Викторина по сказкам бажова для дошкольников

Викторина по сказам П.П. Бажова для дошкольников 5-7 лет

               «Путешествие по сказам Бажова»
Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о сказах Павла Петровича Бажова.
Задачи: 
— развивать коммуникативные способности, познавательный интерес;
создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

 — формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности.


Материалы: портрет Бажова П.П., слайды — иллюстраций к сказкам, грамоты, сладкие призы, таблица для записи баллов.Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография. Оформление книжной выставки «Книги П.Бажова». Знакомство со сказами– чтение сказок, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг. Изготовление эмблем, формирование двух команд, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми). Подготовить грамоты и сладкие призы.Ход:
Ведущая: 
Сказы Бажова, Уральские сказы
Старых старателей горных рассказы,
Что родились у костра вечерами,
Глядя на звезды, глядя на пламя.Выйдет на солнышко ящерок стайка,
Редкостный камень подарит Хозяйка,
Вечер уложит, ночь приголубит,
Утро разбудит, авось не погубит.Пляшет опять на углях Огневушка,
Клад стережет бабка Синюшка, 
Кольцами Полоз в Землю уходит,
Черная Кошка по лесу бродит.Медной хозяйки дивные залы,
Маркова Камня гранитные скалы,
Чудные сказы собраны в книжку
Их рассказал нам дедушка Слышко.


Сегодня мы проведем с вами соревнование по сказам П.Бажова. 

Слайд 1 (портрет)

Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов. Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (140 назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга.

Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова «бажить» — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

— И так:

1-я команда (название)
2-я команда (название)
Вы готовы? …                                    1 задание «Назови сказку»
Команды по очереди отгадывают сказку по первому слову. За каждую отгадку 1 балл.
— Серебряное (копытце)
— Голубая (змейка)
— Огневушка (Поскакушка)
— Медной горы (Хозяйка)
— Золотой (волос)
— Малахитовая (шкатулка)                                         2 задание «Имена»
Команды по очереди отгадывают имена. За каждую отгадку 1 балл.
— Как звали девочку в сказке «Серебряное копытце»? (Дарёнка)
— Как звали кошку в сказке «Серебряное копытце»? (Мурёнка)
— Как звали деда в сказке «Серебряное копытце» (Кокованя)
— Как звали мальчика из сказа «Огневушка-Поскакушка» (Федюнька)
— Как звали мальчика из сказа «Голубая змейка» (Ланко Пужанко)
— Как звали 2-го мальчика из сказа «Голубая змейка» (Лейко Шапочка)                             3 задание «Назови сказку по иллюстрации»
Команды отгадывают по очереди, за каждый правильный ответ 1 балл

«Огневушка-Поскакушка»

«Серебряное копытце»

«Медной горы Хозяйка»

«Малахитовая шкатулка»

«Серебряное копытце»

-«Золотой волос»
Ведущая: А какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?

Дети: Малахит!

Ведущая: Правильно! У меня есть такой малахит! Самое время и в игру с ним поиграть.

Игра «Малахит»

Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот – говорит прилагательное о камне и танцует


                                4 задание «Из какой сказки слова»
За правильный ответ 1 балл, команды отвечают по очереди.
— «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка –Поскакушка)

— «Весь балаган горит – переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце)
— «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка)
— «А одежда такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье» (Медной горы Хозяйка).                                                5 задание «Кто знает?» 

За правильный ответ 1 балл, команды отвечают по очереди.
— Каким копытцем выбивал камни козлик? (серебряное копытце на правой передней ноге)
— Во что одета Огневушка – Поскакушка? (сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже с голуба).
— Зачем подарила женщина Танюшке пуговку? (Как что забудешь по работе либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку. Тут тебе ответ и будет).
— Как можно отличить Голубую змейку от человека? (Как идет, так даже на самом мелком песке следов не оставляет. Трава и та под ней не гнется).

                            6 задание «Ответьте правильно на вопросы»

За правильный ответ 1 балл, команды отвечают по очереди

Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов) 

— В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

— Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

— Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

— Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)

Ведущая: Ну что, ребята вот и закончилось наша викторина по сказам Павла Петровича Бажова. Молодцы! Вы хорошо потрудились.

Подсчет голосов. Награждение команд.

