Викторина по книге В. Бианки «Синичкин календарь»
Викторина
Что напугало синичку? (Шум, встреча нового года)
Что узнала Зинька от Старого Воробья? (Год-12 месяцев. Январь-носик года. Он начинается с веселой елки. Календарь- расписание работы солнышка на весь год.)
Что наблюдала синичка в лесу в феврале? (День становится светлее и длиннее, солнце светит ярче, чаще метут метели)
Кого встретила в зимнем лесу Зинька? (лесную мышь, белого зайца.)
Что происходит с лесными жителями? ( лютуют волки, у медведицы в берлоге появились медвежата)
Где провела март месяц синичка и что наблюдала? (В поле. Солнце светит еще ярче, греет, на земле появляются первые проталинки)
С чем связан приход весны? (С прилетом грачей)
Где провела синичка апрель и что заметила? ( На реке, бегут ручьи, лед на реке лопается и начинается ледоход.)
Какую птичку Зинька встретила на реке? (Ледоломка)
Почему она так называется? (Своим хвостом ломает лед)
Птицы-великаны, которых увидала синичка на болоте? (Журавли)
Что изменилось в лесу с приходом мая? (Распускаются листья , деревья зеленеют, цветут цветы, порхают бабочки)Где побывала синичка в июне? (В лесу, в поле и на реке)Какие изменения в поведении птиц она заметила? (Не подпускали к своим гнездам, высиживали птенцов)Чем занимались зверюшки в августе? (Готовили запасы на зиму)Что происходило в лесу, с наступлением осени? (Листья начинали желтеть и опадать с деревьев, пролетали стаи птиц)Как изменилась река в ноябре? (Реку стал сковывать лед) Что за таинственный враг появился в лесу? (Полярная сова)Почему сова была таинственным врагом? (Она видит хорошо как днем, так и ночью, летает бесшумно и ее трудно заметить на снегу.) Чем заканчивается путешествие синички? ( Елкой у Манюни, встречей Нового года.Чьи слова?
Ты летай себе по садам, полям и лесам, летай да присматривайся, что кругом делается. (Старого Воробья)
… Бегала я в куче хвороста под снегом, да вдруг и провалилась в глубокую яму…(лесная мышь)
.. Нельзя же так топать по сухим, хрустким листьям! Я думал, что лиса бежит или волк. (Зайца)
.. Марш отсюда! Ты чуть моего птенчика не погубила. Разве можно давать маленькому целую бабочку? Даже крылья ей не оторвала! (Щеглихи)
Узнай героев
В поле, в кустах, жили — красивые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зерна из-под снега выкапывала. (Куропатки)Сидят на проталинах черные, с белыми носами. Ходят важные, тугим пером поблескивают, носами землю ковыряют: червяков да личинок из нее потаскивают (Грачи)Тут прилетела тоненькая черно-белая птичка, бегает по берегу, длинным хвостиком покачивает, пищит: — Пи-лик! Пи-лик! И давай еще пуще хвостик раскачивать. (Ледоломка) Он не тужил, что не умеет петь: отыщет сучок посуше и так лихо барабанит по нему носом, что по всему лесу слышна звонкая барабанная дробь. (Дятел)И ходят на болоте такие большие птицы, каких никогда еще Зинька не видела, — прямо с баранов ростом, и шеи у них долгие-долгие.(Журавли)Она одинаково хорошо видит и днем и ночью. И от ее когтей нет спасенья ни мыши, ни куропатке, ни зайцу на земле, ни белке на дереве. Летает она совсем бесшумно, а как ее трудно заметить, когда кругом снег (Полярная сова)
Наша русская природа очень красива. Каждый месяц синичка замечает изменения, которые происходят в лесу, в поле, на речке. Посмотрим глазами синички, что происходит в течение каждого месяца, и попробуем угадать, когда это бывает.
Солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег. И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нём куропаткам: мелок стал. (март) А это самый хороший месяц и для птенцов, и для зверят, потому что кругом всего очень много: и солнечного света, и тепла, и разной вкусной еды (июль) Ивы облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка ещё бежала, но по утрам на ней был ледок. И с каждым морозцем он рос. (ноябрь) Вдруг зашипело вокруг, побежала по лесу позёмка, загудел лес , стало в нём темно как вечером. Откуда ни возьмись налетел ветер, деревья закачались, полетели сугробики с еловых лап, снег выпал, завился – началась пурга.(февраль) Стала Зинька замечать: не только белки, многие зверюшки запасы себе собирают. Мышки-полёвки, хомяки с поля зёрна за щёками таскают в свои норки, набивают свои кладовки. (август) В комнате стояла большая ёлка, вся в огнях, в снегу и в игрушках. Вокруг неё прыгали и кричали дети. (январь)
6. Вспомним эпизоды, когда:
— Синичка проявила любознательность (в январе узнала, что такое кадендарь)
— Синичка проявила доброту и милосердие (в марте — спасла куропаток; пыталась покормить птенчиков; ухаживала за больным Зиньзивером)- Синичка испугалась (в сентябре встретила охотника; в октябре – зайца; в ноябре – страшного врага, который появился в лесу)- Синичка была удивлена (в феврале после ночной пурги; в июне все птицы отгоняли её от своих гнёзд)- Синичка радуется (в марте, приходу весны)- Зинька проявила хозяйственность (в августе делает запасы на зиму)
24
Познавательная экологическая викторина «Синичкин день»
Пояснительная записка к ресурсу |
||
1. |
Автор (ФИО, должность) |
Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей квалификационной категории, г. Новосибирск |
2. |
Название ресурса |
Познавательная экологическая викторина «Синичкин день» |
3. |
Вид ресурса |
Презентация в программе PowerPoint |
4. |
Тип ресурса |
Интерактивная игра |
5. |
Предмет, УМК |
Воспитательная работа/биология/окружающий мир/экология |
6. |
Цель и задачи |
Расширение и углубление знаний обучающихся о синицах, значении их в жизни человека. Воспитание у школьников бережного отношения к пернатым друзьям, стремления помогать зимующим птицам, активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности. -Сформировать у обучающихся представление о празднике «Синичкин день», посвящённом зимующим птицам, через игровую деятельность. -Содействовать воспитанию любви к природе и чувства ответственности за неё. -Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание к зимующим птицам, желание оказать им помощь. -Способствовать самореализации обучающихся в интеллектуально-развивающей деятельности, развитию познавательной и творческой активности, мышления, сообразительности, памяти, расширению кругозора и освоения правил работы в группах. |
7. |
Целевая аудитория |
1-7 классы |
8. |
Актуальность |
Почему этот день (12 ноября) называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Синичкин день по народному календарю отмечается Зиновий Синичник, который ранее на Руси считался праздником охотников и рыбаков. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Русские люди замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день предсказывали погоду по особым приметам: если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. «Покорми птиц зимой — они послужат тебе весной», — говорили наши дедушки и бабушки, имея в виду, что пернатые, спасенные от голода зимой, помогут уберечь грядущий урожай от насекомых-вредителей. Предложенный игровой просветительский ресурс поможет обучающимся узнать новую информацию о синицах и актуализировать уже имеющиеся знания, привлечь внимание подрастающего поколения к зимующим птицам и показать необходимость кормления птиц зимой. |
9. |
Описание ресурса |
Познавательная викторина поможет лучше узнать синиц и провести время с пользой для общего интеллектуального, и экологического развития учащихся. Ресурс рекомендуется использовать как внеклассное мероприятие по биологии/экологии/окружающему миру, или на тематическом классном часе, посвященном экологическому празднику «Синичкин день» (12 ноября). Игра включает в себя 36 вопросов разного типа. Меню игры: 1) викторина о синицах; 2) мини-игра по сказке Виталия Бианки «Синичкин календарь». Правила: если задание без выбора ответа, то проверка происходит по щелчку на поле для ответа. Если задание с выбором ответа, то верный ответ изменит цвет на зелёный, а неверный – на красный Переход к следующему задания происходит по управляющей кнопке в нижнем правом углу слайда. |
