Викторина по русским народным сказкам 2 класс с ответами для начальных классов

Интеграция образовательных областей«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие»

Создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;

Приобщение детей к народному творчеству;

«Речевое развитие»

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.

Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей); Формировать правильное звукопроизношение;

Формирование у детей грамматически правильной, чёткой речи.

«Социально-коммуникативное развитие»

Создание благоприятной психологической атмосферы в группе и на занятиях, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.

Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.

Умение действовать сообща.

Развивать любознательность, внимательность и читательскую память;

Развивать партнёрские взаимоотношения в ролевой игре;

Цели:

Обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.

Задачи:

поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности;

создать условия для формирования читательских умений, для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы;

побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять инициативу, воображение, фантазию;

совершенствовать артистические навыки детей;

развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать с взрослыми и друг с другом.

Планируемые результаты:

Обобщение знаний детей о сказках, формирование умения узнавать сказки и их героев; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Предварительная работа:

К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:

1. «Репка».

2. «Курочка ряба».

3. «Гуси-лебеди».

4. «По щучьему велению»

5. «Снегурочка»

6. «Царевна-лягушка»

7. «Колобок»

8. «Теремок»

9. «Волк и семеро козлят»

10. «Маша и медведь».

11. «Сказка о рыбаке и рыбке».

12. «Волшебное кольцо».

13. «Иван-царевич и серый волк».

14. «Сивка-бурка».

Просмотр мультфильмов, слушание аудиозаписи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам, изготовление атрибутов к викторине.

Оформление:

выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации

Оборудование:

телеграммы на карточках, компьютер, мультимедийная система.

Место проведения: групповая комната.

Участвуют 2 команды.

Содержание викторины:

Ведущая: — Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки.

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

И наш маленький народ

В мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски,

А зовется чудо – сказки!

— Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведем викторину, посмотрим. Кто из вас хорошо знает русские народные сказки.

Для этого нам надо разделиться на две команды: «Колобок» и «Теремок». Воспитатель помогает детям разделиться на команды.

Прошу команды занять свои места. В этой игре есть свои правила, которые нужно соблюдать:

1. Задача игры — выполнить все задания; за каждый правильный ответ, участник получает жетон.

2. В конце викторины определяется победитель, набравший больше всех жетонов.

Воспитатель.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я.

Итак, начинаем.

1 конкурс «Разминка»

— Назовите кличку собаки, которая тянула репку вместе с дедом, бабкой и внучкой? (Жучка)

— Назовите имя девочки, которая гуляя по лесу, заблудилась, зашла в чужой домик, где жила семья медведей? (Машенька).

— У какого животного была ледяная избушка и как называется сказка? (Лиса)

— Что за животное нашло теремок в лесу? (Мышка – норушка)

2. Конкурс «Угадай сказку».

Ведущая: — Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Следующий конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.

Презентация. Слайды. (Угадывают сказку по картинкам).

3. Конкурс «Телеграммы»

Ведущая:

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых три!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

Телеграмма

«Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Скоро буду я у вас».

(Колобок)

Телеграмма

«Спасите, нас съел серый волк».

(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Телеграмма

«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)

Телеграмма

«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу.

С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)

Физминутка: «Рукавичка».

На охоту вышел дед, зимнею порою (шаг на месте).

Рукавицу потерял, под большой сосною (подним. на носочки и тян. вверх).

Дома стал ее искать (козырек).

Не нашел на месте (пожимаем плечами)

И отправился искать в лес с собакой вместе (шаг на месте).

А в лесу в той рукавичке звери стали дружно жить (рукопожатие).

Мышь, лягушка и лисица, заяц, волк, медведь (изображают животных).

В лес собака прибежала и зверей всех распугала (бег на месте).

Рукавичку подняла, деду в руки подала (наклон и вытянуть руки вперед).

4. Конкурс «Ассоциации»

Ведущая: — Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность.

