Краткое содержание «Вий»
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1434.
Обновлено 7 Мая, 2022
О произведении
Мистическую повесть «Вий» Гоголь написал в конце 1834 года. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835 г.). В повести объединены романтизм и реализм, фантастика и реальность.
Произведение основано на народных преданиях и имеет много фольклорных элементов, например приём троекратного повторения. Сам Вий в славянской мифологии — персонаж из преисподней со смертоносным взглядом.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Вий» по главам. Представленный пересказ подойдёт для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Место и время действия
События повести происходят в первой половине XIX века на хуторе под Киевом.
Главные герои
- Хома Брут – семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой;
«был нрава веселого»
. - Панночка – ведьма, дочь сотника, над ее умершим телом Хома читал молитвы.
- Сотник – богач, отец панночки-ведьмы,
«уже престарелый»
, около 50-ти лет.
Другие персонажи
- Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.
- Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.
- Вий – славянское демоническое существо с веками до земли.
Краткое содержание
Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны. Как-то «во время подобного странствования три бурсака»
– богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.
Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском»
. Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих»
. Хома понял, что старуха – ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу. «Затрепетал, как древесный лист, Хома»
и пустился бежать во весь дух в Киев.
Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы»
три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков. По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он»
.
После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами»
. Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу. В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб. Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга. «Гроб грянулся на середине церкви»
, из него поднялся «синий, позеленевший»
труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.
Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе»
. «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ»
– «страх загорался в нем»
.
Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте»
. Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания»
. По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь. Наконец вдали послышался крик петуха и все прекратилось.
Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.
Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы»
, двери сорвались с петель, и в церковь влетела «несметная сила чудовищ»
. По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!»
Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!»
и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута. «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха»
.
Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами»
, обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги»
.
Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся»
.
И что в итоге?
Хома Брут – взглянув на Вия, становится для него видимым; умирает от страха, когда на него кинулась вся толпа нечисти.
Панночка – призывает Вия в церковь, вместе с остальной нечистью остаётся навеки в церкви.
Халява и Горобець – поминают душу Хомы после его смерти.
Вий – вместе с остальной нечистью остаётся навеки в заброшенной церкви.
Заключение
Повесть Н. В. Гоголя «Вий» принято относить к прозе романтизма. В рассказе фантастический, романтический мир представляется исключительно ночным, тогда как реальный мир – дневным. При этом и сам Хома не является классическим романтическим героем – в нем много от обывателя, он не противопоставляется толпе.
Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Вия», а прочитать повесть Н. В. Гоголя в полном варианте.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Данил Ким
10/11
-
Александр Чалдушкин
10/11
-
Александр Белый
11/11
-
Лия Раинская
11/11
-
Исмаилова Азиза
11/11
-
Павел Авдеев
8/11
-
Максим Ирвачёв
11/11
-
Александр Антипов
9/11
-
Женя Гаврилов
11/11
-
Настя Гудкова
11/11
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1434.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 7 мин Просмотров 7.5к. Опубликовано 04.04.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Вий» менее 1 минуты и подробно по главам за 5 минут.
Очень краткий пересказ повести «Вий»
Сюжет разворачивается на одном из хуторов в окрестностях Киева. Ученик бурсы Хома Брут и его двое товарищей решили заняться репетиторской подработкой. Хома сталкивается со странной старухой, усмиряет ведьму, и она превращается в прекрасную девушку. После данного случая она умирает, но перед смертью просит своего отца пана, чтобы бурсак Хома читал над её гробом молитвы три ночи подряд. Получив задание от пана, Хома принимается за дело, но закончить начатое у него не получается, в конце третьей ночи, взглянув на страшного Вия, Хома погибает.
Главные герои и их характеристика:
- Хома Брут – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
- Панночка – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
- Вий – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Богослов по прозвищу Халява – один из товарищей и соучеников Хомы Брута. Получил работу звонаря. Жалеет о смерти Хомы.
- Ритор Тиберий по прозвищу Горобець (Воробей) – товарищ и соученик Хомы. Стал философом. Именно Тиберий высказал мнение, что Хома мог выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
- Пан-сотник – хозяин хутора. Хотя и косо посматривал на Хому, однако сделал то, о чём просила дочь перед смертью: отправил философа в церковь, дабы тот читал молитвы над гробом.
