Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №
7»
г.Коркино
Челябинской области
Игра-викторина
«О
вежливости, доброте и правде»
/по
рассказам Валентины Осеевой/
(для
обучающихся 2-х классов по основной общеобразовательной программе)
Мероприятие подготовила
педагог-библиотекарь
МБОУ «НОШ № 7»
Давыдова Елена Борисовна
Игра-викторина
проводилась на Неделе детской и юношеской книги среди команд обучающихся вторых
классов (4-5 участников от команды). На подготовительном этапе ребятам было
предложено прочитать следующие рассказы Валентины Осеевой: «Волшебное слово»,
«Девочка с куклой», «Сыновья», «Просто старушка», «Злая мать и добрая тетя»,
«Что легче?», «Печенье», «На катке», «Три товарища», «Синие листья», «Хорошее»
Участники каждой из
команд выполняли разные задания, отвечали на вопросы викторины. За правильно
выполненное задание команда получала жетон. В конце игры определили
команду-победителя, набравшую наибольшее количество жетонов.
Библиотекарь. Здравствуйте,
ребята! Рада приветствовать вас на игре-викторине «О вежливости, доброте и
правде»
А какие рассказы вам больше нравится
читать: большие, длинные или небольшие по объему, когда можно быстро узнать,
чем заканчиваются события? /Ответы ребят/
Каких авторов вы знаете, которые пишут
короткие рассказы? /Ответы ребят/ (Николай Носов, Виктор Драгунский, Виктор
Голявкин и др.)
Библиотекарь. Сегодняшняя наша
встреча посвящена Валентине Александровне Осеевой, которая как раз и писала
коротенькие рассказы. Послушайте, что она писала:
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как
вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без
помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, —
сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала
думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и
собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас
короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать».
В
детстве Валентина мечтала стать актрисой. Окончив гимназию, она поступила в
театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её
семья переехала в Подмосковье.
Здесь
мама Осеевой стала работать в детском доме. В 21 год юная Валентина Осеева,
придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее
настоящее призвание – воспитывать детей. 17 лет отдала работе в детских домах,
воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Воспитывая
детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера
и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам.
Ребятам очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они
уговорили Осееву написать то, что она рассказывала, и отнести в редакцию. Так в
1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” — о
мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий
кот”.
В
своих книгах она постоянно обращалась к детям. Валентина Осеева старалась
разговаривать с детьми о том, что важно знать и понимать маленькому ребенку.
Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя – об этом рассказы Осеевой,
которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно.
Писательницы
Валентины Осеевой давно уже нет, но остались ее добрые книги. Они помогают
увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство
отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности.
Наша
викторина посвящена рассказам Валентины Осеевой. От
каждого класса представлена команда. Вы будете выполнять разные задания. За
правильные ответы на вопросы и правильно выполненные задания команда будет
получать жетоны. Если команда не знает ответа на вопрос, то право ответа
переходит к другой команде. В конце игры мы подсчитаем количество жетонов,
заработанных каждой командой, и определим команду-победителя. Итак, начинаем
игру.
Вопросы
по рассказу «Волшебное слово».
1.
Какие неприятности случились у Павлика?
(Сестра Ленка не дает краски; бабушка за морковку тряпкой
прогнала из кухни; брат едет на лодке, а Павлика не берет)
2.
Какой совет дал Павлику старичок? Как нужно произносить
волшебное слово?
(Волшебное слово «пожалуйста»; говорить его надо тихим голосом,
глядя в глаза тому, с кем говоришь)
Что же это за слова? Это обычные, простые, умные, полезные и
добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете
нельзя. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека
в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Пронаблюдай
внимательно за собой и другими. Наступил тебе кто-то на ногу – больно. Ты
рассердился, готов полезть в драку. И вдруг слышишь «Извини, пожалуйста, я
нечаянно» и в голосе искреннее сожаление. Злость сразу прошла, и ты неожиданно
для себя самого говоришь: «Прощаю».
Игра «Солнышко» (командам раздается шаблон солнышка). Задание: на каждом
лучике написать какое-нибудь вежливое слово.
Библиотекарь. Молодцы, с заданием справились! Давайте теперь вместе
произнесем вслух вежливые слова.
/Библиотекарь читает стихотворение, ребята хором
заканчивают/
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома —
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну…(извините).
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До
свидания).
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю).
Тебе подарят что-нибудь —
Благодарить не
позабудь!
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас — будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны),
Будьте…(добры).
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!
Что такое вежливость?
Вежливость – это не просто «волшебные слова». Истинная вежливость
заключается в благожелательном отношении к людям. Не только слова должны быть
добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни
вашим родителям, ни друзьям. Вспоминаем рассказ «Девочка с куклой».
«Девочка
с куклой»
1.Что
произошло с главным героем Юрой в автобусе? (Он пытался уступить место в
автобусе сначала военному, потом бабушке…)
2.Почему
он уступил место девочке? (потому что она была с куклой, а он подумал, что
вошла женщина с ребенком)
Следующее
задание командам. Решите задачи
/Задачи
на карточках. В течение 1-2 минут ребята читают задачи и совещаются между собой
в командах. Затем каждая команда по очереди читает свои задачи и дает свой
ответ/
1.
Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись.
Который из них должен уступить дорогу другому, если первому мальчику 8 лет, а
второму 11 лет?
(Обычно уступает дорогу тот, кто вежливее)
2.
Мальчик крикнул прохожему:
– Скажите, сколько сейчас часов?
Обращаясь к прохожему мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие
ошибки он сделал?
(Забыл поздороваться; мальчик должен был не кричать, а спокойно
спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»)
3.
По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 8
лет. У первого в руках было пять предметов: один портфель, три книжки и один
большой сверток. Одна из книг упала.
– У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
– Разве? – удивился тот.
– Конечно, объяснил мальчик. – У вас же было три книги, плюс
один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.
– Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал
прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако, есть правила, которых ты
еще не усвоил.
Какие правила не усвоил мальчик?
(Мальчик должен был не считать упавшие вещи, а помочь пожилому
человеку их поднять)
4.
Мама утром разбудила тебя вовремя, но ты очень долго просыпался
и вновь опоздал в школу. Что ты скажешь маме и учительнице? Каким тоном?
(Извиниться и пообещать больше не опаздывать)
5.
Одна девочка обозвала тебя плохими словами, твой друг толкнул
ее, заступаясь за тебя. Твои действия в данной ситуации.
(Попытаться убедить друга, что он не прав, толкнув девочку, даже
если она не права)
6.
Мама зовет сына:
– Миша, помоги, пожалуйста, вымой
посуду.
Миша отвечает:
– Сейчас.
Проходит некоторое время, мама снова просит
сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и
видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
– Ну, зачем ты вымыла, — обижается сын.
– Я бы вымыл немного погодя.
Как вы думаете, почему мама обиделась на
сына?
(Если мама просит о помощи, нужно помочь
сразу, не откладывая дела на потом)
7.
Сестра взяла краски без разрешения. Порисовала и положила на
место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто из них
поступил неправильно?
(Сестра взяла краски без разрешения)
8.
Мой знакомый мальчик спрашивает:
– Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и
забыл вернуть? Друг о ней уже и не вспоминает!
Как вы думаете, что посоветовать мальчику?
(Вернуть игру немедленно и извиниться за то, что не вернул
вовремя)
Библиотекарь: Есть такое слово «этикет» –
это нормы и культура поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому.
Это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и
дружелюбным.
Продолжаем нашу викторину.
Рассказ «Сыновья»
Почему старичок в рассказе на вопрос трех женщин, хваливших
своих сыновей, сказал: «Я только одного сына вижу!»
(Два других сына любуются только собой, не вспоминая о матери)
Рассказ «Просто старушка»
Чему удивилась девочка?
(Вежливый человек всегда поможет другому, если видит, что он
нуждается в его помощи)
Рассказ «Злая мать и добрая тетя»
Почему Даша так говорила: злая мать и добрая тетя?
(Тетя ничего не заставляла делать, а мама учила не бояться
никакой работы)
Библиотекарь: Как
внимательны и заботливы наши мамы и бабушки! Они любят нас больше всех на
свете, они непрестанно заботятся о нас, лечат, когда мы болеем, готовят нам
что-нибудь вкусненькое, учат многим полезным и нужным вещам. Поэтому, очень
важно стараться как можно чаще радовать маму, бабушку, помогать им.
Конкурс «Шифровка»
/Каждая команда получает карточку, на которой зашифрована
какая-то фраза из рассказов В. Осеевой. Вместо букв – цифры. Пользуясь
таблицей, ребята должны расшифровать фразы, вспомнить из какого они рассказа/
Библиотекарь: Расшифруйте фразы, скажите
из какого они рассказа.
1.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в
улыбке. («Волшебное слово»)
2.
Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички
Трезору. («Хорошее»)
3.
Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить
уроки. («Злая мать и добрая тетя»)
4.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь
вдвойне. («Что легче?»)
Рассказ «Что легче?»
1. Какие
идеи по поводу того, что сказать дома, появились у мальчиков?
(У первого мальчика – что
волк напал в лесу; у второго – что дедушку встретил; третий решил, что легче
сказать правду)
2. Как
родители первых двух мальчиков узнали, что они солгали?
(Лесной сторож сказал, что в
этих местах нет волка; дед пришел в гости, обман раскрылся)
3. Зачем,
с какой целью люди говорят неправду? /Ответы ребят/
-Чтобы не огорчать
родителей.
-Из трусости, боясь
последствий.
-Из корыстных расчетов,
стремясь что-то выгадать для себя.
-По легкомыслию, нечаянно,
не задумываясь, что они это делают.
Следующее задание. «Радуга»
/Выбрать рассказы самые короткие, из тех, что были предложены к прочтению/.
Каждой
команде выдается рассказ Осеевой. Он разрезан на цветные полоски. Если вы
правильно составите текст рассказа, то у вас получится радуга из листочков.
