе

Виды детских рассказов о природе

Работа воспитателя по развитию
монологической речи детей на основе
ознакомления с природой может строиться
как обучение их следующим видам
рассказов:

1) сюжетный рассказ на
основе непосредственного восприятия
или труда в природе («Как мы устроили
цветник», «Как мы спасли птицу», «Кто
обедал в птичьей столовой?»);

2) сюжетный
и описательный рассказ на основе
обобщения знаний, полученных в результате
бесед, чтения книг, рассматривания
картин («Как звери живут зимой», «Что
случилось на реке весной» и др.);

3)
описательный рассказ, построенный на
сравнении разных времен года («Наш
участок зимой и летом»), и описание
пейзажной картины;

4) описательный
рассказ о сезоне в целом («Расскажи о
весне», «Мое любимое время года», «Что
ты знаешь об осени?»);

5) описательный
рассказ об отдельном предмете или
явлении природы («Анютины глазки»,
«Ветка сирени», «Осенний букет»).

Указанная
последовательность видов рассказов
обеспечивает постепенное усложнение
работы.

Сюжетный рассказ о природе
на основе непосредственного восприятия
или труда доступен детям пятого-шестого
годов жизни, поскольку в нем должны быть
отражены конкретные знакомые им ситуации.
Такой рассказ по образцу педагога
возможен уже в средней группе детского
сада. Но знания детей этого возраста
еще очень ограниченны, и, следовательно,
ограничен круг передаваемых событий.
Это, с одной стороны, облегчает выполнение
задания, а с другой — лимитирует
возможности детей в выборе сюжетных
линий и использовании языкового
материала. Тем же объясняется и однообразие
детских рассказов данного вида. По мере
формирования у детей новых представлений
и развития на этой основе умственной
деятельности такие рассказы становятся
им неинтересны.

Дети подготовительной
к школе группы имеют уже более широкие
знания о природе, а также некоторый опыт
передачи в речи усвоенных ими связей и
зависимостей предметов и явлений,
детального и достаточно полного их
описания. Это позволяет воспитателю
подвести их к самостоятельному составлению
описательных рассказов. Наименьшую
трудность вызывают описательные
рассказы, построенные на сравнении
разных времен года. Ребята описывают
предметы и явления, которые они
неоднократно наблюдали на экскурсиях
и прогулках. Чтобы помочь детям в
составлении такого рассказа, можно
использовать пейзажные картины. Например,
после рассматривания картины К. Юона
«Русская зима» воспитатель может
предложить задание: «Расскажите, что
было бы нарисовано на картине, если бы
художник хотел изобразить лето».

Труднее
детям составить рассказ о сезоне в
целом, поскольку эта тема требует уже
умения выделять существенное, отбрасывать
детали, обобщать, рассказывать достаточно
полно и не повторяться. Не сразу могут
дети передать в рассказе и свое отношение
к тому, о чем они рассказывают. Выработке
умения раскрывать свое отношение к
природе способствует эмоциональный
настрой занятия.

Самым трудным из
всех видов рассказов о природе является
описательный рассказ об отдельном
предмете или явлении природы. Составление
его требует от рассказчика определенной
культуры восприятия и непременного
проявления своего эстетического
отношения к описываемому предмету. Дети
же часто лишь перечисляют признаки и
свойства предмета, рассказы их лаконичны
и сухи, им не хватает слов для красочного
описания явления.

Итак, составление
сюжетных рассказов о природе дается
детям значительно легче, чем составление
описательных. Этим отличается процесс
обучения рассказыванию о природе от
обучения рассказыванию на другие темы.
Если при обучении рассказыванию на
любые другие темы составление описательного
рассказа предшествует сюжетному или
сопутствует ему, то при обучении
рассказыванию о природе на первом месте
стоит сюжетный рассказ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.5 «Словесные методы», в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Результат изучения темы: называет виды словесных методов, характеризует их. Раскрывает виды и методику использования рассказа о природе в разных возрастных группах. Раскрывает роль художественной литературы в познании природы формировании сознательного отношения к ней, методику использования природоведческой литературы в разных возрастных группах. Раскрывает виды бесед и методику проведения итоговых и обобщающих бесед. Разрабатывает конспекты итоговых и обобщающих бесед.

Ключевые вопросы: Значение словесных методов в ознакомлении с природой; виды словесных методов и их характеристика; методика использования словесных методов в разных возрастных группах.

ТЕМА 3.5 СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

План:

  1. Значение словесных методов. Виды словесных методов.

