МБОУ Васинская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка викторины
«Добро и зло в русских народных сказках»
Автор: Охлупина Л.И.,
Старшая вожатая.
«Добро и зло в русских народных сказкам»
Цели: расширять знания учащихся о сказках;
развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
воспитывать чувство коллективизма;
Классы: 1 — 4
Оборудование: Выставка книг со сказками, иллюстрация русских народных сказок, грамоты, сладкие призы.
Ход викторины
I.Вступление.
Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится, может лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения – сказки. Начиная с самого раннего детства мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу мы продолжаем изучать русские народные сказки. Как вы думаете – зачем? (Читая сказки, мы становимся добрее, учимся побеждать зло.)
Благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.
Сегодня мы постараемся вспомнить как можно больше сказок, их героев и еще больше приобщиться к чтению.
Итак, друзья, начнём программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они?
Для вас.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
— А почему они волшебные?
— Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои.
— Назовите их.
(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Леший; происходят чудеса – Лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козлёночка, вёдра сами ходят.)
Посмотрите, ребята, на нашу выставку. Это русские народные сказки. Почему их называют так? (Правильно, называются они так потому, что их придумал народ.)
Сегодня мы собрались, чтобы провести викторину по русским народным сказкам между двумя командами.
Каждая команда будет получать своё задание (дать название командам). Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и в конце мы подведём итоги. Итак, начнём! У нас две команды «Колобки» и «Незнайки».
Конкурс 1. «Хорошо ли ты знаешь сказки».
(По иллюстрациям участники называют сказки: Гуси – лебеди, Царевна – лягушка, Теремок, Маша и Медведь, По – Щучьему велению, Лисичка – сестричка и серый волк).
Конкурс 2. «Из какой сказки».
1. Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. («Лиса и журавль»)
2. Приходит коза: сколько ни звала – никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что всё отворено; в избу – а там всё пусто; заглянула в печь… («Волк и семеро козлят»).
1. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – невдалеке кто – то по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит и сверху её спрашивает: «Тепло ли тебе, девица?». («Морозко»)
2. Жили – были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная…(«Лиса, заяц, петух».)
Конкурс 3. «Сказочные фразы». (Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.)
1.В некотором царстве…(в некотором государстве).
2. По – щучьему велению…(по моему хотению).
1. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
2. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки,за высокие реки).
1. И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
2. Стали они жить – поживать…(и добра наживать).
Конкурс 4. «Ушки на макушке».
(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)
- Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто распростившись с зелёною кожею
Сделался милой, красивой, пригожею. (Царевна-лягушка)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
- Заигралася сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Конкурс 5. Эстафета «Юный художник».
Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился…(Колобок)
Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в две колонны. Первый участник бежит и рисует голову, второй – одну ножку, третий – другую ножку, четвёртый – одну ручку, пятый – другую ручку, шестой – глазки, седьмой – ротик, восьмой – дорожку, по которой бежит колобок .
(Рисуют на доске)
Конкурс 6. «Угадай-ка».
- Какую песенку пел Колобок?
- Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
1. Что пела коза своим козлятам»?
2. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
1. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
2. Что говорила в это время лиса?
1. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
2. Какие слова произносил Емеля, чтобы всё делалось само?
Конкурс 7. «Телеграмма».
Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы.
Кто прислал эти телеграммы?
- Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. (мышка)
- Всё закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби. (волк)
1. Помогите, наш дом сломан, но сами целы. (звери)
2. Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома. (Маша)
1. Помогите, мой братец превратился в козлёночка. (Алёнушка)
2. Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул. (медвежонок)
1. Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке. (Иван-царевич)
2. Спасите! Помогите! Нас съел Серый волк. (козлята)
Презентация «Баба-Яга в русских народных сказках».
Сегодня мы вспомнили некоторые из ваших любимых сказок.
А.С.Пушкин в «Сказке о золотом петушке» говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!
