Предмет: литературное чтение.
Викторина по сказкам для младших школьников 2 класса
Цель: развитие интереса к русским народным сказкам и изобразительному искусству.
Задачи:
1. Обобщить знания детей по сказкам.
2. Прививать интерес к чтению.
3. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.
4. Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.
5. Создать положительный эмоциональный настой на дальнейшую работу.
Описание: Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в мир сказок. Узнаем, хорошо ли вы знаете сказки.
1)Разминка
Вопросы:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
41.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)
Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки.
1. «Работу знала и золу, но побывала на балу,
Обиды были от сестриц,
Но ей, не им достался принц. (Золушка)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3. «Бабке с дедом повезло:
Много снегу намело.
И слепили себе дочь,
Чтобы им могла помочь.
Но весна красна настала,
Без следа их дочь пропала» (Снегурочка)
4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)
5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)
6. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)
7. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)
8. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)
9. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)
10. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)
11.Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки,
И живет один чудак.
Все он делает не так.
Неумейкой он слывет.
Кто его нам назовет? (Незнайка.)
12.Испекла бабуля деду —
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок.)
13.Чтоб друга верного спасти, ее полстраны пришлось пройти:
от разбойников бежать, в снежной буре замерзать,
через льды перебираться, с королевою сражаться (Герда)
14.Вот вам мое определение: старик во время наводнения зайчишек вызволял старательно. Вы можете назвать спасителя? (Дед Мазая)
15. Угадайте–ка, ребята: кто–то, где–то и когда – то все моря избороздил, с корабля сошел по трапу и в свою большую шляпу лилипутов посадил. (Гулливер)
Конкурс «Бюро находок».
Я прошу вас назвать сказочных героев, потерявших свои вещи. Подскажите, кто они.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
Красная шапочка – «Красная шапочка»
Перо жар-птицы – “Конек-горбунок”
Аленький цветочек – “Аленький цветочек”
Бумажный кораблик – «Стойкий оловянный солдатик»
Скорлупку грецкого ореха – «Дюймовочка»
Горошину – «Принцесса»
Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)
6. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (ДжанниРодари)
7. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
8. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
9. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
10. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)
11.Какой герой сказки «Буратино» торговал пиявками? (Дуремар)
12. Сколько братьев было у главной героини сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди?» (11 братьев)
13. Кого Балда называл своим меньшим братом в сказке «О попе и работнике его Балде»? (Зайца)
14.Какой волшебный предмет был у солдата из сказки Г.Х.Андерсена? (Огниво)
15.Как называется остров славногоГвидона? (Буян)
«Угадай басню»
Из каких басен взяты эти строки?
а) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и лисица»)
б) Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак. («Мартышка и очки»)
в) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» («Стрекоза и муравей»)
г) А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)
д) «Да только воз и ныне там» («Лебедь, рак и щука»)
е) Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в такие забияки… («Слон и Моська»)
Строки крыловских басен уже давно стали пословицами и поговорками, вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения, а вы произносите вторую часть его. Итак, начинаем.
— А Ларчик ( просто открывался ).
— Кукушка хвалит Петуха за то, ( что хвалит он Кукушку).
— А вы, друзья, как ни садитесь, ( все в музыканты не годитесь).
— Слона-то я и ( не приметил).
— Ах, Моська! Знать она сильна, ( что лает на Слона).
— А Васька слушает ( да ест).
«Угадай писателя по его портрету»
1.Драгунский
2.А.Барто
3.Бажов
4.Заходер
5.Носов
6.Крылов
7.Чуковский
8.Маршак
9.Успенский
«Из какой сказки иллюстрация?»
