Вий есть сказка для взрослых ру

На чтение 13 мин. Просмотров 1.6k. Опубликовано 28.11.2022

Страна: Россия

Жанр: артхаус, драма, криминал

Год производства: 2021

Режиссёры: Роман Михайлов, Фёдор Лавров

Актёры: Роман Михайлов, Фёдор Лавров, Кирилл Полухин, Евгений Ткачук, Олег Василдьков

Награды и номинации: главный приз международного кинофестиваля «Дух Огня» в Ханты-Мансийске – «Дух огня»

Смысл фильма «Сказка для старых», своеобразной сюрреалистической притче в антураже, близком к бандитским девяностым, получился в полном соответствии с задумкой его авторов – психоделическим и размытым. Попробуем разобраться, что хотели сказать режиссёры своим творением, какую идею закладывали.

Содержание

  1. О чём фильм
  2. Смысл фильма
  3. Объяснение концовки
  4. Похожие фильмы

О чём фильм

Повествование в «Сказке для старых» нелинейное, то есть последовательность событий изложена немного неправильно: авторы будто скачут от одной линии к другой и обратно. Попробуем сразу изложить всё в хронологическом порядке.

Несколько парней стоят в коридоре. Рядом с ними карлик с самокатом – это персонаж, обладающий сверхъестественными способностями. Он умеет находить людей по фотографии или описанию, не пользуясь никакими средствами, и получает от этого огромное удовольствие. Парни дают ему очередное задание и засекают время. Поиск начался.

карлик со сверхспособностями

Кадр из фильма.

По улице идут подростки. Они собираются играть в прятки с тем самым карликом: их задача найти укромное место (таким становится квартира подруги матери одного из ребят) и спрятаться там. В результате карлик их находит.

Сидящий на фоне мрачного граффити Средний браток-бандит получает звонок от Младшего, который пытается понять, почему в церквях не бывает зеркал, и, кажется, близок к разгадке.

Старший (Стрелок) и Средний обсуждают, зачем их позвал главарь – Батя. Средний сомневается в нынешнем состоянии психического здоровья Младшего – последнее время он несёт какой-то бред, связанный с зеркалами.

Батя собирает всех трёх братков. Задание связано с их давним подельником по кличке Муля (имя – Михаил). Когда-то он украл бандитский общак и скрылся. Мулю отыскали и убили, однако общак не нашли. Труп видели все братки, кроме Младшего, поскольку последний находился в то время в психбольнице. И вот сейчас из Новосибирска пришла новость, что предатель жив. Его обнаружили рядом со сценой на многолюдном празднике посреди города. При аналогичных обстоятельствах примерно в то же самое время Мулю видели также в Санкт-Петербурге и в Ростове. Батя поручает браткам найти беглеца, чтобы «чисто поговорить».

Братки после сходки обсуждают Мулю, пытаясь понять, чем было мотивировано его предательство. Старший вопрошает остальных, неужели и они не хотели бы также «соскочить» и начать новую жизнь?

Братки первым делом решают наведаться в притон, где живёт наркоманка – девушка Мули, но беглеца они там не находят. Затем бандиты приходят к его матери (по их описанию: улыбающейся и весёлой старушке) и та показывает им альбом с фотографиями сына. После общения с ней братки недоумевают: на одной из фотографий Муля стоит и улыбается на фоне магазина, который открылся всего полтора года назад, то есть уже после его смерти. Братки решают, кто куда поедет. Бывалый картёжник и шулер Младший предлагает тянуть жребий. Он подстраивает всё так, чтобы самому поехать в Санкт-Петербург, поскольку давно этого хотел. По этому жребию каждый вытянул «свою» карту: Младший – младшую, Средний – среднюю, Старший – старшую.

Старший сидит дома и что-то чинит. К нему подходит дочь. Отец говорит, что ему нужно съездить в Новосибирск по семейным делам. Дочь, зная, что он замешан в криминале, говорит: «Убьют они тебя…».

обед на улице

Кадр из фильма.

Средний, расхаживая возле мрачной картины, рассказывает полицейскому историю из своей деревенской юности о том, как был очарован девушкой, а та оказалась ведьмой. Затем даёт ему наставление следить, не обмолвится ли кто о появлении Мули, и спрашивает, всё ли тот понял. Полицейский отвечает, что всё, но спрашивает, кивая в сторону картины: «А вот это про что?».

Далее истории Старшего, Среднего и Младшего развиваются параллельно.

Старший, отправившийся по жребию в Новосибирск. Ему начинают приходить звонки от дочери, которая, сетуя на плохую связь, рассказывает о каких-то людях, которые будто бы следят за ней. Старший приезжает к местным браткам. Зная, что гость – хороший стрелок, главарь просит попасть из пистолета в яблоко на голове провинившегося перед бандой её участника. При этом Старший должен смотреть только в зеркало напротив него. В яблоко попасть не удаётся – пуля задевает ухо жертвы «эксперимента».

Старшему рассказывают про карлика, который всегда находит тех, кто прячется. Браток решает воспользоваться его услугами. Карлик ведёт Старшего через развалины и пустыри. По пути браток рассказывает про свой сон, где его утягивает в мир, в котором стены между живыми и мёртвыми не существует. Старший высказывает предположение: может быть, его убили, а молчаливый карлик – его проводник в мир мёртвых? Проходя через лес, путники видят, как навстречу проходят странные люди в масках, играющие на музыкальных инструментах.

