Викторина по сказкам писахова с ответами 6 класс

Сценарий окружной игры по творчеству С. Г. Писахова.

Учитель – Осенихина Людмила Павловна.

МБОУ СШ №77

 г. Архангельска.

Цель: обобщить знания детей о творчестве северного писателя С.Г.Писахова.

Задачи:

  1. формировать познавательный интерес к творчеству писателей своего родного края;
  2. расширить кругозор учащихся;
  3. развивать   интеллектуальные и коммуникативные   способности детей: память, речь, наблюдательность, умение работать в команде.

Игра проводится по станциям. В игре принимают участие сборные команды учащихся 5-6 классов (по одной от каждой школы).

На каждой станции команды выполняют задания, чтобы набрать определённое количество баллов и получить слово-подсказку.

Подготовительный этап.

Школы получают приглашение на игру. Формируют команды. Участники команд должны знать биографию Писахова, его картины, сказки. А также особенности «северной говори».

Для проведения игры понадобится компьютер, экран, презентация, раздаточный материал (в Приложении). В качестве ведущих на станциях задействованы учащиеся 9 классов. В жюри приглашаются педагоги из школ.

Начало игры.

Все команды с педагогами собираются в зале или кабинете для инструктажа, который проводит один из организаторов игры.

Добрый день, уважаемые участники игры, уважаемые педагоги. Сегодня мы опять вспоминаем творчество нашего замечательного земляка – Степана Григорьевича Писахова. (На экране портрет писателя.) Начать наш разговор хочется словами Ю. Мориц. (На экране воспроизводится текст стихотворения с пропусками:

А что Степан Писахов нам ….,

Слагая сказочки на … языке,

Останется … в русской прозе

Сиять, как …, на жестоком сквозняке,

Где гаснут откровенья …,

Слагающих цитатный пантеон,

Но свеж , как небо, нецитатный … —

Степан Писахов, он из ряда вон!

Да вот беда: из текста стихотворения исчезли некоторые слова. Что же нам делать? Ну конечно! Здесь же собрались знатоки творчества Степана Григорьевича! Ребята, вы сможете восстановить этот текст. Но для этого надо пройти по станциям и выполнить задания, чтобы получить слова-подсказки. Готовы? Тогда в путь! Каждая команда получит маршрутный лист и отправится по станциям. А когда пройдёте все испытания, мы встретимся здесь и подведём итоги. Удачи!

Команды получают у организатора маршрутные листы и отправляются в путь.

1 станция. Биография.

Задание по биографии С. Г. Писахова. 10 вопросов – 13 балов. Слово – подсказка(«сморозил») даётся за 5 баллов.

  1. Год Пейсах – что означают эти слова и какое отношение имеет к ним Писахов? ( Отец писателя, еврей Год Пейсах, крестился в православие и стал Григорием Михайловичем Писаховым.)

1 балл

  1. Какое отношение имеет Писахов к купечеству? ( В Архангельске Григорий Писахов женился, записался в купеческую гильдию.)

1 балл

  1. Писахов должен был стать профессиональным сказочником. Почему? (Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональным сказочником-рассказчиком.)

1 балл

  1. Согласно материалам Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, в семье 49-летнего купца были жена Ирина Ивановна, 45 лет, сын Степан, 17 лет, и дочери Таисья, Серафима и Евпраксинья, соответственно 18, 13 и 11 лет. Но ведь у Писахова был старший брат. Почему о нём нет упоминания в этом документе? (Старший брат Павел в переписи не указывался: к тому времени он сбежал в Америку.)

1 балл

  1. Отец пытался приучить мальчика к ювелирным и граверным делам. А чего не одобрял отец? ( Увлечения живописью и чтения.)

2 балла

  1. Какая книга поразила детское воображение писахова? («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Сервантеса.)

2 балла: название и автор

  1. Книга Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» подогревала желание Писахова убежать из-под опеки отца. Назовите первое место, куда отправляется Писахов – путешественник? (Соловки.)

1 балл

  1. В Риме, в Академии святого Луки, Писахов выставил свои работы, они потрясли зрителей. Чем? (Серебряным сиянием.)

1 балл

  1. Писахов очень много путешествовал по свету, однако всегда возвращался на Север. Какое место особенно привлекало его? (Очень любил бывать на Кий-острове.)

1 балл

  1. Когда была опубликована первая сказка Писахова и как она называлась? (В 1924 году в сборнике «На Северной Двине» была опубликована первая сказка Писахова «Не любо — не слушай…». )

2 балла

2 станция. Улицы Архангельска.

Командам задаются вопросы. 4 блока по 4 вопроса. Ведущие, получив правильный ответ, отмечают на карте Архангельска угаданную улицу. Всего за вопросы команда получает 21 балл. Слово-подсказка («звёздном») даётся за 9 баллов.

1 блок

Поморская – самая известная улица Архангельска.

  1. Как раньше называлась Поморская?

Проезжая, т.к. пронизывала весь город от реки до «мхов»;

Буяновская(Буянова)

2 балла

  1. Почему Буяновская?

Буяновская, т.к. берёт своё начало от пристани (буяна). Есть мнение, что название улица получила по фамилии стрельца, чей дом стоял в начале улицы;

  1. балла
  1. Здесь стоял дом Писаховых. Назовите номер дома?

27

1балл

  1. На углу Поморской и Троицкого проспекта находилась лавка отца Писахова.

Чем занимался отец?

Ювелир.

1 балл

2 блок

1)В Москве есть пешеходная улица Арбат .  А в Архангельске — …?

Чумбаровка.

1 балл

2) Как раньше называлась эта улица?

Большая Мещанская. А затем – Псковский проспект.

  1. балла
  1. Здесь селились купцы и состоятельные горожане. Дом какого промышленника сейчас сохранён как музей?

Усадьба Куницыной.

1 балл

  1. Что связывает эту улицу с именем Писахова?

Памятник самому Писахову. Автор – Сергей Сюхин. И его же проект – памятник Сене Малине.

3 балла

3 блок

  1. В сказке «Налим Малиныч» Сеня отправился посмотреть парад на площадь.

Какую?

Соборную

  1. балл
  1. Почему она так называлась?

Располагалась напротив Троицкого собора

1 балл

     3)Что теперь располагается на месте собора?

Драмтеатр

1 балл

4) Возле собора на берегу располагалась пристань.

Как она называлась?

Соборная, или Красная

1 балл

4 блок

  1. От Соборной площади  по набережной возвращаемся к Поморской.

Как называлась раньше эта улица?

Торговая

1 балл

  1. Почему так называлась?