1. «Айболит» — К. И. Чуковский
2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царице лебеди» — А. С. Пушкин
3. «Дюймовочка» — Г. Х. Андерсен
4. «Золушка» — Шарль Перро
5. «Колобок» — русская народная сказка
6. «Дядя стёпа» — Сергей Михалков
7. «Сказка о попе и о работнике его балде» — А. С. Пушкин
8. «Маугли» — Р. Киплинг
9. «Конёк-горбунок» — Петр Павлович Ершов
10. «Багаж» — С. Маршак
11. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — А.С. Пушкин
12. «Маленький принц» — Антуан де Сент-Экзюпери
13. «Муха цокотуха» — К. И. Чуковский
14. «Морозко» — русская народная сказка
15. «Стойкий оловянный солдатик» — Г. Х. Андерсен
16. «Сказка о рыбаке и рыбке» — А. С. Пушкин
17. «Золотой ключик, или приключения Буратино» — А. Н. Толстой
18. «Царевна-лягушка» — русская народная сказка
19. «Мойдодыр» — К. И. Чуковский
Кто быстрее узнает сказку?(вместо басен для 2 класса)
-Я мышка-норушка, а ты кто? ( «Теремок»)
-Тянут-потянут, а вытянуть не могут. ( «Репка»)
-Речка-матушка, спрячь меня! ( «Гуси- Лебеди»)
-Несет меня лиса за темные леса! Котик-братик, помоги! («Кот, Петух и Лиса»)
-По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, сами домой! («По щучьему веленью»)
-Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
-Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка растаяла –она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня. (« Лиса и заяц»)
-КрексФексПекс! (“Золотой ключик или приключения Буратино”)
-Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, рус.нар. ск. “Сивка-бурка”)
Игра — викторина по сказкам.
Цели: обобщить знания учащихся по изученным сказкам; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.
- Организационный момент.
Приветствие. Ученики делятся на 4 группы.
- Работа по теме урока. (Слайд 1.)
- Вспомним имена сказочных героев. (Слайд 2-6)
Гуси-…(лебеди) Скатерть-…(самобранка)
Царевна-…(лягушка) Баба-…(яга)
Сапоги-…(скороходы) Курочка…(Ряба)
Сивка-…(Бурка) Иванушка-…(дурачок)
Ковёр-…(самолет) Жар-…(птица)
- А теперь составьте название сказок (раздать карточки с названием сказок) (Слайд 7., приложение 1.)
Гуси Снегурочка
Каша Лебеди
Петушок Топор
Девочка Зернышко
Лиса Тетерев
- Ответьте на вопросы.
— Что обещали купить родители Аленушке в сказке «Гуси-лебеди»? (Платочек.)
— Чем угощала лиса журавля? (Кашей.)
— Из чего варил кашу солдат? (Из топора.)
-Чем подавился петушок? (Бобовым зернышком.)
— Кого испугалась внучка-хохотушка в сказке «У страха глаза велики»? (Волка.)
Физкультминутка:
Вот так яблоко
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите. (Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
4. Вспомним сказку по ее отрывку. (Каждой группе по очереди читаются отрывки сказок, если ученики не отвечают на вопрос, может ответить др. группа учеников). (Слайд 8.)
- Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и Журавль».)
- -Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. («Гуси – лебеди».)
- -Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. («Петушок и бобовое зернышко».)
- — Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают. («Лиса и тетерев».)
- Не лежалось на окошке — покатился по дорожке. («Колобок».)
- По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра. («По щучьему велению».)
- Опустил он в прорубь хвост, ну а хвост ко льду прирос. («Битый небитого везет».)
- А дорога далека, а дорога не легка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь».)
5. Отгадайте название сказки по опорным словам. Впишите название сказки рядом. (Слайд 9.) (Ученикам раздаются карточки с опорными словами.)
- Солдат, старуха, топор. («Каша из топора».)
- Брат, сестра, гуси, Баба-яга. («Гуси – лебеди».)
- Петух, курочка, корова, кузнец. («Петушок и бобовое зернышко».)
- Старуха, старик, собака, дочка. («Девочка Снегурочка».)
- Бабушка, внучка, мышка, курочка. («У страха глаза велики».)
- Лиса, собаки, тетерев. («Лиса и тетерев».)
- Лиса, кувшин, тарелка, журавль. («Лиса и Журавль».)
- Подведение итогов урока.
Объявление итогов.
Приложение 1.
Гуси Снегурочка
Каша Лебеди
Петушок Топор
Девочка Зернышко
Лиса Тетерев
Название сказки |
|
Солдат, старуха, топор. |
|
Брат, сестра, гуси, Баба-яга. |
|
Петух, курочка, корова, кузнец. |
|
Старуха, старик, собака, дочка. |
|
Бабушка, внучка, мышка, курочка. |
|
Лиса, собаки, тетерев. |
|
Лиса, кувшин, тарелка, журавль. |
и
Ребята!
