Викторина. Вопросы по сказкам А.С.Пушкина
ВОПРОСЫ:
1. Алeксaндр Сeргeeвич Пушкин рoдился…
1. в Москве (+)
2. в Михайловском
3. в Петербурге
4. в Болдино
2. Скoлькo бoгaтырей былo в «Скaзкe o мeртвoй цaрeвнe»?
1. 3
2. 7 (+)
3. 12
4. 33
3. Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в «Скaзке o цaрe Сaлтaнe»?
1. в глаз
2. в лоб
3. в нос (+)
4. в ухо
4. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?
1. на острове сокровищ
2. на острове Буяне (+)
3. на острове невезения
4. на острове погибших кораблей
5. Истoчником для «Пeсни o вeщeм Oлеге» послужили…
1. былины
2. исторические песни
3. русские народные сказки
4. древнерусские летописи (+)
6. Людмилa, герoиня пoэмы «Руслaн и Людмилa», былa дoчeрью…
1. Владимира Мономаха
2. Ярослава Мудрого
3. Всеволода Большое Гнездо
4. Владимира Красное Солнышко (+)
7. Цaрь Дaдoн — пeрсoнaж кaкoй скaзки?
1. «Сказки о царе Салтане»
2. «Сказки о золотом петушке» (+)
3. «Сказки о попе и работнике его Балде»
4. «Сказки о рыбаке и рыбке»
ВОПРОС:
Герой какой сказки имел обыкновение принимать необычный вид, догонять в море корабли, залезать в ящик?
ОТВЕТ: «Сказка о царе Салтане» (Гвидон)
ВОПРОС:
В какой сказке работник принес своему хозяину оброк, обманув чертей?
ОТВЕТ: Балда. «Сказка о попе и его работнике Балде»
ВОПРОС:
Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
ОТВЕТ: Балда
ВОПРОС:
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
ОТВЕТ: «Сказка о рыбаке и рыбке»
ВОПРОС:
Какие чудеса были за морем в «Сказке о царе Салтане…»?
ОТВЕТ: Белка грызла орешки золотые, 33 богатыря, Царевна-лебедь
ВОПРОС:
Кто это говорит:
« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
ОТВЕТ: Царевна-Лебедь
Вопрос:
Всем известна сказка Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», но, если копнуть поглубже, оказывается, в Германии намного раньше существовала такая сказка. А какая рыба была прототипом нашей золотой рыбки?
ОТВЕТ: Камбала
ВОПРОС:
Что вымолвила Золотая Рыбка старику после первой их встречи?
ОТВЕТ: «Не печалься, ступай себе с богом. Будет тебе новое корыто».
ВОПРОС:
В какое время года уехал царь в сказке «О мертвой царевне»?
ОТВЕТ: Зимой.
ВОПРОС:
В этой пушкинской сказке злодей зверски убил главную героиню, а троих ее малых детушек «в мешок поклал».
ОТВЕТ: «Сказка о медведихе»
ВОПРОСЫ:
Нужно выбрать единственно правильный ответ из четырех предложенных вариантов.
1. Бочка с женой и сыном царя Салтана поплыла:
А. на север.
Б. на юг.
В. на запад. (+)
Г. на восток.
2. Поп велел Балде взять с чертей оброк за:
А. два года.
Б. три года. (+)
В. полгода.
Г. год.
3. Душегрейка старухи, ставшей столбовою дворянкой, была сшита из:
А. горностая.
Б. белки.
В. соболя. (+)
Г. чернобурки.
4. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» пса звали:
А. Соколко. (+)
Б. Голубок.
В. Воронок.
Г. Палкаша.
5. Шамаханская царица уложила Дадона отдыхать на:
А. пуховую кровать.
Б. парчовую кровать. (+)
В. тесовую кровать.
Г. шелковую кровать.
6. Князь Гвидон сделал себе лук из:
А. дуба. (+)
Б. осины.
В. тополя.
Г. ясеня.
7. Царица разбила волшебное зеркальце об:
А. стол.
Б. пол. (+)
В. стул.
Г. лоб.
8. Бесенок, разговаривая с Балдой,:
А. заворчал, как медвежонок.
Б. замяукал, как котенок. (+)
В. завизжал, как поросенок.
Г. поскакал, как жеребенок.
9. Во второй раз князь Гвидон превратился в:
А. муху. (+)
Б. комара.
В. слепня.
Г. шмеля.
10. Царица грозила Чернавке:
А. палкой.
Б. дубинкой.
В. плеткой.
Г. рогаткой (+)
ВОПРОСЫ:
1. В сказке «О рыбаке и рыбке» старик пожалел рыбку и отпустил ее обратно в море: «…Бог с тобой, золотая рыбка, Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе…»
Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту?
Ответ: исполняла пожелания старухи
2. В какой сказке Пушкина трудолюбивый работник совершал чудеса — своим умом, смекалкой, находчивостью заставил чертей оброк платить?
Ответ: Балда из сказки «О попе и работнике его Балде»
3. Почему царевич Елисей из сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» нарушил вечный сон мертвой царевны?
Ответ: он ее любил и хотел попрощаться с ней: «…На гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила…»
4. «…Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море; Это горе — все не горе. Отплачу тебе потом! Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил, Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил…»
В какой сказке Пушкина царевич спас девицу-лебедь?
Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
ВОПРОСЫ:
1 . Что делали три девицы под окном в «Сказке о царе Салтане…»? (Пряли.)
2. Кем хотела стать для царя первая девица? (Поварихой.)
3. Кем хотела стать для царя вторая девица? (Ткачихой.)
4. Что хотела сделать для царя третья девица? (Родить богатыря.)
5. Где сестрицы занимались рукоделием? (В светлице.)
6. Где стоял царь, слушая разговор девиц? (Позадь забора.)
7. В какое время дня обвенчался царь? (В тот же вечер.)
8. Какого роста родился сын у царя? (В один аршин.)
9. Кто царю привез плохое известие? (Гонец.)
10. Куда засобирался царь? (На войну.)
11. Что за остров был на пути в царство Салтана? (Буян.)
12. Что за первое чудо было? (Новый город со дворцом.)
13. Назовите второе чудо. (Белка песенки поет.)
14. Кто выходил из моря? (33 богатыря.)
15. Кто шел впереди богатырей? (Дядька Черномор.)
16. Как звали сына Салтана? (Князь Гвидон.)
17. В кого превратился Гвидон? (В комара.)
18. Какими словами заканчивается сказка? («Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».)
ВОПРОС:
Кто подсказал царевичу Елисею, где искать его невесту?
Ответ: Ветер
ВОПРОСЫ:
1. Назовите место жительство старика и старухи в сказке «Золотая рыбка». (Землянка.)
2. Сколько времени они прожили в землянке? (30 лет и 3 года.)
3. Чем ловил старик рыбу? (Неводом.)
4. Назовите занятия старухи? (Пряла пряжу.)
5. Что поймал старик в первый раз? (Тину.)
6. Что поймал старик во второй раз? (Траву морскую.)
7. Что посулила рыбка деду? (Откуп.)
8. Как называла в гневе старуха старика? (Дурачина, простофиля.)
9. Назовите первое желание старухи. (Корыто.)
10. Как старик называл золотую рыбку? (Государыней рыбкой.)
ВОПРОС:
Это звание получила старуха от золотой рыбки после приобретения избы.
ОТВЕТ: Дворянка
ВОПРОС:
В каком произведении А.С. Пушкина есть говорящая голова?
Ответ: Руслан и Людмила
ВОПРОС:
В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но в последствии теряет всё из — за безмерной тяги к стяжательству?
Ответ: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
ВОПРОС:
В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способ ности, каждому по труду» и присвоило заработную плату трудящегося, а последний учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения?
Ответ: «Сказка о попе и его работнике балде»
ВОПРОС:
В какой сказке рассказывается о коварстве красивой женщины, которая дала отраву не менее красивой сопернице с целью её устранения, о тяжких последствиях этого поступка и о недопустимо больших затратах на погребение?
Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
ВОПРОС:
Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства и сам написал несколько сказок в стихах?
ОТВЕТ: А.С. Пушкин
ВОПРОС:
О ком это сказано? В какой сказке? Кто автор?
«… Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела:
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого»…
ОТВЕТ: (О царевне. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкин)
ВОПРОС:
Кто это такой? В какой сказке вы о нем читали?
«… В сарачинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый…»
ОТВЕТ: (Звездочет. «Сказка о золотом петушке А.С.Пушкина.)
ВОПРОС:
К кому царевич Елисей НЕ ОБРАЩАЛСЯ за советом в поисках царевны?
* К солнцу
* К месяцу
* К туче
* К ветру
ВОПРОС:
Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?
Ответ: 6 разВОПРОСЫ:
1. Алeксaндр Сeргeeвич Пушкин рoдился…
1. в Москве (+)
2. в Михайловском
3. в Петербурге
4. в Болдино
2. Скoлькo бoгaтырей былo в «Скaзкe o мeртвoй цaрeвнe»?
1. 3
2. 7 (+)
3. 12
4. 33
3. Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в «Скaзке o цaрe Сaлтaнe»?
1. в глаз
2. в лоб
3. в нос (+)
4. в ухо
4. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?
1. на острове сокровищ
2. на острове Буяне (+)
3. на острове невезения
4. на острове погибших кораблей
5. Истoчником для «Пeсни o вeщeм Oлеге» послужили…
1. былины
2. исторические песни
3. русские народные сказки
4. древнерусские летописи (+)
6. Людмилa, герoиня пoэмы «Руслaн и Людмилa», былa дoчeрью…
1. Владимира Мономаха
2. Ярослава Мудрого
3. Всеволода Большое Гнездо
4. Владимира Красное Солнышко (+)
7. Цaрь Дaдoн — пeрсoнaж кaкoй скaзки?
1. «Сказки о царе Салтане»
2. «Сказки о золотом петушке» (+)
3. «Сказки о попе и работнике его Балде»
4. «Сказки о рыбаке и рыбке»
ВОПРОС:
Герой какой сказки имел обыкновение принимать необычный вид, догонять в море корабли, залезать в ящик?
ОТВЕТ: «Сказка о царе Салтане» (Гвидон)
ВОПРОС:
В какой сказке работник принес своему хозяину оброк, обманув чертей?