10. |
Формы учебной деятельности учащихся |
Групповая/индивидуальная |
11. |
Средства обучения |
Компьютер, экран, мультимедиа, интерактивная познавательная викторина «Синичкин день» |
12. |
Источники информации |
https://phonoteka.org/25888-fon—pticy—zimoj.html https://ru.freepik.com/premium—vector/cartoon—bird—tit—on—branch—rowan—tree—under—the—snowfall_10647759.htm https://raspechatat—raskraski.ru/raskraski—zhivotnyh/sinica/ https://kupidonia.ru/viktoriny—result/test—o—prazdnikah—rossii—sinichkin—den https://obshe.net/posts/id1248.html https://7factov.ru/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%BE-%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%85/ https://zooblog.ru/interesnye—fakty—o—sinitsah/ https://detskiychas.ru/proverbs/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%83/ https://udoba.org/node/3075?language=ru https://papik.pro/klipart/21085-sinichka—klipart-68-foto.html https://gurkov2n.jimdofree.com/%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B/%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5/%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F/ https://www.freepng.ru/png-7i4xwm/ |
Экологическая игра «Синичкин день»
PPTX / 1.36 Мб
Опубликовано 09.11.22 в 11:02 в группе «Классные руководители»
Комментарии (12)
сменить сортировку
Колышкина Елена Владимировна, 09.11.22 в 18:32
4Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Галина Владимировна, за интерес к ресурсу и позитивный комментарий! Буду рада, если игра пригодится коллегам в работе!
Язенина Ольга Анатольевна, 10.11.22 в 01:10
4Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо за новую викторину! Как здОрово, что можно взять готовый шикарный материал и с пользой провести время с детками!
показать все комментарии
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста “Синичкин календарь. Птицы Средней полосы России”.
Авторы:
Рахмангулова Мария Леонидовна
Фарафонова Ирина Владимировна
ГБОУ Школа 2065 ОП Д7 воспитатели
тел: +7-917-512-91-01
Интеллектуальная викторина была выбрана участниками образовательного процесса как завершающее мероприятие познавательного проекта, посвященного изучению птиц Средней полосы России. В соответствии с рекомендациями инновационной программы “От рождения до школы” альтернативные варианты занятий, в отличии от фронтальных, способствуют гораздо более эффективному усвоению материала. Проведение викторины можно приурочить к Международному дню птиц (1 апреля).
Цель викторины: обобщить и закрепить знания детей, приобретенные в ходе проектной деятельности по теме: “Синичкин календарь. Птицы Средней полосы России”.
Развивающие задачи: развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу; содействовать проявлению ассоциативно-образного и логического мышления.
Образовательные задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц, посредством интеграции во все образовательные области; упражнять в различении голосов птиц на слух.
Воспитательные задачи: продолжать развивать интерес и любовь к природе родного края; воспитывать в игре инициативу, умение работать в команде.
Хочется отметить, что к завершению дошкольного детства на базе подготовительной группы удалось сформировать полноценное, эффективное детско-родительское сообщество. Родители — непосредственные участники образовательного процесса, принимают активное участие в жизни группы, выступают в качестве коллег и партнеров образовательного учреждения, главная цель которого — воспитание ребенка. Как следствие, в данном сценарии присутствуют задания для команды родителей (в усложненном варианте).
Предварительная работа: Реализация проектной деятельности: чтение литературы, прослушивание аудиозаписей «голоса птиц», просмотр видеофильмов, создание альбома «Птицы — наши друзья», индивидуальная и коллективная творческая деятельность, организация выставки поделок и рисунков, наблюдение за птицами на территории детского сада, экскурсия в окружающий детский сад парк «Путешествие по «Экологической тропе».
Оборудование и материалы: фонограммы голосов птиц, разрезные изображения птиц по числу команд, изображения птиц для игры “Четвертый лишний” по числу команд, листы бумаги, карандаши (по числу команд).
Ход мероприятия.
Здравствуйте, уважаемые участники викторины! Сегодня мы с вами проведём очень интересную, интеллектуальную и познавательную викторину и посвятим её Международному дню птиц, который проводится 1 апреля. В ходе проекта вы узнали много интересного из жизни птиц и сможете без труда ответить на вопросы викторины. Желаем вам удачи!
