Викторина по рассказам пришвина с ответами 3 класс

Викторина по рассказам

Михаила Михайловича Пришвина

Учитель первой категории
Полникова Валентина Ивановна

1.. Краткая биография:

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873, с. Хрущево
Елецкого уезда Орловской губернии.

Русский писатель, автор произведений о природе, произведений
для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении
всей жизни.

Первая же книга М. Пришвина «В краю
непуганых птиц » сделала его известным писателем.

http://kladraz.ru/upload/blogs/3081_ff436a15e9b7d9cf9852831044d0346e.jpg

Михаил
Михайлович Пришвин был уже очень старым, а все равно мог уйти далеко
в лес и
бродить там с утра до вечера то с корзиной для грибов и ягод, то с ружьем и
охотничьей собакой. И уж непременно с записной книжкой.

так любил
лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капусте видел
интересное: под жарким солнцем она закрылась, а к дождю раскрылась, чтоб ей
больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.

Про него говорили– у него какие – то волшебные глаза и уши. Так как
он видел то, что не видят другие люди, слышал то, что не слышат другие.

Это был
замечательный писатель. Он написал много книг, которые приносят радость все
новых и новых открытий. С книгами Пришвина мы учимся еще лучше понимать и
любить родную природу. Она становится твоим другом. А когда у человека есть
настоящий друг, он становится умнее и добрее.

1
задание: «Главный герой» 

 Из трёх предложенных вариантов выберите
правильный ответ. 

1. вопрос:Как звали кота в рассказе «Кот»?
-Рыжик
-Васька
-Мурзик 
ответ: «Васька»

2. вопрос: «Кто главный герой в рассказе
«Журка»?

-ворон
-журавль
-аист
ответ «Журавль»


2 задание: «Название рассказа»
1.  Из двух предложенных вариантов выберите
правильный ответ. 

1. «Золотой …»
-луг
-лес
ответ: «луг»

2. «Говорящий …»
-воробей
-грач
ответ: «грач»

1. «Ребята и …?»
-цыплята 
-утята

Ответ: «утята» 


2. «Охота за …»
-стрекозой
-бабочкой
Ответ: «бабочкой»
3 задание «Кто что ест?»
1.  В этом задании надо ответить на вопрос «Что
ел или чем угощали героя рассказа?».

1. вопрос: «Что ел журавль в рассказе «Журка»?»
-рыбу
-лягушек
-насекомых
ответ: «лягушек»
 
2. вопрос: «Чем угощали грача в рассказе
«Говорящий грач»?

-манной кашей
-гречневой крупой
-пшеном
ответ «гречневой крупой»

4.
задание «Сколько?»

 В этом задании нужно ответить на вопрос
«Сколько?»

 
1. вопрос: «Сколько орешков спрятала белочка в
рассказе «Беличья память»

-один
-два
-три
ответ «два»
2 Сколько лягушек съел журавль в рассказе
«Журка»?»

-одну
-много
-пять
ответ «много»
5. задание «Как всё начиналось?»
 Попробуйте по первым строчкам рассказов угадать
название рассказа.

1. «У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи»
(ответ рассказ «Этажи леса»)
2. «Когда я вижу из окна, как пробирается в саду
Васька, я кричу ему самым нежным голосом: — Ва-сень-ка!»

(Ответ рассказ «Кот»)

3.«У нас с братом, когда созревают одуванчики,
была с ними постоянная забава» (ответ рассказ «Золотой луг»)

4. «Весной соседи подарили нам четыре гусиных
яйца, и мы подложили их в гнездо нашей черной курицы, прозванной Пиковой
Дамой». 

(ответ рассказ «Курица на столбах»)

1.Какая забава была у ребят в рассказе «Золотой луг»?
(Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика)


2.Почему луг называли «Золотым»?
(Он был золотым от множества одуванчиков)


3.Отчего луг утром был зелёным, а около
полудня опять золотым?

(К ночи одуванчики закрываются-спят, поэтому луг
зеленый, а к полудню раскрываются-просыпаются, поэтому луг опять золотой)


4.Почему для детей одуванчики стали
интересными?

(Потому что они ложились спать и просыпались
вместе с детьми)


5.Что было в тяжёлой сумке у героя, когда он
вернулся из леса в рассказе «Лисичкин хлеб»?

Добыча- тетерев 
грибы 
ягода костяника 
Ягода черника 
Ягода брусника 
Ароматный кусочек сосновой смолы
трава кукушкины слёзки 
валерьяна 
заячья капуста 
кусочек чёрного хлеба 


6.Как деревья сами смолкой лечатся?
(Охотник воткнет топор в дерево, повесить сумку
, отдохнет, потом вынет топор, а из ранки бежит смола, она ранку и затянет)


7.Как в сумке оказался черный хлеб?
(Герой брал его с собой в лес-перекусить, когда
будет голодно)

8.Почему Зина всегда ела до конца только
чёрный хлеб?

