Виды разговорной речи рассказ беседа и спор

К
жанрам речевого общения относим беседу,
разговор, спор, письмо и др.

Письмо
– процесс создания текста с последующей
графической его фиксацией. Для младшего
школьника письмо – тяжелый труд, т. к.
включает в себя различные психические
функции, а также мышечную энергию еще
мало тренированной руки. В письме
выделяется техника и содержание.
Написание может быть полным и сокращенным,
а по степени готовности – черновик и
беловик. Создание ребенком теста – это
отдельное речевое действие. Чтобы
сформировать новое умственное действие,
его нужно предварительно дать как
действие внешнее. Л.С. Выготский трактует
речевое действие как процесс постановки
решения своеобразной задачи, как процесс
мыслительного акта. Схема порождения
речевого письменного высказывания
выглядит так:

1.
Мотив – речевая интенция;

2.
Внутреннее программирование;

3.
Реализация речевого действия.

Работа
над текстом начинается с обдумывания
предварительного «стратегического»
плана высказывания. В процессе письма
он непрерывно уточняется и изменяется.
Обдумывал будущий текст, пишущий может
опираться на черновые записи. А при
окончательной обработке написанного
автор сравнивает компоненты текста с
возможными лучшими вариантами. Лексическая
подготовка включает в себя работу над
значением и употреблением в речи как
новых, так и частично знакомых слов,
объединенных в тематические группы.
Составлен текст, автор опирается на тот
запас языковых средств, который накоплен
им в процессе речевой практики. Другой
компонент долговременной по памяти –
запас представлений образованных в
разные моменты жизни.

Беседа
– устная форма педагогического общения.
Беседа предполагает смену говорящих.
Выделяют основные функции беседы в
условиях обучения: начало, мотивация
учебно-коммуникативной деятельности
школьников; контроль учителя и
координирования действий учащихся;
обмен информацией; взаимное общение,
поддержание деловых и дружеских
контактов. В ходе беседы дети подвергаются
воздействию 4 факторов: авторитет
учителя; содержание беседы; коммуникативная
подготовленность учителя; информация
по теме обсуждения.

По
целям можно выделить следующие виды
бесед:

1.
Информативные беседы, цель которых
разъяснить учебный материал без
воздействия на чувства;

2.
Воздействующие беседы, цель которых
не только разъяснить новое понятие, но
и воздействовать на чувства детей,
разбудить их воображение;

3.
Убеждающие беседы, цель которых
добиться каких-либо действий, влияние
не только на сознание, чувства, но и на
волю с помощью обсуждения;

4.
Событийные беседы, связанные с
какими-либо событиями.

По
характеру отношений выделяются
неофициальные и официальные беседы.

Дружеская
беседа ничем не регламентирована,
разговор на любые темы, по времени
сколько угодно, каждый из собеседников
хорошо знает другого. Эта беседа
спонтанна, темы бытового характера,
есть юношеский жаргон, мало пауз
колебаний. Деловая беседа – содержание,
время и место встречи строго
регламентирована, необходимости без
личностных моментов. Эта беседа
подготовлена, очередность заранее
определена и соблюдается.

Рассказ
– монологически последовательное
изложение преимущественно фактического
материала.

Спор

вид диалога, при котором собеседники
изначально имеют различные или
противоположные суждения по одному
предмету.

Цель
спора –

или приближение к истине в оценке данного
предмета, или достижение единства
взглядов путем доказательства или
убеждения. Платон называет спор
«умственным пиром» и это вполне
оправданно. При должном взаимоуважении,
полемистов, готовности принимать
противоположные аргументы, умении
слушать и понимать спор действительно
превращается в исключительное по своему
значению средство повышения интеллектуальных
потенциалов личности, ее речевого и
духовного совершенствования. Во время
спора важно следовать единству предмета,
который должен быть выяснен в самом
начале, как и круг его понимания
собеседниками. В споре важно видеть
софистические доводы собеседника и
никогда не прибегать к ним самому.
Выигрывает спор тот, кто держит в сознании
весь его силлогистический ход, кто
никогда не окажется в состоянии чрезмерной
аффектированности, кто видит и вовремя
разоблачает софистические уловки
противника.