Сказка – ложь, оказывается самой правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость.
Любите сказку, знайте её, старайтесь подражать её добрым героям.
Послушаем песню «Сказки гуляют по свету».
Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Мы жюри попросим все
Подвести итог игре.
Викторина «Добро сильнее зла наяву и в сказке»
Цель: Обобщить знания детей по ск.зкам
Задачи:
1.Расширить кругозор детей в области мультипликации.
2.Развивать интерес к отечественным мультипликационным фильмам.
3.Формировать первичные представления о добре и зле, эталонах хорошего и плохого поведения.
Оборудование: мультимедийный проектор, сундучок или коробка со сказочными предметами (игла, шапка-невидимка, золотое яичко, горошина, зеркальце, стрела, туфелька).
Вступление
Здравствуйте, ребята! Книга- это самое лучшее, что когда-либо создавал человек, потому что она нас учит, воспитывает и ведет по жизни. Мы все любим читать сказки. С помощью сказок мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь… В них всегда много захватывающих приключений, а в конце добро обязательно побеждает зло. О победе добра над злом мы можем также узнать из ваших любимых мультфильмов, на которых выросли ваши мамы и папы. И вы тоже с удовольствием смотрите их. Очень важно, что многие мультфильмы поставлены по известным сказкам («Снежная королева», «Золушка», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Маугли», «Приключения Чиполлино» и многие другие.) Все они учат быть добрыми, честными и справедливыми.
А сейчас мы проведем интересную викторину и совершим путешествие в сказочный город наших любимых мультфильмов. Я надеюсь, что вы хорошо помните мультфильмы и легко справитесь со следующими заданиями.
Ведущая: «Дополни имя». Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете.
Кощей – Бессмертный
Василиса – Премудрая
Карабас- Барабас
Елена — Прекрасная
Сестрица — Алёнушка
Братец – Иванушка
Крошечка — Хаврошечка
Змей — Горыныч
Иван — Царевич
Финист – Ясный сокол
Снежная — Королева.
Задание 1.Отгадай мультфильм и имя героя по описанию.
• Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. (Золушка из одноименной сказки «Золушка»)
• Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой температуры ( Карлсон . «Малыш и Карлсон»)
• Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него много друзей : медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие (Маугли из одноименного мультфильма «Маугли»).
• Сказочная девочка с необычными волосами , которая любила всех воспитывать.(Мальвина. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
• Этот «неизвестный науке зверь приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился сначала в телефонной будке. Потом он нашел много друзей и все проблемы решились (Чебурашка, «Крокодил Гена и его друзья»).
• Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, и очень любит животных. Переехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель занимался фотоохотой. (Дядя Федор, «Простоквашино»).
• Этот герой собирался пойти в школу, а потом стать артистом, но его планы чуть не погубили пять золотых монет и подозрительные друзья. (Буратино, « Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Задание 2.«Волшебный сундучок». В сундучке лежат сказочные предметы, вам надо по описанию их отгадать.
• С помощью этого предмета, можно смастерить самые разные вещи, а можно даже меня убить. (Игла).
• Эта вещь может спрятать вас, если её надеть на голову. (Шапка – невидимка)
• Из – за этого предмета плакали дед да баба после проделки маленького зверька? (Золотое яичко)
• Всю ночь ворочалась, потому что она ей мешала спать? (Горошина)
• Этот предмет говорил правду царице. Он сообщил, что есть на свете девица красивее. (Зеркальце)
• А прилетел этот предмет прямо в болото и упал возле лягушки? (Стрела)
• Она потеряла её на балу? (Туфелька)
Задание 3.«Ассоциация». Ребята следующее задание на сообразительность. Скажите мне, встречались ли вы со словом «ассоциация»? В нашем случае — это слова которые вызывают в сознании человека мысль о произведении, в котором они встречались. Попробуй отгадать мультфильм по ассоциации со словами.
