Викторина по сказкам конспект урока 2 класс школа россии

Тема: «Викторина по сказкам»

Тип урока: уроки развивающего контроля

Деятельностная цельформирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цельконтроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Цель урока: в игровой форме проверить качество знаний, полученных при изучении темы «Русские народные сказки»;

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщать знания учащихся по изученным сказкам, прививать интерес к чтению.
  • Развивающая: развивать мышление, внимание, память, устную речь, творческие способности, фантазию, наблюдательность.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету,

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные

— осознание значимости чтения для личного развития;

— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

— овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

  • Личностные

-формировать мотивацию к обучению и познанию;

— формировать способность детей к саморазвитию;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  • Метапредметные

-создать у учащихся мотивацию к уроку;

— формировать умение формулировать тему урока;

— развивать речь и обогащать её словарный запас;

— мотивировать детей к развитию устной речи;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

— формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, игровая.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» автор Климанова Л.Ф. 2 класс УМК «Школа России», интерактивная доска, презентация, кроссворд.

Ход урока

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте, всё ли у вас готово к уроку. А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сядет первый ряд, еще тише сядет второй ряд, и совсем тихо сядет третий ряд. Ребята, сегодня мы проведём с вами не обычный урок, а урок-викторину, на котором вы должны будете вспомнить русские народные сказки. В нашей игре три команды: команда 1- первый ряд, команда 2 – второй ряд, команда 3 – третий ряд. Каждый вопрос обсуждаете вместе. Когда вы готовы дать ответ, поднимаете руку. За выкрики с места и нарушение дисциплины я буду списывать с команды баллы. Если одна из команд затрудняется дать ответ на свой вопрос, то вторая, подняв руки, может ответить за них, тем самым получить дополнительный балл. Всем понятны правила? Я желаю командам удачи!

2.Работа по теме урока.

  1. Кроссворд

— Каждая команда получит кроссворд. По моей команде, вы переворачиваете листы с кроссвордом и начинаете его разгадывать. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит кроссворд. За него вы можете получить от одного до трёх баллов.

— Вспомните, как зовут сказочных героев и как называются сказочные предметы:

hello_html_56134795.png

1.Курочка… (Ряба) 6.Гуси -… (лебеди)

2.Баба -… (яга) 7. Ковёр -… (самолёт)

3.Жар -… (птица) 8. Скатерть -…(самобранка)

4.Иванушка -…(дурачок) 9. Сапоги -…(скороходы)

5.Царевна -… (лягушка) 10. Сивка -… (Бурка)

Всё правильно – 3 жетона.

1-2 ошибки – 2 жетона.

3 и больше ошибок – 1 жетон.

II. Сегодня, торопившись на урок, я уронила карточки с названиями сказок и они перепутались. Вы поможете мне их собрать? Та команда, которая справится быстрее, получит 1 жетон.

— Составьте названия сказок:

Зёрнышко

III. Следующее задание оценивается в 1 балл. Здесь вы должны подумать и ответить на вопросы. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Ответьте на вопросы:

  • Чем угощала лиса журавля? (Кашей)
  • Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)
  • Из чего варил кашу солдат? (Из топора)
  • Кто помог спасти брата в сказке «Гуси – лебеди?» (Мышка)
  • Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси – лебеди?» (Платочек)
  • Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)

IV. Для каждой команды я зачитаю начало сказки, а вы должны назвать сказку. Оценивается в один балл за каждый ответ. После того, как прозвучит вопрос, вы советуетесь, поднимаете руки и даёте окончательный ответ.

— Назовите сказку, которая начинается со следующих слов:

  • Жили – были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бобовое зёрнышко»)

  • Жили – были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки с огурчик, у мышки – с напёрсток. («У страха глаза велики»)
  • Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди»)

  • Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь открыла старуха:

— Заходи, служивый.

