Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад «Светлячок» п. Домбаровский
Викторина по русским народным сказкам
Подготовила и провела
Воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОБУ Д/с «Светлячок»
Никитюк Татьяна Николаевна
2020 год
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Сивка-бурка», «Лягушка-царевна», «Иван царевич, серый волк и жар-птица», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса».
Рассматривание иллюстраций, обучение составлению описательных загадок, знакомство с пословицами и поговорками, изготовление эмблем с названиями команд.
Цели:
-формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;
-учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос воспитателя, учить работать в команде;
-развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и отгадывать загадки, подбирать пословицы по заданию воспитателя.
Организационный момент. Приветствие команд.
1. Первый раунд называется «Разминка». В этом раунде каждой команде предстоит ответить на три вопроса о героях русских народных сказок. За 3 правильных ответа команды получают по 1 баллу.
• Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
• Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
• Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
• За что царевна-несмеяна получила такое имя?
• Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
• Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)
2. Второй раунд называется «Подумай и ответь». В этом раунде командам так же предстоит ответить на 3 вопроса. За 3 правильных ответа в этом раунде команды так же получают по 1 баллу.
• Кого первым встречает героиня сказки «Гуси-лебеди», отправившаяся на поиски брата? (Печку)
• Кого ушедший от бабушки и дедушки Колобок первым встретил на своем пути? (Зайца)
• Где жили герои многих русских народных сказок?
(В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
• Какими словами обычно начинаются русские народные сказки?
(Жили — были)
3. Третий раунд называется «Узнай героя сказки». В этом раунде командам предстоит узнать героя сказки по описанию. За правильный ответ в этом раунде команды получают по 1 баллу.
• В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. (Сивка-бурка)
• На лазоревом платье — частые звезды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только в сказке описать.
(Василиса-Премудрая)
4. Четвертый раунд называется «Слова сказочных героев». Участникам игры необходимо назвать, каким персонажам принадлежат слова из сказок. За правильные ответы в этом раунде команды получают по 1 баллу.
• Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост! (лисе из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
• Аленушка, сестрица моя!
Выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
(Иванушке из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
5. Пятый раунд называется «Загадки по сказкам». Командам необходимо послушать загадку и угадать, к какой сказке она относится. За правильные ответы в этом раунде команды получают по 2 балла.
• Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
(«Сивка-бурка»)
• Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»)
• Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
• Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
(«По щучьему велению»)
7. В шестом раунде участникам викторины предстоит вспомнить пословицы о дружбе и о труде. В сказках всегда побеждает дружба и высмеивается лень. Назовите по две пословице о дружбе и о труде (проводится жеребьевка). За выполненное задание в этом раунде команды получают по 2 балла.
8. В последнем раунде командам необходимо выполнить коллективное творческое задание собрать картинку. Команды получают по одному набору разрезных картинок к сюжету русских народных сказок. (проводится жеребьевка). Необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название («Лисичка-сестричка и серый волк»,«Три медведя», «Гуси лебеди», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка») Это задание на скорость. Команда, выполнившая это задание быстрее, получает 2 балла.
9. Подведение итогов викторины. Награждение участников.
РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Викторина для педагогов ДОО
Бойчук
И.А., старший воспитатель
МБДОУ № 48 г. Апатиты
«Пусть ребенок чувствует красоту и
восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в
которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.
Цель:
Повышение профессиональной культуры педагогов на основе отечественных
традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
§
Создать:
ü
психологически
комфортную атмосферу для раскрытия творческого потенциала, коммуникативной
компетенции педагогов ДОО;
ü
условия для повышения социально-воспитательного
эффекта: воспитания
— подрастающего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями,
гражданско-патриотическими чувствами, уважающего культурное, историческое
прошлое России.
— достойных будущих граждан
России с активной гражданской позицией, патриотов
своего Отечества.
§
Способствовать проявлению у педагогов активности, инициативы, творческого подхода в использовании
разнообразных форм работы со сказкой.
Оборудование и материал:
§
наутбук, проектор, презентация к викторине;
§
выставка книг «Русские народные сказки»;
§
карточки с текстами песенок сказочных героев;
§
карточки с отрывками текстов из русских народных
сказок.
Организация: Предложить
игрокам разделиться на команды, дать им «сказочные названия» (например, «Вершки»
и «Корешки»; «Жар – птицы» и «Сивки – Бурки», «Волшебное кольцо» и «Волшебное
веретено» и пр.), выбрать капитанов команд.
Ход викторины:
Звучит песня «В мире много сказок…»
Ведущий:
Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, не может
быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения
народной культуры. Каждый педагог дошкольной образовательной организации,
конечно, знает, что процесс познания и усвоения должен начинаться как можно
раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок может впитывать культуру
своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, сказки,
игрушки, произведения декоративно-прикладного искусства, красивые праздники со
своими неповторимыми обычаями и традициями. Сегодня наша викторина называется
«Русские народные сказки».
1 раунд. Визитная
карточка».
Задание:
Представить название команды – поэтично, ярко, самобытно.
2 раунд. «Сказка – ложь…»
Задание для педагогов: Дать определение, что такое сказка.
(Например,
сказка – это волшебный мир, в который мы попадаем; сказка – это жанр
фольклора; сказка – это древнейший
жанр устного народно-поэтического творчества; сказка – это слушание или
просмотр любимого произведения; сказка – это встреча с любимыми сказочными
героями, волшебными превращениями, необычными приключениями и событиями; сказка
– это «мораль», определение понятий, что такое «хорошо» и что такое «плохо»,
сказка – это сокровище народной мудрости; сказка – это красивый напевный
русский язык с его сравнениями, эпитетами, пословицами и поговорками; сказка –
это события, когда добро и правда побеждают тьму, зло и
ложь и
пр.).
3 раунд. «Русские народные сказки».
Вопрос: Какие бывают русские народные
сказки?
Задание: Привести примеры (перечислить названия) сказок – чья команда
назовет больше.
(Ответ: Русские народные сказки делятся на волшебные, бытовые, о
животных.
1) Волшебные сказки (в них есть волшебные предметы, волшебные
превращения, чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка:
«Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка»,
«Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко», «По щучьему велению».
2) Сказки о животных: (персонажи сказок —
это дикие звери, домашние животные и птицы): «Теремок», «Смоляной бычок»,
«Хитрый козел», «Петух и курица», «Медведь и лиса», «Лиса и кувшин», «Лиса,
заяц и петух», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Звери в яме», «Зимовье
зверей», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Глупый волк», «Лисичка –
сестричка и серый волк».
3) Бытовые сказки (в основе бытовых сказок лежат события
обыденной жизни; в них осуждаются такие качества, как жадность, завистливость;
жестокость, невежество, грубость, глупость, лень: «Бедный мужик», «Каша из
топора», «Как мужик гусей делил», «Мудрая дева», «Два Ивана», «Клад», «Как Иван
– дурак дверь стерег», «Мужик и барин», «Кому горшок мыть», «Горшок», «Про
нужду», «Чего на свете не бывает», «Наговорная водица», «Жена – спорщица»,
«Дурак и береза», «Хорошо да худо»).
4
раунд. «Число 3 в
сказках»
Вопрос:
В каких сказках было 3 дочери или 3 сына?
(В
сказках было 3 дочери: «Серебряное
блюдечко и наливное яблочко», «Марья Моревна», «Солнце, Месяц и Ворон
Воронович», «Финист – ясный сокол».
В сказках было три сына: «Царевна
– Лягушка», «Сивка Бурка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван-царевич
и серый волк», «Чудесная рубашка», «По щучьему велению», «Летучий корабль», «Сказка
о молодильных яблоках и живой воде»).
5
раунд. «Число 7 в сказках»
Вопрос: В каких русских народных
сказках встречается число 7?
(Число 7
встречается в русских народных сказках: «Волк и семеро
козлят», «Семь Симеонов», «Мальчик-с-пальчик», «Мудрая девица и семь
разбойников», «Дочь-семилетка».)
6
раунд
.
«Сиротская жизнь»
Задание: Назвать
русские народные сказки, в которых говорится о сиротской жизни.
(«Хаврошечка»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Дочь и
падчерица», «Кривая уточка», «Ленивица и Рукодельница».)
7
раунд. «Музыкальная
пауза».
Задание: Выбрать
карточку с текстом песенки сказочного героя, дополнить образ героя с помощью
атрибутов и костюмов, творчески обыграть (исполнить) персонажа сказки.
Я Колобок,
Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!
«Колобок»
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла —
Молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
«Волк и козлята»
Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку…
«Кот, петух и лиса»
Аленушка,
сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
8
раунд. «Свое дело отложи,
а другу своему помоги».
Задание: Отгадать название русской народной сказки;
объяснить, чему она учит, на что обращает внимание.
§ «Летом в лесу привольно. Живут беглецы – горя не знают. Но
прошло лето, пришла и зима. Вот бык пошел к барану:
– Как же,
братцы-товарищи? Время приходит студеное – надо избу рубить. Баран ему
отвечает: – У меня шуба теплая, я и так прозимую. Пошел бык к свинье: – Пойдем,
свинья, избу рубить!
– А по мне
хоть какие морозы – я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую. Пошел бык
к гусю:
– Гусь, пойдем избу рубить!
– Нет, не
пойду. Я одно крыло постелю, другим накроюсь – меня никакой мороз не проймет.
Пошел бык к петуху:
– Давай избу рубить!
– Нет, не пойду. Я зиму и так под елью просижу. Бык видит: дело плохо. Надо
одному хлопотать.
– Ну, – говорит, – вы как хотите, а я стану избу ставить. И срубил себе избушку
один. Затопил печку и полеживает, греется». («Зимовье зверей»).
§
«Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за
высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит
Баба-Яга, костяная нога — холст ткет.
—
Здравствуй, тетушка! — говорит девочка.
— Здравствуй, племянница! — говорит Баба-Яга. — Что тебе надобно?
— Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда
поработай!
Вот девочка села у окна и стала ткать». («Баба – Яга»)
§ «Дочь
его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о
двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы
с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого
наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную
Красоту, и полцарства в придачу». («Сивка – Бурка»).
§
«Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные!
Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой
и начали есть.
Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье.
Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу.
Старуха заприметила и говорит:
— Старик! Надобно пол-то прорубить; пускай дуб растет выше: как вырастет, не
станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать.
Старик прорубил пол.
Деревце росло, росло и выросло до потолка.
Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял.
Дерево все растёт да растёт и доросло до самого неба. Не стало у старика со
старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб.
Лез, лез и взобрался на небо». («Петух и Жерновцы»).
Ведущий: Что
объединяет эти сказки?
(Предлагает подумать, сделать выводы).
Проявите-ка смекалку, отгадайте – ка загадку:
Стоит бычище – проклеваны бочища. (Изба).
Стоит жилище,
Деревянные бочища.
Внутри печь да дрова,-
Это русская … (изба).
Во многих русских
народных сказках упоминается изба, избушка. Изба строилась из крупных круглых
бревен, которые по четыре соединялись в четырехугольник — венец. Изба имела
деревянный пол. В избах устраивали подполье, где зимой ставили капусту, грибы,
квас и другие съестные припасы. Помочь рубить избу соседу считалось благим
делом: «Свое дело отложи,
а другу своему помоги».
Вопросы командам:
1. В каких русских народных
сказках герой или героиня оказывает помощь? (Предложить назвать).
2. Верно ли мнение: «За добро добром платят»? Как это
отражается в русских народных сказках? (Предложить обменяться
мнениями).
Ведущий: Избушка
на курьих ножках – это жилище Бабы-Яги в русских
волшебных сказках. Про нее говорится: «Избушка о
куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом»; «на куриных лапках,
на веретенных пятках». В сказках избушка стояла в лесу на больших куриных
ножках, которые поворачивали избушку в нужную сторону по просьбе героя — «добра
молодца» («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу —
задом», «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Повернись туды
дворцом, сюды крыльцом, «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу,
воротами»). Избушка Бабы-Яги упоминается во многих русских народных сказках:
«Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Терёшечка». Многих любителей
русских сказок интересует, почему избушка именно на курьих ножках?
Предлагает командам поразмышлять, поделиться мнениями.
Есть несколько
мнений на этот счет. Одно из них — что курья нога – это развилка одной дороги
на три. Избушка на курьих ножках – это избушка, стоящая на развилке
дорог. Место перехода из земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь,
избушка открывает свою дверь то в мир живых, то в мир мертвых, поэтому герой не
может ступить на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке
разматывающегося клубка и преодолевать препятствия, помогать встречным:
путникам, животным, рыбам, птицам.
9
раунд. «Сказочная развилка у камня».
Вопрос: В какой сказке
упоминается развилка трех дорог в виде камня или каменной плиты?
§
«Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает себе
коня неезженого, уздает узду неузданую, берет плетку нехлестаную, кладет
двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, а ради крепости… Отправился
Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону
укатился…Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру
— красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог. Лежит на
росстанях плита-камень, на ней надпись написана: «Направо поедешь-себя спасать,
коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь —
женату быть». Поразмыслил Федор-царевич: — «Давай поеду — где женату быть». И
повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал и доезжает до терема
под золотой крышей…»
(Русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде»).