Краткое содержание повести «Вий» подробно по главам
Глава 1
Читатель знакомится с бытом и нравами киевской бурсы и семинарии. Не обходилось без традиционных драк, из-за коих у риторов оставались знаки на лице вроде распухшей губы или «фонаря» под глазом. Без воровства не обходилось – ибо бурсаки и семинаристы были бедны, как церковные мыши.
Когда же начиналось лето, учёба заканчивалась, и бурсаки с семинаристами начинали искать себе работу. Обычно это было репетиторство.
Глава 2
Три товарища-бурсака – философ-весельчак Хома Брут, ритор Тиберий по прозвищу Горобець, богослов по прозвищу Халява – свернули с наезженной дороги и отправились на поиски хутора, где можно было заниматься репетитором. Ритор был отчаянным забиякой, богослов – клептоманом, кравшим всё, что подворачивалось под руку, а Хома – философом, чей девиз звучал так: «чему быть – того не миновать».
Постепенно догорела вечерняя заря, а хутора всё не видно. И когда уже была глубокая ночь, приятели наконец-то дошли до хутора. Там была всего лишь пара хат, а когда бурсаки постучали в ворота – появилась старуха. Сумев-таки уломать её, приятели получили возможность нормально переночевать под крышей. Правда, в разных местах.
Глава 3
Хому ждал тот ещё сюрприз: старуха вошла в хлев, и так посмотрела, что несчастный философ оказался заколдован. Оседлав его, как коня, ведьма пришпорила Брута метлой. И лишь во время бега, когда остановиться было невозможно, понял Хома, что попал под хватку настоящей ведьмы. Правда, с помощью фраз-заклятий философ сумел усмирить несносную наездницу, а затем сам оседлал её. Однако неприятности лишь продолжались, и кончились в тот момент, когда невольный наездник отдубасил ведьму поленом. Настал рассвет, и старуха превратилась в молодую прекрасную девушку. Перепуганный Хома бежал со всех ног в хуторок.
Сумев нормально поесть и завалившись в трактир, молодой философ позабыл о ночном приключении, как вдруг услышал новость: дочь богатого сотника вернулась в отцовский дом, причём девушка была до полусмерти избита. Девушка при смерти, и её последнее желание – пусть её отпоёт Хома Брут, и пусть он же молится три ночи после её кончины. Сотник дал задание казакам: привести Хому.
Глава 4
По дороге Хома узнал о том, что девушка умерла. На душе философа скребли кошки, и Брут понимал, что дело плохо. И когда он увидел умершую панночку и внимательно присмотрелся – с ужасом узнал в ней ведьму. Сам сотник жалел о том, что не знает, кто именно погубил его дочь. Да только читатели догадались, что именно Хома Брут и стал тем самым убийцей.
Узнав о том, какие страшные злодейства творила роковая красавица, сколько людей погибло от её каверз, философ изрядно нервничал перед ночной службой. Когда церковь заперли, Хома зажёг свечи, и начал читать молитвы. Вскоре стряслась напасть: ведьма вылезла из гроба, и Хома очертил мелом круг, встав внутри него, и начал говорить заклятия. Не прорвавшись через круг, ведьма вернулась в гроб. И тут вдруг началась свистопляска: гроб летал по всей церкви.
Запели петухи, и наваждение закончилось. Гроб падает, крышка закрывается. Но это была только первая ночь.
Глава 5
На вторую ночь главный герой столкнулся с новой напастью: ведьма своими заклинаниями призывала нечистую силу и одновременно проклинала Хому, голос ведьмы наводил ужас. Когда всё закончилось, философ едва дышал. Когда двери церкви открылись, и казаки довели Брута до поместья сотника, Хома узнал о том, что поседел из-за проклятия ведьмы. Решил бурсак вернуться в Киев, однако суровый сотник чётко объяснил, что у парня нет выбора: либо по-хорошему отслужит третью ночь, либо будет выпорот и насильно загнан в церковь.
Попытка бегства оказалась напрасной, и в конце концов пришлось читать службу. И в этот раз в церковь ворвалась нечистая сила, а затем ведьма приказала позвать Вия. Привели чудовище, невысокого роста, который ступал по-медвежьи. Это и был Вий. И когда ему подняли веки, Хома не смог бороться с опасным искушением и посмотрел на чудовище. Увидел Вий противника и указал на него, напала нечисть, и Хома умер от страха.
