Скачать материал
Скачать материал
аудиоформат
- Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
- Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Литературная викторина по произведениям
Льва Николаевича Толстого
2014 год -
2 слайд
Наша Викторина сегодня посвящена человеку, чьё имя хорошо известно не только
в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки.
В 2014 году исполнится 186 лет со дня рождения Льва Николаевича.Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года
в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы .
Это уголок русской земли, которой известен
всему миру. Там прошло его детство.Сейчас в Ясной Поляне музей.
-
3 слайд
Семья Льва Николаевича была очень дружной и детям казалось, что все на свете живут
так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие.Семья Толстых. Л. Н. Толстой
с семьёй
Родители Льва Николаевича принадлежали
к старинному знатному роду.
Но когда мальчику было три года — умерла его мать,
а в девять он потерял отца.
Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.
Учился юноша в Тульской гимназии, затем в
университете, но не окончив его поступил на военную
службу. Три года он служил на Кавказе, потом в
Севастополе, в Крыму: в то время там шла война.
Л. Н.Толстой на службе
Лев Николаевич Толстой прожил долгую,
удивительную жизнь. Он участвовал в Кавказской и
в Крымской войнах с турками, был путешественником
и сельским хозяином, педагогом и писателем.Писать он начал в двадцать два года и
после успеха первой повести почувствовал,
что настоящее его призвание – литература.В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже
известным писателем. Здесь он создал почти все
свои произведения. -
4 слайд
Усадьба Л.Н.Толстого
Родовое имение досталось в наследство.
Став владельцем Ясной Поляны,
Толстой с головой ушёл в хозяйственные
заботы. Он увлекался пчеловодством,
любил разводить домашних животных,
наблюдать созревание хлебов,
сажать сады и леса, ремонтировал старые
и возводил новые хозяйственные постройки.Граф Лев Николаевич Толстой любил
крестьянский труд и сам много трудился.
В летние месяцы целыми днями пропадал
он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на
пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц
и пейзажей в записных книжках и черновиках.
Л.Н. Толстой на пашне
Л.Н.Толстой -
5 слайд
В Ясной Поляне Лев Николаевич создал свои удивительные произведения – многочисленные сказки, былины, рассказы, романы. В них он борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие, угнетение трудового народа, протестует против войн, также он призывает каждого человека оценивать свои поступки, отвечать за них, бороться со своими недостатками.
-
6 слайд
Лев Николаевич Толстой в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.
В школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории,
естествознанию, по рисованию и пению. В классе ученики рассаживались кто где
хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо
всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к
ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в общую игру.Лев Николаевич составил для детей «Азбуку» и
«Книги для чтения». Это была очень трудная работа.
Он хотел, чтобы рассказы в «Азбуке» были понятные, интересные и учили ребят
добру. Он пересказывал сказки, были, басни, сочинения разных писателей, вспоминал происшествия, которые приключались с ним самим или о которых слышал от других; некоторые истории он записал со слов своих учеников. Толстой мечтал, чтобы русские дети учились читать по его «Азбуке», получали из неё первые знания о жизни. Создание этой книги он считал
одним из самых важных дел в своей жизни.Л.Н. Толстой и крестьянские дети
-
-
8 слайд
НАЗОВИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом Море»
«Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех»
«Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс котёнка и уж больше не брал его с собой в поле»
«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали
на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел»
«Про лошадь узнать было труднее. Калека так же, как и ты, из двадцати лошадей сейчас же указал на лошадь. Да я не для того приводил вас обоих в конюшню, чтобы видеть, узнаете ли вы лошадь, а для того, чтобы видеть – кого из вас двоих узнает лошадь. Когда ты подошел к ней, она обернула голову, потянулась к тебе; а когда калека тронул ее, она прижала уши и подняла ногу. По этому я узнал, что ты настоящий хозяин лошади» -
9 слайд
ВИКТОРИНА
2. КОНКУРС
ПОДБЕРИ ПАРУ -
-
11 слайд
ВИКТОРИНА
3. КОНКУРС
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ -
12 слайд
Что означает каждое слово
БАСНЯ –СКАЗКА –
ПРИТЧА –
КАФТАН –
КУПЕЦ –
ЧЕРНИЛА –
БАСНЯ –
СКАЗКА –
ПРИТЧА –
КАФТАН –
КУПЕЦ –
ЧЕРНИЛА –
СТАРЕЦ –
КЛУБОК –
МАТРОС –
АМБАР –
ЗВЕРИНЕЦ–
ГОРНИЦА –
-
13 слайд
ВИКТОРИНА
4. КОНКУРС
ЧТО ЛИШНЕЕ? -
14 слайд
Отчего зло на свете?