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора»)

  • Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

-Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев. («Лиса и тетерев»)

  • Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! («Лиса и журавль»)

Физминутка «Колобок»

V.- Отгадайте героя сказки . За каждый правильный ответ – один жетон.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

— Сегодня вы все были молодцы! Но пора узнать результаты викторины…

-Какие сказки мы повторили сегодня на уроке. Героев, каких русских народных сказок мы вспомнили?

Конспект урока литературного чтения

Класс: 2 «б»

Образовательная система (УМК): «Школа России»

Тема: «Викторина по сказкам»

Тип урока: уроки развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Цель урока: в игровой форме проверить качество знаний, полученных при изучении темы «Русские народные сказки»;

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщать знания учащихся по изученным сказкам, прививать интерес к чтению.

  • Развивающая: развивать мышление, внимание, память, устную речь, творческие способности, фантазию, наблюдательность.

  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету,

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные

— осознание значимости чтения для личного развития;

— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

— овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

  • Личностные

-формировать мотивацию к обучению и познанию;

— формировать способность детей к саморазвитию;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  • Метапредметные

-создать у учащихся мотивацию к уроку;

— формировать умение формулировать тему урока;

— развивать речь и обогащать её словарный запас;

— мотивировать детей к развитию устной речи;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

— формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, игровая.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» автор Климанова Л.Ф. 2 класс УМК «Школа России», интерактивная доска, презентация, кроссворд.

Ход урока

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте, всё ли у вас готово к уроку. А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сядет первый ряд, еще тише сядет второй ряд, и совсем тихо сядет третий ряд. Ребята, сегодня мы проведём с вами не обычный урок, а урок-викторину, на котором вы должны будете вспомнить русские народные сказки. В нашей игре три команды: команда 1- первый ряд, команда 2 – второй ряд, команда 3 – третий ряд. Каждый вопрос обсуждаете вместе. Когда вы готовы дать ответ, поднимаете руку. За выкрики с места и нарушение дисциплины я буду списывать с команды баллы. Если одна из команд затрудняется дать ответ на свой вопрос, то вторая, подняв руки, может ответить за них, тем самым получить дополнительный балл. Всем понятны правила? Я желаю командам удачи!

2.Работа по теме урока.

  1. Кроссворд

— Каждая команда получит кроссворд. По моей команде, вы переворачиваете листы с кроссвордом и начинаете его разгадывать. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит кроссворд. За него вы можете получить от одного до трёх баллов.

— Вспомните, как зовут сказочных героев и как называются сказочные предметы:

1.Курочка… (Ряба) 6.Гуси -… (лебеди)

2.Баба -… (яга) 7. Ковёр -… (самолёт)

3.Жар -… (птица) 8. Скатерть -…(самобранка)

4.Иванушка -…(дурачок) 9. Сапоги -…(скороходы)

5.Царевна -… (лягушка) 10. Сивка -… (Бурка)

Всё правильно – 3 жетона.

1-2 ошибки – 2 жетона.

3 и больше ошибок – 1 жетон.

II. Сегодня, торопившись на урок, я уронила карточки с названиями сказок и они перепутались. Вы поможете мне их собрать? Та команда, которая справится быстрее, получит 1 жетон.

— Составьте названия сказок:

Гуси

Снегурочка

Каша

Лебеди

Петушок

Топор

Девочка

Зёрнышко

III. Следующее задание оценивается в 1 балл. Здесь вы должны подумать и ответить на вопросы. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Ответьте на вопросы:

  • Чем угощала лиса журавля? (Кашей)

  • Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)

  • Из чего варил кашу солдат? (Из топора)

  • Кто помог спасти брата в сказке «Гуси – лебеди?» (Мышка)

  • Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси – лебеди?» (Платочек)

  • Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)

IV. Для каждой команды я зачитаю начало сказки, а вы должны назвать сказку. Оценивается в один балл за каждый ответ. После того, как прозвучит вопрос, вы советуетесь, поднимаете руки и даёте окончательный ответ.

