Конспект занятия-викторина « В гостях у сказок».
1 класс.
Подготовила Федоскина М.А., воспитатель группы продленного дня МБОУСОШ№1 г.Шагонар
Цели:
— обобщить знания детей по русским народным сказкам;
Задачи:
— приобщить детей к народному творчеству;
— формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
— способствовать развитию мышления и познавательной активности к
русским народным сказкам
-развивать воображение, внимание, сообразительность, речь учащихся;
— воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.
Оформление, оборудование:
— на доске детские иллюстрации к русским народным сказкам и её герои,
— компьютер,
— мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска,
— карточки к заданию, ручки и листочки для конкурсов.
Ход занятия.
Цели:
- Расширить знания учащихся о сказках;
- Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;
- Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;
- Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
1.Орг. момент.
В некотором царстве, в некотором государстве, в некоторой области, в некотором городе стоит у дороги теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!
Что сейчас я вам сейчас рассказывала? Правильно сказку. Как вы уже поняли, сказки можно рассказывать обо все на свете, используя особый язык, интонации, жесты. Все вы хорошо знакомы с русскими народными сказками.
Что в сказках необычного?
– В сказках животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои.
В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться.
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке “заходи”.
-Ребята, сегодня мы проведём с вами весёлую игру, где вы должны будете вспомнить сказочных героев – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали.
И сегодня мы узнаем лучших знатоков. Пусть в викторине победят самые большие любители сказок и самые внимательные их читатели!
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши русские народные сказки.
В путешествие по сказочной стране отправятся 2 команды. Но мы, к сожалению, не знаем, как они называются. Ваша задача собрать разрезанную картинку. Составив картинку, вы узнаете, чье имя носит ваша команда.
(Дети под музыку собирают пазл и называют команду).
В каждой игре есть правила, которые игроки и их болельщики должны выполнять.
Во время игры должна быть тишина, чтобы дать команде правильно ответить.
Если дисциплина нарушается, то у команды изымаются жетоны.
Все ваши ответы будет оцениваться (жетоны)
Капитаны команд получат конверт для жетонов.
– Итак, начнем!
Конкурс 1. «Ушки на макушке” (Используем презентацию с героями сказок)(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Конкурс2 “По-порядку становись!”
Учитель: Вы все знаете сказку “Репка” и “Колобок”. Герои этих сказок забыли свои места. Помогите им правильно встать на своё место.
(Командам раздаются медали с изображением героев сказок)
“Репка” |
“Колобок” |
репка |
колобок |
дедка |
бабка |
бабка |
дед |
внучка |
заяц |
Жучка |
лиса |
кошка |
волк |
мышка |
медведь |
(Дети раскладывают рисунки героев в порядке очередности, звучит музыка, выигрывае та команда, которая первая сложила героев правильно.)
Конкурс 3.
Новое задание: зачеркнуть буквы, которые встречаются в слове больше 1 раза. Получите название сказочного персонажа.
РОЗА РОЙ ЯЙЦО (Заяц)
ПИВО ЛИРА ПАРИК (Волк)
ФИЗМИНУТКА .
Конкурс 4. “Отгадай сказочного героя”(Используем презентацию с героями сказок)
1. Появилась девочка в чашечке цветка, (Дюймовочка) |
2. У отца был мальчик странный, (Золотой ключик. Буратино.) |
3. Был похож на мяч немножко (Колобок.) |
4 .Красна девица грустна, (Снегурочка). |
6. Шапочку надела (Красная Шапочка) |
5. Когда случилось попасть мне на бал, |
|
8. Мальчик – луковка такой (Чипполино) |
9. Возле леса, на опушке, (Три медведя). |
10. Все закончилось благополучно, Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”). |
11.Сидит в корзине девочка (Маша и медведь.) |
12. Ах ты, Петя – простота, (Петушок-золотой гребешок.) |
Физминутка.(презентация)
Конкурс 5. « Забывалка»
— Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка».)
— Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок».)
— Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок», медведь).)
— А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? Кого выгнал петух? («Зайкина избушка».)
Конкурс 6. Конкурс капитанов
(На листочке написаны вопросы. По очереди капитаны дают ответ.)
1. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
2.. Кто превратился в козленка, испив воду из лужицы? (Иванушка)
3. Куда спрятался козленочек от волка в сказке «Волк и семеро козлят»? (В печку)
4. Как звали девочку, которая случайно попала в избушку к трем медведям? (Машенька)
Конкурс 7. «Сказочные задачи»
— А сейчас вам предстоит решить задачи, да задачи не простые, а сказочные. Ну – ка, кто самый смекалистый?
Задача № 1.
В первый раз лисе удалось унести петушка от дома на расстояние 4 км, а во второй на 3 км дальше. На какое расстояние лиса унесла петушка во второй раз?
Задача № 2.
В сказочном «теремке» жило 4 зверей, а насекомых 2. На сколько больше зверей жило в теремке, чем насекомых?
Задача № 3.
Ниф-Ниф строил дом из соломы 2 дня, Нуф-Нуф – домик из веток 3 дня. А Наф-Наф строил свой дом из камня столько, сколько Ниф-Ниф и Нуф-Нуф вместе. Сколько дней строил домик Наф-Наф?
Конкурс 8. «Телеграмма”
– Ребята, я сегодня шла на работу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
«Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
» Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
«Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
«Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
«Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
«Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
«Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
» Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
Учитель: Молодцы! Идём дальше. И на нашем пути Игровая станция.
Я вам буду читать отрывок из сказки. Некоторые слова в ней заменены. Заметив ошибку, вы должны хлопнуть в ладоши и исправить меня.
Жила-была на свете девочка. Звали ее Зеленая Шапочка. Позвала как-то девочку тетушка и поет ей : -Дочка моя, Синяя Кепочка! Пойди сегодня к дедушке, отнеси ему футбольный мяч и кеды.
— Хорошо, — сказала Желтая Шапочка, взяла плюшки и пошла…
Подведение итогов.
Учитель: Молодцы! И с этим заданием справились. Заканчивается наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Но, вы теперь сами сможете продолжить его, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть книгу сказок, и в путь!
А теперь давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.
Песня « От улыбки»
Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Ну а прежде ясно всем
Подведём итог игре.
Объявляются результаты конкурса. Награждение.
Ведущий: Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок. Я вижу ваши радостные лица, а это значит, мы вместе с вами получили массу положительных эмоций. А из этого следует, что каждый из нас стал сегодня ещё добрее и грамотнее.
Представление команд: (название, почему так назвали?) – 5-7чел.
Разминка:
(2 балла)
- Какие русские народные сказки вы знаете? (отвечают по очереди, по одной сказке.)
- Какую кличку носила собака в семье , в которую входили: бабка, дедка, внучка? (Жучка)
- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
- Как звали девочку, которая пошла погулять,заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
- У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
- В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси-лебеди)
- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
1. Конкурс: «Узнай сказку!»
(Отрывок записан на карточках)
(2 балла)
«Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь? А зайчик говорит: «Отстань медведь! Как мне не плакать?…» (Заяц, лиса и петух)
«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…» (Гуси—лебеди)
«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.» (3 медведя)
«Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала …, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.» (Колобок)
«Стали они впятером жить. Вот они все живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь …, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь…» (Теремок)
«…Выросла сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед … рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.» (Репка)
2. Конкурс: «Разложи на полочкам» (полочки всего две)
(слова на карточках)
(2 балла)
Медведь, лягушка-квакушка, теремок…репка, дед, жучка.
Коса, лубяная избушка, петушок…Машенька, похлёбка, кроватка.
Братец, молочная речка, Баба Яга… Колобок, сусеки, лиса…
3. Конкурс: «Угадай сказку по иллюстрации»
(Рисунки)
(1 бал)
4. Конкурс: «Продолжи строчку»
(Учитель начинает, дети продолжают)
(1бал)
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка …
(за дедку, Дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.)
Подошли зайчик и петух к избёнке:
— Кукареку! Несу косу …
(на плечи, хочу лису посечи! Поди, лису, вон!)
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я …
(лягушка-квакушка! – Иди к нам жить!)
5. Конкурс: «Найди пару»
(соединить слово из левого столбика со словом из правого столбика)
(2 балла)
Петух Дед Машенька Тесто Печка Теремок |
Бабка Похлебка Волчок — серый бочок Пирожки Коса Репка |
6. Конкурс: «Установи порядок»
(Карточки со словами)
(2 бал)
Дед, баба, внучка, собака, мышка (Репка)
Заяц, волк, медведь, лиса (Колобок)
Собака, медведь, бык, петух (Лиса, заяц и петух)
7. Блиц-опрос для зрителей.