• Крокодил, друзья, день рождения, игрушка.(«Крокодил Гена и его друзья»).
• Африка, солнце, акула Каракула, темнота, кит, доктор. («Доктор Айболит»).
• Поле чудес, курточка, монеты, кукольный театр, полено.(« Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
• Гуси, мальчик, побег из дома, путешествие, полет. («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).
• Балерина, солдаты, олово, камин, канава. («Стойкий оловянный солдатик»).
• Маленькая девочка, жаба, мышь, ласточка, эльф. («Дюймовочка»).
• Осколок, Лапланлия, королева,зеркало, вечность. («Снежная королева»).
• Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»).
Задание 4.Следующее задание называется «Сколько?»
• Сколько сказочных героев тянуло репку? (Шесть)
• Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? (Двенадцать)
• Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Четверо)
• Сколько глаз у Бастинды? (Один)
• Сколько козлят похитил волк? (Шесть)
• Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать? (Четыре)
• Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке? (Пять)
• Сколько золотых монет Карабас-Барабас дал Буратино? (Пять)
• Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (Четверо)
• Сколько мартышек составляют длину удава? (Пять).
• Сколько лет спала спящая красавица? (Сто).
• Сколько лет крокодилу Гене? (Пятьдесят).
Заключение: Ребята, вы все хорошо справились с заданиями, и это говорит о том, что эти мультфильмы любимы вами. Ведь они воспитывают в нас правильные представления о добре и зле, учат хорошему поведению, уважительному отношению к людям, отзывчивости, порядочности и честности. Молодцы!
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
ВЕДУЩИЙ: Итак, мы начинаем путешествие в сказку. Какая она, сказка? Разная: смешная и грустная, узнаваемая и неожиданная, серьезная и не очень, понятная и недоступная.
Представьте, что при помощи волшебной палочки вы оказались в Сказочной Стране. Какое средство передвижения вы бы выбрали (ступа Бабы-Яги, сапоги-скороходы, ковер-самолет и др.) и по какому маршруту (в какую сказку) вы отправились бы в путешествие?
Литературная викторина по сказкам.
ВЕДУЩИЙ. – А сейчас, ребята, мы проведем с вами литературную викторину по сказкам. Участвуют в конкурсе две команды «Сказочники» и «Волшебники». За каждый правильный ответ на вопрос команде присуждается очко в виде волшебной звездочки.
Вопросы викторины:
1.Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, народные и авторские)
2. Как звали медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка).
3. Какие реки текут по сказочной стране, какие у них берега? (Молочные реки, кисельные берега).
4. Как имя царевны, которая никогда не улыбается, никогда не смеется? (Несмеяна).
5. Назовите трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
6. Назовите героев сказки Маршака «Теремок». (Мышь, лягушка, ежик, лиса, волк, медведь)
7. А какой всеми нами любимый сказочный герой очень любил сочинять песни на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т.д.? (Вини-Пух).
8. Какой сказочный герой разгуливал по родному городу, обрядившись в оранжевую рубаху, ярко-желтые брюки, повязав зеленый галстук, а на голову нахлобучив огромную синюю шляпу? (Незнайка)
9. У этой сказочной героини было два имени: Грязнушка и … (второе вы должны назвать). Ее имя было уменьшительно-ласкательным от названия пыли, которая остается после сжигания.
Подсказка: Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял.
Она башмачок потеряла тогда,
Кто мне подскажет, да кто же она? «Золушка».
10. Следующий вопрос на соревнование, он будет адресован обеим командам: вы поочередно будете называть известных вам писателей-сказочников. Той команде, за которой будет последнее слово, присуждается сразу 2 очка.
11. А сейчас проверим, внимательно ли вы читаете сказки. Нужно назвать как называется сказка
— Спасите! Нас съел серый волк!
/Бабушка и Красная шапочка/
— Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!
/Курочка Ряба/
— Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби.
/Волк/
— Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!