— Назовите сказку, которая начинается со следующих слов:

  • Жили – были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бобовое зёрнышко»)

  • Жили – были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки с огурчик, у мышки – с напёрсток. («У страха глаза велики»)

  • Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди»)

  • Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь открыла старуха:

— Заходи, служивый.

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора»)

  • Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

-Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. 

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев. («Лиса и тетерев»)

  • Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! («Лиса и журавль»)

V.- Отгадайте название сказки по иллюстрации. За каждый правильный ответ – один жетон.

  • Солдат, старуха, топор. («Каша из топора»)

  • Брат, сестра, гуси, Баба-яга. («Гуси-лебеди»)

  • Лиса, тетерев, собаки. («Лиса и тетерев»)

  • Курочка, корова, кузнец. («Петушок и бобовое зёрнышко»)

  • Лиса, журавль, кувшин. («Лиса и журавль»)

  • Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка («У страха глаза велики»)

3. Подведение итогов. Рефлексия.

— Сегодня вы все были молодцы! Но пора узнать результаты викторины…

-Какие сказки мы повторили сегодня на уроке. Героев, каких русских народных сказок мы вспомнили?

 Предлагаю посмотреть  презентацию:

 
Урок-презентация «В гостях у сказки»
PPTX / 7.34 Мб

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Урок-викторина   «В гостях у сказки»

Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринск.

Описание: данный урок-викторина  предназначен для учителей начальных классов, может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям  дошкольных образовательных учреждений

Слайд 3

Цель: формирование представления о сказке  как о произведении русского народного творчества.

Задачи:

— знакомить с историей происхождения сказки, их авторами и героями;

 — развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус;

— воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

— формировать дружеские отношения внутри коллектива.

Оборудование: использование презентации «В гостях  у  сказки», карточки с пословицами, сказочные предметы на картинках, опорные слова к сказкам.

Ход урока:

Слайд 4

1.    Мотивация учебной деятельности:

Учитель:

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы всё-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Учитель: сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказкам.

Слайд 5

Учитель:

Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, — сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь  чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их героев.

Разбиваемся на команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности.

(Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд)

Слайд 6

2.     Актуализация знаний.

Вам нужно вспомнить виды  устного народного творчества.

Написать их на карточках   (Потешки, частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки.)

(Дети берут  карточки с текстом и определяют вид устного народного творчества).

Раз, два, три, четыре, пять

Будем в прятки мы играть

Звёзды, месяц, луг, цветы…

Поводи поди-ка ты!

            (считалка)

Люли, люли, люленьки

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон,

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

          (пестушка, колыбельная)

— Тиn, иди молотить!

— Живот болит.

— Тит, иди кашу есть!

— Бегу, бегу.

Где моя большая ложка?

          (прибаутка)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла,

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

          (Красная шапочка)

Слайд 7

3.    Обобщение пройденного материала

Учитель:

Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, прочитайте отрывок текста  на слайде,  отгадайте название сказки:

1.  Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего.  Eму навстречу — петух с косой:
— Ку-ка-реку!  O чём, зайчик, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы — ледяная.

 Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
— Пойдём, я твоему горю помогу!

                    «Заюшкина избушка»

Слайд 8

2. Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. 

 Идут ведра по    деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается…

Зашли ведра в избу и сами стали на лавку,  а Емеля полез на печь…

                    («По щючьему велению»)

Слайд 9

3. -Я Мышка-норушка, а ты кто?

-А я – лягушка-квакушка.

-Иди ко мне жить.

 И стали они жить вдвоем…

                         (Сказка  «Теремок»)

Слайд 10

4.    Молочная речка – кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

-Упал в меня камень, — отвечает речка, — мешает молоку дальше течь.

Сдвинь его в сторону – скажу, куда гуси-лебеди полетели.

