Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Сказки-
произведение устного народного творчества -
-
3 слайд
Народные сказки —
сказки, которые были придуманы народом -
4 слайд
Литературные сказки —
сказки, которые были
написаны автором -
5 слайд
Сказки о животных
Героями являются животные
Животные способны говорить, думать, разумно действовать
Повествование ведется с точки зрения животных
Наличие диалогов, песен
Каждое животное имеет характер, свои отличительные черты -
-
7 слайд
Бытовые сказки
Отсутствие фантастики
Герои – обычные люди
Реальные конфликты
Сказочное решение
Герои проявляют смекалку и мужество -
-
9 слайд
Волшебные сказки
Сказочные герои, чудовища
Волшебные предметы
Заклинания
Волшебные места, время
Волшебные превращения -
10 слайд
Распредели сказки по группам
О животных
Бытовые
Волшебные -
Краткое описание документа:
Данная презентация позволит познакомиться детям с темой «Сказки».
Они узнают определение понятия «сказка», их типы и виды. Смогут познакомиться подробнее с каждым видом (о животных, бытовые, волшебные). Также ребята узнают основных героев каждого вида сказок и их характерные черты. В конце презентации дети смогут попробовать применить полученные знания и распределить известные им сказки по группам.
Презентация знакомит детей с особенностями литературных сказок
Скачать:
Подписи к слайдам:
Виды народных сказок
Традиционно подразделяют на три вида:
Социально — бытовые
О животных
Волшебные
Сказки о животных
Социально-бытовые сказки
Волшебные сказки
Главные герои:Животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным
Главные герои:люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
Главные герои:люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев.
«Медведь и лиса»«Лиса и тетерев»«Лиса и журавль»…
«Каша из топора»«Умная внучка»«Солдат и царь»…
«Василиса Прекрасная»«Царевна — лягушка»«Кощей Бессмертный»
Авторские сказки
Нет четкого деления. Зависят от авторской фантазии. Могут быть сказки, написанные стихами (В.А. Жуковский «Кот в сапогах»), пьесы-сказки (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»). В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.
Зачин Экспозиция Завязка
Развязка Исход
Кульминация
Композиция народной сказки
Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается
Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие особенности: — наличие традиционных формул зачина и концовки; — наличие повторяющихся конструкций; — разговорная речь, — повторяющиеся приемы повествования, — трехступенчатое строение сюжета.
Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у народной ее стилистические особенности. Но только от воли автора зависит речь героев сказки. В народной сказке преобладает повествование. В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.
Художественное время не совпадает с временем реальным. Таким образом, в народной сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия). В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему переставить их во времени.
Герои литературных сказок отличаются от героев народных сказок. В литературных сказках мир добра и зла не разграничен. Так характер героев может изменяться в ходе сказки, например, как царь Салтан и Матвей в сказках «Спящая царевна» и «Сказка о царе Салтане».
Виталий Георгиевич Губарев
Как писатель-фантаст Виталий Губарев дебютировал в 1951 г. повестью-сказкой «Королевство кривых зеркал» через год была создана одноимённая пьеса, а в 1963 г. по книге был поставлен фильм, пользовавшийся большой популярностью. Книга переиздавалась более 50 раз.
В каком классе училась Оля?
1. В четвертом
3. В шестом
2. В пятом
4. В седьмом
Вопросы от бабушки
Мне очень хотелось, чтобы Оля …?
1. …повзрослела
2…. изменилась
3. …взглянула на себя со стороны
4. …исправилась
Вопросы от бабушки
Из чего был построен город, в который мы попали?
1. Из дерева
4. Из кирпичей
2. Из стекла
3. Из бетона
Вопросы от Оли
Кто помог нам попасть во дворец короля ?
2. Дядюшка Бар
4. Нушрок
1. Тетушка Аксал
3. Абаж
Вопросы от Оли
Куда я прыгнула спасаясь от Нушрока?
1. В подвал
4. В прорубь
3. В реку
2. В печку
Вопросы от Оли
Что я съела без разрешения бабушки?
1. Варенье
4. Сгущенку
2. Шоколадку
3. Конфеты
Вопросы от Оли
Вспомните мое имя?
1. Йагупоп
2. Каруд
3. Топсед
4. Нарит
Вопросы от короля
Олин папа говорил, что никогда нельзя терять?
4. Паспорт
3. Деньги
1. Надежды
2. Дружбы
Вопросы от Яло
Кто присутствовал при каждой казни?
