Литературная
гостиная.
Викторина на тему:
«Права детей в сказках»
для детей
подготовительной к школе группы
Составила: Гуйван
А.Ю., воспитатель
Цель: расширение представлений и систематизация
знаний детей о правах ребёнка с помощью сюжетов и героев сказок.
Задачи:
-Образовательная: способствовать формированию элементарных правовых
знаний у детей старшего дошкольного возраста.
-Развивающая:
развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять,
анализировать, делать выводы, работать в команде.
-Воспитательная:
воспитывать у детей нравственные чувства: уважения к
окружающим, самоуважения, доброту, отзывчивость,
любви к семье.
Предварительная работа: Беседы с детьми о
правах человека, ребенка, знакомство детей с Декларацией прав человека,
Конвенцией ООН о правах ребенка.
—
Разучивание стихотворения «Веские права» (индивидуально)
Словарная работа: неприкосновенность,
Декларация, Конвенция ООН.
Оборудование: мультимедийная
доска, три разрезных картинки, сундучок с предметами, карточки с буквами, листы
белой бумаги, цветные карандаши, пластилин.
Способы организации детей: подгрупповая.
Ход совместной
деятельности.
-Здравствуйте
ребята, отгадайте-ка загадку и мы узнаем кто же пришёл к нам в гости. (слайд1)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …
Ответ: Айболит (слайд 2)
-Правильно,
ребята, к нам в гости пришёл Айболит и он хочет прочитать нам стихотворение, вы
его внимательно послушайте и скажете мне о чём говорит это стихотворение.
У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами эту книгу полистаем.
Едва страницу первую откроем,
Увидите вы сказочных героев,
Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих.
Ведь о правах не зря идет молва,
Хоть ты и мал, есть у тебя права!
-Итак,
ребята, о чём это стихотворение? (о правах ребёнка)
-Правильно
ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказками и на примере сказочных
героев узнаем о том, какие существуют права.
-А
путешествие у нас не простое. Путешествовать мы будем на Ките с доктором
Айболитом и будет у нас 3 команды и 3 капитана. (слайд3)
—Для
начала, ребята, нам нужно разделиться на 3 команды. (Дети сидят за тремя
столами, воспитатель заранее сажает детей поровну).
-Итак,
первая команда за первым столом. Как бы вы хотели назвать свою команду?
(«Смельчаки»)
-Вторая
команда? («Мореходы»)
-И
третья команда? («Капитошки»)
-Молодцы
ребята. И каждой команде необходимо выбрать своего капитана. Я предлагаю вам
самим посовещаться и выбрать капитана своей команды.
-Молодцы,
все команды готовы отправиться в путешествие.
-И
на первой пристани нашего необычного морского путешествия нас встречает пациент
доктора Айболита.
-Кто
это? («Бегемот»). (слайд4)
-И
для того, чтобы поплыть дальше, нам необходимо выполнить задание Бегемота.
1 задание. Литературная викторина «Права литературных
героев»
-Итак,
первое задание — вам необходимо сначала отгадать сказку, а потом подумать и сказать
— какое право было нарушено именно в этой сказке.
-Начнём
мы с команды «Смельчаки» и за каждое верно сделанное задание я -буду давать вам
по одному баллу. (Далее задание даётся каждой команде, всего по 2 задания,
если какая-либо команда не может ответить, можно спросить у другой команды)
—
В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил,
обманул и проглотил.
—
Как называется эта сказка? (Красная шапочка) (слайд5)
—
Какое право здесь нарушено? (право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу).
-Задание
для команды «Мореходы».
—Ждали
маму с молоком, а пустили волка в дом. Он и скушал их потом. Кто же были эти
маленькие дети? («Волк и семеро козлят») (слайд6)
-Какое
право здесь нарушено? (право на жизнь)
-Почему
волк смог нарушить право на жизнь в этой сказке? (волк смог нарушить право на
жизнь, потому что козлята не послушали маму и открыли дверь волку)
-Следующий
отрывок из сказки для команды «Капитошки».
—Появилась
девочка в чашечке цветка. И бала та девочка не больше ноготка. И бежала девочка
с ласточкой на Юг, спасаясь от преследований мыши и крота. («Дюймовочка»).(слайд7)
-Каким
правом здесь воспользовалась Дюймовочка? (правом искать и находить в других
странах убежище и защиту)
-И
снова отвечают «Смельчаки».
-Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу
третьему потом прибежали в новый дом. А волк хотел проникнуть в их крепкое
жилище, конечно, все они спаслись, но долго хвостики тряслись. ( «Три
поросёнка».)(слайд8)
-Какое
право здесь нарушено? (нарушено право на неприкосновенность жилища)
-В
чём заключается нарушение права на неприкосновенность жилища в этой сказке?
(Волк нарушил право на неприкосновенность жилища, так как два домика разрушил,
а в третье хотел без разрешения проникнуть.)
-Задание
для команды «Мореходы».
—Дразнят
Золушкой меня, оттого что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь, с
печкой я вожусь, вожусь.(«Золушка»)(слайд9)
-Какое
право здесь нарушено? (право на праздник, развлечение).
-Молодцы!
И последнее задание для команды «Капитошки».
-Решила пойти с подружками в лес по грибы да по ягоды
и заблудилась. Нашла она дом посреди леса, зашла в него и стала в нём жить. А
злой хозяин не хотел отпускать девочку домой. («Маша и медведь»)(слайд10)
-Правильно.
Какое право нарушено в этой сказке? (Право на свободу)
-Молодцы
ребята, вы справились с первым заданием и наш Бегемот остался довольным. И
больше всего баллов набрала … команда! (Или каждой команде присвоить по 2
балла).
—
А теперь давайте отдохнём!(слайд11)
-Ребята,
наш доктор Айболит приготовил для нас физминутку.
Я по Африке иду,
Замечаю на ходу, (Ходьба на месте)
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф. (Руки вверх,
потягивание)
У меня над головой
Пальма зашуршит листвой, (Наклоны в стороны
с поднятыми руками)
Но придется приседать,
Чтобы фиников набрать. (Приседания)
А огромный серый слон (Круг руками)
Посылает нам поклон. (Наклоны вперед)
Мы прогулку завершим (Ходьба на месте)
И на место поспешим. (Садятся на свои
места)
-Молодцы
ребята, сейчас наш доктор Айболит предлагает отправиться дальше и мы
останавливаемся на следующей пристани у которой нас встречает ещё один друг
Айболита, длинноногий, длинношеей, кто это? («Жираф»).(слайд12)
И
он приготовил для нас ещё одно интересное задание.
2 задание Игра «Волшебный сундучок».