Рассказ «Печенье»
1. С
какими словами обратился Миша к Вове? (Дели по одному, сказал строго)
2. С
какими словами обратился Миша к бабушке? (Налей нам чаю!) Можно ли это считать
просьбой? (Нет)
3. Изменилось
ли настроение у мамы и бабушки? (Если сначала бабушка весело звенела чашками,
то потом «за столом стало тихо»)
4. Как
вы думаете, о чем подумал Миша, увидев, как мама мешает ложечкой не начатый
чай, а бабушка жует корочку черного хлеба? (Понял, что печенье надо было
поделить на всех)
Рассказ «На катке»
1. Почему
девочка упала? (Лихо заворачивая, Витя наскочил на девочку)
2. Почему,
отвечая на Витин вопрос про ушиб, девочка улыбнулась? (Потому что она увидела
растерянность и сочувствие Вити)
3. Почему
Витя потом изменил свое отношение к девочке? (Услышал сзади смех)
Рассказ «Три товарища»
1. Какая
неприятность случилась у Вити? (Потерял завтрак)
2. Как
отнеслись к этому его товарищи? (Стали сочувствовать)
3. Как
поступил Володя? (Поделился с товарищем хлебом с маслом)
Рассказ «Синие листья»
1. Почему
у Лены на рисунке листья на деревьях синие? (Потому что у нее не было зеленого
карандаша)
2. Какие
причины придумывала Катя, чтобы не дать Лене карандаш? (У мамы спрошу; у брата
спрошу; боюсь сломаешь карандаш)
3. Почему
Лена не взяла карандаш? (поняла, что Кате жалко)
4. Какой
совет учительница дала Кате? (Надо так давать, чтобы можно было взять.)
И в
заключении игра «Хорошее»
У Осеевой есть рассказ,
который так и называется.
1. О
чем мечтал Юрик, проснувшись рано утром? (Сделать что-то хорошее)
2. Что,
по мнению Юры, «сделать хорошее»? (спасти тонущую сестренку, спасти няню от
волков, спасти Трезорку, упавшего в колодец)
3. Что
посоветовала мама? (погуляй с сестренкой, помоги няне убрать посуду, дай
водички Трезору)
Главный
смысл рассказа «Хорошее» состоит в том, что самое хорошее, доброе дело – это
помощь всем окружающим. Не надо выдумывать какие-то особенные хорошие дела,
надо только внимательно посмотреть вокруг и понять, кому и какая помощь нужна.
Рассказ учит быть внимательным к людям и помогать тем, кто нуждается в помощи.
Мечтать не вредно, но лучше почаще присматриваться к тому, что происходит в
реальной жизни.
В
чем заключается задание.
1
команда: подумайте о том, что хорошего можно сделать дома.
2
команда: подумайте о том, что хорошего можно сделать в школе.
3
команда: подумайте о том, что хорошего можно сделать на улице, во дворе.
4
команда: подумайте о том, что хорошего можно сделать на отдыхе, в лесу, на
речке.
А
теперь давайте подведем итоги нашей игры, подсчитаем количество заработанных
вами жетонов. /Объявление команды-победителя/
Библиотекарь:
Закончить нашу игру-викторину мне хотелось бы стихотворением
Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать».
Стать добрым волшебником Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не надо особой. Понять и исполнить Желанье другого — Одно удовольствие, Честное слово! На клумбе цветок. Его листья повисли. Грустит он… О чем? Угадал его мысли? Он хочет напиться. Эй, дождик, полей! И дождик струится Из лейки твоей. А что же сестренка Скучает в сторонке? Волшебное что-нибудь Сделай сестренке!.. |
И ты обернулся Ретивым конем — Галопом Сестренка Помчалась на нем! Хоть мама Еще не вернулась с работы, Нетрудно узнать Ее думы-заботы: «Вернусь — хорошо бы Пошить, почитать… Да надо с уборкой Возиться опять». И ты совершаешь Веселое чудо — Ковёр засверкал, Просияла посуда. И ахнула мама, Вернувшись домой: — Да это — как в сказке!.. Волшебник ты мой! |
В каждом из вас, ребята, есть волшебная
сила — сила ваших добрых слов и поступков. Будьте добры!
Литературная викторина по рассказам В. Осеевой
Цели:
сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном для детей уровне;
способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;
раскрыть содержание понятий: «волшебное слово», «настоящий друг», «щедрость»;
дать детям возможность оценить себя и свои поступки.
Оборудование: доска, книжная выставка, иллюстрации к рассказам, разрезанные на части названия рассказов.
Валентина Александровна ОСЕЕВА
(1902- 1969)
Есть на свете волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста». Скажешь их — и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Совсем такие, как у мальчика Павлика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Решил Павлик даже из дому убежать. Сестра Лена краски не даёт, брат не захотел его на лодке покатать. А дело-то оказалось в том, что не умел Павлик просить, не знал волшебного слова «пожалуйста», которое говорить нужно «тихим голосом, глядя прямо в глаза».
Но не только о «волшебных словах» можно узнать из рассказов Осеевой.
