Викторина 2 класс с ответами литературные сказки

Викторина по сказкам  « Знатоки сказок»

       ( для обучающихся 2-3 классов )

Цели:

Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

развивать мышление, воображение, интерес, внимание;

воспитывать любовь к сказкам и к чтению.

— Активизировать детское чтение;

— Организовать досуг учащихся.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знаток сказок».  

Беседа по сказкам. Сказки любят  и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит  доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных,  бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!  

                            Задания викторины:

1 конкурс                                                                                                    Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки?  (ответить на вопросы).  

*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

*Жилище Бабы Яги? (избушка)

*Имя мальчика, которого  унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

*Второе название скатерти (самобранка)

*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)

*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)

*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)

*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

*Кого старик  неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)

*Имя главного героя  сказки «По щучьему веленью» (Емеля)

*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

*Сколько голов у Горыныча? (три)

*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)

*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

*Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).  

*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

 Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»).  

— От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).      

-Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных?  (Снежная Королева).

— Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).

— Кто из животных пострадал,  ловя рыбу из пруда? (Волк).

— Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).  

— В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).  

2 конкурс (Чей это портрет?)

— « Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого,

 И жених сыскался ей –

Королевич Елисей»  (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

— Родилась в цветке прелестном  

Труден к счастью её путь  

Каждый видно догадался

Как её зовут (Дюймовочка)

—  Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

— Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем (Жар-птица)

— Побежала она за подружками,

Вскочила в огонь

И потянулась вверх легким паром,

Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).

— Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит нас досыта.

Что сама собой она,

Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)

—  Летела стрела, попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная). 

— Жила – была девочка

Имя забыла она свое давно

Так как однажды ей бабушка подарила  шапочку

И все стали её звать … (Красная шапочка).

—  Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала  в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.

( Золушка).

3 конкурс « Кто прислал телеграмму»

(Командам раздаются подготовленные телеграммы. Игроки должны назвать героя, произведение, автора)

*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка» Андерсен)

*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)

*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)

*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)

*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)

*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)

*Все закончилось благополучно.  Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки  К. Чуковского Муха-Цокотуха»)

Весёлая минутка. Игра «Птицы»
Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны.
1.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
2.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи.
3.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!

Домашнее задание.
Инсценировки из сказок. Командам назвать сказку.

Весёлая минутка. Игра «Эхо»
Сколько времени сейчас? Эхо отвечает «Час, час». А чтоб веселей игралось, хлопайте в ладоши.
Собирайся детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладоши не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда! Будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как? Как?
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А сто двадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ! Вет! Вет!
Математикам – привет! Вет! Вет!
Это ухо или нос? Нос! Нос!
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Глаз! Глаз!
А вот это, что у нас? Нас! Нас!

Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать.

4 конкурс

Чтобы навести окончательный порядок  в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.

1. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы). 2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).

3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).

4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).

 5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).

 6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом). 7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).

8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»). 9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).

10. Что было в корзинке у  Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).

11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).

12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).

13.На чем ездил Емеля? (на печи).

14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).

15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).

5 конкурс «Дальше, дальше…»

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

                      Вопросы для первой команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

                             Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

6 конкурс «Волшебный сундучок».

Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

http://img-fotki.yandex.ru/get/6108/133038111.3/0_7911d_e1d614d6_XL

Туфелька – «Золушка»

http://img.buzznet.com/assets/imgx/2/1/0/5/0/6/3/7/orig-21050637.jpg

Монетка – «Муха-цокотуха»

http://vip-mediagroup.com/wp-content/uploads/2013/04/114325_image_large.jpg

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

http://bayun.ru/covers/997.jpg

Яйцо – «Курочка Ряба»

http://web-silver.ru/photoshop/tutorials/images/golden_egg_results.jpg

   Красная шапочка – «Красная Шапочка»

http://cs2.livemaster.ru/foto/large/cb06282267-aksessuary-shlyapka-krasnaya-shapochka-n6978.jpg

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Игра-викторина «Путешествие по сказкам» во 2
 классе

Цель:

-создание атмосферы
творчества и эмоционального комфорта;

-обобщение знаний
детей о сказках;

-стимулировать речемыслительную
деятельность;

— вырабатывать
учебные навыки (умение отвечать на вопросы, слушать ответы других, не
перебивать говорящего);

-пробуждать в детях
интерес к книгам, к сказкам, к чтению;

-расширять  литературный
кругозор;

-развивать внимание,
мышление, речь, память, тактильное восприятие детей.

-воспитывать
культурных слушателей и зрителей.

Задачи:

  • Воспитание
    коммуникативных качеств личности;
  • Развитие
    познавательных интересов;
  • Развитие
    интеллектуального творчества;
  • Воспитание дружбы и
    коллективизма.

1. Организационный
момент

Сказка по лесу идёт —

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит
сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка-умница и
прелесть,

С нами рядышком живёт…

Ведущий: сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас
в увлекательное путешествие. Вы уже догадались куда? Конечно, в сказку. Мы
вспомним любимые сказки. Может быть, кто-то из вас узнает сегодня что-то новое
для себя, а кто-то после нашей игры захочет прочитать новые сказки.


Для того, чтобы узнать, кто из вас больше и внимательнее читает сказки, у нас
есть три команды, которые будут соревноваться между собой.

1. Итак, первый этап нашей игры – это
представление команд.

Угадай,
как называется команда.

(Колобок-
1 ряд, Репка- 2 ряд, Теремок- 3 ряд)

Колобок.

Угадать
меня не сложно –

Я
хвастливый брат пирожных.       .

Я
качусь и всем свою

Громко
песенку пою.

