Викторина по сказкам осеевой

Прочитай рассказы В. Осеевой.  Ответь на вопросы.

 1.Продолжи название произведения Валентины Осеевой.(Соедини линией)

                  Синие                                           слово                                                

                  Три                                               листья

                  Волшебное                                  хозяюшка

                  Кто                                             товарища

                  Добрая                                        всех глупее

                  Что                                             легче

2.Главный герой рассказа  «Волшебное слово» – это :

  1. Юрик;
  2. Павлик;
  3. Бум.

3. Старичок мальчику сказал волшебное слово :

  1. Пожалуйста
  2. Спасибо
  3. Доброе утро

4. Собаку в рассказе «Хорошее» звали :

  1. Бум
  2. Шарик
  3. Трезорка

5. В рассказе «Почему» мальчик  признался в своём поступке, потому что…

  1. было жаль Бума
  2. боялся наказания
  3. его мучила совесть

6. Кто из мальчиков был настоящим другом Вити в рассказе «Три товарища»?

  1. Коля
  2. Володя
  3. Миша

7. К каким рассказам В. Осеевой можно подобрать следующие пословицы?(Заполни таблицу)

                Пословицы                                                                   рассказы

 А) Без беды друга не узнаешь                                               1. «Отомстила»                        

 Б) Дружбу помни, а зло забывай                                         2.  «Волшебное слово»

В)   Вежливости открываются все двери                            3. «Сыновья»

Г) Честность всего дороже                                                4.«До первого дождя»

Д) Не спеши языком, торопись делом                                5.«Что легче»

А

Б

В

Г

Д

4

8. Из каких рассказов иллюстрации. Заполни таблицу.

                                                                 

                А                                            Б                                             В

                                                 

              Г                                                       Д                                                         Е

              Ж

  1.  «Плохо»                                                         5. «На катке»
  2. «Три товарища»                                           6. «Добрая хозяюшка»
  3. «Навестила»                                                  7. «Волшебное слово»
  4. «Долг»                                                             8. «Кто всех глупее»

1

2

3

4

5

6

7

8

А



Викторина по рассказам Валентины Осеевой для взрослых и детей

Викторина

по рассказам Валентины Осеевой

для взрослых и детей

педагог дополнительного образования Бюнгер В.П.

Цель: Формирование духовнонравственных качеств у старших

дошкольников посредством знакомства с авторскими произведениями

художественной литературы

Задачи:

Образовательные:

продолжать формировать у детей нравственную позицию по отношению к

природе и окружающим;

закрепить основы этической культуры: правила общения и взаимодействия

людей в различных ситуациях;

Развивающие:

развивать память, связную речь, смысловое мышление, умение рассуждать и

выражать свою точку зрения;

совершенствовать коммуникативную компетентность, культуру

межличностных взаимодействий;

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам и

старшим;

способствовать формированию моральноволевых качеств: честности,

решительности, настойчивости, смелости.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

ЧТЕНИЕ С ОБСУЖДЕНИЕМ РАССКАЗОВ В. ОСЕЕВОЙ

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

РЕКС И КЕКС

ЧТО ЛЕГЧЕ?

КТО ГЛУПЕЕ?

ПЛОХО

КТО ХОЗЯИН

НА КАТКЕ

ОТОМСТИЛА

ХОРОШЕЕ

СЫНОВЬЯ

ВРЕМЯ

ЛЕКАРСТВО

СТОРОЖ

ТРИ ТОВАРИЩА

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

ДО ПЕРВОГО ДОЖДЯ

ДОБРАЯ ХОЗЯЮШКА

ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ

БАБУШКА И ВНУЧКА

ЖАДНАЯ МАТЬ

ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЁТЯ

ПЕЧЕНЬЕ

НАВЕСТИЛА

ОБИДЧИКИ

СЛУЧАЙ

ПРОСТО СТАРУШКА

27 ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ

1. Какой секрет открыл старик Павлику, который был обижен на всех своих

родных? Как называется этот рассказ?

«Волшебное слово»

Какое именно слово оказалось волшебным?

