Литературная викторина
«Путешествие по сказкам»
(для детей подготовительной группы)
Приоритетная образовательная область:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Цели:систематизировать знания детей о художественной литературе посредством игры-викторины; прививать интерес детей к литературному чтению; формировать умение детей работать в коллективе.
Задачи:
Образовательная:
1. Закрепить знания детей о сказках
2. Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя.
3. Формировать связную речь, обогащать словарь детей.
4. Закреплять умение разгадывать кроссворд.
Развивающая:
1. Развивать внимание, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
2. Развивать навыки коллективной работы.
3. Развитие мелкой моторики, логики и творчества.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к сказкам.
2. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Оборудование:
1. Загадки на нарисованных ромашках.
2. «Телеграммы» от сказочных героев.
3. Сундучок с предметами из сказок.
4. Плакат с кроссвордом.
5. Разрезные картинки в конвертах.
6. Приз – новая книга «Сказки».
Ход занятия
I.
— Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки?
Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из вас сможет вспомнить и назвать. Назовите сказки, которые вы знаете? Кто сочиняет сказки? ( Народ и писатели). Сказки, которые сочинял народ, назывались — народными. Их передавали из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям, а сказки, которые сочиняли писатели, записывали. И книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас. Хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно. Много талантливых сказочников.
А сегодня я предлагаю вам проявить свои знания о сказках в конкурсах.
II.
Итак, я объявлю первый конкурс.
Возьмите себе ромашки. Я вам буду читать загадку на ромашке, а вы будете угадывать про какую сказку или про какого героя я вам говорю.
1)Посадил дед в огороде
Чудо — овощ для еды,
Вот и лето уж проходит,
Дед идет смотреть труды.
Стал тянуть он – не выходит,
Не обойтись здесь без семьи.
Только с помощью норушки
Овощ вытянуть смогли. (Репка)
2)Домик этот уж не мал,
Стольких гостей он собрал.
Каждый место здесь нашел,
Каждый друга здесь обрёл.
Но медведь приковылял,
Этот домик разломал. (Теремок)
3) Лисичка – сестричка
Очень хитрая была.
Зайчика – трусишку
Из избушки прогнала.
Петух лишь сумел
За лису постоять,
Взял острую косу
И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)
4)Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавль)
5) Жил на свете мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына, шалунишку…
(Буратино).
6) И на мачеху стирала, и горох перебирала
По ночам при свечке. А спала у печки.
Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка).
7) Маша в коробе сидит,
Далеко она глядит.
Кто несет ее, ответь,
А несет ее …(медведь).
На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
9) Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
10) Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
11) Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
12) В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
13) Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)
14) Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
15) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
III.
Мы получили телеграммы от сказочных героев. Угадайте, кто прислал телеграмму, и из какой сказки этот герой.
- «Спасите! Нас съел серый волк» (Семеро козлят)
- «От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро у вас буду» (Колобок)
- «Дорогие гости! Помогите! Паука – злодея зарубите» (Муха-цокотуха)
- «Очень расстроена, нечаянно разбила яичко» (Курочка ряба)
- «Приехать не сможем, боимся рыжего великана» (Звери «Тараканище»)
- «Все осталось без изменений, вот только бабушку съел волк» (Красная шапочка)
- «Пришлите, пожалуйста, капли, мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись» (Айболит)
- «Лиса выгнала из дома. Пустите переночевать» (Заяц)
- «Прибыть на ваш праздник не могу, так как от меня сбежали брюки»(Мойдодыр)
- «Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в коробчонке к вам спешу» (Царевна лягушка)
IV.
Конкурс «Отвечай быстро».
Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Кто больше всех ответит правильно на вопросы.
- Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
- Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
- Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
- Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
- Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
- Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
- На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
- Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
- За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
- Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
- Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
- Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
- Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
- Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
- Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
- Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
- Лучший друг Карлсона. (Малыш)
- Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
- Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
- Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
- Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
- Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
- Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать (2 раза)
V.
Конкурс «Волшебный сундучок».