Ассоциации — это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказки по ассоциации со словами:

1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)

2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)

4. Коза, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)

5. Конкурс «Исправь ошибки» и назови сказку.

Ведущая: — В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«Домик» — «Теремок»

«Морковка» — «Репка»

«Кот в туфлях» (сапогах)

«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» (Иванушка)

«Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой)

«Суп из топора» (каша)

«Царевна — Квакушка» (лягушка)

«Иван Царевич и белый волк» (серый)

«Дарьюшкина избушка» (заюшкина)

6. Конкурс «Продолжи сказку»

Ведущая: — Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1. Посадил дед репку и говорит:

— Расти, расти, репка, сладкая! Расти, расти, репка, крепкая!

Выросла репка сладкая, крепкая, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

— А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут).

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

— Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба….

(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)

5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).

6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась.

Щука ему говорит:

— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только…

(«По щучьему веленью. По-моему, хотенью»).

7. Конкурс «Вопрос-ответ»

1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

5. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам. (урок).

6. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

7. В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)

8. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

9. Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)

10. Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен». («Колобок»)

11. Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

12. В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

14. В русских сказках ее называют и Премудрой, и Прекрасной. (Василиса)

16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки (Курьи ножки)

Ведущая:

— Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». До новых встреч со сказкой!

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Цель: — обобщить знания детей по русским народным сказкам;

— приобщить детей к народному творчеству;

— способствовать развитию мышления и познавательной активности к

русским народным сказкам

— развивать воображение, внимание, сообразительность, речь учащихся;

— воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам;

-формировать у учащихся доброе взаимоотношение.

  1. Организационный момент.

  2.  Объявление темы урока.

— Я знаю, вы любите игры, песни, загадки. А сказки?

— Прочитайте пословицу .

“Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.”

— Как вы её понимаете? (Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам.)

— Итак, что же такое сказка?

— Кто знает, почему мы называем одни сказки авторские, а другие – русские народные?

— А почему вы любите слушать и читать сказки? (Там происходит много чудес. Хорошие люди добиваются всего, плохие – наказываются. Добро побеждает зло.)

В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.

-Это отразилось в русских поговорках. Продолжите их.

Хитер как …

Голоден как…

Здоров как …

Изворотлив как…

Грязный как….

Болтлив как …

Труслив как …

Нем как …

Упрям как…

Представление команд

Команда «Кукареку»

Наш девиз: « С книгой жить, век не тужить»

Команда «Колобок»

Наш девиз: « Кто много читает, тот много знает»

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: — Приходи!

Это присказка, ребята!

Сказка будет впереди!

И, конечно, к нам в гости придут разные герои сказок.

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
ответ: Золушка

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
Ответ: Красная Шапочка

1 «Назови сказку по иллюстрации»

«Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Лисица и Волк», «Зайкина избушка», «Крошечка — Хаврошечка», «Кот, Лиса и Петух».

2 «Ушки на макушке» (по описанию определить название сказки)

Слайд 6. Я прочитал книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка».)

Слайд 7. Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок».)

Слад 8. Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок», медведь).)

Слайд 9. А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Зайкина избушка».)

3 Конкурс художников

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. С завязанными глазами

– А сейчас посмотрим, чей Колобок получился красивее.

4 «Угадай героя сказок по реплике»

1)— «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

2)— «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

3)— «…Жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

4) «… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

5)- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

6)— «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

7)— «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

8) — «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)

5 «Животные в сказках»

1)Есть много русских народных сказок о животных. А вот некоторые из животных спрятались внутри данных слов, назовите их:
Баранка (баран)
Барак (рак)
коньки (конь)
Василиса (лиса)
икота (кот)
стрекоза (коза)
хлев (лев)
волшебник (вол)
волкодав (волк)

2)Новое задание: зачеркнуть буквы, которые встречаются в слове больше 1 раза. Получите название сказочного персонажа.
РОЗА РОЙ ЯЙЦО (Заяц)
ПИВО ЛИРА ПАРИК (Волк)

6 Физминутка

Физминутка «Колобок»

Замесила бабушка не булку, не оладушки

(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).

