НОД “Викторина по русским народным сказкам” для детей 4-5 лет
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;
• прививать любовь к устному народному творчеству;
Воспитательные:
• воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость;
Развивающие:
• развивать память, мышление, наблюдательность, речь;
• способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
• вызвать положительный эмоциональный отклик в совместной деятельности.
Предварительная работа:
• чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»;
• рассматривание иллюстраций к сказкам;
• оформление выставки книг с русскими народными сказками.
Оборудование: «Сундук со сказками», 2 книги, письмо, картинки к сказкам, болотные кочки.
Ход:
Дети входят в зал.
I. Подготовительный этап
1. Приветствие «Здравствуй!»
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Александровна. Давайте вместе поздороваемся. Становитесь в круг.
Воспитатель становится с детьми в круг и говорит:
Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй друг-берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг-берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть-приседаем,
Можем мы большими быть-встаём,
Но один никто не будет.
2. Сюрпризный момент (игровая ситуация «Сундук сказок»).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое. Отправимся мы с вами в стану сказок. Но пройти нам нужно через болото. Ступайте за мной по следам, только аккуратно чтобы не утонуть в болоте.
Посмотрите друг другу в глазки, никого из друзей не потеряли?
Ой, ребята посмотрите, что это?
На полу стоит сундук, накрытый платком, воспитатель открывает его, а в нем книга сказок и письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сундук. Но сундук этот волшебный и просто так не откроется. Его нужно расколдовать. Давайте мы с вами на него подуем (дети дуют на сундук). Опять не открывается, давайте мы похлопаем (дети хлопают). Все равно не открывается, теперь давайте потопаем (дети топают). Ребята, сундук очень сильно заколдован, давайте мы все вместе одновременно подуем, потопаем и похлопаем (дети дуют, хлопают и топают одновременно).
Смотрите, сундук открылся, а в сундуке – книга сказок. Давайте мы сейчас ее прочитаем. Ой, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Наверное, сказки обиделись, что их никто не читает. Здесь есть какое-то письмо:
«Сказка – это чудеса и волшебная страна.
В сказках много приключений, много сказочных свершений.
Но чтоб сказки вам найти, нужно многое пройти: сложные задания, забавные свидания.
Эй, ребята, торопитесь, в сказках вы не заблудитесь!
И подпись: Ваши сказки».
Воспитатель: ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? (Ответы детей) Я приглашаю вас присесть на стулья.
II. Основной этап
— Сегодня мы поговорим о русских народных сказках. А вы любите сказки?
— И так первое задание:
— Я вам загадаю загадки, а выпостараетесь угадать название сказки
1. Задание «Угадай сказку»
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка,
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)
По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра. («По щучьему веленью»)
— Продолжаем отгадывать сказки.
Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то(«Волк и семеро козлят»)
А это из какой сказки?
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. … («Маша и медведь»)
Надо курочке бежать
Петушка скорей спасать
Он так торопился,
Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
Воспитатель: — Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки. Ведь наши сказки добрые, в них добро всегда побеждает зло.
— А сейчас я предлагаю немного размяться.
2. Физкультминутка: «Теремок»
3. Задание «Назови по предмету»
Воспитатель: Продолжим наше испытание, сможете ли вы угадать сказку по предметам.
Дети присаживаются на пол вместе с воспитателем. В конвертах лежат изображения предметов. Дети должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.