-У
меня в руках «волшебный» сундучок. Его подарил наш друг «Жираф». Давайте посмотрим,
что же в нем находится.
Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы,
символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.
-Начинаем
выполнять следующее задание с команды, которая набрала больше всего баллов!
Сердечко
—
Какое право может обозначать сердечко?(Право на любовь и заботу)
-Что
означает забота?
-Кто
заботиться о вас?
-О
ком вы заботитесь?
Домик.
—
Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик?
—
О каком праве он напоминает?(О праве на имущество)
—
Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь?
—
Как люди должны относиться к своему дому?
Конверт.
—
О чем вам напомнил этот конверт?(Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать)
—
Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?
Букварь
—
Узнаете эту книгу?
-О
каком праве детей она напоминает?(О праве на образование)
—
Почему это право необходимо?
Игрушечные утка и утенок.
—
Как вы думаете, почему доктор Айболит положил в сундучок эти игрушки? -О чем
они напоминают нам?(О праве ребенка быть вместе с мамой)
Свидетельство о рождении.
—
Что это за документ?
Когда
рождается ребенок – его родители получает от государства первый документ нового
гражданина нашей Родины – Свидетельство о рождении!
—
О каком праве он вам напоминает?(Право на имя)
—
Что означает иметь право на имя?
-Как
вы должны обращаться друг к другу?
-Как
следует обращаться ко взрослым людям?
-Молодцы
ребята! Все справились и каждая команда получает по одному баллу!
-И
мы отправляемся дальше. У следующей пристани нас поджидает снова пациент
доктора Айболита. Как вы думаете кто это? (Ответы детей)
-Ребята,
это Тигр! (слайд13)
И
он приготовил для наших команд очень интересное задание.
3 задание. Нарисуй подарок Айболиту.
-Ой,
посмотрите, ребята, наш доктор Айболит что-то загрустил.(слайд14)
Оказывается,
у него нет свидетельства о рождении.
—
Как вы думаете, мы с вами можем помочь Айболиту?
Доктор
Айболит – сказочный персонаж и у него может быть сказочное Свидетельство о
рождении. Давайте, попробуем его сделать.
-Как
вы думаете из чего можно сделать сказочное свидетельство о рождении?
(Дети предлагают варианты ответов)
-Хорошо
ребята, думаю у вас очень дружные команды и вы быстро справитесь с заданием. А
после мы выберем из каждой команды самое лучшее сказочное Свидетельство о
рождении и подарим его доктору Айболиту.
(Ребята
садятся за столы и делают (рисуют) Свидетельство о рождении в своих командах,
во время рисования играет музыка из сказок)
-Молодцы
ребята, давайте выберем лучшее свидетельство о рождении и подарим его нашему
Айболиту!
-Итак,
команды «Смельчаки», «Мореходы» и «Капитошки» у всех получились замечательные
сказочные Свидетельства о рождении и каждой команде присуждается по 1 баллу. И
одно из них мы подарим доктору Айболиту.(слайд15)
-Доктор
Айболит снова стал веселым и он хочет нас поблагодарить. Он предлагает нам
выйти на ковёр и станцевать весёлый танец!
(Дети выходят на ковёр, повторяют движения за героями
из мультфильма на экране)
-Ребята,
вам понравился танец?
-Мы
снова отправляемся в наше морское путешествие и на пути нас встречает Верблюд. (слайд16) Он
приготовил нам следующее задание.
-Садитесь
за столы.
4 задание. «Конкурс капитанов».
—
Самыми главными документами в мире, где утверждаются все права любого человека
и права ребенка – это Декларация прав человека и Конвенция ООН о правах
ребенка. (слайд17)
(Показ данных документов осуществляется в презентации)
—
Мы с вами уже знакомились с Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией прав
человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я
предложу 3 варианта ответа. Капитан каждой команды должен выбрать правильный
ответ и поднять карточку с нужной буквой. Участники команды могут помогать.
1. В каком документе изложены права ребенка?
А. В конституции РФ.
Б. В конвенции о правах ребенка.
В. В декларации прав ребенка.
2.
Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?
А. Лицо до достижения 18 лет.
Б. Лицо до достижения 14 лет.
В. Лицо до достижения 16 лет.
3.
Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?
А. Председатель правительства
Б. Президент
В. Председатель Государственной Думы.
-Молодцы!
Вы справились с таким сложным заданием! И я хочу каждой команде дать по одному
баллу!
-А
мы отправляемся дальше. И на пути нас встречает большое животное с лохматой
гривой, кто это? (Лев) (слайд18)
-И
он приготовил нам интересное задание, выполнить его нужно на ковре.
Три
команды, выходите на ковёр!
5 задание. «Игра разрезная картинка»
—
Три картинки порвали на 7 частей, попробуйте собрать их и назвать какие права
детей на них изображены. Картинки лежат на ковре, каждая команда выходит на
ковёр и собирает картинку!
(Команда «Смельчаки» собирают картинку «Дети имеют
право на отдых, команда «Мореходы» собирают картинку «Дети имеют право на
питание и питьё», команда «Капитошки» собирают картинку «Дети имеют право на
медицинский уход»).
-Молодцы
ребята, все правильно собрали картинки. А давайте назовём какие права на них
изображены!(слайд19)
-Команда
«Смельчаки» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на
отдых).
-Команда
«Мореходы» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на
питание и питьё)
-Команда
«Капитошки» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на
медицинский уход).
-Садитесь
за столы!
Подведение итогов Викторины от имени Айболита и от
воспитателя.
-Молодцы
ребята! Мне и нашему гостю доктору Айболиту очень понравилось, то как вы
выполняли задания и я хочу сказать, что у нас как всегда победила дружба! Вы были
очень дружными и сплочёнными командами.
-И
на последок наши ребята приготовили нам стихотворения!
(Три
ребёнка с каждой команды строятся на ковре).
1 ребенок. Лишь появиться ребенок
И дышать начнет едва.
У него уже с пеленок.
Веские права:
2 ребенок. Он имеет право жить
Развиваться и дружить
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий, мирный сон
3 ребенок. От врачей — помощь получать,
Обучаться, Отдыхать.
Быть веселым и здоровым
Восхищаться чем то новым
Воспитатель: И любить, и быть любим
Он на свете не один.
Итог
-Вам понравилась наше Путешествие по сказками и Викторина по правам ребенка?
-Что вы сегодня нового расскажите своим родителям?
Викторина «Мир прав в мире сказок» (Слайд 1)
1-2 класс
Учитель:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что он имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров, и даже в битвах и войнах… В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы. И на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей).
Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны.
Упражнение «Собери слово из букв»
Ученикам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция
Конституция –главный закон страны.
Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.
Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года.