Глава 6
Халява и Тиберий Горобець узнали о гибели Хомы Брута и пошли в кабак помянуть товарища. Обменялись они мнениями, и Тиберий сделал вывод, что именно страх и погубил Хому Брута.
Кратко об истории создания произведения
Говоря об истории этой жуткой повести, стоит вспомнить балладу Жуковского «Старушка» («Баллада о том, как одна старушка ехала на чёрном коне вдвоём и кто сидел впереди»). Именно там была умершая ведьма, служение над гробов в течение трёх ночей, появление на третью ночь нечисти и катастрофа. Причём изначально в названии баллады старушка была родом из Киева, что отсылало к малороссийскому фольклору.
- Краткие содержания
- Гоголь
- Вий
Краткое содержание Вий Гоголя
Хома Брут являлся слушателем-философом киевского церковного заведения, как-то был выпущен на каникулы. Домой он добирался пешим ходом. В дороге его застал вечер, и он попросился на ночлег к старухе. Ночью он проснулся от того, что ночью к нему пришла старуха с дико блестящим взором. Она прыгнула ему на спину и начала подгонять метлой. Хому охватила паника, ведь это была ведьма.
Брут прыгал в пространстве, мча ведьму на своей спине. Читая молитвы, ему удалось скинуть старуху. После чего он сам прыгнул на ее спину, и принялся бить ее поленом. Старуха жутко кричала, охрипшим голосом. Спустя какое-то время ее голос стал привлекательнее и настоящим. Когда ведьма свалилась на землю, он увидел, что на земле распростерлась не старуха, а бессознательная, очень красивая молодая девушка.
Уже совсем близко были видны златоглавые купола киевских храмов. Хома оставил девушку лежать на земле, а сам стремглав понесся к городу. В ближайшее время он уже почти забыл о происшедшем. В то же время было вестимо о дочери самого богатого сотника. Его дочь, возвращаясь с гуляния, была побита до смерти. Ее последним желанием было, чтобы после ее смерти все три ночи отходную молитву по ней читал Хома.
Семинарист почуял неладное, но делать нечего. Ему пришлось ехать к сотнику, но он думал убежать при первом удобном случае.
Сотник был удивлен, в честь чего его дочка доверила справить отходную молитву какому-то незнакомому Хоме. Однако отец решил выполнить ее волю. Философа препроводили к гробу с телом молодой панночки. Взглянув, Хома сразу распознал в ней ведьму, оседлавшую его в ночи.
Гроб поместили в храме на окраине деревни. Когда Хома сел вечером кушать вместе с казаками, он услышал, как все сказывали, что умершая была ведьмой. Очень много зла повидали от нее односельчане.
Несколько казаков препроводили философа в храм, где покоилось тело молодой панночки. Он очень робел, не смотря на то, что выпил горилки. Во время молитвы Хома не сводил взгляд с гроба. Внезапно панночка поднялась и начала ходить по храму.
В испуге, Хома, нарисовал вокруг своего места круг и начал еще громче молиться. Ведьма хотела поймать его, однако переступить через черту круга мертвая панночка не имела возможности, она постоянно тормозила на этой черте. Панночка вернулась в гроб лишь после того, как пропели первые петухи.
Утром, отворив двери, казаки увидели, сильно уставшего, Хому. Вечером его снова препроводили в церковь и закрыли там.
Перед началом молитвы, философ опять нарисовал круг. Бездыханное тело девушки вновь встало из гроба и остановилось прямо перед ним на черте. Она цокотала зубами, повторяя невнятные заклятия. В храме стало твориться, что-то невероятное – подул сильный ветер, в окна бились гадкие, крылатые существа… Закончилось все вновь после пения первых петухов. За эту ночь Хома был едва живым и седым.
Встретившись с паном, он сказал ему, что больше не пойдет молиться в церковь. Однако пан был настойчив. Он требовал провести оставшуюся ночь в храме, обещая за невыполнение высечь Хому плетьми. Хома попытался сбежать, но был пойман и возвращен назад.