При
разговоре сообщение подается отдельными
поруними, собеседники делают речь ясной,
недвусмысленной. Разговор имеет начало,
некоторое продолжение и завершение.

Соседние файлы в папке Выпустить

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

К устным жанрам разговорной речи относят — беседу, спор, разговор, рассказ, комплимент, историю

Беседа

Это жанр разговорной речи, при которой происходит:

а) обмен мнениями собеседников на какую-либо тему: о выставке, о направлениях в живописи, о событиях в стране; на бытовые темы, своеобразным обменом мнениями являются сплетни. Например, разговор двух дам о губернаторской дочке в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;

б) обмен сведениями о личностных интересах участников общения: похвалы, комплименты, одобрение, искренние признания. Для этого типа беседы характерно душевное созвучие:

Я искренне тебе благодарна, Танюша, за то, что для меня сделала. Если бы не ты, то я бы ничего не успела. Спасибо тебе, дорогая!

в) бесцельный обмен мнениями – праздноговорение: участники диалога снимают напряжение, рассказывая анекдоты, шутя, упражняясь в остроумии:

Мне вчера рассказали такой смешной анекдот, слушай! И тебе? Мне тоже рассказали. Давай сначала я.

Традиция вести беседу складывалась веками. Важно при ведении беседы быть искренним, естественным, добрым, разговор должен носить диалогичный характер. Истинная беседа – это диалог.

 Комплимент

Это  речевая импровизация, с целью доставить адресату удовольствие, выразить приятное, галантное, любезное отношение человеку, похвалу.

При создании комплимента нельзя забывать о  необходимости его соразмерности, искренности. Ложь, скрытая в комплименте, – это лесть. Важно, чтобы комплимент не был «избитым», нужно стремиться к нестандартности, свежести  в поиске форм при его создании. Главное в комплименте – это искренность любовного или дружеского внимания.

Изящество комплимента в соблюдении меры, естественности и искусства, свежести смысла и соблюдении традиционной формы. ХХ век оказался более сдержанным в проявлении чувств, поэтому форма комплимента стала более простой

(Вы прекрасно сегодня выглядите, как вам идет это платье и т.д.).

Разговор

Это еще один жанр такой речи, отличающийся  от беседы  своей целенаправленность — недаром в языке существует выражение:

«У меня к тебе есть разговор».

Тип разговора, как правило, определяет первая реплика.  Разговоры могут быть:

  • информативными,
  • предписывающими
  • и направленными на выяснение отношений.

а) Информативный разговор — первая реплика заключает в себе  вопрос.  Один из участников  разговора заинтересован получить какую-либо информацию. Роль лидера играет спрашивающий, именно он направляет течение разговора. Успешность разговора определяется единством «мира знаний» участников, а также знанием норм социального этикета.

б) Предписывающий разговор — один из говорящих дает указание, совет, убеждает другого в чем-либо. Обычно участники  разговора имеют разные социально-ролевые характеристики:  отец — сын, взрослый – ребенок.

в) Разговор, направленный на выяснение отношений —  такой разговор может быть ссорой, конфликтом, упреком.
Стратегией  ведения такого типа  разговора могут быть агрессивная интонация и даже молчание.

Спор

Это диалог, цель которого —  обмен мнениями,  ради принятия решения  или выяснения  истины. Стратегия   ведения спора в разговорной речи  определяется целеустановкой спорящих. При позитивном настрое на выяснение истины или выхода из ситуации спор приводит к положительным результатам. В бытовых спорах, если участники понимают, что невозможно прийти к единому мнению, возможно прекращение спора — тактика изменения темы.

 Рассказ

Это монолог, и как жанр разговорной речи возможен при согласии одного из участников выслушать собеседника. В этом случае диалог превращается в монолог. Темы рассказа чрезвычайно разнообразны: случаи из жизни рассказчика или его знакомых, впечатления об увиденном или услышанном и многое другое.   В рассказе автор создает целостную картину события, интерпретируя   и  оценивая их. Рассказчик стремится заинтересовать слушателей. Второй участник общения (слушатель)  поддерживает рассказчика перебивами, репликами, восклицаниями, эмоциональными проявлениями (например, смехом).
Близок к жанру рассказа жанр истории. Это тоже монологический жанр, он не включает самого автора как действующее лицо. Цель рассказчика — не только передать сведения, но и подвести итоги, сопоставить с оценкой современных событий и фактов. В изложении истории возможны отступления от сюжета, тематическая фрагментарность, вопросно-ответные ходы и т.д.

