Викторина по сказкам тукая для начальных классов

Цель:

  • дать понять необходимости знания двух языков: русского и
    татарского;
  • показать сходство и связь между двумя языками;
  • воспитывать у детей любовь к языкам, культуре двух народов через народное творчество: сказки, пословицы, песни и др.
  • ознакомить с жизнью и творчеством татарского поэта Габдуллы
    Тукая;
  • способствовать воспитанию чувства любви и гордости к творчеству поэта-земляка.

Задачи:

  • Уметь понимать учителя и собеседника в различных ситуациях общения, закрепить навыки выражения согласия и несогласия;
  • Развитие неподготовленной монологической речи на основе фоновых знаний по теме;
  • Воспитывать любовь к культуре и традициям татарского народа; умение использовать речевые клише и формулы вежливости.

Максат:

  • Укучыларның Габдулла Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты турындагы белемнәрен тулыландыру;
  • Тукай образына, аның иҗатына мәхәббәт тәрбияләү;
  • Балаларның иҗади активлыгын үстерү.

Җиһазлау: Габдулла Тукай портреты, фоторәсемнәре, китаплары, компьютерда Г.Тукайның әкиятләренә иллюстацияләр.

Уен тәртибе. Уенда 2 команда катнаша. Өй эшенә: визитка әзерләү, исем, девиз сайлау, Г.Тукайның иҗатын һәм әсәрләрен өйрәнү,

Уен барышы. Бүгенге дәресебезне Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗатына багышланган викторина тәртибендә дәвам итәбез. Ә хәзер уеныбызны башлыйбыз.

Сезнең алдыгызда “Шурале” һәм “Су анасы” командалары көч сынаша.

Командалар бер-берсен сәламлиләр.

Ведущий:

Хәерле көн! Добрый день!

“И туган тел, и матур тел,
Әткәм — әнкәмнең теле!”
О, как хорош родной язык,
отца и матери язык!
Бу юлларны кем язган?

Кто написал эти строки?

Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Он является основоположником новой поэзии нации, высоко поднимает чувство патриотизма. 

Добрый день уважаемые гости, учителя, учащиеся.

Каждый год весной мы отмечаем день рождение Габдуллы Тукая. Много говорилось о его жизни, о творчестве Г.Тукая. Вот и сегодня собрались

с Вами ещё раз поговорить об этом великом человеке и уточнить свои знания, соревнуясь в викторине: «Сказки Г.Тукая». Мы приветствуем зрителей и участников викторины. Для того мы с Вами разделимся на 2 команд

Приветствие команд: Шурале и Су анасы

1 задание: Интеллектуальная разминка.слайды №1

Вопросы для 1 команды

 Вопросы для 2 команды

1. Как звали забавного ученика?

 Актапи 

 Акбай 

 Дурткуз 
2. Куда попала мышь в стихотворении Тукая?

 погреб 

 молоко 

 дом 
3. Что украл деревенский мальчишка
в сказке Г
.Тукая «Су анасы»?

 золотой гребень 

 платье 

 книга 

1. Кого боится Су анасы?

 Людей 

 Собак 

 Зверей 
2. Кого кормил Гали?

 Корова 

 Коза 

 Собака
3. Что нашли Коза и Баран на дороге?

 мешок 

 хлеб 

 голова

2 задание: Чёрный ящик. «Угадай и назови с какого произведения предмет?»

(Топор — Шурале, гребень — Водяная, ведро — Коза и Баран, клин- Шурале, сачок — Ребёнок и мотылёк, дрова — Коза и Баран, клубок — Киска — озорница, Кувшин — Мышь попавшая в молоко, мешок — Коза и Бара). В презентации выходи рисунок и название предмета, а потом название произведения.

Музыкальная пауза физминутка для глаз

В презентации видео – физминутка для глаз.

3 задание: «Угадай, с какого стихотворения или сказки отрывок?»

1 команда:

Яхшы, хуш. Батты кояш.
Йокларга яттым кич белән; (Су анасы)

Вот уже и солнце село
Лёг я спать и свет потух. (Водяная)

2 команда

Утыралар аяк бөкләп каршы утка,
Болар инде тәмләп кенә ашый ботка. (Кәҗә белән сарык)

Оба стали кашу есть,
Потом, довольные у костра,
Заснули сладко до утра. (Коза и Баран)

1 команда:

Кычкыра: кысты, харап итте явыз «Былтыр» мине,
Аһ, үләм бит, бу бәладән кем килеп йолкыр мине? (Шүрәле)

Я умру. лесные духи, помогите мне скорей!
Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей! (Шурале)

2 команда:

Әйт әле, Күбәләк, 
Сөйләшик бергәләп: 
Бу кадәр куп очып 
Армыйсың син ничек? (Бала беән күбәләк)

Бабочка красавича нежный мотылек Нам с тобою нравится солнечный денек Раскажи мне бабочка о судьбе своей Сколько в твоей жизни полных счастья дней (Ребенок и бабочка)

 Задание всем. А теперь давайте, все вместе отгадаем, из какого произведения следующие строки:

Әйдәле, Акбай! өйрән син, арт аягың берлә тор; Аума, аума! туп-туры тор, төз утыр, яхшы утыр! 

Ну давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой! Смело стой на задних лапках! Чур, не падать, прямо стой!

В этом произведении проводится мысль о том, что человек должен трудиться и получать удовольствие от результатов своей работы.

И что бы, передать эту мысль Габдулла Тукай часто использует в своих произведениях пословицы. Давайте, сейчас мы их вспомним.

1 нче командага.

