П.П. Бажов «Уральские сказы».
Описание игры:
Игра проходит как
викторина: две команды («Огневушки», «Поскакушки»), отвечающие по очереди.
Оборудование:
• две одинаковые
карточки со словариком;
• выставка книг П.П.
Бажова и о нем;
• чистые листы
бумаги, карандаши, ручки, фломастеры;
• карточки с
половинками названий для конкурса «Отгадай сказ»;
• канат для конкурса
«Перетягушки»;
• сантиметр;
• если есть
возможность показать детям какие-либо поделки, украшения из малахита,
полудрагоценных камней, можно это сделать;
• можно также
устроить выставку детского творчества: представить работы ребят по вязанию,
бисероплетению, вышиванию, оригами, лепке, живописи и т.д.
Ход игры
Вступительное слово
учителя (ведущего)
В малахитовую
шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности — украшения из
самоцветных камней. Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она
ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла
Петровича Бажова, уральского сказочника, настоящего мастера своего дела. Каждый
его сказ, будь то «Хрупкая веточка» или «Огневушка-Поскакушка», или «Золотой
Волос» — маленькая драгоценность: столько в нем добра, любви к людям, столько
поэзии. С каким уважением Павел Петрович пишет об уральских мастерах: горняках,
литейщиках, гранильщиках, кузнецах… Как интересно описывает обычаи и приметы
старого Урала, его легенды и небылицы…
П.П. Бажов родился в 1879
г. на Урале в семье рабочего того самого сысертского завода, о котором
упоминается во многих сказах. Отец его был человеком гордым и талантливым, мать
— искусной кружевницей. Свои детские годы Бажов описал в повести «Зеленая
кобылка». Сначала он учился в заводской школе, потом в Екатеринбурге, в
духовном училище и семинарии — там была самая низкая плата за обучение. Потом
работал учителем, много ездил по Уралу, Сибири, Алтаю, собирал для себя «узелки
на память» — народное устное творчество, фольклор. Позже стал журналистом, а в 1936
г. вышли в свет его первые сказы. Они очень понравились читателям. В 1939
г. вышла первая книга «Малахитовая шкатулка». И вот уже больше 60 лет скалы
Бажова читают и перечитывают с радостью и благодарностью.
Вопросы
командам.
1. Где и когда
происходят события в сказах П.П. Бажова? (На Урале, вероятнее всего, в 19,
иногда в 18 веке или без времени.)
2. Почему П.П. Бажов
назвал их сказами, а не сказками? (Сказы — о реальной жизни, лишь изредка
обрамлены чудесами; персонажи и обычаи узнаваемы, историчны, обязательно
чувствуется личность, кто «сказывает», его отношение; сказ — устная форма
речи, перенесенная в книгу)
«Медной ГОРЫ Хозяйка»
1.
Из чего было платье
Хозяйки Медной горы? (Из отборного шелкового малахита).
2.
Как Хозяйка Медной горы
ведёт себя и как выглядит? (По виду обычная девица, коса «ссиза-черная» и
«ровно прилипла к спине»; ленты в косе не то красные, не то зелёные и
позванивают, будто листовая медь; небольшого роста, из себя ладная и на месте
не посидит – «артуть-девка»; ведёт себя насмешливо, бойко, вспыльчива,
привередлива, остра на язык, великодушна; быстро перевоплощается из обычной земной,
порой страдающей, во властную, независимую, коварную Хозяйку, всемогущую
волшебницу Уральских гор).
3.
О каких зверушках и почему
она говорила: «Моё войско»? (О ящерках и змейках).
4.
Что велела сделать Степану
Хозяйка Медной горы? (Сказать приказчику, чтобы тот убирался с Красногорского
рудника).
5.
За что она похвалила
Степана вдвое? (За то, что Степан «не обзарился на богатства, не променял свою
невесту»).
6.
Что она подарила Степану
для его невесты? (Малахитовую шкатулку со всяким «женским прибором» —
украшениями).
7.
За что Степан получил
вольную? (За то, что сначала малахитовую глыбу во 100 пуд нашёл, а затем
малахитовые камни такой величины, чтобы из них вырубить столбы не меньше пяти
сажен длиной).
8.
Каким было третье
испытание, назначенное Степану Хозяйкой? Выдержал он его? (Не вспоминать о
Хозяйке; Степан его выдержал: «невесёлый стал и здоровьем «хезнул», и всё на
охоту к Красногорскому руднику ходил, там и сгинул).
9.
Что за камешки нашли в
руке Степана? (Горсть медного изумруда – слеза Хозяйки; когда их пытались взять,
они рассыпались в пыль).
«Малахитовая шкатулка»
1. Что сулит встреча
с Хозяйкой Медной горы? («Худому с ней встретиться — горе, и доброму —радости
мало».)
2. Как Степан звал
дочку? (Памяткой, в память о прошлом: на словах — о работе в горе, на деле — о
встрече с Хозяйкой.)
3. Что было, когда
Настасья надевала украшения из камней? Как вы думаете, почему? (Ей было
холодно, больно, неудобно.)
4. А что было, когда
их надевала Танюшка? (Ей все подошло, и будто «льнуло» к коже.)
5. Как однажды
украшения помогли Танюшке от недоброго человека спастись? (Этот человек едва не
ослеп от вида украшений, словно «солнцем ударило», он и сбежал.)
6. Какому рукоделию
научила Танюшку странница? (Шелками шить.)
7. Что увидела
Танюшка, когда перед странницей украшения примеряла? (Кусочек будущего:
зеленоглазую красавицу в царских палатах.)
8. Что странница
оставила девушке уходя? (Узелок с шелками и бисером и «памятку»-пуговку: если
возникнет проблема, в пуговке и ответ будет.)
9. Почему Настасья
решила-таки продать шкатулку? (Семья осталась погорельцами.)
10. Какое условие
поставила Танюшка барину, когда он посватался к ней? (Танюшка сказала барину:
«Если ты мне покажешь царицу в царских палатах, тятиным малахитом отделанных, —
выйду за тебя замуж».)
11. Почему мастера отказались
«подогнать» украшения для жены приказчика? (Знали, чья работа, и ежели мастер
не хочет, чтобы камни подошли, то и не подгонишь их; да и не связываться же с
Хозяйкой…)
12. Что стало в конце
сказа с Танюшкой? (Она «прислонилась к стенке малахитовой и растаяла»; камни
обернулись каплями, только пуговка барину и досталась, и еще с тех пор Хозяйка
двоиться стала.)
13. Почему Танюшка
так повела себя с барином? (Во-первых, он не выполнил условия, во-вторых, он ей
не пара в любом отношении, в-третьих, встреча с Хозяйкой всегда не к добру)
14. Опишите характер
Танюшки, есть ли сходство с Хозяйкой Медной горы?
Первое задание конкурс «Отгадай сказ». У ребят на листочках
записано на одной стороне начало названия сказа, а ребята должны дописать
окончание названия.
Малахитовая
(шкатулка)
Каменный (цветок)
Горный (мастер)
Хрупкая (веточка)
Приказчиковы
(подошвы)
Таюткино (зеркальце)
Золотой (волос)
Кошачьи (уши)
Чугунная (бабушка)
Огневушка-
(Поскакушка)
Голубая (змейка)
Синюшкин (колодец)
Серебряное (копытце)
Две (ящерки)
«Каменный цветок»
1.Какое у Данилы в
детстве было прозвище? (Недокормыш)
2. Чем он отличался
от других ребят? (Был «блаженным»: созерцателем, мечтателем, фантазером, не от
мира сего; на рожке играл «чисто на музыке какой».)
