- Главная
- Игры
- Викторины
- Познавательные викторины
- Викторины по литературе
- Викторины по литературным формам
- Викторины по пьесам
- Викторины по пьесам русских писателей
- Викторины по пьесам Грибоедова
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Почему Молчалин и Фамусов рано утром столкнулись у спальни Софьи?
Они оба шли по своим делам
Молчалин выполнял поручение Софьи, а Фамусов шел проведать дочь
Софья и Молчалин всю ночь беседовали, а Фамусов заигрывал со служанкой Софьи Лизаветой
2.
Как звали прежнюю любовь Софьи?
Александр Чацкий
Загорецкий
Скалозуб
3.
Что так сильно задело Софью во время их первой встречи с Чацким?
Чацкий не сделал ей ни одного комплимента и не говорил слов любви
Он нелестно отозвался о ее новом возлюбленном
За границей он растерял все свои манеры
4.
Каким видит Фамусов «успешного человека»?
Гордым, независимым, твердо идущего к своей цели
Услужливым, добивающимся своего лестью и раболепием
Удачливым и готовым в любую минуту ухватиться за предоставившийся ему шанс
5.
Как Чацкий в разговоре с Фамусовым называет время, в которое жили его предки, и за идеалы которого так отчаянно хватается Фамусов?
Золотой век
Серебряный век
Век покорности и страха
6.
Как Скалозуб добился своих воинских успехов?
Долгой и честной службой
Хваткостью и изворотливостью, и другими «невоенными методами»
Он купил себе чин
7.
Почему Чацкий начинает подозревать Софью в чувствах к Молчалину?
Она говорила о нем без остановки
Она очень испугалась, когда он упал с лошади
Он перехватил ее любовную записку
8.
Почему Чацкий считает, что Молчалин недостоин любви Софьи?
Потому что он скользкий и нечестный человек
Потому что он не считает умеренность и аккуратность достоинствами
Потому что Молчалин — сплетник и льстец
9.
Почему Софья разочаровывается в Молчалине?
Потому что понимает, насколько Чацкий просвещенный человек
Потому что слышит, как Молчалин признается Лизе в своих симпатиях и говорит, что хочет жениться на Софье только из-за выгоды
Потому что Молчалин не умеет вести себя в обществе
10.
Чем больше всего озабочен Фамусов, когда узнает о произошедшем?
Тем, что Молчалин разбил сердце его дочери
Тем, что придется отослать Лизу
Тем, что же обо всем этом скажет княгиня Марья Алексеевна
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Опрос по 1-2 действию комедии «Горе от ума»
1) Сколько времени
длится действие комедии «Горе от ума»? (одни сутки)
2) Где происходит
действие комедии «Горе от ума»? (в доме Фамусова)
3) О ком из героев
комедии так говорят:
«И золотой мешок, и
метит в генералы» (Скалозуб)
4) Кому дана такая
характеристика:
«Остёр, умён,
красноречив,
В друзьях особенно
счастлив,
Вот о себе задумал он
высоко» (Чацкий)
5) О ком из героев
комедии так говорят:
«…он дойдёт до
степеней известных,
Ведь нынче любят
бессловесных» (Молчалин)
6) Какие важные дела
записывает Фамусов в свою деловую книгу? (погребенье, званный обед и крестины)
7) На какой совет
Фамусова Чацкий отвечает словами:
«Служить бы рад,
прислуживаться тошно»?
(Совет пойти
послужить)
Какой поступок
покойного дяди Фамусов приводит как образец служения?
(троекратное падение
на глазах Екатерины II)
9) Какое событие
вызвало обморок Софьи? (Падение Молчалина с лошади)
10) О чём просит
Молчалин и Лиза Софью, чтобы отвести слухи и подозрения? (быть любезной со
Скалозубом и Чацким)
Опрос по 3 – 4 действию комедии «Горе от ума».
1) Кому из героев комедии посвящены эти слова:
«Но есть ли в нём та страсть? То чувство?
Пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердце каждого биенье
Любовью ускорялось к вам?»
(Молчалин)
2) Сколько награждений есть у Молчалина? (три)
3) По какой причине князь Тугоуховский,
княгиня и их 6 дочерей не стали заводить близкого знакомства с холостяком
Чацким?
