СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ВИКТОРИНЫ ПО СКАЗКАМ
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКУ?» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
ЦЕЛИ:
- ЗАКРЕПИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О СКАЗКАХ, ПОЗНАКОМИТЬ С НОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ «НАРОДНЫЕ» И « ЛИТЕРАТУРНЫЕ» СКАЗКИ;
- ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС В ДЕТЯХ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ; РАЗВИВАТЬ ИНТОНАЦИОННУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ; ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ;
- СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ;
- ВОСПИТЫВАТЬ ТАКИЕ КАЧЕСТВА , КАК ДРУЖЕЛЮБИЕ, ТОВАРИЩЕСТВО, ВЗАИМОВЫРУЧКА;
- ВЫЗВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК.
ОСНАЩЕНИЕ:
- ВЫСТАВКА КНИГ НАРОДНЫХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК;
- ВЫСТАВКА РИСУНКОВ И АППЛИКАЦИЙ ПО СКАЗКАМ;
- ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК ИЗ ПЛАСТИЛИНА И ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ;
- ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ СКАЗОК.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- ЧТЕНИЕ СКАЗОК «РЕПКА», «КРАСНАЯ ШАПОЧКА», «ЗОЛУШКА», «ЛИСА И ВОЛК», «КОНЕК — ГОРБУНОК», «З ПОРОСЕНКА», «ДЮЙМОВОЧКА», «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК», «МУХА- ЦОКОТУХА», «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ», «МАША И МЕДВЕДЬ», «СНЕГУРОЧКА», «СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА», «ДОКТОР АЙБОЛИТ», БЕСЕДЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ;
- РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ; ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ ПО СКАЗКАМ;
- РИСОВАНИЕ И ЛЕПКА ГЕРОЕВ СКАЗОК;
- ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗОК; НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ, ПАЗЛЫ;
- ПОДГОТОВКА ЭМБЛЕМ ДЛЯ КОМАНД, РАЗУЧИВАНИЕ ДЕВИЗОВ КОМАНД.
Дети делятся на 2 команды.
1 команда «Мудрецы».
НАШ ДЕВИЗ:
« МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ.
СКАЗКИ МЫ ЧИТАЕМ,
МНОГО СКАЗОК ЗНАЕМ».
2 команда «Весельчаки».
НАШ ДЕВИЗ:
«ДРУЖНО СКАЗОЧКИ ЧИТАЕМ,
ДРУЖНО ПЕСЕНКИ ПОЕМ.
ВМЕСТЕ НАМ СОВСЕМ НЕ СКУЧНО,
ВСЕХ МЫ В ГОСТИ К НАМ ЗОВЕМ».
ХОД ВИКТОРИНЫ:
ВОСПИТАТЕЛЬ:
СЕГОДНЯ, РЕБЯТА, МЫ С ВАМИ ПОБЫВАЕМ В ГОСТЯХ У СКАЗКИ. С САМОГО РАННЕГО ДЕТСТВА МЫ СЛЫШИМ СКАЗКИ. ИХ НАМ ЧИТАЕТ МАМА, КОГДА УКЛАДЫВАЕТ СПАТЬ, РАССКАЗЫВАЕТ БАБУШКА ТИХИМИ ЗИМНИМИ ВЕЧЕРАМИ, МЫ СЛУШАЕМ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ. ИХ ЛЮБЯТ НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ, НО И ВЗРОСЛЫЕ.
СЛУШАЯ И ЧИТАЯ СКАЗКУ, МЫ ПОПАДАЕМ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ ЧУДЕСА, ГДЕ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.
СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ВСПОМНИМ СКАЗКИ, СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ, УЗНАЕМ МНОГО НОВОГО, ОТДОХНЕМ ВМЕСТЕ СО СКАЗКОЙ, ПОБЫВАЕМ НА ВЫСТАВКЕ КНИГ И РИСУНКОВ.
ДАВАЙТЕ СЯДЕМ УДОБНО И ПОЛЕТИМ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ СКАЗОК.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
РЕБЯТА, А КТО ПРИДУМЫВАЕТ СКАЗКИ?
А ПРИДУМЫВАЛИ СКАЗКИ ЛЮДИ И РАССКАЗЫВАЛИ ИХ ДРУГ ДРУГУ.
ТАК ЧЕРЕЗ ВЕКА ДОШЛИ СКАЗКИ И ДО НАС. НАЗЫВАЮТСЯ ОНИ НАРОДНЫМИ. А ЕЩЕ ЕСТЬ СКАЗКИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. ИХ ПРИДУМАЛ И НАПИСАЛ ОДИН ЧЕЛОВЕК — ПИСАТЕЛЬ ИЛИ ПОЭТ.
А КАКИМИ СЛОВАМИ НАЧИНАЮТСЯ СКАЗКИ?
ДЕТИ:
ЖИЛИ — БЫЛИ, ЖИЛ – БЫЛ…
ВОСПИТАТЕЛЬ:
А ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?
ДЕТИ:
НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ С ЛЮДЬМИ, ЖИВОТНЫМИ. С ГЕРОЯМИ СЛУЧАЮТСЯ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ, ВОЛШЕБСТВО. В СКАЗКАХ ГОВОРЯТ ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, ВЕЩИ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
А КАКИЕ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПОМОГАЮТ СКАЗОЧНЫМ ГЕРОЯМ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ?
ДЕТИ:
САПОГИ – СКОРОХОДЫ, КОВЕР — САМОЛЕТ, ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ, КЛУБОЧЕК, СТУПА, МЕТЛА, СЕРЫЙ ВОЛК, СИВКА — БУРКА.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
А КАК СКАЗКИ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ?
ДЕТИ:
ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. В СКАЗКАХ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ И МЫ РАДУЕМСЯ ВМЕСТЕ С ГЕРОЯМИ СКАЗОК.
1 КОНКУРС «БЛИЦ-ОПРОС».
Вопросы по очереди задаются 2 командам.
1.С КЕМ ВСТРЕЧАЕТСЯ КОЛОБОК ВО ВРЕМЯ СВОЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ?
2.КТО ТЯНУЛ РЕПКУ?
3. КАКОЕ ЯЙЦО СНЕСЛА КУРОЧКА?
4. К КОМУ ШЛА КРАСНАЯ ШАПОЧКА?
5. КРОКОДИЛ, ДРУГ ЧЕБУРАШКИ?
6. КАК ЗВАЛИ 3 ПОРОСЯТ? ( НИФ-НИФ, НАФ-НАФ, НУФ-НУФ)
7. КТО ПОТЕРЯЛ ХРУСТАЛЬНУЮ ТУФЕЛЬКУ? (ЗОЛУШКА)
8. ЧТО КУПИЛА НА БАЗАРЕ МУХА-ЦОКОТУХА? ( САМОВАР)
9. КТО РАЗБИЛ ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО? ( МЫШКА)
10. ЧЕМ ЛОВИЛ РЫБУ ВОЛК В СКАЗКЕ « ЛИСА И ВОЛК»? ( ХВОСТОМ).
ВОСПИТАТЕЛЬ: МОЛОДЦЫ! ВИЖУ, ВЫ ХОРОШО ПОДГОТОВИЛИСЬ. ПРИСТУПАЕМ КО 2 КОНКУРСУ « УГАДАЙ СКАЗКУ И НАЗОВИ ЕЕ ГЕРОЯ».
ВОТ ЕЩЕ ОДНА ИГРА.
ВАМ ПОНРАВИТСЯ ОНА.
Я ВОПРОС ХОЧУ ЗАДАТЬ
ВАШЕ ДЕЛО — ОТВЕЧАТЬ.
