Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Сказки-
произведение устного народного творчества -
-
3 слайд
Народные сказки —
сказки, которые были придуманы народом -
4 слайд
Литературные сказки —
сказки, которые были
написаны автором -
5 слайд
Сказки о животных
Героями являются животные
Животные способны говорить, думать, разумно действовать
Повествование ведется с точки зрения животных
Наличие диалогов, песен
Каждое животное имеет характер, свои отличительные черты -
-
7 слайд
Бытовые сказки
Отсутствие фантастики
Герои – обычные люди
Реальные конфликты
Сказочное решение
Герои проявляют смекалку и мужество -
-
9 слайд
Волшебные сказки
Сказочные герои, чудовища
Волшебные предметы
Заклинания
Волшебные места, время
Волшебные превращения -
10 слайд
Распредели сказки по группам
О животных
Бытовые
Волшебные -
Краткое описание документа:
Данная презентация позволит познакомиться детям с темой «Сказки».
Они узнают определение понятия «сказка», их типы и виды. Смогут познакомиться подробнее с каждым видом (о животных, бытовые, волшебные). Также ребята узнают основных героев каждого вида сказок и их характерные черты. В конце презентации дети смогут попробовать применить полученные знания и распределить известные им сказки по группам.
Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.
Урок чтения во 2-м классе
Тип урока: Праздник читательских удовольствий (урок – обобщение).
Тема урока: Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;
- Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
- Продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
- Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.
Оборудование: плакаты с изображением сказочных домиков, рисунки героев сказок, различные сказочные предметы, портрет сказочницы, карточки с признаками сказок различных типов, карточки с заданиями, проигрыватель, пластинка.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Мотивация.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!
Учитель:
Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”
У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.
Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда вы пройдете испытания.
Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.
Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).
Она прислала нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Это (…книга, книга сказок). На стенде сборники русских народных сказок. Именно книга поможет нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь. Волшебный клубок будет нам показывать дорогу. Клубок как оценка.
Испытание I
На столе заданий капитаны команд берут конверты с заданиями.
1 группа. Прочитать загадку. Узнать о какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из сказки, чтобы дети угадали название и героев
Загадка:
“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”
Ученик пересказывает отрывок из сказки.
Оценивают. Понравился ли пересказ?
Вопросы:
- Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
- Какие герои встретились?
I группа оценивает, кто быстрей и лучше ответил на вопросы, передаёт клубок другой группе.
II группа. Задание: прочитать по ролям отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)
Вопросы:
- Что за сказка?
- Кто герои?
- Какой характер у старухи?
- Какой характер у солдата?
Музыкальная пауза
(Закройте глаза)
– Послушайте две мелодии и угадайте, какая мелодия к какой сказке подходит?
- Величальная.
- Барыня.
1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;
2-я к сказке о топоре.
– Как догадались?
1-я – величавая, спокойная, торжественная. (Загадочная)
2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.
Учитель:
Каждая сказка, как и человек, имеет свой характер и настроение. С этим заданием вы тоже справились.
III группа. Инсценировка отрывков из сказок.
- “Лиса, заяц и петух”.
- “Лиса и волк”.
Оценить игру актеров.
Вопросы:
- Как называется сказка?
- Кто герои?
- Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?
1-я сценка
“Лисица заяц и петух”
П. – Что ты, зайка, плачешь?
З. – Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.
П. – Пойдем, я ее выгоню.
З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал.
П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!
Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.
П. – Ку-ка-ре-ку…
Л. – Одеваюсь…
П. – …
Л. – Шубу надеваю.
П. – …
Л. – (выскочила и убежала).
– Оцените игру актеров, артистизм, умение показать характеры героев.
Вопросы к классу:
- Что за сказка?
- Какие герои по характеру?
2-я сценка
“Лиса и волк”
(Лиса сидит и ест рыбу.)
В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…
Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.
В. – Дай мне рыбки.
Л. – Налови сам, да ешь.
В. – Да я не умею.
Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:
“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.
В. – (Уходит, садится у проруби, да приговаривает.)
Оценим игру актеров. Поблагодарим.
Вопросы:
- Как называется сказка?
- Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем отличие?
IV группа.
Получила волшебные предметы и отрывки из сказок, в которых эти предметы встречаются. Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня, гребень, меч, игла, яйцо).
Сказки:
- “Кулик” (скатерть).
- “Баба-Яга” (полотенце, гребень).
- “Гуси-лебеди” (яблоня).
- “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).
Оценить.
Испытание “Волшебные домики”
В нашем классе появились волшебные домики.
