Виды рассказов в начальной школе

Изучение рассказа в начальной школе

Никишина Ксения Дмитриевна

Введение

 Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа призвана сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детскими книгами (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
В планируемых результатах освоения программы по предмету «Литературное чтение» сказано, что выпускник начальной школы научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; характеризовать героев; устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр.
В этой связи юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина и других писателей уже несколько десятилетий имеют огромный спрос у маленьких читателей. В них авторы всегда затрагивают какую-либо проблему, высмеивают тот или иной порок, заставляют задуматься и присмотреться к окружающим и к самому себе. Юмор помогает читателю с улыбкой посмотреть на себя со стороны, увидеть комизм и нелепость ситуаций, помогает преодолеть негативные черты, обладает огромной воспитательной силой, способствует формированию жизнелюбивой личности.
Рассказ – один из молодых малых эпических жанров – небольшое эпическое произведение, в центре которого, как правило, какой-то эпизод из жизни героя. Большое количество русских писателей создавали и создают для детей рассказы, которые составляют прочную основу литературного развития младших школьников.
Работу над рассказом в начальных классах необходимо строить исходя из специфики жанра. При анализе рассказа особое внимание должно уделяться персонажам произведения и их взаимоотношениям. Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли, чувства, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах  персонажей, оценивая героя не только по поступкам, но и по мотивам, их возвышавшим.
В работе над рассказами в начальной школе необходимо выстроить специальную методическую модель, которая может включать в себя: определение конкретного содержания рассказа; выделение рассказчика и его роль в произведении; определение главного героя рассказа, характеристика его действий, поступков и их причина; определение основных чувств и эмоциональных состояний героя; описание героя произведения с основой на собственное мнение и воображение; выяснение отношения автора к главному герою; определение основной мысли рассказа и его композиционное построение.
Цель данной работы – обосновать методику изучения жанра рассказа в начальной школе с учетом художественных особенностей юмористических произведений на примере рассказов Н.Носова и Драгунского.
1. Изучить и обобщить круг научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности восприятия и анализа художественного произведения младшими школьниками и основные направления работы по изучению юмористических рассказов.
3. Проанализировать программы по литературному чтению с целью выявления методических установок на изучение рассказа в целом и юморитических рассказов в начальной школе.
Объект исследования – методика изучения рассказа в начальной школе.
Предмет – методические приемы изучения юмористических рассказов в начальной школе.

