Разделить группу на 3 команды (дети садятся группами за 3 стола + эмблема с названием команды на столах) 1. Каждой команде дать название животного из рассказа Чарушина: ( « Воробышки», « Лисята», « Медвежата») по жребию. (Приложение №1) 2. Назвать животное по его описанию ( по манере поведения и характеру, которое они получили в народе) Задание: на доске карточки с изображением животных и воспитатель называет характерные признаки животного (по очереди), дети должны отгадать – кто из животных подразумевается (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) 3. Загадки о животных (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) Задание: отгадать загадки; Выигрывает команда, ответившая наиболее результативно (по скорости и правильности). 4. Кроссворд (общий на листе ватмана) (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) Задание: разгадать кроссворд. В кроссворде загаданы герои рассказов Чарушина, воспитатель зачитывает выдержки текста из рассказов писателя. Дети вспоминают содержание ранее прочитанных им рассказов и пытаются отгадать. Выигрывает команда, ответившая наиболее результативно (по скорости и правильности). 5. Собери картинку с животным ( изображение одного из героев рассказов Чарушина Е.И.) Детям предлагается игровое задание типа — собирание пазла. Задание: дети должны её собрать и составить мини — рассказ о том, кто изображен на их картинке. ( ПРИЛОЖЕНИЕ №5) Приложение №1 (Эмблемы команд — участниц) Приложение №2 Ёжик румяный бок Мишка дереза Лягушка хитрая Коза зубами щёлк Волк косолапый Колобок ряба Лиса квакушка Курица ни головы, ни ножек Петушок серый Заяц золотой гребешок румяный Приложение №3 ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ 1. На щётку колючую очень похож В клубочек свернувшийся маленький… Ёж 2. С ветки на ветку, как рыжая стрелка. Мечется, скачет шустрая …. Белка 3. В магазине не была, на базаре не была, А домой пришла — молока принесла. Молоку кому? Хозяину моему!… Корова 4. Не найти среди зверей никого её хитрей. Потому- то и недолго И к тому ж не жаль ничуть Ей в лесу любого волка, Как ребёнка обмануть. Лиса 5. Пробирается к корыту, оттирая всех бочком, Покупатель неумытый с неразменным пятачком. Поросёнок 6. На болоте чуть дыша, притаилась в камышах. Ей не квакается что-то, нелегка была охота. Мошкарой набила брюшко Пучеглазая… Лягушка 7. Пастуху нужна двустволка, Напугать, чтоб злого… Волка 8. Будет сильно тот реветь, Кому встретится… Медведь 9. Что случилось? Что стряслось? На опушку вышел… Лось 10. Сбросил серенькую шубку, Белую к зиме надел. Прыг – и позади лужайка, Спрятался от волка… Зайка 11. Не собака, а кусается, не клубок, а пушистый, не ребенок, а играть любит. Котенок 12. Черная заплатка, Белая заплатка, На березе скачет, Обо всем судачит. Сорока 13. Может он с тобой играет, Или ты о нём мечтаешь, Но как только он залает, Ты всегда его узнаешь. Щенок 14. Маленький рост, длинный хвост, Собирает крошки, прячется от кошки? Мышка 15. Что за серый забияка? Он со всеми лезет в драку! Как растрепанный злодей…. Этот шустрый … Воробей Приложение №4 КРОССВОРД (по страницам рассказов писателя) По горизонтали: 1. « …Кого (ответ: сорока) увидит — стрекочет. Что плохо лежит — она тут как тут. Птичье гнездо приметит — яйца расклюёт, птенцов нелётных съест..» 2. « …Говорит (ответ: Никита) Томке: — Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить. Надел (????) на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания — дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался — это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем — это доктор вымыл руки…» 3. Этот ночной певец никому не давал заснуть своими звуками. (Ответ: сверчок) 4. « …Очень занятно они играли! Лисенок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерет трубой кверху и смотрит вниз. А щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадет. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисенок спрыгнет вниз, и оба лягут спать. Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом. Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисенка лесник назвал …» (ответ: Вася) 5. «…Когда (ответ: Тюпа) очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп…» 6. «…Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит — сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает…» (ответ: заяц) 7. Эта любительница музыки прибегала послушать игру на скрипке каждый вечер. ( ответ: мышка) По вертикали: 1. «… гость съел еще четыре рыбки. А потом прыгнул на сенник к старику и задремал. Развалился на сеннике, мурлычет, то одну лапу вытянет, то другую, то на одной лапе выпустит когти, то на другой. И так ему, видно, тут понравилось, что он остался совсем жить у старика…» (ответ: кот) 2. «…Бежит Томка зверя загрызать, хвост кверху поднял — никогда он ещё такого не видал. Подбежал поближе, а она уж не с воробушка — с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а она уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошёл и нюхает: что за зверь такой?..» (ответ: корова) 3. «… Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха. Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом: — Дай (???) горошку!…» ( ответ: Яша) 4. « …Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял. Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется…» ( ответ: Томка) Приложение №5 «Собери картинку с животным правильно» Командам предлагаются разобранные на пазлы картинки с изображением животных. Дети должны её собрать (герои рассказов писателя) и составить мини — рассказ о том, кто изображен на их картинке. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно. Итог викторины: Далее подводятся итоги викторины, и награждается та команда, которая набрала большее количество очков. Детям вручаются грамоты за участие в викторине и раскраски по произведениям Е.И.Чарушина. Предлагается также сладкий сюрприз.
Викторина
по произведениям Е. Чарушина
для детей
старшего дошкольного возраста
Цель.
Формировать у детей интерес к личности писателя и его произведениям.
Задачи.
Образовательная:
обобщить
и систематизировать представление детей о произведениях Е. Чарушина.
Развивающая:
развивать
мышление, память, воображение, умение высказать свое мнение.
Воспитательная:
воспитывать
культуру речевого общения, интерес к чтению, любовь к животным.
Планируемые
результаты: дети проявляют интерес к произведениям Е. Чарушина, имеют
представление о героях и событиях, описанных в рассказах автора, владеют устной
связной речью в общении с взрослым и сверстниками, проявляют положительные
эмоции.
Предварительная
работа:
чтение рассказов Е. Чарушина, знакомство с жизнью писателя, выставка книг по
произведениям Е. Чарушина, решение кроссворда по рассказам Е. Чарушина дома с
родителями.