Викторина по сказкам П.П. Бажова для дошкольников 6-7 лет
«Шкатулка сказок», посвященная 140-летию со дня рождения писателя.

Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о сказах Павла Петровича Бажова.
Задачи:                                                                                                                                               
формирование читательской компетенции;                                                                                
— развивать умение отвечать на вопросы по произведениям;

— развитие творческих,
познавательных, интеллектуальных, коммуникативных способностей;

— приобщать детей к культуре и
истории России;

— воспитывать
доброе отношение к людям, сострадание,
трудолюбие;                                                          —
способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Предварительная работа: знакомство с писателем –
рассматривание портрета, краткая биография. Оформление книжной выставки «Книги
П.Бажова». Знакомство со сказами– чтение сказок, рассказывание, объяснение
старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг.
Выставка детского рисунка «Серебряное копытце».

Ход:

(Дети сидят на стульях. На экране фотография П.П. Бажова.)

http://www.mega-stars.ru/img/writers/pictures/bazhov_pavel_petrovich/internet/012.jpg

1 Ребенок читает стихотворение наизусть:

-Когда говорят о России
–                                                                                                            
       Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
Я слышу – до жадного слуха
Пробилась она сквозь века –
Грохочет, гремит Громотуха,
Веселая, злая река.

2 Ребенок читает:
-Мне любы степенные речи,
Ночевки в избушках лесных,
И тяжесть котомки заплечной,
И ветер тревожной весны,
Гор неприступных высоты,
Где камни прозрачны, как лед,
И радость пытливой работы,
И песни спокойной полет.

3 Ребенок читает:                                                                                                                                -На
Урале, что ни слово,
Что ни речь — то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

Ведущий: — Урал богат и могуч,
богатства его неисчислимы. А открываются они только смелым, да умелым, да
чистой душе. Славится наша земля талантами. Жил когда-то на Урале замечательный
человек, великий русский писатель Павел Петрович Бажов, сказитель земли
Уральской. 28 января 2019 года ему исполнилось бы 140 лет. Вот он- то и
рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах свой родной
край.

— Родился Павел Петрович
15 января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы
Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. Учился в
заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания
духовного училища в Екатеринбурге, поступил в духовную семинарию Перми.
Завершив учебу, стал работать учителем русского языка.
Стоит
отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке
у них родилось четверо детей. Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка» во
многом определил судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность.
Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он
постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов
для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской
земли.

— И сегодня мы
отправимся в удивительное путешествие по сказкам П.П. Бажова.
Познакомимся поближе с его творчеством.
Проверим, знаете ли вы его произведения. Готовы? Ну, тогда в путь.

Ведущий: Ребята, а какие сказы Бажова вам
запомнились?

Дети: -1. «Серебряное копытце».                                                                                                                   
2. «Огневушка –
Поскакушка».                                                                                                         
3. «Голубая
змейка».                                                                                                                                       
4. «Медной горы
Хозяйка».                                                                             
                                 5. «Малахитовая
шкатулка».                                                                                                            
6. «Каменный
цветок».                                                                                                                     7.
«Синюшкин колодец».

(На экране
меняется слайд. Появляются персонажи сказки «Малахитовая шкатулка»).

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/989459/e0b35776-dcf2-4b03-beb2-318dbb9b0936/s1200

I
тур «Малахитовая шкатулка»

1. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы?
а) алмазный перстень;
б) драгоценное оружие;
в) малахитовую шкатулку;
г) волшебную палочку.

2. Что находилось в малахитовой шкатулке?

а) деньги;
б) женские украшения с драгоценными камнями;
в) золото;
г) уральские самоцветы.

3. О чем просила Настасью дочь Танюша, когда была маленькой?
а) продать шкатулку;
б) подарить шкатулку царице;
в) никому не продавать шкатулку;
г) спрятать шкатулку от посторонних глаз.

4. «…Стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Волосы, как ночь,
а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из
зеленого бархату с переливом». Где Танюша увидела эту красавицу?
а) во сне;
б) в голбце, как в зеркале;
в) во дворце;
г) на картинке.

5. Почему Настасья все же продала малахитовую шкатулку?
а) сгорел дом, а новый отстроить не на что было;
б) нужно было отдать долги;
в) понадобились деньги старшим сыновьям;
г) из-за этой шкатулки были одни неприятности.