Репка.

Посадил
когда-то дедка

В
огороде чудо-репку

А
неделек через пять

Было
репку не узнать.

Теремок.

В
теремке живем мы дружно

Дел
нам сделать много нужно.

Подрастать,
уметь играть

Теремок
наш украшать.

2. Второй
этап  Разминка.


Командам поочередно будут задаваться вопросы, на которые надо быстро давать
ответ. Вопросы слушайте внимательно.

За
каждый правильный ответ – 1 балл.

— Кто пел: «Я от
бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок)

— В какой сказке
средство передвижения – печка? (По щучьему велению)

— Как звали
женщину изо льда в сказке Г.Х. Андерсена? (Снежная королева)

— Девочка из снега
в русской народной сказке? (Снегурочка)

— Как звали кота
из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин)

— В каких сказках
исполняли желания рыбы? («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)

— Какого мальчика
звали «дядей»? (Дядя Федор)

— Кто ходит в
гости по утрам? (Винни Пух)

— Сколько лет жил
старик со своею старухой, пока не поймал золотую рыбку? (33.)

— Средства
передвижения Бабы Яги? (Ступа и помело)

Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

— Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…)

— Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка
Ряба)

— Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

— Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)

— На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)

— Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)

— Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную
туфельку)

— Назовите одну особенность известной сказочной
избушки? (Курьи ножки)

— Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к
гибели её и бабушки. (Красная Шапочка)

— То, что в сказках всегда побеждает? (Добро)

3. Третий этап. «Как 
называется сказка».

— Отгадайте название сказки по опорным словам. Впишите название сказки
рядом. (Ученикам раздаются карточки с опорными словами.)

За
каждый правильный ответ – 1 балл.

*   
Солдат, старуха, топор. («Каша из топора».)

*    Брат, сестра,
гуси, Баба-яга.

(«Гуси – лебеди».)

*    Петух, курочка,
корова, кузнец. («Петушок и бобовое зернышко».)

*    Бабушка, внучка,
мышка, курочка. («У страха глаза велики».)

*    Лиса, собаки,
тетерев. («Лиса и тетерев».)

*    Лиса, кувшин,
тарелка, журавль.

(«Лиса и Журавль».)

  Ведущий: А теперь настало время
немного отдохнуть и провести сказочную разминку.

Игра « Ядро барона Мюнхгаузена».

Эстафета « Баба Яга на метле». ( Участники становятся на одну
ногу, берут веник и прыгают до кегли.)

4.Четвёртый  этап  «Сказочная
реплика»

— Надо угадать из
какой сказки эта реплика? 1команда задаёт  реплику  2, вторая  -3, а третья –
1.  За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. «Если ты
опоздаешь хоть на минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается
тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять
превратится в старенькое, залатанное платьице». («Золушка», Ш. Перро)

6. По щучьему
велению, по моему хотению, ступайте сани в лес сами. («По щучьему
велению»)

2. Мышка бежала,
хвостиком махнула («Курочка Ряба»)

7. Дурачина, ты,
простофиля!!! («Сказка о золотой рыбке»)

3. Тянут, потянут,
а вытянуть не могут («Репка»)

8 . -Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке
свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица,
маслицем я смажу петушку горлышко
. («Петушок и бобовое зёрнышко»)

4. Где моя большая
ложка? («Три медведя»)

9. Я от дедушки ушёл,
я от бабушки ушёл. («Колобок»)

5.
«Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха.
Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток
розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на
столе».

 («Дюймовочка»,
Г.-Х. Андерсен)

5.
Пятый  этап Конкурс капитанов.
“Сказочный предмет”


Определите принадлежность того или иного сказочного предмета к сказкам. Учитель
показывает рисунок или предмет  – капитаны поочередно  называют сказку. За
каждый правильный ответ – 1 балл.

1.     Деревянная ложка – “Три
медведя”

2.     Зеркало – “Сказка о мертвой
царевне”

3.     Кувшин – “Лиса и журавль”

4.     Лук и стрела –
“Царевна-лягушка”

5.     Топор – “Каша из топора”

6.     Яйцо – “Курочка-Ряба”

7.     Туфля – “Золушка”

8.     Сапог – “Кот в сапогах”

9.     Мыло – “Мойдодыр ”.

6. Шестой этап творческий 
— «Сочинение сказки”

Каждой команде
учитель раздает листы, на которых написаны предложения с пропусками слов.
Командам необходимо, пользуясь предложениями-помощниками, создать свою сказку.

Сказка про…

Шел__________. По
дороге он нашел___________, взял и понес царю. Пришел _______ во дворец. Кругом
слуги царские с топорами да копьями. Испугался ____________, хотел было
___________, как вдруг_________из-за________ выскочил _________ и давай
__________. Глянул на _________ и____________. Поблагодарил царь
умного_________, и он отправился домой.

Подведение итогов.

Ведущий: Вот и подходит к концу наше путешествие по
сказкам. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок. Много сказок мы
вспомнили. В разных сказках побывали. Что самое главное во всех сказках? (Добро
побеждает зло.) Я вижу ваши радостные лица, а это значит, мы вместе с вами
получили массу положительных эмоций и каждый из нас стал сегодня ещё добрее.

Дети читают стихи

Сказка радость нам
несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.

В сказке много
приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.

Тот, кто сказки
уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.

И приходит чудо в
гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.

Сказка — чудная
копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни —
Непременно пропадешь.

Члены жюри подводят итог.

Клип» Сказки гуляют по свету»

             

            

Предмет: литературное чтение.

