Виды рассказов в литературе

Рассказ как художественная форма занимает в литературе особое место. Рассказ можно прочитать за один присест: на чтение одного рассказа редко уходит больше часа. Однако, хоть краткость и является сестрой таланта важнейшей характеристикой рассказа, жестоко ошибается тот, кто ничего не делает думает, будто рассказ – это роман в миниатюре. Создание рассказа (тем более, хорошего) требует особых техники и подхода, столь своеобразных, что некоторые мэтры крупной прозы были не в силах прозведсти на свет ни единого рассказа калибра Эдгара По или Конан Дойла. О секретных компонентах идеального рассказа читайте в нашей статье.

Когда появился рассказ

Несмотря на огромную популярность в наши дни, рассказ появился очень давно. С незапамятных времен люди всех возрастов любили развлечься интересной историей. Самыми ранними формами были рассказы о приключениях или рыцарских подвигах какого-нибудь популярного героя. В культуре многих народов есть свои легенды и мифы. Их пересказы в той или иной версии получили распространение и дошли до нас. Истории из «Рамаяны», «Махабхараты», «Басен» Эзопа, «Арабских ночей» и «Декамерона» говорят о повсеместной популярности рассказа как в западных, так и восточных культурах.

Современный рассказ

Рассказы о приключениях и нравственные истории из прошлого имеют мало общего с современным рассказом. Эта художественная форма претерпела постепенную эволюцию. Теперь темой для рассказа может послужить любое явление окружающего мира. Современный автор рассказов – внимательный наблюдатель, изучающий общественную жизнь и человеческие характеры.

Современный рассказ, каким мы его знаем, возник во второй четверти XIX века в США. Его литературным отцом был Эдгар Аллан По, прославившийся публикацией в 1833 году «Рукописи, найденной в бутылке».

Эдгар По

Эдгар Аллан По

Рассказ написан в форме послания. В нём главный герой описывает череду загадочных и пугающих событий, свидетелем которых стал во время морского путешествия. Сюжет рассказа вдохновлен многочисленными легендами о корабле-призраке. Морское путешествие символизирует процесс самопознания, а ведение записей дарует герою своего рода бессмертие.

Рассказ держит внимание читателя мастерским повествованием и особой атмосферой. Его влияние на современных авторов трудно переоценить.

Из США рассказ перешел в Европу, где признанными мастерами короткой прозы стали Мопассан, Бальзак, Голсуорси, Моэм, Конан Дойль. В России своими рассказами известны Чехов, Лев Толстой, Булгаков, Бунин, Куприн.

Ключевые элементы рассказа

Теперь разберем ключевые элементы рассказа, благодаря которым он и приобретает ту магию, за которую мы его так любим.

Сюжет

Рассказы пишутся, главным образом, для читателей. Поэтому рассказ должен вызывать интерес. Он может содержать какой-то нравственный урок, но при этом оставаться интересным, захватывающим, заставлять читателя на время забыть о повседневных заботах. Пренебрежение сюжетом, даже в пользу идеи, – серьезная литературная провинность, наказанием за которую обычно назначается полный провал рассказа даже среди целевой аудитории.

Объем

Краткость – другая важная характеристика рассказа. Использование художественных средств ограничено объемом произведения. От автора требуется избегать излишеств. Каждое написанное слово должно прямым или косвенным образом влиять на развитие сюжета. Чтобы овладеть сложным искусством короткой прозы и стать успешным автором, требуется длительная практика, и лишь очень немногим людям удается подняться с ее помощью к вершинам литературного творчества.

Тема (Лейтмотив)

Предмет рассказа должен быть четко определен, ведь на раскрытие темы отведено очень короткое время. Лейтмотив (главная мысль произведения, его краеугольная идея) должен был настолько кристально чист, что по завершению рассказа у читателя должно возникнуть впечатление, что больше ничего добавить нельзя. Отклоняться от темы, особенно в угоду отвлекающих маневров, не имеющих с лейтмотивом ничего общего, – дурной тон за которым тоже неизбежно следует расплата. Внимание следует сосредоточить на главном. Всё, с ним не связанное, исключается.

Психологизм

Еще одно требование к рассказу – его способность произвести сильный эффект. Все события, сюжетные коллизии и персонажи должны работать на создание этого эффекта. Внимание в рассказе фокусируется на одном пункте, чтобы максимально воздействовать на читателя.

Персонажи

Из-за ограниченного объема рассказа автор не всегда успевает раскрыть персонажа со всех сторон. Поэтому на первый план выводится единственно важный аспект характера, притягивающий всё внимание. Как правило, это какая-то одна черта, самое большее – две.

Диалоги

Диалоги в рассказе очень важны. Они добавляют интерес, делают рассказ легким для восприятия. Каждое слово в диалоге призвано раскрыть характер персонажа. Мы многое можем понять о герое по тому, что и как он говорит, или что о нем говорят другие. Но диалоги в рассказе должны быть краткими и по существу.

Атмосфера

Для рассказа требуется подходящая атмосфера. Рассказ может быть трагическим, романтическим, комическим или интригующим. Но при создании атмосферы необходимо придерживаться принципа последовательности. Если, например, это детективный рассказ, то атмосфера тайны должна ощущаться во всем.

Язык

Автор рассказов ограничен объемом текста, поэтому слова обычно используются крайне экономно. Каждое слово и предложение ведут действие рассказа вперед. Лишние слова или предложения считаются недостатком. Кроме того, язык должен быть легким и простым. Длинные и запутанные предложения в хорошем рассказе неуместны.

Связь рассказа и романа

Целеустремленность, прямота, краткость – вот черты сильного рассказа. Любые недочеты в композиции рассказа будут заметны сильнее, чем в романе. Поэтому рассказ во многих отношениях считается более высокой литературной формой, требующей большего мастерства.

Но рассказ не способен показать жизнь во всем разнообразии и сложности. Для этого нужно больше пространства, чем дает рассказ. Он не может продемонстрировать полноценное развитие характера героя. В рассказе мы встречаемся с персонажами лишь на несколько минут и видим только одну сторону их характера.