6. Почему царица в малахитовой палате упала в обморок?
а) ее ослепила красота Танюши;
б) ее поразили украшения Танюши;
в) ей стало плохо от большого скопления людей;
г) на ее глазах Танюша растаяла, прислонившись к стене малахитовой.

7. Что после этого случая сказывали люди?
а) будто барин Турчанинов сошел с ума;
б) будто у царицы появилась такая же шкатулка;
в) Будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в
малахитовых платьях видели;

г) будто ничего этого не было.       

Ведущий: — Молодцы, ребята все вспомнили правильно. А теперь
мы посмотрим фрагмент из мультфильма «Хозяйка медной горы».

(На экране меняется слайд. Появляются персонажи сказки
«Каменный цветок»).

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1381440/dcbcb47e-7ea8-4235-b52f-510ebb0a14f9/s1200

II тур
«Каменный цветок»

1. Какое прозвище было у Данилки?
а) Недокормыш;
б) Оборвыш;
в) Доходяга.

2. Когда приказчик стал считать Данилу мастером и написал барину, что, мол,
объявился у нас новый мастер по малахитному делу?
а) когда Данило сделал шкатулку;
б) когда Данило показал приказчику, чему его научил Прокопьич;
в) когда он выточил змейку из цельного камня.

3. Какой заказ по чертежу сделал барин Даниле?
а) выточить чашу;
б) выточить подсвечник;
в) изготовить украшение.

4. Как звали невесту Данилы?
а) Анна;
б) Катя;
в) Дарья.

5. О чем попросил Данило Хозяйку Медной горы, когда она очутилась перед ним на
Змеиной горке?                                                                                                                                 
а) чтобы научила понимать «силу» камня;
б) чтобы показала каменный цветок;
в) чтобы дала ему нужный камень для изготовления чаши.

6. Чем занялась Катя после смерти Прокопьича?
а) шитьем и вязанием;
б) малахитным ремеслом;
в) стала прислугой в богатом доме.

7. Что потребовала Катя у Хозяйки Медной горы, когда оказалась в ее владениях?
а) показать каменный цветок;
б) вернуть Данилу;
в) наделить ее богатством.

8. Как, по просьбе Хозяйки Медной горы, Данило объяснил людям свое
исчезновение?
а) был горным мастером у Хозяйки Медной горы;
б) ходил смотреть на каменный цветок;
в) ходил на выучку к дальнему мастеру.

Ведущий: — Молодцы. И эту
сказку мы вспомнили. А теперь я вам предлагаю разделится на 3 команды и сложить
пазлы-иллюстрации к сказке «Каменный цветок».

(На экране меняется слайд. Появляются персонажи сказки
«Серебряное копытце»).

https://www.culture.ru/storage/images/cd6483b70ec3574ddfbb128f334d3050/87b1e854acbaf6ec6a668b6a99524f81.jpg

III тур «Серебряное
копытце»

1. Как звали девочку-сиротку, которую старик Кокованя взял на
воспитание?
а) Даренка;
б) Аленка.

2. О ком Кокованя рассказал сказку Даренке?
а) о кошечке, которая умела говорить;
б) о козлике с серебряным копытцем.

3. О чем стала просить Кокованю Даренка?
а) поймать козлика;
б) взять ее с собой в лес, чтобы посмотреть на козлика.

4. В какое время года отправились Кокованя и Даренка в лес на охоту?
а) осенью;                                                                                                                                                             б)
зимой.

5. Что хотелось увидеть Даренке, помимо самого козлика?
а) как он ножкой дорогие камни выбивает;
б) как он сено ест.

6. О чем сожалела Даренка?
а) что не удалось погладить козлика;
б) что Муренка исчезла вместе с козликом.

7. Что осталось на память о козлике Коковане и Даренке?
а) полшапки дорогих камней, которые Кокованя нагреб, когда вернулся;
б) следы на снегу от серебряного копытца.