Семнадцать лет проработала Валентина Александровна с детьми. Любила их и понимала. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики честными и воспитанными людьми.
А чтобы стать воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек — это тот, кто не будет сидеть, равнодушно поглядывая в окно, если рядом, в переполненном трамвае или автобусе, стоит пожилой человек, маленький мальчик или девочка. Тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа В. Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее». Дёрнул её за косичку мальчик Ваня, а сдачи она ему дать не могла. Большой Ваня, сильный. Вот от злости и ударила ногой Барбоса.
Так что в маленьких рассказах, которые писала Валентина Александровна для того, чтобы дети «могли читать их без помощи взрослых», большой смысл.
Есть у В. Осеевой и повести о школьной дружбе — «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка». В повести «Динка» рассказывается о девочке Динке, живущей на берегу реки Волги. Повесть эта — воспоминание писательницы о своём детстве, друзьях и недругах1.
Но какими бы ни были произведения Валентины Александровны Осеевой, большими или маленькими, очень хотелось ей, чтобы дети не просто читали их, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».
1 Задание.
Заголовки рассказов рассыпались. Соберите названия рассказов Осеевой. (оформляется на доске)
1. Девочка с куклой.
2. Навестила.
3. Жадная мать.
4. Долг.
5. Кто всех глупее.
6. Печенье.
7. Рыжик.
8. Динка.
9. Волшебное слово.
10. Сыновья.
11. Три товарища.
2. Вопросы и задания
1. Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы?
2. Что значит быть воспитанным человеком?
3. Как нужно читать рассказы В. А. Осеевой?
4. Какие «волшебные слова» вы знаете?
5. Расскажите какой рассказ вам понравился и объясните почему.
3 Задание.
Подберите заголовок рассказа и иллюстрацию к нему.
4 Задание.
Назовите хорошие и плохие поступки, описанные в рассказах В.Осеевой.
В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.
Далее педагог кратко знакомит учащихся с понятием «рассказ» (небольшое по числу событий, персонажей и объему текста прозаическое произведение).
«Волшебное слово» – пожалуй, самый известный рассказ В.А. Осеевой. Как вы думаете, почему рассказ так назван, что за чудеса происходят с его героями? (Дети отвечают.) Какие еще «волшебные слова» вы знаете? (Проводится аукцион: кто больше вспомнит слов.) Как нужно их произносить? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза.)
Учитель читает учащимся рассказы В.А. Осеевой «Навестила», «Синие листья», «Хозяюшка». Далее все вместе обсуждают рассказы, отвечают на вопросы:
как вы понимаете слова: «надо так давать, чтобы можно было взять»;
что значит слово «щедрость» (бескорыстная помощь другим);
настоящий друг – какой он;
подумайте: может ли кто-то назвать вас настоящим другом?
В заключение учитель подводит итог занятию и просит не забывать совет В.А. Осеевой: читать и думать.
Викторина по рассказам Валентины Осеевой для взрослых и детей
Викторина
по рассказам Валентины Осеевой
для взрослых и детей
педагог дополнительного образования Бюнгер В.П.
Цель: Формирование духовно—нравственных качеств у старших
дошкольников посредством знакомства с авторскими произведениями
художественной литературы
Задачи:
Образовательные:
продолжать формировать у детей нравственную позицию по отношению к
природе и окружающим;
закрепить основы этической культуры: правила общения и взаимодействия
людей в различных ситуациях;
Развивающие:
развивать память, связную речь, смысловое мышление, умение рассуждать и
выражать свою точку зрения;
совершенствовать коммуникативную компетентность, культуру
межличностных взаимодействий;
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам и
старшим;
способствовать формированию морально—волевых качеств: честности,
решительности, настойчивости, смелости.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
ЧТЕНИЕ С ОБСУЖДЕНИЕМ РАССКАЗОВ В. ОСЕЕВОЙ
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
СИНИЕ ЛИСТЬЯ
РЕКС И КЕКС
ЧТО ЛЕГЧЕ?
КТО ГЛУПЕЕ?
ПЛОХО
КТО ХОЗЯИН
НА КАТКЕ
ОТОМСТИЛА
ХОРОШЕЕ
СЫНОВЬЯ
ВРЕМЯ
ЛЕКАРСТВО
СТОРОЖ
ТРИ ТОВАРИЩА
СИНИЕ ЛИСТЬЯ
ДО ПЕРВОГО ДОЖДЯ
ДОБРАЯ ХОЗЯЮШКА
ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ
БАБУШКА И ВНУЧКА
ЖАДНАЯ МАТЬ
ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЁТЯ
ПЕЧЕНЬЕ
НАВЕСТИЛА
ОБИДЧИКИ
СЛУЧАЙ
ПРОСТО СТАРУШКА
27 ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ
1. Какой секрет открыл старик Павлику, который был обижен на всех своих
родных? Как называется этот рассказ?
«Волшебное слово»
• Какое именно слово оказалось волшебным?
Пожалуйста
• Как, по мнению старика, нужно было произносить волшебное слово,
чтобы случилось чудо?
Говорить его надо было тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем
говоришь.
