Викторина для детей средней группы по сказкам

Сказочная викторина «Путешествие по сказкам»

(средняя группа)

Цель: приобщать детей к народной культуре — знанию сказок

Задачи:

  • активизировать знания детей о русских народных сказках;
  • способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий;
  • воспитывать дружеские отношения в команде при выполнении совместных заданий;
  • создавать условия для  угадывания персонажа сказки и названия сказки по описанию;
  • формировать умение составлять целое из отдельных частей;
  • побуждать детей  находить ошибки в названиях сказок.

Оборудование: фишки, разрезные картинки к сказкам, мольберт,  декорация: цветы,  разбросанные по залу, презентация,  призы.

Ход  викторины: 

 Воспитатель: Добрый день, друзья! Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на  нашей литературной  викторине « Путешествие по сказкам». В ней будут участвовать 2 команды: «Колобок» и команда «Репка».

-Дети,  из сказочной   страны  к нам пришло письмо  от Золушки. Она узнала,   что мы будем путешествовать по сказкам, и  попросила о  помощи. Злая мачеха превратила ее в тыкву, и чтобы ее расколдовать,  нужно   выполнить    все ее  задания. Ребята поможем золушке?(да)

Воспитатель:  И  чтобы попасть в сказочную страну, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете? (Ответы детей.)

— Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать.  Как   же нам добраться?

— Какие средства передвижения бывают в сказках?

(Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

Воспитатель:

 — Вот на ковре-самолете мы и полетим.

 Давайте возьмемся за руки,  закроем глаза и произнесем волшебные слова:

«Раз, два, три, наш ковер в страну сказок лети!»

— Все ближе и ближе сказочная страна

 Ковер —  самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели.

Воспитатель:

— А вот и первое  задание,  которое нам нужно преодолеть. Открывают сундучок, находят там клубок и записку –

 «Чтобы клубочек вас повел дальше по сказочной стране, вы должны ответить на  хитрые вопросы

Мы будем  по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. За правильный ответ в каждом конкурсе   дается фишка. Итак, начинаем.

1 конкурс « Блиц- опрос»

1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой) А давайте вспомним животных на татарском языке?

2. Какое  яйцо  снесла  курочка  Ряба? (золотое) 

1. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)

2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка) (давайте вспомним на татарском языке  всех членов семьи)

1. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

2. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)

1. Кого спасла  Дюймовочка? (ласточку)

2. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

1. Кто разбил золотое  яичко? (мышка)

2. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)

(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь — дорожку укажи.

Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию.

2. конкурс:   «Угадайте героя по реплике»  

Команде «Репка»

— «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

Команде «Колобок»

— «… я от дедушки ушел…»  (Колобок «Колобок»)

Команде «Репка»

— «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

Команде «Колобок»

«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

Команде «Репка»

— «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

Команде «Колобок»

— «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

Команде «Репка»

— «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

Команде «Колобок»

— «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием.

 И нам надо отправляться дальше — бросаем клубочек он катиться на коврик.

Физкультминутка «Три медведя»

3 .Физкультминутка «Три медведя» 

Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой — большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).

Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди).

А сынок — малютка просто. (Присесть).

С погремушками ходил. (Встать, руки перед  грудью сжаты в кулаки).

Дзинь — дзинь, дзинь — дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Воспитатель:  Присаживайтесь дети  на стульчики,  нас ждет следующее  задание

(бросают клубочек к мультимедийной  доске)

4.Конкурс . «Отгадай загадку».

Каждой команде по очереди предлагается загадка, ответ выводится на экран в виде картинки.

1. «Толстячок живёт на крыше, а летает он всех выше». (Карлсон)

2.« Возле леса на опушке трое их живёт в избушке, Там три стула и три кружки, три кровати и подушки». (Три медведя.)

3. «На сметане он мешен, на окошке он стужен, круглый бок, румяный бок, кто же это?». (Колобок.)

4. «Убежали от  грязнули  сковородки и кастрюли, ищет  их она зовет, по дороге слезы льет». (Федора.)

5. «Едет, едет на печи, ест большие калачи». (Емеля.)

6. «Докторов он всех добрей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит, кто же это?». (Айболит.)

7. «В гости к бабушке пошла, пирожков ей понесла, серый волк за ней следил, обманул и проглотил». (Красная шапочка.)