Терем
Простая изба
Лесная избушка
В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут.
Задание: (расселить героев) поселить увиденные и прочитанные сказки в свой домик.
1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”, “Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это волшебные сказки.
2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые сказки.
3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о животных).
Испытание III
Каждая группа получает конверт со сказочными героями.
Задание: Распределить героев из сказок в свои домики. (Доказать.)
IV группа – определяет свои предметы, объясняет почему.
Вопрос: Почему так распределили сказки, героев, предметы?
Дети: Потому что сказки можно разделить на 3 группы.
- Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
- В избе? (Бытовые)
- В лесной избушке? (Сказки о животных)
(Прикрепляю таблички с названиями видов сказок)
- Почему сказки делятся на 3 вида?
- Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности).
В группах отбирают карточки с особенностями сказок:
1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о животных, 4 гр. – проверяет, находит общие признаки.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Волшебство Герои-злодеи Герои-помощники Необычные испытания Таинственное настроение Волшебные предметы |
Герои – простые люди Веселое настроение Смешные ситуации Высмеиваются плохие черты характера Восторг умом, находчивостью |
Веселое настроение Герои-животные Волшебное условие (животные разговаривают) Сильный защищает слабого |
Учитель: У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. На следующий урок вы подготовите пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс сказителей.
Испытание IV
(Последнее – резервное Можно использовать в виде домашнего задания. Задание на листах для каждого ученика.)
- Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
- Второе название скатерти? (Самобранка)
- Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои полеты? (Ступа)
- Сколько голов у Горыныча?
- Исправьте ошибки в названиях сказок:
– коробок,
– кепка,
– трешечка,
– петушок– золотой пастушок,
– царевна-индюшка - Ошибки в прозвищах героев:
– Кощей Бесстрашный,
– Крошечка – Горошечка,
– Сестрица – Гуленушка, - Какие животные – герои сказок спрятались внутри слов?
– Василиса стрекоза икота баранка.
Итог урока
Понравился урок?
Удалось вам разобраться в тайнах сказок?
Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).
Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!
Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
Рефлексия
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).
Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
– Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
Виды |
||
Волшебные |
Социально-бытовые |
О |
Герои — злодеи, |
Герои — простые |
Герои- |
Происходит |
Высмеиваются |
Волшебное |
Необычные |
Смешные |
Обычно |
Таинственное |
Весёлое |
Весёлое |
Волшебные |
Восторг |
Сильный |
У каждого вида сказок своё
назначение, своё настроение и рассказывать их надо по-особому.
Виды
сказок и их особенности
характеристики |
сказки о животных |
бытовые сказки |
волшебные сказки |
сюжет сказки |
Животные в сказке ведут |
Сатирический, |
Волшебный сюжет, |
герои сказки |
Различные животные |
Обычные люди: старик, |
Волшебные, мифические |
чему учит сказка |
На примере поступков |
Высмеивает человеческие |
Сказка учит различать |
особенности сказки |
В качестве героев |
Сатирический, |
Волшебные герои, события, |
У каждого вида сказок своё назначение, своё
настроение и рассказывать их надо по-особому.
Виды
сказок и их особенности
характеристики |
сказки о животных |
бытовые сказки |
волшебные сказки |
сюжет сказки |
Животные в сказке ведут |
Сатирический, |
Волшебный сюжет, |
герои сказки |
Различные животные |
Обычные люди: старик, |
Волшебные, мифические |
чему учит сказка |
На примере поступков |
Высмеивает человеческие |
Сказка учит различать |
особенности сказки |
В качестве героев |
Сатирический, |
Волшебные герои, события, |
У каждого вида сказок своё назначение, своё
настроение и рассказывать их надо по-особому.
ОГБОУ «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Курсы ПК по теме: «Актуальные вопросы введения ФГОС начального общего образования» Зачётная работа «Конспект урока литературного чтения во 2 классе» Составил учитель начальных классов Трупп Светлана Владимировна МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Февраль 2012 год. Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. УМК «Школа России»
Тип урока: Праздник читательских удовольствий (урок – обобщение).
Тема урока: Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Цели урока:
-
Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;
-
Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
-
Продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
-
Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.
Оборудование: плакаты с изображением сказочных домиков, рисунки героев сказок, различные сказочные предметы, портрет сказочницы, карточки с признаками сказок различных типов, карточки с заданиями, проигрыватель, пластинка.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Мотивация.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!
Учитель:
Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”
У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.
Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда вы пройдете испытания.
Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.
Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).