В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино» (А.Толстой)
Туфелька – «Золушка» (Шарль Перро)
Монетка – «Муха-цокотуха» (Чуковский)
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Пушкин)
Яйцо – «Курочка Ряба» (рус.нар.)
Яблоко – «Гуси-лебеди» (рус.нар.)
Красная шапочка – «Красная шапочка» (Шарль Перро)
Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке (Пушкин)
VI.
А теперь нам предстоит разгадать сказочный кроссворд.
1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)
2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)
3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)
4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)
5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)
6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).
VII.
Игра «Собери картинку»
Условия игры: дети делятся на несколько команд, которые должны собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки и назвать эту сказку.
Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит, вы много читаете. Вы хорошо справились со всеми заданиями и конкурсами. Я вас поздравляю и призы вручаю.
Литературная викторина «Любимые сказки». Подготовительная группа.
Образовательная область «Речевое развитие».
Интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Программное содержание.
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3. Развивать умение действовать согласованно.
4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
6. Работать над правильным произношением, правильным построением предложений, связной речью.
Методы:
Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.
Приемы:
Викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.
Словарная работа:
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал: диск с русскими народными сказками, костюмы сказочниц для педагогов(воспитатель и логопед).
Оборудование:
Стенд с книгами русских сказок, «волшебный клубок», «сказочная избушка».
Ход мероприятия:
Звучит негромкая музыка.
Педагоги:. Здравствуйте, дети. Посмотрите, что это к нам в группу принесли? (волшебный сундук). Давайте посмотрим, что в нем? (клубок). Клубочек непостой, а волшебный. Для чего он нужен? Где мы его можем встретить (волшебный клубок в сказке). Сейчас клубочек покатится прямо в сказку. И мы превращаемся на ваших глазах в добрых сказочниц. Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
1 задание — разминка «О какой сказке идет речь?
-В дом хозяева вошли-беспорядок там нашли ( Три медведя)
-Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ (Репка)
— Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей (Айболит)
-Помогла нам яблонька ,помогла нам печка (Гуси-лебеди)
-Нам не страшен серый волк (Три поросенка)
-Сяду на пенек, съем пирожок (маша и медведь)
-И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки (Мойдодыр)
-Приходите,Тараканы, я вас чаем угощу (Муха-Цокотуха)
-Не пей из копытца, козленочком станешь( Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
-Свет мой зеркальце, скажи,да всю правду доложи (Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)
-Не ходите дети в Африку гулять! (Айболит)
-Еще пуще злится старуха: не хочу быть столбовою дворянкой! (Сказка о рыбаке и рыбке)
Пальчиковая гимнастика ( проводит логопед): «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Логопед:. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:
1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон
2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов
Логопед: Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)
Воспитатель. Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
(загадывает загадки, я дети отгадывают их)
1. Красна девица грустна,
Её не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
(Баба-Яга)
3. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
4. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
(Репка)
5. Шестерых её детей
Волк обидел — съел, злодей!
Лишь седьмой в живых остался,
Волку в зубы не попался.
Кто она и кто они?
Если знаешь, назови!
(Волк и козлята)
6. Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
7. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная шапочка)
8. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Логопед:. Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто — Ах!
Сказки все он перепутал:
Вы сможете их отгадать?
(Воспитатель и логопед задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки)
«По собачьему велению»;
«Иван царевич и зеленый волк»;
«Дарьюшкина избушка»;
«Плавучий корабль»;
«Лапша из топора»; «Крылатый, мохнатый да обезжиренный».
Молодцы ребята, все перевертыши отгадали.
Воспитатель. В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться
(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Помогите мне друзья.
«Отгадать мелодию». Ваша задача, отгадать из какой сказки эта мелодия или песенка?, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают)
Логопед:. Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины – «Что изменилось? »
Сейчас я вам буду читать сказку, а вы внимательно будете слушать её и говорить, что в ней неправильно. Итак, начинаем, сказка называется «Волк и семеро козлят».
«Жила – была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, дёрнет за дверной колокольчик и запоет свою песенку.