Оборудование:
предметы-картинки:
сапог, мешок, карандаш-градусник, соски, пожарный автомобиль, веревочка, ружье,
блюдце. Листы бумаги со словами: «Тюпа – Томка – Пунька – Женька», «Лисята –
зайчата – мишки – сорока», «Шура – Петя – Епифан – Никита», «Медведь-рыбак –
кот Епифан – волчишко – ежик», фишки, призы.
Ход
викторины
Воспитатель.
Про
болтливую сороку,
Про
медведя и лисят,
Про
веселого котенка,
Скворушку,
Никиту, Томку
Знает
каждый из ребят.
Викторина!
Всем внимание!
Придумал
нам задания
Писатель-художник
Евгений
Иванович Чарушин.
– Ребята,
мы с вами познакомились с писателей и художником Е. Чарушиным, прочитали много
его рассказов о животных, рассматривали замечательные иллюстрации к рассказам,
которые писатель нарисовал сам. Нравятся вам его рассказы, рисунки? Почему
нравятся? (Ответы детей.)
– Сейчас
мы будем играть в игру-викторину по произведениям Евгения Ивановича Чарушина. Разделимся
на две команды, каждая команда по очереди будет отвечает на вопросы, за
правильный ответ команде – фишка. Чья команда больше наберет фишек, та и
победила. Итак, мы начинаем!
Задание 1.
Ответы на вопросы.
1. Почему
Тюпу прозвали Тюпой? (Котенок Тюпа, когда видит что-то интересное, двигает
губами и «тюпает»: «тюп-тюп-тюп».)
2. Почему
Тюпа не ловит птиц? (Его клюнул дрозд.)
3. Почему
охотник выбрал из всех щенков Томку? (Он искал деревяшку, которую охотник от
него спрятал и нашел.)
4. Как Томка
научился плавать? (Увидел в воде мяч и поплыл за ним.)
5. Что
снилось Томке? (Зайчонок, как он убегает от козы, страшный медведь.)
6. Как Томка
не показывался глупым? (Сделал вид, что никто его не клюет, никто на нем не
сидит.)
7. Как
скворушка оказался на тропинке? (Он испугался дождя и ветра.)
8. Как
Скворушка вернулся домой? (Прохожий рассказал, ка он встретил говорящую
птицу.)
9. Как Никита
учил воробья летать? (Он махал руками, как птица.)
10. На кого охотился
Никита-охотник? (Деревянный тигр, резиновый крокодил, змея из веревки и
птицы.)
11. Кто накормил
зайчат? (Кошка в рассказе «Про зайчат».)
12. Как Женя научился
говорить букву «р»? (Ворона помогла.)
Воспитатель. – Молодцы,
ребята, старались отвечать на вопросы, а сейчас представим себя зверятами из
рассказов Евгения Чарушина и поиграем.
Физкультминутка
(Дети
имитируют движения под слова)
Мы
проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим
на носках, а потом на пятках.
Пойдем
мягко, как лисята,
И как
мишка косолапый,
И как
заинька-трусишка,
И как
серый волк-волчишко.
Посидим
как олененок,
И
свернемся как ежонок,
Обе лапки
отряхнем
И в
обратный путь пойдем.
Воспитатель. –
Викторина продолжается!
Задание 2.
Игра «Кто потерял?»
На столе
разложены предметы-картинки, команды по очереди отгадывают героям каких
произведений Е. Чарушина они могли принадлежать.
1. Сапог
(«Лисята»)
2. Мешок
(«Волчишка»)
3. Карандаш-градусник,
зубная щетка («Никита-доктор»)
4. Шапка-ушанка,
соски («Медвежата»)
5. Краски,
карандаши («Захочешь есть – говорить научишься»)
6. Красный
пожарный автомобиль («Воробей»)
7. Веревочка,
ружье («Никита-охотник»)
8. Блюдце
(«Путешественники»)
Воспитатель. – Хорошо, еще одно задание выполнили, а
сейчас поиграем – будем медвежатами.
Веселая зарядка «Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо
и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
Задание 3.
Игра «Что лишнее?»
На
отдельных листах написаны 4 слова, дети определяют, какое из этих слов лишнее.
1. Тюпа –
Томка – Пунька – Женька. (Женька – мальчик, остальные –животные.)
2. Лисята –
зайчата – мишки – сорока. (Сорока – птицы, остальные – животные.)
3. Шура –
Петя – Епифан – Никита. (Епифан – кот, остальные – дети.)
4. Медведь-рыбак
– кот Епифан – волчишко – ежик. (Кот – домашнее животное, остальные – дикие.)
Воспитатель. – Умники,
выполнили трудное задание, снова поиграем, в какую игру хотите играть?
Подвижная
игра по желанию детей
Воспитатель. –
Последнее задание для вас, ребята
Задание 4.
«Из какого рассказа Е. Чарушина этот отрывок?»
1. «…Выпал первый снег, и всё кругом
стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на
крыльце — всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку
погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и
вдруг видит: на крыльце в снегу какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу.
И по ступенькам следы, и на крыльце следы, и в саду следы.» (Что за зверь?)
Кто это был? (Кролик)
2. «…Надо посадить птицу в маленькую клетку
и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не
торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и
тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в
большую клетку, где она всегда живёт. Вот и вся премудрость.» (Яшка)
Что просил ворон? (Горошку)
3. «…Принесли мне как-то в маленькой
клетке несколько певчих птиц. Щеглы, канарейки. «Куда, – думаю, – мне их деть,
чего с ними делать?» Выпустить на волю – на дворе вьюжно-морозно. В
клетке – тоже не годится. Поставил я в уголке ёлку. Закрыл мебель
бумажками, чтобы не пачкали, и… делайте, что хотите. Только не мешайте мне
работать». (Пунька и птицы)
4. «…И вот видит: выбежали из лесу
разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому
снегу рядышком. Как настоящие приятели – плечо к плечу. Вместе кочки
перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются.» (Друзья)
Воспитатель. – Вот и
подошла к концу наша викторина, ребята, вы молодцы, все старались!
В конце викторины
подсчитываются фишки, дети награждаются призами.
Используемые
источники
1. Васильева
Н.А. Викторина по произведениям Е. Чарушина для старших дошкольников. //
Дошкольная педагогика 2011 /Август/. – С. 23-24
2. https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-po-raskazam-e-i-charushina-dlja-dvuh-podgotovitelnyh-grup.html
3. https://infourok.ru/viktorina-na-temu-znatoki-prirodi-po-proizvedeniyam-e-charushina-1895427.html
Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь
Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь
Задачи:
образовательная:
Дать возможность детям применить на практике полученные знания о произведениях Евгения Чарушина.