1 набор: Миска, кровать– «Три медведя»
2 набор: Петух, избушка – «Заюшкина избушка»
3 набор:Избушка на курьих ножках, печка, река – «Гуси-лебеди»
4 набор: Дом, лягушка, волк – «Теремок»
5 набор: Рыба, прорубь, тесто – «Лисичка – сестричка и серый волк»
6 набор: Лужа в форме копытца, Сестрица-Аленушка – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
7 набор: Печь, щука, ведра – «По щучьему велению»
4. Задание «Продолжи имя персонажа из сказки»
Воспитатель: Молодцы. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например, Иван … (Царевич). Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:
Царевна … (лягушка)
Гуси (лебеди)
Серый (волк)
Мишка (косолапый)
Зайка (побегай-ка)
Василиса (Прекрасная)
Сивка (Бурка)
Кощей (бессмертный)
Петушок (Золотой гребешок)
III. Заключительный этап
1. Игровая ситуация с элементами движения «Сундук сказок»
Воспитатель: Ребята, мы с вами совсем забыли про сундук. Давайте заглянем в него еще раз.
Воспитатель с детьми подходит к сундуку и заглядывает в него. Берет в руки книгу со сказками.
Посмотрите, а ведь в книге сказки появились. Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки, поэтому они к нам вернулись! Ребята я вам дарю эту книгу сказок, ведь она волшебная. Она всегда поможет вернуться вам в мир детства, ведь именно там живут все сказки.
Я благодарю вас за вашу активность и старание.
А теперь я предлагаю вам отправиться в группу по волшебной тропе. В группе вы сможете еще раз прочитать все сказки.
Осторожно, не оступитесь. Выровняйте спинки, поставьте руки на пояс и – в добрый путь. До свидания!
Литература:
Под редакцией М. И. Маханева, М. Давыдова «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва 2001год.
Литературная
викторина для детей 4-5 лет совместно с родителями.
«Наши любимые
сказки»
Составитель:
воспитатель Еськова Л.В.
МБДОУ № 102
Цель: Закрепление
знаний о сказках.
Задачи:
1. Развивать речь, воображение,
мышление.
2. Обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать интерес к
чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.
4.Вызвать положительный эмоциональный отклик у
детей и родителей.
Оборудование: мультимедиа, аудио записи, шапочки героев сказки
«Репка», флажки.
Ход викторины
Воспитатель:
Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые! Мы рады
приветствовать вас всех на литературной викторине «Наши любимые сказки».Сказка-
это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные
чудеса и превращения. А вы любите сказки? Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы
знаете сказки. Для проведения викторины нам нужно разделиться на две команды:
Дети и родители. Правила викторины очень просты. За каждый правильно
выполненный конкурс, команда получает 1 балл или 1 флажок. Если команда не
может ответить, отвечать имеет право команда соперников. Итак, я объявляю 1-ый
конкурс.
1 конкурс «Блиц-опрос»
Для детей:
1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем,
волком, медведем, лисой)
2.
Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка ,мышка)
3. Какое яйцо снесла курочка- Ряба? (золотое)
4. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
6. Как звали
трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
7. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка) 8.
Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка) 10.
Кто раздавил теремок? (медведь)
Для родителей :
«Блиц –опрос»
1. Кто внес решающий вклад в процесс вытаскивания
репки?
2. Кто не влез в теремок?
3. Почему гуси-лебеди унесли братца?
4. Почему выгнала лисичка зайчика из дома?
5. Сколько понадобилось муки, чтобы испечь
колобок?
6. Как звали медведей из сказки «Три медведя»?
7. Что отвечала лиса, когда её пытались выгнать?
8. Из чего была речка, берега которой укрыли
сестрицу Аленушку, и братца Иванушку?
9. Как звали волка, который поселился в теремке?
10. Где взяла бабка муки для выпечки колобка?
11. Какой беспорядок устроила Машенька в чужом доме?
12. Какого цвета была чашка у Мишутки?
13. Кто вспомнит песенку Колобка?
14. Как обманула лиса колобка?
2 конкурс
Следующий конкурс поможет нам узнать, как хорошо вы
знаете и помните сказки.
Для детей: «Назови, из какой сказки герои»
Мультимедиа
Для родителей: «Какой герой лишний»
Мультимедиа
3 конкурс «Сказочная разминка»
Для детей:
·Какую кличку
носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)
·Кто любил
похвастаться и поплатился жизнью? (колобок)
·Как звали
девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи?