Материалы публикуются с личного разрешения автора к.ф.н. О.А.Мазневой   (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Разговорный стиль — это разновидность русского литературного языка, которая используется в неофициальной обстановке и характеризуется свободным выбором языковых средств.

Выясним, что такое разговорный стиль в русском языке, определим его цель, стилевые черты, жанры и специфичные особенности, отличающие его от книжных стилей. Приведем примеры использования разговорного стиля в речи.

Что такое разговорный стиль?

Разговорный стиль используется в непринужденной бытовой и профессиональной речи. Основной его целью является непосредственное неофициальное общение (коммуникация), обычный обмен мыслями и впечатлениями собеседников в неформальной обстановке, в быту или на службе. Этот стиль речи реализуется чаще всего в форме диалога между участниками разговора.

Разговорный стиль речи

Пример разговорного стиля речи

— Хочешь пойти сегодня со мной в театр?

— А что там дают?

— «Ромео и Джульетта»

— Замётано!

— Тогда встретимся в 18.30 у центрального входа.

Разговорная речь может использоваться в форме монолога, который затем переходит в диалог, если слушатель начинает задавать уточняющие вопросы и интересоваться дополнительной информацией.

Представляете, вчера я купила костюм для фитнеса. И что вы думаете? Моментально растянулось трико на коленях. Я хотела вернуть его в магазин, но продавец даже слушать меня не стал. Он с ходу заявил: «Какие деньги, такое и качество!» Ну, не наглость ли? Совсем ни в какие ворота не лезет! Так и стремятся надуть! Ну, я им покажу где раки зимуют!

Определение

Разгово́рный стиль — функциональный стиль речи, используемый для неформального общения, в частности для обсуждения бытовых вопросов в неофициальной обстановке. Для этого стиля характерно использование разговорной и просторечной лексики.

Познакомимся с характерными особенностями разговорного стиля речи.

С одной стороны, этот стиль речи является разновидностью литературного языка. С другой стороны, он отличается от книжных стилей (научного, публицистического и т. д.) сферой употребления, стилевыми чертами и особенностями используемых языковых средств.

Укажем жанры разговорного стиля, с помощью которых реализуется его коммуникативная функция.

Жанры разговорного стиля

Как уже отмечалось, разговорный стиль уместен в сфере бытовых и профессиональных неофициальных отношений. Его преобладающая форма — это устная речь, которая реализуется в жанре беседы, телефонного разговора, спора, комплимента, поздравления и пр.

Разговорный стиль используется также в некоторых письменных жанрах: записках, личной переписке (письма), дневниковых записях, блогах в интернете, смс-сообщениях.

Мастера слова употребляют этот стиль и в художественной литературе как средство характеристики персонажа.

Стилевые черты

Для разговорного стиля русского языка характерны следующие стилевые черты:

  • непринуждённость, неофициальность;
  • экспрессивность
  • неподготовленность
  • свободный выбор языковых средств;
  • использование невербальных средств общения (мимика, жесты, реакция собеседника).

В отличие от публицистики, науки, официально-деловой сферы в непринужденном общении говорящий не отбирает тщательно языковые средства, а свободно применяет весь спектр слов, оборотов речи, фразеологических сочетаний, известных ему и востребованных непосредственно в момент речи.

Особенности языковых средств разговорного стиля речи

Разговорный стиль кардинально отличается от книжных стилей выбором языковых средств. Важную роль в его звуковом оформлении играет фонетическая сторона речи: интонация, паузы, ритм и темп речи, логическое ударение, индивидуальное произношение звуков и слов.

Разговорный стиль речи

В разговорной речи отметим быстрый темп речи, меньшую тщательность артикуляции звуков, результатом чего является неотчетливое произношение и искажение (редукция) звуков. Некоторые слова произносятся с другим ударением, отличающимся от акцентологической нормы литературного языка:

  • зво́нит, зво́нишь вместо звони́т, звони́шь;
  • кухо́нный вместо ку́хонный;
  • ба́ловать вместо балова́ть;
  • по́няла вместо поняла́ и т.д.