Здесь шла бойкая торговля , располагались базары и лавки купцов, а также монастырские подворья

  1. балл
  1. На углу Поморской и Торговой улиц  сохранилось историческое здание, ставшее ещё одной частью музейного комплекса Архангельска. Чей это дом?

Дом Плотниковой.

1 балл

4)        Как назывался спуск от Поморской к реке?

Юрьев звоз

  1. балл

3 станция. Переведи слово.

В сказках Писахова часто встречаются диалектные слова. Вам надо их перевести на современный язык.

Команды получают карточку. Где даны слова. Напротив каждого диалектного слова надо написать современное. 10 слов-10 баллов. Слово-подсказка («небесно») даётся за 5 слов.

уйма

паужна

гунушки

шаркунок

взаболь

дакосе

быванье

потемень

вызнялась

штофник

     4  станция. Картины.

Презентация по картинам Писахова(в Приложении). Слово-подсказка («праздник») даётся за 3 балла.

  1. станция. Найди слова.

Даётся фрагмент из сказки. Задание: найти в тексте слова и формы слов, характерные для северного говора.

Я вот сам на лодчонке выскочил в океан (тоже на Мурмане дело было), от артели поотстал да вздремнул, и сон такой ладной завидел, да лодка со всего ходу застопорила разом. Я чуть за борт не вытряхнулся. Протер глаза — я со всего парусного да поветренного ходу на косяк трески налетел.

В беспокойство не вошел: не к чему себя тревожить. Оглядел косяк, глазами смерил — вышло километров на пятьсот. Длинной палкой толшшину узнал — вышло двадцать пять метров. Дело подходяшше: ехать можно. А на тресковой косяк лесу всякого нанесло. Смастерил избушку, огонь развел, уху сварил. Рыба тут. На рыбе еду, рыбу варю. Поел да поспал, поспал да поел. Меня треска и кормит и везет.

Пора бы к дому сворачивать. А весь косяк хвостом мотнул да на север повернул. И понеслись мы мимо Новой Земли, в океан Ледовитой. На льдинах встречных алыми платочками, что жоне с Мурмана вез, знаки свои поставил. Погулял, и домой пора. Досками отгородил от всего косяка клин километров в пять. Высмотрел вожака-рыбу, накинул узду. И так ладно вышло! Правлю, куда надо, весь косяк вожжой поворачиваю. К дому свернул. Шибче парохода шел.

В городе у рыбной пристани углом: пристал. Пристал и почал торговать свежей треской: на что свежее — живая в воде.

  1. слов – 8 баллов. Слово-подсказка («поколений») даётся за 5 слов.

6 станция. Веришь – не веришь.

Командам предлагаются вопросы, на которые надо ответить «верю» или «не верю» и объяснить почему.

Верите ли вы, что…

Пейзажи – это не только картины природы, но бывают и пейзажи души?

(Да.  

Так Писахов называл свои картины)

Верите ли вы, что…

Писахов был награждён золотой медалью?

    (Нет.

 Серебряной. За выставку своих  картин «Север в картинах». Петербург. 1912 г.

Верите ли вы, что…

Слова имеют свой цвет?

   (Да.

Сказка Северно сияние»

Верите ли вы, что…

Белое море так назвали из-за того, что в него пролили сметану?

  (Нет.

Молоко. Сказка уже стала»)

Верите ли вы, что…

Писахов был колдуном?

   (Да.

 Его называли Словесный колдун ( Демьян Бедный)

Верите ли вы, что…

Писахов отправился в путешествие по дальним странам после окончания училища?

  (Нет.

Он не закончил учёбу, т.к. его исключили за вольнодумство и запретили учиться в России)

Верите ли вы, что…

Писахов учился в художественном училище в Санкт-Петербурге?

  (Нет.

В Петербурге)

Верите ли вы, что…

Можно выспаться в воздухе, на весу, как в невесомости?

  (Да.

Сеня зацепился пуговицей за дождевой жёлоб и уснул. Сказка «как наряжаются»)

Верите ли вы, что…

Мода бывает высокой и громкой?

  (Да.

 Сказка «Громка мода»)

Верите ли вы, что…

что у Сени есть семья: жена и дети, семеро по лавкам?

(Нет. 

Семеро на лавке, пять на печи. Сказка «Угольно железо»)

Верите ли вы, что…

в реке можно выращивать  фрукты?

(Да.

Сказка «Апельсин»)

Верите ли вы, что…

радугу можно использовать в быту?

(Да.

Вместо освещения. Сказка «Своя радуга»)

Условия задания: 1) угадать ответ – 1 б.

2) прокомментировать, почему и из какой сказки – 1 б.

Всего – 24 балла. Слово-подсказка даётся за10 баллов.

Итоги.

Команды возвращаются в зал, где начиналась игра. Сдают жюри маршрутные листы.  Получают листы с текстом стихотворения(с пропусками) и вписывают полученные слова-подсказки. Жюри  в это время подводит итоги по маршрутным листам. Затем добавляют по 5 баллов за составленное стихотворение. Если команда собрала не все слова, то она может придумать подходящие по смыслу слова. Но за это получит не более 2 баллов. Жюри зачитывает авторский текст стихотворения и подводит окончательные итоги.

Наибольшее количество баллов за игру – 89.

Приложение.

1.

Маршрутный лист команды  (название или № школы)

                              Станции

Баллы.

1

2

3

4

5

6

Итог

2.Напечатанные на отдельных карточках слова(для каждой станции столько карточек с одним словом, сколько команд участвует в игре).

 Сморозил. Звёздном. Небесно. Праздник. Поколений. Гений.

Таблица для 3 станции.

уйма

очень много

паужна

полдник

гунушки

губки бантиком

шаркунок

погремушка

взаболь

на самом деле, правда

дакосе

таким образом, в таком случае

быванье

случай, событие

потемень

темнота, сумерки

вызнялась

поднялась

штофник

старинный сарафан

  1. станция. Найди слова.

Окончание  -ой вместо  -ый: ладной, тресковой, Ледовитой.

Удвоение шипящих звуков: толшшину, подходяшше.

Твёрдый звук «Ж»: жоне.

Диалектные слова: шибче, почал.


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: литерат 3 класс (Автосохраненный).docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Казачья викторина.docx, Васюткино озеро викторина.docx, Тест по сказкам Шарля Перро.doc, 5 класс викторина география.docx, Губка боб викторина.docx, Презентация Викторина Растения вокруг нас .doc, ТЕМЫ УРОК ИГР ВИКТОРИНА НА ДЕКАДУ НАУКИ 05 12 -15 12.docx, Познавательная викторина Ответы.docx, _Юный художник_ игра — викторина.docx, Экологическая викторина.pptx


Тема занятия: Сказки Степана Писахова

Цели:

  • познакомить с личностью северного сказочника С.Г.Писахова,
  • расширить представление о его литературном творчестве,
  • заострить внимание на особенностях его сказочного творчества, поэтике его произведений.