Здесь преимущество на стороне романиста. В его распоряжении достаточно места и времени, он может постепенно развивать характеры своих героев. Кроме того, автор рассказа не может ввести в повествование дюжину персонажей, так как это приведет к «перенаселению». Сюжет рассказа порой строится на поступках одного человека. Все внимание сосредоточено на нем, и это усиливает эффект.

Поэтому рассказ не должен рассматриваться как соперник или замена романа: они выполняют разные художественные функции. Это отдельная литературная форма, которая выросла бок о бок с романом, заняв важное место в мировой литературе.

Рассказ и драма

Связь рассказа и драматургии

Рассказ тесно связан с драмой. Как драматург, так и автор рассказа ограничены пространством и временем. Пьеса, как и рассказ, является строгой художественной формой. Но драматург дополнительно связан законами сцены, а у автора рассказа таких ограничений нет. Это дает рассказу большую свободу движения, широту и гибкость.

Другое различие заключается в подходе к персонажам. В пьесе характер героя раскрывается по мере развития действия и смены сцен. В рассказе такая эволюция характера невозможна.

В драме важную роль играет диалог. История развивается через диалог, каждое слово служит раскрытию сюжета. У автора короткой прозы нет подобных ограничений. Он волен использовать диалог или отказаться от него. Может, если захочет, стать голосом своих героев, препарировать и обнажать перед читателем их души.

В этом еще одно различие между рассказом и драмой. Драма объективна, безлична. Рассказ, следуя воле автора, может быть как субъективным, так и объективным. Драматург вынужден стоять в стороне. Он не может ввести себя в драму. Автор же рассказа волен рассказывать о событиях от своего лица, излагая собственную философию и взгляды.

Жанры рассказа

Жанровое разнообразие рассказа в настоящее время огромно. Исходя из тематики, рассказы можно условно распределить на следующие основные категории:

Любовные рассказы

Любовь – неотъемлемая часть жизни. Истории о любви обычно нравятся читателям, потому что взывают к эмоциям и страстям. Сюжеты любовных рассказов, как правило, похожи. Мужчина встречает женщину. Он находит ее восхитительной и очаровательной,  но, несмотря на влечение, путь истинной любви не всегда бывает гладким. Влюбленным противостоят родители или общество. Возникает конфликт. В конце концов, преграды оказываются преодолены, и возлюбленные обретают счастье.

Иногда на горизонте появляется соперник возлюбленного. Если в итоге злодей или соперник наказан, а герой женится на любимой женщине, то по существу это комедия. Если в жестоком столкновении побежден герой, мы читаем трагедию. С небольшими изменениями в деталях, именах и обстановке почти все любовные истории следуют этой схеме.

В рассказе Бунина «Кавказ» счастью влюбленных противопоставляется трагедия обманутого мужа. В глазах жены он предстает досадной помехой, жестким человеком. Но на деле герой оказывается ранимым и, не в силах пережить предательство супруги, в финале кончает жизнь самоубийством.

Приключенческие рассказы

В рассказах этого типа сюжет строится вокруг героических подвигов и рискованных приключений. Писатели переносят читателей в неприступные джунгли, на необитаемые острова, населенные диковинными птицами и животными, в непроходимые горы, на дно океана, на поиски сокровищ и захватывающих открытий.

Например, рассказы Киплинга, в том числе составляющие известную «Книгу джунглей», – это настоящие приключенческие истории. Действие в них происходит в индийских джунглях, а главный герой – мальчик Маугли, воспитанный волками.

Детективные рассказы

В этих рассказах речь идет о преступлении и его расследовании. Преступники убегают от полиции, но правосудие в итоге торжествует. Интерес для читателя заключается в том, чтобы разгадать тайну. Действие постоянно подогревается ожиданием развязки. Известные авторы детективных рассказов – Конан Дойль, Жорж Сименон, Агата Кристи. Героям этих историй, как, например, Шерлоку Холмсу, удается выследить даже самых коварных преступников.

Психологические рассказы

Они показывают, как в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях действует обычный человек. В психологических рассказах интерес сосредоточен главным образом на мотивах героя и конфликте с самим собой, который ему приходится преодолевать. Психологический рассказ строится на внутренних переживаниях героя.

К мастерам психологического анализа можно отнести Куприна. В основе его рассказа «Штaбc-кaпитaн Pыбникoв» лежит психологическая борьба двух героев: иностранного шпиона Рыбникова и сотрудника газеты Щавинского.

Научно-фантастические рассказы

В этих рассказах речь идет о научных фактах, но подаются они в художественной обработке. Предмет рассказа составляют различные научные явления, но трактуется скучный материал творчески. Рассказы Герберта Уэллса, Айзека Азимова, братьев Стругацких являются прекрасным образцом этого жанра. Под видом фантастических допущений авторы зачастую говорят о волнующих их проблемах реального мира.

Например, в известном рассказе Стругацких «Шесть спичек» главный герой в результате нейтринного облучения мозга обретает сверхспособности, например, телекинез. В результате герой с сильным нервным истощением оказывается в больнице. В рассказе отразилась обеспокоенность того времени экспериментами с радиацией.

В этих историях затрагиваются социальные проблемы, свойственные любому обществу. Цель рассказа – показать сложные социальные проблемы. Эти рассказы могут послужить исправлению пороков общества. Например, в рассказах Джона Голсуорси мы зачастую видим конфликт между обществом и личностью. Господствующие в обществе обычаи и нравы ставятся автором под сомнение. Он размышляет на такие темы, как социальное неравенство, распределение богатств, несправедливость социальных законов и другие.

  • Более подробно узнать о разных литературных жанрах вы можете из наших статей.

Виды литературных жанров по форме

Литературных жанров существует достаточно большое количество. Каждый из них отличается набором только ему присущих формальных и содержательных свойств. Ещё Аристотель, живший в IV веке до н.э. представил первую их систематизацию. Согласно ей, литературные жанры представляли собой конкретную систему, закрепившуюся раз и навсегда. Задачей же автора был лишь поиск соответствия между своим произведением и свойствами выбранного им жанра. И на протяжении последующих двух тысячелетий какие-либо перемены в созданной Аристотелем классификации воспринимались как отклонения от стандартов. И только в конце XVIII века литературная эволюция и связанное с ней разложение укоренившейся жанровой системы, а также влияние совершенно новых культурных и социальных обстоятельств свели на нет влияние нормативной поэтики и позволили литературной мысли развиваться, двигаться вперёд и расширяться. Сложившиеся условия послужили причиной тому, что одни жанры просто канули в Лету, другие оказались в центре литературного процесса, а какие-то начали появляться. Результаты этого процесса (наверняка, не окончательные) мы можем видеть сегодня – множество литературных жанров, различающихся по родам (эпические, лирические, драматические), по содержанию (комедия, трагедия, драма) и другим критериям. В этой статье мы расскажем о том, какие бывают жанры по форме.