Пожалуйста

Как, по мнению старика, нужно было произносить волшебное слово,

чтобы случилось чудо?

Говорить его надо было тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем

говоришь.

Удалось ли Павлику применить волшебное слово? Сколько раз он

проверял его волшебное действие?

Волшебство удалось проверить три раза.

Зачем Павлик побежал к скамейке?

Поблагодарить старика и поделиться своей радостью.

Что оставил старик для мальчика на песке?

На песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки

Как бы вы объяснили мальчику, что обозначают непонятные знаки?

2. Кого меняла девочка из сказки «Добрая хозяюшка»?

Курочку, уточку, щенка

Почему в сказке «Добрая хозяюшка» щенок убежал от девочки?

Потому что он боялся, что девочка его тоже променяет на когонибудь

другого.

Сколько раз девочка предавала своих друзей?

Почему рассказ называется ДОБРАЯ хозяюшка?

3. Назовите рассказ, в котором два мальчика подобрали большую черную

собаку. Назовите имена мальчиков. Коля и Ваня.

Как звали собаку? Жук

Кто оказался настоящим хозяином собаки, Коля или Ваня? Коля.

Как это произошло?

На собаку напали две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили

его на землю. Коля бросился на помощь Жуку, а Ваня вскарабкался на

дерево.

Почему Ваню нельзя назвать настоящим хозяином?

4. О каких подвигах мечтал мальчик Юра из рассказа «Хорошее»?

Спасти сестренку, если будет тонуть, застрелить волков, если они набросятся

на няню

Спасти собаку из колодца

Что на самом деле нужно было сделать хорошего?

Кто подсказал Юре, что нужно сделать?

5. За что девочка решила отомстить брату в рассказе «Отомстила»?

Брат взял краски без разрешения

Как звали девочку?

Катя

Как звали брата?

Алёшка

Получилось ли у сестры отомстить брату?

Почему она передумала?

Вместо того, чтобы отомстить, сестра побежала спасать брата, который был в

опасности.

6. За что женщина осудила двух мальчиков в рассказе «Плохо»?

Мальчики не звали на помощь, а просто смотрели, как собака чуть не

разорвала котенка.

Почему мальчики не понимали, за что их ругают, ведь они ничего

плохого не делали?

Ничего хорошего тоже не делали.

Что нужно делать в таких случаях детям?

7. Что придумали мальчики в свое оправдание из рассказа «Что легче»?

Первый – будто волк на меня напал в лесу; второй – я дедушку встретил; а

третий сказал – а я правду скажу.

Помогла ли детям ложь?

Так что же легче?

8. Что делала мать, когда её сын был совсем маленьким в рассказе «Жадная

мать»?

Делила все угощения пополам с ним

Что об этом говорили люди?

Какая жадная мама, не даёт сыну съесть целую конфету, а делит её пополам.

Что стал делать сын, когда подрос? Что сказали люди?

Сын научился делиться и теперь делился с мамой всем, чем его угощали.

Люди сказали: какая счастливая у него мать!

9. Как две женщины хвалили своих сыновей в рассказе «Сыновья»?

Ловок, силен, поет, как соловей

Почему третья женщина не хвалила своего сына?

Считала, что ничего особенного в нём нет, просто он воспитан, так и всех

детей воспитывают. Считала, что хвастать некрасиво, человек славен делами,

а не словами.

Чем отличился сын третьей женщины в рассказе «Сыновья»?

Не прошёл мимо, а помог маме: взял тяжелые ведра с водой и понёс.

Что ответил старик двум женщинам на вопрос: видел ли он их

сыновей?

Я вижу только одного сына.

Почему он так сказал?

10. В рассказе «Время» мальчики не могли решить примеры. Почему?

Один не умеет решать со скобками, а другому сложно решать с большими

числами.

Почему мальчики договорились решить примеры вместе, но не

решили?

Потратили время на бессмысленные разговоры, а нужно было распределить

время: сначала дело, а потом игры и разговоры.

11. В рассказе «Навестила» Муся пришла к больной Вале. Чем болела Валя в

рассказе «Навестила»?