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет на пастбище, а козлята запрутся крепко-накрепко и ложатся спать.
Однажды медведь подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, медведь побежал к избушке и закричал толстым голосом песенку козы. Козлята ему отвечают:
— Слышим, слышим — да не матушкин это голосок! Наша матушка поет высоким голосом и не так причитает.
Медведю делать нечего. Пошел он к леснику и велел себе горло перековать, чтоб петь высоким голосом. Лесник ему горло перековал. Медведь опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза, дёрнула за дверной колокольчик и запела свою песенку.
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил медведь, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь отворяйте, всех впускайте.
Только ушла коза, медведь опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом песню козы.
Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился под столом.
Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена, вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула под стол и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
Услыхал это медведь, входит в избушку и говорит козе:
— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, потанцуем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит медведю:
— Давай, медведь, попробуем, кто перепрыгнет через яму?
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а медведь прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить — поживать по-прежнему».
Воспитательи логопед: — Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки. Что вам особенно запомнилось? Что понравилось?
Воспитатель. За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т.д.
А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:
— Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, команда получает жетон.
— Если вы знаете правильный ответ, то поднимаете флажок. Ответы с места не принимаются!
— В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов.
Воспитатель.
Отправляемся, друзья,
В чудо сказку — вы и я!
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
1 задание «Угадай сказку» на экране.
Презентация 1
2 задание «Угадай героя сказки» на экране.
Презентация 2
3 задание «Угадай сказку по отрывку».
— Ребята, неужели вы знаете все-все сказки? Замечательно! И всё-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру » Узнай сказку по отрывку». Слушайте внимательно.
1. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. («Три медведя»)
2.
Красна девица грустна —
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
(«Снегурочка»)
3.
А дорога — далека,
А корзина — нелегка.
Сесть бы Мише на пенёк,
Съесть бы вкусный пирожок.
(«Маша и медведь»)
4.
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
5. Жил старик со своею старухой у самого Синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
6. Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю. («По щучьему велению»)
7.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд.
(«Тараканище»)
8.
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то,
Кто распростился с зелёною кожей.
Сделался мигом красивой, пригожей.
(«Царевна-лягушка»)
9.
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка — вот вопрос?
(«Золотой ключик или приключения Буратино»)
10.
Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме рыжей,
Вот так смех!
(«Колобок»)
11.
Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
Злата, серебра не счесть.
(«Сказка о царе Салтане…»)
12.
Рыбка не простая, чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет, желанья исполняет.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
4 задание «Веселый наборщик»
— Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки.
1. Н С Р К А Я А А П К Ш О Ч А
(Красная шапочка.)
2. М О В О Ч К А Д Ю Й
(Дюймовочка.)
3. И Т Р Д Е Д М Я В Е
(Три медведя.)
5. Задание «Чей предмет?» — на экране
Презентация 3
6. Задание «Конкурс капитанов» — найти отличия
Буквы для распечатывания
Разработала: Шуба И. И.
Опубликовано 16.03.14г.
Цель:Формирование познавательного интереса старших дошкольников к сказке.
Обучающие задачи:
- Учить узнавать сказки по заданию.
- Учить передавать содержание сказки с помощью картинок.
- Учить работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Развивающие задачи:
- Совершенствования умения художественно-речевой деятельности.
- Развивать воображение, фантазию, мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
- Оборудование: разрезные карточки к сказкам «Лиса и волк», «Маша и медведь», разноцветных жетоны, кроссворд, эмблемы команд, 2 карточки с изображением теремка, конверт с запиской, волшебный бочонок, аудиозапись «Любимые песни для детей», магнитные доски.
Предварительная работа:чтение сказок, рассматриваете иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, беседа о «народных» и «авторских» сказках, дидактическая игра «Чьи это имена?», «Угадай героя сказки», аппликация «Мой любимый герой сказки», прослушивание аудиозаписи сказок в исполнении артистов, рисунки «Моя любимая сказка», игра- драматизация по сказкам «Маша и медведь», «Морозко»,»Мороз Иванович», «Федорино горе», «Приключение Буратино», сочинение загадок о героях, игры с ребусами, кроссвордами.