ОТВЕТ: Балда. «Сказка о попе и его работнике Балде»
ВОПРОС:
Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
ОТВЕТ: Балда
ВОПРОС:
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
ОТВЕТ: «Сказка о рыбаке и рыбке»
ВОПРОС:
Какие чудеса были за морем в «Сказке о царе Салтане…»?
ОТВЕТ: Белка грызла орешки золотые, 33 богатыря, Царевна-лебедь
ВОПРОС:
Кто это говорит:
« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
ОТВЕТ: Царевна-Лебедь
Вопрос:
Всем известна сказка Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», но, если копнуть поглубже, оказывается, в Германии намного раньше существовала такая сказка. А какая рыба была прототипом нашей золотой рыбки?
ОТВЕТ: Камбала
ВОПРОС:
Что вымолвила Золотая Рыбка старику после первой их встречи?
ОТВЕТ: «Не печалься, ступай себе с богом. Будет тебе новое корыто».
ВОПРОС:
В какое время года уехал царь в сказке «О мертвой царевне»?
ОТВЕТ: Зимой.
ВОПРОС:
В этой пушкинской сказке злодей зверски убил главную героиню, а троих ее малых детушек «в мешок поклал».
ОТВЕТ: «Сказка о медведихе»
ВОПРОСЫ:
Нужно выбрать единственно правильный ответ из четырех предложенных вариантов.
1. Бочка с женой и сыном царя Салтана поплыла:
А. на север.
Б. на юг.
В. на запад. (+)
Г. на восток.
2. Поп велел Балде взять с чертей оброк за:
А. два года.
Б. три года. (+)
В. полгода.
Г. год.
3. Душегрейка старухи, ставшей столбовою дворянкой, была сшита из:
А. горностая.
Б. белки.
В. соболя. (+)
Г. чернобурки.
4. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» пса звали:
А. Соколко. (+)
Б. Голубок.
В. Воронок.
Г. Палкаша.
5. Шамаханская царица уложила Дадона отдыхать на:
А. пуховую кровать.
Б. парчовую кровать. (+)
В. тесовую кровать.
Г. шелковую кровать.
6. Князь Гвидон сделал себе лук из:
А. дуба. (+)
Б. осины.
В. тополя.
Г. ясеня.
7. Царица разбила волшебное зеркальце об:
А. стол.
Б. пол. (+)
В. стул.
Г. лоб.
8. Бесенок, разговаривая с Балдой,:
А. заворчал, как медвежонок.
Б. замяукал, как котенок. (+)
В. завизжал, как поросенок.
Г. поскакал, как жеребенок.
9. Во второй раз князь Гвидон превратился в:
А. муху. (+)
Б. комара.
В. слепня.
Г. шмеля.
10. Царица грозила Чернавке:
А. палкой.
Б. дубинкой.
В. плеткой.
Г. рогаткой (+)
ВОПРОСЫ:
1. В сказке «О рыбаке и рыбке» старик пожалел рыбку и отпустил ее обратно в море: «…Бог с тобой, золотая рыбка, Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе…»
Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту?
Ответ: исполняла пожелания старухи
2. В какой сказке Пушкина трудолюбивый работник совершал чудеса — своим умом, смекалкой, находчивостью заставил чертей оброк платить?
Ответ: Балда из сказки «О попе и работнике его Балде»
3. Почему царевич Елисей из сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» нарушил вечный сон мертвой царевны?
Ответ: он ее любил и хотел попрощаться с ней: «…На гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила…»
4. «…Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море; Это горе — все не горе. Отплачу тебе потом! Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил, Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил…»
В какой сказке Пушкина царевич спас девицу-лебедь?
Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
ВОПРОСЫ:
1 . Что делали три девицы под окном в «Сказке о царе Салтане…»? (Пряли.)
2. Кем хотела стать для царя первая девица? (Поварихой.)
3. Кем хотела стать для царя вторая девица? (Ткачихой.)
4. Что хотела сделать для царя третья девица? (Родить богатыря.)
5. Где сестрицы занимались рукоделием? (В светлице.)
6. Где стоял царь, слушая разговор девиц? (Позадь забора.)
7. В какое время дня обвенчался царь? (В тот же вечер.)
8. Какого роста родился сын у царя? (В один аршин.)
9. Кто царю привез плохое известие? (Гонец.)
10. Куда засобирался царь? (На войну.)
11. Что за остров был на пути в царство Салтана? (Буян.)
12. Что за первое чудо было? (Новый город со дворцом.)
13. Назовите второе чудо. (Белка песенки поет.)
14. Кто выходил из моря? (33 богатыря.)
15. Кто шел впереди богатырей? (Дядька Черномор.)
16. Как звали сына Салтана? (Князь Гвидон.)
17. В кого превратился Гвидон? (В комара.)
18. Какими словами заканчивается сказка? («Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».)
ВОПРОС:
Кто подсказал царевичу Елисею, где искать его невесту?
Ответ: Ветер
ВОПРОСЫ:
1. Назовите место жительство старика и старухи в сказке «Золотая рыбка». (Землянка.)
2. Сколько времени они прожили в землянке? (30 лет и 3 года.)
3. Чем ловил старик рыбу? (Неводом.)
4. Назовите занятия старухи? (Пряла пряжу.)
5. Что поймал старик в первый раз? (Тину.)