С тех пор этот день является государственным праздником –Днем Конституции РФ.
Обзорное знакомство с Конституцией РФ.
Главный закон состоит из 9 глав.
В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название
государства –Российская Федерация
В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство.
Четвертая глава определяет деятельность президента РФ.
Во второй главе-самой большой -записаны права и свободы граждан РФ:
-право на жизнь,
-право на неприкосновенность жилища,
-право на свободный труд,
-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
-право на образование.
Права -те правила по которым живут люди.
Слайд 2
Слайд 3
1)«Три поросенка» С. Михалков
Какое нарушается в этой сказке?(Право на неприкосновенность жилья).
В какой сказке еще нарушается это право? (Заюшкина избушка)
Слайд 4
2) Колобок
Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?
— Право на свободу передвижения, право на жизнь
Слайд 5
3)«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н. с.
— Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)
-Чьи еще права были нарушены в этой сказке?
(Нарушены права братца на защиту и право на семью)
Слайд 6
4)«Лягушка-путешественница» В. Гаршин
— Каким правом воспользовалась лягушка?
( Правом на свободное передвижение)
Слайд 7
5)«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкин
— Каким правом воспользовался Балда? (Правом на труд)
Слайд 8
6)С. Аксаков «Аленький цветочек»
— Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
— Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
Слайд 9
7)К. Чуковский «Доктор Айболит»
Каким правом воспользовались звери ? (право на медицинскую помощь)
Слайд 10
8)«Маша и медведь»
Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? ( право на свободу)
Слайд 11
9)А. Толстой «Приключения Буратино»
— Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом на….
( получение бесплатного образования).
Слайд 12
10)«Золушка»Ш. Перро
Какое в сказке нарушено право ребенка?(право на отдых)
Конкурс « Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Школа – Л О К А Ш
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Опекун – К Е У Н О П
Семья – м я с ь е
Музыкальный конкурс
Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них речь.
- “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
- “Песенка мамонтенка ” (жить в семье).
- “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения)
- “Песенка Чебурашки ” (право на имя).
- “ Чунга-чанга” (право на отдых).
- “Если б не было школ ” (право на образование).
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди — взрослые и дети — имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается — запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы — находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.)
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это…( разрешается.)
Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа …(Запрещается)
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.)
Слайд 20Какое наше открытие?
— Герои сказок как и люди имеют такие же недостатки
— В сказках побеждает добро и справедливость
-Детей нужно защищать. Государство гарантирует соблюдение прав ребенка.
Литературная гостиная
Викторина на тему: «Права детей в сказках»
Цель: расширение представлений и систематизация знаний детей о правах ребёнка с помощью сюжетов и героев сказок.
Задачи:
-Образовательная: способствовать формированию элементарных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
-Развивающая: развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, работать в команде.
-Воспитательная: воспитывать у детей нравственные чувства: уважения к окружающим, самоуважения, доброту, отзывчивость, любви к семье.
Предварительная работа: Беседы с детьми о правах человека, ребенка, знакомство детей с Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка.
— Разучивание стихотворения «Веские права» (индивидуально)
Словарная работа: неприкосновенность, Декларация, Конвенция ООН.
Оборудование: мультимедийная доска, три разрезных картинки, сундучок с предметами, карточки с буквами, листы белой бумаги, цветные карандаши, пластилин.
Ход совместной деятельности.
-Здравствуйте ребята, отгадайте-ка загадку и мы узнаем кто же пришёл к нам в гости (слайд 1)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …
Ответ: Айболит (слайд 2)
-Правильно, ребята, к нам в гости пришёл Айболит и он хочет прочитать нам стихотворение, вы его внимательно послушайте и скажите мне, о чём говорит это стихотворение.
У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами эту книгу полистаем.
Едва страницу первую откроем,
Увидите вы сказочных героев,
Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих.
Ведь о правах не зря идет молва,
Хоть ты и мал, есть у тебя права!
-Итак, ребята, о чём это стихотворение? (о правах ребёнка)
-Правильно ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам и на примере сказочных героев узнаем о том, какие существуют права.
-А путешествие у нас не простое. Путешествовать мы будем на Ките с доктором Айболитом и будет у нас 3 команды и 3 капитана (слайд3)
-Для начала, ребята, нам нужно разделиться на 3 команды. (Дети сидят за тремя столами, воспитатель заранее сажает детей поровну).
-Итак, первая команда за первым столом. Как бы вы хотели назвать свою команду? («Смельчаки»)
-Вторая команда? («Мореходы»)
-И третья команда? («Капитошки»)
-Молодцы ребята. И каждой команде необходимо выбрать своего капитана. Я предлагаю вам самим посовещаться и выбрать капитана своей команды.
-Молодцы, все команды готовы отправиться в путешествие.
-И на первой пристани нашего необычного морского путешествия нас встречает пациент доктора Айболита.
-Кто это? («Бегемот») (слайд 4)
-И для того, чтобы поплыть дальше, нам необходимо выполнить задание Бегемота.
1 задание. Литературная викторина «Права литературных героев»
-Итак, первое задание — вам необходимо сначала отгадать сказку, а потом подумать и сказать — какое право было нарушено именно в этой сказке.
-Начнём мы с команды «Смельчаки» и за каждое верно сделанное задание я — буду давать вам по одному баллу. (Далее задание даётся каждой команде, всего по 2 задания, если какая-либо команда не может ответить, можно спросить у другой команды)
— В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил.
— Как называется эта сказка? (Красная шапочка) (слайд5)
— Какое право здесь нарушено? (право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу).
-Задание для команды «Мореходы».
—Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Он и скушал их потом. Кто же были эти маленькие дети? («Волк и семеро козлят») (слайд6)
-Какое право здесь нарушено? (право на жизнь)
-Почему волк смог нарушить право на жизнь в этой сказке? (волк смог нарушить право на жизнь, потому что козлята не послушали маму и открыли дверь волку).
-Следующий отрывок из сказки для команды «Капитошки».
—Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка не больше ноготка. И бежала девочка с ласточкой на Юг, спасаясь от преследований мыши и крота. («Дюймовочка») (слайд 7)
-Каким правом здесь воспользовалась Дюймовочка? (правом искать и находить в других странах убежище и защиту)
-И снова отвечают «Смельчаки».
—Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. А волк хотел проникнуть в их крепкое жилище, конечно, все они спаслись, но долго хвостики тряслись. («Три поросёнка») (слайд8)
-Какое право здесь нарушено? (нарушено право на неприкосновенность жилища)
-В чём заключается нарушение права на неприкосновенность жилища в этой сказке? (Волк нарушил право на неприкосновенность жилища, так как два домика разрушил, а в третье хотел без разрешения проникнуть)
-Задание для команды «Мореходы».