- Кто внес решающий вклад в процесс вытаскивания репки?
- Кто не влез в теремок?
- Почему гуси-лебеди унесли братца?
- Почему выгнала лисичка зайчика из дома?
- Сколько понадобилось муки, чтобы испечь колобок?
- Как медведи узнали, что к ним зашёл гость нежданный?
- Как звали медведей из сказки «Три медведя»?
- Что отвечала лиса, когда её пытались выгнать?
- Из чего была речка, берега которой укрыли сестрицу Аленушку, и братца Иванушку?
- Как звали волка, который поселился в теремке?
- Где взяла бабка муки для выпечки колобка?
- Какой беспорядок устроила Машенька в чужом доме?
- Кого сначала, а кого потом встретил колобок?
- Какого цвета была чашка у Мишутки?
- Кто вспомнит песенку Колобка?
- Как обманула лиса колобка?
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
лицей №4
Разработала и провела
Кривошеева Елена Николаевна
учитель начальных классов
I квалификационная категория
2015 уч. год
Викторина «В гостях у сказки»
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по
теме «Сказки».
Задачи:
развивать познавательные способности;
расширять кругозор;
развивать интерес к чтению, любознательность.
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль по результату
выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста,
иллюстрации; понимать знаки, символы.
Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками,
участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение.
Образовательные ресурсы: ребусы, карточки с играми и заданиями,
иллюстрации с изображением сказок и сказочных персонажей, аудиозапись
песни «В гостях у сказки».
Сценарий урока.
(Сказки)
— Разгадайте ребус и догадайтесь, чему будет посвящена наша
викторина?
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы –
Вдруг Сивка—бурка приснится.
— Конечно, сказки любят все! Со сказками все знакомы с раннего
детства! Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о ваших любимых
сказках. Я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие.
—На пути нас ждут разные «сказочные» испытания. Для того, чтобы
успешно преодолеть все испытания, которые ждут нас по пути в страну
сказок, необходимо разделиться на 3 команды.
(Класс делится на 3 группы.)
1. И г р а «Отгадай название сказки».
– Прочтите отрывок из сказки, вспомните её название.
Карточка 1.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
А от тебя, медведь, полгоря уйти.
Карточка 2.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку, тянут—потянут – вытянули репку…
Карточка 3.
Вы детушки!
Вы козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Полны копытца водицы!
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
Называйте посмелей
Этих сказочных друзей!
2. Назови героев сказки.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите, как звали её?
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор…
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
На сметане мешен,
На окошке стужен.
Круглый бок, румяный бок,
Покатился…
В Простоквашино живёт,
Всем газеты разнесёт.
Отдохнёт чуть на крылечке
Почтальон известный …
Он и весел и не злобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок — …
Жили—были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Козлята)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто—то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна—лягушка)
3. «Кому принадлежат эти вещи?”
1. Золотое яичко. 2. Хрустальная туфелька.
3. Зеркальце. 4. Золотой ключик.
5. Разбитое корыто. 6. Красная шапочка.
В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала, (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла. (имитация движения)
Ой, яичко уронила, (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите—ка, разбила. (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили. (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим. (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу«)
—Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Был Кощей вчера в гостях.
Что наделал, просто — Ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал.
Пазлы вы должны собрать,
Сказку русскую назвать!
4. Собери сказку (пазлы).
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.
Сказки: Гуси—лебеди, Маша и медведь, Снегурочка.)
Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В три команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Эта сказка «Колобок».
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
(Дети, используя карточки—схемы, выстраивают последовательность
цепочки героев сказок «Теремок«, «Колобок» и «Репка»)
Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
5. Конкурс «Дополни имя сказочного героя».
— Сказочные герои часто носят длинные имена. У меня написана только
часть имени. Давайте назовём полное имя героя.
(Учитель называет одну часть имени командам по очереди, а они
дополняют вторую.)
Кощей… (Бессмертный)
Елена…(Прекрасная)
Иван…(Царевич)
Василиса…. (Премудрая)
Спящая…(красавица)
Мальчик –с….(пальчик)
Змей…(Горыныч)
Баба— …(Яга)
Гуси—…(Лебеди)
Сивка….(Бурка)
Конёк…(Горбунок)
Курочка— …(Ряба)
6. Блиц— турнир
Сколько раз старик бросал в море невод?(3)
Девочка, у которой голубые волосы. (Мальвина.)