Хому с покойницей заперли в храме последний раз. Он, как и в предыдущие ночи нарисовал вокруг себя круг и начал молиться. Покойница вновь встала и начала призывать разных чудовищ ей в помощь. Прилетевшая нечисть повыбивала в храме окна и двери, носилась вокруг Хомы. Однако никто из них не видел молящегося философа. Тогда панночка закричала, чтобы к ней привели Вия.
Появившийся Вий выглядел очень жутко. Его тело было покрыто землей, а руки и ноги были словно сильные корни, веки спускались до самой земли. Вий жутким голосом потребовал поднять ему веки. Что-то внутри Хомы шептало ему – «Не смотри!», однако он не выдержал и посмотрел. «Он тут!»- прокричал Вий указывая на Хому. Нечистая сила тут же набросилась на Хому. И несчастный помер со страху.
Товарищи Хомы узнав о том, что случилось. Пришли к выводу, что смерть его произошла из-за боязни.
Главная мысль
Этот рассказ учит вере в Бога, в свои силы. Ответственно относится к начатому делу, пусть даже не по собственной воле. Как говорится «На Бога надейся, а сам не плошай!»
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
- Вечер накануне Ивана Купала
- Вечера на хуторе близ Диканьки
- Вий
- Девяносто третий год
- Женитьба
- Заколдованное место
- Записки сумасшедшего
- Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
- Игроки
- История создания комедии Ревизор
- История создания повести Тарас Бульба
- История создания поэмы Мертвые души
- Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- Коляска
- Король забавляется
- Майская ночь или Утопленница
- Мёртвые души
- Мертвые души по главам
- Миргород
- Невский проспект
- Нос
- Ночь перед Рождеством
- Петербургские повести
- Повесть о капитане Копейкине
- Портрет
- Пропавшая грамота
- Ревизор
- Рим
- Сорочинская ярмарка
- Старосветские помещики
- Страшная месть
- Тарас Бульба
- Шинель
Вий. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Горький На дне кратко и по актам
В подвале, больше похожем на пещеру, ютились люди. Девять человек жили здесь, занимаясь каждый своим делом: столяр Клещ, картузник Бубнов, вор Васька Пепел, торговка пельменями Квашня
- Краткое содержание Сказка Листопадничек Соколов-Микитов
Все происходит осенью, именно тогда и родила зайчиха маленьких зайчат. По лесу постоянно бродят охотники, поэтому зайчиха вместе с зайчатами должны прятаться в норе и сидеть там тихо-тихо.
- Краткое содержание Вересаев Состязание
Очень глубокая сказка «Состязание» посвящена вечной теме всех видов искусства- красоте. В данном произведении оба персонажа, Дважды-Венчанный и его подмастерья Единорог, по средством написания картин, устраивают состязание
- Краткое содержание Житие Сергия Радонежского
Произведение повествует о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского, который родился во время правления князя Твери Дмитрия в семье глубоко верующих людей.
- Краткое содержание Журавль и цапля (сказка)
Вздумал как-то одинокий журавль к цапле посвататься. А жила цапля далеко – на другом конце болота. Долго пришлось ему к ней топать. Пока дотопал – всю грязь болотную перемесил. Приходит он к цапле, и, едва поздоровавшись
Повесть Н.В. Гоголя «Вий» входит в сборник «Миргород». В отличие от трех других произведений цикла в ней зло персонифицировано при помощи мифологических образов Вия и панночки. Краткое содержание повести Гоголя «Вий»
Главные персонажи
- Хома Брут – семинарист
- Панночка – умершая дочь местного сотника
- Вий – существо славянской мифологии, изображается обычно с веками до пят.
Второстепенные персонажи
- Сотник – отец Панночки
- Халява – звонарь в церкви, друг Хомы
- Тиберий Горобець – друг Хомы
Краткое содержание
Каждое утро звон семинарского колокола Братского монастыря собирал со всего Киева школьников. В это же время начинал обыкновенно свою работу рынок, где торговки наперебой завлекали покупателей-семинаристов то бубликами, то маковниками. По приходу в семинарию, шумная толпа размещалась по классам в ожидании профессоров. Но самым ожидаемым событием для семинаристов были каникулы, которые начинались с июня. В это время все семинаристы отправлялись по домам. Из Киева пешком шли ученики все вместе, но вот три бурсака свернули с главной дороги к своему дому. Были это три друга – Халява, Хома Брут и Горобець. Идти им еще было довольно долго, а съестные припасы заканчивались, потому решено было разжиться хоть чем-нибудь в ближайшей деревне.