3. 0 каких необычных
цветах говорила Даниле бабушка Вихориха? (Вихориха — травознайка, знахарка
говорила о «неоткрытых» цветах: «Папора, что цветет на Иванов день. Тот цветок
колдовской. Клады им открывают. Для человека он вредный. На разрыв
цветок — бегущий
огонек. Поймал его — и все тебе затворы открыты. Воровской это цветок. А то еще
каменный цветок есть. Малахитовой горе растет…»).
4. Чем поразил
Данилка Прокопьича с первой встречи? («Верым глазом»: он сразу на поделке и
узор определил и место, где кромку бить, увидел.)
5. Какому ремеслу
учил Данилу Прокопьич? (Резать по камню, в основном по малахиту, украшения,
шкатулки, подсвечники, вазы.)
6. Чем не нравилась
Даниле чаша, заказанная барином? (Трудности много, а красоты ровно вовсе нет.
7. Кто подсказал ему,
где искать камень для своей чаши? (Хозяйка Медной горы.)
8. На какой праздник
Каменный цветок увидеть можно? (Змеиный день, отмечался два раза в год: змеи
весной просыпались, а осенью засыпали, связан праздник с урожаем.)
9. Как поступил
Данила со своей чашей и барской? (Он ее разбил: «Все не то выходило, чего душа
жаждала, а в барскую плюнул: не по душе была работа — холодная, каменная, не
живая. А не разбил потому, что побрезговал, да и работа была заказная.)
10. Почему именно его
Хозяйка в свои мастера взяла? (Оценила, как и Прокопьич, верный глазок: талант,
воображение, упорство и стремление к совершенству)
«Горный мастер»
1. Как Катю прозвали
после Данилова исчезновения? (Мертвяковой невестой.)
2. Почему она решила
заняться мужским ремеслом? («Рукодельем женским не прокормиться, а другого
ремесла не знаю».)
З. Как она свой
первый малахит-камень нашла? (На Змеиной горке, вспомнила Данилу, заплакала, и,
где слезы капали, малахит-камень обозначился.)
4. Что вы можете
сказать о Катином характере? (Можно отметить верность, энергичность,
трудолюбие, смелость, силу духа.)
5. Какой выбор
предложила Хозяйка Медной горы Даниле, и что он решил? («С Катей пойдешь — все
мое забудешь, здесь останешься — ее и людей забыть надо». Данила ответил: «Не
могу людей забыть, а Катю каждую минуту помню.»)
6. Как, по-вашему,
Хозяйка отнеслась к Кате?
7. Какой подарок
сделала Хозяйка Катерине? («За удаль да твердость твою вот тебе подарок. Пусть
у Данилы все мое в памяти останется. Только вот это пусть накрепко забудется! —
И полянка с диковинными цветами сразу потухла.»)
Второе задание — конкурс имен. Имена каких героев сказов
Бажова есть у членов вашей команды или просто вспомните имена героев сказов.
«Хрупкая веточка»
1. Из-за чего барин
так рассердился на семью Данилы? (Барин прокутил денежки в столице и приехал на
заводы «не выскребу ли, дескать, еще сколько-нибудь». Угля дел трех ребятишек в
сапогах – « у барина башмаков купить не на что, а крепостные ребятишек в сапогах
водят».)
2. Какому ремеслу
отдали учиться Митю? (В гранильщики по слабости здоровья: «глаз хваткий, пальцы
гибкие, парнишка смышленый и к работе не ленив».)
3. Почему Мите стала
помогать Хозяйка? (Хозяйка оценила старания Мити помочь семье и его желание
приспособить здешний камень на «ягодные поделки», а также митину тягу к
творчеству.)
4. Какие ягоды были у
него на первой веточке? (Крыжовник.)
5. Что стало с этой
веточкой? (Ее отобрали у Мити по приказу барина, тот собирался дочери в
приданое отдать, да как узнал, что из простого камня сделана, озлился на
мастера и веточку в пыль растоптал.)
6. Как вы думаете, а
что случилось с Митей? (Митя, увидев, как его «дорогую выдумку диким мясом
раздавили, хватанул барина палкой по лбу и куда-то подевался».)
«Приказчиковы подошвы»
1. Почему «в горе»
народ безнадежный, для начальства беспокойный? (Такому народу что жить, что
умирать — все единой;
2. За что Хозяйка
Медной горы хотела наказать Северьяна — приказчика? (За бессмысленную,
садистскую жестокость по отношению к рабочим.)
3. Как вы думаете,
почему Хозяйка дважды предупреждает Северьяна и советует изменить поведение?
(Она справедлива: дважды упреждает Северьяна из-за его маленьких детей.)
3. Что она с ним
сделала? (В камень обратила, «в пустую породу перекинула.)
«Таюткино зеркальце»
1. Что за примета о
зеркале Хозяйки Медной горы? («В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют
кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало
бластит… « По старым уральским приметам, Хозяйка зеркало разбила, сердится, в
шахте быть обвалу.)
2. Почему надзирателя
Ераску Поспешаем прозвали? («Егозливый старичишко. Без толку народ полошит, как
на пожар: «Поспешай».»)
3. Как прозвали
Таютку в шахте? (Натал Гаврилыч.)
4. Почему отец взял
Таютку к себе в шахту? (Жена померла, мачехой дочку неволить не хотел, а
присмотреть за ней некому было. Зимой в избе мерзла — вот отец и стал ее с
собой брать: «В шахте у нас тепло. И на глазах будет. Хоть сухой кусочек, да
вовремя
съест».)
5. Что она нашла в
руднике? (Таютка откопала «каменное зеркало — кругом из породы явственно рама
обозначилась, как руками высечена. Зеркало не доской, а чашей: в середине
поглубже, а по краям на нет сошло». Таютке досталось маленькое зеркальце с
ладошку точь-в-точь большое.)
6. Что произошло,
когда в шахту спустилась барыня? (Барыня сдуру велела зеркало вырезать из горы
и сказала: «Хочу, чтоб это зеркало у меня стояло, потому как я хозяйка этой
горы!» В ответ из зеркала рудой в барыню и плюнуло. И с той поры она, бедная,
только дураков полных рожала.)
Третье задание — конкурс на самую длинную косу и самого
сильного мальчишку. Косы девочек можно измерить сантиметром, а силу мальчиков
проверить в армреслинге.
«Кошачьи уши»
1. Какой хитростью
Дуняхе удалось до Сысерти добраться? (События происходят во время восстания
Пугачева, в 1773 г. Опасаясь бунта на заводах да по деревням, усилили охрану и,
главное, добивались, чтобы народ ни о чем не прознал. Дуняха пробежала мимо
караула с визгом: «Ой, дяденьки! Ой, волк!» Те ее всерьез и не приняли, только
посмеялись.)
2. Кто помог ей на
обратном пути от волков спастись? (Кошачьи уши загорелись и повели за собой, а
волки ушли.)