8. «С Пятачком он ходит в гости, любит мед, варенье просит, это кто, скажите вслух, медвежонок…». (Винни-Пух.)

(Воспитатель бросает клубочек к следующему заданию)

5. конкурс.  «Назови сказку правильно»        

«Сестрица  Аленушка  и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью»
«Дарьюшкина избушка»

«Сивка-будка»
«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси-вороны»
«Царевна-индюшка»

(Воспитатель бросает клубочек

)

6 конкурс.  «Собери сказку»

Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.

( под музыку  выходит золушка )

Золушка: Спасибо , дети , за то , что вы меня расколдовали.

Я  приглашаю вас на свой танец.

Воспитатель:   танцевать, друзья готовы?

 Громче музыка играй, танцевать всех приглашай!

Дети танцуют  польку  с золушкой « Встаньте, дети,  встаньте в круг»

( золушка угощает детей сладостями и прощается)

Воспитатель: Ребята, а  нам пора возвращаться в детский сад. Взялись за руки, произнесли волшебные слова: «Раз, два, три  наш ковер в детский сад лети».

— Вот мы и в детском саду.

 -Вам понравилось путешествовать?

— А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

— А в  какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

 —Сегодня  мы решали интересные и сложные задания :

-Отгадывали загадки, летали на ковре- самолете.

 -Помогали  золушке ,  вернуться  в свою сказку.

Итог. А мы предоставляем слово жюри».

Слово жюри, итоги (считаются фишки). Включается тихая музыка, дети обмениваются впечатлениями о празднике.

Развитие речи.   Сказочная викторина.  

 Средняя группа.

Цель:  Выявить
знание и умение детей.

Задачи: Заинтересовать театрализованной
деятельностью показать возможности проявление творчества и фантазии;

— развивать память, внимание, умение
сравнивать и обобщать стимулировать диалогическую речь детей;

— вызвать желание участвовать в совместной
деятельности;

— воспитывать в детях любовь и интерес к
сказкам русских и других народов, нравственное отношение друг – другу.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций,
отгадывание загадок, заучивание физкультминуток, пальчиковых игр.

Оборудование:    кукольный   театр,   картинки  с 
изображением    животных (отгадки к загадкам),   игрушки – фигурки  животных,  иллюстрации
 к сказке «Колобок»,  иллюстрация  к  сказке  «Айболит»  (под деревом сидит),

ХОД ЗАНЯТИЙ.

Воспитатель 

 –
Ребята, сегодня мы проведем «Сказочную викторину». Будем сказки вспоминать и на
вопросы отвечать. Будьте все внимательны, дружны и
любознательны.                                                                                                           
                                       Итак задание первое – нужно загадки
отгадать и ответ скорей назвать.

1. Рыжая шуба, хитрые
глаза

Во всех лесах она краса.

А зовут ее (Лиса).

2. Зимой белый, летом
серый
 (Заяц).

3. Серовато, зубовато, по
полю рыщет

Телят, ребят ищет (Волк).

4. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал

А проснувшись, стал реветь

Это зверь лесной (Медведь).

5. Юркий, маленький зверек

По деревьям прыг да скок (Белка).

6. Колючий клубок

Не видать ни головы, не ног (Ежик).

7. Все иметь всегда хотят

Полосатых поросят.

Забывая, что потом

Каждый станет (Кабаном).

Воспитатель.                                                                                                                      
Ребята, где
живут все эти звери?                  (в лесу, в сказке, в книге).

Задание      второе.                                                                                                                     Дидактическая
игра: «Назови слово».

Воспитатель                                                                                                                     
 – В сказочном
лесу живут разные звери, вы должны вспомнить как их называют.

Мышка……. Норушка

Лягушка…… Квакушка

Зайчик…….. Побегайчик

Лисичка…… Сестричка

Волк………. Зубами щелк

Медведь……. Косолапый

Кабан……..Клыкан

Сорока…… Белобока

Заяц…… Короткий хвост

Медведь……. Топтыгин

Лиса…..Патрикеевна.

Задание  третье – вспомнить начало сказки.

Ребята, когда звери и птицы болеют, кто их
лечит?

— Добрый доктор Айболит. Он всегда
приходит на помощь животным.

Почему доктора назвали Айболитом?