Ход викторины:
(Звучит музыка).
Ведущий: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Ведущий: А почему они вам нравятся? (ответы детей).
-Конечно, ребята, с самого раннего возраста мы слышим сказки. Они сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые. Слушая и читая сказку, мы попадаем в мир волшебства и чудес. Сегодня мы вспомним ваши любимые сказки.
Я предлагаю провести викторину. А вы знаете, что это такое? (Ответы детей). Да. Викторина — это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на вопросы. Тема викторины «В гостях у сказки». Нам нужно раз делиться на две команды. Для этого подойдите к столу и выберете жетон определенного цвета (красного или желтого). Кто возьмет красный жетон, тот пойдет в команду «Теремок» (стулья слева), а кто выберет желтый, тот пойдет в команду «Колобок» (стулья справа).
Каждая команда выбирает себе капитана. Итак, название команд есть, капитаны выбраны. Для проведения викторины нам необходимо выбрать жюри. Члены жюри будут оценивать ответы и обращать внимание на соблюдение правил поведения детьми.Все готовы?
Дети: Да.
Ведущий: Команды поприветствуйте друг друга!
Тур I. «Узнайте сказку».
Ведущий: Сказки просят: «А, сейчас, вы, друзья, узнайте нас!» Вам нужно угадать сказку и героя, о котором идет речь.
(Задания даются командам по очереди).
Команде «Теремок»:
Вымолвил словечко
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да царевне
И за что, не знаю
Повезло лентяю. («По щучьему веленью»)
А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)
Ах ты, Петя — простота
Сплоховал немножко,
Не послушался кота
Выглянув в окошко. («Кот, петух и лиса»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слезы льет, бедняжка! («Снегурочка»)
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку
Посланную ей. («Красная шапочка»)
У отца был мальчик странный
Необычный деревянный. («Приключения Буратино или Золотой ключик»)
Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка
В лесу семь гномов повстречала
Спасется наша …. («белоснежна и семь гномов»)
Команда «Колобок»:
В Простоквашино деревне он живет
И хозяйство сам ведет
Адрес точный я не знаю
Но фамилия морская. (Матроскин из сказки «Дядя Федор, пес и кот).
Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек
Хоть ростом мал он, да удал
Да кто из вас о нем читал? («Мальчик с пальчик»)
Девочка по лесу шла
И на домик набрела
Видит, что хозяев нет
На столе стоит обед
В трех постелях полежала. («Три медведя»)
Строго приказала капризная принцесса
Принести зимой цветы из леса
Кто же зимой смог собрать те цветы?
Я помню эту девочку. Помнишь ли ты? (Падчерица «12 месяцев»)
Одного мальчишку приютила
И лечила, и учила
Когда ж он стал озорничать,
Пришлось его ей наказать. (Мальвина, «Приключения Буратино»)
И для мачехи стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке
А спала у печки. («Золушка»)
А однажды из болота
Вытащил он бегемота
Всегда на помощь он спешит («Доктор Айболит»)
Жюри подводит итог конкурса.
Тур II»Теремок»
Ведущий: Вот еще одна игра
Вам понравится она.
У меня в руках конверт, а в нем лежит записка. Что в ней написано или нарисовано, вы узнаете, когда разгадаете этот кроссворд. В клетки нужно вписать по буквам отгадку.
Что ж, ребята, не зевай!
Героев сказок отгадай!
- Он не послушал своего друга и выглянув в окошко. (Петушок)
- Кто нес девочку в коробе за спиной? (Медведь)
- Жених, от которого невеста улетела в страну эльфов на ласточке. (Крот)
- Кого вылепили старик со старухой из снега? (Снегурочка)
- Кто рассмешил царевну — Несмеяну? (Емеля)
- Этот разбойник всех пугал своим свистом. (Соловей)
- У кого смерть спрятана в яйце? (Кощей)
Ведущий: А теперь просчитайте слово (сверху — вниз), которое «спрятано» в закрашенных клетках. Сейчас проверим. Открываю конверт. А там что на рисунке?