З. Что сказывали про
Дуняху после того, как в лес ушла? (Уже после того, как Пугачева казнили и
«местные» бунты подавили, объявилась Дуняха: «в открытую на дороге либо на
руднике каком. И всегда на соловеньком коньке, что его не догонишь. Налетит —
руднишного начальства плеткой уму-разуму поучит, как надо с народом
обходиться». А если в нее стреляли, в народе сказывали, что «перед стрелком
кошачьи уши огнями замелькают, и Дуняхи не видно».)
«Про Великого Полоза»
1. Что во власти
Великого Полоза? (Все подземное золото.)
2. Что он не любит?
(Не любит он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы
один человек другого утеснял.»)
3. Почему он помог
ребятам? (Потому, что пожалел: отец в горе все здоровье спустил, мать умерла,
золота не наработали — «на хлеб не сходится»; Полоз и отца работящего нашел, и
детей — будущих сирот, а богатства большого дать не рискнул, чтобы «не
испортились».)
«Огневушка-Поскакушка»
1. Как выглядит
Огневушка-Поскакушка? («Девчонка махонькая. Волосенки рыженькие, сарафанчик
голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.»)
2. Как она может
указать, где золото? (Где Огневушка пляшет, там и золото; филин же как заухает,
захохочет, так и спутает все карты, перессорит народ.)
3. Что происходит
зимой в природе там, где Поскакушка пляшет?
( Там снег тает,
трава лезет, листва распускается.)
4. Какие это золотые
таракашки на старой лопате были посажены? (Вкрапления чистого золота.)
«Голубая змейка»
1. Какие прозвища
были у друзей-мальчишек Ланко и Лейко? (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка.)
2. Как ребята
подшутили над Марьюшкой? (Марьюшка гадала на Новый год на жениха, а ребята ее в
гребешок начесали конского волоса).
3. Почему люди
боялись даже упоминать о Голубой змейке? (Если двое увидят Голубую змейку, она
устроит им черную беду — ссору, а то и смерть; если ее в компании упомянуть,
глядишь, она и появится — беды не оберешься.)
4. Как Голубая змейка
испытывала ребят? (На жадность, на верность дружбе.)
5. За что Голубая
змейка ребят наградила? (За то, что «дрались не из корысти, а друг дружку
охраняли», а также за доброе пожелание Марьюшке.)
«Синюшкин колодец»
1. Что за поминок
оставила бабка Лукерья своему внуку Илье? (Пёрышко да наставление худых думок в
голове не держать.)
2. Кому Синюшка может
дать богатство? (Гораздому, да удалому, да простой душе.)
3. Что произошло при
первой встрече Ильи с Синюшкой? (Синюшка едва не затянула его в колодец —
перышки выручили.)
4. Кто украл у Ильи
перышки, и что с тем человеком стало? (Кузьма Двоерылко, Илюхин ровесник с
прииска — мастак насчет того, «чтобы чужое в свой карман прибрать». Когда он за
богатством к Синюшке пришел, то в колодец-то и угодил.)
5. Почему Илья из колодца
так и не испил? (Илья воды в ковш зачерпнул, да не донес: разлил, тяжело было.)
6. Что Сишошка Илье
на золотом да серебряном подносах подавала, а что на решете поднесла? (На
золотом да серебряном подносах — золото да драгоценности, а на решете — ягоды
да три перышка.)
Пятое задание — словарик. Объясните значение непонятных
слов, используемых в сказах:
изробиться
(изработаться, выбиться из сил)
забедно (обидно)
зарукавье (браслет)
помучнеть
(побледнеть)
пословный (послушный)
справный (хороший)
басенькая (красивая)
голбец (подпол)
обуя (обувь)
неочёсливый (невежа)
прииск (место добычи,
рудник)
смотник (сплетник)
старатель (работник
на прииске)
тракт (дорога)
хитник (обидчик)
чугунка (железная
дорога)
парун (жаркий день)
артуть-девка (бойкая
девушка)
«Серебряное копытце»
1. Кого вместе с
сироткой Даренкой взял в свою избу Кокованя? (Кошку Муренку.)
2. Про какого
особенного козла он рассказывал? (О лесном козле, у которого на правом переднем
копытце — серебро; где он им топнет, появится дорогой камень, а рога у него на
пять веток, а шерсть летом буренькая, а зимой серенькая.)
3. Кто исчез вместе с
козлом? (Кошка.)
4. Много ли
драгоценностей набрали Кокованя с Даренкой? (Кокованя полшапки камней нагреб,
да Даренка попросила оставить — утром полюбоваться. А к утру снег все засыпал,
под ним после ничего не нашли. «Ну им и того хватало, сколько Кокованя в шапку
нагреб».)
«Золотой Волос»
1. Кто Айлыпа к его
невесте Золотой Волос привел? (Лисичка, которую охотился Айлып.)
2. Как Великий Полоз
свою дочь обратно мог забрать? (За золотую косу в землю — да домой.)
З. Сколько лет Айлып
должен был невесту свою ждать? (Шесть.)
4. На сколько саженей
каждый раз коса у нее отрастала? (На 10 саженей.)
5. Чем он занимался
последние три года? (Как Филин научил, отыскал Айлып место, где у Полоза силы
нет, и стал туда дорогу через лес прорубать.)
6. Кто помог Айлыпу
Золотой Волос от Полоза спрятать? («Филин Полозу вредил. Сел на озерный камень,
да и заладил одно: «Фубу! Фубу! Фубу!» прокричит так три раза, огненные кольца
и потускнеют.)
7. Как вы думаете, за
что в сказах Бажова героев чем-то вознаграждают и за что наказывают?
(Награждают за смелость, щедрость, талант, верность и т.д.; наказывают за ложь,
жестокость, жадность и т.д.)
8. 0 каких мастерах
говорится в сказах? (О мастерах своего дела; огромное значение придает Бажов
овладению ремеслом и трудолюбию, даже дети сызмальства к труду приучены; в
сказах упоминаются оружейники, чугонолитейщики, медеплавильщики,
рудокопы и старатели,
вышивальщицы да сказители, резчики по камню и т.д.)
Шестое задание — художественный конкурс. Нарисуйте, вылепите
композицию на тему сказов П.П. Бажова.
Подведение итогов.
Подсчитываются
командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся, активно
принимавшие участие в игре.
Цель: воспитывать интерес к
уральской литературе, сказам П.П.Бажова
Задачи: формирование читательской
компетенции; уметь отвечать на вопросы по
произведениям; развитие творческих,
познавательных, интеллектуальных,
коммуникативных способностей.
Перед игрой участникам предлагается повторить
содержание сказов: «Серебряное копытце»,
«Огневушка – Поскакушка», «Синюшкин колодец»,
«Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок»,
«Малахитовая шкатулка», «Горный мастер».
Оборудование: таблицы с названием тем
и стоимостью вопроса. (Приложение
1)
Описание игры: игру начинают
одновременно все участники (их количество от 10 до
30). Игра проводится в два тура: 1 тур отборочный –
викторина (за каждый правильный ответ участник
получает 1 балл, в завершении, участники,
набравшие наибольшее количество баллов
переходят во второй тур), 2 тур – проводится по
принципу игры «Своя игра». Объявляются темы и
стоимость вопросов (количество баллов, которые
можно получить при правильном ответе на вопрос).