  • Кем эшләми, … (шул ашамый).
  • кто не рабо́тает, тот не ест. 
  • Калган эшкә … (кар ява).
  • отло́женное де́ло траво́й зараста́ет

3. эш башында мактанмаэш беткәч мактан 

  • . не хвали́сь нача́лом де́ла, хвали́сь его́ концо́м.
  • Эш беткәч … (уйнарга ярый).
  • Сделал дело- гуляй смело

2 нче командага.

  • Аз сөйлә, …(күп эшлә).
  • ме́ньше (поме́ньше) говори́, бо́льше (побо́льше) де́лай
  • Тырышкан табар, …(ташка кадак кагар).
  • Кто старается, тот найдёт; на камень гвоздь забивает!
  • Егет кешегә …(җитмеш төрле һөнәр дә аз).
  • Добру молодцу необходимо знать 70 ремесел

5. Һөнәрле үлмәс, …(һөнәрсез көн күрмәс).

Человек с профессией не умрёт, а человек без профессии не проживёт
 
7 задание: Кто быстрее ответит?

1. Назовите имя собаки в стихотворении «Забавный ученик». (Акбай)

2. Что украли у Водяного? (Гребень)

3. С кем дружит Гали? (С Козой)

4. Имя человека в сказке «Шурале» (Былтыр)

5. Что нашли Коза и Баран? (Голову волка)

6. Куда попала мышь? (В горшок с молоком)

8. задание: Кто быстрее соберет рисунок?

 Государственное
бюджетное   специальное (коррекционное) образовательное   учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями    здоровья
«Актюбинская  специальная (коррекционная)    общеобразовательная   школа-интернат
VIII вида»

Викторина для  начальных классов                         по
сказкам татарского поэта                         Габдуллы Тукая

татар теле һәм әдәбияты укытучысы

                                                            
Закирова И.И

Апрель.2014

Максат:
1. Укучыларның Габдулла Тукайның  тормыш юлы һәм иҗаты турындагы белемнәрен
тулыландыру; 2. Тукай образына, аның иҗатына мәхәббәт тәрбияләү; 3.Балаларның
иҗади активлыгын үстерү.

Җиһазлау:
Габдулла Тукай портреты, фоторәсемнәре, китаплары,  компьютерда Г.Тукайның
әкиятләренә иллюстацияләр.

Уен
тәртибе.
Уенда 2 команда катнаша. Өй эшенә: визитка әзерләү, исем, девиз
сайлау, Г.Тукайның иҗатын һәм әсәрләрен өйрәнү,

Уен
барышы.

Бүгенге
дәресебезне  Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗатына багышланган  викторина  тәртибендә
дәвам итәбез. Ә хәзер уеныбызны башлыйбыз .                                        Сезнең
алдыгызда “Шурале” һәм “Су анасы” командалары көч сынаша.                           Командалар
бер-берсен сәламлиләр.

        
Ведущий:  
Добрый день уважаемые гости,учителя,учащиеся.                                      
Мы
приветствуем зрителей и участников  викторины Сегодня —  поединок лиги учеников
2-3 классов. На игровой подиум вышли   8 игроков, побороться за звание
«Самый умный». Я с удовольствием представляю вам участников игры. Дарья,Алель,Лейсан,Раииль,Роза,Кирил.

Каждый год весной мы отмечаем день
рождение  Габдуллы  Тукая. Много  говорилось  о  его
 жизни, о  творчестве Г.Тукая. Вот и   сегодня  собрались с
 Вами  ещё  раз  поговорить   об  этом
 великом  человеке  и  уточнить  свои             
знания , соревнуясь в  викторине: «Сказки Г.Тукая». Для  того
 мы  с  Вами  разделимся  на  2  команд

Приветствие
 команд:Шурале и Су анасы

1 задание:
Интеллектуальная  разминка.слайды №1

 
              Вопросы для  1команды

 
            Вопросы для 2команды

1.Как
звали забавного ученика?

 Актапи 
 Акбай 
 Дурткуз 

2.Куда
попала мышь в стихотворении Тукая?

 погреб 
 молоко 
 дом 

 3. Что
украл деревенский мальчишка в сказке
             Г.Тукая
«Су анасы»?

 золотой
гребень 
 платье 
 книга 

1.Кого
боится Су анасы?

 Людей 
 Собак 
 Зверей 

2.Кого
кормил Гали?

 Корова 
 Коза 
 Собака

3.Что
нашли Коза и Баран                        на дороге?

 мешок 
 хлеб 
 голова                          

Музыкальная
 пауза
физминутка для глаз

2 задание:
 Чёрный  ящик. «Угадай  и  назови  с  какого
 произведения  предмет?»

(Топор-Шурале,
гребень-Водяная, ведро- Коза и Баран, клин- Шурале, сачок- Ребёнок и
 мотылёк, дрова-Коза  и Баран,  клубок- Киска-озорница,
Кувшин-Мышь  попавшая  в  молоко, мешок-Коза  и Бара).

3.задание:
Каждая
 команда исполняет  «Туган телем-татар телем» песню на  слова
Г.Тукая.                                               

4 задание:
«Угадай, с  какого  стихотворения или  сказки отрывок?»

 1 команда  
Вот  уже  и  солнце  село

                     
Лёг я спать и свет  потух. (Водяная)

2 команда   
Оба
стали кашу есть,

                    
Потом, довольные  у  костра,

                    
Заснули сладко  до  утра. (Коза и Баран)

1 команда   Я
 умру.  лесные  духи, помогите мне  скорей!