— Когда кому – то больно, он зовет
доктора, плачет, жалуется, говорит: «Ай , болит!». Доктор придет и вылечит.

Воспитатель показывает иллюстрации к
сказке К. Чуковского «Айболит».

Воспитатель                                                                                                                       
Ребята,
давайте вспомним как начинается сказка про Айболита.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечится

И корова и волчица

И жучок и червячок

И медведица.

Всех излечит, всех исцелит

Добрый доктор Айболит!

Задание 
четвёртое.                                                                                              
Перепутались картинки – сказку нужно показать (расположить иллюстрации к сказке
в правильной последовательности), сказку нужно рассказать.

Воспитатель вывешивает иллюстрации к сказке «Колобок» (в
беспорядке).  Иллюстрации размещают по порядку (коллективная работа).  Затем 
наиболее активный ребенок рассказывает сказку, в затруднении помогают все.

Воспитатель

— Кто главный герой этой сказки?                                                                                  (Ответы
детей)

— Что случилось с Колобком?                                                                                                  
 ( Ответы детей)

 –  Какую песенку пел Колобок, когда встретил
Зайца, Волка, Медведя, Лису. (Ответы детей)

— Как можно изменить конец сказки, чтобы
Лиса не съела Колобка?                      (Ответы детей)

Задание пятое.  Игра физминутка.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть
иллюстрацию по сказке

«Заюшкина избушка», ответить на вопрос.

 – Что случилась с Зайцем, почему она
плачет? (Ответы).

Воспитатель                                                                                                                     
 Ребята, давайте Зайке покажем всю
эту сказку.

Дети встают напротив друг друга, парами.

Зайка наш в избушке жил. 
(Руки над
головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Песню весело он пел,
(Кивают головой).

Но Лисичка постучала, 
(Стучат кулаком о кулачок).

Зайца нашего прогнала. 
(Хлопают в ладоши).

Теперь Зайчишка грустный ходит. 
(Кружатся)

Себе места не находит. 
(Вздыхают и разводят руки в стороны).

И Собаки и Медведь
(Виляют хвостом как собака, ходят как медведь косолапо)
.

К Зайцу нашему подходят 
(Подход друг к другу).

И не с чем они уходят. 
(Расходятся)

Лишь единственный Петух

Зайцу нашему помог. 
(Машут руками вверх-вниз)

А теперь живут в дому 
(Руки над головой пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи в ладу. 
(Обнимают друг — друга).

Воспитатель. 

 –
А теперь наш зайчик пойдет в гости в другую сказку.

Задание шестоеДраматизация сказки «Теремок».

На столе стоит игрушечный «Теремок». Возле
теремка лежат игрушки – зверюшки.

— Как называется в этой сказке домик, где
живут звери? (Теремок).

— Значит, где будет жить Зайка с друзьями?
(В теремке).

— Какие песни распевали в этом теремке? (Кто-кто
в теремочке живет…
.).

— Кто первый прилетел в теремок? (Муха-горюха).

— Кто следующий припрыгал? (Лягушка-квакушка).

— Кто еще стал в теремке жить? (заяц,
волк, лиса).

— Кто из вас догадался, какого героя из
сказки «Теремок» не хватает?

— Что случилось, когда пришел медведь? (Сломал, разрушил теремок).

— Ребята мы с вами вспомнили всех героев
сказки, а теперь попробуем её показать, как настоящие артисты.

Проводится  драматизация  сказки  «Теремок»,   используя  маски.
Воспитатель читает текст от имени автора, а дети исполняют роли героев сказки.

 – Вот и закончилась наша викторина
«Путешествие по сказкам». Что больше всего вам понравилось?

Задачи:

  • Закреплять знания детей о знакомых сказках
    (названия сказок, их героев), способствовать
    пониманию детьми произведений народного
    фольклора.
  • Формировать православное мировоззрение,
    нравственные нормы и эстетические идеалы у детей
    дошкольного возраста посредством изучения
    произведений народного фольклора.
  • Обогащать и расширять словарный запас детей,
    активизировать устную речь (монологическую и
    диалогическую), развивать интонационную
    выразительность.
  • Развивать художественное восприятие и
    эстетический вкус, совершенствовать элементы
    актерского мастерства, выразительность мимики и
    жестов.
  • Способствовать созданию атмосферы
    психоэмоционального комфорта, формированию
    доброжелательных взаимоотношений между
    сверстниками.
  • Развивать внимание, воображение, творческие
    способности детей.
  • Воспитывать любовь к художественному слову,
    формировать положительную мотивацию к изучению
    произведений народного фольклора.