(Чацкий недостаточно богат)
4) Кого старуха Хлёстова взяла вместе с
собачкой на вечер к Фамусову, чтобы не скучать? (девку-арапку)
5) О ком идёт речь в этом диалоге:
— Он не в своём уме.
— Ужли с ума сошёл?
— Не то чтобы совсем…
— Однако есть приметы?
— Мне кажется.
— Как можно в эти леты!
— Как быть!
( о Чацком)
6) Присутствовал ли на званном вечере Фамусова
Репетилов?
(нет)
7) Кто говорит эти слова:
«…Учёностью меня не обморочишь,
Скликай других, а если хочешь,
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит.
(Скалозуб)
Кто был автором сплетни о сумасшествии
Чацкого? (Софья)
9) Куда Фамусов пообещал отправить Софью после
того, как узнал о её тайном романе?
«Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тётке, в глушь, в …» (Саратов)
10) О чём больше всего беспокоится Фамусов
после того, как Чацкий покидает его дом? (о словах княгини Марьи Алексевны)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области
Викторина
по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Алешина Наталья Алексеевна
г. Ковров
Пояснительная записка
Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.
Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.
Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.
Грибоедовская викторина
В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».
И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.
1.Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:
- «Грех не беда, молва нехороша».
- «А судьи кто?»
- «Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».
- «Счастливые часов не наблюдают».
- «Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
- «…говорит, как пишет!»
- «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
- «Свободен, вдов, себе я господин…//Монашеским известен поведеньем!..»
- «…ври, да знай же меру…»
- «А как не полюбить буфетчика Петрушу!»
2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?
3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?
4. Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?
5. На ком был женат Репетилов?
6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?
7. Где находилась комната Молчалина?
8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?
9. Сколько лет Софье?
10.Назовите два таланта Молчалина.
11.Как звали дядю Фамусова? Кем он был?
12.Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?
13.В какой дивизии служил Скалозуб?
14.Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?
15.Какой фразой заканчивается комедия?
Ответы
1.
1. Лиза (1 действие, явление 5)
2.Чацкий (2 действие, явление 5)
3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)
5.Молчалин (действие 4, явление 12)
6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)
7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)
8.Фамусов (1 действие, явление 4)
9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)
10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)
2.Действие комедии происходит в четверг, зимой:
«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)
«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)
3.Орден Анны на шее, 3 августа, за сидение в траншее.
«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)
4.Дедов Чацкого звали Илья и Алексей
«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)
«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)
5.Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,
«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»
«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)
6.Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.
«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)
7.Комната Молчалина находилась под лестницей.
«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление
8.Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого
«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)
9.Софье 17 лет:
«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)
10.Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)
11.Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.
«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)
12.Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.
«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)
13.Скалозуб служил в 15-й дивизии.
«У нас, в пятнадцатой дивизии, не далее, //Об нашем хоть сказать бригадном генерале». (Скалозуб, 2-е действие, явление 4).
14.Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).
15.Комедия заканчивается словами Фамусова:
«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Источники
1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.
2. http://www.booksite.ru/department/center/helpl/vik_rus_read_11.htm
Тест по комедии «Горе от ума» в вопросах и ответах, викторина
Комедия «Горе от ума» Грибоедова – выдающееся драматическое произведение XIX века.
В этой статье представлен тест по комедии «Горе от ума» в вопросах и ответах. Тест также может быть использован для викторины на знание текст пьесы.
Тест по комедии «Горе от ума» Грибоедова
1. Как зовут возлюбленного Софии, с которым она тайно встречается по ночам?
- Скалозуб
- Чацкий
- Молчалин
- Репетилов
2. Кто из героев дружил с отцом Чацкого?
- Скалозуб
- Фамусов
- Молчалин
- Горич
3. Что требует Чацкий в финале «Горе от ума»?
- сани
- коня
- карету
- бричку
4. Кто пустил слух о сумасшествии Чацкого?
- Молчалин
- София
- Фамусов
- Скалозуб
София, Фамусов и Молчалин. Художник Д. Кардовский |
- Александр Андреевич
- Александр Сергеевич
- Александр Иванович
- Александр Петрович
6. Фамусов называет Чацкого опасным человеком, потому что:
- Чацкий хочет украсть Софью
- Чацкий — сплетник
- Чацкий — вольнодумец
- Чацкий — шулер
7. В кого на самом деле влюблен Молчалин?