развивающая:
Продолжать развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие, связную речь, мышление, любознательность, обогащать словарный запас.
воспитательная:
вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх.
Оборудование:
эмблемы для команд, магниты, мольберт,презентация с картинкой-отгадкой, атрибуты для проведения конкурса «Чудесный мешочек», пазлы с изображением героев Чарушина, иллюстрации к рассказам, портрет писателя, выставка книг Евгения Чарушина, сладкие призы.
Предварительная работа:
Знакомство с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина, чтение произведений Евгения Чарушина, оформление литературной выставки в книжном уголке, просмотр мультфильмов по произведениям писателя.
Организация игры:
Две команды по 6 игроков сидят за отдельными столиками. Ведущие викторины – воспитатели, логопед в роли судьи (выставляетмагниты на мольберте за каждый правильный ответ). В конце игры команда- победитель награждается книгой, все участники сладкими призами.
План викторины:
1. Разминка.
2.»Узнай рассказ по герою»
3.»Чудесный мешочек»
ФИЗМИНУТКА
4. «Отгадай загадку»
5. «Собери картинку»
6 . «Исправь ошибку»
Подведение итогов и награждение победителей.
Ход мероприятия.
Вводный этап:
Ведущий:
Про болтливую сороку,
Про медведя и лисят,
Про веселого котенка,
Скворушку, Никиту, Томку
Знает каждый из ребят.
Викторина! Всем внимание!
А придумал нам задания
Писатель-художник
животного мира основоположник!
-Ребята, попробуйте догадаться, о каком писателе идёт речь?
-Мы с вами прочитали много рассказов Евгения Чарушина, и сегодня проведем викторину, которая поможет определить лучших знатоковего произведений.
В викторине участвуют 2 команды: 1-«Солнышки»и 2 — «Почемучки».
А еще я хочу представить члена жюри…
Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы и за правильный ответ получать фишку. Чья команда больше наберет фишек, та и победила. Занимайте свои места. Итак, мы начинаем!
Основной этап:
1. Разминка.
—Определи жанр произведения Е. Чарушина «Про Томку»
-
сказка
-
стихотворение
-
рассказ
-Кого испугались Шура и Петя?
-Кто такой Тюпа, и почему Тюпу прозвали Тюпой?
-Как звали помощника Е.Чарушина, которого он брал на охоту?
-
Барсик
-
Тюпа
-
Епифан
-
Томка
-Кто снился Томке?
-Как Никита учил воробья летать?
-Кого испугался Томка?
-Что рисует художник — анималист?
-
Деревья
-
Животных
-
Людей
2.»Узнай рассказ по герою»
На экране появляются иллюстрации известных героев из произведений Е.Чарушина.
-Внимание на экран!
-Вспомните название рассказа по его герою
-
«Воробей» — (воробей)
-
«Страшный рассказ»(ёжик)
-
«Про Томку» (собака Томка)
-
«Волчишко» (волчонок)
-
«Лисята» ( два лисенка)
-
«Медвежата» ( медвежонок)
3.»Чудесный мешочек»
Каждой команде предлагается на ощупь определить мягкую игрушку:
-
медвежонок
-
щенок
ФИЗМИНУТКА
(Дети имитируют движения под слова)
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк- волчишко.
Посидим как олененок,
И свернемся как ежонок,
Обе лапки отряхнем
И в обратный путь пойдем.
Ведущий:
-Викторина продолжается!
4.»Отгадай загадку»(презентация с картинкой-отгадкой).
— Я буду загадывать загадки, если вы отвечаете правильно, на экране появляется отгадка.
· Удивительный портной,-
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть! (Ёж)
· Он зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
-
Мохнатенькая, Усатенькая,
Ест и пьёт,
Песенки поёт. (Кошка) -
Забияка и воришка
Ношу я серое пальтишко,
На лету хватаю крошки.
Не пропущу и мелкой мошки.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю. (Воробей)
-
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это?.. (Волк)
-
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! (Лиса)
У Евгения Чарушина был узнаваемый стиль рисования животных, а вы сможете среди иллюстраций других художников, узнать его животных? Давайте проверим!
( На столах участников игры, вперемежку лежат иллюстрации разных художников, командам нужно отобрать только иллюстрации Чарушина)
Воспитатель:-Ну, вот и подошла к концу наша замечательная викторина. Я очень рада что, вы ребята так хорошо знаете произведения Евгения Чарушина.
Викторина по произведениям Е. Чарушина
подготовила Коренкова Н.Ю, учитель начальных классов МОБУ «Гимназия №7» Арсеньевского городского округа
Цель. Формировать у детей интерес к личности писателя и его произведениям.
Задачи.
Образовательная: обобщить и систематизировать представление детей о произведениях Е. Чарушина.
Развивающая: развивать мышление, память, воображение, умение высказать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать культуру речевого общения, интерес к чтению, любовь к животным.
Планируемые результаты: дети проявляют интерес к произведениям Е. Чарушина, имеют представление о героях и событиях, описанных в рассказах автора, владеют устной связной речью в общении с взрослым и сверстниками, проявляют положительные эмоции.
Предварительная работа: чтение рассказов Е. Чарушина, знакомство с жизнью писателя, выставка книг по произведениям Е. Чарушина.
Оборудование: предметы-картинки: сапог, карандаш-градусник, корзинка, деревяшка, мячик, елка. Листы бумаги со словами: «Тюпа – Томка – Пунька – Женька», «Лисята – зайчата – мишки – сорока», «Шура – Петя – Епифан – Никита», «Медведь-рыбак – кот Епифан – волчишко – ежик», фишки, призы.
Ход викторины
Ведущий.
Про болтливую сороку,
Про медведя и лисят,
Про веселого котенка,
Скворушку, Никиту, Томку
Знает каждый из ребят.
Викторина! Всем внимание!
Придумал нам задания
Писатель-художник
Евгений Иванович Чарушин.
– Ребята, мы с вами познакомились с писателей и художником Е. Чарушиным, прочитали много его рассказов о животных, рассматривали замечательные иллюстрации к рассказам, которые писатель нарисовал сам. Нравятся вам его рассказы, рисунки? Почему нравятся? (Ответы детей.)
– Сейчас мы будем играть в игру-викторину по произведениям Евгения Ивановича Чарушина. Разделимся на две команды, каждая команда по очереди будет отвечает на вопросы, за правильный ответ команде – фишка. Чья команда больше наберет фишек, та и победила. Итак, мы начинаем!