Участники выбирают темы и количество баллов. Их
основная цель — отвечать на вопросы и
зарабатывать как можно большее число очков. В
начале игры у каждого из игроков на счету 0 очков
Время на ответ составляет 15 секунд. Суть игры
заключается в том, что участники отвечают на
вопросы различной стоимости, пытаясь опередить
друг друга. В случае правильного ответа
стоимость вопроса прибавляется к счёту
ответившего игрока и он выбирает следующий
вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются
со счёта отвечавшего, а оставшиеся игроки
получают право дать свой ответ. Если в течение
трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то
ведущий объявляет правильный ответ, а следующий
вопрос выбирает тот же игрок, что выбирал и
предыдущий вопрос.
1 тур
Викторина по сказам П.П.Бажова
- Как звали кошку из сказа «Серебряное копытце»? (Муренка)
- Чем занимался Кокованя? (Был охотником)
- Как звали девочку из сказа «Серебряное
копытце»? (Даренка) - Что означает слово «пожитки»? (Вещи)
- Какие слова повторяла кошка Муренка? (Пр-равильно
говоришь, пр-равильно) - Как называлась избушка, в которой Кокованя и
Даренка в лесу жили? (Балаган) - Как назывались камни, которые выбивал
серебряное копытце? (Хризолиты) - Сколько лет было Федюньке из сказ «Огневушка –
Поскакушка»? (Восемь) - Что становилось с Огневушкой-Поскакушкой, когда
она круги делала? (Подростала) - Где показывалась Огневушка – Поскакушка, что
находили на тех местах? (Золото) - Чьи это слова: «У меня тепло!
У
меня светло!
Красно
летичко!» (Огневушка-Поскакушка) - Какой предмет помог Федюньке из леса выйти? (Лопата)
- Какого цвета перышки остались Илье в наследство
от бабки Лукерьи? (бБеленькое, черненькое,
рыженькое) - Где работал Илья с малолетства? (На прииске)
- С каким подарком к Илье вышла Синюшка в третий
раз? (Срешетом ягод) - что посыпалось из решета с ягодами, когда Илья
принес его домой? (Смородки да дорогие камни) - Что означает слово «парун» из сказа «Медной
горы Хозяйка»? «День был , и жарко – страсть.
Парун чистый». (Жаркий день после дождя) - Как еще называли Медной горы Хозяйку? (Малахитница)
- Как звали парня из сказа «Медной горы хозяйка»? (Степан
Петрович) - В кого превращалась Хозяйка, когда хотела уйти? (В
ящерицу) - Что подарила Хозяйка Настеньке – невесте
Степана? (Малахитовую шкатулку) - На какой камень похожи слезы Хозяйки? (Изумруд)
- В сказе «Синюшкин колодец» упоминаются баретки.
Что это? (Обувь) - Как звали деда в «Серебряном копытце»? (Кокованя)
- Федюнька и дедко Ефим – герои какого сказа? («Огневушка-Поскакушка»)
- Сказ «Малахитовая шкатулка» продолжение какого
сказа? (Медной горы Хозяйка) - Что оставила женщина на память Танюшке? (Пуговку,
шелк и бисер) - Главный герой сказа «Каменный цветок»? (Данила)
- Как звали Данилу в детстве? (Недокормыш)
- Кто взялся обучать Данилу малахитовому делу? (Прокопыч)
- Чем лечила бабушка Вихориха Данила? (Травами)
- На какую работу определили Данила в начале
сказа? (Подпаском) - За что был наказан Данила, когда был подпаском? (Корову
потерял) - Где нашел Данила камень для своего цветка? (На
Змеиной горе) - На какой цветок должен был походить Каменный
цветок по задумке Данила? (Дурман) - Что сделал Данила со своим Каменным цветком? (Разбил)
- Как звали невесту Данила? (Катя)
- Как звали Данила на работе? (Горный мастер)
- Какой узор выходил у Катерины на малахитовых
досочках? (Дерево и две птицы) - Как звали парня, который украл перья у Ильи, из
сказа «Синюшкин колодец»? (Кузька Двоерылко) - Что преподнесла Синюшка на подносе, для Ильи в
первый раз? (Песок золотой, самородки,
каменья дорогие) - Сколько камней набрал Кокованя? Полшапки)
- Кто мешал Огневушке-Поскакушке показывать, где
лежат камни? (Филин) - Как звали деда Ефима, в сказе «Огневушка –
Поскакушка»? (Золотая редька) - Что такое «пимы»? (Валенки)
- Что такое «зипун»? «Надел шапку да зипун». (Кафтан
из грубого, толстого сукна) - Где Синюшка сидит… Закончи фразу. (Богатство
положено) - Кто был в слугах у Хозяйки Медной горы? (Ящерицы)
- «Худому с ней встретиться – горе, и доброму –
радости мало.» О ком эти слова? (О Хозяйке
Медной горы) - Что называла Танюшка «тятиным подареньем»? (Малахитовую
шкатулку)
2 тур
Тема: Герои сказов
10 баллов. Девчонка махонька, вроде
кукленки, а живая. Волосенки рыженькие,
сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже
сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками,
блеснула зубенками, подбоченилась, платочком
махнула и пошла плясать.
(Огневушка-Поскакушка)
10 баллов. Коса ссиза-черная и не как у
наших девок болтается, а ровно прилипла к спине.
На конце ленты не то красные, не то зеленые.
Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто
листовая медь. Девка небольшого росту, из себя
ладная. Одежда ее из шелкового малахиту платье.
(Медной горы Хозяйка)
20 баллов. Ростом козел не выше стола,
ножки тоненькие, головка маленькая. В каком месте
топнет копытцем – там и появится дорогой камень.
Раз топнет – один камень, два топнет – два камня,
а где ножкой бить станет – там груда дорогих
камней. Рожки-то у него отменные. У простых козлов
на две веточки, а у него на пять веток. Шерстка у
него летом буренькая, а зимой серенькая.
(Серебряное копытце)
20 баллов. Ростом не больше трех
четвертей. Платьишко на ней синее, платок на
голове синий и сама вся синехонька, да такая
тощая, что вот подует ветерок – и разнесет
старушенку. Однако глаза у ней молодые, синие да
такие большие, будто им тут вовсе не место.
(Синюшка)
30 баллов. Жил в нашем заводе парень. И
от всех ему наследство досталось. От отца – руки
да плечи, от матери – зубы да речи, от деда Игната
– кайло да лопата, от бабки Лукерьи – особый
поминок. Парень ядреный да могутный, крутой да
веселый – работа у него и шла податно.
(Илья ск. «Синюшкин колодец»)
30 баллов. Сиротко круглый был
парнишечко. На ногах высоконький, а худой –
расхудой, в чем душа держится. С лица чистенький.
Волосенки кудрявенькие, глазенки голубенькие. А
потом стал высокий да румяный, кудрявый да
веселый.
(Данила ск. «Каменный цветок»)
40 баллов. Девчонка махонька, носишко
пуговкой. В избе прибирала, похлебку да кашу
варила. Сказки слушать любила. Да все с кошкой
возилась. Кукол сама шила, да одежку на них.
(Даренка)
40 баллов. Сама черненька да басенька, а
глазки зелененькие. На наших девчонок будто и
вовсе не походит. Не шибко к чужим людям
ластилась. Научилась шелками да бисером шить.
(Танюша. «Малахитовая шкатулка»)
50 баллов. Она и вовсе из невестинской
поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему,
переросток считается. Пригожая была, девушка
проворная – по хозяйству все бегала – в огород
там, сварить – постряпать. Управится и садится за
какое рукоделие: сшить-связать, мало ли. А потом и
камешки малахитовые распиливать научилась.