(Машенька)
·У кого
избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
· Какое
животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
· В кого
превратился Иванушка, когда попил воды из копытца ( в козленка )
·Сколько
детей- козлят было у козы?(семь)
·Кто помог зайчику
прогнать лису из избушки? ( петух )
Для родителей:
Послушайте и назовите, кто из
сказочных героев мог бы дать такие объявления.
- Предлагаю
новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.
(золотая рыбка ) - Несу
золотые яйца. Дорого (курочка Ряба) - Нашедшему
ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино) - Отмою
все! (Мойдодыр) - Доставка
пирожков бабушке. (Красная Шапочка) - Ветеринарные
услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит) - Туристическая
фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.
(гуси-лебеди) - Организую
зимнюю рыбалку. Недорого, за последствия не отвечаю. (Лиса) - Предлагаю
услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности. (Бабушка)
Физминутка
А, сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть. Для
этого вам нужно встать возле стульев.
В темном лесу есть избушка. (Все шагают.)
Стоит задом наперед. (Поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
4 конкурс
Для детей: « Угадайте, кто так говорил?»
— «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)
— «… я от
дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
— «… слышим, слышим. Да не
матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят») — «…несет меня лиса за темные
леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)
— «…ловись
рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый
волк»)
— «..сесть бы на
пенек, съесть бы пирожок» (Медведь)
— «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси –
лебеди»)
Для родителей: « Вспомни и назови сказку» (
мультимедиа)
5 конкурс : Музыкальный
Внимательно послушайте и скажите , из каких сказок и
мультфильмов эта музыка?
( команды по очереди отгадывают мелодии)
А,
сейчас, для детей сюрприз от родителей. Мы привыкли, что сказки показывают дети
для родителей, но сегодня будет всё наоборот. Родители покажут сказку «Репка»
своим детям, сказка эта на современный лад.
Инсценировка сказки «Репка» .
Подведение итогов.
-Какие
молодцы! Сразу видно, что сказки вы любите и знаете. Сегодня, в нашей викторине
нет побежденных, победила «дружба». А, сейчас, я приглашаю всех, и детей, и
взрослых на веселый танец.
Танец « Дружба-это не работа»
Цель: обобщить знания воспитанников по теме «Сказки» с использованием произведений русских, советских и зарубежных писателей, а также русского народного фольклора.
Задачи: развитие связной речи, словотворчества, слухового и зрительного внимания; закрепить знания одно- и двузначных чисел; вызвать интерес к конкурсным играм; развитие навыков коллективной работы; снятие эмоционального напряжения; корректирование страхов.
Материалы: магнитная доска, иллюстрации к сказкам, 4 корзинки, кубики, игрушка лиса, деревянные грибочки, листы с контурами ягод малины (раскраски), разрезанные цветные картинки к сказкам или крупные пазлы, конфеты для угощения детей.
Предварительная работа: чтение сказок в группах, театрализованная деятельность по сказкам.
Сценарий:
Дети входят в зал под песню «В гостях у сказки». Рассаживаются на стульчики.
Входит воспитатель с мальчиком Иванушкой.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел братец Иванушка и ему нужна наша помощь. Расскажи Иванушка, что случилось?
- Баба-Яга заколдовала мою сестрицу Аленушку и она не может найти дорогу в свою сказку. А вы знаете, из какой я сказки? А какие сказки ваши любимые? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Сказка может многому научить, может заставить, может нас просто развеселить, создать хорошее настроение, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Ну что, ребята, поможем Иванушке?
Дети: – Да! Да!