Оборудование:

  • Портрет С.Г. Писахова
  • Презентация
  • Викторина по сказкам С.Г.Писахова
  • Выставка книг С.Г.Писахова
  • Иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова
  • Словарь по сказкам С. Писахова

Форма проведения занятия: литературная викторина

1) Вступление.

— Что вы знаете о С. Г. Писахове?

— Какие его произведения вам знакомы?

2) Биографическая справка.

С.Г. Писахов (12 окт. 1879 – 1960) прожил в Архангельске всю жизнь и любил повторять, что “родился в той комнате, в которой живёт до сих пор”, в доме по ул. Поморской, принадлежащем его отцу. Слайд 1

Отец, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии. Мать была местной, с Пинежья. Слайд 2

С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал стремлений сына.

Творческая биография Писахова сложилась так, что сначала он завоевал известность как талантливый живописец, певец северной природы. Ещё до революции картины Писахова экспонировались в Москве и Петербурге. Слайд 3

В 1902 г. Он поступил в художественное училище в Петербурге. В 1905 г. его за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России, он два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера.

Охоту к перемене мест Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень.

Писахов изучил быт и культуру Севера, как никто другой знал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.

В Архангельске Писахов был заметной фигурой, его считали “достопримечательностью” города. Когда он шёл по улице, архангелогородцы узнавали знаменитого сказочника:

“Был он приземист и широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос”.

Дети нисколько не боялись его, приходили к нему в дом на улице Поморской целыми классами – “за книжками”. И он дарил им свои “сказки”, сколько экземпляров находилось. Слайд4

Писахов почти 25 лет проработал в школе. Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска.

Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной Двине”.

3) Викторина «К какой сказке эта иллюстрация?» Слайд 5-11

4) Викторина “Откуда эти строки?” Слайд 12-17

  1. “Спи – отдыхай” (“Как поп работницу нанимал”)
  2. “В стары годы морозы были градусов на 200-300. На моей памяти доходило до 500. старики сказывают – до 700 было, да мы не очень верим”. (“Морожены песни”)
  3. “На что волки вредны животные, а коли к разу придутся, то и волки в пользу живут”.(“Морожены волки”)
  4. “Дома за мужа взялась, и пилила, и пилила. В мужике сквозна дырка засветилась”.(“Перепилиха”)
  5. “Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с водой была, так вода от моей горячности вскипела.” (“Морожены волки”)

5) Общая характеристика сказок С. Писахова.

а) Сказки о севере – Писахов прекрасно знает и горячо любит свой суровый архангельский край.

б) Обозначено место действия почти всегда точно. Большинство сказок имеет один и тот же адрес: деревня Уйма, что в 18 верстах от Архангельска.

в) Основной герой его сказок – народ.

г) Сказки Писахова передаются от лица подставного рассказчика, весёлого балагура Малины.

Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма. Это человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник; И в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал.

Из его рассказов узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, что детей у него “семеро на лавке, пять на печи”.

Сеня Малина хорошо знает крестьянскую жизнь, знает все нужды мужика, его думы и чаяния.

Сердце Малины согрето любовью к родному краю, который “и в старо время был самолучшим”. Малина влюблён в родную деревню и твёрдо уверен, что были бы мужики “первеющими богатеями”, если бы “злыдни” проклятые, чиновники, урядники да попы не грабили народ.

д) Образ Сени Малины имел реальный прототип. Имя героя не выдумано. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.

“С Сеней Малиной я познакомился в 1928 г. Жил Малина в деревне Уйма, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своём тяжёлом детстве. На прощание рассказал, как он с дедом “на корабле через Карпаты ездил” и “как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 г.”

Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков – я свои сказки веду от имени Сени Малины.

Сеня Малина – великий умелец. Всё он умеет делать: ловить рыбу, собирать ягоды, охотиться, работать на «железке”, править пароходом, торговать на базаре. И как делать, как работать ? Весело, с азартом, «в десять рук”, как говорит он сам, и изобретательно, находчиво.

Ну мыслимо ли въяве баню в пароход превратить? А Сеня Малина баню углом в воду столкнул, в крышу жердину с половиком воткнул, «баню натопил, пару нагонил, трубой дым пустил” – в море поплыл. А песни, обыкновенные северные песни можно заморозить да ещё на продажу за море вывозить ? Можно. «Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют”.

Сеня Малина всё может, всё умеет. Для него, с его несравненной смекалкой и предприимчивостью, ничего невозможного нет. Он засушивает впрок, про запас северное сияние – зимой, в тёмное время, ах, как светло с ним ! Он переправляется на корабле через Карпаты, он расхаживает по городу с налимом, как с собачкой, на верёвочке, волков в лесу не ружьём, а лютым холодом берёт-морозит. Да чего-чего он только не придумывает, каких только номеров не выкидывает!

5) В сказках С. Писахова много характерной поморской лексики. Попробуйте догадаться, что обозначают некоторые слова из его сказок. Слайд 19

6) Блиц – опрос «Из биографии северного сказочника».

7) Итог

— Что узнали нового? Кого заинтересовали сказки?

— Какая сказка вам больше всего понравилась?

Спасибо! Вы – молодцы!

Интерактивная игра «Что? Где? Когда?» подготовительная группа.

Цель игры: Закрепить знания детей о литературном творчестве С.Г. Писахова.

Задачи игры:

1. Развивать у детей интерес к художественной литературе через сказки нашего земляка С. Писахова. Обратить внимание детей на выразительные средства, особенности северного говора.

2. Развивать у детей интеллектуальные способности, чувство юмора, находчивость, умение работать в коллективе.

3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к народному богатству Севера.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное устройство, экран.

Форма: Интерактивная игра «Что? Где? Когда?»

Ход игры.

Уважаемые гости, родители, разрешите представить вам команду «Знатоков» Давайте их поприветствуем.

(Звучит музыка, входят ребята из подготовительной группы).

Слайд № 1. Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Тема нашей игры: «Сказки Степана Писахова».

«Степан Григорьевич Писахов был поистине поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – всё, что составляет самую глубокую природу северного края», — так считает писатель В. Лидин, близко знавший Писахова.