Материалы и оборудование: книги с
иллюстрациями сказок, аудио записи русской
народной мелодии, «В гостях у сказки»,
музыкальное сопровождение к инсценировке «Два
веселых гуся»; атрибуты: платок и очки для
Бабушки — Сказочницы, шапочки для «веселых
гусей.»

Предварительная работа:

Ознакомление с малыми фольклорными формами,
рассказывание русских народных сказок, потешек,
пословиц, поговорок, пение русских народных
песенок, колыбельных, отгадывание загадок;
знакомство с присказкой, зачином, концовкой,
повторами в русских народных сказках; слушание
народной музыки; рассматривание иллюстраций к
сказкам; устраивание книжных выставок и выставок
предметов русского быта; инсценирование
отдельных эпизодов сказок; отражение в рисунках,
лепке и аппликации впечатлений, полученных от
прослушивания сказок, а также изображение героев
любимых сказок; включение в повседневную жизнь
дидактических игр «Собери сказку»,
«Знатоки сказок», »Кто в сказке живет?»,
«Отгадай из какой сказки», «Оживим наши
сказки».

Ход путешествия — викторины по
сказкам

Дети заходят в музыкальный зал под русскую
народную мелодию, останавливаются в центре зала.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы
побываем в гостях у сказки. А вы знаете откуда к
нам пришли волшебные сказки? Давным — давно на
Руси, когда еще люди не умели читать и писать, они
сочиняли песенки, потешки, сказки, которыми
забавляли своих малышей. Детям они очень
нравились. Сказки сочинялись народом и
передавались из уст в уста, поэтому и называются
они русскими народными. Прошли годы. Люди
научились читать, писать и сделали вот такие
красивые и интересные книги (показывает детям). В
них собрано очень много русских сказок, песенок,
потешек. Русское народное творчество называется
одним словом — фольклор. Фольклор — это народная
мудрость.

Воспитатель: Хотите отправиться в
сказочное путешествие? Все сели на лошадок?
Поехали!

(Дети скачут «как лошадки» по кругу под
русскую народную мелодию.)

Дети:

Еду, еду к бабе к деду!
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо
А потом вдруг… в яму!
Бух!

(В конце потешки дети приседают)

Воспитатель: Вот мы и приехали.

Бабушка-сказочница

Нас встречает,
Хлебом, солью угощает.

Бабушка-сказочница: Здравствуйте, мои
хорошие! Здравствуйте, мои пригожие!

Заждалась я вас. Погостите у меня. Проходите, да
рассаживайтесь поудобнее.

(Дети садятся на стульчики.)

Звучит аудио запись «В гостях у сказки».

Бабушка-сказочница: Сказки начинаются
с призказки- это еще не сказка. Сказка будет
впереди.

Многому нас учит сказка
Доброте, терпенью, ласке.
Сказка мудрость, знанья свет!
Сказочный вам шлет привет.
Начинаем представление,
Всем гостям на удивление.

Бабушка-сказочница: А вы, ребята,
знаете сказки?

Дети: Да!

Бабушка-сказочница: Вот и отгадайте
мои задания. Определите и назовите название
сказки.

«Отгадай, из какой сказки.»

1.

Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, коза, во бору была,
Ела траву шековую,
Пила воду студеную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечек во сыру землю. (Козлятки и волк).

2.

По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти. (Колобок).

3.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса. (Кот, петух и лиса).

4.

По щучьему веленью,
По моему хотенью —
поди, топор, наколи дров,
а дрова — сами в избу ступайте
и в печь кладитесь. (По щучьему веленью).

5.

Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей.(Три медведя).

Бабушка-сказочница: Молодцы, ребята,
знаете сказки.

Физкультминутка «Три медведя»

Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте
вперевалочку).
Папа был большой — большой. (Поднять руки над
головой, потянуть вверх).
Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне
груди).
А сынок — малютка просто. (Присесть).
С погремушками ходил. (Встать, руки перед
грудьюсжаты в кулаки).
Дзинь — дзинь, дзинь — дзинь. (Дети имитируют
игру с погремушками).