 Изучение рассказа в начальной школе

Основные этапы работы над текстом: 
Рассказы для дeтeй младшeго школьного возраста остросюжeтныe, динамичныe, насыщeнныe нeожиданными комичeскими ситуациями. Вмeстe с этим, рассказы насыщeны лиризмом и юмором; повeствованиe, как правило, вeдeтся от пeрвого лица.
Работа над рассказом включает в себя несколько этапов.
А) Подготовительная работа к восприятию произведения.
Цель подготовительной работы – создать представления о событиях, героях, вызвать заинтересованность. В качестве подготовительной работы могут использоваться: беседа, рассказ, свободные высказывания учащихся, слушание музыки, экскурсия, демонстрация кино- и диафильмов, рассматривание книг писателя и т.п.
Здесь может быть уместно вступительное слово учителя, когда педагог очень коротко сообщает ученикам о том, какое произведение они будут изучать в тематическом разделе учебника.
Можно провести беседу с разной целевой установкой: выявить запас знаний и представлений учащихся о событиях, являющихся составной частью содержания или воссоздать чувства, которые дети ранее испытывали в той или иной ситуации.
Б) Чтение всего произведения в целом.
Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа «про себя» или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей такого важного качества чтения, как выразительность.
Рассказы о природе, о труде дети могут уже со 2 класса читать «про себя» с выполнением простого задания.
В) Краткая беседа по проверке первичного восприятия произведения.
Цель этого этапа: выяснить, какое впечатление произвел рассказ на учащихся. Уместно после прочтения задать примерно такие вопросы:
— Какое место вам запомнилось в рассказе?
— Кто из героев понравился и почему?
— Чем вам понравился рассказ?
— Какое настроение вызывает рассказ?
Г) Анализ произведения.
В процессе анализа выясняется конкретное содержание рассказа, композиция, мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты, идейная направленность. Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки героев. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.
Повторное чтение текста учащимися. Цель повторного чтения — закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Задания здесь могут быть самые различные. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени была потрачена на чтение, а не на разговоры по поводу прочитанного. Ориентиром постановки основной группы вопросов должны служить вопросы и задания из методического аппарата учебника. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана. Работа над планом предусмотрена методическим аппаратом книги и включает следующие задания: озаглавьте части рассказа, из заголовков составьте план прочитанного, составьте рассказ по предложенному плану.
Д) Обобщающая беседа.
В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.
Е) Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением.
Цель данного этапа урока заключается в том, чтобы научить осмысленно передавать свои впечатления от прочитанного через пересказ, а он может быть разным: подробным, сжатым, творческим; возможно составление диафильма, словесное рисование представленных картин, сочинение продолжения рассказа, соотнесение прочитанного с собственным опытом и т.д.
Планируя уроки чтения рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих чтение.
Анализ художественных образов представляет собой работу над словом, а также над образами во взаимодействии. Данный вид анализа позволяет выявить чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного произведения. Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, ситуациями, в которых оказываются персонажи. Так, герой может нравится, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие. Отношение к персонажам может меняться на протяжении чтения всего рассказа: то привлекать к себе, то отталкивать. Читатель оценивает героев в зависимости от того, как эмоционально он воспринимаем текст. Некоторых он прощает, оправдывает даже их отрицательные поступки, других не прощает. «Работу с рассказом на уроке нужно построить так, чтобы учащиеся смогли увидеть за конкретными образами их обобщенное значение — их смысл». В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа героя, и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Данный вид анализа имеет определенную последовательность: вначале проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер всегда проявляется в действии. Кроме этого, героя характеризуют его речь, ремарки автора (пояснения особенностей поведения героев, внешнего вида), затем рассматриваются взаимоотношения героев, так как на них строится любое действие в эпическом и юмористическом произведении. При этом важно, чтобы дети поняли мотивацию причины поведения персонажей, это могут быть личные качества характера, или же сложившиеся обстоятельства. Понимание идеи помогает осознанию позиции автора, это то, что именно хотел сказать автор своим произведением; выявляется личное отношение читателя к описанному в произведении. Авторское отношение к героям и их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: как в описании внешности героя отразилось отношение к нему автора, что изобразил автор в этой сцене, для чего. Данный вид анализа учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, мысли и чувства персонажей, черты их характера.
План рассказа о герое можно предложить детям в следующем виде:
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)…)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Можно задать на дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Этот вид работы приносит ощутимые плоды. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя — носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.

 

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

1. Дикие животные.
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.
— Сказки рассказанные для детей.
— Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:
— Докучные сказки типа «Про белого бычка».
— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
2. С Конечным повторением:
— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Рекомендации по работе с рассказом

Составил:
Дреев Дмитрий

Г. Шахты
2016
Содержание.
Аннотация.
Введение.
Понятие о рассказе. Функционально-смысловые типы речи.
Методика чтения произведений различных жанров.
Этапы работы над художественным произведением.
Предварительная беседа.
Чтение текста учителем.
Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.
Повторное чтение текста учащимися.
Пересказ прочитанного.
Заключительная беседа.
Воспитывающие УУД
Детские писатели, которые изучаются в начальной школе.
Список литературы.
Краткая аннотация исследовательской работы
Название работы: Методика по работе чтения произведений над рассказом
Цели исследования: Рассмотреть основные направления работы с рассказами разных типов, различной композиционной сложности; этапы работы над художественным произведением
Введение.
Выбранная мноц тема, а именно «Методика работы над рассказом актуальна и по сей день. Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи. В программе представлена общая ориентировка по работе с рассказом.
Рассказ- это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного. Автор рассказа составляет сначала его сюжет, выбирая только важные моменты. Потом развивает его так, чтобы заинтересовать читателя, в конце подводя итог. Самым интересным в рассказе, как и в любом произведении, является кульминационный момент и развязка.
Функционально-смысловые типы речи.
— описание;
— повествование;
— рассуждение.