- Москва
- Санкт-Петербург
- город N
- Павловск
9. Сколько лет Чацкий не был в Москве?
- 2 года
- 3 года
- 4 года
- 5 лет
10. Кто из героев носит звание полковника?
- Молчалин
- Фамусов
- Репетилов
- Скалозуб
11. Как зовут секретаря Фамусова?
- Репетилов
- Молчалин
- Скалозуб
- Горич
12. Членом какого клуба является Фамусов?
- Английского
- Американского
- Французского
- Итальянского
13. К какому сословию принадлежит семья Фамусовых?
- мещане
- купцы
- дворяне
- духовенство
14. Где и кем служит Фамусов?
- генералом в полку
- управляющим в казенном месте
- придворным врачом
- помощником министра
15. Как зовут слугу Фамусова, который ходит с разодранным локтем?
- Филька
- Фомка
- Петрушка
- Павлушка
16. Сколько лет Софье Фамусовой?
- 17 лет
- 18 лет
- 19 лет
- 20 лет
17. Из скольких действий состоит комедия «Горе от ума»?
- 2 действия
- 3 действия
- 4 действия
- 5 действий
18. Молчалин ушиб руку, когда упал:
- с лестницы
- с лошади
- с лавочки
- с крыльца
19. Как зовут глухого князя в комедии «Горе от ума»?
- Слабоуховский
- Кривоуховский
- Безуховский
- Тугоуховский
20. За кого Фамусов хочет выдать замуж Софью?
- за Чацкого
- за Репетилова
- за Скалозуба
- за Молчалина
Ответы на вопросы теста по комедии «Горе от ума»
- ответ (3) Молчалин
- ответ (2) Фамусов
- ответ (3) карету
- ответ (2) София
- ответ (1) Александр Андреевич
- ответ (3) Чацкий — вольнодумец
- ответ (4) в Лизу
- ответ (1) Москва
- ответ (2) 3 года
- ответ (4) Скалозуб
- ответ (2) Молчалин
- ответ (1) Английского клуба
- ответ (3) дворяне
- ответ (2) управляющим в казенном месте
- ответ (3) Петрушка
- ответ (1) 17 лет
- ответ (3) 4 действия
- ответ (2) с лошади
- ответ (4) князь Тугоуховский
- ответ (3) за Скалозуба
Тесты-викторины к каждому действию комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Данная работа представляет из себя небольшие тесты-викторины к каждому действию комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Перед проведением теста я работаю с учениками над произведением (определённой его частью), добиваюсь того, чтобы ребята не только знали содержание, но и умели с помощью выученных наизусть цитат давать характеристику действующим лицам комедии. В конце урока устраиваю тест на 7-10 минут.
Содержимое разработки
Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Действие 1
-
Зачем Лизе понадобилось переводить часы? (чтобы предупредить влюблённых боем часов)
-
Что винит Фамусов? Откуда моды к нам, и авторы, и музы? (Кузнецкий мост и вечные французы)
-
Закончите фразу: «У девушки сон утренний…» (так тонок)
-
«Минуй нас пуще всех печалей…» (и барский гнев, и барская любовь)
-
«Нельзя ли для прогулок…» (подальше выбрать закоулок?)
-
«Счастливые …» (часов не наблюдают)
-
Вот, например, полковник Скалозуб … (и золотой мешок, и метит в генералы)
-
Кто так чувствителен, и весел, и остёр, … (как Александр Андреич Чацкий)
-
Смешение каких языков господствует в московских салонах? (французского с нежегородским)
-
Откуда родом Молчалин? (из Твери )
Основные вопросы по 1 действию:
1. В чём комизм ситуации?
2. Какова его роль с точки зрения композиции?
3. Что мы узнаём о главных действующих лицах?
4. Какие крылатые выражения и характеристики действующих лиц выписали и запомнили?
Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Действие 2
Продолжите фразы:
-
«Служить бы рад…» (прислуживаться тошно)
-
«Что говорит!…» (и говорит, как пишет!)