—Дразнят Золушкой меня, оттого что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь, с печкой я вожусь, вожусь («Золушка») (слайд 9)
-Какое право здесь нарушено? (право на праздник, развлечение).
-Молодцы! И последнее задание для команды «Капитошки».
—Решила пойти с подружками в лес по грибы да по ягоды и заблудилась. Нашла она дом посреди леса, зашла в него и стала в нём жить. А злой хозяин не хотел отпускать девочку домой. («Маша и медведь») (слайд 10)
-Правильно. Какое право нарушено в этой сказке? (Право на свободу)
-Молодцы ребята, вы справились с первым заданием и наш Бегемот остался довольным. И больше всего баллов набрала … команда! (Или каждой команде присвоить по 2 балла).
— А теперь давайте отдохнём! (слайд11)
-Ребята, наш доктор Айболит приготовил для нас физминутку.
Я по Африке иду,
Замечаю на ходу, (Ходьба на месте)
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф. (Руки вверх, потягивание)
У меня над головой
Пальма зашуршит листвой, (Наклоны в стороны с поднятыми руками)
Но придется приседать,
Чтобы фиников набрать. (Приседания)
А огромный серый слон (Круг руками)
Посылает нам поклон. (Наклоны вперед)
Мы прогулку завершим (Ходьба на месте)
И на место поспешим. (Садятся на свои места)
-Молодцы ребята, сейчас наш доктор Айболит предлагает отправиться дальше и мы останавливаемся на следующей пристани, у которой нас встречает ещё один друг Айболита, длинноногий, длинношеей, кто это? («Жираф») (слайд 12)
И он приготовил для нас ещё одно интересное задание.
2 задание Игра «Волшебный сундучок».
-У меня в руках «волшебный» сундучок. Его подарил наш друг «Жираф». Давайте посмотрим, что же в нем находится.
Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.
-Начинаем выполнять следующее задание с команды, которая набрала больше всего баллов!
Сердечко
— Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу)
-Что означает забота?
-Кто заботиться о вас?
-О ком вы заботитесь?
Домик.
— Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик?
— О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)
— Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь?
— Как люди должны относиться к своему дому?
Конверт.
— О чем вам напомнил этот конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать)
— Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?
Букварь
— Узнаете эту книгу?
-О каком праве детей она напоминает? (О праве на образование)
— Почему это право необходимо?
Игрушечные утка и утенок
— Как вы думаете, почему доктор Айболит положил в сундучок эти игрушки? — О чем они напоминают нам?(О праве ребенка быть вместе с мамой)
Свидетельство о рождении.
— Что это за документ?
Когда рождается ребенок – его родители получает от государства первый документ нового гражданина нашей Родины – Свидетельство о рождении!
— О каком праве он вам напоминает? (Право на имя)
— Что означает иметь право на имя?
-Как вы должны обращаться друг к другу?
-Как следует обращаться ко взрослым людям?
-Молодцы ребята! Все справились и каждая команда получает по одному баллу!
-И мы отправляемся дальше. У следующей пристани нас поджидает снова пациент доктора Айболита. Как вы думаете кто это? (Ответы детей)
-Ребята, это Тигр! (слайд13)
И он приготовил для наших команд очень интересное задание.
3 задание. Нарисуй подарок Айболиту.
-Ой, посмотрите, ребята, наш доктор Айболит что-то загрустил (слайд14)
Оказывается, у него нет свидетельства о рождении.
— Как вы думаете, мы с вами можем помочь Айболиту?
Доктор Айболит – сказочный персонаж и у него может быть сказочное Свидетельство о рождении. Давайте, попробуем его сделать.
-Как вы думаете из чего можно сделать сказочное свидетельство о рождении?
(Дети предлагают варианты ответов)
-Хорошо ребята, думаю у вас очень дружные команды и вы быстро справитесь с заданием. А после мы выберем из каждой команды самое лучшее сказочное Свидетельство о рождении и подарим его доктору Айболиту.
(Ребята садятся за столы и делают (рисуют) Свидетельство о рождении в своих командах, во время рисования играет музыка из сказок)
-Молодцы ребята, давайте выберем лучшее свидетельство о рождении и подарим его нашему Айболиту!
-Итак, команды «Смельчаки», «Мореходы» и «Капитошки» у всех получились замечательные сказочные Свидетельства о рождении и каждой команде присуждается по 1 баллу. И одно из них мы подарим доктору Айболиту (слайд 15)
-Доктор Айболит снова стал веселым и он хочет нас поблагодарить. Он предлагает нам выйти на ковёр и станцевать весёлый танец!
(Дети выходят на ковёр, повторяют движения за героями из мультфильма на экране)
-Ребята, вам понравился танец?
-Мы снова отправляемся в наше морское путешествие и на пути нас встречает Верблюд (слайд16) Он приготовил нам следующее задание.
-Садитесь за столы.
4 задание. «Конкурс капитанов».
— Самыми главными документами в мире, где утверждаются все права любого человека и права ребенка – это Декларация прав человека и Конвенция ООН о правах ребенка (слайд17)
(Показ данных документов осуществляется в презентации)
— Мы с вами уже знакомились с Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией прав человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я предложу 3 варианта ответа. Капитан каждой команды должен выбрать правильный ответ и поднять карточку с нужной буквой. Участники команды могут помогать.
1. В каком документе изложены права ребенка?
А. В конституции РФ.
Б. В конвенции о правах ребенка.
В. В декларации прав ребенка.
2. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?
А. Лицо до достижения 18 лет.
Б. Лицо до достижения 14 лет.
В. Лицо до достижения 16 лет.
3. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?
А. Председатель правительства
Б. Президент
В. Председатель Государственной Думы.
-Молодцы! Вы справились с таким сложным заданием! И я хочу каждой команде дать по одному баллу!
-А мы отправляемся дальше. И на пути нас встречает большое животное с лохматой гривой, кто это? (Лев) (слайд18)
-И он приготовил нам интересное задание, выполнить его нужно на ковре.
Три команды, выходите на ковёр!
5 задание. «Игра разрезная картинка»
— Три картинки порвали на 7 частей, попробуйте собрать их и назвать какие права детей на них изображены. Картинки лежат на ковре, каждая команда выходит на ковёр и собирает картинку!
(Команда «Смельчаки» собирают картинку «Дети имеют право на отдых, команда «Мореходы» собирают картинку «Дети имеют право на питание и питьё», команда «Капитошки» собирают картинку «Дети имеют право на медицинский уход»).
-Молодцы ребята, все правильно собрали картинки. А давайте назовём какие права на них изображены!(слайд19)
-Команда «Смельчаки» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на отдых).