Викторина по сказкам для младших школьников 2 класса

Цель: развитие интереса к русским народным сказкам и изобразительному искусству.
Задачи:
1. Обобщить знания детей по сказкам.
2. Прививать интерес к чтению.
3. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.
4. Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.
5. Создать положительный эмоциональный настой на дальнейшую работу.
Описание: Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в мир сказок. Узнаем, хорошо ли вы знаете сказки.

1)Разминка
Вопросы:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

41.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий.
 Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки.
1. «Работу  знала  и  золу, но  побывала  на  балу,

Обиды  были  от  сестриц,

Но  ей, не  им  достался  принц. (Золушка)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. «Бабке с дедом повезло:

Много снегу намело.

И слепили себе дочь,

Чтобы им могла помочь.

Но весна красна настала,

Без следа их дочь пропала»   (Снегурочка)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

6. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

7. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

8. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)

9. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

10. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

11.Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки,

И живет один чудак.

Все он делает не так.

Неумейкой он слывет.

Кто его нам назовет? (Незнайка.)

12.Испекла бабуля деду —

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал,

На носок лисе попал. (Колобок.)

13.Чтоб  друга  верного  спасти, ее  полстраны  пришлось  пройти:

от  разбойников  бежать, в  снежной  буре  замерзать,

через  льды  перебираться, с  королевою сражаться (Герда)

14.Вот  вам  мое  определение: старик  во  время  наводнения  зайчишек  вызволял  старательно. Вы  можете  назвать  спасителя? (Дед Мазая)

15. Угадайте–ка, ребята: кто–то, где–то  и  когда – то  все  моря  избороздил, с  корабля  сошел  по  трапу  и  в  свою  большую  шляпу  лилипутов  посадил. (Гулливер)

Конкурс «Бюро находок».
Я  прошу  вас  назвать  сказочных  героев, потерявших  свои  вещи. Подскажите, кто  они.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Красная шапочка – «Красная шапочка»

Перо жар-птицы – “Конек-горбунок”

Аленький цветочек – “Аленький цветочек”

 Бумажный  кораблик – «Стойкий  оловянный  солдатик»

Скорлупку  грецкого  ореха – «Дюймовочка»

Горошину – «Принцесса»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий.
 Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

6. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (ДжанниРодари)
7. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
8. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
9. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
10. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

11.Какой герой сказки «Буратино» торговал пиявками? (Дуремар)

12. Сколько братьев было у главной героини сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди?» (11 братьев)

13. Кого Балда называл своим меньшим братом в сказке «О попе и работнике его Балде»? (Зайца)

14.Какой волшебный предмет был у солдата из сказки Г.Х.Андерсена? (Огниво)

15.Как называется остров славногоГвидона? (Буян)

«Угадай басню»

Из каких басен взяты эти строки?

а) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и лисица»)

б) Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак. («Мартышка и очки»)

в) «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» («Стрекоза и муравей»)

г) А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

д) «Да только воз и ныне там» («Лебедь, рак и щука»)

е) Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в такие забияки… («Слон и Моська»)

Строки крыловских басен уже давно стали пословицами и поговорками, вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения, а вы произносите вторую часть его. Итак, начинаем.

— А Ларчик ( просто открывался ).

— Кукушка хвалит Петуха за то, ( что хвалит он Кукушку).

— А вы, друзья, как ни садитесь, ( все в музыканты не годитесь).

— Слона-то я и ( не приметил).

— Ах, Моська! Знать она сильна, ( что лает на Слона).

— А Васька слушает ( да ест).

«Угадай писателя по его портрету»

1.Драгунский

2.А.Барто

3.Бажов

4.Заходер

5.Носов

6.Крылов

7.Чуковский

8.Маршак

9.Успенский

«Из какой сказки иллюстрация?»

1. «Айболит» — К. И. Чуковский

2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царице лебеди» — А. С. Пушкин

3. «Дюймовочка» — Г. Х. Андерсен

4. «Золушка» — Шарль Перро

5. «Колобок» — русская народная сказка

6. «Дядя стёпа» — Сергей Михалков

7. «Сказка о попе и о работнике его балде» — А. С. Пушкин

8. «Маугли» — Р. Киплинг

9. «Конёк-горбунок» — Петр Павлович Ершов

10. «Багаж» — С. Маршак

11. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — А.С. Пушкин

12. «Маленький принц» — Антуан де Сент-Экзюпери

13. «Муха цокотуха» — К. И. Чуковский

14. «Морозко» — русская народная сказка

15. «Стойкий оловянный солдатик» — Г. Х. Андерсен

16. «Сказка о рыбаке и рыбке» — А. С. Пушкин

17. «Золотой ключик, или приключения Буратино» — А. Н. Толстой

18. «Царевна-лягушка» — русская народная сказка

19. «Мойдодыр» — К. И. Чуковский

Кто быстрее узнает сказку?(вместо басен для 2 класса)

-Я мышка-норушка, а ты кто? ( «Теремок»)

-Тянут-потянут, а вытянуть не могут. ( «Репка»)

-Речка-матушка, спрячь меня! ( «Гуси- Лебеди»)

-Несет меня лиса за темные  леса! Котик-братик, помоги! («Кот, Петух и Лиса»)

-По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, сами домой! («По щучьему веленью»)

-Солнце высоко, колодец далеко, жар  донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

-Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка растаяла –она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.  (« Лиса и заяц»)

-КрексФексПекс! (“Золотой ключик или приключения Буратино”)

-Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, рус.нар. ск. “Сивка-бурка”)

Здравствуйте, ребята! Начинаем наше путешествие в мир сказок. Поднимите руку те, кто любит сказки. Я очень рада, что вы любите эти замечательные произведения. Ведь именно со сказками мы знакомимся с ранних лет. Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья герои «Телефона», «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок Чуковского, герои сказок Сутеева, Перро, братьев Гримм, Андерсена. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с новыми сказками -народными и авторскими. Благодаря сказкам, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаетесь добротой.

