Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
- Цель:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес; - показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту;
развивать мышление, речь, воображение, память;
способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать; - воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:
- детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
- презентация;
- выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:
- чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
- отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся);
- выставка книг в классе.
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
2. Вступительное слово
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
А) Соревновательная часть
I тур «Вспомни сказку».
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
— Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур «Кто есть кто».
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит — (доктор)
Бармалей — (разбойник)
Федора — (бабушка)
Каракула — (акула)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
Цокотуха — (муха)
Барабек — (обжора)
Рыжий, усатый великан — (таракан)
(слайд
— Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
(слайда 9,10)
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
(слайд 11)
V тур «Музыкальная страничка».
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».
(слайд 12)
— К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
Загадки К.И.Чуковского.
( слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)
VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
(слайд 28)
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок».
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
(слайд 29)
VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
(слайд 30)
— Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины
4. Итог урока. Выставление оценок.
План викторины:
- Вступительное слово учителя.
- I тур – «Вспомни сказку».
- II тур — «Кто есть кто».
- III тур. «Конкурс знатоков».
- Вопросы болельщикам.
- IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
- V тур. «Отгадай загадку»
- VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Игра со зрителями.
- Театрализация сказок.
- Подведение итогов и награждение победителей.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2007 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»Вдруг из подворотни —
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
— Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»
II тур. «Кто есть кто».
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит — (доктор)
Бармалей — (разбойник)
Федора — (бабушка)
Каракула — (акула)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
Цокотуха — (муха)
Барабек — (обжора)
Рыжий, усатый великан — (таракан)
III тур. «Конкурс знатоков».
— Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
- Имя акулы в сказках Чуковского.
- Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
- Имя мухи – именинницы.
- Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
- Умывальников начальник и мочалок командир.
- Кто вернул краденое солнце?
- Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
- Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
По вертикали:
- Первая сказка Чуковского.
Вопросы болельщикам. (пока команды заполняют кроссворд).
Аукцион.
- В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
- Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
- Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
- Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
- В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
- Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
- Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели,
Мартышки – книжки, Крокодил – калоши) - На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
- Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
- В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
Проверка кроссворда.
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
— У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
- Телефон (У меня зазвонил телефон)
- Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
- Мыло (Вот и мыло подскочило)
- Блюдце (А за ними блюдца)
- Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
- Термометр (И ставит им градусник)
- Сито (Скачет сито по полям)
- Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
- Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
- Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
- Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
- Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
V тур. «Отгадай загадку»
(Обращение к портрету)
— Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Он отличался большим трудолюбием.
«Всегда, — писал он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
— Отгадайте загадки К.Чуковского. (загадывают дети)
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд)Зубастая загадка.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ |
ЦКТХ |
МЙДДР |
ФДР |
ЙБЛТ |
ТРКНЩ |
КРКЛ |
КРКДЛ |
БРБК |
ГПППТМ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Барабек, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Гиппопотам)
Игра со зрителями( пока команды работают)
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит |
Зажгли море. |
Воробей |
Проглотил солнце. |
Крокодил |
Помыла свою посуду. |
Комар |
Вернул солнце в небо. |
Федора |
Потушила море. |
Медведь |
Спас Муху – Цокотуху. |
Бабочка |
Съел таракана. |
Лисички |
Вылечил зверей. |
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать.
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу.
Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Давайте и мы все вместе порадуемся и посмотри инсценировку отрывков из сказок К. Чуковского.
Инсценирование сказок.
Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.
Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
Подведение итогов и награждение победителей.
Викторина по произведениям К. И. Чуковского.
Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
Оборудование:1)книги К. И. Чуковского;
2)детские рисунки по проиведениям К. И. Чуковского;
3)презентация.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя:
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.
Корней Иванович Чуковский — сказочник, критик, переводчик, основоположник детской литературы. Он отличался большим трудолюбием. «Всегда,- писал он- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача- чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова ему рассказал вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Сказки Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать. Нет среди нас Чуковского. Но книги его живут, и будут долго жить.
(слайды 1,2,3,4,5)
А сейчас мы проведём викторину, посвящённую творчеству К. И. Чуковского. В викторине принимают участие 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон.
1 конкурс.