Дети: Теремок!
Ведущий: Значит, с заданием мы справились. Но это еще не все. Давайте, посмотрим, как вы умеете рисовать. Перед вами доска, на которой помещен рисунок с изображением теремка.
Задание: Друг за другом подходим к доске и рисуем элемент теремка (только один). Выполняем по сигналу. Кто быстрее.
Жюри подводит итоги конкурса.
Тур III. Конкурс капитанов.
Ведущий: Ребята, помогите узнать. Кому принадлежат эти слова.
Команде «Теремок»:
- Спасите, нас съел серый волк. (Козлята)
- Очень расстроена, нечаянно разбила яичко. (Мышка)
- Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (волк)
- Помогите, помогите! Злодея погубите! (Муха цокотуха)
- Я съел одну баночку варенья, а так еще хочется. (Винни-Пух)
Команде «Колобок»:
- Печка стоит на месте, я забыл волшебные слова. (Емеля)
- Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка)
- Ведро нечаянно упало в колодец, пришлось прыгать следом за ним. (Рукодельница)
- Извините, я сломал чей-то дом. (Медведь)
- Не могу найти дорогу, птички склевали все хлебные крошки. (Мальчик с пальчик)
Ведущий: И еще одно испытание, не очень трудное задание.
- Назвать любую русскую народную сказку.
- Назвать сказку, которую написал К. Чуковский.
Жюри подводит итоги конкурса.
Тур IV»Собери картинку»
Ведущий: Каждой команде я даю конверт, в нем лежат разрезные картинки к сказкам. Угадайте сказку и расставьте картинки в правильной последовательности (по сюжету сказки)
Команда-соперник проверяет. Расскажите, почему вы так расставили?
Тур V «Сказочные предметы»
Ведущий: Ребята, в сказках все время происходят какие- то чудеса. А сегодня и в нашем садике я обнаружила сюрприз. Что это такое? (Бочонок)
Кто же его потерял? (Винни-Пух)
А вот что лежит в нем, мы сейчас посмотрим. Давайте откроем. Смотрите, какой-то конверт. (Дает ребенку, тот открывает и читает)
«Ребята, в лесу я нашел какие-то предметы, а вот кому они принадлежат не знаю. Помогите вернуть вещи хозяевам». Винни-Пух.
Ведущий: Поможем?
Дети: Да!
(Дети садятся на стульчики, затем по одному подходят и достают из бочонка предмет)
Ведущий: Кому же принадлежит этот предмет?
- Волшебная палочка (Фея)
- Ключик (Буратино)
- Утюг (Федора)
- Ведро (Рукодельница)
- Ореховая скорлупа (Дюймовочка)
- Горшочек варенья (Карлсон)
- Корзинка с цветами (Падчерица)
- Яблочко (Злая колдунья)
- Денежка — копейка (Муха- цокотуха)
- Азбука (Буратино)
- Горошинка (Принцесса
- Зеленый шарик (Пятачок)
- Туфелька (Золушка)
Ведущий: Ну что ж, молодцы, с заданием справились. Думаю, сказочные герои будут рады, когда им вернут их вещи. А теперь еще один вопрос каждой команде.
Команде «Теремок»: Назовите предметы, которые исполняют желания героев (волшебная палочка, колечко, лепесток, волос, волшебная лампа)
Команде «Колобок»: Назовите предметы, которые помогают героям сказок
(скатерть — самобранка, сапоги — скороходы, клубочек, шапка — невидимка, ковер — самолет, печь)
Ведущий: Думаю жюри понравятся ваши ответы. А сейчас волнительный момент, мы узнаем победителя этой викторины.
Слова жюри. Вручение подарков.
Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Спасибо вам за активное участие. Вы меня очень порадовали тем, что знаете сказки и, что вы такие дружные.
ИГРА-ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ».