- КТО РАБОТАТЬ НЕ ХОТЕЛ,
А ИГРАЛ И ПЕСНИ ПЕЛ.
К БРАТЦУ ТРЕТЬЕМУ ПОТОМ
ПРИБЕЖАЛИ В НОВЫЙ ДОМ.
ОТ ВОЛКА ХИТРОГО СПАСЛИСЬ,
НО ДОЛГО ХВОСТИКИ ТРЯСЛИСЬ.
СКАЗКА ИЗВЕСТНА ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ
И НАЗЫВАЕТСЯ… ( ТРИ ПОРОСЕНКА)
- ЗИМНИМ УТРОМ БАБА С ДЕДОМ
ВНУЧКУ СДЕЛАЛИ ИЗ СНЕГА.
НО НЕ ЗНАЛА КРОШКА ЭТА
ЧТО БЕДА ГРОЗИТ ЕЙ ЛЕТОМ. ( СНЕГУРОЧКА).
- ДЕВОЧКА ПО ЛЕСУ ШЛА
И НА ДОМИК НАБРЕЛА.
ВИДИТ, ЧТО ХОЗЯЕВ НЕТ.
НА СТОЛЕ СТОИТ ОБЕД.
ИЗ ТРЕХ ЧАШЕК ПОХЛЕБАЛА,
В ТРЕХ ПОСТЕЛЯХ ПОЛЕЖАЛА. ( МАША ИЗ «ТРЕХ МЕДВЕДЕЙ»)
- БУРАТИНО И ЛЕЧИЛА, И УЧИЛА.
КОГДА Ж ОН СТАЛ ОЗОРНИЧАТЬ,
ПРИШЛОСЬ ЕГО ЕЙ НАКАЗАТЬ. ( МАЛЬВИНА ИЗ « ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА»).
- ПОЯВИЛАСЬ ИЗ ЦВЕТОЧКА
ВСЕГО ДЮЙМ БЫЛА РОСТОЧКОМ.
НА НЕЙ ХОТЕЛ ЖЕНИТЬСЯ КРОТ,
НО ЛАСТОЧКА ВЗЯЛА В ПОЛЕТ
И ДЕВОЧКУ ОНА СПАСЛА
ОТ СТАРОГО МРАЧНОГО КРОТА. ( ДЮЙМОВОЧКА).
- УГОВАРИВАЛА БРАТЦА
СТАРШАЯ СЕСТРИЦА:
« ТЫ ИЗ ЛУЖИЦЫ НЕ ПЕЙ
МУТНУЮ ВОДИЦУ».
НЕ ПОСЛУШАЛСЯ МАЛЬЧОНКА —
ПРЕВРАТИЛСЯ ОН В КОЗЛЕНКА. ( АЛЕНУШКА ИЗ СКАЗКИ «СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«РЕПКА».
ВОТ ЕЕ МЫ ПОСАДИЛИ (НАКЛОНИТЬСЯ)
И ВОДОЙ ЕЕ ПОЛИЛИ (ИМИТАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ)
ВЫРАСТАЛА РЕПКА
ХОРОША И КРЕПКА, (РАЗВЕСТИ РУКИ В СТОРОНЫ)
А ТЕПЕРЬ ЕЕ ПОТЯНЕМ (ИМИТАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ)
И ИЗ РЕПЫ КАШУ СВАРИМ (ИМИТАЦИЯ ЕДЫ)
И БУДЕМ МЫ ОТ РЕПКИ
ЗДОРОВЫЕ И КРЕПКИЕ. (ПОКАЗАТЬ СИЛУ).
ВОСПИТАТЕЛЬ: МЫ НЕМНОЖКО ОТДОХНУЛИ, А ТЕПЕРЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.
ОЙ, РЕБЯТА, А КТО ЭТО ТАМ К НАМ СТУЧИТСЯ?
ВБЕГАЕТ БАБА ЯГА.
ВОСПИТАТЕЛЬ: КТО ЭТО, РЕБЯТА?
ДЕТИ: БАБА ЯГА.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А ЧТО ЭТО ТЫ ТУТ ДЕЛАЕШЬ, БАБУШКА ЯГА?
БАБА ЯГА. Я ЗАБЛУДИЛАСЬ И НЕ МОГУ ПОПАСТЬ В СВОЮ СКАЗКУ. МОЖЕТ БЫТЬ, ДЕТИ ПОМОГУТ МНЕ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: РЕБЯТА, ПОМОЖЕМ СТАРУШКЕ ЯГЕ?
А ЧТО РЕБЯТА МОГУТ ДЛЯ ТЕБЯ СДЕЛАТЬ?
БАБА ЯГА: Я ЗАГАДАЮ ВАМ ЗАГАДКИ И ЕСЛИ ВЫ ИХ ОТГАДАЕТЕ, Я СМОГУ ВЕРНУТЬСЯ В СВОЮ СКАЗКУ.
ЗАГАДАЮ ВАМ, РЕБЯТКИ,
ОЧЕНЬ ТРУДНЫЕ ЗАГАДКИ.
ОТГАДАЕШЬ, НЕ ЗЕВАЙ,
ДРУЖНО ХОРОМ ОТВЕЧАЙ.
ВСЕХ НА СВЕТЕ ОН ДОБРЕЙ
ЛЕЧИТ ОН БОЛЬНЫХ ЗВЕРЕЙ.
И ОДНАЖДЫ БЕГЕМОТА
ВЫТАЩИЛ ОН ИЗ БОЛОТА.
ОН ИЗВЕСТЕН, ЗНАМЕНИТ
ДОБРЫЙ ДОКТОР … АЙБОЛИТ
ЛЮБИТ МЕД, ДРУЗЕЙ ВСТРЕЧАЕТ
И ВОРЧАЛКИ СОЧИНЯЕТ.
А ЕЩЕ ПЫХТЕЛКИ, КРИЧАЛКИ, СОПЕЛКИ.
УХ, ЗАБАВНЫЙ МЕДВЕЖОНОК… ВИННИ – ПУХ..
У ОТЦА БЫЛ МАЛЬЧИК СТРАННЫЙ,
СИМПАТИЧНЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ
И ЛЮБИЛ ПАПАША СЫНА-
ШАЛУНИШКУ -… БУРАТИНО.
ВРАГ ЛЮДЕЙ И ВРАГ ЗВЕРЕЙ
ЗЛОЙ РАЗБОЙНИК … БАРМАЛЕЙ.
ОНА ЛЕГКО, КАК ПО КАНАТУ,
ПРОЙДЕТ ПО ТОНЕНЬКОЙ ВЕРЕВОЧКЕ.
ОНА ЖИЛА В ЦВЕТКЕ КОГДА- ТО
НУ, А ЗОВУТ ЕЕ … ДЮЙМОВОЧКА.
И НА МАЧЕХУ СТИРАЛА
И ГОРОХ ПЕРЕБИРАЛА
ПО НОЧАМ ПРИ СВЕЧКЕ.
А СПАЛА У ПЕЧКИ.
ХОРОША, КАК СОЛНЫШКО
КТО ЖЕ ЭТО… ЗОЛУШКА.
СКАЧЕТ ЛОШАДЬ НЕПРОСТАЯ,
ЧУДО — ГРИВА ЗОЛОТАЯ,
ПО ГОРАМ ПАРНИШКУ НОСИТ,
НО НИКАК ЕГО НЕ СБРОСИТ.
ЕСТЬ У ЛОШАДИ СЫНОК,
УДИВИТЕЛЬНЫЙ КОНЕК,
ПО ПРОЗВАНЬЮ… ГОРБУНОК.