-Команда «Мореходы» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на питание и питьё)
-Команда «Капитошки» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на медицинский уход).
-Садитесь за столы!
Подведение итогов Викторины от имени Айболита и от воспитателя.
-Молодцы ребята! Мне и нашему гостю доктору Айболиту очень понравилось, то как вы выполняли задания и я хочу сказать, что у нас как всегда победила дружба! Вы были очень дружными и сплочёнными командами.
-И на последок наши ребята приготовили нам стихотворения!
(Три ребёнка с каждой команды строятся на ковре).
1 ребенок. Лишь появиться ребенок
И дышать начнет едва.
У него уже с пеленок.
Веские права:
2 ребенок. Он имеет право жить
Развиваться и дружить
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий, мирный сон
3 ребенок. От врачей — помощь получать,
Обучаться, Отдыхать.
Быть веселым и здоровым
Восхищаться чем то новым
Воспитатель: И любить, и быть любим
Он на свете не один.
Итог:
-Вам понравилась наше Путешествие по сказками и Викторина по правам ребенка?
-Что вы сегодня нового расскажите своим родителям?
Игра – викторина. Права детей на примере сказочных героев.
Игра – викторина.
Права детей на примере сказочных героев.
1. Отрывок из произведения: «…Карло вошел в коморку, сел на единственный стул у безного стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
— Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье…».
Что это за сказка? («Золотой ключик или приключения Буратино»).
О каком праве мы можем здесь говорить (о праве на имя).
2. Отрывок из произведения: «…Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.
…Папа Карло сказал: «Я продал свою куртку и купил тебе азбуку! Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным».
«Я буду умненьким и благоразумненьким!» — сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.».
Каким правом воспользовался Буратино? (правом на образование).
3. Отрывок из произведения: «…Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься!».
О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (о праве иметь семью).
4. Отрывок из произведения: «Открывайте! – вопил волк. – А не то как дуну, как плюну – сразу снесу ваш дом». Да как дунул, как плюнул – и снес соломенный дом как пушинку. «Бежим, пока целы!» — завизжали поросята».
Какие права нарушены в сказке? (право на неприкосновенность жилища, на жизнь).
5. Отрывок из произведения: «У бедной Золушки работы и заботы стало ещё больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сестрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки».
Какие права нарушены в сказке? (право на труд, право на отдых).
Каждый ребенок – это маленький человек со
своими правами, которые в обязательном порядке
должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что
ребёнок будет уважать права других людей, если
будут уважать права ребёнка.
Цель: способствовать правовому воспитанию
дошкольников, донести до сознания детей в
доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.
Задачи:
- способствовать формированию у детей
дошкольного возраста представлений о Конвенции
ООН “О правах ребенка”, познакомить в
соответствующей их возрасту форме с основными
правами на примере сказок; - способствовать формированию чувства
собственного достоинства, осознания своих прав и
свобод, чувства ответственности; - способствовать развитию интеллектуальных и
личностных качеств детей — развивать уважение к
достоинству и личным правам другого человека
независимо от его социального происхождения,
расовой и национальной принадлежности, языка,
пола, возраста; - продолжать формировать навыки работы с
компьютером.
Предварительная работа: чтение сказок:
“Золотой ключик или приключение Буратино”,
“Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три
поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по
сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”;
подготовка необходимого дидактического
материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций
по сказкам).
Материалы и оборудование: костюмы лисы,
зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”;
карточки с пиктограммами; презентация
“Конвенция о правах ребенка”, авторская
развивающая игра “Я ребенок — я имею право”;
ноутбуки, проектор.
Ход занятия
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!
Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы
её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с
вами знаем, что права есть не только у взрослых,
но и у детей. Взрослые люди понимают: из
бесправного, запуганного ребенка может вырасти
только бесправный, запуганный взрослый, который
не сможет писать стихи, сочинять музыку,
запускать космические корабли и многое другое.
Это значит, что права взрослого и права ребенка
важно знать.
— Ребята, а кто из вас запомнил, как называется
главный документ, в котором записаны права детей?
(Ответы детей) Конвенция прав ребенка
Презентация 1
1 слайд — Конвенция прав ребенка
Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами
запомнили эти права, но и смогли своим друзьям
рассказать — какими правами может
воспользоваться каждый ребенок.
Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по
страницам детских сказок. Путешествуя по
сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются
права героев. Где обижают сказочных героев,
значит там, нарушают их права. А если герои
веселы, счастливы — то их права соблюдаются. Вы
согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка
“В гостях у сказки”)
Тогда отправляемся. Внимание на экран.
2 слайд — На экране фрагмент сказки Ш. Перро
“Красная Шапочка”
— Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная
Шапочка”, которую написал Ш. Перро.
3 слайд — Скажите ребята, какое сейчас
настроение у Красной Шапочки?
- А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
- Права каких героев сказки нарушены и кем?
(Ответы детей) - Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её
бабушки. - А какое право нарушил волк? (Ответы детей)
Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни
ребенка, ни взрослого.
4 слайд – Право на жизнь.
Илья выбери, пожалуйста, на столе значок
пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка
на жизнь, и прикрепи его на доску.
А сейчас, снова внимание.
5 слайд — Воспитатель зачитывает отрывок из
сказки:
… Карло вошел в каморку, сел на единственный
стул у безногого стола и, потерев так и эдак
полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. –
Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне
счастье…”
— Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
6 слайд — на экране иллюстрация к сказке А.
Толстого “Золотой ключик или приключение
Буратино”.
- Какое настроение у героев сказки в этом
отрывке? - Значит, что мы может сказать о правах героев? Они
здесь не нарушены. - О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы
детей)
7 слайд — Право на имя.
Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.
- А знаете что, когда дети рождаются, то они очень
маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете,
может быть, необязательно давать детям имена, а
просто называть их числами? (Размышления детей) - А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может
быть все должны обращаться друг к другу по
прозвищам? (Ответы детей) - Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы
при этом чувствовали? (ответы детей)
— Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери,
пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы
обозначили право ребенка на имя.
У вас всех очень красивые имена. Я просила вас,
поинтересоваться у родителей, что означают ваши
имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы
детей)
Воспитатель: Ребята, а к нам спешат
гости
8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина
избушка”.
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина
избушка”.
Заяц. Помогите! Помогите же
кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда,
попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да
меня и выгнала.
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой
дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне
жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь
какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь
право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все
имею право!
Воспитатель: подожди, Лиса,
успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим.
Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы
детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность
жилища.
Воспитатель. Илюша, выбери,
пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы
обозначили право ребенка на неприкосновенность
жилища.