(Она думала, что он лисичкин, из леса, считала
его вкуснее своего)


9.Где произошла встреча с ежом в рассказе
«Ёж»?

(На берегу ручья под кустом)


10.Как повёл себя ёж, когда увидел человека?
(Свернулся и затукал тук-тук-тук, страшно
зафыркал и поддал своими иголками в сапог герою)


11. Что сделал в ответ герой?
(Спихнул ежа в ручей)
12.Как ежик оказался у героя дома?
(Герой палочкой скатил ежа из ручья в свою шляпу
и понес домой)

13.Где в доме ежик затихал?
(Под кроватью)
14.Что делал ёж, когда человек зажигал лампу?
(Ежик думал, что это луна, а при луне ежи любят
бегать по лесным полянкам, поэтому он тоже начинал бегать по комнате)


15.Зачем ежу была нужна газета?
(Он хотел ее надеть на колючки и унести в угол
вместо сухой листвы, сделать гнездо)


16.Что перетаскивал себе в гнездо ежик? 
(яблоки)


17.Чем угощал ежика человек?
(Молочком и булочкой)


Ведущий:  Молодцы, ребята,

С природой одною он
жизнью дышал

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов
понимал,

И чувствовал трав
прозябанье.

·        
Это можно было бы сказать о Пришвине. Далеко не каждому своему
читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным,
обладающим особым талантом людям – таким, каким был М.М.Пришвин.

Ведущий: А теперь мы
повесим кормушки для птиц

( Дети вместе с учителем  одеваются и,
идут на удицу, вешают кормушки)

Дополнительно:

Вопросы викторины

1 этап: Отгадав
загадку, вы узнаете….

— Что
научил есть своих собак

Сидит
Федосья,

Растрепаны
волосья

Кто мимо
идет,

Тот ее дергает (горох)

— Как
звали одну из собак М. М, Пришвина, назвав отгадку ласково

Она под
осень умирает

И вновь
весною оживает

Иглой
зеленой выйдет к свету

Растет, цветет все лето. (травка)

им, Сват. (лишней нет)

2.Ответь на
вопрос:

— Кто может съесть за 1 раз 43 небольших животных
зеленого цвета? (журавль Журка)

— Обычно
птенцы прячутся под крылом матери, когда им холодно или страшно, а вот у
утенка-Изобретателя они служили для….

(чтоб как по кирпичикам залезать на спину, затем
выпрыгнуть из корзины)

3 этап:

— К какому
рассказу принадлежит последняя строчка?

—ДО свидания, утята… (Ребята и утята)

—Хо-чешь кашки, ду-ра-шка?…. (Говорящий
грач)

— Кто так
говорит?

1. Свись, свись (утята)

2.Тук, тук, тук (еж)

3.Тра-та-та-та-та (сороки)

4.Кряк-кряк (утка)

6.Квох-квох (курица)

7.Кто отзывается на Фру-фру (Журка журавль)

4  этап .Подумай и скажи…

— Чем похожи герой одного из рассказов Пришвина и
человек, который создает что-то новое и интересное? (Изобретатель)

— Что
общего у героя одного из рассказов Пришвина с маркой легкового автомобиля?

(Лада — кличка собаки)

— Какая
связь между большим хвойным лесом в Сибири и героем рассказа Пришвина?

(Тайга — кличка собаки)

— Черная,
проявляет необычайную родительскую заботу при защите детей, с клювом — пикой?

(Пиковая дама)

— Маленький, головка величиной с лесной орех, одна
ножка сломана? (утенок Хромка)

— Фырчу,
свободно плаваю, как маленькая свинка с иголками на спинке Люблю молочко. (еж)

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением отдельных предметов

«Открываем богатства М.М.Пришвина»

Игра-викторина по внеклассному чтению

для учащихся 4А и 4Б классов.

Цели: Формирование познавательных интересов и познавательной мотивации; организация индивидуально-поисковой работы; развитие познавательной сферы ребёнка, развитие внимания, памяти, навыков преобразования информации; воспитание любви к родному краю, к природе через произведения М.М.Пришвина.

Оформление класса: на доске портрет писателя, дата рождения, на стендах рисунки учащихся по произведениям М.М.Пришвина.

Оборудование: светильники с нажимом для каждой команды, конверт с заданиями, ручки, листы бумаги А4, клей.

Подготовка к игре:

1.читают рассказы М. М. Пришвина «Ребята и утята», «Журка», «Изобретатель», «Пиковая дама», «Беличья память», «Лисичкин хлеб», «Ястреб и жаворонок» и др.;

2.рисуют иллюстрации к понравившимся произведениям;

3.учат наизусть и готовят выразительное чтение.