                    
Прищемил  Вгодуминувшем, погубил  меня злодей! (Шурале)                               

2
команда
    Испуганным волкам теперь не до еды.                                                                                                              

                     
У них одна печаль, как выйти из беды?                                                                                    
                  

                     
У них теперь одна единственная цель,                                                                                                                 

                    
Забота лишь одна: как убежать отсель?  («Сказка о козе и баране)

     5.
задание.  Капитаннар ярышы.   

Бирелгән
хәрефләрдән сүзләр төзергә кирәк

(Из данных букв
состав слова)  шүрәле,акбай,Тукай

Елүрәш 
кбайа  аУткй

Тамашачыларга
бирем:
                   
Бирелгән хәрефләрдән сүзләр төзергә кирәк
(Из данных букв состав слова)Татарстан

7. задание:
Кто  быстрее  ответит?
                                                                                          
1.Назовите
 имя  собаки  в  стихотворении «Забавный ученик». (Акбай)

2.Что  украли
 у  Водяного? (Гребень)

3.С
 кем  дружит  Гали?  (С Козой)

4.Имя
 человека  в  сказке «Шурале» (Былтыр)

5.Что
 нашли  Коза  и Баран?  (Голову волка)

6.Куда
 попала  мышь?  (В горшок с молоком)

8. задание:
Кто  быстрее  соберет  рисунок?

Каждой
 команде  дается  пазлы , нужно  собрать  их, сохраняя
 последовательность.

 Жюри
 подводит  итоги, награждает победителей.                                                           
 Турнир заканчивается  с  исполнением  песни  на слова
Г.Тукая «Туган тел».

Познавательная викторина ”Тукай в наших сердцах”.

Составитель: музыкальный руководитель Максимова Фания Гайнисламовна

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение комбинированного вида детский сад №4 «Ляйсан» Бугульминского муниципального района РТ.

(Сценка авторская)

Предварительная работа: Чтение произведений, разучивание стихотворений Г. Тукая. Рисование по сказкам Г. Тукая.

Разучивание песен на слова Г.Тукая, драматизация сказок. Изготовление эмблем. Оформление выставки детских рисунков “Сказки Г.Тукая”. Всё совместно с родителями

Атрибуты: Портрет Г. Тукая, цветы, угощения для участников.

Презентация “Габдулла Тукай в наших сердцах”

Зал празднично украшен: на центральной стене портрет Г. Тукая, цветы. Оформлена выставка детских рисунков, на тему “Сказки Г. Тукая”.

Принимают участие дети 2 подготовительных групп, родители, воспитатели.

Звучит музыка С. Сайдашева. “Марш Г. Тукая”

Выходит ведущая с 2-мя детьми (мальчик и девочка в национальной одежде).

Мальчик: Здравствуйте, дорогие друзья!

Девочка: Добрый день. Добро пожаловать на праздник!

Ведущий: В прекрасный солнечный апрельский день родился наш любимый поэт Габдулла Тукай. Это был 1886 год 26 апреля. Сложная была судьба Г. Тукая. Он очень рано осиротел.

Скитался от одного человека к другому. Детство у него было очень трудное. Г. Тукай рос старательным, смышленным ребенком, рано научился писать, читать.

Г. Тукай прожил всего 27 лет. За свою короткую жизнь успел написать много стихов, интересных сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу. Его произведения любят, читают, помнят. Г. Тукай всегда в наших сердцах.

Девочка:

О, язык родной, певучий! О, родительская речь!
Что еще на свете зналя, что сумел я уберечь?

Мальчик:

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать…

Девочка:

О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

Мальчик:

О, язык мой! Как сердечно я молился в первый раз:
— Помоги, шептал, — помилуй мать, отца, помилуй нас…

Ведущий: Да, Г.Тукай призывал нас любить родину, родной язык, людей. Он говорил, что татарский народ найдет счастье только на земле отцов в единстве с русским народом.

“…С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали…
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить
Нанизаны мы на единую нить”, — писал Г. Тукай.

Сегодня мы проведем конкурс ”Тукай в наших сердцах”. Принимают участие 2 команды: команда”Шурале”, команда “Водяная” (родители, воспитатели в составе команд) или две команды –две подготовительные группы

Представляются члены Жюри

1 конкурс: приветствие и девиз команд (домашнее задание).

2 конкурс: конкурс чтецов.

                                      Викторина:

1. Г. Тукай был очень умным, образованным человеком.За свою недолгую жизнь он выучил несколько языков.Сколько языков и каких знал Г.Тукай? (Ответ: 5 языков — татарский, русский, арабский, турецкий, персидский (фарсы))

2. Г. Тукай был настоящим требовательным журналистом. С какими газетами и журналами, своего времени, он сотрудничал? (Ответ: ”Фикер” (“Мысль”), “Сознание”, ”Эль-Гаслер-джа-дид” (“Новый век”), “Школа”, “Вакыт” (“Время”))

Вопросы для взрослых из команды “Водяная”:

3. Произведения Г .Тукая бессмертны. На сколько языков переведены его произведения? (Ответ: на 26 языков).

4. Произведения каких русских писателей любил Г. Тукай и переводил их на татарский язык? (Ответ: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова).

5. Название деревни в которой родился Г. Тукай. (Кушлавыч)

6. Голову какого животного нашли коза и баран в сказке Г. Тукая? (Буре)

7. Красоту какой деревни описывал Г. Тукай в сказке? “Шурале” (Кырлай)

8. Во времена Г. Тукая как назывались ученики? (Шакерт)

9. Как называли мальчика, который кормил козу в стихотворении Г. Тукай? (Гали)

10. Какую песню на слова Г. Тукая татарский народ поет как гимн?

Выделенные вопросы, проводятся с родителями.