Сказочная разминка. Постарайтесь быстро ответить на вопросы:

— От кого убежала посуда? (от Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе»)

— Как зовут сказочную девочку, перепрыгнувшую через костёр и превратившуюся в облачко? (Снегурочка из русской народной сказки «Снегурочка»)

— Как зовут девочку, побывавшую в стране чудес? (Алиса из сказки Кэрролла «Алиса в Стране чудес»)

— Кто стоял за внучкой в сказке «Репка»? (Жучка)

— Сколько человек тянули репку?(3)

— Кто спас от паука муху, нашедшую копеечку по пути на базар? (комар, сказка Чуковского «Муха-Цокотуха»)

— На чём летели в одной из сказок Чуковского комарики? (на воздушном шарике, сказка «Тараканище»)

— Как зовут лучшего друга Малыша из сказки Астрид Линдгрен? (Карлсон, сказка «Малыш и Карлсон»)

— Как звали курицу, несущую золотые яйца? (Ряба)

— Какая птица в известной русской народной сказке не смогла накормить лису? (журавль)

— Как звали ловца пиявок из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Дуремар, автор сказки А.Толстой)

— В какой сказке из простого ячменного зерна вырастает красивый цветок- тюльпан? (сказка «Дюймовочка», автор Х.Андерсен)

— Как зовут королевича, из сказки А.С. Пушкина, оживившего мертвую царевну? (королевич Елисей, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Как звали самого умного коротышку в книге Н.Носова «Приключения Незнайки»? (Знайка)

— Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане»? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком)

Конкурс «Сказочные телеграммы»

Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

  • Купил семена. Приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка»)

  • Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа, сказка «Вини-Пух и все-все- все», автор А. Милн)

  • Ключ достал. Скоро буду. (Буратино, из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино», автор А.Н. Толстой)

  • Люблю цветы только красных оттенков. (Настенька, из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»)

  • Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха, из сказки «Муха-Цокотуха», автор К.Чуковский)

  • Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок, из сказки «Колобок» )

  • Помни, всё исчезнет после двенадцати ночи. (Фея, из сказки «Золушка»,автор Ш.Перро )

  • В гости не приду. Мотор забарахлил. (Карлсон, из сказки «Малыш и Карлсон», автор А.Линдгрен)

  • Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора, из сказки «Федорино горе», автор К. Чуковского)

  • Ищу шестерых братьев после страшного происшествия.(Козлёнок, из сказки «Волк и семеро козлят»)

Конкурс «Таинственная коробка»

В моей таинственной коробке находятся предметы из сказок. Отгадайте, что это за предметы.

  • Этот предмет проглотил крокодил из сказки. Что это за предмет? Назовите автора и название сказки. (Мочалка, сказка «Мойдодыр», автор Чуковский)

  • Вместо этого предмета Мальвина использовала карпа. Что это за предмет? (Зеркало)

  • С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Иголка)

 Конкурс «Найди сказочных героев»

  • Ребятам раздаются листочки с заданиями. Дети сами находят слова по вертикали и по горизонтали и с помощью цветных карандашей закрашивают их.

Сказочные герои

К

О

Л

О

Б

О

К

А

Й

Д

А

Д

И

Л

А

П

О

Т

Ь

Ю

Р

У

С

А

Л

О

Ч

К

А

Й

А

Р

А

Б

Д

А

Д

О

Н

М

Б

Е

Л

К

А

Щ

У

К

А

О

А

М

А

Л

Ь

В

И

Н

А

В

С

А

Л

Ё

Н

У

Ш

К

А

О

Д

Р

А

К

О

Н

К

О

Т

Ч

Е

Ь

К

А

Р

Л

С

О

Н

К

Л

Я

Б

А

З

И

Л

И

О

А

(Колобок, Кай, Лапоть, Русалочка, Дадон, белка, щука, Мальвина, Алёнушка, дракон, кот, Карлсон, Базилио, Дюймовочка, Карабас, Дуремар, Балда)

Конкурс «Сказочные коты»

Кот Васька очень гордился, что в его роду было много известных котов. Попробуйте по небольшим портретам догадаться, о ком из этих котов идёт речь.

  • Этот «слепой» кот был очень хитрым и изворотливым, под стать своей подружке. (Кот Базилио из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино)

  • Хозяин этого кота очень хорошо помнил, на какие хитрости пускался этот плут, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мёртвым, то повиснув на задних лапах, то зарывшись чуть ли не с головой в муку. (Кот в сапогах, из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»)

  • А этот кот был добрейшей души животным, за что и поплатился, испытывая огромные неприятности и неудобства от весёлых непосед мышат. (Кот Леопольд, из сказки А.Резникова «Приключения кота Леопольда»)

  • Лучшим другом этого кота в тельняшке был теленок по имени Гаврюша. (Кот Матроскин, из повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

 А теперь вспомните и назовите сказочных собак. (Жучка из сказки «Репка», Артемон из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», Тотошка из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», Шарик из сказочной повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» и т.д.)

Конкурс «Волшебные предметы»

Какие волшебные предметы были у следующих сказочных героев:

— у солдата из сказки Андерсена? (огниво)

— у Буратино? (золотой ключик)

— у Незнайки? (волшебная палочка)

— у девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик-семицветик)

— у Золушки? (хрустальные туфельки)

— у мачехи Белоснежки? (волшебное зеркало)

— у Бабы-Яги? (метла)

— у Алладина? (лампа с джинном)

Конкурс «Назови друзей»

Назовите друзей сказочных героев.