-
15 слайд
ОТЧЕГО ЗЛО НА СВЕТЕ
Один раз пустынник лег под дерево, а ворон, голубь, олень и змея собрались ночевать к тому же месту. Звери стали рассуждать, отчего зло бывает на свете. -
16 слайд
Царский сын и его товарищи
-
17 слайд
Царский сын и его товарищи
Мужик не стал слушать, а пошел в город. В городе он нанялся таскать дрова. Ввечеру ему заплатили деньги. Он их принес товарищам и говорит: «Вы покуда собираетесь царствовать, а я уж заработал».На другой день купец выпросил денег у мужика и пошел в город.
На торгу купец узнал, что в городе мало масла и каждый день ждут нового привоза. Купец пошел на пристань и стал высматривать корабли. При нем пришел корабль с маслом. Купец прежде всех вошел на корабль, отыскал хозяина, купил все масло и дал задаток. …
… Царевича схватили, отвели в тюрьму и два дня не давали ему пищи. На третий день пришли за царевичем и повели его на суд. Народа собралось много слушать, как будут судить царевича…
-
18 слайд
Работник Емельян и пустой барабан
-
19 слайд
Работник Емельян и пустой барабан
Идет раз Емельян по лугу на работу, глядь — прыгает перед ним лягушка; чуть-чуть не наступил на нее……Поел Емельян, и стала старуха ему говорить:
— Вот тебе, — говорит, — клубок. Покати ты его перед собой и иди за ним, куда он катиться будет. Идти тебе будет далеко, до самого моря. Придешь к морю, увидишь город большой. Войди в город, просись в крайний двор ночевать…… Вышел Емельян из дворца с барабаном и ударил по нем. Как ударил, собралось всё войско царское к Емельяну. Емельяну честь отдают, от него приказа ждут. Стал на свое войско из окна царь кричать, чтобы они не шли за Емельяном. Не слушают царя, все за Емельяном идут. Увидал это царь, велел к Емельяну жену вывести и стал просить, чтоб он ему барабан отдал.
— Не могу, — говорит Емельян. — Мне, — говорит, — его разбить велено и оскретки в реку бросить.
Подошел Емельян с барабаном к реке, и все солдаты за ним пришли. Пробил Емельян у реки барабан, разломал в щепки, бросил его в реку — и разбежались все солдаты. А Емельян взял жену и повел к себе в дом.
И с тех пор царь перестал его тревожить. И стал он жить-поживать, добро наживать, а худо — проживать. -
-
21 слайд
Прыжок
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой…… Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи…
…В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек…
-
22 слайд
ВИКТОРИНА
5. КОНКУРС
Хорошо ли ты знаешь
произведения Л.Н.Толстого? -
23 слайд
Из какой сказки эти герои: Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка?
В каком рассказе говорится о маленьком мальчике, который очень хотел учиться?
Вспомните, что случилось с маленьким котёнком в рассказе «Котёнок»?
Как называется рассказ, в котором говорится о дружбе двух зверей?
Произведения Л.Н. Толстого -
24 слайд
ВИКТОРИНА
6. КОНКУРС
Кроссворд -
25 слайд
Мальчик, который очень хотел учиться.
Где сидел лев?
В кого стрелял старый артиллерист?
Головной убор, за которым мальчик полез на мачту?
Лучший друг собачки.
Что выбросил Ваня за окошко?Кроссворд
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 060 059 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 02.01.2022
- 56
- 0
- 02.01.2022
- 73
- 0
- 02.01.2022
- 171
- 0
«Биография А. С. Пушкина»
- Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- Тема: Устное народное творчество.
- 02.01.2022
- 129
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
Игра-викторина «Герои сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»»
Цели:
- Познакомить с историей создания А.Толстым сказочной повести, обобщить знания по прочитанному произведению.
- Расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению к книгам.
- Развивать устную речь, память, мышление любознательность, внимание.
Оборудование: книги А.Толстого, К.Коллоди; плакаты с иллюстрациями; детские рисунки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель.
— Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Вы читали её самостоятельно. Как она называется, вы скажите, угадав загадку
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут,
Скажите, как его зовут?
Сегодня мы с Вами совершим путешествие по произведению «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
– Поднимите руки, кто полностью прочитал эту сказку?
— Кто смотрел мультфильм или фильм?
— Кто автор сказки?
Алексей Толстой писал и для взрослых и для детей. Для детей он написал 57 сказок. Он узнавал, собирал русские народные сказки и записывал их для детей.
Перед тем как начать нашу литературную викторину, расскажу вам историю создания этого произведения.
«Жил-был…
«Король!» – немедленно воскликнут мои маленькие читатели.
Нет, вы не угадали. Жил-был кусок дерева.
То было не какое-нибудь благородное дерево, а самое обыкновенное полено, из тех, которыми в зимнюю пору топят печи и камины, чтобы обогреть комнату».
Так весело и неожиданно начал итальянский писатель Карло Коллоди книгу о многочисленных приключениях деревянного человека по имени Пиноккио, которого однажды вырезал из куска дерева в своей бедной каморке папаша Джеппетто. Эта книга родилась больше ста лет назад в Италии, как раз в том году, когда родился А.Н.Толстой. Но теперь ее знают во всех странах мира, повсюду. В Италии эта книга сразу же стала известна среди маленьких итальянцев, ежегодно ее переиздавали много раз!