6. Что поймал старик во второй раз? (Траву морскую.)
7. Что посулила рыбка деду? (Откуп.)
8. Как называла в гневе старуха старика? (Дурачина, простофиля.)
9. Назовите первое желание старухи. (Корыто.)
10. Как старик называл золотую рыбку? (Государыней рыбкой.)
ВОПРОС:
Это звание получила старуха от золотой рыбки после приобретения избы.
ОТВЕТ: Дворянка
ВОПРОС:
В каком произведении А.С. Пушкина есть говорящая голова?
Ответ: Руслан и Людмила
ВОПРОС:
В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но в последствии теряет всё из — за безмерной тяги к стяжательству?
Ответ: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
ВОПРОС:
В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способ ности, каждому по труду» и присвоило заработную плату трудящегося, а последний учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения?
Ответ: «Сказка о попе и его работнике балде»
ВОПРОС:
В какой сказке рассказывается о коварстве красивой женщины, которая дала отраву не менее красивой сопернице с целью её устранения, о тяжких последствиях этого поступка и о недопустимо больших затратах на погребение?
Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
ВОПРОС:
Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства и сам написал несколько сказок в стихах?
ОТВЕТ: А.С. Пушкин
ВОПРОС:
О ком это сказано? В какой сказке? Кто автор?
«… Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела:
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого»…
ОТВЕТ: (О царевне. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкин)
ВОПРОС:
Кто это такой? В какой сказке вы о нем читали?
«… В сарачинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый…»
ОТВЕТ: (Звездочет. «Сказка о золотом петушке А.С.Пушкина.)
ВОПРОС:
К кому царевич Елисей НЕ ОБРАЩАЛСЯ за советом в поисках царевны?
* К солнцу
* К месяцу
* К туче
* К ветру
ВОПРОС:
Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?
Ответ: 6 раз
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина
5 класс
I. Сколько сказок написал Пушкин? (Шесть.)
-
«Сказка о рыбаке и рыбке».
-
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
-
«Сказка о царе Салтане».
-
«Сказка о золотом петушке».
-
«Сказка о медведихе».
-
«Сказка о попе и работнике его Балде».
-
Узнайте сказку.
-
Пошатнулась, не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала.
(«Сказка о мертвой царевне».)
-
Вот море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь.
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
-
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице подлетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… И в то же время
С колесницы пал Дадон,
Охнул раз — и умер он.
(«Сказка о золотом петушке».)
-
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд…
(«Сказка о царе Салтане».)
-
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился.
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
-
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
(«Сказка о царе Салтане».)
-
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец се в море мочить.
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
-
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
(«Сказка о золотом петушке».)
-
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха.
(«Сказка о медведихе».)
-
Кто это? Узнайте героя.
-
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать? — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
(Князь Гвидон.)
-
…С высокой спицы
Стал стеречь его границы…
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется».
(Петушок.)
-
И (…) к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
(Царевна молодая.)
-
«.. .Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее?»
(Злая мачеха.)
-
Живет (…) в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
Досветла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит.
(Балда.)
-
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценой откупалась».
(Старик.)
-
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным…
(Старуха.)
-
Чьи слова?
-
«Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».
(Зеркальце.)
-
«Что за диво?
Все так чисто и красиво,
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал».
(Старший брат.)
-
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя».
(Елисей.)
-
«Ох, дети, дети!
Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла!»
(Царь Дадон.)
-
«Воротись, поклонися рыбке,
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
(Старуха.)
-
«Чего тебе надобно, старче?!»
(Золотая рыбка.)
-
«Что я? Царь или дитя? –
Говорит он не шутя, —
Нынче ж еду».
(Царь Салтап.)
-
«Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, враженок, задачу,
Посмотрим, какова у тебя сила».
(Балда.)
-
Из какой сказки?
-
Белочка золотой орех грызет.
(«Сказка о царе Салтане».
-
Тридцать три богатыря.
(«Сказка о царе Салтане».)
-
Золотая рыбка.
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
-
Черти.
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
-
Шатер.
(«Сказка о золотом петушке».)
-
Укажите тип речи: описание, повествование.
-
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(«Сказка о рыбаке и рыбке» — повествование.)
-
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна.
(«Сказка о царе Салтане» — повествование.)
-
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
(«Сказка о царе Салтане» — описание.)
-
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется И кричит: «Кири-ку-ку».
(«Сказка о золотом петушке» — описание.)
-
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
(«Сказка о царе Салтане» — повествование.)
-
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка
Лишился поп языка —
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
(«Сказка о попе и работнике его Балде» — повествование.)
-
Как весенней теплой порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу дремучего
Выходила Медведиха
Со милыми детушками медвежатами.
(«Сказка о медведихе» — повествование.)
-
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
(«Сказка о золотом петушке» — описание.)
-
Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескало в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря. (Повествование.)
В чешуе, как жар, горя,
Идут витязи четами. (Описание.)
(«Сказка о царе Салтане».)
Цели и задачи:
- Прививать интерес к чтению художественной
литературы, расширить литературный кругозор
детей. - Развивать логическое мышление, память,
внимание. - Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина
- Воспитывать аккуратность, опрятность,
вежливость. - Повышать самооценку детей, укреплять классный
коллектив. - Создание условий для проявления
индивидуальности каждого ребенка. выявление
творческого и нравственного потенциала.