Проверьте свои знания по прочитанным сказкам. Следуйте инструкциям на слайдах.
Желаю всем удачи!
вперёд
1
2
3
4
5
6
7
8
Сказки бывают…
Бытовые
О животных
Волшебные
Клик на сказку
1
2
3
4
5
6
7
8
Восстанови части волшебной сказки
Клик на слова
присказка
зачин
троекратное
повторение
концовка
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
По опорным словам угадай название сказки
Клик на слова
«Гуси-лебеди»
брат, сестра, гуси, Баба-яга
«Каша из топора»
солдат, старуха, топор
«У страха глаза велики»
бабушка, внучка, мышка, курочка
«Петушок и бобовое зёрнышко»
петух, курочка, кузнец, корова
1
2
3
4
5
6
7
8
Разгадай филворд.Повтори правила отгадывания.
1.Слова не пересекаются и не образуют «крестов».
2. Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны.
3. Слова в филворде с другими словами не могут иметь общих букв.
4. Каждая буква может входить в состав только одного слова.
с
а
м
о
б
р
а
н
к
а
Скатерть — …
я
г
а
Баба — …
р
я
б
а
с
к
о
р
о
х
о
д
ы
л
е
б
е
д
и
д
у
р
а
ч
о
к
л
я
г
у
ш
к
а
п
т
и
ц
а
б
у
р
к
а
с
а
м
о
л
ё
т
Курочка …
Ковёр-…
Сапоги-…
Гуси…
Иванушка -…
Царевна-…
Жар-…
Сивка-…
1
2
3
4
5
6
7
8
Отгадай загадки
Клик на яблоко
Не лежалось на окошке-
Покатился по дорожке.
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра.
Клик на яблоко
Колотил да колотил по тарелке носом-
Ничего не проглотил и остался с носом.
А дорога-далека, а корзина-не легка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.
Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:
Не послушался Кота, выглянул в окошко.
1
2
3
4
5
6
7
8
Ответь на вопросы
Клик на вопросы
из топора
Из чего солдат варил кашу?
кашей
Чем угощала лиса журавля?
зёрнышком
Чем подавился петушок?
на дереве
На чём сидел Тетерев?
мышка
Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди?
зайца
Кого испугались водоносы?
1
2
3
4
5
6
7
8
Угадай сказку
Клик на ответ
Жили –были бабушка –старушка, внучка – хохотушка, курочка – клохтушка и мышка –норушка. Каждый день они ходили за водой.
«Лиса и журавль»
«Лиса и тетерев»
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Каша из топора»
«Гуси-лебеди»
«У страха глаза велики»
Клик на ответ
Жили –были петушок и курочка. Петушок
всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:-Петя, не торопись. Петя,
не торопись.
«Лиса и журавль»
«Лиса и тетерев»
«Каша из топора»
«Гуси-лебеди»
«У страха глаза велики»
«Петушок и бобовое зёрнышко»
Клик на ответ
Жили мужик да баба. У них была дочка
да маленький сыночек.-Доченька, — говорит мать, — мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
«Лиса и журавль»
«Лиса и тетерев»
«Каша из топора»
«Гуси-лебеди»
«У страха глаза велики»
«Петушок и бобовое зёрнышко»
Клик на ответ
Пошёл журавль на званый пир. А лиса на-
варила манной каши и размазала по тарелке.Подала и потчует:
— Покушай, голубчик-куманёк, — сама стряпала.
«Лиса и тетерев»
«Каша из топора»
«Гуси-лебеди»
«У страха глаза велики»
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Лиса и журавль»
Клик на ответ
Шёл солдат на побывку. Притомился в
пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека!
«Лиса и тетерев»
«Гуси-лебеди»
«У страха глаза велики»
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Лиса и журавль»
«Каша из топора»
1
2
3
4
5
6
7
8
Укажи присказку
Клик на ответ
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были….
После того они жили долго и счастливо.