/Муха-Цокотуха/
— Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись.
/Цапли. К.Чуковский «Телефон»/
— Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!
/Муха-Цокотуха/
— От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!
/Колобок/
12. А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях. (Презентация)
— Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. «Теремок».
-Рыбка не простая,
Чешуей сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. «Сказка о рыбаке и рыбке».
-А дорога — далека.
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. «Машенька и медведь».
-Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил.
И остался с носом. «Лиса и журавль».
-Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны бока молока,
Полны рога творога,
Полны копытца водицы. «Волк и семеро козлят».
-Приезжайте, доктор,
В Африку скорей.
И спасите, доктор,
Наших малышей! «Доктор Айболит».
-Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Ну, отгадайте, как звали ее? «Красная шапочка»
-В этом доме именины, много было там гостей.
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил. «Комарик».
-Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. «Федора»
-Бабусю знает целый свет,
Ей отроду лишь триста лет
Там на неведомых дорожках
Изба ее на курьих ножках. «Баба-Яга»
-Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,
Есть замечательный,
Аппарат летательный.
Что же это за аппарат? /Ступа/
-Был похож на мяч немножко,
И катился по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме «рыжей», вот так смех! «Колобок».
Конечно, это колобок. Вместе с колобком мы отправимся в гости к сказкам.
Викторина
для детей 2-х – 4 – х классов
«Добро и зло в русских народных сказках».
Цели: Формировать у детей представление о добре и зле.
Дать понять, что каждому дана свобода
выбора: творить добро или зло.
Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых
героях.
Расширять активный словарь детей.
Воспитывать в детях положительные
качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам, чувство коллективизма.
Оборудование: Презентация, выставка книг со сказками, иллюстрация русских
народных сказок, грамоты, сладкие призы.
Ход викторины
Слайд
1 Звучит мелодия « В гостях у сказки».
I.Вступление.
Каждый
человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным,
сообразительным, добрым. Самые первые наши произведения – сказки. Начиная с
самого раннего детства, мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу,
мы продолжаем изучать русские народные сказки. Как вы думаете – зачем? (Читая
сказки, мы становимся добрее, учимся побеждать зло.)
Благодаря сказке мы учимся осуждать зло, восхищаться добротой.
Сегодня мы постараемся вспомнить как можно больше сказок, их героев, попробуем
распознать добро и зло.
Итак,
друзья, начнём программу,
Затей
у нас большой запас.
А
для кого они? Для вас.
Я
знаю, вы любите игры,
Песни,
загадки и пляски.
Но
нет ничего интересней,
Чем
наши волшебные сказки.
— А
почему они волшебные?
— Да
потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои.
Назовите
их.
(Кощей
Бессмертный, Баба-Яга, Леший; происходят чудеса – Лягушка превращается в
царевну, братец Иванушка в козлёночка, вёдра сами ходят.)
Слайд
2
Посмотрите,
ребята, на выставку. Это русские народные сказки. Почему их называют так?
(Правильно, называются они так потому, что их придумал русский народ.)
Слайд
3
Сегодня
мы собрались, чтобы провести викторину по русским народным сказкам между двумя
командами.
Каждая команда будет получать своё задание . Если команда не справится с
заданием, то вопрос переходит к другой. Все ваши ответы будет оценивать жюри, и
в конце мы подведём итоги. Итак, начнём! У нас две команды «Крепкие репки» и
«Румяные колобки».
Слайд
4
Конкурс
1. «Хорошо ли ты знаешь сказки».
(По
иллюстрациям участники называют сказки: Гуси – лебеди, Царевна – лягушка,
Теремок, Маша и Медведь, По – Щучьему велению, Лисичка – сестричка и серый
волк).
Слайд 5
Конкурс
2. «Из какой сказки».
1.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и
понюхает, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. («Лиса и журавль»)
2.