— у Маугли (Балу, Багира, Каа)

— у Чиполлино (Вишенка, Редиска, кум Тыква)

— у Малыша (Карлсон)

— у Вини-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Кролик:)

— у Герды (Кай)

— у Буратино (Мальвина, Пьеро)

— у Незнайки (Кнопочка, Гунька)

— у Чебурашки (крокодил Гена)

Конкурс «Угадай-ка»

В этой книжке именины.
Много было там гостей.
А на этих именинах 
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, 
Чуть её не погубил. 
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. Кто?

(комар, из сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха»). С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка? 
Как зовётся сам мальчишка?

(Буратино, из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино).

Всех на свете он добрей, 
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Кто это?

(Доктор Айболит, из сказки К. Чуковского).

Многим долго неизвестный, 
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся…
(Чиполлино).

Он и весел, и незлобен, 
Этот милый чудачок.
С ним хозяин — мальчик Робин
И приятель — Пятачок.
Для него прогулка — праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок…
(Вини-Пух).

Он дружок зверям и птицам.
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино,
И известна вам давно —
Эта милая мордашка.
И зовётся …
(Чебурашка).

Девочка спит и пока что не знает, 
Что в этой сказке её ожидает. 
Жаба под утро её украдет, 
В нору упрячет бессовестный крот. 
Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка? 
Кто эта девочка? Что же за сказка?     

(Дюймовочка, из сказки «Дюймовочка» Х. Андерсена). 

Была у злодея до пят борода. 
В театре всех кукол он мучил всегда.
«Подайте мне плётку!», —  гремел его бас.
Скажите скорее, кто он?
(Карабас).

Дорогие, ребята, давайте обсудим нашу игру.

(Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, что им больше всего понравилось, какие задания показались легкими, какие – сложными. Легко ли им было работать в парах, или работать всем вместе, а может  лучше по одному. Каждый участник высказывает свое мнение об игре.) 

Спасибо всем за игру!

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Цель: — обобщить знания детей по русским народным сказкам;

— приобщить детей к народному творчеству;

— способствовать развитию мышления и познавательной активности к

русским народным сказкам

— развивать воображение, внимание, сообразительность, речь учащихся;

— воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам;

-формировать у учащихся доброе взаимоотношение.

  1. Организационный момент.

  2.  Объявление темы урока.

— Я знаю, вы любите игры, песни, загадки. А сказки?

— Прочитайте пословицу .

“Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.”

— Как вы её понимаете? (Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам.)

— Итак, что же такое сказка?

— Кто знает, почему мы называем одни сказки авторские, а другие – русские народные?

— А почему вы любите слушать и читать сказки? (Там происходит много чудес. Хорошие люди добиваются всего, плохие – наказываются. Добро побеждает зло.)

В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.

-Это отразилось в русских поговорках. Продолжите их.

Хитер как …

Голоден как…

Здоров как …

Изворотлив как…

Грязный как….

Болтлив как …

Труслив как …

Нем как …

Упрям как…

Представление команд

Команда «Кукареку»

Наш девиз: « С книгой жить, век не тужить»

Команда «Колобок»

Наш девиз: « Кто много читает, тот много знает»

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: — Приходи!

Это присказка, ребята!

Сказка будет впереди!

И, конечно, к нам в гости придут разные герои сказок.

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
ответ: Золушка

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
Ответ: Красная Шапочка

1 «Назови сказку по иллюстрации»

«Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Лисица и Волк», «Зайкина избушка», «Крошечка — Хаврошечка», «Кот, Лиса и Петух».

2 «Ушки на макушке» (по описанию определить название сказки)

Слайд 6. Я прочитал книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка».)

Слайд 7. Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок».)

Слад 8. Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок», медведь).)

Слайд 9. А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Зайкина избушка».)

3 Конкурс художников

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. С завязанными глазами

– А сейчас посмотрим, чей Колобок получился красивее.

4 «Угадай героя сказок по реплике»

1)— «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

2)— «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

3)— «…Жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

4) «… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

5)- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

6)— «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

7)— «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

8) — «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)

5 «Животные в сказках»

1)Есть много русских народных сказок о животных. А вот некоторые из животных спрятались внутри данных слов, назовите их:
Баранка (баран)
Барак (рак)
коньки (конь)
Василиса (лиса)
икота (кот)
стрекоза (коза)
хлев (лев)
волшебник (вол)
волкодав (волк)

2)Новое задание: зачеркнуть буквы, которые встречаются в слове больше 1 раза. Получите название сказочного персонажа.
РОЗА РОЙ ЯЙЦО (Заяц)
ПИВО ЛИРА ПАРИК (Волк)

6 Физминутка

Физминутка «Колобок»

Замесила бабушка не булку, не оладушки

(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).

Доставала из печи

(Приседания).

Не пирог, не калачи

(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).

Как поставила на стол,

(наклон вперед и руки вытянуть)

Он от бабушки и дедушки ушел.

(Прыжки).

Кто же бегает без ног?

(Хлопки в ладоши).

Это желтый Колобок!

(ходьба на месте)

7 Конкурс капитанов

. Ребята, продолжим нашу викторину. Следующее задание – игра называется «Блиц – опрос», каждой команде буду задавать вопросы, а вам следует быстро отвечать.

1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»

2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»

1. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»

2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»

1. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»

2. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»

1. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? «Колобок»

В. Ребята, кто скажет что такое хлебобулочное изделие?

Д. Это те изделия, которые пекут из муки.