ВСЕХ ОН ЛЮБИТ НЕИЗМЕННО,
КТО Б К НЕМУ НЕ ПРИХОДИЛ.
ДОГАДАЛИСЬ? ЭТО ГЕНА,
ЭТО ГЕНА… КРОКОДИЛ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА, ОТГАДАЛИ ВСЕ ЗАГАДКИ БАБЫ ЯГИ. И ТЕПЕРЬ ОНА СМОЖЕТ ВЕРНУТЬСЯ В СВОЙ СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС..
А СЕЙЧАС СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА ПРОИЗНЕСИ».
КАКИЕ СЛОВА НАДО ПРОИЗНЕСТИ, ЧТОБЫ:
- ВЫЗВАТЬ СИВКУ – БУРКУ (СИВКА БУРКА, ВЕЩИЙ КАУРКА, ВСТАНЬ ПЕРЕДО МНОЙ, КАК ЛИСТ ПЕРЕД ТРАВОЙ).
- ВМЕСТЕ С АЛИ-БАБОЙ ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ В ПЕЩЕРУ С СОКРОВИЩАМИ (СИМ- СИМ, ОТКРОЙСЯ).
- СВАРИТЬ КАШУ В ВОЛШЕБНОМ ГОРШОЧКЕ (РАЗ, ДВА, ТРИ, ГОРШОЧЕК ВАРИ).
- ИСПОЛНИТЬ ЖЕЛАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВОЛШЕБНОЙ ЩУКИ
(ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ, ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ ).
ВОСПИТАТЕЛЬ : МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА. А СЕЙЧАС СЛОЖНЫЙ КОНКУРС. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ.
НАЗЫВАЕТСЯ ОН «ФОТОРОБОТ». ВЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ ГЕРОЯ ПО ОСОБЫМ ПРИМЕТАМ.
- МЕДВЕДЬ. ЛЮБИТ МЕД. ГОЛОВА НАБИТА ОПИЛКАМИ. НЕ ЛИШЕН ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ( ВИННИ – ПУХ).
- МАЛЬЧИК. ИЗДАЕТ СТОЙКИЙ ЗАПАХ ЛУКА. Н А ГОЛОВЕ ЗЕЛЕНЫЙ ХОХОЛОК. ОПАСЕН. ВЫЗЫВАЕТ ОБИЛЬНЫЕ ПОТОКИ СЛЕЗ.
(ЧИПОЛЛИНО).
3. КУКЛА. МЕСТО РАБОТЫ — КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ХАРАКТЕРА – ВОСПИТАННОСТЬ. ОСОБАЯ ПРИМЕТА – ВОЛОСЫ ГОЛУБОГО ЦВЕТА. (МАЛЬВИНА ).
4. КОТ. МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА – ДЕРЕВНЯ ПРОСТОКВАШИНО. (МАТРОСКИН).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
БЫЛ КАЩЕЙ ВЧЕРА В ГОСТЯХ
ЧТО НАДЕЛАЛ, ПРОСТО – АХ.
СКАЗКИ ВСЕ ОН ПЕРЕПУТАЛ:
ВЫ СМОЖЕТЕ ИХ ОТГАДАТЬ.
КОНКУРС « ИСПРАВЬ ОШИБКИ».
«СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ НИКИТУШКА»
«ИВАН ЦАРЕВИЧ И ЗЕЛЕНЫЙ ВОЛК»
«ЛИСИЧКА – СЕСТРИЧКА И СЕРАЯ МЫШЬ»
«ПО СОБАЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ»
«ДАРЬЮШКИНА ИЗБУШКА»
«ВОЛК И СЕМЕРО ТИГРЯТ»
«ПАШЕНЬКА И МЕДВЕДЬ»
«ГУСИ – ВОРОНЫ»
«ЦАРЕВНА – ИНДЮШКА»
«ПЛАВУЧИЙ КОРАБЛЬ».
ВОСПИТАТЕЛЬ: А СЕЙЧАС ВЫ ДОЛЖНЫ ОТГАДАТЬ, О КАКОЙ СКАЗКЕ ИДЕТ РЕЧЬ.
- В ДОМ ХОЗЯЕВА ВОШЛИ – БЕСПОРЯДОК ТАМ НАШЛИ. (3 МЕДВЕДЯ ).
- МЫШКА К НИМ ПРИШЛА НА ПОМОЩЬ – ВЫТЯНУЛИ ВМЕСТЕ ОВОЩ. (РЕПКА ).
- ПОМОГЛА НАМ ЯБЛОНЬКА, ПОМОГЛА НАМ ПЕЧКА. (ГУСИ – ЛЕБЕДИ).
- НАМ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК (3 ПОРОСЕНКА).
- СЯДУ НА ПЕНЕК, СЪЕМ ПИРОЖОК (МАША И МЕДВЕДЬ).
- И СБЕЖАЛИ ОТ ГРЯЗНУЛИ И ЧУЛКИ И БАШМАКИ (МОЙДОДЫР).
- ПРИХОДИТЕ, ТАРАКАНЫ, Я ВАС ЧАЕМ УГОЩУ. (МУХА – ЦОКОТУХА).
- ДЕРНИ ЗА ВЕРЕВОЧКУ, ДВЕРЬ И ОТКРОЕТСЯ. (КРАСНАЯ ШАПОЧКА).
- НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ. (АЙБОЛИТ)
- ПОМОГЛА НАМ ЯБЛОНЬКА, ПОМОГЛА НАМ ПЕЧКА (ГУСИ-ЛЕБЕДИ).
ВОСПИТАТЕЛЬ: ВЫ, РЕБЯТА, МОЛОДЦЫ. ОТГАДАЛИ ВСЕ ЗАГАДКИ, СКАЗКИ, УЗНАЛИ ГЕРОЕВ СКАЗОК. А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ КНИЖНЫЕ ПРАВИЛА. КАК НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ С КНИГАМИ:
1. КНИГИ БРАТЬ ЧИСТЫМИ РУКАМИ.
2. КНИГИ БРАТЬ ЧИСТЫМИ РУКАМИ
3. КНИГИ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ.
4. КНИГИ НЕЛЬЗЯ МЯТЬ.
5. НЕЛЬЗЯ РИСОВАТЬ НА КНИГАХ.
6 .НЕЛЬЗЯ ЗАГИБАТЬ УГЛЫ.
НО ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНО ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО, КОТОРОЕ НАДО ЗАПОМНИТЬ: «КНИГИ ЛЮБЯТ ТИШИНУ», ПОЭТОМУ НЕЛЬЗЯ ГРОМКО РАЗГОВАРИВАТЬ, ШУМЕТЬ И БАЛОВАТЬСЯ, НАДО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.
И ПОСЛЕДНИЙ НАШ КОНКУРС – « ОТГАДАЙ СКАЗКУ ПО ОБЛОЖКЕ КНИГ».
СКАЗКИ ДАРЯТ НАМ ЧУДЕСА
БЕЗ СКАЗКИ ЛЮДЯМ ПРОЖИТЬ НЕЛЬЗЯ.
ПОРА СО СКАЗКОЙ ПРОЩАТЬСЯ НАМ
« ДО ВСТРЕЧИ» —
СКАЖЕМ МЫ ВСЕМ ДРУЗЬЯМ.
ИГРА « УЗНАЙТЕ СКАЗКУ».
ВОСПИТАТЕЛЬ:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
БУДУ С ВАМИ Я ИГРАТЬ.
ВСЕ СКОРЕЕ В КРУГ ВСТАВАЙТЕ,
СКАЗКИ НАШИ УГАДАЙТЕ.
ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ, ИДУТ ХОРОВОДОМ И ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА:
СКАЗКИ ПРОСЯТ:
«А СЕЙЧАС ВЫ, ДРУЗЬЯ, УЗНАЙТЕ НАС».
ХОРОВОД ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, НА СЕРЕДИНУ ВЫХОДИТ РЕБЕНОК И ЗАГАДЫВАЕТ ЗАГАДКУ.
- В СКАЗКЕ НЕБО СИНЕЕ,
В СКАЗКЕ ПТИЦЫ СТРАШНЫЕ,
ЯБЛОНЬКА, УКРОЙ МЕНЯ,
РЕЧЕНЬКА, СПАСИ МЕНЯ. ( ГУСИ – ЛЕБЕДИ)
- НЕТ НИ РЕЧКИ, НИ ПРУДА,
ГДЕ ВОДЫ НАПИТЬСЯ,
ОЧЕНЬ ВКУСНАЯ ВОДА
В ЯМКЕ ОТ КОПЫТЦА. (СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА).
3. НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ
СТОЯЛИ 2 ИЗБУШКИ.
ОДНА ИЗ НИХ РАСТАЯЛА,
ОДНА СТОИТ ПО- СТАРОМУ. (ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА).
- АХ ТЫ, ПЕТЯ – ПРОСТОТА,
СПЛОХОВАЛ НЕМНОЖКО:
НЕ ПОСЛУШАЛСЯ КОТА,
ВЫГЛЯНУЛ В ОКОШКО. ( КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА).
Ответы детей.
Объявляются результаты конкурса.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы все хорошо отвечали, видно, что вы любите и знаете сказки.
СКАЗКИ ДАРЯТ НАМ ЧУДЕСА.
БЕЗ СКАЗКИ ЛЮДЯМ ПРОЖИТЬ НЕЛЬЗЯ.
ПОРА СО СКАЗКОЙ ПРОЩАТЬСЯ НАМ
« ДО ВСТРЕЧИ» —
СКАЖЕМ МЫ ВСЕМ ДРУЗЬЯМ.
Муниципальное автономное
дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка —
детский сад «Солнышко»
Ярковского муниципального
района»
Литературная викторина для
детей старшей группы
«В гостях у сказки!»
Воспитатель: Губкина Н.А.
Цель: добиться уточнения знаний детей о сказках.
Задачи: показать детям удивительный
мир сказок, их мудрость и красоту; активизировать детское чтение; вспомнить и
закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок; воспитывать веру
в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оборудование: Василиса Премудрая,
ведущая, жетоны (около 40 штук).
Ход викторины:
Участие в викторине принимают 3 команды. Каждая команда за
правильный ответ получает жетон. Команде, собравшей большее количество жетонов,
вручаются медали. Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех
вас на литературной викторине «В гостях у сказки»! Скажите, а вы любите сказки?
А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки.
Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки.
Викторина состоит из конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный
ответ команда получает 1 жетон. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право
команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок
либо с авторами, которые их написали.
Итак, я объявляю первый
конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе
одновременно принимают участие три команды. Я произношу задание, а вы все
вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешен,
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила,
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке,
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодой,
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
5. В шляпе синенькой мальчишка,
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
6. И на мачеху стирала,
И горох перебирала,
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
7. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)
8. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
9. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
10. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
2 конкурс. «Отгадай-ка».
Ребята, мне срочно нужна ваша помощь. Буратино перепутал все
страницы в книжках и герои сказок потерялись. Нужно им помочь найти сою сказку,
иначе мамы ребятам не смогут прочитать на ночь книжки. Согласны помочь? (По 3
вопроса каждой команде – вопросов одной команде.)
Дети отвечают: Да!
Вопросы:
1. Невод в море я кидал,
Рыбку волшебную поймал. (Дед из сказки «Сказка о
рыбаке и рыбке»)
2. Она у деда с бабкой жила
И яичко им снесла.
Но яичко не простое,
А настоящее – золотое! (Курочка-ряба из
одноимённой сказки)
3. Грустно дед и бабка жили.
И дочурку себе слепили.
Она всегда им помогала,
Только вот огня избегала. (Снегурочка из сказки
«Снегурочка»)
1. По лесу катился он.
Волк его не съел.
Рыжая плутовка съела,
Пока он песню пел. (Колобок из сказки «Колобок»)
2. У него избушка тёплая-лубяная,
А у лисоньки ледяная.
Захотелось плутовке в тепле пожить.
И решила она хозяина выгнать. (Зайка и сказки
«Заюшкина избушка»)
3. Девочка красивая,
Мачехой нелюбимая.
На бал случайно попала
И туфельку там потеряла. (Золушка из сказки
«Золушка»)
1. Он умеет мяу говорить.
Лучшим другом умеет быть.
Хозяину своему он помогает
И людоеда смело съедает! (Кот из сказки «Кот в
сапогах»)
2. Девочка красавица
В лес попала.
Семь гномов она
В лесу повстречала. (Белоснежка и сказки
«Белоснежка и семь гномов»)
3. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке,
Попасться на обед. (Баба Яга из сказки
Гуси-Лебеди)
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне. (Емеля из сказки «По
щучьему веленью»)
Дети получают жетоны за правильный ответ.
3 конкурс. «Волшебные предметы».
Ой, какие вы все умненькие, да разумненькие. Вот сейчас я
вам расскажу о волшебстве, вы знаете, что у сказочных героев бывают волшебные
предметы, помогающие им творить волшебство. Вот Буратино не смог ответить на
мои вопросы, он всё перепутал. Ведущий называет волшебные предметы, или волшебные слова, а
дети называют обладателя этого волшебства. Отвечает тот ребёнок, который первый
поднял руку.
Вопросы:
• Ступа и метла. (Баба-Яга)
• «По щучьему велению, по моему хотению… (Емеля)
• Волшебная палочка. (Фея из сказки «Золушка»)
• Сапоги скороходы. (Кот в сапогах)
• Волосы из бороды. (Старик Хоттабыч)
• Колечко. (Ваня из сказки «Волшебное колечко»)
• Цветик-Семицветик (Женя, сказка
«Цветик-семицветик»)
• Шапка-невидимка (Иван, «Сказка о Иване
Царевиче»)
Молодцы все ребята, сколько вы всего знаете!
Даже все нашли хозяев для волшебных предметов! Получают житоны.
Разминка: Ребята, а вы умеете танцевать?
Дети отвечают.
А сейчас мы и проверим.
Звучит песня «Сказки гуляют по свету», муз. Е.
Птичкина, сл. М. Пляцковского, в исполнении В. Толкуновой.
Мальвина показывает движения, дети повторяют.
1. Сказки гуляют по свету, (Руки на поясе,
Ночь запрягая в карету. Лёгкие приседания.
Сказки живут на полянах, «Пружинка»)
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит. (Поворот вокруг
своей оси и
А жадность Кащея погубит… Лёгкое приседание
Пусть Зло на проделки хитро, на окончание
строчки).
Но все ж побеждает Добро!
2. Мир озарив чудесами, (Выставляем ножки
Сказки летят над лесами, поочереди вперёд).
На подоконник садятся,
В речки, как в окна, глядятся.
А Золушку выручит фея, (Поворот вокруг своей оси
Не станет Горыныча Змея… и лёгкое приседание
на
Пусть Зло на проделки хитро, окончание строчки).
Но все ж побеждает Добро!