Рождались сказки в гуще народного словотворчества, поэтому в них звучит живая и чистая северная речь, очень выразительная и яркая. В сказках много характерной поморской лексики. Мы ещё раз в этом убедимся и проверим знания у детей по произведениям нашего северного писателя – сказочника Степана Григорьевича Писахова.

Слайд № 2.  А теперь о правилах нашей игры.

На экране будет появляться вопрос и три варианта ответа. Дети по очереди будут выбирать варианты ответа. Если он верен, то на экране появится солнышко. Если ответ не точен, то – тучка, тогда надо будет попробовать еще раз. Правила понятны? Итак, начинаем игру.

Слайд № 3. Какой памятник героя и из какого произведения Степана Писахова стоит на проспекте Чумбарова — Лучинского? (Сеня Малина из сказки «Налим Налимыч»)

— Сеня Малина

— Борис Викторович Шергин

— Степан Григорьевич Писахов

Потемень в воде. Свету – что в проруби, да скрозь лед чуть-чутошно сосвечиват. Ко дну иду и вижу – рыба всяка спит. Рыбы видимо-невидимо. Чем ниже, тем рыба крупней. На самом дне я на матерушшого налима наскочил. Спал налим крепкой спячкой. Разбудился налим, да и спросонок к

проруби. Я на налима верхом скочил, в прорубь выскочил, на лед налима выташшил. На морозном солнышке наскоро пообсох, рыбину под мышку – и прямиком на соборну плошшадь.

Слайд № 4. Какое явление природы встречается в сказке С. Писахова? («Северное сияние»)

— Туман

— Гроза

— Северное сияние

Девки у нас модницы, выдумщицы, северно сияние в косах носят – как месяц светит! Да ещё из сияния звёзд наплетут, на лоб налепят. Страсть, сколь красиво! Просто андели!

Слайд № 5. Главный обитатель северного полюса, встречающийся в сказке С. Писахова? (Белые медведи»)

— Морж

— Белый медведь

— Песец

Вот теперича на Нову Землю ездить стало нипочем. А в старо время, когда мы, промышленники, туда дорогу протаптывали, своими боками обминали, солоно доставалось.

К примеру, скажу о первой попаже на Нову Землю и как белы медведи меня ловили, а я их поймал.

Слайд № 6. В какой сказке С. Писахова героиня имеет необычный голос? («Перепилиха»)

— «Перепилиха»

— «Золушка»

— «Крошечка –Хаврошечка»

Глянь-ко, гость, на улицу. Вишь – Перепилиха идет? Сама перестарок, а гляди-ко, фасониста идет, буди жгется: как таракан по горячей печи. Голос у ее такой пронзительной силы, что страсть! И с чего взялось? С медведя.

Слайд № 7. В каком произведении С. Писахова выросло посреди реки цитрусовое дерево? («Апельсин»)

— Лимон

— Грейпфрут

— Апельсин

Наш край летом богат светом. Солнце круглосутошно. Апельсины незамедлительно поспели. На длинных ветвях, на зеленых листах – как фонарики золоты поблескивают. Апельсинов множество, видать, крупны, сочны, да от воды высоко – ни рукой, ни веслом не достанешь, на воду лестницу не поставишь.

Слайд № 8. Кого нанимал поп на работу в сказке Писахова? («Как поп работницу нанимал»)

— Балда

— Работница

— Дюймовочка.

Тебе, девка, житье у меня будет лёгкое, — не столько работать, сколько отдыхать будешь!

Утром станешь, ну, как подобат, – до свету. Избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на поскотину выпустишь, в хлеву приберешься и – спи-отдыхай!

Слайд № 9. Какое отрицательное качество характера человека отображено в сказке С. Писахова?

— Гордость

— Зависть

— Лень

Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка. А как лень изживем – счастливо заживем.

Слайд № 10. В каком произведении С. Писахова женщина выбирала ткани? («Модница»)

— Золушка

— Модница

— Крошечка-Хаврошечка

Так вот пришла модница, фасонность и ногами, и руками, и всем телом проделала, головой по-особенному мотнула, глазами сначала под лоб завела, потом кругом повела и завыговаривала:

— Ах, ах, ах! Надобно мне-ка материи на платье! И самой модной-размодной! Чтобы ни у кого не было модней мого! Чтобы была сама распоследня мода!

Приказчик кренделем изогнулся, руки фертом растопырил, ноги колесом закрутил и тоже в нос да с завыванием залопотал под стать моднице:

— Да-с, у нас для вас есть в аккурат то, что вам желательно-с!

На этом наша интерактивная игра подошла к концу. Ребята, вы показали отличную подготовку по сказкам С. Писахова. Спасибо всем за участие.

Уважаемые зрители! Вы внимательно следили за игрой и за нашими игроками. Вы видели и слышали, кто выдвигал правильные версии. Какой игрок, по вашему мнению, был самый сильный в сегодняшней игре? Напишите на листочках всего одну фамилию. Он получит в сегодняшней игре свой приз. (Награждение)

До новых встреч за нашим игровым столом. Всего вам доброго!

Библиография.

Писахов С.Г. Сказки. Очерки. Письма. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1985. – 367 с. – (Серия «Русский Север»)

Пономарёв Б. С. Буйство писаховской фантазии. // Пономарёв Б. С. Литературный Архангельск: События, имена, факты 1928-1988. – 2-е изд., доп. и испр. — Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1989. – С.77-84.

Просмотр содержимого документа

«Интерактивная игра «Что? Где? Когда? по «Сказкам Степана Писахова»»

Цели:

  • учить анализировать полученную информацию;
  • способствовать развитию внимания, памяти,
    мышления, воображения учащихся;
  • совершенствовать навыки групповой работы;
  • способствовать воспитанию всесторонне
    развитой, гармоничной личности.

Оборудование:медиапроектор (для презентации:
Приложение 1)

Участники игры — ученики (3 команды). В начале
игры проводится жеребьёвка (какая команда
отвечает первой, какая — второй, какая – третьей).

Презентация.

Раунд I. ПИСАТЕЛИ

Слайд 3. Перед вами фотографии шести
писателей, произведения которых вы читали в этом
году в рамках проекта “Успешное чтение”.

  • Команда №1 – находит портрет Лазаря Лагина
  • Команда №2 – портрет Степана Писахова
  • Команда №3 – портрет Михаила Зощенко.

Слайд 4. – правильные ответы.

А сейчас проверим, как вы знаете биографию этих
писателей

Слайд 5. Вопросы командам:

1. У кого из писателей был псевдоним? (У Лазаря
Иосифовича Гинзбурга – Лагин)

2. Кто из писателей прожил 80 лет? (Степан
Григорьевич Писахов)

3. Кто родился в семье потомственного дворянина?
(Михаил Михайлович Зощенко).