У Вали был флюс.

Чем могла помочь Муся Вале? Как случилось, что Вале пришлось

ждать маму?

Муся могла помочь принести теплую грелку и полоскание от флюса.

В рассказе «Навестила» Муся не помогла Вале, потому что говорила только о

себе, и ушла довольная собой.

Как повашему нужно навещать больных?

12. Кто помнит названия рассказов В. Осеевой, состоящих из одного слова?

«Плохо», «Сторож», «Печенье», «Обидчики», «Лекарство», «Отомстила».

13. Что посоветовала мама сыну, который постоянно жаловался, что его все

обижают, и как называется данный рассказ?

«Обидчики».

Надо самому лучше относиться к товарищам

Как в рассказе «Обидчики» Толя помог Саше? Как отреагировал на это

Саша?

Толя помог Саше найти монетку, а Саша позвал Толю играть во двор.

14. В рассказе «Три товарища» один из мальчиков поступил не так, как Коля

и Миша. Назовите его имя. Володя

Что случилось с Витей? Витя потерял завтрак. Володя поделился своим

завтраком с Витей.

Кто из детей оказался настоящим товарищем?

Почему рассказ называется «Три товарища»?

15. Что произошло с бабушкой в рассказе «Просто старушка»? Что сделал

мальчик?

Старушка поскользнулась, мальчик помог ей подняться.

Почему девочка удивлялась, когда на её вопросы отвечал мальчик?

Она, видимо, ещё не знала, что помогать нужно не только родным, но и тем,

кто нуждается в помощи.

16. Почему в детском саду было весело всем детям, кроме одного мальчика,

которому было скучно? Как называется рассказ?

Мальчик не играл, а охранял игрушки от других детей. «Сторож».

Что ответил мальчик на вопрос «Почему тебе скучно»?

Что ответили дети?

Мальчик не смог ничего ответить. А дети сказали, что он не играл, а

сторожил игрушки.

17. Почему все засмеялись, когда мальчик Юра в автобусе уступил место

девочке с куклой?

Он подумал, что девочка держит маленького ребёночка.

Как называется рассказ?

Рассказ «Девочка с куклой»

Кто поддержал Юру?

Лейтенант, он похвалил мальчика за то, что он сделал правильно, девочкам

тоже надо уступать место.

18. Почему Даша называла свою маму злой, а тётю очень доброй в рассказе

«Злая мать и добрая тётя»?

Мама приучала дочку к труду, а тётя ничему не учила, и ничего не заставляла

делать. Девочке легче было ничего не делать, чем трудиться.

Изменила ли своё мнение девочка, когда стала взрослой?

За что Дашенька благодарила свою маму, спустя годы?

За свои золотые ручки – так говорили о ней другие люди, потому что она всё

умела делать ими.

А что она говорила о своей тёте?

А о тёте девочке нечего сказать…

19. За что хвалила мама Таню и бабушку в рассказе «Бабушка и внучка»?

Они обе читали друг другу.

20. В рассказе «Случай» мама подарила Коле карандаши. Что он с ними

сделал и почему?

Раздал друзьям, кому нужны били карандаши.

21. Что случилось, когда Ваня дернул за косичку Таню в рассказе «Кто

глупее»?

Почему они так делали?

Каждый из героев обидел слабее себя: Ваня обидел Таню, Таня – Барбоса,

Барбос – утку Устинью, вместо того, чтобы сделать замечание за обидный

поступок. Все боялись сильных, поэтому обижали слабее себя.

Наблюдали ли вы такую ситуацию в жизни людей?

Почему утка Устинья не ударила цыпленка Боську?

Она ответила: «Я не такая глупая»

Кто оказался глупее всех? А кто самый умный?

Все сваливали свою вину на другого, на того, кто их обидел. Ване свалить

было не на кого…

22. В рассказе «Рекс и Кекс» ребята о чемто спорили. О чем?

Как зовут собаку директора.

Как на самом деле звали собаку директора?

Ральф

23. Что разбил мальчик, балуясь с собакой, в рассказе «Почему»?