Организатор:

учитель начальных классов

Ермилова Г.Н.

г.о.Жуковский, 02.02.18г.

Ход мероприятия

I Оргмомент.

Приветствие гостей, команд.

II Введение в тему занятия.

Ведущий. Один из писателей, посвятивших свои произведения описанию природы, был М.М. Пришвин. Посмотрите на дату рождения писателя. Сколько лет

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, эта профессия сблизила его с землёй, с природой, с крестьянской средой, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Пришвин был замечательный писатель. Он написал много книг, и они приносят нам радость всё новых и новых открытий.

III Знакомство с книгами М.М.Пришвина.

Ведущий. Перед вами выставка книг М.М.Пришвина, напечатанных в разное время. Ещё вы готовили рисунки-иллюстрации по прочитанным произведениям.

Сегодня мы вспомним произведения этого замечательного писателя, героев его книг.

1 конкурс «Дополните название» (разминка)

Ведущий. Дополните название произведений.

«Разговор …(деревьев)»

«Жаркий…(час)»

«Беличья …(память)»

«Кладовая…(солнца)»

«Ребята и …утята»

«Этажи…(леса)»

«Говорящий…(грач)»

«Ежовые…(рукавицы)»

«Золотой…(луг)»

«Лисичкин…(хлеб)»

«Пиковая…(дама)»

«Ястреб и …(жаворонок)»

2 конкурс: «Знатоки природы». (краткое содержание и название произведения)

Ведущий. Я приготовила вам вопросы, а ответы на них, конечно же, в книгах М. М. Пришвина.

Вопрос 1. Всем известно, что есть птицы, которых можно научить говорить. Это попугаи. А можно ли научить хоть что-то говорить грача?

(Да, в рассказе «Говорящий грач» автор рассказывает нам, как долго подкармливал грача гречневой кашкой, и который научился говорить: «Хочешь каш-ки, ду-ра-шка?»)

Вопрос 2. Бывает жаркий день. Представьте, что вы долго бродите по лесу и вам захотелось пить. До ручья далеко. Как же напиться в такой ситуации?

(В рассказе «Старый гриб» автор делится, как он попил-таки воды из шляпки сыроежки)

Вопрос 3. О ком это: «Визгу много, шерсти мало!»?

(О карликовой собачке по кличке Лимон; рассказ «Лимон».)

Вопрос 4. На каком дереве было гнездо гаечек?

(Берёза, в произведении «Этажи леса».)

Вопрос 5. Может ли быть, чтобы полевая птица жаворонок стала бы бегать по лесу?

(Да, возможно. В рассказе «Ястреб и жаворонок» говорится об этом. Таким образом жаворонок спасался от ястреба. Защиту нашел у людей.)

Вопрос 6. Какая забава была у ребят с одуванчиками?
(Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика, в рассказе «Золотой луг»)

Вопрос 7. Зачем ежу была нужна газета?
(Он хотел ее надеть на колючки и унести в угол вместо сухой листвы, сделать гнездо; в рассказе «Ёж»)

Вопрос 8. Почему уточку назвали Хромкой?
(Утята вывелись у охотника в доме, их держали в кухне, а крыса решила утащить одного из них за лапку. Утенок застрял в трещине, крыса убежала, а утёнок остался со сломанной лапкой; из произведения «Хромка»)

Вопрос 9. К кому это обращение?
«- Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

—  Фру-фру!»

(Герой обращается к журавлю; рассказ «Журка».)

Вопрос 10. Одна из уток в рассказе «Изобретатель» отказалась сидеть на яйцах. Кого посадили вместо нее? (Курицу по кличке Пиковая Дама.)

3 конкурс «Расшифруйте названия животных»

Ведущий. У вас на столе конверт с заданием. Прочитайте задание.

Записывайте только русские буквы.

RТQРWЯFDSСJОLГZУIЗUWКRFАY — ______________________________

RЖYUУILРJGАDВFSZЛQWRЬY- ______________________________

UGЛVИZWСRYGИLЦQАR — ______________________________

ZСZКWОRYGПFQWАRSD — ______________________________

JLNПVЧZSЕWЛQАR — ______________________________

YUIJШМLRYZЕQЛWЬWRY — ______________________________

ZБNRАYUIWБQWRОGFDSSЧZVКUIYАW — ______________________________

WQRГYUАIZNLДSWЮRYUIКRWQАYI — ______________________________

WГRУLUGСFЬWS — ______________________________

ZVЗNGFЕRYUМIQWЛSЕWRYРUIJLОWQЙSZVNКWQА — ______________________

FОYВUСIЯDНSКQАQQW — ______________________________

WDВZОVNРIURОWНQАW — ______________________________

DЦFАRYПUIЛJZЯQWR — ______________________________

Ответы: трясогузка, журавль, лисица, скопа, пчела, шмель, бабочка, гадюка, гусь, землеройка, овсянка, ворона, цапля.