Слайд 6.

1. Кто из писателей обучался на юридическом
факультете? (Зощенко)

2. Кто обучался в консерватории? (Лагин)

3. Кто обучался мастерству художника? (Писахов)


Слайд 7.

1. Кто из писателей много путешествовал? (Писахов)

2. Кто участвовал в I мировой и гражданской
войне? (Зощенко)

3. Кто в 15 лет добровольцем ушёл на гражданскую
войну? (Лагин)


Слайд 8.

1. Кто из писателей написал несколько пьес для
театра? (Зощенко)

2. Кто работал в журнале “Крокодил”? (Зощенко
и Лагин)

3. Кто однажды в союзе писателей “держал речь”
целых 3 часа 15 минут? (Писахов)


Слайд 9.

1. Какая сказка Писахова была напечатана первой?
(“Не любо – не слушай”)

2. Какой предмет преподавал Писахов в школах
Архангельска? (рисование в 3, 5 и 6 школах)

3. От чьего имени писал сказки Писахов? (от
имени крестьянина из Уймы Сени Малины, реального
человека).


Слайд 10.

Раунд II. СКАЗКИ ПИСАХОВА

Слайд 11.

1. Кого северяне называли “ледяники”? (“ Таки
люди, которы ледяным промыслом живут” — сказка
“Не любо – не слушай”).

2. Что сушили северные жители, готовясь к зиме? (северное
сияние – “Северно сияние”)

3. Что замораживали и продавали иностранцам? (песни
– “Морожены песни”).


Слайд 12.

1. На каком необычном судне Сеня Малина однажды
вышел в море? (в бане – сказка “Баня в море”)

2. Что такое “кислышти”? (бутылочный квас –
сказка “Кислы шти”)

3. Что ловил про запас и запирал в “холодну
баню” Сеня Малина? (ветры – “Ветер про запас”)


Слайд 13.

1. Куда Сеня поселил Налима Малиныча? (в конуру,
в старую квашню с водой – “Налим Малиныч”)

2. Отчего у Сени заболели зубы? (поел сахарной
редьки – “Сахарна редька”)

3. Кто подарил Сене золотую “с каменьем”
табакерку? (Наполеон – “Наполеон”).


Слайд 14.

1. Кто такие “франт и франтиха”? (модник и
модница – “Апельсин”).

2. Как китов использовали для “прохлаждения
воздуха”? (заставляли для прохлаждения воздуха
воду столбом пускать – “Не любо – не слушай”).

3. Какую зарплату обещал поп нанимаемой
работнице? (“кажной год по рублю” — “Как поп
работницу нанимал”).


Слайд 15.

1. Как односельчане утихомиривали Перепилиху? (поливал
водой)

2. На чём играл муж Перепилихи? (Вынимал из
дырки в груди пробку “…дух пойдёт сквозной и
заиграт музыкой приятной.”)

3. Как люди стали использовать способность
Перепилихи? (“…посылали дерёва да кусты
голосом рубить”.)


Слайд 16.

Раунд III. РЮКЗАК ГЕРОЯ

Каждая команда берёт у ведущего рюкзак. В нём –
три предмета, которые принадлежат героям трёх
произведений. Участники должны назвать
произведение и героя, которому принадлежит
данная вещь.

1 рюкзак – связка бананов, школьный дневник,
блины
(бананы подарили индусы Жене
Богораду, когда Хоттабыч “закинул” его в Индию
– “Старик Хоттабыч”; дневник принадлежал
Миньке – “Не надо врать” — “Лёля и Минька”; блины
– их ела купчиха” со сметаной, икрой, сёмгой,
грибочками, селёдочкой, мелким луком, сахаром,
вареньем, разными припёками,… со вздохами и с
выпивкой” — “Как купчиха постничала”).

2 рюкзакперочинный ножик, 2 копейки,
апельсин (
ножиком Волька открыл древний
сосуд и выпустил Хоттабыча – “Старик Хоттабыч”;
2 копейки выручила Лёля, продав тряпичнику
старую калошу и купила на них земляничного
мороженого себе и брату; апельсин вырос
посередине реки – “Апельсин”).

3 рюкзак3 золотые монеты, коробка из-под
конфет, редька
(3 золотые монеты – столько
оставил себе Волька из подаренных ему Хоттабычем
246 тюков золота, серебра и драгоценных камней,
остальное джинн по его просьбе сдал в отделение
Государственного банка “на любые нужды”; коробка
из-под конфет
принадлежала Лёле и Миньке, они
положили туда лягушку и паука, чтобы посмеяться
над тем, кто найдёт её – “Лёля и Минька” —
“Находка”; редьку ел Сеня Малина” кусками,
ломтями, с солью, голью, с квасом, с маслом, мочёну,
сушёну, с хлебом, с кашей, с блинами, тёрту, маком,
так…” — “Сахарна редька”).

Слайд 17.

Раунд IV. Михаил Зощенко “Лёля и Минька”

Слайд 18.

1. За что Минька получил свою первую единицу? (не
выучил стихотворение – “Не надо врать”).

2. Назовите любимую еду Миньки. (мороженое –
“Галоши и мороженое”).

3. Что делали родители, когда Минька болел? (“засыпали
меня подарками” — “Тридцать лет спустя”).


Слайд 19.

1. О чём, по мнению Зощенко, нужно думать, когда
ешь мороженое? (“Заслужил ли я это сладкое, не
соврал ли и не надул ли кого-нибудь?” — “Галоши и
мороженое”).

2. Какие люди “живут крайне долго и отличаются
хорошим здоровьем”? (добрые – “Тридцать лет
спустя”).

3. “Лучший мальчик на свете тот, который…” (
“…сделает что-нибудь хорошее и после этим не
будет хвастаться.” — “Бабушкин подарок”).


Слайд 20.

1. Зачем дети решили отправиться в кругосветное
путешествие? (“…будем идти напрямик до тех
пор,пока не вернёмся сюда обратно.” — “Великие
путешественники”).

2. Как, по словам Стёпки, путешественники
поступали, чтобы не сбиться с пути? (Ложась
спать, протягивали ноги в том направлении, каком
надо идти. – “Путешественники”).

3. Что сделали Лёля и Минька, чтобы побыстрее
вернуться домой? (Развернули спящего Стёпку. –
“Путешественники”).


Слайд 21.

Раунд V. Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”

Слайд 22.

1. В каком классе учился Волька? (в 6 Б классе).

2. Где работал его отец? (на заводе).

3. Назовите полное имя Вольки. (Владимир
Алексеевич Костыльков).


Слайд 23.