Литературные жанры по форме

По форме литературные жанры бывают следующими: эссе, эпос, эпопея, скетч, роман, рассказ (новелла), пьеса, повесть, очерк, опус, ода и видения. Далее — подробно о каждом из них.

1

Эссе

Эссе представляет собой прозаическое сочинение, характеризующееся небольшим объёмом и свободной композицией. Оно признано отразить личные впечатления или соображения автора по какому-либо поводу, но не обязано давать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос или полностью раскрывать тему. По стилю эссе свойственны ассоциативность, афористичность, образность и максимальная приближённость к читателю. Некоторые исследователи относят эссе к виду художественной литературы. В XVIII-XIX веках эссе как жанр доминировало во французской и английской журналистике. А в XX веке эссе было признано и активно использовалось крупнейшими мировыми философами, прозаиками и поэтами.

2

Эпос

Эпос является героическим повествованием о событиях прошлого, отражающим жизнь народа и представляющим эпическую реальность героев-богатырей. Обычно в эпосе рассказывается о каком-либо человеке, о событиях, в которых он принимал участие, о том, как он вёл себя и что чувствовал, а также говорится о его отношении к окружающему миру и явлениям в нём. Родоначальниками эпоса считаются древнегреческие народные поэмы-песни.

3

Эпопея

Эпопеей называют крупные произведения эпического характера и схожие с ними. Эпопея, как правило, выражается в двух формах: она может быть либо повествованием о знаменательных исторических событиях в прозе или стихах, либо продолжительной историей о чём-либо, в которую включены описания различных событий. Своим возникновением как литературного жанра эпопея обязана былевым песням, слагавшимся в честь подвигов различных героев. Стоит заметить, что выделяется и особый вид эпопеи – так называемая «нравоописательная эпопея», отличная своей прозаической направленностью и описанием комического состояния какого-либо национального социума.

4

Скетч

Скетч – это небольшая пьеса, главными героями которой являются два (иногда — три) персонажа. В наибольшей степени скетч распространён на эстраде в форме скетч-шоу, которые представляют собой несколько комедийных миниатюр («скетчей») продолжительностью до 10 минут каждая. Более всего скетч-шоу популярны на телевидении, особенно в США и Великобритании. Однако небольшое количество таких юмористических телепередач есть и в российском эфире («Наша Russia», «Даёшь молодёжь!» и другие).

5

Роман

Роман – это особый литературный жанр, отличающийся развёрнутым повествованием о жизни и становлении главных героев (или одного героя) в наиболее нестандартные и кризисные периоды их жизни. Многообразие романов настолько велико, что выделяют множество самостоятельных ответвлений это жанра. Романы бывают психологическими, нравственными, рыцарскими, китайскими классическими, французскими, испанскими, американскими, английскими, немецкими, русскими и другими.

6

Рассказ

Рассказ (он же — новелла) является основным жанром в малой повествовательной прозе и отличается меньшим объёмом, нежели роман или повесть. Корни романа восходят к фольклорным жанрам (устным пересказам, сказаниям и притчам). Для рассказа свойственно наличие небольшого количества героев и одной сюжетной линии. Нередко рассказы одного автора составляют цикл рассказов. Самих авторов часто называют новеллистами, а совокупности рассказов – новеллистикой.

7

Пьеса

Пьеса – это название драматургических произведений, которые предназначены для сценического исполнения, а также радио- и телеспектаклей. Обычно в структуру пьесы входят монологи и диалоги действующих лиц и различные авторские примечания, обозначающие места, где происходят события, а иногда описывающие интерьеры помещений, внешний вид персонажей, их характеры, манеры и т.д. В большинстве случаев пьесу предваряет список действующих лиц и их характеристика. Пьеса состоит из нескольких актов, включающих в себя более мелкие части – картины, эпизоды, действия.

8

Повесть

Повесть – литературный жанр прозаического характера. Он не имеет какого-то конкретного объёма, но находится между романом и рассказом (новеллой), коим он и считался вплоть до XIX века. Сюжет повести чаще всего хронологический – отображает естественный ход жизни, не имеет интриги, сосредоточен на главном герое и особенностях его натуры. Причём, сюжетная линия всего одна. В зарубежной литературе сам термин «повесть» синонимичен термину «короткий роман».

9

Очерк

Очерком принято считать небольшое художественное описание совокупности каких-либо явлений действительности, осмысленных автором. Основой очерка практически всегда служит прямое изучение автором объекта своего наблюдения. Поэтому и основным признаком является «писание с натуры». Важно сказать, что, если в других литературных жанрах ведущую роль может занимать именно вымысел, то в очерке он практически отсутствует. Очерки бываю нескольких видов: портретные (о личности героя и его внутреннем мире), проблемные (о конкретной проблеме), путевые (о путешествиях и странствиях) и исторические (об исторических событиях).

10

Опус

Опус в его широком понимании — это любая музыкальная пьеса (инструментальная, народная), характеризующаяся внутренней завершённостью, мотивированностью целого, индивидуализированностью формы и содержания, в которых чётко прослеживается личность автора. В литературном же понимании опус – это всякое литературное произведение или научный труд какого-либо автора.

11

Ода

Ода – лирический жанр, выражающийся в форме торжественного стихотворения, посвящённого определённому герою или событию, или же отдельное произведение такой же направленности. Изначально (в Древней Греции) одой называлось любая стихотворная лирика (даже хоровое пение), сопровождавшая музыку. Но с эпохи Возрождения одами стали называться высокопарные лирические произведения, в которых ориентиром служат образцы античности.