Она прислала нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Это (…книга, книга сказок). На стенде сборники русских народных сказок. Именно книга поможет нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь. Волшебный клубок будет нам показывать дорогу. Клубок как оценка.
Испытание I
На столе заданий капитаны команд берут конверты с заданиями.
1 группа. Прочитать загадку. Узнать о какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из сказки, чтобы дети угадали название и героев
Загадка:
“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”
Ученик пересказывает отрывок из сказки.
Оценивают. Понравился ли пересказ?
Вопросы:
-
Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
-
Какие герои встретились?
I группа оценивает, кто быстрей и лучше ответил на вопросы, передаёт клубок другой группе.
II группа. Задание: прочитать по ролям отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)
Вопросы:
-
Что за сказка?
-
Кто герои?
-
Какой характер у старухи?
-
Какой характер у солдата?
Музыкальная пауза
(Закройте глаза)
– Послушайте две мелодии и угадайте, какая мелодия к какой сказке подходит?
-
Величальная.
-
Барыня.
1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;
2-я к сказке о топоре.
– Как догадались?
1-я – величавая, спокойная, торжественная. (Загадочная)
2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.
Учитель:
Каждая сказка, как и человек, имеет свой характер и настроение. С этим заданием вы тоже справились.
III группа. Инсценировка отрывков из сказок.
-
“Лиса, заяц и петух”.
-
“Лиса и волк”.
Оценить игру актеров.
Вопросы:
-
Как называется сказка?
-
Кто герои?
-
Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?
1-я сценка
“Лисица заяц и петух”
П. – Что ты, зайка, плачешь?
З. – Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.
П. – Пойдем, я ее выгоню.
З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал.
П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!
Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.
П. – Ку-ка-ре-ку…
Л. – Одеваюсь…
П. – …
Л. – Шубу надеваю.
П. – …
Л. – (выскочила и убежала).
– Оцените игру актеров, артистизм, умение показать характеры героев.
Вопросы к классу:
-
Что за сказка?
-
Какие герои по характеру?
2-я сценка
“Лиса и волк”
(Лиса сидит и ест рыбу.)
В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…
Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.
В. – Дай мне рыбки.
Л. – Налови сам, да ешь.
В. – Да я не умею.
Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:
“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.
В. – (Уходит, садится у проруби, да приговаривает.)
Оценим игру актеров. Поблагодарим.
Вопросы:
-
Как называется сказка?
-
Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем отличие?
IV группа.
Получила волшебные предметы и отрывки из сказок, в которых эти предметы встречаются. Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня, гребень, меч, игла, яйцо).
Сказки:
-
“Кулик” (скатерть).
-
“Баба-Яга” (полотенце, гребень).
-
“Гуси-лебеди” (яблоня).
-
“Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).
Оценить.
Испытание “Волшебные домики”
В нашем классе появились волшебные домики.
Терем
Простая изба
Лесная избушка
В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут.
Задание: (расселить героев) поселить увиденные и прочитанные сказки в свой домик.
1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”, “Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это волшебные сказки.
2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые сказки.
3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о животных).
Испытание III
Каждая группа получает конверт со сказочными героями.
Задание: Распределить героев из сказок в свои домики. (Доказать.)
IV группа – определяет свои предметы, объясняет почему.
Вопрос: Почему так распределили сказки, героев, предметы?
Дети: Потому что сказки можно разделить на 3 группы.
-
Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
-
В избе? (Бытовые)
-
В лесной избушке? (Сказки о животных)
(Прикрепляю таблички с названиями видов сказок)
-
Почему сказки делятся на 3 вида?
-
Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности).
В группах отбирают карточки с особенностями сказок:
1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о животных, 4 гр. – проверяет, находит общие признаки.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Волшебство Герои-злодеи Герои-помощники Необычные испытания Таинственное настроение Волшебные предметы |
Герои – простые люди Веселое настроение Смешные ситуации Высмеиваются плохие черты характера Восторг умом, находчивостью |
Веселое настроение Герои-животные Волшебное условие (животные разговаривают) Сильный защищает слабого |
Учитель: У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. На следующий урок вы подготовите пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс сказителей.
Испытание IV
(Последнее – резервное Можно использовать в виде домашнего задания. Задание на листах для каждого ученика.)
-
Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
-
Второе название скатерти? (Самобранка)
-
Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои полеты? (Ступа)
-
Сколько голов у Горыныча?