Бабушка-сказочница: Дети, как
называется начало сказки?

Дети: Зачин.

Бабушка-сказочница: Какие зачины
бывают у русских народных сказок?

Дети: Жили-были, в некотором царстве,
было это давно.

Бабушка-сказочница: А как называется
конец сказки?

Дети: Концовка.

Бабушка-сказочница: А какие концовки
бывают в русских народных сказках?

Дети:

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
И я там был, пиво пил, а усы лишь обмочил.

Бабушка-сказочница: Дети, а если
повторяются часто одни и те же слова, как это
называется?

Дети: Повторы.

Бабушка-сказочница: А какие повторы
встречаются в сказке «Колобок»?

Дети: Катится колобок, катится… И
покатился колобок дальше только его и видели.

Бабушка-сказочница: Молодцы! А
загаю-ка я вам еще одно задание.

«Узнай сказочных героев по
описанию.»

1.

Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
И в пути он песню пел.
Сьесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок).

2.

Жили Котик с Петушком
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
Подкралась к избушке,
Утащила Петушка
За высоки горы,
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (Кот, Петух и Лиса).

3.

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенек
И хотел сьесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был?… (Медведь).

Бабушка-сказочница: Молодцы, узнали
сказочных героев по описанию.

Воспитатель: Бабушка-сказочница, наши
ребята не только умеют отгадывать загадки, они
приготовили для тебя сюрприз.

Разыгрывание русской народной песенки
«Два веселых гуся».

Жили у бабуси
Два веселых гуся (выходят гуси).
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся (танцуют).
Мыли гуси лапки (моют лапки)
В луже у канавки —
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:

(выходит ребенок»бабуся» и поет)

«Ой пропали гуси!-
Один серый, другой белый,
Гуси мои, гуси!»

(выходят дети «гуси»)

Выходили гуси,
Кланялись бабусе-
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.

(бабуся обнимает детей).

Бабушка-сказочница: Молодцы,
гуси-шутники, оставайтесь с нами.

В русских народных сказках добро борется со
злом. Есть даже пословица: «Сказка ложь да в ней
намек добрым молодцам урок.» О чем же это урок?

Дети: О том, как не надо поступать.

Бабушка-сказочница: А как
заканчиваются сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята,
порадовали Бабушку-сказочницу хорошим знанием
сказок!

Игра «Скоро встретимся опять».

Дети дружно встают в круг, протягивают вперед
левую руку «от сердца, от души» (получается
пирамидка из ладошек) и говорят традиционные
слова:

«Раз, два, три, четыре, пять — скоро встретимся
опять!»

Дети прощаются с Бабушкой-сказочницей.

Воспитатель: Вот и подходит к концу
наше сказочное путешествие, отправляемся в
дорогу.

Игровое упражнение «Конь меня в дорогу
ждет.»

Дети соотносят текст стихотворения с
движениями.

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро я в седло вскочу-
Не поеду — поскачу.
Цок — цок — цок —
Там, за быстрой рекой
Помашу тебе рукой.

Список литературы.

1. Белая К.Ю. Организация методической
деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление
образовательного процесса, 2014.

2. Комплексные занятия по программе «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа, 2012.

3. Русские народные сказки.

4. Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения №5, 2009.

5. Шорыгина Т.И.»Вежливые сказки. Этикет для
малышей», 2010.

МКДОУ детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Викторина для детей средней группы

«В гостях у сказки».

Провела и подготовила:

Воспитатель Захаренко Анна Ивановна

2017г.

Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.

Задачи:

  • приобщать детей к народному творчеству;

  • формировать у учащихся доброе взаимоотношение;

  • способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;

  • развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Ход занятия

Дорогие друзья!

Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашей викторины, тема которой «В гостях у сказки».

— Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

— И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки пришли к нам из глубокой древности.

Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир.

Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку. На пути нам встретятся несколько станций:

— музыкальная шкатулка;

— продолжи имена;

— волшебный сундучок;

— герои сказок.

Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

Готовы? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!

1. Вот мы и на первой станции «Музыкальная шкатулка». Посмотрим, как вы знаете песни из сказок.

1.Какую песенку пела коза, когда возвращалась к козлятам?

(Козлятушки, ребятушки!