Младший находит в Санкт-Петербурге клуб, где встречается со своим другом, с которым когда-то вместе проходили лечение в психбольнице. Тот в туалете (с зеркалом) угощает бандита наркотиками. После этого Младший обнаруживает себя вместе с другом где-то за городом. Местные братки заставляют их рыть себе могилу (по словам героя, лет двадцать назад с ним происходило что-то подобное). Оказалось, бандиты не признали гостя – всё обошлось. Они приглашают человека, который знает, где находится Муля и собирается отвести туда Младшего. Оба долго едут в лифте. Проводник говорит Младшему: «Не бойся – от страха собаки появляются».

трое братьев

Кирилл Полухин в роли старшего брата, Фёдор Лавров в роли среднего брата, и Роман Михайлов в роли младшего брата. Кадр из фильма.

Средний, поехавший в Ростов, приехал в гостиницу. В холле с зеркалами он знакомится с девушкой, которая пригласила его к себе в номер (где мы видим очередное зеркало). Девушка оказывается членом преступной группировки и вместе с подельниками грабит незадачливого бандита, оставляя его автомобиль без бензина посреди сельской местности. Выйдя на просёлочную дорогу, браток видит несущуюся ему навстречу белую лошадь без всадника. Чуть дальше мужики тащат повозку с гробом. В гробу лежит человек, очень похожий на Мулю. Однако сельчане говорят, что это Никита – брат-близнец Архипа-конюха.

Добравшись до деревни, Старший встречает самого Архипа и признаёт в нём Мулю. Однако всё говорит в пользу того, что этот человек никакого отношения к браткам никогда не имел и всю жизнь прожил здесь. На следующий день оба отправляются в город. Архип спрашивает Среднего, как он стал бандитом, на что тот отвечает: он всю жизнь искал доверия, а в бандитском мире честности, по его мнению, больше. Браток садит конюха в машину. Дорогу перегораживает целая процессия людей в масках и с музыкальными инструментами. Архип куда-то пропадает. Средний бросается в погоню и попадает в какое-то здание. Там он заходит в железную дверь, возле которой, как нам показали в других эпизодах, вероятно, некоторое время назад сидел Муля или Архип (правда, в другой одежде: не в костюме, а в тельняшке) и стоял проводник Младшего.

Средний заходит в комнату с зеркалом, похожую на антикварную лавку, где уже сидят Старший, Младший, Муля или Архип (в тельняшке) и Батя. Все они мирно рассуждают о красоте природы – о зиме, вслед за которой должна прийти весна. Средний недоумевает и высказывает своё раздражение, но Старший его осаживает: «Успокойся … разложилось как разложилось. Давайте лучше весну встречать!» и начинает смеяться. Средний вдруг подхватывает, подымая кружку с чаем: «За хорошую весну!». В конце все долго смеются.

Эту историю (по крайней мере какую-то её часть) рассказывал другу в кафе Младший.

Ещё один эпизод: полицейский купается в одежде в холодной воде.

Смысл фильма

Итак, содержание «Сказки для старых» немного запутано, но в целом, если разобраться, все события выстраиваются в единую цепочку. Правда, далеко не всем из них можно дать однозначную трактовку. По большому счёту, детальный разбор тут и не требуется: авторы хотели рассказать своеобразную сказку, основанную на парадоксах (как и полагается сказкам) и сюрреалистических ходах. И у них это получилось – вышла тёплая и, несмотря на бандитский антураж, по сути, добрая, атмосферная история.

Режиссёры «Сказки для старых» во многом опирались на специализированный дворовый и тюремный фольклор: отсюда и карлик-искатель, и упоминания о ведьме, собаках, которые приходят, когда появляется страх.

Отметим чёткие элементы структуры, которые прослеживаются в фильме, несмотря на весь психоделизм. Это прежде всего сказочная модель похождения трёх братков (в сказках: братьев). Все они получают от Бати (отца, царя) одно и то же задание. Все они по-разному его выполняют и в итоге встречаются, подводя итоги. Интересно, что Младший здесь – как и положено, «дурак» (неоднократно подчёркивается, что он бывал в психиатрических лечебницах). Но он и, тоже по традиции, самый талантливый ловкач. В отличие от Старшего и Среднего, ему, похоже, удалось даже избежать в своё время участия в убийстве Мули – и его вина только косвенная.

Кроме того, каждый браток проходит свою инициацию, которая начинается с одного и того же элемента. В фильме эту роль выполняет зеркало. Один из режиссёров «Сказки для старых» Роман Михайлов (он же сыграл роль Младшего), правда, говорит, что зеркала появляются, чтобы сделать акцент на греховности персонажей (на это намекает Младший: в церквях нет зеркал) – видимо, наряду с мрачными картинами в начале. Но одно другого не отменяет. Также все братки получают своего проводника: Старший – карлика; Младший – персонажа в лифте, который так и назван – проводник; Средний – Архипа.

сцена в туалете

Кадр из фильма.

А что же конкретно произошло в фильме? Предложим своё объяснение, которое всё же не претендует на точность. Итак, братки подошли к некому рубежу. На этом жизненном этапе все трое начали задумываться о пройдённом пути. В памяти у каждого из них всплыл давний эпизод, связанный с убийством своего друга Мули, оказавшегося предателем. Все почувствовали что-то наподобие мук совести – отсюда и их рассуждения, так или иначе оправдывающие действия подельника. Эти муки совести заставили каждого «полезть на рожон»: Старший поехал к криминальному авторитету, с которым у него явно недобрые отношения, Средний – столкнулся с бандой грабителей, Младший – отправился в клуб употреблять наркотики.