-
Исправьте ошибки в названиях сказок:
– коробок,
– кепка,
– трешечка,
– петушок– золотой пастушок,
– царевна-индюшка -
Ошибки в прозвищах героев:
– Кощей Бесстрашный,
– Крошечка – Горошечка,
– Сестрица – Гуленушка, -
Какие животные – герои сказок спрятались внутри слов?
– Василиса стрекоза икота баранка.
Итог урока
Понравился урок?
Удалось вам разобраться в тайнах сказок?
Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).
Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!
Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
Рефлексия
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску)
Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
– Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
12
Тип урока: Праздник читательских
удовольствий (урок – обобщение).
Тема урока: Виды русских народных
сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о
русских народных сказках, особенностях их
построения, языке, героях; - Создать эмоциональный настрой на изучение
произведений устного народного творчества; - Продолжать формировать интерес к чтению,
развивать воображение, наблюдательность, умение
доказывать свою точку зрения; - Воспитывать уважение к истокам культуры своего
народа, чувство ответственности, умение
принимать решения.
Оборудование: плакаты с изображением
сказочных домиков, рисунки героев сказок,
различные сказочные предметы, портрет
сказочницы, карточки с признаками сказок
различных типов, карточки с заданиями,
проигрыватель, пластинка.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Мотивация.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы
совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав
загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!
Учитель:
Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем
отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по
вашему мнению есть самый важный, нужный человек
на сегодняшнем уроке?”
У меня есть один сказочный предмет: вот эта
волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее,
сможет увидеть самого важного и нужного человека
на нашем уроке, а, может быть, и в мире.
Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам
решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала
нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда
вы пройдете испытания.
Но, как и в любой волшебной сказке, есть
герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник
прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго
не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.
Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).
Она прислала нам очень важный предмет, без
которого не обходится ни один урок чтения. Это
(…книга, книга сказок). На стенде сборники
русских народных сказок. Именно книга поможет
нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь.
Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.
Клубок как оценка.
Испытание I
На столе заданий капитаны команд берут
конверты с заданиями.
1 группа. Прочитать загадку. Узнать о
какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из
сказки, чтобы дети угадали название и героев
Загадка:
“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”
Ученик пересказывает отрывок из сказки.
Оценивают. Понравился ли пересказ?
Вопросы:
- Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
- Какие герои встретились?
I группа оценивает, кто быстрей и лучше
ответил на вопросы, передаёт клубок другой
группе.
II группа. Задание: прочитать по ролям
отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)
Вопросы:
- Что за сказка?
- Кто герои?
- Какой характер у старухи?
- Какой характер у солдата?
Музыкальная пауза
(Закройте глаза)
– Послушайте две мелодии и угадайте, какая
мелодия к какой сказке подходит?
- Величальная.
- Барыня.
1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;
2-я к сказке о топоре.
– Как догадались?
1-я – величавая, спокойная, торжественная.
(Загадочная)
2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.
Учитель:
Каждая сказка, как и человек, имеет свой
характер и настроение. С этим заданием вы тоже
справились.
III группа. Инсценировка отрывков из
сказок.
- “Лиса, заяц и петух”.
- “Лиса и волк”.
Оценить игру актеров.
Вопросы:
- Как называется сказка?
- Кто герои?
- Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?
1-я сценка
“Лисица заяц и петух”
П. – Что ты, зайка, плачешь?
З. – Как же мне не плакать? Была у меня
избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка
растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да
меня и выгнала.
П. – Пойдем, я ее выгоню.
З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали –
не выгнали, медведь гнал – не выгнал.
П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу
на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!
Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут
клочки по закоулочкам.
П. – Ку-ка-ре-ку…
Л. – Одеваюсь…
П. – …
Л. – Шубу надеваю.
П. – …
Л. – (выскочила и убежала).
– Оцените игру актеров, артистизм, умение
показать характеры героев.
Вопросы к классу:
- Что за сказка?
- Какие герои по характеру?
2-я сценка
“Лиса и волк”
(Лиса сидит и ест рыбу.)
В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да
соль…
Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.
В. – Дай мне рыбки.
Л. – Налови сам, да ешь.
В. – Да я не умею.
Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила.
Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в
прорубь, сиди да приговаривай:
“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.
В. – (Уходит, садится у проруби, да
приговаривает.)
Оценим игру актеров. Поблагодарим.
Вопросы:
- Как называется сказка?
- Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем
отличие?
IV группа.
Получила волшебные предметы и отрывки из
сказок, в которых эти предметы встречаются.
Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки
каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня,
гребень, меч, игла, яйцо).
