- 09.10.2020
Обновлено 15.11.2022
Для тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении?
Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.
Информация актуальна для 2022-2023 года!
- Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, аргументы, литература
Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В заключении можно:
- подвести итог всего рассуждения
- использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
- дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.
Заключение ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
- Вывод.
Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
- Призыв.
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
- Выражение надежды.
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.
Варианты заключения
- Вывод
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
- Призыв
В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
- Выражение надежды
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.
Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ
Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
- Зарисовка, которая возвращает к вступлению
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.
- Цитата
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».
— Композиция итогового сочинения
— Вступление в итоговое сочинение
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Заключение в итоговом сочинении и его виды 2020-2021
Заключение в итоговом сочинении
→ как писать вступление в итоговом сочинении
→ как написать основную часть итогового сочинения
Заключение — это последняя часть вашего сочинения, оно подводит итог вашей работе, логически завершая ваши размышления.
Существует несколько видов заключений.
Заключение №1 Обобщение сказанного
Обобщение сказанного — это одна из логических концовок сочинения. В таком заключении мы можем вернуться к основной мысли сочинения, изложить ее более широко и эмоционально.
Пример:
Тема сочинения: «В каких поступках человека проявляется доброта?»
Тезис: доброта проявляется в поступках нацеленных на принесение блага другому человеку.
Заключение №1
Таким образом, мы можем сказать, что доброта проявляется в поступках, нацеленных на принесение блага другим. Это может быть как жертва ради благополучия другого человека, так и действия, связанные с прощением его и духовным исцелением.
Заключение №2 Риторический вопрос
Риторический вопрос в конце сочинения возвращает нас к основной проблеме, заключенной в теме сочинения, подчеркивая ее актуальность.
Пример:
Заключение №2
В двадцать первом веке многие страны уверенно вышли на путь модернизации, самые традиционные нормы остались где то за горизонтом. В современном обществе часто задумываются о том, необходима ли доброта сегодняшнему человеку, не изжило ли это чувство себя. Но если доброта проявляется прежде всего в поступках, нацеленных на поддержку личности в трудной для нее ситуации, неужели современное общество сможет прожить без доброты?
Заключение №3 Призыв к читателю
Заключение — призыв, обращение к читателю — акцентирует внимание на главной мысли сочинения, побуждает читателя изменить свое отношение к проблеме.
Пример:
Заключение №3
Итак, посмотрите вокруг себя, нет ли рядом людей, которые нуждаются в ваших добрых поступках. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или человеком, который несет добро окружающим?
Заключение №4 Цитата
Цитатное заключение может содержать цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения, наиболее полно выражает главную мысль нашего сочинения.
Пример:
Заключение №4
Борьба между добром и злом была и будет всегда.Но фундаментом любого общества являются такие ценности, как справедливость, совесть и доброта. Я думаю, добрые поступки составляют основу человеческих взаимоотношений. Недаром Максим Горький писал:»Доброта — она превыше всех благ».
Рекомендуется делать заключение небольшим, обязательно следите за тем, что бы оно логически было связано с содержание основной части.
Связанные страницы:
Как написать заключение в итоговом сочинении
Для тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении? Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.
Заключение ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
- Вывод.
Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
- Призыв.
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
- Выражение надежды.
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.
Варианты заключения
- Вывод
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
- Призыв
В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
- Выражение надежды
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.
Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ
Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
- Зарисовка, которая возвращает к вступлению
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.
- Цитата
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».
Источник: https://www.ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/kak-napisat-zaklyuchenie-v-itogovom-sochinenii.html
Материалы для подготовки к итоговому сочинению (декабрьское) в помощь учителю-словеснику
Вступление к сочинению
1.В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.
Варианты зачинов |
Примеры |
Плюсы и минусы названного варианта |
1.Академический |
«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» |
Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости |
2. От «я» |
«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» |
Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции |
3. «Киношный» |
«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» |
Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции |
4. Дневниковый |
«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» |
Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу |
5. Цитатный |
«Что вы, что вы над собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… — все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» |
Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение |
2. Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:
1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.
Упоминает Н.П. Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».
И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».
3. В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.
Называет В.Н. Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них
мемуарный приём,
монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,
монтаж фактуальной информации,
обращение к информационному запасу коммуниканта,
обзор аспекта деятельности героя,
обзорная характеристика предмета обсуждения,
призыв к совоспоминаниям
приглашение к диалогу,
призыв к сопредставлению,
призыв к сопереживанию,
противопоставление,
зачин-парадокс,
подведение к теме,
самохарактеристика,
сопряжение фактов по контрасту,
характеристика через впечатления современников,
исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).
Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени
Варианты заключений
Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:
Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:
«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».
Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).
А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.
Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.
Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.