1. Анидаг
3. Абаж
2. Нушрок
4. Топсед
Вопросы от короля
Когда Оля вернется домой, часы будут показывать?
1. На час меньше
3. Полночь
4. Тоже время
2. На час больше
Вопросы от Яло
По какому предмету Оля дала урок королю?
1. Истории
4. Русского языка
3. Математики
2. Чтения
Вопросы от Яло
Что было в корзине, в которой спрятались девочки?
1. Индюшки
3. Куропатки
4. Фазаны
2. Кролики
Вопросы от тетушки Аксал
Почему Оля ничего не ела?
4. Берегла фигуру
3. Стеснялась
1. Откладывала еду для Гурда
2. Была не голодна
Вопросы от тетушки Аксал
Девочки сказали, что министр Абаж…?
1. Их отец
3. Их дядя
4.Их дедушка
2. Их брат
Вопросы от Анидаг
Кем я хотела быть?
1. Министром
4. Волшебницей
3. Королевой
2. Женой короля
Вопросы от Анидаг
Александр Волков
Урфин Джюс и его деревянные солдатыСемь подземных королейЖёлтый туманОгненный бог МаррановТайна заброшенного замка
Викторина «Узнай, кто это?»«…В двери фургона показалась испуганная девочка с собачкой на руках. Что делать?Спрыгнуть на землю? Но было уже поздно:Домик летел высоко над землёй…»
«…Мужчины, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны, ростом были не выше Элли; на ногах у них блестелиголубые ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравилисьОстроконечные шляпы: их верхушки украшали хрустальные шарики, а под широкими полями нежно звенели бубенчики.»
«Дорогая , Элли…Моё самое заветное желание-Получить мозги!»
«…Если вы примете меня в компанию, я пойду с вами в Изумрудный город и попрошу Великого Гудвина дать мне сердце. Ведь иметь сердце — самое заветное моё желание!»
«…Он был невысок, но очень толст. Голова его походила на котёл, а туловище –на бочку. У него были длинные руки, как у гориллы, А ноги обуты в высокие сапоги с толстыми подошвами.На нём был косматый плащ из звериных шкур. На голову вместо шлема он надел большую медную кастрюлю!»
«- Тогда примите меня в компанию. Ах, если бы я мог Получить хоть немного смелости…Ведь это моё заветное желание!
«Я – Великий и Ужасный! Я – везде! Я могу принимать любой образ и становлюсь невидимым, когда захочу.»
ЮрийКарловичОлеша
Презентация к у року по теме «Сказки. Народные сказки»Литературное чтение 2 класс
|
||||||||||||||||||||
Цель: знакомство учащихся с жанром народной сказки. Понравилось? Сохраните и поделитесь: По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Презентация к у року по теме «Сказки. Народные сказки»» категории «Литературное чтение 2 класс» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация».
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
Подарок каждому подписчику!
|
||||||||||||||||||||
Порядок вывода комментариев:
|
- «Путешествие по Стране сказок»
- Урок внеклассного чтения
- 2 класс
- Иванова В.Н.
Сказки
- Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости. Когда появились сказки точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.
Достаточно ли у нас сведений, знаний о Сказке, чтобы назвать себя знатоками Русской народной сказки?
Классификация сказок
- сказки
- бытовые
- о животных
- волшебные
Сказки бывают разные.
Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.
Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей и даже у взрослых.
Хитрый вопрос?
- — Какой признак вы взяли за основу своей классификации? (персонажи сказок, сюжет сказки)
Работа над волшебными персонажами сказок.
- Баба – Яга, Царевна, Иван – дурак, Иван – царевич, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Золушка, Конь
О ком идёт речь?
- Лежит на печи, да ест калачи.
- Ни в сказке сказать, ни пером описать. Во лбу светел месяц, во лбу часты звезды
- В ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
А остальные отрывки к каким персонажам относятся?
- …, повернись ко мне передом, к лесу задом;
- …стань передо мной, как лист перед травой.
- Простодушный, бесхитростный, добрый, доверчивый, трудолюбивый, честный
Работа над волшебными предметами в сказках.
- .
Все ли предметы волшебные?
- Скатерть – самобранка, гусли – самогуды, дубина – самобойка, шапка – невидимка, живая вода, мертвая вода, клеенка – самомойка, трубка – губка, кепка – бескозырка.