1. Какой вопрос достался Вольке на экзамене?
(про Индию)

2. Что сделал Хоттабыч, чтобы Вольку пропустили
на вечерний сеанс? (наколдовал ему роскошную
русую бороду).

3. Что испугало Хоттабыча в кинотеатре? (паровозный
гудок).


Слайд 24.

1. Когда Хоттабыч не мог колдовать? (когда у
него сырая борода).

2. В кого превращался Хоттабыч у Вольки дома?
золотую рыбку и жил в аквариуме).

3. Какое блюдо понравилось Хоттабычу в цирке? (эскимо,
съел 43 порции).


Слайд 25.

1. Куда Хоттабыч отправил Женю? (в Индию, где
его должны были продать в рабство).

2.  Как Хоттабыч наказал Гогу,
обидевшегоВольку? (Гога стал лаять).

3. Как Хоттабыч поступил с хулиганом Серёжкой
Хряком? (Серёжка привёл с собой за руку четырёх
друзей и попросил составить на них протокол за
хулиганство.Хоттабыч “слепил” их руки вместе,
пока протокол не будет составлен и сказал, что
они будут слипаться всякий раз, когда они будут
хулиганить).


Слайд 26.

1. В связи с каким событием в книге упоминается
город Архангельск? (От Красной пристани
Архангельского порта отвалил ледокольный
пароход “Ладога” — “Самая короткая глава”).

2. Каким “волшебством” Волька напугал Омара
Юсуфа? (пообещал ему, что остановит заход
солнца)

3. Во что превратился брат Хоттабыча из-за
своего несносного характера? (в спутник Земли, а
потом в спутник собственного спутника).


6. Подведение итогов.

Использованная литература.

1. Лагин Лазарь Иосифович. Старик Хоттабыч.
Повесть-сказка. Редакционно-издательский центр
“ВЯЙНОЛА”. 1992. – 372 с.

2. Зощенко Михаил Михайлович. Лёля и Минька.
Рассказы. – Ленинград, “Детская литература”, 1990.

3. Писахов Степан Григорьевич. Сказки.
Архангельск, — Северо-западное книжное
издательство,1978.

4. Ресурсы ИНТЕРНЕТ.

Слайд 11 тур
2 тур
Использован шаблон создания тестов в PowerPoint

1 тур 2 турИспользован шаблон создания тестов в PowerPoint


Слайд 2Ваш результат
Верно: 3
Ошибки: 7

Время: 0 мин. 23 сек.
ещё
исправить

Ваш результатВерно: 3Ошибки: 7Время: 0 мин. 23 сек.ещёисправить


Слайд 3Писахов С.Г.
Пушкин А.С.
Бианки В.В.
Вопрос 1
Кто изображен на фотографии?

Писахов С.Г.Пушкин А.С.Бианки В.В.Вопрос 1 Кто изображен на фотографии?


Слайд 435 верст
50 верст
2 версты
Вопрос 2
Ширина Северной Двины в узком месте

35 верст50 верст2 верстыВопрос 2 Ширина Северной Двины в узком месте


Слайд 5100 лет
1 год
2 года
Вопрос 3
Срок службы вечной льдины

100 лет1 год2 годаВопрос 3 Срок службы вечной льдины


Слайд 6Рубль в год
Тысяча в месяц
Десять тысяч в год
Вопрос 4
Какую зарплату

обещал поп нанимаемой работнице?

Рубль в годТысяча в месяцДесять тысяч в годВопрос 4 Какую зарплату обещал поп нанимаемой работнице?


Слайд 7ветры
зайцев
рыбу
Вопрос 5
Что ловил про запас и запирал в «холодную баню»

Сеня Малина?

ветрызайцеврыбуВопрос 5 Что ловил про запас и запирал в


Слайд 8северное сияние
рыбу
мясо
Вопрос 6
Что сушили северные жители, готовясь к зиме?

северное сияниерыбумясоВопрос 6Что сушили северные жители, готовясь к зиме?


Слайд 9поливали водой
угощали конфетой
уговаривали
Вопрос 7
Как односельчание утихомировали Перепилиху?

поливали водойугощали конфетойуговаривалиВопрос 7 Как односельчание утихомировали Перепилиху?


Слайд 10апельсинами
бананами
яблоками
Вопрос 8
Каким фруктами накормил Малина Уемлян?

апельсинамибананамияблокамиВопрос 8 Каким фруктами накормил Малина Уемлян?


Слайд 11рябинового
липового
дубового
Вопрос 9
От какого веника в бане «пару больше, жар легче

и дух вольготнее?»

рябиновоголиповогодубовогоВопрос 9 От какого веника в бане


Слайд 12поел сахарной редьки
выпил холодной воды
плохо чистил зубы
Вопрос 10
Отчего у Сени заболели

зубы?

поел сахарной редькивыпил холодной водыплохо чистил зубыВопрос 10Отчего у Сени заболели зубы?


Слайд 13Вопрос 1
Бутылочный квас
Суп
Газировка
Окрошка
Что такое «кислышти»?

Вопрос 1 Бутылочный квасСупГазировкаОкрошка Что такое


Слайд 14Вопрос 2
Песни
Рыбу
Мороженое
Мясо
Что замораживали и продавали иностранцам?

Вопрос 2 ПесниРыбуМороженоеМясоЧто замораживали и продавали иностранцам?


Слайд 15Вопрос 3
В бане
На печке
На подводной лодке
На льдине
На каком необычном судне

Сеня МАлина однажды вышел в море?

Вопрос 3 В банеНа печкеНа подводной лодкеНа льдинеНа каком необычном судне Сеня МАлина однажды вышел в море?


Слайд 16Вопрос 4
В разных местах дыр наделали…
По телевизору
На воздушном шаре
Во сне
Каким

образом все жители Уймы смогли мир посмотреть?

Вопрос 4 В разных местах дыр наделали…По телевизоруНа воздушном шареВо снеКаким образом все жители Уймы смогли мир


Слайд 17Вопрос 5
Про девушек
Про дома
Про звезды
Про комаров
О ком пели песню:
«У

зари, у зореньки
Много ясных звезд,
А в деревние Уйме им и счету нет!»?

Вопрос 5 Про девушекПро домаПро звездыПро комаровО ком пели песню:


Слайд 18Вопрос 6
Карька
Маленький
Буцефал
Петруша
Как звали коня Сени Малины?

Вопрос 6 КарькаМаленькийБуцефалПетрушаКак звали коня Сени Малины?


Слайд 19Вопрос 7
Чашки
Чайник
Сынок
Папа
Кто пел эту песню?
«Папа скоро закипит,
папа скоро

закипит»?