3. Сказки со мною повсюду, «Пружинка»
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
А месяц засветится ясный, (Повороты вокруг своей
В глазах Василисы Прекрасной… оси с
приседанием на
Пусть Зло на проделки хитро, последнее слово
Но все ж побеждает Добро! в строчке).
Ой, какие вы молодцы, и танцевать замечательно
умеете. Спасибо вам за помощь, пойду, расскажу Буратино, какие ребята
воспитываются в детском саду, которые все знают. А вам желаю удачи, впереди вас
ждёт третий конкурс.
4 конкурс. «Угадай-ка».
Василиса: Ребята, сейчас я буду говорить словами героев
сказок, а вы должны отгадать, кто это сказал и в какой сказке. За полный ответ
вы можете получить 2 жетона: один жетон за название героя, и один жетон за
название сказки. Будьте внимательны (если нет ответа у команды, может ответить
другая команда).
Вопросы:
1. «…Ну что же ты простофиля, попросил у рыбки
корыто! Возвращайся обратно к синему морю»
(Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)
2. «…Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!»
(Колобок из сказки «Колобок»)
3. «…. Ой, детушки, ой ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Это я пришла, молока принесла…»
(Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
4. «…Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое
яичко снесу, не золотое, а простое».
(Курочка Ряба из сказки «Курочка Ряба»)
5. «- Я придумала! Я нашла! – сказала она. –
Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него
посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я
не квакала, и всё будет превосходно» (Лягушка из сказки «Лягушка —
Путешественница»)
1. «…Щас как выскочу, как выпрыгну, пойдут
клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
2. «- Коровушка, голубушка, дай скорее молока,
из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился
петушок бобовым зернышком…»
(Курочка из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»)
3. «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем
шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а
теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея
Бессмертного»
(Лягушка из сказки «Царевна — лягушка»)
4. «- Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты
дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе
тогда все расскажу» (Девочка Даренка из сказки «Серебряное копытце»)
5. «…Ловись, рыбка большая и маленькая, ловись,
рыбка большая и маленькая…»
(Волк из сказки «Волк и лиса»)
Ребята отвечают на вопросы и получают жетоны за
правильный ответ.
Василиса: Ребята ну что, продолжаем дальше?
Следующий конкурс так и называется «Дальше, дальше». Объясняет правила
конкурса.
6 конкурс: Сложи мозаику.
Ведущий рассказывает правила конкурса.
В конкурсе принимают участия по три ребенка из
каждой команды. Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И
Чуковского. Кто быстрее соберет тот получает житон, если команда называет
писателя и название произведения фрагмента – картинки, то получает еще один
житон.
Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки.
Наша викторина подходит к концу.
Подведение итогов. Подводятся итоги
игры, награждаются медалями. Все участники игры-викторины получают утешительные
призы.
Ведущий: Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!!!
До новых встреч!
ИГРА-ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ».
Цели. Обобщить знания дошкольников о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Задачи:
— создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;
— создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
— развивать любознательность, внимательность и читательскую память.
Материал и оборудование: выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации; телеграммы на карточках, компьютер.
Форма: игра-викторина, соревнование, участвуют 2 команды.
Организационный момент. Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова).
Вступительное слово воспитателя.
Ведущий. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими иллюстрациями, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку тысячу раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса и полное волшебство. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.
Ведущий. Ребята, начинаем наше «Путешествие по сказкам». Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать жетончик, по которым потом мы определим победившую команду.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Тур «Угадай сказку».
Ведущий. Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.
Презентация. Слайды 2-29.(Угадывают сказку по картинкам).
Тур «Телеграммы».
Ведущий:
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
Телеграмма.
«Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду я у вас» (Колобок).
Телеграмма.
«Спасите, нас съел серый волк» (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).
Телеграмма.
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!» (Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью»).
Телеграмма.
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!» (Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь»).
Сказочная физкультминутка.
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Тур для капитанов «Не обманись».
Ведущий. А сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы?
Коли есть печка, не нужен диван,
Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля).
Дернуть за веревочку –
Такой для входа код.
Съел бабушку и внучку
Голодный серый … (не Кот, а Волк).
В Людоедах знает толк,
Съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах).
Толстый хвоста и зазнайка
С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон).
В пруду, покрытом вязкой тиной,
Пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар).
Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич).
Из полена Карло
Вырезал фигурку,
Существо ожившее
Он назвал… (не Снегуркой, а Буратино).
От старушки-хулиганки
Всем беда и горе.
Поведенье исправлять
Следует… (не Федоре, а Шапокляк).
Крыска Лариска ей дорога,
Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк).
Умел он дружить и петь под гармошку,
Друзья полюбили за это… (не Антошку, а Гену Крокодила).
Знает даже и малыш,
Что Матроскин – это …(не мышь, а кот).
Тур «Исправь ошибки».
Ведущий. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
— «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
— «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
— «Морковка» — «Репка».
— «Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят».
— «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
— «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
— «Домик» — «Теремок».
5. Тур «Золотое яичко».
От каждой команды приглашается по одному человеку. Ребятам дается воздушный шарик. По команде все участники подбрасывают свои шарики в воздух. Их задача не позволить шарику упасть на пол поддерживая его в воздухе. Побеждает тот, у кого дольше всех шары продержатся в воздухе.
Тур «Продолжи сказку».
Ведущий. Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).
1. Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет — потянет, вытянуть не может.
— А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку — тянут — потянут, вытянуть не могут).
2. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка – норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…
(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).
3. … Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала).
4. … Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба….
(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)
Сказочная физкультминутка «Теремок».
В чистом поле теремок
Был не низок, ни высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щёлк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Тур «Сказочный стол находок».
Из «волшебной сумки» ведущий достает поочередно «сказочные» предметы, и дети определяют, из какой они сказки. Можно попросить ребят назвать автора сказки, ее главных героев, прочитать наизусть несколько строк.
Предметы можно подобрать произвольно. Это могут быть:
— позолоченные орешки (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане);
— золотой ключик (А.Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»);
— птичьи перья («Гуси-лебеди»);
— туфелька (Ш.Перро, «Золушка»);
— аленький цветочек (С. Аксаков, «Аленький цветочек»);
— шапочка красного цвета (Ш.Перро, «Красная шапочка»);
— хвост ослика Иа ( А. Милн, «Винни-Пух»);
— зеркальце (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»);
— топор («Каша из топора»);
— воздушный шарик (А. Милн, «Винни-Пух»).
8. Подведение итогов.
Ведущий. Наша игра подошла к концу. Давайте подсчитаем жетоны и выберем лучших знатоков сказок. Победителям вручаются медали «Лучший знаток сказок».
В заключение подготовленный дошкольник читает стихотворение.
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Ведущий. Мы желаем вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!
После игры-викторины проводится праздничный концерт, где все желающие могут спеть под караоке любимые песни сказочных героев.
Программное содержание. Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.
Материалы. Оформление уголка сказок, рассказов и стихотворений. Карта путешествия, конверт со стихотворениями, картинки осеннего и зимнего пейзажа, музыкальное сопровождение осеннего и зимнего времен года; шапочка волка; пазлы для составления картинки по пословицам; чудесный мешочек; мяч; сюжетные картинки из рассказа «Живая шляпа»; котенок Васька, платок, гостинцы-сувениры.
Целью нашей литературной викторины является закрепление знаний детей о прочитанных ранее литературных произведениях.
Литературная викторина проходит в форме путешествия, остановки которого посвящены известным детям литературным произведениям. Названия остановок немного подсказывают детям литературное произведение, о котором пойдет речь.