Сказки:
- “Кулик” (скатерть).
- “Баба-Яга” (полотенце, гребень).
- “Гуси-лебеди” (яблоня).
- “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).
Оценить.
Испытание “Волшебные домики”
В нашем классе появились волшебные домики.
Терем
Простая изба
Лесная избушка
В каждом из этих домиков особые сказки и особые
герои живут.
Задание: (расселить героев) поселить
увиденные и прочитанные сказки в свой домик.
1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда
пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”,
“Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это
волшебные сказки.2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша
из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые
сказки.3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и
петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о
животных).
Испытание III
Каждая группа получает конверт со сказочными
героями.
Задание: Распределить героев из
сказок в свои домики. (Доказать.)
IV группа – определяет свои предметы,
объясняет почему.
Вопрос: Почему так распределили
сказки, героев, предметы?
Дети: Потому что сказки можно
разделить на 3 группы.
- Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
- В избе? (Бытовые)
- В лесной избушке? (Сказки о животных)
(Прикрепляю таблички с названиями видов
сказок)
- Почему сказки делятся на 3 вида?
- Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои
признаки, особенности).
В группах отбирают карточки с особенностями
сказок:
1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о
животных, 4 гр. – проверяет, находит общие
признаки.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Волшебство
Герои-злодеи Герои-помощники Необычные испытания Таинственное настроение Волшебные предметы |
Герои – простые люди
Веселое Смешные ситуации Высмеиваются плохие черты характера Восторг умом, находчивостью |
Веселое настроение
Герои-животные Волшебное условие (животные разговаривают) Сильный защищает слабого |
Учитель: У каждого вида сказок свое
назначение, свое настроение и рассказывать их
надо по-особому. На следующий урок вы подготовите
пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс
сказителей.
Испытание IV
(Последнее – резервное Можно использовать в
виде домашнего задания. Задание на листах для
каждого ученика.)
- Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
- Второе название скатерти? (Самобранка)
- Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои
полеты? (Ступа) - Сколько голов у Горыныча?
- Исправьте ошибки в названиях сказок:
– коробок,
– кепка,
– трешечка,
– петушок– золотой пастушок,
– царевна-индюшка - Ошибки в прозвищах героев:
– Кощей Бесстрашный,
– Крошечка – Горошечка,
– Сестрица – Гуленушка, - Какие животные – герои сказок спрятались
внутри слов?
– Василиса стрекоза икота баранка.
Итог урока
Понравился урок?
Удалось вам разобраться в тайнах сказок?
Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть,
кто же был самым важным и нужным на нашем уроке
(подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на
дне шкатулки каждый видит себя).
Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний урок не
состоялся бы!
Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и
нужным?
Рефлексия
Во многих сказках встречается яблоня с ее
наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла
такая яблонька. (Открываю доску).
Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек.
Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое,
зеленое).
– Если вы считаете, что урок прошел для вас
интересно, вы себя проявили, хорошо работали,
разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите
красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то
проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть
трудности – зеленое, надо немного созреть.
Урок литературного чтения для 2 класса по программе «Школа России»
Составитель: Ермакова Гульнара Маликовна
Тема: Сказки. Классификация сказок.
Цель:иметь знания о классификации сказок и их особенностей;
Уметь различать и соотносить сказки по классификации.
Метапредметные:
-
формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
-
формирование навыка чтения;
-
формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;
-
формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
-
формирование умения формулирования собственного мнения и позиции
-
развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные:
-
воспитание самостоятельности, организованности.
Предметные:
-
формирование представлений об особенности жанра сказки;
-
формирование представлений учащихся о народной сказке.
Ход урока
1.Организационный момент.
— Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Ножки вместе, спинки ровно
И к уроку все готово!
2.Мотивация к учебной деятельности.
-Обратите внимание на экран, назовите героев.
(Снегурочка, Кот в сапогах, Аленушка, Змей Горыныч, Колобок, Алладин)
-Какое слово получится, если взять первые буквы названий героев?
СКАЗКА
— Ребята, а что такое сказка?
С.И.Ожегов: Сказка — народно-поэтическое произведение о вымышленных героях и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
—А вы, ребята, любите сказки? Назовите свою любимую сказку.
-Чему учат сказки?
3.Актуализация знаний.
Сейчас я буду читать отрывки из сказок, а вы внимательно слушаете, а затем мне называете сказку.