Задание 1. Ответы на вопросы.
-
Почему Тюпу прозвали Тюпой? (Котенок Тюпа, когда видит что-то интересное, двигает губами и «тюпает»: «тюп-тюп-тюп».)
-
Почему Тюпа не ловит птиц? (Его клюнул дрозд.)
-
Почему охотник выбрал из всех щенков Томку? (Он искал деревяшку, которую охотник от него спрятал и нашел.)
-
Что снилось Томке? (Зайчонок, как он убегает от козы, страшный медведь.)
-
Как Томка не показывался глупым? (Сделал вид, что никто его не клюет, никто на нем не сидит.)
-
Почему зверю несладко от сороки? (Не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется.)
-
Почему лисят называли ловкачами? (Раз – по занавеске на самый верх, два – на высоком шкафу.)
-
Кто стал играть с Томкой в больного? (мальчик Никита.)
-
Как выглядел доктор? (Никита надел на себя халат из простыни, очки нацепил, взял докторскую трубочку-дудку-игрушку)
-
Как повел себя Томка, когда Никита стал его слушать?
(Он схватил Никиту за ухо) -
Что Томка сделал с зубной щеткой, которой ему стали чистить зубы? (Он утащил ее и разгрыз на мелкие кусочки)
Ведущий. – Молодцы, ребята, старались отвечать на вопросы, а сейчас представим себя зверятами из рассказов Евгения Чарушина и поиграем.
Физкультминутка
(Дети имитируют движения под слова)
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Посидим как олененок,
И свернемся как ежонок,
Обе лапки отряхнем
И в обратный путь пойдем.
Ведущий. – Викторина продолжается!
Задание 2. Игра «Кто потерял?»
На столе разложены предметы-картинки, команды по очереди отгадывают героям каких произведений Е. Чарушина они могли принадлежать.
-
Сапог («Лисята»)
-
Карандаш-градусник, зубная щетка («Никита-доктор»)
-
Корзинка («Тюпа маленький»)
-
Деревяшка («Томка»)
-
Мячик («Как Томка научился плавать»)
-
Елка («Пунька и птицы»)
Ведущий. – Хорошо, еще одно задание выполнили, а сейчас поиграем – будем медвежатами.
Веселая зарядка «Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
Задание 3. Игра «Что лишнее?»
На отдельных листах написаны 4 слова, дети определяют, какое из этих слов лишнее.
-
Тюпа – Томка – Пунька – Женька. (Женька – мальчик, остальные –животные.)
-
Лисята – зайчата – мишки – сорока. (Сорока – птицы, остальные – животные.)
-
Шура – Петя – Епифан – Никита. (Епифан – кот, остальные – дети.)
-
Медведь-рыбак – кот Епифан – волчишко – ежик. (Кот – домашнее животное, остальные – дикие.)
Ведущий. – Умники, выполнили трудное задание, снова поиграем, в какую игру хотите играть?
Подвижная игра по желанию детей
Ведущий. – Последнее задание для вас, ребята
Задание 4. «Из какого рассказа Е. Чарушина этот отрывок?»
-
«…Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»
Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.
А вот ещё хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.» (Томка)
-
«…Принесли мне как-то в маленькой клетке несколько певчих птиц. Щеглы, канарейки. «Куда, – думаю, – мне их деть, чего с ними делать?» Выпустить на волю – на дворе вьюжно-морозно. В клетке – тоже не годится. Поставил я в уголке ёлку. Закрыл мебель бумажками, чтобы не пачкали, и… делайте, что хотите. Только не мешайте мне работать». (Пунька и птицы)
-
«…Заглянул на шкаф — на шкафу нет. Отодвинул комод — и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет. И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое?» (Лисята)
-
«…Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш. А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:
— Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык. Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает. (Никита-доктор)
Ведущий. – Вот и подошла к концу наша викторина, ребята, вы молодцы, все старались!
В конце викторины подсчитываются фишки, дети награждаются призами.
Список произведений Е. Чарушина:
«Почему Тюпу назвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Томка», «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Никита-доктор», «Лисята», «Сорока», «Пунька и птицы»
Цель: развитие интереса детей к художественной и природоведческой литературе про животных и птиц.
Задачи:
· вызвать интерес к личности писателя и художника Е. И. Чарушина;
· обобщить и систематизировать знания детей о его жизни и творчестве;
· воспитывать культуру речевого общения, интерес к чтению;
· развивать умение составлять рассказы из личного опыта;
· развивать познавательные способности, логическое мышление, память, творческое воображение детей;
· формировать навыки сотрудничества в процессе коллективной работы;
· воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным и птицам.
Предварительная работа: чтение рассказов Е. И. Чарушина, знакомство с биографией писателя, выставка книг по произведениям Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина к своим рассказами, создание книжек-самоделок по рассказам Е. И. Чарушина, сочинение небольших рассказов про героев произведений Е. И. Чарушина и своих домашних питомцах, решение кроссворда по рассказам дома с родителями.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, видеоролик, выставка книг Е. И. Чарушина, предметы: синий карандаш, деревяшка, рисунок, бутылка, красный пожарный автомобиль, веревочка, резиновый крокодил, блюдце, зубная щетка, краски, фишки, призы; цветные карандаши.
Ход занятия
Слайд 1.
I. Оргмомент.
Воспитатель:
— Ребята, сегодня такой прекрасный солнечный день! Смотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними! Здравствуйте!
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Позабудем все заботы
И возьмемся за работу!
II. Вводная часть.
Сегодня день у нас особый!
Я познакомлю вас друзья,
С предметом, без которого
Прожить никак нельзя!
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
— Правильно, это книга. Но у меня в руках не простая книга, а книга рассказов Евгения Ивановича Чарушина. Вы ее узнали?
— Да, ребята, мы с вами прочитали все рассказы из нее, а также и эти книги.
(Дети проходят в книжный уголок и рассматривают книги Е. Чарушина)
— Ребята, о чем или о ком писал Чарушин?
— Да, Евгений Иванович писал о природе, о животных, птицах, а также приключениях своего сына Никиты.
Про болтливую сороку,
Про медведя и лисят,
Про веселого котенка,
Скворушку, Никиту, Томку
Знает каждый из ребят.
— Сегодня мы продолжим знакомиться с жизнью и творчеством писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
III. Основная часть.
— Ребята, а вы знаете, что у Евгения Чарушина сегодня день рождения. Ему исполнилось 119 лет.