Как звали папу Буратино? (Карло.)
Из чего сделана Снегурочка? (Из снега.)
Сколько героев хотели съесть колобка? (Шесть.)
Кто поймал щуку в сказке «По щучьему велению»? (Емеля.)
Кто разломал теремок? (Медведь.)
Кто прогнал лису из дома в сказке «Заюшкина избушка»? (Петушок.)
Кто унес Иванушку? (Гуси—лебеди.)
Кто тянул репку последним? (Мышка.)
Транспорт Бабы Яги.(Ступа.)
Что купила на базаре Муха—Цокотуха? (Самовар.)
Сколько человек тянуло репку? (Три)
От кого ушел Колобок?
Что говорила царица, глядя в волшебное зеркальце?
Итог. Рефлексия.
—Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам. Сегодня вы
показали себя настоящими знатоками сказок. Много сказок мы вспомнили. В
разных сказках побывали.
—Чему учат сказки?
—Что самое главное во всех сказках? (Добро побеждает зло.)
—Что особенно вам понравилось? Почему?
—Что вызвало затруднение? Почему?
—Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале?
Читайте сказки! Они помогут вам в жизни!
Верить в сказку — это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Звучит песня «В гостях у сказки», дети подпевают.
слова Юлий Ким
музыка Владимир Дашкевич
Если вы так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч—змей.
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
Ты узнаешь много волшебных историй:
Тут тебе и «Репка», и ключ золотой.
Тут и Черномор, тот самый, который
Зря всех пугал своею бородой.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселый, как Буратино,
И умный—умный, как Иван—дурак!
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
Используемая литература.
1. Волина В. В. Праздник Букваря. — М.:АСТ—ПРЕСС, 1995
2. Кислякова Е. В., Лободина Н. В. Серия ФГОС. Планирование
учебной деятельности. Электронное пособие «Обучение чтению.
Литературное чтение. 1 класс: поурочные планы по УМК «Школа России».
Раздел: Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы».
3. Интернет—ресурсы:
Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.
Ермолаева Нина Васильевна «Путешествие по русским народным
сказкам».
Учебно—методический кабинет.
Лазовская Светлана Владимировна Интеллектуальная игра для
учащихся 1—2 классов «В гостях у сказки».
Викторина по сказкам « Знатоки сказок»
Цели:
Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
воспитывать любовь к сказкам и к чтению.
— Активизировать детское чтение;
— Организовать досуг учащихся.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знаток сказок».
Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?
Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!
Задания викторины:
I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).
*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
*Жилище Бабы Яги? (избушка)
*Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
*Второе название скатерти (самобранка)
*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)
*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
*Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)
*Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)
*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
*Сколько голов у Горыныча? (три)
*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)
*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
*Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).
*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?
(«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»).
— От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
-Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).
— Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).
— Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).
— Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
— В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
2 конкурс (Чей это портрет?)
— « Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей» (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
— Родилась в цветке прелестном
Труден к счастью её путь
Каждый видно догадался
Как её зовут (Дюймовочка)
— Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
— Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем (Жар-птица)
— Побежала она за подружками,
Вскочила в огонь
И потянулась вверх легким паром,
Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).
— Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)
— Летела стрела, попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).
— Жила – была девочка
Имя забыла она свое давно
Так как однажды ей бабушка подарила шапочку
И все стали её звать … (Красная шапочка).
— Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.
( Золушка).
3 конкурс « Кто прислал телеграмму»
(Командам раздаются подготовленные телеграммы. Игроки должны назвать героя, произведение, автора)
*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка» Андерсен)
*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)
*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)
*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)
*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)
*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)
*Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки К. Чуковского Муха-Цокотуха»)
Весёлая минутка. Игра «Птицы»
Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны.
1.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
2.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи.
3.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!
Домашнее задание.
Инсценировки из сказок. Командам назвать сказку.
Весёлая минутка. Игра «Эхо»
Сколько времени сейчас? Эхо отвечает «Час, час». А чтоб веселей игралось, хлопайте в ладоши.
Собирайся детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладоши не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда! Будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как? Как?
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А сто двадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ! Вет! Вет!
Математикам – привет! Вет! Вет!
Это ухо или нос? Нос! Нос!