Доставала из печи

(Приседания).

Не пирог, не калачи

(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).

Как поставила на стол,

(наклон вперед и руки вытянуть)

Он от бабушки и дедушки ушел.

(Прыжки).

Кто же бегает без ног?

(Хлопки в ладоши).

Это желтый Колобок!

(ходьба на месте)

7 Конкурс капитанов

. Ребята, продолжим нашу викторину. Следующее задание – игра называется «Блиц – опрос», каждой команде буду задавать вопросы, а вам следует быстро отвечать.

1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»

2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»

1. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»

2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»

1. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»

2. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»

1. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? «Колобок»

В. Ребята, кто скажет что такое хлебобулочное изделие?

Д. Это те изделия, которые пекут из муки.

В. Замечательно. А какие вы знаете хлебобулочные изделия?

Д. Хлеб, булочка, батон, баранка, бублик.

2.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»

1. Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»

2. В какой сказке вырос овощ – мутант? «Репка»

В. Как вы понимаете слово мутант?

Д. Это что – то не похожее на других или не такое как все.

8 «Исправь ошибки»

Я буду говорить название сказки, а вам следует услышать есть ли ошибка или нет, если вы услышали название сказки с ошибкой вы меня исправляете. Начали по порядку. Вопрос команде «Колобок» затем «Репка»

  1. «Волк и семеро ягнят» (козлят);

  2. «Утки – лебеди» (гуси);

  3. «У страха глаза огромны» (велики);

  4. «Заюшкин домик» (избушка);

  5. «Даша и медведь» (Маша);

  6. «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).

9 Конкурс для родителей

Восстановить последовательность в сказке «Гуси – лебеди»

  • Девочка встретилась с речкой.

  • Девочка в избушке Бабы-Яги.

  • Девочка приводит братца домой.

  • Девочка встретилась с печкой.

  • Гуси – лебеди унесли братца.

  • Мышка помогает девочке.

  • Девочка встретилась с яблоней.

  • Девочка бросилась догонять гусей.

10 «Угадай-ка» (цветик-семицветик)

1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

11 «Волшебные предметы»

Печь (По щучьему веленью. Гуси-лебеди. колобок).
яйцо ( кощей бессмертный, курочка ряба).
пирожки (маша и медведь. гуси лебеди. )
сани (лиса и волк).

Золотой ключик

Рукавичка

Ложка с золоченой ручкой

Горшочек меда, хрустальный башмачок.

12 Телеграммы от героев

1. Всех на свете он добрей,
   Лечит он больных зверей,
   И однажды из болота
   Вытащил он бегемота.
   Он известен, знаменит,
   Это доктор … Айболит
2. у отца был мальчик странный,
   Необычный — деревянный,
   Но любил папаша сына.
   Что за странный
   Человечек деревянный,
   На земле и под водой

   Ищет ключик золотой.
   Всюду нос суёт он длинный,
   Ктожеэто?…Буратино
3. Много бед таят леса, волк, медведь там и лиса!
    Наш зверёк живёт в тревоге,
    От беды уносит ноги.
    Ну — ка, быстро отгадай — ка,

Как зверёк зовётся? … зайка
4. Этот зверь живёт лишь дома.
    С этим зверем все знакомы.
    У него усы как спицы.
    Он, мурлыча, песнь поёт,
    Только МЫШЬ его боится.
    Угадали? Это … кот.
5. В реках Африки живёг
    Злой зелёный пароход!
    Кто б на встречу не поплыл,
    Всех проглотит … крокодил.
6. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост — краса.
    Кто же это? … лиса.
7. Он всю зиму в шубе спал,
    Лапу бурую сосал,
    А, проснувшись, стал реветь.
    Это зверь лесной … медведь.
8. Чок, чок, пятачок.
   Сзади розовый крючок.
   Посреди бочонок.
   Голос тонок, звонок.
   Кто же это, угадай!
   Это … поросенок.