Слайд 2.
— Родился Чарушин в городе Вятке 11 ноября 1901 года. Замечательные там места, необыкновенна природа. Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Отец Евгения Ивановича был архитектором. Вот как писатель пишет о своем детстве: отец «брал меня во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днём, и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. <…> И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё это я с детства полюбил и пережил».
Мама Чарушина, Любовь Александровна, была садоводом-любителем. Вместе с ней мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, и потом всё это превращалось в чудо — сад. Вместе с мамой они лечили зверей, выкармливали уток и тетеревят, коз, индюшат, кроликов, голубей.
Слайд 3.
В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. Это были друзья мальчика. А ещё в доме жил Бобка — трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал <ему> о своих детских огорчениях».
Евгений учился понимать животных с детства. Увлечение животными у него иногда доходило до смешного.
Однажды, когда Евгению было шесть лет, он решил есть все то, чем питаются птицы. И наелся всякой гадости, из-за чего заболел брюшным тифом. В другой раз он переплыл вместе со стадом коров реку Вятку, держась за хвост одной из них. С этого момента он научился плавать.
А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать — рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках, изображал «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях».
Слайд 4.
Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Вот как говорил сам Евгений Иванович об этом:
«Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон и т.д. Всё это надо наблюдать и почувствовать».
– А давайте представим себя зверятами из рассказов Евгения Чарушина и поиграем.
Физминутка «Звери шли на водопой»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Шагом на месте)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Шагом на месте, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Руки на поясе, подскоки)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Повороты вправо-влево, загребающие движения руками)
Все мамы и дети напиться хотят. (Шагом на месте)
Слайд 5.
– Поездки, природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить всё, что хотелось передать. Хотелось Е. Чарушину не только рисовать, но и писать, как он видел, слышал, переживал, как шатался по лесам и по болотам. Так появились первые рассказы – «Щур», «Медвежата», «Волчишко».
Слайд 6.
– Ребята, мы с вами познакомились с писателем и художником Е. Чарушиным, прочитали много его рассказов о животных, рассматривали замечательные иллюстрации, которые писатель нарисовал сам, даже сами сделали книжки-самоделки. Нравятся вам его рассказы, рисунки? Почему нравятся? (Ответы детей.)
– А сейчас я предлагаю вам игру-викторину по произведениям Евгения Ивановича Чарушина.
Слайд 7.
Викторина! Всем внимание!
Отвечай, с друзьями слушай:
Придумал нам задания
Сам писатель-художник
Евгений Чарушин.
— Мы с вами разделимся на две команды: «Птенчики» и «Зверята».
Капитаном команды «Птенчики» будет Настя, а капитаном команды «Зверята» – Катя.
Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы и за правильный ответ получать фишку. Чья команда больше наберет фишек, та и победила. Занимайте свои места. Итак, мы начинаем!
Игра «Вопрос – ответ».
Слайд 8. 1. Кто такой Тюпа, и почему Тюпу прозвали Тюпой?
Слайд 9. Тюпа – это котенок. Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп…» Рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпой».
Слайд 10. 2. Почему Тюпа не ловит птиц?
Слайд 11. Его клюнул дрозд. Рассказ «Почему Тюпа не ловит птиц».
Слайд 12. 3. Как звали маму Тюпы?
Слайд 13. Непунька. Рассказ «Как Тюпа снова стал маленьким».
Слайд 14. 4. Долго выбирал себе Е. Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал?
Слайд 15. Щенка Томку. Рассказ «Томка»
Слайд 16. 5. Кто снился Томке?
Слайд 17. Зайчонок, коза, медведь. Рассказ «Томкины сны».
Слайд 18. 6. Кого испугался Томка?
Слайд 19. Корову. Рассказ «Томка и корова».
Слайд 20. 7. Кто виноват в том, что Томка заблудился?
Слайд 21. Рябчиха. Рассказ «Рябчонок».
Слайд 22. 8. Кого испугался Никита-охотник?
Слайд 23. Сорочонка. Рассказ «Никита – охотник».
Слайд 24. 9. Как Никита учил воробья летать?
Слайд 25. Он махал руками, как птица, и кормил птенца. Рассказ «Воробей».
Слайд 26. 10. Кто помогал Никите засыпать и как?
Слайд 27. Перепелка. Говорила: «Фить-пирю!», как будто «Спать пора!». Рассказ «Перепелка».
Слайд 28. 11. Какой зверь свалился на голову охотника.
Слайд 29. Кошка Маруська. Рассказ «Кошка Маруська».
Слайд 30. 12. Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?
Слайд 31. Кот Епифан. Рассказ «Епифан».
Слайд 32. 13. Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят?
Слайд 33. В сапоге. Рассказ «Лисята».
Слайд 34. 14. Почему соседи жаловались на медвежат?
Слайд 35. Разогнали цыплят, у коровы молоко пропало, разбирают трубы на кирпичи. Рассказ «Медвежата».
Слайд 36. 15. Куда отвели медвежат?
Слайд 37. В зоосад. Рассказ «Медвежата».
Слайд 38. 16. Как Женя научился говорить букву «р»?
Слайд 39. Ворона помогла. Рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»».
Слайд 40. 17. Кто знал только два слова «злодей» и «кушать»?
Слайд 41. Скворец. Рассказ «Захочешь есть — говорить научишься».
Слайд 42. 18. Как скворушка потерялся?
Слайд 43. Он испугался дождя и ветра. Рассказ «Захочешь есть — говорить научишься».
Слайд 44. 19. Какой лесной зверек подружился с щенком Огарком?
Слайд 45. Лисёнок Васька. Рассказ «Друзья».
Слайд 46. 20. Как ловил рыбу медведь-рыбак?
Слайд 47. Достаёт лапами, прикусывает, садится на камень, а когда встаёт, то рыбу уносит течением. Рассказ «Медведь – рыбак».
Слайд 48. Игра «Кто потерял?»
— У меня в корзиночке находятся разные предметы. Члены команд должны отгадать, героям каких произведений Е. Чарушина они могут принадлежать.
1. Синий карандаш («Никита-доктор»)
2. Деревяшка («Томка»)
3. Рисунок («Как Никита мне помогал»)
4. Бутылка («Медвежата»)
5. Верёвочка («Никита — охотник».)