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Глаз! Глаз!
А вот это, что у нас? Нас! Нас!
Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать.
4 конкурс
Чтобы навести окончательный порядок в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.
1. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы). 2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).
3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).
4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).
5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).
6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом). 7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).
8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»). 9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).
10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).
11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).
12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).
13.На чем ездил Емеля? (на печи).
14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).
15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).
5 конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
6 конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Красная шапочка – «Красная Шапочка»
Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
Возраст обучаемых: 7-8 лет
Цель: Обобщить знания детей о сказках.
Ход игры:
Каждая команда хором продолжит стихотворение, первую строку которого прочитаю я.
Задание №1
-
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,……..
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
-
Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:…………
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
-
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка……..
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
-
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко…….
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
-
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине……….
Кот кататься не привык-
Опрокинул грузовик.
-
Дали туфельку слону,
Взял он туфельку одну
И сказал:………………………..
-Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Задание №2
Ведущий:
— А теперь загадки-сказки
Приготовила я вам.
Про какое время года
В сказках речь пойдёт сейчас?
Сказку ты легко узнаешь?
Время года отгадаешь?
-
У лисы изба ни диво:
И нарядна и красива.
А сегодня – вот беда!
Потекла с неё вода.
Ведь избушка непростая,
Ведь избушка ледяная.
Почему растаял лёд,
И куда лиса идёт? / Весна. «Лиса и заяц»/
-
Яблоки на яблоне
Налились, поспели.
«Яблонька, скажи, куда
Гуси полетели?»
«Съешь-ка яблочко, тогда
Я скажу тебе, куда!»
Что за время, угадай,
Если спелый урожай,
Листья опадают,
Птицы улетают?» /Осень. «Гуси-лебеди»/
-
Братцу с сестрицей
Негде напиться,
Полон водицы
След от копытца.
Солнышко в небе
Светит ярко,
Когда так бывает жарко? /Лето. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»/
Задание №3
Ведущий:
Сказки просят:
— А сейчас,
Вы, друзья,
Узнайте нас!
(вопросы задаются командам по очереди)
-
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке. …….. (Колобок)
-
Муха дом себе нашла,
Муха добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов! ….. («Теремок»)
-
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт бедняжка! ………(«Снегурочка»)
-
Ах ты Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. ………… («Петушок – золотой гребешок»)
-
А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. ………. («Маша и медведь»)
-
Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то! … («Волк и семеро козлят»)
-
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом. …….. («Лиса и журавль»)
-
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!…….(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
-
По тропе,
Шагая бодро,
Сами воду
Тащат вёдра! ……… («По щучьему веленью»)
10. Кто –то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, Ох, засело крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка»)
11.- Тепло ли тебе, девица,
Тепло ли тебе, красная? («Морозко»)
Задание №4
Ведущий:
-Сейчас вы прослушаете отрывок из русской сказки, и должны вспомнить название этой сказки.
-
«Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст»…..
/ «Волк и семеро козлят»/
-
«Побежала она в свой черёд за подружками. Прыгнула над огнём и вдруг растаяла. Обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе.» ……/ «Снегурочка» /
3. «Петушок напугался, закричал: -Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!» ……/ «Кот, петух и лиса» /
Задание №5 Отгадайте загадки и узнайте героя сказки:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота. (Айболит)
Весел он, как балалайка,
А зовут его … (Незнайка)
В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)
Не лежалось на окошке —
Покатился по дорожке… (Колобок)
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку? (Дюймовочка)
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали… (Дуремар)
Чтоб взлететь над землей,
Ступа ей нужна с метлой. (Баба-яга.)
Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой.
В театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал. (Буратино.)
Любит мед, друзей встречает
И ворчалки сочиняет,
А еще — пыхтелки,
кричалки, сопелки… Ух!
Забавный медвежонок… (Пух).
Не остался без хвоста
Добрый ослик наш… (Иа.)
Испекла бабуля деду —
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок.)
В Простоквашино живет.
Все хозяйство там ведет.
Адрес точный я не знаю,
Но фамилия — морская. (Кот Матроскин.)
Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, ее вздыхатель.
Целый день поет о ней. (Мальвина.)
Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки,
И живет один чудак.
Все он делает не так.
Неумейкой он слывет.
Кто его нам назовет? (Незнайка.)