Вот какую историю рассказал для вас Алексей Николаевич Толстой.
(Ученик рассказывает о создании книги).
В предисловии книги автор обратился к своим маленьким читателям: «Когда я был маленький, – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы».
Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было.
Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать Вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка». Прошло немало лет, но вот уже какой год я остаюсь любимцем ребят.
Писатель долгое время жил в Самаре. Теперь в его доме находится музей.
Скульптура Буратино стоит перед музеем и радостно встречает гостей.
Кто из художников придумал цвета для одежды Буратино?
(Леонид Владимирский)
Чем нос Буратино отличался от носа Пиноккио?
(Нос Пиноккио удлинялся только тогда, когда он врёт)
Викторина по сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Условия викторины: за правильный ответ команда получает – сольдо».
Сегодня, мы еще раз перелистаем страницы книги А.Н. Толстого, вспомним о приключениях ее замечательных героев.
В любимой нашей сказке
Есть волшебная стена
В стене той заветная дверца
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открываем
Заветную дверцу в стене
Живущие в сказке герои
Мечтают о счастье, добре
1 тур. Хорошо ли ты знаешь сказку?
Загадки – 1 человек
1.Разгадай кроссворд (на листках)
2.Ответь на вопрос и посмотри иллюстрации (презентация)
Как полено, из которого получился Буратино, попало к папе Карло?
(Ему его подарил столяр Джузеппе по прозванию «Сизый нос»)
Как называлась пьеса в театре Карабаса Барабаса?
(«Девочка с голубыми волосами или 33 подзатыльника»)
После чего Карабас отпустил Буратино?
(Когда Буратино рассказал, где находится нарисованный очаг)
Как звали мошенников, которые отобрали деньги у Буратино?
(Лиса Алиса и кот Базилио)
С кем сбежала Мальвина из театра Карабаса Барабаса?
(С пуделем Артемоном)
Кого пригласила Мальвина лечить Буратино?
(Знахарей Богомола, Жабу и Сову)
Чему стала учить Мальвина Буратино?
(Хорошим манерам, арифметике, грамоте)
Кто подарил Буратино золотой ключик?
(Черепаха Тортилла)
Кто увозит Буратино из харчевни?
(Петух)
Что находилось за холстом в каморке папы Карло?
(Дверца)
Как назывался театр, в котором стал выступать Буратино и его друзья?
(«Молния»)
Чем стали заниматься днем, перед выступлением в театре, Буратино и его друзья?
(Стали учиться в школе)
- Подумай и ответь (№ вопроса по бумажке)
1. Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (Сольдо.)
2. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)
3. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (В страну Дураков на волшебное Поле Чудес.)
4. Кто из героев книги носил серебряные часы? (Пудель Артемон.)
5. Как звали продавца лечебных пиявок? (Дуремар.)
6. К стволу какого дерева и почему приклеилась борода Карабаса-Барабаса? (Итальянская сосна.)
7. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Зеркального карпа.)
8. Что скрывается за потайной дверью? (Кукольный театр чудной красоты.)
9.Какой совет дал Буратино Говорящий Сверчок?
— Слушаться папу Карло, не убегать из дому и ходить в школу.
10.Что предложила Жаба в качестве лекарства для Буратино?
— Касторку.
11.Чем для Буратино закончились уроки у Мальвины?
— Буратино посадили в чулан за плохое поведение.
12.Какую фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте?
Дополнительные:
—Как называлось королевство, в котором жили герои сказки?
Тарабарское.
-Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день рождения? (Мысли были у него маленькие-маленькие, коротенькие- коротенькие, пустяковые-пустяковые.)
-Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения.)
Физминутка
2 тур. Кто это?
Расшифруй героя – 1 чел. на листке
Узнай героя по описанию:
1.В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)
2. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)
3. Существо немного похоже на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-кри, глядело выпуклыми, как из стекла радужными глазами, шевелило усиками». (Говорящий сверчок.)
4. Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматам доска. (Арлекин.)
5. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)
6. Появилась большая, страшная змеиная голова. (Пожилая черепаха Тортила.)
7.Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок. (Продавец пиявок Дуремар.)
8.маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро)
На уроке у Мальвины ( по 1 чел.)
Какие наши герои?
Распределить героев и их черты.
3 тур. Кому принадлежат эти высказывания?
Кто кому говорит эти слова:
- «Пациент скорее мертв, чем жив».
— Сова — Жабе и Богомолу - «Ах, ты, старый плавучий чемодан… Чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову…»
— Дуремар — Черепахе Тортилле. - «Я буду рыдать, как одинокая корова, стонать, как больная курица, плакать, как крокодил».
— Карабас Барабас — Дуремару. - «Не доведет тебя до добра это учение… Вот я училась, училась – гляди – хожу на трех лапах».