Вероятно, каждое событие закончилось смертью персонажа. Все братки получили своих проводников загробного мира, с помощью которых и встретились. Купающийся в холодной воде в одежде полицейский – вероятно, отсылает к некому очищению всех троих после смерти.

Помимо странных путешествий и проводников, на смерть персонажей указывают и другие моменты. Например, дочь Старшего говорит о его убийстве, а затем безуспешно пытается «достучаться» до него по телефону (заметим странную закадровую подачу этого эпизода и акцент на плохой связи). Тот же ничем уже не может помочь.

Сделаем также предположение по поводу смысла одной из самых загадочных сюжетных линий – «Муля – Никита – Архип». Судя по всему, это всё-таки разные персонажи. Но, возможно, Архип – это переродившийся после своего убийства Муля. Может быть, после смерти его душа разделилась надвое и появились братья-близнецы. Кстати, в финале за столом сидит не Архип, а Муля. Один был в пиджаке, второй – в тельняшке. Встреча на том свете произошла с Мулей, а Архип был проводником (не зря оператор показал крупным планом его прощальный взгляд — парень всё-таки не так прост). Кстати, не случайно акцент сделан и на весёлой матери, которая показывала браткам фотографии с сыном (причём одна из фотографий сделана после его смерти). Вероятно, Муля или кто-то похожий на него (Архип, Никита?) посещал старушку.

батюшка и братья

Кадр из фильма.

Ещё одна загадка: каким образом Младший рассказывает всё друзьям в кафе, если он умер? В чём смысл этих эпизодов? Заметим, что нам показали, как он рассказывает про братьев всё до определённого этапа их историй – до путешествия с проводниками. Скрытый смысл тут, несомненно, есть: вероятно, режиссёры тем самым дают понять, что после смерти ни о каком рассказе речь идти уже не может. Сюжетная линия в кафе призвана лишь подробнее описать рассказчика – Младшего.

И ещё: почему «Сказка для старых»? Роман Михайлов в интервью говорит, что смысл здесь примерно такой же, как у выражения «сказка для взрослых», но звучит по-особенному. Кроме того, история повествует о братках, пришедших откуда-то из девяностых – она особенно понравится тем, кто застал это время и сталкивался с такими персонажами, кто сам такой же «старый».

По итогу трудно выразить конкретную суть фильма – авторы всё же акцентируются не на сюжете, а на ощущениях, которые вызывает повествование. Особенно ярко они должны проявиться в концовке.

Объяснение концовки

Роман Михайлов в интервью даёт такое объяснение концовки: разговор о погоде – это ритуал. Герои становятся, по его словам, «удобрением для нового мира» (не зря этот эпизод происходит в антикварной лавке – месте, где собирают всё старое, отжитое). Индийские драматурги по традиции ставят ритуал прославления времени года в начало своих произведений.

Здесь же приём инвертирован – происходит в финале. Смысл концовки фильма «Сказка для старых», таким образом, в прорыве к весне, в торжестве над смертью. У героев будет новая жизнь, у всего мира будет новая жизнь.

дождь на озере

Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Я тоже хочу» (Россия, 2012): фильм-притча – последний в карьере и жизни культового режиссёра Алексея Балабанова.
  • «Куда приводят мечты» (США, Новая Зеландия, 1998): вдохновляющий и добрый фильм о жизни после смерти.
  • «Сказка странствий» (СССР, Чехословакия, 1983) – пожалуй, один из лучших советских фильмов-притч.

Евгений Пинигин

Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом — эзотерик, в настоящем — скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

Напишу в комментариях.

0.95%

Проголосовало: 105

В детстве, я была восприимчивым ребёнком, с развитым воображением. Любая рассказанная история проплывала перед глазами, как лента из кинофильма. Поэтому я с детства не любила страшные истории, а тем более фильмы ужасы. Но всё же в моих воспоминаниях завязли несколько фильмов, некогда испугавшие меня больше всего.

Говорят, что в советские времена, в кинематографе были запрещены фильмы-ужасы. Их, в СССР не было. В этом имелась своя причина. Данный жанр не считали содержательным. Он не нёс в себе «глубоких воспитательных смыслом», а был лишь увеселением для широкой массы людей и считался смакованием низменных ощущений человека.

Возможно, и верно делали! В жизни и так ужасов хватало с лихвой! Но, если хорошенько припомнить, то, невзирая на высокие цели партии, а именно, что кинематограф должен был быть средством политики и воспитания, а также нести воспитательную нагрузку, и вызывать в человеке высокое, доброе, разумное вечное. На экранах телевизоров и в кинотеатрах сказки, исторические фильмы и бытовые несчастья имелись в изобилие.

Ужасы советских фильмов, погружающие детей в стопор.

Если смотреть через призму сарказма, то можно отметить, что над детьми, в советские времена, будто бы ставили бессердечные эксперименты. Так как порой сказки-ужасы были рассчитаны не на взрослую аудиторию, а на детскую неокрепшую психику. УЖАСЫ, если их можно так назвать, давили на детскую психику, и невольно вынуждали испытать жуткий стресс.

Кого, к примеру, не пугала сказка: «Вечера на хуторе близ Диканьки», а повесть Гоголя «Вий»?

Суровые советские сказки закаляли наши характеры самым нешуточным образом. Возможно, оттого теперешним 40-50-и летним людям не страшны самые тяжкие мировые кризисы, санкции, которые сумеют пережить даже ядерную зиму.