                               Сценка по сказкам Г.Тукая

Сказка сопровождается видео-нарезками из мультфильмов «Шурале»,     «Водяная», «Коза и Баран».

В комнате за компьютером или планшетом сидит мальчик, вскрикивает..

Мальчик: Ура попал! (на крик заходит бабушка)

Бабушка: Амир, улым спать пора.

Мальчик: Ну, подожди бабушка ,ещё один уровень остался.

Бабушка: Улым, убирай свой планшет, я тебе сказки перед сном почитаю,

                 посмотри (показывает книгу) Габдулла Тукай, какую хочешь

                 выбирай “Шүрәле”, Су анасы”, “Кәҗә белән сарык хикәясе”.

Мальчик: Бабушка! Какие сказки? Не интересно, вот что сейчас круто

                 (показывает на планшет), да и вырос я уже, чтобы сказки слушать.

Бабушка: Сказки многому учат, уберегают от ошибок.

                   (Мальчик машет рукой,бабушка качает головой, оставляет книгу      

                     и уходит)

Мальчик: Спать так спать,(берёт книгу) хоть картинки посмотрю, листает и

                   засыпает.

                         Сон

Мальчик: Пойду прогуляюсь, дойду вон до того лесочка, ведь я уже большой

                   скоро в школу пойду, а значит самостоятельный.

                   (идет и вдруг навстречу ему чудовище)

Автор: Нос покатый и горбатый, мордой точно лось, ей-ей,

             Руки ноги узловаты, словно из кривых корней,

             Вглубь посаженные очи голубым горят огнём:

             Не удержишь душу в теле где там ночью- ясным днём:

             Если б не босой да тощий- человек совсем на вид,

             Вышиной со средний палец рог волбу его сидит.

             Очень тонкие, прямые пальцы- только погляди,

             Каждый- свыше пол-аршина, страшно, Бог не приведи!

Шурале: Подойди, дружок мой ближе, отрешись от всех забот,

                 Поиграй со мной в щекотку-кто кого пересмеёт?

              (Кил әле, син дә бераз бармакларыңны селкет, и яшь егет! Килче,

                 Икәү уйныйк бераз кети-кети).

Мальчик: (испуганно кричит )Нет, нет! Убегает.

                   Оглядывается.Уф,кажется убежал, так кушать хочется.

              ( Видит костёр около костра спят Коза и Баран возле них большой

             мешок) Вот здесь наверное еда (заглядывает в мешок вытаскивает

               волчью голову, пугается кидает её и убегает)

Мальчик: Вот тебе Коза и Баран какие кровожадные, хорошо, что они спали

                 а то и мне бы не сдобровать. Хватит с меня пора домой (повернулся

                 и увидел водяную, которая сидит и расчёсывается, причесалось и в

                 озеро нырнуло, мальчик увидел гребень.)

                  Какая красота (взял гребень рассматривая его идет, вдруг слышит)

Водяная:     «Держите вора! Стой ,негодный, погоди!

                     Отдавай немедля гребень, в грех старуху не вводи!»

                   (Мальчик убегает и просыпается, бабушка сидит и гладит его по

                   голове.)

Бабушка: Испугался сынок.

Мальчик: Прости меня бабушка, почитай сказки, я хочу узнать что же

                 дальше было с мальчиком?

Бабушка:( хитро) С каким мальчиком?

     Вопросы по сказкам: (детям)

  1.       Как зовут героя сказки, у которого на лбу рог.
  2.       Чем закончилась для Шурале встреча с Былтыром.
  3.       Как называется сказка, где герои нашли волчью голову.
  4.       Как они спаслись от волчьей стаи.
  5.       В какой сказке Тукая есть волшебный гребень.
  6.       Почему Водяная преследовала мальчика.

Ведущий: Дорогие дети и взрослые, пора узнать результаты конкурса. Слово жюри (жюри оглашает итоги конкурса, награждает команды).

Ведуший:

Воды текут — берега остаются.
Листья осыпаются — ветки остаются.
Птицы улетают — гнезда остаются.
Люди уходят — песни остаются.

Исполняется песня”Туган тел”слова Г. Тукая, музыка народная.

Ф.И.О

Учреждение

Номинация

Максимова Фания Гайнисламовна

МБДОУ №4

«Ляйсан»

Музыкальный руководитель

Литературное творчество

Гадулла Тукайның 130 еллыгына багышланган дәрестән тыш чара  эшкәртмәсе(викторина)

                          “ Г.Тукай әкиятләре”

                                                                                                     Башкарды : Софронова В.В.

                                                                                                      Лениногорск шәһәренең                                                

                                                                       10 нчы номер мәктәбенең

                                                                                                     Татар теле укытучысы

                                                       Апрель,2016

Викторина «Сказки Г.Тукая»

Максат: 1. Укучыларның Габдулла Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты турындагы белемнәрен тулыландыру;

2. Тукай образына, аның иҗатына мәхәббәт тәрбияләү;

3.Балаларның иҗади активлыгын үстерү.

Җиһазлау: Габдулла Тукай портреты, фоторәсемнәре, китаплары, компьютерда Г.Тукайның әкиятләренә иллюстацияләр.

Уен тәртибе. Уенда 4 команда катнаша. Өй эшенә: визитка әзерләү, исем, девиз сайлау, Г.Тукайның иҗатын һәм әсәрләрен өйрәнү,

Уен барышы.