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д. ; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п. ; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В. Солоухину)
Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка) , развитие события, конец события (развязка) . Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
Пример повествования:
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
(Б. Житков)

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
Цели урока:
Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения путем использования творческого пересказа.
Задачи урока:
1.Совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
2.Развитие умений оценивать героев, определять мотивы и последствия поступков героев, видеть динамику эмоций, осознавать идею произведения;
3.Воспитание у младших школьников любви к своему родному краю, уважения к труду людей, ответственности за свои поступки.
Методика чтения рассказа
Чтение художественных произведений.
Художественные произведения действуют на воображение читателя,
на его чувства и поэтому являются самым мощным средством воспитания. Чтобы учащиеся поняли и эмоционально пережили содержание художественного произведения, первое его восприятие должно быть целостным. Активному восприятию способствует предварительная беседа, создающая у детей определённое настроение, направленность мысли и чувства. Анализ художественного произведения ведётся от целого к частному и заканчивается в заключительной беседе обобщением полученных знаний. Организовывать уроки чтения художественных произведений надо так, чтобы на них было достигнуто, наибольшее воспитательное воздействие на учащихся и в то же время развивались их навыки чтения.
Этапы работы над художественным произведением.
1. Предварительная беседа.
Цель предварительной беседы — подготовить учащихся к восприятию художественного произведения.
Перед чтением нового для детей художественного произведения проводится предварительная работа. Она должна создать у учащихся интерес к читаемому, подготовить их сознание и чувства к целенаправленному, активному восприятию текста. В некоторых случаях перед чтением полезно показать подходящую картинку, фрагменты из диафильмов и кинофильмов, прослушать запись на магнитофоне.
В подготовительную работу входит и часть словарной работы. Но на этом этапе объясняются только те слова, незнание смысла которых затруднит понимание текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны. На предварительную работу на уроке нужно отводить не больше 3- 7 минут.
2. Чтение текста учителем.
Цель данного этапа — обеспечить первичное целостное восприятие текста учащимися, которое не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания всех его сторон.
Художественное произведение первым читает учитель. При этом книги у учащихся должны быть закрыты, чтобы всё внимание было сосредоточено на учителе, его мимике, жестах, голосе. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей выразительности чтения.
После первого чтения проводится короткая беседа с целью проверки усвоения содержания (кто главные действующие лица, когда и где происходит действие). Иногда перед чтением текста учащимся ставится вопрос, на который они должны ответить во время беседы.
3. Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.
Цель этого этапа — усвоение содержания читаемого и его анализ.
Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются её содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. Путём соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. Выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам. На этом этапе рассматриваются иллюстрации.
4. Повторное чтение текста учащимися.
Цель повторного чтения — закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения.
Задания здесь могут быть самые различные: перечитать рассказ и самостоятельно определить границы его частей, прочитать по ролям, упражнения в выразительном чтении, выборочное чтение. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени ушла на чтение, а не на разговоры по поводу читаемого. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана.
5. Пересказ прочитанного.
Цель пересказа — выяснить, насколько правильно учащиеся поняли содержание читаемого, насколько они прочувствовали его.
При передаче содержания своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся плановому и последовательному изложению материала. В зависимости от характера произведения, его объёма, целевой направленности и возраста, учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов:
— словесное рисование;
— подробный и краткий пересказ;
— выборочный пересказ;
— пересказ от другого лица;
— рассказ по аналогии.
6. Заключительная беседа.
Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при разборе частей.
В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся. Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже заканчивается.
Необходимо помнить, что чтение нельзя проводить всегда по одному плану. Формы работы должны меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объёма и жанровых особенностей. Работа над сюжетным рассказом потребует одних приёмов, над стихотворением и басней — других. Сказка, как разновидность устного народного творчества, должна читаться по — особому.
Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.
Вывод: Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений.
На уроках литературного чтения формируем следующие универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Виды регулятивных действий:
1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.
2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».
3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.
4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».
5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) умение ориентироваться на развороте учебника;
7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, в группах.
Виды коммуникативных действий:
1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке. Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».
2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».
4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т. д.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока.
В начальной школе изучаются рассказы таких писателей как:
Е. ПЕРМЯК В. ОСЕЕВА
Н.НОСОВ Л. ВОРОНКОВА
Ю. КОВАЛЬ Н. ПАВЛОВА
М. ПРИШВИН К. УШИНСКИЙ
Г. СКРЕБИЦКИЙ В. БИАНКИ
В.ДРАГУНСКИЙ М.ГОРЬКИЙ
К.ПАУСТОВСКИЙ В.Н.НОВИКОВ
Н.СЛАДКОВ Б.ЖИТКОВ
Э.УСПЕНСКИЙ
Список используемой литературы
Интернет-источники.
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1948https://otvet.mail.ru/question/14369200http://zheschool3.ru/index.php/innova/80-ogneva2