4 конкурс «Загадки» (игра с болельщиками)

Ведущий. Отгадайте их. Это герои произведений писателя. Вспомните название рассказов.

1) Собой не птица,

Петь не поёт.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт. (собака, «Охота за бабочкой», «Лимон», «Как я научил своих собак горох есть» и др.)

2)Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока, «Выскочка»)

3)Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу. (курица, «Изобретатель», «Курица на столбах»)

4)Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей. (грач, «Говорящий грач»)

5) Очень красивый лесной петушок:

Красные брови, как гребешок,

Хвостик косицами, чёрные перья,

Любит весною танцы, веселье.

Песни поёт, говорят, что токует.

Знаешь ли ты птицу такую? (тетерев, «Птицы под снегом»)

6) Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (хлеб, «Лисичкин хлеб»)

5 конкурс «Вспомнить название рассказа» (см.Приложение)

Перед вами конверт. В нём пазлы. Каждая команда собирает свои пазлы, наклеивает на лист и по иллюстрации вспоминает название и краткое содержание рассказа.

6 конкурс «Составить отрывок» (см.Приложение)

Из отдельных предложений составьте отрывок из рассказа «Моя Родина» и наклейте на лист. Приготовьте выразительное чтение отрывков.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

IV. Подведение итогов, награждения

PS. В оставшееся время можно послушать чтение наизусть отрывков из произведений М.М.Пришвина учащимися-победителями в школьном конкурсе чтецов День громкого чтения «Живой мир в рассказах М.М.Пришвина».

Приложение 1.

«Расшифруйте названия животных»

Записывать только русские буквы.

RТQРWЯFDSСJОLГZУIЗUWКRFАY — ______________________

RЖYUУILРJGАDВFSZЛQWRЬY- __________________________

UGЛVИZWСRYGИLЦQАR — ______________________________

ZСZКWОRYGПFQWАRSD — ______________________________

JLNПVЧZSЕWЛQАR — _________________________________

YUIJШМLRYZЕQЛWЬWRY — ______________________________

ZБNRАYUIWБQWRОGFDSSЧZVКUIYАW — _________________

WQRГYUАIZNLДSWЮRYUIКRWQАYI — ____________________

WГRУLUGСFЬWS — _____________________

ZVЗNGFЕRYUМIQWЛSЕWRYРUIJLОWQЙSZVNКWQА — __________________________

FОYВUСIЯDНSКQАQQW — ______________________________

WDВZОVNРIURОWНQАW — ______________________________

DЦFАRYПUIЛJZЯQWR — _________________________________

«Расшифруйте названия животных»

Записывайте только русские буквы.

RТQРWЯFDSСJОLГZУIЗUWКRFАY — ______________________

RЖYUУILРJGАDВFSZЛQWRЬY- __________________________

UGЛVИZWСRYGИLЦQАR — ______________________________

ZСZКWОRYGПFQWАRSD — ______________________________

JLNПVЧZSЕWЛQАR — _________________________________

YUIJШМLRYZЕQЛWЬWRY — ______________________________

ZБNRАYUIWБQWRОGFDSSЧZVКUIYАW — _________________

WQRГYUАIZNLДSWЮRYUIКRWQАYI — ____________________

WГRУLUGСFЬWS — _____________________

ZVЗNGFЕRYUМIQWЛSЕWRYРUIJLОWQЙSZVNКWQА — __________________________

FОYВUСIЯDНSКQАQQW — ______________________________

WDВZОVNРIURОWНQАW — ______________________________

DЦFАRYПUIЛJZЯQWR — ______________________________

Приложение 2.

«Вспомнить название рассказа» (пазлы)

Приложение 3.

«Составить отрывок»

Рыбе — вода,

птице — воздух,

зверю — лес, степь, горы.

А человеку нужна родина.

И охранять природу – значит охранять Родину.

Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы,

и она для нас кладовая солнца

с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища

эти охранять,

их надо открывать и показывать.