Укытучы . “Хәерле көн,кадерле укучылар,укытучылар.  Ел саен, 26 апрельдә  без Габдулла Тукайның туган көнен билгеләп үтәбез. Аның  тормышы,иҗаты турында  инде күп сөйләнде. Менә бүген дә , Без Сезне  Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗатына багышланган викторинага чакырабыз. Викторинабыз исеме “ Г.Тукай әкиятләре”.  Әйдәгез, уеныбызны башлап җибәрик . Сезнең алдыгызда 2 “А” сыйныф укучыларыннан торган   « Су анасы», «Шүрәле”. “Алмагач”, “ Күбәләк”  командалары көч сынаша. Аларның капитаннары белән танышып китик-  Павел, Кирилл, Вероника һәм Яна. Ә хәзер капитаннарга сүз бирәбез..”

 (  Командалар бер-берсен сәламлиләр.)

1 задание: сопоставьте героя и сказку .слайд 3

«Шурале»- Былтыр

«Су анасы»- малай

«Кызыклы шэкетр»- Акбай

«Кэжэ белэн Сарык хикэясе»

2 задание:  Чёрный  ящик. «Угадай  и  назови  с  какого  произведения  предмет?»

(Топор-«Шурале», гребень- «Су анасы», бревно «Шурале», сачок-« Ребёнок и  мотылёк», , мешок-«Коза  и Баран»).

3.задание: найти кто лишний?  Сказка о мартышке и зеркале. Слайд4 (зайцы)

4 задание: вставьте пропущенные слова слайд 5

И туган  тел, и матур тел,әткәм- әнкәмнең  теле!

Дөньяда  күп  нәрсә белдем син туган тел  аркылы

        5. задание. Капитаннар ярышы.

Бирелгән хәрефләрдән сүзләр төзергә кирәк

(Из данных букв составь слова) Шүрәле,Акбай,Тукай

Елүрәш кбайа ауТкй

6. задание: решите ребус,получится название стихотворения слайд 6

«Карлыгач»

7. задание: Кто  быстрее  соберет  рисунок?

Каждой  команде  дается  пазлы , нужно  собрать  их, сохраняя  последовательность.

 Жюри  подводит  итоги, награждает победителей. Турнир заканчивается  с  исполнением  песни  на слова Г.Тукая «Туган тел».

Викторина для начальных классов по сказкам татарского поэта Габдуллы Тукая.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Актюбинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Викторина для начальных классов по сказкам татарского поэта Габдуллы Тукая

татар теле һәм әдәбияты укытучысы

Закирова И.И

Апрель.2014

Максат: 1. Укучыларның Габдулла Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты турындагы белемнәрен тулыландыру; 2. Тукай образына, аның иҗатына мәхәббәт тәрбияләү; 3.Балаларның иҗади активлыгын үстерү.

Җиһазлау: Габдулла Тукай портреты, фоторәсемнәре, китаплары, компьютерда Г.Тукайның әкиятләренә иллюстацияләр.

Уен тәртибе. Уенда 2 команда катнаша. Өй эшенә: визитка әзерләү, исем, девиз сайлау, Г.Тукайның иҗатын һәм әсәрләрен өйрәнү,

Уен барышы.

Бүгенге дәресебезне Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗатына багышланган викторина тәртибендә дәвам итәбез. Ә хәзер уеныбызны башлыйбыз . Сезнең алдыгызда “Шурале” һәм “Су анасы” командалары көч сынаша. Командалар бер-берсен сәламлиләр.

Ведущий:  Добрый день уважаемые гости,учителя,учащиеся. Мы приветствуем зрителей и участников викторины Сегодня — поединок лиги учеников 2-3 классов. На игровой подиум вышли 8 игроков, побороться за звание «Самый умный». Я с удовольствием представляю вам участников игры. Дарья,Алель,Лейсан,Раииль,Роза,Кирил.Каждый год весной мы отмечаем день рождение  Габдуллы  Тукая. Много  говорилось  о  его  жизни, о  творчестве Г.Тукая. Вот и   сегодня  собрались с  Вами  ещё  раз  поговорить   об  этом  великом  человеке  и  уточнить  свои   знания , соревнуясь в  викторине: «Сказки Г.Тукая». Для  того  мы  с  Вами  разделимся  на  2  команд

Приветствие  команд:Шурале и Су анасы

1 задание: Интеллектуальная  разминка.слайды №1

                Вопросы для  1команды

              Вопросы для 2команды

1.Как звали забавного ученика?

 Актапи  Акбай  Дурткуз 

2.Куда попала мышь в стихотворении Тукая?

 погреб  молоко  дом 

 3. Что украл деревенский мальчишка в сказке Г.Тукая «Су анасы»?

 золотой гребень  платье  книга 

1.Кого боится Су анасы?

 Людей  Собак  Зверей 

2.Кого кормил Гали?

 Корова  Коза  Собака

3.Что нашли Коза и Баран на дороге?

 мешок  хлеб  голова

Музыкальная  пауза физминутка для глаз

2 задание:  Чёрный  ящик. «Угадай  и  назови  с  какого  произведения  предмет?»

(Топор-Шурале, гребень-Водяная, ведро- Коза и Баран, клин- Шурале, сачок- Ребёнок и  мотылёк, дрова-Коза  и Баран,  клубок- Киска-озорница, Кувшин-Мышь  попавшая  в  молоко, мешок-Коза  и Бара).

3.задание: Каждая  команда исполняет  «Туган телем-татар телем» песню на  слова Г.Тукая.

4 задание: «Угадай, с  какого  стихотворения или  сказки отрывок?»

 1 команда Вот  уже  и  солнце  село

Лёг я спать и свет  потух. (Водяная)

2 команда Оба стали кашу есть,

         Потом, довольные  у  костра,

         Заснули сладко  до  утра. (Коза и Баран)

1 команда Я  умру.  лесные  духи, помогите мне  скорей!