12

Видения

Видения относятся к жанру средневековой (древнееврейской, гностической, мусульманской, древнерусской и др.) литературы. В центре повествования обычно находится «ясновидец», а содержание пропитано потусторонними, загробными зрительными образами, которые являются ясновидцу. Сюжет излагается визионером – человеком, которому он открылся в галлюцинациях или сновидениях. Некоторыми авторами видения относятся к публицистике и повествовательной дидактике, т.к. в эпоху средневековья взаимодействие человека с миром непознанного было именно способом передать какое-либо дидактическое содержание.

Таковы основные виды литературных жанров, отличающихся по форме. Их многообразие говорит нам о том, что литературное творчество во все времена глубоко ценилось людьми, однако процесс становления этих жанров всегда был длительным и сложным. Каждый из жанров как таковой несёт на себе отпечаток определённой эпохи и индивидуального сознания, выражающегося каждый в своих представлениях о мире и его проявлениях, людях и особенностях их личности. Именно благодаря тому, что жанров так много и все они различны, любой творческий человек имел и имеет возможность выразить себя именно в той форме, которая более точно отражает его душевную организацию.

В
традиционной классификации жанры эпоса
принято разделять на “большие” (эпопею,
роман) и малые (новелла, рассказ, очерк,
эссе, фельетон). В качестве среднего,
переходного между рассказом и романом
жанра выделяют повесть.

До
последнего времени, говоря о малой
форме, в первую очередь подразумевали
рассказ. Современная дискуссия по поводу
перераспределения жанровой системы
развернулась преимущественно именно
вокруг жанра рассказа. Он стал своеобразной
“точкой отсчета”, ориентиром в системе
жанровых координат. Мнения исследователей
разделились: определять рассказ
по-прежнему как произведение “малой”
формы или относить его уже к крупноформатному
образованию? Основанием для подобных
споров послужило многообразие трактовок
специфических жанровых черт рассказа.

Понятие
“рассказ” традиционно означает
эпическое, повествовательное произведение,
основанное на изображении одного
события. Одно, центральное событие в
качестве главного признака рассказа
называли в своих работах Л.И.Тимофеев,
Г.Л.Абрамович. В частности, давая
определение рассказу, Л.И.Тимофеев
пишет, что это “небольшое художественное
произведение, посвященное обычно
отдельному событию (курсив мой. – Т.С.)
в жизни человека, без детального
изображения того, что с ним было до и
после этого события. Рассказ отличается
от повести, в которой обычно изображают
не одно, а ряд событий, освещающих целый
период в жизни человека, и в этих событиях
принимают участие не одно, а несколько
действующих лиц”

Другие
исследователи делали акцент не на
“количественно-событийной” стороне
произведения, а на “событийно-качественной”.
Так, Н.П.Утехин подчеркивает, что в
рассказе “может быть отображен не
только один эпизод из жизни человека,
но и вся его жизнь (как, например, в
рассказе А.П.Чехова “Ионыч”) или
несколько эпизодов ее, но взята она
будет лишь под каким-то определенным
углом, в каком-то одном соотношении”

Об
обязательном наличии в рассказе двух
событий – исходного и интерпретирующего
(развязки) – писал М.В.Романец. “Развязка
– это, по существу, скачок в развитии
действия, когда отдельное событие через
другое получает свою интерпретацию.
Таким образом, в рассказе должно быть
не менее двух органически связанных
между собой событий”.

В.П.Скобелев
в качестве содержательной основы
рассказа отмечает “ситуацию”, “факт”,
“случай”, выводящий на весь мир. Главный
же жанрообразующий признак рассказа,
из которого следуют все остальные, –
интенсивный тип организации художественного
времени и пространства. Он дает следующее
определение рассказа: “Рассказ (новелла)
представляет собой интенсивный тип
организации художественного времени
и пространства, предполагающий
центростремительную собранность
действия, в ходе которого осуществляется
испытание, проверка героя или вообще
какого-либо социально значимого явления
с помощью одной или нескольких однородных
ситуаций, так что читательское внимание
сводится к решающим моментам в жизни
действующего лица или явления в целом.
Отсюда концентрированность
сюжетно-композиционного единства,
одноплановость речевого стиля и малый
… объем как результат этой концентрации”.

По
знаменитому определению С.Моэма, “рассказ
– это произведение, которое читается
в зависимости от длины, от десяти минут
до часа и имеет дело с единственным
хорошо определенным предметом, случаем
или цепью случайностей, представляющих
собой нечто целостное”. Он добавлял,
что рассказ должен быть написан так,
чтобы невозможно было ничего прибавить
или убавить.

Таким
образом, суммируя сказанное, рассказ в
традиционном понимании – это повествование
об отдельном, частном событии или ряде
событий, небольшое по объему. В центре
произведения может быть одно сюжетное
событие, но чаще всего одна сюжетная
линия. В рассказе действует небольшой
круг персонажей. Жизнь главного героя
дается не развернуто, а его характер
раскрывается через одно или ряд
обстоятельств жизни персонажа, которые
оказываются роковыми, поворотными для
героя, раскрывая его внутреннюю сущность
в полном объеме. Такой момент испытания
героя присутствует и в произведениях,
которые фактически лишены фабулы. В них
момент испытания проявляется через
контраст, конфликт между начальным и
конечным положениями.

Для
художественного воплощения может быть
выбрано событие, которое не только
раскрывает внутренний мир человека, но
может вобрать в себя, как в фокусе,
социальный, общественный фон. Собственно
событие, действие в рассказе может быть
вспомогательно, выступать на заднем
плане. Однако отсутствие события – это
уже событие, с той точки зрения, что
таким образом проводится выявление
авторской идеи. В рассказе оказывается
важным умение художника в одном сюжетном
обстоятельстве сфокусировать
множественность смыслов, сконцентрировать
разные нюансы. Глубинность, многослойность
события или ситуации – повод для
раскрытия сущности персонажа и жизни
вообще.

Центростремительность
сюжетно-композиционной организации
рассказа не могла не оказать влияния
на его речевой стиль. В рассказе
отсутствует многоплановость речевых
пластов [в отличие, например, от романа],
но преобладает однонаправленность
речевого стиля, которая реализуется в
изначальной установке на единообразие,
в принадлежности речи одному субъекту
восприятия.