9 слайд — Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь
права выгонять Зайца из его собственного дома.
Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду.
Пойдем, Заинька вместе поиграем.
Воспитатель. Я вас, ребята, тоже
приглашаю поиграть.
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
— Вы догадались ребята, о каких братцах идет
речь? (Ответы детей)
10 слайд – Это сказка У.Диснея “Три
поросёнка”
Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.
— Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?
Например:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Проводится подвижная игра “Три поросенка”.
Звучит музыка из мультфильма “Три
поросенка”.
Дети поют:
Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.
Воспитатель: Вдруг выходит волк, он
зубами щелк!
Условие игры: когда поросят в домике трое,
волк трогать их не может.
Под музыку поросята бегают по полянке. Все
поросята должны занять свои домики.
— Ребята, а какое право поросят нарушил серый
волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность
жилища).
Проходите и снова внимание.
11 слайд — Воспитатель зачитывает отрывок из
сказки. …Глядь, а у Снегурочки губы
порозовели, глазки открылись; смотрит она на
стариков и улыбается. Потом закивала она
головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула
с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не
чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая.
И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню
поет – заслушаешься.
— Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
12 слайд – на экране иллюстрация к русской
народной сказке “Снегурочка”.
Какое настроение стало у героев сказки? А
почему? (Ответы детей)
— У Снегурочки появилась семья.
- О каком праве девочки можно сказать в этой
сказке? (Ответы детей) - Каким значком пиктограммы мы отметим право на
воспитании в семейном окружении или право иметь
семью? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не
только любить ребенка, но и заботится о нем.
Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как?
(Ответы детей)
Хорошо, а вы помогаете своим родителям,
заботитесь о них?(Ответы детей)
У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может
быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не
разрешает бегать ему на улице до вечера и целый
день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А
почему? (Ответы детей)
— А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится —
Выручит его сестрица.
— О какой сказке идет речь в загадке?
(Гуси-лебеди)
13 слайд — На экране иллюстрация к сказке
“Гуси-лебеди”.
Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как
вы думаете, какое настроение у главных героев
сказки? (Ответы детей)
— Какое право детей было нарушено в этой сказке?
(Ответы детей)
14 слайд — Право не разлучаться со своими
родителями. Кирилл, найди нам значок
пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка
не разлучаться со своими родителями.
А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое
стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
На каком языке мы рассказали это стихотворение?
На русском.
Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя
Егор. Ляйсан, а какой твой родной язык? А сможешь
ли ты рассказать это стихотворение на своем
родном языке.
Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском
языке.
Значит, мы ребята можем сказать еще об одном
праве — праве общаться на своем родном языке.
15 слайд — Посмотрите, пожалуйста, на этот
значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети,
любой национальности, с любым цветом кожи имеют
равные права, и могут общаться на своем родном
языке.
Воспитатель. К нам снова спешат
сказочные герои.
16 слайд — инсценировка с героями сказки “Маша и
медведь”.
Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права
человека? Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего
не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в
избе прибирать – вот и все.
Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в
избушке убирала, кашу варила, да его кашей
кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
Воспитатель. Давайте ребята поможем
героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.
(Ответы детей).
17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве
или подневольном состоянии.
Воспитатель. Миша нарушил права
Маши.
— Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы
обозначили право ребенка не быть в подневольном
состоянии.
— Снова прошу вашего внимания.
18 слайд — отрывок из сказки А.Толстого “Золотой
ключик”:
Воспитатель:
…Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему
из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка
– колпачок с кисточкой.
…Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и
купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и
стать умным и благоразумным.
“Я буду умненьким и благоразумненьким”, —
сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.
19 – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого
“Золотой ключик”
В каком настроении здесь наш сказочный герой?
(Ответы детей)
“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так
сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился?
Правильно, в школу. Каким правом воспользовался
Буратино? (Ответы детей)
20 слайд — Каждый человек имеет Право на
образование.
Ребята, а как вы думаете, что такое образование?
Для чего оно нужно? (Ответы детей).
Давайте подумаем, где можно получить
образование? (Ответы детей).
Воспитатель. А вы, пользуетесь
правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы
детей — детский сад, кружки, музыкальную школу и
прочее).
Совсем скоро и вы отправитесь в школу.
Сейчас я предлагаю вам пройти за ноутбуки,
чтобы закрепить знания о правах ребенка в
компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. Презентация
2
Перед вами на экране герои сказок. Вам
необходимо выбрать значок пиктограммы, который
обозначает право сказочного героя, или право
героя, которое было нарушено в данной сказке.
Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то
на экране вы сможете прочесть название права. А
если вы выбрали значок пиктограммы неправильно,
то он исчезнет с игрового поля.
Приступаем.
Индивидуальная работа с детьми.
Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же,
перечислим права ребенка, о которых вы сможете
рассказать своим друзьям.
21 слайд — Я ребенок. Я имею право … (Дети
перечисляют права детей)
Всем спасибо, до свидания.
Литература.
- Шорыгина Т.А., “Беседы
о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011. - Доронова Т.Н., Защита
прав и достоинства маленького ребенка:
координация усилий семьи и детского сада,
М.: Просвещение, 2006. - Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и
обязанностях. ООО “Издательство
“Детство-пресс”,2014. - Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею
право”, М., 2007.
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ПРАВА ДЕТЕЙ»
Цель: формирование у детей системы правовых знаний, понимания
универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции.
Задачи: обучать подростков основам юридических знаний через восприятие
литературных произведений, сказок, театрализованную деятельность;
развивать умения определять и излагать свою личностную позицию,
выслушивать и принимать во внимание позиции других;
развивать навыки участия в дискуссии;
воспитывать правовую культуру детей через обыгрывание сценок, чувство
собственного «Я».
Форма проведения: игра — путешествие.
Предварительная работа: ознакомление детей с материалами документов: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»; изучение статей; работа с иллюстрациями по сказкам.
Оформление: на доске плакат с названием мероприятия; планшет с золотым правилом морали; статьи из «Конвенции о правах ребенка»; иллюстрации к сказкам; кроссворд; схема плана игры; декорация для проведения игры.
Оборудование: Мультимедийные оборудования; декорация и костюмы для инсценировок; музыкальные фрагменты; иллюстрации к сказкам; статьи «Конвенции о правах ребенка»; план — схема игры – путешествия по станциям; кроссворд; смайлики; портрет А.В.Суворова; таблички с записанными правами.
Ход игры
-
Организационный момент.
II. Вводная часть.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, коллеги!
Сегодня мы продолжаем разговор о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей. Мы отправимся в путешествие и поиграем в игру «Права детей». Наше путешествие будет проходить по станциям. Но прежде чем мы начнем наше путешествие, проведем разминку.