В. Замечательно. А какие вы знаете хлебобулочные изделия?

Д. Хлеб, булочка, батон, баранка, бублик.

2.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»

1. Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»

2. В какой сказке вырос овощ – мутант? «Репка»

В. Как вы понимаете слово мутант?

Д. Это что – то не похожее на других или не такое как все.

8 «Исправь ошибки»

Я буду говорить название сказки, а вам следует услышать есть ли ошибка или нет, если вы услышали название сказки с ошибкой вы меня исправляете. Начали по порядку. Вопрос команде «Колобок» затем «Репка»

  1. «Волк и семеро ягнят» (козлят);

  2. «Утки – лебеди» (гуси);

  3. «У страха глаза огромны» (велики);

  4. «Заюшкин домик» (избушка);

  5. «Даша и медведь» (Маша);

  6. «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).

9 Конкурс для родителей

Восстановить последовательность в сказке «Гуси – лебеди»

  • Девочка встретилась с речкой.

  • Девочка в избушке Бабы-Яги.

  • Девочка приводит братца домой.

  • Девочка встретилась с печкой.

  • Гуси – лебеди унесли братца.

  • Мышка помогает девочке.

  • Девочка встретилась с яблоней.

  • Девочка бросилась догонять гусей.

10 «Угадай-ка» (цветик-семицветик)

1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

11 «Волшебные предметы»

Печь (По щучьему веленью. Гуси-лебеди. колобок).
яйцо ( кощей бессмертный, курочка ряба).
пирожки (маша и медведь. гуси лебеди. )
сани (лиса и волк).

Золотой ключик

Рукавичка

Ложка с золоченой ручкой

Горшочек меда, хрустальный башмачок.

12 Телеграммы от героев

1. Всех на свете он добрей,
   Лечит он больных зверей,
   И однажды из болота
   Вытащил он бегемота.
   Он известен, знаменит,
   Это доктор … Айболит
2. у отца был мальчик странный,
   Необычный — деревянный,
   Но любил папаша сына.
   Что за странный
   Человечек деревянный,
   На земле и под водой

   Ищет ключик золотой.
   Всюду нос суёт он длинный,
   Ктожеэто?…Буратино
3. Много бед таят леса, волк, медведь там и лиса!
    Наш зверёк живёт в тревоге,
    От беды уносит ноги.
    Ну — ка, быстро отгадай — ка,

Как зверёк зовётся? … зайка
4. Этот зверь живёт лишь дома.
    С этим зверем все знакомы.
    У него усы как спицы.
    Он, мурлыча, песнь поёт,
    Только МЫШЬ его боится.
    Угадали? Это … кот.
5. В реках Африки живёг
    Злой зелёный пароход!
    Кто б на встречу не поплыл,
    Всех проглотит … крокодил.
6. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост — краса.
    Кто же это? … лиса.
7. Он всю зиму в шубе спал,
    Лапу бурую сосал,
    А, проснувшись, стал реветь.
    Это зверь лесной … медведь.
8. Чок, чок, пятачок.
   Сзади розовый крючок.
   Посреди бочонок.
   Голос тонок, звонок.
   Кто же это, угадай!
   Это … поросенок.

Работа с пословицами

И последнее задание звучит оно так «Доскажи пословицу». Я так же по порядку буду говорить пословицы, а вы будете договаривать. И так приготовьтесь, и будьте внимательны.

  1. За добро — …(добром платят);

  2. Без труда — …(не вытащишь и рыбку из пруда);

  3. Под лежачий камень – … (вода не течет);

  4. Друзья — … (познаются в беде);

Подвиги в сказках

— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Помыла свою посуду.
Воробей Вернул солнце в небо.
Комар Потушила море.
Федора Спас Муху – Цокотуху.
Медведь Съел таракана.
Бабочка Вылечил зверей.

IV. Подведение итогов

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята.

Цели: познакомить с историей происхождения
сказки, вспомнить как можно больше сказок, их
авторов и героев; развивать познавательный
интерес к чтению, фантазию, воображение,
художественный вкус; воспитывать чувства
ответственности за свои поступки, готовности
прийти на помощь ближнему; формировать дружеские
отношения внутри коллектива.

Оборудование: эмблемы команд, выставка книг,
рисунки сказочных героев, поощрительные призы,
книжки-малышки, сделанные руками ребят
(творческое домашнее задание).

Ход занятия

Слайды 1, 2

Учитель:

Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы всё-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!

Слайд 3

Самые первые произведения, которые начинают
читать человеку, — сказки. Придя в школу, переходя
из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с
произведениями устного народного творчества, с
литературными сказками. Ведь именно благодаря
сказке, вы становитесь чувствительней к красоте,
учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней литературной викторины:
как можно больше вспомнить сказок, их авторов и
героев.

Разбиваемся на три команды. Вопросы командам
задаются в порядке очерёдности.

(Дети делятся на команды, выбираются командиры,
обсуждаются сказочные названия команд)

Слайд 4

Учитель: Чтобы продолжить путь по
неведомым дорожкам сказки, вспомним сказочные
приметы.

(Выслушиваются ответы ребят)

Слайд 5

Присказка (чтобы привлечь внимание слушателей
– присказка – рифмованная шутливая прибаутка).

Например: Начинается сказка от сивки, от бурки,
от вещей каурки.

Слайд 6

Зачин – начало сказки. (В некотором царстве, в
некотором государстве)

Магические заклинания.

Учитель: Какие вы знаете магические
заклинания?

Слайд 7

Волшебные предметы, герои.

Учитель: Перечислите волшебные предметы и
сказки, в которых они встречаются.