Жил да был крестьянин…
Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.
Укажи зачин
Клик на ответ
После того они стали жить долго и счастливо….
И стали они жить-поживать…
Жил да был крестьянин…
Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.
Укажи концовку
Клик на ответ
В некотором царстве, некотором государстве….
И стали они жить-поживать, да добро наживать…
Жил да был крестьянин…
Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.
Фон
Виньетка
Виньетка угловая
Солнце
Обложка сказки 2 3
Лиса Волк Кот
Скатерть –самобранка
Баба-яга Мышка
Курочка Ряба
Сапоги –скороходы
Гуси-лебеди
Иванушка –дурачок
Царевна-лягушка
Жар-птица
Сивка – бурка
Ковёр-самолёт
Яблоко
Колобок
По щучьему веленью
Лиса и журавль
Маша и медведь
Кот , петух и лиса
Царь
У страха глаза велики
Петушок и бобовое зёрнышко
Гуси-лебеди
Лиса и журавль
Каша из топора
Иванушка
Петушок
Поурочные разработки по литературному чтению
С.В.Кутявина. Урок 19. с.65-67
Литературное чтение для 2 класса Л.Ф.Климанова
Цели: познакомить с историей происхождения
сказки, вспомнить как можно больше сказок, их
авторов и героев; развивать познавательный
интерес к чтению, фантазию, воображение,
художественный вкус; воспитывать чувства
ответственности за свои поступки, готовности
прийти на помощь ближнему; формировать дружеские
отношения внутри коллектива.
Оборудование: эмблемы команд, выставка книг,
рисунки сказочных героев, поощрительные призы,
книжки-малышки, сделанные руками ребят
(творческое домашнее задание).
Ход занятия
Слайды 1, 2
Учитель:
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы всё-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Слайд 3
Самые первые произведения, которые начинают
читать человеку, — сказки. Придя в школу, переходя
из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с
произведениями устного народного творчества, с
литературными сказками. Ведь именно благодаря
сказке, вы становитесь чувствительней к красоте,
учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.
Цель нашей сегодняшней литературной викторины:
как можно больше вспомнить сказок, их авторов и
героев.
Разбиваемся на три команды. Вопросы командам
задаются в порядке очерёдности.
(Дети делятся на команды, выбираются командиры,
обсуждаются сказочные названия команд)
Слайд 4
Учитель: Чтобы продолжить путь по
неведомым дорожкам сказки, вспомним сказочные
приметы.
(Выслушиваются ответы ребят)
Слайд 5
Присказка (чтобы привлечь внимание слушателей
– присказка – рифмованная шутливая прибаутка).
Например: Начинается сказка от сивки, от бурки,
от вещей каурки.
Слайд 6
Зачин – начало сказки. (В некотором царстве, в
некотором государстве)
Магические заклинания.
Учитель: Какие вы знаете магические
заклинания?
Слайд 7
Волшебные предметы, герои.
Учитель: Перечислите волшебные предметы и
сказки, в которых они встречаются.
Троекратный повтор.
Слайд 8
Концовка.
Учитель: Вспомните концовки сказок (“Пошли
под венец, на этом сказочке конец”, “Вот вам
сказка, а мне бубликов связка”)
Учитель: В поэтическом творчестве любого
народа можно выделить наиболее характерные
группы сказок:
— бытовые сказки (героем обычно выступает
бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо
знакомой сказочнику обстановке. Положительный
герой бытовой сказки всегда выходит победителем
в борьбе с врагами);
— волшебные;
— сказки о животных.
Слайд 9
Сказка – жанр очень древнего происхождения.
Считают, что корни происхождения сказок восходят
в ту очень отдалённую эпоху, когда не познанная
человеком природа казалась ему живым,
таинственным существом. Первобытный человек
одухотворял все явления природы, видя в них своих
могущественных покровителей или врагов. Из всех
явлений природы создавали себе врагов. Солнце
они называли Даждь — богом или Ярилом, ветры —
Стрибогом, гром и молнию — Перуном, бурю — Бореем.
Слово “сказка” произошло от слова сказывать.
А сейчас давайте послушаем, какие сказки
сочинили вы!