6. Зубная щётка («Никита-доктор»)
7. Краски («Захочешь есть — говорить научишься»)
8. Красный пожарный автомобиль («Воробей»)
9. Резиновый крокодил («Никита-охотник»)
10. Блюдце («Путешественники»)
– Молодцы, ребята, старались отвечать на вопросы. А перед следующим заданием нам надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дружат добрые зверята»
Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальчики рук).
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (пальчики побежали вперед)
Слайд 49.
Игра «Звериные пазлы»
Воспитатель: Ребята, я вам принесла волшебные пазлы-иллюстрации, когда вы их соберете, то узнаете рассказ Евгения Чарушина.
Команда «Птенчики»: Рассказ «Про зайчат».
Команда «Зверята»: Рассказ «Путешественники».
Слайд 50.
— Много интересного о животных можно узнать из книг Е. Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», самые искусные звери – строители – это бобры и лисицы. Да, у леса и его обитателей, зверей, птиц, насекомых, есть много секретов и раскрыл вам эти лесные секреты Евгений Иванович Чарушин.
— Ребята, а мы с вами тоже любим природу, животных, птиц, как Евгений Иванович. Многие из вас были в зоопарках, наблюдали там за удивительными животными. А у некоторых дома есть домашние питомцы, за которыми вы ухаживаете, заботитесь и очень любите. Давайте посмотрим об этом видеоролик.
Видеоролик «Наши любимые животные»
— А капитаны наших команд подготовили домашнее задание: как настоящие писатели сочинили рассказы о своих домашних животных и даже нарисовали к ним иллюстрации. Давайте послушаем.
Слайд 51.
Капитан команды «Птенчики»: Настя.
Слайд 52.
Капитан команды «Зверята»: Катя.
Слайд 53.
— Ребята, Е. Чарушин прожил 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «А ты – человек — хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной.»
— Как вы понимаете эти слова Е. Чарушина?
— Правильно мы, люди, должны беречь природу!
IV. Заключительная часть.
– Вот и подошла к концу наша викторина. Капитаны команд, подсчитайте фишки.
Команда «Птенчики» набрала … фишек.
Команда «Зверята» набрала … фишек.
Дети выходят на ковер в круг.
— Ребята, вы молодцы, все старались! Все заработали призы. На память о нашей викторине я хочу подарить вам раскраски о животных. Кто желает, может взять карандаши и раскрасить картинки.
— Не забудьте попрощаться с нашими гостями. До свидания!
ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Е. И. ЧАРУШИНА
Автор — составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.
1. Что можно узнать из рассказов Е.И.Чарушина?
(Можно узнать много интересного о животных, их повадках, поведении и образе жизни)
-
Как называется художник, который рисует животных?
(Анималист)
-
Кто является любимыми героями рассказов Е.Чарушина?
(Детеныши животных)
-
В каком рассказе мальчики Шура и Петя были испуганы шумом за дверью? Кто напугал детей?
(«Страшный рассказ». Ёж)
-
Назовите два слова, которым научился скворец Ани из рассказа «Захочешь есть — говорить научишься».
(«Кушать!» и «злодей!»)
-
Назовите зверька, который котлетки не любит, косточкой из супа тоже не интересуется, из рассказа «Что за зверь?»
(Кролик.)
-
Назовите породу собаки, мертвой хваткой схватившей квартирного вора, из рассказа «Верный Трой».
(Бульдог.)
-
С кем Женя полчаса упражнялся выговаривать букву «р» в рассказе «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»?
(С вороной.)
-
Как звали кота из рассказов писателя, который умел ловить рыбу?
(Кот Епифан)
-
Куда спрятались два маленьких шустрых лисенка из рассказа «Лисята»?
(В охотничьи сапоги.)
-
Кто Томке спать мешал в рассказе «Томка испугался»?
(Шмель.)
-
Чьи яйца высиживала ворона из рассказа «Хитрая мама»
(Куриные)
-
Любимая игрушка Томки из рассказа «Как Томка научился плавать».
(Мячик.)
-
Кто накормил зайчат в рассказе «Про зайчат»?
(Кошка)
-
Как называется первый рассказ Е. Чарушина?
(Щур)
-
Как ловил рыбу медведь-рыбак?
(Достает лапами, прикусывает, садится на камень, а когда встает, то рыбу уносит
течением)
17.Почему охотник выбрал из всех щенков Томку?
(Он искал деревяшку, которую охотник от него спрятал)
18. Почему Тюпа не ловит птиц?
(Его клюнул дрозд)
19. На кого охотился Никита-охотник?
(Деревянный тигр, резиновый крокодил, тряпичный слон, змея из веревки и птицы)
20. Послушайте отрывки из рассказов и скажите, о каких животных идёт речь:
* Это были шустрые и беспокойные зверки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра. (Лисята)
* Поймал его человек, сунул в мешок и привёз в город. Посреди комнаты мешок положил. Долго не шевелился мешок. (Волчишко)
* Говорить их учат так. Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и туже фразу – раз двадцать, а то и тридцать. (Ворон Яшка)
* Когда он удивляется или увидит непонятное и интересное, двигает губами, тюпает: «Тюп-тюп-тюп…» (Котёнок Тюпа).
* Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет – уговаривает не сердиться. (Томка)
Сценарий литературной викторины «Мир писателя-натуралиста Евгения Чарушина» для детей подготовительной группы
Цель: Продолжать знакомить детей подготовительной группы с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Программное содержание:
Содействовать пробуждению интереса к окружающему миру, способствовать осознанию своей причастности к природе, возникновению чувства ответственности за тех, кто нуждается в защите,
Способствовать эстетическому воспитанию видеть прекрасное рядом,
Содействовать повышению творческой активности, развитию способности мыслить, анализировать, сопоставлять.
Предварительная работа:
В период подготовки к игре прочитать детям рассказы Е. И. Чарушина, представленные на выставке в книжном уголке группы, провести с ними беседу «Писатель-натуралист».
Оборудование: портрет писателя, книги и иллюстрации Е. И. Чарушина, призы для победителей, аудиозапись гонга из телеигры «Что? Где? Когда?», аудиозапись песни «Зверобика».
Игра проводится в четыре тура.
Ход игры:
Первый тур – «Отборочный»
Ведущий: Ребята, сегодняшняя игра посвящена произведениям писателя и художника Евгения Чарушина, которые вы знаете и любите. О чем его книги? (Ответы детей.) Верно. О жизни и поведении животных. Итак, начинаем нашу игру. Послушайте описания животных и назовите их. Ответившие верно становятся игроками, остальные – активными зрителями.