Класс заранее желательно разделить на команды,
дать им домашнее задание подготовить
инсценировку сказки Пушкина, название сказки
держать в секрете. До урока рассадить по
командам.
1 слайд. Музыкальная заставка из телевизионной
детской передачи “В гостях у сказки”.
2 слайд
А.С.Пушкин сопровождает нас всю жизнь. С самого
раннего детства, когда мы не умели еще читать,
самые родные и близкие люди читали нам вслух про
царя Салтана и царевича Гвидона. Мы с детства
помним строчки: “У Лукоморья дуб зеленый…”
В Царском Селе после многолетней разлуки
Пушкин встретился с поэтом В.А.Жуковским.
Вечерами они бродили вдоль озера… В один из
вечеров поэты решили устроить состязание – кто
лучше напишет сказку в стихах. Жуковский стал
писать сказку о Берендее, а Пушкин взялся писать
сказку о царе Салтане.
Сказку эту он услышал от своей няни. Она была
прекрасной сказочницей, ее милые сказки –
необыкновенно простые и волшебные, превращались
под беглым, быстрым пером поэта в поющие строчки.
А.С.Пушкин в своем письме брату Льву писал:
“Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки,
после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”
Для оформления 2 слайда использовала
иллюстрацию И.Билибина к “Сказке о царе
Салтане”.
3 слайд. А вот как выглядит эта иллюстрация в
оригинале.
Многое о А.С. Пушкине вы уже знаете. Начнем же
нашу викторину.
4 слайд
5 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Как
зовут отца Пушкина? (Сергей Львович)
6 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Как
зовут мать Пушкина?(Надежда Осиповна)
7 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Как
их зовут?
8 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Арап
Петра Великого кем приходится Пушкину?
(прадедушка)
9 слайд. Сколько было детей в семье Пушкиных и
как их звали (Ольга, Александр, Лев)
10 слайд
Пушкин любил свое отечество – Россию и ее
народ. Поэт любил деревенские песни и сказки,
всегда прислушивался к живому народному говору,
записывал и запоминал меткие слова и выражения.
Во времена Пушкина в дворянском обществе было
принято говорить на французском языке, и , бывало
некоторые дворяне своей родной язык знали
намного хуже французского. Чистый , живой русский
язык можно было услышать только среди
простолюдинов. А Пушкин знал свой язык в
совершенстве. И не только знал – в своих
гениальных произведениях он воплотил всю
красоту родной речи.
— Кто привил Пушкину любовь к родному языку?
11-18 слайды. Команды по очереди читают
информацию со слайдов. А.С. Пушкин в детстве очень
любил слушать сказки, рассказанные своей няней,
Ариной Родионовной. Об этом знают все. Начиная с
1827 г. — по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес
к народному творчеству. Еще до этого, во время
пребывания в Михайловском, он охотно слушал
песни и сказки крестьян и записывал их. С 1827 года
он сам начинает писать “в народном вкусе”.
Сказки Пушкина не являются точным переложением
народных сказок, и лишь немногое из этих сказок
попало в его стихотворные сказки. Большая же
часть заимствована им из немецких сказок братьев
Гримм. Выбирая занимательный сказочный сюжет и
переделывая его свободно во вкусу русских
народных сказок, Пушкин совершенно не заботился
о подлинности рассказываемых сказок. Из
вышесказанного можно сделать вывод, что сказкам
присущ вымысел и романтизм, но интерес к сказкам
Пушкина был, есть и остается. Интересно почему? А
потому что они очень народны. В них отражены
эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты.
Отражен в сказках Пушкина также и определенный
уклад жизни простых людей.
Инсценировка сказки. Выступает 1
команда, остальные должны угадать, что это за
сказка. Оценивается выступление, ответ команды.
Сейчас вы увидите иллюстрацию к сказке, вам
нужно будет назвать ее и ответить на вопросы.
- 19 слайд. Назовите сказку. “Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях”. - К кому обращался королевич Елисей за помощью,
когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к
ветру.) - Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)
- 20 слайд. Назовите сказку (клик ) “Сказка о рыбаке
и рыбке”. - Сколько раз старик из “Сказки о рыбаке и рыбке”
закидывал невод в море? (Три раза.) - С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)
- С чем пришел невод во второй раз? (С травой
морскою.) - С чем пришел невод в третий раз? (С золотой
рыбкой.) - Сколько лет жили старик со старухой у самого
синего моря?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.) - 21 слайд. Назовите сказку (клик) “Сказка о царе
Салтане”. - О каких чудесах говорится в “Сказке о царе
Салтане”? (О чудном острове с городом, о ручной
белке, о богатырях, о царевне Лебеди.) - 22 слайд. Назовите сказку (клик) “Сказка о
золотом петушке”. Кто подарил царю Дадону
золотого петушка?
(Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.) - Почему золотой петушок заклевал до смерти царя
Дадона? (Петушок отомстил за своего
хозяина-мудреца.) - 23 слайд. Назовите сказку (клик) “Сказка о попе и
его работнике Балде”. Что случилось с попом с
первого щелча? (“Прыгнул поп до потолка”.) - Со второго? (“Лишился поп языка”.)