На каждой остановке детей ждет задание, которое они должны выполнить. Например, спеть песенку, узнать сказку по отрывку, собрать картинку из частей, найти сходства и различия, расставить картинки по порядку, угадать, из какого произведения предмет, спрятанный в чудесном мешочке, и другие.
В конце путешествия детей ждет любимая ими игра в сказку, поскольку дети всегда с удовольствием проигрывают отрывки знакомых литературных произведений, что способствует развитию их артистических и творческих способностей, а также сюрпризный момент.
На каждой из остановок литературного путешествия педагог еще раз обращает внимание детей на жанровые особенности разных литературных произведений, развивает умение детей соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией, стремится привить любовь к чтению и книгам.
Ход мероприятия
— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказкам, рассказам и стихотворениям, с которыми мы познакомились в этом году. Вы готовы?
— Ну, тогда в путь!
Часть 1
1 остановка «Поэтическая»
— Смотрите, здесь для нас кто-то оставил конверт. Что же в нем? Да это же стихотворения. Послушайте.
Стихотворения по выбору педагога.
Под каждое стихотворение педагог включает соответствующую музыку.
— Я прочитала вам 2 стихотворения. Эти стихотворения вам знакомы? Конечно, да! А вы скажете, о каком или о каких временах года эти стихотворения и почему?
— Правильно, первое стихотворение об осени, и не просто об осени, а о поздней осени. А второе стихотворение о зиме.
— А теперь посмотрите на стенд и постарайтесь выбрать картины, которые больше всего соответствуют настроению этих стихотворений, и объясните, почему.
— Ребята, а вы любите осень? Почему? (Она красивая, нарядная и т.д.)
— А зима вам нравится? Почему? (Ответы детей)
— Молодцы! Вот поэтому и говорят, что каждое время года прекрасно по-своему.
2 остановка «История одной песенки»
— В какой английской сказке рассказывается о двух ленивых братцах и одном трудолюбивом?
— Конечно, это английская сказка «Три поросенка». Как звали поросят?
— Как выглядели поросята? Как о них можно сказать?
— Как они трудились, когда строили домики?
— Вспомните песенки, которые пели поросята? [1]
— Молодцы!
Физкультминутка. Подвижная игра «Поросята и волк»
3 остановка «Трусливому зайке и пенек — волк»
— Поиграем в игру «Узнай сказку по отрывку»
— Послушайте начало сказки.
Педагог читает начало сказки «У страха глаза велики».
— Вспомнили, как она называется? Почему?
— Кого испугались бабушка, внучка, курочка и мышка? А кто им померещился?
— А чего же испугался зайка? Кто ему привиделся?
— Какие пословицы о трусишках вы знаете? («У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек – волк») [1]
4 остановка «Народная мудрость»
— Ребята, вы помните, что в русских народных сказках заключена народная мудрость. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми, дружными. Народной мудрости учат нас также пословицы и поговорки. Сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку», а потом вы подумаете и скажете, какой пословице она посвящена.
Дидактическая игра «Собери картинку»
— Кто изображен на картинке? Кто догадался, о какой пословице идет речь?
— Конечно, это знакомая нам пословица «Дружно – не груздно, а врозь – хоть брось». Как ее можно объяснить? [1]
Можно разделить детей на команды и каждая команда будет собирать свою картинку, и объяснять смысл своей пословицы.
5 остановка «Дом дружбы»
— Одна из сказок, которая нас учит дружбе – это английская сказка «Винни – Пух и все-все-все». Кто же они друзья Винни-Пуха, вы их помните?
Игра «Мяч передавай – друга Винни- Пуха называй»
— В этой сказке с друзьями не только происходили разные события, случались интересные приключения. Но очень часто друзья приходили друг к другу на помощь, выручали друг друга. Помните, как Винни-Пух искал хвост Иа?
— В дружбе очень важно дружить не только когда всем весело и хорошо, но и когда грустно и что-то не получается. Есть даже такая пословица «Плохи друзья – коли до черного дня». [1] Вспомните сказку, в которой друзья оставались друзьями только до черного дня, а потом поссорились и разбежались?
— Молодцы! Конечно, это сказка «Мышка Вострохвостик». Кто хотел быть другом мышонка?
— Можно о друзьях мышонка сказать «Крепкую дружбу и топором не разрубишь»? А о друзьях Винни-Пуха?
Часть 2
6 остановка «Вкусные сказки»
— Мы уже знаем, что у разных народов есть похожие сказки. Я покажу вам картинки к русской народной сказке, а вы вспомните другую сказку, похожую на нее. [1] А, может быть, вы догадаетесь, о каких сказках пойдет речь, по названию нашей остановки?
— Конечно, это русская народная сказка «Колобок» и норвежская народная сказка «Пирог». Обе сказки имеют очень вкусные названия. Сейчас мы поиграем в игру «Найди сходства и различия».
Дидактическая игра «Найди сходства и различия»
- Какие члены семьи были в сказке «Колобок» и «Пирог»?
- Кто и кого попросил испечь Колобка и Пирог?
- Кого повстречал на пути Колобок? А кого – Пирог? Какие прозвища давал Пирог тем, кого встречал?
- Кто и как обхитрил Колобка? Какую песенку пел Колобок?
- Расскажите о встрече Пирога со свинкой — щетинкой и чем эта встреча закончилась?
- Чем похожи главные герои? Оба героя непослушные хвастунишки.
— А давайте придумаем такое окончание сказок, чтобы наши Пирог и Колобок остались целыми и не попали в рот лисы и свинки-щетинки.
— Молодцы!
7 остановка «Юмористическая»
— Ребята, догадайтесь, о каком рассказе мы с вами сейчас вспомним? Конечно, это юмористический рассказ Н. Носова «Живая шляпа».
— Ой, а что же здесь случилось? Это же наш знакомый котенок Васька пошалил и разбросал все картинки. Ну вот, как же мы теперь вспомним наш рассказ? Ребята, может быть, вы поможете? Надо расставить картинки по порядку и пересказать рассказ.
Дидактическая игра «Расставь картинки по порядку»
— Молодцы! Все картинки расставлены по порядку.
— А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Жмурки». Мы будем, как котенок Васька, прятаться от водящего, а он по звуку будет нас искать. Водящему надо не только поймать кого-то из ребят, но и узнать на ощупь, кого он поймал.
Подвижная игра «Жмурки»
1,2,3,4,5 — Начинаем мы играть!
8 остановка «Чудесный мешочек»
— В нашем чудесном мешочке собраны предметы из разных сказок, рассказов и стихотворений. А из каких они произведений, вы попробуете угадать.
- Яблоко (сказка «У страха глаза велики»)
- Арбуз (сказка «Мышка – вострохвостик»)
- Картошка (рассказ «Живая шляпа»)
- Кирпичик, соломка, веточки (сказка «Три поросенка»)
- Воздушный шарик (сказка «Винни-Пух и все-все-все»)
— Молодцы! Вы правильно вспомнили все предметы.
— Какой предмет среди них лишний? (Картошка, потому она из рассказа, а все остальные – из сказок).
— А теперь скажите, а чему же учит нас каждое произведение?
9 остановка «Театральная»
Педагог вместе с детьми рассматривает иллюстрации к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».
— Вы вспомнили, как называется эта сказка? Давайте в нее поиграем.
Дети разыгрывают сценки из сказки.
— Что говорил волк, когда сидел у проруби, и что приговаривала лиса?
— Что говорила лисица, когда она ехала верхом на волке?
— Какой вам показалась лиса в этой сказке?
— Да, в этой сказке лисица опять оказалась хитрее, а вспомните ли вы сказки, в которых лисицу все-таки обхитрили? («Лиса и рак», «Лисичка со скалочкой» и др.)