-
«Ах! Злые языки…» (страшнее пистолета)
-
«Свежо предание…» (а верится с трудом)
-
«Кричали женщины Ура!…» (и в воздух чепчики бросали)
-
У кого должен был крестить Фамусов? (у вдовы, докторши)
-
Имя усопшего камергера с ключом (Кузьма Петрович)
-
Что, по мнению Чацкого, держит стыд в узде? (Смех. Да, нынче смех страшит…)
-
Какие обязанности при дворе были у Максима Петровича? (В чины выводит он и пенсии даёт)
-
Каких новых правил набрался брат Скалозуба? (чин следовал ему, он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать)
Основные вопросы по 2 действию:
-
2 д .2 явл. Фамусов и Чацкий (Учились бы , на старших глядя… Чем восхищается Фамусов? Что возмущает Чацкого ?)
-
. Явление Скалозуба. Кто его брат? Какова его речь?
-
. Анализ монологов Фамусова «Вкус, батюшка…» и Чацкого «А судьи кто?»
-
. Д 2., явл. 7 Обморок Софьи. Поведение Скалозуба, Чацкого, Лизы.
-
Молчалин и Лиза
Ответить на вопросы 3 действия:
-
Кто такие Татьяна Юрьевна и Фома Фомич?
-
Супруги Горичи. Чем интересна судьба Платона Михайловича?
-
Семья Тугоуховских. С какой точки зрения им интересен Чацкий ?
-
Дайте характеристику Загорецкому.
-
Старуха Хлёстова. Какие отличительные черты старухи?
-
Какова роль ГН и ГД?
-
Какова роль Хрюминых в распространении слухов о Чацком?
-
Какие советы «сумасшедшие», с точки зрения гостей, давал им Чацкий? (Д 3, явл. 19, стр. 89)
-
В чём причина безумия Чацкого, по мнению гостей? (Ученье – вот чума, учёность – вот причина)
Викторина по 3 действию
-
Какими своими двумя талантами гордится Молчалин? (умеренность и аккуратность)
-
Кто припас Хлёстовой арапку-девку? (Антон Антоныч Загорецкий )
-
Кем Софья приходится Хлёстовой? (племянница)
-
Имя, отчество матери Чацкого. (Анна Алексеевна )
-
О каком мужском костюме идёт речь: «хвост сзади, спереди какой-то чудный выем»? (о фраке)
-
Порода собаки Хлёстовой (шпиц)
-
«В мои лета не должно сметь…» (своё суждение иметь)
-
Как зовут племянника княгини? Чем он занимается? (Фёдор, он химик, он ботаник)
-
Продолжите фразу: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги…» (да и сжечь)
-
«Всё врут…» (календари)
А.С. Грибоедов «Горе от ума » Анализ четвёртого действия
1. Образ Репетилова. Кем является Репетилов в комедии? Отношение к нему др. действующих лиц.
2. Молчалин. Как он раскрывается в сцене с Софьей и Лизой?
3. Каким мы видим Чацкого в последнем монологе?
Викторина по 4 действию комедии
-
Продолжите фразу: «Мне завещал отец, во-первых, …» (угождать всем людям без изъятья…)
-
Все гонят, все клянут… (мучителей толпа)
-
Вон из Москвы! Сюда… (я больше не ездок)
-
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому… (есть чувству уголок)
-
Ах! Боже мой! Что будет говорить… (княгиня Марья Алексевна)
-
Кого из гостей Фамусова зовут Анфиса Ниловна? (Хлёстову)
-
Последние слова Чацкого в комедии. (Карету мне! Карету!)
-
Кого Молчалин называет кралей? (Софью)
-
От кого Чацкий узнаёт имя автора сплетни? (От Фамусова )
-
Продолжите фразу: Ба! Знакомые… (всё лица!)
-80%
Скачать разработку
Сохранить у себя:
Тесты-викторины к каждому действию комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (16.84 KB)
Похожие файлы
-
«Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского»
-
«Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов»
-
Конспект урока «Хорь и Калиныч». Образы крестьян в рассказе Тургенева»
-
Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе.
-
Читательский дневник (Литературные аргументы для ОГЭ/ЕГЭ, сочинений)
Литературная викторина
Тема А.С. Грибоедов «Горе от ума»
1 Когда была написана комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума?» ( в 1824 году )
2 Первоначальное название пьесы? ( « Горе уму» )
3 Где происходят события комедии ? ( В Москве; в доме Фамусова ),
4 В течение какого времени происходят все действия комедии,
( Одних суток — начинаясь на рассвете одного зимнего дня и заканчиваясь под утра следующего ).