06.12.2015

Виды пересказов в начальной школе

Квасникова Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

Существует несколько классификаций пересказов.
рассказывание на основе личных впечатлений
пересказ, близкий к тексту (подробный пересказ);
краткую передачу содержания произведения или его части (краткий пересказ);
выборочный пересказ;
творческий пересказ.

Оценить★★★★

23187

Содержимое разработки

Квасникова Наталья Юрьевна,

Антонова Инна Геннадьевна

МБОУ «СОШ № 65» г. Кемерово

учитель начальных классов.

Виды пересказов в начальной школе

Под пересказом в школьной практике понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Пересказ тесно  связан  с  развитием  речи  учащихся. Для   того  чтобы   речь  развивалась,  учащиеся  должны  чётко  понимать,  что  от  них  

Требуется  в  том  или  ином  задании.  В   пересказе  художественных   произведений  

важно  учитывать  виды  пересказа  и  требования  к  ним.

 Пересказ рассчитан на образное мышление слушателей, он стремится возбудить их воображение и чувство. Существенной особенностью рассказывания является его импровизационный характер. В этом трудность рассказывания и в этом же его воспитательная роль. Рассказывание повышает культуру речи больше, чем выразительное чтение. Именно в процессе рассказывания происходит обогащение словаря и фразеологии рассказчика. Из огромного запаса слов, оставляющего словарь русского языка, каждый владеет сравнительно небольшим запасом слов, которые составляют его личный словарь.

 Существует несколько классификаций пересказов. 

рассказывание на основе личных впечатлений

пересказ, близкий к тексту (подробный пересказ);

краткую передачу содержания произведения или его части (краткий пересказ);

выборочный пересказ;

творческий пересказ.

 Рассказывание на основе личных впечатлений

Этот вид пересказа предполагает изложение детьми фактов и впечатлений из личного опыта. Ребенку легче говорить или писать о хорошо ему известном, о том, что он сам наблюдал, чем понять авторский текст, осмыслить содержание и потом уже писать или рассказывать. Именно поэтому обучение пересказу целесообразнее начинать именно с данного вида рассказывания.

Успех рассказывания зависит от трех моментов: ясности, с которой представляет себе ребенок то, о чем он говорит; степени его увлеченности рассказом; активности передачи своих мыслей и чувств. Все это гораздо более присуще рассказыванию на основе личных впечатлений, чем другим видам пересказа.

 Подробный пересказ

Среди различных видов пересказов наибольшее распространение в школьной практике получил подробный пересказ—пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. При этом он рассматривается главным образом как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний учащихся.