– Для этого вам нужно отправиться в путешествие по сказкам и справиться со всеми испытаниями, которые вам встретятся на пути! А ещё вас ждут коварные вопросы, подготовленные Бабой-Ягой. Если вы найдёте на них ответы, то колдовство исчезнет, и Аленушка вернется к Иванушке! Вы готовы? Давайте разделимся на 2 команды и проведем соревнование: первая команда « Молодцы», а вторая « Удальцы». Первый конкурс- разминка. Только давайте договоримся, что отвечать будет та команда, которой я задаю вопрос и не выкрикивать!!! Итак, разминка…..
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился … (Колобок.)
У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной … (Туфелька.)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит.)
- А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
- Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)
Команда, которая побеждает в конкурсе получает кубик, который складываем в корзинку. У кого больше кубиков- тот и победил.
1 конкурс. «Сказочный»
Воспитатель: А теперь я из каждой команды приглашаю по одному человеку.
Дети встают по обе стороны к ведущему, у ведущего вытянута ладонь, а на ней кубик. Объяснение задания. Ведущий читает маленький отрывок из сказки, дети быстро вспоминают, что это за сказка и кто первый вспомнит, тот быстро берет кубик с ладони ведущего. Соревнование продолжается два-три раза. Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.
«Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтоб ей в награду дали курицу». («Снегурушка и лиса».)
«… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила». («Кот и петух».)
. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…
(«Лиса и волк».)
Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран — делать нечего — приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». — «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!». («Зимовье зверей».)
2 конкурс. «Грибочки для лисички»
Раздается стук за дверью (кто-то из взрослых помогает это сделать).
Воспитатель: Кто-то идет к нам в гости. Открывает дверь, входит ряженая лиса или выносим игрушку лисы, её спрашивают: — Лиса ты зачем к нам прибежала?
«Да вот бежала лесочком, со своим кузовочком,
а в кузовочке лесные грибочки, споткнулась, упала, рассыпала грибы».
Ведущий дает корзинки по-одному из команд участниц и рассыпает грибы (можно вырезать из бумаги цветные грибы и разбросать на полу, кто быстрее соберет и больше в свою корзинку) считают, дают кубик, а лису с грибами провожают за дверь.
3 конкурс. «Ягодки для мишки»
Воспитатель: Ребята, вы все когда-нибудь ходили со взрослыми в лес (подчеркивае, что одним, конечно, в лес ходить нельзя), но вот одна девочка пошла по ягоды и заблудилась, набрела в лесу на избушку. (Вспомнить что за сказка, как зовут девочку, кто жил в избушке — сказка «Маша и медведь»).
Воспитатель: А вы знаете что медведь рассердился на Машу, ведь она его смогла обмануть? Давайте задобрим медведя, чтобы он не сердился и не обижался, мишу угостим.
Опять выходят по одному из команд, ведущий предлагает расскрасить ягодки, которые так любит миша, кто скорее раскрасит (использовать контуры ягод на листах бумаги, прикрепленные к магнитной доске). Победителю — кубик.
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения.)
4 конкурс. «Исправь ошибки»
Воспитатель: В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите их. Каждой команде по очереди буду называть перевертыш. Будьте внимательны.
* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
5 конкурс. «Собери картинку»
На подносах лежат разрезанные картинки к сказкам. Вызываю по одному ребенку из команды, дети должны сложить пазл и назвать сказку, зашифрованную на картинке.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки и помогли сестрице Аленушке найти дорогу в свою сказку и встретится со своим братцем. Спасибо вам.
Иванушка благодарит детей и уходит встречать сестру.
А теперь давайте подведем итоги.
Подсчитываем кубики, называем победителя, угощаем детей конфетами.
Подготовил: воспитатель МБДОУ д/с № 35 Ларина Л. В.
Цель: приобщать детей к народной культуре — знанию сказок.
Задачи:
1.Образовательная: активизировать знания детей о русских народных сказках; формировать умение составлять целое из отдельных частей;
2.Развивающая: способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий; побуждать детей находить ошибки в названиях сказок.
3.Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в команде при выполнении совместных заданий;
Словарная работа: викторина, реплика блиц-опрос, жюри.