• Удалось ли Павлику применить волшебное слово? Сколько раз он
проверял его волшебное действие?
Волшебство удалось проверить три раза.
• Зачем Павлик побежал к скамейке?
Поблагодарить старика и поделиться своей радостью.
• Что оставил старик для мальчика на песке?
На песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки
• Как бы вы объяснили мальчику, что обозначают непонятные знаки?
2. Кого меняла девочка из сказки «Добрая хозяюшка»?
Курочку, уточку, щенка
• Почему в сказке «Добрая хозяюшка» щенок убежал от девочки?
Потому что он боялся, что девочка его тоже променяет на кого—нибудь
другого.
• Сколько раз девочка предавала своих друзей?
• Почему рассказ называется ДОБРАЯ хозяюшка?
3. Назовите рассказ, в котором два мальчика подобрали большую черную
собаку. Назовите имена мальчиков. Коля и Ваня.
• Как звали собаку? Жук
• Кто оказался настоящим хозяином собаки, Коля или Ваня? Коля.
• Как это произошло?
На собаку напали две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили
его на землю. Коля бросился на помощь Жуку, а Ваня вскарабкался на
дерево.
• Почему Ваню нельзя назвать настоящим хозяином?
4. О каких подвигах мечтал мальчик Юра из рассказа «Хорошее»?
Спасти сестренку, если будет тонуть, застрелить волков, если они набросятся
на няню
Спасти собаку из колодца
• Что на самом деле нужно было сделать хорошего?
• Кто подсказал Юре, что нужно сделать?
5. За что девочка решила отомстить брату в рассказе «Отомстила»?
Брат взял краски без разрешения
• Как звали девочку?
Катя
• Как звали брата?
Алёшка
• Получилось ли у сестры отомстить брату?
• Почему она передумала?
Вместо того, чтобы отомстить, сестра побежала спасать брата, который был в
опасности.
6. За что женщина осудила двух мальчиков в рассказе «Плохо»?
Мальчики не звали на помощь, а просто смотрели, как собака чуть не
разорвала котенка.
• Почему мальчики не понимали, за что их ругают, ведь они ничего
плохого не делали?
Ничего хорошего тоже не делали.
• Что нужно делать в таких случаях детям?
7. Что придумали мальчики в свое оправдание из рассказа «Что легче»?
Первый – будто волк на меня напал в лесу; второй – я дедушку встретил; а
третий сказал – а я правду скажу.
• Помогла ли детям ложь?
• Так что же легче?
8. Что делала мать, когда её сын был совсем маленьким в рассказе «Жадная
мать»?
Делила все угощения пополам с ним
• Что об этом говорили люди?
Какая жадная мама, не даёт сыну съесть целую конфету, а делит её пополам.
• Что стал делать сын, когда подрос? Что сказали люди?
Сын научился делиться и теперь делился с мамой всем, чем его угощали.
Люди сказали: какая счастливая у него мать!
9. Как две женщины хвалили своих сыновей в рассказе «Сыновья»?
Ловок, силен, поет, как соловей
• Почему третья женщина не хвалила своего сына?
Считала, что ничего особенного в нём нет, просто он воспитан, так и всех
детей воспитывают. Считала, что хвастать некрасиво, человек славен делами,
а не словами.
• Чем отличился сын третьей женщины в рассказе «Сыновья»?
Не прошёл мимо, а помог маме: взял тяжелые ведра с водой и понёс.
• Что ответил старик двум женщинам на вопрос: видел ли он их
сыновей?
Я вижу только одного сына.
• Почему он так сказал?
10. В рассказе «Время» мальчики не могли решить примеры. Почему?
Один не умеет решать со скобками, а другому сложно решать с большими
числами.
• Почему мальчики договорились решить примеры вместе, но не
решили?
Потратили время на бессмысленные разговоры, а нужно было распределить
время: сначала дело, а потом игры и разговоры.
11. В рассказе «Навестила» Муся пришла к больной Вале. Чем болела Валя в
рассказе «Навестила»?
У Вали был флюс.
• Чем могла помочь Муся Вале? Как случилось, что Вале пришлось
ждать маму?
Муся могла помочь принести теплую грелку и полоскание от флюса.
В рассказе «Навестила» Муся не помогла Вале, потому что говорила только о
себе, и ушла довольная собой.
• Как по—вашему нужно навещать больных?
12. Кто помнит названия рассказов В. Осеевой, состоящих из одного слова?
«Плохо», «Сторож», «Печенье», «Обидчики», «Лекарство», «Отомстила».
13. Что посоветовала мама сыну, который постоянно жаловался, что его все
обижают, и как называется данный рассказ?
«Обидчики».
Надо самому лучше относиться к товарищам
• Как в рассказе «Обидчики» Толя помог Саше? Как отреагировал на это
Саша?
Толя помог Саше найти монетку, а Саша позвал Толю играть во двор.
14. В рассказе «Три товарища» один из мальчиков поступил не так, как Коля
и Миша. Назовите его имя. Володя
• Что случилось с Витей? Витя потерял завтрак. Володя поделился своим
завтраком с Витей.