Методом жеребьевки дети делятся на 4 команды, 5-я команда избирается из числа родителей. Команды занимают свои места, участникам предлагается придумать название команды (с учетом лексической темы: воробьи, синички и т.п.) и выбрать капитана. Целесообразно напомнить детям о правилах работы в мини-группах: решения принимаются коллективно, отвечает на вопрос капитан команды.
Викторина проходит в несколько этапов, в которых командам предлагаются различные вопросы и задания. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. Судейскую коллегию представляют также родители.
Задание №1. Разминка “Угадай-ка”
1. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (филин, сова).
2. Верно людям я служу, им деревья сторожу, с дерева на дерево летаю, червяков я добываю (дятел).
3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет, хочет сделать шажок, получается прыжок (воробей).
4. Выпал снег, но эта птица снега вовсе не боится, эту птицу мы зовём, красногрудым (снегирём).
5. Спереди – шильце, сзади — вильце, на груди белое полотенце (ласточка). (для родителей)
Задание №2. “Отгадай чей голосок”
Каждой команде предлагается отгадать голос птицы, прослушав фрагмент аудиозаписи:
1. Воробей.
2. Синица.
3. Ласточка.
4. Соловей.
5. Снегирь (для родителей).
Задание №3. “Убери словечко”
Командам предлагается прослушать слова, выявить лишнее и объяснить, почему.
1. Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка.
2. Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.
3. Голубь, голубок, голубизна, голубятня.
4. Сова, совушка, совет, совиный.
5. Задание для родителей: Какая птица носит название приспособления для ловли насекомых? (Мухоловка).
Задание №4. “Грамотейка”
Командам необходимо поставить в слове ударение и разделить его на слоги (для детей, выполняется устно).
1. Сорока.
2. Синица.
3. Ворона.
4. Соловей.
5. Вопрос для родителей: Дополните предложение:
“К весне птенцы клеста уже … (подросли), потому что…(выводятся зимой)”.
Задание №5: “Сказочное”
1. Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточку);
2. В какую птицу превратился Гадкий утёнок? (в лебедя);
3. С какими птицами летела лягушка-путешественница? (с утками);
4. Как называется сказка «о раненой уточке»? (Серая шейка).
5. Вопрос для родителей: Как называется романтическая сказка-новелла из первого сборника “Детские и домашние сказки” братьев Гримм? (Король Дроздобород).
Команды приглашаются для физкультминутки “Шустрая синица”.
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку. (присели на корточки)
Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы вправо-влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки вокруг себя)
Тири-тири, тень-тень-тень.
Задание №6 “Четвертый лишний”.
Каждой команде даётся по 4 картинки с изображением птиц, одна птица не соответствует другим, по категории: перелётные, зимующие, домашние.
Задание №7 “Сосчитай-ка”
Каждой детской команде предлагается решить математическую задачу и записать решение и ответ на листе бумаги.
“К кормушке прилетели пообедать 8 снегирей и 2 синицы, но 3 снегиря улетели к другой кормушке, сколько всего птиц осталось?”
Задание для родителей:
“На электрических проводах сидело 7 голубей. Два из них улетели, чуть позже один вернулся. Через какое-то время решили улететь еще три голубя. Сколько птиц осталось на проводах?” (На проводах осталось 6 голубей, то, что три решили улететь, еще не значит, что они улетели).
Задание №8 “Собирай-ка”
Каждой команде предлагается собрать из разрезанных частей изображение птицы.
Задание №9 “Соображай-ка”
1. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушка).
2. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист).
3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок).
4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж).. 5. Задание для родителей: У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица-ремез).
По завершении викторины жюри объявляет результаты, выигравшая команда получает главный приз, остальные участники поощрительные призы.
Список использованной литературы:
1.Произведения В.В. Бианки: Лесные домишки, Синичкин календарь, Высокая горка.
2.Авторские и народные сказки отечественных и зарубежных писателей о птицах.
3.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
4.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
5.Интернет-ресурсы.