Оборудование: жетоны, разрезные картинки к сказкам, медали, призы.
Ход викторины:
Ребята, я вам предлагаю сейчас поиграть в игру – викторину, которая называется «Путешествие по сказкам». Но сначала нам надо поделиться на 2 команды. Поделимся мы с помощью жетонов. У кого на жетоне нарисована репка, садится за стол, где табличка с репкой, а у кого колобок за сто, где табличка с колобком. У нас получились команда «Колобок» и команда «Репка». Представление жюри.
Но прежде, чем мы начнем наше путешествие по сказкам, я хочу проверить, насколько готовы наши команды. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Итак, начинаем.
- С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
- Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)
- К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
- Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
- Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
- Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)
- Кого спасла Дюймовочка? (ласточку)
- Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
- Кто разбил золотое яичко? (мышка)
- Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
Я вижу, что команды готовы. И наше путешествие продолжается и нас ждёт следующий конкурс.
- конкурс: «Угадайте героя по реплике»
Команде «Репка»
— «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)
Команде «Колобок»
— «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
Команде «Репка»
— «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)
Команде «Колобок»
«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)
Команде «Репка»
— «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)
Команде «Колобок»
— «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)
Команде «Репка»
— «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)
Команде «Колобок»
— «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)
Команде «Репка»
— «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)
Команде «Колобок»
— «…эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная… (Жихарка «Жихарка»)
2 конкурс. «Узнай персонажа сказки по описанию»
- «…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка»)
- «Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает». («Хаврошечка»)
- Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый, каждый раз спасал своего друга из беды. (Кот из сказки «Кот, петух и лиса»)
2.Этот персонаж хитрый, льстивый, лукавый, жадный, корыстный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться. («Лисичка сестричка и серый волк»)
- конкурс «Узнай сказку»
(1 балл за правильный ответ)
- Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)
- Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
И, сам того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь)
- В этой сказке – именины, много было там гостей.
А на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.
Но коварному злодею кто-то голову срубил. (Муха-цокотуха)
- В моей сказке, ребятишки, лошадьми вдруг стали мышки.
Была лишь девочкой чумазой, принцессой стала я прекрасной.
Когда часы вдруг стали бить, пришлось мне срочно уходить.
Отвечайте без подсказки, из какой пришла я сказки? («Золушка»)
- Возле леса на опушке трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки. («Три медведя»)
- конкурс: «Узнать героев по описанию, отгадайте?»
- Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок,
Все ж попался (колобок)
- Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка,
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)
- «Назови сказку правильно»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» «Иван-царевич и зеленый волк» «Лисичка-сестричка и серая мышь» «По собачьему веленью» «Дарьюшкина избушка» |
«Сивка-будка» «Волк и 7 тигрят» «Пашенька и медведь» «Гуси-вороны» «Царевна-индюшка» |
- «Собери сказку»
Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.
- «Сказочное лото»
Я буду называть первое слово, а вы отгадайте полное название сказки.
- Гуси- (лебеди)
- Красная (шапочка)
- Заюшкина (избушка)
- Царевна (лягушка)
- «Блиц – опрос», каждой команде буду задавать вопросы, а вам следует быстро отвечать.
- В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»
- В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»
- В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»
- В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «Лиса и журавль»
- В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»
- В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»
- Какого героя съела лиса? «Колобок»
2.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»
- Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»
- В какой сказке вырос овощ – мутант? «Репка»
Наше путешествие по сказкам закончилось, а сейчас предоставим слово жюри.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Задачи:
- Закреплять знания детей о знакомых сказках
(названия сказок, их героев), способствовать
пониманию детьми произведений народного
фольклора. - Формировать православное мировоззрение,
нравственные нормы и эстетические идеалы у детей
дошкольного возраста посредством изучения
произведений народного фольклора. - Обогащать и расширять словарный запас детей,
активизировать устную речь (монологическую и
диалогическую), развивать интонационную
выразительность. - Развивать художественное восприятие и
эстетический вкус, совершенствовать элементы
актерского мастерства, выразительность мимики и
жестов. - Способствовать созданию атмосферы
психоэмоционального комфорта, формированию
доброжелательных взаимоотношений между
сверстниками. - Развивать внимание, воображение, творческие
способности детей. - Воспитывать любовь к художественному слову,
формировать положительную мотивацию к изучению
произведений народного фольклора.
