Викторина по сказкам чуковского для дошкольников старшая группа

Литературная викторина

 по сказкам К. И. Чуковского

в старшей  группе

Задачи:

— закрепить знания детей о прочитанных сказках К. И. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;

— развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание;

— развивать у детей умение эмоционально и активно воспринимать сказку;

— развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.

Оборудование:

— Портрет К. И. Чуковского.

— Выставка книг К.И. Чуковского.

— Выставка рисунков по сказкам К.И. Чуковского.

— Атрибуты к сказкам.

Фишки за правильные ответы, музыкальный центр.

Предварительная работа:

Чтение произведений К.И.Чуковского: «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе» и др.; рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского.

Ход занятия.

Ведущий:

— Дорогие дети, мы рады приветствовать вас на литературной викторине по сказкам Корнея Ивановича Чуковского! Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы еще раз окунемся в мир сказок К.И. Чуковского.

У нас две команды. Первая команда — «Непоседы». Вторая команда — «Апельсин».

Аплодисменты командам.

Ведущий:

— Слушайте внимательно вопросы викторины и быстро отвечайте. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку. Команда, заработавшая большее количество фишек в конце викторины, станет победителем.

А оценивать наши конкурсы будет жюри.

  1. Разминка.

Ведущий:

— А теперь первый вопрос. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Он родился 31 марта 1882 года. Если бы он был жив, то ему бы исполнилось 135 года. Он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Крокодила.Как звали этого замечательного детского писателя?

Ответы детей.

— Совершенно верно! Этого детского писателя звали Корней Иванович Чуковский.

— А теперь я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

— Какая сказка начинается именинами, а кончается свадьбой? («Муха-Цокотуха»)

— В сказке «Доктор Айболит» есть животное гиппопотам. Как еще называем мы его? (бегемот)

— Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в сказке «Телефон»? (они объелись лягушками)

— Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)

— Кто проглотил солнце из сказки «Краденое солнце»? (крокодил)

— В какой сказке все наоборот? («Путаница»)

— Что просили животные в сказке «Телефон» (Слон — шоколад, крокодил -калоши, зайчатки — перчатки, мартышки — книжки)

— Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились хорошо.

  1. «Загадки».

Ведущий:

— Вы знаете, К. И. Чуковский писал не только сказки для детей, но еще и загадки.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная!

(Коньки)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

(Крапива)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька)

— Наши команды действительно умеют отгадывать загадки! Молодцы!

  1. «Продолжить отрывок».

Ведущий:

— Я прочту отрывок из сказки, а вы продолжите.

«Добрый доктор … (Айболит)

Он под деревом … (сидит)

Приходи к нему … (лечиться)

И корова, и … (волчица),

И жучок, и … (червячок),

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый … (доктор Айболит)!»

— Замечательные и быстрые ответы продемонстрировали наши команды.

А сейчас командам пора размяться.

Физкультминутка «Сказки Чуковского».

А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба по кругу).

Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег по кругу).

Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы).

А жуки рогатые – мужики богатые – с бабочками пляшут, шапочками машут (под весёлую музыку дети танцуют).

Дети усаживаются на стульчики.

4. «Угадай сказку и доскажи строчку».

Ведущий:

— Вспомните, ребята, кто в сказках К. И. Чуковского это сказал:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).
«Айболит».

Вдруг из подворотни —
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан).
«Тараканище».

Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр),
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали — хрю- хрю).
«Путаница».

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей).
«Бармалей».

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха».

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней,
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон».

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу:
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе».

Только вдруг из – за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей).
«Тараканище».

Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою … (ключевой).

«Федорино горе».

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей».

5. «Чудесный мешочек».

Ведущий:

— Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем, сейчас угадаете.

Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат предметы:

Мочалка («Мойдодыр»)

Фонарик («Муха- цокотуха»)

Телефон («Телефон»)

Градусник («Айболит»)

Спички («Путаница»)

Блюдце («Федорино горе»)

6. Подведение итогов.

Ведущий:

Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. И.Чуковского. Мы увидели, что дети любят и знают сказки знаменитого детского писателя. Обе команды сегодня молодцы!

Награждение команд памятными подарками.

Ребята, какие вы все молодцы! Как хорошо вы запомнили К.И. Чуковского и его чудесные, изумительные сказки! Вам понравилась викторина? А мне понравилась ещё больше! Поэтому сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма по сказке Корнея Чуковского

Конспект НОД: «Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского» в старшей группе

Цель: Выявить и обобщить знания детей о произведениях К. И. Чуковского.

Задачи:

Обучающие:

— закрепить знания детей о сказках К.И.Чуковского;

— формировать у детей умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстраций;

— продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;

— обогащать словарный запас детей;

— развивать речь, память, логическое и творческое мышление;

Развивающие:
— стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
— развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
— развивать двигательную активность;
— способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

— развивать творческую инициативу, воображение.

Воспитательные:

— воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;

Предварительная работа: Знакомство с творчеством детского писателя К.И.Чуковского; чтение произведений писателя; рассматривание иллюстраций к произведениям К.И Чуковского.