(Ребята рассказывают сказки и показывают свои
“книжки-малышки”)
Слайд 10
Итак – в путь!
Слайд 11
1 конкурс
Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие
слова:
1. Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой.
(Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. “Сивка-бурка”)
2. Раз, два, три, горшочек, вари! (Девочка, братья
Гримм “Горшочек каши”)
3. Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой
“Золотой ключик или приключения Буратино”)
Слайд 12
2 конкурс
Удивительные превращения: в кого превращались
или были заколдованы сказочные герои?
1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).
Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек”
(в принца).
2. Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки
Андерсена “Дикие лебеди” (в лебедей).
Слайд 13
3 конкурс
Какие волшебные средства — предметы были у
данных сказочных героев?
1. У солдата из сказки Андерсена (огниво).
У Буратино (золотой ключик).
У Незнайки (волшебная палочка).
2. У Золушки (хрустальная туфелька).
У Снежной королевы (волшебное зеркало).
У Бабы-Яги (метла).
Слайд 14
4 конкурс
Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о
новейших достижениях науки и техники. Сопоставим
их.
1. Конёк-горбунок – ракета.
Золотой петушок – радиолокатор.
Чудо-зеркало – телевизор.
Перо Жар-птицы – прожектор.
Клубок ниток – компас.
Сани, которые едут сами – аэросани.
Слайд 15
5 конкурс
Назовите друзей литературных персонажей.
1. У Маугли (Багира, Балу, Каа).
У Малыша (Карлсон).
У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа).
2. У Герды (Кай).
У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух,
кот).
Слайды 16, 17
6 конкурс
Отгадайте загадки.
1. Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (Баба-Яга)
2. В стране чудес я кот известный:
Обманщик, попрошайка, плут.
Ловить мышей неинтересно,
Не лучше ль простаков надуть? (Кот Базилио)
3. Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади – сынок
Удивительный конёк
По прозванью…(Горбунок)
Слайды 18, 19
7 конкурс
Эмоции
Человеческие чувства можно уловить и в
интонациях сказочных героев.
1. Попробуйте голосом выразить радость, грусть,
удивление и другие эмоции сказочных героев.
Произнесите следующие фразы:
а) “Буратино, умоляю тебя — зажмурься, зажми нос
и выпей…”.
б) “От возмущения она хлопала ресницами: “Кто
вас воспитывает, скажите, пожалуйста?”
Слайд 20
8 конкурс – конкурс капитанов
Эрудиция (блицтурнир)
Вопрос – быстрый ответ. Очко тому, кто первым
ответит на вопрос.
Слайд 21
1. Назовите героев сказок Маршака
“Теремок” (мышь, лягушонок, ежик, лиса, волк,
медведь).
Слайды 22, 23
2. Кто пел песню мышонку в сказке “О глупом
мышонке”? (Мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья,
курица, щука, кошка)
Слайд 24
3. Кто пришёл в гости к кошке в сказке “Кошкин
дом”? (Свинья, петух с курицей, козёл с козой)
Слайд 25
9 конкурс –творческое задание
Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:
1 команде — Бабы Яги,
2 команде – Кощея Бессмертного,
3 команде – Лешего.
Уроки сказки
Слайд 26
Учитель: Чем отличается сказка от других
произведений? Каждая сказка чему-то учит.
Расскажите, чему? Сказке конец, а кто слушал —
молодец!
Подведение итогов викторины.
Награждение команд.
Литература
- Лакоценина Т.П. “Волшебный мир знаний”. Выпуск
2. - “Сказочный алфавит”. Ростов н/Д: Изд-во
“Учитель”, 2005.
Викторина по литературному чтению 2 класс по теме «Русские народные сказки».
Ведущий: -А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
-Какие народные сказки вам запомнились из раннего детства, когда их вам рассказывали родители? (Колобок, Репка.)
- Сегодня мы узнаем кто из вас лучше всех знает русские народные сказки.
- Вот правила нашей викторины:- за каждый правильный ответ, выдаётся жетон, по окончанию викторины, все накопленные жетоны подсчитываются и определяется победитель; выкрики ответов не засчитываются; если ответ не верный, переход хода получает следующий участник.
1.Из какой это сказки?