Отгадайте загадки К. И. Чуковского.
1) Два коня у меня,
Два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.(коньки)
2) Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
3) Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл-
Прямо по морю пошёл!(пароход)
4)Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
(слайды 7,8)
2 конкурс.
Из каких сказок эти отрывки?
1) Вдруг откуда-то горит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик. (Муха-цокотуха)
2) Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом на перёд. (Тараканище)
3) И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И зайка прыгает снова. (Доктор Айболит)
4) А потом позвонили цапли:
— Принесите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись! (Телефон)
(слайд 9)
3 конкурс.
Крокодил — герой многих сказок Чуковского. Вспомните, какие это сказки?
(слайд 10)
4 конкурс.
На чудо — дереве висят макеты книг — сказок К. И. Чуковского. На обложках этих книг названия частично стерлись, остались только первые буквы. Попробуйте отгадать все названия:
Ай… Пут…
Барм… Тара…
Кро… Теле…
Мой… Мух…
(слайд 11)
5 конкурс.
Скажите, из каких сказок эти предметы? (монета, мыло, телефон, воздушный шар, чайник, калоша, термометр, шоколад).
(слайд 12)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6 конкурс.
Из каких произведений эти иллюстрации? («Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Тараканище», «Путаница».)
(слайд 13)
7 конкурс.
Отгадайте кроссворд. В выделенных клетках по вертикали
должна получиться фамилия детского поэта.
1. До болота идти далеко. |
5. Я к таврическому саду, |
|||||||||||||||||||||||||||||||
До болота идти нелегко. |
Перепрыгнул через ограду, |
|||||||||||||||||||||||||||||||
» Вот камень лежит у дороги. |
А она за мною мчится |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Присядем и вытянем ноги». |
И кусает, как … |
|||||||||||||||||||||||||||||||
и на камень лягушки кладут узелок: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
» Хорошо бы у камня прилечь на …!» |
6. Тут и мыло подскочило |
|||||||||||||||||||||||||||||||
И вцепилось в волоса, |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2. И сейчас же брюки, брюки |
брюки |
И юлило, и мылило, |
||||||||||||||||||||||||||||||
Так и прыгнули мне в руки |
Икусало ,как … |
|||||||||||||||||||||||||||||||
А за ними — пирожок: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
» Ну-ка съешь меня, …!» |
7. И сказала скалка: |
|||||||||||||||||||||||||||||||
«Мне Федору жалко». |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3. «Я- Великий Умывальник. |
И сказала чашка: |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Знаменитый Мойдодыр, |
«Ах она …!» |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Умывальников начальник И мочалок …..! 4. А за ним и бутерброд: Подбежал и прямо в …! 5. Я к таврическому саду, Перепрыгнул через ограду, А она за мною мчится И кусает, как … 6. Тут и мыло подскочило И вцепилась в волоса, И юлило, и мылило Искусало, как … 7. И сказала скалка: « Мне Федору жалко». И сказала чашка: « Ах она ….!» 8. У Котауси злые глазауси 9. И голова болит у них, И горлышко блит. Они лежат и бредят. Ну что же он не едет. Ну что же он не едет. Доктор …? ( слайды 14, 15) 8 конкурс Отвечай-ка!
Подсчёт баллов. И в награду за ваш труд я дарю вам разукрашки с изображением героев сказок К.И.Чуковского. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
8. У Котауси злые глазауси |
||||||||||||||||||||||||||||||||
И злые- презлые …! |
||||||||||||||||||||||||||||||||
9. И голова болит у них, |
||||||||||||||||||||||||||||||||
И горлышко болит. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Они лежат и бредят. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ну что же он не едет. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ну что же он не едет, |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Доктор …?» |
МБОУ «СШ №3 г. Вельска»
Семьина Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
Викторина по сказкам К. И. Чуковского
(литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского: «Тараканище», «Путаница», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Краденое Солнце», «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Телефон», «Айболит», «Бармалей», «Крокодил», Приключения Бибигона, «Собачье царство», «Топтыгин и Лиса», «Топтыгин и Луна», «Айболит и воробей»)
На доске картинки с героями: Федора, Айболит, Муха – Цокотуха, Мойдодыр, Бибигон.