Разминка.
Какие международные документы о правах ребенка вы знаете?
К чему призывают эти документы?
Когда была принята Всеобщая декларация?
В каком году вступила в силу Конвенция о правах ребенка?
Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?
Всегда ли люди были равны?
Что объединяет всех людей на земле?
Что значит «относиться друг к другу по-братски?»
Назовите любые 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок.
(Ответы детей).
Итак, мы отправляемся с вами в путешествие по сказочным станциям.
«Право на жизнь.
Учитель. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека — право на жизнь». Маленький человек — ребенок — тоже имеет
право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика
осматривали и решали: если крепкий, здоровый — пусть живет. А если родился слабым, больным — бросить его вниз со скалы.
— Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
— Объясните свою точку зрения.
(Ответы детей.)
Учитель. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных — необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (демонстрирую портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку и вспомнить название сказки и ее автора.
«Правовой театр» Инсценировка по
«Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.)
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.)
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет.
— Так ли? ( Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка.)
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами, кличет служанку.)
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь на съедение волкам!
( Девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)
Учитель. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась.
Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Учитель. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; а ответила и сказала.
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Учитель. Вспомнили название сказки?
А кто ее автор? ( Ответы детей: А.С.Пушкин).
Чем закончилась сказка?
Погибла царевна?
Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива.
Кто помог царевне остаться живой?
(Ответы детей: помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы).
Кто заботится в наше время о сохранении жизни детей?
( Ответы детей: государство, родители воспитатели, врачи, полиция и многие другие люди).
Учитель. Никогда никто не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав и законах России, и все обязаны соблюдать это право.
Работа с фрагментами из сказок.
Учитель показывает фрагменты из сказок, а дети называют сказку и выбирают право, которое нарушено в ней.
Учитель показывает фрагмент № 1. сестрица Аленушка и братец Иванушка
Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
а) право на жизнь;
б) право на получение образования;
в) право на владение имуществом.
Чьи права нарушены в этой сказке?
Из каких сказок следующие герои?
Учитель показывает фрагмент № 2. Серая шейка
Как называется сказка?
Чья жизнь в опасности?
Кто посягает на жизнь?
Узнай героев этой сказки?
Учитель показывает фрагмент № 3. Заюшкина избушка
Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
а) право на жизнь;
б) право на неприкосновенность жилища;
в) право на справедливый суд;
г) право на труд.
Кто нарушает это право?
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
Учитель показывает фрагмент № 4. Три поросенка
Нарушение, каких прав изобразил художник?
а) право на владение личным имуществом;
б) право на свободу;
в) право на неприкосновенность жилища;
г) право на жизнь.
Учитель показывает фрагмент № 5. Лягушка — путешественница
Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
а) право на свободное перемещение;
б) право на неприкосновенность жилища;
в) право на образование;
г) право на труд.
Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?
Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? Назовите правильный ответ:
а) в пределах болота;
б) в пределах страны;
в) без ограничений.
Учитель показывает фрагмент № 6. «Сивка-бурка»
Назовите две сказки, в которых царь был против брака своей дочери?
Какое право при этом нарушалось?
Вспомните слова Елены Прекрасной из сказки «Сивка-бурка», подтверждающие ее желание выйти замуж за Иванушку?
Учитель Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием. А теперь мы отправляемся дальше. И следующая станция
Музыкальный конкурс.
Звучат песни. Учащиеся должны сказать, о каких правах идёт в них речь.
«В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие).
«Дуэт Черного Кота и Злого Пирата» (дружить с тем, с кем хочет).
«Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний)
«Может знает лес» (право на жизнь).
« На крутом бережку» (право на отдых).
«Наташка-первоклашка» (право на образование).
Учитель. Молодцы ребята, отлично справились! А сейчас мы поиграем еще в одну игру.
Игра «Сказка ложь, да в ней намек.
На экране высвечиваются вопросы. Ребята определяют, какую статью нарушил тот или иной герой сказки.
1. «Волк, ты нарушаешь закон, я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права, без моего разрешения», — ответила Красная Шапочка.
Какую статью декларации хотел нарушить волк?
(ст. 3. Право на жизнь, свободу и неприкосновенность)
2. Карабас — Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявил, что он нарушает Декларацию прав человека.
О какой статье говорил Буратино?
(ст. 4.Никто не должен содержаться в рабстве)
3. Доктор Айболит срочно спешил в Африку, чтобы спасти Танечку и Ванечку, которых злой разбойник Бармолей связал, и приковал цепями к пальме, желая съесть их к обеду в ближайшую среду.
О какой статье декларации забыл Бармолей?
(ст. 6. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности)
4. Иван Царевич вытащил из яйца иглу и решил тотчас расправиться с Кощеем, но не успел. Кощей взмолился жалобным голосом: «Иван Царевич, пощади, не губи, я не такой плохой, как всем кажусь. Все преступления мои выдуманы, а у моих обвинителей, нет никаких доказательств. Я сам жертва поклёпов и наговоров». Иван Царевич задумался и отложил иглу в сундучок, вспомнив об одной статье Декларации прав человека. — О какой статье вспомнил Иван Царевич?
(ст. 11 .Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем судебного разбирательства)
5. Очень понравилась царю тридесятого царства жена Ивана-дурака. Захотел он её себе в жёны заполучить и отправил своего воеводу с отрядом к Ивану-дураку. Под покровом ночи солдаты выкрали его жену, а Ивана-дурака сильно побили. Иван сразу догадался, кто на жену его позарился и в дом ворвался непрошеным. Утром Иван пришёл к царю и сказал: « Царь-государь, ночью вор лютый напал на мой дом и увёз жену-красавицу, нарушив права человека (то есть мои). А как нарушителю, будет ему кара страшная: и земная, и небесная. Суд людской его накажет и умертвит». Испугался царь и отдал Ивану его жену. — Какую статью декларации нарушил царь?
(ст.12.Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь)
6. Незнайка решил осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать по родной стране, а если получится, то побывать и в других странах. Но жители Солнечного города узнали об этом и посадили его под домашний арест (очень боялись, что он своим поведением опозорит их город или совершит непоправимую ошибку). Но Незнайка тоже был хитёр, выбрался из дома через печную трубу и на звёздочке, пролетающей в этот момент мимо, улетел на Луну.
— Какое право человека нарушили жители Солнечного города?
(ст. 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства)
7. Кот Базилио и Лиса-Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги.
— О каком праве человека забыли Кот и Лиса?
(ст.17. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими)
8. Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днём, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшена в золу высыплет, а потом Золушку заставит всё до крупинки рассортировать. И ниогда никто из них не подумал, что она живой человек и ей необходим отдых. Что уже говорить о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение.