Предлагаю вспомнить эти испытания.

В памяти всплывает фильм — сказка, наводящая на меня в детстве неизгладимый страх — это «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сказку зачастую показывали на Рождественские праздники. Впервые я его посмотрела, когда мне было 5 лет.

«Сказочная история, произошла на украинском хуторе близ Диканьки в ночь перед Рождеством, когда деревенский кузнец Вакула, оседлав чёрта, привёз своей любимой Оксане, дочери богатого казака Чуба, «черевички» царицы из самой столицы».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%85%D1%83%D1%82%D

Самым ужасным в этой сказке для меня был черт, с козлиной бородкой и двумя торчащими на голове рожками, у которого на мордочке был пятачок поросенка, сзади у него свисал длинный и острый хвост. А глаза сверкали как угольки в печи.

Еще один персонаж, который был мне неприятен и внушал страх.

Это колдун Пацюк, который силою мысли переворачивал вареники в сметане и заставлял их лететь ему в рот.

Не знаю почему, но эти персонажи наводили в детстве на меня, ужас и неприязнь.

Позднее, когда стала постарше, страх прошел, и я каждый Новый год и Рождество с превеликим нетерпением ждала этот фильм. В последнее время этот фильм почему-то перестали транслировать по телевизору.

Помимо этой сказки, в прокате того времени появился фильм «Вий», который я долгое время не имела возможности посмотреть, т.к. мне не было тогда и 10 лет. А в СССР было ограничение на этот фильм: «Детям до 16 вход воспрещен».

О страшном сюжете повести Гоголя «Вий», пересказывали все подряд, кто видел данный фильм.

Пересказы о бедном Хоме, которому предначертано было молитвами три ночи отбиваться от разной нечисти: покойной панночки-ведьмы, от её полетов в гробу вокруг несчастного Хомы Брута и от толпы упырей и вурдалаков и, наконец, самого ужасного, Вия, были неизмеримо страшащими в фильме «Вий».

Рассказов о фильме, было достаточно, чтобы понять, что подобную сказку предпочтительно не смотреть.

Как-то раз, когда мне исполнилось 12 лет, родители отправили меня погостить к маминой двоюродной сестре тети Люде, в деревню. Семья у нее была большая. Пятеро детей, мал малого меньше, но были две дочери, которым было 14 и 16 лет. Остальные мелюзга, от года до пяти лет.

Вечером в деревню привезли фильм-сказку «Вий».

В те времена, в деревнях, фильмы показывали на улице, на специально отведенной площадке.

Впервые в своей жизни мне удалось посмотреть эту мистическую историю. Это был первый триллер в моей жизни. Хотя сюжет мне был знаком, фильм оставил в душе неизгладимый страх. Я долго жалела, что пошла на просмотр этой сказки — ужасов.

Кто-то из слабонервных зрителей, не выдерживал и уходил с просмотра, кто-то до победного с любопытством, выжидал участи главного героя Хомы. И сильно сожалел о том, что Брут посмотрел на Вия. Если бы не посмотрел, то остался жив.

Возвращение домой.

После просмотра сказки, мы с сёстрами возвращались домой. Ночь, тучи, туман поднимающийся над полем, тьма непроглядная, собаки в подворотне завывают. Освещения дорог тогда не было. Жуть, в общем.

Пришли домой, легли в кровати, а заснуть не можем.

Включили свет. Скинули матрасы на пол, сдвинули их вместе в центре комнаты и легли, прижавшись, друг к другу.

Машка и Настя, постарше легли по краям, а я легла посередине. Всю ночь не могли уснуть. Как водится после просмотра фильма, долгое время находишься под впечатлением, и хочется высказаться о страшных моментах.

Поэтому, то одна сестра, то другая приступали подвывать, то ещё как-нибудь страшить меня и себя заодно. Как было страшно! Боже правый! С той ночи я поняла, что у моей чувствительной натуры никогда не выработается иммунитет на ужасы.

Под утро, сёстры, которые дрыхли, по краям от меня, неясно почему, наутро очнулись на кроватях, а я лежала одна посереди комнаты на полу, обнявшись с подушкой.

Фильм, как клещ, засел в моей голове. Еще целую неделю не могла спать с выключенным светом, была под впечатлением этого фильма.

Даже сейчас, будучи взрослой, вспоминая эту мистическую повесть, на душе делается жутко. Вот вам образец колдовской силы искусства!

Еще одна сказка, которая одарила советских детей, в том числе и меня самой крепкой фобией «Варвара-краса, длинная коса» про замену детей.

В этой сказке страх нагнетала сине-зеленая волосатая рука, грозящаяся из колодца, и охриплым голосом произносящая слово: «Должооок». Она появлялась из разных ёмкостей с водой, и трясла волосатым, кривым пальцем, напоминая о долге.

Мне эта рука из-под воды с каркающим выкриком «должок» в детстве надолго попортила нервную систему поселила фобию перед наполненными водой сосудами.

Это было ужасно! Когда я ела суп или пила чай, то мой страх затихал, только тогда, когда чашка или тарелка была уже пустыми.

А поход в туалет (простите), который в советские времена находился на улице.

Мы в детстве жили в частном доме и как у всех советских людей, сооружение для человеческой нужды, из деревянных досок, находился на улице.

Так вот, очень долгое время, после просмотра этой жуткой сказки, я с биением сердца и с фонариком в руках, рассматривала очко туалета, который находился на улице. Боялась присесть, так как все время мерещилась рука, которая вот-вот высунется из темной дыры и схвати тебя за попу.