(Катя. «Горный мастер»)
50 баллов. Парень тут был. Он Илюхе-то
ровесником приходился. Давно около золота
околачивался, свое смышлял, – не попадет ли
штучка хорошая, а унести ее сумею. Чужое в свой
карман прибрать мастак был. Одним словом, ворина.
По этому ремеслу у него и заметка была. Его один
старатель лопаткой черканул, а все де зарубка на
память осталась – нос до губы пополам развалило.
(Кузьма Двоерылко. «Синюшкин
колодец»)
Тема: Из какого сказа эти строки.
10 баллов. «Ходи веселенько, работай
крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий
сон увидишь. Как худых думок в голове держать не
станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко
покатится. И белый день взвеселит, и темна
ноченька приголубит, и красное солнышко
обрадует. Ну, а худые думки заведешь, тут хоть в
пень головой – все немило станет».
(«Синюшкин колодец»)
10 баллов. «В праздничный день и пришел
он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит. Полна
изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у
печки, девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая.
Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того
худая да ободранная, что редко кто такую в избу
пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того
звонко мурлычет, что по всей избе слышно».
(«Серебряное копытце»)
20 баллов. «Сидели раз старатели круг
огонька в лесу. Четверо больших, а пятый
парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой
его звали. Давно всем спать пора, да разговор
занятный пришелся. В артелке, видишь, один старик
был. Дедко Ефим. С молодых годов он из земли
золотую крупку выбирал. Мало ли каких случаев у
него бывало. Он и рассказывал, а старатели
слушали».
(«Огневушка-Поскакушка»)
20 баллов. «Ну, парень видит – делать
нечего. Пошел к ней, а она ручкой маячит, обойди-де
руду-то с другой стороны. Он обошел и видит –
ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные.
Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в
синь впадают, а то как глина либо песок, либо
слюда, блестит, а другие, как трава поблеклая, а
которые опять узорами изукрашены».
(«Медной горы Хозяйка»)
30 баллов. «С той поры Танюшка и стала
мастерицей, а уж в годы входить стала, Вове
невестой глядит. Заводские парни о Настасьины
окошки глаза обмозолили, а подступить к Танюшке
боятся. Вишь, неласковая она, невеселая, да и за
крепостного где же вольная пойдет».
(«Малахитовая шкатулка»)
30 баллов. «Так и пошло. На каждый день
Прокопьич Данилушке работу дает, а все забава.
Как снег выпал, велел ему с соседом за дровами
ездить – пособишь-де. Ну, а какая подмога! Вперед
на санях сидит, лошадью правит, а назад за возом
пешком идет. Промнется так-то, поест дома, да спит
покрепче».
(«Каменный цветок»)
40 баллов. «Тут и зашумело что-то, как
осыпь земляная. Деревья стоят высоченные, только
не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые
мраморные, которые из змеевика – камня… Ну,
всякие… Только живые, с сучьями, с листочками. От
ветру-то покачиваются… Понизу трава, тоже
каменная. Лазоревая, красная… Солнышко не видно,
а светло, как перед закатом».
(«Каменный цветок»)
40 баллов. «Распилила Катя камешок.
Видит – узор на редкость пришелся, и как
намечено, в котором месте поперек отпилить.
Подивилась Катя, как ловко все пришлось. Поделила
по готовому, обтачивать стала. Дело не особо
хитрое, а без привычки тоже не сделаешь.
Помаялась сперва, потом научилась».
(«Горный мастер»)
50 баллов. «Муренка головой покачивает,
и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по
покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел,
остановится и давай копытцем бить. Муренка
подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем
бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали.
Не видно их стало».
(«Серебряное копытце»)
50 баллов. «Как весна пришла, побежали к
старой березе. Ну, и что? С первой лопатой такой
песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками
золотины выбирай. Дедко Ефим даже поплясал на
радостях».
(«Огневушка – Поскакушка»)
Тема: Горные породы, встречающиеся в сказах
10 баллов. Змеевик – горная порода с
зеленой окраской и пятнами различных цветов,
которые придают этому камню сходство с кожей
змеи (отсюда и название). Плотный,
просвечивающий в краях поделочный камень.
10 баллов. Серебро – металл, белого
цвета, ковкий, пластичный. Основные потребители:
электротехническая и электронная
промышленность, производство ювелирных изделий.
20 баллов. Горный хрусталь –
бесцветный прозрачный минерал употребляется для
оптических и ювелирных изделий.
20 баллов. Золото – благородный металл.
Желтого цвета, ковкий. Первый из открытых
человеком металлов. В природе встречается
главным образом самородками. Используют для
изготовления ювелирных изделий.
30 баллов. Малахит – непрозрачный
минерал ярко-зеленого цвета. Наиболее известны
месторождения на Урале.
30 баллов. Изумруд – прозрачный
драгоценный камень ярко-зеленого цвета.
Известное месторождение находится на Малышево.
40 баллов. Торф – плотная масса,
образовавшаяся из перегнивших остатков болотных
растений, употребляется как топливо и удобрение.
40 баллов. Хризолит – прозрачный
драгоценный камень золотисто-зеленого цвета.
50 баллов. Руда – минеральное вещество,
горная порода, содержащая металлы, а также другие
полезные вещества.
50 баллов. Медь – металл красноватого
цвета, ленты у Хозяйки Медной Горы.
Тема: Занятия людей из сказов
10 баллов. Рукоделие – исполнение
вещей ручным трудом. Этим любила заниматься
Танюшка из сказа «Малахитовая шкатулка».
10 баллов. Охота – добыча диких зверей
и птиц. В зависимости от целей бывает промысловая
– добыча животных ради пушнины и мяса. Это
основное занятие Коковани из сказа «Серебряное
копытце».
20 баллов. Камнерез – рабочий
придающий природному камню требуемую форму и
внешнюю отделку. Данила из сказ «Каменный
цветок».
20 баллов. Старатель – рабочий по
добыче золота. Описывается эта профессия в
сказе «Огневушка – Поскакушка».
30 баллов. Ткачество – выработка ткани
на ткацком станке. Основное занятие женщин.
Упоминается в сказе «Каменный цветок».
30 баллов. Пастух – рабочий, который
пасет коров и овец. Работал им Данила из сказа
«Каменный цветок».
40 баллов. Литье – изготовление
чего-либо из расплавленного вещества. В те
времена в основном изготавливали металлические
изделия из чугуна.
40 баллов. Прииск – место разработки
драгоценного камня, золота. Встречается в сказах
«Огневушка – Посакушка» и «Синюшкин колодец».
50 баллов. Рудник – место добычи
полезного ископаемого (преемственно руды)
открытым или подземным способом. Встречается в
сказе «Медной Горы Хозяйка».
50 баллов. Штольня – горизонтальная
или наклонная подземная горная выработка с
выходом на поверхность для обслуживания
подземных горных работ. В сказе «Медной Горы
Хозяйка» использовалась для добычи малахита.