-На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
-Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? (Репка)
-Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
-В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят(Волк и семеро козлят)
2.музыкальная пауза. Кто пел такие песенки?
-По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!(Колобок)
-Битый небитого везёт,
Битый небитого везёт!(Лисичка-сестричка и Волк)
-Я не сыта, я не пьяна,
По горочкам не ходила,
Травушку не щипала,
Осинушки не глодала,
Под берёзкой не лежала,
А как бежала через мосточек,
Ухватила кленовый листочек,
Да как бежала через гребельку,
Ухватила воды капельку.(Коза-дереза)
-За лапоть – куру,
За куру – гуся,
За гуся – овечку,
За овечку – бычка.
Шню, шню, бычок,
Соломенный бочок,
Сани не наши,
Хомут не свой,
Погоняй – не стой.(Лиса и лапоть)
-Сяду на пенёк,
Съем пирожок!(Маша и медведь)
-Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
-Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!(Заюшкина избушка)
-Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры-то клюют.
Петухам не дают…(Петушок — золотой гребешок)
3.Ответь на вопросы.
-Чем угощала лиса журавля? (кашей)
-Чем подавился петушок? (бобовым зёрнышком)
-Из чего варил солдат кашу?( из топора)
-Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси- лебеди»? (платочек)
-Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси- лебеди»? (мышка)
-Кого заморозил Мороз-синий нос?(купца)
-Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)
4.Разомнёмся. Я буду называть сказку, если она авторская, то нужно присесть, если она народная, то встать.
-Терем мухи(Н)
-Гадкий утёнок(А)
-Принцесса на горошине (А)
-Крошечка — Хаврошечка(Н)
-Бременские музыканты (А)
-Василиса Прекрасная(Н)
-Айболит (А)
5.Какие волшебные предметы были у этих персонажей?
-У Бабы-Яги_..(метла, ступа)
-У Емели_..(печь)
-У Ивана, крестьянского сына_.(ковёр-самолёт)
-У Ивана — бедняка_.(скатерть-самобранка)
-У Ваньки -.(гусли-самогуды )
-У Кощея Бессмертного_.(игла)
Подведение итогов, награждение победителей.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по литературном чтению 2 класс «Русские народные сказки»»
-
Скачать презентацию (2.3 Мб)
-
186 загрузок -
2.5 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «»В гостях у сказки». Викторина для 2 классов» по литературе, включающую в себя 51 слайд. Скачать файл презентации 2.3 Мб. Средняя оценка: 2.5 балла из 5. Для учеников 2 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
51
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
В гостях у сказки
Викторина по сказкам
-
Слайд 2
-
Слайд 3
-
Слайд 4
А это чьи следы?
Лапы большие, перепончатые, хвост длинный, змеиный.
Змей Горыныч -
Слайд 5
Здесь уж совсем странные следы: будто вначале женщина шла, потом ноги ее в лягушачьи лапы превратились.
Царевна Лягушка -
Слайд 6
Вот следы какой-то странной птицы, а рядом с ними маленькое перышко лежит, как жар светится.
Жар-птица -
Слайд 7
Вот следы куриных лап, только огромных преогромных.
Кто бы это мог здесь пройти?
Избушка на курьих ножках -
Слайд 8
Вот козлиное копытце.
Но думаю, что оставил этот след не простой козленок.
Братец Иванушка -
Слайд 9
Зайца
Кого Колобок, ушедший от бабушки первым встретил на своем пути?
-
Слайд 10
Лису
Кого в русских народных сказках
называют Кумушкой? -
Слайд 11
Лягушка-квакушка
Какой животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
-
Слайд 12
Медведь
Кто разрушил Теремок
и катал Машеньку на спине? -
Слайд 13
Лиса
Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?
-
Слайд 14
Лиса Патрикеевна
Назовите имя-отчество лисы,
встречающее в русских народных сказках. -
Слайд 15
Жучка
Назовите персонаж сказки «Репка», имя которого было названо.
-
Слайд 16
Заяц в русской народной сказке «Заяц-хваста»
Какой герой и в какой сказке любит хвастаться: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, у меня не зубы, а зубищи?»