После наших советских «сказок-ужасов», голливудские ужасы, которые появились в 90-х годах, казались пустышками.

Так что версия о том, что в СССР не было фильмов ужасов, это как утверждать, что в СССР не было секса.

Благодарю всех за внимание и уделенное время на прочтение и оценку моей статьи.

С Рождественскими всех святками и наступающим Хрещением!

А у вас, были такие советские фильмы, которые напугали в детстве?

Николай Васильевич Гоголь, пожалуй, наиболее загадочный и мистический писатель в русской литературе. За свои сорок два года он успел написать десятки произведений, которые до сих пор живут в сердцах читателей. Этот гениальный писатель оставил большое количество загадок о своих творениях и жизни, которые до сих пор толком не могут понять. Он выставлял зло как внутреннее явление и состояние, а не внешнее, социальное или политическое. Николай Васильевич описывал проблемы России не как государства, а пытался показывать, что зло внутри человека, оно происходит в душах людей, причем указывал он на это не открыто, а завуалировано, с помощью различных метафор. Не исключением стала и его всемирно известная повесть «Вий», которая была опубликована в 1835 году в его сборнике «Миргород». Много споров и вопросов вызывает данное произведение и по сей день, но равнодушным оно не оставит никого.

Что вдохновило Гоголя написать «Вий»?

В своей книге Николай Васильевич оставил примечание, что повесть является народным преданием, которое он попытался передать так, как слышал собственными ушами, ничего особо не меняя. Он, конечно, здесь слегка преувеличивает, тем более, что исследователи до сих пор не могут найти фольклорного произведения, которое бы действительно напоминало бы «Вия». Однако можно видеть схожий сюжет с этой мистической повестью в фольклоре разных стран, причем в разных трактовках.

Пожалуй, наиболее близкой является сказка, где ведьмина дочь влюбилась в обычного парня. Обратив себя в черную кошку, она приходит к нему. Парень, в свою очередь, набрасывает на нее уздечку и ездит, пока она не умирает. Родители погибшей дочери требуют, чтобы убийца три ночи читал псалтырь около ее гроба. И вот проходят две ночи, парня поджидают всякие кошмары. Чтобы укрыться от них, он чертит круг запрета. А уже на третью ночь ведьма просит помощи у старшей из них. Но, когда та находит бедного запуганного парня, его спасает рассвет, о котором оповещают петухи.

Так что с основой сюжета немного понятно. Но до сих пор основной загадкой остается главная нечисть в книге — злой и ужасный Вий. Есть версия, и скорей всего верная, что это имя имеет украинские корни. Оно получилось при слиянии имени Ний — славянский Бог подземного мира, а также украинского слова «Вiя», что в переводе означает «ресница» или «веко с ресницами». Поэтому у персонажа такие большие веки.

Кадр из фильма «Вий» (1967 г.)

Кадр из фильма «Вий» (1967 г.)

Гоголь писал, что Вий создан воображением народа. Таким именем называли начальника гномов, у которого веки растут прямо до земли. Однако среди фольклорных персонажей есть лишь похожие некоторыми способностями и чертами, но точного прообраза ему нет. Поэтому скорей всего образ Вия является необычным творением Гоголя.

Какие основные черты Гоголь внес в образы главных персонажей

В данной работе Николай Васильевич преподносит выпускников духовной семинарии как грешников, ведь они ругаются, дерутся, выпивают, в общем нарушают религиозные заповеди. Так что из описания автора понятно, что их души погибли, за это они и получают в итоге наказание. В повести все так переплетено, что трудно понять, где реальность, а где вымысел.

Людская боязнь мистики, неизвестности и смерти — основной мотив этой повести. Но иногда соблазн все же пересиливает эти страхи. Так случилось и с Хомой. Он до жути боялся читать ночью в церкви над панночкой молитвы и предчувствовал что-то недоброе, но не смог отказать влиятельному человеку, который к тому же обещал крупную сумму денег.

Гоголь показал выпускников духовной семинарии как грешников, которые поддаются соблазну, несмотря на свои страхи

Гоголь показал выпускников духовной семинарии как грешников, которые поддаются соблазну, несмотря на свои страхи

В литературном стиле Гоголя прослеживается тонкий, местами черный юмор, что еще больше усиливает напряжение с каждым приближением страшной ночи. Кстати, интересный факт, что многих чудовищ автор описывает достаточно подробно, а про главную нечисть, Вия и панночку, рассказывает довольно поверхностно. Возможно, это было сделано специально для того, чтобы читатель в страхе смог сам додумать этих персонажей.

Прежде, чем написать этот мистический шедевр, Гоголь изучал фольклор, где описывалась всякая нечистая сила. Но, пожалуй, наиболее интересный образ красивой панночки. Скорей всего, Гоголь наделил ее прекрасной внешностью из-за того, что в давние времена в Украине ведьмами называли женщин, которые отличались красотой и неувядающей молодостью. Народ считал, что все это получала ведьма, когда продавала свою душу дьяволу. А вот в России, напротив, колдуньи обычно выглядели как старухи. Возможно, поэтому гоголевская панночка представала перед Хомой сначала в облике страшной старухи, а потом молодой красивой девушки, ведь Гоголь часто совмещал русскую и украинскую культуры в своих произведениях.

Из-за цензуры Гоголю пришлось переписать некоторые эпизоды «Вия»

Во время написания «Вия» Николай Васильевич уже был одним из популярных писателей. Но, несмотря на заслуги и признание, его повести все равно подвергались цензуре. Не исключением стал и «Вий», который ему пришлось немного изменить.