Приходит коза: сколько ни звала – никто ей не отзывается. Подошла поближе к
дверям и видит, что всё отворено; в избу – а там всё пусто; заглянула в печь…
(«Волк и семеро козлят»).
1.
Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – невдалеке
кто – то по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощелкивает.
Очутился на той ели, под которой девица сидит и сверху её спрашивает: «Тепло ли
тебе, девица?». («Морозко»)
2.
Жили – были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная…(«Заюшкина
избушка).
Слайд
6
Конкурс
3. «Сказочные фразы». (Есть начало
фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.)
1.В
некотором царстве…(в некотором государстве).
2.
По – щучьему велению…(по моему хотению).
1.
Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
2.
Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
1. И
я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
2.
Стали они жить – поживать…(и добра наживать).
Слайд
7
Конкурс
4
Эстафета
«Юный художник».
Мы
убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых
сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На
сметане мешон, на окошке стужён
Круглый
бок, румяный бок
Покатился…(Колобок)
Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой.
Послушайте как. Команды строятся в две колонны. Первый участник бежит и рисует
голову, второй – одну ножку, третий – другую ножку, четвёртый – одну ручку,
пятый – другую ручку, шестой – глазки, седьмой – ротик, восьмой – дорожку, по
которой бежит колобок .
(Рисуют
на доске мелом).
Слайд
8
Конкурс
5. «Угадай-ка».
1.
Какую песенку пел
Колобок?
2.
Что говорила
Машенька медведю, сидя в коробе?
1.
Что пела коза своим козлятам»?
2.
Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
1.
Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
2.
Что говорила в это время лиса?
1.
Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
2.
Какие слова произносил Емеля, чтобы всё делалось само?
Конкурс
6. «Телеграмма».
Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам
телеграммы.
Кто
прислал эти телеграммы?
1.
Дорогие бабушка и
дедушка, не волнуйтесь. Я просто стала облачком. (Снегурочка)
2.
Всё закончилось
благополучно, только мой хвост остался в проруби. (волк)
1.
Помогите, наш дом сломан, но сами целы. (звери)
2.
Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя.
Скоро буду дома. (Маша)
1.
Помогите, мой братец превратился в козлёночка. (Алёнушка)
2.
Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул. (медвежонок)
1.
Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке. (Иван-царевич)
2. Спасите! Помогите! Нас съел Серый волк. (козлята)
Блиц – опрос
1.Кто с кем такой делёж устраивал:
«Твои вершки, а мои корешки».
(Мужик с медведем в сказке»Мужик и
медведь»)
2.Скажите,какого героя провели на
пирожках?
(Медведь из сказки «Маша и медведь»)
3.Кто варил кашу, применяя ум и
смекалку?
(Солдат в сказке»Каша из
топора»)
4.Как мужик разделил без обиды одного
гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел?
(Барину-голову, барыне-гузку, сыновьям
ножки, крылышки-дочерям, а себе-всё туловище.)
5.Какими словами начинаются русские
народные сказки?
(«Жили-были…»,»В
некотором царстве, в некотором государстве…».)
6.Что приказывал царь-батюшка своим
невесткам, чтобы проверить их на мастерство?
(Испечь хлеб, соткать ковёр)
7.Чем кормила лиса журавля?
(Кашей)
8.В какой сказке от брошенной шапки
избушка зашаталась?
(В сказке «Иван-крестьянский сын и
Чудо-юдо».)
9.Из какой сказки эти строчки?
Ах ты,Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…
(«Петушок-золотой гребешок».)
10.Кто первый нашёл теремок?
(Мышка-норушка.)
Слайд 9
Пока жюри подсчитывает результаты и определяет победителей,
предлагаю вашему вниманию мультфильм о добре и зле и ответить на вопрос, кто из
персонажей творил добро, а кто зло?
(Просмотр мультфильма «Облака делают
буквально всё», обсуждение.)
Слайд 10
И
пусть в вашей жизни как в сказке – добро побеждает зло.