Можно
говорить также еще об одном специфическом
аспекте существования рассказа – его
аудитории. В настоящее время рассказ
крайне редко читается в составе сборника.
Как правило, наиболее частым местом его
появления оказывается журнал или даже
газета, где он включается в контекст
рекламных, аналитических и прочих
материалов. В этом случае вряд ли возможна
ситуация, когда издание будет
целенаправленно приобретаться с
единственной (или, по крайней мере,
главной) целью – прочесть рассказ. Его
будут читать на ходу, между делом, наравне
с другими разноплановыми материалами,
то есть современный читатель рассказа
по большей части оказывается читателем
“случайным”.

Таким
образом, точки зрения на жанровую
специфику рассказа отличаются
многообразием, что вполне отражает
великое множество модификаций рассказов,
представленных как нашей, так и зарубежной
литературой. Если придерживаться
вышеозначенных мнений, то под определение
рассказа как малого жанра подпадают и
значительные по объему произведения с
разветвленной системой персонажей и
многослойной событийностью, так и
чрезвычайно лаконичные, сжатые по
событийности, временной протяженности
и насыщенности персонажами произведения.
Но в свете стремительно развивающихся
жанров с минимальным объемом текста
все более общепризнанной становится
установка, при которой традиционный
рассказ отходит в область больших
жанров, а под “малой”, а тем более
минимальной прозой “подразумеваются
произведения, находящиеся на границе
между собственно текстом и произведением.
При этом последние два определения не
имеют оценочного характера, эти термины
использованы для иллюстрации степени
завершенности” .

В
современном состоянии рассказ постоянно
стремится к сокращению. Правомерно
говорить, как предлагают некоторые
исследователи, о поджанре малой прозы,
именуемом “маленький рассказ”.
Сокращение уводит современную форму
рассказа все дальше от канонических
жанровых форм, в результате чего в
современной малой прозе рассказ часто
похож на анекдот: в центре – одно событие,
набор деталей – предельно скупой, а
минимализм выбора деталей обуславливает
символическую нагрузку на них; героев
– максимум двое. В целом, анекдот оказался
благодатной почвой. Универсальная
структура анекдота позволяет как
разворачивать из него повествование
крупной формы, так и “сворачивать” его
еще далее, сокращая до уровня однострочной,
однофразовой миниатюры афористического
типа. Кроме того, минимальный жанр, как
правило, не предоставляет читателю
словесно оформленного вывода или морали,
то есть присутствует достаточный набор
условий, необходимых для создания притчи
– и нередко читательское ощущение
притчевости оказывается обоснованным.

Достаточно
частый результат стремления к удалению
из текста всех “лишних” элементов –
превращение связанного по смыслу
повествования в ряд фрагментов, или –
более того – в один фрагмент. В настоящее
время прием фрагментации уже перешагнул
рамки модернистских текстов, прижившись
в постмодернистской прозе.

“Трудно
дать сколько-нибудь удовлетворительную
классификацию жанров малой прозы, потому
что одни жанры приходят в нее из разных
родов, а другие представляют собой
родовые гибриды”. Например, малая проза
может казаться стихотворением. При этом
и после прочтения может не появиться
ясность относительно родовой принадлежности
произведения – эпической или лирической.
И такие случаи достаточно многочисленны.
Это не столько межродовые промежуточные
образования, сколько еще не классифицированные
и непоименованные.

Исследователи
отмечают пограничное состояние малой
и минимальной прозы и на уровне персонажей.
В ней присутствуют, по-разному
взаимодействуя, по меньшей мере, три
четко обозначенных типа героя:
“классический” герой, обладающий
определенностью как некая личность,
сориентированная в пространстве и
времени, а также герой как тип сознания
и герой как тип речи. Способ взаимодействия
между автором, читателем и персонажем
зависит от того, какой тип героя
представлен в произведении.

Минимальная
форма предъявляет ряд очень жестких
требований к своему создателю. И одно
из первостепенных условий – максимальный
вес каждого слова в ситуации, когда нет
места пространным, свободно развертывающимся
описаниям. Смысловая наполненность при
малом формально выраженном словаре
часто ведет к повышенной образности,
символичности. Потому нередко произведения
минимальной и малой формы несут в себе,
как было отмечено выше, притчевое
содержание.

Правомерно
говорить о трудноразличимости границ
малой и минимальной прозы сегодня.
Многообразие форм и вариантов бытования
миниатюр постоянно раздвигает границы
жанров, смещая традиционную литературную
“перифирию” – анекдот, афоризм,
эпиграмму – в центр метажанрового поля,
а на их место приходят моностих,
однофразовая, одноабзацная миниатюра,
часто еще не обозначенные конкретным
термином, словом, все то, что еще совсем
недавно не принималось всерьез ни
исследователями, ни собственно
создателями.

Произведения
малых форм ведут свою “родословную”
от миниатюр К.Батюшкова, О.Сомова,
В.Жуковского, В.Теплякова и, конечно,
И.Тургенева, соединяя в себе часто образы
и сюжеты как лирические, так и эпические.
В начале ХХ века начался подлинный
расцвет жанра прозаической миниатюры.
“Серебряный век” стремился облечь
малую прозу в “стихотворную видимость”,
а также соединить стихотворение в прозе
с афористическим содержанием. В 30-е годы
в рамках советской литературы все
нетрадиционные жанры были лишены “права
голоса”. Примеры творчества в рамках
малой формы можно найти в эмигрантской
прозе И.А.Бунина, который не просто
создавал стихотворения в прозе, но и по
их модели строил свои крупные произведения.
В 60-е годы целый ряд авторов (А.Солженицын,
Ф.Абрамов, Ю.Бондарев) пришел в область
миниатюр, в большей или меньшей степени
следуя тургеневским канонам. Новый
всплеск интереса к малым и минимальным
формам наблюдается также в последнее
десятилетие.

Многочисленные
формы малой прозы, при их кажущемся
разнообразии, можно все же классифицировать.
В первую очередь, по наличию или отсутствию
в них внешне выраженного действия, а
точнее говоря, по функции фабулы в них.
С этой точки зрения бесфабульные
миниатюры будут наиболее близки
лирическим стихотворениям, тогда как
фабула вводит текст в круг маленьких,
коротких рассказов. С содержательной
стороны амплитуда минимальных жанров
огромна – философские, юмористические,
лирические, драматические тексты,
тексты, близкие дневниковым записям,
афоризмам.