                         (сказка «Гуси -лебеди»)

Слайд 11

5. Я от бабушки ушёл.

  Я от дедушки ушёл,

  От тебя, зайца,

  Не хитро уйти!  

                (Сказка  «Колобок»)

Слайд 12

4.    Физкультминутка

«Баба-Яга»

 В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, ( показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

Слайд 13

5.    Словарная работа «Объясни слово»

Учитель: Какие волшебные средства — предметы были у данных    сказочных героев?

Объясни значение этих слов:

1.У Буратино (золотой ключик).

«Золотой ключик любую дверь отопрет»

 Золотой ключик Буратино помог попасть в страну радости, счастья.

2.У Феи (волшебная палочка)

С помощью этой  палочки в  сказках осуществляется  волшебство, поэтому

 она и называется волшебной.

3. У девочки Жени (цветик — семицветик)

Волшебный цветок так называется потому, что у него 7 лепестков. У каждого лепестка свой цвет, получается семь оттенков цвета, поэтому – семицветик.

Слайд 14

4.У зайчика  (Лубяная избушка)

Лубяная, сделанная из луба,     деревянная  избушка.

5.У Золушки (хрустальная туфелька)

Хрустальная или стеклянная туфелька.

Могла ли быть на самом деле такая туфелька?     

(высказывания детей)

Слайд 15

6.    «Узнай сказку по опорным словам»

Учитель: в следующем задании необходимо узнать название сказки  по опорным словам:

Сказка 1: солдат, старуха,  топор («Каша из топора)

Сказка 2: брат, сестра, гуси, Баба-Яга  («Гуси-лебеди»)

Слайд 16

7.    «Отгадай героя сказки по загадке»

Учитель: задание «Отгадай героя сказки по загадке»

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.

(гадкий утёнок)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?   

       ( козлята)

Слайд 17

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …  (лягушка)

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.

          (Жар-птица)

Слайд 18

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(Три поросёнка)

Слайд 19

8.    Творческое задание:

Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:

1)    Кота в сапогах

2)    Лешего

Слайд 20

9.    Итог урока:

Учитель:

Чем отличается сказка от других произведений?

Каждая сказка чему -то учит.    Расскажите, чему?

Подведение итогов викторины

10.Рефлексия.

— Понравился ли урок?

— Как вы себя оцените, все ли удалось на уроке?

— Легко ли вам было справляться с заданиями?

Кто, по вашему мнению, был лучшим?

Д/З — подготовить пересказ  любимой сказки по опорным словам.

Слайд 21

Рекомендательный список книг для самостоятельного чтения:

«Гуси-лебеди».

«По щучьему велени ю»

 «Заюшкина избушка».

 «Волк и семеро козлят».

 «Колобок».

 «Коза-дереза».

Слайд 22:

Информационные ресурсы:

1.Лакоценина Т.П. “Волшебный мир знаний”. Выпуск 2.

2.“Сказочный алфавит”. Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2

 3.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» — М., Просвещение, 1998 г.

4. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» — М., Просвещение, 1980 г.

5.Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной   устной речи на уроках русского языка в начальной школе» — М., Просвещение, 19

Загадки:

http://littlehuman.ru/665 /

http://net- shops.ru/knigi/detskaja_literatura/dlja_samyh_

malenkih/stihi_zhagadki_skazhki/posidim_v_tishine.shtml

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3495525 /

http://www.libex.ru /?cat_page=2&pg=2666

Здравствуйте, ребята! Начинаем наше путешествие в мир сказок. Поднимите руку те, кто любит сказки. Я очень рада, что вы любите эти замечательные произведения. Ведь именно со сказками мы знакомимся с ранних лет. Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья герои «Телефона», «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок Чуковского, герои сказок Сутеева, Перро, братьев Гримм, Андерсена. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с новыми сказками -народными и авторскими. Благодаря сказкам, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаетесь добротой.

Сказочная разминка. Постарайтесь быстро ответить на вопросы:

— От кого убежала посуда? (от Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе»)

— Как зовут сказочную девочку, перепрыгнувшую через костёр и превратившуюся в облачко? (Снегурочка из русской народной сказки «Снегурочка»)

— Как зовут девочку, побывавшую в стране чудес? (Алиса из сказки Кэрролла «Алиса в Стране чудес»)

— Кто стоял за внучкой в сказке «Репка»? (Жучка)

— Сколько человек тянули репку?(3)

— Кто спас от паука муху, нашедшую копеечку по пути на базар? (комар, сказка Чуковского «Муха-Цокотуха»)

— На чём летели в одной из сказок Чуковского комарики? (на воздушном шарике, сказка «Тараканище»)

— Как зовут лучшего друга Малыша из сказки Астрид Линдгрен? (Карлсон, сказка «Малыш и Карлсон»)

— Как звали курицу, несущую золотые яйца? (Ряба)

— Какая птица в известной русской народной сказке не смогла накормить лису? (журавль)

— Как звали ловца пиявок из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Дуремар, автор сказки А.Толстой)

— В какой сказке из простого ячменного зерна вырастает красивый цветок- тюльпан? (сказка «Дюймовочка», автор Х.Андерсен)

— Как зовут королевича, из сказки А.С. Пушкина, оживившего мертвую царевну? (королевич Елисей, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Как звали самого умного коротышку в книге Н.Носова «Приключения Незнайки»? (Знайка)

— Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане»? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком)

Конкурс «Сказочные телеграммы»

Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

  • Купил семена. Приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка»)

  • Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа, сказка «Вини-Пух и все-все- все», автор А. Милн)

  • Ключ достал. Скоро буду. (Буратино, из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино», автор А.Н. Толстой)

  • Люблю цветы только красных оттенков. (Настенька, из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»)

  • Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха, из сказки «Муха-Цокотуха», автор К.Чуковский)

  • Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок, из сказки «Колобок» )

  • Помни, всё исчезнет после двенадцати ночи. (Фея, из сказки «Золушка»,автор Ш.Перро )

  • В гости не приду. Мотор забарахлил. (Карлсон, из сказки «Малыш и Карлсон», автор А.Линдгрен)

  • Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора, из сказки «Федорино горе», автор К. Чуковского)

  • Ищу шестерых братьев после страшного происшествия.(Козлёнок, из сказки «Волк и семеро козлят»)

Конкурс «Таинственная коробка»

В моей таинственной коробке находятся предметы из сказок. Отгадайте, что это за предметы.

  • Этот предмет проглотил крокодил из сказки. Что это за предмет? Назовите автора и название сказки. (Мочалка, сказка «Мойдодыр», автор Чуковский)

  • Вместо этого предмета Мальвина использовала карпа. Что это за предмет? (Зеркало)

  • С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Иголка)

 Конкурс «Найди сказочных героев»

  • Ребятам раздаются листочки с заданиями. Дети сами находят слова по вертикали и по горизонтали и с помощью цветных карандашей закрашивают их.

Сказочные герои

К

О

Л

О

Б

О

К

А

Й

Д

А

Д

И

Л

А

П

О

Т

Ь

Ю

Р

У

С

А

Л

О

Ч

К

А

Й

А

Р

А

Б

Д

А

Д

О

Н

М

Б

Е

Л

К

А

Щ

У

К

А

О

А

М

А

Л

Ь

В

И

Н

А

В

С

А

Л

Ё

Н

У

Ш

К

А

О

Д

Р

А

К

О

Н

К

О

Т

Ч

Е

Ь

К

А

Р

Л

С

О

Н

К

Л

Я

Б

А

З

И

Л

И

О

А

(Колобок, Кай, Лапоть, Русалочка, Дадон, белка, щука, Мальвина, Алёнушка, дракон, кот, Карлсон, Базилио, Дюймовочка, Карабас, Дуремар, Балда)

Конкурс «Сказочные коты»

Кот Васька очень гордился, что в его роду было много известных котов. Попробуйте по небольшим портретам догадаться, о ком из этих котов идёт речь.

  • Этот «слепой» кот был очень хитрым и изворотливым, под стать своей подружке. (Кот Базилио из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино)

  • Хозяин этого кота очень хорошо помнил, на какие хитрости пускался этот плут, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мёртвым, то повиснув на задних лапах, то зарывшись чуть ли не с головой в муку. (Кот в сапогах, из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»)

  • А этот кот был добрейшей души животным, за что и поплатился, испытывая огромные неприятности и неудобства от весёлых непосед мышат. (Кот Леопольд, из сказки А.Резникова «Приключения кота Леопольда»)

  • Лучшим другом этого кота в тельняшке был теленок по имени Гаврюша. (Кот Матроскин, из повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

 А теперь вспомните и назовите сказочных собак. (Жучка из сказки «Репка», Артемон из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», Тотошка из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», Шарик из сказочной повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» и т.д.)

Конкурс «Волшебные предметы»

Какие волшебные предметы были у следующих сказочных героев:

— у солдата из сказки Андерсена? (огниво)

— у Буратино? (золотой ключик)

— у Незнайки? (волшебная палочка)

— у девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик-семицветик)

— у Золушки? (хрустальные туфельки)

— у мачехи Белоснежки? (волшебное зеркало)

— у Бабы-Яги? (метла)

— у Алладина? (лампа с джинном)

Конкурс «Назови друзей»

Назовите друзей сказочных героев.

— у Маугли (Балу, Багира, Каа)

— у Чиполлино (Вишенка, Редиска, кум Тыква)

— у Малыша (Карлсон)

— у Вини-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Кролик:)

— у Герды (Кай)

— у Буратино (Мальвина, Пьеро)

— у Незнайки (Кнопочка, Гунька)

— у Чебурашки (крокодил Гена)

Конкурс «Угадай-ка»

В этой книжке именины.
Много было там гостей.
А на этих именинах 
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, 
Чуть её не погубил. 
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. Кто?

(комар, из сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха»). С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка? 
Как зовётся сам мальчишка?

(Буратино, из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино).

Всех на свете он добрей, 
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Кто это?

(Доктор Айболит, из сказки К. Чуковского).

Многим долго неизвестный, 
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся…
(Чиполлино).

Он и весел, и незлобен, 
Этот милый чудачок.
С ним хозяин — мальчик Робин
И приятель — Пятачок.
Для него прогулка — праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок…
(Вини-Пух).

Он дружок зверям и птицам.
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино,
И известна вам давно —
Эта милая мордашка.
И зовётся …
(Чебурашка).

Девочка спит и пока что не знает, 
Что в этой сказке её ожидает. 
Жаба под утро её украдет, 
В нору упрячет бессовестный крот. 
Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка? 
Кто эта девочка? Что же за сказка?     

(Дюймовочка, из сказки «Дюймовочка» Х. Андерсена). 

Была у злодея до пят борода. 
В театре всех кукол он мучил всегда.
«Подайте мне плётку!», —  гремел его бас.
Скажите скорее, кто он?
(Карабас).

Дорогие, ребята, давайте обсудим нашу игру.

(Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, что им больше всего понравилось, какие задания показались легкими, какие – сложными. Легко ли им было работать в парах, или работать всем вместе, а может  лучше по одному. Каждый участник высказывает свое мнение об игре.) 

Спасибо всем за игру!

Урок литературного чтения во 2 классе. «Школа России»                                                                                                                                               Игра — викторина по сказкам.

Цели: обобщить знания учащихся по изученным сказкам; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению. 

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Ребята! Начинаем наш урок.А вы любите сказки? Да,все мы дюбим сказки.Они играют немалую роль в нашей жизни. А как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат? Вот и сегодня мы пройдемся с вами по следам героев сказок, вспомним некоторые из них.

Ребята, вы знаете, что в каждой сказке есть главные герои. Они бывают добрые и злые, веселые и грустные.

Пришла почта. Здесь нас ждут телеграммы.

Купил семена, посадил,приезжайте («Репка»)

Нашла денежку, купила самовар. (Муха- Цокотуха)

Проверка домашнего задания

  1. Работа по теме урока.
  1. Вспомним имена сказочных героев.

Гуси-…(лебеди)                              Скатерть-…(самобранка)

Царевна-…(лягушка)                     Баба-…(яга)

Сапоги-…(скороходы)                   Курочка…(Ряба)

Сивка-…(Бурка)                             Иванушка-…(дурачок)

Ковёр-…(самолет)                         Жар-…(птица)

  1. А теперь составьте название сказок (раздать карточки с названием сказок)

Гуси                                          Снегурочка

Каша                                         Лебеди

Петушок                                   Топор

Девочка                                     Зернышко

Лиса                                           Тетерев

  1. Ответьте на вопросы.

— Что обещали купить родители Аленушке в сказке «Гуси-лебеди»? (Платочек.)

— Чем угощала лиса журавля? (Кашей.)

— Чем угощал журавль лису? (Окрошкой)

— Из чего варил кашу солдат? (Из топора.)

-Чем подавился петушок? (Бобовым зернышком.) 

— Кого испугалась внучка-хохотушка в сказке «У страха глаза  велики»? (Волка.)

Физкультминутка:                                                                                                                                       4. Вспомним  сказку по ее отрывку.

  • Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и Журавль».)
  • -Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. («Гуси – лебеди».)
  • -Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. («Петушок и бобовое зернышко».)
  • — Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают. («Лиса и тетерев».)
  • Не лежалось на окошке — покатился по дорожке. («Колобок».)
  • По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра. («По щучьему велению».)
  • Опустил он в прорубь хвост, ну а хвост ко льду прирос. («Битый небитого везет».)
  • А дорога далека, а дорога не легка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь».)

5. Отгадайте название сказки по опорным словам. Впишите название сказки рядом.  (Ученикам раздаются карточки с опорными словами.)

  • Солдат, старуха, топор. («Каша из топора».)
  • Брат, сестра, гуси, Баба-яга. («Гуси – лебеди».)
  • Петух, курочка, корова, кузнец. («Петушок и бобовое зернышко».)
  • Старуха, старик, собака, дочка. («Девочка Снегурочка».)
  • Бабушка, внучка, мышка, курочка. («У страха глаза велики».)
  • Лиса, собаки, тетерев. («Лиса и тетерев».)
  • Лиса, кувшин, тарелка, журавль. («Лиса и Журавль».)
  1. Подведение итогов урока.

Объявление итогов. Молодцы! Вы знаете много сказок. Читайте сказки, они помогут вам в жизни.Сказка – ложь, да в ней намек,добрым молодцам урок!

Приложение 1.

Гуси                                          Снегурочка

Каша                                         Лебеди

Петушок                                   Топор

Девочка                                     Зернышко

Лиса                                           Тетерев

Название сказки

Солдат, старуха, топор.

Брат, сестра, гуси, Баба-яга.

Петух, курочка, корова, кузнец.

Старуха, старик, собака, дочка.

Бабушка, внучка, мышка, курочка.

Лиса, собаки, тетерев.

Лиса, кувшин, тарелка, журавль.

  • Викторина по сказкам и рассказам о бабушках
  • Викторина по сказкам и мультфильмам с ответами
  • Викторина по сказкам журавль и цапля солдатская шинель 5 класс ответы
  • Викторина по сказкам 2 класс школа россии устное народное творчество презентация
  • Викторина по сказкам 2 класс перспектива презентация