Описания из книги Чарушина Е.И. «Моя первая зоология»:
«Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез (…). Сонный еще. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается (…), расправляется. Пошел (…) на охоту – лягушек ловить. Под корнями во мху жуков искать. Поест, попьет, почавкает – да и тем же ходом обратно к себе на квартиру, в сухую свою нору.» (Барсук.) «…Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые желуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает – ищет, чего бы съесть».(Кабан.) «Проснулся (…) на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы! Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил (…) крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядется». (Журавль.) «В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это (…) – кошка шкура в пятнышках. Лежит (…) на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом – попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу!..» (Рысь). » (…) мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит, где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть снег шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!» (Лиса). «У (…) перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у (…) кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам (…) охотится, а днем спит». (Сова).
Тур заканчивается, как только три ребенка ответят правильно. Эти дети занимают свои места на подиуме.
Ведущий: Прошу участников игры занять свои места в центре. (Затем обращается к другим детям.) Вы можете помогать игрокам, если понадобится помощь, тем самым покажете свои знания
Второй тур – «Выбирайка»Звучит гонг.
Ведущий: В этом туре я задам всем троим игрокам один вопрос и дам три варианта ответа, один из которых нужно выбрать и озвучить. После этого я зачитаю верный ответ. Правильно ответивший участник получает жетон. Евгений Иванович учился понимать животных с детства, ведь дома у Чарушиных были кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, вел дружбу с треногим псом Бобкой. Вот из этих воспоминаний и родился рассказ «Васька, Бобка и крольчиха». Давайте его вспомним. Жили в доме кот – Василий Васильевич, толстый, весь серый в черных пятнышках, как в бусинках, драчливый кот, и пес – мордочка у него будто улыбается, и всегда язык на сторону висит, а зовут его Бобка – вихляйка, потому что он все время вертит хвостом, и сам вихляется, как червяк на ниточке. И еще жил в этой семье мальчик, и уже не маленький мальчик, потому что однажды принес ему отец в корзине крольчиху и сказал: «Если уморишь, значит, из тебя никогда толку не будет, а выходишь как следует – значит, ты деловой парень.» Вот так у мальчика появилась новая забота. Он смастерил крольчихе гнездо и стал наблюдать за крольчихой, а вместе с ним стали наблюдать за ней Бобка – вихляйка и кот Василий Васильевич, так целую неделю наблюдали. А потом случилось вот что.
Звучит аудиозапись отрывка из рассказа «Васька, Бобка и крольчиха»: (… сидим мы как-то раз, и вдруг Васька вытянулся и пополз по забору. Ползет … ползет … Видит кого-то, а я не вижу. Смотрю на Бобку, а Бобка голову набок повернул, рот прихлопнул, а язык убрать не успел. Торчит язык. Бобка тоже кого-то заметил. А я не вижу. И вдруг зашевелилось в норе что-то белое, и крольчонок вылез. Ой, и хорош крольчонок! Глаза как бусы черные, сам весь белый, уши короткие еще, а мордочка тупая, и нос приплюснут. Выкатился комочек, подобрал травинку и давай ее есть. Жует крольчонок травинку – вся мордочка с носом ходуном ходит, из стороны в сторону ворочается. А травинка в рот залезает – все меньше и меньше делается. Кончилась травинка – другую подобрал. А уж из норы друг за дружкой четыре крольчонка вышли, и мать тоже выползла. Обрадовался я. А Бобка визжать начал. Я ему морду зажимаю. — Тише, тише, дурак, спугнешь… Вдруг кот как слетит с забора … Схватил одного крольчонка и – опять на забор. Остальных крольчат как ветром сдуло – ускакали в нору. Никого нет. Только кот бежит по забору, и в зубах у него маленький крольчонок бьется. А ты вор! Ну берегись теперь! Добежал кот до стены. Куда спрыгнет? За забор или ко мне? Ко мне прыгнул, на наш двор. Крольчонка в зубах держит).
Ведущий: Вот такая ситуация. Внимание, вопрос: Как себя повел пес Бобка – вихляйка? а) (Набросился на кота, отбил крольчонка и загнал кота на дерево); б) Спрятался, испугавшись кота; в) Лаял на кота в стороне.
Дети отвечают.
Ведущий: Давайте посмотрим, что же произошло на самом деле. (звучит аудиозапись следующего отрывка из рассказа). «…Тут Бобка как налетит на него. С ног кота сшиб и давай трепать. Кот басом воет, фыркает, прыскает. А Бобка на этот раз ничего не боится, рычит, кота как тряпку, по земле волочит. И отбил крольчонка. Прогнал кота, загнал его на дерево». Ребятам, которые выбрали верный ответ, ведущий вручает жетоны. Музыкальная пауза. Звучит песня «Зверобика» Б. Савельева, ведущий предлагает детям потанцевать. После танца дети занимают свои места.
Ведущий: Как интересно наблюдать за животными, такими непосредственными и любопытными. Какие они разные: у каждого свой характер, настроение, привычки. В этом мы еще и еще раз убеждаемся, читая рассказы Евгения Ивановича Чарушина. Он хорошо знал и любил лес и его обитателях. Особенно звериных малышей, забавных и беспомощных. Именно о них пойдет речь в следующем туре.
Третий тур – «Вопрос – ответ»
Звучит гонг.
Ведущий: По условиям игры в третьем туре я задам каждому участнику по одному вопросу, за правильные ответы они получат жетоны. Вопросы будут по книге Е.И.Чарушина «Большие и маленькие»:
1-ый вопрос: Назовите маму, таким образом обучающего своего малыша? «Ходи неслышно, ступай мягко: у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной, должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать. Желтые глаза – ночью видят. Черные уши – далеко слышат. Длинные ноги – осторожно ступают». Три варианта ответа: а) Медведь, б) Волк, в) ( Рысь.)
2-ой вопрос: Как зовут эту мамочку? «Копай нору – подземный дом – глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем, четвертый – в густой траве, пятый – в частом ельничке. Станут собаки тебя догонять – ты скорей в нору! Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода — и в лес… Только тебя и видели!..» Три варианта ответа: а) Кролик, б) (Лисица), в) Барсук.