Папину чашку

Почему мама выгнала Бума жить на улицу в будку?

Мальчик свернул на собаку, что это она разбила чашку.

24. В рассказе «Печенье» братья чтото сделали не так. Какой поступок не

украсил мальчиков?

Печенье поделили только для себя, забыв про маму и бабушку.

Что бы вы посоветовали сделать мальчикам, чтобы наладить

отношения со взрослыми?

25. Назовите рассказ, в котором у девочки Лены листья на деревьях были

нарисованы синим цветом?

«Синие листья»

Почему так случилось?

У Лены не было зеленого карандаша, она попросила у Кати, а та

придумывала разные причины, чтобы не дать подруге карандаш, и даже

хмурила брови, и лицо недовольное делала.

По какой причине Лена всётаки решила не брать у Кати карандаш,

хотя Катя уже согласилась его дать?

Жалко было подружке свой карандаш, и Лена об этом догадалась.

26. В каком рассказе девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку

и плакала. Что с ней случилось?

«На катке». Мальчик сбил маленькую девочку, извинился, помог ей встать.

Почему вдруг он назвал девочку плаксой и уехал?

А когда услышал смех, подумал, что смеются над ним, отвернулся от

девочки, и уехал, крикнув: «Подумаешь – коленка, вот плакса!»

Что бы вы сказали мальчику? Девочке?

27. К какому рассказу подходит пословица:

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»?

«Что легче?»

«Доброе слово и кошке приятно»?

«Волшебное слово»

«Надо так давать, чтобы можно было взять»

«Синие листья»

«Дружбой дорожи паче (больше) всего»

«Добрая хозяюшка»

«В ком правды нет, в том добра мало»

«Плохо»

«Младших – защищай, а не обижай»

«Кто глупее?»

«Видно, ваша дружба до первого дождя»

«До первого дождя»

Тема “Викторина для знатоков творчества
В.Осеевой” по рассказам “Хорошее”, “Три
товарища”, “Печенье”, “Синие листья”,
“Волшебное слово”, “Плохо”, “Разделите так как
делили работу”, “Сыновья”, “Лекарство”,
“Просто старушка”.

Цель:

  • в форме кроссвордов, тестов, занимательных
    вопросов выявить на сколько хорошо знакомы дети
    с творчеством В.Осеевой.
  • приобщать детей к общечеловеческим ценностям
    (добросердечие, любовь и уважение к родным,
    совестливость).

Задачи урока

  • Воспитательная: Воспитывать приобщение к
    общечеловеческим ценностям
  • Образовательная: Совершенствовать навыки
    сознательного, беглого, выразительного,
    правильного чтения.
  • Развивающая: Развивать творческие
    способности, ассоциативное мышление.

Тип урока: комбинированный

Формы работы обучающихся:
иллюстративно-словесный

Необходимое техническое оборудование:
проектор, компьютер, интерактивная доска

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд №3

Ум и сердце в работу
вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

2. Актуализация, сообщение темы и цели урока

— Сегодня на уроке мы поговорим о прочитанных
произведениях, узнаем, о ком и о чём они, закрепим
навык употребления в речи “волшебных” слов,
будем учиться совместной деятельности (в
группах), учиться бережно относиться друг к
другу.

3. Беседа по теме

— Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете
дома разные книги. А как вы думаете, зачем
писатели пишут книги?

(чтобы интересное рассказать,

чтобы научить своих читателей чему-то,

заставить задуматься над собой, своим
поведением)

— Я вам сейчас прочитаю, что сказала о своих
произведениях одна замечательная писательница.

“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я
любила читать маленькие рассказы, я любила их за
то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз
мама спросила:

— Понравился тебе рассказ?

Я ответила: — Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

— Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала
она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о
хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а
иногда и собственных. И так как в жизни мне это
очень помогло, то я написала и для вас короткие
рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и
думать”.

— Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих
рассказах такие слова? (В.А.Осеева)

— Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве
замечательной писательницы Валентины
Александровны Осеевой и узнаем, кто из ребят
лучший знаток её произведений.