-
Слайд 17
Лук со стрелами
Из какого оружия стреляли царевичи
в сказке «Царевна-лягушка»? -
Слайд 18
Рукав
Назовите часть женского наряда, в который вмещается озера, лебеди и другие элементы природной среды.
-
Слайд 19
Василиса Премудрая
Настоящее имя Царевны- лягушки.
-
Слайд 20
Кощей Бессмертный
Сказочный персонаж долгожитель – это …
-
Слайд 21
Игла
Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?
-
Слайд 22
Щука
Кто исполнял все желания Емели?
-
Слайд 23
Емеля
Кто взял замуж Марью Царевну из сказки «По щучьему велению»?
-
Слайд 24
Кашу
Какое блюдо готовил солдат из топора в русской народной сказке?
-
Слайд 25
Баба Яга
Какая сказочная героиня владеет собственным летательным аппаратом?
-
Слайд 26
Морозко
В какой сказке есть слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, красавица?
-
Слайд 27
Курьи
Какие ножки бывают у избушки в русских народных сказках?
-
Слайд 28
Пирожками
Чем печь угощала девочку
в сказке «Гуси-лебеди»? -
Слайд 29
Дереза
Продолжите: лисичка — сестричка, зайчик – побегайчик, коза — …
-
Слайд 30
Сжёг её
Что сделал с лягушачьей кожей Иван Царевич?
-
Слайд 31
…не скоро дело делается.
Продолжите выражение:
«Скоро сказка сказывается, да …» -
Слайд 32
Найди ошибки в названиях сказок!
«Петушок Ряба»
«Курочка Ряба»
«Даша и медведь»
«Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят»
«Волк и семеро козлят».
«Петушок и гороховое зёрнышко»
«Петушок и бобовое зёрнышко».
«Утки-лебеди»
«Гуси-лебеди». -
Слайд 33
«Лисичка с кастрюлькой»
«Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению»
«По щучьему велению».
«У страха глаза огромны»
«У страха глаза велики».
«Заюшкин домик»
«Заюшкина избушка». -
Слайд 34
О какой книге идет речь?
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор … -
Слайд 35
Столяр Джузеппе, сизый нос,
Полено как-то в дом принес.
А Карло начал мастерить –
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого же Карло смастерил? -
Слайд 36
В этой книжке – именины.
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей!
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. -
Слайд 37
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше лепестка
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку. -
Слайд 38
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали.
Кто унес братишку, назовите книжку? -
Слайд 39
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила.
Но беда пришла нежданно,
Этот дом сгорел дотла. -
Слайд 40
На красной черепичной крыше,
В домике за черною трубой,
В шведском городе Стокгольме
Живет толстяк веселый, озорной.
Он любит звезды, дружит с Малышом,
Дурачит Фрекен Бок и трубочиста.
Кто любит книги, тот узнал
Из шведской сказки юмориста. -
Слайд 41
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей? -
Слайд 42
ОТГАДАЙТЕ ИМЕНА ГЕРОЕВ
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся …Чиполлино
-
Слайд 43
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла –
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет?Золушка
-
Слайд 44
Он весел и не злобен.
Этот милый чудачок,
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх,
Это плюшевый проказник –
Медвежонок …Винни-Пух
-
Слайд 45
Он дружок зверям и детям,
Он – живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовётся …Чебурашка
-
Слайд 46
ТЕЛЕГРАММЫ
-Спасите! Нас съел серый волк …
Козлята из сказки
«Волк и семеро козлят» -
Слайд 47
-Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко …
Мышка из сказки
«Курочка Ряба» -
Слайд 48
Прибыть на праздник не могу,
от меня сбежали брюки…Грязнуля из сказки «Мойдодыр» К. И. Чуковского
-
Слайд 49
Пришлите, пожалуйста, капли.
Мы лягушатами нынче объелись,
И у нас животы разболелись!!!Цапли из сказки «Телефон» К. И. Чуковского
-
Слайд 50
Дополнительные вопросы:
-
Слайд 51
Вывод:
Ничего на свете лучше нету
Чем прийти читать в библиотеку.
Если дружен с книгой, постепенно
Президентом станешь непременно.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте