Викторина по сказкам и рассказам о бабушках

Звучит фонограмма песни “Бабушкины
сказки” (автор В.Крахмалев).

Демонстрируется слайд-шоу “Бабушкины
сказки” (Приложение 1).

Ведущая:

Накатались вдоволь с горок,
С берегов крутых Оки,
Прибежали в хату греться,
Покидали сапоги.

Все залезли на печь дети,
Растрещались, как стрижи:
“Бабушка! Скажи нам сказку,
Про Ивана расскажи!”.

Под лампадою старушка
Сказки сладки говорит,
Про Царевну, про Лягушку…
На столе свеча горит.

“Нет, плохой конец у сказки!” —
Старой внук с печи кричит.
И, глядишь, другую сказку,
Ещё лучше сочинит.

Вы помните, ребята, как бабушка на ночь
рассказывала вам сказку? И я помню. Помню, с каким
нетерпением я ждала вечера, когда приходила к
моей бабуле в гости. Ждала потому, что вечером,
перед сном я слушала волшебные бабушкины
сказки.

Вот в детстве я. И, затаив дыханье,
Открыв глаза от удивленья в пол-лица.
Стараюсь я унять сердечка трепетанье,
Хочу дослушать сказку до конца.
Негромким тем словам внимаю жадно
Текущим плавно из уст бабушки моей,
И вижу всю картину так наглядно:
Про князя славного, про дочь его и сыновей.
Не помню, сколько раз я бабушку просила
Мне рассказать о древних временах, о том,
Как раньше люди жили, как любили,
И сказка тихой поступью входила в старый дом.
Вот мне бы вновь в те времена вернуться
И сказку бабушки услышать, как тогда.
Но нет… Я не успела оглянуться,
Как пролетели детские года.
И бабушки уж нет. И сказку не расскажет.
И вера в них растаяла в пыли.
Но внук мой мне взобрался на колени.
Теперь меня он просит: “Сказку расскажи!”. Автор:
svetamk

Бабушка такая старенькая, лицо все в морщинах,
волосы белые-белые, но глаза что твои звезды –
такие светлые, красивые и ласковые! И каких
только чудных историй не знает она! А платье на
ней из толстой шелковой материи крупными цветами
– так и шуршит! Бабушка много-много чего знает;
она живет ведь на свете давным-давно, куда дольше
папы и мамы – право! (“Бабушка” Г.Х.Андерсен)

Чтецы:

Опустился тихо вечер,    
Загорелись звезды-свечи.
“Детки, спать пора ложиться,
Пусть вам сладкий сон приснится!

Закрывайте быстро глазки,
Бабушка ж расскажет сказки:
Про зверушек и про фей,
Про врагов и про друзей.

Много всяких приключений,
И волшебных превращений.
…Тише! Эй! Угомонитесь!
Поудобнее ложитесь.

Одеялком вас укрою…”
…По волосикам рукою
Нежно провела, и вот —
Время сказки настаёт. Лануся “Бабушкины
сказки”

Проводится дидактическая игра
“Клубок сказок” — “Волшебная сказка”
(автор
Н.Денисова).

Ведущая:

Как-то книжку я листала,
Сказку сыну я читала.
Только в сказке той, друзья,
Я ничего не поняла.
Сказки спутались в клубок.
Не возьму никак я в толк:
Кто, откуда и куда?..
Идет кругом голова!
Клубок распутать помогите,
Сказки, дети, назовите!

Испокон веков ведется —
Сказка так не подается.
Нужно присказку сказать,
А уж после начинать.

Вот диво – так диво! На море, на океане,
на острове Буяне стоит древо – золотые
маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх
идет – песню заводит, вниз идет – сказки
сказывает. То ещё не сказка, а присказка. Сказка
вся впереди. Как горячих пирогов поедим да пива
попьём, тут и сказку поведём.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве
жили-были Кощей Бессмертный да Лихо одноглазое.
Прознали они как-то раз, что Иван-царевич на
Василисе Премудрой женился, и задумали они
Ивана-царевича со свету свести.

Собрался Кощей Бессмертный в путь-дорогу. Лихо
ему баранов в котомку натолкало. Долго ли Кощей
шел, коротко никто не знает. Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается.

Наконец, пришел он в лес дремучий к избушке на
курьих ножках. Встретила его Баба Яга, в баньке
выпарила, поить-кормить стала. Кашу кушай, а
сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
После ужина друга своего сердечного на полати
спать уложила, сказки ему на сон грядущий
сказывать стала. Сказка от начала начинается, до
конца читается, в середке не перебивается.

Утром велела она своим слугам верным
гусям-лебедям за моря, за леса лететь. Наказала
она им из сада богатырки Синеглазки молодильных
яблок да чудодейной воды для Кощея принести.

Догадались гуси-лебеди, что Ивану-царевичу
смерть неминучая грозит, да призадумались, как им
доброго человека спасти. Думали-думали и
надумали. Отнесли они заветный кощеев ларец
Ивану-царевичу.

А тем временем Баба Яга с Кощеем Бессмертным
наливное яблочко по серебряному блюдечку катают,
что там, в мире за тремя царствами – медным,
серебряным и золотым, – делается, вызнать хотят.
Увидали они, что Иван-царевич разбил яйцо, достал
иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а
Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни
бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у
иглы конец, пришлось Кощею помереть. А
Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились
домой и жили долго и счастливо до глубокой
старости.

Всякой сказке бывает конец.

(“Присказка”, русская народная сказка;

“Кощей Бессмертный”, русская народная
сказка;

“Лихо одноглазое”, русская народная
сказка;

“Гуси-лебеди”, русская народная
сказка;

“Сказка о молодильных яблоках и живой
воде”, русская народная сказка;

“Серебряное блюдечко и наливное
яблочко”, русская народная сказка;

“Три царства – медное, серебряное и
золотое”, русская народная сказка;

“Царевна-лягушка”, русская народная
сказка)

Чтецы:

За окошком бродит зимний вечер.
Тени разбрелися по светелке.
— Расскажи, родная, как Иван-царевич
По лесу скакал на Сером Волке.

Бабушка отложит рукоделье.
И мгновенно просветлеют лица…
И поедет на печи Емеля,
И взлетит над облаком Жар-птица.

Слушают и взрослые и дети,
Пусть сюжет давным-давно знаком.
А грудной младенец впитывает эти
Сказки с материнским молоком.

Затихает мышь над потолком,
И сверчок за печью замолкает.
Только вьюга воет за окном,
Что её послушать не пускают. А.Усачев
“Бабушкины сказки”

Ведущая:

Кружится и стонет
За стенкой метель.
На крючок с запором
Мы закроем дверь.

Сядем ближе к печке,
Тихо без подсказки
Будем слушать вместе
Бабушкины сказки…

Незаметно сны придут,
И глаза сомкнутся,
Все герои сказок там
Вместе соберутся. Р.Закиров “Бабушкины
сказки”

Они и собрались. Любимые герои любимых сказок.
Знаете, ребята, бабушки ведь не только сказки
могут рассказывать. Они и сами часто бывают
героинями разных сказок.

Давайте-ка, друзья, вспомним их!

Проводится викторина “Бабушки из
сказки…”

Ведущая предлагает детям прослушать вопросы
викторины и назвать сказки, отрывки из которых
они услышали.

Викторина сопровождается демонстрацией
иллюстраций к названным сказкам.

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
“Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!”. (К.Чуковский “Федорино
горе”)

Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике
с края.

А бабушка была в то время больна и лежала в
постели. Она подумала, что это и в самом деле
внучка, и крикнула:

— Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и
откроется!

(Ш.Перро “Красная Шапочка”)

…Здесь всё было по-прежнему – и домик, и сад.
И бабушка всё так же, как много лет назад, сидела в
своей качалке и вязала на спицах…

…Но тут прибежала запыхавшаяся бабушка – она
принесла ему тёплый свитер, который вязала всё
лето.

– Надень его, – сказала бабушка сквозь слёзы, –
в дороге ты можешь простудиться. Бонифаций
натянул на себя свитер, и все залюбовались – до
того он был хорош!

Расцеловав бабушку, лев побежал по трапу
наверх.

(Ф.Хитрук “Каникулы Бонифация”)

Кузнец сидит и думает: что делать, как быть?
Она взяла – поужинала. Кузнец смотрит в печку и
говорит: “Бабушка, я кузнец”. – “Что умеешь
делать-ковать?” – “Да я все умею”. – “Скуй мне
глаз”. – “Хорошо, – говорит, – да есть ли у тебя
веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы
тебе вковал глаз”.

(Русская народная сказка “Лихо
одноглазое” в обработке А.Афанасьева)

Но старушка крикнула ей вслед: – Чего
испугалась, дитятко? Оставайся лучше у меня,
помоги мне по хозяйству! Будешь хорошо работать,
и тебе неплохо будет. Ты, главное, стели постель
как следует, получше перину взбивай, чтобы пух
летел, и тогда на всём свете снег пойдёт. Ведь я
знаешь кто?

Старушка говорила так ласково, что девочка
осмелела, вернулась и согласилась у неё остаться.

Прилежно взялась она за работу и во всём
старалась бабушке угодить: а уж когда она перины
взбивала – пух так и летал кругом, словно снежные
хлопья.

(Братья Гримм “Бабушка Вьюга”)

Летом они в один прыжок могли очутиться в
гостях друг у друга, а зимою надо было сначала
спуститься на много-много ступеней вниз, а затем
подняться на столько же вверх. На дворе
перепархивал снежок.

– Это роятся белые пчелки! – сказала бабушка.

– А у них тоже есть королева? – спросил мальчик;
он знал, что у настоящих пчел есть такая.

– Есть! – отвечала бабушка. – Снежинки
окружают ее густым роем, но она больше их всех и
никогда не остается на земле – вечно носится на
черном облаке. Часто по ночам пролетает она по
городским улицам и заглядывает в окошки; вот
оттого-то они и покрываются ледяными узорами,
словно цветами!

(Г.Х.Андерсен “Снежная королева)

Ровно в двенадцать часов ночи прилетел
дракон и потребовал еды. Бабушка накрыла для него
стол и принесла напитки и еду; он остался этим
доволен, и они ели и пили вместе. И стала она его
расспрашивать, как прошел у него день…

(Братья Гримм “Черт и его бабушка”)

Ведущая: Мы говорим с вами о бабушках из
самых разных сказок. Но есть среди них одна
старуха, которая никак не похожа на добрую и
ласковую бабулю. “Кто она?” — спросите вы. А ну-ка,
отгадайте загадку!

Сколько лет – никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос — крючком, горбом спина,
С нечистью лесной дружна.
Дом её – на курьих ножках,
Ну, и вредная немножко… (Баба Яга)

Баба Яга – персонаж славянской мифологии. Она
умеет колдовать, живёт в лесу, в избушке на курьих
ножках, окружённой забором из человеческих
костей с черепами.

Она заманивает к себе добрых молодцев и
маленьких детей и зажаривает их в печи. Летает
лесная колдунья в ступе, погоняя её пестом и
заметая след помелом (метлой).

Не всякому, пришедшему к Бабе Яге за помощью,
открывала она путь в царство Кощеево. И как
добрый молодец себя вел, такой прием от хозяйки и
получал. Будет вежлив, трудолюбив — тут же
заработает волшебный клубок, доброго коня или
знания о том, как погубить страшное чудище… А нет
— угодит на лопату и в печь.

Но однажды случилось вот что!

Чтецы:

Стонет от ветра  глухая тайга,
Плачет-печалится Баба-Яга,
Хотя для печали причин вроде нет:
Живет она целую тысячу лет.
Избушка её и тепла, и светла,
Ступа исправна, в порядке метла,
Хранятся в запасе коварство и зло.
Что ж на душе у неё тяжело?
Может быть, зло, ей творить надоело,
Хочет хоть раз сделать доброе дело?
Может, ей хочется выйти из сказки,
Узнать теплоту человеческой ласки? Г.Ладонщиков
“В старой сказке”

Ведущая: Да, наскучило Бабе Яге быть злой и
коварной колдуньей. Она ведь может быть и доброй
дарительницей. Давайте вспомним, как она
помогала сказочным героям. Но не всем, а только
по-настоящему сильным и мужественным людям
давала она силы для путешествия в неведомый,
волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой
может вернуться из Кощеева царства с победой.

Послушайте отрывки из сказок и назовите их!

… Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя
поворачивается.

— Избушка, избушка, стань по-старому, как мать
поставила: к лесу задом, ко мне передом.

Избушка повернулась к нему передом, к лесу
задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит — на печи,
на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога,
зубы — на полке, а нос в потолок врос.

— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? —
говорит ему Баба-яга. — Дело пытаешь или от дела
лытаешь?

Иван-царевич ей отвечает:

— Ах ты, старая, ты бы меня прежде напоила,
накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила,
накормила, в постель уложила, и Иван-царевич
рассказал ей, что ищет свою жену, Василису
Премудрую.

— Знаю, знаю, — говорит ему Баба-яга, — твоя жена
теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет
достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на
конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в
зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук
стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей
Бессмертный, как свой глаз, бережёт.

Иван-царевич у Бабы-яги переночевал, и наутро
она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли,
коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит — стоит,
шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а
достать его трудно.

(Русская народная сказка
“Царевна-лягушка”)

Едет Иван-царевич близко ли, далеко ли. День
до ночи коротается. И завидел он впереди избушку
на курьей ножке, об одном окошке.

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко
мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.

Избушка повернулась к лесу задом, к нему
передом. Вдруг слышно — конь заржал, и конь под
Иваном-царевичем откликнулся.

Кони-то были одностадные. Услышала это баба-яга
— еще старее той — и говорит:

— Приехала ко мне, видно, сестрица в гости.

И выходит на крыльцо:

— Фу-фу, русского духу слыхом не слыхано, видом
не видано, а нынче русский дух сам пришел.

А Иван-царевич ей:

— Ах ты, баба-яга, костяная нога, встречай гостя
по платью, провожай по уму. Ты бы моего коня
убрала, меня бы, добра молодца, дорожного
человека, накормила, напоила и спать уложила…

Баба-яга это дело все справила — коня убрала, а
Ивана-царевича накормила, напоила, на постелю
уложила и стала спрашивать, кто он да откуда и
куда путь держит.

— Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то
государства, царский сын Иван-царевич. Еду за
живой водой и молодильными яблоками к сильной
богатырке, девице Синеглазке…

— Ну, дитя милое, не знаю, получишь ли ты добро.
Мудро тебе, мудро добраться до девицы Синеглазки!

— А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным
плечам, направь меня на ум-разум.

— Много молодцев проезживало, да не много
вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня,
поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня
научит, что делать.

(Русская народная “Сказка о
молодильных яблоках и живой воде”)

Огляделся царевич кругом, увидал тропинку и
пошел по ней: авось куда бог приведет. Шел-шел и
очутился в дремучем лесу; стоит в лесу избушка, в
избушке живет баба-яга. “Дай зайду”, – подумал
царевич и вошел в избушку. “Здравствуй, царевич!
–молвила баба-яга. – Дело пытаешь или от дела
лытаешь?” – “Эх, бабушка! Напой, накорми, да
потом расспроси”. Она его напоила-накормила, и
царевич рассказал про все без утайки, куда и
зачем идет. Говорит ему баба-яга: “Иди, дитятко,
нам море; прилетят туда двенадцать колпиц,
обернутся красными девицами и станут купаться;
ты подкрадься потихоньку и захвати у старшей
девицы сорочку. Как поладишь с нею, ступай к
морскому царю, и попадутся тебе навстречу
Объедало да Опивало, попадется еще Мороз-Трескун
– всех возьми с собою; они тебе к добру
пригодятся”.

(Русская народная сказка “Морской царь
и Василиса Премудрая” в обработке А.Афанасьева)

Ведущая:

Я помню бабушкины сказки,
Когда на улице темно,
Когда поставлены салазки
Грустить до завтра под окно.

Про мастериц и чародеев,
Про сенокос, про царских слуг,
Про журавля, про страшных змеев,-
Мне всё тогда ласкало слух.

Под вой метели, шорох листьев,
Под звук непрошенных дождей
Вдруг долетал родной и близкий
Тот голос бабушки моей.

Светилена (Анна) Гай “Я помню бабушкины
сказки”

Литературная викторина завершается
просмотром мультфильма “Разные колеса”

(“Бабушкины сказки”. Сборник
мультфильмов в 4-х ч. Часть 4. (1948-1970).

Литература


  • “Диво дивное”: Русские народные сказки в 2-х т.
    Т.2/ сост.А.Д.Шавкута – М.: Современник, 1993.
  • Русские народные сказки/ М.: Правда, 1987.
  • Сказки зарубежных писателей / М.: Правда, 1987.
  • http://stixishok.ru/index.php/alena-kapanzha/3990-2012-06-06-13-02-28
  • http://www.liveinternet.ru/users/san4ezzia/post295487980/

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 12.01.2023 00:41

Митряева Надежда Владимировна

Учитель русского языка и литературы

44 года

рейтинг1 349
место28 905

Местоположение

Россия, Николаевск-на-Амуре

Литературная викторина «Сказочные старики и старушки»

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Викторина, посвященная Дню пожилого человека

Список вопросов теста

Вопрос 1

В какой сказке у пожилой супружеской пары убежало из дома испеченое хлебобулочное изделие?

Варианты ответов
  • Русская народная сказка «Теремок»
  • Русская народная сказка «Хаврошечка»
  • Русская народная сказка «Колобок»

Вопрос 2

О каких домашних питомцах идет речь в русской народной песне «Жили у бабуси два веселых …..»?

Варианты ответов
  • теленка
  • гуся
  • хомячка

Вопрос 3

В какой сказке внучка вместе с домашними животными помогла бабушке и дедушке собрать  урожай корнеплодов?

Варианты ответов
  • Русская народная сказка «Репка»
  • Русская народная сказка «Морковка»
  • Русская народная сказка «Лукошко»

Вопрос 4

В какой киносказке Иванушка не поклонился в ноги  старичку и за это был наказан — превратился в медведя?

Варианты ответов
  • «Варвара-краса, длинная коса»
  • «Лягушка-царевна»
  • «Морозко»

Вопрос 5

Сколько раз в сказке А.С. Пушкина по приказу старухи старик обращался с просьбой к Золотой рыбке?

Варианты ответов
  • 3 раза
  • 4 раза
  • 5 раз

Вопрос 6

Как называется сказка Л.Н.Толстого? 

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил:
«Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит:
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Варианты ответов
  • «Старый дед и внучек»
  • «Старик»
  • «Дедушка и внук»

Вопрос 7

Как называется советская повесть-сказка Л.И. Лагина о приключениях пионера Вольки Костылькова, который обнаружил кувшин с просидевшим в нём три с половиной тысячи лет джинном по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб? Благодарный своему спасителю, Хоттабыч начинает ему служить, творя всевозможные чудеса,  со временем Волька перевоспитывает Хоттабыча в советского гражданина.

Варианты ответов
  • «Хоттабыч»
  • «Старик Хоттабыч»
  • «Волька и Хоттабыч»

Вопрос 8

Что украла птица у бабушки в рассказе Б.Жидкова  «Галка»?

Варианты ответов
  • очки
  • клубок
  • сережки

Вопрос 9

Какой предмет уронила в колодец падчерица в  сказке Братьев Гримм «Бабушка Метелица»?

Варианты ответов
  • ведро
  • веретено
  • зеркало

Вопрос 10

Американский писатель, автор повести «Старик и море»,  истории старика Сантьяго, кубинского рыбака, о его борьбе в открытом море с гигантской рыбой — марлином, который стал самой большой добычей в его жизни.

Варианты ответов
  • Эрнест Хемингуэй
  • Джек Лондон
  • О.Генри

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Какие животные были у бабушки и внучки?

Курочка и мышка

Курочка и коровушка

Коровушка и мышка

2. 

Куда каждый день ходили герои сказки?

На рынок

За водой

За грибами

3. 

Какой невиданный зверь испугал героев?

Мышка

Зайка

Лисичка

4. 

Что хлопнуло зайку в лоб?

Яблоко

Апельсин

Картошка

5. 

Что с испугу померещилось бабке?

Что на неё напал медведь

Что на неё напал волк

Что на неё напало чудовище

6. 

Что с испугу померещилось внучке?

Что на неё напал медведь

Что на неё напала лиса

Что на неё напал волк

7. 

Кому из героев померещились охотники с собаками?

Курочке

Коровушке

Зайке

8. 

Какова мораль сказки?

«У страха уши велики»

«У страха глаза велики»

«У страха нос велик»

9. 

Кто брал воду из лужицы?

Коровушка

Внучка

Курочка

10. 

Куда от испуга спряталась внучка?

За печку

За бабку

Под стол

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Оставьте ваш комментарий

Викторина «Бабушкины сказки».

Цель:

— учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отдельным фрагментам, то есть по характерным признакам и действиям героев;

Задачи:

—  развивать речевую активность, побуждать детей вступать в диалог; воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интереса к народному творчеству;

 -воспитывать любовь к сказкам и желание слушать их, и испытывать от этого удовольствие, желание самим рассказывать отдельные эпизоды;

— воспроизводить отрывки из сказок, драматизировать их; развивать память, воображение, интонационную выразительность речи;

— воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Материал и оборудование:

 домик, игрушки: колобок, мышка, репка; иллюстрации к сказкам: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Снегурушка»; атрибуты костюмов героев сказки: шапочка медведя, два платочка, кепка, валенки, фартук, шапочки: мышки, кошки, собаки.

Методические приемы:

сюрпризный момент, художественное слово, физминутка, музыкальное сопровождение – песня «В мире много сказок», вопросы к детям и ответы, показ, игра, драматизация, выразительное чтение, итог.

Предварительная работа:

чтение сказок: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Сказка о глупом мышонке», «Снегурушка», показ сказки «Репка».

Ход занятия

Дети заходят в зал.

Звучит мелодия «В мире много сказок». Воспитатель показывает платок.

Воспитатель: Красивый платок, ребята, не правда ли? Да, очень нарядный. Такие платки носили бабушки. (Воспитатель покрывает голову платком.)

Я похожа на бабушку? (Ответы детей).

Ребята, я сейчас буду бабушкой, которая рассказывает сказки. Посмотрим, как вы помните сказки.

Бабушка припевает: Ау,ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки была внучка – Снегурушка,

Ее подружки в лес заманили,

Заманили и покинули!

— Дети, как же называется эта сказка?

(Бабушка показывает на фланелеграфе домик, на подоконнике лежит колобок.)

Бабушка загадывает загадку:

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился ………

— Кто лежит на подоконнике?

— А как называется эта сказка? (Ответы детей).

— Давайте вместе споем песенку Колобка:

Я Колобок, Колобок

По амбару метен,

По сусекам скребен,

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел

И от тебя ….. легко уйду.

— С кем в пути встречался Колобок? (Ответы детей).

— А что же случилось с Колобком в конце сказки? (Ответы детей).

— А почему удалось лисе съесть Колобка? (Ответы детей).

— А какая лиса? (Ответы детей).

(Бабушка показывает игрушку мышонка.)

Бабушка: Пи, пи, пи!

Кто это к нам в гости забежал? (Ответы детей).

— Из какой он сказки? (Ответы детей).

— А кто автор сказки? (Ответы детей).

— Кто укладывал маленького мышонка спать? (Ответы детей).

— Кто ей в этом помогал? (Ответы детей).

— Что же случилось с глупым и капризным мышонком? (Ответы детей).

— Молодцы, ребятки! Не забыли сказку С. Маршака о глупом мышонке.

Звучит мелодия песенки из сказки «Волк и семеро козлят»

Бабушка: Ой, ребятки! А вы слышите песенку?

Кто же эту песенку пел?

А как сказка называется?

От кого козлята спасались? (Ответы детей).

(Входят в зал девочка в платочке и мальчик в костюме медведя).

Бабушка: Посмотрите-ка, ребятки!

Кто это к нам в гости зашел?

Что же случилось с Машей в лесу?

Как удалось девочке вернуться домой? (Ответы детей).

— Молодцы! И эту сказку вы помните.

(Бабушка показывает репку муляж или иллюстрация).

Бабушка: Посмотрите-ка, ребятки!

А что это такое у меня в руках? (Ответы детей).

— Кто же репку сажал? (Ответы детей).

— А какой выросла репка? (Ответы детей).

— Кто помог вытянуть репку? (Ответы детей).

Бабушка: А давайте немного поиграем?

Я буду большой репкой. А вы будете меня вытаскивать, тянуть.

Выбираются дети на роли героев сказки «Репка».

На головы надеваются шапочки и элементы костюмов.

(Рассказчик (ребенок) рассказывает сказку, а действующие лица выполняют свои роли согласно рассказу.)

Бабушка: Молодцы! Вытянули репку!

Бабушка снимает платок, вновь «превращаясь» в воспитателя.

Воспитатель: Молодцы, мои детушки!

Все сказки вспомнили, но про одну забыли.

Воспитатель показывает на домик.

— Как вы думаете, что это за домик? (Ответы детей).

— Кто в этом тереме живет? (Ответы детей).

— Что случилось с теремком потом? (Ответы детей).

— Кто Теремок сломал? (Ответы детей).

Воспитатель: Какие у меня детки молодцы!

Сказки помнят и любят.

А я вам буду читать, и рассказывать все новые да новые сказки

— Давайте-ка ребятки, вспомним: с кем вы сегодня встречались? (Ответы детей).

— Бабушка вам рассказывала много сказок. А с какими сказками вы встречались? (Ответы детей).

— Молодцы! Я очень надеюсь, что вы будете любить, внимательно слушать, а в скором времени и сами читать эти удивительно-волшебные сказки.

Звучит музыка «В мире много сказок».

1.

Сказочные
бабушки и дедушки
Викторина
Покровская сельская
библиотека
Покров,2020

2.

Чтобы хорошенько
пообедать, этот
подлый обманщик
прикинулся доброй
бабушкой.
Кто это?

3.

Чтобы хорошенько
пообедать, этот подлый
обманщик прикинулся
доброй бабушкой.
Кто это?
Волк из сказки Ш.Перро
«Красная шапочка»

4.

Что испекла бабушка из
остатков муки, которые
собрал для неё дедушка?

5.

Что испекла бабушка из
остатков муки, которые
собрал для неё дедушка?
Колобок, одноимённая русская
народная сказка

6.

В какой сказке
участвовали не только
бабушка и дедушка, но
ещё и разные звери?

7.

В какой сказке
участвовали не только
бабушка и дедушка,
но ещё и разные
звери?

8.

Эта старушка мечтала о
богатстве даже
превратилась уже в
царицу. но жадность
привела её к прежней
нищете.
Из какой сказки эта
старушка?

9.

Эта старушка мечтала о
богатстве даже
превратилась уже в
царицу. но жадность
привела её к прежней
нищете.
Из какой сказки эта
старушка?
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

10.

В какой сказке пришлось
плакать бабушке и дедушке
из-за того, что разбилось
золотое изделие?

11.

В какой сказке пришлось
плакать бабушке и дедушке
из-за того, что разбилось
золотое изделие?
Русская народная сказка
«Курочка Ряба»

12.

В какой сказке
бабушка пожалела
плачущую девочку
Женю и дала ей
волшебный цветок?

13.

В какой сказке
бабушка пожалела
плачущую девочку
Женю и дала ей
волшебный
цветок?
В.Катаев «Цветик-семицветик»

14.

Как зовут дедушку в стихотворении
Н.Некрасова, который рассказывал вот
такую историю:
«Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои,- ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой,
«то-то! — сказал я. — не спорьте со мной!»

15.

Как зовут дедушку в стихотворении
Н.Некрасова, который рассказывал вот
такую историю:
«Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои,- ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой,
«то-то! — сказал я. — не спорьте со мной!»
Дед Мазай

16.

У этой старушки была
любимица — крыска по имени
Лариска.
Как звали эту старушку?
Из какой она сказки?

17.

У этой старушки была
любимица — крыска по имени
Лариска.
Как звали эту старушку?
Из какой она сказки?
Старуха Шапокляк,
«Крокодил Гена и его
друзья»
Эдуард Успенский

18.

Видно у этих семи
ребятишек не было
бабушки, и маме
пришлось оставить их
дома без присмотра,
чтобы сходить за
молоком. Из какой
сказки это семейство?

19.

Видно у этих семи
ребятишек не было
бабушки, и маме
пришлось оставить их
дома без присмотра,
чтобы сходить за
молоком. Из какой
сказки это семейство?

20.

У этого Малыша не было
бабушки и родителям
пришлось обратиться к
услугам сварливой
работницы. Из какой
сказки этот герой?

21.

У этого Малыша не было
бабушки и родителям
пришлось обратиться к
услугам сварливой
работницы. Из какой
сказки этот герой?
«Карлсон, который живёт на
крыше»
Астрид Линдгрен

22.

Имя бабушки, чья
посуда скачет по
полям.

23.

Имя бабушки, чья
посуда скачет по
полям.
Федора
«Федорино горе»
Корней Чуковский

24.

Чья эта бабушка?
«… Здесь всё было попрежнему — и домик, и сад. И
бабушка всё так же , как
много лет назад, сидела в
своей качалке и вязала на
спицах..»

25.

Чья эта бабушка?
«… Здесь всё было попрежнему — и домик, и
сад. И бабушка всё так
же , как много лет назад,
сидела в своей качалке и
вязала на спицах..»
Льва Бонифация,
«Каникулы Бонифация»
Ф.Хитрук

26.

«Кузнец смотрит в печку и
говорит:»Бабушка, я кузнец». «Что умеешь делать-ковать?»»Да я всё умею».- «Скуй мне
глаз».-«Хорошо, — говорит,- да
есть ли у тебя верёвка7 надо
тебя связать, а то ты не
дашься;я бы тебе вковал
глаз». Что за сказка?

27.

«Кузнец смотрит в печку и
говорит:»Бабушка, я кузнец». «Что умеешь делать-ковать?»»Да я всё умею».- «Скуй мне
глаз».-«Хорошо, — говорит,- да
есть ли у тебя верёвка? Надо
тебя связать, а то ты не
дашься;я бы тебе вковал
глаз». Что за сказка?
«Лихо одноглазое»

28.

«Но старушка крикнула ей вслед:Чего испугалось, дитятко?Оставайся
лучше у меня,помоги мне по
хозяйству! Будешь хорошо
работать, и тебе неплохо будет. Ты,
главное, стели постель как следует,
получше перину взбивай, чтобы пух
летел, и тогда на всём свете снег
пойдёт. Ведь я знаешь кто?»
Как зовут бабушку?

29.

«Но старушка крикнула ей вслед:Чего испугалось, дитятко?Оставайся
лучше у меня,помоги мне по
хозяйству! Будешь хорошо
работать, и тебе неплохо будет. Ты,
главное, стели постель как следует,
получше перину взбивай, чтобы пух
летел, и тогда на всём свете снег
пойдёт. Ведь я знаешь кто?»
Как зовут бабушку?

30.

«Есть!- отвечала бабушка- Снежинки
окружают её густым роем. Но она
больше их всех и никогда не остаётся
на земле — вечно носится на чёрном
облаке. Часто по ночам пролетает она
по городским улицам и заглядывает в
окошки; вот оттого-то они и
покрываются ледяными узорами,
словно цветами!»
Из какой сказки бабушка?

31.

«Есть!- отвечала бабушка- Снежинки
окружают её густым роем. Но она
больше их всех и никогда не остаётся
на земле — вечно носится на чёрном
облаке. Часто по ночам пролетает она
по городским улицам и заглядывает в
окошки; вот оттого-то они и
покрываются ледяными узорами,
словно цветами!»
Из какой сказки бабушка?
«Снежная
королева»
Г.Х.Андерсен

32.

«Ровно в двенадцать часов ночи
прилетел дракон и потребовал
еды. Бабушка накрыла для него
стол и принесла напитки и еду;
он остался этим доволен, и они
ели и пили вместе. И стала она
его расспрашивать. как у него
прошёл день…»
Чья это бабушка?

33.

«Ровно в двенадцать часов ночи
прилетел дракон и потребовал
еды. Бабушка накрыла для него
стол и принесла напитки и еду; он
остался этим доволен, и они ели и
пили вместе. И стала она его
расспрашивать. как у него
прошёл день…»
Чья это бабушка?
Чёрта
«Чёрт и его бабушка»
Братья Гримм

34.

Молодцы!!!
Спасибо за внимание

Конкурс для бабушек и внуков

«Лучшая в мире бабушка»

Ведущий: Я люблю окошки деревенские и бабушек, сидящих у окна,

Я люблю произносить их женские, простые имена.

Всю-то жизнь трудилась, хлопотала, каждый день – с рассвета до темна.

И на всех любви ее хватало, обо всех заботилась она.

Добрый день, друзья! Здравствуйте, милые бабушки! Бабушка это родной, добрый человек, без которого сложно обойтись в жизни. И сегодняшний конкурс посвящаем им.

Попросим милых бабушек отвлечься от всех забот, мы не можем не признать, что каждая из вас молода душою, полна энергии, оптимизма. Бабушки вы для своих внуков, а для остальных – женщины – милые, добрые, отзывчивые.

В конкурсе участвуют бабушки…..(называет имена и фамилии внучек и внуков).

Представляем жюри….

Первый пункт нашей программы- «Знакомство с бабушкой» (каждая внучка представляет бабушку и коротко рассказывает о ней)

Чтец: Утро доброе у нас, добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты?

Ведущий: У бабушки доброе сердце, ласковые руки, которые умеют все. Она учит своих внуков всему, что умеет сама, учит и самому главному в жизни- доброте.

«Солнышко мое»

Ведущий: Сейчас мы узнаем, чья бабушка самая ласковая. Бабушки должны будут вспомнить самые нежные слова, с которыми они обращаются к своей внучке (или внуку). Побеждает та, которая скажет ласковое слово последней.

Музыкальный номер

«Специально для бабушек»

Ведущий: Сейчас я буду задавать вопросы, на которые внуки будут отвечать письменно, а бабушки- устно. Если ответы совпадут, бабушкам засчитывается 2 очка.

Вопросы для бабушек:

1.Назовите любимое блюдо внучки.

2.В каком классе учится внучка?

3.Назовите любимую сказку внучки

4.Назовите любимое занятие внучки.

«Угадайте внука»

Ведущий: Бабушка всегда узнает своих внучат по голосу, по внешнему облику, по манерам. Но сейчас бабушка должна узнать свою внучку или внука по волосам , с завязанными глазами.

(дети выстраиваются в ряд, а бабушкам завязываются глаза. Затем они ходят вдоль ряда и отыскивают своих внучат.)

Музыкальный номер

«По дорогам сказок»

Ведущий: Кто знает сказки лучше наших бабушек? Следующее конкурсное задание – викторина «По дорогам сказок».

1.Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся доброй бабушкой. В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно. Кто это? (Волк из сказки «Красная шапочка»)

2.Что испекла бабушка из остатков муки, которые собрал для нее дедушка? (колобок)

3.Кто любил Красную Шапочку больше всех? (бабушка)

4. Видно, у этих семи ребятишек не было бабушки, и маме пришлось оставить их дома без присмотра, чтобы сходить за молоком. Из какой сказки это семейство? («Волк и семеро козлят»)

5.В какой сказке в одном деле участвовали не только бабушка и дедушка, но еще и разные звери? («Репка»)

6.Эта старушка мечтала о богатстве и даже превратилась уже в царицу, но жадность привела ее к прежней нищете. Из какой сказки эта старушка? («Сказка о рыбаке и рыбке»).

7.У этого малыша не было бабушки и родителям пришлось обратиться к услугам сварливой домработницы. Из какой сказки этот герой? (Карлсон, который живет на крыше)

8.В какой сказке пришлось плакать бабушке и дедушке из-за того, что разбилось золотое изделие? (Курочка Ряба)

9.В какой сказке мальчик отдает подарок своей бабушки- монету за спасение своей любимой курицы. (Черная курица или подземные жители)

10.В какой сказке бабушка пожалела плачущую девочку Женю и дала ей волшебный цветок? («Цветик-семицветик»)

11.Эта героиня была старушкой, но ее синие глаза всегда оставались молодыми. Синими у нее были не только глаза, но и сарафан, и платок, и лента в косе. Там, где она появилась, находили золото. Кто это? (Бабка Синюшка. П.Бажов «Уральские сказы»)

Чтец: : Утро доброе у нас, добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты?

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Она во всех затеях со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки, и все мне любо в ней,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти чудесного творят.

Латают, вяжут, метят, все что-то мастерят.

«Мастерская портных»

Ведущий: Бабушки- на все руки мастерицы. Учат они рукоделию и своих внучат. Бабушки своими руками создают уют не только в доме, но и в душе близких людей. В их умелых руках вещи становятся волшебными.

Следующее задание для участников конкурса «Мастерская портных». Сейчас бабушкам и внукам предстоит скроить распашонку, а внучкам быстро ее прошить.. А пока участники выполняют задание, для зрителей викторина.

«Загадки мастерицы»

-На пальце одном ведерко вверх дном. (наперсток)

-Катался колобком, пока не стал носком.(клубок)

-В ловких руках она быстро снует, и не заметишь, как платье сошьешь (Игла)

-Два конца, два кольца, а посередине- гвоздик (Ножницы)

-Железный жучок, а на хвостике- червячок. (Булавка)

-На полянке шерстяной пляшет тонконожка,

Из-под туфельки стальной выползает стежка. (Швейная машинка)

-С локоть мохнато, с локоть голо, с локоть под себя ушло (Веретено)

-Чем больше верчусь, тем больше толстею. (веретено)

-Безделица в петлю попала (Пуговица)

Музыкальный номер

Наши участницы выполнили задание, жюри оценивает.

Часто от бабушек вы слышите пословицы «Поспешишь- людей насмешишь», «Семь раз отмерь- один раз отрежь», «Сделал дело- гуляй смело». Итак, следующее конкурсное задание

«В мире пословиц»

(Ведущий раздает бабушкам конверты. В каждом конверте- комплект карточек с половинками пословиц. Задача участников – правильно сложить начало и конец пословиц)

Пословицы:

-Бабушке только один дедушка не внук.

-Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

-Бабушка надвое сказала: либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.

-Баба с кашкою, а дед – с ложкою.

-От слова до дела- бабушкина верста.

-Только и родни- что бабушки одни

-Не те денежки, что у бабушки, а те денежки, что в запазушке.

-Голова седая, а душа молодая.

-Где галушки- там и мы, старушки.

-У пожилых опыт, у молодых- задор.

Представляем слово участницам (бабушки зачитывают пословицы)

Кто вам кашу утром сварит, Рыбу вкусную пожарит?

Испечет блины, оладушки?.. Ну конечно, бабушка.

Следующий конкурс- кулинарный. Перед вами, милые бабушки, лежат конверты, а в них- загадки. Отгадав их, вы получите список ингредиентов для некоего блюда. Какого- отгадайте!

1.Это блюдо варится.

-Как слива темна,

Как репа, кругла, -Без счету одежек,

На грядке силу копила, И все без застежек (капуста)

К хозяйке на стол угодила. (свекла)

-Покопай немножко -Кто его раздевает,

Тот слезы проливает (лук)

Под кустом…. (картошка)

-Красно, в землю вросло. (Морковь)

-Продукт растительного или животного происхождения, при помощи которого жарят. (жир)

-Я- зеленая трава, -Привязан кустик к колышку,

Шелковая мурава На кустике- шары,

Ласковая, свежая Бока подставив солнышку

Мягкая, нежная. (зелень) Краснею от жары. (помидоры)

Ответ: Борщ

2.Это разновидность салата

-Не шит, не кроен, А весь в рубцах. (Капуста)

-У кого в темнице Семья родится? (Картофель)

-В земле сидит, Хвост вверх глядит.

Сахар можно из нее добыть. Да еще и корм сварить. (Свекла)

-Как только захочу его раздеть, Так начинаю сразу я реветь. (Лук)

-Продукт полученный из семечек подсолнечника. (Масло)

Ответ: винегрет

3.Это блюдо тушат на растительном масле.

-Горький, да не рябина -Уродилась я на славу,

Черно-лиловый, да не чернила, Голова бела, кудрява

Собираем не в лесу, а в огороде. (Баклажан) Кто любит щи

-Этот длинный рыжий нос Меня в них ищи (капуста)

По макушку в землю врос (Морковь)

-На этот раз пойдет рассказ Он крупный и красный

О той, что шесть имеет глаз Как глаз светофора

А иногда и семь и пять Среди овощей нет сочней….(помид.)

(Что впрочем можно сосчитать -Он никогда и никого

О той, кто крепко зиму спал Не обижал на свете

Забравшись осенью в подвал Так чтоже плачут от него

(картошка) И взрослые и дети (лук)

-Нахлобучил старичок

Зеленый (красный) колпачок

Колпачек красив на вид

Однако горечью набит (Перец)

Ответ (Овощное рагу)

4. Это блюдо надо варить.

-Раскололся тесный домик -Наострил пострел

На две половинки Пук зеленых стрел

И рассыпались в ладони Кому с ним воевать

Бусинки-дробинки. (горох) Тому слезы проливать (лук)

-И зелен и густ на грядке куст -Как рассержен

Покопай немножко этот толстенький сеньор

Под кустом…(картошка) Весь наполнен красным соком….(поми -У этой травы театральное имя (Петрушка)

-Из этих листьев плетут венок победителя (Лавр)

Ответ (гороховый суп)

Пока участницы справляются с заданием, для зрителей- викторина.

«Кухонные загадки»

1.Никогда не ест, а только пьет

А как зашумит- всех приманит. (самовар)

2.Ходит с края на край, режет каравай (нож)

3.Вся дырявая и злая и кусачая такая. Только бабушка с ней ладит. Ей бока и трет и гладит. (терка)

4.Дыр много, а выскочить некуда. (Дуршлаг)

5.Из горячего колодца через нос водица льется. (чайник)

«По бабушкиным рецептам»

А теперь бабушки вместе с внучками приготовят самый известный салат – винигрет. Это задание и на быстроту и на эстетичность и на вкус.

Музыкальный номер

«Звездный час»

Ведущий: Это задание было домашним. Внучки продемонстрируют модную одежду для Супербабушек.

(Демонстрируют номера)

Музыкальный номер

(Награждение победителей)

Чтец: Спасибо, бабушки, вам

И вашим умелым рукам!

Всех ваших достоинств не счесть.

Спасибо, что вы у нас есть

Внеклассное мероприятие.

«Бабули и дедули в любимой литературе»

(ко Дню пожилого человека)

Цели:

  • приобщение детей к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки;

  • воспитание уважительного отношения к пожилым людям.

 В жизни каждого человека всегда были, есть и будут бабушка и де­душка. И, наверное, из любви и признательности к бабушкам и дедушкам какой-то один мудрый человек объявил 1 октября международным днём пожилого человека.

А почему этот праздник отмечается осенью?

Ответы, предположения детей.

Период жизни, когда люди переходят 60-летний рубеж, похож на осень. Недаром в народе говорят: «Старость — осень жизни». В этот период люди подвержены болезням, они становятся слабыми, беззащитными, и поэтому им хочется больше внимания и со стороны детей и внуков.