Прищемил  Вгодуминувшем, погубил  меня злодей! (Шурале)

2 команда Испуганным волкам теперь не до еды.

У них одна печаль, как выйти из беды?

У них теперь одна единственная цель,

Забота лишь одна: как убежать отсель?  («Сказка о козе и баране)

5. задание. Капитаннар ярышы.

Бирелгән хәрефләрдән сүзләр төзергә кирәк

(Из данных букв состав слова) шүрәле,акбай,Тукай

Елүрәш кбайа аУткй

Тамашачыларга бирем: Бирелгән хәрефләрдән сүзләр төзергә кирәк(Из данных букв состав слова)Татарстан

7. задание: Кто  быстрее  ответит? 1.Назовите  имя  собаки  в  стихотворении «Забавный ученик». (Акбай)

2.Что  украли  у  Водяного? (Гребень)

3.С  кем  дружит  Гали?  (С Козой)

4.Имя  человека  в  сказке «Шурале» (Былтыр)

5.Что  нашли  Коза  и Баран?  (Голову волка)

6.Куда  попала  мышь?  (В горшок с молоком)

8. задание: Кто  быстрее  соберет  рисунок?

Каждой  команде  дается  пазлы , нужно  собрать  их, сохраняя  последовательность.

 Жюри  подводит  итоги, награждает победителей. Турнир заканчивается  с  исполнением  песни  на слова Г.Тукая «Туган тел».

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Викторина по творчеству Тукая, слайд 1

Игра-викторина по творчеству Габдуллы Тукая

Слайд 2

Викторина по творчеству Тукая, слайд 2

Назовите деревню, в которой родился Г. Тукай.
1. Кушлавыч
2. Кырлай
3. Очиле

Слайд 3

Викторина по творчеству Тукая, слайд 3

Назовите дату рождения поэта.
26 марта 1886г.
26 апреля 1886г.
1 мая 1886г.

Слайд 4

Викторина по творчеству Тукая, слайд 4

В 2015 году Г. Тукаю исполнилось бы — …
125 лет
129 лет
130 лет

Слайд 5

Викторина по творчеству Тукая, слайд 5

В какой семье родился Тукай?
В семье учителя
В богатой семье
в семье деревенского
муллы

Слайд 6

Викторина по творчеству Тукая, слайд 6

В каком возрасте он стал круглым сиротой?
В 4 года
В 5 месяцев
В 10 лет

Слайд 7

Викторина по творчеству Тукая, слайд 7

Что украл деревенский мальчишка в сказке Г. Тукая «Водяная» — «Су анасы»?
золотой гребень
платье
зеркало

Слайд 8

Викторина по творчеству Тукая, слайд 8

Кого боится Су анасы?
Людей
Собак
Зверей

Слайд 9

Викторина по творчеству Тукая, слайд 9

Кто является учеником в детском стихотворении Г. Тукая «Забавный ученик»?
щенок
котенок
птенец

Слайд 10

Викторина по творчеству Тукая, слайд 10

Как звали забавного ученика?
Актапи
Акбай
Дурткуз

Слайд 11

Викторина по творчеству Тукая, слайд 11

Назовите русский аналог татарской пословицы — названия стихотворения Г. Тукая «ЭШ БЕТКӘЧ — УЙНАРГА ЯРЫЙ».
Работа не волк – в лес
не убежит.
Дело мастера боится.
Кончил дело —
гуляй смело.

Слайд 12

Викторина по творчеству Тукая, слайд 12

Какая песня на стихи поэта стала неофициальным гимном татарского народа?
«Родной язык»
«Колыбельная»
«Молитва матери»

Слайд 13

Викторина по творчеству Тукая, слайд 13

Благодаря какому качеству герои сказки Г. Тукая о козе и баране не были съедены волками?
жалость
скромность
находчивость

Слайд 14

Викторина по творчеству Тукая, слайд 14

Что варили волки в «Сказке о Козе и Баране? »
Суп
Каша
Картошка

Слайд 15

Викторина по творчеству Тукая, слайд 15

Что нашли Коза и Баран на дороге?
мешок
хлеб
голова

Слайд 16

Викторина по творчеству Тукая, слайд 16

Куда попала мышь в стихотворении Тукая?
погреб
молоко
дом

Слайд 17

Викторина по творчеству Тукая, слайд 17

Кого кормил герой Гали из сказки Тукая?
Корова
Коза
Собака

Слайд 18

Викторина по творчеству Тукая, слайд 18

Природа, какой деревни воспета поэтом в сказке «Шурале»?
Кушлавыч
Кырлай
Очиле

Слайд 19

Викторина по творчеству Тукая, слайд 19

Кто зовет мальчика играть в стихотворении Тукая?
Кошка, корова, бабочка
Солнце, соловей, яблоня
Луна, щенок, воробей

Слайд 20

Викторина по творчеству Тукая, слайд 20

Прозвище Тукая — …

Слайд 21

Викторина по творчеству Тукая, слайд 21

В какой гостинице Казани жил Тукай?

Слайд 22

Викторина по творчеству Тукая, слайд 22

Именем Тукая названы — …

Слайд 23

Викторина по творчеству Тукая, слайд 23

Кто создал бюст Г.Тукая?

Слайд 24

Викторина по творчеству Тукая, слайд 24

Когда и где умер Г.Тукай?