Литературная викторина с вопросами и ответами по рассказам М. Пришвина для школьников 3 класса

Автор Карасева Галина Александровна учитель начальных классов МБОУ СШ № 70 г.Липецк
Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий, уроков литературного чтения для учащихся младших классов.
Подготовка Прочитать рассказы М.М.Пришвина «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Ёж», «Разговор птиц и зверей».
Цель Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи:
— «открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина, выделять художественные детали в изображении природы;
— развивать умение анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения;
— способствовать формированию наблюдательности в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что доброе отношение к природе облагораживает самого человека.
— организовать эмоционально-эстетическое восприятие; 
-учить формировать идею произведения;
-развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения;
— формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; 
-воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход мероприятия

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.
Родился в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию. Переехав в г. Тюмень к дяде, крупному сибирскому промышленнику, окончил шесть классов Тюменского реального училища. 
В 1893 Пришвин поступил в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение).
Во время Первой мировой войны Михаил Пришвин отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента.
После Октябрьской революции совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя: преподавал в бывшей Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), в школе второй ступени в селе Алексино Дорогобужского района (там же директор), служил инструктором народного образования. 
Организовал музей усадебного быта в бывшем имении Барышникова, принимал участие в организации музея в г. Дорогобуже.
Итак, первая же книга М. Пришвина «В краю непуганых птиц » сделала его известным писателем.

Появилось в русской литературе новое имя — Пришвин. Но дорога к себе была для Михаила Михайловича не так еще близка, он не сразу обрел то свое лицо, которое мы сразу же представляем себе, произнося имя — Пришвин.

Викторина

1.Какая забава была у ребят в рассказе «Золотой луг»?
(Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика)

2.Почему луг называли «Золотым»?
(Он был золотым от множества одуванчиков)

3.Отчего луг утром был зелёным, а около полудня опять золотым?
(К ночи одуванчики закрываются-спят, поэтому луг зеленый, а к полудню раскрываются-просыпаются, поэтому луг опять золотой)

4.Почему для детей одуванчики стали интересными?
(Потому что они ложились спать и просыпались вместе с детьми)

5.Что было в тяжёлой сумке у героя, когда он вернулся из леса в рассказе «Лисичкин хлеб»?
(Добыча- тетерев 

грибы 

ягода костяника 

Ягода черника 

Ягода брусника 

Ароматный кусочек сосновой смолы

трава кукушкины слёзки 

валерьяна 

заячья капуста 

кусочек чёрного хлеба 

6.Как деревья сами смолкой лечатся?
(Охотник воткнет топор в дерево, повесить сумку , отдохнет, потом вынет топор, а из ранки бежит смола, она ранку и затянет)

7.Как в сумке оказался черный хлеб?
(Герой брал его с собой в лес-перекусить, когда будет голодно)
8.Почему Зина всегда ела до конца только чёрный хлеб?
(Она думала, что он лисичкин, из леса, считала его вкуснее своего)

9.Где произошла встреча с ежом в рассказе «Ёж»?
(На берегу ручья под кустом)

10.Как повёл себя ёж, когда увидел человека?
(Свернулся и затукал тук-тук-тук, страшно зафыркал и поддал своими иголками в сапог герою)

11. Что сделал в ответ герой?
(Спихнул ежа в ручей)
12.Как ежик оказался у героя дома?
(Герой палочкой скатил ежа из ручья в свою шляпу и понес домой)

13.Где в доме ежик затихал?
(Под кроватью)

14.Что делал ёж, когда человек зажигал лампу?
(Ежик думал, что это луна, а при луне ежи любят бегать по лесным полянкам, поэтому он тоже начинал бегать по комнате)

15.Зачем ежу была нужна газета?
(Он хотел ее надеть на колючки и унести в угол вместо сухой листвы, сделать гнездо)

16.Что перетаскивал себе в гнездо ежик? 
(яблоки)

17.Чем угощал ежика человек?
(Молочком и булочкой)

18.Какая охота считается занятной?
(Охота на лисиц с флагами)
19.Чего боится лиса на охоте больше всего?
(Цветных флагов и запах кумача)

20.Как разговаривают звери и птицы?
(Звери носом читают следы и слушают крики птиц) 

Пришвин – детям

(литературная игра для учащихся 3-4 классов.

Литературная игра проводится как заключительное мероприятие после внеклассного чтения рассказов М.М.Пришвина.

Цель: познакомить ребят с жизнью и творчеством М.М.Пришвина; способствовать формированию их читательского интереса и расширения кругозора.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Пришвин – детям», книги М.Пришвина для небольшой выставки, жетоны.

Условия игры: участники делятся на 4команды, вопросы для всех – кто первый ответит, за правильный ответ – 1 жетон, за задание «Собаки Пришвина» — 3 жетона.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята!

Жил на земле человек. Он понимал язык птиц и зверей, сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал, и с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил… Кто же был этот человек, чьим именем названы один из вулканов на далёких Курильских островах, горная вершина возле Красной поляны на Кавказе и озеро, астероид (9539), открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Обсерватории 21 октября 1982 г?

Слайд 2

А был это хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин

Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел.

Слайд 3

М. М. Пришвин родился 23 января (4 февраля по новому стилю)

1873 г. в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Его отец, Михаил Дмитриевич Пришвин, получил богатое наследство. Он разводил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Но при этом жил он широко и имение промотал. Когда будущему писателю было всего семь лет, его отец умер.

Мать его, Мария Ивановна, после смерти мужа осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Ей приходилось очень много работать, чтобы выкупить заложенное имение. Мечтой матери было дать детям высшее образование.

С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык. Запомнился с детства и крестьянин Гусек, опытный охотник, знаток повадок птиц и животных. Много исходил с ним мальчик по лесам, лугам, много услышал рассказов о природе.

Учась в гимназии, Пришвин увлекся географией, литературой. Мечтал о путешествиях. Эта мечта осуществилась много лет спустя. Пришвин побывал в Карелии и на Белом море, в лесах Северной Двины, в пустынях Казахстана и на Дальнем Востоке, в горах Крыма и в Заволжских лесах.

Слайд 4

Много позже он закончил аграрный факультет университета в Германии. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем, репортером. Он серьезно увлекался охотой и фотографией и все время накапливал впечатления для своих произведений.

Слайд 5

Результатом всех наблюдений Пришвина за природой стали его произведения, объединенные общими названиями: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Лесной хозяин», «Лесная капель», «Охотничьи были» и др.

«И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята»,- писал М.М.Пришвин.

Всю свою жизнь Пришвин посвятил поискам необычного в природе. Свои путешествия он называл «охотой за находками». Вот давайте сегодня мы с вами и рассмотрим некоторые находки Пришвина. А помогут нам в этом прочитанные вами рассказы М.Пришвина и знания, полученные на уроках окружающего мира.

Слайд 6

Мы сегодня поиграем,

Все загадки разгадаем.

А сейчас поторопитесь –

Hа  команды разделитесь.

(озвучить ребятам условия игры:

участники делятся на 4команды, вопросы для всех – кто первый ответит, за правильный ответ – 1 жетон, за задание «Собаки Пришвина» — 3 жетона.)

Итак, начинаем!

Первое задание — ВИКТОРИНА

1. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел).

2. Какая птица в лесу выдаёт зверей человеку, а человека зверю? (Сорока).

3. Где тетерева прячутся зимой от ястреба? (Под снегом).

4. «Сильный страшный хищник» с серо-зеленоватой, серо-желтоватой или серо-бурой окраской, распространённый преимущественно в пресной воде; голова большая, пасть широкая, достигает в длину до 1,5 м, масса до 35 кг. (Щука).

5. Общественное насекомое, распространённое по всему миру, за исключением Антарктиды. Эти насекомые живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, под камнями. (Муравьи).

6. Какая из перечисленных птиц не обитает на болоте: бекас, дупель, овсянка, кукушка? (Кукушка).

7. Какое из перечисленных животных не роет норы: барсук, лиса, кабан? (Кабан).

8. О каком лесном зверьке идёт речь: «Пробилась сквозь снег и мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку…»? (Белка).

9. Этот крупный хищный лесной зверь «… ходит по лесу с великой осторожностью и, зачуяв человека, так удирает от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика». (Медведь).

10. Какой лесной обитатель живёт ночной жизнью: «Мы ночуем, а эти зверьки днюют, им днём куда страшнее, чем ночью. Днём их всякий сильный зверь может обидеть»? (Заяц «Ночевки зайца»).

11. «У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды повыше, на кустарниках…». Кто селится на самых верхних этажах? (Хищники: ястребы и орлы «Этажи леса»).

12. «Ушастая, огромных размеров и с огромными кошачьими глазами птица, которая охотится ночью, а прячется днем». (Филин).

13. Светолюбивое дерево, у которого, по выражению М. М. Пришвина, «каждый листик трепещет и со всех сторон купается в свете». (Осина).

14. Кого М. М. Пришвин называл «лесными ткачами, расставляющими наземные и воздушные ловушки»? (Пауки).

15. М. М. Пришвин писал: «У деревьев нет докторов, помощи ждать неоткуда, и они сами себя лечат, затягивая раны свои…». Чем? Что же является лекарством для деревьев? (Смола).

16. Что служило «тарелкой лесной воды» для птичек после дождя в одном из рассказов М. М. Пришвина из цикла «Незабудки»? Если не знаете — попробуйте догадаться. (Шляпка старой сыроежки).

17. Небольшой лесной зверёк серого цвета «с мохнатой мордочкой с чёрным собачьим носиком», умеющий сворачиваться в клубок и пребывающий всю зиму в спячке? (Ежик).

18. У этого лесного обитателя «хвост – небольшая белая пуховочка, и у охотников называется не хвостом, а цветком». (Заяц).

19. О каком животном идет речь: «Он покачнулся. А это уже ему дано было от рождения, чтобы лечь при опасности и совершенно окаменеть. И белые пятна затем и даны природой, чтобы враг в траве не мог их отличить от солнечных. Так он замер в траве, весь осыпанный своими собственными и настоящими солнечными зайчиками»? (Олень).

20. Из чего птицы делали себе гнёзда: «Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнёздышко с подстилом из войлока, думал, как маленький: «Всё на свете имеет конец, всё умирает, и только вечны одни…»? (Дедушкины валенки).

21. Кого охотник Родионыч называл «синим лаптем»? (зайца)

22. Чем Родионыч запустил в зайца, когда увидел его? (снежком)

23. Зачем была нужна газета ежу в рассказе «Ёж»? (унести в угол вместо сухой листвы, сделать гнездо)

24. Как разговаривают звери и птицы? (Звери носом читают следы и слушают крики птиц)  

1. Лесной зверь, которого в сказке-были «Кладовая солнца» называли Серым помещиком. (Волк).

2. Кличка собаки старого лесника Антипыча в сказке-были «Кладовая солнца». (Травка).

3. Как звали главных героев сказки-были «Кладовая солнца»? (Настя и Митраша)

4. Зачем дети отправились на болото? (за клюквой)

5. Какая клюква считалась самой хорошей? (Та, которая перезимовала)

6. Кто вытащил Митрашу из болота? (собака Травка)

7. Какие старушки обитали на болоте? (Скрюченные, хилые, слабые ёлочки)

8. Какие животные встретились ребятам в лесу? (Лось, заяц, волк, змея)

9. Как ребята распоряжаются собранной ягодой? (отдали детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда)

Задание «Узнай лесного жителя»

(фотовикторина, презентация, слайды 7-18)

Задание «Собаки Пришвина»

У М.М. Пришвина всегда жили собаки, он их очень любил, с ними охотился и совершал путешествия. И конечно же они были героями его рассказов.

В таблице, среди случайного набора букв, спрятаны шесть кличек собак. Ваша задача их найти.

(каждая команда получает листочек с таблицей;

таблица на слайде – для проверки задания детьми;

Презентация слайды 19-20)

К

Р

У

М

Н

О

С

И

Т

О

Л

И

Я

Р

И

К

Т

Ш

В

Ь

В

Т

Р

О

Е

Ж

И

К

Ь

Ю

Е

Б

А

М

Д

О

Н

Е

Ю

Т

Р

Р

Ю

К

Н

Р

Т

У

Ш

К

О

Т

Р

А

В

К

А

С

К

О

Ш

У

Б

Г

Я

Л

А

Д

А

М

Т

Д

З

Е

Б

Ф

Р

А

С

Т

П

А

Ж

У

Л

Ь

К

А

Б

А

С

Ч

А

Д

Н

Г

А

Л

У

А

Задание «Лесные загадки»

Первая.

Послушайте небольшой рассказ «Дятел». Будьте внимательны, потому что потом будут заданы вопросы. (Чтение рассказа вслух).

«Дятел»

Видел дятла: … летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв занят.

Тогда дятел, совсем как человек …

(предположите, ребята, что сделал дятел?)

…бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой».

Внимание – вопросы!

— На каком дереве у дятла была мастерская? (БЕРЁЗА)

— С какого дерева была шишка в клюве дятла? (ЕЛЬ)

Вторая загадка.

«Гуляя сегодня с Зиночкой по лесу, мы набрели на старый пень, весь покрытый, как швейцарский сыр, дырочками. Пень казался очень прочным, и Зиночка моя уселась на него отдохнуть. Только села – перегородки между дырочками под её тяжестью разрушились, и пень под ней осел, как подушка.

— Скорей вставай! – закричал я.

Когда Зиночка вскочила, мы увидали, как из каждой дырочки пня выползло множество…

(как вы думаете, кто выполз из дырочек?)

…множество муравьёв: ноздреватый пень оказался сплошным муравейником и только сохранил обличие пня». («Пень-муравейник»)

Третья загадка.

Послушайте маленький рассказ «Лесной шатёр».

(читаем рассказ до слов «Лада ткнулась и заорала: она себе наколола нос о…»)

Так кто же поселился в ёлочном шатре?

Задание «Гости»

Послушайте небольшой рассказ «Гости». Будьте внимательны, потому что потом будет дано задание.

(Чтение рассказа вслух).

Теперь возьмите листочки и карандаши и всей командой напишите, какие животные вам запомнились. Победит та команда, у которой этот список будет длиннее.

 (ТРЯСОГУЗКА, ЖУРАВЛЬ, СКОПА, КОРШУН, ЛУНЬ, ВОРОНЫ, КУКУШКА, ЦАПЛЯ, ОВСЯНКА, ЗЕМЛЕРОЙКА, ГУСЬ, ЛИСА, ГАДЮКА, ПЧЕЛА, ШМЕЛЬ, БАБОЧКА).

Задание «Кто оставил этот след?»

(презентация, слайды 21-26)

Завершается игра,

Подвести итог пора!

(По количеству жетонов определяется победитель игры).

Всем спасибо за работу!

Использованная литература:

1. Классный час «По страницам любимых книг» (Литературная игра — путешествие по творчеству М. Пришвина для младших школьников). Выполнила: учитель начальных классов Колчина Вера Витальевна  2011 – 2012 уч. г.  /в интернете

2. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. 130 имен: биобиблиографический справочник. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007г.

/data/files/t1521195265.pptx (Пришвин — детям. Литературная игра)

Главная » Статьи » Проверь себя » Пришвин Михаил

В категории материалов: 21
Показано материалов: 1-20
Страницы: 1 2 »

Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Комментариям ·
Просмотрам


Викторина по рассказу М. Пришвина «Гаечки»

Викторину составила Тагаева Дарья

ученица 3 класса БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

наставник Салеева Марина Александровна

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 2891 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 02.11.2015

Викторина по рассказу М. Пришвина «Журка»

Викторину составила Оразгулова Адия

ученица 5 класса

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 119»

Пришвин Михаил |
Просмотров: 4696 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 19.11.2015

Викторина по рассказу М. Пришвина «Изобретатель»

Викторину составила Салеева Марина Александровна

библиотекарь БОУ г.Омска 

«Начальная общеобразовательная школа № 35»

Пришвин Михаил |
Просмотров: 6931 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 02.11.2014

Викторина по рассказу М. Пришвина «Как я научил своих собак горох есть»

Викторину составила Кириленко Ксения

ученица 3 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 2824 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 21.04.2016

Викторина по рассказу М. Пришвина «О чем шепчутся раки?»

Викторину составил Сагинов Данияр

ученик 3 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 3922 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 27.11.2015

Викторина по рассказу М. Пришвина «Осеннее утро»

Викторину составила Баева Светлана

ученица 5 класса

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 119»

Пришвин Михаил |
Просмотров: 2854 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 19.11.2015

Викторина по рассказу М. Пришвина «Разговор деревьев»

Викторину составил  Толков Максим

ученик 3 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 4475 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 23.02.2016

Викторина по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята»

Викторину составила Лейс Дарья

ученица 3 класса БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

наставник Жусубаева Айнагуль Хайсарбековна

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

учитель начальных классов

Пришвин Михаил |
Просмотров: 9068 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 02.11.2015

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Выскочка»

Викторину составил Зубков Егор

ученик 3 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 6396 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 24.12.2015

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Глоток молока»

Викторину составила  Савченко Елизавета

ученица 3 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 3256 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 29.02.2016

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Ёж»

Викторину составил  Браун Андрей

ученик 4 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 5198 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 20.03.2016

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Кот»

Викторину составила  Омарова Алина

ученица 3 класса БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 2640 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 15.01.2016

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»

Викторину составил Омаров Амен

ученик 3 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 11382 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 27.11.2015

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Моя Родина»

Викторину составила  Ковалёва Евгения

ученица 3 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 3049 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 24.12.2015

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Паутинка»

Викторину составила  Шаповалова Елизавета

ученица 3 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 2047 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 27.04.2016

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Расставание и встреча»

Викторину составила  Альжанова Диана

ученица 3 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующая библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 2049 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 02.02.2016

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Хромка»

Викторину составил Омаров Амен

ученик 3 класса 

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 5221 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 18.04.2016

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Лимон»

Викторину составил Вадим Голев

ученик 10 класса 

МБОУ «Еланская СОШ № 2» 

р.п.Елань Волгоградская область  

Руководитель Марина Юрьевна Явдосюк

учитель информатики и ИКТ

Пришвин Михаил |
Просмотров: 6232 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 29.12.2015

Викторина по рассказу Михаила Пришвина «Лягушонок»

Викторину составил Сулеев Рамин  

ученик 3 класса БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»

Наставник: Салеева Марина Александровна, 

заведующий библиотекой

Пришвин Михаил |
Просмотров: 4540 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 29.01.2016

Викторина по сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Викторину составила Анохина Елена Федоровна, 

учитель МОУ СОШ №97 г. Волгограда 

Пришвин Михаил |
Просмотров: 11517 |

Добавил: skazvikt |
Дата: 10.04.2014

1-20 21-21

  • Викторина по рассказам осеевой с ответами 2 класс
  • Виктор драгунский рассказы для 2 класса
  • Викторина к рассказу черная курица или подземные жители
  • Виктор драгунский рассказ что я люблю
  • Викторина из какой сказки отрывок из