Работа с пословицами

И последнее задание звучит оно так «Доскажи пословицу». Я так же по порядку буду говорить пословицы, а вы будете договаривать. И так приготовьтесь, и будьте внимательны.

  1. За добро — …(добром платят);

  2. Без труда — …(не вытащишь и рыбку из пруда);

  3. Под лежачий камень – … (вода не течет);

  4. Друзья — … (познаются в беде);

Подвиги в сказках

— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Помыла свою посуду.
Воробей Вернул солнце в небо.
Комар Потушила море.
Федора Спас Муху – Цокотуху.
Медведь Съел таракана.
Бабочка Вылечил зверей.

IV. Подведение итогов

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

Василий Сухомлинский

Цель: обобщить знания учащихся по изученным сказкам; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.

Ход викторины

Звучит песня «В мире много сказок» муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина

— Вот сказка в класс приходит к нам. А вы садитесь по местам.

— Ребята, вы любите сказки? А какие сказки бывают? (Ответы учащихся)

Назовите ваши любимые сказки.

— Чем сказка отличается от других произведений?

Сегодня мы посмотрим на сколько хорошо вы знаете сказки. Для этого вам надо разделиться на 4 команды. Каждая команда придумывает себе название. Викторина состоит из 5 конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, то отвечать имеет право другая команда.

1 конкурс

Я буду называть сказку, если она авторская, то нужно присесть, если она народная, то встать.

— Три медведя (Н)

— Сказка о рыбаке и рыбке (А)

— Красная шапочка (А)

— Крошечка-Хаврошечка (Н)

— Кот в сапогах. (А)

— Василиса Прекрасная (Н)

— Айболит (А)

— Лиса и журавль (Н)

2 конкурс. «Знатоки сказок»

  1. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
  2. Без которого основного продукта, солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»? Ответ: Без крупы.
  3. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
  4. В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кувшин.
  5. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
  6. Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.
  7. Что пела коза своим козлятам?
  8. Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси-лебеди»?

3 конкурс. «Сказочный переполох»

Налетел сказочный ветер все события в сказках перепутал…

Задание: Восстанови последовательность событий в сказке. Что пропущено? Дополни.

«Журавль и лиса»

Журавль пригласил лису в гости.

Лиса пригласила журавля в гости.

Лиса с журавлем подружились.

Лиса угощает журавля.

С тех пор дружба врозь.

Журавль угощает лису.

«Петушок и бобовое зернышко»

Кузнец дал хозяину новую косу.

Подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяюшка дала маслица курочке.

Коровушка дала молочко.

Смазала курочка петушку горлышко.

Петушок вскочил и во все горло закричал.

«Гуси-лебеди»

Гуси-лебеди унесли братца.

А тут и отец с матерью пришли.

Яблоня, матушка, спрячь меня!

Нашла избушку Бабы-Яги, схватила брата и побежала.

Поешь моего лесного яблочка скажу.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика.

«У страха глаза велики»

  • Бабушка, внучка, курочка и мышка ходили за водой.
  • У каждой было свое ведерце.
  • Как-то возвращались они домой с полными ведрами и увидели под яблоней зайца.
  • Испугались его, побросали ведра и убежали домой.
  • И дома уже каждый жаловался, какого страшилища они увидали.
  • Бабушке привиделся медведь, внучке показался волк, курице лиса, а мышке кот.

4 конкурс. «Сундучок со сказками»

Каждая команда получает конверт с пазлами.

Задания:

  • Надо составить картинку.
  • Вспомнить название сказки.
  • Подобрать к сказке подходящую пословицу, пояснить свой выбор.

«У страха глаза велики»

  • На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся.
  • У страха глаза велики.
  • На ловца и зверь бежит.
  • Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою.
  • Солнце, воздух и вода — лучшие доктора.