Слайд 25

Викторина по творчеству Тукая, слайд 25

В каком возрасте погибает поэт?
27 лет
35 лет
50 лет

Слайд 26

Викторина по творчеству Тукая, слайд 26

Кто больше слов составит из слова «НАХОДЧИВОСТЬ»


Игра-викторина №13 По сказке Г. Тукая «Шурале», часть 1

Викторина сказка «Шурале» по произведению Габдуллы Тукая ДОУ. Образовательный проект Vneuroka.ru предлагает авторскую методическую разработку Игра-викторина №13 По сказке Г. Тукая «Шурале», часть 1 для проведения занятий с детьми в игровой форме с интерактивной доской. Наверняка каждый, кто даже не знаком с творчеством великого татарского поэта Габдуллы Тукая, если и не читал сказку «Шурале», то уж обязательно слышал об этом произведении. Интеллектуальная игра предназначена не только для детей младшего, среднего школьного возраста, но и непременно придёт ко вкусу более взрослой аудитории. В рамках занятий с дошкольниками воспитателю предлагается озвучивать задания викторины и варианты ответов. Если был дан неверный ответ, то его можно обсудить и легко исправить на правильный.
Кстати, на сайте имеется версия игры на татарском языке, а также усложнённый вариант на русском языке (2 часть).

PowerPoint презентация «Кто хочет стать миллионером» представляет собой интерактивную послайдовую фото-викторину на По сказке Г. Тукая «Шурале», часть 1 в виде интеллектуальной игры, адаптированной под занятия с детьми в детских образовательных учреждениях и дома. Детям предстоит ответить на вопросы викторины, связанные с произведением «Шурале», написанным Тукаем по мотивам сказок башкирского и татарского фольклора.
Данная интерактивная образовательная игра для детей имеет рецензии.

Рецензенты:

  • кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова ФГБОУ ВО «НГПУ» И.З. Хабибуллина
  • старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВО «НГПУ» А.А. Мирсаитова

Задания к детской викторине.
Некоторые задания, использованные в презентации на тему По сказке Г. Тукая «Шурале», часть 1:

  • Сколько рогов у Шурале?
  • Часть тела, которую прищемил лесной дух в произведении Г.Тукая
  • Какой звук издаёт Шурале?
  • и другие интересные задания к викторине…

Инструкция

Методическая разработка выполнена в редакторе Microsoft Office PowerPoint. Работа с презентацией ‘Игра-викторина №13 По сказке Г. Тукая «Шурале», часть 1’ довольно проста. Участнику необходимо ответить на 15 вопросов. Каждое задание имеет четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один верный. В случае, если после ответа на задание не произошёл переход на новый слайд, необходимо произвести движение курсором на экране (или интерактивной доске).

При правильном ответе загорается зелёная кнопка, в случае неправильного ответа кнопка окрашивается в оранжевый цвет.
Игрок может приостановить игру, нажав на кнопку с надписью «Выход», либо нажатием кнопки Esc.

Выполнение заданий викторины производится в строго определённом порядке: от первого до последнего, что облегчает планирование занятия с детьми в образовательных учреждениях и дома.

АВТОРСКИЕ ПРАВА.

Все права на разработки принадлежат авторам. Вы имеете право использовать наши методические материалы в своей педагогической практике (занятиях в детском саду, школе и дома), однако запрещается размещать авторские материалы частично или полностью в СМИ, социальных сетях, торрентах, личных сайтах, блогах и др., а также распространять без письменного согласия авторов.


Получить игру (комплект)

500 рублей (за викторину)

не устроила цена — предложите свои условия :)
договоримся

Воспользуйтесь выпадающим меню с выбором другой понравившейся интерактивной игры детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста (или комплекта игр) для подробной информации с изображениями слайдов презентации и условии её получения. Некоторые образовательные детские игры распространяются свободно в качестве знакомства для принятия решения о поддержке наших образовательных проектов.

Быстрый выбор PowerPoint презентаций:

Если у Вас появились вопросы, предложения или пожелания — свяжитесь с нами по электронной почте.
Мы всегда открыты к конструктивному диалогу и продуктивному взаимовыгодному сотрудничеству.

МБДОУ «Детский сад №132 комбинированного вида» Кировского района города Казани

Игра-викторина, посвященная творчеству Габдуллы Тукая в старшей группе.

“МЫ ЗНАЕМ И ЛЮБИМ ТЕБЯ ГАБДУЛЛА ТУКАЙ”

Хазипова Гульназ Галимхановна

Воспитатель по обучению татарскому языку

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

Познакомить детей с жизнью и творчеством Г.Тукая.

Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г.Тукая.

Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г.Тукая.

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,

умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).

Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Г.ТУКАЯ.

Расширить представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Оформление зала: на экране портрет Г.Тукая, на стенах и столах рисунки и поделки, посвященные творчеству Г.Тукая.

Под музыку ….. дети входят в зал. Музыка затихает, дети здороваются с гостями. Музыка продолжается, дети проходят, садятся на стульчики.

Муз.руководитель: Много-много лет назад, в один из весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

Песня «Бәйрәм бүген» — поют все присутствующие.

Учитель татарского языка: Мы начинаем с вами викторину «Мы знаем, читаем и любим тебя Г.Тукай!»

Под музыку Курай—Эллуки.(Милли моннар) ребенок читает стихотворение «Родной язык»

О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!

О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая , сказки бабушки я начал понимать.

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:

«Боже, — я шептал, — помилуй мать, отца, помилуй нас».

Муз.руководитель: Ребята, посмотрите на экран (6 слайд) 

1. О какой птице написал эти строки Г.Тукай?

Таскала глину в остром клювике своем,

Из глины строила она красивый дом.

Ответы детей… (ласточка) 2. Как ты скажешь по-татарски, что у нее чистый, красивый, большой дом?