Ведущий:                                                                                                                                            «Широко,
далеко пораскинулся                                                                                                                 Богатырь
великий – Седой
Урал!                                                                                                      
Камни дивные, самоцветные                                                                                                                                  В
тайне синих гор щедро он
собрал!                                                                                             
То волнами узорчатость дорожки,                                                                                                                 То
редкая причудливость
куста                                                                                                   
Демидовскую медницу –
Гумёшки,                                                                                              
Прославил этот камень
неспроста.                                                                                                
В нем навсегда застыл зеленый
пламень,                                                                                           
Красив своим рисунком
минерал.                                                                                     
Скажите, как зовется этот камень,                                                                                                             
Во всех краях, прославивший Урал?

Дети: малахит. (На экране появляется отгадка).

Ведущий: — Именно из этого красивого камня, малахита, умельцы делали
разные поделки. Полюбуйтесь его красотой.

https://worldofsouvenirs.ru/wp-content/uploads/2017/11/naturalnyj-kamen-malahit_1-e1510035893711.jpg

Ведущий: — И
Огневушка появилась                                                                                                                  В
руках с платочком. Так
мила!                                                                                       
Притихшим детям улыбнулась                                                                                                                      И
за собою позвала.     ( В руках у ведущего изображение Огневки на
палочке)                                                                                                     
Огневушка: Спешите все за мною поскорее,                                                                                                                   Следите
за моим платком,                                                                                                                                        
Внимательны вы, я надеюсь,                                                                                                                 
Взмахну платком и все замрем.   (Проводится игра
«Замри-отомри»).                                                               
                                                               

Ведущий:
— А теперь мы послушаем музыкальное
произведение                                                                                     
                               Евгения Щекалёва — Ансамбль Русичи
Сюита по сказам П.П.Бажова «Огневушка-поскакушка».

Ведущий: -Молодцы, ребята. За ваше
старание и внимание хочу наградить я вас подарком. (Воспитатель достает
шкатулку). Шкатулка эта полна камней-самоцветов. (Открывает ее. А там конфеты «морские
камушки»).

Сценарий викторины по сказам П.П. Бажова Тема: «Шкатулка сказов»

Автор: Сидорова Ольга Владимировна

Организация: МБДОУ ПГО Детский сад № 51

Населенный пункт: Свердловская область, г. Полевской

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: расширять знания детей о жизни и творчестве П.П.Бажова

Задачи:

— приобщать детей к культуре и истории Урала,

— формировать навыки работы в команде,

— воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие,

развивать коммуникативные способности, познавательный интерес,

Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография,  оформление книжной выставки «Книги П.Бажова», знакомство со сказами– чтение сказок, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг, посещение краеведческого музея,  городской выставки в рамках фестиваля «Бажовские вечера».

Ход мероприятия:

Ведущий:

Сказы Бажова, Уральские сказы
Старых старателей горных рассказы,
Что родились у костра вечерами,
Глядя на звезды, глядя на пламя.

 

Выйдет на солнышко ящерок стайка,
Редкостный камень подарит Хозяйка,
Вечер уложит, ночь приголубит,
Утро разбудит, авось не погубит.

Пляшет опять на углях Огневушка,
Клад стережет бабка Синюшка,
Кольцами Полоз в Землю уходит,
Черная Кошка по лесу бродит.

Медной хозяйки дивные залы,
Маркова Камня гранитные скалы,
Чудные сказы собраны в книжку


Их рассказал нам дедушка Слышко.

Ведущий: На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях добро побеждало зло. Но героями сказок были не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Сказам П.П.Бажова… звучит музыка, входит Хозяйка Медной горы

Х.М.Г.: Здравствуйте добрые молодцы и красны девицы, прослышала я, что вы собираетесь отправиться в путешествие по сказам и принесла вам в дар «Шкатулку», но не простую, а со своими секретами. Желаю вам удачи, а мне пора за богатствами следить, все в порядке держать.

Ведущий: открывает шкатулку и достает мешочек- А вот и первый секрет от Хозяйки Медной Горы. Предлагаю вам выбрать одну из карточек.

Дети выполняют задание: одни- Каменный цветок, другие- Ящерки

Ведущий: Вот и разделила нас на команды Хозяйка Медной Горы. Открываем дальше секреты шкатулки. Достает один из самоцветов

1 самоцвет «Назови сказку» — на мониторе появляются иллюстрации из сказок для каждой из команд – участники должны правильно назвать Сказ.