- С третьего щелчка? (“Вышибло ум у старика”.)
- 24 слайд. Назовите самые популярные сказки
А.С.Пушкина.
25-32 слайды. Нужно ответить на вопросы. Ребята
поочередно читают вопросы, отвечают на них, затем
проверяют ответ.
33 слайд.Нужно найти героев сказок, побеждает та
команда, которая найдет больше героев.
34 слайд. Перед вами волшебный ларец. В нем
находиться волшебный предмет, вам нужно угадать,
что его. Можно задавать вопросы, но только те, на
который можно ответить да или нет. Появляется
волшебный предмет.
35- 39слайды. Из страны сказок нам прислали
телеграмма, только на них не написано от кого они.
Это вам предстоит угадать. Если команда называет
сказку по отрывку, то – 2 балла, если понадобилась
подсказка в виде рисунка то – 1 балл.
39 слайд. Картина какого известного художника
изображена на слайде слева?
Врубель Михаил Александрович. 1900. Холст, масло.
142,5 х 93,5
Царевна-Лебедь – героиня «Сказки о царе
Салтане» А.С.Пушкина, навеянная образами
древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка
Пушкина обрела в одноименной опере
Н.А.Римского-Корсакова (1900). Врубель оформлял этот
спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла
жена художника Надежда Забела-Врубель (1868–1913).
«Все певицы, поют, как птицы, а Надя – как
человек!» – говорил о ней Врубель. Но картина –
не костюмированный портрет артистки, это
чарующий миф о высшей красоте, о тайне ее
проявления в мире. В эстетике символизма лебедь
олицетворяет вдохновение, которое может и
возвысить душу, и привести ее к познанию темных,
таинственных сторон жизни. Художник наделяет
свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь
– существо двойственной природы, она
олицетворяет две стихии – темную, холодную
водную и одновременно устремленную ввысь
воздушную, небесную. Художник пытается уловить
момент превращения девы в птицу, чудесную
метаморфозу форм, словно тающих в последних
лучах заката. Он передает ускользающее движение
уходящей царевны. Изображение кажется
бесплотным призрачным видением.
Инсценировка сказки. Выступает 2
команда, остальные должны угадать, что это за
сказка. Оценивается выступление, ответ команды.
40-41 слайды. А сейчас мы с вами погуляем по саду, в
котором когда-то гулял Пушкин. На слайде
изображен сад в Болдино, где Пушкин и написал
свои сказки. Задача команд собрать наливные
яблоки, для того чтобы получить яблоко нужно
правильно ответить на вопрос.
42-46 слайды. Назовите сказку. Если команда
называет сказку по отрывку, то – 2 балла, если
понадобилась подсказка в виде рисунка то – 1
балл.
Аукцион. Кто больше???
В каких сказках Пушкина встречаются числа?
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
Три щелка в “Сказке о попе и работнике его
Балде”. Тридцать три богатыря, три девицы в
“Сказке о царе Салтане”. Тридцать три года жили
старик со старухой у синего моря, трижды
закидывал невод старик в “Сказке о рыбаке и
рыбке” и т. д.)
Инсценировка сказки. Выступает 3
команда, остальные должны угадать, что это за
сказка. Оценивается выступление, ответ команды.
47 слайд.
Назовите имена, тех чьи портреты вы видите. Из
какого произведения эти герои.
А теперь “Музыкальная угадай-ка” на уроке
музыки вы с этим произведением уже
познакомились. Сейчас вы услышите отрывки и вам
нужно будет назвать как они называются.
48 слайд.
Сказки – это всегда чудеса и встреча с добром и
злом. Вы прекрасно справились со всеми
заданиями.Вот и закончилась наша викторина.
Самое время выявить победителя. (считаю жетоны,
которые команды получили за правильные ответы) В
заключении хочу вам всем пожелать, чтобы вы
читали сказки Пушкина, чтобы у вас на всю жизнь
сохранились незабываемые впечатления от его
чудесных произведении.
Использованная литература.
- Сборник сказок А.С.Пушкина.
- Тест заведующей библиотекой Центра
образования «Школа здоровья» № 943
Александровой Ириной Михайловной. - Давыдова Лариса Николаевна, учитель начальных
классов МОУ г.Кургана “Лицей №12”.
«Что за прелесть эти сказки» (по сказкам А. С. Пушкина )
Презентация к уроку литературы, 5 класс,
учителя Панченковой В.П.
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша:
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны юные сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
(В. Берестов)
ПРОПУСКНОЕ БЮРО
За что рыбка наказала старуху?
За жадность
Сколько лет жили старик со старухой?
30 лет и 3 года
ПРОПУСКНОЕ БЮРО
В какой сказке «царь с царицею простился в путь дорогу снарядился»?
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Как назывался остров, где жил князь Гвидон?
Буян
ПРОПУСКНОЕ БЮРО
О ком сказано?
«Все красавцы молодые,
великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».
О витязях, охранявших остров Буян
Назовите предмет,
который говорил правду .
Зеркальце
ПРОПУСКНОЕ БЮРО
Место встречи попа и Балды.
Базар
Какие орешки грызёт белка?