Как стемнело, очутились бурсаки на хуторе, да повстречали старуху. Стали друзья проситься к ней на ночлег, но та мало доверяла бурсакам, считая их пьяницами. Однако вскоре старуха сдалась и оставила хлопцев ночевать, но при одном уговоре, что спать они будут все в разных местах.
Хому отправила старуха спать в старый хлев. Тот кое как в нем разместился, но, уже засыпая, увидел, что приближается к нему старуха, глаза ее странно блестят. Принялся было Хома от нее убегать, да та начала хватать его и гнать метлой. А после и вовсе оседлала его, а Хома пустился вскачь как жеребец против своей воли. Тут понял Хома, что старуха та ведьма, да и начал усиленно молиться. Вмиг силы стали покидать ведьму, а Хома, заметив это, забрался к ней на спину и принялся подгонять ее поленом. Ведьма повалилась на землю, застонала. Тут начало светать, и Хома увидел, что перед ним не старуха лежит, а молодая девушка. Что было сил пустился он в Киев, решив не возвращаться на хутор.
Тем временем по хутору пронеслась весть, что ночью произошло убийство, и погибла дочь сотника. А еще люди говорили, что умирая девушка просила, чтоб три дня и три ночи читал по ней молитвы бурсак из Киева – Хома Брут.
Весть эта дошла до ректора семинарии, и тот отправил Хому на хутор. Привезли казаки семинариста к отцу умершей, тот начал выспрашивать у него, откуда ему знакома его дочь, и почему выбрала именно его для отпевания в церкви. Хома, испугавшись сотника, говорил, что никогда не был знаком с панночкой, ведь о том случае, что случился с ним на хуторе он и думать забыл. Но когда отец умершей привел его к дочери, то Хома, ужаснувшись, узнал в ней ту самую ведьму, которую избил ночью поленом.
Пришло время ужина. Казаки между делом принялись рассказывать о панночке разные истории, из чего все поняли, что девушка общалась с нечистью. Ближе к ночи отвели Хому в церковь, где находился и гроб с умершей панночкой. Хоме в храме было как-то не по себе, все ему казалось, что панночка наблюдает за ним. Внезапно увидел Хома, что ведьма поднялась из гроба и двинулась прямо на него.
Хома, торопясь, нарисовал вокруг себя защитный круг и начал молиться. И вправду – ведьме не удавалось проникнуть внутрь круга. Ближе к утру панночка вновь легла в гроб, который тут же начал кружить по церкви. Но и таким образом, ведьма не смогла дотронуться до Хомы.
С первыми криками петухов все проделки ведьмы прекратились – она вновь улеглась в гроб, крышка которого мгновенно закрылась. Весь день семинарист пытался прийти в себя после ужасающих ночных событий, чего он только не делал – гулял по хуторам и даже пил горилку. Однако к ночи настроение его становилось все хуже и хуже. Когда второй раз проводили его до церкви, то он сразу решил начертить защитный круг вокруг себя, да и начал молиться. Вдруг он заметил, что панночка стоит у самой черты круга, протягивает к нему руки и произносит какие-то заклинания. Церковь в этот момент будто бы затряслась, кто-то стал колотить в окна, пытаясь попасть внутрь. Хома с еще большим усердием молился пока не послышался крик петуха, и все колдовство не пропало.
Когда утром за Хомой пришли казаки, то увидели его полностью седым. Решил тогда семинарист просить сотника завершить отпевание, но отец панночки наотрез отказывался и просил выдержать еще один день.
В третью ночь все повторилось – семинарист начертил круг и начал читать молитвы, когда крышка гроба открылась, и панночка начала колдовать. По церкви гулял ветер, срывая двери и распахивая настежь окна, иконы падали со стен. Заметил Хома, что отовсюду в церковь собирается нечисть. Вдруг панночка начала звать Вия, который не замедлил появиться. Было это невысокое, крепко сложенное существо, веки которого были такими длинными, что доходили до пола. Вий требовал, чтоб ему подняли веки. Тут Хома сообразил, что нужно постараться не смотреть на это чудовище. Но недолго хлопец продержался – взглянул на Вия, а тот направил на него свой палец и что-то прокричал. Вмиг вся нечистая сила набросилась на Хому, а тот сразу и умер. После крика петуха нечисть попыталась убежать из церкви, да уже рассвело, потому так и стоит по сей день эта церковь покинутой, с запертой внутри нее нечистой силою.