Материалы и оборудование: книги с
иллюстрациями сказок, аудио записи русской
народной мелодии, «В гостях у сказки»,
музыкальное сопровождение к инсценировке «Два
веселых гуся»; атрибуты: платок и очки для
Бабушки — Сказочницы, шапочки для «веселых
гусей.»
Предварительная работа:
Ознакомление с малыми фольклорными формами,
рассказывание русских народных сказок, потешек,
пословиц, поговорок, пение русских народных
песенок, колыбельных, отгадывание загадок;
знакомство с присказкой, зачином, концовкой,
повторами в русских народных сказках; слушание
народной музыки; рассматривание иллюстраций к
сказкам; устраивание книжных выставок и выставок
предметов русского быта; инсценирование
отдельных эпизодов сказок; отражение в рисунках,
лепке и аппликации впечатлений, полученных от
прослушивания сказок, а также изображение героев
любимых сказок; включение в повседневную жизнь
дидактических игр «Собери сказку»,
«Знатоки сказок», »Кто в сказке живет?»,
«Отгадай из какой сказки», «Оживим наши
сказки».
Ход путешествия — викторины по
сказкам
Дети заходят в музыкальный зал под русскую
народную мелодию, останавливаются в центре зала.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы
побываем в гостях у сказки. А вы знаете откуда к
нам пришли волшебные сказки? Давным — давно на
Руси, когда еще люди не умели читать и писать, они
сочиняли песенки, потешки, сказки, которыми
забавляли своих малышей. Детям они очень
нравились. Сказки сочинялись народом и
передавались из уст в уста, поэтому и называются
они русскими народными. Прошли годы. Люди
научились читать, писать и сделали вот такие
красивые и интересные книги (показывает детям). В
них собрано очень много русских сказок, песенок,
потешек. Русское народное творчество называется
одним словом — фольклор. Фольклор — это народная
мудрость.
Воспитатель: Хотите отправиться в
сказочное путешествие? Все сели на лошадок?
Поехали!
(Дети скачут «как лошадки» по кругу под
русскую народную мелодию.)
Дети:
Еду, еду к бабе к деду!
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо
А потом вдруг… в яму!
Бух!
(В конце потешки дети приседают)
Воспитатель: Вот мы и приехали.
Бабушка-сказочница
Нас встречает,
Хлебом, солью угощает.
Бабушка-сказочница: Здравствуйте, мои
хорошие! Здравствуйте, мои пригожие!
Заждалась я вас. Погостите у меня. Проходите, да
рассаживайтесь поудобнее.
(Дети садятся на стульчики.)
Звучит аудио запись «В гостях у сказки».
Бабушка-сказочница: Сказки начинаются
с призказки- это еще не сказка. Сказка будет
впереди.
Многому нас учит сказка
Доброте, терпенью, ласке.
Сказка мудрость, знанья свет!
Сказочный вам шлет привет.
Начинаем представление,
Всем гостям на удивление.
Бабушка-сказочница: А вы, ребята,
знаете сказки?
Дети: Да!
Бабушка-сказочница: Вот и отгадайте
мои задания. Определите и назовите название
сказки.
«Отгадай, из какой сказки.»
1.
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, коза, во бору была,
Ела траву шековую,
Пила воду студеную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечек во сыру землю. (Козлятки и волк).
2.
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти. (Колобок).
3.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса. (Кот, петух и лиса).
4.