Звучит
песня «Сказки гуляют по свету».
Жюри
объявляет итоги. Награждения.
Итог:
Сказка, ребята, рассказывает нам о важном в жизни, она учит быть добрыми и
справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает
народные принципы жизни: честность, преданность, смелость.
Любите сказку, знайте её, старайтесь подражать её добрым героям.
телеграммы
1. Дорогие бабушка и дедушка, не
волнуйтесь. Я просто стала облачком. (Снегурочка)
2. Всё закончилось благополучно, только
мой хвост остался в проруби. (волк)
1.
Помогите, наш дом
сломан, но сами целы. (звери)
2.
Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя.
Скоро буду дома. (Маша)
1.
Помогите, мой
братец превратился в козлёночка. (Алёнушка)
2.
Безобразие,
кто-то съел мою кашу и сломал мой стул. (медвежонок)
1.
Папа, моя стрела в
болоте. Женюсь на лягушке. (Иван-царевич)
2. Спасите! Помогите! Нас съел Серый волк. (козлята)
Скачано с www.znanio.ru
Подготовила: педагог дополнительного образования Атанова И.А.
Викторина «Добро сильнее зла наяву и в сказке»
Цель: Обобщить знания детей по известным отечественным мультфильмам.
Задачи:
1.Расширить кругозор детей в области мультипликации.
2.Развивать интерес к отечественным мультипликационным фильмам.
3.Формировать первичные представления о добре и зле, эталонах хорошего и плохого поведения.
Оборудование: мультимедийный проектор, сундучок или коробка со сказочными предметами (игла, шапка-невидимка, золотое яичко, горошина, зеркальце, стрела, туфелька).
Вступление
Здравствуйте, ребята! Книга- это самое лучшее, что когда-либо создавал человек, потому что она нас учит, воспитывает и ведет по жизни. Мы все любим читать сказки. С помощью сказок мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь… В них всегда много захватывающих приключений, а в конце добро обязательно побеждает зло. О победе добра над злом мы можем также узнать из ваших любимых мультфильмов, на которых выросли ваши мамы и папы. И вы тоже с удовольствием смотрите их. Очень важно, что многие мультфильмы поставлены по известным сказкам («Снежная королева», «Золушка», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Маугли», «Приключения Чиполлино» и многие другие.) Все они учат быть добрыми, честными и справедливыми.
А сейчас мы проведем интересную викторину и совершим путешествие в сказочный город наших любимых мультфильмов. Я надеюсь, что вы хорошо помните мультфильмы и легко справитесь со следующими заданиями.
Ведущая: «Дополни имя». Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете.
Кощей – Бессмертный
Василиса – Премудрая
Карабас- Барабас
Елена — Прекрасная
Сестрица — Алёнушка
Братец – Иванушка
Крошечка — Хаврошечка
Змей — Горыныч
Иван — Царевич
Финист – Ясный сокол
Снежная — Королева.
Задание 1.Отгадай мультфильм и имя героя по описанию.
• Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. (Золушка из одноименной сказки «Золушка»)
• Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой температуры ( Карлсон . «Малыш и Карлсон»)
• Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него много друзей : медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие (Маугли из одноименного мультфильма «Маугли»).
• Сказочная девочка с необычными волосами , которая любила всех воспитывать.(Мальвина. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
• Этот «неизвестный науке зверь приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился сначала в телефонной будке. Потом он нашел много друзей и все проблемы решились (Чебурашка, «Крокодил Гена и его друзья»).
• Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, и очень любит животных. Переехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель занимался фотоохотой. (Дядя Федор, «Простоквашино»).
• Этот герой собирался пойти в школу, а потом стать артистом, но его планы чуть не погубили пять золотых монет и подозрительные друзья. (Буратино, « Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Задание 2.«Волшебный сундучок». В сундучке лежат сказочные предметы, вам надо по описанию их отгадать.