Вопрос 7 ЧашкиЧайникСынокПапаКто пел эту песню?


Слайд 20Вопрос 8
Для защиты кармана
Чтоб коту не было скучно
С котом

ехать веселей

Спасатся от мышей

С какой целью Малина сажал в карман кота, когда ехал в город?

Вопрос 8 Для защиты карманаЧтоб коту не было скучно С котом ехать веселейСпасатся от мышейС какой целью


Слайд 21Вопрос 9
Наполеон
Писахов
Жена
Налим
Кто подарил Сене золотую «с каменьем» табакерку»?

Вопрос 9 НаполеонПисаховЖенаНалимКто подарил Сене золотую


Слайд 22Вопрос 10
Полулицы
1 м
1 км
1 см
Какова ширина самоходных
пряников, которым

угощались жители Уймы?

Вопрос 10 Полулицы1 м1 км1 смКакова ширина самоходных   пряников, которым угощались жители Уймы?


Слайд 23Вопрос 11
Своим жаром
Солнечным светом
Углем
Дровами
Чем однажды Сеня Малина по всей Уйме

бани нагрел?

Вопрос 11 Своим жаромСолнечным светомУглемДровамиЧем однажды Сеня Малина по всей Уйме бани нагрел?


Слайд 24Вопрос 12
Лежантьин
Бирюзовый
Ментоловый
Семужный
Самый модный цвет?

Вопрос 12 ЛежантьинБирюзовыйМентоловыйСемужныйСамый модный цвет?


Слайд 25Вопрос 13
«Морожены песни»
«Морожены волки»
«Ледяной потолок над деревней»
«Снежны вехи»
Как называется сказка:

«В стары годы морозы были градусов на 200-300.
На моей памяти доходило до 500.
Старики сказывают — до 700 было,
да мы не очень верим».

Вопрос 13 «Морожены песни»«Морожены волки»«Ледяной потолок над деревней»«Снежны вехи»Как называется сказка:


Слайд 26Вопрос 14
«Морожены волки»
«Морожены песни»

«Ледяной потолок над деревней»

«Снежны вехи»
Из какой сказки

эти слова: «Я разгорячился!
Да так разгорячился, что бок ожгло!
Хватил рукой,
а в кармане у меня бутылка с водой была,
так вода от моей горячности вскипела»

Вопрос 14 «Морожены волки»«Морожены песни»«Ледяной потолок над деревней»«Снежны вехи»Из какой сказки эти слова:


Слайд 27Вопрос 15
Молоком
Медом
Льдинами
Салом
Чем торговали Белы медведи в сказке «Не любо-не слушай»?

Вопрос 15 МолокомМедомЛьдинамиСаломЧем торговали Белы медведи в сказке


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ С.Г. ПИСАХОВА.

Для обучающихся 5-6 классов

«В ГОСТЯХ У ПИСАХОВА».

Силинская Наталья Васильевна, учитель русского
языка и литературы филиала МБОУ « Кехотская СШ» « Нижне
-Койдокурская ОШ»

ЦЕЛЬ: — прививать учащимся интерес к чтению художественных

произведений;

— формировать нравственные качества через литературу и культуру

родного края.

ЗАДАЧИ: — обратиться к творчеству одного из самобытных северных

писателей;

— помочь увидеть ( наглядно показать) живую связь сказок

Писахова с народными, их языковые и художественные

особенности;

— развивать самостоятельную творческую деятельность учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

  • Портрет С.Г. Писахова.

  • Иллюстрации к сказкам ( работы учащихся).

  • Высказывания о Писахове и его творчестве:

«Добрый архангельский колдун» (С. Маршак)

«Северный волшебник слова» ( Ю.Казаков)

« Он был поистине поэтической душой Севера»

( Вл. Лидин)

ОФОРМЛЕНИЕ СЦЕНЫ:

  • Стол, на котором самовар, чайные приборы, блюдо с калачами,
    пирог с северными ягодами, ваза с вареньем из морошки.

  • Сундук, в котором элементы русских народных костюмов.

  • Макет русской печки.

  • Ухват, чугунок.

  • Домотканый половик.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Все участники праздника занимают свои места: жюри и члены команд
садятся за столы, зрители — болельщики рассаживаются в зале.

СЕНЯ МАЛИНА ( ученик — старшеклассник) допивает чай, встаёт
из-за стола, выходит на середину и рассказывает сказку С.Г.Писахова
« Не любо — не слушай»( отрывки):

Про наш архангельский край столько всякой неправды да напраслины
говорят, что придумал я сказать всё, как есть у нас. Всю сущу
правду, что ни скажу — всё правда. Кругом земляки, соврать не
дадут. К примеру, река наша Двина в узком месте тридцать пять
вёрст, а в широком — шире моря…

…У нас летом солнце -то не закатывается: ему на одном месте
стоять скучно, ну, оно и крутит по небу.

… Морошка крупна, ягоды по три фунта и боле…

…Сёмга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся,
сами в бочки ложатся.

… Народ у нас добрый…

К Сене Малине подходит ведущий и задаёт вопрос школьникам:

— Ребята, а кто это такой?

— Какую сказку сказывал вам сейчас Сеня Малина ?

Сеня Малина уходит.

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить
о замечательных сказках С.Г.Писахова — «северного волшебника
слова», как назвал Писахова Ю. Казаков, «доброго архангельского
колдуна», как назвал Степана Григорьевича С. Маршак. Работа с
произведениями сказочника пройдёт в форме игры. В ходе её вы
покажете знания сказок, умение находить черты русской народной
сказки и сказки литературной, понаблюдаете за художественными и
языковыми особенностями произведений, проявите свои творческие
способности.

Оценивать работу команд и участие болельщиков будет жюри
(представление жюри; выдать критерии оценок)

Итак, отправимся в гости к Писахову — сказочнику.

Ведущий: Первое испытание командам — дать название команде,
представить всех участников, выбрать капитанов. Не забывайте, что
речь сегодня идёт о сказочном творчестве Писахова. Включите
воображение, используйте названия сказок, сказочных персонажей.

(на выполнение задания отводится 5 минут)

Пока команды готовятся, проводится викторина для болельщиков по
творчеству С.Г. Писахова. Жюри выделяет самых активных зрителей.

— Назовите адрес Писахова в Архангельске (Поморская,27).

— Кем был отец сказочника? (Еврей по национальности, ювелир).

— Как Писахову удалось заработать деньги для поступления в
Казанский университет? (Всё лето складывал доски и подметал мусор
на одном из лесозаводов).