— Какое право человека всё время нарушала мачеха?
(ст.24.Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск)
9. Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А Папа Карло был беден, и чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.
(ст. 26. Каждый человек имеет право на образование).
Учитель. Молодцы, ребята! Хорошо справились со всеми заданиями.
Сказочные герои искренне рады за вас. И помните о своих правах, не забывайте Декларацию прав человека. А мы отправляемся дальше.
Учитель. Прежде чем мы отправимся к следующей станции, я предлагаю вам вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.
Сказки глазами юриста
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно?
( «Красная шапочка»)
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. ( «Сказка о попе и работнике его Балде»)
3.Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)
4.В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»)
5.Нзовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна – лягушка»)
6.В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но сумевшая это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)
Станция «Право на защиту от разлучения с родителями»
Учитель. В каких случаях родителей могут лишить родительских прав?
(Когда уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими алкоголиками).
— Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои разлучены насильно с родными.
Дети. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев».
Учитель. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?
— Кто поможет вам, если случится беда?
(Социальные службы, органы опеки и попечительства, государство).
Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка. Часто с детьми обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей.
Подведение итогов.
Учитель. Ребята, сегодня вы замечательно потрудились.
— Понравилась ли Вам наша игра – путешествие?
— Что нового Вы узнали во время нашего путешествия?
— С какими международными документами о правах ребенка Вы познакомились?
Рефлексия.
Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Я надеюсь, что каждый из вас, ознакомившись с Конвенцией о правах ребенка, понял, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности перед обществом.
Помните «золотое правило морали»: никогда не делай того, что не пожелал бы себе.
— Перед вами, ребята, два человечка. Один улыбается, другой – хмурится. Если вам понравилось наше путешествие, выберите фигурку улыбающегося человечка, а если нет – хмурого человечка.
— Ребята! Молодцы! Вы меня очень порадовали! У вас сегодня все получилось! Поздравляю Вас! Продолжайте также хорошо работать! Спасибо большое всем за участие!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка интеллектуальной викторины «Право в сказках»
представляет собой подборку материала для проведения внеклассного мероприятия,
которое проводится в форме интеллектуальной командной игры по типу «Что? Где?
Когда?» Данная игра, как одна из эффективных форм развития познавательной
активности школьников и углубления знаний, проводится в преддверии
Всероссийского дня правовой помощи детям и при участии жюри.
20 ноября во всем мире и в России отмечается несколько важных праздников.
Дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана в честь принятия ООН в
этот день в 1959 году Декларации прав ребенка. В этот же день, но в 1989 году была
принята также Конвенция о правах ребенка. 20 ноября Ассоциация юристов России
совместно с Министерством юстиции Российской Федерации проводит
Всероссийский День правовой помощи детям, приуроченный к Всемирному дню
ребенка. Именно поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям
мира.
Форма проведения внеклассного мероприятия выбрана потому, что игра
органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной
деятельности. В процессе игры у обучащихся вырабатывается привычка
сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к
знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое,
ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий,
развивают навыки, фантазию.
Целью проведения викторины является правовое воспитание школьников,
проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в
соответствии с законодательством РФ, развитие познавательной активности,
мышления учащихся и умению работать в команде. На мероприятии решаются
следующие задачи:
• заинтересовать школьников в дополнительном изучении правовой литературы;
• повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.
• повысить интерес обучающихся к изучению неизвестных фактов правового
поля;
• активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
• развивать дух здорового соперничества.
Для проведения интеллектуальной викторины необходимо следующее
оборудование: проектор, персональный компьютер, мультимедийная презентация
«Право в сказках», оценочные листы конкурса жюри, призы.
Материал подобран в достаточном количестве и направлен на развитие общих
компетенций обучающихся. Разработка интеллектуальной викторины может быть
использована для проведения досуговых мероприятий познавательной
направленности для учащихся 6-8 классов.
Сказочно- правовая викторина
МБОУ «Шумковская ООШ»
Педагог-библиотекарь
Сысолина Т.В.
В какой сказке должностное лицо, грубо нарушив принцип «от каждого по способности – каждому по труду», присвоило заработную плату трудящегося, а последний, учинив самосуд, нанёс работодателю тяжёлые телесные повреждения?
(А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»)
В какой сказке женщина неопределённого возраста похищает чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые во многих песнях?
(«Гуси-лебеди», Баба-Яга)
(«Волк и семеро козлят» волк)
В какой сказке лицо, имеющее дурную репутацию, под маской милой, обаятельной личности совершило покушение на семерых несовершеннолетних потерпевших, но было вовремя разоблачено и жестоко наказано?
Героиня, какой сказки, облачённая в дорогую шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался несчастный хозяин за помощью о выселении гостьи! В конце концов, её действия были квалифицированы как незаконный захват жилья, и преступница со страху поплатилась жизнью.
(«Лиса, заяц и петух» или «Заюшкина избушка»)
В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, воспользовавшись ошибкой другого, не имеющего достаточного жизненного опыта, персонажа, с помощью колдовства похищает его молодую жену. А тот, пройдя через различные испытания, раскрывает секрет долголетия похитителя и, убив его, возвращает себе любимую?
(«Царевна-лягушка», Кощей Бессмертный)
Герой этой сказки, не имея достаточной физической подготовки, убежав от своих родных, возомнил себя стайером и отправился в путь по беговой дорожке с препятствиями. Хитрость и незаурядная выдержка позволили ему дойти почти до самого финиша. Но финал был трагичен: проявив легкомысленную самонадеянность и нарушив правила техники безопасности, он погибает.
(«Колобок»)
В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно?
(Ш. Перро «Красная Шапочка»)
В какой сказке престарелая дама использует благодарный поступок своего мужа в корыстных целях – для обогащения и продвижения по сословной лестнице, но вскоре всё теряет из-за своей безудержной жадности и амбициозности?
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
В какой сказке и кто нарушает права малышей спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяевами?
(«Три поросёнка», волк)
Какая героиня Г.-Х. Андерсена страдает от вмешательства в её личную жизнь?
(Дюймовочка)
Героиня, какой литературной сказки, приняв дружескую помощь от птиц, воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?
(Лягушка-путешественница)
Какие литературные герои постоянно пользовались правом на свободу мысли, слова, а так же на выражение своих мнений и убеждений?
(Капитан Врунгель,Кот-в-сапогах)
В какой сказке А. С. Пушкина подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
( А. С. Пушкин, «Сказка о попе и его работнике Балде»)
В какой сказке Г.-Х. Андерсена нарушено право: «люди имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная королева»)
Спасибо за внимание!