По щучьему веленью,
По моему хотенью —
поди, топор, наколи дров,
а дрова — сами в избу ступайте
и в печь кладитесь. (По щучьему веленью).
5.
Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей.(Три медведя).
Бабушка-сказочница: Молодцы, ребята,
знаете сказки.
Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте
вперевалочку).
Папа был большой — большой. (Поднять руки над
головой, потянуть вверх).
Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне
груди).
А сынок — малютка просто. (Присесть).
С погремушками ходил. (Встать, руки перед
грудьюсжаты в кулаки).
Дзинь — дзинь, дзинь — дзинь. (Дети имитируют
игру с погремушками).
Бабушка-сказочница: Дети, как
называется начало сказки?
Дети: Зачин.
Бабушка-сказочница: Какие зачины
бывают у русских народных сказок?
Дети: Жили-были, в некотором царстве,
было это давно.
Бабушка-сказочница: А как называется
конец сказки?
Дети: Концовка.
Бабушка-сказочница: А какие концовки
бывают в русских народных сказках?
Дети:
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
И я там был, пиво пил, а усы лишь обмочил.
Бабушка-сказочница: Дети, а если
повторяются часто одни и те же слова, как это
называется?
Дети: Повторы.
Бабушка-сказочница: А какие повторы
встречаются в сказке «Колобок»?
Дети: Катится колобок, катится… И
покатился колобок дальше только его и видели.
Бабушка-сказочница: Молодцы! А
загаю-ка я вам еще одно задание.
«Узнай сказочных героев по
описанию.»
1.
Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
И в пути он песню пел.
Сьесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок).
2.
Жили Котик с Петушком
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
Подкралась к избушке,
Утащила Петушка
За высоки горы,
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (Кот, Петух и Лиса).
3.
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенек
И хотел сьесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был?… (Медведь).
Бабушка-сказочница: Молодцы, узнали
сказочных героев по описанию.
Воспитатель: Бабушка-сказочница, наши
ребята не только умеют отгадывать загадки, они
приготовили для тебя сюрприз.
Разыгрывание русской народной песенки
«Два веселых гуся».
Жили у бабуси
Два веселых гуся (выходят гуси).
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся (танцуют).
Мыли гуси лапки (моют лапки)
В луже у канавки —
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
(выходит ребенок»бабуся» и поет)
«Ой пропали гуси!-
Один серый, другой белый,
Гуси мои, гуси!»
(выходят дети «гуси»)
Выходили гуси,
Кланялись бабусе-
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
(бабуся обнимает детей).
Бабушка-сказочница: Молодцы,
гуси-шутники, оставайтесь с нами.
В русских народных сказках добро борется со
злом. Есть даже пословица: «Сказка ложь да в ней
намек добрым молодцам урок.» О чем же это урок?
Дети: О том, как не надо поступать.
Бабушка-сказочница: А как
заканчиваются сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята,
порадовали Бабушку-сказочницу хорошим знанием
сказок!
Игра «Скоро встретимся опять».
Дети дружно встают в круг, протягивают вперед
левую руку «от сердца, от души» (получается
пирамидка из ладошек) и говорят традиционные
слова:
«Раз, два, три, четыре, пять — скоро встретимся
опять!»
Дети прощаются с Бабушкой-сказочницей.
Воспитатель: Вот и подходит к концу
наше сказочное путешествие, отправляемся в
дорогу.
Игровое упражнение «Конь меня в дорогу
ждет.»
Дети соотносят текст стихотворения с
движениями.
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро я в седло вскочу-
Не поеду — поскачу.
Цок — цок — цок —
Там, за быстрой рекой
Помашу тебе рукой.
Список литературы.
1. Белая К.Ю. Организация методической
деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление
образовательного процесса, 2014.
2. Комплексные занятия по программе «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа, 2012.
3. Русские народные сказки.
4. Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения №5, 2009.
5. Шорыгина Т.И.»Вежливые сказки. Этикет для
малышей», 2010.