— Лиса Алиса — Буратино. - «Это ты меня предал, старый котлетный фарш! Ну, теперь лупи, что есть духу…»
— Буратино — петуху. - «Дождись ночи… Я тебя поведу в Страну дураков, там ждут тебя друзья… счастье и веселье».
— Летучая мышь — Буратино. - «Я несчастный сирота, меня обидели, обокрали, избили…»
— Карабас Барабас — начальнику города. - «Эх, ты, с кем на старости лет связался – с известными всему свету жуликами… Маленьких обижаете! Стыдно!»
— Папа Карло — Карабасу Барабасу.
Дополнительно:
Любимое изречение Карабаса – Барабаса? (Десять тысяч чертей)
Любимое изречение Буратино? (Спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе!)
Физкультминутка
— Превратимся все в Буратино
Буратино подустал,
Из-за парты ловко встал.
Раз — присел, два – привстал,
Головою помотал
И на месте побежал.
Карабаса подразнил,
К новым знаньям поспешил.
Тест на листочке – 1 чел
4 тур. Поэтический конкурс
1.Птичка польку танцевала,
Нa лужайке в ранний час…
(Нос – налево, хвост – направо,
Это полька «Карабас».)
Увидев Буратино на представлении, все куклы обрадовано запели «Польку-птичку»
2.«Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.
Рыдаю, не знаю куда мне деваться,
(Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться).
Это стихотворение посвятил Пьеро Мальвине.
3.Пляшут тени на стене, –
Ничего не страшно мне.
Лестница пускай крута,
Пусть опасна темнота, –
Все равно подземный путь
(Приведет куда-нибудь…)
Эти стишки бормотал Пьеро, когда шел к потайной двери
4. Куклы предо мною
Стелются травою.
Будь ты хоть красотка –
У меня есть плётка,
(Плётка в семь хвостов).
Карабас Барабас.
Дополнительно:
— Какими стихами утешал Пьеро Мальвину?
Мы сидим на кочке,
Где paстут цветочки…,
Желтые, приятные,
Очень ароматные… .
Будем жить все лето
Мы на кочке этой…,
Ах, – в уединении,
Всем на удивление…
Жюри проверяет и подводит итоги.
«Приключения Буратино» — это повесть-сказка. Давайте разберёмся. Определяем, что это повесть
-Большой объём есть?
-Делится на главы?
-Героев много?
-Событий много?
-События происходят в течение долгого времени?
— А вот, что это сказка – докажите вы. Назовите сказочные приметы.
– Какого вида эта сказка? (Авторская.)
– А чем схожи все сказки? (В сказках добро побеждает зло.)
– А как сам автор назвал в произведении страну зла? (Страна Дураков)
– Все ли герои в сказках одинаковы? (Нет, есть положительные, а есть отрицательные.)
Сказочные приметы |
Признаки повести |
1. Вымысел 2.Сказочные герои 3.Сказочные события 4.Сказочные предметы |
1.Большой объём 2. Делится на главы 3. Много героев 4. Много событий в жизни героев 5. События происходят в течение долгого времени |
1. Какая книга послужила для Л.Толстого толчком к созданию «Золотого ключика»? («Пиноккио или похождения деревянной куклы» Коллоди.)
2. Почему автор назвал своего главного героя- Буратино? (Деревянная кукла по-итальянски – «буратино».)
Пиноккио и Буратино – сказочные персонажи очень похожие друг на друга. Но их приключения, которые начинаются очень похоже, совершенно разные и по-разному кончаются.
— Возьмите эти две книги, прочитайте их и сравните. Я уверена, что вы получите большое удовольствие.
Сделайте дома свой золотой ключик. Пусть он откроет для вас волшебную страну книг…
Итоги викторины.
Подведение итога конкурса-викторины. Награждение команд.
- Работа по осмыслению сказки. Этап рефлексии.
-Как вы думаете, почему эту сказку, которой уже более 80-ти лет, с удовольствием читают и взрослые и дети?
— Чему она учит детей?
— А взрослых?
— Чему вы научились, прочитав эту сказку?
Звучит песня заключительная из к/ф «Приключения Буратино»
ИГРА — ВИКТОРИНА «Путешествие по рассказам Л.Н.Толстого»
Белоусова Татьяна Григорьевна — зав.библиотекой МОУ «Начальная школа №5 города Макеевки»
Цель:
— активизировать знания детей по творчеству Л.Н.Толстого;
— развивать творческие способности;
— воспитывать дружбу, взаимоуважение.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, выставка книг, детских рисунков, карточки с заданиями, иллюстрации, презентация о жизни и творчестве писателя.
Ход мероприятия
Перу Л.Н.Толстого принадлежат рассказы и сказки, басни и былины, истории описания, были, учебные книги и рассказы для взрослых, романы и повести (роман эпопея «Война и мир», «Анна Каренина», «Азбука для детей»)
Его книги воспитывают чувства справедливости и доброты, уважения к труду и любовь к родной земле.
«Непризнание несправедливости своих поступков требует лжи».
Л.Н.Толстой
Сегодня мы проведём игру по произведениям великого русского писателя
Льва Николаевича Толстого, автора замечательных произведений для детей и взрослых
Девиз игры: Уметь достойно проиграть и не завидовать другому.
Честь благородно удержать, уныние прогнать с порога!
Презентация о жизни и творчестве писателя.
1 конкурс. «Знаете ли вы…»
-
В каком году родился Л. Н. Толстой? 9 сентября 1828 года
-
Где родился писатель? в Ясной поляне Тульской губернии
-
По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России… какой? Аристократической
-
Какое начальное образование получил? Домашнее
-
Где учился, в каком университете? Казанском
-
Сколько языков знал писатель в зрелую пору жизни? 16
-
Что устроил Л. Н. Толстой в своём имении «Ясная поляна»?
Школу для крестьянских детей
-
Какую книгу он написал для обучения детей чтению? Азбуку
-
Когда умер Л.Н.Толстой? 20 ноября 1910 года
2 конкурс «Кто быстрее?»
1. В каком городе произошёл случай, описанный в рассказе «Лев и собачка»?
а) в Москве б) в Лондоне в) в Париже г) в Киеве
2. Какую птичку держал Серёжа в клетке в рассказе «Птичка»?
а) чижа б) соловья в) воробья г) грача
3. У берега какого континента стоял корабль в рассказе «Акула»?
а) Америки б) Австралии в) Африки г) Антарктиды
4. Сколько котят родилось у кошки из были «Котёнок»?
а) 5 б) 4 в) 3 г) 2
5. Кого спас Боб в рассказе «Пожарные собаки»? (девочку)
6. Что купила мама в рассказе «Косточка» (сливы)
7. От кого Вася спас котёнка в рассказе «Котёнок» (от собак)
3. Конкурс «Угадай-ка!» Из какого произведения взяты строки?
— «Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая
погода, весь день народ был на палубе….» («Прыжок»)
— «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря
дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась…» («Акула»)
— «Жил старик со старухой. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать,
а старуха осталась дома блины печь…» («Липунюшка»)
— «На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много
места и мешал езде по городу…» ( «Как мужик убрал камень»)
4. Конкурс «Продолжи рассказ»:
— «Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго
ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка?»
(Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут!.»)
— » У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к
чижу: «Пора тебе, чиж петь!»
(Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь)
5. Конкурс «Узнай героя»
1. Главная виновница истории, описанной в рассказе «Прыжок», едва не
закончившейся трагедией (обезьяна)
2. Два настоящих друга, живших вместе в одной клетке? (лев и собачка)
3. Маленький мальчик, которому очень хотелось учиться? (Филиппок)
4. Морское чудовище, чуть не проглотившее купающихся мальчиков? (акула)
5. Имя брата Филиппа в рассказе «Филиппок»
а) Ваня б) Слава в) Федя г) Костя
6. Конкурс «Черный ящик». В нём спрятаны предметы, которые имеют отношение к произведениям Л.Н.Толстого. Я вам буду загадывать загадки про эти предметы, а вы должны назвать этот предмет, и то произведение к которому он относится. (загадки-модели «Какая картинка (предмет) спрятался?»)
-
Это дикое животное – герой сказки Л.Н.Толстого; объясняет волку, почему они всегда веселы; питается орехами и грибами.
(белка, басня «Белка и волк»)
-
Это домашнее животное: ест траву, даёт молоко. Так называется рассказ Толстого. С ним приключилась беда. («Корова»)
-
Это головной убор, который поссорил мальчика и обезьяну в рассказе Л.Н.Толстого. (шляпа, рассказ «Прыжок»)
-
Это домашнее животное. Его бережно охраняет лев в клетке.
(собачка, рассказ «Лев и Собачка»)
7. Конкурс рисунков.
ПОДВЕДЕНИ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Конспект литературной викторины по произведениям Л.Н.Толстого для детей старшего школьного возраста
«Лев Николаевич Толстой – первый учитель детворы»
Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе.
Задачи:
-
пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям, любовь к семье.
-
дать детям представление о добре и зле
-
учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы
-
закреплять знания детей о жизни и деятельности Л.Н.Толстого
-
развивать речевую активность, диалоговую речь, выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты
-
развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление
Материал: эмблемы команд «Филиппок», «Липунюшка»; карточки с вопросами; картинки по сказкам и рассказам; картинки с изображением животных; предметы к игре «Кто потерял»; черный ящик»; шляпа, игрушка коровы, белки, собака; фишки для оценки ответов команд
Предварительная работа: беседы о жизни Л.Н.Толстого, чтение произведений Л.Н.Толстого, рассматривание иллюстраций к произведениям, разгадывание кроссвордов.
Ход викторины:
Дети под вальс Шопена входят в музыкальный зал.
Воспитатель Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами проведем литературную викторину. Вам предстоит отвечать на вопросы, выполнять сложные задания. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать фишку.
А оценивать ваши ответы будет жюри:
(воспитатель представляет членов жюри и предлагает жюри занять свои места)
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Каждый из вас получил приглашение на сегодняшнюю викторину. Пригласительный билет был с заданием-кроссвордом. Это задание вы выполняли дома с родителями. А как вы с этим справились, оценит наше жюри.
(воспитатель передает жюри пригласительные детей с выполненным домашним заданием)
А теперь обратите внимание на нашу фотовыставку. О ком рассказывают нам эти фотографии?
Дети о Л.Н.Толстом
Воспитатель Правильно. Наша фотовыставка посвящена русскому писателю Л.Н.Толстому (воспитатель знакомит детей с фотографиями)
В нашей викторине примут участие две команды – «Филиппок» и «Липунюшка»
(команды подходят к своим столам, на которых стоят эмблемы команд, большего размера, чем у детей)
Воспитатель Мы много читали произведений Л.Н.Толстого. Чему учат нас его рассказы?
Дети добру, справедливости, честности.
Воспитатель Я предлагаю вам сделать эти слова девизом нашей викторины.
А теперь послушаем приветствия наших команд:
Приветствие команды «Филиппок»
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалела,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Приветствие команды «Липунюшка»
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
Воспитатель
Ну, а мы начинаем первый конкурс.
О дедушке Льве Николаевиче
Много уже вы узнали
О жизни его расскажите
Ответами нас удивите.
(члены команд (капитаны), выбирают по одному билету, воспитатель зачитывает вопросы, жюри оценивает ответы детей)
Вопросы о жизни и деятельности Л.Н.Толстого
1. Кем был Л.Н.Толстой?
(Л.Н.Толстой – великий русский писатель, первый учитель крестьянских детей)
2. Где он провел свое детство?
(в Ясной поляне)
3. Чем занимался отец Л.Н.Толстого?
(служил в армии, занимался хозяйством, воспитывал детей, любил читать, собирал книги для своей библиотеки)
4. О чем вам говорят эти имена: Сергей, Николай, Дмитрий, Мария?
(это имена братьев и сестры Л.Н.Толстого)
5. Кого из братьев больше всех любил Лев Николаевич?
(Николая)
6. Кто был любимым поэтом Толстого?
(А.С.Пушкин)
7. Какую музыку любил Л.Н.Толстой?
(русскую народную музыку, особенно игру на балалайке, любил слушать музыку Ф Шопена, сам написал в молодости вальс)
8. Как относился Толстой к крестьянским детям?
(он любил играть и гулять с ними, открыл бесплатную школу, сам учил детей)
9. Какие учебники написал Толстой для детей?
(он написал «Азбуку», «Арифметику», «Книгу для чтения»)
10. Чем кроме написания книг еще занимался Л.Н.Толстой?
(он воевал в Крыму и на Кавказе, за что был награжден орденом и медалью; был хорошим наездником; умел пахать землю, косить, разводить пчел, сажал яблони в саду; хорошо играл в шахматы, в теннис, подолгу катался на велосипеде, был хорошим пловцом, упражнялся с гирями)
Воспитатель А пока жюри оценивает наши ответы мы выполним задание второго конкурса «Подбери пару»
Каждая команда получает 4 картинки в конвертах к двум произведениям, в названиях которых фигурируют два героя. Детям нужно правильно подобрать 2 пары картинок и назвать произведения, в которых есть такие герои: «Девочка и грибы», «Обезьяна и горох», «Лев и собачка», «Белка и волк»
(после обсуждения, дети выставляют картинки на мольберт(полку) и называют произведение)
Воспитатель А теперь предоставляем слово нашему жюри.
Жюри подводит результат трех конкурсов:
— домашнее задание (кроссворд)
— разминка (вопросы о жизни Л.Н.Толстого)
— дид.игра «Подбери пару»
Воспитатель А нас ждет еще один конкурс «Назови произведение»
Я буду читать вам отрывки из произведения Толстого, а вам нужно отгадать названия этих произведений.
«Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались: она несла большую куклу»
(«Пожарные собаки»)
«Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал. Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку»
(«Пожар»)
Воспитатель Вы справились с этим заданием и правильно назвали произведения, из которых я зачитала отрывки.
А теперь я предлагаю поиграть в игру. В такие игры любил играть Л.Н.Толстой, когда был таким маленьким как вы
ФИЗМИНУТКА — подвижная игра «Гори, гори ясно!»
Воспитатель Ну а теперь нам пора выполнить задание следующего конкурса «Что лишнее?»
Необходимо выбрать из предложенных картинок те, на которых изображены животные, не являющиеся героями произведений Л.Н.Толстого
(команды получают конверты с фотографиями животных – 4-5 штук. Дети выбирают лишнюю фотографию — жираф)
Воспитатель Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Но нас ждет еще один сложный конкурс — «Кто потерял?»
Вы должны определить герои каких произведений Л.Н.Толстого могли потерять эти предметы (все предметы выложены на стол)
(участники команд, по одному, подходят к столу, выбирают один предмет, называют героя произведения. При затруднении, команда помогает своему участнику)
Предметы:
— горох («Обезьяна и горох»)
— блины в узелке («Липунюшка»)
— грабли («Ученый сын»)
— шапка («Филиппок»)
— кукла («пожарные собаки»)
— грибы («Девочка и грибы»)
— рыба («орел»)
— сливы («Косточка»)
— ружье («Прыжок»)
— цепь («Волк и собака»)
— топор («Мужики водяной»)
— кость («Жучка»)
— кувшин и камни («Галка и кувшин»)
— яйцо («Крыса и яйцо»)
(выбрать те предметы, о которых читали детям)
Воспитатель И с эти заданием вы справились!
Но нас ждет самый сложный и загадочный конкурс. Этот конкурс для вас приготовил наш гость и член нашего жюри – Ф.И.О.библиотекаря
Библиотекарь Работники библиотеки дворца «Химик» приготовили для вас, ребята, «Черный ящик» В нем спрятаны предметы, которые имеют отношение к произведениям Л.Н.Толстого. Я вам буду загадывать загадки про эти предметы, а вы должны назвать этот предмет и то произведение к которому он относится.
(загадки-модели «Какая картинка (предмет) спрятался?»)
-
Это дикое животное – герой сказки Л.Н.Толстого; объясняет волку, почему они всегда веселы; питается орехами и грибами. (белка, басня «Белка и волк»)
-
Это домашнее животное; ест траву; дает молоко; так называется рассказ Толстого.
С ним приключилась беда. («Корова»)
-
Это головной убор, который поссорил мальчика и обезьяну в рассказе Л.Н.Толстого. (шляпа, рассказ «Прыжок»)
-
Это домашнее животное. Его бережно охраняет лев в клетке. (собачка, рассказ «Собачка и лев»)
Воспитатель Вот и выполнили мы все задания, ответили на все вопросы. Как мы с эти справились, нам расскажет наше жюри, которое внимательно наблюдало за нами, и слушали все наши ответы.
Жюри оценивает ответы и объявляет результаты викторины.
Библиотекарь По итогам всех конкурсов команды получили следующие баллы:
команда «Филиппок»____баллов, команда «Липунюшка» ____баллов.
Так правильно и точно выполнить все задания вам удалось благодаря тому, что вы много читали книг, рассматривали альбомы, иллюстрации. Мы надеемся, что эту любовь к книгам вы сохраните на всю жизнь! Разрешите вручить вам пригласительные билеты в нашу библиотеку. Мы будем рады видеть вас у нас в гостях!
Воспитатель Поздравляю вас, ребята! Теперь вы стали почетными читателями библиотеки дворца «Химик».
А наша литературная викторина окончена. Давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу.
(пригласительный билет на литературную викторину по произведениям Л.Н.Толстого с кроссвордом)
Игра-викторина по сказке А. Толстого «Золотой ключик»
- 8 июля 2010
Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Задачи мероприятия:
- Познакомить учащихся 2 класса с историей создания А.Н. Толстым сказочной повести, обобщить знания по прочитанному произведению.
- Расширить кругозор, прививать любовь к чтению, к книгам.
- Развивать устную речь, память, мышление, любознательность, внимание.
Оборудование:
- книга А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»,
- презентация,
- выставка детских иллюстраций «Мои любимые герои».
Ход мероприятия
Учитель:
Далеко, на теплом море
Появился вдруг мальчишка-
Деревянный, с длинным носом
Про него создали книжку.
В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И еще мальчишка встретил
Добрых, преданных друзей.
Хоть пришлось ему несладко-
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась?
Вы мне скажите сейчас?
Учитель (работа с Презентацией): Верно, название этой книги – «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Слайд 1) Одна из самых популярных в мире сказок является история про приключения деревянной куклы — озорного человечка. Сначала эту сказку написал итальянский писатель Карло Коллоди (слайд 2), а мальчика в его книге звали Пиноккио. «Бессмертному Пиноккио – благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет». Бронзовый памятник с такой надписью стоит в одном из парков итальянского города Флоренция.(Слайд 3) Деньги на него пожертвовали девять миллионов человек. А потом русский писатель Алексей Николаевич Толстой (слайд 4) пересказал эту сказку для русских детей и назвал ее «Золотой ключик, или приключения Буратино», впервые опубликованную в журнале «Пионер» в 1936 г. Новые забавные приключения деревянной куклы, рассказанные А. Н. Толстым, были с восторгом приняты не только детьми, но и взрослыми.
По мотивам этой сказки ставились театральные постановки и кинофильмы, сочинялись балеты и оперы. А в честь Буратино даже создали специальные конфеты под названием «Золотой ключик» и газированную воду «Буратино».
А. Н. Толстой также известен своими пересказами русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Хаврошечка», «Петушок-золотой гребешок» и др.
Сегодня, мы еще раз перелистаем страницы книги А. Толстого, вспомним о приключениях ее замечательных героев. Предлагаю вам ребята, пройти интересные испытания в нашей игре-викторине, чтобы выиграть удивительный приз – знаменитый «Золотой ключик», которым можно открыть дверь в замечательную страну знаний.
1. Первый разминочный тур состязания «Вспомни сказку»
(Дети заранее делятся на три команды, выбирают название своей команде. Учитель поочередно задает вопросы командам, за правильный ответ команда получает сольдо)
- Кто первым нашел деревянное полено, из которого потом смастерил Буратино? (столяр Джузеппе по прозвищу «Сизый нос»)
- Во что папа Карло одел Буратино? (В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко зеленые штанишки, в туфли, из старого голенища, и шапочку-колпачок с кисточкой, сшитую из старого носка)
- Какая монета была в обиходе у жителей городка? (Сольдо)
- Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас (Доктор кукольных наук)
- Где находилась потайная дверца? (В каморке папы Карло, под холстом на котором были нарисованы очаг и котелок)
- Куда отправился Буратино с азбукой, но так и не дошел (В школу)
- Их заставляют мыть перед едой (Руки)
- Сокровище за потайной дверью (Театр)
- Отважный пудель (Артемон)
- К ее столбу прилипла борода Карабаса-Барабаса (Итальянская сосна)
- Их кидали в кувшин, где сидел Буратино (Кости)
- Девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
- Поднимается перед представлением. (Занавес)
- На каком музыкальном инструменте играл папа Карло? 9Шарманка)
- Это Мальвина заставила принять Буратино (Касторка)
- Продавец пиявок (Дуремар)
- Кто такая Шушара? (Крыса)
- Черепаха с золотым ключиком (Тортила)
- Книга «Приключения Буратино» — это не быль, а … (Сказка)
- Печальный и влюбленный (Пьеро)
- Что купил папа Карло Буратино? (Азбука)
- На какие деньги Буратино попал в театр?
- Какие слова нужно произнести, зарыв денежки на Поле Чудес, что бы выросло деревце с кучей золотых монет?
- Зачем Лиса и Кот повесели Буратино вниз головой?
2. Второй тур состязания пройдет на пруду у черепахи Тортилы
Дети вылавливают рыбок магнитной удочкой, на которых написаны вопросы. Учитель читает отрывок из текста. Дети должны определить, о ком говорится.
- Этот персонаж книги носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло)
- Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-кри». Существо глядело выпуклыми, как из стекла, глазами, шевелило усиками. (Говорящий сверчок из каморки папы Карло)
- Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро)
- Рот у нее всегда открыт, чтобы по пути, не теряя времени, ловить, кусать и глотать комаров и ночных бабочек. (Летучая мышь)
- На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой. Повыше, держал пистолет. (Кот Базилио и лиса Алиса)
- Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто бы это был не человек, а крокодил. (Карабас-Барабас)
3. Третий тур – «Волшебный сундучок»
Вспомните, кому принадлежат эти предметы.
1. Тридцать три родных сестрицы
В книге той должны вместиться.
Книгу эту Буратино наш возьмет,
Папе Карло вслух ее прочтет. (Азбука)
2. Из носка ему был сшит, замечательный на вид. (Колпак)
3. Очень трудная задача, фрукты счесть нам не задача. (Яблоко)
4. Хвост во дворе, нос в конуре,
Кто хвост повернет, тот в чудесный театр войдет.(Золотой ключик)
5. Его Джезеппе папе Карло дал, а папа Карло из него куклу нам выстрогал.(Полено)
6. В стране дураков есть волшебное поле
Станешь богатым, не зная и горя.
Возьми их в ямке закопай,
Наутро чуда жди не засыпай. (Монеты)
4. Четвертый тур – Вопросы от Буратино
Вспомните, кому принадлежат следующие высказывания героев.
Вспомните, кому принадлежат следующие высказывания героев.
- «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки» (Мальвина)
- «Открой тайну, несчастный, открой тайну!» (Буратино)
- «Эх ты! С кем на старости лет связался, с известными всему миру жуликами. Маленьких ребят обижаете! Стыдно! (Папа Карло говорит эти слова Карабасу-Барабасу)
5. Пятый тур – Творческий конкурс «Изобрази героя сказки»
(Каждая команда рисует любого героя сказки, команда соперников должна по рисунку узнать этого героя).
Автор: Хусаинова Лариса Юрисовна, учитель информатики в начальных классах МОУ НОШ № 10, поселок Калья, город Североуральск, Свердловская область. Стаж работы по специальности 2 года. Фото автора Кальиночка
Презентация по сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик»
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.