Троекратный повтор.

Слайд 8

Концовка.

Учитель: Вспомните концовки сказок (“Пошли
под венец, на этом сказочке конец”, “Вот вам
сказка, а мне бубликов связка”)

Учитель: В поэтическом творчестве любого
народа можно выделить наиболее характерные
группы сказок:

— бытовые сказки (героем обычно выступает
бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо
знакомой сказочнику обстановке. Положительный
герой бытовой сказки всегда выходит победителем
в борьбе с врагами);

— волшебные;

— сказки о животных.

Слайд 9

Сказка – жанр очень древнего происхождения.
Считают, что корни происхождения сказок восходят
в ту очень отдалённую эпоху, когда не познанная
человеком природа казалась ему живым,
таинственным существом. Первобытный человек
одухотворял все явления природы, видя в них своих
могущественных покровителей или врагов. Из всех
явлений природы создавали себе врагов. Солнце
они называли Даждь — богом или Ярилом, ветры —
Стрибогом, гром и молнию — Перуном, бурю — Бореем.
Слово “сказка” произошло от слова сказывать.

А сейчас давайте послушаем, какие сказки
сочинили вы!

(Ребята рассказывают сказки и показывают свои
“книжки-малышки”)

Слайд 10

Итак – в путь!

Слайд 11

1 конкурс

Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие
слова:

1. Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой.
(Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. “Сивка-бурка”)

2. Раз, два, три, горшочек, вари! (Девочка, братья
Гримм “Горшочек каши”)

3. Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой
“Золотой ключик или приключения Буратино”)

Слайд 12

2 конкурс

Удивительные превращения: в кого превращались
или были заколдованы сказочные герои?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).

Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек”
(в принца).

2. Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки
Андерсена “Дикие лебеди” (в лебедей).

Слайд 13

3 конкурс

Какие волшебные средства — предметы были у
данных сказочных героев?

1. У солдата из сказки Андерсена (огниво).

У Буратино (золотой ключик).

У Незнайки (волшебная палочка).

2. У Золушки (хрустальная туфелька).

У Снежной королевы (волшебное зеркало).

У Бабы-Яги (метла).

Слайд 14

4 конкурс

Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о
новейших достижениях науки и техники. Сопоставим
их.

1. Конёк-горбунок – ракета.

Золотой петушок – радиолокатор.

Чудо-зеркало – телевизор.

Перо Жар-птицы – прожектор.

Клубок ниток – компас.

Сани, которые едут сами – аэросани.

Слайд 15

5 конкурс

Назовите друзей литературных персонажей.

1. У Маугли (Багира, Балу, Каа).

У Малыша (Карлсон).

У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа).

2. У Герды (Кай).

У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух,
кот).

Слайды 16, 17

6 конкурс

Отгадайте загадки.

1. Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (Баба-Яга)

2. В стране чудес я кот известный:
Обманщик, попрошайка, плут.
Ловить мышей неинтересно,
Не лучше ль простаков надуть? (Кот Базилио)

3. Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади – сынок
Удивительный конёк
По прозванью…(Горбунок)

Слайды 18, 19

7 конкурс

Эмоции

Человеческие чувства можно уловить и в
интонациях сказочных героев.

1. Попробуйте голосом выразить радость, грусть,
удивление и другие эмоции сказочных героев.

Произнесите следующие фразы:

а) “Буратино, умоляю тебя — зажмурься, зажми нос
и выпей…”.

б) “От возмущения она хлопала ресницами: “Кто
вас воспитывает, скажите, пожалуйста?”

Слайд 20

8 конкурс – конкурс капитанов

Эрудиция (блицтурнир)

Вопрос – быстрый ответ. Очко тому, кто первым
ответит на вопрос.

Слайд 21

1. Назовите героев сказок Маршака
“Теремок” (мышь, лягушонок, ежик, лиса, волк,
медведь).

Слайды 22, 23

2. Кто пел песню мышонку в сказке “О глупом
мышонке”? (Мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья,
курица, щука, кошка)

Слайд 24

3. Кто пришёл в гости к кошке в сказке “Кошкин
дом”? (Свинья, петух с курицей, козёл с козой)

Слайд 25

9 конкурс –творческое задание

Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:

1 команде — Бабы Яги,

2 команде – Кощея Бессмертного,

3 команде – Лешего.

Уроки сказки

Слайд 26

Учитель: Чем отличается сказка от других
произведений? Каждая сказка чему-то учит.
Расскажите, чему? Сказке конец, а кто слушал —
молодец!

Подведение итогов викторины.

Награждение команд.

Литература


  1. Лакоценина Т.П. “Волшебный мир знаний”. Выпуск
    2.
  2. “Сказочный алфавит”. Ростов н/Д: Изд-во
    “Учитель”, 2005.

и

Ребята!

Проверьте свои знания по прочитанным сказкам. Следуйте инструкциям на слайдах.

Желаю всем удачи!

вперёд

1

2

3

4

5

6

7

8

Сказки бывают…

Бытовые

О животных

Волшебные

Клик на сказку

1

2

3

4

5

6

7

8

Восстанови части волшебной сказки

Клик на слова

присказка

зачин

троекратное

повторение

концовка

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

По опорным словам угадай название сказки

Клик на слова

«Гуси-лебеди»

брат, сестра, гуси, Баба-яга

«Каша из топора»

солдат, старуха, топор

«У страха глаза велики»

бабушка, внучка, мышка, курочка

«Петушок и бобовое зёрнышко»

петух, курочка, кузнец, корова

1

2

3

4

5

6

7

8

Разгадай филворд.Повтори правила отгадывания.