Викторина по сказам П.Бажова (с ответами)
-
Кем работал П.П.Бажов, когда начал собирать и записывать устное народное творчество уральских рабочих?(Учителем в деревне Шайдурихе)
-
Назовите главную книгу П.П.Бажова.(Сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка»)
-
Чем сказы отличаются от сказок?(Сказ опирается на народные предания, легенды; у сказа особенная манера повествования)
-
Вспомните сказ «Медной горы Хозяйка». Когда хозяйка плакала, во что превращались её слёзы? (Её слёзы превращались в редкий камень — медный изумруд)
-
Для чего двое мастеровых в лес пошли в сказе «Медной горы хозяйка»?(Покосы смотреть)
-
Что велела передать через Степана хозяйка Медной горы заводскому приказчику?(Чтобы убирался с Красногорского рудника)
-
Как приказчик велел наказать Степана за то, что тот передал просьбу хозяйки Медной горы?(Велел выпороть, спустить в гору и в забое приковать)
-
Куда пригласила Степана хозяйка Медной горы, когда оказалась у него в забое?(К себе приданое смотреть)
-
Почему Степан не захотел брать замуж хозяйку Медной горы? (Потому что он обещал на другой жениться)
10.Что подарила хозяйка Медной горы Степану?(Малахитовую шкатулку)
11.Чем накормила хозяйка Медной горы Степана?(Щами, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим)
12.О чём попросила хозяйка Степана? (Не вспоминать её)
13.Во что превращались слёзы хозяйки Медной горы?(В медные изумруды, дорогие и редкие камни)
14.Когда у Степана в забое пошёл лучший малахит, а у племянника приказчика ничего доброго не было, как приказчик это объяснил?(Что Степан душу нечистой силе продал)
15.Какое наследство осталось после смерти Степана? Кто главная героиня сказки «Малахитовая шкатулка» и чем она занимается?(Наследство Степана – это малахитовая шкатулка «со всяким женским прибором». Главная героиня сказки – Танюша, она вышивала шёлком)
16.Из чего был сделан каменный цветок, который Даниле так хотелось увидеть?(Из малахита)
17.Почему Хозяйка отпустила Данила на свободу и что она пожелала ему в сказе «Горный мастер»?(Хозяйка отпустила Данилу, потому что он не мог забыть людей и свободу, твёрдость и удалость. Невеста Данилы освободила его из неволи. Хозяйка пожелала ему: чтобы всё, чему научился он в горе, осталось бы у него в памяти, но дорогу к Хозяйке Данила должен забыть)
-
За что в сказке «Хрупкая веточка» Митюха ударил барина? (Митюха ударил барина за то, что барин «…схватил со стола веточку, хлоп её на пол и давай-ка топтать. В пыль, понятно, раздавил»)
19.Кого Хозяйка Медной горы предупреждала: «Как бы подошвы деткам своим не оставить». Почему она так говорила?(Приказчику Северьяну из сказа «Приказчиковы подошвы» — лютый был, плохо обращался со своими рабочими – избивал их)
20.Почему в сказке «Таюткино зеркальце» Таютка пошла с отцом на рудники и что она нашла?(Таютка пошла на рудники с отцом, потому что её мать умерла и дома её не с кем было оставить. Она нашла «кусок руды со шлифом, какой-нибудь угольшек гладёхонёк»)
21.Кто такая Огневушка-Поскакушка и что она указывает в сказке «Огневушка-Поскакушка»?(Такой знак на золото –вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото)
22.В сказе «Синюшкин колодец» бабка Лукерья, когда умирала, дала внуку последний наказ, чтобы он не допускал «худые думы». Что она имела в виду?(Это мысли о золоте и богатстве – «хуже их нету», которые делают человека жадным)
23.Как звали внучку и кошку у деда Коковани в сказке «Серебряное копытце»?( Внучка – Дарёнка, кошка — Мурёнка)
24.Какие художники иллюстрировали сказы П.П.Бажова?(А.Ковалёв, Г.Буреев. Палех.; В. Баюскин, В. Волович, О.Коровин и др.)
Выбрать викторины по параметрам:
Тема
-
Алмазная спичка
-
Голубая змейка
-
Горный мастер
-
Две ящерки
-
Живой огонёк
-
Медной горы хозяйка
-
Приказчиковы подошвы
-
Хрупкая веточка
Выводить по
Популярности
Новизне
Искать по словам
Выбрать
сбросить выбранное
ВИКТОРИНА «Знаешь ли ты уральские сказы П.П.Бажова»?
1. Бажовым написано множество сказов, одни из них известны больше,
другие меньше, по некоторым созданы мультфильмы, некоторые
экранизированы.
Какой из перечисленных сказов Бажову НЕ принадлежит?
Серебряное копытце
Малахитовая шкатулка
Алмазный топор
Таюткино зеркальце
2. Рабочий фольклор Урала породил множество волшебных образов, в корне
отличных от персонажей русских народных сказок.
Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова?
Великий Полоз
Ивашка—Медвежье ушко
Голубая змейка
Огневушка—поскакушка
3. В сказах Бажова много народных слов: забавных, красивых, а иногда —
очень умных.
Попробуйте определить, что означают слова героев уральских
сказов?
• Изробиться — побледнеть
• Зарукавье – обувь
• Помучнеть – изработаться, выбиться из сил
• Справный – хороший
• Басенькая – красивая
• Обуя – браслет
• Старатель – жаркий день
• Парун – работник на прииске
4. В каком еще обличие появляется Хозяйка Медной Горы в сказах?
голубица
ящерка
змея
лягушка
5. Глядя на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу?
( Хозяйка упоминает название того самого цветка.)
колокольчик
ландыш
тюльпан
дурман—цветок
6. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера?
Из золота
Из яшмы
Из малахита
Из хрусталя
7. Что было во власти Великого Полоза?
Вода
Золото
Изумруды
Бессмертие
8. Кто такая Огневушка—Поскакушка?
(Узнайте Огневушку—Поскакушку по описанию)
Ростом не больше трёх вершков, платье на ней синее, платок на голове
синий и сама вся синехонька, да такая тощая…
Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие,
сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба…
Из правого рукава у нее золотая струя бежит, а из левого черная пыль
сыплется…
А одёжа на ней, что другой такой на свете не найдёшь. Из шёлкового
малахиту платье…
9. Как звали героиню сказа «Серебряное копытце»?
Марьюшка
Алёнка
Дарёнка
Варварушка
10. Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке?
«Верно говоришь, верно»
«Правильно говоришь, правильно»
«Хорошо говоришь, хорошо»
«Точно говоришь, точно»
11. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»?
Лесник
Старатель
Охотник
Камнерез
МОЛОДЦЫ!!!
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
1. Бажовым написано множество сказов, одни из них известны больше, другие меньше,
по некоторым созданы мультфильмы, некоторые экранизированы.
Какой из перечисленных сказов Бажову НЕ принадлежит?
Алмазный топор
2. Рабочий фольклор Урала породил множество волшебных образов, в корне отличных от
персонажей русских народных сказок.
Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова?
Ивашка—Медвежье ушко
3. В сказах Бажова много народных слов: забавных, красивых, а иногда — очень умных.
Попробуйте определить, что означают слова героев уральских сказов?
• Изробиться — изработаться, выбиться из сил
• Зарукавье – браслет
• Помучнеть – побледнеть
• Справный – хороший
• Басенькая – красивая
• Обуя – обувь
• Старатель – работник на прииске
• Парун – жаркий день
4. В каком еще обличие появляется Хозяйка Медной Горы в сказах?
ящерка
5. Глядя на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу?
( Хозяйка упоминает название того самого цветка.)
дурман—цветок
6. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера?