«Лиса и Журавль»

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Что есть в печи, всё на стол мечи.
  • За пустой стол гостей не сажают.
  • Гостю щей не жалей, а побольше лей.
  • Не корми меня тем, чего я не ем!

«Каша из топора»

  • Глупый киснет, а умный мыслит.
  • Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.
  • За пустой стол гостей не сажают.
  • Не корми меня тем, чего я не ем!
  • Как аукнется, так и откликнется.

«Гуси-лебеди»

  • Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
  • Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою.
  • У страха глаза велики.
  • На ловца и зверь бежит.
  • Как аукнется, так и откликнется.

5 конкурс. «Приходи сказка»

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников.

Вот и подходит к концу наше путешествие-викторина по сказкам. Какой из конкурсов вам понравился больше всего? А как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат? (Ответы детей.) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. В мире много сказок добрых и смешных. Со сказками мы не прощаемся. Стоит нам открыть книгу и тут же сказка придет к нам снова.

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ

л.

1.Кроссворд «Сказки»

Вспомните, как зовут сказочных героев и как называются сказочные предметы.

1.Курочка… 6.Гуси…

2.Баба… 7.Ковёр…

3.Жар… 8.Скатерть…

4.Иванушка… 9.Сапоги…

5.Царевна… 10.Сивка…

2.Составьте название сказок.

Гуси Снегурочка 1.___________________________________________

Каша Лебеди 2.___________________________________________

Петушок Топор 3.___________________________________________

Девочка Бобовое зёрнышко 4.___________________________________________

3.Ответьте на вопросы.

Чем угощала лиса журавля? ____________________________

Чем подавился петушок? _______________________________

Из чего варил кашу солдат? _________________________________

Что обещали купить родители дочке в сказке «Гусилебеди»? ________________________

Кто помог спасти сестре брата в сказке «Гусилебеди»? ____________________________

Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? ______________________________

4.Назовите сказку, которая начинается со следующих слов.

Жилибыли старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за

ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки

играют. Старик поднял комочек да и говорит_______________________________________

Жилбыл петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе

приговаривает:

Петя, не торопись. Петя, не торопись. __________________________________________

Жилибыли бабушкастарушка, внучкахохотушка, курочкаклохтушка и мышканорушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки

поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

______________________________________

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Доченька, — говорила мать, мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора,

будь умницей — мы купим тебе

платочек.__________________________________________________

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни,

постучал в крайнюю избу:

Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.

Заходи, служивый.

А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата

поскупилась накормить, прикинулась сиротой. ___________________________________

5.Отгадайте название сказки по опорным словам.

Солдат, старуха, топор ______________________________________________________

Брат, сестра, гуси, Бабаяга __________________________________________________

Петух, курочка, корова, кузнец _______________________________________________

Старуха, старик, собака, дочка _______________________________________________

Бабушка, внучка, мышка, курочка _____________________________________________

Викторина по литературному чтению 2 класс по теме «Русские народные сказки».

Ведущий: -А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

-Какие народные сказки вам запомнились из раннего детства, когда их вам рассказывали  родители? (Колобок, Репка.)

  • Сегодня мы узнаем кто из вас лучше всех знает русские народные сказки.
  • Вот правила нашей викторины:- за каждый правильный ответ, выдаётся жетон, по окончанию викторины, все накопленные жетоны подсчитываются и определяется победитель; выкрики ответов не засчитываются; если ответ не верный, переход хода получает следующий участник.

1.Из какой это сказки?

-На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

-Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? (Репка)

-Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

-В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят(Волк и семеро козлят)

2.музыкальная пауза. Кто пел такие песенки?