Задания от Федоры
Кто не моет, не стирает,
Мусор, грязь не убирает?
От кого сбежали чашки?
Есть такая замарашка. Федора
Подписать названия посуды (корыто, сито, бочонок, ушат, ковш, кочерга)
Задания от Айболита
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….Айболит
Викторина
1. На ком ехали раки? На хромой собаке
2. Кто ехал на кобыле? Волки
3. Кто проглотил жабу? Крокодил
4. Чьи это слова: «Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю» Гиппопотама
5. Кого укусила оса? Лису
6. Кого курица клюнула в нос? Барбоса
7. Кто принёс телеграмму Айболиту? Шакал
8. От кого шакал принёс телеграмму? От гиппопотама
9. У кого было вывихнуто плечико? У кузнечика
10. Кто проглотил мочалку? Крокодил
11. Кто спас Муху – Цокотуху? Комарик
12. Кто сидит на носу у Мирона? Ворона
13. Кто строит гнёзда из лапши? Ерши
14. Кого проглотил морж? Морского ежа
15. Кто из животных захотел полететь на луну? Медведь-топтыгин
Задания от Бибигона
«Тоненький он,
Словно прутик,
Маленький он
Лилипутик» Бибигон
1. В кого стрелял горохом Бибигон? В паука
2. С кем Бибигон играл в чехарду? С лягушатами
3. Кто спас Бибигона изх паутины? Жаба
4. С кем Бибигон играл в футбол? С мышатами
5. От кого спас Бибигон гусёнка? От вороны
6. Кто такой Брундуляк? Индюк
7. Кого испугался Бибигон и нырнул в чернильницу? Пчелу
8. Кого оседлал Бибигон? Стрекозу
9. Кто дал письмо от Бибигона девочкам? Улитка
10. Кто такой Караккакон? Дракон
11. С кем танцевал весь вечер Бибигон? С крысой
12. С кем спорил Бибигон под лопухом? С петухом
В таблице нужно закрасить верные ответы(должна получиться буква «Б»)
паук |
улитка |
мышата |
ворона |
крокодил |
комар |
жаба |
стрекоза |
индюк |
крыса |
коза |
петух |
пчела |
лягушата |
дракон |
Задания от Мухи-Цокотухи.
Покупала самовар,
А спасал ее комар. Муха-цокотуха
Чьи это вещи?
Велосипед (медведи) Воздушный шарик (комарики)
Спички (лисички) Сапожки (блошки)
Сабля (комарик) Градусник (Айболит)
Кукла (Лялечка) Камзол (Бибигон)
Задания от Мойдодыра.
Всем известна сказка эта,
Любят дети всей планеты
Этот персонаж сердитый.
Он в ушатах и корыте
Всех грязнуль отмоет мылом.
Со знакомым крокодилом
Он научит ребятишек
Умываться до подмышек. Мойдодыр
Что лишнее?
1. Коза, курица, тараканы, крокодил (герои сказки «Федорино горе»)
2. Пироги, крендельки, блины, сушёные грибы (этими предметами тушили море)
3. Шура, Юра, Тотоша, Вася, Ляля (Тотоша- крокодильчик, остальные имена детей – героев сказок)
4. Паук, ворона, пчела, осёл (герои «Приключения Бибигона»)
5. Шоколад, калоши, конфеты, перчатки, книжки, (Что просили герои сказки «Телефон»)
Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
учителя начальных классов Румянцева Людмила Сергеевна МБОУ Творишинская СОШ
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:
1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:
а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
2. Вступительное слово
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
А) Соревновательная часть
I тур «Вспомни сказку».
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
— Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур «Кто есть кто».
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит — (доктор)
Бармалей — (разбойник)
Федора — (бабушка)
Каракула — (акула)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
Цокотуха — (муха)
Барабек — (обжора)
Рыжий, усатый великан — (таракан)
(слайд
— Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
(слайда 9,10)
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
(слайд 11)
V тур «Музыкальная страничка».
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».
(слайд 12)
— К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
Загадки К.И.Чуковского.
( слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)
VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
(слайд 28)
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок».
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
(слайд 29)
VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
(слайд 30)
— Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины
4. Итог урока. Выставление оценок.