— Молодцы!!! Ребята, вы очень хорошо знаете сказки, рассказы и стихотворения и на последней нашей остановке вас ждет сюрприз.
10 остановка «Сюрпризная»
Дети находят волшебный сундучок и достают из него гостинцы.
Литература
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224с.
Конспект итогового мероприятия в старшей группе
«Литературная викторина»
Цель: Закреплять знания детей о прочитанных литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения.
Задачи:
Образовательные:
1.Поощрять желание детей искать способы решения проблемных ситуаций.
2.Помочь детям понятно для других высказывать мысли, предположения.
3.Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.
2.Развивать умение составлять целое из частей.
Воспитательные:
1.Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
2.Поощрять проявления самостоятельности в выборе решений.
3.Способствовать выполнению норм и правил команды, проявляя выдержку и терпение, налаживанию межличностных отношений между детьми группы.
4.Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Сказка, ребята, родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая, умная, веселая.
— Ребята, а вы любите сказки? (да)
— А вы знаете сказки? (да)
— Вот сейчас мы это и проверим.
Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку.
Пусть будет радостною встреча, в таком знакомстве – дружбы суть.
Мы начинаем викторину, как говорится в добрый путь!
Воспитатель. Итак, в нашей викторине принимают участие две команды
(названия команд оговариваются воспитателем до начала викторины, например, «Буртино» и «Емеля»).
Поприветствуем наши команды.
Приветственное слово команды « Золушка»
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Приветственное слово команды « Емеля»
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
Задание № 1. «Угадай героя сказки».
Воспитатель. Первое задание для наших команд называется «Угадай героя сказки».
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
— Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Ответы детей –это (Золушка).
— Кто родился в чашечке цветка? (Ответы детей -это Дюймовочка).
— Кому помогала коровушка трудную работу выполнять? (Хаврошечке).
— Кто лечил больных зверей? (Доктор Айболит).
— Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля).
— У кого избушка была ледяная? (Ответы детей – у Лисы)
Воспитатель. Не нужны были подсказки, угадали вы героев сказки.
Создавали мудрецы, а вы все вместе молодцы!
Задание № 2. «Исправь ошибки».
Воспитатель. А теперь второе задание. Надо, ребята, подумать и правильно сказать.
1. «Даша и медведь» (ответ детей- «Маша и медведь»)
2.«Волк и семеро котят» (ответ детей- «Волк и семеро козлят»)
1.«Петушок Ряба». (Ответ детей – «Курочка Ряба»).
2.«Царевна- Индюшка». (Ответ детей – «Царевна – Лягушка»).
1.«Сестрица Светочка и братец Алешенька». (Ответ детей- «Сестрица Аленушка и братец иванушка»).
2.«Летающий, бегающий да жареный». (Ответ детей — «Крылатый, мохнатый, да масляный»).
Физкультурная минутка. «Принцесса»
Шел король по лесу, по лесу, по лесу
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. (ходим по кругу, взявшись за руки)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!
(выполняем действия по тексту; в конце обнимаемся или целуем в щечки, или здороваемся)
Задание № 3. «Вспомни авторов произведений!»
Воспитатель. А теперь задание третье «Вспомни авторов произведений». Кто знает правильный ответ, поднимайте руку!
— Кто написал стихи «Дядя Степа»? (Ответ детей – С. Михалков).
— Кто написал стихи про веревочку? (Ответ детей- А. Барто).
— Рассказ «На горке» кто написал? (Ответ детей – Н Носов).
— Говорящая посуда, убежавшая от Федоры, кто автор? (Ответ детей – К. Чуковский).
Ведущий. А теперь пришло время отдохнуть и поиграть.
Задание 4.Эстафета «Конек-горбунок».
(мячи, и огрничители)
Задание 5. «Что забыл художник?»
Карточки
Задание № 6 Конкурс «Кто первый соберет сказку».
На столах разложены разрезные картинки, капитаны должны из них сложить сказку. Кто соберет первый – тот победил.
Задание 7. Игра «Назови правильно»
Карабас (Барабас)
Мишка (косолапый),
Крошечка (хаврошечка)
Петушок (золотой гребешок),
Кощей (бессмертный),
Баба Яга (костяная нога)
зайчишка (трусишка, побегайка, хвастун),
цветик (семицветик)
Иванушка (дурачок)
Муха ( горюха, Цокотуха)
Сивка (Бурка) – (вещая каурка)
волчок (серый бочок),
избушка (на курьих ножках),
Жар (птица)
Василиса (Премудрая)
Царевна (лягушка)
Воспитатель. . Вот сколько интересного мы узнали из книг. А как же нужно обращаться с книгами? Давайте вспомним правила. (Ответы детей- Книги нужно смотреть аккуратно, не рвать, не бросать, убирать на полку). На этом наша викторина закончилась. Вам понравилась она? Давайте поздравим победителей аплодисментами.
Подведение итогов.
Ведущий.
Ребята, пришла пора посчитать ваши фишки.
Подводятся итоги игры, награждаются победители. Командам вручаются дипломы об участии в игре. Все участники игры-викторины получают утешительные призы (например, медали).
Ведущий. Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!
До новых встреч!
г Сергиев Посад МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13»
старшая группа № 13
Конспект НОД по познавательному развитию в
старшей группе на тему
«Викторина по русским народным сказкам»
подготовила воспитатель :Мельникова—Никишина
Татьяна Николаевна
г.Сергиев Посад
2020г
Литературная викторина по русским народным сказкам в старшей
группе
Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках, воспитывать в
детях любовь к русскому устному народному творчеству.
Образовательные:
1. формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя,
соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не –
перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде,
дружелюбие, честность в игре, справедливость;
2.Помочь детям понятно для других высказывать мысли, предположения.
3.Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас
литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при
восприятии сказок, так и в процессе творчества.
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику,
прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.
2. Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и
отгадывать загадки.
3. Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать
устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат,
память.
4. Пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать
интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог
между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество,
дружелюбие, честность в игре, справедливость.. воспитывать веру в добро,
дружбу и любовь, торжество над злом.
2. Прививать любовь к устному народному творчеству;
3.Способствовать выполнению норм и правил команды, проявляя выдержку
и терпение, налаживанию межличностных отношений между детьми группы.
4.Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать
участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Материал и оборудование:
Открытки с изображением различных эризодов из р/н сказок, картинки к
двум р/н сказкам(3—4) ,картинки героев сказок, медали, фишки, выставка книг
со сказками, иллюстрации русских народных сказок.
Предварительная работа.
1. Чтение и слушание сказок с беседами по содержанию, рассматривание
иллюстраций;
2. Оформление тематической выставки книг.
3. Совместные и самостоятельные игры с использованием кукол би—ба—бо,
настольного театра.
4. инсценировка сказок,
5.настольные игры, пазлы
6. изготовление фишек ,эмблем для команд.
Интеграция образовательных областей: «Речевое
развитие»,»Познание»,»Социально—коммуникативное развитие»,»Физическое
развитие»,»Художественно эстетическое развитие»
Ход Нод:
Воспитатель: Россия— великая страна, в которой живет много
талантливых людей, мастеров (Русские мастера делают очень красивые
изделия. Э то дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия
городецкой росписи и др. ; русские люди придумывают разные игры;
сочиняют интересные сказки).
Вот о русских народных сказках мы сегодня с вами и поговорим. Сегодня мы
узнаем, насколько вы хорошо знаете русские народные сказки. Мы
посоревнуемся. Давайте разделимся на две команды.