Наблюдения показывают, что цепкая память ребенка захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые учителем для пересказа. Однако задержанные памятью для такой утилитарной, близкой цели, они затем очень быстро «выветриваются», так и не входя в активный словарный запас ребенка. Между тем из всех видов пересказа подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи учащихся. Помимо того, что учащиеся знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают словами, необходимыми для связи одной мысли с другой, выражающими различные временные и. причинные отношения. Так появляются в речи детей местоименные наречия, союзы и другие грамматические категории, которыми дети овладевают практически.

 Краткий пересказ

Умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном, услышанном, просмотренном — важнейшее качество связной речи. Рассказать кратко — задача значительно более сложная, чем рассказать по дробно, все подряд. В чем же ее особенность, какие требования она предъявляет к мыслительной деятельности?

Сложность задачи краткого рассказа (или пересказа) заключается, прежде всего в том, что она предполагает отбор материала необходимого для воспроизведения основного смысла воспринятого. Обращаясь к учащемуся с просьбой — рассказать кратко, учитель обычно формулирует эту задачу так: «Расскажи кратко, рассказывай не все подряд, а только самое главное, самое существенное». Какие-то части прочитанного, составляющие главное в его содержании, учащийся должен обязательно вобрать в свой рассказ, менее же существенные части этого содержания отсеять, не включать их в пересказ. Таким образом, чтобы выполнить краткий пересказ, учащийся должен осуществить, прежде всего, сложный анализ воспринятого содержания: выделить главное в нем и отчленить его от второстепенного. Так как второстепенные части, которые чаще всего дополняют главные и «идут» рядом с ними, не должны входить в пересказ, то учащийся должен самостоятельно произвести объединение выделенных для воспроизведения мыслей, т. е. произвести новый синтез выделенного для воспроизведения содержания, установить в нем новые связи. Однако сложность задачи этим еще не исчерпывается.

Краткость пересказа не может быть достигнута простым механическим отбрасыванием, отсеиванием, отсечением более второстепенных частей содержания. Краткость изложения тем и сложна, что она всегда требует других, по сравнению с воспринимаемыми, речевых средств, оборотов, способов, других формулировок для выражения воспринятого содержания. Краткий пересказ всегда результат сложного переосмысливания прочитанного, передача его содержания в более обобщенной речевой форме.

В этом смысле краткий пересказ — задача значительно более сложная, чем пересказ выборочный. Для выборочного пересказа также осуществляется отбор одних частей и отсеивание других, однако механизм этого отбора в выборочном и кратком пересказах принципиально разный. В выборочном пересказе требуется обычно воспроизвести только определенную часть содержания, причем часть эта всегда задана, определена («Расскажи только о повадках лебедя, про все другое не рассказывай», «Расскажи вес, что ты прочитал о природе зимнего леса, о жизни животных о зимнем лесу рассказывать не надо» и т. п.).

Решить такую задачу гораздо проще, чем выделить главное; чтобы выполнить последнее, надо понимать, что такое главное и соответственно, что такое второстепенное. Основные затруднения, которые дети испытывают, готовя краткий пересказ, связаны прежде всего с.задачей определить, что же такое главное, а также с нахождением соответствующих речевых форм для его выражения.

Главное нельзя выделить путем отсечения ила простого пропуска одних частей содержания и воспроизведения других. Главная идея, главная мысль содержания’ присутствует обычно в той или иной степени во всех его частях, вплетена (иногда очень сложно) в ткань всего произведения, если речь идет о словесном тексте. Выражение основного содержания почти всегда связано с переформулировкой текста, с внесением в его содержание определенных обобщений, выводов.

 Выборочный пересказ

Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий произведения. Само название этого вида пересказа свидетельствует о том, что основным, самым существенным признаком его является отбор, выбор.