-По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

А от тебя, лиса, и подавно уйду!(Колобок)

-Битый небитого везёт,

Битый небитого везёт!(Лисичка-сестричка и Волк)

-Я не сыта, я не пьяна,

По горочкам не ходила,

Травушку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под берёзкой не лежала,

А как бежала через мосточек,

Ухватила кленовый листочек,

Да как бежала через гребельку,

Ухватила воды капельку.(Коза-дереза)

-За лапоть – куру,

За куру – гуся,

За гуся – овечку,

За овечку – бычка.

Шню, шню, бычок,

Соломенный бочок,

Сани не наши,

Хомут не свой,

Погоняй – не стой.(Лиса и лапоть)

-Сяду на пенёк,

Съем пирожок!(Маша и медведь)

-Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

-Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!(Заюшкина избушка)

-Люди бежали,

Орехов насыпали,

Куры-то клюют.

Петухам не дают…(Петушок  — золотой гребешок)

3.Ответь на вопросы.

-Чем угощала лиса журавля? (кашей)

-Чем подавился петушок? (бобовым зёрнышком)

-Из чего варил солдат кашу?( из топора)

-Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси- лебеди»? (платочек)

-Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси- лебеди»? (мышка)

-Кого заморозил Мороз-синий нос?(купца)

-Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)

4.Разомнёмся. Я буду называть сказку, если она авторская, то нужно присесть, если она народная, то встать.

-Терем мухи(Н)

-Гадкий утёнок(А)

-Принцесса на горошине (А)

-Крошечка — Хаврошечка(Н)

-Бременские музыканты (А)

-Василиса Прекрасная(Н)

-Айболит (А)

5.Какие волшебные предметы были у этих персонажей?

-У Бабы-Яги_..(метла, ступа)

-У Емели_..(печь)

-У Ивана, крестьянского сына_.(ковёр-самолёт)

-У Ивана — бедняка_.(скатерть-самобранка)

-У Ваньки -.(гусли-самогуды )

-У Кощея Бессмертного_.(игла)

Подведение итогов, награждение победителей.

Просмотр содержимого документа

«Викторина по литературном чтению 2 класс «Русские народные сказки»»

Предмет: литературное чтение.

Викторина по сказкам для младших школьников 2 класса

Цель: развитие интереса к русским народным сказкам и изобразительному искусству.
Задачи:
1. Обобщить знания детей по сказкам.
2. Прививать интерес к чтению.
3. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.
4. Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.
5. Создать положительный эмоциональный настой на дальнейшую работу.
Описание: Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в мир сказок. Узнаем, хорошо ли вы знаете сказки.

1)Разминка
Вопросы:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

41.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий.
 Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки.
1. «Работу  знала  и  золу, но  побывала  на  балу,

Обиды  были  от  сестриц,

Но  ей, не  им  достался  принц. (Золушка)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. «Бабке с дедом повезло:

Много снегу намело.

И слепили себе дочь,

Чтобы им могла помочь.

Но весна красна настала,

Без следа их дочь пропала»   (Снегурочка)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

6. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

7. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

8. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)

9. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

10. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

11.Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки,

И живет один чудак.

Все он делает не так.

Неумейкой он слывет.

Кто его нам назовет? (Незнайка.)

12.Испекла бабуля деду —

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал,

На носок лисе попал. (Колобок.)

13.Чтоб  друга  верного  спасти, ее  полстраны  пришлось  пройти:

от  разбойников  бежать, в  снежной  буре  замерзать,

через  льды  перебираться, с  королевою сражаться (Герда)

14.Вот  вам  мое  определение: старик  во  время  наводнения  зайчишек  вызволял  старательно. Вы  можете  назвать  спасителя? (Дед Мазая)

15. Угадайте–ка, ребята: кто–то, где–то  и  когда – то  все  моря  избороздил, с  корабля  сошел  по  трапу  и  в  свою  большую  шляпу  лилипутов  посадил. (Гулливер)

Конкурс «Бюро находок».
Я  прошу  вас  назвать  сказочных  героев, потерявших  свои  вещи. Подскажите, кто  они.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Красная шапочка – «Красная шапочка»