  2. Методика использования рассказа о природе в разных возрастных группах.

  3. Методика использования природоведческой литературы в разных возрастных группах.

  4. Подготовка и методика проведения бесед с детьми.

  1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ.ВИДЫ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ.

Словесные методы опосредованно знакомят детей с природой, поэтому их необходимо сочетать с методами непосредственного ознакомления с природой (наблюдение, игра, труд, опыт). Необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их.

  1. Дают возможность сформировать новые знания, которые выходят за рамки опыта детей, расширяют кругозор.

  2. Углубляют, закрепляют знания детей об уже знакомых детям объектах и явлениях природы, полученных непосредственным путём.

  3. Систематизируют, обобщают знания, формируют природные понятия, выделяют правила поведения в природе.

  4. Обогащают речь, делают её образной и выразительной.

  5. Слово воздействует не только на разум, но и на чувства детей, формируются эмоционально – положительные отношения к природе.

Виды словесных методов: рассказ о природе; беседа; чтение художественной природоведческой литературы.

2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАССКАЗА О ПРИРОДЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса детей дошкольного возраста, адресует его детям конкретной возрастной группы.

Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются.

Яркость, образность и конкретность языка — обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Однако яркость и образность должны подчиняться содержанию рассказа, а не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.

Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10—15 минут. Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Разновидности рассказов:

— рассказ воспитателя;

— рассказ детей.

Виды детских рассказов о природе:

— рассказ описание (короткий)

— рассказ – объяснение («Почему деревья скидывают листву?»)

— сюжетный рассказ («Проделки нашего хомяка»)

— словесные логические задачи (рассказ – загадка о природе, ответ на которую требует от детей установления некоторых связей и закономерностей (Виноградова). Используется со средней группы, дети ставятся в ситуацию активизации умственной деятельности. Содержание логических задач усложняется от группы к группе. Цель использования: создать точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент, увиденном ранее объекте, явлении природы, или сообщить новые, неизвестные детям факты. Тема рассказа выбирается с учётом объёма знаний выделенного программой, возрастными особенностями детей.

Типы речевых логических задач:

— закончи рассказ воспитателя;

— найди ошибку и исправь её.

Формы организации рассказов:

  1. На занятиях: Как метод обучения – со второй младшей группы, но более широко со средней. Как приём занимает часть занятия – во время наблюдения, экскурсии, во время беседы.

  2. В повседневной жизни:

Рассказ воспитателя строится с учётом восприятия детьми разного возраста.

Младшая группа: рассказы короткие, тесно связаны с жизненным опытом детей.

Старшая группа: рассказы усложняются по содержанию и увеличиваются по объёму.

Усложнения рассказов детей о природе:

  1. Рассказ с опорой на предметные модели (картинка с изображением зайчика)

  2. Составление детьми описательных рассказов с опорой на схему. Например, составляя рассказ про овощи и фрукты используем схему с картинками (а) пятна разного цвета б) форма в) размер г) вкус д) где растёт е) употребление в пищу

+ наглядность, план рассказа

Схема описания поры года: солнце, небо, земля, деревья, одежда людей, звери, птицы

3. Составление рассказов по памяти.

4. Коллективный рассказ описание.

Требования к рассказу воспитателя:

  • Рассказ должен быть биологически вероятным, научным, давать реальные знания о природе.

  • Должен быть доступным пониманию детей дошкольного возраста.

  • Должен быть занимательным, включать в себя наиболее интересные сведения о живой природе.

  • Речь должна быть эмоциональная, образная, логическая.

Методические приемы обучения детей рассказыванию о природе:

  1. Образец рассказа воспитателя. Сначала строго придерживается образца, почти копирует его. Необходимо своевременно отвести детей от копирования, больший акцент на самостоятельное выполнение заданий, поэтому не целесообразно давать узор в старшей группе и в начале занятия. Образец можно давать в середине или в конце занятия, чтоб его завершить.

  2. Анализ образца воспитателя. После прослушивания рассказа – образца дети должны ответить на вопросы: «О чём я рассказала?», «Как закончила рассказ?», «О чём рассказывала больше?»

  3. План и указания на самостоятельную работу. Выделяется последовательность сюжетной линии, однако последовательно отступает от указаний, предоставляя возможность детям самим решать вопросы в плане и последовательности преподаваний.

  4. Приём «Закончи рассказ». Средняя группа: составляют коллективный рассказ. Самой простой формой коллективного рассказа является то, когда воспитатель даёт готовую фабулу рассказа, а дети добавляют отдельные слова и выражения.