«Огневушка-Поскакушка»

«Серебряное копытце»

«Медной горы Хозяйка»

«Малахитовая шкатулка»

«Серебряное копытце»

-«Золотой волос»

2 самоцвет «Найди героя сказа»- командам необходимо соединить цифры по порядку, в пределах 20 и нарисовать героя одного из сказов П.П.Бажова.

(например Мурёнку из сказа Серебрянное копытце»)

3 самоцвет «Таинственные слова»— каждой из команд предлагается выбрать домик, где указано слова и варианты ответов, нужно выбрать правильный. (Если дети не читают, помогают герои или ведущий)

4 самоцвет «Волшебные камешки»— участники каждой из команд выбирают с закрытыми глазами из шкатулки камешек, должны назвать его правильно и рассказать о нем.

— Малахит,

-Мрамор,

-Слюда и т.д. (использовать лучше те минералы, с которыми дети познакомились заранее)

5 самоцвет «Вопрос»— участникам каждой из команд необходимо дать правильный ответ на предложенный вопрос.

Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

— В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

— Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

— Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

— Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)

6 самоцвет «Найди лишнее»- на экране появляется поочередно несколько слайдов, где изображены группы предметов, участникам команд нужно определить лишнее и назвать его

  • Кошка

Шапка с самоцветами

Ящерка

Серебрянное копытце                    Ответ: ящерка

  • Золото

Лопата

Малахитовая шкатулка

Огонь                                            Ответ: малахитовая шкатулка

7 самоцвет «Кто быстрее»— каждой из команд предлагается собрать пазлы- иллюстрации к сказу или одного из героев.

Ведущий:

На Урале, что ни слово,
Что ни речь — то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

Вот и  подошло к концу наше путешествие, а помогла нам в этом Шкатулка сказов и интересных заданий Хозяйки медной горы. Сколько же самоцветов  за время нашего путешествия собрала каждая команда?

Подводим итоги. Награждаем победителей.

Ведущий: Только ваши старания и смелость, а так же дружба и взаимопомощь помогли вам преодолеть все испытания. Но впереди еще много нового и неизведанного.

Приложения:

  1. file0.docx.. 498,8 КБ
Опубликовано: 19.04.2022

Викторина по сказкам П.Бажова для дошкольников 5-7 лет

Развлечение, викторина-соревнование.

Автор: Мурыгина Лариса Витальевна, воспитатель МБДОУ Новоусадский д/с «Светлячок»
Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Это мероприятие можно провести как итоговое по сказам П.Бажова. 
Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о сказах Павла Петровича Бажова.
Задачи: 
— развивать коммуникативные способности, познавательный интерес;
— приобщать детей к культуре и истории родного края;
— формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности.

Материалы: иллюстрации к сказам,грамоты,сладкие призы, таблица для записи баллов.

Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография. Оформление книжной выставки «Книги П.Бажова». Знакомство со сказами– чтение сказок, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг. Выставка детского рисунка «Серебряное копытце». Изготовление эмблем, формирование двух команд, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми). Подготовить грамоты и сладкие призы.

Ход:
Ведущий: 
Сказы Бажова, Уральские сказы
Старых старателей горных рассказы,
Что родились у костра вечерами,
Глядя на звезды, глядя на пламя.

Выйдет на солнышко ящерок стайка,
Редкостный камень подарит Хозяйка,
Вечер уложит, ночь приголубит,
Утро разбудит, авось не погубит.

Пляшет опять на углях Огневушка,
Клад стережет бабка Синюшка, 
Кольцами Полоз в Землю уходит,
Черная Кошка по лесу бродит.

Медной хозяйки дивные залы,
Маркова Камня гранитные скалы,
Чудные сказы собраны в книжку
Их рассказал нам дедушка Слышко. (Татьяна Фролова)
Сегодня мы проведем с вами соревнование по сказам П.Бажова. 
1-я команда (название)
2-я команда (название)
Вы готовы? …

1 задание «Назови сказку».
Команды по очереди отгадывают сказку по первому слову. За каждую отгадку балл.
— Серебряное (копытце)
— Голубая (змейка)
— Огневушка (Поскакушка)
— Медной горы (Хозяйка)
— Золотой (волос)
— Малахитовая (шкатулка)