§
«Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке
камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть,
кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».
Призадумался Илья Муромец:
—
На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное
платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да
на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять,
так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца.
Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный
богатырь!..»
(«Три поездки Ильи Муромца»).
Ведущий: Русский народ в своих сказках на
доступных примерах ставит героя перед выбором: куда пойти, как поступить, что
сделать или не делать.
Вопросы командам:
§
Считаете ли вы актуальным чтение русских народных
сказок в современное время?
§
Акцентируете ли вы внимание воспитанников на право
нравственного выбора — как ключевого мотива фольклорного
произведения?
§
Как вы считаете, влияет ли «сказочная этика» на
духовное воспитание и становление ребенка?
§
Как вы думаете, в реальной жизни всегда «Добро»
побеждает «Зло»?
10
раунд. «Пословица недаром молвится».
1 задание: С
помощью жестов и мимики изобразить пословицы (одна команда изображает, вторая
отгадывает):
§
«Дом вести – не бородой трясти».
§
«Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор».
§
«Чужой ум – хорошо, а свой – лучше».
§
«Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается».
2 задание. Назвать пословицы или
поговорки о сказках. (Какая команда больше назовет).
§ Сказка – сердцу ласка.
§ Кто любит пляски, а кто слушать сказки.
§ Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам
стал сказывать.
§ Быль за сказкой не угоняется.
§ Это присказка, а сказка впереди.
§ Сказка хороша присказкой.
§ Пословица да присказка беседу красят.
§ Сказка — ложь, да в ней намек.
§ Сказка — складка, послушать сладко.
§ Сказка от начала начинается, до конца
читается, в середине не перебивается.
§ Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.
§ Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается.
§ Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.
§ Сказка от начала начинается, до конца
читается, в середине не перебивается.
11 раунд.
«Моя любимая сказка».
Задание:
Назвать свою любимую сказку (по детским воспоминаниям), поделиться
впечатлениями и эмоциями – почему именно она оставила в памяти яркие
воспоминания.
Ведущий: Русская народная сказка – необходимый «инструмент» воспитания ребенка,
она рассказывает о жизни, учит размышлять, находить выход из сложных ситуаций.
Чтение сказки формирует у ребенка основы поведения и общения, учит терпению,
трудолюбию, скромности, умению ставить цели и идти к ним; на конкретных
примерах учит делать выбор, ориентироваться на нравственнее ценности. Надеюсь,
что наша встреча сегодня была полезной для вас.
Наша викторина подошла к концу. Огромное спасибо всем участникам за
смекалку, сообразительность, аргументированные ответы, артистичность и умение
прийти на помощь. Предлагаю командам пересчитать фишки. Слово для подведения
итогов предоставляется жюри.
Подведение итогов игры.
Награждение активных игроков и команд.
Литература:
§
Вдовина В. Путешествие в сказку. //
Библиотекарь.– 1991. – № 6.– с.37.
§
Иван-крестьянский сын: русские народные сказки /
Сост. и предисловие В. Аникина; Оформ. И. Кузнецова.– М: Дет. Лит. –
1986. – 126 с.
§
Ильин И. Духовный смысл сказки.// Литература в
школе. –1992. – № 1. – с. 3, 10.
§
Сатаева А. Е., Новожилова С. К., Сатаева Д. М.
Русские народные сказки как воспроизведение истории архитектуры жилых построек
// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 12. – С.
16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46204.htm.
§
Русские народные сказки / Сост., вступ. ст.,
примеч. В.П. Аникина; рис. И. Кузнецова, к. 1. Кузнецова. – М: Дет.
лит., 2002. – 203 с. илл. – (Школьная библиотека).
§
Семь Симеонов / Русская народная сказка в
обработке И. Карнауховой; худож. А.Г. Слепков. – М: Сов. Россия,
1988. – 18 с.
§
Сафина, Г. М.
Поступок как ядро нравственного выбора / Г. М. Сафина // Вестник Поволжской
академии государственной службы имени П.А. Столыпина. — 2010. -№ 1(22). — С.
194-199. — (0,4 и.л.).
Диссертации по гуманитарным наукам — http://cheloveknauka.com/postupok-v-strukture-nravstvennogo-vybora#ixzz5rwLoUF4I
§ http://poslovicy-pogovorki.ru/o_skazke/
Викторина по сказкам
Автор: Аксаментова Ирина Николаевна
Организация: МБДОУ №83
Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск
Цель: Выявление уровня сформированности языковых средств.
Задачи: Повторить и закрепить знания детей детских сказок. Совершенствовать грамматический строй, коммуникативные функции речи. Учить детей уметь работать в коллективе
Развивать быстроту реакции, творческие способности.
Воспитывать любовь, интерес к сказкам, активность, самостоятельность доброжелательность.
Оборудование: Картинки к сказкам ( мультимедиа), иллюстрации к сказкам: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Гуси- лебеди. Каринки к конкурсу: Найди героев сказки.
Г.П.
Ход
Приветствие.(слайд №1)
Здравствуйте ребята!!!!.! Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие по сказкам , которое мы назвали « Сказочная страна»
Когда на Руси складывались первые сказки, народ наш жил очень трудно и только в сказках избавлялся от жестокой нужды, от непосильного труда, от неправды и притеснений. За то и любили сказку.
А ещё тем хороша сказка, что всегда в ней добро побеждает зло. Кто читает сказку, и себя невольно чувствует смелым, могучим, готовым сразиться с любым коварным и сильным врагом. А это очень важно! Раз почувствуешь, два почувствуешь, а там, глядишь, и вправду героем станешь.
Сказка родилась давно, прежде, чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста и шагала она по всему свету яркая, умная, весёлая..
Сказки очень разные, но все они учат одному, главному- это добру.
У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна,
Ее герои учат жизни,
Их украшает доброта.
Ребята, а вы много сказок знаете ?
А сейчас мы с вами посчитаем, как много сказок вы знаете .
И так все вместе.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
И.Н.
II . Представление команд( слайд№1)
Сегодня встречаются две команды. ( Команды называют название и девиз)
Представление жюри.
Г.П.
III . А начнём мы наше путешествие с разминки. Поиграем в игру « Путаница». (слайд№2)
Чебурашка и Крокодил Гена очень любят читать сказки, но старуха Шопокляк перепутала всех сказочных героев.
Ребята, помогите всех расставить на свои места.