— Почему Писахову не удалось получить художественное
образование?(За участие в студенческих волнениях его исключили из
училища и лишили права вообще получать художественное образование
где бы то ни было).

— Сколько лет было Писахову, когда он признался, что пишет
сказки?(14).

— Кто и что повлияло на творчество сказочника?( Дедушка Леонтий;
встреча с крестьянином Семёном Кривоноговым, жителем деревни Уйма).

— Где работал Писахов, живя в Архангельске?(В гимназии №3
учителем рисования; в школе для детей с умственными отклонениями).

Ведущий : Испытания для болельщиков не закончились. Им ещё
предстоит показать знания сказок С.Г.Писахова.

Итак, представление команд.

( Оценки жюри).

Ведущий: Капитаны команд определены. Подойдите, пожалуйста, ко
мне и возьмите задания для конкурса капитанов. Вам необходимо
поработать со сказкой Писахова и определить в ней черты народной и
литературной .

( Капитаны садятся за отдельные столы. Работают 5 минут)

Ведущий: А пока капитаны готовятся, «Разминка» для членов
команд.На столах у вас сигнальные карточки. Ими вы воспользуетесь,
когда будете готовы дать ответ на задание. Я предлагаю вашему
вниманию начало названия сказки, вы должны его закончить:

  1. «Северно…»(сияние)

  2. « Звёздный…»(дождь)

  3. «Баня…»(в море)

  4. «Сахарна…»(редька)

  5. «Собака…»(Розка)

  6. « Поросёнок…»(из пирога убежал)

  7. « Громка…»(мода)

  8. «Царь…»(в поход собрался)

  9. «Как поп…»(работницу нанимал)

  10. «Пирог…»(с зубаткой)

Ведущий: Попросим жюри подвести итоги первого конкурса и
разминки.

(выступление жюри).

А сейчас конкурс капитанов. Им была предложена сказка «Пирог с
зубаткой». Попросим Сеню Малину прочитать сказку!

(Звучит сказка)

Ведущий: Слово капитанам! Члены команд могут дополнить ответы
своих капитанов. Жюри учтёт ваши дополнения.

Черты народной сказки: небольшая по объёму,социально — бытовая,
герои — бабка и дед, юмористическая, гиперболична.

Черты литературной сказки: особенный язык сказки, северный
диалект(диалектизмы, фонетические особенности), изменена
традиционная концовка сказки.

Ведущий: Просим жюри подвести итоги конкурса капитанов и назвать
общий счёт.

Итак, впереди у нас ещё два испытания. Вы сейчас ,ребята,
правильно указали на такую особенность сказок Писахова, как особый
язык. Сейчас мы поработаем с диалектной лексикой сказок Степана
Григорьевича и выясним, насколько хорошо вы знаете значение
диалектных слов. Принимают участие в этом состязании и болельщики,
но только в том случае, если члены команд неверно ответят.

(Командам и болельщикам раздаются листки, на которых в одной
колонке диалектизмы, в другой — их толкование, но не по порядку.
Необходимо соединить диалект и его правильное толкование. Та
команда, которая справится быстрее, поднимает синюю карточку).

Подволока чердак

Паужна застолье между обедом и ужином

Вышоркала деревянный настил за печью и стеной в избе

Полати в шутку

Рыбник расписные сани

Порато вытерла, протёрла

Взаболь очень

Розвальни праздник с большим количеством людей

Гостьба пирог с рыбой, треской

Шаньги плюшки с картофельной начинкой

Ведущий: Итак, что у вас получилось? Слово команде, первой
справившейся с заданием.

(Жюри подводит итоги конкурса, называет общий счёт. Отмечает
активных болельщиков).

Ведущий: Остался последний этап нашей игры — домашнее задание.
Командам было предложено приготовить инсценировку сказки
С.Г.Писахова.

1 команде — « Лень да Отеть»

2 команде — «Подруженьки»

Ребята покажут нам свои творческие способности, умение понимать
авторскую позицию, использовать особенности северной народной речи.

(Команды готовятся , пользуясь «волшебным сундучком»).

Ведущий: Ну что, зрители, последний конкурс для вас. Узнайте
сказку Писахова по её строчкам. Проведёт конкурс Сеня Малина.

  • « Бабы да девки с бани дёргают, а робята с заборов.
    Надёргают эки охапки! Оно что — дёрнешь, вниз головой
    опрокинешь — потухнет, мы пучками свяжем, на подволоку повесим,
    и висит на подволоке, не сохнет, не дохнет…»(«Северно сияние»)

  • «Да ведь слово не воробей, выпустишь — не поймаешь, а
    песня,что соловей, прозвенит — и вся тут. К нам письма слали и
    заказны, и просты, и доплатны…» « Пойте больше, песни
    заказывам, пароходы готовим…» («Морожены песни»)

  • «Я разбежался, в вагоны толкнулся да так поддал, что вагоны
    догонили — таки поезд, и у той самой станции, где им
    отцепляться надобно. Покеда бегал, вагоны толкал, зубна боль из
    ума выпала, зубы болеть перестали».(«Сахарна редька»)

  • « Мы три зимы щуку ели.Я в городу пять бочек солёной щуки
    продал. Вот пирог на столе, думаешь, с треской?»(«Собака
    Розка»)

  • « Сама перестарок, а идёт фасонисто, как таракан по горячей
    печи. Голос у неё такой пронзительной силы, что
    страсть!»(«Перепилиха»)

  • «Посмотри на старопрежних картинках, в прежних журналах,
    увидишь, каки широки юбки носили. Под юбками малы ребятишки
    хороводы водили»(«Громка мода»)

Жюри оценивает болельщиков.Подводит результаты. Сеня Малина
обращает внимание на иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова, которые
вывешены на доске. Вручает грамоты всем, кто принял участие в
выставке.

Сеня Малина награждает победителей — болельщиков — дарит книгу
«Сказки Писахова».

Ведущий: Пришло время посмотреть инсценировки. Первой выступает
команда, заработавшая большее количество баллов.

Выступления команд.

Подведение итогов. Слово жюри. Команда — победитель получает
грамоту. Каждая команда получает пирог с ягодами. Вручает пироги
Сеня Малина и приглашает всех участников к столу:

— Мы сейчас посмотрели, как пьют чай «подруженьки» Писахова.
Ругаться мы не будем, как героини сказки, но чаю попьём. Прошу всех
к столу!

  • Викторина по сказкам перро с ответами для начальных классов
  • Викторина по сказкам осеевой
  • Викторина по сказкам о животных с ответами
  • Викторина по сказкам народов мира с ответами презентация
  • Викторина по сказкам мероприятие