«А орешки непростые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд…»
Мобильный телефон
Кто сказал эти слова, из какой сказки?
«Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку».
Петушок.
«Сказка о золотом петушке»
«Что тебе надобно, старче?»
Золотая рыбка
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Нужен мне работник, повар, конюх, плотник.»
Поп
«Сказка о попе и работнике его Балде»
Мобильный телефон
Кто сказал эти слова, из какой сказки?
«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?»
Князь Гвидон
«Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди …»
«Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»
Царица-мачеха
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях »
АДРЕСНЫЙ СТОЛ
Кто и где живёт?
Кот
- Кот
У лукоморья
Старик со старухой
В ветхой землянке,
у самого синего моря
Царь Дадон
- Царь Дадон
В некотором царстве,
в некотором государстве..
Белка
- Белка
Ель растёт перед дворцом,
а под ней хрустальный дом…
Терем
Сударыня-дворянка
- Сударыня-дворянка
МАГИЧЕСКИЙ КОНКУРС
В какой сказке :
Лебедь может стать Царевной ?
- Лебедь может стать Царевной ?
«Сказка о царе Салтане…»
Князь может превратиться в комара, шмеля?
- Князь может превратиться в комара, шмеля?
«Сказка о царе Салтане…»
Мёртвая царевна может ожить?
- Мёртвая царевна может ожить?
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях »
Старуха может стать богатой, а потом опять бедной?
- Старуха может стать богатой, а потом опять бедной?
«Сказка о рыбаке и рыбке»
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС
Назовите сказки А. С. Пушкина, в которых встречаются числа 7, 3, 33, 30.
зеркальце
орехи
корыто
петушок
бочка
яблоко
ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ
невод
Из каких сказок эти предметы?
верёвка
золотая рыбка
ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНКУРС
Продолжи фразу:
«Свет мой, зеркальце, …»
«С первого щелчка прыгнул поп до …
Со второго щелчка лишился поп …
С третьего щелчка вышибло…»
потолка,
языка,
ум у старика.
«Говорят, царевна есть, что не можно …
Днём свет божий…, ночью землю … –
Месяц …»
под косой блестит,
а во лбу звезда горит.
«У Лукоморья дуб …»
КОНСТРУКТОРСКИЙ КОНКУРС
Соберите названия сказок
Сказка о рыбке богатыре и петушке Балде
Лебеди мёртвой
Сказка о рыбаке и о карета царевне Гвидоне его золотая
Сказка о семи могучем богатырях царе о Салтане славном и о князе и о прекрасной царевне
Сказка царь Дадон о золотом работнике Салтановиче
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке »
«Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях»
«Сказка о царе
Салтане, о его
славном и
могучем богатыре
князе Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной
царевне-Лебеди»
КОНСТРУКТОРСКИЙ КОНКУРС
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане, о его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне-Лебеди»
ИМЕННОЙ КОНКУРС
Дополни имя сказочного героя
Золотая …
рыбка
Мёртвая …
царевна
Балда
Работник …
Королевич …
Елисей
Царевна…
Лебедь
Поп – толоконный…
лоб
петушок
Золотой …
Салтан, Дадон
Царь …
царица
Князь …
Шамаханская…
Гвидон
ПУТАНИЦА
Помогите героям вернуться в свою сказку
«Вот мудрец перед Салтаном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка»
Царь Салтан попал в «Сказку о золотом
петушке» на место царя Дадона.
«Здравствуй рыбак-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке мы век не слыхали,
Не было чертям такой печали».
Рыбак попал в «Сказку о попе и о
работнике его Балде» на место Балды .
ПУТАНИЦА
Помогите героям вернуться в свою сказку
Жил князь Гвидон со своею
прекрасною царевной Лебедь
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Князь Гвидон ловил неводом рыбу,
Царевна Лебедь пряла свою пряжу.
Князь Гвидон и царевна Лебедь попали
в «Сказку о рыбаке и рыбке» на место
рыбака и его старухи
ПУТАНИЦА
Помогите героям вернуться в свою сказку
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Королевич Елисей велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
Мёртвую царевную и хрустальный гроб
Тайно бросить в бездну вод».
Королевич Елисей и Мёртвая царевна попали
в «Сказку о царе Салтане…»
на место самого царя и его царицы.
ПУТАНИЦА
Помогите героям вернуться в свою сказку
«Свет мой, петушок! Скажи, Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
И ей петушок в ответ:«Ты, конечно, спору нет;
Ты, старуха, всех милее, Всех румяней и белее».
И старуха хохотать, И плечами пожимать,
И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась, Гордо на петушка глядясь.»
Петушок из «Сказки о золотом петушке» и
старуха из «Сказки о рыбаке и Рыбке»
оказались в «Сказке о Мёртвой царевне
и о семи богатырях» на месте: петушок —
зеркальца, старуха — царицы-мачехи
Подведём итоги
Художники-иллюстраторы сказок А.С.Пушкина
Врубель М.А.
1900г .
И. Я. Билибин
1905 г.
Серов В. А.
1910 г.
Зворыкин Б.В.
1925 г.
А. Куркин
1961 г.
Маврина Т.А.
1978
КсенофонтовТ.И.
ХХ в.
Панин В. А. ХХ в.