• Кто из детей оказался настоящим товарищем?
• Почему рассказ называется «Три товарища»?
15. Что произошло с бабушкой в рассказе «Просто старушка»? Что сделал
мальчик?
Старушка поскользнулась, мальчик помог ей подняться.
• Почему девочка удивлялась, когда на её вопросы отвечал мальчик?
Она, видимо, ещё не знала, что помогать нужно не только родным, но и тем,
кто нуждается в помощи.
16. Почему в детском саду было весело всем детям, кроме одного мальчика,
которому было скучно? Как называется рассказ?
Мальчик не играл, а охранял игрушки от других детей. «Сторож».
• Что ответил мальчик на вопрос «Почему тебе скучно»?
• Что ответили дети?
Мальчик не смог ничего ответить. А дети сказали, что он не играл, а
сторожил игрушки.
17. Почему все засмеялись, когда мальчик Юра в автобусе уступил место
девочке с куклой?
Он подумал, что девочка держит маленького ребёночка.
• Как называется рассказ?
Рассказ «Девочка с куклой»
• Кто поддержал Юру?
Лейтенант, он похвалил мальчика за то, что он сделал правильно, девочкам
тоже надо уступать место.
18. Почему Даша называла свою маму злой, а тётю — очень доброй в рассказе
«Злая мать и добрая тётя»?
Мама приучала дочку к труду, а тётя ничему не учила, и ничего не заставляла
делать. Девочке легче было ничего не делать, чем трудиться.
• Изменила ли своё мнение девочка, когда стала взрослой?
• За что Дашенька благодарила свою маму, спустя годы?
За свои золотые ручки – так говорили о ней другие люди, потому что она всё
умела делать ими.
• А что она говорила о своей тёте?
А о тёте девочке нечего сказать…
19. За что хвалила мама Таню и бабушку в рассказе «Бабушка и внучка»?
Они обе читали друг другу.
20. В рассказе «Случай» мама подарила Коле карандаши. Что он с ними
сделал и почему?
Раздал друзьям, кому нужны били карандаши.
21. Что случилось, когда Ваня дернул за косичку Таню в рассказе «Кто
глупее»?
• Почему они так делали?
Каждый из героев обидел слабее себя: Ваня обидел Таню, Таня – Барбоса,
Барбос – утку Устинью, вместо того, чтобы сделать замечание за обидный
поступок. Все боялись сильных, поэтому обижали слабее себя.
• Наблюдали ли вы такую ситуацию в жизни людей?
• Почему утка Устинья не ударила цыпленка Боську?
Она ответила: «Я не такая глупая»
• Кто оказался глупее всех? А кто самый умный?
Все сваливали свою вину на другого, на того, кто их обидел. Ване свалить
было не на кого…
22. В рассказе «Рекс и Кекс» ребята о чем—то спорили. О чем?
Как зовут собаку директора.
• Как на самом деле звали собаку директора?
Ральф
23. Что разбил мальчик, балуясь с собакой, в рассказе «Почему»?
Папину чашку
• Почему мама выгнала Бума жить на улицу в будку?
Мальчик свернул на собаку, что это она разбила чашку.
24. В рассказе «Печенье» братья что—то сделали не так. Какой поступок не
украсил мальчиков?
Печенье поделили только для себя, забыв про маму и бабушку.
• Что бы вы посоветовали сделать мальчикам, чтобы наладить
отношения со взрослыми?
25. Назовите рассказ, в котором у девочки Лены листья на деревьях были
нарисованы синим цветом?
«Синие листья»
• Почему так случилось?
У Лены не было зеленого карандаша, она попросила у Кати, а та
придумывала разные причины, чтобы не дать подруге карандаш, и даже
хмурила брови, и лицо недовольное делала.
• По какой причине Лена всё—таки решила не брать у Кати карандаш,
хотя Катя уже согласилась его дать?
Жалко было подружке свой карандаш, и Лена об этом догадалась.
26. В каком рассказе девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку
и плакала. Что с ней случилось?
«На катке». Мальчик сбил маленькую девочку, извинился, помог ей встать.
• Почему вдруг он назвал девочку плаксой и уехал?
А когда услышал смех, подумал, что смеются над ним, отвернулся от
девочки, и уехал, крикнув: «Подумаешь – коленка, вот плакса!»
• Что бы вы сказали мальчику? Девочке?
27. К какому рассказу подходит пословица:
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»?
«Что легче?»
«Доброе слово и кошке приятно»?
«Волшебное слово»
«Надо так давать, чтобы можно было взять»
«Синие листья»
«Дружбой дорожи паче (больше) всего»
«Добрая хозяюшка»
«В ком правды нет, в том добра мало»
«Плохо»
«Младших – защищай, а не обижай»
«Кто глупее?»
«Видно, ваша дружба до первого дождя»
«До первого дождя»
Тема “Викторина для знатоков творчества
В.Осеевой” по рассказам “Хорошее”, “Три
товарища”, “Печенье”, “Синие листья”,
“Волшебное слово”, “Плохо”, “Разделите так как
делили работу”, “Сыновья”, “Лекарство”,
“Просто старушка”.