Воспитатель помогает детям разделиться на две команды. Дети выбирают
капитанов команд. И выбирают название команд из предложенных
воспитателем. И выбирают название команд из предложенных воспитателем.
Воспитатель: И так в нашей викторине принимают участие две
команды:»Теремок» и «Колобок».
Воспитатель: У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Сказка, ребята, родилась давно, прежде чем человек научился читать и
писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая,
умная, веселая.
— Ребята, а вы любите сказки? (да)
— А вы знаете сказки? (да)
— Вот сейчас мы это и проверим.
Воспитатель: Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В
каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это
удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые
необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я
предлагаю вам провести викторину по русским народным сказкам» .Сегодня
мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие по русским
народным сказкам.
Воспитатель: Итак, в нашей викторине участвуют две команды
«Теремок» и «Колобок»).
Задание № 1.
Воспитатель: В первом конкурсе нашей викторины нужно будет вспомнить и
назвать русские народные сказки. Сказки вы будете называть по очереди .За
каждое название вы будите получать по одной фишке. У какой команды
будет больше фишек, та получит 2 балла ,у кого меньше —один балл.
Задание № 2. «Угадай сказку».
Воспитатель: Следующее задание для наших команд называется «Угадай
сказку».
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки… («Маша и медведь»)
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»).
По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден… («Колобок»).
.Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. («Гуси—лебеди»).
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки.(«Маша и медведь»)
Круглый, тонкий, плетённый
Вместе в лес пошли зелёный.
Вместе в домике живут,
Вместе пироги пекут.(«Пузырь, соломинка и лапоть»).
Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел.(«Царевна—лягушка»).
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть… («Курочка Ряба»).
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался… («Теремок»).
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.(«Снегурочка»).
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?(«Семеро козлят»)
Хрю—хрю—хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный?(«Три поросёнка»)
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился?(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.(«Бычок – смоляной бочок»)
Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три.(«Три медведя»)
Воспитатель :Не нужны были подсказки, угадали вы все сказки.
Вы все вместе молодцы! команды считают фишки за правильные ответы
,воспитатель выставляет баллы каждой команде.
Задание № 3. «Волшебные предметы».
Воспитатель А теперь второе задание. Надо, ребята, нам быстро
смекнуть и вещи героям скорее вернуть!
Посмотрите на героев русских народных сказок героев сказок ,им надо
«вернуть» его вещи (за каждый правильный ответ – 1 фишка).
Ведра, щука («По щучьему велению»), сундук ,яйцо («Кощей Бессмертный»),
стрела(«Царевна —Лягушка»), короб, пирожки («Маша и Медведь»), золотое
яйцо,курочка («Курочка Ряба»), теремок («Теремок»).
Задание № 3. Воспитатель: Сейчас я буду читать отрывки из русских
народных сказок. Тот, кто догадается, из какой сказки отрывок, поднимет
руку. Спрашивать буду по очереди каждую команду. Помните, главное
правило игры— не выкрикивать!. За каждый правильный ответ вы получите
балл.
Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.
«… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят,
когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка
отпустила.» («Кот и петух»)
. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след
простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост
вытащить…(«Лиса и волк»)
Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран — делать нечего
—приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». — «Нет, баран, у тебя шуба
тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!» («Зимовье зверей»)
Молодцы ребята! Справились с заданием!
Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть и поиграть.
Физминутка «Герои волшебных сказок»»под музыку.
В сказку нас ведёт дорога
Эй ребята не зевать
Что ведущая покажет,
То и будем выполнять.
Как из моря выходили 33 богатыря,
Как скакал Иван Царевич 3 года и 3 дня,
Белоснежка танцевала с гномами в саду,
А кощей над златом чахнет в сказочном лесу,
Мышка хвостиком разбила ценное яйцо,
Буратино залез носом прямо в полотно,
А как съела колобка хитрая лиса,
Как варила в котелке снадобье яга,
А как золушка спешила поскорей домой,
Как летает Змей Горыныч тёмною порой,
Как рыдает Несмеяна, затопив дворец,
Как считает звёзды в небе сказочный мудрец
Задание № 4. «Угадай сказку по картинке».
Воспитатель: В этом конкурсе вы должны будете узнать сказку по
картинкам .У меня есть картинки к разным русским народным сказкам.Я
раздам каждому члену команды по картинке.
Вы должны отгадать название сказки, затем найти в своей команде картинку
на которой изображен эпизод из такой же сказки. Та команда ,которая
быстрее построится парами ,получит 3 балла ,а другая ,которая сделает позже
получит—2 балла.
Задание № 5. «Собери все части вместе». Конкурс капитанов.
Воспитатель: В книгу сказок забрался Бедокурка и набедакурил:
разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Их необходимо восстановить.
Капитаны получают в конвертах разрезные картинки к сказкам (по выбору
воспитателя) и на счет «1, 2, 3…» вскрывают конверты и составляют
картинку из 10 фрагментов. Кто первый соберет картинку к сказке и
определит название, тот победил.
Воспитатель: А теперь снова пришло время передышки« Волшебная
избушка»
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Задание № 6. «Моя любимая сказка».
Воспитатель: Задание шестое. «Моя любимая сказка». (Драмматизация.)
А теперь, командам предлагается драмматизировать небольшую сценку из
любимой сказки (каждая команда получает по фишке).
Ведущий объявляет выход одной из команд:
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру и прилежному труду.
Дети показывают небольшую сценку из любимой сказки.
Задание № 7. «Угадай героя из песни».
А сейчас послушайте песни, и угадай героя и сказку.
За каждый правильный ответ получают фишку. Описание игры: Воспитатель
читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому
принадлежат эти слова. Например:
Я, Колобок, Колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
(Сказка «Колобок», песенка Колобка)
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, Коща, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечка во сыру землю.
(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)
Вы, детушки, вы, батюшки
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла,
Полны копытся водицы!
Сказка «Волк и козлята», песенка волка)
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули.
(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки).
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши).
Как выскочу, как выпрыгну –
Полетят клочки по закоулочкам.
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы).
Петушок, Петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы).
Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы!
Котик—братик,
Выручи меня!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка).
Эта ложка простая – Петина,
Эта ложка простая – Котова,
А это ложка не простая, — точёная,
Ручка золочёная, —
Эту ложку я себе возьму.
(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)
Ку – кА – ре – ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи!
Поди лиса, вон!
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка).
Стрень, брень, гусельки,
Золотые стунушки,
Дома ли лиса?
Выходи лиса!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота).
Сяду на пенёк
Съем пирожок.
(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя)
Подведение итогов.
Воспитатель:
Ребята, пришла пора посчитать ваши фишки.
Подводятся итоги игры, награждаются победители. Командам вручаются
дипломы об участии в игре. Все участники игры—викторины получают
утешительные призы (например, медали).
Воспитатель:Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!
До новых встреч!
Литература.
1.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольного учреждения. —: М.: Т Ц «Сфера», 2001.
2.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4—6
лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного
учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.—М.: Просвещение, 2005.
3.Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления
костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная
Пресса, 2011.
4.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам
русских народных сказок. — СПб.: «Детство—пресс», 2008.
5.Шорохова О. А. «Играем в сказку», М «Творческий центр» 2007.
6. Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ—
АСТРЕЛЬ.
7.Непомнящая С. Ф. Сказкотерапия в детском саду. — М., 2012.
8.Александрова Н. И. Методика работы со сказкой. — М., 2006.
9. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей
действительностью (старшая и подготовительная группы)