В оригинале этой фантастической повести Хома, когда смотрел на покойную панночку чувствовал себя как-то странно и смешанно, его душа болезненно начинала поднывать. У него было чувство, будто бы посреди какого-то веселья кто-то запел песню об угнетенном народе. Вот как раз словосочетание «угнетенный народ» и смутило, цензура это не пропустила, поэтому пришлось в тексте эту песню заменить на похоронную.
Благодаря все той же цензуре, повесть обрела новый эпизод. В первоначальном варианте «Вий» заканчивается смертью Хомы. Но решено было добавить заключительную сцену разговора друзей скончавшегося философа — Тиберия Горобца и Халявы.

Пожалуй, пьесы Гоголя не утратят своей актуальности никогда. Кадр из фильма «Гоголь. Вий» (2018 г.)

Пожалуй, пьесы Гоголя не утратят своей актуальности никогда. Кадр из фильма «Гоголь. Вий» (2018 г.)

Еще был переделан эпизод, где Хома убивает ведьму. Изначально он просто оставил ее мертвое тело и убежал куда глаза глядят. Соответственно, когда Хома приехал отпевать тело панночки, он не знал, что это и есть та самая ведьма. Читатели должны были сами понять, что это один и тот же персонаж. В измененном же варианте, Хома, убив ведьму, дожидается ее превращения в молодую панночку и понимает сразу, увидя ее в гробу, что это она.

Цензура не обошла «Вия» стороной и при съемках в СССР

Как оказалось позже, цензура была и при экранизации «Вия» в СССР. Много чего не допустили к съемкам: оригиналы эскизов нечисти, а также различные вольности, например, намек на интим с русалками и соитие в воздухе с панночкой. Естественно, советская цензура этого не допустила. Также не давали ход некоторым задумкам различные творческие разногласия на съемках.

Изначально снимать эту картину должен был знаменитый советский кинорежиссер, народный артист и лауреат многочисленных Сталинских премий — Иван Александрович Пырьев. Но он был в это время занят другими проектами, поэтому передал эту почетную миссию двум начинающим режиссерам Георгию Кропачеву и Константину Ершову.

Эти молодые люди с азартом и, можно даже сказать, смелостью подошли к своему новому проекту. В повести Гоголя они заметили намеки на эротику, решив на этом сделать небольшой акцент. Среди эскизов молодых режиссеров была сцена, где ведьма летит на философе, и они оба были голые. Кстати, ребята даже успели немного отснять данного материала, но их наставник Иван Александрович был всем этим недоволен. Так что пришлось эту сцену переснимать, хотя некоторые намеки на обнаженность все же сохранились в данной ленте.

По задумке молодых режиссеров, в этом эпизоде герои должны были быть обнаженными

По задумке молодых режиссеров, в этом эпизоде герои должны были быть обнаженными

Теперь справиться со съемками помогал режиссер Александр Лукич Птушко, известный в основном по сказкам, таким как «Илья Муромец» и «Садко». Его видение было больше по душе консервативному Пырьеву, нежели молодых режиссеров. Зрелищность была главным качеством картины для нового режиссера, а не эротизм и символизм, как для предыдущих мастеров. Кстати, именно Птушко взял на роль панночки, вместо уже утвержденной актрисы Александры Завьяловой, очаровательную Наталью Варлей. Замену утвержденной актрисе он сделал, чтобы получить эффектные трюки, которые хотел получить во время съемок данной ленты. Варлей, как никто другой подходила на роль с трюками, ведь она бывшая циркачка.

Благодаря своему цирковому прошлому, на роль панночки утвердили Наталью Варлей вместо Александры Завьяловой

Благодаря своему цирковому прошлому, на роль панночки утвердили Наталью Варлей вместо Александры Завьяловой

Свои коррективы новый режиссер внес и в визуальную часть финала. Предыдущие творцы пытались уделить по максимуму внимания фольклору и язычеству. В первоначальной версии Кропачев и Ершов хотели окружить философа в церкви людьми с головами животных, а вот Птушко видел все по-своему, поэтому заменил их кошками и скелетами.

Также Птушко изменил концепцию самого Вия. Предыдущий режиссерский дуэт хотел показать главного монстра этой повести как убитого горем отца панночки. Он должен был появиться внезапно в церкви, пробивая там пол. Но Птушко такая задумка не понравилась, поэтому в фильме зритель видит другую версию происходящего.

Да и сам облик Вия на экране отличается от первых эскизов. Поэтому в фильме зрители увидели Вия так, как его представили консервативные Птушко и Пырьев: несуразный тяжелый костюм из гипса, который весил около ста килограмм. Кстати, Вия играл тяжелоатлет, и даже ему каждый шаг давался с трудом под этим увесистым костюмом. Обычный неподготовленный человек явно с этим костюмом бы не справился.

В СССР Вий казался страшным чудовищем даже для взрослых, сейчас им трудно напугать и детей

В СССР Вий казался страшным чудовищем даже для взрослых, сейчас им трудно напугать и детей

Узнав со временем о первоначальной версии «Вия», многие зрители расстроились, что молодые режиссеры не сняли этот шедевр так, как задумывали изначально. Они считают, что вариант этого режиссерского дуэта был бы более современным, динамичным, насыщенным и интересным. Возможно, нынешнее поколение сейчас бы более часто пересматривало эту ленту. Но есть, конечно, и те, кто восхищен финальной версией, и не хотел бы ничего менять. Однако уже не получится узнать чья версия была бы лучше.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вий 3D (2013, фильм) фото

Отличная сказка для взрослых ПО МОТИВАМ повести «Вий»

Вечер добрый!