Цель:
- в форме кроссвордов, тестов, занимательных
вопросов выявить на сколько хорошо знакомы дети
с творчеством В.Осеевой. - приобщать детей к общечеловеческим ценностям
(добросердечие, любовь и уважение к родным,
совестливость).
Задачи урока
- Воспитательная: Воспитывать приобщение к
общечеловеческим ценностям - Образовательная: Совершенствовать навыки
сознательного, беглого, выразительного,
правильного чтения. - Развивающая: Развивать творческие
способности, ассоциативное мышление.
Тип урока: комбинированный
Формы работы обучающихся:
иллюстративно-словесный
Необходимое техническое оборудование:
проектор, компьютер, интерактивная доска
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд №3
Ум и сердце в работу
вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
2. Актуализация, сообщение темы и цели урока
— Сегодня на уроке мы поговорим о прочитанных
произведениях, узнаем, о ком и о чём они, закрепим
навык употребления в речи “волшебных” слов,
будем учиться совместной деятельности (в
группах), учиться бережно относиться друг к
другу.
3. Беседа по теме
— Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете
дома разные книги. А как вы думаете, зачем
писатели пишут книги?
(чтобы интересное рассказать,
чтобы научить своих читателей чему-то,
заставить задуматься над собой, своим
поведением)
— Я вам сейчас прочитаю, что сказала о своих
произведениях одна замечательная писательница.
“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я
любила читать маленькие рассказы, я любила их за
то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз
мама спросила:
— Понравился тебе рассказ?
Я ответила: — Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
— Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала
она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о
хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а
иногда и собственных. И так как в жизни мне это
очень помогло, то я написала и для вас короткие
рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и
думать”.
— Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих
рассказах такие слова? (В.А.Осеева)
— Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве
замечательной писательницы Валентины
Александровны Осеевой и узнаем, кто из ребят
лучший знаток её произведений.
Слайд №4,5
В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье
инженера – строителя. Окончив гимназию, она
поступила в театральный институт на актерский
факультет, однако окончить его не удалось. Её
семья переехала в Подмосковье. Здесь мама
Осеевой стала работать в детском доме, а позже и
сама В.А. 17 лет отдала работе в детских домах.
Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать
нотаций, а надо воспитывать силой примера и она
стала сочинять маленькие рассказы и
пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам
очень нравились рассказы Валентины
Александровны, и именно они уговорили Осееву
написать то, что она рассказывала и отнести в
редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый
рассказ Осеевой “Гришка” — о
мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый
сборник рассказов “Рыжий кот”.
В 1952 году получила Государственную премию за
произведение “Васёк Трубачёв и его товарищи”.
Так, благодаря ребятам, мы с вами можем читать
эти замечательные рассказы.
4. Словарная работа
На доске слова:
Мудрость
Мужество
Справедливость
Дружба
Доброта
Долг
Правдивость
Заботливость
Умение помочь
Умение прощать
— Прочитайте слова. Все ли слова понятны? Если
какое-то слово не понятно, можно обратиться к
словарю.
Что это за слова?
(Это хорошие черты характера)
— А когда мы читали рассказы, о чем хотелось
подумать, чему эти рассказы учили?
(заботиться о людях
дружить помогать
быть честными)
Слайд №6,7
— Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как
важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком.
Как должен поступать настоящий друг и о том, как
иногда друзья бывают жадными, невнимательными,
трусливыми.
5. Викторина
Слайд №8
— Начнем нашу викторину для знатоков следующей
цитатой “Самое ответственное в мире дело –
искусство для детей”.
Слайд №9 — 11 (к компьютеру приглашаются
ребята по группам)
- Задание 1 – Найди портрет В.Осеевой
Слайд №12 — 22
- Задание 2 – Назови рассказ по картинке.
Слайд №23 — 27
- Задание 3 – Разгадай кроссворд “Имена”
Слайд №28 — 35
- Задание 4 – Выбери правильный ответ
Слайд №36 – 51
- Задание 5 – Из какого рассказа этот предмет или
герой?
Слайд №52 – 54
- Задание 6 – Кто и кому говорит следующие слова?
Слайд №55 – 57
- Задание 7 – Подчеркни слова в отрывках.
Слайд №58 — 62
- Собери пословицу и подбери к ней рассказ.
6. Итог урока
Слайд №63
— Какие “волшебные” слова мы сегодня
вспомнили? (“Спасибо”, “пожалуйста”,
“извините”, “до свидания”, “доброй ночи”,
“доброе утро”)
— Как они действуют на людей? (Люди становятся
добрее, улыбаются в ответ)
— С какой целью надо употреблять “волшебные”
слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не
огорчать людей, а радовать)
— Чему учат рассказы В.Осеевой?
— Показав замечательное творчество в группах,
этим самым вы решили задачи, поставленные в
начале урока. Посмотрим, как удалось нам их
решить.
7. Рефлексия
— Что в процессе работы для вас стало открытием?