Ритмический
рисунок прозаических миниатюр весьма
рельефный: встречаются тексты с явно
выраженным тяготением к метризации,
четкая рифмованная проза, традиционные
ритмически нейтральные построения.
Усиление лирического компонента можно
усмотреть в отсутствии заглавия либо
в откровенно “говорящем” названии,
порой выступающем как самостоятельный
текст. Ряд авторов использует также
графические возможности оформления
своих произведений.

Конкретизация
жанра часто происходит в подзаголовке
произведения. Но порой само название
несет в себе жанровое определение.
Естественно, речь идет не о собственно
“жанровом” лексиконе. В настоящее
время ведутся систематические исследования
по выявлению всей совокупности
художественных функций так называемого
заголовочного комплекса.

Принципы
выбора заглавия автором весьма
разнообразны. Вполне уместно говорить
о поэтике заглавия. Заглавие художественного
текста apriori имеет повышенную смысловую
нагрузку. Оно является символом некоего
смысла, микроманифестом всего произведения.
Заглавие и подзаголовок, если он есть,
– один из существеннейших элементов
композиции произведения.

Рассматривая
теорию заглавия, В.Тюпа сформулировал
ряд положений, из которых хотелось бы
обратить внимание на следующие:

1.
Заголовок текста… есть энергия сущности
самого произведения. Под “сущностью”
подразумевается предмет интерпретации.

2.
В качестве таковой “энергии” заглавие
текста неотделимо от сущности произведения
и потому оно есть само произведение,
т.е. эквивалентно именуемому [8. С.115].

Название
произведения может “программировать”
читательское ожидание. Особенно
показательны в этом отношении творческие
опыты в малой прозе А.П.Чехова. О некоторых
из них следовало бы сказать подробнее,
тем более что этот чеховский прием стал
традицией. Говоря о Чехове и его
экспериментах в области наименования
произведений, нужно отметить, что в
первую очередь речь идет о ранних
произведениях Антоши Чехонте. Ориентация,
настрой читателя не только на определенное
содержание, но даже и на некоторое
внешнее оформление происходит после
знакомства с названием рассказа.

Так,
“Жалобная книга”, без сомнения, должна
представлять собой достаточно краткие,
разнообразные по стилистике, но однородные
по содержанию (жалобы) записи. Однако
при такой прямолинейной трактовке
теряется всякая читательская интрига
и заранее отсекается элемент неожиданности.
Этим и пользуется автор, в определенный
момент раскрывая свою жалобную книгу
с неожиданной стороны. Серьезный тон
первого предложения (“Лежит она, эта
книга, в специально построенной для нее
конторке…” [9. С.45]) нивелируется
сообщением, что никакого ключа, вопреки
официальному сообщению, нет, и конторка
всегда отперта. Внутри жалобная книга
испещрена записями, но опять-таки это
не ожидаемое выражение недовольства
чем-либо, а своего рода “крик души”,
который, словно негатив, моментально
высвечивает сущность написавшего.
Удивительно то, что из разнобойной, на
первый взгляд, многоголосицы постепенно
выстраивается единый хор людей, и
вырисовывается рельефная картина
публики, проезжающей через данную
железнодорожную станцию. Более того,
чеховская жалобная книга находится не
где-нибудь в маленькой конторке
захолустного городка, а на железнодорожной
станции, через которую лежит путь людей
с разных концов страны. Поэтому можно
утверждать, что “Жалобная книга” –
своеобразный снимок, портрет
среднестатистических “героев” своего
времени.

Другой
пример игры с заголовками в маленьком
рассказе – “Правила для начинающих
авторов”. Стиль канцелярской бумаги,
ощутимый в формулировке, находит свое
продолжение и далее. Однако перечень
“правил” представляет собой отнюдь
не документ, пусть и художественный, а
его стилизацию с юмористическим
содержанием.

Сходно
по структуре с “Правилами…” “Руководство
для желающих жениться”. В данном случае
“документированность” проявляется
более широко. Гриф “секретно”, построение
текста согласно плану (“введение”,
“руководство I”, “руководство II”) и
подпункты внутри глав создают антураж
жестко регламентированной инструкции.
Развенчание серьезности – в самом
предмете описания. Классификация невест
по цвету волос, прическе, росту и свод
правил поведения с женой – смешны по
сути. Комический эффект от внешней
серьезности только увеличивается.

Иными
словами, “привязка” к жесткому,
традиционному жанровому каркасу весьма
условна, это понимают, в первую очередь,
сами авторы, активно “играя” с заглавием
и подзаголовком. В рамках же малой формы
подобные опыты приводят к тому, что
каждое произведение требует к себе
особенно пристального внимания в связи
с повышенным удельным весом каждого
слова, а заголовок, следовательно, может
выступать как жанрообразующий фактор.

Таким
образом, теория малой и минимальной
прозы – один из самых горячо обсуждаемых
вопросов сегодня в литературоведении.
Это связано с практически назревшей
необходимостью оценить бурно развивающийся
современный литературный процесс, в
котором чрезвычайно широко представлены
новые типы малых жанровых форм. Наиболее
правомерным представляется говорить
о существовании метажанрового поля,
где располагается целый комплекс
жанровых образований. Не только
формирование новых видов произведений,
но и появление различных модификаций
традиционных жанров (как, например,
рассказа) заставляет говорить в первую
очередь о признаках малой прозы вообще.
При этом прежде всего подразумевается
положенный в ее основу принцип лаконизма,
реализующийся на всех уровнях поэтики,
который отнюдь не умаляет всех
художественных достоинств каждого их
жанров малой прозы.

Соседние файлы в папке Характеристики жанра

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Определение

Рассказ – это повествовательное произведение небольшого объёма с ограниченным количеством действующих лиц, в котором обычно разворачивается одна сюжетная линия с конфликтной ситуацией. События рассказа кратковременны.