1: Много есть друзей вокруг, но считаю я,

Что мой самый верный друг – бабушка моя.

В воскресенье и в субботу ей не надо на работу,

Наступают для меня два особых дня.

2: Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

 Очень многие писатели и поэты посвящали свои произведения бабушкам, дедушкам, в которых они рассказывают о том, как относятся дети к пожилым людям. Многие из этих литературных героев-ребят уважают, жалеют и помогают старым людям, а у некоторых это не совсем получается. Иногда они исправляются, а иногда даже не понимают, что они поступают некрасиво, жестоко.

Сегодня на нашем литературном занятии «Бабули и дедули в любимой литературе» мы вспомним эти литературные произведения.

Начнём мы с произведений Валентины Александровны Осеевой. Ей очень хотелось, чтобы дети не просто читали большие и маленькие рассказы, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

Учитель читает рассказы В. Осеевой, не говоря название. Дети должны предложить свои варианты названия рассказа. После предложенных детьми вариантов на экран выводится название рассказа под картинкой.

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба…

*****

Какой рассказ Осеевой начинается так: «Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убежишь?

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу, – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!..

– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает – другой пожалеет.

– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься,

а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

– Что же, не берёт тебя брат?

– А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

– Я хочу тебе помочь. («Волшебное слово»)

Какому волшебному слову научил маленький старичок с длинной седой бородой мальчика Павлика в рассказе В. Осеевой «Волшебной слово»? Пожалуйста.

Вспомни, из какого произведения эти строки:

«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался» (Чехов А. «Ванька»)

Из чего в рассказе Николая Носова «Шурик у дедушки» внук Шурик смастерил почтовый ящик на ворота? (из калоши)

Вспомни, из какого произведения эти строки:

-Ах, глупая, глупая!.. Да ведь ты замёрзнешь тут или Лиса тебя съест… Да…
старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:
— А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются… а весной ты старухе яичек нанесёшь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то , глупая… («Серая Шейка» Мамин-Сибиряк)

Вспомни, из какого произведения эти строки:

— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала. («Горячий камень» Аркадий Гайдар)

Что должны были сделать дети, которых злые волшебники превратили в стариков, чтобы снова стать детьми? (Е. Шварц « Сказка о потерянном времени»)

а) повернуть стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно
б) выпить волшебного зелья
в) сказать волшебное заклинание

 А теперь давайте вспомним бабушек и дедушек из разных сказок. Отвечайте на вопросы викторины «Сказочные бабушки и дедушки» и посмотрите на этих героев.

Викторина «Сказочные бабушки и дедушки»

1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся доброй бабушкой. Кто это? (Волк, Ш. Перро «Красная Шапочка»)

2. Что испекла бабушка из остатков муки, которые собрал для нее дедушка? (Колобок, одноименная русская народная сказка)

3. В какой сказке участвовали не только бабушка и дедушка, но еще и разные звери? (Русская народная сказка «Репка»)

4. Эта старушка мечтала о богатстве и даже превратилась уже в царицу, но жадность привела ее к прежней нищете. Из какой сказки эта старушка? (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. В какой сказке пришлось плакать бабушке и дедушке из–за того, что разбилось золотое изделие? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)

6. В какой сказке бабушка пожалела плачущую девочку Женю и дала ей волшебный цветок? (В. Катаев «Цветик – семицветик»)

7. Как зовут дедушку в стихотворении Н. Некрасова, который рассказывал такую историю:

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, — ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

«То-то! – сказал я. – не спорьте со мной!» (Дед Мазай)

8. У этой старушки была любимица – крыска по имени Лариска. Как звали эту старушку? Из какой она сказки? (Старуха Шапокляк, «Крокодил Гена и его друзья»)

Если по иллюстрации вы поймете, что это за девочка, то легко догадаетесь, кто ее дедушка! (Дед Мороз)

Вспомни, как зовут знаменитых дедушек. (Печкин, Айболит, старик Хоттабыч)

Вспомни, как зовут знаменитых бабушек. (Федора, Фрекен Бок, Баба Яга,

Няня Александра Сергеевича Пушкина была ему как родная бабушка. А как звали няню-бабушку великого русского писателя?

Арина Родионовна
Надежда Осиповна
Наталья Николаевна

Конкурс «Угадай по описанию»

Одному участнику даётся карточка с именем литературного персонажа. Он должен так описать эту бабушку или дедушку, чтобы другие угадали, кто это и из какой сказки.

Карточки:

— Дед Мороз

— Баба-Яга

— Бабушка Удава

— Бабушка из песенки «Серенький козлик»

 А теперь скажите, пожалуйста, что нужно делать, чтобы все: и сказочные, и настоящие бабушки и дедушки были счастливы и чувствовали себя нужными и любимыми?

(Дети высказываются, делают выводы, что нужно помогать своим родным, заботится о них, проявлять внимание, быть чуткими к их просьбам и т. д.)

В конце литературного часа – демонстрация мультипликационных фильмов с последующим обсуждением:

1-2 классы – «Подарок для бабушки»

7.Отгадай загадки:

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой …

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…..

Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А теперь состарились,
Стали … 

Часто так бывает, что  самые яркие впечатления  детства связаны с близкими и родными бабушками и дедушками.  Они, как правило, являются самыми близкими для детей людьми, потому, что родители всегда заняты работой, своими делами. А бабушки и дедушки зачастую бывают первыми наставниками, верными друзьями, интересными собеседниками, хранителями детских тайн и секретов.

Сегодня день, когда поздравить

Нам нужно пожилых людей,

Им пожелания оставить

И сделать этот день теплей.

Они всецело заслужили

И добрых дел, и добрых слов.

Они же нас с вами растили,

Дарили радость и любовь.

Без них мы просто бы пропали.

Спасибо им за нас самих!

Мы любим их, таких прекрасных,

Душой и сердцем молодых!

Мастер-класс. Дети готовят подарок.

  • Викторина по сказкам журавль и цапля солдатская шинель 5 класс ответы
  • Викторина по сказкам 2 класс школа россии устное народное творчество презентация
  • Викторина по сказкам 2 класс перспектива презентация
  • Викторина по сказкам 2 класс 1 четверть
  • Викторина по русским народным сказкам для дошкольников старшая группа