5. Из скольких действий состоит комедия? (Из 4х действий ).
-
Назовите фамилию управляющего в казенном месте.
(Павел Афанасьевич Фамусов).
7. О ком следующие слова Фамусова «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтенье прок-от не велик; Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится» (О Софье Павловне )
8. Секретарь Фамусова, живущий у него в доме? (Алексей Степанович Молчалин).
9. Кому Фамусов говорит: « Друг. Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?». (Молчалину).
10. Какое время для Фамусова являлся «Золотым веком».
(Прошедший век).
11, Сон Софии, где есть « и черты и любовь и страхи и цветы». На какое произведение русского поэта похожа данная ситуация ?
( В.А Жуковский « Светлана»)
12. О ком говорит Лиза: « а он в ответ: « Недаром Лиза плачу кому известно, что найду я воротясь ? И сколько, может быть, утрачу! «Бедняжка будто зная, что года через три…. (О Чацком).
13. Кому из героев комедии принадлежат крылатые слова «И дым отечества нам сладок и приятен». (Чацкому).
14. Откуда вернулся Чацкий? (Из Петербурга).
15. Кто такой Скалозуб ? Каковы его идеалы?.
(Полковник, мечтает «чины добыть любым путем», метит в генералы).
16. Какой случай убедил Чацкого в там, что Софья любит не его, а Молчалина? (Падение Молчалина с лошади).
17. Чьи эти слова; о ком они? «Чудеснейшего свойства
Он, наконец; уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе поступков никаких чужих и вкривь и вкось не рубит,- Вот я за что его люблю. ( Слова Софьи о Молчалине)
18. Каково отношение Фамусова к книгам, к образованию?
« Ученье – вот чума, ученость — вот причина»
«И впрямь с ума сойдешь, от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев» (Хлестова)
« Забрать все книги бы да сжечь» ( Фамусов).
19.Кто из героев не произносит ни слова, хотя его имя упоминалось в произведении? ( «Петрушка»)
20. Кто говорит: «Мильон терзаний» (Чацкий)
21. О ком Фамусов говорит:
«Ну что? Не видишь ты, что он с сума сошел. Скажи
серьезно; Безумный!» ( О Чацком).
Цели урока: закрепление знаний по творчеству
А.С. Грибоедова; развитие познавательных
интересов учащихся; привитие любви к предмету;
развитие мышления, воображения, памяти, быстрой
реакции, умения коллективно решать проблемы,
личной инициативы ребят.
Оборудование: два игральных кубика,
репродукция картины Н. Ге «Пущин в гостях у
Пушкина в Михайловском», бочонок с вопросами,
магнитофон, диск с записями вальсов
А.С.Грибоедова.
Описание игры: участвуют две команды по 5
человек в каждой. В игре шесть геймов, в начале
каждого гейма звучит музыкальная заставка
(отрывки из вальса А.С. Грибоедова.)
Предварительная подготовка: каждый участник
команды готовит вопрос для своего соперника; не
занятые в игре учащиеся выпускают газету о
творчестве А.С. Грибоедова.
Ход игры
1-й гейм — «Счастливый случай»
В нем шесть номинаций:
- Биография писателя
- «Узнай героя»
- Знаете ли вы комедию «Горе от ума»?
- Чьи слова?
- А его фамилия…
- Ах, афоризмы, афоризмы…
У каждой команды по два игральных кубика со
сторонами разного цвета. Каждый цвет указывает
номинацию, например, красный — «Биография
писателя» и т. д. Капитан выбрасывает кубики,
один из них по цвету указывает номинацию. На
обдумывание ответа дается 15 секунд. Если команда
не может дать никакого ответа, то возможна помощь
болельщиков. За правильный ответ в актив команды
зачисляется одно очко. Второй кубик — это и есть
«счастливый случай»: если на нём выпадает
сторона такого же цвета, какая и на первом, то за
правильный ответ команда получает три очка!
Команда имеет право на три хода. Так как одна
номинация может выпасть несколько раз, то надо
иметь в запасе по не скольку вопросов для каждой.
«Биография писателя»
I вариант
Сколько лет было Грибоедову, когда он поступил
в Московский университет? (12 лет.)