Цели. Обобщить знания дошкольников о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Задачи:
— создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;
— создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
— развивать любознательность, внимательность и читательскую память.
Материал и оборудование: выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации; телеграммы на карточках, компьютер.
Форма: игра-викторина, соревнование, участвуют 2 команды.
Организационный момент. Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова).
Вступительное слово воспитателя.
Ведущий. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими иллюстрациями, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку тысячу раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса и полное волшебство. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.
Ведущий. Ребята, начинаем наше «Путешествие по сказкам». Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать жетончик, по которым потом мы определим победившую команду.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Тур «Угадай сказку».
Ведущий. Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.
Презентация. Слайды 2-29.(Угадывают сказку по картинкам).
Тур «Телеграммы».
Ведущий:
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
Телеграмма.
«Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду я у вас» (Колобок).
Телеграмма.
«Спасите, нас съел серый волк» (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).
Телеграмма.
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!» (Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью»).
Телеграмма.
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!» (Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь»).
Сказочная физкультминутка.
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Тур для капитанов «Не обманись».
Ведущий. А сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы?
Коли есть печка, не нужен диван,
Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля).
Дернуть за веревочку –
Такой для входа код.
Съел бабушку и внучку
Голодный серый … (не Кот, а Волк).
В Людоедах знает толк,
Съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах).
Толстый хвоста и зазнайка
С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон).
В пруду, покрытом вязкой тиной,
Пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар).
Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич).
Из полена Карло
Вырезал фигурку,
Существо ожившее
Он назвал… (не Снегуркой, а Буратино).
От старушки-хулиганки
Всем беда и горе.
Поведенье исправлять
Следует… (не Федоре, а Шапокляк).
Крыска Лариска ей дорога,
Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк).
Умел он дружить и петь под гармошку,
Друзья полюбили за это… (не Антошку, а Гену Крокодила).
Знает даже и малыш,
Что Матроскин – это …(не мышь, а кот).
Тур «Исправь ошибки».
Ведущий. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
— «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
— «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
— «Морковка» — «Репка».
— «Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят».
— «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
— «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
— «Домик» — «Теремок».
5. Тур «Золотое яичко».
От каждой команды приглашается по одному человеку. Ребятам дается воздушный шарик. По команде все участники подбрасывают свои шарики в воздух. Их задача не позволить шарику упасть на пол поддерживая его в воздухе. Побеждает тот, у кого дольше всех шары продержатся в воздухе.
Тур «Продолжи сказку».
Ведущий. Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).
1. Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет — потянет, вытянуть не может.
— А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку — тянут — потянут, вытянуть не могут).
2. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка – норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…
(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).
3. … Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала).
4. … Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба….
(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)
Сказочная физкультминутка «Теремок».
В чистом поле теремок
Был не низок, ни высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щёлк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Тур «Сказочный стол находок».
Из «волшебной сумки» ведущий достает поочередно «сказочные» предметы, и дети определяют, из какой они сказки. Можно попросить ребят назвать автора сказки, ее главных героев, прочитать наизусть несколько строк.
Предметы можно подобрать произвольно. Это могут быть:
— позолоченные орешки (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане);
— золотой ключик (А.Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»);
— птичьи перья («Гуси-лебеди»);
— туфелька (Ш.Перро, «Золушка»);
— аленький цветочек (С. Аксаков, «Аленький цветочек»);
— шапочка красного цвета (Ш.Перро, «Красная шапочка»);
— хвост ослика Иа ( А. Милн, «Винни-Пух»);
— зеркальце (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»);
— топор («Каша из топора»);
— воздушный шарик (А. Милн, «Винни-Пух»).
8. Подведение итогов.
Ведущий. Наша игра подошла к концу. Давайте подсчитаем жетоны и выберем лучших знатоков сказок. Победителям вручаются медали «Лучший знаток сказок».
В заключение подготовленный дошкольник читает стихотворение.
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Ведущий. Мы желаем вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!
После игры-викторины проводится праздничный концерт, где все желающие могут спеть под караоке любимые песни сказочных героев.