Из малахита
7. Что было во власти Великого Полоза?
Золото
8. Узнайте по описанию Огневушку—Поскакушку
Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик
голубенький и в руке платочек, тоже сголуба…
9. Как звали героиню сказа «Серебряное копытце»?
Дарёнка
10. Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке?
«Правильно говоришь, правильно»
11. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»?
Охотник
Викторина по сказам П.П. Бажова для дошкольников 5-7 лет
«Путешествие по сказам Бажова»
Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о сказах Павла Петровича Бажова.
Задачи:
— развивать коммуникативные способности, познавательный интерес;
— создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.
— формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности.
Материалы: портрет Бажова П.П., слайды — иллюстраций к сказкам, грамоты, сладкие призы, таблица для записи баллов.Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография. Оформление книжной выставки «Книги П.Бажова». Знакомство со сказами– чтение сказок, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг. Изготовление эмблем, формирование двух команд, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми). Подготовить грамоты и сладкие призы.Ход:
Ведущая:
Сказы Бажова, Уральские сказы
Старых старателей горных рассказы,
Что родились у костра вечерами,
Глядя на звезды, глядя на пламя.Выйдет на солнышко ящерок стайка,
Редкостный камень подарит Хозяйка,
Вечер уложит, ночь приголубит,
Утро разбудит, авось не погубит.Пляшет опять на углях Огневушка,
Клад стережет бабка Синюшка,
Кольцами Полоз в Землю уходит,
Черная Кошка по лесу бродит.Медной хозяйки дивные залы,
Маркова Камня гранитные скалы,
Чудные сказы собраны в книжку
Их рассказал нам дедушка Слышко.
Сегодня мы проведем с вами соревнование по сказам П.Бажова.
Слайд 1 (портрет)
Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов. Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (140 назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга.
Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.
С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.
Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова «бажить» — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.
На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.
— И так:
1-я команда (название)
2-я команда (название)
Вы готовы? … 1 задание «Назови сказку»
Команды по очереди отгадывают сказку по первому слову. За каждую отгадку 1 балл.
— Серебряное (копытце)
— Голубая (змейка)
— Огневушка (Поскакушка)
— Медной горы (Хозяйка)
— Золотой (волос)
— Малахитовая (шкатулка) 2 задание «Имена»
Команды по очереди отгадывают имена. За каждую отгадку 1 балл.
— Как звали девочку в сказке «Серебряное копытце»? (Дарёнка)
— Как звали кошку в сказке «Серебряное копытце»? (Мурёнка)
— Как звали деда в сказке «Серебряное копытце» (Кокованя)
— Как звали мальчика из сказа «Огневушка-Поскакушка» (Федюнька)
— Как звали мальчика из сказа «Голубая змейка» (Ланко Пужанко)
— Как звали 2-го мальчика из сказа «Голубая змейка» (Лейко Шапочка) 3 задание «Назови сказку по иллюстрации»
Команды отгадывают по очереди, за каждый правильный ответ 1 балл
—«Огневушка-Поскакушка»
—«Серебряное копытце»
—«Медной горы Хозяйка»
—«Малахитовая шкатулка»
—«Серебряное копытце»
-«Золотой волос»
Ведущая: А какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?
Дети: Малахит!
Ведущая: Правильно! У меня есть такой малахит! Самое время и в игру с ним поиграть.
Игра «Малахит»
Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот – говорит прилагательное о камне и танцует
4 задание «Из какой сказки слова»
За правильный ответ 1 балл, команды отвечают по очереди.
— «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка –Поскакушка)
— «Весь балаган горит – переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце)
— «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка)
— «А одежда такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье» (Медной горы Хозяйка). 5 задание «Кто знает?»
За правильный ответ 1 балл, команды отвечают по очереди.
— Каким копытцем выбивал камни козлик? (серебряное копытце на правой передней ноге)
— Во что одета Огневушка – Поскакушка? (сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже с голуба).
— Зачем подарила женщина Танюшке пуговку? (Как что забудешь по работе либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку. Тут тебе ответ и будет).
— Как можно отличить Голубую змейку от человека? (Как идет, так даже на самом мелком песке следов не оставляет. Трава и та под ней не гнется).
6 задание «Ответьте правильно на вопросы»
За правильный ответ 1 балл, команды отвечают по очереди
— Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)
— В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)
— Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)
— Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)
— Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)
Ведущая: Ну что, ребята вот и закончилось наша викторина по сказам Павла Петровича Бажова. Молодцы! Вы хорошо потрудились.
Подсчет голосов. Награждение команд.
Очаковская Надежда Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Гимназия № 4» г. Красноярска
Викторина по сказам П. П. Бажова
Учебно-дидактические материалы для уроков внеклассного чтения в 4-5 классах по творчеству П.П. Бажова «Викторина по сказам П. П. Бажова». Вопросы викторины составлены по сказам П. П. Бажова «Каменный цветок», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка», «Таюткино зеркальце», «Про Великого Полоза».
Разработка новых форм, методов и средств обучения: викторина по сказам П. П. Бажова размещена на сайте Kahoot – приложении для создания образовательных тестов, игр и викторин. Приложение работает как в настольной версии, так и на смартфонах. URL: https://create.kahoot.it/share/2560ec31-921f-4765-aa1e-83111d00939f
В разработке представлена печатная версия «Викторины по сказам П. П. Бажова».
Викторина по сказам П. П. Бажова
1. Что досталось от бабки Лукерьи Илье в поминок? («Синюшкин колодец»)
1) Решето с перышками
2) Драгоценные камни
3) Наставление не думать про деньги да про богатство
4) Самоцветы
2. Назовите прозвище Лейко («Голубая змейка»)
1) Пужанко
2 Ушанко
3) Голубко
4) Шапочка
3. Каким знанием владела бабушка Вихориха? («Каменный цветок»)
1) Знала птичий язык
2) Умела варить зелье
3) Умела варить варенье
4) Обладала даром ясновидения
4. Какого цвета перышки остались Илье в поминок от бабки Лукерьи? («Синюшкин колодец»)
1) Беленькое, черненькое, серенькое
2) Желтенькое, черненькое, рыженькое
3) Желтенькое, черненькое, серенькое
4) Беленькое, черненькое, рыженькое
5. Какое прозвище дали Таютке горняки? («Таюткино зеркальце»)
1) Натан Гаврилыч
2) Натан Петрович
3) Натан Потапыч
4) Натан Ефимыч
6. Почему Ганя решил Таютку с собой на рудник брать? («Таюткино зеркальце»)?
1) Девочка мерзла
2) Девочка боялась оставаться одна
3) Девочку обижали
4) Девочке было интересно
7. Почему друзья решили подшутить над сестрой Лейко? («Голубая змейка»)
1) Она не пустила их посмотреть гадания
2) Она над ними посмеялась
3) Она заставила их мыть посуду
4) Она давала им подзатыльники
8. Почему увидеть голубую змейку в одиночку – “прямо счастье”? («Голубая змейка»)
1) Она покажет где драгоценные камни спрятаны
2) Она покажет где лежит золотой песок
3) Она сделает человека богатым и удачливым
4) Она сделает человека счастливым
9. Что случилось с ягодами, которые Синюшка отдала Илье? («Синюшкин колодец»)
1) Превратились в угольки и пыль
2) Превратились в золото
3) Превратились в самородки да дорогие каменья
4) Ильюха их съел вместе с Двоерылком
10. Почему Великий Полоз «отводит золото» от хитрых и жадных людей? («Про Великого Полоза»)
1) Не любит хитрых и жадных людей
2) Не любит, чтобы около золота обман да мошенничество были
3) Не любит, чтобы люди были богатыми
4) Не любит, чтобы люди были счастливыми
11. Как называл Степан дочку («Малахитовая шкатулка»)?