Старшая группа: воспитатель учит детей дополнять сюжетный рассказ описанием, для этого просит рассказать, когда это было, какая была погода, даёт узор описания.

  1. Методика использования природоведческой литературы в разных возрастных группах.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования произведений о природе:

  • сочетание чтения с наглядностью

  • повторность чтения произведения

  • алгоритм построения занятия

Алгоритм построения занятия:

1. в начале занятия актуализируется опыт общения детей с объектами или явлениями природы, загадываются загадки, показываются картинки и проводится краткая беседа, в которой сообщается о произведении, авторе и о том, что дети должны усвоить, слушая данное произведение

2. в основной части занятия – чтение художественного произведения о природе с использованием приемов облегчающих его понимание (показ иллюстраций, игрушек, прослушивание звукозаписей и т.д.), беседа о прочитанном, повторное чтение (небольших произведений) или выборочное чтение (объемных произведений)

3. в конце занятия – закрепление представлений детей, полученных в результате чтения произведения.

В каждой возрастной группе методика чтения произведений о природе имеет свою специфику.

Младший дошкольный возраст

  • Для чтения произведений о природе группу детей 2-3 лет лучше разбить на подгруппы, а детям 3-4 лет можно читать всем сразу.

  • Перед началом чтения следует приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал.

  • Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.

  • Педагог подбирает небольшие по объему произведения о природе с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия.

  • Рекомендуется повторное чтение художественного произведения, во время которого педагог должен следить за восприятием его детьми.

  • В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь внимание малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.п.

  • Прерывать чтение произведения не рекомендуется.

Средний и старший дошкольный возраст

  • Перед чтением произведения педагог обращается к опыту детей, настраивает их на восприятие произведения. Например, «Вспомните, дети, куда мы с вами ходили вчера и что видели, — обращается педагог к детям после наблюдения за одуванчиками. – Послушайте, что однажды увидел писатель С.М. Пришвин. И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям еще раз пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять

  • Чтение произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача педагога – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, к водоему. Часто в тексте уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью читают произведения Н. М. Павловой «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике).

  • Чтение художественных произведений может сопровождать наблюдение в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

  • Чтение природоведческих произведений может использоваться и как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое произведение педагог читает несколько раз. Большое — вначале целиком, а затем – лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.

  • Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений детей старшего дошкольного возраста является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т.д.)

  • После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных произведений. Цель беседы о прочитанном – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Как показывает практика у педагогов возникают затруднения в ходе организации беседы о прочитанном:

— педагоги затрудняются устанавливать связь между новыми знаниями ребенка и ранее накопленными для более глубокого понимания детьми произведений о природе.

— педагоги затрудняются раскрывать логические связи между фактами и явлениями, сохраняя при этом у детей эмоционально-непосредственное отношение к событиям, изображенным в произведении.

— отклонение беседы от конкретного содержания произведения, т.к. содержанием беседы становится не содержание конкретного произведения, а материал непосредственных наблюдений детей. Причина этого является то, что педагог не направляет последовательно детей на воспроизведение прочитанного, а следует за содержанием ответов детей.

— ошибкой при проведении бесед о прочитанном является то, что беседа превращается в пересказ по вопросам: дети дают односложные ответы, интерес к произведению у них снижается.

Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Так, сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями.

4. ПОДГОТОВКА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД С ДЕТЬМИ.

Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем вовремя деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Беседа — это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления. Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.

В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах — скворце, ласточке и др.)

Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?». Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей.

К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые.

Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ 3.5 СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

  1. Раскройте значение словесных методов в экологическом образовании и воспитании детей.

  2. Укажите виды словесных методов.

  3. Раскройте требования к рассказу воспитателя.

  4. Укажите виды рассказов о природе, кратко их охарактеризуйте.

  5. Назовите типы речевых логических задач, раскройте их роль в экологическом образовании детей.

  6. Укажите методические приемы обучения детей рассказыванию о природе.

  7. Раскройте подготовку воспитателя к проведению беседы.

  8. Раскройте методику проведения беседы с детьми разных возрастных групп.

  9. Методика использования природоведческой литературы в младшем и среднем дошкольном возрасте.

  10. Методика использования природоведческой литературы в старшем дошкольном возрасте.

  11. Приведите примеры произведений детской художественной природоведческой литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Громова, О.Е «Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста». Изд. «Творческий Центр СФЕРА», 2005 год.

  2. Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.

  3. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

  4. Зацепина, В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.