Как называлось первое литературное
произведение Грибоедова? («Дмитрий Дрянской»
— пародия на трагедию Озерова «Дмитрий
Донской»)
Кто из русских поэтов служил с Грибоедовым в
Коллегии иностранных дел? (А.С. Пушкин и В.К.
Кюхельбекер)
Кто был первым учителем Грибоедова? (Иоганн
Петрозилиус)
В каком году Грибоедов уехал на
дипломатическую службу в Персию? (1818)
II вариант
На каких трёх факультетах учился Грибоедов в
Московском университете? (На философском,
юридическом, физико-математическом)
Сколько лет было Грибоедову в год восстания
декабристов? (30 лет)
«Дядя Сандро». Кто так называл Грибоедова? (Нина
Чавчавадзе)
Кто из родственников Грибоедова послужил
прототипом одного из героев комедии «Горе от
ума»? (Дядя по матери Алексей Фёдорович)
За что был арестован Грибоедов и провел четыре
месяца под арестом? (За обвинение в
причастности к восстанию декабристов)
III вариант
Сколько иностранных языков знал Грибоедов? (Восемь!
Английский, французский, итальянский, немецкий,
персидский, латинский, греческий, арабский)
Как фамилия генерала, при котором служил
Грибоедов в Тифлисе? (Ермолов)
Какое звание получил Грибоедов после окончания
Московского университета? (Кандидат
словесности и права)
Кто был первым слушателем комедии «Горе от
ума» на Кавказе? (В.К. Кюхельбекер)
Как звали мать Грибоедова? (Настасья
Фёдоровна)
«Узнай героя»
I вариант
«Он славно пересмеять умеет всех…» (Чацкий)
«И золотой мешок и метит в генералы» (Скалозуб)
«Мечусь, как словно угорелый.
По должности , по службе хлопотня…» (Фамусов)
«…человек он светский,
отъявленный мошенник, плут,
Антон Антоныч (Загорецкий)
«…уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства» (Молчалин)
II вариант
«А, впрочем, он дойдет до степеней известных,
ведь нынче любят бессловесных» (Молчалин)
«Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!» (Скалозуб)
«…Он малый с головой,
И славно пишет, переводит» (Чацкий)
«…он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом…» (Максим
Петрович, дядя Фамусова)
«…на цыпочках и не богат словами» (Молчалин)
III вариант
«Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал…» (Скалозуб)
«…бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…» (Фамусов)
«В чины выводит кто и пенсии даёт?» (Максим
Петрович)
«Как обходительна! Добра! Мила! Проста!
Балы дает нельзя богаче» (Татьяна Юрьевна)
«Остёр, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив…» (Чацкий)
«Знаете ли вы комедию «Горе от ума»?
I вариант
В какой день недели происходит действие пьесы? (У
нас есть общество и тайные собрания
По четвергам «секретнейший союз»)
Сколько лет Софье Фамусовой? («В семнадцать
лет вы расцвели прелестно, неподражаемо, и это
всем известно»)
Какая обновка была у слуги Фамусова Петрушки? (Разодранный
локоть)
Как звали дядю Фамусова? (Максим Петрович)
Где происходит действие комедии? (В Москве в
доме Фамусова)
II вариант
В какое время года происходят события пьесы? (Зимой:
«И день, и ночь по снеговой пустыне, спешу к вам,
голову сломя»)
Сколько лет Софьиной тетке Хлёстовой? (Легко
ли в 65 лет тащиться мне к тебе, племянница?)
Откуда родом «французик», возмутивший Чацкого
на балу у Фамусова? (Из Бордо)
Кого привезла с собой на бал старуха Хлёстова? («Арапку-девку
да собачку»)
Как звали князя Тугоуховского? (Петр Ильич)
III вариант
С какого года служит в армии полковник
Скалозуб? («Я с восемьсот девятого служу»)
Какой поступок совершил дядя Фамусова, чтобы
заслужить милость при дворе Екатерины? («…упал,
да так, что чуть затылка не пришиб…»)
Как звали деда Софьи по отцу и деда по матери? (Фамусова
зовут Павел Афанасьевич, сестру Софьиной матери
— Анфиса Ниловна)
Кто из героев комедии является членом
Английского клуба? (Фамусов, Чацкий, Репетилов)
В каком наряде приехала на бал Наталья
Дмитриевна Горич? (Тюрлюрлю атласный)
«Чьи слова»?