Перо жар-птицы – “Конек-горбунок”

Аленький цветочек – “Аленький цветочек”

 Бумажный  кораблик – «Стойкий  оловянный  солдатик»

Скорлупку  грецкого  ореха – «Дюймовочка»

Горошину – «Принцесса»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий.
 Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

6. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (ДжанниРодари)
7. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
8. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
9. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
10. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

11.Какой герой сказки «Буратино» торговал пиявками? (Дуремар)

12. Сколько братьев было у главной героини сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди?» (11 братьев)

13. Кого Балда называл своим меньшим братом в сказке «О попе и работнике его Балде»? (Зайца)

14.Какой волшебный предмет был у солдата из сказки Г.Х.Андерсена? (Огниво)

15.Как называется остров славногоГвидона? (Буян)

«Угадай басню»

Из каких басен взяты эти строки?

а) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и лисица»)

б) Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак. («Мартышка и очки»)

в) «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» («Стрекоза и муравей»)

г) А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

д) «Да только воз и ныне там» («Лебедь, рак и щука»)

е) Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в такие забияки… («Слон и Моська»)

Строки крыловских басен уже давно стали пословицами и поговорками, вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения, а вы произносите вторую часть его. Итак, начинаем.

— А Ларчик ( просто открывался ).

— Кукушка хвалит Петуха за то, ( что хвалит он Кукушку).

— А вы, друзья, как ни садитесь, ( все в музыканты не годитесь).

— Слона-то я и ( не приметил).

— Ах, Моська! Знать она сильна, ( что лает на Слона).

— А Васька слушает ( да ест).

«Угадай писателя по его портрету»

1.Драгунский

2.А.Барто

3.Бажов

4.Заходер

5.Носов

6.Крылов

7.Чуковский

8.Маршак

9.Успенский

«Из какой сказки иллюстрация?»

1. «Айболит» — К. И. Чуковский

2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царице лебеди» — А. С. Пушкин

3. «Дюймовочка» — Г. Х. Андерсен

4. «Золушка» — Шарль Перро

5. «Колобок» — русская народная сказка

6. «Дядя стёпа» — Сергей Михалков

7. «Сказка о попе и о работнике его балде» — А. С. Пушкин

8. «Маугли» — Р. Киплинг

9. «Конёк-горбунок» — Петр Павлович Ершов

10. «Багаж» — С. Маршак

11. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — А.С. Пушкин

12. «Маленький принц» — Антуан де Сент-Экзюпери

13. «Муха цокотуха» — К. И. Чуковский

14. «Морозко» — русская народная сказка

15. «Стойкий оловянный солдатик» — Г. Х. Андерсен

16. «Сказка о рыбаке и рыбке» — А. С. Пушкин

17. «Золотой ключик, или приключения Буратино» — А. Н. Толстой

18. «Царевна-лягушка» — русская народная сказка

19. «Мойдодыр» — К. И. Чуковский

Кто быстрее узнает сказку?(вместо басен для 2 класса)

-Я мышка-норушка, а ты кто? ( «Теремок»)

-Тянут-потянут, а вытянуть не могут. ( «Репка»)

-Речка-матушка, спрячь меня! ( «Гуси- Лебеди»)

-Несет меня лиса за темные  леса! Котик-братик, помоги! («Кот, Петух и Лиса»)

-По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, сами домой! («По щучьему веленью»)

-Солнце высоко, колодец далеко, жар  донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

-Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка растаяла –она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.  (« Лиса и заяц»)

-КрексФексПекс! (“Золотой ключик или приключения Буратино”)

-Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, рус.нар. ск. “Сивка-бурка”)

  • Викторина по рассказу чарушина кот епифан
  • Викторина по рассказу филипок
  • Викторина по рассказу телеграмма
  • Викторина по рассказу тайное становится явным с ответами
  • Викторина по рассказу рождественская ночь станюкович