Отопритесь, отомкнитесь!

Ваша мама пришла,

Молока принесла.

Течёт молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку

Из копытечка в сыру землю..)

2. Как звал на помощь Петушок-золотой гребешок?

(Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы,

За широкие реки.

Кот и дрозд, спаси меня!.)

3. Какой песенкой выманивала Лисица Петушка из избушки?

(Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку).

4. Какую песенку пел Колобок лисице?

(Я – Колобок-колобок!

По амбару метёт,

По сусекам скребён,

На сметане мешен,

В печку сажен.

На окошке стужен.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

Я от медведя ушёл,

И от тебя, лиса, не хитро уйти..).

5. Как кликал Иванушка Сивку-бурку?

(Сивка-бурка,

Вещий каурка,

Стань передо мной,

Как лист перед травой!).

6. Как Лиса приговаривала, помогала Волку рыбу ловить?

(Ясни, ясни на небе звёзды!

Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!).

— Молодцы!

2. А дальше на нашем пути следующее задание «Продолжи имена».

Кощей –

Василиса –

Иван –

Сивка –

Змей –

Мальчик –

Крошечка –

Сестрица –

Кот –

Гуси –

— Молодцы!

3. Следующая станция «Волшебный сундучок».

(рисунки 2 ведра из сказки «По щучьему веленью», скалка — «Лисичка со скалочкой», топор — «Каша из топора», коса и сапоги — «Заюшкина избушка», рукавичка – «Рукавичка», гусли — «Кот, петух и лиса».

4. Продолжаем наш путь дальше.

Попадаем на станцию «Герои сказок».

1. Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись

С зеленою кожей.
Сделалась мигом

Красивой, пригожей? (лягушка)

2. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

3. В ступе летаю,

Детей похищаю.

В избе на куриной

Ноге проживаю.  (Баба Яга)

4. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (гуси-лебеди)

5. Дай ответ мне на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок? (медведь)

6. Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло в ночи, как днём. (жар птица)

7. Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый,

Кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак – 
Не дурак я, а добряк. (Иван)

8. Вот идет по лесу дед, 
В шубу теплую одет. 
На плече его — мешок, 
В бороде его — снежок. 
В лесу девочку нашёл

И к себе её привёл.

Он бедняжку пожалел,

В шубу тёплую одел.

Золотом и серебром

Наградил её потом. (Морозко)

9. Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился, 
По дорожке покатился.
Съесть его хотел зайчишка, 
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу 
Встретил рыжую, 
От нее уйти не смог.

Кто же это? (Колобок)

10. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).

Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете.

5. Подведение итогов викторины.

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Понравилось ли вам путешествие? (Ответ детей)

Можно ли эти сказки объединить в одну группу? Какую? (народные).
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Давайте подведем итог. Подсчитаем, кто у нас набрал больше всего жетонов?

(Поздравления, награждение дипломом победителя).

Скорикова Ю.В. Конспект викторины для родителей и детей средней группы «В гостях у сказки» // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 11.01.2023).

Заказ № 247267


Цель: формировать коммуникативные качества детей и элементарные правила поведения; побуждать детей и родителей к активному участию в театрализованной деятельности; развивать логику и мышление у детей; вызвать у детей и родителей положительный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу; способствовать общению родителей и детей.

Ход викторины:

Звучит музыка и входит Бабушка – Загадушка.

Бабушка – Загадушка

Я волшебница – Загадка,

Я добрый чародей,

Я сочиняю сказки,

Для маленьких детей.

Здравствуйте! Куда это меня принесла моя волшебная палочка?

Воспитатель:

Здравствуй, Бабушка – Загадушка. Ты попала в детский сад. 

Здесь собрались дети и родители, которые любят сказки.

Бабушка – Загадушка

Я очень рада. Тогда я объявляю праздник сказки! У нас сегодня будет самое увлекательное состязание. На ваших глазах сразятся две команды: родителей – «Знайки» и команда Детей – «Всезнайки».

Воспитатель:

Обе команды готовы к любым трудностям, каждая из них будет стараться выиграть. Ну, а чтобы было всё честно и справедливо, мы пригласили мудрых судей. Они будут оценивать результаты конкурсов.

Бабушка – Загадушка:

А за каждое задание судьи будут присуждать командам очки – баранки, и победит та команда, которая наберёт больше баранок.