— Ребята я знаю, что вы знаете и любите сказки К.И.Чуковского.

(Портрет Чуковского.)

— Сегодня мы проведём викторину, посвящённую произведениям детского писателя К.И.Чуковского. Мы разделились на 2 команды (2 названия). Каждая команда за правильно выполненное задание получает фишку.

— Итак, начинаем викторину.

— Из какого произведения эти строки?

— . «А рядом прикорнула Зубастая акула, Зубастая акула на солнышке лежит. » («Доктор Айболит). Показ картинки.

1-е задание: Каких зверей лечил Доктор Айболит? (Ответы детей, фишки.)

-Из какого произведения эти строки?

«Бабочка красавица, кушайте варенье или вам не нравится наше угощенье?»

2-е задание: Посмотрите на картину. К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитайте гостей. (Прямой, обратный, порядковый счёт.)

Игра «Кто на каком месте?» (ответы детей, фишки)

Чистоговорки

«Он -он- он — у меня зазвонил телефон (ходьба на месте)

Ыр- ыр- ыр- любит воду Мойдодыр (хлопки в ладоши).

Ил- ил -ил — Крокодил солнце в небе проглотил. (поднялись на носки, руки подняли вверх)

Ца — ца — ца -Нынче муха Цокотуха именинница (повороты влево, вправо)

Ит- ит- ит Добрый доктор Айболит (приседания).

3-е задание:

Игра «Найди рифму и название произведения, откуда взяты строчки» (фишки).

• У тебя на шее Вакса

У тебя под носом …. (клякса; «Мойдодыр»)

• Пошла муха на базар

И купила …. (Самовар; «Муха — Цокотуха»)

• И снова медведь: — О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского … (ежа; «Телефон»)

• Загляни-ка ты в кадушку

— И увидишь там — … (лягушку; «Федорино горе»)

• Море пламенем горит,

Выбежал из моря … (кит; «Путаница»)

• Стыдно старому реветь

— Ты не заяц, а … (медведь; «Краденое солнце»)

• Но как черная железная нога

Побежала, поскакала … (кочерга; «Федорино горе»)

• Тут и мыло подскочило,

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило, И кусало, как … (оса; «Мойдодыр») (фишки)

4-е задание: Но медведю воевать не охота:

Ходит – ходит он, Медведь, круг болота,

Он и плачет, Медведь, и ревет,

Медвежат он из болота зовет. (Краденое солнце)

Лото «Подбери картинки» («Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр») (фишки)

Пальчиковая гимнастика «Рано-рано поутру».

5-е задание: «А слониха-щеголиха

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала. » (Тараканище).

Игра «Из какой сказки предмет».

— В моей шкатулке лежат предметы из разных сказок Чуковского. Нужно достать предмет, всем его показать и назвать, из какой он сказки. (Фишки.)

Физ.минутка:

Ох, ох, что за гром? (Руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны.)

Муха строит новый дом. (Движения руками, имитирующие работы молотком.)

Молоток: Стук, стук, (Хлопки руками перед собой.)

Помогать идёт петух. (Руки внизу за спиной, шаги с высоким подниманием ног, согнутых в коленях.)

— Ребята, каждая команда рисует иллюстрации к сказкам, а потом книжки-малышки мы вложим в большую книгу под названием «Золотые страницы».

  • «Федорино горе» — дети рисуют посуду;
  • «Муха – Цокотуха» — дети рисуют насекомых.

Звучит музыка.

Результат викторины.

— Ребята, победила дружба! Вы отлично знаете все сказки К.И Чуковского. Молодцы!

     Литературная викторина по сказкам К. И     Чуковского для дошкольников старшей  группы         «Цветик семицветик»

                                             Провела Тарасова Е.А.

IMG-7c8a90c2df3bb87e66364ce28f2c8adc-V.jpg

Тема: Литературная викторина «Писатель детства – К.И. Чуковский»

Цель: приобщение к чтению художественной литературы через знакомство с творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Программные задачи: 

1. Обобщить и систематизировать знания детей, вспомнить образы детей в произведениях С. В. Михалкова.

2. Развивать творческие способности, воображение детей.

4.Воспитывать интерес к читательской деятельности.

5.Воспитывать положительные качества: дружелюбия, товарищества, сотрудничества.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность.

Организация развивающей среды: портрет К.И. Чуковского, иллюстрации к произведениям К.И. Чуковского, книга с произведениями К.И. Чуковского, пластиковый ящик с крышкой, счётные палочки.

Ход занятия.

Организационный момент.
Затем дети проходят и садятся за столы. Они делятся на две команды (Всезнайки, Почемучки ). В каждой команде дети сидят за двумя сдвинутыми вместе столами. У каждой команды выбирается капитан. За правильные ответы логопед даёт палочку.

Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали. Всем участникам викторины вручаются наклейки.

 IMG-bee2cc2fdffdf3bdc19c77cd40d6b9f3-V.jpg
Воспитатель:
-Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высоким седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

Корней Чуковский — это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

1 Дидактическая Игра «Докажи словечко»
Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.

Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа из болота тащить… (бегемота) «Телефон»
2. «Всех излечит, исцелит добрый доктор …Айболит) «Айболит»
3. «Ехали медведи на велосипеде а за ними кот ….задом наперед) «Тараканище»
4. «И сейчас же брюки, брюки так и прыгнули мне… в руки) «Мойдодыр»
5 «Только заинька был паинька не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных…. уговаривал) «Путаница»
6. «Скачет сито по полям а корыто …по лугам) «Федорино горе»

2 Дидактическая Игра «Кто есть кто?»
Логопед: Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит — (доктор)
2. Бармалей — (разбойник)
3. Федора — (бабушка)
4. Каракула — (акула)
5. Мойдодыр — (умывальник)
6. Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
7. Цокотуха — (муха)
8. Рыжий, усатый великан — (таракан)

IMG-0bed4f745d43666db2ccbaa3ef271703-V.jpg
Воспитатель: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, — писал он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял и стихи, сказки, загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!

3 Дидактическая Игра «Ответь на вопрос» (Конкурс капитанов)

Выходят капитаны команд. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота — залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление — попытка убийства? («Муха — Цокотуха»,)
6. Что просили животные в стихотворении — сказке «Телефон»: (Слон — шоколад, Газели — карусели, Мартышки — книжки, Крокодил — калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

Воспитатель: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

IMG-91994bf929fde51a90cf1cb08faf3116-V.jpg

4 Дидактическая Игра «Узнайте сказку по отрывку»

ВоспитательУзнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)

***

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

***

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

***

… Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

— Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели!.. («Телефон»)

***

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она… («Федорино горе»)

***

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит… («Айболит»)

***

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать!  («Муха-цокотуха»)

5 Пальчиковая гимнастика «Раным-рано поутру»

Водичка, водичка, Имитируют стряхивание воды с ладоней.

Умой моё личико. Показывают, как умывают лицо.

Чтобы глазки блестели, На каждую строку загибают по 1-у пальцу на обеих руках.

Чтоб щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

6 Дидактическая Игра «Отгадай, из какой сказки?»
Пошла муха на базар и купила самовар;
(«Муха — цокотуха»)
Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет туфельки, сапожки, новые калошки;
(«Чудо — дерево»)
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно;
(«Краденое солнце»)
А посуда вперед и вперед, по полям, по болотам идет;
(«Федорино горе»)
Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!
(«Бармалей»)
Откуда? От верблюда. Что вам надо? Шоколада!
(«Телефон»)
И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова.
(«Айболит»)
Но, увидев усача, звери дали стрекача. По лесам, по полям разбежались, тараканьих усов испугался.
(«Тараканище»)
Вдруг из маминой, из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой.
(«Мойдодыр»)
А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли.
(«Путаница»)

7 Физ минутка «Карусели»

Еле еле, еле еле завертелись карусели. (дети кружатся на месте)

А потом бегом, бегом

Всё бегом, бегом, бегом (кружатся быстрее в темпе)

Тише, тише, не спешите… (замедляют движение)

Карусель остановите… (останавливаются)

Раз два, раз два, (приседают, с вытянутыми вперёд руками)

Вот и кончилась игра… (Садятся обратно на стульчики)

8 Дидактическая Игра «Закончи четверостишье»

Воспитатель: Закончите четверостишие:

— «Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас

Не покиньте меня

В мой последний….(час)!»

***

— «Зайчики в трамвайчике

Жаба на метле

Едут и смеются пряники…(жуют).»

***

— «Убежало одеяло,

Улетела простыня,

И подушка

Как лягушка,

Ускакала ….(от меня). »

***

— «Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало

Глянул заинька в окно

Стало …. (Заиньке темно

***

— «В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке … (ужасный Бармалей!)»

***

— «А за нею вилки,

рюмки да бутылки,

чашки да ложки, скачут…(по дорожке

***

— «Маленькие дети!

Ни за что на свете

не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке…(большие злые крокодилы

Воспитатель:
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет «Федорино горе».

9 Дидактическая Игра «Угадай, из какого произведения эти иллюстрации?»
(Конкурс капитанов) К доске выходят капитаны и называют иллюстрации к сказкам К.И. Чуковского

10 Дидактическая Игра «Ящик»

(Логопед показывает детям ящик с плотно закрытой крышкой.)

Логопед:

-Угадайте, что в ящике? Я загадаю вам загадку. Отгадка в ящике….

Ни куст, а с листочками.

Ни рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает…

(достает книгу К.И. Чуковского)

 Воспитатель:
С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона». Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек — не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

И хочется в заключении прочитать вот такое шуточное стихотворение которое Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И » Крокодила» не читал,
Не восхищался ‘Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Подведение итогов и награждение победителей.

Источник

  • Викторина по сказкам чуковского 2 класс с ответами
  • Викторина по сказкам чарушина с ответами
  • Викторина по сказкам чарушина для дошкольников
  • Викторина по сказкам чарушина для детей
  • Викторина по сказкам фото