Прежде всего, перед учащимися встает задача выделить из содержания текста те части его, те линии, которые относятся к заданной ему теме, на них сосредоточить свое внимание. Таким образом, он должен прежде всего осуществить сложный анализ всего содержания. Выбранные, отобранные для пересказа части (линии или части содержания) он должен вслед за этим объединить таким образом, чтобы получился связный рассказ на заданную тему, т. е. осуществить синтез выделенного содержания. И, наконец, учащийся все время должен заботиться о том, чтобы этот пересказ не включился тот материал, то содержание, которое хотя и было им воспринято рядом, но прямо с заданной для пересказа темой не связано, т. е. от учащегося требуется суметь абстрагироваться от определенных частей воспринятого содержания.

Известно, какие большие препятствия вызывает у школьника необходимость дать ответ на вопрос, относящийся только к какой-либо части текста. Как часто, в ответ на предложение учителя продолжить, рассказ, начатый другим учеником, учащийся начинает рассказывать все сначала.

Выборочный пересказ предъявляет к мыслительной деятельности детей значительно, более серьезные, требования, чем подробный. Однако сложность задачи вовсе не означает недоступность ее для учащихся. Совсем наоборот, при определенных условиях некоторые формы выборочного пересказа доступны учащимся даже первых классов. Следует подчеркнуть, что именно потому, что эта задача является не простой, решение ее способствует умственному продвижению учащихся, в первую очередь развитию их мышления и речи.

Творческий пересказ

 Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

— пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица

 Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста, например, необходимо переводить прямую речь в косвенную.

— пересказ от лица одного из персонажей

 Работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений. Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

— пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей

продолжение рассказа, судьбы героя

 Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых излагается (точнее, проектируется) дальнейшая судьба их любимых героев. Однако нельзя забывать, что младшие школьники имеют слишком малый жизненный опыт, им трудно предугадать судьбы литературных персонажей. Следовательно, предлагать детям продолжать судьбы героев нужно очень осторожно, на материале, знакомом младшим школьникам.

— инсценирование рассказа, т. е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение.

 Оно состоит в передаче событий повествования в драматической форме. Инсценировать рекомендуется тексты, в которых много диалогов и сравнительно проста обстановка. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий (или ведущие) в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

— словесное рисование («что я изобразил бы на картине»).

 Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Когда прочитан рассказ или описание, учитель говорит: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия? Расскажите, как будто все это перед вашими глазами, будто вы сами видите и описываете». Обычно словесные картины рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.

 Таким образом, под пересказом понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Выделяют несколько видов пересказов, используемых в школе: рассказывание на основе личных впечатлений, подробный пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ, творческий пересказ. Рассказывание на основе личных впечатлений предполагает изложение фактов и впечатлений из личного опыта. Задача подробного пересказа – воспроизвести текст в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. Краткий пересказ предполагает сжатую передачу смысловых частей текста. Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий произведения. При творческом рассказывании делаются дополнения и производятся различные перестройки в исходном тексте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алешаева Н. П., Тупалева Н. В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. //Начальная школа, 2004, №11.

Молдовская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения./– М: Просвещение, 1976.

Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу. //Начальная школа, 1997, № 5.

Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. //Начальная школа, № 9, 1981.

Куприна Г. Н./Новлянская З. Н., Мелик–Пашаев А.А./-Как развивать художественное восприятие у школьников. – М: Просвещение, 1988.

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М: Лаида, 1994.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/168990-vidy-pereskazov-v-nachalnoj-shkole

Также вас может заинтересовать

  • Урок по балладе Симонова «Сын полка»
  • Герои сказок А.С. Пушкина в изобразительном искусстве и литературе
  • Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса в технологии МРО с учетом ФГОС второго поколения. УМК Начальная школа 21 века
  • Урок литературного чтения в 4 классе
  • Работа на уроке лит.чтения над авторскими зарубежными сказками (Андерсен. Самое невероятное)

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Виды рассказов в литературе
  • Виды рассказа в педагогике
  • Виды разговорной речи рассказ беседа и спор
  • Виды работ с текстом сказок
  • Виды проблем в сочинении