Озорной весельчак
В окно влетает просто так.
К Малышу попал он в дом
И устроил там погром. (Карлсон.)
Задание №6 Игра « Рифмоплет»
— Ну что, ребята, поиграем?
Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!
Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…(колобок)
Повстречала я в лесу
Очень хитрую…(лису)
В сказке – лошадь непростая
Чудо – грива золотая,
Удивительный конек,
По прозванью…(Горбунок)
Про уютный некий дом
Разговор мы заведем.
Там богатая особа
Проживала, чай пила,
Дом весь выгорел дотла.
Что ж, подумайте немножко…
Верно, это тётя…(кошка)
Враг людей и враг зверей
Злой разбойник…(Бармалей)
В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит…(крокодил)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Добротою знаменит,
Это доктор…(Айболит)
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок…(Винни – Пух)
В козлятине он знает толк,
Ужасный, страшный серый…(волк)
Физ. Минутка
— Давайте отдохнем. Встаньте со своих мест. Я вам буду читать загадки, а вы их отгадывать, но не произносить вслух, а показывать ответ жестами, мимикой.
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок. (поросенок)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал. (медведь)
У него 4 лапки,
Лапки – цап – царапки,
Пара чутких ушей.
Он – гроза для мышей. (кошка)
Где болт зеленых тина,
Появилась балерина.
На одной ноге она
Простояла до темна. (цапля)
Над цветком цветок летает
И порхает, и порхает. (бабочка)
Летом серый, зимой белый. (заяц)
Лежит – молчит,
Подойдешь –рычит. (собака)
Серовато, зубовато,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
Не часы, а утром время сказывает. (петух)
Задание№7
— Нужно определить принадлежность того или иного сказочного предмета к сказке. Назвать её.
Санки — «Снежная Королева»
Горошина – «Принцесса на горошине»
Скорлупа грецкого ореха – «Дюймовочка»
Утиное яйцо – «Гадкий утенок»
Игла – «Царевна – лягушка»
Кувшин – «Лиса и журавль»
Перстень – «Аленький цветочек»
Яйцо — «Курочка – ряба»
Конь – «Конек – горбунок»
Рыба – «Сказка о Золотой рыбке», «По щучьему веленью»
Утка – «Серая шейка»
Яблоко – «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
Топор – «Каша из топора»
Зайчик – «Колобок», «Лиса и заяц»
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Цель: — обобщить знания детей по русским народным сказкам;
— приобщить детей к народному творчеству;
— способствовать развитию мышления и познавательной активности к
русским народным сказкам
— развивать воображение, внимание, сообразительность, речь учащихся;
— воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам;
-формировать у учащихся доброе взаимоотношение.
-
Организационный момент.
-
Объявление темы урока.
— Я знаю, вы любите игры, песни, загадки. А сказки?
— Прочитайте пословицу .
“Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.”
— Как вы её понимаете? (Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам.)
— Итак, что же такое сказка?
— Кто знает, почему мы называем одни сказки авторские, а другие – русские народные?
— А почему вы любите слушать и читать сказки? (Там происходит много чудес. Хорошие люди добиваются всего, плохие – наказываются. Добро побеждает зло.)
В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.
-Это отразилось в русских поговорках. Продолжите их.
Хитер как …
Голоден как…
Здоров как …
Изворотлив как…
Грязный как….
Болтлив как …
Труслив как …
Нем как …
Упрям как…
Представление команд
Команда «Кукареку»
Наш девиз: « С книгой жить, век не тужить»
Команда «Колобок»
Наш девиз: « Кто много читает, тот много знает»
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: — Приходи!
Это присказка, ребята!
Сказка будет впереди!
И, конечно, к нам в гости придут разные герои сказок.
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
ответ: Золушка
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
Ответ: Красная Шапочка
№1 «Назови сказку по иллюстрации»
«Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Лисица и Волк», «Зайкина избушка», «Крошечка — Хаврошечка», «Кот, Лиса и Петух».
№2 «Ушки на макушке» (по описанию определить название сказки)
Слайд 6. Я прочитал книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка».)
Слайд 7. Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок».)
Слад 8. Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок», медведь).)
Слайд 9. А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Зайкина избушка».)
№3 Конкурс художников
– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. С завязанными глазами
– А сейчас посмотрим, чей Колобок получился красивее.