Слайд №4,5

В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье
инженера – строителя. Окончив гимназию, она
поступила в театральный институт на актерский
факультет, однако окончить его не удалось. Её
семья переехала в Подмосковье. Здесь мама
Осеевой стала работать в детском доме, а позже и
сама В.А. 17 лет отдала работе в детских домах.
Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать
нотаций, а надо воспитывать силой примера и она
стала сочинять маленькие рассказы и
пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам
очень нравились рассказы Валентины
Александровны, и именно они уговорили Осееву
написать то, что она рассказывала и отнести в
редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый
рассказ Осеевой “Гришка” — о
мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый
сборник рассказов “Рыжий кот”.

В 1952 году получила Государственную премию за
произведение “Васёк Трубачёв и его товарищи”.

Так, благодаря ребятам, мы с вами можем читать
эти замечательные рассказы.

4. Словарная работа

На доске слова:
Мудрость
Мужество
Справедливость
Дружба
Доброта
Долг
Правдивость
Заботливость
Умение помочь
Умение прощать

— Прочитайте слова. Все ли слова понятны? Если
какое-то слово не понятно, можно обратиться к
словарю.

Что это за слова?

(Это хорошие черты характера)

— А когда мы читали рассказы, о чем хотелось
подумать, чему эти рассказы учили?

(заботиться о людях
дружить помогать
быть честными)

Слайд №6,7

— Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как
важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком.
Как должен поступать настоящий друг и о том, как
иногда друзья бывают жадными, невнимательными,
трусливыми.

5. Викторина

Слайд №8

— Начнем нашу викторину для знатоков следующей
цитатой “Самое ответственное в мире дело –
искусство для детей”.

Слайд  №9 — 11 (к компьютеру приглашаются
ребята по группам)

  • Задание 1 – Найди портрет В.Осеевой

Слайд №12 — 22

  • Задание 2 – Назови рассказ по картинке.

Слайд №23 — 27

  • Задание 3 – Разгадай кроссворд “Имена”

Слайд №28 — 35

  • Задание 4 – Выбери правильный ответ

Слайд №36 – 51

  • Задание 5 – Из какого рассказа этот предмет или
    герой?

Слайд №52 – 54

  • Задание 6 – Кто и кому говорит следующие слова?

Слайд №55 – 57

  • Задание 7 – Подчеркни слова в отрывках.

Слайд №58 — 62

  • Собери пословицу и подбери к ней рассказ.

6. Итог урока

Слайд №63

— Какие “волшебные” слова мы сегодня
вспомнили? (“Спасибо”, “пожалуйста”,
“извините”, “до свидания”, “доброй ночи”,
“доброе утро”)

— Как они действуют на людей? (Люди становятся
добрее, улыбаются в ответ)

— С какой целью надо употреблять “волшебные”
слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не
огорчать людей, а радовать)

— Чему учат рассказы В.Осеевой?

— Показав замечательное творчество в группах,
этим самым вы решили задачи, поставленные в
начале урока. Посмотрим, как удалось нам их
решить.

7. Рефлексия

— Что в процессе работы для вас стало открытием?
(Что “волшебные слова” творят чудеса)

— Что удалось? (Удалось выполнить все задания, не
огорчить друг друга, работая в группах)

— Что не удалось?

Слайд №64

8. Оценивание

— Мне хочется поблагодарить вас за активность,
инициативность, творчество. Спасибо!

Использованные ресурсы

  1. Рассказы
    В.Осеевой
  2. http://yandex.ru/yandsearch?text
  3. http://images.yandex.ru/
  4. http://chastysc.ucoz.ru/publ/konspekt_uroka_literaturnogo_chtenija_dlja_
    2_klassa_tema_v_oseeva_quot_prosto_starushka_quot/4-1-0-242
  5. https://urok.1sept.ru/articles/415616/

  • Викторина по сказкам о животных с ответами
  • Викторина по сказкам народов мира с ответами презентация
  • Викторина по сказкам мероприятие
  • Викторина по сказкам маршака с ответами 1 класс
  • Викторина по сказкам крылова