I вариант
«Ба! Знакомые всё лица» (Фамусов)
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете» (Чацкий)
«В мои лета не должно сметь свое суждение
иметь» (Молчалин)
«Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь» (Лиза)
«Счастливые часов не наблюдают» (Софья)
II вариант
«Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Чацкий)
«Грех не беда, молва не хороша» (Лиза)
«Что за комиссия, создатель, быть взрослой
дочери отцом!» (Фамусов)
«Приданого взял — шиш, по службе — ничего» (Репетилов)
«А! Злые языки страшнее пистолета» (Молчалин)
III вариант
«[Герой] не моего романа» (Софья)
«Дома новы, но предрассудки стары» (Чацкий)
«Чему он рад? Какой тут смех?
Над старостью смеяться грех» (Хлёстова)
«Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!» (Фамусов)
«Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (Репетилов)
А его фамилия…
I вариант
Алексей Степанович… (Молчалин)
Антон Антонович… (Загорецкий)
Петр Ильич… (Тугоуховский)
Платон Михайлович…(Горич)
Павел Афанасьевич…(Фамусов)
II вариант
Сергей Сергеевич… (Скалозуб)
Александр Андреевич… (Чацкий)
Алексей Степанович… (Молчалин)
Антон Антонович… (Загорецкий)
Андрей Ильич… (Чацкий)
Ах, афоризмы, афоризмы…
Каждая команда должна назвать по пять
афоризмов из комедии. За каждый афоризм — очко
команде.
2-й гейм — «Гласные безударные — самые
коварные»
Команды получают листки для орфографической
работы. Задание: вставить пропущенные буквы:
Д…спотизм, просв…щение, ар…стократ, п…лемика,
б…чевать, М…лчалин, Заг…рецкий, опт…мизм,
м…раль, к…нфликт, сож…ление.
Максимально за этот конкурс можно получить 5
баллов. За каждую ошибку — минус 0,5 балла (так
можно дойти до отрицательной величины).
Пока команды выполняют задание, проводится
конкурс среди болельщиков.
Всем вам известна картина «Пущин в гостях у
Пушкина в Михайловском». Кто автор этой картины?
Связан ли сюжет этой картины с темой нашего
сегодняшнего урока?
3-й гейм — «Ты — мне, я — тебе»
Каждый член команды задает по одному вопросу
одному из соперников. Правильный ответ приносит
команде по одному очку. Это индивидуальный гейм,
т.е. при ответе не допускается помощь других
членов команды. Жюри определяет лучший вопрос и
награждает автора.
Пауза. Драматическая картинка. Диалог Лизы и
Софьи (д.1, явл.5)
Вопрос к болельщикам: Закончите фразу,
произнесённую далее слугой. (К вам Александр
Андреевич Чацкий)
4-й гейм — «Заморочки из бочки»
Каждый член команды достает из «бочки» вопрос.
На обдумывание дается 15 секунд, отвечает вся
команда, возможна помощь болельщиков.
Что отвечает Чацкий на слова Фамусова:
«А главное, поди-тка, послужи…»
«О стихах я не говорю, половина должна войти в
пословицу…» Кто так отозвался о комедии?
Кто первым на балу распространил слух о
сумасшествии Чацкого?
В своих речах Чацкий постоянно употребляет
местоимение «мы». Кого из внесценических
персонажей можно отнести к союзникам Чацкого?
«В комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего
человека:» Кому из писателей, критиков
принадлежат эти слова о комедии «Горе от ума»?
Как называется критический очерк о комедии, кто
его автор?
Какому литературному направлению принадлежит
комедия «Горе от ума»?
Из какого города переведен Молчалин Фамусовым
в Москву?
Как оценил И.А.Гончаров финал комедии?
Как звали «вторую мать» Софьи?
5-й гейм — «Всё наоборот»
Чтобы отгадать зашифрованную фразу, надо
каждое слово в ней заменить антонимом.
1 команда
Несчастные за минутами следят. (Счастливые
часов не наблюдают)
Шептали мужики: «Караул» — и под землю каски
закапывали. (Кричали женщины: «Ура»…)
Непорочность не счастье, молчание — не плохо. (Грех
не беда, молва не хороша)
Чужие ничто маски. (Знакомые всё лица)
Стара история, а сомневаешься легко. (Свежо
предание, а верится с трудом)
2 команда
Не герой твоей повести. (Герой не моего романа)
Стоял на улице, не оказался на этой же. (Шел в
комнату, попал в другую)
Не обходи их меньше никаких радостей,
И крестьянская доброта, и крестьянская злоба. (Минуй
нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская
любовь)
Шалаши стары, но вера новая. (Дома новы, но
предрассудки стары)
Несчастен, кто не верит, холодно ему во тьме! (Блажен,
кто верует, тепло ему на свете)
6-й гейм — «Дальше, дальше, дальше»
Начинает проигрывающая команда. За две минуты
команда должна дать правильные ответы на как
можно большее количество вопросов. Если ответа
нет, то капитан говорит: «Дальше», а ведущий
задает следующий вопрос.
Вопросы для первой команды:
Краткий иносказательный рассказ поучительного
характера. (Басня)
Развернутое высказывание одного лица. (Монолог)
Изображение внешности героя в художественном
произведении. (Портрет)
Заключительный момент в развитии действия. (Развязка)
Двусложный размер стиха с ударением на втором
слоге. (Ямб)
Повторение однородных явлений через равные
промежутки. (Ритм)
Торжественное стихотворение, прославляющее
выдающихся деятелей или исторические события. (Ода)
Художественное направление в литературе, для
которого характерны высокая гражданская
тематика, соблюдение определенных творческих
норм и правил. (Классицизм)
Один из основных видов драмы, который
высмеивает недостатки людей или пороки
общественной жизни. (Комедия)
Построение художественного произведения. (Композиция)
Средство художественного изображения,
основанное на преувеличении. (Гипербола)
Род литературы, основу которого составляет
действие. (Драма)
Основная мысль художественного произведения. (Идея)
Большое стихотворное произведение с
развернутым сюжетом. (Поэма)
Представление неодушевленного предмета или
явления в виде живого лица. (Олицетворение)
Повторение однородных согласных звуков,
придающее тексту особую выразительность. (Аллитерация)
Прозаический документальный жанр, посвященный
современной автору жизни. (Очерк)
Словарный состав языка. (Лексика)
Краткое изречение, выражающее какую-либо
значительную, глубокую мысль. (Афоризм)
Изображение положения действующих лиц,
обстоятельств и обстановки, в которых они
находятся до начала действия. (Экспозиция)
Вопросы для второй команды:
Произведение устного народного творчества о
богатырях и народных героях. (Былина)
Разговор двух или более лиц. (Диалог)
Изображение картины природы в художественном
произведении. (Пейзаж)
Начальный момент в развитии действия. (Завязка)
Двусложный размер стиха с ударением на первом
слоге. (Хорей)
Созвучие окончаний стихотворных строк. (Рифма)
Стихотворение, в основе которого лежат
философские размышления, грустные раздумья. (Элегия)
Художественное направление в литературе и
искусстве, отмеченное повышенным интересом к
человеческому чувству, эмоциональному
восприятию окружающего мира. (Сентиментализм)
Один из основных видов драмы, в котором
изображаются острые жизненные конфликты, чаще
всего завершающиеся гибелью героев. (Трагедия)
Ряд последовательно развивающихся событий в
художественном произведении. (Сюжет)
Иносказательное изображение отвлеченного
предмета или явления через конкретный образ.
(Аллегория)
Один из трех родов литературы, который рисует
отдельные чувства и мысли героя.(Лирика)
Круг жизненных явлений, изображенных в
произведении; то, о чем говорится в произведении. (Тема)
Небольшое сюжетное стихотворение, в основе
которого чаще всего лежит какой-то необычный,
фантастический случай. (Баллада)
Художественное определение. (Эпитет)
Повторение одинаковых гласных звуков,
придающее тексту особую выразительность. (Ассонанс)
Небольшое эпическое произведение,
повествующее об одном случае из жизни героя. (Рассказ)
История жизни человека. (Биография)
Крылатое народное выражение, которое может
быть отнесено ко множеству явлений. (Пословица)
Заключительная часть произведения,
рассказывающая о судьбе героев после всех
изображенных событий. (Эпилог)
К количеству баллов, уже имеющихся у команды,
добавляется столько, сколько правильных ответов
было дано на вопросы этого гейма. Подводится
окончательный итог. Победители награждаются.