(Учитель читает отрывки из следующих сказок)
«Лиса и тетерев»
«Лиса и журавль»
— Кто является героями этих сказок?(животные)
«Гуси — лебеди»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (волшебные)
«У страха глаза велики»
«Каша из топора» (Бытовые)
(при ответах детей одновременно заполняется таблица)
4.Открытие новых знаний
СКАЗКИ
О животных Волшебные Бытовые
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся.
В основе таких сказок лежит чудесный мир. |
Героями являются обыкновенные люди, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются необычными, невероятными. |
Назовем особенности каждой группы
5.Закрепление и обобщение усвоенного материала.
Игра «Библиотекари»
— Представьте себе, что вы работаете в библиотеке и вам привезли много разных книг. Вам нужно расставить книги на определенную полку.
(дети выбирают книги и укладывают их на соответствующую полку)
О животных Волшебные Бытовые
Слово учителя: Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Сказки всегда интересны. Но не только развлечение есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» — писал А.С.Пушкин.
— Какой урок можно извлечь из сказки? Чему они нас учат?
И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет.
6.Рефлексия.
Ребята, оцените свою деятельность на уроке.
Желтый- если вы узнали новое, все отлично
Зеленый – хорошо
Красный – не все получалось
7.Итог урока.
Мы с вами знаем, что слушать и читать сказки очень интересно. Ребята, не забывайте своих встреч со сказками, с удивительным миром чудес и красоты. Всего вам доброго!
8.Домашнее задание.
Составить сказку, используя ее особенности.
1
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе УМК «Школа России» Выполнила учитель начальных классов Стрельцова Н.С.
2
Известны сказки с давних пор. Не верь тому, кто скажет, Что это выдумки и вздор, Его не слушай даже. Скорее сказки почитай, Запомни их получше И мудрость древнюю узнай – Они всему научат. Мы сказки знаем назубок, Ведь с детства их читаем, Но что-то новое дружок, Сейчас о них узнаем.
3
Что такое сказка? Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел.
4
Какие бывают сказки? Народные
5
Литературные (авторские)
6
Волшебные сказки В них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы
7
Сказки о животных В них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе
8
Бытовые сказки В них описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата
9
Чему учит сказка? Какие сказки можно назвать вечными? Отличать добро от зла, хорошее от плохого. Народные сказки.
10
Юнна Петровна Мориц 2 июня 1937 г.
11
Факты из жизни Родилась в Киеве. Отец – инженер на транспорте, мать давала уроки французского языка и математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и даже дровосеком.
12
В год рождения Юнны по доносу арестовали ее отца, а через несколько месяцев признали невиновным. Он вернулся, но стал быстро слепнуть. Начала сочинять стихи в 4 года во время войны. Болела туберкулезом, который притуплял постоянное чувство голода, зато пробуждал воображение.
13
Заикание и сильный тик не позволяли девочке ходить в детский сад, отстраняли ее от сверстников. В 6-7 лет ходила в госпиталь, читала стихи раненым, писала письма на фронт. В 1954 году закончила школу в Киеве и поступила в университет на филологический факультет. Училась отлично.
14
В 1955 г. поступила на дневное отделение поэзии Литературного института имени М. Горького и окончила его в 1961 году. В 1961 году вышла ее первая книга «Мыс Желания». В 1970 г. – вторая книга «Лоза». В 1963 году ее стихи для детей напечатаны в журнале «Юность».
15
Ответьте на вопросы: Как вы понимаете выражения «Сказка по лесу идет», «Из реки выходит сказка», «Сказки бегают гурьбой» Герои каких сказок изображены? Какое настроение передает автор в стихотворении? Какие слова выделим при чтении?
16
Викторина «Герои сказок» Он и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает.
17
Живет в русских сказках, красоты неописуемой. Много горестей и бед доставляет Ивану-царевичу, а перья ее очень ценятся у царей.
18
Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить- поживать.
19
Живет в лесу, все живое ему подчиняется. А того, кто в лес попадет, — закрутит, обманет и назад не выпустит.
20
На цепях висит, пить просит. А смерть в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где.
21
Он и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился.
22
Она самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и волка, и медведя, и старика со старухой.
23
Его лиса обманула, а царевич в услужение взял.
24
Выберите и продолжите любое предложение На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…
25
Ответьте на вопросы: Что вы узнали о сказках? Какие бывают сказки? Чему очень важному учат нас народные сказки?
26
Интернет-ресурсы html html html
27
Источник шаблона для презентации: Волкова Виолетта Евгеньевна, учитель начальных классов МАОУ лицей 21, г. Иваново Сайт: