Тема:
Тип урока: викторина
Цели: вызвать интерес к чтению сказок,
расширить читательский кругозор
обучающихся;
развивать мышление и речь учащихся, учить их сопоставлять предметы по одному или нескольким признакам;
вырабатывать желание работать в коллективе, совместно преодолевать трудности.
Оборудование: карта путешествия, кроссворд,
иллюстрации сказок, сказочных
героев.
Учитель:
Проведено: 12.04.2014
Волгоград
Учитель:
Как много сегодня в классе
И родителей, и детей!
Очень ребята ждали
Таких желанных гостей.
Так хочется, чтобы чаще
Были вместе родители и дети.
Тогда будет лучше всем
Жить на белом свете!
— Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Чтобы узнать, для чего мы сегодня собрались в классе, давайте разгадаем кроссворд.
Кроссворд:
1. Куда дед из сказки «Сестричка-лисичка и волк» положил «мёртвую» лису? (Сани.)
2. Что подарил старичок Ивану-царевичу из сказки «Царевна – лягушка»? (Клубок.)
3. Какие вещи Емели из сказки «По щучьему велению» сами домой пошли? (Вёдра.)
4. В кого превратился братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Козлёнок.)
5. Куда положила старуха колобок, чтобы он остудился? (Окно.)
6. Кто последним тянул репку из сказки «Репка»? (Мышка.)
— Какое ключевое слово получилось? (Сказка.)
— Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Дети вспомнят своих любимых сказочных героев, примут участие в конкурсах, а помогать им будут родители.
Сказка родилась давно, прежде чем люди научились читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям. Так шагала сказка из уст в уста.
Сказок в мире очень много. Из них мы узнаём о жизни разных народов, их обычаях, традициях. В сказке всё необычно, всё выдумано от начала и до конца. Топор рубит сам деревья, печка разговаривает, ковёр-самолёт летает по небу, лягушка превращается в прекрасную царевну. В сказках звери, птицы и вещи живут и поступают, как люди. В сказках происходят чудесные превращения. В них всегда побеждает добро, а зло и несправедливость наказывается.
У сказки чистая душа,
Как ручеёк лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В неё мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
— Итак, мы с вами отправляемся в путешествие “По дорогам сказок”.
«Вспомни сказку»
В какой сказке печка разговаривает? («Гуси-Лебеди»)
Сказка, в которой желание утолить жажду привело к превращению в домашнее животное. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
В какой сказке царевич нашёл своё счастье в болоте? («Царевна-лягушка»)
Назовите сказку про одноногого воина. («Стойкий оловянный солдатик»)
Назовите сказку, где теряют обувь. («Золушка»)
Назовите сказку, где герои носят рубашки из крапивы. («Дикие лебеди»)
Назовите сказку об овощах и фруктах. («Чиполлино»)
В какой сказке будущий король хотел жениться на той девушке, которая всю ночь не спала, а виновата в том горошина была? («Принцесса на горошине»)
В какой русской народной сказке говорится о пользе коллективного труда? («Репка»)
В какой сказке говорится о вреде чрезмерного употребления мяса? («Волк и семеро козлят»)
В какой сказке говорится о повышенном спросе её героев на хлебобулочные изделия? («Колобок»)
В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? («Каша из топора»)
В какой сказке говорится про то, как рыжая плутовка завладела всей недвижимостью, и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? («Заячья избушка»)
В какой русской народной сказке пользовались необычным видом транспорта, чтобы попасть к царю во дворец? («По щучьему велению»)
В какой сказке мышка довела до слёз дедушку и бабушку? («Курочка Ряба»)
В какой сказке дерево выросло на мясе? («Крошечка-Хаврошечка»)
В какой сказке героиня умеет летать на зонтике? («Мери Попинс»)
Сказка про американскую Снегурочку и маленьких человечков? («Белоснежка и семь гномов»)
«Сказочные перевёртыши»
— Видно, что сказки вы читаете, названия тоже знаете. Вот сейчас узнаем, есть ли такие сказки?
«Огненная принцесса» («Снежная королева»)
«Зеленая кепочка» («Красная шапочка»)
«Илья-Царевич и Белый волк» («Иван-Царевич и Серый волк»)
«Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)
«Падающий деревянный генерал» («Стойкий оловянный солдатик»)
«Прекрасный цыпленок» («Гадкий утёнок»)
«Сказка о рыбаке и рыбачке» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Лошадь — горбун» («Конек-горбунок»)
«Луковый мальчик» («Чиполлино»)
«Старое пальто нищего» («Новое платье короля»)
«Ручные гуси» («Дикие лебеди»)
«Знайка в Лунной деревне» («Незнайка в Солнечном городе»)
«Уродина и Красавец» («Красавица и Чудовище»)
«Назови героев сказки»
• Назовите одного из преступников, с которым боролся Илья Муромец. (Соловей Разбойник)
• Многодетная мать, у которой на детей произошло коварное покушение. (Коза)
• Герой сказки, который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо, используя одно из орудий труда. (Солдат)
• Сказочные похитители детей. (Гуси-Лебеди)
• Кругленький, умненький герой, убежавший от старичков. (Колобок)
• Непослушная девочка, заблудившаяся в лесу, которую спасло умение печь пирожки. (Маша)
• Наивный герой, пострадавший зимой на реке от обмана своей рыжей подружки. (Волк)
• Как звали девочку, которая учинила беспорядок в доме у трёх лесных обитателей? (Маша)
• Королева с холодным сердцем. (Снежная королева)
• Кто из урода превратился в красавца? (Гадкий утёнок)
• Как звали невесту, которая сбежала от слепого и жадного крота? (Дюймовочка)
• Назовите имя сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи. (Щелкунчик)
• Весельчак, живущий на крыше. (Карлсон)
• Папа, который снимал со своего сына стружку. (Папа Карло)
• Герой мультфильма, имевший только один недостаток — слишком большие уши. (Чебурашка)
• Герой сказки, у которого вместо мозгов была солома. (Страшила)
• Ветеринар, посетивший Африку. (Айболит)
• Чей хвост служил шнурком для звонка? (Ослик Иа)
• Кого считают чистюлей? (Мойдодыр)
«Загадки»
Мы из сказки, ты нас знаешь…
Если вспомнишь — отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж?!
Сказку заново прочтёшь!
Подарит новое корыто и новый дом, и слуг впридачу.
Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает… (золотая рыбка)
Многим долго неизвестный, стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовётся… (Чиполлино)
Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерть ткала, шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор… (Айболит)
Он весел и незлобен, этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин и приятель Пятачок.
Для него прогулка — праздник! И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник, медвежонок… (Винни-Пух)
Он дружок зверям и детям. Он живое существо.
Но таких на белом свете больше нет ни одного,
Потому что он не птица, не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино и известна всем давно
Эта милая мордашка и зовется … (Чебурашка)
Всех он любит неизменно, кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена, это Гена … (Крокодил)
Летела стрела и попала в болото,
А на болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей
Делался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Журавль)
Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Кто работать не хотел, а играл и песни пел,
К братцу третьему потом прибежали в новый дом,
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись?
Эти герои известны любому ребенку и зовут их … (Три поросенка)
Сказочный я элемент,
У меня есть документ,
На метле своей летаю
И детишек я пугаю. (Баба Яга)
Было яичко у них золотое, а осталось лукошко пустое.
Плачет дед, плачет баба, но их утешает … (Курочка ряба)
Удивляется народ: едет печка, дым идет,
А мужик на той печи ест большие калачи!
По его хотению чай сам наливается,
Кто ж так потешается? (Емеля)
Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несет её домой.
Вкусно пахнет пирогами.
Что за девочка перед вами? (Маша)
Укатился он из дома по дороге незнакомой.
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный, говорливый, простодушный
И румяный. … (Колобок)
«Кто хозяин?»
— Сейчас я буду вам показывать предметы, а вы называть хозяина этой вещи.
Яйцо – Курочка Ряба.
Золотой ключик — Буратино.
Градусник — Айболит.
Туфелька — Золушка.
Шапочка красная — Красная шапочка.
Сапог — Кот в сапогах.
Игла — Кощей Бессмертный.
Яблоко, пирожок — девочка из сказки “Гуси-лебеди”.
Клубок ниток – Иван – царевич из сказки “Царевна-лягушка”.
Бутылочка с водой “Живая” – Иван – царевич из сказки “Иван-царевич и серый волк”.
Горшочек — Винни – Пух.
Варенье – Карлсон.
Зеркало – царица.
Телефон – слон.
Воздушный шарик – Винни-Пух.
Блюдце – Федора.
Денежка – Муха.
Орех – белка.
«Телеграммы»
— Сказочные герои прислали нашим ребятам телеграммы, правда, забыли поставить под ними подписи. Попробуйте отгадать, кто же прислал нам телеграммы.
«Бежала к вам в гости и разбила яичко…» (Мышка из «Курочки Рябы»)
«Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки…»
(Грязнуля из «Мойдодыра»)
«Спасите! Нас съел серый волк!» (Семеро козлят)
«Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в своей коробчонке к вам спешу!» (Царевна-лягушка)
«Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби…» (Волк)
«Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!..» (Муха)
«Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись…» (Цапли)
«Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи! Слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!» (Петух)
«Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: я свернулась калачиком и лежу на дороге. Дед слез с воза, подошёл ко мне, а я не шевельнусь, лежу себе, как мёртвая”. (Лиса)
«Живу я в лесу в избушке с детками. Часто ухожу за молоком. Как только ухожу, детки запирают за мной дверь, а сами никуда не выходят”. (Коза)
«Выросла репка сладкая, крепкая, большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед меня.
Я за дедку,
Дедка за репку —
Тянем-потянем,
вытянуть не можем». (Бабка)
«Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку – настоящего друга. Но мама была почему-то против. И всё таки друг у меня появился. Самый лучший в мире: в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька». (Малыш)
«Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я всё стал видеть злым и безобразным». (Кай)
«Это точно был тюльпан, только в самой чашечке на зелёном стульчике сидела я, совсем крошечная». (Дюймовочка)
«Появился я на птичьем дворе маленьким безобразным птенцом: с большой
головой и длинной шеей. Птицы не приняли меня в свою семью».
(Гадкий утёнок)
«От дедушки ушёл, от бабушки ушёл. Скоро буду у вас». (Колобок)
Викторина «Сказочные красавицы»
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Бабушка внучку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её. (Красная шапочка)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. (Царевна-лебедь)
Работать я умею красиво и ловко,
Я в деле любом проявляю сноровку.
Умею печь хлеба и ткать,
Шить рубашки, ковры вышивать,
Белою лебедью по озеру плыть.
Кто я? (Василиса Премудрая)
Была я жабой на болоте.
Стрелу поймала и тот час
Иван-царевич меня спас. (Царевна-лягушка)
Она была артисткой театра.
Хотя в коробе жила,
Но от злого Карабаса
Убежала навсегда. (Мальвина)
«Чей это голос?»
• Голосок тоненький, тихий, дрожащий, плачущий. (заяц)
• Голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий. (лиса)
• Голос низкий, говорит медленно, врастяжку. (медведь)
• Голос хриплый, грубый. (волк)
• Голосок писклявый, звенящий. (комар)
• Голос жужжащий, надоедливый. (муха)
• Голос громкий, квакающий. (лягушка)
• Голосок писклявый, негромкий, немного испуганный. (мышка)
«Крылатые выражения»
— Добавьте недостающее слово — название животного.
Голоден, как … волк.
Труслив, как … заяц.
Колючий, как …ёж.
Хитёр, как … лиса.
Нем, как … рыба.
Здоров, как … бык.
«Запишите как можно больше названий сказок»
Русские народные сказки: «Колобок»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Три медведя»;
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Царевна-лягушка»; «Теремок»; «Репка»;
«Курочка Ряба»; «Лиса и заяц»; «Гуси-лебеди»; «Иван-царевич и серый волк»; «По щучьему велению».
«Инсценирование сказки»
Инсценирование сказок «Колобок» и «Репка»
«Изобрази героя сказки»
— Давайте с вами поиграем в игру. Ваша задача изобразить героя, так, чтобы другие ребята могли догадаться, что это за герой и из какой сказки.
«Сложи из букв имя сказочного героя»
Русалочка, Пятачок, Незнайка, Мальвина (буквы рассыпаны)
«Герои любимых мультфильмов»
• Селезень, спасающий мир. (Чёрный плащ)
• Селезень — скряга. (Скрудж Макдак)
• Трое наследников огромного состояния. (Вилли, Билли, Дилли)
• Два друга, спешащих всем на помощь. (Чип и Дейл)
• Наполовину девушка, наполовину рыба. (Русалочка)
• Самое дружелюбное приведение. (Каспер)
• На ком катался львёнок? (Черепаха)
• Домашний кот в тапочках и при бабочке. (Леопольд)
• Блудный попугай. (Кеша)
• Мальчик, живущий по волчьим законам. (Маугли)
• Охотник, который ходит на охоту с фоторужьём. (Пёс Шарик)
• Весёлый домовёнок. (Кузя)
• Кто любит ходить в гости? (Винни — Пух)
• Маленький поросёнок с воздушным шариком. (Пятачок)
• Капитан, яхта которого победила в регате. (Врунгель)
• Никому не нужный житель водных мест, мечтающий о полёте. (Водяной)
Заключение.
Мы подрастем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем,
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.
— Наше занятие подошло к концу. Давайте все вместе споем песню о сказке.
Ведущий:
Время сказки наступает,
Время сказки настает.
Все внимательно смотрите,
Чудо вдруг произойдет.
Если сказку вы хотите,
К вам сейчас она придет! (1 слайд)
Фея: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего праздника . А я помогу вам, ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите мультфильмы? Поэтому я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны?
Для начала проведем небольшую разминку. Ну что, ребята, поиграем?
Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!
Вам надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, ребята, представили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.(2 слайд)
Какие слова надо произнести, чтобы:
- Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
- Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)
- Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)
- Исполнить желание с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
А сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию. Задание называется «Фоторобот». Посмотрите, какие герои попали в нашу картотеку, и попробуйте узнать их по особым приметам.(3 слайд)
- Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни Пух)
- Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино)
- Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина)
- Кот. Место жительства – деревня Простоквашино. (Матроскин)
Молодцы, ребята! Настоящие детективы!
Теперь я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил.(4 слайд )
-
Ваша мама пришла,
Молочка принесла.
(Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят».) -
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок,
Неси бабушке,
Неси дедушке.
(Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь».) -
Столяр Джузеппе – Синий нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал ножку мастерить
Для кресла или стула.
Полено стало говорить
И в нос его щипнуло.
(«Буратино», А.Н. Толстой)
Фея: Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. А вы помните, как учился писать и считать Буратино? Давайте посмотрим этот фрагмент из сказки «Приключения Буратино».
Игра «Одень Буратино»
Фея:
Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (Колобок)Враг людей
И враг зверей
Злой разбойник… (Бармалей)Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор… (Айболит)Красна девица грустна —
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет, бедняжка.
(Снегурочка)Он знаком всем малым детям,
Обожают все его,
Но таких на целом свете
Не найдешь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется… (Чебурашка) (5 слайд)
Фея: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев. А теперь посмотрите на доску. (На доске — контуры портрета Чебурашки во весь рост.) Узнаете? Верно, это всеми любимый Чебурашка. Предлагаю по очереди нарисовать по одному элементу портрета, например: ухо, глаз и т. д. Посмотрим, сумеете ли вы дополнить портрет этого замечательного персонажа.
Ребята дополняют портрет Чебурашки под музыку «Песни Чебурашки».
Фея: когда вы отгадаете следующую загадку, мы потанцуем.
Собрались на именины гости:
Много и больших и малышей.
Вдруг явился к ним, трясясь от лютой злости,
Жуткий и коварнейший злодей.
Да, злодей умел ужасно злиться,
Он хозяйку чуть не погубил.
Прилетел тогда бесстрашный рыцарь
И злодею голову срубил!
(«Муха-Цокотуха», К. Чуковский)
Подготовленные дети исполняют танец насекомых в костюмах .
Фея: А сейчас, ребята, я предлагаю вам конкурс переводчиков. Я буду говорить о героях произведений простыми предложениями. А вы, узнав, о ком идет речь, должны сказать об этом герое, не повторив ни одного моего слова. Кроме того, «перевод» нужно найти либо в песне, либо в стихотворении. Трудное задание? Но я уверена, что и с ним вы справитесь! Тот, кто ответит правильно, получит специальный приз — Яблоко Знаний!
(Приготовлены яблоки. )
Конкурс переводчиков
- Старушка имела животное булыжного цвета с рогами. (Жил-был у бабушки серенький козлик…)
- Женщина пожилого возраста была владелицей пары жизнерадостных птичек. (Жили у бабуси два веселых гуся…)
- Компания молодых особ занималась рукоделием после захода солнца у отверстия со стеклом. (Три девицы под окном пряли поздно вечерком…)
- На плантации зеленых насаждений появилось новое чудо, пригодное для встречи Нового года. (В лесу родилась елочка, в лесу она росла…)
- В зарослях невысоких растений расположилось зеленое насекомое. (В траве сидел кузнечик…)
А теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.
- Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)
- Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен)
- Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)
- Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)
- Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)
Молодцы, ребята! С вами очень приятно общаться, вы столько всего знаете! Наш конкурс состоит из сказочных вопросов, и вы будете большие молодцы, если сумеете верно на них ответить. Попробуем? Итак.
(6 слайд)
- Сказочная хитрюга. Кто это? (Лиса.)
- За кого держалась Жучка? (За внучку.)
- Чем ловили золотую рыбку? (Неводом.)
- Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)
- Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-Пух.)
- Кто такой Елисей? (Королевич.)
- Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
- Сказочная замарашка. (Золушка.)
Конкурс «Продолжи сказку» (7 слайд)
-
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка… -
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я мышка – норушка! А ты кто?
– А я …
«Угадай, из какой сказки предмет» (8 слайд)
- Мед
- Ключ
- Красная шапочка
- Горошина
- Яйцо
- Цветик-семицветик
Конкурс «Найди пару» ( 9 слайд)
Соединить слово из левого столбика со словом из правого
Петух | Бабка | |
Дед | Заяц | |
Тесто | Пирожки | |
Маша | Коса | |
Теремок | Колобок |
Конкурс « Сказки о волке» ( 10 слайд) Дети называют сказки, героем которых является волк.
Фея: Спасибо ! Предлагаю последнюю викторину, но не простую, а музыкальную. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.
Музыкальная викторина
Включается запись.
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу, все лежу
И на солнышко гляжу! («Как львенок и черепаха пели песню»)С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается в улыбки. («Крошка Енот»)В траве сидел кузнечик,
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик
Зелененький он был. («Незнайка»)Я водяной. Я водяной.
Поговорил бы кто со мной!
А то мои подружки
Пиявки да лягушки!
Эх, жизнь моя жестянка…
Да ну ее в болото!
Живу я, как поганка,
А мне летать охота! («Летучий корабль»)Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги! («Бременские музыканты»)Расскажи, Снегурочка, где была?
Расскажи-ка, милая, как дела? («Ну, погоди!»)
Фея: Вот это да! Оказывается, вы, ребята, любите не только читать сказки, но и смотреть мультики? Интересно видеть героев сказки не только на экране, но и на нашем празднике.
Что за прелесть эти сказки! Сегодняшний праздник — это чудо, которое вы сотворили своими руками. Прошу всех артистов встать. Ребята, давайте еще раз поблагодарим аплодисментами всех героев нашего праздника!
А какой праздник без сюрпризов? Где моя волшебная палочка?
Фея взмахивает палочкой, и… несет огромную коробку с подарками для всех участников праздника.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.
Литературная викторина «По дорогам сказок»
Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, — сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.
Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.
Разбиваемся на три команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности.
(Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд)
Разминка
Вопросы:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
41.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)
Вспомни всех…
= Назовите героев сказок Маршака “Теремок” (мышь, лягушонок, ежик, лиса, волк, медведь, петух).
=Кто пришёл в гости к кошке в сказке Маршака “Кошкин дом”? (Свинья, петух с курицей, козёл с козой)
=Кто пел песню мышонку в сказке “О глупом мышонке”? (Мышь, утка, жаба, лошадь, свинья, курица, щука, кошка
Заклинания
-
Вызвать Сивку-бурку.
«Сивка-бурка,
Вещий каурка,
Встань передо мной.
Как лист перед травой»
-
Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами.
«Симсим, открой дверь!»
-
Сварить кашу в волшебном горшочке.
«Раз, два, три, горшочек, вари» (Бр. Гримм)
-
Остановить горшочек 1,2,3- больше не вари!
-
Исполнить повеление волшебной щуки.
«По щучьему велению, по моему хотению»
-
Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”)
Кто это?
1. Мойдодыр (Умывальник)
2. Господин Нильсон (Обезьянка )
3. Рики- Тики – Тави (Мангуст)
4 . Каа (Удав)
5. Матроскин (кот)
6. Страшила (Соломенное чучело)
7. Людвиг Четырнадцатый (Цыплёнок)
8. Куинбус Флестрин –по лилипутски= Человек – Гора (Гулливер)
9. Ослиная шкура (Принцесса)
10. Гена (Крокодил)
11. Дядя Фёдор (Мальчик)
12. Заплаткин(Гусёнок)
Конкурс «Бюро находок».
Я прошу вас назвать сказочных героев, потерявших свои вещи. Подскажите, кто они.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
Горшочек-девочка
Перо жар-птицы – “Конек-горбунок”
Аленький цветочек – Настенька
Бумажный кораблик – «Стойкий оловянный солдатик»
Скорлупку грецкого ореха – «Дюймовочка»
Горошину –«Принцесса»
Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).
Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек” (в принца).
2. Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена “Дикие лебеди” (в лебедей).
Чудо стало былью
1. Конёк-горбунок – ракета.
Золотой петушок – радиолокатор.
Чудо-зеркало – телевизор.
Перо Жар-птицы – прожектор.
Клубок ниток – компас.
Сани, которые едут сами – аэросани.
Настала пора отдохнуть.
Игра «Писатель – или не писатель». Я буду называть фамилии известных людей, вы если услышите среди них фамилии писателя или поэта хлопаете в ладоши. Внимание- главное условие игры!
(Маршак, Бианки, Газманов, Репин, Чуковский, Чехов, Пушкин, Моцарт, Глинка, Носов, Мичурин, Басков, Барто, Пугачёва, Есенин, Чайковский, Андерсен, Крылов.)
Проведём конкурс художников.
У А.С.Пушкина в стихотворении есть такая строка: «Там на неведомых дорожках следы неведомых зверей…». Никто, никогда не видел ни этих зверей, ни этих следов. Попробуйте их нарисовать
Кто быстрее узнает сказку?
-Я мышка-норушка, а ты кто? ( «Теремок»)
-Тянут-потянут, а вытянуть не могут. ( «Репка»)
-Речка-матушка, спрячь меня! ( «Гуси- Лебеди»)
-Несет меня лиса за темные леса! Котик-братик, помоги! («Кот, Петух и Лиса»)
-По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, сами домой! («По щучьему веленью»)
-Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
-Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка расстаяла –она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня. (« Лиса и заяц»)
В конвертах
Собрать название сказки (строчки разрезать на слова)
1. Сказка о попе и его работнике Балде.
2. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
3. Сказка об Иване Царевиче и сером волке.
4. Сказка о том, как Иванушка – дурачок за чудом ходил.
Найди рифму.
1.Как у нашего Мирона
На носу сидит…. (Ворона. К.Чуковский «Чудо – дерево»)
2.Проснулась старушка и стала искать
Домашние туфли, свечу и … (Кровать. С.Маршак «Старушка»)
3.–Стыдно старому реветь –
Ты не заяц, а … (Медведь. К.Чуковский «Краденое солнце»_
4.Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала… (Кочерга. К.Чуковский «Федорино горе»)
5.Сестрёнка ему надевала чулок,
А Слава скучал и смотрел в… (Потолок. Я. Аким «Неумейка»
6.Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий – синий,
Презелёный красный… (Шар. С.Михалков «А что у вас?»)
7.Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это…. (Брюки. С. Маршак «Вот какой рассеянный»)
8.Кит царапался, кусался,
Если ж был неравен спор –
От врагов своих спасался,
Залезая на … (Забор. Б.Заходер «Кит и кот»)
Всё о девочках, девицах и женщинах…
.= Как звали девушку, которая полюбила Чудище?
(Настенька из сказки «Аленький цветочек»)
=Девочка, которую звали так же как и ее головной убор.
(Красная Шапочка из одноименной сказки)
=Женщина с костяной ногой.
(Баба Яга из русских народных сказок)
=Девушка, которая по воле случая стала жить у Морозки?
(Настенька из сказки «Морозко»)
=Девочка, которая искала своего друга далеко на Севере?
(Герда из сказки «Снежная королева»)
= Как звали героиню, чья кожа сгорела в огне?
=Девушка, которая уснула, когда откусила наливное яблочко?
(Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
=Как зовут девицу, у которой во лбу звезда горит?
(Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане….»)
= Как звали девушку, которая полюбила Чудище?
(Настенька из сказки «Аленький цветочек»)
=Как звали девочку, которая пожелала, чтобы мальчик с больной ногой был здоров?
(Женя из сказки «Цветик-семицветик»)
=Какой девушке пришлось сплести 11 рубашек из крапивы?
(Элиза из сказки «Дикие лебеди»)
=От кого убежала вся посуда?
=Как звали девочку, лучший друг которой был песик Тотошка?
(Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»)
= Девочка, которая стала куклой
(Суок из сказки «Три толстяка»)
=Девочка, которая учила деревянного мальчишку хорошим манерам?
(Мальвина)
Друзья.
Кто был друзьями литературных персонажей:
1. Врунгеля (Лом, Фукс)
2. Чиполлино (Вишенка, Редиска)
3. Нильса (Мартин)
4. Герды (Кай)
5. Маркиза де Карабаса (Кот в сапогах)
7. Юры Баранкина (Костя Малинин)
8. Пиноккио (Фитиль)
9. Маугли (Багира, Балу, Каа)
10. Маленькой Бабы – Яги (Ворон Абрахас)
11.Малыша (Карлсон)
12.Соломинки (Уголёк, боб)
Заканчивается как в сказке- добро побеждает зло. Добрым, внимательным, читающим- любовь, уважение и богатство.
Сказочная викторина «По дорогам сказок».
Цель:
—вхождение в мир художественного творчества;
-создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка;
— выявление творческого и нравственного потенциала;
-корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений к деятельности.
Участники: дети до 6 лет
Педагогические задачи:
подведение итогов программы: «По дорогам сказок»;
диагностика, развитие воображения, творческих способностей;
выявление самых активных и награждение всех детей.
-Здравствуйте, дорогие ребята!
— Мы рады приветствовать вас на нашей викторине.
В ней участвует две команды. Они будут отвечать на разные вопросы, угадывать загадки, вспоминать разные сказки.
— А следить за происходящим будет строгое, но справедливое жюри. За правильный ответ команда будет получать по баллу. Чтобы ответить, команда должна поднять руку. За подсказки из зала жюри будет снимать баллы с команды. На обсуждение дается 30 секунд, которые отчитываются после команды «Время».
Оборудование: ЛЕПЕСКИ -7 ШТУК, КРУЖОЧЕК НА КОТОРЫЙ В КОНЦЕ ИГРЫ НАКЛЕЮТСЯ ВСЕ ЛЕПЕСТКИ.
— Итак, мы начинаем!
Все любят слушать и читать сказки, в которых происходят разные чудеса, неожиданные превращения, животные разговаривают человеческим голосом, и добро всегда побеждает зло.
Сегодня у нас есть возможность побродить по неведомым дорожкам, а поможет нам в этом волшебный цветок «Цветик-семи-цветик». На его лепестках нарисованы предметы, которые будут сопровождать нас в путешествии. Наша задача: выполнить все задания и взять с собой в дальнейший путь лепесток, у нас с вами к концу пути должно быть семь красивых лепестков, которые мы с вами склеим и получим волшебный цветок «Цветик-семи-цветик».
Итак, в путь!
Лепесток: «Яблочко на блюдечке»
1. Вспомните, за чем прилетела в сад Жар-птица в сказке «Иван царевич и серый волк» (за яблоками)
2.Что служило Дюймовочке озером, по которому она плавала в ореховой скорлупе? (тарелка с водой)
3.В чем заключается волшебство этих двух предметов, яблочка и блюдечка? ( если яблочко покатится по блюдечку, то можно увидеть, что делается в далеких странах, или где находится какой-либо сказочный персонаж).
(командам дается задание изобразить сказочного героя — домашнее задание)
-Молодцы ребята, вы правильно ответили на вопросы, берем лепесток с собой и продолжим путь.
Лепесток: «Ковер-самолет»
Вот он волшебный ковер-самолет, который поможет нам добраться домой. А ковер-то испорчен! На нем есть только начало фразы, но нет конца. Надо ковер починить.
Продолжите фразы:
В некотором царстве…(в некотором государстве)
По щучьему велению…(по моему хотению)
Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается)
Несет меня лиса…(за дальние леса, за высокие горы)
И я там был мед-пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)
Вот теперь ковер-самолет, исправлен, можно на него садиться и лететь дальше.
Но в чем же дело? Почему ковер-самолет не хочет лететь?
Да мы с вами забыли взять с собой лепесток.
Лепесток: «Сапоги-скороходы»
Сказочная страна огромна. Пешком ее трудно обойти. Здесь нам пригодятся сапоги-скороходы. Сапоги эти необычные, чтобы в них сделать шаг, нужно правильно ответить на вопрос.
Вопросы:
1.Кто спал в скорлупе от грецкого ореха? (Дюймовочка)
2.Где находится смерть Кощея Бессмертного? (На конце иголки)
3.Кто подарил Буратино Золотой ключик? (Черепаха Тортила)
4.Как звали поросенка, который любил трудиться? (Наф-наф)
5.От кого сбежали брюки? (От грязнули из «Мойдодыра»)
Какие у нас умные детки, правильно ответили на все вопросы. Ребята, берите с собой очередной лепесток, и в путь!
Лепесток: «Скатерть самобранка»
Далеко мы ушли. Пора бы немного подкрепиться. Ну, как же тут обойтись без» скатерти-самобранки»? Правда на ней пока еще ничего нет, но кушанье сразу появиться, если вы вспомните:
Что несла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожки и горшочек масла)
Что любит Винни-Пух? (Мед)
Чем угощали сестрицу Аленушку и братца Иванушку в сказке «гуси лебеди»? (Яблоками, пирожком, молоком и кисельком)
Чем угощал журавль лису в сказке «Как аукнется, так и откликнется» (Окрошкой)
Что сварил солдат из топора? (кашу)
Что приказал царь испечь невестам своих сыновей в сказке «Царевна-лягушка» (хлеб)
Ну вот и еще один лепесток мы с вами подобрали.
Лепесток: «Шапка-невидимка»
А это шапка-невидимка. Она скроет все, что под ней находится. Вот сейчас под ней спрятались сказки. Попробуем вместе их отгадать.
Загадки:
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка (Снегурочка)
В землю села она крепко.
Одному не справиться,
И поэтому за дедом
Хвост длиннющий тянется. (Репка)
Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись с зеленою кожей.
Сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
Сейчас потолкуем о сказке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик выйдет к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает
И что-то попросит. (Сказка о рыбаке и рыбке)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Добрый… (доктор Айболит)
И так, у нас с вами уже 5 лепестков. Идем дальше.
Лепесток: «Волшебный клубочек»
В дремучих сказочных лесах легко заблудиться. Сказочным героям в таких случаях помогает найти дорогу «Волшебный клубочек». Надо только бросить его перед собой и идти за ним, туда, куда он покатится. Наш клубочек проведет нас через сказочный алфавит. Вы должны ответить на вопросы, ответ на которые начинается с определенной буквы алфавита. За каждый правильный ответ на буквы Й,Ё,Ь,Ъ,Ы оцениваются в 3 бала.
А — сказочное существо, которое умело чеканить золотые монеты, ударом копыта… Антилопа
Б -Чип и Дейл известные спасатели мультяшного мира были этими животными… Бурундуками
В -имя змеи из книги «Гарри Потер и тайная комната» … Василиск
Г — он побывал в стране великанов и лилипутов… Гуливер
Д -этот персонаж занимался торговлей пиявками… Дуремар
Е -он использовал обогревательный прибор в качестве транспорта… Емеля
Ё -этот известный путешественник привязал лошадь в крыше колокольни… Мюнхаузен
Ж -жених Дюймовочки… Жук
З -в сказках его произносят, чтобы случилось чудо… Заклинание
И -былиный богатырь из города Мурома… Илья
Й-прибаутка перед сказкой… Присказка
К-ему удалось перехитрить двух людей и трех животных… Колобок
Л-фруктовый принц съедобной страны… Лимон
М-такой титул присвоил кот своему хозяину… Маркиз
Н-известный житель солнечного города… Незнайка
О-кусок камня, который не только добывал огонь, чтобы обогреть своего хозяина, но и помог ему жениться… Огниво
П-влюбленный поклонник Мальвины… Пьеро
Р-мангуст спасатель… Рики-тики-Тави
С-растаявшая внучка… Снегурочка
Т-маленький песик, который путешествовал со своей хозяйкой в унесенном урагоном домике… Тотошка
У— медвеженок, нашедший себе двухголовог друга. от которого пахло молоком… Умка
Ф— о горе этой женщины поведал детям К.И.Чуковский… Федорино горе
Х-Джин из бутылки, совершивший много чудес для своего спасителя… Хоттабыч
Ц— именно там попробовал свои артистические способности поросенок Фунтик… Цирк
Ч мальчик-луковичка… Чипполино
Ш-крыса. чуть не погубившая буратино… Шушера
Щ-сказочный герой. победивший трехголового мышинного короля… Щелкунчик
Ъ-Город прославившися поющими животными… Бремен
Ы-это растение помогло сказочной героине доказать. что она настоящая принцесса… Горошина
Ь-царь с сыном, король с сыном и ремесленник сидели здесь… На золотом крыльце
Э-сказочные существа, живущие в лесу… Эльфы
Ю-должность Фукса на яхте «Беда»… Юнга
Я-именно она спасла двоих детей от погони… Яблоня
Молодцы ребята, а я и не знала, что вы знаете так много сказок. Берите скорей лепесток, и в путь!
Лепесток: «Гусли-самогуды»
Сейчас заиграют гусли. а мы споем веселую песню.
«Облака».
Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то.
Припев:
Облака-белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, с высока,
А по небу прокатите нас, облака.
Я на облаке лихо прокачусь.
Не боюсь я не грома и не града.
Над землей удивленно пронесусь,
Для меня в синем небе нет преград.
Припев:
Мы помчимся в заоблачную даль,
Мимо гаснущих звезд на небосклоне.
К нам не слышно опустится звезда
И ромашкой останется в ладони.
Припев:
Подведение итогов:
Сказки — это всегда чудеса и встреча с добром и злом. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. И благодаря своим знаниям, смекалке, находчивости собрали все лепестки нашего волшебного «Цветика-семи-цветика». Давайте мы с вами вместе склеим все лепестки нашего цветка. Молодцы, посмотрите, какой у нас с вами получился красивый цветок. Теперь вам под силу любая задача. И наша сказочная викторина получилась необычайно интересной и насыщенной. не так ли, ребята?
Всем большое спасибо. До новых встреч!!!
МБОУ СОШ с.Суг-Бажы
Беседа:
«Правила поведения
в столовой».
Воспитатель: Куулар
Оюмаа Одан-ооловна.
2012 г.
Бабушка читает, а ребята отгадывают.
«Спасите! Нас съел серый волк» (Семеро козлят)
• «Прибыть на ваш праздник не могу, так как от меня сбежали брюки»
(Мойдодыр)
• «От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро у вас буду» (Колобок)
• «А дорога далека, и корзина нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок» (Машенька
• «Пришлите, пожалуйста, капли, мы лягушками нынче объелись и
у нас животы разболелись» (Айболит)
• «Все осталось без изменений, вот только бабушку съел волк» (Красная
шапочка)
• «Лиса выгнала из дома. Пустите переночевать» (зайчик)
• Красна – девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы
льет бедняжка!» (Снегурочка)
• «Дорогие гости! Помогите! Паука – злодея зарубите» (Муха—цокотуха)
• «Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в коробчонке к вам спешу»
(царевна—лягушка)
«Очень расстроена, нечаянно разбила яичко» (Курочка ряба)
Внучка: Бабушка, а ты какую—нибудь новую сказку знаешь?
Бабушка: Нет, не знаю, но давай ребят попросим, они тебе сочинят новую сказку.
С каких слов обычно начинается сказка? Но есть и другие зачины. Каждой команде я дам
лист. На нём написаны слова, они помогут вам. Слушайте музыку и сочиняйте сказку!
Текст на листке.
Сказка про ________ .
Однажды шёл ____________ . По дороге он нашёл _______________ , взял и понёс
царю. Пришёл ______________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с
копьями. Испугался _____________ , хотел было ____________ , как вдруг
_____________ из—за ________________ выскочил и давай ____________________ .
Глянул на ______________ и __________________ . Поблагодарил царь умного
__________________ и он отправился домой. Стал жить—поживать и
___________________________ .
После написания команды зачитывают свои сказки.
— Чудесно! Интересные и весёлые сказки у вас получились!
Учитель: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы,
много знаете сказок и умеете дружно работать. Подведение итогов викторины.
Награждение команды победительницы.
Бабушка: А от меня вам на прощание сладкие пирожки.
(Детям раздаются сладкие призы)
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов МБОУ «Павловская СОШ»
Бузова Елена Фёдоровна
Литературная викторина «По дорогам сказок»
Ведущий:
Время сказки наступает,
Время сказки настает.
Все внимательно смотрите,
Чудо вдруг произойдет.
Если сказку вы хотите,
К вам сейчас она придет! (1 слайд)
Фея: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего праздника . А я помогу вам, ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите мультфильмы? Поэтому я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны?
Для начала проведем небольшую разминку. Ну что, ребята, поиграем?
Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!
Вам надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, ребята, представили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.(2 слайд)
Какие слова надо произнести, чтобы:
-
Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
-
Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)
-
Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)
-
Исполнить желание с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
А сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию. Задание называется «Фоторобот». Посмотрите, какие герои попали в нашу картотеку, и попробуйте узнать их по особым приметам.(3 слайд)
-
Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни Пух)
-
Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино)
-
Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина)
-
Кот. Место жительства – деревня Простоквашино. (Матроскин)
Молодцы, ребята! Настоящие детективы!
Теперь я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил.(4 слайд )
-
Ваша мама пришла,
Молочка принесла.
(Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят».) -
Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (Колобок) -
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок,
Неси бабушке,
Неси дедушке.
(Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь».) -
Враг людей
И враг зверей
Злой разбойник… (Бармалей) -
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор… (Айболит) -
Столяр Джузеппе – Синий нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал ножку мастерить
Для кресла или стула.
Полено стало говорить
И в нос его щипнуло.
(«Буратино», А.Н. Толстой)
Фея: Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. А вы помните, как учился писать и считать Буратино? Давайте посмотрим этот фрагмент из сказки «Приключения Буратино».
Фея:
Красна девица грустна —
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет, бедняжка.
(Снегурочка)
Он знаком всем малым детям,
Обожают все его,
Но таких на целом свете
Не найдешь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется… (Чебурашка) (5 слайд)
Фея: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев. А теперь предлагаю по очереди нарисовать любимого героя-чебурашку. Надо выйти к доске и нарисовать по одному элементу портрета, например: ухо, глаз и т. д. Посмотрим, сумеете ли вы дополнить портрет этого замечательного персонажа.
Ребята дополняют портрет Чебурашки под музыку «Песни Чебурашки».
Фея: когда вы отгадаете следующую загадку, мы потанцуем.
Собрались на именины гости:
Много и больших и малышей.
Вдруг явился к ним, трясясь от лютой злости,
Жуткий и коварнейший злодей.
Да, злодей умел ужасно злиться,
Он хозяйку чуть не погубил.
Прилетел тогда бесстрашный рыцарь
И злодею голову срубил!
(«Муха-Цокотуха», К. Чуковский)
Подготовленные дети исполняют танец насекомых в костюмах .
Фея: А сейчас, ребята, я предлагаю вам конкурс переводчиков. Я буду говорить о героях произведений простыми предложениями. А вы, узнав, о ком идет речь, должны сказать об этом герое, не повторив ни одного моего слова. Кроме того, «перевод» нужно найти либо в песне, либо в стихотворении. Трудное задание? Но я уверена, что и с ним вы справитесь!
Конкурс переводчиков
-
Старушка имела животное булыжного цвета с рогами. (Жил-был у бабушки серенький козлик…)
-
Женщина пожилого возраста была владелицей пары жизнерадостных птичек. (Жили у бабуси два веселых гуся…)
-
Компания молодых особ занималась рукоделием после захода солнца у отверстия со стеклом. (Три девицы под окном пряли поздно вечерком…)
-
На плантации зеленых насаждений появилось новое чудо, пригодное для встречи Нового года. (В лесу родилась елочка, в лесу она росла…)
-
В зарослях невысоких растений расположилось зеленое насекомое. (В траве сидел кузнечик…)
А теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.
-
Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)
-
Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен)
-
Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)
-
Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)
-
Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)
Молодцы, ребята! С вами очень приятно общаться, вы столько всего знаете! Наш конкурс состоит из сказочных вопросов, и вы будете большие молодцы, если сумеете верно на них ответить. Попробуем? Итак.
(6 слайд)
-
Сказочная хитрюга. Кто это? (Лиса.)
-
За кого держалась Жучка? (За внучку.)
-
Чем ловили золотую рыбку? (Неводом.)
-
Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)
-
Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-Пух.)
-
Кто такой Елисей? (Королевич.)
-
Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
-
Сказочная замарашка. (Золушка.)
Конкурс «Продолжи сказку» (7 слайд)
-
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка… -
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я мышка – норушка! А ты кто?
– А я …
«Угадай, из какой сказки предмет» (8 слайд)
-
Мед
-
Ключ
-
Красная шапочка
-
Яйцо
-
Горошина
-
Цветик-семицветик
Конкурс «Найди пару» ( 9 слайд)
Соединить слово из левого столбика со словом из правого
Петух |
Бабка |
|
Дед |
Заяц |
|
Тесто |
Пирожки |
|
Маша |
Коса |
|
Теремок |
Колобок |
Конкурс « Сказки о волке» ( 10 слайд) Дети называют сказки, героем которых является волк.
Фея: Спасибо ! Предлагаю последнюю викторину, но не простую, а музыкальную. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.
Музыкальная викторина
Включается запись.
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу, все лежу
И на солнышко гляжу! («Как львенок и черепаха пели песню»)
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается в улыбки. («Крошка Енот»)
В траве сидел кузнечик,
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик
Зелененький он был. («Незнайка»)
Я водяной. Я водяной.
Поговорил бы кто со мной!
А то мои подружки
Пиявки да лягушки!
Эх, жизнь моя жестянка…
Да ну ее в болото!
Живу я, как поганка,
А мне летать охота! («Летучий корабль»)
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги! («Бременские музыканты»)
Расскажи, Снегурочка, где была?
Расскажи-ка, милая, как дела? («Ну, погоди!»)
Фея: И так, мы продолжаем путешествие по сказкам. Сейчас посмотрим, а как знаете ли вы эти сказки. Внимание, на экран! (Показ слайдов)
Фея: Вот это да! Оказывается, вы, ребята, любите не только читать сказки, но и смотреть мультики? Интересно видеть героев сказки не только на экране, но и на нашем празднике.
Что за прелесть эти сказки! Сегодняшний праздник — это чудо, которое вы сотворили своими руками. Прошу всех артистов встать. Ребята, давайте еще раз поблагодарим аплодисментами всех героев нашего праздника!
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.