(Что “волшебные слова” творят чудеса)
— Что удалось? (Удалось выполнить все задания, не
огорчить друг друга, работая в группах)
— Что не удалось?
Слайд №64
8. Оценивание
— Мне хочется поблагодарить вас за активность,
инициативность, творчество. Спасибо!
Использованные ресурсы
- Рассказы
В.Осеевой - http://yandex.ru/yandsearch?text
- http://images.yandex.ru/
- http://chastysc.ucoz.ru/publ/konspekt_uroka_literaturnogo_chtenija_dlja_
2_klassa_tema_v_oseeva_quot_prosto_starushka_quot/4-1-0-242 - https://urok.1sept.ru/articles/415616/
1.
Центральная детская библиотека
МБУК «Богородская РЦБС Нижегородской области»
2.
Друзья!
Предлагаем вам
интерактивную викторину
по рассказам В.Осеевой.
При нажатии на кнопку
с правильным ответом
зазвучат аплодисменты.
Если вы выбрали неверный ответ,
то услышите хлопок!
3.
Б
А
В
4.
5.
«Бабка»
«Кто хозяин?»
«Волшебное
слово»
6.
«Сыновья»
«На катке»
«Рыжий кот»
7.
«Синие листья»
«На катке»
«Бабка»
8.
«Отомстила»
«На катке»
«Обидчики»
9.
«Бабка»
«Печенье»
«Сыновья»
10.
«Гостья»
«Плохо»
«Кто хозяин?»
11.
«Хорошее»
«Синие листья»
«Случай»
12.
«Хорошее»
«Случай»
«Волшебное
слово»
13.
«Хорошее»
«Случай»
«Бабка»
14.
Из какого рассказа Осеевой эти
слова: «Смотри, — говорит Катя, не чини, не нажимай крепко и в рот
не бери. Да не рисуй много»?
«Синие листья»
«Загадка»
«Утро»
15.
Кто и кому говорит следующие слова:
«Я хочу тебе помочь. Есть такое
волшебное слово…»
Учитель Кате
Мама Юре
Старичок Павлику
16.
Кто и кому говорит следующие слова:
«Эх ты, путешественник!
Ну ладно, собирайся!»
Учитель Диме
Брат Павлику
Юра другу
17.
О ком эти слова:
«Волшебник! Волшебник!»
О Павлике
О старичке
О леснике
18.
Вспомните имена девочек
из рассказа «Синие листья»
Лена и Катя
Ира и Люба
Оля и Маша
19.
Как звали рыжего кота?
Барсик
Мурлышка
Пушок
20.
Главный герой рассказа
«Волшебное слово» — это:
Славик
Павлик
Юра
21.
Собаку в рассказе
«Кто хозяин?» звали:
Шарик
Жук
Трезор
22.
Кого принесли Серёжа и Лёва
Марье Павловне вместо
рыжего кота?
Рыжего котенка
Хомяка
Попугая
23.
Кто из героев рассказа
«Бабка» использовал в своей
речи пословицы и поговорки?
Боря
Отец
Бабка
24.
Пословица «Вежливости
открываются все двери»
относится к рассказу:
«Печенье»
«Волшебное
слово»
«Долг»
25.
Пословица «Друзья познаются
в беде» относится к рассказу:
«Синие листья»
«Бабка»
«Рыжий кот»
26.
Продолжите пословицу
«Умный товарищ – …»
лучше солнца
греет
большая
подмога
познается в беде
27.
Продолжите пословицу
«Лучше хорошо поступить,..»
чем мимо
пройти
чем хорошо
говорить
чем воды
налить
28.
Какое волшебное слово
сказал старичок мальчику?
До свидания
Спасибо
Пожалуйста
29.
В рассказе «Волшебное слово» мальчик
попросил у сестры одну краску:
Синюю
Красную
Зелёную
30.
Какая «заветная» вещь была у бабки?
книга
шкатулка
картина
31.
Что случилось с собакой в рассказе
«Кто хозяин?»
на неё напали две
огромные овчарки
провалилась в яму
заболела
32.
Кого завернули в пальто Сережа и Лёва?
Ёжика
Щенка
Рыжего кота
33.
За что бабушка выгнала
Павлика из кухни?
Прыгал
Играл с мячом
Взял морковку
34.
Кто на самом деле оказался хозяином собаки
в рассказе «Кто хозяин?»
Митя
Ваня
Коля
35.
О ком эти слова: «В старой вязаной кофте, с подоткнутой за
пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно
появляясь перед глазами как большая тень»?
Мама
Бабка
Соседка
36.
О ком эти слова: «у него было
«красное сердитое лицо»?
Витя
Боря
Павлик
37.
О ком эти слова: он «выделывал
разные фигуры – то ехал на одной ноге,
то кружился волчком»?
Витя
Слава
Женя
38.
Здравствуйте
Пожалуйста
До свидания
Спасибо
Доброе утро
Извините
39.
Чему учат рассказы В. Осеевой
— Доброте
— Дружбе
— Уважению к старшим
— Ответственности
за свои поступки
— Бережному отношению
к животным
40.
МОЛОДЦЫ!