  5. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство — пресс», 2000. – 319 с.

  6. «МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

  7. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа. — 1996. – 48 с.

  8. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

  9. Смирнова, В.В., Балуева, Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.

10. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с.

Методика использования и значение рассказов об объектах и явлениях природы, природоведческих книг в разных возрастных группах

Рассказ — вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними.

Цели:

1.Для расширения знаний об уже знакомых объектах и явлениях природы.

2. Для ознакомления с новыми объектами и явлениями природы.

Но основная цель рассказа как метода создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте или явлении природы.

Требования:

1.Рассказ применяется в том случае, если материал неизвестен. Это может быть описание объектов, принцип работы и устройство приборов, характеристика взаимосвязей и развития природы. В процессе рассказа о сезонных изменениях в природе воспитатель показывает, как они связаны с трудом человека, при этом демонстрирует картины «Труд человека в различные времена года». Рассказ можно использовать при подготовке к наблюдениям, при постановке опытов, во время проведения экскурсии и т. д. Дошкольный рассказ имеет общие черты с художественным произведением. Его образные характеристики и последовательность построения во многом совпадают. В учебном рассказе также есть завязка, кульминационный момент и развязка. При применении рассказа воспитатель путем ясного и доступного изложения добивается, чтобы дети понимали главное, могли из него выделить ряд частных вопросов, деталей, составляющих сюжет рассказа.

2.Рассказ должен быть научно выдержан, доступен для понимания детей определенного возраста. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада и адресуется конкретной возрастной группе.

3.Рассказ воспитателя требует внимания, сосредоточения мыслей детей; поэтому одним из важнейших требований, предъявляемых к рассказу, является тщательная подготовка со стороны воспитателя. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Речь воспитателя должна быть четкая, яркая, эмоциональная.

4.Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности.Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов.

Т.е. воспитатель должен учитывать – знания, интересы, возраст.

Много сведений для рассказов детям воспитатель может почерпнуть из биологических журналов («Юный натуралист», «Приусадебное хозяйство»), периодических изданий, специальных книг. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из природоведческих детских книг. Рассказы можно создавать и самим, используя опыт собственных наблюдений за явлениями природы. Однако следует помнить, что к собственному рассказу необходимо предъявлять высокие требования, взыскательность.

Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

Использовать рассказ как метод экологического воспитания можно уже в младших группах. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связанным с их жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объему и усложняются по содержанию. В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляют их размышлять, делать выводы. Например, воспитатель для рассказа может использовать произведение Ю. Дмитриева «Маленькая тайна». Не закончив рассказа, можно попросить детей догадаться, отчего произошли события, о которых повествуется в рассказе.

Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10—15 мин.

В зависимости от цели занятия и характера изучаемого материала, применяют рассказы различных типов. Наиболее часто используется рассказ-описание. Этот тип рассказа применяют, когда надо дать представление об объекте или явлении природы, как бы нарисовать его словами, чтобы дети представляли себе описываемое, как будто были непосредственными очевидцами происходящего. Это может быть описание животного, растения, особенностей различных природных областей и т. п.

Рассказ-описание может быть построен на основе непосредственных наблюдений воспитателя; в данном случае необходимо продумать содержание рассказа, внести в него удачные сравнения, остановиться на наиболее ярких и интересных моментах, постараться эмоционально окрасить его — все это будет способствовать лучшему запоминанию материала, сделает его доступным для всех учащихся. Описание может быть построено на основе использования художественной и научно-популярной литературы, дневников путешественников. Много описаний сезонных явлений природы можно найти в произведениях Г. Скребицкого, Д. Зуева, Н. Сладкова, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, К. Паустовского и др.

Вот как описывает раннюю весну И. Соколов-Микитов: «На огороде распустилась верба: белые пуховки.

Жарче и жарче светит солнце. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, раструхли дороги. Лед на реке посинел.

На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля.

Весело скачут на дворе воробьи, проводили зиму, радешеньки-рады:

— Жив! Жив! Жив!

Прилетели белоносые грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам»

Задача воспитателя — найти такой материал и суметь донести его до сознания детей,

Рассказ-описание может быть проведен по картинам, на которых изображены необходимые объекты и явления природы.

Рассказ-объяснение позволяет раскрыть детям наиболее сложные вопросы, вскрывает существенные признаки явлений природы, устанавливает причинно-следственные связи и взаимозависимости, подводя дошкольников к необходимым выводам и обобщениям. Так, рассказ-объяснение воспитатель может использовать при изучении материалов о добыче полезных ископаемых, причинах смены дня и ночи, времен года и т. д.