Коли есть печка, не нужен и диван,
Щукой командует в сказке Иван ( не Иван, а Емеля) (слайд№3)
— Дёрнуть за верёвочку
Такой для входа код.
Съел бабушку и внучку
Голодный серый кот ( не кот, а волк) (слайд№4)
— Женат на лягушке уже он неделю,
Старшие братья жалеют Емелю ( не Емелю, а Ивана) (слайд№5)
— На балу она блистала,
Лёгкий за ней тянулся шлейф.
Золушка туфельку потеряла
И на ней женился Эльф ( не Эльф, а принц) (слайд№6)
— Волка не пускают,
Волка братья злят.
Крепкий дом построен
У троих козлят( не козлят, поросят) ( слайд№7)
— А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Те орешки щёлк, да щёлк-
Разгрызает ловко волк( не волк, а белка) (слайд№8)
— На лесной опушке
Ведьмы злой избушка,
Знает ту старушку всяк,
Её имя Шапокляк. ( не Шапокляк. А Баба Яга) (слад№9)
— Лягушка со стрелою-
Печальная картина.
Женой квакушка станет
Теперь на Буратино. ( не для Буратино, а для Ивана – царевича)(слайд№10)
— Оперением горя,
Вся сверкает, как заря,
А Иван- дурак ночами
Её ловит для царя
Он ей в хвост сумел вцепиться,
А зовут её – синица ( не синица, а жар- птица)(слайд№11)
И.Н.
IV. Загадки про героев сказки. (слайд№12)
Какая сказка без волшебства и какое волшебство без загадки?
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти маленькие дети? (слайд№13)
2. Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом (слайд№14)
3. У Алёнушки — сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят (слайд№15)
4. Оперением горя,
Вся сверкает, как заря,
А Иван — дурак ночами
Её ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепиться,
А зовут её… (слайд№16)
5. Работу знала и золу,
Но побывала на балу,
Обиды были от сестриц,
Но ей, не им достался принц (слайд№17)
6. У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (слайд№18)
Г.П.
V. Конкурс: Задание от бабы Яги. ( слайд№19)
Ведущий:- «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, — показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят –руки вверх
Баба Яга: ( За дверью слышится звук сильного ветра и крики бабы Яги.) Влетает на ступе баба Яга)
Кто это меня вспомнил? И как назло, я только решила прилечь, отдохнуть. Три дня я по лесу моталась, как могла развлекалась: детям-грибникам в корзинки мухоморов да поганки подложила, девицам- красавицам вкусные ягода на волчьи поменяла, пусть помучаются! А то уже давно никто не терялся, ко мне бабушечке – ягушечке в избушку не заходил. Я бы их в баньке помыла, чайком напоила, в печку посадила, зажарила бы и съела!
Ведущий:(испуганно) да что ты?
Баба Яга: Все говорят, что вы такие умные, много сказок знаете, а вот я не верю.
Ведущий: Да мы сейчас, Баба Яга, тебе это докажем.
Ребята, ответим на вопросы Бабы Яги?
Вопросы Бабы Яги.
Волшебница, исполнявшая желания Емели? щука
В чем медведь тащил машу к бабушке и дедушке? (в коробе).
В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? какое? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Что погубило кошкин дом? (огонь).
Кто прятал сестрицу с братцем от гусей-лебедей? (печка, яблоня, речка).
Кто был обладателем лягушачьей кожи? (царевна, Василиса-прекрасн
Спаситель мухи-цокотухи? (комар).
Из чего была сделана снегурочка? (из снега).
Ребята, вы такие добрые и красивые, умные, потому что много сказок знаете. Я тоже хочу из злой бабы Яги превратиться в добрую. Ведь в сказках всегда добро побеждает. Добро украшает, а я хочу быть красивой. У меня были книги –сказки. Ноя их не берегла, все листья в сказках перепутала . А мне нужно их прочитать. Вы ведь мне поможете их собрать?
ВЕДУЩИЙ :Ребята, поможем бабе Яге?
Ведущий : Баба Яга , а ты хоть знаешь хоть название этих сказок?
Б. Яга : Нет, но если ребята отгадают загадки, то и узнают название сказки.
Ведущий : Ну загадывай первую загадку для команды…… и т.д.
1. У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.
( Гуси лебеди)
2. Уговаривала братца
Старшая сестрица:
«Ты из лужицы ней пей
Мутную водицу».
Не послушался мальчонка –
Превратился он в козленка.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Ну, баба Яга, ты довольная? Читай сказки, учись добру и на следующий год прилетай к нам уже доброй и красивой бабой Ягой. ( Б. Яга улетает)
Уважили вы, меня ребятушки! Спасибо вам. Полечу я к Кощею. добрыми сказками поделюсь.
(Б. Яга улетает)
И.Н.
VI. А вот ещё одна игра, вам понравится она. А игра называется « Четвёртый лишний».
Дети выделяют одного лишнего персонажа и объясняют свой выбор. (слайд№20)
1. Золушка, Фея, Карабас, Принц( слайд21)
2. Дюймовочка, Кащей, Крот, Ласточка.(слайд№22)
3. Крокодил Гена, Чебурашка, Айболит, Шапокляк ( слайд23)
1. Волк, колобок, заяц, Емеля.( слайд24)
2. Гуси-лебеди, яблонька, печка, Василиса Премудрая (слайд 25)
3.Лиса,волк, лягушка, кот в сапогах.(слайд 26)
VII. Игра «Репка».
В каждой команде – персонажи сказки «Репка» (надевают соответствующие атрибуты на голову): Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Репка. Команды выстраиваются в колонны за Дедом на одном конце зала. На другом конце зала, напротив каждой команды размещают на полу по «Репке». По сигналу игру начинают «Дедки». Они бегут каждый к своей репке, обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку «бабок», бегут к репке, обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку «внучек» — бегут втроем и т. д. побеждает та команда, которая двигаясь в цепочке (все персонажи держатся за руки), не разорвет эту цепочку и чья «мышка» первой схватит «репку».
Г.П.
VIII. Музыкальна пауза. ( дети танцуют под музыку и клип « паровоз Букашка в сказочной стране»)
И.Н.
IX. Математический конкурс. Игра со зрителями. (слайд№27 )
1. В гости к Красной шапочке зверята все пришли,
ей на день рождения подарки принесли,
зайчонок-морковку ей подарил,
клубничку-тигрёнок ей приносил,
яблоко на спинке ей ёжик привёз,
кадушку мёда-медведь ей принёс,
ну, а лиса была так мила, в
подарок цветок она принесла,
помогите подарки все сосчитать,
ответ должны вы быстро сказать? (слайды № 28-29)
Г.П.
2. Колобок гулял в лесу,
повстречал он вдруг лису,
шли по лесу и болтали,
и грибы там собирали,
три грибка у колобка,
три гриба нашла лиса,
сколько вместе всех грибов,
у кого ответ готов? (слайды 30-31)
И.Н.
3. Маша для Мишки пекла пирожки,
три-с земляникой, один с брусникой,
и один с ароматной и вкусной клубникой,
сколько всего пирожков испекла,
если один она съела сама? (слайды№32-33)
Г.П.
4. Малыш угощенье для друга припас,
Ведь Карлсон такой сладкоежка у нас,
Пять конфет он сразу съел,
а одну спрятать всё-же успел,
сколько конфет Малыш ему дал,
кто из вас уже сосчитал? (слайды№34-35)
И.Н.
5. Золушка в сказке доброй была,
она двух зайчишек домой привела,
а через день ещё трёх нашла,
она их согрела и накормила,
только вот посчитать их забыла,
сколько зайчишек теперь вместе с ней,
кто нам ответит здесь поскорей? ( слайды №36-37)
Г.П.
6. Первой в теремок мышка пришла,
затем лягушка прискакала сюда,
время прошло, к ним на огонёк,
зайчишка прибежал, проситься на чаёк,
зайчика впустили, но тут из -под куста,
хвостиком виляя подошла лиса,
тоже попросилась с ними она жить,
сказала, что всем будет щи она варить,
все тут согласились, стали поживать,
тот, кто был внимателен, их может посчитать? (слайды38-39).
Г.П.
VIII. Подбери картинки к сказке. ( Слайд 40)
Сейчас каждая команда подойдёт к своему столу. Команда….. подойдёт к столу слева от вас , команда…… подойдёт к столу справа. На каждом столе одна большая картинка и много маленьких. .. Ваша задача, по большой картинке узнать сказку, а из маленьких выбрать те которые подходят к данной сказке. , затем сказать название сказки и сказочных героев.
И.Н.
VIII. Конкурс «Угадай мелодию».(слайд № 41)
Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).
И.Н.
Х. Четвёртый конкурс «Живая сказка». (слайд № 47)
Каждой команде предлагается показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Заячья избушка», «Репка» « Золушка» « Три поросёнка» ).
ХI. Итог. ( слайд № 48)
Наше путешествие в страну сказок подошло к концу. И пока жюри подводит итоги, мы с вами потанцуем.
Опубликовано: 20.07.2021
Цель: Повышение педагогической компетенции педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания детей второй младшей группы в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
- Повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме — активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми.
- Развивать коммуникативные качества педагогов.
- Формировать творческое мышление.
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов.
- Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
Формы организации: 4 подгруппы педагогов, соответствующе рассаженных полукругом.
Ход игры
Слайд 1.
Титульный.
Слайд 2.
Цель и задачи игры «В гостях у сказки».
Слайд 3.
Картинки известных р.н.с.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости, Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров.
Одним из эффективных средств является сказка, как могучее, действенное средство для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло.
Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло.
Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю вам деловую игру, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Я предлагаю разделиться на четыре команды. Вам предстоит пройти ряд испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю! Вам необходимо будет отвечать на вопросы, за правильные ответы на которые вы будете получать очки. Очки представляются в виде фишек. За каждый правильный ответ – фишка. Первыми и лучшими будут те, у кого окажется больше фишек.
Первый тур «Разминка»
Фишку получает команда с наиболее полным и распространенным ответом за наиболее полный и распространенный ответ.
Слайд 4
Вопрос: С какими русскими народными сказками мы знакомим детей в младшей группе?
Слайд 5
Ответы: «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Лиса и Заяц», «Бычок, черный бочек, белые копытца», «У страха глаза велики», «Теремок».
Второй тур «Блиц-вопросы»
Команды получают фишку за каждый ответ на вопрос, необходимо будет вспомнить названия сказок для детей дошкольного возраста.
Слайд 6
«Блиц-вопросы»
Слайд 7
Вопрос: Сказка «О многодетной маме»?
Ответ: «Волк и семеро козлят».
Слайд 8
Вопрос: Сказка об общежитии для зверей?
Ответ: «Теремок».
Слайд 9
Вопрос: Сказка о хлебобулочном изделии?
Ответ: «Колобок».
Слайд 10
Вопрос: Сказка о лисе-проводнике?
Ответ: «Снегурочка и лиса».
Слайд 11
Вопрос: Сказка о похищении ребенка?
Ответ: «Гуси-лебеди».
Слайд 12
Вопрос: Сказка о захвате чужого жилища?
Ответ: «Лиса и Заяц».
Слайд 13
Вопрос: Сказка о больших трусишках?
Ответ: «У страха глаза велики».
Третий тур «Какие бывают сказки?»
Вопросы задаются командам по очереди.
Слайд 14
«Какие бывают сказки?»
Слайд 15
Вопрос для команды № 1: Какие сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло.
Ответ: «Кот, петух и лиса», «Лиса и Заяц».
Слайд 16
Вопрос для команды № 2: Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных.
Ответ: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса».
Слайд 17
Вопрос для команды № 3: В каких сказках зло наказуемо?
Ответ: «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц».
Слайд 18
Вопрос для команды № 4: Какие сказки учат детей жить в дружбе, помогать друг другу.
Ответ: Теремок», «Кот, петух и лиса».
Четвертый тур «Как я буду работать со сказкой?»
Вопросы задаются командам по очереди
Слайд 19
«Как я буду работать со сказкой?»
Слайд 20
Вопрос для команды № 1: Назовите методы ознакомления со сказкой?
Ответ: чтение, рассказывание, беседа по сказке, рассматривание иллюстраций, просмотр сказок в мультимедийном варианте, либо прослушивание в записи известных мастеров сцены, инсценировка, кукольный (настольный театр) театр, идактические игры на материале знакомых сказок)
Слайд 21
Вопрос для команды № 2: Назовите программные задачи в младшей группе по воспитанию патриотизма?
Ответ: Формировать первичные представления о малой родине; напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; обсуждать с детьми, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. Воспитывать интерес и любовь к малой родине. В дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности у жизни дошкольного учреждения.
Слайд 22
Вопрос для команды № 3: Назовите программные задачи в младшей группе по нравственному воспитанию.
— Развивать у детей элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо; воспитывать социальный и эмоциональный интеллект: обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека; Формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков)
— Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.) Учить заботиться о близких людях, вызывать чувство благодарности к родителям и близким за их любовь и заботу.
— Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальному руководителю, медицинской сестре, заведующему, старшему воспитателю и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
Слайд 23
Вопрос для команды № 4: Назовите формы сотрудничества воспитателя группы и специалистов детского сада (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда) с использованием сказки, как формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей?
Ответ:
Музыкальный руководитель: постановка сказок, отрывков сказок, все формы театрализации, инсценировка песен, патриотические досуги и праздники др.
Инструктор по физической культуре: использование персонажей сказок на занятиях, в играх, народные подвижные игры, досуги и праздники.
Учитель-логопед: досуги и праздники, сказки на занятиях, пересказ, постановка сказок, потешек и др.
Педагог-психолог: использование сказок в индивидуальных перевоплощениях, героев известных сказок как помощников в решении сложных психологических вопросов, положительные и отрицательные герои сказок.
Пятый тур «Фольклор в патриотическом воспитании дошколят»
Команды совещаются, и представитель дает ответ.
Слайд 24
«Фольклор в патриотическом воспитании дошколят».
Слайд 25
Вопрос: С какими еще формами устного народного творчества мы знакомим детей в детском саду?
Ответ: песенки, потешки, заклички.
Слайд 26:
Вопрос: Назовите потешки, в которых говорится о семье?
Ответ: «Еду – еду к бабе, деду…», «Жили у бабуси…», «Пальчик-мальчик».
Слайд 27
Вопрос: Продолжите текст потешки … Кому продавала белка орешки?
Ответ: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Слайд 28
Вопрос: Что делала птица-синица, когда травка-муравка со сна поднялась?
Ответ: птица-синица за серно взялась.
Слайд 29
Вопрос: Что обещают дать дождику, если он пойдет пуще?
Ответ: гущи и ложку.
Слайд 30
Вопрос: На чем едет Дуня, щелкая орешки?
Ответ: на тележке.
Слайд 31
На этом наше погружение в сказку заканчивается, подсчитаем фишки, и поздравим команду-победителя.
Спасибо всем за активность! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе!
Викторина по русским народным сказкам «В гостях у сказки»
Автор: Воробьева Татьяна Юрьевна
Организация: МКДОУ детский сад №1
Населенный пункт: Иркутская область, Киренский район, п. Алексеевск
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
— формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая;
развивать умение узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
— закрепить навыки детей пересказа сказок;
— расширить словарный запас;
— закрепить названия русских народных сказок;
— формировать умение строить диалог между сказочными героями;
— пробуждать интерес к театрализованной игре.
Развивающие:
— развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
— развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к русским народным сказкам;
— формировать навык сотрудничества, доброжелательности;
-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества;
— воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
Материал и оборудование: загадки о сказках и сказочных героях, коробки с пазлами ( сказки), раздаточные карточки по сказкам, книги со сказками для оформления, выставка книг(русские народные сказки)
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по прочитанным сказкам, тематическая выставка «Наши любимые сказки», рассматривание иллюстраций, оформление выставки книг с русскими народными сказками, драматизация сказок, настольные театры, составление картинок из пазлов, просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал».
Интеграция:
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка.
Ход:
Под музыку «В гостях у сказки дети входят в зал»
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. А кто придумывает сказки?
— Придумывали сказки люди и рассказывали один другому; так через века дошли сказки и до нас. Ребята, а с каких слов начинаются сказки?
Дети: ответы детей
— А какими словами заканчиваются сказки?
Дети: ответы детей
– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Называются они так потому, что их придумал народ. Авторские сказки придумал и записал какой-то определенный человек-автор. “ Мойдодыр” – это сказка К. И. Чуковского, «Кто сказал «Мяу?»- Владимир Сутеев.
Воспитатель : — Ребята, мы с вами прочитали много сказок. А сейчас давайте проверим, как вы их слушали и что запомнили, для этого мы проведем с вами викторину.
Проверим, кто у нас хорошо знает русские народные сказки. За каждый правильный ответ вы получите по одной фишке. Первая команда будет называться Колобок, а вторая команда – Репка.
1 конкурс: Интеллектуальная разминка
1. С кем встречался Колобок во время своего путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
2. Кто помогал дедушке тянуть Репку? ( бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
3. Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)
4. Почему братец Иванушка превратился в козлёнка? (Не послушался сестры и попил из копытца)
5. Чем закончилась сказка «Теремок»? (Звери построили новый теремок)
6. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
7. Кто катался на печке? ( Емеля)
8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?(Три медведя)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
10. Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
11. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
12. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?
(Вершки)
13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна-лягушка)
14. Как звали девочку, которая залезла в короб с пирожками? ( Маша)
Молодцы! С первым конкурсом вы справились!
2 конкурс: «Угадай героя сказки».
Ребята, вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3.Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)
4. Сидит в корзине девочка.
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)
5.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (семеро козлят)
6. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и убедились, что все наши участники хорошо знают сказки. Пора нам и отдохнуть.
Физминутка: В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Воспитатель: В следующем конкурсе мы проверим, смогут ли дети угадать сказку по предметам.
3 конкурс: «Узнай сказку по предмету».
Команды должны выбрать по 3 конверта ( работа в парах). В конверте лежат изображения предметов. Участники должны узнать сказку, по предложенному набору предметов.
1 набор: Прорубь, рыба, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
2 набор: Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор: Печка, яблонька, избушка на курьих ножках, – Гуси-лебеди
4 набор: Козлёнок, лужица- копытце, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
5 набор: Дом в лесу, миски, кровати– Три медведя
6 набор: Щука, ведра, печь – По щучьему велению.
Молодцы! С конкурсом вы все справились.
4 конкурс: «Собери картинку из частей».
Воспитатель: Я знаю, что все вы любите собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинку из сказки и назвать эту сказку и её героев.
Умницы! Правильно собрали картинку и назвали героев сказки!
5 конкурс: «Исправь ошибки»
Воспитатель: Сейчас поиграем в такую игру «Исправь ошибки». В названиях сказок есть ошибки, внимательно слушайте и исправьте ошибки.
- «Петушок Ряба» — «Курочка Ряба».
- «Даша и медведь» — «Маша и Медведь».
- «Утки – лебеди» — «Гуси – лебеди».
- «Лисичка с кастрюлькой» — «Лисичка со скалочкой».
- «Заюшкин теремок» — «Заюшкина избушка».
- «Волк и семеро тигрят» — «Волк и семеро козлят».
- «Сестрица Аленушка и братец Никитушка» -«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Тетя Яга» -« Баба Яга»
Воспитатель: Умницы! Все отгадали!
Воспитатель: Вставайте в круг, немного отдохнем! отдохнем.
6 конкурс. Игра-упражнение «Чьи это слова?»
-
- Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.
- Не садись на пенек, не ешь пирожок.
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы- зубищи — я не кого не боюсь.
- Как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам.
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы! Вот и подошла к концу наша сказочная викторина! У меня для вас есть сюрприз! Сейчас ребятки покажут вам сказку «Как ослик искал счастье!»
Сказка «Как ослик счастье искал!»
Действие 1. На лугу.
Ослик: Как привольно на лугу!
Я бегу, бегу, бегу
И вприпрыжку и с прискоком!
Правым боком, левым боком. (прыгает и падает)
Бабочки: Ой, ой! Бедный ослик! (помогают встать).
Ослик: Что со мной?
Бабочки: Какое несчастье! Какое несчастье!
Ослик: что такое не-счастье я уже знаю. А вот что такое счастье?
(бабочки пожимают плечами и улетают)
Ослик: Счастье, оно какое: маленькое или большое? Наверное, теплое, светлое. Пойду к своей соседке. Может у тетушки Овечки счастье есть?
Ослик обходит сцену под мелодию из одноимённого мультфильма, подходит к домику Овечки.
Овечка: Петелька к петельке – спицы стучат,
Будут носочки у крошек-внучат.
Как это мило: были клубочки,
Стали жилеты, шарфы, носочки!
Ослик: Здравствуй, тётушка Овечка! Как поживаешь?
Овечка: Не жалуюсь, вот – ещё пара носков готова.
Ослик: Послушай, Овечка, у тебя счастье есть?
Овечка: Сейчас поищу. Вот, в сундук загляну. Тут жилет шерстяной, вот тёплый платок, вот ещё шарф замечательный, а вот опять носки.
Ослик: А кроме шарфов и платков ничего нет?
Овечка: Нет (пожимает плечами)
Ослик. У Овечки счастья нет. А нет ли его у Козочки? Пойду спрошу.
Ослик обходит сцену, подходит к домику Козочки.
Ослик: Тук-тук! Здравствуй, Козочка! Нет ли у тебя счастья?
Козочка: Не знаю. У меня есть масло, сметана, молоко. Может быть, это и есть счастье?
Ослик: Нет, не думаю. До свидания.
Ослик обходит сцену, останавливается.
Ослик: Что же такое счастье? Что же такое счастье? Где его найти?
Выходит селезень с удочкой и ведёрком.
Селезень: Эй, Ослик!
Ослик: Селезень! Как хорошо, что я тебя встретил! Скажи мне, Селезень, у тебя счастье есть?
Селезень: Счастья у меня полно –
Вот, загляни-ка в ведро!
Ослик: (заглянув в ведро) Да это же головастики!
Селезень: А разве это не счастье? Для моих любимых утят это самое замечательное угощение.
Селезень разглядывает головастиков в ведре, улыбается. Уходит.
Ослик: У Селезня тоже счастья нет. Но я непременно найду счастье.
Из-за кулис слышатся голоса Овечки и Козочки.
Козочка: Ослик!
Овечка: Эй, Ослик!
Овечка и Козочка выбегают к Ослику.
Козочка: Мы с тобой. И мы тоже пойдём тискать счастье!
Ослик: На лугу счастья нет, на пруду у Селезня – тоже нет. Куда идти?
Овечка и Козочка вместе: В лес.
Ослик, Овечка и Козочка обходят сцену, уходят за кулисы.
Действие 2. Лес.
Из-за кулис появляется Ворон, обходит сцену, садится на пенёк, дремлет.
Появляются Ослик, Овечка и Козочка.
Ослик: Темно…
Овечка: Лес всё гуще.
Козочка: Страшно…
Ворон: (проснувшись) Каррр!
Ослик, Овечка и Козочка: (пугаются) Ой! Кто здесь?
Ворон: Это я – мудрый Ворон!
Овечка: Уважаемый мудрый Ворон, а вы не знаете, где нам найти счастье?
Ворон: Каррр! У сосны, где старый лес поднял ветви до небес,
Где ручей журчит в овраге, где, как чудища, коряги,
Где теряются дороги, — там найдёте ваше счастье!
Пусть же вам помогут… ноги.
Ворон уходит за кулисы.
Ослик: Скорее за счастьем!
Козочка: Надо спешить!
Овечка: Друзья, нельзя терять ни минуты!
Ослик, Овечка и Козочка обходят сцену, уходят за кулисы.
Появляется Дедушка Медведь.
Появляются Ослик, Овечка и Козочка.
Дедушка Медведь: О-хо-хо! Кот в моём лесу гуляет? Медвежат моих пугает?
Ослик: Не пугай нас, Дедушка медведь, мы счастье ищем.
Дедушка Медведь: Счастье – это хорошо.
Козочка: Нам надо спешить!
Овечка: Скажи нам, Дедушка медведь, где теряются дороги?
Ослик: куда нам дальше идти?
Дедушка Медведь: Идите туда и никуда не сворачивайте.
Ослик, Овечка и Козочка обходят сцену, уходят за кулисы.
Дедушка Медведь: Ну , а я, буду закаляться: в лесной речке купаться.
Дедушка Медведь уходит за кулисы.
Действие 3
Маша сидит под деревом и плачет.
Ослик: Ой, ты наше счастье?
Маша: Нет, я Маша.
Козочка: Какая хорошая!
Ослик: Почему ты плачешь?
Маша: Я заблудилась. Мне холодно! Я устала! Я, хочу есть, хочу домой!
Козочка: Выпей молочка!
Тетушка Овечка: Укройся теплым платком.(Укрывает Машу платком).
Ослик: Давай мы тебя проводим до дому.(герои ведут Машу до дому).
Маша: (хлопает в ладоши, прыгает). Как я рада! Это мой дом! (Девочка обнимает своих друзей). Какое счастье, что вы меня нашли!!!!
Козочка: Что она сказала?
Тетушка Овечка: Она сказала-СЧАСТЬЕ!
Ослик и Коза (переспрашивают): счастье?
Ослик: так что же такое счастье? (радостно). Я понял: СЧАСТЬЕ – это когда всем хорошо!
Коза: когда у Козочки есть молоко и сметана!
Тетушка Овечка: у овечки есть платок и носки на зиму!
Маша: а у маленькой девочки – теплый дом!
Все: и когда друзья помогают друг другу!
Интересная сказка? Вам понравилась?
Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь, благодаря сказкам, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.
Сказки учат добру и дружбе. Предлагаю вам станцевать танец «У друзей нет выходных».
Хочу подарить вам картинки со сказочными героями, но они не раскрашенные. Вы их раскрасите в группе, мы поместим их в уголок сказок.
«В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло».
Список использумой литературы:
- «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова
- «От рождения до школы» Хрестоматия для детей М. Мозайка-Синтез 2017
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера, 2010.-224с.
- Детский журнал «Веселый Колобок» М.: ООО «Издательство «Фламинго» за 2010 год.
Русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»…
Приложения:
- file0.docx.. 218,6 КБ
Опубликовано: 20.11.2021
автор: Абанкина Маргарита Владимировна
воспитатель МАДОУ ДС №7 “Незабудка”
Литературная викторина “В гостях у сказки”
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Незабудка»
Литературная викторина для детей старшей группы
“В гостях у сказки!”
Воспитатель: Абанкина М.В.
Цель: Закреплять знания детей о прочитанных литературных произведениях.
Задачи:
Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках. Помочь детям понятно для других высказывать мысли, предположения.
Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику.
Развивать умение составлять целое из частей.
Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Ход викторины:
Воспитатель:
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Сказка, ребята, родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая, умная, веселая.
– Ребята, а вы любите сказки? (да)
– А вы знаете сказки? (да)
– Вот сейчас мы это и проверим.
Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку.
Пусть будет радостною встреча, в таком знакомстве – дружбы суть.
Итак, в нашей викторине учувствуют две команды (названия команд оговариваются воспитателем до начала викторины, например, «______________» и «_______________»). Мы начинаем викторину, как говорится в добрый путь!
Поприветствуем наши команды.
1 команда «Теремок».
НАШ ДЕВИЗ:
«МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ.
СКАЗКИ МЫ ЧИТАЕМ,
МНОГО СКАЗОК ЗНАЕМ».
2 команда «Весельчаки».
НАШ ДЕВИЗ:
«ДРУЖНО СКАЗОЧКИ ЧИТАЕМ,
ДРУЖНО ПЕСЕНКИ ПОЕМ.
ВМЕСТЕ НАМ СОВСЕМ НЕ СКУЧНО,
ВСЕХ МЫ В ГОСТИ К НАМ ЗОВЕМ».
Ведущий
Викторина состоит из конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок.
Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка».
Отгадай сказочного героя.
В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу загадку, а вы все вместе дружно отвечаете.
Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила,
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2. Человек немолодой,
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
1. В шляпе синенькой мальчишка,
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
2. И на мачеху стирала,
И горох перебирала,
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
1. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
2. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
- Она у деда с бабкой жила
И яичко им снесла.
Но яичко не простое,
А настоящее – золотое! (Курочка-ряба)
2. Грустно дед и бабка жили.
И дочурку себе слепили.
Она всегда им помогала,
Только вот огня избегала. (Снегурочка)
1. По лесу катился он.
Волк его не съел.
Рыжая плутовка съела,
Пока он песню пел. («Колобок»)
2. Девочка красивая,
Мачехой нелюбимая.
На бал случайно попала
И туфельку там потеряла. (Золушка из сказки «Золушка»)
2 конкурс: «Заморочки из мешочка» (1 балл за правильный ответ)
(1 балл за правильный ответ)
Командам предлагается быстро ответить на вопросы
Вопросы для первой команды:
1. Как звали внучку, которая боялась солнца? ( Снегурочка)
2. Сколько гномов было в сказке о Белоснежке? (Семь)
3. Как звали трёх поросят? (Ниф–ниф, Наф–наф, Нуф-нуф.)
4 Летательный аппарат бабы Яги? (Ступа)
5. Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? (Маша)
6. Кто помог вытащить репку? (Мышка)
7. Как звали девочку с голубыми волосами? (Мальвина)
8. Как звали девочку, которая жила в цветке? (Дюймовочка)
9. Сколько козлят было в сказке о сером волке? (Семь)
10. Как звали мальчика с длинным носом? (Буратино)
11. Цветок, который исполняет все желания? (Цветик-семицветик)
12. Как звали огромного динозавра с тремя головами? (Змей-Горыныч)
13. Какую вещь потеряла Золушка на балу? (Туфельку)
14. Кто развалил теремок? (Медведь)
3 конкурс: «Исправь ошибки»
Воспитатель.
А в этом конкурсе надо, ребята, подумать и правильно сказать.
- «Даша и медведь» (ответ детей- «Маша и медведь»)
- «Волк и семеро котят» (ответ детей- «Волк и семеро козлят»)
- «Петушок Ряба». (Ответ детей – «Курочка Ряба»).
- «Царевна- Индюшка». (Ответ детей – «Царевна – Лягушка»).
- «Сестрица Светочка и братец Алешенька». (Ответ детей- «Сестрица Аленушка и братец иванушка»).
- «Летающий, бегающий да жареный». (Ответ детей – «Крылатый, мохнатый, да масляный»).
Перерыв. Ребята старшей группы «А» приготовили для нас инсценировку сказки «Колосок»
4 конкурс: «Угадай-ка».
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду говорить словами героев сказок, а вы должны отгадать, кто это сказал и в какой сказке. Будьте внимательны (если нет ответа у одной команды, может ответить другая команда).
Вопросы:
1. «…Ну что же ты простофиля, попросил у рыбки корыто! Возвращайся обратно к синему морю»
(Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)
«…Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!» (Колобок из сказки «Колобок»)
«…. Ой, детушки, ой ребятушки, Отопритеся, отворитеся,
Это я пришла, молока принесла…»
(Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
«…Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое».
(Курочка Ряба из сказки «Курочка Ряба»)
«…Щас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
«- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком…»
(Курочка из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»)
5 конкурс: Конкурс капитанов: «Сложи сказку».
Ведущий рассказывает правила конкурса.
В конкурсе принимают участия Капитаны команд. Вам надо правильно быстро собрать картину из пазлов и назвать сказку. Кто быстрее соберет тот получает 1-балл.
6 задание «Гость из сказки»
(1 балл за правильный ответ)
Командам предлагается по набору предметов отгадать сказку или сказочного героя. Все предметы накрыты платками. Капитан команды сам выбирает, какой платок ему снять.
1. Сапоги, мешок…(Кот в сапогах)
2. 3 тарелки, 3 ложки, 3 чашки…(Три медведя)
3. Азбука, колпак…(Буратино)
4. Лукошко с пирожками…(Красная шапочка)
5. Тыква, туфелька…(Золушка)
6. Полотенце, мыло, мочалка…(Мойдодыр)
Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки. Наша викторина подходит к концу.
Подведение итогов. Подводятся итоги игры, награждаются медалями. Все участники игры-викторины получают утешительные призы.
Ведущий:
Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!!!
До новых встреч!