А друзья Хомы – Халява и Горобець как-то помянули в шинке погибшего, решили, что погиб он от того, что ведьмы испугался.
«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм
2 года назад · 1791 просмотров
Повесть «Вий» Н.В. Гоголя. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Кратчайшее изложение и подробный пересказ произведения. Советский фильм «Вий».
Обложка третьего издания повести / Кадр из фильма «Вий» 1967 года
«Вий» — повесть Н.В. Гоголя, впервые опубликованная в 1835 году в сборнике «Миргород». Это мистическое произведение рассказывает о столкновении киевского семинариста Хомы Брута с нечистой силой.
Содержание
-
Кратчайшее содержание
-
Полный текст и аудиокнига
-
Подробное изложение с цитатами
-
Фильм «Вий» 1967 года
Кратчайшее содержание
Киевский семинарист Хома Брут, на которого ночью нападает ведьма и катается на нём верхом, до смерти избивает её поленом. Умирая, ведьма превращается в красивую девушку, а парень сбегает.
Вскоре семинариста вызывает к себе богатый пан — сотник, который велит Хоме три ночи подряд читать молитвы над своей умершей дочерью. Покойная девушка оказывается той самой ведьмой. По словам пана, это была её последняя воля.
В первую же ночь мёртвая ведьма встаёт из гроба, но не может увидеть Хому, который очертил подле себя защитный круг и читает молитвы. Во вторую она призывает на помощь нечистую силу. Хома вновь спасается.
На третью ночь чудовища приводят Вия — страшное существо с веками до земли. Вию поднимают веки. Хома не выдерживает и смотрит на монстра. Тогда Вий указывает нечистой силе на семинариста. Утром юношу находят в церкви мёртвым.
Полный текст и аудиокнига
Полный текст повести Н.В. Гоголя «Вий» доступен в «Викитеке».
В формате аудиокниги произведение можно бесплатно послушать на YouTube.
Подробное изложение с цитатами
Повесть начинается с описания жизни в киевской семинарии. В июне бурсаки-семинаристы расходятся на каникулы по домам или давать уроки детям из богатых семей.
Философ Хома Брут — круглый сирота, он отправляется на каникулы с двумя товарищами. Ночь застает путешественников в поле, но им удается в темноте отыскать одинокий хутор. Хозяйка-старуха нехотя впускает незваных гостей, Брут ложится спать в хлеву.
Ночью к нему приходит старуха. Брут решает, что та добивается от него любви, и пытается отказать. На самом деле хозяйка хутора оказывается ведьмой. Она вскакивает на спину семинаристу, бьёт его метлой, и вот тот несёт её по полям, словно конь.
Кадр из фильма «Вий»
Измученный гонкой Хома припоминает всевозможные молитвы, сбрасывает с себя старуху и сам влезает ей на спину.
Он схватил лежавшее на дороге полено и начал им со всех сил колотить старуху. Дикие вопли издала она; сначала были они сердиты и угрожающи, потом становились слабее, приятнее, чаще, и потом уже тихо, едва звенели, как тонкие серебряные колокольчики, и заронялись ему в душу; и невольно мелькнула в голове мысль: точно ли это старуха? «Ох, не могу больше!» — произнесла она в изнеможении и упала на землю.
Умирающая ведьма превращается в прекрасную молодую девушку. Хома Брут бросается бежать. Он возвращается в семинарию.
Кадр из фильма «Вий»
Спустя некоторое время незнакомый сотник присылает к ректору бурсы своих людей, требуя срочно прислать философа Брута. Выясняется, что его дочь умирает и хочет, чтобы молитвы над ней читал именно Хома Брут.
Хома отказывается ехать, но его заставляют. По дороге он крепко выпивает с сопровождающими казаками и едва не уговаривает отпустить его. Тем не менее, его привозят на хутор сотника. Там выясняется, что панночка — дочь пана сотника — умерла.