Воспитатель:

И так, пожалуй, начнём состязание.

Бабушка – Загадушка:

1. Первое задание«Жила – была сказка». Отгадайте сказочных героев, из какой они сказки. (каждой команде поочерёдно загадывается загадка.)

  • (детям): В какой сказке живут – дедушка, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса и маленький круглый путешественник? (колобок)
  • (родителям): В какой сказке есть герои – царь, три сына, стрела, болото, лягушка? (Царевна – лягушка.)
  • (детям): В какой сказке белые большие птицы унесли маленького мальчика в лес к Бабе – Яге? (Гуси – лебеди.)
  • (родителям): В какой сказке есть – царь, три сына, царевна, лошадь к которой можно влезть в ухо и превратиться в красавца – писаного? (Сивка – бурка.)
  • (детям): Как звали девочку, которая отправилась в гости к своей бабушке и встретилась в лесу с серым волком? (Красная шапочка.)
  • (родителям): Из какой сказки мы узнали о папе и его деревянном сынишке с длинным носом? (Буратино.)

2. Задание:«Изобрази сказочного героя» нужно интересно изобразить по заданию сказочных героев. (Поочередное начиная с детей изображают.)

  • медведя, лису, зайца, волка, дедушку.

Воспитатель: 

А теперь Бабушка –Загадушка пора дать слово нашим мудрым судьям.  (Судьи оценивают два конкурса участников.)

Бабушка – Загадушка:

Спасибо мудрые судьи, но нам пора продолжить состязание. Пора проверить, как вы умеете отгадывать загадки.

3. Задание: «Конкурс загадок».

  • (детям) Она красива и мила, и имя у неё «зола». (Золушка.)
  • (родителям) Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше. (Карлсон.)
  • (детям) Что за странный человечек, и на земле и под водой, ищет ключик золотой. (Буратино.)
  • (родителям) Вмести с Карлсоном прыгал с крыши, шалунишка большой. (Малыш.)

(Судьи оценивают конкурс)

Подвижная игра: «Тень –Тень потетень…»

Бабушка – Загадушка:

Да вижу хорошо знают наши конкурсанты сказки, а вот как они знают содержание сказок мы и проверим. 

4. Задание: «Собери сказку».

(командам даются картинки из сказок, нужно последовательно и быстро сложить сказку.)

  • (детям) «Теремок»,
  • (родителям) «Лисичка со скалочкой».

(Судьи оценивают правильность рассказывания сказки по картинкам и быстроту выкладывания сказки.)

Бабушка – Загадушка:

А мы продолжаем наше соревнование, и следующий конкурс покажет, как мы умеем выразительно говорить.

5. Задание: «Скажи по-разному» (нужно с различной интонацией произнести фразу: весело и грустно, задумчиво.)

  • (детям) «У меня сегодня день рожденья» 
  • (родителям) «Мне скоро на работу»

(судьи оценивают конкурс.)

Бабушка – Загадушка

А в этом конкурсе мы проверим, как хорошо вы знаете сказки.

6. Задание: «Из какой сказки предмет» (в этом конкурсе нужно назвать и какой сказки предметы.)

  • яйцо, стрела, короб, красная шапочка, ложки, ключик, зеркальце.

Бабушка – Загадушка: 

Ну, а теперь саамы трудный конкурс. Каждая из команд должна показать домашнее задание, т.е. приготовленную сказку.

  • (дети) «Заюшкина избушка»
  • (родители) «Маша и медведь»

Воспитатель: 

Вот видишь Бабушка – Загадушка, как наши конкурсанты знают сказки.

(судьи оценивают показ сказок.)

Бабушка – Загадушка:

Да, я вижу теперь, что вы часто посещаете сказки.

Но пришло время расставаться

И с героями прощаться.

Но не будем унывать,  

Сказку будем в гости.

Сказка очень ждёт вас

В следующий раз!

(Бабушка – Загадушка прощается и уходит, оставляя всем угощение)

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №22»

г. Подольск Московской области

Сценарий литературной викторины

в средней группе

«Наши любимые сказки»

подготовила

воспитатель I квалификационной категории

Москвичева Татьяна Владимировна

г. Подольск

2019

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Развивать память, мышление, наблюдательность.