Ответы детей… (чиста, матур, зур ой)

Дети читают стихотворение «Ласточка»

1 ребенок: Недавно ласточка, что сердцу так мила,

Там, над окном моим, гнездо себе вила,

Таскала глину в остром клювике своем,

Из глины строила она красивый дом.

Трудилась долго, возводя свой легкий кров,

А после вывела хорошеньких птенцов.

Чтоб сыта была вся птичья детвора,

Жучков и мошек мать приносит им с утра.

2 ребенок: Пусть непогода на дворе и ночь темна,

Не шевельнется в теплом гнездышке она,

Укроет голову тихонечко крылом

И сладко спит она, окутана теплом.

И что ей молния и гром, что шум людской!

Спит крепко ласточка, и дорог ей покой.

Чтоб ни случилось не земле, ей нет забот,

Она и клювиком своим не поведет.

Муз.руководитель: (8 слайд)

1. Чему учит мальчик Акбая в стихотворении поэта «Забавный ученик»?

2. Как ты по-татарски позовёшь к себе Акбая и предложишь ему сесть?

Инсценировка стихотворения «Забавный ученик»

1 ребенок-Мальчик:

— Стой Акбай на задних лапках, поучись-ка, послужи!

Ну, не падай! Ну, не падай! Спину ровненько держи.

2 ребенок-Акбай:

— Мне учение в мученье! Я же маленький, — смотри!

Сколько от роду мне… Месяц? Или два? А может, три…

Мне ли службой заниматься, мне бы, хвост задрав, помчать!

Мне б на травке поваляться, научиться бы рычать.

1 ребенок: Мальчик

Глупый пес не разумеет – нет уж, сызмальства учись!

Кости к старости твердеют, не согнешься, как ни гнись!

Муз.руководитель: (12 слайд)

1. Скажите, чем угощает Гали Козу из произведения Тукая «Гали и Коза»?

2. Как ты угостишь козу? Предложи ему покушать яблоко по-татарски.

Стихотворение «Гали и коза» (один ребенок читает на татарском языке, второй на русском)

Безнең Гали бигрәк тату Кәҗәбелән, 
МенәКәҗәкарап тора тәрәзәдән.

Гали анычирәмбелән кунак итә, 
Кәҗәрәхмәтукый — сакалынселкетә.

С козою дружен наш Гали:

Коза кивает издали

И бородой ему трясет,

Когда Гали траву несет.

Учитель татарского языка: (11 слайд)

1. Как ты думаешь, какому стихотворению можно отнести картинку на экране?

2. Назови по-татарски всех членов семьи из стихотворения.

Стихотворение «Наша семья» (один ребенок читает на татарском языке, второй на русском)

Әткәй, әнкәй, мин, апай, әби, бабайһәмберпеси — 
Безнеңөйдә без җидәү: безнең, песи — җиденчесе.
Бергәашый, чәйэчә, безнеңләбергәйоклыйул, 
Хезмәтедә бар: өйнетычканявыздансаклый ул.

Нас семеро в семье – отец да мать, да я с сестрой,

Бабуля, дед, наш кот – седьмой.

Он с нами спит, а также ест и пьет,

Мышей он ловит: службу так несет.

Муз.руководитель: (10 слайд)

1.Разгадав загадки, ты узнаешь, кто звал мальчика гулять на улицу в стихотворении поэта.

Эшбеткәч – уйнарга ярый.

Дети отгадывают загадки…

2. Как ты попросишь у мальчика вкусное, красное яблоко? Скажи по-татарски.

Ответы детей…

Учитель татарского языка: (9 слайд)

1. Как называется стих Г.Тукая, в котором говориться о мотыльке?

2. Как мы скажем, что наш мотылек чистый?

Инсценировка стихотворения «Малыш и мотылек» (под музыку девочки в костюмах цветов выбегают на полянку, садятся. Между ними летает мотылек, выходит малыш).

Учитель татарского языка: (13 слайд) Алёна «Шурале»

1.- А вы ребята помните сказки Г.Тукая?

— ответы детей…

2. Каких зверей можно встретить в лесу в деревни Кырлай, о которых писал Тукай в своём произведении «Шурале»? Какую нечисть можно увидеть?

3. Каких из этих зверей ты можешь назвать по-татарски?

Музыкальный руководитель: Что-то мы ребята засиделись. Хотите потанцевать? Дети исполняют татарский танец.

Учитель татарского языка: (14 слайд)

1. Как зовут персонажа который упал в молоко?

2. Как ты предложишь мышке  по-татарски попить молока?

«Сөткә төшкән тычкан тычкан» Әдилә 4 гр

Музыкальный руководитель: (15 слайд)

1. Какое время суток изображено на картинке? (Утро)

2. Как мы скажем доброе утро?

Учитель татарского языка: (16 слайд)

1.А сейчас отгадайте загадки, которые вам загадают дети 4 группы?

2.Назавите по татарски времена года.

Учитель татарского языка: 

1. Ребята, а откуда Тукай брал вдохновение что бы писать свои стихи? Чем он вдохновлялся?

Он вдохновлялся воспоминаниями о своей родной деревне.

Стих «Родная деревня» Ралина,  Марк

Муз.руководитель: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню Рождения Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной язык!

Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.

Список использованной литературы

  1. Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.
  2. Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.
  3. Тукай Г. Кончил дело — гуляй смело. Казань,1986.
  4. Тукай Г. Незабываемое время. Казань,2016.
  5. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

  • Викторина по сказкам сутеева для дошкольников
  • Викторина по сказкам сутеева для 1 класса с презентацией
  • Викторина по сказкам сутеева 2 класс
  • Викторина по сказкам старшая группа детского сада
  • Викторина по сказкам старик хоттабыч