Удивлена такому количеству негативных отзывов на этот фильм. Только что вернулась с кинотеатра и с удовольствием посмотрю еще раз с друзьями, которым я уже порекомендовала этот фильм.

Начну с того, что фильм понравится далеко не всем а разве есть фильмы, которые подходят для всех.

Не понравится он тому, кто ждал увидеть «Вий» по книге или ремейк на небезызвестный фильм. Нет, если Вы хотите «классику», то лучше не тратьте время и деньги, ибо Вам это творение точно не понравится и весь фильм Вас будет преследовать мысль о «вертящемся Гоголе». Ну и не понравится он тем, кто не любит сказки для взрослых. «Вий» очень напоминает моих любимых «Братья Гримм» и «Охотники на ведьм».

ЧТО МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ:

Сюжет: Путешествующий ученый-англичанин, который случайно попадает в «закрытый хутор» в котором творится «всякая бесовщина». «Бесовщина» или людская алчность и стремление к власти? Это нам и предстоит узнать. Ну а классическое «поднимите мне веки», » паночка» и казаки, безусловно, радуют своим присутствием Smile

Атмосфера: Это не ужасы. Нет, в ТАКОМ «темном лесу», ТАКИХ домах, рядом с ТАКОЙ рекой и сТАКИМИ жителями ужасов не сделать. Только хорошую мистическую сказку, которая, конечно, не имеет ничего общего с историей и реальностью.

Игра актеров: Отличная игра актеров. Особенно порадовал Валерий Золотухин и Джеймсон Флеминг которого я полюбила с «Ускользающей красоты».

Операторская работа: на 5+.

Спецэффекты: Не жалею, что пошла именно на 3Д. Спецэффекты отлично усиливают атмосферу фильма. Больше всего, конечно, впечатлил сам Вий.

Могу сказать, что этот фильм очень выделяется на фоне российских не смешных комедий и унылых патриотических фильмов.

Рекомендую любителям подобного жанра Smile

Достоинства

  • Визуальный ряд
  • Напряжённая кульминация
  • Невозможно оторваться от просмотра
  • Отличная игра актеров
  • Отличная монтажная работа
  • Отличная операторская работа
  • Отличная режиссерская работа
  • Спецэффекты

Читать все отзывы 222

Другие отзывы

Читать все отзывы 222

Смотрите также

  • Невероятный отстой

    Это поразительный фильм. Поразительно бездарный, так будет точнее сказать. Создатели картины сбацали что-тона уровне околошкольной постановки. Только школа у них была с неправильным уклоном.

  • Alini аватар

    Попытки оправдать зло

    Фильм начинается с массового убийства. Жители небольшого городка решаются на самосуд. Сразу возникает двоякое чувство. С одной стороны убитых даже жаль. Однако именно эта семья виновна в жестоких убийствах людей. И снова меня поражает тот факт, что в городе так мало полицейских.

  • Auctor аватар

    Это должен был быть просто фильм про войну… а получилась пошлятина. Потоптался по гнилым костям этого отродья с таким же удовольствием, с каким нам его скормили с ложечки, с тем посылом, что мы должны были быть за это благодарны.

    Ниже представленное суждение является сугубо субъективным, иначе говоря оно не абсолютно. I. Вводная «Сталинград» отечественный псевдопатриотический фильм, снятый в 2013 году.

  • Sochnaya Malinka аватар

    «Погрузитесь вглубь океана и посмотрите, как живут его обитатели)» + скриншоты

    Документальное кино я люблю, при чем документалка мне нравится разная, абсолютно на разную тематику, начиная от катастроф и заканчивая тайнами Вселенной. поэтому я частенько посиживаю на торрент — трекерах в надежде скачать что — то интересненькое и документального цикла.

  • dud аватар

    Позвони мне, позвони…

    Кто не боится жутких японских девочек с волосами? Да. в общем, никто уже не боится. Но они продолжают лезть в цивилизованный мир с упорством, достойным хотя бы пули в голову. Тридэшное «Проклятие 2» — это вообще-то что-то вроде «Звонка 4». Как говорится, «из оттудова же».

  • Sharlotta197 аватар

    Чудеса контрастов!

    Документальный сериал «Новая Зеландия 3D: Забытый райNew Zealand 3D: The Forgotten Paradise» был выпущен в прокат в 2013 году. Режиссёр: Аттила Тенки. Длительность фильма составляет 1 час 3 минуты.

  • Marianna Russkih аватар

    Глобализация джунглей. По мнению ученых, последний тигр умрет в последние пол века. Куда еще американцы сбрасывали атомные бомбы?

    Здравствуйте! Расскажу о фильме Наша Земля: Наши океаны 3D Our Earth: Our Oceans 3D 2013 года. Начало фильма повествует об Азорских островах. Описание: Стоит ли смотреть фильм с детьми? Да.

  • BadDriver аватар

    Эконом путешествие по Египту

    Среди засушливой пустыни находится страна двух материков Египет. История Египта берет свое начало более 5 тысячелетий назад. За все это время Египет обрел свою разнообразную культуру.

  • Sharlotta197 аватар

    Качественный документальный фильм

    Первое, что меня поразило — великолепное музыкальное сопровождение , не типичное для документальных фильмов. Съёмка шикарная, профессиональная. Большая часть фильма посвящена акулам, так же интересный рассказ про мурен. Мало повествования про других хищников.