Структура волшебной сказки.
- Присутствие особых элементов: зачина, концовки, троекратных повторов.
Игра “Знатоки сказок”.
- .
Запомни!
- Сказки бывают народные и литературные. Народные сказки не имеют автора, так как не известно, кто их сочинил. Если известна фамилия автора сказки, то это уже литературная сказка.
Великие сказочники
Отгадай произведение и его автора.
Кому принадлежат эти слова?
- «Сивка-бурка, вещий каурка!»
- «По щучьему велению, по моему хотению»
- «Лети-лети, лепесток..»
- «Крекс, фекс, пекс»
- «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл»
- «Высоко сижу, далеко гляжу..»
Тест
- 1)Кого спасла Дюймовочка?
- а)синичку б)соловья в)ласточку
- 2)В какую птицу превратился «гадкий утёнок»?
- а)в лебедя б)в гуся в) в утку
- 3)Из чего старики сделали Снегурочку?
- а)из теста б)из комка снега в)из ветки дерева
- 4)Чем угощал журавль лису?
- а)супом б)окрошкой в)молоком
- 5)Чем подавился петушок?
- а) горохом б)зерном в)бобовым зёрнышком
Проверь себя
- 1) в
- 2) а
- 3) б
- 4) б
- 5) в
Сказочный театр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сказка ложь, да в ней намёк…
1. Русские народные сказки
2. Что такое сказка?
Русские пословицы и поговорки гласят:
«Не рассказывай сказки»
«Сказка – складка, а песня – быль»
«Сказка – ложь, а песня — правда»
Но А.С. Пушкин сказал:
«Сказка – ложь, да в ней намек…..»
Может быть не все в сказке вымысел?
3. Виды сказок
Традиционно сказки подразделяют на
три вида:
О животных
Волшебные
Социально бытовые
4. Сказки о животных
Главные герои:
Животные. Если участвует человек, то он
противопоставлен животным
«Медведь и лиса»
«Лиса и тетерев»
«Лиса и журавль»…
5. Социально-бытовые сказки
Главные герои:
Люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и
хитрости.
«
Каша из топора»
«Умная внучка»
«Солдат и царь»…
6. Волшебные сказки
Главные герои:
Люди, фантастические существа. Животные обычно
являются помощниками сказочных героев.
«Василиса Прекрасная»
«Царевна — лягушка»
«Кощей Бессмертный»
7.
Выяснить, почему сказочные
существа
помогают героям.
8.
По щучьему велению
Вдруг щука говорит
ему человеческим
голосом: «Емеля,
отпусти меня в воду, я
тебе пригожусь».
Пожалел Емеля
щуку, отпустил ее
к малым
детушкам.
9. Гуси-лебеди
• Добежала девочка до
печки:
— Печка, матушка, спрячь
меня!
— Поешь моего ржаного
пирожка.
— Девочка скорее пирожок в
рот, а сама с братцем — в
печь.
Девочка сказала печке
спасибо и вместе с братцем
прибежала домой.
10.
Герои сказок добрые, внимательные,
уважают старших, не отказывают в
помощи другим, отзывчивые, поэтому
волшебные существа им и помогают.
11.
Отрицательные герои
Леший
Кощей
Баба-Яга
Домовой
Ведьмы
Русалки
Лиса
Царь
12. Леший
Хозяин леса. Живёт в избушке на
курячьей голяшке, украшенной
человеческими костями. Носится по
лесу, сбивает жертв с дороги,дурит
людей, дразнится, визжит на разные
голоса. Селится в глухих еловых лесах.
Ненавидит поющих чёрных петухов,
пятнистых собак и трёхцветных
кошек.
13. Баба-Яга
Слепая, сгорбленная старуха с
нечёсаными волосами. Нос
крючком,нога костяная. Живёт
в избушке на курьих ножках,
пожирает людей. Летает в ступе
с метлой в руке. Характер
истерический. Поведение
неуравновешенное. Бывает то
зла, то добра.
14. Кощей Бессмертный
Скелет в плаще со
сверкающими глазами.
Представитель тёмных туч.
Хранитель сокровищ и
похититель красавиц,
окаянный и безжалостный.
Смысл его жизни – погубить
всех. В злобе – мечется,как
цепная собака, гремя
костями. Живёт во дворце в
подземном царстве.
15. Выводы:
• Некоторые сказочные герои вызывают у нас
антипатию.