«Урок-викторина по сказкам Пушкина»
Учитель русского языка и литература
Иванникова Яна Андреевна
Муниципальное образовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 13 имени героя Советского Союза А.П. Маресьева г. Орла
Сценарии конкурса знатоков
«По сказкам Пушкина» (5 класс)
Цель: развитие и сохранение интереса к литературному наследию своей Родины.
Задачи: развивать и сохранять у учащихся интерес к произведениям А.С.Пушкина, интерес к чтению книг и их литературному анализу.
Предварительная подготовка
1) Учащимся предлагается внимательно перечитать сказки А.С. Пушкина и обратить внимание на литературные детали.
2) Разделить класс на 4 команды: две команды игроков и две команды болельщиков.
3) Команды придумывают себе названия, девизы, девизы которые отражают интерес команды произведениям А.С. Пушкина.
4) Школьный библиотекарь готовит содержание заданий к конкурсу.
5) Команды болельщиков готовят флаг и герб, символизирующий Пушкиниану.
6) Классный руководитель и родительский комитет готовят призы к конкурсу, приглашают членов жюри конкурса.
Ход конкурса
Мы чтить тебя привыкли с детских лет.
И дорог нам твой образ благородный, Ты рано смолк, но в памяти народной,
Ты не умрешь, возлюбленный поэт.
— Действительно, с творчеством А.С.Пушкина мы знакомились с детства, читаем и любим его сказки. И мы сегодня проведем конкурс знатоков по сказкам Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам, может быть, узнаете что-то новое
В конкурсе принимают участие 2 команды. Каждая команда выполняет предложенные задания. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает команда, получившая наибольшее количество жетонов. А прежде, чем начать, представим команды.
(Ребята по очереди представляют свои команды: название, девиз.).
Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Надеюсь, что во время конкурса члены команды покажут свои знания, смекалку, сплочённость и узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше.
В конкурсе принимают участие 2 команды. Каждая команда выполняет предложенные задания. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В случаи затруднения команды болельщики могут помочь своей команде. За нарушение дисциплины снимается штрафное очко. Выигрывает команда, получившая наибольшее количество жетонов.
Ответы будут оценивать члены жюри. Представление жюри.
I. Конкурс первый сказочный (вопросы задаются по очереди каждой команде).
Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
Сколько раз забрасывал старик невод в синее море? (три раза)
Кем работал поп у Балды? ( Повар, конюх, плотник.)
Из скольких человек состояла семья попа? (из четверых)
Какие предупредительные знаки использовал Золотой петушок царя Додона?(поворачивался и кричал.)
Сколько сыновей было у царя Додона? (два)
Как звали царевича в «сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Елисей)
К кому обращался королевич Елисей, чтобы узнать, где находится его невеста? (солнце, месяц, ветер.)
Какую песню исполняла белка- затейница? (во саду ли …)
Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (соколка)
Сколько раз Гвидон отправлялся в царство Салтана и в кого превращался? (Три раза, превращался в комара, муху, шмеля)
В который по счету день войско во главе с царем Додоном встретило Шамаханскую царицу? (Вот осьмой уж день проходит…)
II. Конкурс второй, «Сказочный порядок».
Каждой команде даются одинаковые картинки (2экземпляра картинок). Выигрывает та команда, которая быстрее разложит их в «сказочной последовательности».
1. На столах картинки с изображением насекомых: муха, шмель, комар (муха, комар, шмель).
2. Месяц, солнце, ветер (солнце, месяц, ветер).
III. Конкурс групп поддержки, портретный.
Ребята должны определить, кому принадлежит портретное описание.
1. Правду молвит молодица
Уж и прям была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и все взяла…
(Царица из « Сказки о мертвой царевне».)
2. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею…
(старуха из сказки «Золотая рыбка».)
Конкурс капитанов.
Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот Вам один текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово -1балл
Постой, —
Отвечает ветер ………………,
Там, за речкой ……………….
Есть ……………….. гора,
В ней ……………… нора,
В той норе, во тьме …………,
Гроб качается ……………..
На цепях между столбов
Не видать ничьих следов
Вкруг того ……………… места,
В том гробу твоя невеста.
Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская ………,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила ……..
Как пред ……… птица …….,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих ………..
И она перед ………..
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в ……. свой увела.
IV. Конкурс четвертый, волшебный.
А мы с вами в это время заглянем в волшебный короб. Учащимся предлагается заглянуть в волшебный короб, какие волшебные предметы из сказок А.С.Пушкин в нем находятся.
Такими предметами могут быть «волшебное зеркальце», «волшебные орешки», наливное яблочко, звезда, зайчик, собачка, спица.. Ребята должны найти соответствующие отрывки в сказках и зачитать их в слух.
VIII. Конкурс защиты проектов.
К выполнению этого задания ребята готовится заранее. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который можно было бы поставить при въезде в страну Пушкиниану. Этот памятник должен увековечить героев сказок Пушкина. Проекты памятников могут быть выполнены из разного материала: бумаги, пластилина, картона и т.д. Проекты представленные ребятами, могут стать прекрасным иллюстративным материалом к школьным урокам литературы, а также уникальной передвижной выставкой, которую можно использовать в работе с младшими школьниками, на родительских собраниях, в воспитательных делах других классов.