1.Слова не пересекаются и не образуют «крестов».
2. Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны.
3. Слова в филворде с другими словами не могут иметь общих букв.
4. Каждая буква может входить в состав только одного слова.

с

а

м

о

б

р

а

н

к

а

Скатерть — …

я

г

а

Баба — …

р

я

б

а

с

к

о

р

о

х

о

д

ы

л

е

б

е

д

и

д

у

р

а

ч

о

к

л

я

г

у

ш

к

а

п

т

и

ц

а

б

у

р

к

а

с

а

м

о

л

ё

т

Курочка …

Ковёр-…

Сапоги-…

Гуси…

Иванушка -…

Царевна-…

Жар-…

Сивка-…

1

2

3

4

5

6

7

8

Отгадай загадки

Клик на яблоко

Не лежалось на окошке-

Покатился по дорожке.

По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра.

Клик на яблоко

Колотил да колотил по тарелке носом-

Ничего не проглотил и остался с носом.

А дорога-далека, а корзина-не легка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:

Не послушался Кота, выглянул в окошко.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответь на вопросы

Клик на вопросы

из топора

Из чего солдат варил кашу?

кашей

Чем угощала лиса журавля?

зёрнышком

Чем подавился петушок?

на дереве

На чём сидел Тетерев?

мышка

Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди?

зайца

Кого испугались водоносы?

1

2

3

4

5

6

7

8

Угадай сказку

Клик на ответ

Жили –были бабушка –старушка, внучка – хохотушка, курочка – клохтушка и мышка –норушка. Каждый день они ходили за водой.

«Лиса и журавль»

«Лиса и тетерев»

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Каша из топора»

«Гуси-лебеди»

«У страха глаза велики»

Клик на ответ

Жили –были петушок и курочка. Петушок

всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:-Петя, не торопись. Петя,

не торопись.

«Лиса и журавль»

«Лиса и тетерев»

«Каша из топора»

«Гуси-лебеди»

«У страха глаза велики»

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Клик на ответ

Жили мужик да баба. У них была дочка

да маленький сыночек.-Доченька, — говорит мать, — мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

«Лиса и журавль»

«Лиса и тетерев»

«Каша из топора»

«Гуси-лебеди»

«У страха глаза велики»

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Клик на ответ

Пошёл журавль на званый пир. А лиса на-

варила манной каши и размазала по тарелке.Подала и потчует:

— Покушай, голубчик-куманёк, — сама стряпала.

«Лиса и тетерев»

«Каша из топора»

«Гуси-лебеди»

«У страха глаза велики»

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Лиса и журавль»

Клик на ответ

Шёл солдат на побывку. Притомился в

пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека!

«Лиса и тетерев»

«Гуси-лебеди»

«У страха глаза велики»

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Лиса и журавль»

«Каша из топора»

1

2

3

4

5

6

7

8

Укажи присказку

Клик на ответ

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были….

После того они жили долго и счастливо.

Жил да был крестьянин…

Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

Укажи зачин

Клик на ответ

После того они стали жить долго и счастливо….

И стали они жить-поживать…

Жил да был крестьянин…

Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

Укажи концовку

Клик на ответ

В некотором царстве, некотором государстве….

И стали они жить-поживать, да добро наживать…

Жил да был крестьянин…

Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

Фон

Виньетка

Виньетка угловая

Солнце

Обложка сказки 2 3

Лиса Волк Кот

Скатерть –самобранка

Баба-яга Мышка

Курочка Ряба

Сапоги –скороходы

Гуси-лебеди

Иванушка –дурачок

Царевна-лягушка

Жар-птица

Сивка – бурка

Ковёр-самолёт

Яблоко

Колобок

По щучьему веленью

Лиса и журавль

Маша и медведь

Кот , петух и лиса

Царь

У страха глаза велики

Петушок и бобовое зёрнышко

Гуси-лебеди

Лиса и журавль

Каша из топора

Иванушка

Петушок

Поурочные разработки по литературному чтению

С.В.Кутявина. Урок 19. с.65-67

Литературное чтение для 2 класса Л.Ф.Климанова

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Сколько сыновей было у мельника в сказке «Кот в сапогах»?

Два

Три

Четыре

2. 

Кто помогал девочке и ее братцу в русской народной сказке «Гуси-лебеди»?

Печка, яблоня и речка

Радуга, дождик и домик

Клён, ива и гриб-мухомор

3. 

Что делили два жадных медвежонка в народной венгерской сказке?

Хлеб

Мёд

Сыр

4. 

Какая птица помогла Дюймовочке сбежать от крота и мыши?

Ласточка

Синица

Журавлик

5. 

Сколько сводных сестёр было у Золушки?

Одна

Две

Три

6. 

Кто хотел съесть оставшуюся зимовать уточку, в сказке Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?

Лиса

Волк

Медведь

7. 

Кто написал сказку «Мальчик с пальчик»?

Андерсен

Шарль Перро и Братья Гримм

Пушкин

8. 

Сколько собак было в сказке Андерсена «Огниво»?

Одна

Две

Три

9. 

Как называли девушек в сказке Одоевского «Мороз Иванович»

Затейница и Лежебока

Трудяга и Бродяга

Рукодельница и Ленивица

10. 

В кого превратился мальчик в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

В козлёночка

В зайчика

В поросёнка

11. 

К кому шла девочка в сказке «Красная шапочка»?

К бабушке

К дедушке

К маме

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Оставьте ваш комментарий

  • Виктории сергеевне как правильно пишется
  • Викторианская эпоха как пишется
  • Виктор цой сочинение на английском с переводом
  • Виктор цой сказка ремикс
  • Виктор цой на английском как пишется