3-ий вопрос: Как зовут маму этого малыша? «Смотри на меня! Скачи, как я! Где кусты и густая трава, там выше скачи – ногами не зацепись! Где ровное место над землей – ровно беги, как птица лети. Ты должен быстрее всех бегать, чтоб никто тебя не догнал. Устал, (…)? Ложись под куст. Тут солнышко светит сквозь ветки. Светлыми пятнышками на траве играет. У тебя шкура рябенькая, тоже в пятнышках. Тут тебя и незаметно». Три варианта ответа: а) Лось, б) Олень, в) Заяц.
Подводятся итоги тура.
Ведущий: Что же получается? Евгений Чарушин в своих книгах передает нам разговоры зверей. Неужели он знал их язык?.. Нет, он просто очень любил животных и постоянно наблюдал за их повадками. Вся жизнь писателя была связана с природой. Он был заядлым охотником, а какой же охотник без собаки? Об этом пойдет речь в последнем туре.
Четвертый тур – «Что главное?»
Звучит гонг.
Ведущий: У Евгения Чарушина есть рассказ «Томка», в котором идет речь о том, как охотник выбирает себе щенка охотничьей породы. Может быть, наш автор когда-нибудь сам выбирал себе щенка для охоты, а может, это просто его наблюдения. Дальше зачитывает отрывок из рассказа «Томка»:
«Щенки небольшие – только что научились ходить. «Который-то из них, — думаю я,- мне будет помощник на охоте? Как узнать, кто толковый, а кто не годится?»Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.Вот злой щенок – сердитый. Рычит, со всеми лезет драться.(…) А вот еще (…): он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то отнять могут. В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует? (…) И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял…»
Ведущий: Итак, вопрос ко всем участникам игры: какого щенка выбрал герой рассказа – охотник? У меня есть три варианта ответа:
а) Злой щенок,
б) Щенок, который лижется,
в)( Щенок, который грыз деревяшку).
Дети отвечают.
Ведущий: Давайте посмотрим правильный ответ в книге. (Читает): «Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого дичь не спрячется. Назвал его Томкой. И стал расти помощника».
Подведение итога тура.
Задание для зрителей – «Наблюдение-опыт»
Звучит гонг.
Ведущий: Ребята! Наша игра близится к концу. Напоследок я предлагаю зрителям небольшое наблюдение-опыт за дружбой двух зверей – домашнего и лесного. (Читает отрывок из рассказа Чарушина «Друзья»). Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. Он раскопал нору и нашел там одного маленького лисенка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.
А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже совсем еще маленький. Щенку было от роду один месяц.
Вот и стали лисенок и щенок расти вместе. И спят они вместе, и играют вместе. (…) Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом. Щенка звали Огарок, потому что был рыжий, будто огонь. А лисенка лесник назвал Васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском – будто мяукал. Все лето лисенок и щенок прожили вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончаром, а лисенок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисенка на цепь, чтобы не убежал в лес. (…) Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса. «Ну, — подумал лесник, — теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в снегу и застрелю как дикую».
Вызвал он своего Огарка, снял с полки ружье.
— Ищи, — говорит, — Огарок. Ищи своего приятеля. – И показал следы на снегу. Огарок лаял и бежал по следу. Гонит, лает – по следу идет. И ушел он далеко-далеко в лес, еле его слышно. Вот и совсем замолк. И вот снова сюда идет – лай все ближе, ближе. Лесник спрятался за елку на опушке, взвел курки на ружье…) Ведущий: Вот такая история, а вот и вопрос: как вы думаете, что произойдет дальше? Как поступят собака и лиса, как они поведут себя? а) Собака загонит лису, и охотник убьет ее, б) (Выбежали из леса как друзья, и увидев хозяина, бросились оба к нему). в) Стали играть и убежали оба в лес.
Дети отвечают.
Ведущий: Что ж, посмотрим правильный ответ: (зачитывает из рассказа) «…И вот видит: выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели – плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и улыбаются. Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул ему на плечи, а пес встал на задние лапы, уперся в грудь хозяину и хамкает и ловит, шутя, лисий хвост…».
Подведение итогов викторины
Ведущий: А сейчас, уважаемые игроки, подсчитайте свои заработанные жетоны. Победитель получает приз – книгу Евгения Чарушина. Остальные игроки и самый активный зритель получают поощрительные призы. Идет вручение призов. Ведущий: Наша игра завершена. Я буду рада, если после нее вам захочется пойти в лес, в зоопарк, на станцию юных натуралистов, и понаблюдать за зверями, птицами, насекомыми, почитать рассказы Евгения Ивановича Чарушина, написанные с большой любовью к природе своей Родины. Он как-то сказал: «Родина – это и запах сосны и ели, и аромат полей, и поскрипывание снега под лыжами, и синее морозное небо…»
Литературная викторина по рассказам Евгения Чарушина
Подготовила Алексеенко Е.В. Учитель начальных классов
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965 гг.)
ВИКТОРИНА
1.Из какого щенка получится лентяй?
(Из щенка, который ест, да спит)
2.Как определить злого и сердитого щенка?
(Он рычит, со всеми лезет драться)
3.Как определить щенка-охотника?
(Спрятать палочку, и если он будет обнюхивать все, будет искать-он будет настоящим охотником)
4.Почему Томка в первый раз выскочил из воды?
(Видно он дышать в воде вздумал — вода попала ему в нос, да в рот. Он и выскочил)
5.Какая любимая игрушка была у Томки?
(Мячик)
6. Как Томка поплыл в первый раз?
(Побежал в воду за мячом и не заметил как поплыл)
7.Кого Томка испугался на первой охоте?
(Он испугался коровы)
8.Какие сны видит Томка?
(Он видит собачьи сны: про охоту, про зверей, про птиц)
9.С кем Томка во сне хотел подраться?
(Он хотел подраться с медведем)
10.Из-за чего Томка обижается?
(Он не любит, когда над ним смеются)
11.Кто забрался Томке на спину и поехал на нем?
(Курица)
12.Кто стал играть с Томкой в больного?
(Мальчик Никита)
13.Как выглядел доктор?
(Никита надел на себя халат из простыни, очки нацепил, взял докторскую трубочку-дудку-игрушку)
14.Как повел себя Томка, когда Никита стал его слушать?
(Он схватил Никиту за ухо)
15.Как измеряли температуру?
( Никита поставил Томке карандаш-градусник, а Томка стал барахтаться)
16. Что Томка сделал с зубной щеткой, которой ему стали чистить зубы?
(Он утащил ее и разгрыз на мелкие кусочки)
17.Понравилось ли Томке играть в больного?
(Нет, не понравилось)
18. Послушай и угадай рассказ.
(Томка и корова)
МОЛОДЦЫ!