Популярные отзывы

  • Molly Macgold аватар

    Как стать порнозвездой в 19 лет и не остаться с разованной «изольдой»? Хотела удовольствия и денег, получила боль и низкую самооценку. Смотреть глупышкам, которые мечтают о подобном «труде».

    Как же меня раздражают все эти восторженные малолетки, которые вместо того чтобы учиться и самосовершенствоваться — мечтают о карьере в порно… Ну, чтобы раздвигать рогатки и открывать рот — много ума не нужно, а почёт в современном мире великий.

  • feedback_n аватар

    Я в буквальном смысле оцепенела от увиденного. Ставлю фильму 5, но к просмотру не рекомендую. Полное соответствие жанру с нестандартной подачей и очень горьким послевкусием.

    Всем привет! Спустя несколько месяцев блокировки я решила выйти из нее, потому что я только что посмотрела фильм «Никому не говори» одна, от увиденного у меня трясутся руки, бешено стучит сердце и стоит ком в горле.

  • Shery-bei аватар

    Сейчас такие жёсткие фильмы уже не снимают. Если вы не смотрели — не смотрите. Экранизация Маркиза де Сада или скажем НЕТ фашизму. Пара слов о трагической гибели Пазолини.

    47-й годовщине смерти маэстро Пазолини посвящаю этот отзыв…   Несколько лет назад, ещё до пандемии, я тяжело заболела и лежала пластом. Чтобы не тратить время даром я решила повысить свой интеллектуальный уровень и расширить кругозор — прикоснуться к шедеврам мировой кинематографии.

  • 20ПоМОгаТОР20 аватар

    Он решил удерживать девушку в подвале, пока она не влюбится в него… Психологический триллер с НЕОЖИДАННЫМ концом🤯 И причем же здесь гиппопотам? 🦛 отвечаю🤔

    Всем доброго времени суток! В наше время мы имеем доступ к огромному количеству фильмов различных жанров и сюжетов, но найти действительно стоящую картину, среди этого разнообразия, бывает порой непросто.

  • Tatyana0721 аватар

    Если это подруги, то каковы тогда враги..? Фильм, который вряд ли способен научить верности, искренности и добру… Почему он не вызывает у меня восхищения? + разбор персонажей

    Добрый день, уважаемые читатели! Советские фильмы — это категория, которую хотя бы раз в жизни, по моему мнению, должен посмотреть каждый. Однако зачастую серьезные провисания в сюжете, наивность главных героев и выставление в ярком свете того, что должно подвергаться осуждению, вызывают желание…

  • Molly Macgold аватар

    Красивое лицо этих моделей не спасло их от страшной судьбы. Реальные истории похищения, убийства и преследования. Я плакала над участью «русской Рапунцель» Русланы Коршуновой…

    Не родись красивой, а родись счастливой… Именно так говорят в народе и страшные истории героинь данного документального фильма это подтверждают. У этих девушек была ангельская красота и мировая известность, с ними работали лучшие модельные агентства и брендыгиганты: Диор, Нина Ричи, Гучи.

  • Ksenia_007 аватар

    «Мне было 14 лет, ей за 50. Это была бабушка моего друга. Она меня совратила!…» Прохор Шаляпин — бессовестный альфонс или травмированный в детстве мужчина? Исповедь, которая оставляет после себя неоднозначные впечатления.

    Приветствую. Наверно, если вы заглянули в этот отзыв, то знаете, кто такой Прохор Шаляпин. Я его узнала благодаря «Фабрике Звезд», а затем — последовавшему скандалу, связанному с тем, что он — не потомок легендарного Федора Шаляпина, за которого Андрей (настоящее имя Прохора) себя длительное время…

  • katisvet аватар

    Чувствовать абсолютную потерянность и постоянную угрозу от незнакомца, при том, что никто даже не верит. Ужас от возможного воплощения наихудшего в реальность. Фильм с атмосферой почти постоянного напряжения и надвигающейся опасности

    Иногда бывает, что паника у человека нарастает тогда, когда, казалось бы, этого ничего не предвещает. Но что же это такое? Вполне вероятно, повышенная тревожность, особенно если причин в жизни человека для нее хватает.

  • Molly Macgold аватар

    Самоирония судьбы и Киркоров–Ипполит позорят наше телевидение. Опухшие лица и фальшивые эмоции. Такого бреда не видела давно. Почему даже рядом не встали с классической Иронией?

    Наверное, создатели фильма «Самоирония судьбы» посчитали, что зрители будут слишком пьяны, а потому им можно запросто впаривать всякий бред. Такой отвратительной, дешёвой бесовщины я не видела давно.

  • Egorova638 аватар

    Любовь зла. Мелодрама, в которой жалко всех. А степень нормальности у каждого своя…

    Всем привет! Недавно наткнулась на фильм «Тайное влечение «. Отзывы были настолько разными, от обвинений в пошлости, до восхваления темы высоких чувств и глобокой мысли, что меня это заинтересовало. Я решила просмотреть сама и присоединиться к одному из воюющих в комментариях мнению.

  • Викторина по рассказу заколдованная буква
  • Визитная карточка семьи на конкурс семья года рассказ о семье
  • Визитная карточка на мисс осень рассказ о себе
  • Викторина по рассказу житкова мангуста
  • Визитная карточка воспитателя на конкурс воспитатель года видеоролик в виде сказки