Сотник велит Бруту три ночи читать молитвы над гробом покойной дочери, потому что так просила перед кончиной она сама:
«Уж как ты себе хочешь, только я всё, что завещала мне моя голубка, исполню, ничего не пожалея. И когда ты с сего дня три ночи совершишь, как следует, над нею молитвы, то я награжу тебя; а не то — и самому черту не советую рассердить меня».
Хоме страшно, но делать нечего. Он утешает себя тем, что получит награду: «Три ночи как-нибудь отработаю, — подумал философ, — зато пан набьёт мне оба кармана чистыми червонцами».
Кадр из фильма «Вий»
Взглянув на гроб покойницы, семинарист узнаёт в ней девушку-ведьму, которую убил поленом. Ночью гроб с телом относят в деревянную церковь на краю хутора. Казаки рассказывают, что панночка была ведьмой: погубила псаря Микиту, катаясь на нём верхом, и загрызла казачку Шепчиху с ребёнком, обернувшись собакой.
Хома Брут идет к покойнице. Он расставляет свечи по всей церкви и успокаивает себя словами, что молитвы защитят его от нечистой силы. Но всё же в голове у него крутится мысль: а вдруг панночка сейчас встанет из гроба? И она встает.
Она приподняла голову…
Он дико взглянул и протёр глаза. Но она точно уже не лежит, а сидит в своём гробе. Он отвёл глаза свои и опять с ужасом обратил на гроб. Она встала… идёт по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь.
Хома Брут очерчивает подле себя круг, читает молитвы и заклинания, которым его однажды научил знающий монах. Ведьма подходит к самому кругу, но не может переступить черту, не может увидеть семинариста. Разозлённая, она ложится обратно в гроб. На заре Брут покидает церковь.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
После обеда Хома приходит в хорошее расположение духа, но к вечеру вновь становится мрачен. Пора возвращаться в церковь на вторую ночь.
Брут вновь очерчивает круг и читает молитвы. Когда он поднимает глаза, то видит: «Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мёртвые, позеленевшие глаза».
Ведьма начинает произносить заклятия, к церкви слетается нечистая сила и ломится внутрь. Хома Брут, зажмурив глаза, читает молитвы до первых криков петуха. На рассвете его находят едва живым от страха. Волосы на голове парня за ночь поседели.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
Брут идет к пану и рассказывает, что покойница «пустила к себе сатану», отказывается читать молитвы дальше. Но непреклонный сотник велит читать и в третью ночь, грозя страшным наказанием и суля большие деньги. Тогда Хома Брут пытается бежать, но его догоняет и возвращает на хутор один из казаков.
Вернувшись на панский хутор, Брут требует музыкантов и долго пляшет, а затем, обессилев, засыпает.
Наступает третья ночь. Хома снова в церкви, он очерчивает круг и читает молитвы. Сорвав железную крышку, из гроба поднимается покойница-ведьма. Церковь наполняется нечистой силой:
Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Всё летало и носилось, ища повсюду философа.
Но никто из чудовищ не может обнаружить Хому, защищённого молитвами и волшебным кругом. Тогда ведьма велит: «Приведите Вия! ступайте за Вием!»
В церковь входит главный из монстров с железным лицом и веками до самой земли — Вий. «Подымите мне веки: не вижу!» — требует он. Внутренний голос велит Хоме Бруту: «Не гляди!». Но он не выдерживает и смотрит. В этот миг Вий железным пальцем указывает чудовищам на семинариста: «Вот он!».
Нечистая сила кидается на Брута, и он умирает от страха.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
Чудовища пропускают второй крик петуха и не успевают покинуть церковь до рассвета. Они пытаются бежать, но застревают в дверях и окнах навсегда. Священник не решается более служить в посрамлённом храме. Церковь так навеки и остаётся брошенной, заросшей лесом и бурьяном; «и никто не найдёт теперь к ней дороги».
Два друга Хомы Брута из киевской семинарии, узнав о случившемся, обсуждают смерть товарища:
— Славный был человек Хома! Знатный был человек! А пропал ни за что.
— А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
Фильм «Вий» 1967 года
В 1967 году по повести Гоголя был снят фильм «Вий» (режиссеры — Константин Ершов и Георгий Кропачёв). Картина стала одним из популярнейших фильмов 1968 года: в советских кинотеатрах её посмотрели 32,6 миллиона раз.
Роль Хомы Брута исполнил Леонид Куравлёв, роль ведьмы-панночки — Наталья Варлей.