История возникновения (зарождения) жанра

Рассказ берёт своё начало из устного народного творчества. Этот повествовательный жанр возникает благодаря легендам, анекдотам, пословицам, песням, притчам, сказкам, басням и другим жанрам фольклора, из которых писатели черпали темы и сюжеты для своих произведений.

Уже в античной литературе (II – IV ст. н. э.) встречаются элементы рассказа. Однако в качестве отдельного жанра рассказ формируется в Европе в эпоху Возрождения (Э. Гофман, Дж. Боккаччо). В это время определяются его основные черты: случай, который меняет жизнь героя, драматический конфликт, необычные происшествия.

Исследователи считают, что о русской новеллистике можно говорить со второй половины ХVII в. – начала ХVIII в. Это связано с созданием «Истории о российском дворянине Фроле Скобееве», «Повести о Карпе Сутулове», а также с написанием «Русских сказок» В. А. Левшиным, «сказки» М. Д. Чулковым «Досадное пробуждение» и др. Хотя эти произведения и обозначались терминами «повесть», «сказка», «история», в этот период уже можно говорить об обособившемся рассказе.

На рубеже XVIII–XIX вв. рассказ появляется в Германии, а в ХIХ веке – в Северной Америке.

В середине 1820-х годов появляются первые произведения с подзаголовком «рассказ». Закрепление этого термина за повествовательными произведениями малой формы приходится на середину 1840-х годов. Рассказ выдерживает конкуренцию в среде других литературных жанров и начинает активно развиваться. Появляются очерки и заметки об этом жанре.

Д. У. Уотерхаус. «Декамерон»

Д. У. Уотерхаус. «Декамерон»

Зарождение жанра рассказа в традиционном смысле приходится на XIX век и связывается со знаменитыми «Повестями Белкина» А. С. Пушкина, «Петербургскими повестями» и «Вечерами на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Записками охотника» И. С. Тургенева.

В конце XIX – начале XX века происходит значительное усложнение художественной структуры рассказа. Расцвет жанра в этот период связан с крахом народничества и крушением веры в народнические идеалы. Наиболее яркие представители этого периода: Л. Андреев, И. А. Бунин, В. Гаршин, Г. Гауптман, Ги де Мопассан, О. Генри, М. Горький, А. И. Куприн, А. П. Чехов.

В русской литературе второй половины XX века происходит воздействие на рассказ со стороны других эпических жанров. Но рассказ по-прежнему остаётся устойчивым и мобильным.

Начиная с 1940-х годов, рассказ выделяют как особый литературный жанр, который отличается и от повести, и от физиологического очерка тем, что рассказывает о судьбе конкретного человека.

Основоположники рассказа

Известно, что рассказ как отдельный литературный жанр формируется в эпоху Возрождения. К первым образцам произведений рассказываемого жанра относятся «Кентерберийские рассказы» (конец XIV в.) английского писателя Дж. Чосера и «Декамерон» (1348-1351 гг.) итальянского писателя Дж. Боккаччо.

Характерные особенности рассказа

Большинство литературоведов выделяют следующие характерные особенности рассказа:

  • Небольшой объём.
  • Изображение одного или нескольких событий.
  • Наличие чёткого конфликта.
  • Краткость изложения.
  • Сжатость содержания.
  • Единство действия и места.
  • Наличие мотивов.
  • Одна проблема и вытекающее из этого единство построения.
  • Повествование от одного лица (рассказчика, героя или автора).
  • Ограниченное количество действующих лиц.
  • Раскрытие доминирующей черты характера персонажа.
  • Одна чётко выделенная сюжетная линия (часто судьба главного героя).
  • Наличие одного главного героя (реже – нескольких).
  • Законченность и полнота повествования.
  • Значимая концовка и катарсис.
  • Запоминающееся название.

Особенности построения сюжета и композиции в рассказе

В основе рассказа лежит несложный сюжет. В произведениях этого жанра повествуется о каком-либо событии из жизни одного или двух героев.

Традиционно в сюжет рассказа входит:

  • Экспозиция (есть не всегда) – вступительная часть произведения, содержащая сведения о месте и времени действия, героях и т.д.
  • Завязка – основное действие, которое постепенно нарастает и развёртывается в направлении кульминации.
  • Кульминация – главное звено сюжета, самый напряжённый момент в развитии действия.
  • Развязка – результат решительного поступка героя.

Зачастую в композицию рассказа входят части текста, не относящиеся к сюжету: портретные и пейзажные описания, авторские отступления. Например, в рассказе И. С. Тургенева «Муму» автор рассказывает о деревенской жизни Герасима, о его работе дворником.

И. С. Тургенев «Муму», иллюстрация

И. С. Тургенев «Муму», иллюстрация

Композиция, как и сюжет, подчиненны замыслу автора и имеют одну цель – изображение жизни человека, его переживаний, размышлений. При этом писатель не останавливается на подробностях.

Также в рассказах встречаются мотивы – значимые компоненты литературного текста, сопутствующие раскрытию темы или идеи. Например, во многих рассказах А. П. Чехова прослеживается мотив тоски.

Рассказы могут объединяться в циклы («Записки охотника» И. С. Тургенева, «Одесские рассказы» И. Бабеля, «Записки о Шерлоке Холмсе» Артура Конана Дойля и др.).

Художественные приемы в рассказе

Особая роль в рассказе отведена художественной детали, без которой невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения. Этот приём характеризуется смысловой и эмоциональной нагрузкой, а также изобразительной силой.

Так, в рассказе А. П. Чехова «Душечка» при описании жизни главной героини Оленьки Племянниковой автор пишет следующее:

«Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна. Теперь уже она была совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки»

А. П. Чехов «Душечка», обложка

А. П. Чехов «Душечка», обложка

В этих строках с помощью художественной детали автор подчёркивает состояние полного одиночества главной героини.

Также литературоведы подчеркивают роль заглавия рассказа как художественной детали.

Ещё одной особенностью рассказа является то, что автор нередко «передаёт перо» герою, который сам начинает рассказывать свою историю. Например, в рассказе Н. С. Лескова «Зверь» повествование идёт от первого лица. Герой вспоминает историю из детства, случившуюся в великий праздник Рождества Христова.