1) Алёнушка
2) Памятка
3) Марьюшка
4) Таютка
12. Какому рукоделию научила Танюшку странница («Малахитовая шкатулка»)?
1) Вышивание
2) Вязание
3) Ткать
4) Шелками да бисером шить
13. Кем в детстве работал Данила? («Малахитовая шкатулка)
1) Кузнецом
2) Пастушком
3) Горняком
4) Старателем
14. Кто такой «Великий Полоз»? (Про Великого Полоза»)
1) Властитель золота
2) Известный золотоискатель
3) Волшебник
4) Хозяин подземных сокровищ
15. Какой сад был у Хозяйки Медной горы («Хозяйка Медной горы»)?
1) Малахитовый
2) Мраморный
3) Каменный
4) Зеленый
16. На какой праздник каменный цветок набирал полную силу? («Каменный цветок»)
1) На Пасху
2) На змеиный праздник
3) На троицу
4) На Иван Купала
ОТВЕТЫ:
1. |
3 — наставление не думать про деньги да про богатство |
9. |
3 — превратились в самородки да дорогие каменья |
2. |
4 — Шапочка |
10. |
2 — не любит, чтобы около золота обман да мошенничество были |
3. |
2 — умела варить зелье |
11. |
4 — Таютка |
4. |
4 — беленькое, черненькое, рыженькое |
12. |
1 — вышивание |
5. |
1 — Натан Гаврилыч |
13. |
2 — пастушком |
6. |
3 — девочку обижали |
14. |
1 — Властитель золота |
7. |
1 — она не пустила их посмотреть гадания |
15. |
3- каменный |
8. |
2 — она покажет где лежит золотой песок |
16. |
2 — на змеиный праздник |
Уральский волшебник
Павел Петрович Бажов 1879 — 1950
К 135 – летию со дня рождения
Дом в городе Сысерть, где родился П.П. Бажов
Отец – Пётр Васильевич
Мать – Августа Стефановна
- Павел мечтал продолжить свое образование в университете, но из-за политической неблагонадежности ему было отказано в приеме в Томский университет.
- В двадцать лет Бажов начал работать учителем русского языка и литературы сначала в глухой деревне Шайдурихе, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. В летние месяцы он много путешествовал по Уралу, приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в писательском труде.
- В1936 году в одном из журналов были опубликованы его первые сказы. Их успех побудил Бажова продолжить работу. Так он нашел себя как писатель. В1939 году вышло самое знаменитое произведение Бажова — сборник сказов «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получил Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.
- Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес — принести ягод и грибов.
- Учился П. П. Бажов в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии.
Кабинет в доме писателя
- В годы Отечественной войны Бажов принимает на себя заботы не только о свердловских писателях, но и о писателях, эвакуированных из разных городов Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1944 года П.П. Бажов был награжден орденом Ленина.
После войны зрение писателя стало резко слабеть, но он продолжал и редакторскую работу, и собирание, и творческое использование фольклора. В 1946 году Бажов был избран депутатом Верховного Совета.
В начале декабря 1950 года П.П. Бажов скончался в Москве. Похоронен он в Екатеринбурге.
Интересные факты
- В 1999 году была учреждена Премия имени П. П. Бажова , которая ежегодно вручается в Екатеринбурге писателям за произведения на уральскую тематику по пяти номинациям: «проза», «поэзия», «драматургия», «литературоведение» и «публицистика».
- Приуроченное ко дню рождения П.П.Бажова первое вручение литературной премии состоялось 30 января 2001 года в зале Камерного театра в Екатеринбурге. Специально к этому торжественному событию были отлиты золотые и серебряные медали.
«Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются»
Загадки для знатоков сказов Бажова
- Кто-то сидит у окошка в избушке, А маленький козлик стоит на опушке. Ударит копытцем — каменья летят, И россыпи их под луною блестят. С козликом рядом кошка Муренка, И смотрит на них из окошка …
Среди хребтов могучего Урала
Есть медная гора. Там каменная девка
Уж много лет богатства стережет
От слишком жадных и лихих людей.
Надменна, своенравна и горда.
Худому –горе встреча с ней сулит,
И доброму она порой не в радость.
- Хозяйку Медной горы Увидел однажды Данила, И с этой самой поры Тянет в гору какая-то сила. Не мил ему белый свет. Хочет увидеть он …
- Круглое окошко, — как в ключе, водица. Возле той водицы старушонка злится. Синенькая, тощая: дунь — и нет ее, Охраняет старая сокровище свое.
- Как кукленка, девочка Спляшет вам с припевочкой. Появляется в огне. Как зовут? Скажи-ка мне.
викторина
«Малахитовая шкатулка сказов П. П. Бажова»
Какие два героя встречаются в сказах Бажова чаще всего?
- Данило мастер и Медной горы Хозяйка
- Серебряное копытце
- Синюшка и Илья
Как звали родителей Данилки?
- Прокопьич и Катерина
- Иван и Марья
- Он был сирота
За какое умение женщины стали помогать Данилушке?
- За красивое пение
- За игру на рожке
- За его трудолюбие
Как звали мастера, который передал Даниле свой опыт и умение?
- Потап
- Прокопьич
- Прохор
Какой материал использовал в своей работе мастер по каменному делу Прокопьич?
- Агат
- Малахит
- Топаз
Какой заказ выполнил Данилушка вместо Прокопыча?
- Малахитовая шкатулка
- Чаша
- Блюдо
Как звали невесту Данилы-мастера?
- Катя
- Настя
- Машенька
В какое время года Данилко-мастер встретился с Хозяйкой Медной горы?
- Летом
- Зимой
- Осенью
Без земли растёт, без воды цветёт, Глаз невозможно оторвать, Но нельзя его сорвать. О чём идёт речь?
- Каменный цветок
- Дерево
- Скала
Как ребятишки дразнили Федюньку?
- Тюнька-Попрыгушка
- Тюнька-Побегушка
- Тюнька-Поскакушка
Какого цвета Огневушка сарафанчик носила?
- Голубого
- Сиреневого
- Зелёного
- Малинового
На чём Огневушка-Поскакушка танцевать любила?
- На углях
- На траве
- Она никогда не танцевала
Что можно найти там, где пляшет Огневушка-Поскакушка?
- Изумруды
- Бриллианты
- Золото
Какая птица «захохотала», что девчонки не стало?
- Сова
- Филин
- Сорока
Как Кокованя назвал девочку-сиротку, когда впервые её увидел?
- Подарёнушка
- Дарёнка
- Дарья
Кто это – Серебряное копытце?
- Лось
- Олень
- Козёл
Сколько было рожек у Серебряного копытца?
- На две ветки
- На три ветки
- На пять веток
«А по тем покосным лужкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше». Как они называются?
- Хризолиты
- Мрамор
- Бриллианты
Какого нового друга в сказке приобрёл Серебряное копытце?
- Кошку Мурёнку
- Кокованю
- Девочку Дарёнку
Молодцы!