В непринужденном общении говорящие не стремятся подбирать слова и обороты речи. Для разговорного стиля характерен непреднамеренный выбор лексических средств языка.

Такой подход обусловил специфику лексики разговорного стиля:

  • сочетание нейтральной и разговорной лексики;
  • употребление просторечных слов и выражений (стырить, нафиг, влипнуть);
  • конкретные слова преобладают над абстрактными существительными;
  • использование слов с суффиксами субъективной оценки с уменьшительно-ласкательным значением или преувеличения, неодобрения (старушка, худющий, холодище, старикан, вечерком);
  • употребление метафор («винегрет», «каша» вместо «путаница», «кисель» о бесхарактерном, вялом человеке);
  • усечение слов (препод, безнал, маг, напряг);
  • замена словосочетаний одним словом (электричка, маршрутка, сгущёнка).

На морфологическом уровне разговорного стиля отметим

  • наличие особых звательных форм (Лен, Петь, Саш, Людк);
  • использование существительных с окончанием (из дому, в отпуску) и (договора́, бухгалтера́, плинтуса́);
  • употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием (пять грамм,  ящик мандарин, апельсин, помидор);
  • использование приставочных форм сравнительной степени наречий с суффиксами -е, -ей (получше, посмелей, побыстрей);
  • преобладание глаголов, личных местоимений, междометий, частицы в качестве сказуемых (пойду скажу, сидит пишет, же, ну, вот);
  • отсутствие причастий, деепричастий, кратких форм прилагательных.

В построении фраз и предложений разговорного стиля чётко прослеживается стремление к экономии языковых средств. Это проявляется следующими особенностями:

  • неполные предложения;
  • преобладание простых предложений над сложными;
  • употребление отглагольных междометий вместо глаголов в качестве сказуемых (Кошка шмыг из кухни. Мальчишка шасть в огород!)
  • безличные предложения;
  • вопросительные и побудительные предложения.

В качестве иллюстрации приведем пример широкого использования в разговорном стиле речи неполных предложений:

— Вчера купил новый смартфон.

— За сколько?

— Дорого!

— И всё же?

— Коммерческая тайна!

Итак, разговорный стиль обладает ярким своеобразием языковых черт, иногда выходящих за рамки нормированного литературного языка. Этот стиль служит убедительным доказательством того, что в нем могут быть отступления от нормы литературного языка из-за употребления слов и оборотов речи со сниженной, грубой, просторечной окраской. Но разговорная речь образованных людей является частью литературного языка, книжные стили которого связаны строгими нормами.

Разговорный стиль в художественной литературе

В своих произведениях художники слова мастерски используют разговорный стиль речи.

Известный писатель-сатирик М. Зощенко строил свои рассказы в виде непринужденной беседы с читателем. Его герои рассказывают о себе в манере устной разговорной речи, что делает их образы ёмкими и выразительными. Даже не услышав голоса и не получив скрупулезного описания внешности, читатель ярко представляет себе героя повествования.

И зачем только дозволяют пассажирам на третьих полках в Москву ездить? Ведь это же полки багажные. На багажных полках и пущай багажи ездят, а не публика. А говорят — культура и просвещение! Иль, скажем, тепловоз теперь к поездам прикрепляют и ездят после. А между прочим — такая серость в вагонах допущается. Ведь это башку отломить можно. Упасть вниз. Вниз упадешь, а не вверх.

М. Зощенко. Пассажир

Сам писатель утверждал: «Я пишу на том языке, на котором говорит и думает улица». С помощью разговорной речи автор создал яркое впечатление о характере персонажа. Писателя интересует прежде всего внутренний мир героя, мышление внешне культурного, но по сути своей мещанина.

Видео «Разговорная речь (11 класс)»

  • Виды проблем в сочинении
  • Виды присказок в сказках
  • Виды ошибок в сочинении по литературе
  • Виды народных сказок 5 класс таблица
  • Виды народных сказок 5 класс примеры