2 задание «Имена»
Команды по очереди отгадывают имена. За каждую отгадку балл.
— Как звали девочку в сказке «Серебряное копытце»? (Дарёнка)
— Как звали кошку в сказке «Серебряное копытце»? (Мурёнка)
— Как звали деда в сказке «Серебряное копытце» (Кокованя)
— Как звали мальчика из сказа «Огневушка-Поскакушка» (Федюнька)
— Как звали мальчика из сказа «Голубая змейка» (Ланко Пужанко)
— Как звали 2-го мальчика из сказа «Голубая змейка» (Лейко Шапочка)

3 задание «Назови сказку по иллюстрации»
Команды отгадывают по очереди, за каждый правильный ответ 1 балл

«Огневушка-Поскакушка»

«Серебряное копытце»

«Медной горы Хозяйка» 

«Малахитовая шкатулка»

«Серебряное копытце»

«Золотой волос» 

4 задание «Из какой сказки слова»
За правильный ответ 1 балл, команды отвечают по очереди.
— «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка –Поскакушка)
— «Весь балаган горит – переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце)
— «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка)
— «А одежда такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье» (Медной горы Хозяйка).

5 задание «Кто знает?» 
1 балл за неполный ответ, 2 балла за полный ответ
— Каким копытцем выбивал камни козлик? (серебряное копытце на правой передней ноге)
— Во что одета Огневушка – Поскакушка? (сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба).
— Зачем подарила женщина Танюшке пуговку? (Как что забудешь по работе либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку. Тут тебе ответ и будет).
— Как можно отличить Голубую змейку от человека? (Как идет, так даже на самом мелком песке следов не оставляет. Трава и та под ней не гнется).

Подсчет голосов. Награждение команд.

Выбрать викторины по параметрам:

Тема

  • Алмазная спичка

  • Голубая змейка

  • Горный мастер

  • Две ящерки

  • Живой огонёк

  • Медной горы хозяйка

  • Приказчиковы подошвы

  • Хрупкая веточка

Выводить по

Популярности

Новизне

Искать по словам

Выбрать
сбросить выбранное

Автор: Ганцева Марина Аркадьевна

Музыкальный руководитель, учитель-логопед Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №568”, г. Екатеринбург

Сценарий викторины по сказам П. П. Бажова для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий викторины по сказам П. П. Бажова для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий составила:

Ганцева М. А. (музыкальный руководитель, учитель-логопед)

ФГБДОУ «Детский сад №568»

Цель: закрепление и уточнение знаний детей о сказах Павла Петровича Бажова.

Задачи

  • развивать коммуникативные способности, познавательный интерес;
  • развивать связную речь;
  • приобщать детей к культуре и истории родного края;
  • формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности.

Предварительная работа:

Знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография. Знакомство со сказами – чтение сказов, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг. Изготовление эмблем, формирование двух команд, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми). Разучивание детьми и взрослыми ролей (совместно с муз. руководителем). Подготовить призы.

Действующие лица

взрослые – ведущая, Дед Кокованя, Бабка Синюшка, Данила-мастер, Хозяйка Медной горы,

дети – Огневушка-поскакушка, Ланко Пужанко и Лейко Шапочка, Серебряное копытце

Костюмы:

для взрослых – Дед Кокованя, Бабка Синюшка, Данила-мастер, Хозяйка Медной горы,

для детей – Огневушка-поскакушка, Ланко Пужанко и Лейко Шапочка, Серебряное копытце.

Атрибуты и оборудование:

  • ноутбук, проектор, колонки, муз. сопровождение;
  • презентация;
  • эмблемы команд, «малахитовые» шкатулки, «драгоценные» камни;
  • три больших бутафорских камня – малахит, бирюза и рубин;
  • 3 обруча, 3 комплекта игры «Собери картинку» ;
  • призы.

Ход викторины:

(На экране СЛАЙД №1 – с изображением П. Бажова. Под музыку дети заходят в зал, садятся. Ведущая читает стих на фоне музыки, появляются СЛАЙДЫ № 3-10 в соответствии со стихотворением)

Вед.: Сказы Бажова, уральские сказы – 

Старых старателей горных рассказы,
Пляшет опять на углях Огневушка,
Клад стережет бабка Синюшка, 
Кольцами Полоз в Землю уходит,
Кошка Мурёнка по лесу бродит.

Выйдет на солнышко ящерок стайка,
Редкостный камень подарит Хозяйка,
Чудные сказы собраны в книжку,
Их рассказал нам дедушка Слышко.

Сегодня мы проведем с вами соревнование по сказам Павла Петровича Бажова.

Герои сказов подготовили для вас интересные задания.

У нас три группы – три команды.
Как называется ваша команда? (Ответ детей, отдают эмблему)
А ваша команда? (Ответ детей, отдают эмблему)

У вашей команды какое название? (Ответ детей, отдают эмблему)

Каждая команда за правильный ответ будет получать в свою «малахитовую» шкатулку «драгоценный» камень.
Ребята, вы готовы к викторине? (Ответ детей)

Наше путешествие по сказам Бажова начинается!


Повторяйте за мной волшебные слова:


«Топ-топ (топают ногами),

Шлёп-шлёп (хлопают руками).

На одной ноге покрутись (поворачиваются вокруг себя),
Гость из сказа к нам явись!» (поднимают руки вверх).

(Под музыку в зал заходит Дед Кокованя, здоровается с ребятами)

Дед К.: Ребята, вы меня узнали? (Ответ детей)

У меня такое задание: отгадайте-ка сказ по первому слову. Сначала будет отвечать команда … (поворачивается к одной из команд, называет ее). Чтобы камушек (показывает камень) в шкатулку получить, надо угадать три сказа.

(По 3 сказа каждой команде) Добавьте словечко.

– Серебряное… (копытце)
– Голубая… (змейка)
– Огневушка… (Поскакушка)
– Медной горы… (Хозяйка)
– Золотой… (волос)
– Малахитовая… (шкатулка)

– Каменный… (цветок)

– Синюшкин… (колодец)

– Золотой… (волос)

Молодцы! Пора мне в свой сказ возвращаться, а вы зовите следующего гостя! До свидания. (Уходит)

Вед.: Давайте скажем слова волшебные:
«Топ-топ, шлёп-шлёп.На одной ноге покрутись,

Гость из сказа к нам явись!»

(Под музыку в зал заходит Бабка Синюшка, здоровается с ребятами)

Бабка С.: Здравствуйте, детки! Я – Бабка Синюшка. А знаете, почему у меня такое имя? (Ответы детей)

Камушек (показывает) получит тот,

Кто правильно имена назовет.

Вед.: А чьи имена?
Бабка С.: Имена героев сказов.

(Команды по очереди отгадывают имена)

– Как звали девочку в сказе «Серебряное копытце»? (Дарёнка)
– Как звали кошку в сказе «Серебряное копытце»? (Мурёнка)
– Как звали деда в сказе «Серебряное копытце» (Кокованя)
– Как звали мальчика из сказа «Огневушка-Поскакушка» (Федюнька)
– Как звали мальчиков из сказа «Голубая змейка» (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка)
– Как звали мастера в сказе «Каменный цветок»? (Данила-мастер)

(Оценивает ответы команд, дает камни)

Да, знаете вы имена. А теперь мне уходить пора. До свидания! (Уходит)

Вед.: Ребята, давайте позовем следующего гостя:

«Топ-топ, шлёп-шлёп.

На одной ноге покрутись,

Гость из сказа к нам явись!»

(Звучит музыка)

Вед.: К нам спешит Огневушка-поскакушка!

(Под музыку выходит девочка подготовительной группы – Огневушка-поскакушка, пляшет)

Вед.: Огневушка-поскакушка предлагает поплясать.
Огневушка: Кто дружнее и веселее попляшет, тот и получит камешек!
Вед.: Сначала попляшет команда «…»! Выходите, ребята.

(Команды по очереди пляшут)

Огневушка: Все команды хороши,

Поплясали от души! (дает камешки, садится)

Вед.: Пора нам следующего гостя звать:

«Топ-топ, шлёп-шлёп.

На одной ноге покрутись,

Гость из сказа к нам явись!»

(Звучит музыка)

Вед.: К нам идут Ланко Пужанко и Лейко Шапочка.

(Под музыку выходят 2 мальчика подготовительной группы, все с ними здороваются)

Вед.: Какое задание для ребят вы приготовили?
Лейко Ш.: Назовите сказы по картинкам.
Ланко П.: Все сказы назовёте, получите камешек.
Вед.: Хорошо, всё понятно. Проходите, гости дорогие, садитесь с ребятами. (Мальчики садятся)

(Команды отгадывают по очереди сказы по картинкам – СЛАЙДАМ №11-22)

СЛАЙД №23 с изображением П. Бажова

Вед.: Мальчики, каким командам нужно дать драгоценные камешки? (оценивают)

Снова гостя позовем, волшебные слова скажем:

«Топ-топ, шлёп-шлёп.

На одной ноге покрутись,

Гость из сказа к нам явись!»

(Под музыку в зал заходит Данила-мастер, здоровается с ребятами)

Данила: Здравствуйте! Я – Данила-мастер. Вы меня узнали? (Ответы детей)

Камушек (показывает) получит тот,

Кто назовет, из какого сказа слова.

Слушайте внимательно. Сначала ваша команда (поворачивается к одной из команд). Как называется ваша команда? (Ответ детей)

(команды отвечают по очереди)

(Данила читает отрывок из сказа – СЛАЙД №24)

– «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» Из какого сказа эти слова? («Огневушка-поскакушка») – ответ СЛАЙД №25 с картинкой.


– А эти слова из какого сказа (СЛАЙД №26): «Объявись, покажись! Колесом покрутись» («Голубая змейка») – ответ СЛАЙД №27 с картинкой.


– (СЛАЙД №28) «А одежда такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье» Узнали, из какого сказа эти слова? («Медной горы Хозяйка») – ответ СЛАЙД №29 с картинкой.

(Оценивает ответы команд, дает камни)

СЛАЙД №30 с изображением П. Бажова.

Молодцы, ребята! Встречайте следующего гостя, до новых встреч! (уходит)

Вед.: Скажем дружно:

«Топ-топ, шлёп-шлёп.

На одной ноге покрутись,

Гость из сказа к нам явись!»

(Звучит музыка)

Вед.: Слышите, ребята? Это к нам Серебряное копытце скачет!

(Под музыку выходит ребенок – Серебряное копытце, топает ногой, «выбивает» три больших камня – малахит, бирюзу и рубин. Серебряное копытце убегает, садится )

Вед.: Три камня мы получили от серебряного копытца. сейчас мы с ними поиграем.

Если я покажу малахит – камень зелёного цвета, цвета весенней травы, леса, вы будете изображать животных.

Если будет «Бирюза» – камень нежно-голубого, небесного цвета, изобразите птиц.

Если «Рубин» – камень красного цвета, нужно изобразить огонь.

Игра «Три камня» (все играют одновременно)

(Дети садятся)

Вед.: Будем звать последнего гостя:

«Топ-топ, шлёп-шлёп.

На одной ноге покрутись,

Гость из сказа к нам явись!»

(Под музыку в зал заходит Хозяйка Медной горы, здоровается с ребятами)

Хозяйка: Вы узнали меня? (Ответ детей)

И у меня для вас будет задание: нужно собрать разрезанную картинку и назвать сказ по собранной картинке. Кто быстрее – тот и получит камешек (показывает).

(Вед. раскладывает три обруча на ковре, кладет в каждый коробку с разрезанной картинкой)

Приглашаю капитанов команд (выходят). А теперь выберите себе трех помощников (выбирают). Картинку нужно сложить в обруче. Выбирайте любой (команды присаживаются рядом с обручами). По команде: «Раз, два, три – начни!»

                                    Игра «Собери картинку»

(Оценивает, дает камень победившей команде.  Дети садятся)

Молодцы, ребята!

Вед.: А теперь, Хозяйка, мы тебя просим показать, сколько камней у каждой команды. Давайте вместе посчитаем.
Хозяйка: Давайте посчитаем.

(считают)

Награждение победителей, поощрительные призы. 

(Все прощаются с Хозяйкой, она уходит)

Итог.

(Все уходят в группы)

  • Викторина по драгунскому денискины рассказы с ответами
  • Викторина по сказкам андерсена с ответами для начальных классов
  • Викторина по дорогам сказок с презентацией
  • Викторина по сказкам андерсена 4 класс с ответами презентация
  • Викторина по дорогам сказок для начальной школы