• Таких героев мы определяем по их
отрицательным качествам и поступкам.
• Нам неприятна и внешность таких героев.
• Не нужно стараться быть похожими на
таких героев.
16.
Сказки передаются из поколение в поколение.
В их основе — нравственные ценности, которые
актуальны во все времена: добро, милосердие,
сострадание, взаимовыручка. Эпиграф из сказки
«Король-ворон» гласит:
Зло живёт не только в сказке –
В жизни ходит без опаски.
Но добро покуда живо –
Сказка древняя не лжива.
Поэтому без сказок невозможна наша жизнь!
17. Литература
1.
2.
3.
4.
Хрестоматия по литературе для 1 – 4 классов.Издание 2-е
переработанное (Оформл. М.Ордынский.)-Ростов н/Д: ЗАО
«Книга», 1998.- 576 с.
Русские народные сказки – Ярославское книжное
издательство, 1955 г. – 208 с.
Русские народные сказки: Книга для самостоятельного
чтения. 4-6 кл. Составитель Ю.Г.Круглов. – М.:
Просвещение, 1983. – 320 с.
Родная речь. Учебник для учащихся нач. школы. В 3 кн. Кн.
2, ч.1. Составитель М.В.Голованова и др. – 10 изд. – М.:
Просвещение, 2003. – 255 с.
1
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе УМК «Школа России» Выполнила учитель начальных классов Стрельцова Н.С.
2
Известны сказки с давних пор. Не верь тому, кто скажет, Что это выдумки и вздор, Его не слушай даже. Скорее сказки почитай, Запомни их получше И мудрость древнюю узнай – Они всему научат. Мы сказки знаем назубок, Ведь с детства их читаем, Но что-то новое дружок, Сейчас о них узнаем.
3
Что такое сказка? Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел.
4
Какие бывают сказки? Народные
5
Литературные (авторские)
6
Волшебные сказки В них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы
7
Сказки о животных В них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе
8
Бытовые сказки В них описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата
9
Чему учит сказка? Какие сказки можно назвать вечными? Отличать добро от зла, хорошее от плохого. Народные сказки.
10
Юнна Петровна Мориц 2 июня 1937 г.
11
Факты из жизни Родилась в Киеве. Отец – инженер на транспорте, мать давала уроки французского языка и математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и даже дровосеком.
12
В год рождения Юнны по доносу арестовали ее отца, а через несколько месяцев признали невиновным. Он вернулся, но стал быстро слепнуть. Начала сочинять стихи в 4 года во время войны. Болела туберкулезом, который притуплял постоянное чувство голода, зато пробуждал воображение.
13
Заикание и сильный тик не позволяли девочке ходить в детский сад, отстраняли ее от сверстников. В 6-7 лет ходила в госпиталь, читала стихи раненым, писала письма на фронт. В 1954 году закончила школу в Киеве и поступила в университет на филологический факультет. Училась отлично.
14
В 1955 г. поступила на дневное отделение поэзии Литературного института имени М. Горького и окончила его в 1961 году. В 1961 году вышла ее первая книга «Мыс Желания». В 1970 г. – вторая книга «Лоза». В 1963 году ее стихи для детей напечатаны в журнале «Юность».
15
Ответьте на вопросы: Как вы понимаете выражения «Сказка по лесу идет», «Из реки выходит сказка», «Сказки бегают гурьбой» Герои каких сказок изображены? Какое настроение передает автор в стихотворении? Какие слова выделим при чтении?
16
Викторина «Герои сказок» Он и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает.
17
Живет в русских сказках, красоты неописуемой. Много горестей и бед доставляет Ивану-царевичу, а перья ее очень ценятся у царей.
18
Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить- поживать.
19
Живет в лесу, все живое ему подчиняется. А того, кто в лес попадет, — закрутит, обманет и назад не выпустит.
20
На цепях висит, пить просит. А смерть в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где.
21
Он и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился.
22
Она самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и волка, и медведя, и старика со старухой.
23
Его лиса обманула, а царевич в услужение взял.
24
Выберите и продолжите любое предложение На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…
25
Ответьте на вопросы: Что вы узнали о сказках? Какие бывают сказки? Чему очень важному учат нас народные сказки?
26
Интернет-ресурсы html html html
27
Источник шаблона для презентации: Волкова Виолетта Евгеньевна, учитель начальных классов МАОУ лицей 21, г. Иваново Сайт: