План-конспект открытого занятия в 3 «А», 3 «Б» классах. Февраль 2015г. (предмет-риторика)
Учителя : Масошина Л.В.,Гришина Е.А.
Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне» («Сапер», «Друг капитана Гастелло», «Часовой», «Где стояла батарея», «Девочка с Васильевского острова»).
Оборудование:
- Слайды с фактами биографии писателя, сведения по созданным им произведениям;
- Карточки-задания для 4 групп учащихся (исторический раунд, раунд «Лексика», литературный раунд).
Цель работы:
Осмысление, анализ содержания рассказов Ю. Яковлева о войне в рамках Года Участника войны, воспитание чувства патриотизма, гражданственности.
Задачи:
- учить детей устному высказыванию по содержанию литературного произведения;
- учить высказывать собственное мнение по проблемным вопросам;
- учить работать в группе;
- Учить проведению рефлексами.
Ход занятия:
- Тематический индуктор.
Какое важное событие мы отмечаем в мае 2015 года? Под каким знаком проедет 2015 год? Сколько лет Великой Победе мы будем отмечать?
- Вступительное слово учителя.
Вечная память о павших Героях и подвиги. Самоотверженность и патриотизм. Что заставляет человека идти на подвиг?
- Знакомство с творчеством Ю.Яковлева (слайды)
- Интеллектуальная игра. Ответы команд судит жюри (3 человека из 10 класса). В кабинете 4 команды учащихся. Во главе команды- командир. Вопросы обсуждаются в группе в течении 1 минуты и распределены они по 3 направлениям (раундам):
- Исторический раунд (вопросы, касающиеся истории России- начало и окончание войны, города-герои, герои Великой Отечественной);
- Раунд «Лексика» предусматривает определение лексического значения слов военной тематики, в том числе встречающихся в рассказах Ю. Яковлева;
- Литературный раунд, в котором для каждой команды определены по 4 вопроса, касающихся содержания, осмысления рассказов Яковлева. Причем, вопросы предусматривают не только передачу событий произведений, но и домысливание, представление, логические предположения.
Формы работы в ходе проведения занятия:
- Устное словестное рисование;
- Диспут (по вопросу №4 в литературном раунде);
- Выразительное чтение.
- Подведение итогов работы по рассказам Ю. Яковлева.
Выразительное чтение стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».
- Рассказ учителя Масошиной Л.В. об участнике войны, награжденном медалями за отвагу, за победу над Японией, — Окорокове В. И. (отце Масошиной). Представление документов и чтение письма с фронта.
- Подведение итогов игры. Определение команды-победителя.
- Награждение.
- Рефлексия.
- Что было наиболее интересным в игре?
- Понравилось ли тебе работать в группе?
- Где ты искал информацию, необходимую для ответов на вопросы?
- Как ты оцениваешь свою работу? Что помогло тебе победить?
Примеры заданий:
- Словарная работа:
Объясни лексическое значение слов патриотизм, артиллерия, самоотверженность, батарея, медсанбат, миномет, сапер, Рейхстаг, «Катюша», маршал.
- Вопросы исторического раунда:
- Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
- Почему война называется Великой, Отечественной?
- Назовите города-герои Великой Отечественной войны.(Москва, Керчь, Одесса и т.д.)
- Назовите героев-участников Великой Отечественной войны (А. Матросов, Н. Гастелло, Зоя Космодемьянская, герои-молодогвардейцы, генерал Панфилов, пионеры-герои: Марат Казей, Зина Портнева и т.д.)
- Кого из героев-участников войны, своих земляков вы знаете?
- Литературный раунд:
- «Сапер»:
- Как мальчик оказался в отделении милиции?
- Какие чувства у вас вызывает дядька в черном плаще? Почему?
- Для чего мальчик полез на чужой участок?
- Почему милиционер не стал составлять протокол и отпустил мальчика?
- «Часовой Петров»:
- Что в мирное время охраняет Петров?
- Один раз Петров заснул на посту. Как это было?
- Как умирает Петров?
- Почему в конце рассказа автор пишет, что Петров умер великой смертью солдата? Ведь он умер не в бою.
- «Друг капитана Гастелло»:
- Почему рассказ так называется?
- Назовите героев рассказа.
- Какие чувства у вас вызывает дядя Владя? Почему?
- О чем говорят грязные ботинки дяди Влади?
- Кого можно назвать друзьями капитан Гастелло? Почему?
- «Где стояла батарея»:
- Что вдруг вспомнил автор, когда оказался возле школы? (По какому признаку?)
- Что раньше было на месте школы?
- Что сделал автор, чтобы все узнали о батарее?
- Что означают слова в конце рассказа: «здесь в годы войны стояла батарея. И поэтому здесь стоит школа»?
1. Интеллектуальная игра «По страницам книги» по повести Ю. Я. Яковлева «Зимородок»
Подготовила Зверева Л. И.
Войская сельская библиотека
2. Правила игры
• Лучше играть втроем.
• Кто начинает – решает
отборочный тур в котором
задается несколько
вопросов.
• Кто правильно ответит на
большее количество
вопросов – тот и начинает.
• Если первый дает
неверный ответ – право
ответа переходит к
следующему игроку.
Если второй дает неверный ответ – право ответа
переходит к третьему игроку.
За верный ответ- первый 10 баллов, второй – 7
баллов, третий – 5 баллов.
Ответивший верно – имеет право первым отвечать на
следующий вопрос.
Всего 25 вопросов.
3. Вопросы отборочного тура
• 1. В каком году был
написан рассказ
«Зимородок» Ю.
Яковлевым?
• 2. В какое время года
выводит птенцов
птица – зимородок?
• 3. Где делает гнезда
птица зимородок?
• 4. Кто такие –
следопыты?
5. Кто написал сценарий к фильму «Зимородок»?
6. Как вы понимаете слово «ЗАБВЕНИЕ»?
7. Какие еще произведения Ю. Яковлева вы читали?
4. Ответы на вопросы отборочного тура 1
Юрий ЯЯковлевич ЯЯковлев (настоящая фамилия —
Ховкин; 26 июня 1922, Петроград — 29 декабря
1995, Москва) — советский писатель и сценарист,
автор книг для подростков и юношества, отец
израильского религиозного писателя Эзры Ховкина.
1972 г повесть «Зимородок»
5. Ответы на вопросы отборочного тура 2
Весна – лето
Зимородки могут за лето успеть вывести потомство
2, реже 3 (в южных районах с ранней весной) раза.
6. Ответы на вопросы отборочного тура 3
Живет зимородок вокруг лесистых рек и озер. Для
построения гнезд роет довольно глубокие норы, до
1 метра, в обрывистых берегах.
Нора заканчивается круглой пещерой, где самка и
высиживает птенцов. Гнезда как такового
зимородки не строят, яйца откладывают обычно
прямо на грунт.
7. Ответы на вопросы отборочного тура 4
— охотник, выслеживающий зверя по следам
— человек (обычно член ученического коллектива),
который собирает материалы о былых исторических
событиях, об исторических лицах
8. Ответы на вопросы отборочного тура 5
9. Ответы на вопросы отборочного тура 6
Забвение — угасание памяти о каком-либо явлении,
событии или человеке.
“Всё, что люди сделали на войне, может быльём
порасти”. Всё зависит от нас. Надо бороться с
забвением. Чтобы жить было интересно, надо
искать в себе хорошего, справедливого,
интересного человека.
10. Ответы на вопросы отборочного тура 7
Растут сыновья. — М., 1955
•• Взвейтесь кострами, синие ночи! — М., 1958
•• О наших детях. — М., 1961
•• Станция «Мальчики» — М., 1961
•• Автобус без кондуктора. — М., 1962
•• Разбуженный соловьями. — М., 1963
•• Собирающий облака. — М., 1963
•• Когда уезжает друг. — М., 1964, 1968
•• Первая бастилия. — М., 1965
•• Письмо с вулканического острова. — М., 1965
•• Гонение на рыжих. — М., 1967
•• Рыцарь Вася. — М., 1967
•• Когда отдыхает парта. — М., 1967
•• Сердце земли. — М., 1967
•
•
•Непослушный мальчик Икар. — М., 1968
•• Мой верный шмель. — М., 1969
•• Бабушкин зонтик. — М., 1970
•• Позавчера была война. — М., 1970
•• Мой боевой друг. — Свердловск, 1970
•• Где стояла батарея. — М., 1971
• Лев ушел из дома. — М., 1971
•• Реликвия. — М., 1972
•Багульник. — М., 1972, 1975
•• Жених и невеста. — М., 1974
•• Самая высокая лестница. — М., 1974
•• Сретенские ворота. — М., 1974
•• Был настоящим трубачом. — М., 1976
•• Колыбельная для мужчин. — М., 1976
•• У человека должна быть собака. — М., 1977
•
•А Воробьёв стекло не выбивал. — М., 1979
•• Жить нам суждено. — М., 1979
•• Тайна Фенимора. — М., 1980
•• Где начинается небо. — М., 1982
•• Родная страна. — М., 1982
•• Двенадцать историй. — М., 1983
•• Неприкосновенный запас. — М., 1983
•• Автопортрет. — М., 1984
•• Кепка-невидимка. — М., 1987
•• Мальчик с коньками. — Кишинев, 1987
•• Саманта. — М., 1987
•• Площадь Восстания. — М., 1989
•• Последний фейерверк. — М., 1985, 1989
•• Верный друг. — М., 1990
•• Непослушный мальчик Икар. — Минск, 1991
Ответы на вопросы
отборочного• ••тура
7
11.
12. 1 вопрос
Как звали детей –
главных героев
повести трех
одноклассников?
Вася,
Миша,
Зоя
Василь,
Марат,
Зоя
Василь,
Миша,
Зоя
Василь,
Марат,
Зося
13. Ответ 1
14. 2 вопрос
Какой предмет
преподавал Сергей
Иванович Серегин?
ботаника
биология
зоология
окружающ
ий мир
15. Ответ 2
Предмет: ЗООЛОГИЯ
Сергей Иванович – так звали учителя – даже не
обернулся, шел себе по проходу.
Он был невысокого роста. С массивной головой.
Всклокоченные волосы, темные с частыми белыми
нитями, с головы переходили на щеки и сливались с
усами и бородой. В этой буйной растительности,
закрывшей почти все лицо, поблескивали большие
очки с задымленными стеклами. Голос у него был
глухой, как бы доносившийся из глубины.
16. 3 вопрос
К кому из ребят
прилипло
прозвище «глухая
кукушка»?
К Зое
К
Марату
К
Василю
Ни к
кому
17. Ответ 3
– Василь, ты неправильно кукуешь. Впрочем,
существует кукушка, которая, как удод, издает звук
«ду-ду». Она называется «глухая кукушка».
В классе раздался смех. Кто-то крикнул:
– Глухая кукушка!
Василь был сражен. Он заерзал на парте. Уши
покраснели, а верхняя губа поднялась домиком.
Мальчик почувствовал, что к нему прилипнет
прозвище «глухая кукушка».
18. 4 вопрос
Куда часто
приходили дети
после уроков?
В
стрелковы
й тир
На
спортивну
ю
площадку
В
спортивны
й зал
На
детскую
площадку
19. Ответ 4
Если у вас неожиданно заведутся деньги и вам
захочется пострелять, спросите любого мальчишку
и он приведет вас к большому серому дому, где в
подворотне разместился стрелковый тир.
Подворотня узкая и длинная, как туннель.
20. 5 вопрос
Кем был Седой во
время войны?
шофером
танкистом
разведчик
ом
летчиком
21. Ответ 5
Летчиком
И сам Седой стал не седым, а темным,
подстриженным под полубокс, с коротенькой
челкой наискосок. На нем появился синий
замасленный комбинезон, стянутый ремнем. А за
спиной на ремне – кобура с пистолетом. Летний
кожаный шлем болтался на руке, как
подстреленная птица.
22. 6 вопрос
Что должен был
сделать
Зимородок?
Взорвать
мост
Взорвать
немецкий
штаб
Привести
языка
Произвест
и разведку
23. Ответ 6
Взорвать мост.
– Я мог бы забросить вашего человека в район
Нового моста, но, как вы понимаете, садиться там
негде – кругом немцы. А парашюта у меня нет.
24. 7 вопрос
Сколько раз
прыгал Зимородок
с парашютом?
5
3
1
0
25. Ответ 7
– Послушай, что надо делать, чтобы парашют
раскрылся?
– Ты же прыгал! – Летчик резко повернулся к своему
пассажиру.
– Не прыгал я, – признался Зимородок.
26. 8 вопрос
От кого Марат
узнал, что Новый
мост во время
войны был
взорван?
От
учителя
От
родителей
От
От
работника старожило
музея
в
27. Ответ 8
От работника музея.
Мальчик не заметил, как в зале снова появился
чернявый.
– Новый мост был действительно взорван.
Произошло это 23 августа 1943 года. Взрыв моста
заморозил несколько фашистских эшелонов с
горючим и боеприпасами. И обеспечил успешные
действия нашей армии… А кто взорвал мост, не
установлено.
28. 9 вопрос
Кто из ребят
набрался
храбрости и
прыгнул с моста в
воду?
Зоя
Васи
ль
Мара
т
Никт
о
29. Ответ 9
Василь следил за игрой рыбы. Зоя Загородько
играла с солнечным зайчиком. Они не заметили, как
Марат скинул брюки с ковбоем на заднем кармане и
свернул улиткой широкий кожаный ремень. Только
когда он оторвался от края моста и полетел
навстречу бегущей волне, они увидели…
Марат стоял в воде и тяжело дышал. Вода текла по
его широким скулам, по шее, по плечам. Одной
рукой он придерживал другую. Он был бледен.
Веснушки исчезли с широких скул. Коричневые
глаза смотрели куда-то вдаль: они улыбались его
мыслям.
30. 10 вопрос
От кого Марат
узнал, что
Зимородок
действительно был
на станции Река?
От
старушки
на
переезде
От
рыбаков
От
работника
музея
От бабки в
тире
31. Ответ 10
От старушки на переезде.
– Он смотрел в окно. Я не знала, кто он и что ему
надо. Не хотела отпирать. Но я баба, а он мужик. А
мужики все ходили с оружием. Никакие запоры не
помогали. Я спросила: «Чего тебе?» Он ответил:
«Отопри». Я отперла.
Зимородок стоял в дверях в смятом пиджаке,
перекошенном от мешка, который оттягивал плечо –
был очень тяжел.
32. 11 вопрос
Почему мама дала
сыну такое
прозвище
«Зимородок»
Птица
красива
я
Птица
смелая
Родился
зимой
Любила
мама
птиц
33. Ответ 11
– Что ты за птица? – вздохнула хозяйка сторожки и
посмотрела ему в лицо.
– Зимородок… Меня мама родила зимой в санях. С
тех пор меня зовут Зимородком. Я мешок поставлю
в угол?
34. 12 вопрос
Как умел свистеть
Зимородок?
Иволгой
Соловьем
Малиновк
ой
Жаворонк
ом
35. Ответ 12
И засвистел иволгой.
– Он засвистел иволгой, и мне стало не так страшно.
Но я поняла, что ввязалась в историю, за которую
могут повесить. Он сказал, что ему надо забросить
этот мешок на мост. Спросил, медленно ли идут
поезда по мосту. Я сказала – медленно.
36. 13 вопрос
Где работал
старожил Павлов?
В
Сантехник
управлени
ом
и
В милиции Шофером
37. Ответ 13
В милиции.
Марат постучал «в ту дверь». Из-за «той двери»
крикнули: «Заходи!» Марат вошел. В комнате за
столом сидел пожилой грузный человек в белой
рубахе.
– Здравствуйте. Мне нужен товарищ Павлов.
– Я Павлов.
38. 14 вопрос
Что сказал Павлов
по взрыву Нового
моста во время
войны?
Мост
взорвал
неизвестн
ый
Мост
взорвали
партизаны
Мост
Мост
взорвали
взорвал
подпольщи
Зимородок
ки
39. Ответ 14
Но страшную тишину разорвал не выстрел, а голос.
Такой негромкий, глуховатый голос:
– Я взорвал мост!
Люди вздрогнули и испуганно обернулись на голос,
как в темноте оборачиваются на внезапно
вспыхнувший свет. Они увидели невысокого щуплого
парня в помятом пиджаке. Он шел по площади,
опираясь на палку. Левая нога как бы проваливалась в
землю, но правая – здоровая – ступала твердо.
Офицер, удивленный не меньше остальных таким
поворотом событий, все еще держал в протянутой
руке белое крылышко «не любит». А парень шел к
нему между шеренгами, и десятки глаз – усталых,
заплаканных, печальных, темных, непонимающих,
прищуренных, широко открытых – провожали его,
дарили ему благодарность и прощальный привет.
– Как тебя зовут? – спросил кто-то из стоящих в
шеренге.
Парень на мгновение задержал шаг и тихо сказал:
– Зимородок.
40. 15 вопрос
Что случилось с
Зимородком после
взрыва моста?
Немцы
расстрелял
и
Немцы
повесили
Немцы
увезли
куда-то
Немцы
сожгли его
41. Ответ 15
– И его расстреляли? – спросил Марат.
Следователь ответил не сразу:
– Этого я не видел. Нас разогнали по домам… Какието выстрелы я слышал. Фашисты могли расстрелять
за кусок хлеба, а тут мост… Разве может быть
сомнение?
И все-таки представить себе Зимородка мертвым,
лежащим на земле Марат не мог. Удивительный
боец в помятом пиджаке на двух пуговицах жил в
мыслях мальчика. И эту его жизнь никто не властен
был оборвать.
42. 16 вопрос
О каких животных
шла речь на
следующем уроке
зоологии?
О
лягушк
ах
О
слонах
О
мышах
О
собака
х
43. Ответ 16
– Здравствуйте, люди-человеки! Начнем, пожалуй…
Сегодня мы займемся слонами.
По классу прокатился смешок. Займемся слонами! А
Сергей Иванович уже расхаживал по классу, слегка
наклонив свою большую голову.
44. 17 вопрос
О чем узнал Марат
от бабки из
стрелкового тира?
О
партизанск
ом отряде
О
Зимородке
О братской
могиле
О Седом
45. Ответ 17
К вечеру, когда тир принадлежал взрослым и
выстрелы звучали медленно, с расстановкой, Марат
стоял перед бабкой. Она говорила ему:
– Вспомнила… У нас в Жуковке был отряд. Там один
парень умел свистеть иволгой… Имя его не помню…
Есть в Жуковке братская могила. Похоронены
партизаны. Имена написаны на камне… В Жуковке у
меня тетка живет. Жукова Алевтина. У нас почти все
Жуковы… Стрелять будешь? Не будешь, тогда
отойди от огневого рубежа. Не мешайся
46. 18 вопрос
Почему прочитав на
обелиске
«Зимородок»,
ребята все еще
надеялись, что
Зимородок жив?
Не указано
имя
Фамилий 10
а
похоронено
9 человек
Тетка
Алевтина
сказала
Очень
хотелось,
чтобы он
оказался
жив
47. Ответ 18
– Почему девять? – спросил Василь. – Здесь десять
фамилий. Ошибка?
– Кто его знает. Только хоронили девятерых. Я-то
помню, девять телег прогромыхало по дороге. А дед
Аким сколачивал девять гробов. Ему теса не
хватило, он ходил по дворам…
48. 19 вопрос
Куда направила
ребят тетка
Алевтина?
К своей
родственни
це
В милицию
В архив
К
командиру
партизанск
ого отряда
49. Ответ 19
– Кого же там нет? – спросил Марат, показывая
рукой на могилу.
– Этого я не знаю, – призналась старая женщина. –
Это знает только Петр Ильич Лучин, партизанский
командир.
– Где же он?
– Петр Ильич? Живет в Одессе, на пенсии. Болеет.
Жена его – партизанская учителка – тоже с ним.
50. 20 вопрос
Почему Зимородок
посещал школу в
партизанском
отряде?
Нравилас
ь
учительн
ица
Хотел
учиться
Было
интересн
о
Нечем
было
заняться
51. Ответ 20
– Послушай, Зимородок, ты сколько классов
кончил? – спросила учительница.
– Восемь.
– А мы за пятый класс проходим. Зачем ты пришел?
– Учиться хочется! Я и в школе любил учиться.
Честное слово! Каждый день узнаешь новое.
Решаешь задачу, которую вчера не мог решить. В
первый раз читаешь стихи, и кажется, Лермонтов
написал их специально для тебя, еще чернила не
высохли…
52. 21 вопрос
Что сказала
партизанская
учительница о
Зимородке?
В братской
Не знает,
могиле его
где
нет
Зимородок
Не знает,
что
Его
случилось
расстрелял
с
и немцы
Зимородко
м
53. Ответ 21
– Зимородка нет в этой могиле.
– Как нет? Там написано… – вмешался в разговор
Василь.
Партизанская учительница покачала головой:
– Мы знали, что немцы расстреляли его. И чтобы имя
его не затерялось, написали его на доске рядом с
именами других, погибших в бою. Но в могиле его
нет.
54. 22 вопрос
Что изучали дети
на последнем
уроке зоологии?
Домашних
животных
Животных
тайги
Знакомили
сь с
природой
на
практике
Птиц
родного
края
55. Ответ 22
– Тише! Парад не начался. Хочу, чтобы вы
знакомились с природой не только по учебнику… Вы
когда-нибудь держали в руке птенца? Теплый,
вздрагивающий комочек, полный упругой жизни.
Тот, кто не держал в руке птенца, не сможет взять в
руку сердце, а будущим врачам придется держать в
руке сердце человека… Сейчас в лесу много
невезучих птенцов. Положить выпавшего птенца в
гнездо – полезное занятие… Собирайтесь. По школе
идем с закрытыми ртами. Решено?
56. 23 вопрос
Что узнали ребята
от доктора
Стройло?
Он оперировал
Зимородка
Он не видел
Зимородка
Он похоронил
Зимородка
Он
прооперировал
Зимородка и
отправил на
Большую землю
57. Ответ 23
– Двадцать четвертого августа в госпиталь поступил
партизан с тремя пулевыми ранениями. Видимо, он…
Состояние раненого крайне тяжелое. Как его звали?
– Зимородок, – ответили все трое.
Три тяжелых ранения. И еще нога вывихнута. Я его
оперировал, а потом отправил на Большую землю в
очень тяжелом состоянии… Я не говорил, что он
жив, я говорил только то, что знаю.
58. 24 вопрос
На чем был
доставлен
Зимородок к
доктору?
На
носилк
ах
На
машин
е
На
телеге
Сам
пришел
59. Ответ 24
Потом по дороге ехала подвода, груженная
прошлогодней соломой. Воз был большой, похожий
на желтое облако. На возу сидел парень в кепке.
Лошадь шла резво, и телега, подпрыгивая на
камнях, громыхала коваными ободами.
Парень полез в карман и протянул немцу «абвейс» –
пропуск. Немец надел очки. Посмотрел. Вернул
пропуск. И вдруг прошил воз дробной автоматной
очередью. Возница вскрикнул. Лошадь рванула
вправо, воз скатился на обочину и чуть не
перевернулся.
60. 25 вопрос
Что узнали ребята
от партизан в
Жуковке на
братской могиле?
Настоящее
имя
Зимородка
Где живет
Зимородок
Как
выглядит
Зимородок
О
дальнейше
й жизни
Зимородка
61. Ответ 25
– Может быть, вы помните его имя и фамилию? –
Марат пристально посмотрел в глаза старого бойца
в брезентовой куртке. Тот потер лоб и сказал:
– То ли его звали Серегой, то ли фамилия его была
Серегин.
И тут стоявший в стороне, с усами, которые
топорщились сердитой светлой щетиной, сказал:
– Его звали Сергей Иванович Серегин.
62.
63.
Поздравляем победителей!!!
Читайте книги
о войне и
участвуйте в
наших
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 15.02.2022 17:12
Богайчук Светлана Владимировна
учитель русского языка и литературы
53 года
22 513
665
Ю.Я.Яковлев «Багульник». Тест.
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
При изучении произведений по родной (русской) литературе предлагается ученикам читать рассказы Ю.Я.Яковлева. Например, «Багульник». Предложенный тест закрепит знания по прочитанному рассказу.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Перед вами отрывок из рассказа «Багульник» Юрия Яковлева «Он… вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. При это энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал… Про кого идёт речь?
Варианты ответов
- про нерадивого ученика
- про мальчика Косту
- таких учеников не бывает
Вопрос 2
В рассказе употребляется слово МОЛЧАЛЬНИК. Как ты понимаешь это слово?
Варианты ответов
- Эгоистичный человек, который всегда молчит и смотрит на людей свысока
- Добрый человек, открытый, что не попросишь — всегда молча сделает
- Нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.
Вопрос 3
Но однажды ребята из класса «забыли, что он молчальник и подумали, что он волшебник. К нему возникло нескрываемое любопытство. Чего только не говорили про Косту ребята.» Что произошло? Почему ребята стали говорить про Косту?
Варианты ответов
- Коста принёс в класс пучок тонких прутиков багульника
- Коста ответил на уроке на «отлично»
- Коста рассказал смешную историю: громко и с юмором
Вопрос 4
Ребята в классе говорили, что у Косты есть три собаки. Правда ли это?
Варианты ответов
- Да, Косту видели с тремя разнопородными собаками
- У Косты нет ни одной собаки
- У Косты только боксёр
Вопрос 5
Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой. Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Впрочем, кроме трех собак была и четвертая. Что за собака?
Варианты ответов
- Померанский шпиц, маленький и энергичный
- Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами.
- Немецкая овчарка, умная и преданная
Вопрос 6
Чем для Косты является звонок с последнего урока?
Варианты ответов
- Побежать домой и лечь спать!
- Вот теперь можно до вечера общаться в друзьями!
- Сигнальная ракета! Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления!
Вопрос 7
Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами?
Варианты ответов
- По-прежнему молчит
- Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами.
- Нехотя разговаривает с хозяевами собак и с собаками
Вопрос 8
Какое качество проявляет Коста в отношении к собакам и их хозяевам?
Варианты ответов
- Милосердие
- Храбрость
- Равнодушие
Вопрос 9
Почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками?
Варианты ответов
- Одноклассники жестоки, нет общих тем для разговора
- Коста — «троечник», а одноклассники умные
- Собаки, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно.
Вопрос 10
Женечка — маленькая, худая, слегка косящая, волосы — конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковами. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Кто это?
Варианты ответов
- Одноклассница Косты
- Сестрёнка Косты
- Учительница Евгения Ивановна
Вопрос 11
На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Сперва никто не замечал, что он спит. Потом кто-то захихикал. Что сделала учительница?
Варианты ответов
- Разбудила мальчика и сказала, что так вести себя нельзя!!!
- Сказала ребятам: «Тихо! Совсем тихо! Вы знаете, почему он уснул? Я вам расскажу…Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших…Им надо помогать.»
- Разрешила Косте поспать ещё чуть-чуть. Потом разбудила и отправила домой
Вопрос 12
Ю.Я. Яковлев не называет одноклассников Косты по именам. Почему, как вы думаете?
Варианты ответов
- Не хочет запутать читателей обилием имён
- Автору они не так интересны, как Коста
- Не смог подобрать красивых имён
Вопрос 13
По мнению автора, Коста — личность. Что же такое личность?
Варианты ответов
- Человек, имеющий свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.
- Человек, следящий за своей внешностью, за своим лицом
- Человек, делающий всё только для себя, в своих интересах.
Вопрос 14
Почему же писатель назвал произведение «Багульник», а не «Коста»?
Варианты ответов
- Чтобы читатели смогли понять, что за растение — багульник
- Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. Женечка «шла молча по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника»
- Имя Коста не подходит для заголовка рассказа.
Ю. Яковлев. Рыцарь Вася
Автор скрыт
22.11.2020.
Тест. Литература, 5 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
тест для учащихся 5 класса по рассказу Ю. Яковлева
Список вопросов теста
Вопрос 1
1. Какое прозвище дали Васе его одноклассники?
Варианты ответов
- тюфяк
- рыцарь
- толстяк
- рохля
Вопрос 2
2. Какое качество портило Васе его жизнь?
Варианты ответов
- медлительность
- неповоротливость
- неловкость
- все варианты верны
Вопрос 3
3. Какие герои больше всего привлекали Васю?
Варианты ответов
- космонавты
- геологи
- разведчики
- рыцари
Вопрос 4
4. О чём больше всего мечтал Вася?
Варианты ответов
- о любви
- о подвигах
- стать стройным и красивым
- стать отличником
Вопрос 5
5. Какой подвиг совершил Вася?
Варианты ответов
- спас котёнка
- предотвратил пожар
- помог полиции задержать вора
- спас утопающего мальчика
Вопрос 6
6. Кто первым заметил тонущего мальчика?
Варианты ответов
- Вася
- Димка Ковалёв
- одноклассники малыша
Вопрос 7
7. В каком классе учился малыш, которого спасли?
Варианты ответов
- в 1 классе
- во 2 классе
- в 3 классе
Вопрос 8
8. Как Васю наградили в школе за совершённый подвиг?
Варианты ответов
- вручили грамоту
- объявили благодарность
- вручили денежную премию
- никак не наградили
Вопрос 9
9. Как называется такое описание: «Бывает так, что еще не опали листья, а на землю уже ложится первый слабый снег. К утру подморозит, и река покроется людом. Этот лед зеркальный и тонкий».
Варианты ответов
- пейзаж
- портрет
Вопрос 10
10. Главная мысль рассказа в том, что
Варианты ответов
- надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.
- надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.
- главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.
«Быть добрым – хорошо и радостно»
Внеклассное мероприятие в 5 классе
(по творчеству
Ю.Я.Яковлева)
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого
не знает никогда злой; быть добрым – счастье» Ю.Яковлев
«В мире есть только два достоинства, перед которыми можно
и должно преклоняться… – это гениальность и доброта сердечная». В. Гюго
Цель: Формирование правильных нравственных
убеждений Задачи:
Обучающая: Углубить знания о творчестве Ю. Яковлева, уметь объяснять поведение
персонажей, определять их внутреннее состояние, делать выводы из
прочитанного. Развивающая: Учить
вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения; учить задумываться
о своём месте в жизни; давать оценку своим поступкам; способствовать
обогащению интеллектуального уровня учащихся, развивать способности
размышлять и умение выражать свои мысли связно; способствовать проявлению
индивидуальности каждого ребенка, пережить ситуацию сотрудничества.
Воспитывающая: Воспитание таких
общечеловеческих качеств, как: доброта, чуткость, милосердие, сопереживание,
сострадание, совесть; ответственности за свои поступки; способствовать
развитию доброжелательного отношения к окружающим людям; формировать
положительные взаимоотношения между детьми.
Коррекционная: Развитие речевых навыков при анализе художественного
произведения; формирование сферы межличностных отношений — способствовать
развитию коммуникативных умений и положительной
мотивации к саморазвитию воспитанников с нарушением зрения;
содействовать развитию эмоциональной
сферы. Мероприятие
направлено на формирование у детей правильных нравственных убеждений;
саморазвитие, развитие навыков позитивного стиля общения у детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения.
Планируемые результаты: Осознание важности дружелюбных отношений людей друг к
другу, умения сострадать, сопереживать, умения дарить людям тепло своей души.
Оформление и оборудование: Мультимедиа- презентация « Быть добрым –
хорошо и радостно», проектор, музыкальное сопровождение, портрет писателя Ю.
Яковлева, выставка книг «Мой дом – мои книги», выставка рисунков к рассказам
Ю. Яковлева «В детях — завтрашний взрослый человек», картина « Сад Доброты», макет сердца, чашечные
весы, «волшебная палочка», конверт, карточки
для работы.
Ход
занятия
Звучит музыка. 1.Организационный
момент В.:
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра.
Она дарит нас
хлебом, живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту! (Стих А.Чепурова «Давайте поклоняться доброте!»)
Добрый
день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем
встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых
людей.
1.2. Введение в тему.
В.: В жизни по-разному можно жить – можно в
беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать шалости.
А можно так: на рассвете встать – и помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать и подарить его людям. (С. Островой)
Что мы ощущаем от
солнца? (теплоту, свет, радость, заботу…..) Народная
мудрость гласит: “Доброта, что солнце”. Как вы понимаете это выражение? (Ответы
детей). В.
Что у меня в руках ? ( из красной бумаги-сердце). Как вы думаете, что
является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела). Когда мы
слышим: «Человек с большим сердцем», мы понимаем, что речь идет не о физической
его величине, а о душевном богатстве. Поэтому в качестве определяющих слов для
занятия я выбрала бы «БытьЧеловеком».
А его тема
«спряталась» в следующей ситуации — загадке:
Плачет Митя у
витрины: Мама, я хочу машину!
Таня подошла:
Не плачь, вот возьми мой новый мяч!
Глаз чарует красота,
а поступки …(Доброта)
1.3. Целевая
установка. Сообщение темы.
В.: Догадались, о чем
сегодня пойдет речь? О Доброте, отзывчивости, этом удивительном
лекарстве от многих болезней. А сейчас послушайте притчу. Притча. Однажды
один старый мудрец индеец разговаривал со своим маленьким внуком. «Почему
бывают плохие люди?» — спрашивал его любознательный внук. « Плохих людей не
бывает», — ответил вождь, — «В каждом человеке есть две половины — светлая и
тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости,
миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм,
разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе,
что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?»
« Понятно», — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда.
На какое-то время он задумался, а потом спросил: « Но какой же волк побеждает
в конце?» Старый
мудрец едва заметно улыбнулся: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
В.Ребята, как вы понимаете это выражение? (Ответы)
Вывод: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один
волк представляет зло, другой — добро. Это жизненная истина. 1 ученик: Каждый знает, этот мир
словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое – в нас живут вот эти двое.
2 ученик: Они борются
с годами: в сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать: кому в этом помогать.
3 ученик: Если хочешь
в мире темном обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови — в царство зла тебе дорога.
4 ученик: Ну, а если
ты с улыбкой и хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете, то добро всегда поможет.
5 ученик: Помни
истину простую: что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки и к тебе добром придут!
В. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на
котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра
и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще
останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Сегодня у нас
необычное занятие, занятие-размышление над такими вопросами, которые
решает для себя каждый человек: «Что такое доброта, сострадание, милосердие,
отзывчивость?» Мы будем говорить о нашем состоянии души, о наших нравственных
поступках. Попробуем определить, что же значит «быть Человеком», ответим на
вопрос «Легко ли быть добрым?» А помогут нам в этом герои прочитанных
рассказов Ю.Яковлева. Тема нашего занятия «Быть добрым – хорошо и радостно».
Проведем
эксперимент. Закройте глаза и послушайте музыкальную композицию. (Звучит песня «Колыбельная медведицы» из
мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова
Ю.Яковлева.) В:
Что вы почувствовали? Узнали ли вы песню? Чем она вас привлекает? Можете
назвать автора слов, композитора? (Ответы) Слова
к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю.
Яковлев.
.
2.
Основная часть.
2.1. Краткое
сообщение о творчестве Ю.Я. Яковлева (портрет Ю.Я. Яковлева, выставка книг, рисунков,
высказывания писателя) «Есть
на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на
огонёк, — когда грустно и одиноко». Творчество писателя – такой
дом. «Мой
дом – мои книги, — писал Ю. Яковлев, — а мои герои – люди, для которых читатель
переступает порог моего дома. Мои книги – моя душа. Я незримо присутствую в
каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл
их вам. Может быть, они помогут вам в жизни”. Какие замечательные слова! Ну,
что ж, отправляемся в гости к новым друзьям! (звучит музыка) В.:
Ю. Я. Яковлев — талантливый детский писатель-фронтовик, сценарист, журналист, автор
многих интересных сюжетов детского киножурнала «Ералаш», сценариев к
мультфильмам и детским фильмам, член редколлегии известного популярного
киножурнала «Фитиль» и художественного совета студии «Союзмультфильм». Летом
2017года литературная общественность будет отмечать 95-летие со дня рождения
писателя.
Когда-то
Юрий Яковлев начинал как поэт. В детстве мамы наверное вам читали такие стихи “Огуречик,
Огуречик, не ходи на тот конечик: там мышка живёт, тебе хвостик отгрызёт”.
Трудно поверить, но автором стихотворения «Жил-был Огуречик», в котором
Огуречик показан как смелый и добрый герой, является Юрий Яковлев.
Ребята, хотите встретиться с этим «храбрым бойцом»? Давайте, посмотрим
отрывок из мультфильма «Жил-был Огуречик». (просмотр мультфильма)
В. Думал ли Огурец о благодарности, когда совершал добрые поступки? (Ответы)
Юрий
Яковлев – писатель уникальный. Его произведения — искренние,
встряхивающие совесть. Каждая повесть читается на одном дыхании. И вообще,
сегодня, когда уже несколько поколений растет в полном неведении истории,
напоминание о его героях – как глоток свежего воздуха. Основные темы его произведений
– это школьная жизнь, память о героях войны, дружба человека с животными. В
своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому они
правдивы и интересны. Основной идеей своих произведений писатель провозглашает
героизм, чувство благодарности учителю и матери, благородство и соблюдение собственных
нравственных идеалов. Основной ценностью в человеческом характере, которую
следует воспитывать с детства, он считает доброту к людям и к животным, а также
чувство дружбы и верности в отношениях с товарищами. В
каждом своем произведении Юрий Яковлев настойчиво и горячо повторяет: учитесь
понимать людей, учитесь видеть за неброской внешностью и странными на первый
взгляд поступками – благородное, честное сердце. Писатель
с детства очень любил животных, поэтому в его творчестве много рассказов о
братьях наших меньших. Юрий Яковлев был убежден, что тот, кто любит собак, не
может не любить людей.
А еще Юрий Яковлев –
один из немногих писателей, который не боялся говорить с читателем о том, что
жизнь не всегда бывает справедлива к хорошим людям. Не всегда истинные герои в
произведениях Яковлева получают заслуженную награду. Но герой не чувствует
себя обделенным. Боль от несправедливости утихает, спокойная совесть и
ощущение, что ты, преодолев горечь и обиду, встал на более высокую ступеньку,
становятся наградой. А это не так уж мало.
«Есть жизни, – писал
Юрий Яковлев, – похожие на коптилки: они долго теплятся, дают мало света и
наполняют округу дымом и копотью. Но есть жизни – звезды, которые вспыхивают
ненадолго, но своим горением делают мир удивительным». Вывод: Писателю
дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться. Проникать в тайные причины
поступков, высвечивать то, что остается незамеченным
другими. В.:
Я прочитаю вам строчки из стихотворения Е.Евтушенко, известного
поэта. Подумайте, как оно перекликается с рассказами Ю. Яковлева?
Людей неинтересных в
мире нет. Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое,
свое, и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то
незаметно жил, и с этой незаметностью дружил,
Он интересен был
среди людей, самою незаметностью своей.
У каждого – свой
тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший
миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это
всё неведомо для нас. (Ответы) 2.2.
Литературная викторина “По страницам прочитанных книг»
В. Давайте, ребята, вспомним, какие рассказы
Ю.И. Яковлева мы с вами прочитали.
2.2.1.Назови рассказ по описанию.
1. Неожиданно
вдалеке, на самой кромке берега, возникла собака. Ее взгляд был устремлен в
море.
(«Багульник»)
2. Приятели называли его тюфяком. Вид у него был сонный, У него все
валилось из рук. («Рыцарь
Вася»)
3. Правда не бывает маленькой. Правда всегда большая. Меня так дома учили.
Сто один раз изменить правде, и тогда уже не остановишься. («А Воробьев стекло
не выбивал»)
4. На пути мальчику попался газетный киоск. В центре
находился киоскер: беловолосый и красноносый старичок. На носу у него сидели
большие очки. («Собирающий облака»)
5. А моя собака
махала хвостиком. Она была белой, и над глазами у нее два рыжих треугольника.
(«Он убил мою
собаку»)
6. И вдруг прохожий остановился. Потом он качнулся вперед и сделал несколько неуверенных
шагов, словно собирался упасть. Но не упал, а удержался на ногах. («Мальчик с
коньками»)
7. На улице здорово
мело. Снег слепил глаза. И люди шли против ветра, наклоняясь вперед, натыкаясь
друг на друга. Он зажал пузырек в кулаке, словно в нем была роса («Баваклава»)
8. Мы играли в лапту, в прятки….
Эти игры оставили нам в наследство старшие ребята. Но были у нас игры и
собственного изобретения («Игра в
красавицу»).
2.2.2. Узнай
героя
А хорошо ли вы запомнили
героев?
1.“У него был нос
бугорком, подбородок со впадинкой, волосы рыжеватые, как у бабушки…” (Лёня
Шаров. “Баваклава”)
2.“Он вызывающе зевал
на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос…” (Коста. “Багульник”).
3.“На толстом лице
выделялись три бугорка, два над глазами у начала бровей, а третий между носом и
верхней губой…” (Вася Рыбаков “Рыцарь
Вася”).
4. «Он стоял перед директором в потертой курточке, в
ботинках со сбитыми каблуками, маленький, щуплый, так не похожий на
могущественного римлянина» (Семин, друг Воробьева – Марк Порций Катон Старший
«А Воробьев стекло не разбивал»
5. «Фуражка с острым
козырьком, похожим на грачиный клюв, съехала набок, глаза весело блестели»
(Коля Малявкин «Собирающий облака»
) В. Можно ли по
внешности определить, что это за человек: плохой или хороший? (Ответы)
2.2.3.«Автор»
поступка
1.Спас мальчика,
который чуть не утонул.(Вася. “Рыцарь Вася”).
2.Помогал собакам:
кормил их, гулял с ними.(Коста. “Багульник”).
3.Понял, что бабушка
была для него самым близким другом (Лёня Шаров. “Баваклава”).
4.Помог человеку,
которому стало плохо на улице. (Мальчик. “Мальчик с коньками”),
5. Не стал есть хлеб,
а положил в его в сундук к дедушке. (Коля. “Цветок хлеба”).
6. Он выбежал во
двор, отыскал кусок толя и накрыл им макулатуру.(Коля Малявкин «Собирающий
облака») 2.2.4.
Дискуссия по вопросам
викторины
В. Кто являются главными героями рассказов ? (Ответы)
Ю.Яковлев так сказал об этом: “В детях я стараюсь разглядеть завтрашнего
взрослого человека”. Ребята, мы с вами познакомились с удивительными
сверстниками – героями произведений Ю.Я. Яковлева, полюбили их. Никто из вас
не остался равнодушным к их разным, но таким похожим судьбам. Полюбившихся
героев вы изобразили на своих рисунках. (Выставка рисунков)
1.Что общего между
этими рассказами? (Герои творят добро, совершают добрые поступки, живут
мечтами).
В каждом своем произведении Юрий Яковлев настойчиво и горячо повторяет: учитесь
понимать людей, учитесь видеть за неброской внешностью и странными на первый
взгляд поступками – благородное, честное сердце.
2.Как называется
поступок, когда кто-то спасает другого? (подвиг, самоотверженный поступок). Можно
ли назвать Васю Рыбакова героем, и почему? (Ответы)
3.Как вы оцениваете
поступок Димы Ковалёва, который «присвоил себе» спасение малыша? Прав ли Вася,
что промолчал? Какое продолжение придумали бы вы? (Ответы) 4.Какими
качествами обладают наши герои? Что объединяет этих детей? Можно ли их
считать Личностями ( Каждый из них был Личностью, имел свое, отличное от
других
мнение)
А где проявляется человек как личность? ( Человек
определяется в поступках, в отношении к окружающим). Значит, Личность – это человек,
имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые
поступки 5.
Можно ли по внешности определить, что это за человек: плохой или хороший?
(Ответы) 6.
Какие произведения не стареют? ( Те, где автор заставляет задуматься об
истинных ценностях) В.
В рассказах Ю.Яковлева затронуто много вопросов об отношении людей друг к
другу, об умении сострадать, сопереживать, об умении дарить людям тепло своей
души. Ребята!
Вы восхищаетесь поступками героев рассказов. А вы хотели бы, чтобы по
отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства?
(Ответы) Относиться
к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с
уважением и доброжелательно. Добрые поступки начинаются с доброго слова, с
уважительного отношения к другим
людям. Бесценное
это человеческое качество – доброта. Ю.Яковлев однажды произнес слова, в
которых, по сути, определил основную черту своего творчества: «Быть добрым —
хорошо и
радостно».
2.3. Физкультминутка.
2.4. Собери
пословицу (Работа в парах) В.Издавна люди стремились к добру и эту мысль
они отразили во многих пословицах и поговорках, которые
передаются из уст в
уста.
Пословицы недаром
появляются, без них прожить никак нельзя, Они
великие помощницы и в жизни – верные
друзья.
Порой они нас наставляют, советы мудрые дают, Порой
чему-то научают и от беды нас
берегут Познакомимся с некоторыми из них. У вас на партах лежат листочки со словами и словосочетаниями.
Каждой паре нужно из них собрать пословицу и объяснить ее смысл. (Доброе слово
лечит, а злое калечит. Мир не без добрых людей. Доброе слово и железные
ворота открывает. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Жизнь дана на
добрые дела).
Дети
собирают из слов и словосочетаний пословицу и объясняют ее смысл. В.
А какие пословицы и поговорки о добре вы еще знаете? (Ответы) В. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда
приносит радость окружающим людям. Говорят, что если есть в человеке доброта,
чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся. Вы с этим
согласны?
2.5.Упражнение
«Оцени поступок»
«Нравственная
дилемма» (группа 2 -3 человека)
В. У А.С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы
человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда его смотрят, его
слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом». А что
значит – поступать по совести? (Предлагается проанализировать ситуации,
аргументировать свою точку зрения)
1. В школьном
коридоре Данил нашел кошелек, в котором было 100 рублей. Кроме Данила, в
коридоре никого не было. Как вы думаете он должен поступить?
2. После урока
истории Никите позвонил отсутствующий в школе одноклассник Коля, чтобы узнать
домашнее задание. Никита ему ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле
он не записал домашнее задание. На следующем уроке Колю спросили, он не
ответил и получил двойку. О своем звонке Никите Коля ничего не сказал, а Никита
тоже промолчал. Оцените действия мальчиков. Игра
«Добрые и злые дела» (Если дело доброе –хлопайте в ладоши, плохое – топайте
ногами). Ситуации: Играть в футбол на
газонах. Рисовать на стенах в школе. Посадить растения возле школы. Смастерить
кормушку для птиц. Метко плюнуть жвачкой в товарища. Решить уравнение
за подружку.
Игра «Устами
младенца»
В.Я сейчас буду говорить
фразы, а должны догадаться, о чём идёт речь и сказать одним словом.
— Она должна быть у
каждого человека, но некоторые про неё забыли. Она помогает стать
настоящим человеком. Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидел, она
должна тебя очень мучить. (Совесть)
— Он может быть
деньгами или вещами. Его приходится отдавать рано или поздно. Он бывает разный
: перед родителями, перед другими людьми, перед родиной, перед близкими друзьями.
(Долг) В.:
Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого
человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали? (Ответы)
В. Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что
вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Сейчас я задам
вам вопросы, а вы мысленно, с закрытыми глазами, ответьте на них.
Всегда ли вы
поступали по совести? Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос
своей совести? Пытались ли вы исправить
положение?
В.: Что же нужно делать для того, чтобы совесть была спокойна? (Жить
так, чтобы не было стыдно за свои поступки.)
В. : В жизни мы совершаем разные поступки:
хорошие и не очень. Давайте вместе подумаем, что же можно сказать о героях стихотворения
М.Садовского «Доброе сердце». (Дети читают по ролям)
Мальчик: Я как-то в дом принёс щенка — бездомного
бродягу,
Чтоб подкормить его слегка, голодного беднягу.
Мама: Ну что ж — сказала мама. Пусть
поживёт немножко.
В глазах его такая грусть, найдётся супа ложка.
Мальчик: Я во дворе нашёл потом котёнка чуть
живого.
Его принёс я тоже в дом, сказала мама строго.
Мама: Ну что ж — сказала мама. Пусть
поживёт немножко.
В глазах его такая грусть, найдётся каши ложка.
Мальчик: Я под гнездом нашёл птенца, над ним
вороны вились.
Я спрятал в шапку сорванца, Мы с ним домой явились.
Мама: Ну что ж — сказала мама. Пусть
поживёт немножко.
В глазах его такая грусть, найдётся хлеба крошка.
Мальчик: Однажды я принёс ежа, ужа
и черепаху и заяц в нашу дверь вбежал, наверное,
со страху.
Мама: Ну что ж — сказала мама, пусть
живут.
В квартире так чудесно, а если потесниться тут, и нам найдётся место.
В. Что можете сказать о мальчике, его маме? Как бы
вы поступили на месте наших героев? Как вы думаете, каким
должен быть человек, чтобы быть добрым? ( Ответы) Добро начинается с
любви ко всему живому.
«В мире есть только два достоинства, перед которым можно и
должно преклоняться… – это гениальность и доброта сердечная”. (Виктор Гюго) 2.6. Упражнение «Чаша Доброты» ( самодельные
весы, «волшебная палочка», листы бумаги, конверт)
В. Как вы думаете,
чего на земле больше: добра или зла? (Ответы)
Давайте
назовем «помощников» добра и зла. И тогда мы получим ответ на
этот вопрос. А помогут нам в этом чудо – весы. На одну чашу весов
мы будем класть «добро» (белые фишки), на другую –« зло» (темные фишки). Кто
хочет быть главным «весовщиком»? (Называются слова, из которых дети выбирают
«помощников» добра и зла). В.
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми
делами. Давайте представим, что у нас появилась волшебная палочка
и вы стали волшебниками. Подумайте, какое доброе дело
вы сделали бы и мы положим его на чашу весов. (Дети, передавая
волшебную палочку, друг другу, называют добрые поступки. Вскоре чаша весов
“добра” перевешивает чашу “зла”)
В. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в
жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки –
в море добра. Доброта, милосердие, радость — создают основу человеческого
счастья. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Добро всегда сильнее
зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А
злые люди всегда
одиноки.
В. У каждого человека, к сожалению, есть такие черты характера, которые
мешают ему в жизни общаться с окружающими людьми. Подумайте и запишите на лист
бумаги то качество, которое вам мешает в жизни больше всего и от которого вы
хотели бы избавиться в первую очередь. Мы соберем их в большой конверт,
который откроем через год и посмотрим, удалось ли вам избавиться от этой черты.
( “Зло”складывается в конверт) 2.7.
Секрет волшебного цветка. (Картина, выполненная детьми «Сад Доброты», цветок
доброты и милосердия) В.
Посмотрите на эту удивительную картину «Сад Доброты». А ведь это мы с вами
посадили чудесный сад и поняли, что у каждого человека свой путь к
доброте! В нашем саду очень скоро расцветет Волшебный Цветок,
но не без вашей помощи. Подберите синонимы к словам доброта и
милосердие. (Дети отвечают ). Цветок открывается, дети читают на его
лепестках слова: сострадание, сочувствие, любовь, приветливость,
забота, отзывчивость, бескорыстие, забота.
В.: Сейчас будет уместным процитировать слова
американского поэта Г. У.Лонгфелло « Добрые души — это сады, добрые мысли — это
корни, добрые слова — это цветы, добрые дела — это фрукты, позаботьтесь о своем
саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».
3. Заключительная
часть.
3.1.Рефлексия (листочки
зеленого и желтого цветов)
В.: Как вы думаете, тема
добра и зла важна для всех людей в наши дни? И почему? (Ответы)
В.:
У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему
нашего разговора важной, то прикрепите к дереву в нашем саду зеленый листок,
если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок.
( Дети выполняют задание).
В.: Легко или трудно быть добрым? (ответы
детей, стихи)
Добро и зло творить всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда, Добро творить
трудней.
В.Непросто быть добрым человеком. Этому
необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители,
учителя, но и книги с добрыми рассказами и сказками, в которых Добро всегда
побеждает зло. Ученик: Книга – наш друг, большой и умный, не даст
скучать и унывать:
Затеет спор –
веселый, шумный, поможет новое узнать.
Расскажет книжка про
героев, на юг, на север поведет.
С ней даже в космос
как-то ближе: она на все ответ найдет.
И пусть девчонки и
мальчишки, вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко
– звонко: «Спасибо, книжная страна!» В.:
В подведение итогов занятия детям предлагается высказаться о том, что
нового они узнали, обсуждая эту тему, над чем задумались впервые, что им
помогло осмыслить понятие «Быть человеком». Ученик:
Добрых
людей, как всегда, не хватает, добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают, сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают, добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают и никакого спасибо не ждут.
В.: Какое правило Доброты прозвучало в этом стихотворении? (Делая добро,
никогда не надо ожидать благодарности.) В.
Размышляя о добре и зле, я уверена: вы станете бережнее относиться
не только к близким, но и ко всему живому, не станете равнодушными к чужой
беде и в ваших сердечках добра станет немного больше. Впереди вас ждет много
славных дел. Хочется верить, что вы сможете сделаете нашу планету Земля
красивой. Ведь делать добро – это здорово! Спасибо всем за
работу.
В.: В завершении мне хотелось бы вновь
обратиться к словам .Я.Яковлева, в гостях у которого мы сегодня с вами
побывали: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то
удовлетворение, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье». Пусть эти
высказывания станут вашим жизненным ориентиром! А
теперь оцените нашу общую работу, выбрав
смайлики.
3.2.
Ритуал прощания
В. Ребята, возьмите друг друга за руки и
мысленно пожелайте своему соседу что-то очень хорошее, но только искренне, от
чистого сердца. Будьте добрыми и всегда идите только дорогою добра.
(Звучит песня “Дорога добра»).
Тест по произведению «Рыцарь Вася» Яковлев
Последний раз тест пройден 1 час назад.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
-
Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Рыцарь Вася»?
-
Юрий Яковлев
-
Самуил Маршак
-
Лев Кассиль
-
Лазарь Лагин
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 95%
ответили правильно95% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуПроизведение
«Рыцарь Вася»
написал советский писатель Юрий Яковлевич Яковлев. -
-
Вопрос 2 из 10
В каком году было написано произведение Яковлева «Рыцарь Вася»?
-
1955 г.
-
1961 г.
-
1967 г.
-
1978 г.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 52%
ответили правильно52% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуПроизведение
«Рыцарь Вася»
было написано в 1967 году. -
-
Вопрос 3 из 10
К какому литературному жанру принадлежит произведение Яковлева «Рыцарь Вася»?
-
Новелла
-
Рассказ
-
Повесть
-
Роман
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 85%
ответили правильно85% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуПроизведение
«Рыцарь Вася»
написано в жанре рассказа. На это указывает небольшой объём произведения, ограниченное количество действующих лиц, повествование о реальных событиях, описание одного эпизода. -
-
Вопрос 4 из 10
Какое прозвище дали Васе его одноклассники?
-
Кабан
-
Тюфяк
-
Жиртрест
-
Рохля
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 94%
ответили правильно94% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуВ силу своей природной медлительности и неуклюжести Вася был прозван приятелями тюфяком:
«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость»
. -
-
Вопрос 5 из 10
Какое качество портило Васе его жизнь?
-
Медлительность
-
Неповоротливость
-
Неловкость
-
Все ответы верны
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 78%
ответили правильно78% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуВася был очень неуклюжим, неловким, медлительным мальчиком и от этого очень страдал:
«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость… Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул… Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк»
. -
-
Вопрос 6 из 10
Какие герои больше всего привлекали Васю?
-
Космонавты
-
Геологи
-
Разведчики
-
Рыцари
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 96%
ответили правильно96% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуНеуклюжая, нелепая внешность Васи не мешала ему восхищаться отважными, благородными рыцарями:
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями»
. -
-
Вопрос 7 из 10
Где Вася проводил все свое свободное время?
-
В лесу
-
С друзьями
-
В музее
-
В кино
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 83%
ответили правильно83% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуВ свободное время Вася посещал музей, в котором любовался закованными в латы рыцарями:
«В свободное время он бегал в музей.. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы»
. -
-
Вопрос 8 из 10
О чем больше всего мечтал Вася?
-
О любви
-
О подвигах
-
Стать стройным и красивым
-
Стать отличником
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 83%
ответили правильно83% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуВася, подражая своим кумирам — рыцарям, отчаянно мечтал совершать подвиги:
«Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично»
. -
-
Вопрос 9 из 10
Какой подвиг совершил Вася?
-
Спас котенка
-
Предотвратил пожар
-
Помог милиции задержать вора
-
Спас утопающего мальчика
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 92%
ответили правильно92% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуВася проявил себя отважным храбрецом, когда спас мальчика, провалившегося под лёд:
«Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда… тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лёд. Наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя»
. -
-
Вопрос 10 из 10
Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг?
-
Вручили грамоту
-
Объявили благодарность
-
Выдали денежную премию
-
Никак не наградили
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 91%
ответили правильно91% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуПодвиг Васи бессовестно присвоил себе его одноклассник, Димка Ковалёв, которого похвалили на глазах у всей школы. Никто даже не догадался, что истинным героем был Вася:
«Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно…»
-
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ольга Волынец
10/10
-
Сафонов Вячеслав
10/10
-
Алик Янских
10/10
-
Мамнуна Киргизова
10/10
-
Максим Михайлов
8/10
-
Вадим Шапошников
9/10
-
Илья Белозеров
10/10
-
Илья Белых
9/10
-
Костя Грищенко
9/10
-
Руслан Тананыкин
10/10
Рейтинг теста
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 2879.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.