Во второй половине ХIX – начале ХХ вв. авторы рассказов обратились к художественному приёму под названием «поток сознания». Суть его заключалась в следующем: воспроизведение душевной жизни персонажа посредством переживаний, ассоциаций, воспоминаний и др.

К этому приёму обращается В. Гаршин в рассказе «Четыре дня», И. А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки». В европейской литературе к «потоку сознания» и к усилению элементов психоанализа в своих рассказах прибегают Ф. Кафка, А. Камю, Ф. Мориак, А. Моравиа и др.

В начале ХХ в. России пишутся сатирические рассказы (Ф. Искандер «13 подвиг Геракла», М. А. Булгаков «Воспаление мозгов», М. М. Зощенко «Человека жалко» и т.д.). В этих произведениях авторы используют аллегорию, гиперболизацию, иносказание.

Деление внутри рассказа как жанра

Рассказы бывают:

  1. автобиографическими;
  2. психологическими;
  3. бытовыми;
  4. философскими;
  5. научно-фантастическими;
  6. юмористическими;
  7. сатирическими;
  8. историческими;
  9. детективными.

Аудитория жанра

Каждый читатель может выбрать себе рассказ по душе, потому что тематика произведений этого жанра разнообразная.

Основной жанр малой повествовательной прозы полюбился не только взрослым, но и детям. Поучительные детские рассказы В. А. Осеевой, В. В. Бианки, В. В. Голявкина, К. Д. Ушинского, В. Ю. Драгунского появляются на страницах учебников уже в начальной школе. Дети с удовольствием читают о приключениях и историях из жизни своих сверстников.

Схожесть рассказа с другими жанрами

Исторически сложилось так, что рассказ близок с новеллой. Общее между произведениями этих жанров: содержание эпического и лирического начал, лаконизм в изложении достигается с помощью тщательного отбора отдельных выразительных деталей.

Интересно!

Литературовед-теоретик Г. Н. Поспелов, фото

Литературовед-теоретик Г. Н. Поспелов, фото

Большинство литературоведов полагают, что новелла и рассказ – это разные названия одного жанра (Б. В. Томашевский, Е. М. Мелетинский и др.). Часть исследователей говорит о том, что несправедливо отождествлять рассказ с новеллой, т.к. новелла – это еще одна разновидность малого прозаического жанра со своими отличительными характеристиками.

Советский учёный Г. Н. Поспелов считает, что «правильнее было бы понимать рассказ как малую прозаическую форму вообще и различать среди рассказов произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типа».

Также к рассказу близки другие формы эпоса: очерк и эссе.

Что пишет М. Горький о связи очерка и рассказа:

«очерк с одной стороны примыкает к публицистике, с другой – рассказу, особый жанр, неспособный заменить ни рассказ, ни публицистику»

И очерк, и рассказ пишутся формой литературного художественного языка, линия построения образа длится от начала произведения до его конца, широко используются портретные и пейзажные описания, психологизм. Сюжет рассказа и очерка складывается: из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.

Яркие представители

Непревзойдёнными мастерами в написании рассказов считаются такие русские писатели: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. Горький, М. А. Булгаков, Н. С. Лесков, А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. В. Набоков, В. П. Астафьев, М. М. Зощенко, И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, М. А Шолохов, Ф. К. Сологуб, А. П. Платонов, А. И. Солженицын, А. М. Ремизов. И. Ильф и Е. Петров.

Зарубежные представители: Ф. Кафка, А. Камю, Ф. Мориак, А. Моравиа, Дж. Чосер, Дж. Боккаччо, О. де Бальзак, С. Моэм, Ги де Мопассан, О. Генри, Р. Бредбери, Р. Акутагава.

Востребованность жанра в разные периоды

Пик популярности рассказа в России приходится на вторую половину XIX века (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. А. Шолохов и т.д.).

В разные периоды к рассказа обращались реалисты (А. Н. Толстой, И. С. Шмелёв, М. П. Арцыбашев и др.), модернисты (Ф. К. Сологуб, А. Белый и др.), сатирики (М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко и др.) и писатели, которые творили под влиянием реализма и модернизма (Б. К. Зайцев, С. Н. Сергеев-Ценский и др.).

Жанр остаётся востребованным и в настоящее время. Активно развиваются разновидности рассказа: бытовой, философский, сатирический, психологический, фантастический и т.д.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу входит огромное количество рассказов, среди которых: «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунина, «Куст сирени» А. И. Куприна, «Судьба человека» М. А. Шолохова, «О чём плачут лошади» Ф. А. Абрамова, «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» А. И. Солженицына, «Бежин луг», «Бирюк», «Записки охотника», «Муму» И. С. Тургенева, «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение», «Никита», «Юшка» А. П. Платонова, «Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет», «Царь-рыба», «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, «Кавказский пленник», «После бала» Л. Н. Толстого, «Живое пламя», «Кукла» Е. И. Носова, «Смерть чиновника», «Тоска», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш» М. Горького, «Голубая чашка» А. П. Гайдара, «Игорь Робинзон» С. Чёрного, «История болезни» М. М. Зощенко, «Уроки французского» В. Г. Распутина, «Тупейный художник» Н. С. Лескова, «Тихое утро» Ю. П. Казакова, «Кусака» Л. Н. Андреева, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина, «Дон Кихот» М. Сервантеса.


Список литературы

  1. Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Теория литературных жанров. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  2. Мелетинский Е.. Историческая поэтика новеллы. М., 1990
  3. Нинов А. Рассказ // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1971.
  4. Нинов А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956 – 1966). Л., Изд – во «Художественная литература». – 1969. – 288 с.
  5. Огнев А. О поэтике современного русского рассказа. Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1973. – 219 с.
  6. Поспелов Г.Н. Рассказ // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энцикл., 1987. – С. 318.
  7. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. – 155 с.
  8. Хализев В. Теория литературы.
  9. Шубин Э. А. Жанр рассказа в современном советском литературоведении. // Русская литература. – 1972. – № 1. – с. 223 – 229.

Ирина Мещерякова | Просмотров: 1.8k

  • Виды рассказа в педагогике
  • Виды разговорной речи рассказ беседа и спор
  • Виды работ с текстом сказок
  • Виды проблем в сочинении
  • Виды присказок в сказках