В практике преподавания рассказ чаще всего сочетается с беседой. Обращаясь в ходе занятия к тем или иным наглядным пособиям, воспитатель часто проводит небольшую беседу, направляя рассматривание детьми пособия по определенному плану, вызывая у них необходимые суждения, обращая внимание на существенные моменты, помогающие более глубоко осмыслить рассказ.

Сочетание рассказа с беседой позволяет шире использовать разнообразные приемы, заставляет детей глубже задуматься над сообщенными фактами и сознательно их усваивать.

7. Методика проведения бесед с детьми дошкольного возраста о природе, Виды бесед, их содержание и значение

Беседа — это метод обучения, представляющий собой диалог воспитателя и ребенка, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно продуманному плану.

Беседа в обучении дошкольников применяется очень широко. Руководящая и направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности и мышления дошкольников, воспитатель реализует поставленные задачи. Например, постановка соответствующего вопроса перед детьми заставляет их задуматься, осмыслить материал, мысленно отобрать нужное и подготовить ответ; если при этом демонстрируются наглядные пособия, то их необходимо рассмотреть, проанализировать и в них найти ответ на поставленный вопрос.

Беседа — наиболее трудный среди словесных методов, поэтому воспитателю необходимо к ней тщательно готовиться. Главным условием для проведения беседы является наличие определенных знаний у дошкольников. Знания могут быть отрывочными и поверхностными; чаще всего это знания за предыдущий год, из предыдущей темы или знания, полученные из других источников: книг, кино, экскурсий, рассказа родителей и т. д. Эту неоформленную, еще не осмысленную информацию необходимо привести в систему, выделить из нее главное для формирования природоведческих понятий.

Особенность беседы как метода заключается в том, что изучаемая информация дается по частям и внимание детей периодически переключается. В процессе такого живого активного общения воспитателя с детьми он может сразу же получать обратную информацию.

Беседу следует строить в соответствии с определенными педагогическими требованиями.Основным требованием к беседе является тщательная подготовка вопросов. Их следует ставить так, чтобы они будили мысль ребенка, заставляли задуматься как ответить на поставленный вопрос. Беседа должна быть насыщена материалом, который вызовет у дошкольников интерес. Вопросы для дошкольников должны быть конкретными, четкими, ясными, краткими и вместе с тем приучать детей сравнивать, объяснять и раскрывать практическое значение изучаемого материала.

Одним из важнейших педагогических требований, предъявляемых к беседе, являетсясоблюдение правил постановки вопросов. Беседа даст необходимый педагогический эффект, если воспитатель, проводя ее, будет задавать дошкольникам четкие, ясные, построенные в строгой логической последовательности вопросы. Правильная постановка вопросов вызывает наибольшие трудности. Поэтому надо помнить, что нельзя задавать вопросы в неопределенной форме, например: что растет в поле? Что вы можете сказать о погоде? Вопросы не должны подсказывать или требовать односложного ответа «да» или «нет», например: песец встречается в тундре или нет? (Надо: каких животных тундры вы знаете?) Лиственные деревья встречаются в нашей местности? (Надо: какие лиственные деревья встречаются в нашей местности?) Не следует задавать вопросы, на которые учащиеся должны дать двойные или тройные ответы, например: какие животные и растения встречаются в пустыне? Назовите домашних животных нашей местности, расскажите, как их использует человек.

Вопрос задастся всей группе, затем воспитатель делает паузу, сосредоточивает внимание дошкольников на поставленном вопросе, а для ответа вызывает одного ребенка. Разумеется, далеко не всегда воспитатель получает полный ответ, поэтому для дополнения он вызывает других детей. Если же возникают трудности, то следует переформулировать вопрос или разделить его на более частные.

По дидактическим целям беседы бывают вводные (при изучении новых знаний), эвристические (при объяснении нового материала) и обобщающие(при закреплении).

Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» – «Жили-были дед да баба»).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.

Эта работа во второй младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.

Рассмотрим сначала методические положения, которые касаются структуры и методики проведения занятий в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Успех обучения зависит прежде всего от подготовительной работы, проведенной перед занятием. Подготовка воспитателя состоит: а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения. Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

«Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах.»

Ян Амос Каменский

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ, одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. К.Д. Ушинский считал логику природы для ребенка самой доступной и полезной.

Сама экологическая наука предполагает выход на интеграцию, потребностью создания у ребенка целостной картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве. Окружающий мир, природа — это сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить¸ удивить. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании детей. 

Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и эстетических переживаний ребенка.

Интегрированный подход к экологическому и речевому развитию позволит формировать у дошкольников целостное, системное представление о сложных взаимосвязях, существующих в природе, освоить экологические представления, совершенствовать речевую активность, приобщить к общечеловеческим ценностям, погрузиться в красоту природы, и передать эту красоту в речевом и художественном образе.

При организации работы по развитию речи детей в процессе ознакомления с природой. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал и тщательно продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание, очень важно учитывать возрастные особенности детей, что можно требовать от ребенка того или иного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства его с природой.

Для обогащения и активации словаря детей необходимо обратить внимание на:

— отбор необходимого словарного материала;

— правильность собственной речи;

— создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое новое слово чётко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово это является для них новым. Во время наблюдения, экскурсии воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова.

Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, экскурсий, закрепляются в их сознании в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях.

Начиная со средней группы можно давать детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью.

Задания постепенно усложняются: подбор к существительному прилагательных и глаголов, синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением и др.

Руководя работой, воспитатель стремится не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, т.е. к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.

При обучению детей рассказыванию. Воспитатель должен специально учить ребенка рассказывать о природе, т.е. с одной стороны, дать им достаточные знания, позволяющие составить относительно полный и точный рассказ о каком либо предмете или явлении природы; с другой стороны, развивать умение детей формулировать свою мысль, отобранные сведения подавать по возможности логично и последовательно.

Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И если сначала они копируют образец речи педагога, поскольку сами не могут составить полный и точный описательный или четкий сюжетный рассказ о природе, то постепенно, по мере накопления знаний и установления для себя некоторых связей, зависимостей и закономерностей в природе начинают под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно достаточно грамотно, точно и образно выражать свои мысли.

Виды детских рассказов о природе.

сюжетный рассказ на основе непосредственно труда в природе («Как мы спасли птицу»);

сюжетный описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной» и др.);

описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года (наш участок зимой и летом), и описание пейзажной картины;

4) описательный рассказ о (весне) сезоне в целом (Расскажи о весне; «Мое любимое время года, Что ты знаешь об осени?»);

5) описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Ветка сирени», «Осенний букет»).

Указанная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы.

Одной из форм работы являются также беседы с детьми о природе.

Беседа обуславливается особенностями диалогической (устной, разговорной) формы речи, целью беседы является уточнение, закрепление или расширение знаний детей по какой – то определенной уже знакомой им теме. Большое значение в беседе имеет и внешняя эмоциональная выразительность речи – жесты, мимика говорящего.

Проводя беседу, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы она проходила живо, естественно, при большой активности всех детей.

Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнить или исправить его ответ, подать реплику, задать вопрос. Можно выделить несколько типов бесед о природе :

беседы в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе

наблюдений, экскурсий, прогулок);

беседы в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда в природе, опытов, самостоятельных наблюдений );

беседы на основе уже имеющихся знаний (обобщающие, при рассматривании картин и т.д.)

В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы , и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей зависимостей в процессе.

В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов, воспитатель уточняет словарь детей (н –р: солнышко пригревает, снег оседает, трава пробивается, почки набухают и т.д.) Таким образом: С одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой – во время бесед происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее точные слова для передачи своих мыслей.

Воспитатель может спланировать несколько тематических обобщающих бесед, например: «Беседа об изменениях в неживой природе», «Растительный мир», «Животный мир», «Сезонный труд людей».

Такая тематическая группировка материала позволяет подвести детей к

осознанию ими довольно сложных причинно-следственных , последовательных и временных связей: причины изменений и периодичности в природе, последовательности роста и развития растений, зависимости их от условий жизни, от времени года. В процессе таких бесед формируется одно из основных качеств связной речи – ее достоверность.

В беседе значительное место занимает рассматривание картин и чтение

художественных произведений. Художественная литература и изобразительное искусство имеют огромное значение для уточнения, расширения знаний детей, развития умения выражать свои мысли.

Инсценирование и драматизация сказки экологического содержания. В процессе драматизации сказок незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Дидактические игры экологического содержания в которых закрепляются представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.

Таким образом в процессе интеграции речевого и экологического образования у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи.

Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи. Ребенок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы.

4

  • Вид сказки про ленивую и радивую
  • Виды рассказов из личного опыта
  • Вид сверху как пишется
  • Виды рассказа по дидактической цели
  • Виды рассказа и их характеристика