• С помощью этого предмета, можно смастерить самые разные вещи, а можно даже меня убить. (Игла).
• Эта вещь может спрятать вас, если её надеть на голову. (Шапка – невидимка)
• Из – за этого предмета плакали дед да баба после проделки маленького зверька? (Золотое яичко)
• Всю ночь ворочалась, потому что она ей мешала спать? (Горошина)
• Этот предмет говорил правду царице. Он сообщил, что есть на свете девица красивее. (Зеркальце)
• А прилетел этот предмет прямо в болото и упал возле лягушки? (Стрела)
• Она потеряла её на балу? (Туфелька)
Задание 3.«Ассоциация». Ребята следующее задание на сообразительность. Скажите мне, встречались ли вы со словом «ассоциация»? В нашем случае — это слова которые вызывают в сознании человека мысль о произведении, в котором они встречались. Попробуй отгадать мультфильм по ассоциации со словами.
• Крокодил, друзья, день рождения, игрушка.(«Крокодил Гена и его друзья»).
• Африка, солнце, акула Каракула, темнота, кит, доктор. («Доктор Айболит»).
• Поле чудес, курточка, монеты, кукольный театр, полено.(« Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
• Гуси, мальчик, побег из дома, путешествие, полет. («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).
• Балерина, солдаты, олово, камин, канава. («Стойкий оловянный солдатик»).
• Маленькая девочка, жаба, мышь, ласточка, эльф. («Дюймовочка»).
• Осколок, Лапланлия, королева,зеркало, вечность. («Снежная королева»).
• Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»).
Задание 4.Следующее задание называется «Сколько?»
• Сколько сказочных героев тянуло репку? (Шесть)
• Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? (Двенадцать)
• Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Четверо)
• Сколько глаз у Бастинды? (Один)
• Сколько козлят похитил волк? (Шесть)
• Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать? (Четыре)
• Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке? (Пять)
• Сколько золотых монет Карабас-Барабас дал Буратино? (Пять)
• Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (Четверо)
• Сколько мартышек составляют длину удава? (Пять).
• Сколько лет спала спящая красавица? (Сто).
• Сколько лет крокодилу Гене? (Пятьдесят).
Заключение: Ребята, вы все хорошо справились с заданиями, и это говорит о том, что эти мультфильмы любимы вами. Ведь они воспитывают в нас правильные представления о добре и зле, учат хорошему поведению, уважительному отношению к людям, отзывчивости, порядочности и честности. Молодцы!
1
«Добро и зло в народных сказках» Викторина Автор: учитель начальных классов Степаненко Вера Ивановна
2
Девочка добрая в сказке жила, К бабушке по лесу в гости пошла. Мама красивую шапочку сшила И пирожков дать с собой не забыла. Что же за девочка-лапочка. Как зовут её? …
3
Самая злая старуха во многих сказках
4
Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка
5
Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку
6
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр.
7
Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки
8
Злой разбойник, что хотел съесть маленьких детей
9
Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику
10
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка
11
Какой мультипликационный герой призывал всех жить дружно?
12
Работу знала и золу, но побывала на балу, обиды были от сестриц, но ей, не им достался принц.
13
Смышленость этого мальчишки спасла его и шесть братишек, хоть ростом мал он да удал, так кто из вас о нем читал?
14
Человек немолодой С преогромной бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину. Вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас, Кто же это?
15
Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, в снежной буре замерзать, через льды перебираться, с королевою сражаться
16
Помни истину простую: Что от зла добра не ждут. Только добрые поступки И к тебе добром придут! Спасибо за внимание
17
Список источников Красная шапочка- Кот в сапогах — Дюймовочка- Айболит- jpg Папа Карло- jpg Настенька- jpg Герда- Золушка- jpg Девочка Женя — Кот Леопольд- Баба яга- Карабас Барабас- Бармалей — jpg Мальчик с пальчик-