3. Вызвать интерес к любимым героям сказок.

4. Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу.

5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Материалы:

Книги с русскими народными сказками, фигурки настольного театра «Репка»,

сундучок.

Предварительная работа:

Чтение детям русских народных сказок. Обсуждение прочитанного

материала, отгадывание загадок, собирание пазлов с иллюстрациями к

сказкам, раскрашивание изображений к сказкам, инсценировка сказок,

настольный театр.

Ход работы:

Воспитатель:

Мы все за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказкаптица,

Чуть спугнешь и не найти.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вспомнить наши любимые русские

народные сказки. Скажите мне, почему сказки называются русскими

народными?

Дети: Потому что их придумал народ.

Воспитатель: Совершенно верно. Люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать

их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Сказки русский народ

любил всегда. Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведём

викторину, посмотрим кто у нас хорошо знает русские народные сказки. А

поможет нам в этом волшебный сундучок . Садитесь поудобнее мы

начинаем.

Итак, открываем наш сундучок, а вот и первое задание:

Задание 1. Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы мне скажите её

название.

«Идут они дальше и видят пруд, а около пруда пасётся стадо коров.

Я хочу пить, говорит Иванушка.

Не пей, братец, а то будешь телёночком, говорит Алёнушка

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

«Позвала бабка внучку. Прибежала внучка.» («Репка»)

«- Я, мышканорушка! А ты кто?

А я лягушкаквакушка.

Иди ко мне жить!» («Теремок»)

Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась тудасюда —

нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от

отца и матери, братец не откликнулся! («Гуси лебеди»)

«Делать нечего, Емеля взял вёдра и пошел на реку за водой. Подошёл

он к проруби, зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро…» («По

щучьему веленью»)

Воспитатель: Молодцы. Справились с первым задание. Снова открываем

наш сундучок. Посмотрите, ребята, здесь нас ждет уже второе задание.

Задание 2. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно

слово, его характеризующее. Например, Иван … (Царевич). Я буду называть

имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:

Петушок (золотой гребешок)

Зайчишка… (трусишка)

Мишка (косолапый)

Зайка (побегайка)

Волчок… (серый бочок)

Мышка (норушка)

Лягушка (квакушка)

Лисичка (сестричка)

БабаЯга (костяная нога)

Гуси (лебеди)

Сестрица (Алёнушка)

Братец (Иванушка)

Воспитатель: Молодцы. И с этим заданием справились. А сейчас ребята,

давайте отдохнем.

Физминутка

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень (руки вверх)

Сели звери под плетень (присесть)

Похвалялися весь день (встать)

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса». (руки под подбородком наклон

головы с поворотом вправо, влево)

Похвалялся зайка: «Пойди, догоняйка!» (руки перед грудью, как лапки,

прыжки)

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» (поглаживание плеч и рук)

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь» (руки вперед и в стороны).

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень (руки вверх)

Сели звери под плетень (присесть)

Похвалялися весь день (встать).

Воспитатель: Продолжаем дальше. Посмотрите ребята, наш сундучок

приоткрыт и там ктото спрятался. Посмотрим кто же это? (Из сундучка

выглядывает мышка). Да это мышка и у неё следующее задание для нас. Это

загадки.

Задание 3.

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу, мне так часто снится

Миска с тёплым молоком. (Кошка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки.

Гладит желтенький бочок,

И на помощь всех зовёт. (Дед)

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков

Дом хранить от чужаков. (Собака)

Выросла она на грядке.

И тянули по порядку:

Дедка, бабка, внучка, Жучка

Не смогли! – большая штучка!

Кошка с мышкой лишь пришли –

Сразу вытянуть смогли! (Репка)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете с какой сказки все эти герои?

Дети: «Репка»

Инсценировка русской народной сказки «Репка» (настольный театр)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша викторина. Вам

понравилось? (ответы детей)

Награждение победителей викторины.

Список использованной литературы

1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 57

лет, Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.224с.

2. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи.

Учебное пособие. – М., центр педагогического образования,

2008г. – 176с.

  • Викторина по рассказам драгунского 2 класс с ответами
  • Викторина для детей сказка о потерянном времени
  • Виктор гюго о детях читать короткий рассказ
  • Викторина по пушкинским сказкам с ответами
  • Викторина для детей про сказки и мультфильмы