№4 «Угадай героя сказок по реплике»
1)— «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)
2)— «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
3)— «…Жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)
4) «… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)
5)- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)
6)— «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)
7)— «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)
— «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)
№5 «Животные в сказках»
1)Есть много русских народных сказок о животных. А вот некоторые из животных спрятались внутри данных слов, назовите их:
Баранка (баран)
Барак (рак)
коньки (конь)
Василиса (лиса)
икота (кот)
стрекоза (коза)
хлев (лев)
волшебник (вол)
волкодав (волк)
2)Новое задание: зачеркнуть буквы, которые встречаются в слове больше 1 раза. Получите название сказочного персонажа.
РОЗА РОЙ ЯЙЦО (Заяц)
ПИВО ЛИРА ПАРИК (Волк)
№6 Физминутка
Физминутка «Колобок»
Замесила бабушка не булку, не оладушки
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).
Доставала из печи
(Приседания).
Не пирог, не калачи
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).
Как поставила на стол,
(наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки и дедушки ушел.
(Прыжки).
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши).
Это желтый Колобок!
(ходьба на месте)
№7 Конкурс капитанов
. Ребята, продолжим нашу викторину. Следующее задание – игра называется «Блиц – опрос», каждой команде буду задавать вопросы, а вам следует быстро отвечать.
1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»
2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»
1. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»
2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»
1. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»
2. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»
1. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? «Колобок»
В. Ребята, кто скажет что такое хлебобулочное изделие?
Д. Это те изделия, которые пекут из муки.
В. Замечательно. А какие вы знаете хлебобулочные изделия?
Д. Хлеб, булочка, батон, баранка, бублик.
2.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»
1. Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»
2. В какой сказке вырос овощ – мутант? «Репка»
В. Как вы понимаете слово мутант?
Д. Это что – то не похожее на других или не такое как все.
№8 «Исправь ошибки»
Я буду говорить название сказки, а вам следует услышать есть ли ошибка или нет, если вы услышали название сказки с ошибкой вы меня исправляете. Начали по порядку. Вопрос команде «Колобок» затем «Репка»
-
«Волк и семеро ягнят» (козлят);
-
«Утки – лебеди» (гуси);
-
«У страха глаза огромны» (велики);
-
«Заюшкин домик» (избушка);
-
«Даша и медведь» (Маша);
-
«Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).
№9 Конкурс для родителей
Восстановить последовательность в сказке «Гуси – лебеди»
-
Девочка встретилась с речкой.
-
Девочка в избушке Бабы-Яги.
-
Девочка приводит братца домой.
-
Девочка встретилась с печкой.
-
Гуси – лебеди унесли братца.
-
Мышка помогает девочке.
-
Девочка встретилась с яблоней.
-
Девочка бросилась догонять гусей.
№10 «Угадай-ка» (цветик-семицветик)
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
№11 «Волшебные предметы»
Печь (По щучьему веленью. Гуси-лебеди. колобок).
яйцо ( кощей бессмертный, курочка ряба).
пирожки (маша и медведь. гуси лебеди. )
сани (лиса и волк).
Золотой ключик
Рукавичка
Ложка с золоченой ручкой
Горшочек меда, хрустальный башмачок.
№12 Телеграммы от героев
1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … Айболит
2. у отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Ктожеэто?…Буратино
3. Много бед таят леса, волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну — ка, быстро отгадай — ка,
Как зверёк зовётся? … зайка
4. Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только МЫШЬ его боится.
Угадали? Это … кот.
5. В реках Африки живёг
Злой зелёный пароход!
Кто б на встречу не поплыл,
Всех проглотит … крокодил.
6. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто же это? … лиса.
7. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной … медведь.
8. Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это … поросенок.
Работа с пословицами
И последнее задание звучит оно так «Доскажи пословицу». Я так же по порядку буду говорить пословицы, а вы будете договаривать. И так приготовьтесь, и будьте внимательны.
-
За добро — …(добром платят);
-
Без труда — …(не вытащишь и рыбку из пруда);
-
Под лежачий камень – … (вода не течет);
-
Друзья — … (познаются в беде);
Подвиги в сказках
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Помыла свою посуду.
Воробей Вернул солнце в небо.
Комар Потушила море.
Федора Спас Муху – Цокотуху.
Медведь Съел таракана.
Бабочка Вылечил зверей.
IV. Подведение итогов
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята.